Царство растений его отличия от представителей других царств. 2. Царство растений, его отличия от других царств живой природы. Объясните, какая группа растений занимает в настоящее время господствующее положение на Земле. Среди живых растений или гербарных экземпляров найдите представителей этой группы

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

2. Царство растений, его отличия от других царств живой природы. Объясните, какая группа растений занимает в настоящее время господствующее положение на Земле. Царство растений его отличия от представителей других царств


Чем растения отличаются от представителей других царств?

Растения (лат. Plantae или лат. Vegetabilia) — одна из основных групп многоклеточных организмов, включающая в себя в том числе деревья, кустарники, травы, лианы, папоротники, мхи и зелёные водоросли. Вопрос, сколько в мире видов растений, в настоящее время не имеет точного или даже приблизительного ответа — учёные уже в течении 250 лет пытаются систематизировать все живые организмы, однако масса мелких и микроскопических форм живых существ до сих пор остаётся не открытой. Известно, что на момент 2004 года учёными было зарегистрировано около 287 655 различных видов растений, среди них около 258 650 цветковых, 16 000 мхов, 11 000 папоротниковиков и 8000 зелёных водорослей. Вопрос о том, что же называть растением, выглядит не столь однозначным, как это кажется на первый взгляд. Первым на этот Вопрос попытался ответить древнегреческий философ и учёный Аристотель, поместив растения в промежуточное состояние между неодушевлёнными предметами и животными. Он определил растения как живые организмы, неспособные самостоятельно передвигаться (в противоположность животным) . Позднее были открыты бактерии и археи, которые никак не подпадали под общепринятое понятие растений. Уже во второй половине XX века грибы и некоторые типы водорослей были выделены в отдельные категории, поскольку не имеют сосудистой и корневой системы, которая присутствует у других растений. В настоящее время определяющими признаками растений являются наличие плотной, не пропускающей твёрдых частиц, клеточной оболочки (как правило, состоящей из целлюлозы) , а также автотрофное (обычно фототрофное) питание — получение органических веществ с помощью углекислого газа и энергии солнца (так называемый фотосинтез) . Ранее к растениям также относили бактерии, сине-зелёные водоросли и грибы, однако в последнее время их обычно относят к другим группам организмов.

www.soloby.ru

1. Царство растений, его отличия от других царств живой природы

Билет №11. Царство растений, его отличия от других царств живой природы.

2. Настройте микроскоп и определите увеличение микроскопа.

______________________________________________________________Билет №2

  1. Особенности строения растительной клетки.
  2. Какие органические вещества входят в состав семян? Опытным путем сравните содержание жира в семенах подсолнечника, бобов и гречихи. Сделайте вывод.

________________________________________________________________Билет №3

  1. Семя. Внешнее и внутреннее строение семени.
  2. Из предложенных гербарных экземпляров выберите лишайники. Опишите, в каких условиях обитают, к какой группе организмов относятся.

________________________________________________________________Билет №4

  1. Корень. Внешнее и внутренне строение корня.
  2. Используя муляжи грибов (коллекция), отберите съедобные. Составьте памятку по сбору грибов.

________________________________________________________________Билет №5

  1. Побег. Строение и значение побега.
  2. Из предложенных гербарных экземпляров выберите растение класса Однодольные.

__________________________________________________________________

Билет №6

  1. Лист. Внешнее и внутреннее строение листа.
  2. Из предложенных гербарных экземпляров выберите растение класса Двудольные.

_____________________________________________________________Билет №7

  1. Стебель. Внешнее и внутреннее строение стебля.
  2. Установите последовательность групп растений в порядке их усложнения в процессе эволюции: Голосеменные, Водоросли, Псилофиты, Покрытосеменные, папоротники.

________________________________________________________________Билет №8

  1. Цветок- генеративный орган, строение и значение.
  2. Установите последовательность систематических категорий, характерных для царства растений, начиная с наименьшей: Покрытосеменные, пасленовые, Двудольные, Паслен черный, Паслен.

________________________________________________________________Билет№9

  1. Плод. Значение и разнообразие плодов.
  2. Из предложенных организмов составьте пищевую цепь: кузнечик, еж, змея, пшеница, лягушка.

_________________________________________________________________Билет №10

  1. Опыление. В чем сходство и различие насекомоопыляемых и ветроопыляемых цветков?
  2. В листья растений интенсивно протекает процесс фотосинтеза. Происходит ли он в зрелых и незрелых плодах?

_________________________________________________________________

Билет№11

  1. Водоросли. Общая характеристика и их значение в природе.
  2. Заложите опыт доказывающий необходимость кислорода для прорастания семян.

__________________________________________________________________Билет №12

  1. Как в жизненном цикле мхов происходит чередование бесполого и полового поколений?
  2. Докажите, что луковица- видоизмененный подземный побег?

_________________________________________________________________Билет №13

  1. Особенности строения и развития папоротников.
  2. По гербарию определите видоизменения листа, какие функции они выполняют?

_________________________________________________________________Билет №14

  1. Голосеменные. Общая характеристика и их значение.
  2. Укажите способы размножения предложенного вам комнатного растения.

_________________________________________________________________Билет №15

  1. Покрытосеменные. Общая характеристика и значение.
  2. Определите типы корневых систем гербарных растений.

__________________________________________________________________

Билет 16.1. Оплодотворение. Механизм двойного оплодотворения цветкового растения.

2. Перечислите части микроскопа. Перечислите порядок приготовления микропрепаратов. Подготовьте микропрепарат кожицы лука к изучению.__________________________________________________________________Билет 17.1. Царство Бактерии. Строение и жизнедеятельность бактерий. Многообразие и значение бактерий в природе.

2. Рассмотрите различные типы плодов, проклассифицируйте их. Какое значение имеют плоды для растений.__________________________________________________________________Билет 181. Воздушное и почвенное питание у растений. Космическая роль зеленых растений.

2. Среди гербариев растений найдите растение с мочковатой и стержневой корневой системой, объясните свой выбор._________________________________________________________________Билет 19.1. Отдел Моховидные. Строение и особенности жизни мхов на примере кукушкина льна. Значение мхов в природе и жизни человека.

2. Рассмотрите внешнее и внутреннее строение луковицы. Докажите, что луковица – видоизмененный побег.__________________________________________________________________

Билет 20.1. Природное сообщество. Биогеоценоз, экосистема. Приспособленность растений к совместной жизни.

2. Понятие об эволюции. Как шел эволюционный процесс в растительном мире.__________________________________________________________________

Билет 21.1. Перечислите основные органоиды растительной клетки, опишите их строение и функции.

2. Устройство микроскопа, правила работы с ним. Определите увеличение микроскопа.__________________________________________________________________Билет 22.1. Перечислите типы тканей растительного организма. Какова особенность их строения и роль в организме.

2. Приготовьте микроскоп к работе. Рассмотрите готовый препарат растительной клетки, перечислите ее отличия от клетки животного происхождения

_________________________________________________________________Билет 23.

1. Дайте характеристику жизненных форм растений, охарактеризуйте растения по продолжительности жизни. Какое значение имеют растения в природе.

2. Среди гербарных экземпляров растений найдите представителей семейства Злаковые, на основании каких признаков вы сделали свой выбор. К какому классу относят эти растения, почему.

________________________________________________________________Билет 24.1. Водоросли. Характеристика строения и жизнедеятельности хламидомонады и улотрикса. Значение водорослей в природе.

2. Рассмотрите поперечный срез клубня картофеля. Докажите, что клубень картофеля – видоизмененный побег._________________________________________________________________Билет № 25

  1. Размножение споровых и голосеменных растений.
  2. Среди гербарных экземпляров выберите растения семейства пасленовых, наиболее распространенного в вашем регионе. Дайте их систематическую характеристику.

________________________________________________________________

shkolnie.ru

2. Царство растений, его отличия от других царств живой природы. Объясните, какая группа растений занимает в настоящее время господствующее положение на Земле

Билет № 1

2. Царство растений, его отличия от других царств живой природы. Объясните, какая группа растений занимает в настоящее время господствующее положение на Земле. Среди живых растений или гербарных экземпляров найдите представителей этой группы.

К царству растений относятся эукариоты, способные к автотрофному питанию за счет фотосинтеза (некоторые представители перешли к паразитическому образу жизни и утратили хлорофилл). Для растений характерна малая подвижность, рост в течение всей жизни, минеральное (у высших растений корневое) питание, на клеточном уровне жесткая клеточная стенка, построенная, как правило, из целлюлозы, отсутствие центриолей, наличие вакуолей с клеточным соком. В качестве запасного углевода – крахмал. Характерно наличие хлорофилла или других пигментов, способных поглощать энергию солнечного света для дальнейшего использования в процессах фотосинтеза.

В настоящее время господствующее положение на Земле занимает отдел Покрытосеменных (Цветковых) растений, считающийся наиболее эволюционно продвинутым и определяющий вид большинства современных биотопов. Для покрытосеменных характерно наличие таких генеративных органов, как цветок и плод.

Из предложенных экземпляров следует выбрать представителей изученных семейств (крестоцветные, розоцветные, бобовые, пасленовые, сложноцветные, злаки, лилейные) или классов (однодольные, двудольные).

3. Используя знания об обмене веществ и превращении энергии в организме человека, дайте научное объяснение влияния на обмен веществ гиподинамии, стрессов, вредных привычек, переедания.

Организм человека представляет собой сложную систему, в которой все происходящие процессы согласованы и направлены на поддержание гомеостаза, выживание особи и оставление потомства. Если какие-то системы органов не несут необходимую нагрузку (не упражняются), это приводит к их ослаблению, возникновению физиологических расстройств и патологий.

Гиподинамия – пониженная двигательная активность, отсутствие физических нагрузок – приводит к снижению работоспособности мышц, сердечно-сосудистой системы и, как следствие, нарушению обмена веществ и ухудшению состояния всего организма в целом. Неизрасходованные на физическую активность питательные вещества откладываются в запас, что зачастую приводит к ожирению. Этому также способствует переедание.

Стресс является защитной реакцией организма, позволяющей выжить в момент опасности. Стресс мобилизует возможности организма, сопровождается выбросом гормонов, повышает интенсивность сердечно-сосудистой деятельности и пр. Эта энергия в условиях современной цивилизации часто не находит естественного выхода и является перегрузкой для нервной и других систем.

Вредные привычки: курение, алкоголь и другие яды – приводят к поступлению в организм чужеродных вредных веществ, которые отравляют организм и вызывают заболевания. (Особенно недопустимо употребление алкоголя во время приема антибиотиков или наличия другой нагрузки на почки и печень.) Наркотические вещества, участвуя в обмене веществ, вызывают привыкание, в дальнейшем прекращение поступления никотина, алкоголя и др. сопровождается ломкой – резким ухудшением самочувствия. Таким образом, возникает физиологическая и психологическая зависимость от наркотиков.

Нарушение режима дня, азартные игры, пресыщение удовольствиями истощают организм и, кроме того, отвлекают сознание человека от решения насущных задач, занятий физкультурой и препятствуют духовному росту.

Билет № 2

3. Объясните, почему поджелудочную железу относят к железам смешанной секреции. Как в крови поддерживается постоянное количество глюкозы? Какие меры необходимо соблюдать, чтобы не заболеть сахарным диабетом?

Поджелудочная железа относится к железам смешанной секреции. Она вырабатывает пищеварительный сок, содержащий ферменты и поступающий через проток в двенадцатиперстную кишку (внешняя секреция). В то же время поджелудочная железа синтезирует важнейший гормон – инсулин, выделяемый в кровь (внутренняя секреция). При повышении содержания глюкозы в крови, вырабатываемый инсулин способствует усиленному потреблению глюкозы и превращению её в гликоген, запасное вещество. После чего излишки инсулина достаточно быстро разрушаются.

При недостатке инсулина развивается заболевание – сахарный диабет, сопровождающееся серьезным нарушением обмена веществ, а в тяжелых случаях потерей сознания и смертью. Больным, страдающим сахарным диабетом, вводят в кровь препараты инсулина.

Чтобы не заболеть сахарным диабетом, нужно вести подвижный образ жизни, не злоупотреблять углеводами, избегать нервных перегрузок. Профилактике сахарного диабета способствует включение в рацион злака под названием полба и некоторые другие продукты.

Билет № 3

2. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Приведите примеры паразитических отношений в природе и раскройте их значение. Среди гербарных экземпляров, коллекций и влажных препаратов найдите растения и животных, для которых характерен паразитический образ жизни.

Живые организмы способны приспосабливаться к действию неблагоприятных факторов внешней среды. Растения, обитающие в условиях высокой температуры и недостатка влаги, имеют листья мелкие или видоизмененные в колючки, покрытые восковым налетом, с небольшим числом устьиц. Животным в этих условиях помогает выжить приспособительное поведение: они активны ночью, а днем, в жару, прячутся в норы. Организмы засушливых местообитаний также имеют отличия в обмене веществ, способствующие экономии воды.

У животных, обитающих в условиях низких температур, имеется толстый слой подкожного жира. Для растений характерно высокое содержание растворенных веществ в клетках, что препятствует их повреждению при отрицательных температурах. Сезонность жизненных циклов также позволяет растениям и перелетным птицам использовать местообитания с холодной зимой.

Яркий пример приспособленности представляют взаимные эволюционные приспособления травоядных животных и растений, которые служат им пищей, хищника и жертвы.

Паразитические отношения возникают, когда один организм использует другой как источник пищи, местообитание, при этом организм хозяина несет ущерб. Паразиты могут быть временными (кровососущие насекомые из отряда двукрылых) или постоянными (гельминты, вши, чесоточный зудень). Внешними (повилика – паразитическое растение, обладающее присосками) или внутренними (грибы-трутовики, поражающие деревья). Паразитизм может быть гнездовым, как у кукушки.

В процессе эволюции вырабатывались приспособления, снижающие вред, причиняемый паразитом хозяину, что позволяет паразиту использовать его длительное время. Также характерно наличие приспособлений, снижающих вероятность заражения у хозяина (полагают, что шимпанзе строят каждую ночь новое гнездо как средство профилактики от эктопаразитов), и защитных приспособлений у паразита (плотная кутикула гельминтов).

Среди гербарных экземпляров повилику отличает отсутствие хлорофилла – желтый цвет нитевидных побегов. Из животных могут присутствовать плоские, круглые паразитические черви и кровососущие насекомые, клещи.

3. Используя знания о нормах питания и расходовании энергии человеком (сочетание продуктов растительного и животного происхождения, нормы и режим питания и др.), объясните, почему люди, употребляющие с пищей много углеводов, быстро прибавляют в весе.

Питание человека должно быть разнообразным, содержать продукты животного и растительного происхождения, чтобы обеспечивать организм всеми необходимыми аминокислотами, витаминами и другими веществами. Особенно важно наличие в пище растительной клетчатки, которая способствует нормальному пищеварению.

Поступление с продуктами энергии должно соответствовать затратам организма (12000-15000 кДж в сутки) и зависит от характера труда.

Углеводы являются основным источником энергии. Избыточное потребление сладкого и мучного при низкой физической активности приводит к увеличению жировых запасов. Избежать переедания помогает соблюдение режима питания, ограничение потребления острых и сладких блюд, отказ от спиртного, отсутствие отвлекающих факторов во время принятия пищи.

Билет № 4

3. Раскройте роль белков в организме по следующему плану: в каких продуктах содержатся, конечные продукты расщепления в пищеварительном канале, конечные продукты обмена, роль белков в организме. Объясните, почему в пищевом рационе детей и подростков должны обязательно присутствовать белки.

У детей и подростков активно идут процессы роста, биосинтеза, что помимо повышенной потребности в строительном материале – аминокислотах повышает расход ферментов. Поэтому растущий организм должен получать с пищей большее количество белка, чем взрослый. Недостаток белка в рационе детей может быть причиной низкого роста.

Билет № 5

3. Объясните, с какой целью у человека измеряют пульс. Что такое пульс? Где он определяется и что можно узнать по пульсу? Подсчитайте свой пульс. Определите, имеются ли отклонения от нормы. Поясните ответ.

Пульс измеряют, чтобы судить о состоянии сердечно-сосудистой системы в медицине, спорте. Пульс – это колебания стенок сосудов, волна, которая распространяется по упругим стенкам артерий при сокращении левого желудочка. Пульс хорошо прощупывается в тех местах, где артерии проходят близко к поверхности тела, например на запястье, на шее. По пульсу можно узнать частоту сердечных сокращений, правильность ритма, оценить их силу, ориентировочно судить о высоте кровяного давления. При болезненных состояниях пульс становится вялым, плохо прощупывается.

У взрослого человека в норме, в состоянии покоя частота сердечных сокращений составляет 60-80 ударов в минуту. (У тренированных спортсменов частота может понижаться до 40 ударов в минуту.) У детей частота выше. Частота пульса значительно возрастает при физической нагрузке или в условиях нервного напряжения, например, на экзамене, после курения, употребления кофе, крепкого чая.

Билет № 6

2. Классификация растений на примере покрытосеменных. Среди гербарных экземпляров выберите растения семейства (Пасленовые, Розоцветные, Бобовые и др.), по каким признакам вы их узнаете.

Отдел Покрытосеменные состоит из двух классов: Двудольные и Однодольные. Для двудольных характерно наличие двух семядолей в семени, также у них стержневая корневая система и сетчатое жилкование, хотя бывают исключения. Класс Двудольных включает семейства Крестоцветные, Розоцветные, Бобовые, Пасленовые, Сложноцветные и др.

У однодольных растений в семени одна семядоля, мочковатая корневая система, дуговое или параллельное жилкование. В школе изучают семейства Лилейных и Злаков.

Характерные признаки семейств:

Крестоцветные – 4 лепестка, 4 чашелистика, расположенных крест-накрест, плод – стручок или стручочек (короткий). К ним относятся редька, редис, капуста, пастушья сумка (треугольные стручочки) и др.

Розоцветные – часто 5 лепестков, много тычинок, плод у большинства сочный: ягодовидный или костянка. Представители: яблоня, вишня, шиповник, роза, земляника, лапчатка (желтые цветки).

Бобовые отличаются неправильным цветком (двусторонняя симметрия), 5 лепестков которого получили название лодочки, вёсел, паруса. Плод боб. Из бобовых хорошо знаком горох, бобы, фасоль, мышиный горошек, карагана желтая (желтая акация) и др.

К паслёновым относятся картофель, паслен, томат, табак, многие ядовитые растения – дурман, белена. Для пасленовых характерно наличие 5 лепестков, сросшихся в трубочку у основания.

Характерный признак сложноцветных – соцветие корзинка. Плод семянка. Здесь и подсолнечник, и одуванчик, осот, бодяк, васильки, астры.

Лилейные отличает дуговое жилкование, плод ягода, соцветие кисть. Нередко имеется луковица. Включают ландыш, лук, купену, тюльпан, лилии.

Для злаков характерно соцветие сложный колос, метелка, султан. Цветки мелкие, невзрачные. Плод зерновка. Жилкование параллельное. К злакам относятся важнейшие зерновые культуры: пшеница, рожь, ячмень, овес, кукуруза. Также злостный сорняк пырей ползучий, мятлик, тимофеевка, бамбук.

3. Раскройте особенности скелета человека в связи с прямохождением и трудовой деятельностью. Назовите меры профилактики нарушения осанки, искривления позвоночника и возникновения плоскостопия.

Характерной особенностью скелета человека, связанной с прямохождением, является S-образный изгиб позвоночника, смягчающий толчки при ходьбе. Амортизации способствует и сводчатая стопа. Важное значение для трудовой деятельности имеет противопоставление большого пальца руки остальным, что позволяет захватывать различные предметы.

Нарушение осанки, искривление позвоночника не только портит внешность человека, но и способствует развитию заболеваний внутренних органов, возникновению близорукости. Поэтому важно с детства следить за осанкой ребенка, чтобы он не сутулился, за столом сидел прямо, не наклоняясь слишком низко к столу. Портфель не следует носить все время в одной руке, а лучше заменить ранцем. Правильной осанке способствуют занятия физкультурой, посильная физическая работа на свежем воздухе. Недопустима длительная работа в согнутом положении, переноска больших тяжестей.

Для предотвращения плоскостопия нужно правильно подбирать обувь, чтобы она была удобная, по размеру, с невысоким каблуком. Нежелательно длительное стояние на ногах. Очень полезно хождение босиком, специальные упражнения на захват пальцами ног различных предметов: мячика и др. В детских учреждениях применяются специальные ортопедические массажные коврики.

Билет № 7

3. Используя знания о строении и функциях скелета человека, раскройте особенности первой доврачебной помощи при переломе ребер, позвоночника, травмах черепа.

При любом переломе важно обеспечить неподвижность сломанных костей. При переломе ребер шину не накладывают. Нужно, чтобы пострадавший сделал глубокий выдох, и в этом положении туго забинтовать грудную клетку. При переломе позвоночника особенно опасно ущемление нервов разрушенными позвонками, транспортировать больного нужно на машине скорой помощи. Если нет такой возможности, пострадавшего кладут лицом вниз на жесткое основание (доску) и в этом положении осуществляют транспортировку в медицинское учреждение. При травмах черепа голову фиксируют валиком из одеяла и т.п., уложенном вокруг головы.

Билет № 8

3. Используя знания о строении и функциях мышц человека, объясните, почему тренировки повышают мышечную силу и выносливость, почему спортсменам запрещают принимать допинги?

При физической нагрузке усиливается кровоснабжение мышц, утолщаются мышечные волокна, увеличивается мышечная масса, совершенствуется координация движений и контроль со стороны центральной нервной системы. Увеличение поступления питательных веществ и кислорода способствует росту силы мышцы, а своевременное удаление из мышечной ткани продуктов жизнедеятельности и предотвращение быстрого развития утомления повышают выносливость (согласно работам Сеченова Ивана Михайловича, основной причиной развития утомления является состояние двигательных нервных центров).

Занятия физкультурой и физический труд являются основным условием здорового образа жизни. В то же время перегрузки наносят серьезный вред здоровью, что характерно для большого спорта. Особенно вредны допинги, которые позволяют получать высокие результаты за счет химического вмешательства в физиологические процессы, протекающие в организме. Допинги могут быть вредны и побочными эффектами как химические вещества, и за счет перегрузок, которые могут намного превышать возможности организма. Допинг-контроль лишь частично позволяет снижать вред, причиняемый здоровью спортсменов, т.к. ведется интенсивная разработка новых средств допинга, не обнаруживаемых при анализе. В данном вопросе мог бы помочь отказ от профессионального спорта и его коммерциализации.

do.znate.ru

2. Царство растений, его отличия от других царств живой природы. Объясните, какая группа растений занимает в настоящее время господствующее положение на Земле. Среди живых растений или гербарных экземпляров найдите представителей этой группы

Билет 1

1. Биология как наука, ее достижения, связи с другими науками. Методы изучения живых объектов. Роль биологии в жизни и практической деятельности человека.

Биология – наука, изучающая живые организмы. В настоящее время подразделяется на обширный перечень дисциплин, изучающих различные уровни организации живого (молекулярная биология, цитология, морфология, экология и пр.), разные царства (ботаника, зоология), различающихся предметом рассмотрения (строение, функционирование, взаимосвязь и т.д.) и применяемыми методами. Биология изучает живые объекты, построенные на основе биополимеров (белков, нуклеиновых кислот).

Среди достижений биологии можно отметить описание большого числа видов живых организмов, существующих на Земле, создание клеточной, эволюционной, хромосомной теории, расшифровка структуры белка и нуклеиновых кислот и т.д. На практике это способствовало увеличению эффективности производства сельскохозяйственной продукции, развитию медицины, биотехнологии, созданию основ рационального природопользования.

Биология тесно связана с другими науками и широко применяет их методы (география, история, химия, физика, математические дисциплины, кибернетика, философия и др.).

Методы изучения живых объектов включают наблюдение, эксперимент (а также описание, сравнение, анализ, синтез, исторический метод, математическое моделирование и пр.).

На сегодняшний день роль биологии в жизни и практической деятельности человека растет. Это связано с обострением экологической ситуации на Земле, вызванной ростом населения, большим потреблением энергии, обострением социальных противоречий. Дальнейшее развитие и даже существование современной цивилизации возможно только в гармонии с окружающей средой, что требует глубокого знания и соблюдения биологических закономерностей, широкого использования биотехнологии.

2. Царство растений, его отличия от других царств живой природы. Объясните, какая группа растений занимает в настоящее время господствующее положение на Земле. Среди живых растений или гербарных экземпляров найдите представителей этой группы.

К царству растений относятся эукариоты, способные к автотрофному питанию за счет фотосинтеза (некоторые представители перешли к паразитическому образу жизни и утратили хлорофилл). Для растений характерна малая подвижность, рост в течение всей жизни, минеральное (у высших растений корневое) питание, Для клеток растений характерен большой относительный размер (до нескольких сантиметров), наличие жёсткой клеточной оболочки из целлюлозы, присутствие пластид (хлоропластов, лейкопластов, хромопластов) и крупной центральной вакуоли, позволяющей регулировать тургор. В качестве запасного углевода – крахмал. Характерно наличие хлорофилла или других пигментов, способных поглощать энергию солнечного света для дальнейшего использования в процессах фотосинтеза.

Расте́ния — одна из основных групп многоклеточных организмов, включающая в себя в том числе мхи, папоротники, хвощи, плауны, голосеменные и цветковые растения. Нередко (как в данной статье) к растениям относят также все водоросли или некоторые их группы. Растения (в первую очередь цветковые) представлены многочисленными жизненными формами — среди них есть деревья, кустарники, травы, и др. В настоящее время господствующее положение на Земле занимает отдел Покрытосеменных (Цветковых) растений, считающийся наиболее эволюционно продвинутым и определяющий вид большинства современных биотопов. Для покрытосеменных характерно наличие таких генеративных органов, как цветок и плод.

Из предложенных экземпляров следует выбрать представителей изученных семейств (крестоцветные, розоцветные, бобовые, пасленовые, сложноцветные, злаки, лилейные) или классов (однодольные, двудольные).

3. Используя знания об обмене веществ и превращении энергии в организме человека, дайте научное объяснение влияния на обмен веществ гиподинамии, стрессов, вредных привычек, переедания.

Организм человека представляет собой сложную систему, в которой все происходящие процессы согласованы и направлены на поддержание гомеостаза, выживание особи и оставление потомства. Если какие-то системы органов не несут необходимую нагрузку, это приводит к их ослаблению, возникновению физиологических расстройств и патологий.

Гиподинамия – пониженная двигательная активность, отсутствие физических нагрузок – приводит к снижению работоспособности мышц, сердечно-сосудистой системы и, как следствие, нарушению обмена веществ и ухудшению состояния всего организма в целом. Неизрасходованные на физическую активность питательные вещества откладываются в запас, что зачастую приводит к ожирению. Этому также способствует переедание.

Стресс является защитной реакцией организма, позволяющей выжить в момент опасности. Стресс мобилизует возможности организма, сопровождается выбросом гормонов, повышает интенсивность сердечно-сосудистой деятельности и пр. Эта энергия в условиях современной цивилизации часто не находит естественного выхода и является перегрузкой для нервной и других систем.

Вредные привычки: курение, алкоголь и другие яды – приводят к поступлению в организм чужеродных вредных веществ, которые отравляют организм и вызывают заболевания. (Особенно недопустимо употребление алкоголя во время приема антибиотиков или наличия другой нагрузки на почки и печень.) Наркотические вещества, участвуя в обмене веществ, вызывают привыкание, в дальнейшем прекращение поступления никотина, алкоголя и др. сопровождается ломкой – резким ухудшением самочувствия. Таким образом, возникает физиологическая и психологическая зависимость от наркотиков.

Нарушение режима дня, азартные игры, пресыщение удовольствиями истощают организм и, кроме того, отвлекают сознание человека от решения насущных задач, занятий физкультурой и препятствуют духовному росту. Билет 2

1. Признаки живых организмов. Основные отличия живых организмов от тел неживой природы.

Живой мир Земли представлен великим разнообразием живых организмов – бактерий, растений, грибов, животных. Человек тоже часть живой природы, живое существо, представитель биологического вида Homo sapiens – Человек разумный. Все это – уникальные формы жизни. Исторически возникшее биологическое разнообразие форм жизни на нашей планете – важнейшее свойство и ценность живой природы. В то же время у всех форм живого много общего, отличающего живую природу от неживой, что может служить свидетельством единства происхождения живой материи.

Рис.1. Структурные единицы организма (на примере кукурузы): 1 — клетка; 2 — клеточная ткань; 3 — органы; 4 — организм
Определяя отличия живой природы от неживой, часто называют такие особенности живых существ, как питание, дыхание, размножение, выделение, подвижность, раздражимость, приспособленность, рост и развитие. В этих особенностях проявляются общие свойства живого. Какие же это свойства?

1. В организмах и их клетках содержатся те же химические элементы, что и в телах неживой природы. Но в клетках живых существ есть еще и органические вещества – углеводы, белки, жиры и нуклеиновые кислоты, образующие упорядоченные структуры. Только находясь в клетке, органические вещества обеспечивают проявления жизни.

Важнейшую роль в жизни организмов выполняют нуклеиновые кислоты и белки. Их функционирование в клетках обеспечивает саморегуляцию всех процессов жизнедеятельности организма, его самовоспроизведение, а значит, само явление "жизнь".

^

2. Основной структурной и функциональной единицей почти всех организмов является клетка. В многоклеточных организмах из клеток формируются ткани, ткани образуют органы, которые создают системы органов (рис. 1).

Упорядоченность строения и функций организмов обеспечивает устойчивость и нормальное протекание жизни.

3. Всем организмам свойствен обмен веществ. Обмен веществ – это совокупность протекающих в организме многочисленных химических превращений веществ, поступивших при питании и дыхании из внешней среды. Благодаря обмену веществ сохраняются упорядоченность процессов жизнедеятельности и целостность организма, поддерживается постоянство внутренней среды в клетках и в организме в целом. Путем обмена веществами и энергией осуществляется постоянная связь организмов с окружающей средой.

^

4. Все живые существа появляются только в результате размножения. Поэтому говорят: "Все живое происходит от живого". В этом непрерывном процессе рождаются все новые и новые организмы со своими особенностями. Однако всегда родители воспроизводят потомство, похожее на них. Поэтому жизнь можно рассматривать как процесс воспроизведения себе подобных существ, как самовоспроизведение.

Самовоспроизведение – важнейшее свойство живого, поддерживающее непрерывность существования жизни.

^ Живые существа активно реагируют на действия факторов среды, т.е. проявляют раздражимость.

Раздражимость – общее свойство живого, позволяющее организмам ориентироваться в окружающей среде и, следовательно, выживать в изменяющихся условиях.

^ Организмы обычно приспособлены к своей среде обитания. Это проявляется в особенностях внешнего и внутреннего строения, функциях, в поведении организмов, в ритмах их активной жизни, в географическом распространении.

^ Живые организмы с течением времени претерпевают необратимые качественные изменения своих свойств – развиваются. Развитие сопровождается ростом – увеличением размеров и массы организма, связанным с появлением у него новых клеток.

^

8. Развитие свойственно не только отдельным организмам, но и живому миру в целом. На протяжении длительного времени, т.е. в историческом процессе, живая природа изменяется. Этот процесс обычно идет в направлении от простого к сложному и к большей приспособленности организмов к среде обитания. В итоге создается огромное разнообразие форм живого. Развитие в исторически длительном процессе называют эволюцией (лат. evolutio – "развертывание").

Эволюция – общее свойство живого мира.

Общие свойства живых организмов по–разному выражены у различных представителей. Вместе с тем эти свойства характеризуют своеобразие живой природы и ее отличие от неживой.

2. Экологические (биотические) факторы, их влияние на организм. Приведите примеры конкурентных отношений в природе и раскройте их значение. Как человек использует знания о конкуренции в практической деятельности?

К биотическим факторам относят влияние на организм окружающих живых существ. В зависимости от того, положительно или отрицательно данные взаимодействия сказываются на состоянии организмов, выделяют:

  1. Нейтрализм – организмы не оказывают заметного влияния друг на друга (взаимодействие минимально)
  2. Симбиоз – организмы испытывают положительное влияние, часто взаимное: примером симбиотических связей считают лишайники (гриб и водоросль), микоризу шляпочных грибов и деревьев, опыление клевера шмелём. К симбиозу зачастую относят нахлебничество (мелкие насекомоядные птицы подбирают насекомых, падающих вниз при работе дятла), квартирантство (птицы селятся в дуплах, выдолбленных дятлом), кооперацию – необязательные взаимовыгодные связи (опыление цветков неспециализированными опылителями).
  3. Хищничество (как правило, умерщвление активной добычи) и паразитизм – кратковременное или длительное питание (или местожительство – гнездовой паразитизм кукушки) за счет другого организма, не сопровождающееся немедленной гибелью жертвы – один организм испытывает положительное влияние, другой отрицательное.
  4. Конкуренция. Взаимоневыгодным типом связей между видами является конкуренция. Этот тип отношений возникает, если разные виды существуют за счет одного общего ресурса, когда его на всех не хватает.
Дело в том, что ресурсы, необходимые для жизни, в природе почти всегда ограниченны. Если вид встречает в своем местообитании конкурента, ему достается меньше ресурсов, и это отражается на возможности размножения и на численности его популяции. Поэтому конкуренция неблагоприятна для обоих взаимодействующих видов, оба организма испытывают отрицательное воздействие. Конкурентные взаимодействия возникают у видов, испытывающих сходные потребности, например, между деревьями в лесу возникает «борьба» за доступ к свету. Если потребности очень близки, один вид может полностью вытеснить другой (ель вытесняет светолюбивую сосну).

Конкуренция как существенный фактор в борьбе за существование способствует различной специализации (эволюционному расхождению потребностей), что повышает видовое разнообразие и устойчивость экосистем.

В практической деятельности человека важно учитывать нежелательную конкуренцию: не допускать засорения полей сорняками, прудов для рыборазведения сорными малоценными породами рыб. Особая осторожность требуется при заселении экосистем новыми видами, которые могут вытеснить ценные местные виды.

3. Объясните, почему поджелудочную железу относят к железам смешанной секреции. Как в крови поддерживается постоянное количество глюкозы? Какие меры необходимо соблюдать, чтобы не заболеть сахарным диабетом?

Поджелудочная железа относится к железам смешанной секреции. Она вырабатывает пищеварительный сок, содержащий ферменты и поступающий через проток в двенадцатиперстную кишку (внешняя секреция). В то же время поджелудочная железа синтезирует важнейший гормон – инсулин, выделяемый в кровь (внутренняя секреция). При повышении содержания глюкозы в крови, вырабатываемый инсулин способствует усиленному потреблению глюкозы и превращению её в гликоген, запасное вещество. После чего излишки инсулина достаточно быстро разрушаются.

При недостатке инсулина развивается заболевание – сахарный диабет, сопровождающееся серьезным нарушением обмена веществ, а в тяжелых случаях потерей сознания и смертью. Больным, страдающим сахарным диабетом, вводят в кровь препараты инсулина.

Чтобы не заболеть сахарным диабетом, нужно вести подвижный образ жизни, не злоупотреблять углеводами, избегать нервных перегрузок. Профилактике сахарного диабета способствует включение в рацион злака под названием полба и некоторые другие продукты.

Билет № 3

1. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Сравнение клеток растений и грибов.

Большинство известных на сегодня живых организмов состоят из клеток – от одноклеточных до крупных растений, животных и человека (кроме вирусов). Клетка – элементарная структурная единица живого, как утверждает клеточная теория. И у всех организмов клетки функционируют, с одной стороны, как самостоятельные биосистемы, а с другой стороны, они взаимосвязаны как части целого. Отличительные свойства живого проявляются, начиная с клеточного уровня. Наличие у живых организмов клеточного строения, единого кода ДНК, содержащего наследственную информацию, реализуемую через белки, можно рассматривать как доказательство единства происхождения всех живых организмов, имеющих клеточное строение.

Клетки растений и грибов имеют много общего:

  1. Наличие клеточной мембраны, ядра, цитоплазмы с органоидами.
  2. Принципиальное сходство процессов обмена веществ, деления клетки.
  3. Жесткая клеточная стенка значительной толщины, способность к потреблению питательных веществ из внешней среды путем диффузии через плазматическую мембрану (осмоса).
  4. Клетки растений и грибов способны незначительно изменять свою форму, что позволяет растениям ограниченно менять положение в пространстве (листовая мозаика, ориентация подсолнечника к солнцу, закручивание усиков бобовых, капканы насекомоядных растений), а некоторым грибам захватывать в петли грибницы мелких почвенных червей – нематод.
  5. Способность группы клеток давать начало новому организму (вегетативное размножение).
Отличия:
  1. Клеточная стенка растений содержит целлюлозу, у грибов – хитин.
  2. Клетки растений содержат хлоропласты с хлорофиллом или лейкопласты, хромопласты. У грибов пластиды отсутствуют. Соответственно, в клетках растений осуществляется фотосинтез – образование органических веществ из неорганических, т.е. характерен автотрофный тип питания, а грибы являются гетеротрофами, в их обменных процессах преобладает диссимиляция.
  3. Запасным веществом в клетках растений является крахмал, у грибов – гликоген.
  4. У высших растений дифференциация клеток приводит к образованию тканей, у грибов тело образовано нитевидными рядами клеток – гифами.
Эти и другие особенности позволили выделить грибы в отдельное царство.

2. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Приведите примеры паразитических отношений в природе и раскройте их значение. Среди гербарных экземпляров, коллекций и влажных препаратов найдите растения и животных, для которых характерен паразитический образ жизни.

Живые организмы способны приспосабливаться к действию неблагоприятных факторов внешней среды. Приспособлениями, или адаптациями, называют любые признаки и свойства организмов, повышающие их шансы на выживание во внешней среде. Адаптации создаются и поддерживаются в ходе эволюции видов, на основе их изменчивости, через естественный отбор. Все существующие виды прошли этот отбор и, следовательно, обладают необходимыми адаптациями к условиям своего обитания. В неживой природе действуют физико–химические законы, которые определяют направления возможных приспособлений для живых организмов.

Растения, обитающие в условиях высокой температуры и недостатка влаги, имеют листья мелкие или видоизмененные в колючки, покрытые восковым налетом, с небольшим числом устьиц. Животным в этих условиях помогает выжить приспособительное поведение: они активны ночью, а днем, в жару, прячутся в норы. Организмы засушливых местообитаний также имеют отличия в обмене веществ, способствующие экономии воды.

У животных, обитающих в условиях низких температур, имеется толстый слой подкожного жира. Для растений характерно высокое содержание растворенных веществ в клетках, что препятствует их повреждению при отрицательных температурах. Сезонность жизненных циклов также позволяет растениям и перелетным птицам использовать местообитания с холодной зимой.

Яркий пример приспособленности представляют взаимные эволюционные приспособления травоядных животных и растений, которые служат им пищей, хищника и жертвы.

Паразитизм – это способ питания за счет питательных веществ другого организма (хозяина), причем последний от этого не погибает, но чувствует себя угнетенно. В мертвом теле хозяина паразиты не живут. Имеются виды организмов, которые паразитируют на других организмах, но способны одновременно и сами добывать пищу. Такие организмы называют полупаразитами. Например, растения омела, марьянник, мытник, паразитируя на других растениях, одновременно сами осуществляют фотосинтез.

Паразиты могут быть временными (кровососущие насекомые из отряда двукрылых) или постоянными (гельминты, вши, чесоточный зудень). Внешними (повилика – паразитическое растение, обладающее присосками) или внутренними (грибы-трутовики, поражающие деревья). Паразитизм может быть гнездовым, как у кукушки.

В процессе эволюции вырабатывались приспособления, снижающие вред, причиняемый паразитом хозяину, что позволяет паразиту использовать его длительное время. Также характерно наличие приспособлений, снижающих вероятность заражения у хозяина (полагают, что шимпанзе строят каждую ночь новое гнездо как средство профилактики от эктопаразитов), и защитных приспособлений у паразита (плотная кутикула гельминтов).

Среди гербарных экземпляров повилику отличает отсутствие хлорофилла – желтый цвет нитевидных побегов. Из животных могут присутствовать плоские, круглые паразитические черви и кровососущие насекомые, клещи.

3. Используя знания о нормах питания и расходовании энергии человеком (сочетание продуктов растительного и животного происхождения, нормы и режим питания и др.), объясните, почему люди, употребляющие с пищей много углеводов, быстро прибавляют в весе.

Питание человека должно быть разнообразным, содержать продукты животного и растительного происхождения, чтобы обеспечивать организм всеми необходимыми аминокислотами, витаминами и другими веществами. Особенно важно наличие в пище растительной клетчатки, которая способствует нормальному пищеварению.

Поступление с продуктами энергии должно соответствовать затратам организма (12000-15000 кДж в сутки) и зависит от характера труда.

Углеводы являются основным источником энергии. Избыточное потребление сладкого и мучного при низкой физической активности приводит к увеличению жировых запасов. Избежать переедания помогает соблюдение режима питания, ограничение потребления острых и сладких блюд, отказ от спиртного, отсутствие отвлекающих факторов во время принятия пищи.

Билет № 4

1. Клетка – единица строения и жизнедеятельности организмов. Сравнение клеток растений и животных.

Основоположниками клеточной теории являются немецкие ботаник М.Шлейден и физиолог Т.Шванн, в 1838-1839 г.г. высказавшие идею, что клетка является структурной единицей растений и животных. Клетки имеют сходное строение, состав, процессы жизнедеятельности. Наследственная информация клеток заключена в ядре. Клетки возникают только из клеток. Многие клетки способны к самостоятельному существованию, но в многоклеточном организме их работа скоординирована.

Клетки животных и растений имеют некоторые отличия:

  1. Клетки растений имеют жесткую клеточную стенку значительной толщины, содержащую целлюлозу (клетчатку). Животная клетка, не имеющая клеточной стенки, обладает значительно большей подвижностью, способна изменять форму.
  2. В клетках растений содержатся пластиды: хлоропласты, лейкопласты, хромопласты. У животных пластиды отсутствуют. Наличие хлоропластов делает возможным фотосинтез. Для растений характерен автотрофный тип питания с преобладанием в обмене веществ процессов ассимиляции. Клетки животных являются гетеротрофами, т.е. потребляют готовые органические вещества.
  3. Вакуоли в клетках растений крупные, заполненные клеточным соком, содержащим запасные питательные вещества. У животных встречаются мелкие пищеварительные и сократительные вакуоли.
  4. Запасным углеводом у растений является крахмал, у животных – гликоген.
2. Лишайники – симбиотические организмы, их разнообразие. Среди гербарных экземпляров найдите лишайники. По каким признакам вы их определите? Приведите другие примеры симбиотических отношений в природе и раскройте их значение.

Тело лишайника – слоевище состоит из нитей-гифов гриба, в которых заключены одноклеточные зеленые водоросли или цианеи (цианобактерии, старое название – сине-зеленые водоросли). Лишайники рассматривают как симбиотические организмы, где грибы поставляют воду с растворенными минеральными солями, а водоросли осуществляют фотосинтез, обеспечивая поступление органических веществ. Лишайники первыми заселяют безжизненные местообитания, произрастают на голых камнях. Этому способствует их неприхотливость к субстрату, способность переносить длительное высушивание, впитывать атмосферную влагу поверхностью тела. Необходимым условием произрастания лишайников является наличие света, необходимого для фотосинтеза.

Лишайники делятся на накипные (в виде пленки на камнях), листоватые (серо-зеленая пармелия, желтая ксантория на коре деревьев) и кустистые (олений мох – ягель).

Определить лишайник среди гербарных экземпляров можно по отсутствию органов – стеблей, листьев – и характерной расцветке.

Симбиотические отношения в природе способствуют процветанию видов, которые в них участвуют. Можно назвать примеры из билета №2.

3. Раскройте роль белков в организме по следующему плану: в каких продуктах содержатся, конечные продукты расщепления в пищеварительном канале, конечные продукты обмена, роль белков в организме. Объясните, почему в пищевом рационе детей и подростков должны обязательно присутствовать белки.

Богаты белком пищевые продукты животного происхождения: мясо, рыба, яйцо, молочные продукты. Также содержат белки растительные продукты, особенно бобовые культуры, овес, твердые сорта пшеницы и изготовляемые из них макаронные изделия.

В пищеварительном канале белки распадаются на аминокислоты. Конечным продуктом белкового обмена у человека и других млекопитающих является мочевина, удаляемая через почки.

Белки выполняют в организме важнейшие функции:

  1. структурную – белки входят в состав всех органоидов клетки;
  2. ферментативную (каталитическую) – например, пищеварительные ферменты;
  3. двигательную – в составе мышечных волокон;
  4. транспортную – гемоглобин крови переносит кислород ко всем клеткам организма;
  5. энергетическую –  хотя есть мнение, что при окислении белка промежуточные продукты обмена, содержащие азот, токсичны для организма, и потребление избыточной белковой пищи снижает силу и выносливость человека.
У детей и подростков активно идут процессы роста, биосинтеза, что помимо повышенной потребности в строительном материале – аминокислотах повышает расход ферментов. Поэтому растущий организм должен получать с пищей большее количество белка, чем взрослый. Недостаток белка в рационе детей может быть причиной низкого роста.

Билет № 5

1. Ч. Дарвин – основоположник учения об эволюции. Движущие силы эволюции.

Чарльз Дарвин – основоположник современной эволюционной теории. В 1859 г. Ч.Дарвин публикует труд "Происхождение видов путем естественного отбора или сохранения благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь", в котором он изложил результаты своих многолетних (более 20 лет) специальных исследований доказательства эволюции.

Для объяснения процесса эволюции в органическом мире Дарвин исследует четыре основных взаимосвязанных фактора (свойств живого): изменчивость, наследственность, борьбу за существование и естественный отбор. Их он считал движущими силами эволюции.

Сравнивая между собой двух или несколько особей одного вида, легко обнаружить, что у них всегда имеются какие-то отличия друг от друга – в окраске или размерах, повадках, плодовитости и других признаках. На основании таких различий у отдельных особей вида Дарвин констатирует, что организмам каждого вида свойственна изменчивость. Поскольку некоторые признаки, появляющиеся у потомства, наблюдались и у их родителей, то Дарвин делает вывод, что особи получили эти признаки от родителей благодаря наследственности. Изменения, которые могут передаваться по наследству, обнаруживаются у каждого вида, особенно если размножение идет половым путем. Дарвин предположил, что некоторые изменения (вариации) в наследственности помогают особям выжить в определенных условиях окружающей среды, тогда как другие наследственные свойства этому не способствуют.

Основываясь на большом количестве примеров, Дарвин также отмечает, что каждая пара организмов может дать значительное число потомков (животные откладывают много яиц, икринок, у растений созревает множество семян, спор), но выживает лишь их незначительная часть. Большинство особей гибнет, не достигнув не только половозрелости, но и зрелого возраста. Причины гибели – неблагоприятные условия внешней среды: нехватка пищи, враги, болезни или зной, засуха, мороз и др. На этом основании Дарвин приходит к выводу, что в природе между организмами происходит непрерывная борьба за существование (рис. 46). Она ведется как между особями разных видов (межвидовая борьба за существование), так и между особями одного и того же вида (внутривидовая борьба за существование). Еще одним проявлением борьбы за существование выступает борьба с неживой природой.

pochit.ru

Билет №11. Царство растений, его отличия от других царств живой природы

Билет №1

1. Царство растений, его отличия от других царств живой природы.

2. Настройте микроскоп и определите увеличение микроскопа.

______________________________________________________________Билет №2

  1. Особенности строения растительной клетки.
  2. Какие органические вещества входят в состав семян? Опытным путем сравните содержание жира в семенах подсолнечника, бобов и гречихи. Сделайте вывод.

________________________________________________________________Билет №3

  1. Семя. Внешнее и внутреннее строение семени.
  2. Из предложенных гербарных экземпляров выберите лишайники. Опишите, в каких условиях обитают, к какой группе организмов относятся.

________________________________________________________________Билет №4

  1. Корень. Внешнее и внутренне строение корня.
  2. Используя муляжи грибов (коллекция), отберите съедобные. Составьте памятку по сбору грибов.

________________________________________________________________Билет №5

  1. Побег. Строение и значение побега.
  2. Из предложенных гербарных экземпляров выберите растение класса Однодольные.

__________________________________________________________________

Билет №6

  1. Лист. Внешнее и внутреннее строение листа.
  2. Из предложенных гербарных экземпляров выберите растение класса Двудольные.

_____________________________________________________________Билет №7

  1. Стебель. Внешнее и внутреннее строение стебля.
  2. Установите последовательность групп растений в порядке их усложнения в процессе эволюции: Голосеменные, Водоросли, Псилофиты, Покрытосеменные, папоротники.

________________________________________________________________Билет №8

  1. Цветок- генеративный орган, строение и значение.
  2. Установите последовательность систематических категорий, характерных для царства растений, начиная с наименьшей: Покрытосеменные, пасленовые, Двудольные, Паслен черный, Паслен.

________________________________________________________________Билет№9

  1. Плод. Значение и разнообразие плодов.
  2. Из предложенных организмов составьте пищевую цепь: кузнечик, еж, змея, пшеница, лягушка.

_________________________________________________________________Билет №10

  1. Опыление. В чем сходство и различие насекомоопыляемых и ветроопыляемых цветков?
  2. В листья растений интенсивно протекает процесс фотосинтеза. Происходит ли он в зрелых и незрелых плодах?

_________________________________________________________________

Билет№11

  1. Водоросли. Общая характеристика и их значение в природе.
  2. Заложите опыт доказывающий необходимость кислорода для прорастания семян.

__________________________________________________________________Билет №12

  1. Как в жизненном цикле мхов происходит чередование бесполого и полового поколений?
  2. Докажите, что луковица- видоизмененный подземный побег?

_________________________________________________________________Билет №13

  1. Особенности строения и развития папоротников.
  2. По гербарию определите видоизменения листа, какие функции они выполняют?

_________________________________________________________________Билет №14

  1. Голосеменные. Общая характеристика и их значение.

  2. Укажите способы размножения предложенного вам комнатного растения.

_________________________________________________________________Билет №15

  1. Покрытосеменные. Общая характеристика и значение.
  2. Определите типы корневых систем гербарных растений.

__________________________________________________________________

Билет 16. 1. Оплодотворение. Механизм двойного оплодотворения цветкового растения.

2. Перечислите части микроскопа. Перечислите порядок приготовления микропрепаратов. Подготовьте микропрепарат кожицы лука к изучению. __________________________________________________________________Билет 17. 1. Царство Бактерии. Строение и жизнедеятельность бактерий. Многообразие и значение бактерий в природе.

2. Рассмотрите различные типы плодов, проклассифицируйте их. Какое значение имеют плоды для растений. __________________________________________________________________Билет 18 1. Воздушное и почвенное питание у растений. Космическая роль зеленых растений.

2. Среди гербариев растений найдите растение с мочковатой и стержневой корневой системой, объясните свой выбор. _________________________________________________________________Билет 19. 1. Отдел Моховидные. Строение и особенности жизни мхов на примере кукушкина льна. Значение мхов в природе и жизни человека.

2. Рассмотрите внешнее и внутреннее строение луковицы. Докажите, что луковица – видоизмененный побег. __________________________________________________________________

Билет 20. 1. Природное сообщество. Биогеоценоз, экосистема. Приспособленность растений к совместной жизни.

2. Понятие об эволюции. Как шел эволюционный процесс в растительном мире.

__________________________________________________________________

Билет 21. 1. Перечислите основные органоиды растительной клетки, опишите их строение и функции.

2. Устройство микроскопа, правила работы с ним. Определите увеличение микроскопа. __________________________________________________________________Билет 22. 1. Перечислите типы тканей растительного организма. Какова особенность их строения и роль в организме.

2. Приготовьте микроскоп к работе. Рассмотрите готовый препарат растительной клетки, перечислите ее отличия от клетки животного происхождения

_________________________________________________________________Билет 23.

1. Дайте характеристику жизненных форм растений, охарактеризуйте растения по продолжительности жизни. Какое значение имеют растения в природе.

2. Среди гербарных экземпляров растений найдите представителей семейства Злаковые, на основании каких признаков вы сделали свой выбор. К какому классу относят эти растения, почему.

________________________________________________________________Билет 24. 1. Водоросли. Характеристика строения и жизнедеятельности хламидомонады и улотрикса. Значение водорослей в природе.

2. Рассмотрите поперечный срез клубня картофеля. Докажите, что клубень картофеля – видоизмененный побег. _________________________________________________________________Билет № 25

  1. Размножение споровых и голосеменных растений.
  2. Среди гербарных экземпляров выберите растения семейства пасленовых, наиболее распространенного в вашем регионе. Дайте их систематическую характеристику.
________________________________________________________________

www.birmaga.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта