Что необходимо для выращивания растений. Что нужно растениям
Что нужно растениям для хорошего роста и урожайности
В большинстве случаев письма приходят в течение одной минуты, но иногда для этого требуется до 10 минут. Возможно письмо еще не успело прийти. Проверьте пожалуйста внимательно папку Входящие (Inbox). В некоторых случаях письмо может попасть в папку Спам (Spam).
Логин или e-mail: Или войдите с помощью этих сервисов:Что нужно растению? - Выращивание растений на гидропонике.
Что же нужно растению для роста и развития? He каждый садовод cмoжeт правильно ответить на этот вопрос. Многие скaжyт: "земля и вода", и будут правы лишь отчасти, забыв o воздухе и солнцe. Давайте все-таки разберемся, что на самом деле нужно растению.
Для начала заглянем в историю, чтобы проследить путь науки в этом вопросе. Первым задумался об этом Аристотель, но поскольку он заблуждался пологая, что растения полyчaют вещества yжe в органической форме, мы результатами eгo трудов интересоваться не будем. Следующий ученый, исследования которого пролили свет на интересующий нас вопрос, был Жан Баптист Ван Гельмонт (1575 - 1642). Он провел опыт длительностью 5 лет, получил важный для нас результат, но неправильно истолковал его и пришел к неверным выводам. Сам опыт был таков: Bан Гельмонт взял 200 фунтов чистой, прокаленной (чтобы исключить вес воды) земли, насыпал ее в бочку и посадил в нее ветвь ивы весом в 5 фунтов. Покивал он ее только дождевой водой, бочку он накрыл плотной крышкой с отверстиями для полива, чтобы исключить попадание в нее насекомых и пыли. Через 5 лет выросший куст был извлечен из бочки, очищен от земли и взвешен. Вес его оказался 164 фунта. Земля была прокалена и также взвешена, вес ее уменьшился всего на 2 унции. Как я уже упоминал, Ван Гельмонт сделал из этого опыта неверные выводы, решив, что растение взяло все необходимые вещества из воды.
Следующий шаг в решений интересующего наc вопроса сделал профессор медицины Джон Вудворд (1665 - 1828). B 1699 году он выращивал перечную мяту на растворе дождевой воды и воды из Темзы, к которой еще и примешивал некоторое количество земли. Он определял вес растений при посадке, а затем при уборке их из сосудов. Вудворд сделал правильный вывод: "Растения образуются не из воды, а из какого-то почвенного материала".
И наконец, последние ученые, которые нас интересуют: ботаники Ф. Кноп и Ю. Закс, которые в 1856 г. таки выяснили, какие именно химические элементы нужны растениям.
На этом экскурс в историю, пожалуй, окончим и перейдем к делу. Итак, не задавая больше вопросов, перечислим, что же нужно растению. Конечно же, вода. Она растворяет находящиеся в земле соли, способствует их перемещению по растению (и не только солей находящихся в земле, а и веществам, образующимся в растении), и, расщепляясь, дает кислород и водород.
Далее солнце, точнее свет. Главный двигатель процесса фотосинтеза. Солнце так же дает тепло, также необходимое растению для нормального течения химических реакций.
Воздух, точнее содержащийся в нем оксид углерода. Поглощаясь листьями, перерабатываясь в процессе фотосинтеза, углерод является главным строительным элементом (наряду с кислородом и водородом) всех органических веществ.
И, наконец, земля. Почему же я поставил ее в конец списка? Да потому, что из земли поглощается самое меньшее количество химических веществ среди всех перечисленных источников веществ. Земля несет в себе 2 функции: является опорой для растений и складом питательных веществ, которых нужно совсем не много.
А теперь проведем мысленный эксперимент. Допустим, мы взяли куст помидора, он уже отплодоносил и нам больше не нужен. Очистим его корни от земли, чтобы не было ничего лишнего. Взвесим его (как это сделал в свое время Bан Гельмонт), результат запишем. Теперь положим его на солнце (или в другое жаркое место), нам необходимо выпарить из него всю воду желательно так, чтобы не разложились органические вещества. И снова взвесим. Потеря веса составит 75-90%. Теперь наш куст состоит из органических веществ (в основном клетчатка), без воды, так называемое 'сухое вещество'. B среднем сухое вещество состоит из 45% углерода, 42% кислорода, 6.5% водорода, 1.5% азота и примерно 5% золы. Углерод, кислород, водород и азот могут 'сгореть', если попытаться сжечь наш куст, что является следующим шагом в нашем мысленном опыте. B этом случае остаются уже упомянутые 5% золы (у водорослей количество золы может достигать 98 %!).
Таким образом, мы исключили все, что получено из воздуха и воды. Осталось только то, что было получено из земли (как мы знаем углерод, кислород и водород растение получает из воздуха и воды), всего 5-10%. Стоит заметить, что зола - смесь оксидов, и на самом деле количество получаемых из земли веществ меньше 5%.
Мы подобрались к самому главному, к тому, что растение получает из земли. Вещества делятся на макроэлементы и микроэлементы. Макроэлементы: азот (N), фосфор (P), калий (K) и магний (Mg). Иx соотношение должно быть
N : P: K : Mg = 1 : 0.5 : 2 : 0.3
K микроэлементам относятся: литий (Li), медь (Cu), бop (B), алюминий (Al), цинк (Zn), титан (Ti), никeль (Ni), кобальт (Co) и многие другие. Их требуется небольшое количество. Bсе эти вещества находятся в почве в виде солей.
Начну я, пожалуй, с микроэлементов, потому что о них короче. Их растению требуется совсем немного, но они жизненно необходимы ему, так как без них не будут происходить важные процессы образования веществ. К микроэлементам относятся: литий, медь, бор, алюминий, цинк, титан, никель, кобальт и многие другие.
B следующей главе будут приведены рецепты растворов, среди них и рецепт микроэлементов Хогланда, взглянув на него вы поймете насколько ничтожно потребление растением микроэлементов.
Макроэлементы - главные источники строительного материала растения после углерода, водорода и кислорода. К ним относятся фосфор, азот, калий и магний. Их соотношение должно быть
N : P: K : Mg=1 : 0.5 : 2 : 0.3
Как недостаток, так и избыток микро и макроэлементов могут губительно сказаться на растении. Недостаток макроэлементов служит причиной пожелтения листьев, при этом первыми страдают старые нижние листья. При недостатке же микроэлементов страдают верхние молодые листья. Недостаток многих элементов можно определить визуально по внешнему виду растения.
* нехватка АЗОТА характеризуется медленным ростом надземных органов и корней, мелкими листьями желтовато-зеленого цвета в начале роста и желтыми и оранжевыми в конце развития. Листья опадают преждевременно. У растений мало боковых побегов, отмирают боковые почки, сокращается количество цветков, резко падает урожай. * недостаток ФОСФОРА характеризуется примерно аналогичными признаками. Значительно ограничивается рост корней и надземной части. Растения имеют короткие и тонкие побеги, происходит преждевременное опадание листьев. Листья становятся пурпурными или с коричневыми пятнами, на краях листьев появляются бурые ожоги. * недостаток КАЛЬЦИЯ особенно проявляется на молодых листьях, их кончики загибаются, края закручиваются и имеют неправильную форму. На листьях появляются бурые ожоги или пятна. Часто отмирают точки роста, затрудняется развитие корней, они становятся студенистыми. Иногда отмирают стебли и листья. * недостаток МАГНИЯ наиболее ярко проявляется на старых листьях. Они становятся хлоротичными, увядают или опадают в не увядшем состоянии. Растение может потерять много листьев. * недостаток КАЛИЯ характеризуется тусклой синевато-зеленоватой окраской листьев. На старых листьях буреют кончики, появляются ожоги и коричневые пятна, края листьев закручиваются, задерживается рост растений. * недостаток МАРГАНЦА характеризуется хлорозом. При сильном голодании листья скручиваются, обесцвечиваются и только жилки остаются зелеными.
Питательные вещества в земле находятся в виде солей, реже оксидов. Но не все химические элементы идут на питание растений. Хоть растения могут использовать почти любые органические и неорганические соединения азота, но все же отдают предпочтение NO3- и Nh5+, сера поглощается в виде иона SO4-2, фосфор в видe PO4-3, калий в видe K+, a кальций в видe Ca+.
Корни поглощают воду с удобрениями, разносящимися по стеблю растения, словно кровь по венам и артериям.
Жидкость проходит через корни силой всасывания, возникающей, когда она испаряется из листьев. Если испаряется много, корни поглощают больше воды. Когда мало - поглощают меньше.
gidroponika.com
Что необходимо для выращивания растений
Для успешного выращивания растений существуют 5 важных факторов. Эти факторы: свет, вода, тепло, питание и субстрат.
Свет. Свет необходим каждому без исключения растению, так как они растут за счет фотосинтеза. Однако, потребность в количестве и качестве освещения у каждого растения разная. Поэтому растения разделяют наследующие группы:
- солнцелюбивые – эти растения любят открытые солнечные места;- светолюбивые – им нужно большое количество света, но они не всегда любят прямые солнечные лучи, так как они могут обжечь листву;- теневыносливые – это растения относительно светолюбивые, но способные успешно развиваться в тенистых местах;- тенелюбивые – растения, которые не переносят открытых солнечных лучей, не нуждаются в большом количестве света и требуют затенения.Каждое растение может относиться сразу к нескольким группам. Часто встречаются подобные комбинации: солнцелюбивое и светолюбивое, светолюбивое и теневыносливое.
Вода. Потребность разных растений в воде также различна. Одни растения требуют высокой влажности почвы и воздуха. Это, как правило, влаголюбивые обитатели тропических лесов, которые часто в последствии становятся комнатными растениями. Другие растения требуют высокой влажности почвы, а к влажности воздуха не требовательны. Третьи требуют умеренного полива. Четвертые являются засухоустойчивыми и могут переносить длительные периоды засухи. К четвертому типу относятся, например, кактусы и суккуленты. Они могут месяцами обходиться без воды, так как у них очень сочные листья. В комнатном цветоводстве кактусы вообще не поливают в период с ноября по март, так как в это время кактус уходит на зимовку и приостанавливает свое развитие. Полив в это время года опасен для кактусов, так как они могут загнить.
Тепло. Каждый вид растений успешно развивается при оптимальной именно для него температуре. Но, при минусовой температуре, когда вода замерзает, не может расти не одно растения. Однако, существует множество растений, которые не погибают при заморозках, а лишь приостанавливают свою жизнедеятельность. Так, например, в горах температура днем может быть очень высокой (до 35-40 градусов), а ночью опускается ниже нуля. Произрастающие в горах растения научились на ночь приостанавливать ход соков, а с дневным оттаиванием продолжать свой рост. Но и в наших краях многие растения могут зимовать в открытом грунте, а весной снова пускаться в рост.
По потребности в тепле и устойчивости к заморозкам растения разделяют на теплолюбивые,холодостойкие и морозостойкие.
Питание. Каждое растение имеет определенную потребность в питательных веществах и различных минералах. В природе они получают все необходимые элементы из почвы и воды. В культуре многие растения дополнительно подкармливают удобрениями. В зависимости от потребности в веществах, растения относят к различным группам.
Есть три основных элемента необходимых растению для успешного роста и развития: Азот (N), Фосфор (P) и Калий (K). Они входят в состав, так называемых, органических удобрений. Они могут быть как по отдельности, так и в комплексе. На упаковках удобрений указывается как NPK.
Помимо этих основных веществ, растению требуются такие элементы как железо, медь, цинк, бор и т.д. Они входят в состав минеральных удобрений.
Субстрат. Субстратом называют грунт, в котором растет и развивается растение. Самый распространенный вид субстрата – это почвенный грунт, в который могут входить торф, глина, чернозем, песок, перегной и т.д. Некоторые растения развиваются в каменистом грунте, в котором только 20% почвы, а остальные 80% – мелкие камешки и крупный песок. А, например, орхидеи выращивают в субстрате из древесной коры, так как в дикой природе орхидеи растут прямо на ветвях тропических деревьев-гигантов, чтобы быть поближе к солнцу.
Последние десятилетия активно развивается агротехника на гидропонике. Растения, выращенные в гидропонных системах, растут быстрее и дают больший урожай. Для субстрата в таких системах используют хорошо дренирующие материалы: песок, керамзит, перлит, вермикулит и т.д.
Что такое открытый и закрытый грунт? С открытым грунтом все просто – это выращивание растений на открытом воздухе. Этот способ надежен и эффективен для выращивания растений нашей полосы, однако многие теплолюбивые растения невозможно успешно культивировать в наших краях. Именно поэтому появилась необходимость в защищенном (закрытом) способе выращивания. Под защищенным грунтом может подразумеваться, как обычное пленочное укрытие, так и оранжерея с искусственным освещением, собственным отоплением, оснащенная системами полива и вентиляции. Несмотря на то, что защищенный грунт дороже и сложнее в эксплуатации, он позволяет круглогодично выращивать разнообразные растения в северных широтах.
Комментарии отсутствуют.Станьте первым, кто оставит свой комментарий.
cemkin.ru
Что нужно для развития растения?
И в самом деле, что нужно для развития растения, чего им требуется, чего не хватает.Для нормального процесса жизнедеятельности любых растений, и комнатных и садовых, необходим комплекс макро- и микроэлементов. Недостаток или избыток, которых может проявляться в изменении окраски листьев, преждевременном их опадении, в изменении формы и окраски цветков и быстрого их увядания.
Конечно не секрет и нам известно ещё со школьной программы что растения нуждаются в азоте, фосфоре, а так же надо калий, кальций, магний, железо… И это далеко не полный список элементов не обходимых для полноценного роста и цветения. Несмотря на то, что концентрация таких элементов как сера медь цинк, йод, бор, кобальт несколько ниже, растение в них так же сильно нуждается, и недооценивать их значение не стоит. Следует помнить, что недостаток одного элемента питания не может быть компенсировать избытком другого.
АЗОТ.
Если в питании растения дефицит азота – это негативно сказывается на внешнем виде растения. У растения замедляется, а современен, и вовсе прекращается рост побегов и корней. Листья мельчают и приобретают желтоватую окраску, бутоны опадают.А если избыточная концентрация азота, то растение активно наращивает вегетативную массу, часто в ущерб цветению. Листья приобретают тёмно-зеленый цвет. Якобы и ничего, красивая вегетативная часть, но всё-таки избыток азота может привести к ослаблению иммунитета.
ФОСФОР.
Фосфор необходим для образования бутонов и соцветий на растении, при его недостатке цветение откладывается, а может и вовсе не настать. Так же замедляется рост, листья приобретают голубовато- фиолетовый оттенок.А при избытке фосфора у растения начинается скручивание, сморщивание, пожелтение, а так же преждевременное отделение нижних листьев от стебля.
КАЛИЙ.
При недостатке калия и фосфора, края листьев приобретаю, светлую жёлто-коричневую окраску, при этом центр листа остаётся здоровым, зелённым. Замедляется рост, мельчают соцветия. Так же ослабляет иммунная система растения, и оно легко подвергается различными заболеваниями.При его избытке наблюдается процесс образования листьев и бутонов из одной пазухи.
КАЛЬЦИЙ.
При недостатке кальция страдают в основном молодые листья, их кончики закручиваются и форма искажается. Бывает, что на них появляются либо желтые, либо коричневые пятна. Например, у кактусов, когда недостаточно в грунте калия, слабо развивается опушение и слабые колючки. Тоже замедляется рост.При его избытке растение плохо усваивает магний, железо, марганец.
ЖЕЛЕЗО.
При его недостатке у растения начинается хлороз, вся поверхность листа стаёт жёлтой или бледно-бледно зелёной. Сначала этот процесс появляется на молодых листьях, а затем и на старых листьях.
www.myhome-flowers.ru
Что необходимо растениям для жизни, фотосинтез, физиология растений
Посеем в почву семя любого растения и хорошо польем его. Через несколько дней из земли покажется проросток, он желтоватого цвета, но на свету очень быстро становится зеленым. Что означает эта перемена? Сначала проросток жил еще за счет запасов питательных веществ (жира, крахмала, белков), которые накопило для него в семенах материнское растение. А теперь он начал самостоятельную жизнь: в нем на свету происходит фотосинтез. Крошечное зеленое растеньице, поглощая углекислый газ и воду, строит из них, используя энергию солнечных лучей, углеводы, сахар и крахмал, а часть кислорода воды выделяет в атмосферу.
Чем же питается растение и откуда берет оно остальные питательные вещества? Известно, что в состав протоплазмы клеток растения входят белки. Значит, растение должно получать материал для построения белков — азот. Азот растение берет из почвы в виде солей азотной кислоты и аммония. Из этих солей и созданных в процессе фотосинтеза углеводов в растении образуются белки — вещества, составляющие основу всего живого. Этой замечательной способностью — из углекислого газа и воды под влиянием солнечной энергии создавать сложные органические вещества — углеводы, а из углеводов и минерального азота образовывать белки — зеленое растение и отличается от животного организма.
Однако растению нужны соли, содержащие не только азот, но и другие минеральные вещества, в состав которых входят химические элементы: фосфор, сера, калий, железо, кальций, магний. Кроме того, в ничтожных количествах ему нужны и микроэлементы: бор, цинк, медь, молибден, марганец и др.
Воды растению нужно очень много, ведь его тело больше чем на 80% состоит из воды. Но усваивает оно лишь 2—3% поглощенной воды, остальные 98—97% ее все время испаряются с поверхности растения. Такая трата воды только на первый взгляд кажется бесполезной.
Опыт показывает, что, постоянно испаряя воду, растение защищает себя от перегревания. Лишь очень устойчивые к повышению температуры тела растения, например кактусы, испаряют мало воды. Если бы пшеница испаряла воду так же слабо, она быстро погибла бы в жаркий солнечный день. Измерьте температуру пшеницы, и она окажется примерно одинаковой с температурой окружающего воздуха. А у кактуса в солнечный день температура будет на 5—15° выше температуры воздуха. У этого обитателя знойных пустынь температура тела может достигать 62—65°, а пшеница, если нагреется выше 45°, погибнет через несколько минут.
Физиология растений
Наука, изучающая жизнь растений, называется физиологией растений. Основоположником этой науки в нашей стране был Климент Аркадьевич Тимирязев, профессор Московского университета и Петровской земледельческой и лесной академии (ныне Московская сельскохозяйственная академия им. Тимирязева). Он считал, что физиология растений и агрохимия составляют основу рационального, т. е. правильного, растениеводства. Его исследования процесса фотосинтеза вошли в золотой фонд мировой науки.
Сейчас физиологи растений уже знают, как питается, растет и развивается растение. Но перед наукой встала еще и другая задача, решение которой имеет важное значение для земледелия: одинакова ли потребность различных растений в количестве и качестве питательных веществ, в солнечном свете, тепле и других жизненных условиях?
Основные закономерности жизни растений изучает общая физиология растений, а изучением своеобразия жизни отдельных видов и даже сортов культурных растений — хлопчатника, кукурузы, сахарной свеклы, пшеницы и др. — занимается частная физиология растений. Основоположником этой области науки о жизни растений тоже был К. А. Тимирязев. В замечательной книге «Земледелие и физиология растений» он показал, как важно для успеха в земледелии изучать жизнь растений. В одной из глав своей книги Тимирязев описал строение и жизнь льна и показал, как применить эти знания в агрономии. По существу эта работа К. А. Тимирязева была первым обобщением по частной физиологии растений.
Много важнейших вопросов, тесно связанных с практикой земледелия, решили физиологи растений.
Оказывается, отдельные виды растений, например пшеница и фасоль, и даже отдельные сорта отличаются друг от друга потребностями в минеральном питании. Для примера возьмем потребность фасоли и пшеницы в минеральных элементах, знать которую необходимо, чтобы правильно удобрять почву под эти культуры и получать хороший урожай. Для фасоли надо много калия и фосфора, для пшеницы — азота и фосфора, но последнего несколько меньше, чем для фасоли. Фасоль не нуждается в азотном удобрении: азотом снабжают ее клубеньковые бактерии, живущие на корнях. Однако не всегда в почве есть эти бактерии. Чтобы на корнях обязательно образовались клубеньки, надо почву заразить этими бактериями. Такое бактериальное удобрение — нитрагин — изготовляется на заводах.
Для роста и развития растениям необходим свет. Если в поле очень загущен посев, то урожай получится плохой. Надо сеять так, чтобы растения не мешали друг другу. Поэтому очень важно для каждого вида растений установить норму высева семян на единицу площади.
Для одной и той же культуры необходим разный уход в зависимости от того, находится ли она в поливных (орошаемых) или неполивных (богарных) условиях.
Пшенице при орошении нужно больше элементов минерального питания, так как она дает больший урожай. Разные виды хлопчатника в Средней Азии нуждаются в различном количестве воды. Более скороспелому виду хлопчатника — упланду — нужно 5—6 тыс. м3 воды на гектар посева, а более позднеспелому виду — египетскому — 8—10 тыс. м3. Поливы очень важно делать вовремя, от этого во многом зависит урожай. Лучше всего «спросить» само растение, когда ему нужен полив. Физиологи растений определяют время полива по концентрации выжатого из растения сока. Делается это в несколько минут при помощи прибора рефрактометра. Когда концентрация сухого вещества в соке достигнет величины около 10%, растение надо поливать. Опыт показал, что полив, проведенный на такой строго научной основе, сильно повышает урожай хлопчатника.
В засушливых районах нужно высевать более засухоустойчивые сорта растений. Определить, какие же сорта лучше отвечают этим требованиям, тоже помогают физиологи растений.
Мы знаем, что просо более засухоустойчиво, чем ячмень, а ячмень более засухоустойчив, чем пшеница. Обезвоживание и перегрев клеток засухоустойчивые растения переносят лучше, чем не устойчивые к засухе, и даже в условиях засухи дадут лучший урожай. Если сравнить два сорта мягких устойчивых пшениц, например сорта Альбидум 43 и Пиротрикс, то их физиологические признаки говорят о том, что сорт Альбидум устойчив как к обезвоживанию, так и к перегреву, а сорт Пиротрикс более устойчив к обезвоживанию и менее устойчив к перегреву.
Можно ли повысить устойчивость растений к засухе? Оказывается, можно. Ученые-селекционеры выводят специальные засухоустойчивые сорта. Важна и закалка семян. Ученые установили, что переносить засуху растениям помогают и удобрения, в частности содержащие микроэлементы (бор и цинк), наряду, конечно, с агротехникой, способствующей задержанию воды в почве (снегозадержание), правильная обработка почвы, борьба с сорняками, которые расхищают влагу.
Засоление почвы
В засушливом климате очень большой урон посевам приносит и засоление почвы. С засолением почвы борются, вымывая из почвы избыток солей в зимнее время большими порциями воды. Кроме того, можно увеличить продуктивность самого растения на засоленных почвах, приспособив к ним культурные растения. Селекционеры еще не добились хороших результатов в выведении солеустойчивых сортов. И здесь им на помощь пришли физиологи растений, они нашли причину этих неудач. Дело в том, что почва в разных местах засоляется разными солями. В одном месте преобладает хлористый натрий (хлоридное засоление), в другом — сернокислый натрий (сульфатное засоление), в третьем — углекислый натрий (сода).
Оказывается, растения, по-разному приспособляются к той или иной засоленной почве, т. е. обмен веществ в них идет по-разному. На хлоридном засолении обмен падает, замедляется, на сульфатном — возрастает. Естественно, что и селекцию надо вести применительно к разным типам засоления почвы. В Средней Азии каждая большая долина имеет свой тип засоления. Например, в Голодной степи преобладает хлоридное засоление, а в Ферганской — сульфатное. Очевидно, и агротехника, и методы селекции должны быть для этих почв разные — применительно к типу засоления.
Вот какие важные для земледелия вопросы решает наука, которая называется частной физиологией растений.
Но много еще не разгаданных наукой тайн жизни растений надо открыть и сделать достоянием человечества. Может быть, для кого-нибудь из вас, наши читатели, разгадка одной из таких тайн станет делом всей жизни.
www.what-this.ru
Что нужно растению? - Выращивание растений на гидропонике.
Что же нужно растению для роста и развития? He каждый садовод cмoжeт правильно ответить на этот вопрос. Многие скaжyт: "земля и вода", и будут правы лишь отчасти, забыв o воздухе и солнцe. Давайте все-таки разберемся, что на самом деле нужно растению.
Для начала заглянем в историю, чтобы проследить путь науки в этом вопросе. Первым задумался об этом Аристотель, но поскольку он заблуждался пологая, что растения полyчaют вещества yжe в органической форме, мы результатами eгo трудов интересоваться не будем. Следующий ученый, исследования которого пролили свет на интересующий нас вопрос, был Жан Баптист Ван Гельмонт (1575 - 1642). Он провел опыт длительностью 5 лет, получил важный для нас результат, но неправильно истолковал его и пришел к неверным выводам. Сам опыт был таков: Bан Гельмонт взял 200 фунтов чистой, прокаленной (чтобы исключить вес воды) земли, насыпал ее в бочку и посадил в нее ветвь ивы весом в 5 фунтов. Покивал он ее только дождевой водой, бочку он накрыл плотной крышкой с отверстиями для полива, чтобы исключить попадание в нее насекомых и пыли. Через 5 лет выросший куст был извлечен из бочки, очищен от земли и взвешен. Вес его оказался 164 фунта. Земля была прокалена и также взвешена, вес ее уменьшился всего на 2 унции. Как я уже упоминал, Ван Гельмонт сделал из этого опыта неверные выводы, решив, что растение взяло все необходимые вещества из воды.
Следующий шаг в решений интересующего наc вопроса сделал профессор медицины Джон Вудворд (1665 - 1828). B 1699 году он выращивал перечную мяту на растворе дождевой воды и воды из Темзы, к которой еще и примешивал некоторое количество земли. Он определял вес растений при посадке, а затем при уборке их из сосудов. Вудворд сделал правильный вывод: "Растения образуются не из воды, а из какого-то почвенного материала".
И наконец, последние ученые, которые нас интересуют: ботаники Ф. Кноп и Ю. Закс, которые в 1856 г. таки выяснили, какие именно химические элементы нужны растениям.
На этом экскурс в историю, пожалуй, окончим и перейдем к делу. Итак, не задавая больше вопросов, перечислим, что же нужно растению. Конечно же, вода. Она растворяет находящиеся в земле соли, способствует их перемещению по растению (и не только солей находящихся в земле, а и веществам, образующимся в растении), и, расщепляясь, дает кислород и водород.
Далее солнце, точнее свет. Главный двигатель процесса фотосинтеза. Солнце так же дает тепло, также необходимое растению для нормального течения химических реакций.
Воздух, точнее содержащийся в нем оксид углерода. Поглощаясь листьями, перерабатываясь в процессе фотосинтеза, углерод является главным строительным элементом (наряду с кислородом и водородом) всех органических веществ.
И, наконец, земля. Почему же я поставил ее в конец списка? Да потому, что из земли поглощается самое меньшее количество химических веществ среди всех перечисленных источников веществ. Земля несет в себе 2 функции: является опорой для растений и складом питательных веществ, которых нужно совсем не много.
А теперь проведем мысленный эксперимент. Допустим, мы взяли куст помидора, он уже отплодоносил и нам больше не нужен. Очистим его корни от земли, чтобы не было ничего лишнего. Взвесим его (как это сделал в свое время Bан Гельмонт), результат запишем. Теперь положим его на солнце (или в другое жаркое место), нам необходимо выпарить из него всю воду желательно так, чтобы не разложились органические вещества. И снова взвесим. Потеря веса составит 75-90%. Теперь наш куст состоит из органических веществ (в основном клетчатка), без воды, так называемое 'сухое вещество'. B среднем сухое вещество состоит из 45% углерода, 42% кислорода, 6.5% водорода, 1.5% азота и примерно 5% золы. Углерод, кислород, водород и азот могут 'сгореть', если попытаться сжечь наш куст, что является следующим шагом в нашем мысленном опыте. B этом случае остаются уже упомянутые 5% золы (у водорослей количество золы может достигать 98 %!).
Таким образом, мы исключили все, что получено из воздуха и воды. Осталось только то, что было получено из земли (как мы знаем углерод, кислород и водород растение получает из воздуха и воды), всего 5-10%. Стоит заметить, что зола - смесь оксидов, и на самом деле количество получаемых из земли веществ меньше 5%.
Мы подобрались к самому главному, к тому, что растение получает из земли. Вещества делятся на макроэлементы и микроэлементы. Макроэлементы: азот (N), фосфор (P), калий (K) и магний (Mg). Иx соотношение должно быть
N : P: K : Mg = 1 : 0.5 : 2 : 0.3
K микроэлементам относятся: литий (Li), медь (Cu), бop (B), алюминий (Al), цинк (Zn), титан (Ti), никeль (Ni), кобальт (Co) и многие другие. Их требуется небольшое количество. Bсе эти вещества находятся в почве в виде солей.
Начну я, пожалуй, с микроэлементов, потому что о них короче. Их растению требуется совсем немного, но они жизненно необходимы ему, так как без них не будут происходить важные процессы образования веществ. К микроэлементам относятся: литий, медь, бор, алюминий, цинк, титан, никель, кобальт и многие другие.
B следующей главе будут приведены рецепты растворов, среди них и рецепт микроэлементов Хогланда, взглянув на него вы поймете насколько ничтожно потребление растением микроэлементов.
Макроэлементы - главные источники строительного материала растения после углерода, водорода и кислорода. К ним относятся фосфор, азот, калий и магний. Их соотношение должно быть
N : P: K : Mg=1 : 0.5 : 2 : 0.3
Как недостаток, так и избыток микро и макроэлементов могут губительно сказаться на растении. Недостаток макроэлементов служит причиной пожелтения листьев, при этом первыми страдают старые нижние листья. При недостатке же микроэлементов страдают верхние молодые листья. Недостаток многих элементов можно определить визуально по внешнему виду растения.
* нехватка АЗОТА характеризуется медленным ростом надземных органов и корней, мелкими листьями желтовато-зеленого цвета в начале роста и желтыми и оранжевыми в конце развития. Листья опадают преждевременно. У растений мало боковых побегов, отмирают боковые почки, сокращается количество цветков, резко падает урожай. * недостаток ФОСФОРА характеризуется примерно аналогичными признаками. Значительно ограничивается рост корней и надземной части. Растения имеют короткие и тонкие побеги, происходит преждевременное опадание листьев. Листья становятся пурпурными или с коричневыми пятнами, на краях листьев появляются бурые ожоги. * недостаток КАЛЬЦИЯ особенно проявляется на молодых листьях, их кончики загибаются, края закручиваются и имеют неправильную форму. На листьях появляются бурые ожоги или пятна. Часто отмирают точки роста, затрудняется развитие корней, они становятся студенистыми. Иногда отмирают стебли и листья. * недостаток МАГНИЯ наиболее ярко проявляется на старых листьях. Они становятся хлоротичными, увядают или опадают в не увядшем состоянии. Растение может потерять много листьев. * недостаток КАЛИЯ характеризуется тусклой синевато-зеленоватой окраской листьев. На старых листьях буреют кончики, появляются ожоги и коричневые пятна, края листьев закручиваются, задерживается рост растений. * недостаток МАРГАНЦА характеризуется хлорозом. При сильном голодании листья скручиваются, обесцвечиваются и только жилки остаются зелеными.
Питательные вещества в земле находятся в виде солей, реже оксидов. Но не все химические элементы идут на питание растений. Хоть растения могут использовать почти любые органические и неорганические соединения азота, но все же отдают предпочтение NO3- и Nh5+, сера поглощается в виде иона SO4-2, фосфор в видe PO4-3, калий в видe K+, a кальций в видe Ca+.
Корни поглощают воду с удобрениями, разносящимися по стеблю растения, словно кровь по венам и артериям.
Жидкость проходит через корни силой всасывания, возникающей, когда она испаряется из листьев. Если испаряется много, корни поглощают больше воды. Когда мало - поглощают меньше.
gidroponika.com
Критерии успеха: | Все учащиеся смогут: Определить, какие условия необходимы для роста растений. Большинство учащихся смогут: Исследовать условия для жизни растений, ухаживать за комнатными растениями. Некоторые учащиеся смогут: Сравнивать предполагаемые и итоговые результаты, выдвигать гипотезы, после сравнивать результаты роста растений при разных условиях и на основе сравнения делать выводы. | Начало урока | Создание положительного эмоционального настроя. Прозвенел уже звонок – начинается урок. В путешествие пойдём, в страну знаний попадём. И в дальнюю дорогу возьмём с собой друзей: Они ведь нам помогут и с ними веселей. Актуализация знаний. - Какие части растения вы знаете? (использование муляжа: части растений) - Для чего нужен корень, стебель, цветок? Во всех ли растениях человек использует плоды? Плоды каких растений люди употребляют в пищу? Целеполагание. - Показать с помощью пантомимы здоровое растение. А как выглядит нездоровое растение? Почему оно стало таким? Чего ему не хватило? Что нужно растениям для роста? - Определите тему урока. | Середина урока | Работа по иллюстрациям. (на одной картинке растение цветущее, на другой – завядшее) - Сравнить растения на обеих иллюстрациях. Какова причина различий? Исследовательская работа. (работа была начата заранее, за несколько дней до урока: 1 растение не поливалось, 2 растение было помещено в плотный целлофановый мешок, 3 – спрятано в тёмный шкаф) - Посмотрите на здоровые растения, которые стоят на подоконниках, шкафах и посмотрите на эти растения. Есть ли разница? Что произошло с подопытными растениями? Как вы думаете, почему? - Что не хватило первому растению? второму? третьему? Какой вывод можно сделать? Вывод: для жизни и роста растениям необходимы: свет, тепло, питание (почва, вода), воздух. Динамическая пауза Просмотр презентации «Растения леса, луга, степи, пустыни». Работа в группах. Задание: 1) рассказать о растениях леса, достаточно ли они получают все условия для жизни и роста? 2) рассказать о растениях поля (луга), достаточно ли они получают все условия для жизни и роста? 1) рассказать о растениях пустыни, достаточно ли они получают все условия для жизни и роста? Способы ухода за растениями. 1) Рыхлить почву (для воздуха). 2) Поливать (для жизни и роста). 3) Питать (для жизни, роста, плодов) 4) Стараться, чтобы для растений было достаточно света. Практическая работа (Г). Задание: продемонстрировать правила ухода за растениями. (учащиеся в группах ухаживают за комнатным растением: протирают пыль, поливают, рыхлят почву, ставят на место, где много света и т.п.) | Учебник, рабочая тетрадь, рисунки, иллюстрирующие воду, почву, солнце; комнатные растения, презентация к уроку |
intolimp.org