РАСТЕНИЕ, ЖИВОТНОЕ, ЧЕЛОВЕК. Растения животные человек
РАСТЕНИЕ, ЖИВОТНОЕ, ЧЕЛОВЕК. Основы развития врачебного искусства согласно исследованиям духовной науки
РАСТЕНИЕ, ЖИВОТНОЕ, ЧЕЛОВЕК
В астральном теле животное формирующее начало проявляется двояко наружу в виде цельного облик животного, а вовнутрь как формообразование его органов. Обладающая ощущением животная субстанция является результатом деятельности этого формирующего астрального тела. Животное образуется тогда, когда это астральное формообразование доводится до конца.
У человека оно до конца не доводится. В определенной точке на пути этого формирования оно сдерживается, тормозится.
В растении имеет место такая субстанция, которая преобразована силами, притекающими на землю из космоса. Это живая субстанция. Она находится во взаимодействии с безжизненной субстанцией. Следует представлять себе, что в растительном существе эта живая субстанция непрестанно отделяется от безжизненной. В этой живой субстанции растительный облик являет себя как результат притекающих на землю сил. Образуется единый поток субстанции. Неживое преобразуется в живое; живое преобразуется в неживое. В этом потоке возникают все растительные органы.
У животного ощущающая субстанция возникает из живой субстанции — так же, как у растения живая субстанция возникает из безжизненной. Тут имеется двоякий поток субстанции. Жизнь внутри эфирного не доводится до жизни, застывающей в формы. Она оставляется текучей; а формообразование внедряется в эту текучую жизнь из астральной области.
У человека и этот процесс оставляется текучим. Ощущающая субстанция вовлекается в построение более высокого порядка. Можно назвать это построение Я-организацией. Тем самым ощущающая субстанция преобразуется еще раз. Возникает тройной субстанциальный поток. К этой троичности восходит внутреннее устройство человека и его внешний облик. Благодаря этому он становится носителем самосознающей духовной жизни. Вплоть до мельчайших частиц субстанции человек сформирован как плод этой Я-организации.
Можно проследить теперь этот процесс формирования со стороны субстанции. При поступенчатом преобразовании субстанция предстает как процесс отделения, обособления высшей ступени от низшей и как построение форм из субстанции более высокого порядка. В случае растения из безжизненной субстанции отделяется живая субстанция. Притекающие на землю эфирные силы действуют в ней как силы образования формы. Сначала происходит не отделение в собственном смысле, но полное преобразование физической субстанции эфирными силами. Но это имеет место только в формировании семени. Только тут может произойти полное преобразование субстанции, ибо семя защищено от воздействия физических сил посредством окутывающей его материнской оболочки. Как только семя освободилось от материнской оболочки, силовые воздействия в растении тотчас распределяются так, что возникает субстанциальный процесс, стремящийся к области эфирного, и другой, в котором субстанция вновь тяготеет к физическому формированию. Появляются такие начала в существе растения, которые устремлены к жизни, и такие, которые склоняются к отмиранию. Последние предстают как выделяющие начала растительного организма. Особенно характерный пример этого выделения можно наблюдать в формировании коры дерева.
У животного происходит двоякий процесс обособления и двоякий процесс выделения. К недоведенному до завершения растительному потоку, сохраняемому в текучем состоянии, прибавляется преобразование живой субстанции в ощущающую. Ощущающая субстанция обособляется от просто живой. И здесь имеется уже субстанция, тяготеющая к ощущающему бытию, и другая субстанция, устремленная прочь от него, обратно к одной только растительной жизни.
Но в организме происходит взаимовлияние всех его членов, поэтому у животного процессы выделения первого порядка — в сторону безжизненного дальше отстоят от чисто минерального, чем аналогичные процессы выделения у растения, которые весьма родственны полностью лишенному жизни, минеральному как таковому. То, что выявляется как образование субстанции коры растения, все больше тяготеющей к минеральному и даже отпадающей от него по мере минерализации, — это предстает у животного в виде продуктов выделения из пищеварения. Оно дальше отстоит от минерального по сравнению с процессом осаждения, выделения у растений.
У человека из ощущающей субстанции отделяется, обосабливается субстанция, которая затем становится носителем самосознающего духа. Но непрерывно происходит и процесс осаждения, выделения с образованием субстанции, которая склоняется обратно к только ощущающей деятельности. Тем самым животное начало предстает внутри человеческого организма как непрерывный процесс выделения.
При бодрствовании животного организма процессы отделения, обособления (Absonderung) и образования форм из этого обособленного (Absordenten), равно как и осаждение, выделение (Abscheidung) ощущающей субстанции происходит под влиянием астральной деятельности. У человека к этому присоединяется деятельность Я-организма. Во сне астральный организм и организм-Я действуют не прямо. Но субстанция все равно уже захвачена их деятельностью, которая длится как по инерции. Субстанция, которая однажды была так внутренне проформирована, как это производят астральная организация и Я-организация, продолжает действовать в заложенном ими смысле и во время сна, — в силу некоей инерции.
Таким образом, нельзя говорить о спящем человеке как о носителе одной лишь вегетативной деятельности организма. Астральная организация и Я-организация продолжают действовать в построенной ими субстанции и в состоянии сна. Различие сна и бодрствования не в том, что происходит чередование человечески-животной и вегетативно-физической деятельности. Истинное положение вещей совершенно иное. При бодрствовании — ощущающая субстанция и та, что способна быть носителем самосознательного духа, временно извлекаются из целостного организма и ставятся на службу астрального тела и Я-организации. Тогда физический и эфирный организм принуждены работать таким образом, что в них действуют только силы, исходящие из земли, и силы, в нее втекающие. При таком способе действия физический и эфирный организм доступны охвату астрального тела и Я-организации только извне. А в состоянии сна они внутренне проникаются субстанциями, которые образованы под влиянием астрального тела и Я-организации. В то время как на спящего человека из вселенной, извне действуют только исходящие из земли и притекающие к ней силы, — изнутри над ним трудятся субстанциальные силы, которые были подготовлены астральным телом и Я-организацией.
Если назвать ощущающую субстанцию «остатком» астрального тела, а субстанцию, выстроенную под влиянием Я-организации тоже «остатком» последней, тогда можно сказать: в бодрствующем человеческом организме действуют сами астральное тело и Я-организация, во сне трудятся их субстанциальные остатки.
Бодрствуя, человек живет в таком роде деятельности, который приводит его посредством астрального тела и Я-организации в связь с внешним миром; в состоянии сна физический и эфирный организм живут тем, что субстанциально превратилось в «остатки» астральной и Я-организации. Поэтому любую субстанцию, которая, как, например, кислород в дыхании, поглощается и во сне, и в состоянии бодрствования, — следует различать по способу действия в зависимости от того, о каком из этих двух состояний идет речь. Воспринятый извне кислород по своей собственной природе действует усыпляюще, — не пробуждающе. Повышенное поступление кислорода действует анормально усыпляющим образом. В бодрственном состоянии астральное тело постоянно побеждает это усыпляющее действие, связанное с потреблением кислорода. Как только астральное тело прекращает воздействовать на физическое тело, кислород развивает свои собственные свойства: он усыпляет.
Следующая глава >
fil.wikireading.ru
Человек и царство животных — Циклопедия
Человек и царство животных — условное название совокупности представлений о взаимоотношениях человека разумного и царства животных.
Человек разумный относится к царству животных, при этом, было бы ошибкой ставить его в один ряд с другими представителями этого царства (например, сравнивая его с собаками или кошками). Однако, основное фундаментальное отличие человека от животного заключается в способности человека с помощью орудий труда преобразовывать окружающую природу, изменяя ее в соответствии со своими потребностями. То есть специфика самого труда отличает человека от животного. Карл Маркс, сравнивая человека с пчелой, писал: «Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, то есть идеально».
[править] Отношения человека и животных
Человек располагается на вершине экологической пирамиды, являясь одним из сверххищников. По человеческим законам животные могут быть собственностью человека[1].
[править] Мутуализм
Окультуренные животные и растения усилиями человека сильно увеличивают собственную популяцию, так как человек заботится о них для извлечения собственной пользы.
Но использование человеком в пищу убиваемых домашних животных является хищничеством (по отношению к отдельным особям, см. раздел Эксплуатация).
Животноводство — отрасль сельского хозяйства для получения пищи и сырья используется крупный рогатый скот,[2]свиньи, куры, овцы, козы, и т. д., из насекомых: пчёлы, шелкопряд и другие.
Для транспортировки предметов и сообщений используются лошади, верблюды, голуби и т. д.
Многие сложно организованные животные поддаются дрессировке. Собаки могут быть сторожевыми или натасканными для поиска определённых веществ на нюх. Кошки истребляют грызунов-вредителей.
Домашние животные так же используются человеком для удовлетворения других своих потребностей — в труде, познании, общении, отдыхе, приносящее человеку удовольствие.
[править] Комменсализм и синантропия
Человек и некоторые синантропные животные расселены практически по всему земному шару.[3] Синантропные организмы проживают рядом с человеком (квартирантство), и могут также питаться его запасами или остатками пищи. Если при этом между человеком и животным не возникает конфликтов, то такие отношения считаются комменсализмом.
[править] Паразитизм
Человек может служить средой обитания для вшей, клопов, различных глистов, патогенных простейших.
Комары, Москиты пьют человеческую кровь, но не проживают постоянно с человеком. Тараканы же и крысы с мышами живут в жилище человека, зачастую вступая с ним в антагонистические отношения.
[править] Эксплуатация
К отношениям эксплуатации относится охота человека на диких животных, к разведению которых он практически не имеет отношения, такая деятельность, индивидуальная или промышленная, равно как и все виды ловли водных обитателей с их умервщлением сводятся к отношениям хищничества, а также поедание человеком убиваемых домашних животных (см. также раздел Мутуализм).
Многие виды животных пострадали из-за масштабного использования человеком полезных частей их тел (шкур, бивней, китового уса и т. д.).
[править] Конкуренция
В местах, где человек проживает постоянно (особенно в городской местности) практически обезврежены виды животных, которые могут представлять для человека непосредственную опасность. Опасными для человека считаются 40-50 видов животных[4]. Среди которых такие виды, как акулы, крокодилы, львы, леопарды, тигры, медведи, волки и т. д. Пристрастившихся ко вкусу человеческого мяса животных называют людоедами.
[править] Аменсализм
Односторонний антибиоз наблюдается между человеком и видами, с которыми человек прямо не конкурирует, но которые не могут жить рядом с человеком в результате изменения им среды обитания, например выделения промышленностью в водоёмы и атмосферу загрязняющих веществ.
Человек существует на одной планете с животными, некоторые люди связывают биоразнообразие с экологической безопасностью человечества[5].
Для обеспечения своего пропитания человек может уничтожать существующие лесные экосистемы, используя освободившиеся территории под пашни или луга для выпаса скота (акты об огораживании в XVII—XVIII веках привели к значительному сокращению лесов в Англии).
Существуют попытки регулировать вредные выбросы в международном масштабе (киотский протокол), однако данные нормы не являются общеобязательными, и некоторые развивающиеся государства продолжают выжигание тропических лесов под сельскохозяйственные угодья.[6]
[править] Расселение человека и нагрузка на окружающую среду
Чем больше человек проживает в одном месте, тем заметнее проявляется ее влияние на природу, например в городах природный ландшафт в значительной мере замещён антропогенным.
Крайне важным представляется использование новейших технологий для сокращения вредных выбросов, так как техногенное загрязнение почв оказывает на экосистемы большую нагрузку, чем земледелие[7].
[править] Предпринимаемые для охраны окружающей среды меры
Существует экологическое право, регулирующее вредные выбросы, физические воздействия, использование земель, запрет охоты в определённые сезоны, преследование браконьерства, создание заповедников и другие действия, направленные на сохранение природы.
[править] Историческое изменение взглядов
Вопрос, касающийся родства человека и животных, очень стар и очень болезненен для самолюбия многих людей. В XXI веке не все люди на Земле принимают теорию эволюции и происхождения человека от приматов (это касается и развитых стран).
[править] Первобытные представления
Кутх — герой сказок аборигенов Дальнего Востока России.Древние племена, населявшие Землю десятки тысяч лет назад, возводили собственное происхождение к животным, причём мало напоминающим человека — волкам, медведям, муравьям. Такие животные называются тотемами[8]. В традициях шаманизма жизнь после смерти доступна животным также, как и человеку.
[править] Античность
В эпоху античности возникло представление о душe. Аристотель в своих трудах предполагал существование двух типов душ. Он отделял «животную душу», которой обладало всё живое, от «полноценной души», которой, согласно его трудам, обладал лишь человек. Кроме того Аристотель выстроил всех известных ему на тот момент животных в один ряд по степени совершенства. На вершине этого ряда, известного под названием «scala naturae» стоял человек[9].
[править] Средние века
В Европе в Средние века господствовало религиозное сознание, согласно которому, хотя и человек и животное — суть твари, человек является венцом творения,[10] и что люди и животные были созданы в результате двух раздельных актов творения.
[править] Новое время
Впервые человек был отнесён к животным Карлом Линнеем и получил научное название — Homo sapiens Linnaeus, 1758.[11] Однако, массовое сознание было более инерционно в данном вопросе.
[править] Новейшее время
Созданная в этот период эволюционная теория привела к представлению о «дереве эволюции», более корректно (чем «scala naturae») описывающему взаимоотношения организмов. Согласно этой модели каждый таксон (независимо от ранга) представляет собой ответвление от таксона более высокого ранга.
Человек разумный это вид рода Человек (наряду с человеком умелым и человеком прямоходящим).
В соответствии с современными научными представлениями все живые организмы, населяющие в данный момент Землю произошли от одного корня, согласно одной из гипотез — от РНК (ранее распространенной была гипотеза коацерватных капель). В процессе эволюции организмы приобретают принципиально новые качества, органы, способности, но при этом сохраняют некие общие качества. Так для большинства живых организмов на земле характерны:
- белковая основа
- раздражимость
- обмен веществ
- наличие рибонуклеиновых кислот
- изменчивость
- наследственность
- способность к размножению
Вдобавок к вышеперечисленным свойствам, царство Животные и человека (как представителя этого царства) объединяют:
Человек относится к отряду приматов. Ближайшими ныне живущими родственными ему видами являются шимпанзе и бонобо.
[править] Особенности человека и животных
→ Генетическое и культурное развитие человека
Можно выделить несколько важных эволюционных приобретений человека (см. также Модель Лавджоя):[12]
Основным отличием человека от животных вне религиозных представлений считается разум и способность осознавать себя частью общества.[13] Для сравнения, наиболее разумные животные:
Человек обладает большей способностью к грамматике, чем другие животные[15]. Некоторые исследователи указывают, что физиологические особенности, позволившие людям заговорить, начали формироваться чрезвычайно давно[16].
Доведение потенциально разумного животного до состояния, когда возможно общение с ним человека, называется сапиентизацией[17].
Учёные из американского Национального исследовательского центра приматов доказали, что человеческое ощущение справедливости похоже на ощущения других приматов[18]. Шимпанзе способны к не реципрокному альтруизму[19]. Сурикаты и мангусты передают время побудки по традиции[20].
По мнению классиков мировой литературы (Лондон, Бианки, Сетон-Томпсон) и этологов (Джейн Гудолл) животные, как и человек, подверженны чувству любви.
Следует отметить, что дети в возрасте двух с половиной лет, показывая сходный с шимпанзе уровень интеллекта при решении «физических» задач, значительно превосходят их в социально ориентированных задачах[21].
Ряд мыслителей сравнивали человека с общественными насекомыми: термитами,[22]муравьями, которые занялись фермерством задолго до человека.[23][24][25] Существует мнение, что поселения общественных насекомых следует рассматривать как сверхорганизм, поскольку биологическая специализация отдельных каст особей зашла так далеко (например, рабочие особи пчёл стерильны), что они не могут рассматриваться как автономные организмы. Термитники обладают такой сложной и эффективной системой вентиляции, что кажется, что её проектировал один разум. (См. также Общественные животные).
- Дьюсбери Д Поведение животных. — М.: Мир, 1981.
cyclowiki.org
Конспект урока по познанию мира для 2 класса "Человек, растения, животные"
Урок по познанию мира для 2 класса «Человек, растения, животные»
Учитель начальных классов: Циглер Анна Николаевна
Тема урока
Человек, растения, животные
Общая цель:
Через использование идей 7 модулей установить взаимосвязь человека, растений и животных.
Результат обучения
Оценивают роль человека в жизни растений и животных.
2. Устанавливают, какую пользу человек получает от растений и животных.
Демонстрируют вывод о взаимосвязи человека, растений и животных.
Умеют выражать свои мысли.
5.Проявляют бережное отношение к природе.
Основные идеи, отработанные на занятии.
Вовлечение учащихся в учебную деятельность через использование парной, групповой работы. Развитие саморегуляции учащихся через самооценивание по критериям.
Ресурсы
Картинка и план для работы в паре, загадки, картинки-отгадки, ресурс: условия для жизни человека, растений и животных, картинки для создания постеров, индивидуальные карточки для детей группы С, физминутка, карточки для эссе, ресурс КМ, карточки самооценивания, кртинки-ответы к загадкам.
Этапы и смысловые блоки
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Организационный момент
Приветствие. Психологический настрой: «Я знакомлю вас с… он самый…»
Приветствие.
Деление на группы: рождение по времени года.
Актуализация знаний учащихся
(работа в паре)
Каждой паре роздана картинка животного, рассказать о нём по плану.
Критерии
Группа
Вид животного
Жилище
Чем питается
Польза в природе, для человека
Дикое или домашнее
Определение темы и задач урока.
Загадки, «Ключевые слова».
Определите тему с помощью загадок.
- К какому представителю
живой природы это относится?
Зимой и летом одним цветом. (Ель)
Дети: Ель – это растение.
Шустрый маленький зверек, по деревьям скок да скок! (Белка)
Дети: Белка – это животное. Утром на четверых, в полдень на двух, вечером на троих. (Человек)
Тема урока: человек, растения и животные.
Изучение нового материала
1.Постарайтесь соотнести данные условия жизни к человеку, растениям и животным.
2. Групповая работа: создание постеров. Детям розданы картинки, задача – составить постеры, определяя роль и взаимосвязь всех объектов природы
Человек, растения, животные. Условия для жизни: воздух, вода, свет, почва, пища, тепло. Соединить стрелками объект природы и условия для жизни.
Работа по картинкам
Задание для группы С – распределить животных по группам, рассказать о значении для человека.
Организуется музыкальная физминутка.
Выполняют те действия, которые называются в тексте физминутки.
Закрепление
Задание по группам
Каждой группе розданы картинки. Ваша задача записать как можно больше пользы, которую приносит ваш объект природы.
1 г. – человек
2 гр. – дерево
3 гр. – гусь
4 гр. – корова
5 гр. - лошадь
Дополнительно: выступление одарённой ученицы, «10 необычных фактов о деревьях».
Рефлексия
Подведение итогов урока
Объяснение, как заполнять таблицу «Самооценивание», рекомендации по улучшению результата,
Рефлексия: «Одноминутное эссе»
Написание одноминутного эссе: мои впечатления об уроке.
Домашнее задание
Д/З стр.101-102 учебника.
infourok.ru