Ботанический рисунок - наука и искусство. Ботанические рисунки растений
Наслаждение ботаникой. Влюбитесь в цветы и нарисуйте их все
О книге
Под обложкой описание 500 видов растений со всех уголков планеты. Роскошные, они ошеломляют своей красотой. Райские цветы сочетаются с листьями расторопши, экзотические фрукты с привычными яблоками, а картинки мха не менее интересны, чем корабельные сосны.
Их формы прекрасны, и рисовать их — одно удовольствие.
Рисунок тренирует ум и расширяет границы восприятия.
Фотографии, рисунки и скетчи. Представленная в книге подборка — только одна грань необъятного мира флоры. Стоит выйти за порог — и вы окунаетесь в мир живой природы, который хочет раскрыть вам свои тайны.
К XVIII веку интерес к ботаническому рисунку заметно вырос благодаря открытию новых земель. Поворотным моментом в развитии науки о растениях и ботанического рисунка стало плавание корабля его величества «Индевор» в 1768–1771 годах. Корабль под командованием лейтенанта Джеймса Кука должен был совершить кругосветное плавание, чтобы отыскать Terra Australis Incognita — обширный континент в Южном полушарии. На борту был ученый-ботаник Джозеф Бэнкс.
Поход «Индевора» дал британским ученым толчок к изучению мирового разнообразия растений. Благодаря энтузиазму Бэнкса мир получил лучшие ботанические иллюстрации.
Рисуя растения
В книге — советы по работе с растениями в помещении и материалам. Вы поймете важность заметок «на полях», узнаете, как ценен опыт работы с гербариями и почему здорово гулять по ботаническому саду.
Несколько коротких советов, как рисовать растения:
- Ищите простую геометрическую форму — основу растения. В основе этого соцветия лежит треугольник.
- Не выбрасывайте неудачные наброски — они очень важны. Они напомнят об опробованных идеях и объяснять, почему тот или иной подход не сработал.
- Тщательно изучите, под каким углом примыкают части живого растения, чтобы на рисунке примыкание не вышло вялым.
- Длинные быстрые штрихи, повторяющие форму контура, делают рисунок динамичным, заряжают энергией.
- Чередование штрихов разного качества сделает его интереснее.
Рисунок открывает нам глаза на мир. Наше воображение пробуждается, и тогда мы способны отчетливее воспринимать действительность.
Ботаника как медитация
Веками художники использовали образ растений как метафору скоротечности жизни. Современный художник Сэра Фурно создает лиричные цветочные композиции, от которых веет безмятежностью.
Она создала портреты ранункулюсов (садовых лютиков) при помощи сканера и компьютера. Сэра — представительница новой волны современных художников, работающих с растениями.
Ее творения позволяют нам более осмысленно взглянуть на живую природу и осознать себя хрупкой и волнующе прекрасной ее частицей.
Поиск вдохновения
Художники-ботанисты знают, где найти ботанические сады, садоводческие выставки и питомники. Это неиссякаемые источники вдохновения. Но немногим известно, что хорошие гербарии — настоящая сокровищница для художника. В них застыла живая история. Это коллекции засушенных растений, которые чья-то рука собрала сотни лет назад, дополненные описаниями и творческими работами. Обычно гербарии есть в университетах или музеях естественной истории.
Листья
Когда изучаешь или рисуешь растение, нужно в первую очередь обратить внимание на листья. Листья бывают разных цветов, размеров и форм, в зависимости от вида и условий среды. Например, обитателям тропических лесов нужны массивные, широкие листья, чтобы улавливать достаточно солнечного света. листья вечнозеленых растений должны быть крепкими и компактными, чтобы противостоять попеременному воздействию солнца, дождя и иссушающего ветра.
У большинства видов хвойных деревьев листья превратились в иголки или чешуйки. У некоторых растений листья покрыты волосками, у других — восковым налетом, который защищает от высыхания.
Цветы
Изобилие и многообразие цветов всегда поражало человека. Он идет в экспедицию, чтобы открыть новые, неизвестные виды. Собирает их, выращивает, выставляет на обозрение, укладывает в гербарии, дает названия и классифицирует. А затем он создает портреты цветов: фотографии, вышивки, рисунки красками и карандашом.
Возьмите шесть любых цветов — достаточно больших, чтобы с ними поэкспериментировать. Скальпелем рассеките их пополам. Возьмите лупу и сравните части цветов: чашелистики, лепестки, тычинки и завязи. Зарисуйте каждый срез, чтобы найти сходства или различия.
Сложно преувеличить удивление и восторг, которые вы испытаете, впервые рассмотрев устройство цветка под лупой. Вы увидите новый мир.
Еще в книге
С этой книгой у вас будет захватывать дух от красоты. Вам встретится сто-о-олько полезной и интересной информации:
- Исторический ботанический экскурс — от древних египтян до капитана Кука
- Анализ набросков из ботанических дневников разных художников
- Дзен-композиция и ботаническая медитация
- Классификация растений
- Пошаговые рисунки и мастер-классы
- Небанальная ботаника: мхи, грибы, стебли, корни, растения-хищники
- Внутреннее строение цветка
- Смешивание цветов для ботанической живописи
- Анализ формы цветов и соцветий
- Рисование фруктов, шишек и семян
…и еще 250 страниц ботанической вкусноты-красоты!
Окунитесь в мир ботаники. Рисуйте по мастер-классам из книги или просто любуйтесь фотографиями. Удовольствие вы получите в любом случае!
ботанические иллюстрации – Ярмарка Мастеров
Не секрет, что всех нас увлекает процесс гармонизации пространства во всех его смыслах. Он этого никуда не денешься, это наш крест, как людей, способных видеть гармонию. С остальных - взятки гладки. А нам мешает - вот этот шкаф, вот этот приторный постер и пластиковая китайская статуэточка с крылышками. Люди живут себе и радуются. А мы мучаемся. Ну это я так не серьезно, в качестве вступления. Хотя нет, это просто ужас-ужас, и кошмар! И с этим надо что-то делать!
Руки заняты кучей дел, и до интерьера еще не добрались, но помечтать-то можно? Это просто немного скучных философских размышлений и пара избитых идей. Да, еще немнго нападок на не понимающих родственников и всех кто проходил мимо. Вот собственно что из себя представляет небольшой цикл статей, который я решила здесь разместить. Если вы любите такие статьи - подписывайтесь, будем скучатьи кошмариться вместе :-)
Ну и последнее о чем осталось предупредить- я большая поклонница произведений Жюля Верна. И речь пойдет в этих статьях о стиле, который бы максимально напоминал кабинеты естествоиспытателей XIX вка.
Итак сегодня повесим ботанические иллюстрации. Что называется приятное с полезным (и научная информация и красота , и уму и сердцу, так сказать). Представляю себе такую картинку в обрамлении неяркого паспарту, под стеклом в простой рамочке. Ммм, конфетка…Вот известные авторы таких иллюстраций:Яков Штурм Алоиз Лунзер Анна Мария СибиллаОтто Вильгельм Томе Как это воплотить в интерьере. Подумалось о нескольких вариантах:Вариант первый – самый трудоемкий. Берем лист А3 (люблю увеличивать картинки, впрочем и А4 подойдет) и перерисовываем, можно по клеткам.Вариант второй (как делаю я) – так называемый «эконом» . Берем мой любимый А3, в компьютере делаем соответствующий масштаб для просмотра иллюстрации, прикладываем лист к экрану, обводим что видим тонким карандашом, раскрашиваем.Вариант третий – распечатать на цветном принтере. Учтите, что картинки из интернета мы можем напечатать максимум размером с карманный календарик. Такие картинки можно использовать для декупажа, кошельков, закладок, шкатулок, открыток.Вариант четвертый – найти энциклопедию советского времени с ботаническими иллюстрациями. Сканируем или фотографируем. Сканируем с большим разрешением (если сканер позволяет делаем с разрешением 600 dpi, потом уменьшаем до 300 dpi). В этом случае мы получим иллюстрацию такого же размера как исходная, если ее напечатаем.Можно «для натуральности» на печатную картинку кисточкой нанести немного прозрачного клея, следуя рисунку, имитировать мазки.И последний вариант – часть изображения оставляем как на иллюстрации, а часть заменяем настоящим засушенным растением или его семенами и т.п.Важная деталь – для сохранения самого духа ботанической иллюстрации не забудьте скопировать все подписи по-латыни , именно они придают всему строгий и научный вид ( главное - не перепутайте ).Плавно переходим к гербарию.Здесь представлены варианты расположения элементов гербария на листе:Самый неинтересный вариант – это картинка №1. Я бы его дополнила нарисованными семенами, плодами и подписями.
Картинки №3,4 вовсе не гербарии, но такие схемы расположения элементов просты, но именно они и предпочтительны. Они создают атмосферу порядка. (Этакая «апткарская» педантичность. Они как бы говорят «всякому явлению – свое место и время». Смотрю на них и успокаиваюсь, мысли о хаосе и бессмысленности жизни отступают). Не забудьте про подписи на латыни.
Если у вас есть работы в стиле гербария, ботанических иллюстраций добавляйте ссылки на свои работы в коментарии, думаю, всем было бы интересно на них посмотреть и вдохновиться.
Продолжение здесь и здесь
www.livemaster.ru
Ботанические принты в интерьере
Ботанические принты в декоре интерьера с каждым днем пользуются все большей популярностью, такая «частичка природы» в квартире просто необходима: листья, стебли, цветы, плоды, семена приносят особую атмосферу. Изображения растений в интерьере могут быть выполнены в разных стилях: гербарии на пергаменте или черно-белые силуэты на чистой белой бумаге, с надписями на латыни или научными сносками.
Рассмотрим четыре самые удачные идеи использования ботанического принта в своем доме:
1
На картинах
В каком бы стиле ни был выполнен интерьер, изящное изображение растений в рамке всегда найдет свое место среди прочих деталей. Если вам удастся раздобыть старую книгу с растительными иллюстрациями, вам посчастливится стать обладателем настоящего винтажного декора. Если такого раритета дома нет, открытки или картины с бонатническими мотивами всегда можно купить на блошиных рынках.Один из вариантов оформления картины — это ботанический принт, дополненный гербарием, как на фотографии внизу.
1Если в доме не оказалось старой книги по ботанике, искусственно состаренная бумага и вполне современная цифровая печать рисунка дадут отличный результат. При желании, такими изображениями можно украсить всю стенку.2
В качестве паспарту очень интересно смотрится натуральный лен или мешковина — простые натуральные ткани подчеркнут красоту природных мотивов на изображении.
1
2
В узорах на обоях и плакатах
Обои с изображением растений прекрасно подойдут для эко-стиля в рабочем кабинете или детской школьника-подростка, увлекающегося ботаникой.Такая иллюстрация-плакат не просто декоративный элемент, но еще и учебный материал по строению растения, поэтому в детской комнате такой плакат будет более, чем уместен.
Ботанические принты визуально “оживают” в окружении своих натуральных сородичей — вазонов и цветов в вазах.
2
3
В элементах декора
Домашний текстиль — шторы, подушки, покрывала — изысканно смотрятся с ботаническими принтами.Такой узор оригинально выглядит на обивке стульев или на тканевом абажуре — так вы получите нужный акцент, не перегрузив при этом интерьер деталями.Очень удачно изображения растений будут смотреться на постельном белье, как на фотографиях ниже.
1
1
“ | Неотъемлемым преимуществом ботанических узоров является их способность сочетать множество красок природы изысканным и утонченным способом. | ” |
В отличии от цветочных принтов, ботанические узоры практически никогда не смотрятся наляписто или члишком вызывающе.
Ботанический принт прекрасно смотрится на гардинах и шторах на кухне, это может быть зеленная гамма, как на первом рисунке, нежно розовая, как на втором или любая другая цветовая палитра, которая вам подходит.
4
3
4
В декоре мебели
Самый классический диван с ботаническим принтом будет выглядеть гораздо уютные и домашние, такие расцветки мебели олицетворяют собой комфорт и удобство. Если вам надоела старая обивка, всегда можно обить мебель новой тканью или просто сшить чехлы. Старый комод обретет новую жизнь, благодаря узорам с растениями.3
1К сожалению, достать мебель с такими узорами очень сложно — либо на блошиных рынках, или в закромах бабушкиного приданного, или же вырезав иллюстрации из книжек по ботанике, так как в магазинах по дизайну и декору интерьеров найти такую мебель крайне трудно. Но если вам все-таки удалось найти кресло или комод авторской работы с подобным изображением – знайте, что это большая удача.
А вот с постерами и плактами дела обстоят куда лучше — оригинальные плакаты с ботаническими и зоологическими принтами можно купить в интернет-магазине TrendART
Ботанический артпостер «Папоротник»
Магазин:TrendART Страна:Украина
купить
Ботанический артпостер «Тюльпан»
Магазин:TrendART Страна:Украина
купить
Ботанический артпостер «Яблоня»
Магазин:TrendART Страна:Украина
купить
Зоологический артпостер «Муха»
Магазин:TrendART Страна:Украина
купить
Об интеренет-магазине TrendART:
TrendART — первый в Украине интернет-магазин ботанических и зоологических постеров. Постеры на стену — это уникальный декор любого интерьера. Основная задача магазина — доказать, что декор в интерьере должен быть оригинальным и креативным. TrendART планирует развивать ассортимент магазина в этом направлении и в скором времени представит еще больше новинок и интерестных идей настенного декора.
homester.com.ua
В помощь художнику: книги об акварельной технике ботанических иллюстраций
Именно сегодня речь пойдет совсем о другой стороне вопроса - технической. Как раз она вызывает у меня восхищение вне любого контекста. Советы, которые я прочла в книгах по ботанической иллюстрации помогли мне при создании моих акварельных работ. Например, даже у такого опытного художника как Тэрри Хэррисон робкое использование белил поверх акварели для махоньких бликов на воде неожиданно режет глаз. И это при том, что какой-нибудь Йозеф Збуквич мажет густо такими же белилами в своих акварелях, и это выглядит просто потрясающе. Почему так, я выяснила для себя как раз только в одном из акварельных пособий по ботанической иллюстрации. Часто белила отливают при высыхании голубым (как подсказывает ниже Полина polioness, скорее всего белила титановые) и часто смотрятся инородным голубым пятном на фоне живописной акварели. Поэтому при использовании белил рекомендуется легкое, едва уловимое смешение с жёлтым кадмием. Синева белил тут же исчезает, и мазки смотрятся естественно. Это работает, проверено на практике.
Итак, сегодня я представлю вашему вниманию 2 подробные и полезные книги Билли Шоуэл с пошаговым созданием цветочных портретов, с инструкциями по работе с акварелью, советами по композиции и построению цветочных форм. Речь о двух книгах Билли "Цветочные портреты", которые все же отличаются друг от друга по своей структуре и даже содержанию.
Если вы посетите страничку Билли Шоуэл, то быстро поймете, что она очень приятный человек и хороший рассказчик. Мне кажется, что ее онлайн-уроки должны быть интересными и содержательными. У нее прямо с сайта есть ссылка на туториалы и курсы. Цены вменяемые. Её книги читаются так же легко и приятно. Первая книга, о которой я хочу рассказать, - "Цветочные портреты. Упражнения и акварельные техники."
Я её вам очень советую. Потому что именно в ней структурированно и подробно описаны техники реалистичного исполнения ботанических иллюстраций акварелью. (Watercolour Flower Portraits; Blumenporträts realistisch malen: Techniken und Übungen in Aquarell) Книга для тех, кто хочет овладеть искусством ботанической иллюстрации вообще. Вторая книга, которую я покажу чуть ниже, более обобщенная и предназначена скорее для тех, кто хочет повторить именно 40 приведенных ботанических иллюстраций Билли.
В первой книге Билли дает подробные инструкции о смешении цветов для получения различных оттенков, о разных техниках работы с кистью и только потом обращается к композиции.
Вот эта глава на фото ниже мне очень понравилась. Билли открытым текстом призывает купить хотя бы один лист хорошей, качественной, дорогой бумаги. Разориться всего на одну дорогостоящую, но качественную кисть с натуральным ворсом и на 3 тюбика именно профессиональной, а не студенческой акварели (базовые цвета - синий, красный, желтый), чтобы понять, насколько качественные материалы облегчают процесс работы, улучшают качественно результат и просто пробуждают жажду творить. Плохие материалы способны отбить любую охоту рисовать, ведь результат будет, как ни старайся, так себе.
Еще мне понравился её метод палитры. Она предпочитает работать акварелью из тюбиков, а не из кюветов, и хранит их в обычной пластиковой коробке. Краску из этих тюбиков она выдавливает всегда в одном и том же порядке прямо на крышку от коробки так, чтобы можно было смешивать различные оттенки посередине крышки. В ботанической иллюстрации работают без живописного размаха, поэтому можно не разводить заблаговременно корыто акварели нужного оттенка. Такой аккуратный, минималистичный подход очень облегчает работу "ботаникам".
Билли принципиально не использует готовые оттенки зеленого. По ее мнению они портят рисунок из-за искусственности пигментов. Листья - важная составляющая при изображении цветов. Если они выглядят ненатурально, портится впечатление от всей работы. Более живые, естественные оттенки зеленого получаются смешением индиго или кобальта с оттенками желтого. Вот тут как раз слева все цвета, которые Билли использует в работе. Самый первый тюбик слегка засветился на фото - это индиго, а не чёрный.
Меня поразило, что для того, чтобы добиться глубокого красного оттенка нужно смешать красный кобальт с перманентным розовым. Никогда бы не подумала. Для меня глубина оттенка красного зависит от примеси оранжевого или синего. То есть куда красный больше уходит - в оранжевое или в фиолетовое. Оказывается, можно сделать все проще - сразу смешать красный с розовым.
Вот тут она показывает мой любимый геометрический подход к изображению предметов. Я тоже первым делом смотрю, в какую фигуру вписывается мой объект и уже от этого пляшу.
Билли говорит и подробно показывает об основных техниках в ботанической иллюстрации и советует проникнуться ими, если вы хотите добиться фотореалистичности в изображениях. Здесь, к примеру, добавление второго цвета по мокрому и отмывки.
Здесь слева лессировки, а справа она высушивает кисть о салфетку так, чтобы топорщились волоски, и прямо этими полусухими волосками в краске наносит продольную структуру лепестка.
Отдельная глава посвящена белым цветам на белом. Там Билли дает готовые рецепты, как смешением 3х цветов добиваться натуральных, наполненных светом оттенков серого.
Каждый рецепт у нее прямо подписан - берем столько-то частей такой-то краски, смешиваем с такими-то частями такой-то.
В книге полно и таких вот пошаговых инструкций - они отдельное удовольствие.
-----------Вторая книга Билли называется "Цветочные портреты от А - Z" Она, как я уже сказала выше, более обобщенная, хотя в ней тоже есть инструкции и полезные советы. (A-Z of Flower Portraits: An Illustrated Guide to Painting 40 Beautiful Flowers in Watercolour; Blumenporträts von A bis Z: Ausführliche Anleitung zum Malen von 40 bezaubernden Blumenaquarellen)
Но она больше вот такая, как сборник красивых ботанических иллюстраций.
И начинается книга уже сразу с композиции. Как именно оформлять лист, как красиво завершать обрубочки зарисованных цветочков и так далее.
Особенное внимание снова уделяется листьям и их структуре. Потому что именно они часто остаются за кадром - художникам лень их выписывать. А они как раз самое сложное и самое заметное в изображении! Это как если нарисовать человека и оставить непроработанными руки, на которые смотрят в первую очередь.
Техника рисования капельки и ещё раз технология работы полусухой кистью для придания более живой фактуры листьям.
Очень быстро несколько схем смешения красок и создание линий кистью.
Где-то 70% книги выглядит вот так: растение, его название, описание и палитра, которой оно было создано.
Повторюсь, эта книга скорее для тех, кто хочет нарисовать по следам Билли её цветы. Палитра подробно подписана и расписана.
Ссылки на книги на американском амазоне: Watercolour Flower PortraitsA-Z of Flower Portraits: An Illustrated Guide to Painting 40 Beautiful Flowers in Watercolour
Ссылки на книги на немецком амазоне:Blumenporträts von A bis Z: Ausführliche Anleitung zum Malen von 40 bezaubernden BlumenaquarellenBlumenporträts realistisch malen: Techniken und Übungen in Aquarell
--------------------Cсылки на другие книги для художников:В помощь художнику: книги о животных и растенияхГеометрические рисунки Евдокимова
conjure.livejournal.com
Ботанический рисунок - наука и искусство
"Растения, чей облик ботанику захочется иметь запечатленным, должно принести свежесобранными художнику, и чем скорее, тем лучше, дабы они не успели высохнуть, с тем чтобы художник был в состоянии изобразить их с цветками, корнем, семенами и т.д., как бы живыми. При этой работе художников должно призывать, чтобы они обдумали, как длину и ширину каждого побега обозначить"
(Из инструкции рисовальщикам Великой Северной экспедиции И. Гмелина 1733-1734 гг.).
27 февраля 2016 г. в Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки в залах сменных экспозиций состоялось торжественное открытие выставки «Ботанический рисунок. Наука и искусство». Прекрасный весенний подарок ценителям этого редкого вида искусства, заключающегося в детальном, ботанически точном изображении растений.
К теме пышных букетов и нежных хрупких цветов художники обращались издавна. Древнейшая рукопись отца ботаники и фармакологии Диоскорида «О лекарственных веществах», датированная началом VI века, содержит 435 изображений растений и животных, выполненных на пергаменте. Как и садоводство в целом, ботанический рисунок начинался именно с лекарственных трав. Он делал важные для человека растения узнаваемыми в те времена, когда еще отсутствовала систематика растений и их подробные словесные описания. Важна была каждая деталь – от «вершка до корешка». Со Средних веков преуспевали в этом деле швейцарские, немецкие, голландские художники.
Позднее, с появлением ботанической номенклатуры и совершенствованием типографского дела (XVIII в.), насущная потребность в ботанических изображениях растений, казалось бы, отпала. Но именно в этот период появилась престижная профессия ботанического иллюстратора. Изображения растений создавались художниками в кропотливых техниках акварели и гравюры, они украшали фундаментальные ботанические труды, составлявшие порой престиж целых государств.
В России интерес к ботаническому рисунку появился во времена правления Анны Иоановны, но его расцвет связан с эпохой Екатерины Великой – всесторонне просвещенной государыни.
История не сохранила имя художника, работавшего в экспедиции первого исследователя Сибири Д.Г. Мессершмидта (1685-1735), оставившего ряд подлинных шедевров - ботанических изображений орхидей. Академик-ботаник И.Х. Буксбаум (1693-1730), исследователь юго-восточной Европы, Малой Азии и Кавказа, работал исключительно акварелью по карандашному контуру, изображая не только травянистые растения, но и мхи. Его рисунки были широко известны и иногда использовались самим Карлом Линнеем. Иоганн Амман (1707-1741) стал автором изображений и описаний редких дикорастущих растений России, он уделял большое внимание семенам. И.Г. Гмелин потряс научный мир Европы изданным после 10-летнего сибирского путешествия обширным иллюстрированным ботаническим трудом «Flora Sibirica» (1747-1769). Наконец, «Flora Rossica» разностроннего ученого П.С. Палласа (1784-1789), с работами лучших граверов того времени, раскрашенными вручную, была издана на средства самой Екатерины Великой.
"Екатерининых щедрот при нежной влаге, Древа и зелия родятся на бумаге..."
Роскошное издание "Алтайской флоры" К.Ф. Ледебура (1829-1834), изобиловавшее вновь открытыми видами растений, было последним в этой череде блестяще иллюстрированных ботанических трудов.
С конца XVIII - начала XIX веков, одновременно с совершенствованием техники гравюры, когда уже не нужно было раскрашивать изображения вручную, ботанический рисунок проник со страниц научных книг в массовую, пусть и довольно дорогую, литературу.
Сейчас художественные портреты цветов, казалось бы, может полностью вытеснить доступная всем фотография. Однако этого не происходит - наоборот, ботанический рисунок приобретает еще большую ценность как не подвластное времени элитарное искусство. Мгновенный снимок не способен заменить теплоту ручного труда, знания ботаника и скрупулезный талант художника.
Выставка ботанического рисунка, открывшаяся в Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки, показывает, что в наше время художники работают в самых различных техниках, используя широкую палитру выразительных средств. А стремление к многообразию изобразительных жанров растет и не иссякает. Желая расцвета искусства и привлечения интереса к миру растений, Сергей Николаевич Андрияка торжественно открыл выставку и представил свои живописные произведения «Розы» и «Букет» с ирисами.
На этой выставке впервые выставлены десятки работ, выполненные в жанре ботанического рисунка художницей Софьей Матвеевой (1904-1986). Весь ее жизненный путь освящен любовью к искусству. Уже в студенческие годы, после поступления в Высший художественно-технический институт, она совершенствовала свой талант, обучаясь живописи и рисунку у известных художников - П.В. Кузнецова, С.В. Герасимова, Н.М. Чернышева. Позже работала над оформлением интерьеров и фасадов городских зданий, павильонов ВДНХ (тогда ВСХВ) совместно с немецким архитектором и художником Эрихом Борхетом. Их семейный и творческий союз продолжался до 1942 г., когда главу семьи постигла тяжелая и несправедливая участь - трагически погибнуть в застенках КАРЛАГа и быть реабилитированным только в 1962 г. О судьбе родителей и дальнейшем пути С. Матвеевой мы узнали от ее дочери – Эрики Эриховны, приехавшей на открытие выставки.
В тяжелые военные годы Софья Матвеева продолжала трудиться в Москве, оформляла предметы декоративно-прикладного творчества, разрисовывала шкатулки и копировала картины великих живописцев: Левитана, Шишкина, Нестерова. Ботаническим рисунком она занялась вплотную, когда поступила на работу в Главный ботанический сад АН СССР. За 25 лет работы, с первых лет после открытия сада (с 1946 г.), Софья Матвеева создала более 3 тыс. рисунков – это диковинные фиалки, тюльпаны, лилии, ирисы и орхидеи, привезенные из дальних экспедиций по России и зарубежью. Жизнь неукоснительно диктует нам свои условия, сегодня уже нет в открытом грунте ботанического сада многих экзотических растений, растущих далеко в природе, куда и сегодня не так легко добраться, но их изображения сохранились, и их можно увидеть на выставке. В ГБС РАН старались увековечить память о нашей сотруднице, работавшей в отделе флоры, и поместили ее ботанические рисунки в качестве иллюстраций в научные издания.
Частым гостем в Главном ботаническом саду им. Н.В. Цицина РАН является наша современница и талантливая художница Ольга Макрушенко. С ранней весны до глубокой осени она высматривает объекты для своего творчества. Для выставки она отобрала плоды садовых растений, внешний вид которых настолько натурален, что непременно возбуждает аппетит. Ее работы выполнены в уникальной для ботанического рисунка технике аэрографии. Эти рисунки, появившиеся на свет с помощью аэрографа, распыляющего тончайшую струю краски на бумагу, заслужили международное признание и хранятся в музеях Англии, Японии и Америки.
Графические работы Дарьи Фомичевой также по достоинству оценены в России и американском обществе ботанического рисунка.
Художник-флорист Павел Пугачев, проиллюстрировавший «Красную Книгу Волгоградской области» и «Флору Нижней Волги», в день открытия выставки дал мастер-класс, демонстрируя у мольберта все приемы, необходимые для точного и изысканного воспроизведения красивейшего представителя флоры – орхидеи.
Художник-акварелист Александром Вяземский предложил к обзору коллекцию грибов – белые, подосиновики, мухоморы.
Помимо ботанического рисунка, на выставке представлены и другие изобразительные жанры, традиционные для изображения цветов, растений, пейзажей.
Можно долго восхищаться неповторимой прелестью старинных открыток с цветами и ягодами, изображенными немецкой художницей Катариной Кляйн (1861-1929), и изумительные работы художницы Серебряного века Любови Эндауровой (1853-1938), привезенные на выставку из г. Кирова.
Завораживает необыкновенное мастерство художницы Ольги Ионайтис, чудесно оформившей книгу английской писательницы Фрэнсис Бёрнетт «Таинственный сад», которая наверняка еще больше привлечет внимание юных читателей. Сказочно-пышная растительность окружает героев этого произведения.
Современный интерьер преобразится с букетами и охапками разноцветных пионов Любови Лесохиной.
Бумага и фарфор преображаются до неузнаваемости, когда к ним прикасается рука Екатерины Лукьяновой.
Как произведения искусства смотрятся тарелки, оформленные по растительным эскизам Дмитрия Астафьева.
Нарядное восточное искусство нашло свое отображение в картине с древовидными пионами, выполненной Алисой Лозайкой в традиционном стиле китайской живописи.
Вторая жизнь начинается у засушенных цветов, веточек деревьев и кустарников, художественно оформленных Людмилой Солод. Ее экспонаты - вейгелы, ивы, клены и березы незаменимы для учебно-просветительских целей.
Выставка будет работать до 10 мая 2016 г. и еще есть время, чтобы окунуться в мир творчества и насладиться красотой природной флоры, которая будет интересна не только взрослым, но и детям.
Фото: Алиса Гальченко, Рита Бриллиантова
www.greeninfo.ru
Plantae Selectae - оранжерея моей души
Если кто помнит, это был Датский Королевский фарфоровый сервиз "Flora Danica", расписаный художником Йоханом Байером.http://plantarum.livejournal.com/63319.html
Через несколько лет после моего знакомства с "Flora Danica", мы в дружной компании выбирали эмблему для очередной Молодёжной конференции ботаников в Санкт-Петербурге. С этими конференциями знакомы многие студенты и аспиранты-ботаники. У каждой конференции была своя эмблема. На одном из первых собраний оргкомитета конференции мы просматривали разные картинки и выбирали достойную для эмблемы. В числе прочих источников ботанических картинок в кафешку, что образовалась на месте столовой Ботанического Института, и где мы регулярно заседали, был принесен ежедневник. Подарочный такой ежедневник, присланный из Миссурийского ботанического сада в дружественную лабораторию по случаю Нового года.
Если кто не знает, что такое подарочные американские ежедневники, я сейчас объясню. Там в начале каждого месяца а то и вообще через страницу, помещена страница с рисунком. Качество исполнения высочайшее. А какая обложка, обрез, закладочка...Мне когда то подруга прислала такой с репродукциями Климта. Первые три месяца я его открывала двумя пальчиками затаив дыхание, чуть не зажмурившись. Только к середине весны решилась внести в него дрожащей рукой первую запись. А потом себя ругала, что красоту такую ежедневностью порушила.
И вот передо мной оказался ежедневник с ботаническими иллюстрациями Георга Эрета к самой известной проиллюстрированной им книге "Plantae selectae..."
ЗамияDodecatheon meadia - Додекатеон обыкновенныйГеорг Дионисиус Эрет (Georg Dionysius Ehret, 1708-1770) был современником Карла Линнея. Они впервые встретились, по всей видимости, в имении Хартекамп, что около города Харлема в Голландии. Имение принадлежало директору Голландской Ост-Индской компании Джорджу Клиффорду.
Голландская Ост-Индская компания - это торговая компания, привозившая из Японии, Китая, с Цейлона и Индонезии огромное количество товаров. Чай, пряности, шелк. Медь. Серебро. Опиум.Это первая в мире акционерная компания. Из плавания возвращалось одно судно из трёх. Каждый акционер нес финансовые потери при пропаже судна, но каждое вернувшееся судно приносило хорошую прибыль. Как всякое купеческое предприятие, Голландская Ост-Индская компания причастна к открытию большого количества новых растений и животных. В результате деятельности компании было сделано немало географических открытий. Капитан Гудзон, к примеру, открыл речку и заливчик, на его берегу потом знатный город построили...
В ботаническом саду у Клиффорда имелась огромная коллекция растений, привезенных со всех концов света. Их описанием и классификацией занимался Линней, служивший в саду смотрителем коллекций. Линней прибыл в сад Клиффорда в 1735 году. Примерно в это же время Георг Эрет выполнял рисунки растений для иллюстрированного издания "Hortus Cliffortianus", их совместной с Линнеем работы. Впоследствии Линней сделал несколько описаний растений основываясь в том числе на рисунках Эрета. Так, к примеру, был описан Calycanthus floridus L.
АронникБананЗначительную часть жизни Эрет провел в Англии. Именно там, в ботаническом саду в Кью, Эрет создал значительную часть рисунков к атласу "Plantae Selectae". В атласе собраны ботанические иллюстрации ста самых красивых, по мнению авторов, растений мира.
ЛилияШпрекелияПолное название книги - "Plantae selectae quarum imagines ad exemplaria naturalia Londini, in hortis curiosorum nutritamanu artificiosa doctaque pinxit Georgius Dionysius Ehret ... ; occasione haud vulgari collegit nominibus propriis notisque subinde illustravit et publico usui dicavit D. Christophorus Iacobus Trevv ... ; in aes incidit et vivis coloribus repraesentavit primum Ioannes Iacobus Haid ... pictor et chalcographus augustanus."
БромелияТюльпанное деревоИздали его в Аугсбурге год издания значится 1750-1773. Атлас появился в результате сотрудничества трех авторов. Текст написал издатель, К. Тру (Christoph Jakob Trew), в работе принял участие гравер Й.Хайд (Johann Jakob Haid), он же раскрасил некоторые рисунки. Гравюры, безупречные с ботанической точки зрения, раскрашивались вручную акварелью. Каждая его страниц - настоящее произведение искусства. Линней писал про этот атлас: "Чудо нашего [XVIII] века... Ничего подобного не появлялось ранее и не появится в будущем". Вероятно, он был прав.
А в качестве эмблемы VIII Молодёжной конференции ботаников в Санкт-Петербурге мы выбрали Царицу Ночи. А на следующую - магнолию, из того же атласа.
Царица НочиМагнолия
Все иллюстрации из атласа "Plantae Selectae...". Источники:http://www.philaprintshop.comhttp://www.globalgallery.comhttp://www.vam.ac.ukhttp://darwinsflowers.files.wordpress.com
plantarum.livejournal.com
Ботаническая иллюстрация — википедия фото
Многие ранние фармакопеи включали изображения растений. Это делалось с целью лучшего узнавания того или иного вида, как правило, в лечебных целях. Точное описание и изображение растений до появления таксономии было принципиально важно при изготовлении лекарственных препаратов.
В XVI веке швейцарец Конрад Геснер (1516—1568), изучая растения, делал тысячи рисунков разных частей растений. Постоянно упражняя руку и глаз, он совершенствовал свои наброски. Геснер выявлял характерные для растений признаки, улучшая качество научного рисунка. Его наброски стали эскизами для иллюстраций его книги «Enchiridion historiae plantarum» (1541).
С появлением и изданием систем ботанической номенклатуры с их предельно точным описанием растений графические или живописные ботанические иллюстрации становятся необязательными. Однако именно в это время среди художников появляется специализация, а затем и профессия ботанического иллюстратора. Ботанические иллюстрации в это время (впрочем, как и все другие иллюстрации) создавались в технике ксилографии.
В XVIII веке улучшение типографского дела позволило печатать иллюстрации более точно в цвете и в деталях. Гравюра на металле постепенно заменяла ксилографию в качестве основной техники ботанической иллюстрации. Каждый иллюстрированный лист книги раскрашивался от руки акварелью. Это было очень кропотливо и дорогостояще. Издание больших, подробных и роскошных ботанических книг (увражей) типа «Флор» было делом государственной важности — по ним судили, в том числе, о технических и интеллектуальных возможностях целых государств.
Всё возрастающий интерес к ботаническим книгам со стороны ведущих ботаников и натуралистов, а также состоятельных владельцев поместий, парков и садов, привёл к увеличению спроса — иллюстрации стали появляться и в книгах, рассчитанных не только на узких специалистов, но и на массового, хотя и богатого, читателя. Этому способствовало и развитие в конце XVIII — начале XIX веков торцовой гравюры на дереве, техники более совершенной, чем обрезная ксилография, и позволявшей большим мастерам передавать сложнейшие цветовые и тональные отношения и в связи с этим не прибегать к раскрашиванию оттиска (эстампа) от руки, и в то же время не столь дорогой, как гравюра на металле.
Ботанические иллюстрации стали включать в себя такие виды изданий, как полевые определители, описания гербариев и коллекций, журналы. Развитие фотографии и связанных с ней способов печати отнюдь не сделало иллюстрацию, выполненную художником, старомодной. Ботанический иллюстратор способен создать гармонию точности и образности, сплести несколько природных образцов, чтобы показать единое целое, одновременно показать и лицевую и оборотную стороны предметов (например, листьев). Кроме того, мелкие детали и части растений можно увеличить, чтобы показать их как бы под микроскопом, и разместить их по свободным местам рисунка.
В России
Начало иллюстрированию ботанических книг в России было положено в первой половине XVIII века, когда Петербургской академией наук были изданы ботанические труды И. Х. Буксбаума «Plantarum minus cognitarum» (1728—1740), И. Аммана «Stirpium rariorum» (1739) и Иоганна Георга Гмелина «Flora Sibirica» (1747—1769). Первые иллюстраторы русских книг опирались на достижения немецких и швейцарских коллег.
Интерес к растениям, который проявили просвещённые русские вельможи, способствовал расцвету издания ботанических книг, в том числе и замечательно иллюстрированных, в России в конце XVIII века, в эпоху императрицы Екатерины Великой. Сама императрица оплатила из собственных средств издание в 1784—1789 годах иллюстрированной «Flora Rossica» П. С. Палласа.
org-wikipediya.ru