Окружающий мир растения. Урок по предмету "Окружающий мир" по теме "Удивительные растения мира"

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Урок окружающего мира " Деревья, растения, травы. Части растений". Окружающий мир растения


Виды растений (3 класс, окружающий мир)

Растительный мир нашей планеты чрезвычайно разнообразен и многообразен. Даже в самых отдаленных уголках земного шара, в местах с очень суровым климатом, можно встретить различные виды растений. Каждое из них смогло приспособиться к окружающей среде, и каждое из них имеет большое значение для природы.

Разнообразие растений

Несмотря на тот факт, что изучение растительного мира ведется очень давно, до сих пор ученые продолжают открывать все новые и новые виды растений. Мир флоры настолько разнообразен и уникален, что не перестает удивлять научный мир уже много лет.

Мир растений

Рис. 1. Мир растений.

Изучением растений и их наблюдением занимается очень интересная наука – ботаника. С ее помощью растительный мир был поделен на царства, классы, порядки, семейства и виды. Подобная структура называется иерархической.

Весь разнообразный мир растений был поделен на следующие виды:

  • водоросли;
  • мхи;
  • папоротники;
  • хвойные растения;
  • цветковые растения.

Виды растений

Деление растений по группам обусловлено их строением, средой обитания и способами размножения.

  • Водоросли – водные растения, которые отличаются от других представителей флоры самым простым строением. Не имея ни корней, ни листьев, ни стеблей, они поглощают питательные вещества из воды всей поверхностью тела.

Летом в природных водоемах можно наблюдать картину, когда вода буквально в считанные дни «зацветает» – теряет свою прозрачность, меняет окраску на насыщенно-зеленую. Такой необычный вид воде придают крошечные водные обитатели – одноклеточные водоросли.

  • Мхи. Это низкорослые растения, высота которых не превышает несколько сантиметров. Структура мхов напоминает губку – они способны впитывать в себя много влаги, благодаря чему являются идеальной растительной «подстилкой» в лесной зоне.

Несмотря на свои скромные размеры, мхи отличаются удивительной выносливостью. Они способны жить в самых неблагоприятных условиях, но предпочитают хорошо увлажненные тенистые места.

Мхи

Рис. 2. Мхи.

  • Папоротники. Эти древние растения чаще всего можно встретить в густых лесах, куда редко пробиваются солнечные лучи, а воздух пропитан влагой. Папоротники могут расти не только в почве, но и на скалах, на песчаном грунте и даже на стволах деревьев. Благодаря своей выносливости и неприхотливости этот вид растений существует на Земле миллионы лет.

Строение у всех папоротников одинаковое, и отличаться между собой они могут только по размерам: в природе встречаются совсем крошечные растения с листьями длиной в пару сантиметров, и настоящие гиганты, вырастающие до 25-30 метров.

  • Хвойные деревья. Главной отличительной чертой этих растений является хвоя – тонкие иголки, которые выполняют роль листьев. Благодаря этой особенности хвойные деревья могут стойко переносить даже самые лютые морозы. Именно поэтому хвойные деревья – ель, сосна, лиственница, кедр – широко распространены в северных районах.

Сосна

Рис. 3. Сосна.

  • Цветковые растения. Среди всех растений отличаются наибольшим разнообразием. Обитают во всех регионах земного шара. Только они способны формировать цветки, затем плоды и семена. С помощью семян цветковые растения размножаются: попадя в землю, семя прорастает, даруя жизнь новому растению.

Что мы узнали?

При изучении темы «Виды растений» по программе 3 класса окружающего мира мы узнали, насколько велико разнообразие растительного мира на нашей планете. Мы выяснили, какие бывают растения, каковы их особенности, чем они отличаются друг от друга.

Тест по теме

obrazovaka.ru

Мир растений таблица (3 класс, окружающий мир)

Мир растений удивительно разнообразен. В природе встречаются самые невероятные представители флоры: гигантские деревья, роскошные цветы с дурманящим ароматом, микроскопические водоросли, гибкие лианы. Но, несмотря на свое внешнее различие, все растения имеют много общего и живут по единым законам.

Общие сведения

С самого начала своего зарождения люди проявляли большой интерес к растениям – основному источнику пищи. Со временем у людей стали накапливаться практические знания: какие растения являются ядовитыми, а какие – нет, когда происходит созревание плодов, как правильно их собирать и хранить и многое другое. Эта информация легла в основу интересной науки – ботаники, которая занимается изучением растений.

Все растения – это живые существа, которые характеризуются следующими признаками:

  • Питание растений происходит из почвы и воздуха.
  • Растения дышат, и не могут обойтись без кислорода.
  • Растения постоянно растут и развиваются на протяжении всей жизни.
  • Как и все живые организмы, растения размножаются.

Все растения – это живые существа

Рис. 1. Все растения – это живые существа.

Растения – это единственные на планете организмы, которые могут производить собственные питательные вещества. Это сложный химический процесс, который называется фотосинтез. Он заключается в том, что растения, поглощая влагу из почвы и углекислый газ из воздуха, под действием солнечного света образуют глюкозу (питательное вещество) и кислород.

Разнообразие растений

На земном шаре так много растений, и все они такие разные, что понадобилась их классификация. Для большего удобства все огромное царство растений было поделено на несколько основных групп.

  • Водоросли. Обитают в воде и имеют самое простое строение. Большинство из них выглядят как тонкие длинные ленты зеленого или бурого цвета. Однако есть и совсем крошечные водоросли, рассмотреть которые можно только под микроскопом.
  • Мхи. «Природная губка», способная впитывать в себя большое количество влаги. Предпочитают жить в затененных влажных уголках леса.

Мох в лесу

Рис. 2. Мох в лесу.

  • Папоротники. Имеют очень красивые листья, напоминающие большие птичьи перья. Все папоротники очень похожи друг на друга, и отличаются только размерами.

Издавна папоротник считался волшебным растением, который мог указывать на зарытые в земле сокровища. Согласно древнему поверью, папоротник зацветал только однажды в году, и в этот момент он обладал наивысшей магической силой. Однако это лишь фантазии и домыслы. На самом деле, ни один папоротник не образует цветки, а размножается он при помощи спор.

  • Хвойные растения. Вместо привычных листьев у таких растений на ветках растет хвоя – тонкие иголочки с плотной кожистой поверхностью. Вместо плодов хвойные деревья образуют шишки, в которых созревают семена. К этой группе растений относится ель, сосна, лиственница, кедр.

Еловая шишка

Рис. 3. Еловая шишка.

  • Цветковые растения. Имеют полноценное строение: корень, стебель, листья, цветки, плоды и семена. Отличаются большим разнообразием видов, это самая многочисленная группа растений, широко распространенная по всему миру.

Таблица “Мир растений”

Группа растений

Корень

Стебель

Листья

Размножение

Особенности жизнедеятельности

Водоросли

Нет

Нет

Нет

Спорами

Живут в воде

Мхи

Нет

Есть

Есть

Спорами

Обитают в сырых местах, очень выносливы

Папоротники

Есть

Есть

Есть

Спорами

Обитают в сырых местах, очень выносливы

Хвойные

Стержневая или мочковатая система

Одеревенелый

Хвоя

Семена образуются в шишках

Почти все являются вечнозелеными растениями

Цветковые

Стержневая или мочковатая система

Травянистый или одеревенелый

Листовая пластинка с черешком

Плоды образуются из цветков с семенами

Очень разнообразны и многочисленны

Что мы узнали?

При изучении темы «Таблица «Мир растений»» по программе 3 класса окружающего мира мы узнали, насколько разнообразны и многочисленны растения. Изучением растительного мира занимается наука ботаника, с помощью которой все растения были разделены на обширные группы.

obrazovaka.ru

Урок по предмету "Окружающий мир" по теме "Удивительные растения мира"

Разделы: Начальная школа

Класс 1

Программа "Гармония"

Учебник-тетрадь "Окружающий мир" О.Б.Поглазова

Цель урока:

  • дать детям сведения об интересных, удивительных растениях;
  • открыть большие возможности для познавательной деятельности младших школьников;
  • воспитывать у учеников бережное отношение к природе.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Раз! Прозвенел звонок. Два! Начался урок. Три! Красиво встать! Четыре, пять! Тихо за парту сесть.

2. Сообщение темы урока.

Учитель. Здравствуйте, дети! Проведем не совсем обычный урок. Урок путешествие.

Чтобы познакомиться с миром растений, внимательно посмотрим вокруг. В деревне, на море, в городе или в лесу окружают цветы, травы и деревья. Это всё растения, на Земле существует великое множество их видов.

Растения живут рядом с нами. Совсем, как люди, которые одеваются и питаются в соответствии с климатом своей страны, растения приспособились к жизни в разных климатических зонах.

Растения разнообразны по размерам, внешнему виду и образу жизни. Одни - гиганты, другие видны только при сильном увеличении, одни отличаются сложнейшим строением, другие просты и состоят всего лишь из одной клетки. Одни имеют роскошную окраску, другие бесцветны. Одни живут на суше, другие - обитатели водных просторов. В этом необъятном многообразии земной флоры немало удивительных растений, которые, например, могут расти без почвы, могут питаться насекомыми и даже птицами, помогают человеку своими целебными свойствами.

О некоторых наиболее интересных, по моему мнению, представителях земной флоры я вам сегодня расскажу.

3. Работа по теме.

Презентация.

Итак, первый представитель удивительных растений росянка (показывается 2 слайд).

Растет на торфяных болотах. Его листья покрыты красноватыми ловчими волосками щупальцами с красной головкой наверху. Она выделяет липкую жидкость и поэтому вся поверхность листа как будто покрыта росой. Мухи, муравьи, привлеченные блеском капелек, попадают на лист и прилипают к нему. Насекомое обволакивается слизью. Край листа начинает медленно загибаться и накрывает свою добычу, которая тут же начинает перевариваться.

Следующее растение банан. (3 слайд)

Банановые пальмы растут в жарких и влажных странах. Это не деревья, а гигантские травянистые растения, каждое из которых дает огромные кисти плодов: банановые грозди. Банановые пальмы растут на огромных плантациях. Бананы растут очень быстро. После созревания плодов вся надземная часть отмирает. А под землей образуются новые побеги.

4 слайд Эвкалипт - высокие от 90 до 155 м, красивые, большей частью смолистые деревья; листья неопадающие цельные, сине-зелёные, кожистые, пахучие. Очень быстро растет, но очень подолгу приходится ожидать его цветения. Красные цветки распускаются через 1- 1,5 лет после появления бутонов. Плоды созревают тоже целый год и еще несколько лет висят на дереве.

Эвкалипт ценное растение. Из его прочной древесины делают крепежные сваи, сучки и ветки перерабатывают в бумагу.

Сейба. (5 слайд) Это дерево дает людям натуральные растительные волокна. Сейба- высокое, до 45м в высоту дерево. У молодых деревьев ствол и ветки усажены мощными, короткими шипами. На одних ветках зеленеют листья, на других - опадают, а третьи - совсем голые. Плоды сейбы - продолговатые коробочки длиной 10-12см.

Гигантский кактус (6 слайд) Цереус гигантский может достигать 15 метров в высоту и весит несколько тонн. Прежде чем растение зацветет, должно пройти не менее 50 лет. Растет очень медленно, цветут очень редко.

7 слайд Бутылочные деревья имеют оригинальный бутылкообразный ствол, толстый у основания и резко суживающийся кверху. В дождливое время года в стволе деревьев скапливаются большие запасы влаги, которые расходуются в засушливый период.

8 слайд Баобаб знаменит своими необычными пропорциями. Это одно из самых толстых деревьев в мире - при средней окружности ствола 9-10 м, его высота всего 18-25 м. Наверху ствол разделяется на толстые, почти горизонтальные ветви, образующие большую, до 38 м в диаметре, крону. Рыхлая, пористая древесина баобаба способна в сезон дождей впитывать воду, как губка, что объясняет необычную толщину этих деревьев - они, по сути, являются огромными водными резервуарами.

9 слайд Баньян. Огромное дерево, начинающее своё развитие, прикрепившись к ветвям какого-нибудь другого дерева, на которое его семена заносят птицы. Тонкий ствол образует многочисленные воздушные корни, которые быстро растут книзу и укореняются в почве, сильно разветвляясь. Впоследствии воздушные корни утолщаются, превращаясь в толстые столбы (до 10 м в окружности).

Секвойя (10 слайд) Вечнозеленая - одно из самых великовозрастных и самых высоких деревьев на земле. Это дерево с красной древесиной достигает поистине гигантской высоты до 111 метров! Секвойя - одна из главных долгожительниц растительного мира. Секвойя обычно доживает "всего лишь" до 3000 лет.

Итак, мы с вами познакомились с некоторыми представителями мира растений.

4. Закрепление по учебнику с. 48.

- Укажи цифрами растения из разных уголков мира. Что вспомни, что ты узнал о них? (задание 1)

- Чем особенны эти растения? (задание 2)

5. Итог урока.

- О каких растениях вы сегодня узнали?

- Что вам запомнилось больше всего?

- Что бы вы рассказали своим родителям?

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Урок окружающего мира " Деревья, растения, травы. Части растений"

Урок окружающего мира 1 класс

ТемаДеревья, растения, травы. Части растений.

Цель: формировать правильное научное понятие «растение»; уточнить понятия «дерево», «кустарник», «травянистое растение», выделить их существенные признаки, части. Воспитывать бережное отношение к природе.

Задачи:познакомить детей со строением растений, выяснить значимость каждой части растения.

Ход урока:

I Психологический настрой

1. Сегодня у нас много гостей. Они пришли посмотреть, как у нас проходит урок окружающего мира. Ребята поздоровайтесь с гостями.

(Музыка) В природе есть солнце, оно всех любит и всех греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своём сердце маленькую звёздочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несёт любовь. Звёздочка увеличилась. Направляю лучик с добром, звёздочка стала ещё больше. Я направляю к звёздочке лучики, которые несут радость, тепло, свет и нежность. Теперь звёздочка становится большой как солнце, и несёт тепло всем- всем. И вы ребята сегодня будете нести нам тепло, и будете радовать нас как наше солнышко. (Слайд 2)

II Актуализация знаний

Отгадывание загадок(на доске появляются картинки - отгадки)

а) Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит,

А в один из тёплых ней

Май сережки дарит ей. (Берёза)

б) Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч.

Я кормлю свиней и белок -

Ничего, что плод мой мелок. (дуб)

в) в лугах сестрички -

Золотой глазок, белые реснички (ромашка)

г) Ах, не трогайте меня,

Обожгу и без огня (крапива)

д) Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят,

Очень любят бусы эти,

Дети, птицы и медведи (малина)

Близнецы на тонкой ветке Все лозы родные детки. Гостю каждый в доме рад. Это сладкий ...

(виноград)

У. Назовите все эти предметы одним словом (растения).

Растения- это живая или неживая природа?

Докажите, что это живая природа (дышат, растут, размножаются, питаются, умирают).

Какие четыре царства живой природы вы знаете? (Растения, животные, грибы, бактерии)

Как вы думаете, о какой части живой природы сегодня мы будем говорить ? ( о растениях)

Правильно сегодня мы с вами на уроке будем говорить о растениях и их строении.

Дети читают наизусть стихотворение Б. Заходера.

Не спеша растут деревья,

Целый век стоят на месте,

Уходя корнями в землю,

Простирая руки к солнцу.

Ничего они не ищут,

Ни о чем они не просят -

Им ведь нужно так немного -

Свет, Земля,

Вода и ветер -

То, чего искать не надо,

То, что всем даётся даром.

А ещё деревьям нужно,

Чтоб земля была прекрасна,

И живут они, деревья,

Украшая нашу землю:

Красотою тонких веток,

Красотой стволов могучих,

Несказанной красотою

Доброты своей извечной.

Что нужно растению для жизни? (свет, тепло, вода, почва, ветер)

Что дает свет и тепло? (Солнце)

Солнце - это живая или неживая природа?

Зачем растению свет и тепло?

Откуда растения берут воду? (Из почвы)

Значит, растения связаны с почвенной влагой.

А для чего растениям ветер?

Вода и ветер - это живая или неживая природа?

ВЫВОД: ЖИВАЯ ПРИРОДА СВЯЗАНА С НЕЖИВОЙ ПРИРОДОЙ.

III Физминутка

III. Применение знаний на практике.

Ребята, посмотрите на отгадки к нашим загадкам и ответе на вопрос на какие 3 группы можно разделить эти растения

а) деревья

б) кустарники.

в) травы

Ребята, из чего состоят любые предметы? ( Из элементов или частей)

Из каких частей состоит человек?

А знаете ли вы, из каких частей состоит растение? (Да, нет дети дают разные ответы)

А хотите это узнать? (Да)

- Внимательно рассмотрите изображение. Что это за растение? Опишите внешний вид, что вы знаете об этом растении.

- Теперь давайте выделим части растения? Что у него есть?

(Корень стебель, листья, цветок и плод с семенами)

- У травянистого растения мягкий стебель, после выпадения семян многие растения погибают.

Следующий вид растений - кустарники. Назовите кустарник. Что вы про него знаете?

Посмотрите на травянистое растение и кустарник: что в их строении общего? Чем они отличаются?

(У кустарников те же части, что и у трав, но у них несколько стволов. Стволы намного твёрже, чем у трав)

Третий вид растений - деревья. Назовите деревья.

Сравниваем строение трав и кустарников со строением деревьев. В чём отличие в строении деревьев? (Один ствол, толстый и твёрдый).

Вывод: Все растения имеют одинаковое строение:

- корень;

- ствол;

- лист;

- цветок;

- плод.

IVФизминутка.

Игра "Деревья, кустарники, травы" направлена, главным образом, на улучшение переключаемости и концентрации внимания младших школьников. Правила: при назывании дерева дети вытягивают руки вверх, встают на цыпочки, чтобы показать, какие деревья высокие, кустарник – руки разводятся в стороны (кусты широкие), травы – присаживаются на корточки (травы низкие). По ходу игры ведущий (учитель) может вставлять названия грибов и животных не предупреждая, тогда дети не должны выполнять никаких действий, стоять свободно. Можно варьировать скорость игры, от медленной, до быстрой. Первые действия ведущий выполняет вместе с детьми. Исходное положение – стоя у парты.

Ребята к нам на урок пожаловал дедушка- корень. Он предлагает нам поразмыслить над вопросом, зачем растению корни?

Рассказ дедушки-корня

Я сегодня пришёл к вам, чтобы вы, ребята, услышали рассказ дедушки-корня. В почве находится большое количество корней. Корни деревьев живут долго - от 50 до 500 лет, кустарников - от 10 до 20 лет, а трав от 1 года до 20 лет.

Корни растут в течение всей жизни растения. Они движутся всё время между частицами почвы в поисках воды и минеральных солей.

Своим корнем я закрепляю растение в почве, прочно удерживаю его. Чем больше растение, тем больше корень.

Корнем я достаю из различных уголков почвы для растения воду с растворёнными в ней минеральными солями, которые отправляю по стволу к веткам и листьям.

Как вы думаете, сможет ли растение жить без какой-либо части?

ВЫВОД: все части растения важны. Это единый организм.

V Закрепление

Откройте учебник на стр.23 . выполняется задание.

Растения нужно беречь

Игра "Как бы вы поступили?"

1. Мальчик сделал острый меч

И давай кустарник сечь

Да кричать:

"Я здесь храбрец!"

Вопросы классу:

-Что, он вправду молодец?

-Что будет с тем кустарником, который порубил мальчик?

-Какую пользу приносит кустарник, посаженный вдоль двора и тротуаров?

-Чем отличается куст от дерева?

2. Посмотрите на Захарку,

Он нарвал цветов охапку.

А подумайте вот только:

Ну, зачем цветов рвать столько?

Вопросы классу:

Где лучше и дольше сохранятся цветы? На корню или дома? Почему?

3. Деревья садят дети,

А две подружки эти

Глядят со стороны.

Стоят, не помогают

И деток убеждают:

" Деревья не нужны".

-Нужны ли деревья людям?

-Какие виды деревьев вы знаете?

-В чём главное отличие в строении дерева от строения других растений?

Итоги урока.

- Что мы повторили на уроке?

- Что узнали нового?

- Что запомнили?

Автор: Фомина Альбина Алфатовна

pedportal.net


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта