Береза бородавчатая. Береза это культурное растение или дикорастущее
Яблоня это дикорастущее или культурное — Tk-Bsk.Ru
Дикорастущие растения: название и значение
В школьной программе на уроках ознакомления с окружающим миром, природоведения, биологии предусмотрено изучение объектов живой природы. В рамках ознакомления с жизнью флоры дети узнают, что такое культурные и дикорастущие растения. Название групп становится понятным после того, как детям сообщается об условиях произрастания видов. Углубление и расширение понятия происходит за счет ознакомления с тем, как используются человеком растения, относящиеся к той или иной группе.
Культурные и дикорастущие растения. Названия
2 класс общеобразовательной школы — это тот период, когда дети начинают получать систематические знания об объектах живой и неживой природы. Более раннее изучение предмета носит пропедевтический характер. Но уже во втором классе вводятся, например, такие понятия, как культурные и дикорастущие растения.
Название групп становится понятно детям после выполнения упражнений, где предлагается сравнить пары растений. Например, ель и яблоню, березу и сливу, крыжовник и можжевельник, помидоры и мать-и-мачеху, горох и цикорий. Педагог предлагает детям обратить внимание на то, где произрастают сравниваемые виды, какие условия для них необходимы, кто за ними ухаживает.
После проделанной работы дети легко приходят к выводу, что все растения делятся на две большие группы. Те, за которыми ухаживает человек, называются культурными. Дикорастущие растения название свое получили благодаря тому, что они растут повсеместно. Для их развития, созревания, плодоношения не требуется вмешательство человека.
Основные отличия дикорастущих растений от культурных
Для роста и развития растений необходимы определенные условия. Культурным видам такие условия создает человек. Он ищет благоприятное место для высадки растений, производит их подкормку, удаляет сорняки, собирает урожай, оберегает от вредителей и болезней.
Основания для классификации
Дикорастущие растения, названия и фото которых так привычны для нас, появились на Земле гораздо раньше культурных видов. Другими словами, изначально планета была заселена лишь дикорастущими растениями. Именно они давали древнему человеку пищу, кров, одежду, орудия труда.
Занимаясь собирательством, люди накапливали опыт, благодаря которому они оценили положительные свойства корней, листьев, стеблей, плодов некоторых растений. Постепенно человек научился наиболее полезные для себя виды выращивать рядом с собственным жилищем и пользоваться результатами своего труда в течение более длительного промежутка времени, чем это было при собирательстве. Так начали появляться культурные сорта растений, в результате ухода за которыми улучшались их вкусовые и иные качества.
Дикорастущие растения, названия которых общеизвестны, подразделяются на группы. Ученые выделяют среди них травы, деревья, кустарники. Например, без труда можно определить, к какой группе относятся крапива, ромашка, береза, орешник, рожь, василек. Надо сказать, что на подобные группы подразделяются и культурные растения.
Природные зоны и распространение растений
Видовое разнообразие, которым представлены дикорастущие растения, названия и значение их в хозяйственной деятельности напрямую связаны с той областью Земли, где они произрастают.
Обилие пищевых и лекарственных дикорастущих видов растений отмечается в тропическом и субтропическом влажном климате. В зоне тундры и лесотундры видовое разнообразие растений более скудное, но здесь могут быть сосредоточены большие запасы, например, мхов, лишайников, используемых в разных отраслях народного хозяйства. Травянистые и кустарниковые растения, дающие хороший урожай ягод, тоже не редкость для суровых северных районов.
Дикорастущие растения: ценность для человека
Дикорастущие растения, примеры, названия которых приведены в школьных учебниках и дополнительных справочниках, имеют в своем составе очень много полезных для организма человека веществ. Сегодня продолжается изучение этой группы на предмет содержания в них белков, углеводов, жиров, витаминов, минералов, растительных масел.
Человек издавна искал способы употребления дикорастущих растений в пищу. С древних времен распространен сбор ягод клубники, черники, голубики, клюквы и многих других. Плоды, листья, стебли употребляются как в свежем, так и в переработанном виде.
Лечебные свойства
Среди лекарственного сырья особое место занимают дикорастущие растения. Названия и значение медицинских препаратов, изготовленных на основе трав, частей деревьев и кустарников, произрастающих в дикой природе, в последнее время активно создаются и изучаются, и их перечень значительно расширился. Богатый опыт использования дикорастущих растений в качестве лекарственных средств имеется у народных целителей.
Однако количество полностью изученных и используемых человеком в составе лекарственных препаратов представителей флоры составляет лишь 4% от общего числа видов, которые представляют собой дикорастущие растения. Названия новых видов регулярно пополняют этот перечень.
Надо отметить, что более половины сырья, предназначенного для фармацевтического производства, поставляется посредством сбора лекарственных растений в природе. Лишь небольшая их часть культивируется.
Правила сбора сырья
При сборе лекарственных и пищевых дикорастущих растений обязательно нужно соблюдать правила, благодаря которым можно исключить факты отравления или другого отрицательного воздействия на организм. Разрешается сбор лишь хорошо известных видов растений. Те из них, что вызывают сомнение по внешнему виду, правилам употребления, сбору не подлежат. Надземные части растений обычно собирают до цветения. В это время побеги и листья более нежные, не содержат опасных соединений. Сбор растений рекомендуется производить в ясную погоду во второй половине дня, когда исключено увлажнение росой.
Запрещен сбор растений вдоль дорог, вблизи свалок, сточных канав или промышленных объектов. На их частях собираются продукты горения, пыль, содержащие опасные для здоровья человека вещества.
Собранное сырье не следует укладывать слишком плотно. Это может привести к порче растений. Она обычно проявляется в потемнении их частей. Колючие и жгучие растения, такие как крапива, бодяга, лучше собирать в перчатках. А жесткие стебли других удобнее срезать ножом.
Части растений, имеющие видимые повреждения, такие как наросты, ржавчина, гниль, собирать не рекомендуется. Они могут содержать в своем составе вещества, вредные для здоровья человека.
fb.ru
Презентация на тему: Дикорастущие и культурные растения
Дикорастущие и культурные растения Филиппова Марина Владимировнаучитель начальных классов МОУ «Общеобразовательная средняя школа № 7» г. Няндома
Дикорастущие и культурные растения. Цель: изучить особенности культурных и дикорастущих растений
На какие группы делятся растения?
Какое значение для человека имеют растения? Растения кормят человека. Растения одевают человека. Мебель. Строительство. Топливо.
Человек очень тесно связан с растительным миром . Есть растения, которые человек сам высаживает, ухаживает за всходами , собирает урожай, использует в пищу. А есть растения, которые растут независимо от человека
Сравним Деревья Ель Растёт в лесу. Никто не ухаживает. Яблоня Растёт в саду. Ухаживает человек.
Чем похожи и чем отличаются крыжовник и можжевельник? Где растёт? Кто ухаживает?
Кустарники. крыжовник можжевельник Растение сада . Растение леса. Ухаживает человек. Не ухаживает человек.
Травянистые растения Мать-и-мачеха растёт повсюду. Помидор растёт в огороде, человек ухаживает, собирает урожай
На какие же группы можно поделить все растения?
Сначала поговорим о дикорастущих растениях. К ним относятся и деревья, и кустарники, и травы, которые растут сами по себе, за которыми не ухаживает человек. например:
Отгадайте загадку, о каком цветке пойдёт речь: Колосится в поле рожь, Там во ржи цветок найдёшь Ярко-синий и пушистый, Только жаль , что не душистый.
васильки Да, васильки не приносят пользы человеку, наоборот, мешают расти хлебу, и всё-таки васильки в народе любимы. Эти цветы прелестные, синие, как небо, многие собирают, плетут из них венки. Про василёк народом придумано много песен и легенд.
А теперь мы узнаем, какие ещё бывают растения?
Разделите эти культурные растения на группы.
Рожь и пшеница. Каждый день ты ешь хлеб. Его пекут из муки, а муку получают из зёрен пшеницы, ржи, ячменя, овса. Они называются зерновые растения.
Груша и слива. Это фрукты. Они растут в садах. И называются плодовые. К ним относятся не только фруктовые деревья, но и кустарники, и травы, дающие нам плоды. Смородина, малина, земляника.
Лук и картофель. Это овощи. Они растут на полях и в огороде. Такие растения называют овощные. Свёкла, капуста, морковь, чеснок.
Лён, хлопок. Из них делают ткань. Такие растения называют прядильные. Это очень ценные растения, дающие прекрасное волокно, из которого вырабатывают ткани: ситец, сатин, бязь, трикотаж, постельное бельё, вафельные полотена.
Пион, нарцисс. Это цветы. Выращивают на клумбах для красоты. Они называются декоративными растениями. Например, флоксы, тюльпаны, гладиолусы.
Заполните схему (впишите 3-4 растения каждой группы).
Ответь на вопросы. Как называются растения, специально выращиваемые человеком? Какие ещё бывают растения? Какие группы культурных растений вы запомнили? Приведи примеры.
ppt4web.ru
Урок окружающего мира «Культурные и дикорастущие растения». 1-й класс
Форма: работа в группах.
Цель: создать условия для самостоятельной работы учащихся на уроке.
Задачи:
- Конверты с картинками (Приложение 1)
- изображение дуба
- изображение яблони
- изображение крыжовника
- изображение лещины
- изображение клевера
- изображение ириса
- Лист и ручка
- Понятие культурных и дикорастущих растений
- Как появились культурные растения?
- Почему человек стремится окультуривать растения?
- Какие растения можно назвать дикорастущими? Какие культурными? Слива, которая дает плоды без вмешательства человека и растет по дороге на море, относится к культурным или дикорастущим?
- Зачем человек окультуривает растения? Какие дополнительные выгоды это ему дает?
- Как называется наука, которая занимается улучшением существующих свойств растений и животных, а также формированием новых разновидностей?
1. Организационный момент
– В течение своей жизни человек окружён растениями. А что было бы, если бы они вдруг исчезли? (Ответы детей) – Сегодня мы продолжим нашу беседу о разнообразии растений.
2. Актуализация знаний
На столах у детей конверты с картинками с изображением следующих растений: дуб, яблоня, крыжовник, лещина, клевер, ирис (Приложение 1)
– Рассмотрите карточки на ваших столах. Что изображено на них? Назовите их одним словом. (Растения) – Разложите эти карточки на три группы. Объясните, по какому признаку вы их группировали. (Работа в группах). – Проверяем. Каждая группа при проверке считает количество карточек, расположенных неверно, перекладывает их в нужную группу (Презентация, слайд 2). – У какой группы все карточки лежали правильно? У какой группы одна карточка лежала неправильно? и т.д. – Приведите свои примеры к каждой группе. – Молодцы, справились с заданием.
3. Постановка проблемы. «Открытие» нового знания.
– Теперь задание усложняется: разложите эти же карточки на 2 группы, объясните, по какому признаку группировали. (Работа в группах. Во время выполнения задания учитель ходит между рядами и фиксирует неправильное деление на группы.) – Проверяем. Могут получиться разные варианты.
Сначала учитель спрашивает те пары, у которых деление не совпадает с делением на дикорастущие и культурные. В конце подводит детей к мысли о делении растений на те, которые человек не сажает (дикорастущие) и те, которые человек выращивает специально (культурные). Учитель вводит эти понятия и их определения. (Презентация, слайд 3).
– Сверьте расположение своих карточек с расположением названий на экране.
4. Работа по теме урока.
– Скажите мне, пожалуйста, какова тема нашего сегодняшнего урока. (Растения дикорастущие и культурные). – Правильно, сегодня мы будем с вами подробно рассматривать растения, которые называются культурные и дикорастущие. – Какие растения мы называем дикорастущими? А культурными? – Приведите примеры.
С помощью схемы учитель подводит детей к выводу: дикорастущие растения могут являться деревьями, кустарниками, травянистыми растениями; культурные растения могут являться деревьями, кустарниками, травянистыми растениями.
Физ минутка (игра с сигнальными карточками)
– Давайте поиграем. Если я называю культурное растение, вы показываете зелёную карточку, если дикорастущее растение – красную.
– В свою очередь культурные растения делятся так же на несколько групп, и сейчас вы их сами попробуете назвать!
5. Работа со слайдами (4-9).
– Назовите изображенные растения (огурцы, свёкла, капуста). Что общего у всех? (Овощи). Эта группа называется овощные. Приведите свои примеры. – Назовите изображённые растения (яблоня, груша, лимон). Что общего? (Фрукты, плоды). Эта группа называется плодовые. Приведите примеры. – Назовите изображённые растения (овёс, рожь, пшеница). Что общего у всех растений? (Наличие зёрен). Эти растения называются зерновыми. – Назовите изображённые растения (георгин, ирис, фиалка). Для чего они нужны человеку? (Для красоты.) Эта группа растений называется декоративными, так как в переводе с латинского языка «decorer» означает «украшение». Приведите свои примеры. – Эти растения называются хлопок и лён. Где вы встречали такие названия? (В одежде). Правильно, так как из этих растений вырабатываются волокна, из которых в свою очередь прядут нити для изготовления ткани. Такие культурные растения называются прядильными. – Давайте ещё раз назовём группы культурных растений. (Называют группы, которые учитель показывает указкой на экране). – А что значит культурные растения? Дикорастущие растения?
6. Проверка усвоения знаний
– Проверим себя, всё ли мы с вами запомнили? Если не всё, посмотрим, на что нужно будет обратить особое внимание при подготовке домашнего задания.
Индивидуальная работа на листочках. Если выражение верное, дети чертят «+», если не верное чертят «–».
1. Редиска – дикорастущее растение. 2. Пшеница – зерновое растение. 3. Тополь – культурное растение. 4. Подорожник – дикорастущее растение. 5. Крапива – культурное растение.
При проверке дети сверяют свой узор с узором на экране. (Презентация, слайд 10).
– Поднимите руку те, у кого узор получился. У кого одна ошибка? Две?
7. Подведение итогов
– Посмотрите, сколько мы узнали сегодня! (Презентация, слайд 11). – На какие группы делятся растения? На какие группы делятся культурные растения? – Посмотрите, культурные растения нас кормят, одевают, украшают нашу жизнь. А дикорастущие? Нужны ли они нам? (Все растения нужны, так как все дают кислород, многие съедобны, много лекарственных растений.)
– Как мы должны относиться к растениям? (Ответы детей)
– Растения разнообразны, но все они необходимы нам: и высокие, и низкие, и колючие, и водяные, и с цветами, и без цветов. Мы должны заботиться о них, беречь их, сохранить их для потомков.
8. Объявление отметок за урок. Запись домашнего задания
– Молодцы! Вы сегодня хорошо поработали. Спасибо за работу.
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Урок-конспект по теме: «Культурные и дикорастущие растения»
Тема урока: Культурные и дикорастущие растения.
Основные цели и задачи: Ознакомить учеников 2 класса с тем, что существуют дикорастущие и культурные растения, объяснить разницу и дать представление о том, для чего человек занимается окультуриванием.
1. Понятие культурных и дикорастущих растений
Как Вы считаете, какие основные отличия сосны от груши? (выслушать все ответы, отметить тот, где говорится о том, что сосна растет в лесу, а груша – в саду). А чем отличается одуванчик от огурца? (тоже выслушать все ответы, отметить тот, где говорится о том, что одуванчик растет сам по себе и его можно найти где хочешь, а за огурцом ухаживает человек и его можно отыскать только в огороде).
А теперь, когда вы уже знаете, какие разнообразные есть растения, давайте разделим их на две большие группы. Те растения, которые растут везде и которым не нужен человек, чтобы ухаживать за ними, называются дикорастущими (их название говорит само за себя). Те растения, которые растут в саду, в огороде и для роста которых необходимо вмешательство человека, называются культурными. Их название в меньшей мере передает их суть, потому что культурными мы привыкли считать людей, которые ходят в театры, посещают библиотеки, разговаривают без бранных слов. Однако слово «культурный» по отношению к растениям имеет другой смысл, и мы о нем поговорим чуть позже.
Практическое задание (на развитие логики):
Как вы считаете, какие растения появились раньше – дикорастущие или культурные? Почему? (выслушать все ответы, особое внимание обратить на пояснения, дать возможность высказать свое мнение тем детям, для которых это важно).
2. Как появились культурные растения?
Вы правильно сказали, что поскольку растения появились на Земле раньше, чем здесь оказался человек, то дикорастущие растения имеют более длительную историю, нежели культурные. В далекие времена, когда человек только-только отошел от обезьян и питался тем, что мог собрать с деревьев и кустов, все растения были дикорастущими. Вмешательство человека заключалось только в том, что он собирал урожай.
Первые культурные растения появились тогда, когда человек заметил, что для выращивания зерна надо положить в землю зерно. А для того, чтобы вырастить абрикосу, надо положить в землю косточку. Словом, с этого момента, когда новые деревья, кустарники и просто небольшие кустики стали появляться не сами по себе, а с непосредственным участием человека, стала развиваться группа культурных растений.
Что же нужно было делать человеку для того, чтобы культурное растение дало урожай? (правильные ответы – сажать, поливать, убирать вредных насекомых, пропалывать от сорняков, лечить, если растение болеет, отгонять диких животных, которые хотели бы полакомиться вкусненьким).
3. Почему человек стремится окультуривать растения?
Почему человека не удовлетворял тот урожай, который давали дикорастущие растения? Сравним плоды дикой яблони и окультуренной, вы наверняка в своей жизни видели и те, и другие. У дикой яблони плоды маленькие, в большинстве своем кислые, да и их количество сравнительно небольшое. Что касается яблони, растущей в саду, то тут плоды намного больше в размерах, они более сладкие, а урожайность их гораздо выше. То же самое касается и малины – дикорастущая в лечу мелкая и кислая, а культурная, которую можно найти в огороде, — крупная и сладкая.
Все это – результат воздействия человека. Оказывается, у слова «культура» есть еще один смысл – в переводе с латинского оно означает «возделывать», «обрабатывать». Точно также, как нас «обрабатывают» в театре, в книжках, в процессе воспитания, прививая положительные качества и свойства, точно также человек поступает по отношению к растениям.
Что еще делал человек для того, чтобы окультурить растения? Он наблюдал за тем, какие семена дают лучший урожай, и на следующий год сажал только их. Это повысило урожайность, улучшило качества тех растений, которые он выращивал.
А еще человек разнообразил те продукты, которые он выращивал. Например, дикорастущая черешня мелкая, кислая, с большой косточкой, преимущественно светло-красного цвета. А та черешня, которую мы покупаем на базаре и кушаем каждую весну и лето (то есть культурная) – она совсем другая. Во-первых, есть множество ее цветов и оттенков – от бледно-желтого до темно-бордового. Во-вторых, есть множество вкусовых оттенков, так что довольны будут все – и любители кислинки, и поклонники сладостей.
Перечислите все виды капусты, которые вы знаете (правильный ответ – белокочанная, краснокочанная, цветная, брокколи, савойская, кольраби, брюссельская, пекинская, китайская). Сообщить детям, что все эти сорта вывел человек в рамках селекции – специальной науки, которая занимается улучшение сортов растений или пород животных, а также выведением новых.
Оценивание: Попросите учеников ответить на проверочные вопросы. По их ответам можно будет определить, насколько они усвоили материал урока:
Кроме того, в связи с большим количеством практических заданий можно поощрить детей, которые были наиболее активны в течение урока.
4. Итоги урока:
В ходе проведённого урока ученики узнали:
- Какие растения называются дикорастущими, какие – культурными.
- Какая между ними разница.
- Как появились культурные растения.
- Зачем человек окультуривает растения.
Найти 5 дикорастущих и 5 культурных растений, которые не растут в России и о которых не упоминалось в ходе урока.
xn—-8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai
На данном уроке мы узнаем с вами, что такое дикорастущие и культурные растения, чем они друг от друга отличаются и какими они бывают.
Тема: Природа
1. Растения, которые нам знакомы
Как вы думаете, чем ель отличается от яблони?
Ель растет в лесу, а яблоня – в саду, и за ней ухаживает человек.
Чем похожи мать-и-мачеха и помидор?
Это травянистые растения. А чем они отличаются? Помидоры растут в огороде, и за ними ухаживает человек, собирает урожай. Мать-и-мачеха растет повсюду.
2. Культурные и дикорастущие растения
Все эти растения можно разделить на две группы:
1. Растения, за которыми ухаживает человек, или культурные растения.
2. Растения, которые растут сами по себе. Их можно встретить где угодно. Такие растения называются дикорастущими.
Дикорастущие растения растут без вмешательства человека, за ними никто не ухаживает, они растут там, где для них есть подходящие условия. К этим условиям они приспособились сами.
Культурные растения сеет, высаживает человек и заботится о них. Откуда же они взялись на земле?
3. Как возникли культурные растения
В древние времена все растения на земле были дикорастущими. Древний человек собирал плоды, семена и корни различных растений и те, которые ему нравились, он высаживал рядом со своим домом. Чтобы плоды вырастали вкуснее и крупнее, человек ухаживал за растениями. Растения привыкали к заботе о себе и изменялись. Так на земле и появились культурные растения.
Культура – в переводе с латинского означает «возделывание», «обрабатывание».
4. Дикорастущие растения
Давайте поближе познакомимся с дикорастущими растениями. К ним относятся деревья, кустарники и травы, которые растут везде, сами по себе.
Васильки называют сорняками, потому что на поле они мешают расти хлебу. Несмотря на это, васильки – очень красивые цветы, и люди издавна любят их собирать и плести из них венки.
5. Культурные растения
Культурные растения тоже делятся на 3 группы – деревья, кустарники и травы.
6. Зерновые растения
Что объединяет следующие 3 картинки?
Все это зерновые растения. Они растут на полях. Из них делают муку и крупу.
7. Плодовые растения
Слива, груша и персик – это фрукты. Они растут в саду. Эти растения называют плодовые. К ним относятся не только деревья, но и кустарники, и даже травы.
8. Овощные растения
На полях и огородах растут овощи. Эти растения называют овощные.
9. Прядильные растения
Из льна и хлопка делают ткань. Такие растения называют прядильными.
10. Декоративные растения
11. Диаграмма «Культурные и дикорастущие растения»
Обобщим полученные знания в диаграмме:
Список рекомендованной литературы
Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет
Рекомендованное домашнее задание
- с. 62-65, учебник Плешаков А.А. Мир вокруг нас.
- с. 25 раб.тетрадь учебник Плешаков А.А. Мир вокруг нас.
- Рассмотрите диаграмму из урока и приведите по 5 примеров растений на каждый подвид из тех, что растут в вашем регионе.
Если вы нашли ошибку или неработающую ссылку, пожалуйста, сообщите нам – сделайте свой вклад в развитие проекта.
interneturok.ru
Дикорастущие и культурные растения
На данном уроке будет рассмотрена тема «Дикорастущие и культурные растения». Мы уже знаем, что растения делятся на деревья, кустарники и травы. В ходе занятия мы познакомимся еще с двумя группами растений – дикими и культурными. На примере яблони увидим разницу между дикорастущими и культурными растениями, охарактеризуем каждую группу.
Урок: Дикорастущие и культурные растения
1. Общее и различия ели и яблони
Определите, чем ель и яблоня похожи и чем различаются?
Общее у них то, что это деревья. Оба дерева приносят пользу. Различие заключается в том, что ель растет в лесу, а яблоня – в саду. Ель растет сама по себе, а за яблоней ухаживает человек.
Почему человек сажает яблони и ухаживает за ними? Делает он это не случайно, а для того, чтобы получить с этого дерева вкусные и сладкие плоды.
Из нашего примера можно сделать вывод. Одни растения растут сами по себе, за ними никто не ухаживает. Такие растения получили название дикорастущие – растущие без помощи человека. Другие растения человек специально выращивает, ухаживает за ними. Такие растения называются культурными.
2. 2 группы растений: дикорастущие и культурные
Внимательно рассмотрите рисунки и распределите их в группы: дикорастущие и культурные.
На картинках 3, 4, 5 изображены дикорастущие, а на рисунках 6, 7, 8 – культурные растения.
3. Происхождение культурных растений
Растения не всегда были культурными. В древности все растения были дикорастущими. Наши предки занимались охотой и собирательством. Они собирали различные растения и их плоды. Иногда за нужными растениями приходилось идти очень далеко. Но вот однажды люди заметили, что в том месте, где они перетирали зерна, выросли колоски. Люди догадались, что это проросли зерна. Теперь человек стал выращивать нужные растения около своего жилища. Ухаживать за ними, поливать, охранять посевы от диких животных. Лучшие семена стали отбирать, сохранять и сеять, получая богатый урожай. Так многие растения стали культурными.
tk-bsk.ru
Береза бородавчатая / Дикорастущие съедобные растения /
Береза бородавчатая (ненке каен, ак каен, елак каен, салынкы каен, сеялле каен, асылмалы каен)
Семейство березовых — Betulaceae
Береза бородавчатая, дерево высокое , до 25 м. Стволы и крупные ее ветки покрыты белой гладкой корой. Молодые побеги красно-бурого цвета, густо усажены смолистыми бородавочка-ми и часто бывают повислыми. Листья ромбически-яйцевидной формы с клиновидным основанием, двоякозубчатые, слегка кожистые. Цветы собраны в однополые сережки. Цветет береза одновременно с распусканием листьев в начале мая, а иногда, в теплые весны, и в апреле. Удивительными свойствами обладает береза. К осени она накапливает в стволе ценные питательные вещества, а весной, в апреле, когда корни получат необходимое количество влаги, органические вещества растворяются и по сосудам поднимаются вверх к почкам. Начинается весеннее сокодвижение. В это время в местах повреждения дерева сок вытекает наружу («плач березы»).
У берез используют уже упомянутый «березовый сок», почки и листья. Сокодвижение бывает непродолжительное время. Ранней весной собирают березовые почки, в период их набухания, но обязательно до распускания листьев, срезают с низкорослых берез ветви, связывают их в пучки, сушат в тени. После сушки почки собирают вручную или обивают.
В настоящее время добыча сока и почек ведется только в определенных специализированных лесных хозяйствах. Самостоятельный промысел запрещен. Листья можно собирать в течение всего лета.
Березовый сок — приятный освежающий напиток, у нас в стране продается в продовольственных и специализированных магазинах, из него готовят всевозможные шипучие напитки, квас. Для длительного хранения сок следует консервировать путем добавления 5 мл соляной кислоты на 1 л жидкости.
Эфирное масло, полученное из березовых почек, употребляют в ликеро-водочной промышленности для ароматизации напитков.
В тяжелые годы Великой Отечественной войны береза не раз спасала людей от голода. Сухие листья превращали в порошок, добавляли к нему немного муки для клейкости, пекли лепешки и ели их с «варевом».
Березовый сок содержит сахара, органические кислоты, соли калия, кальция, железо, минеральные соли. Почки содержат эфирное масло, смолистые и дубильные вещества, сапонины, бету-лоретиновую кислоту. Свежие листья березы богаты витамином С (аскорбиновая кислота), каротином (провитамин А). Береза, кроме того, является ценным лекарственным деревом, березовый сок применяют при заболеваниях легких (бронхитах, туберкулезе), при подагре, ожогах, артритах, длительно незаживающих ранах. Соком лечат экзему, лишаи и обмывают места кожи с пигментными пятнами для их уничтожения. Сок используется при приготовлении лосьона «Березка». Из березовых почек получают масло, которое обладает мочегонным, желчегонным и противоглистным свойствами. Этими же свойствами обладает и от: вар, полученный из почек. В народной медицине настоем березовых почек на водке лечат путем втирания больные суставы, раны, ссадины, пролежни, употребляют при болях в желудке, язвенной болезни. Горячие ванны с добавлением настойки рекомендуется употреблять при лечении острых и хронических экзем.
Листья используют для лечения же лудочно-кишечных заболеваний, при желтухе как желчегонное, почечных камнях, при отеках, связанных с сердечно-сосудистыми заболеваниями.
Настоем листьев лечат печень при за болевании лямблиозом. Молодые свежие листья используются при лечении радикулита путем обкладывания ими спины. Из бересты готовят березовый деготь, которым лечат кожные заболевания (чешуйчатый лишай, экземы, чесотку). Береза бородавчатая встречается в лесах во всех природных районах нашей республики. Таким же образом можно использовать и другой вид — березу пушистую.
Партнеры:
www.rasteniya-tatarstan.ru
Смородина культурное растение или дикорастущее — Tc-pozhsnab.ru
February 18, 2015
Дикорастущие деревья, кустарники, травы — это неотъемлемая прекрасная часть природы России. Именно они еще на въезде в нашу страну говорят о ее красоте, статности и великолепии.
Кустарники России
Самыми распространенными видами, растущими в дикой природе, являются:
Дикорастущие кустарники нашего края очень красивы, разнообразны по своей роли в природе и значении для человека. Существует ряд таких видов, которые люди стремятся посадить и размножить у себя на земельных участках с разными целями: декоративной, питательной, ландшафтно-дизайнерской. К таким представителям можно отнести следующие дикорастущие деревья и кустарники: черемуха, черника, яблоня, ясень, шиповник, туя, сосна, ель, смородина, слива, сирень, рябина, ракитник, паслен, ольха, облепиха, можжевельник, малина, груша, орешник, калина, барбарис, виноград, липа, лимонник, крыжовник, крушина, клен, жимолость, дуб и другие.
Шиповник
Пожалуй, один из самых ценных кустарников как в дикой, так и в культурной форме. Высота растения — до 2 м, ветви красно-коричневые, блестящие, покрыты загнутыми шипами. Цветки розовые, яркие. Данное растение относится к семейству Розоцветные. Листья округлые, собраны по несколько штук на одном черешке. Край мелкоизрезанный. Плоды шиповника ярко-оранжевые, эллиптической или округлой формы.
С самой древности это растение считалось целебным источником важных веществ и витаминов. Еще Авиценна называл шиповник средством от болезней печени. Сегодня это растение ценится не только за свои лекарственные свойства, но и за красивый внешний вид и неприхотливость к условиям обитания. Нежные малиновые розы никого не оставляют равнодушными. Цветение продолжается с середины мая до конца июня.
Для изготовления лекарственных препаратов используются все части растения, кроме листьев: плоды, корни, стебли и цветки. Самыми ценными веществами в составе растения считаются каротиноиды, витамины группы В и РР, флавоноиды, органические кислоты, эфирные масла.
Также большой популярностью пользуются следующие представители:
- Виноград различных сортов.
- Айва и разносортные сливы.
- Йошта.
- Калина.
- Княжик сибирский.
- Лох серебристый.
- Малина душистая.
- Паслен сладко-горький.
- Чубушник и другие.
- деревья;
- кустарники;
- кустарнички;
- травы;
- лианы;
- пальмы.
- спирея;
- багульник болотный;
- лимонник китайский ;
- бересклет бородавчатый;
- волчеягодник;
- жимолость обыкновенная;
- кизильник черноплодный ;
- лещина обыкновенная;
- пузыреплодник;
- венгерник русский;
- Японская.
- Тунберга.
- Ниппонская.
- Дубравколистная.
- Голубика.
- Жимолость.
- Крыжовник.
- Малина.
- Рябина.
- Смородина.
- Ежевика.
- Кизильники разных видов.
- Клематис.
- Магония падуболистная.
- Ракитник русский.
- Разные виды рододендронов.
- Розы всех видов.
- Спиреи.
- Сирени.
Большая часть из приведенных названий — родовые. Это значит, что каждое растение имеет разнообразное количество разновидностей. Поэтому общая численность кустарниковых форм Подмосковья достаточно серьезна. Это приносит огромную пользу, так как растения очищают и обновляют воздух, способствуют нормализации его состава.
Бересклет европейский
Высотой такие дикорастущие кустарники до 3 метров и выше. Листья достаточно крупные (до 10 см), овальной формы. Цветки собираются в соцветия, поэтому становятся хорошо заметны. Окраска венчика — розовая с белым. После отцветания формируются плоды, красные или темно-розовые. Они ядовиты, однако используются как лекарственные.
Дикорастущие кустарники Урала
Флора Урала, Приуралья, Сибири и Дальнего Востока по видовому составу кустарниковых форм имеет большое сходство. Так, распространенными видами на данных территориях являются такие, как айва, барбарис, бузина, вейгела, волчеягодник, дерен, дрок, жимолость, ива и другие растения.
Это, естественно, далеко не полный список, однако включающий самые распространенные виды Урала. Большая часть из них является источником питания для лесных животных, человека. Также многие — лекарственные формы растений.
Ягоды съедобны, к тому же очень полезны. Используются в лекарственных целях. Во время цветения барбарис обыкновенный издает очень приятный аромат, привлекает множество насекомых. Его часто используют для живой изгороди. Устойчив к заморозкам, но легко поражается паразитами и грибками.
Кизильник блестящий
Сирень обыкновенная
Данное растение — это только один вид из множества, относящихся к общему роду Сирень семейства Маслинные. Этот кустарник знаменит не только на Урале, но и практически по всей территории нашей страны.
Дикорастущие, названия и отличие от культурных растений
крапива, щавель, хвощ, душица, малина, зверобой, смородина, мята, сныть, чабрец, цикорий, хмель, одуванчик, подорожник, медуница, лопух, клевер, Иван-чай, дудник, и конечно древесные растения сосна, липа, береза и прочие.
Но знать названия дикорастущих, пригодных в пищу растений мало, надо еще уметь их отличить от других растений. Если Вы не уверены, что за растение перед Вами, ни в коем случае не принимайте его в пищу или в лекарственных целях, это может иметь опасные последствия.
Алтей лекарственный, Белена черная, Воронье сало, Глистник, Девясил высокий, Жимолость лесная, Зверобой обыкновенный, Ирис сибирский, Кислица обыкновенная, Ландыш майский, Мать-и-мачеха обыкновенная, Недотрога железистая, Орешник, Первоцвет весенний, Рожа дикая, Сердечник, Тимьян ползучий, Фиалка топяная, Хмель вьющийся, Черника миртолистная, Шалфей луговой, Щавель конский, Яснотка белая.
Источник: http://vlboard.org/nazvdiko.html
Большинство растений имеют стебель, корень и листья. Стебель с листьями называется побегом. У деревьев стебель называется стволом. Листья и корни – кормильцы растений. Корни помогают растению удержаться на земле. Многие из растений выработали способы защиты от травоядных животных, при этом защитниками являются, как правило, листья и стебли. Листья растений могут быть горькими и даже ядовитыми, как у полыни и белены, или жгучими, как у крапивы, либо жесткими и острыми, как у осоки. Стебли часто вооружаются колючками или шипами. Все эти приспособления помогают растениям выжить, сокращая количество желающих употребить их в пищу.
– Как вы думаете, ребята, давно ли появились растения на Земле?
– Где жили эти растения? (В морях).
Итак, много миллионов лет назад жизнь была сосредоточена в морских водах. Именно водоросли ухитрились выжить и стать наземными растениями.
Дикорастущие растения.
– Назовите все растения, укажите, какие являются дикорастущими.
Культурные растения.
То есть человек сам заботится о том, чтобы получить богатый урожай овса, и делает для этого все возможное. Такие растения называются культурными.
3. Физкультминутка.
4. Классификация культурных растений.
– Где растут сливы, смородина, огурцы?
5. Игра “определи растение” (используются флажки).
Названия дикорастущих растений можно найти в огромном количестве справочников, это те растения, что распространяются либо самосевом, либо порослью без необходимости участия человека. Они не нуждаются в искусственном создании специальных условий и могут сами приспосабливаться к жизни в дикой природе. Дикорастущие появились запредельно раньше культурных видов, ведь изначально планета была полностью заселена только ими.
Сейчас многие дикорастущие растения могут представлять большую энергетическую пищевую ценность, хотя их названия и забыты многими. Дело в том, что этим растениям не грозит ни химизация полей, ни перенасыщение нитратами и ядохимикатами. Ведь растение само выбирает себе почву и не вмешивается в ее состав. Дикоросты не грозят нам отравлениями, как некоторые овощи, выращиваемые на полях или в теплицах с применением повышенных доз минеральных и прочих удобрений. Вот небольшой список названий дикорастущих растений пригодных в пищу в различных видах:
Фото дикорастущих
Предлагаем ниже фотографии некоторых перечисленных растений.
Одуванчик. Молодые листочки одуванчика вполне заменяют еще не поспевшую зелень на огороде. Содержит много витамина С, бета — каротин, группа витаминов В и полный набор микроэлементов — железа и кальция.
Крапива. Добавьте немного крапивы при приготовлении щей или борща, точно не пожалеете.
Чабрец. Добавив однажды в чай, уверяю Вас, что захотите еще.
Мир растений огромен и многообразен, и перечислить все растения в рамках одной статьи не представляется возможным. Приведем пример по одному растению от А до Я.
Дикорастущие и культурные растения
Загрузить презентацию (3,4 МБ)
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Ход урока
Растения – это организмы, способные перерабатывать энергию солнечных лучей в строительный материал для своих клеток. Этот сложный процесс называется фотосинтезом. Фотосинтез происходит в особых структурах растительных клеток – в хлоропластах, в которых находится зеленый пигмент – хлорофилл, окрашивающий листья и стебли растений в зеленый цвет. В процессе фотосинтеза неорганические вещества (вода и углекислый газ) превращаются под действием солнечных лучей в органические вещества – сахар и крахмал, – тот самый строительный материал растительных клеток. При этом растения выделяют кислород, необходимый нам для дыхания. Поэтому растительный мир (флора) Земли – это “легкие” нашей планеты.
– Расскажите, как выглядела наша планета миллиарды лет назад? (Если дети затрудняются ответить, то учитель приходит на помощь.)
– 3,8 млрд. лет назад теплые моря покрывали почти всю поверхность земного шара, но простейшие растения уже были в то время.
2. Изучение нового материала.
Приведите пример дикорастущих растений.
– Как вкусна и полезна овсяная каша, овсяные хлопья, пряники!
– Как долго приходится людям искать овес, чтобы приготовить детям хлопья из овсяной крупы, испечь пряники из овсяной муки? (Овес не ищут, его выращивают специально на полях).
– Что значит выращивают?
– Приведите пример культурных растений.
– Рассмотрите схемы на страницах 54-56 учебника и закончите их, назвав по 2-3 культурных растения каждой группы.
Дикорастущие кустарники: виды и названия
Природа нашей планеты чрезвычайно разнообразна. Каждый континент, часть света, страна, область, край и город могут похвастаться прекрасными представителями флоры, которые не только украшают собой все окружающее пространство, но еще и способствуют очищению воздуха.
Большую роль в природе и жизни человека играют разные жизненные формы растений, в том числе такие, как дикорастущие кустарники. Именно о них пойдет речь в статье.
Дикорастущие растения
Таковыми принято называть те растения, которые обитают в естественных природных условиях и не окультурены человеком. Они заселяют поля и луга, степи и саванны, пустыни и леса. Отнести к ним можно:
То есть все существующие жизненные формы растений. Конкретно дикорастущие кустарники составляют основную часть подлеска, чащи, окраины лугов и полей, обочины дорог, ландшафта городских массивов. Именно такие формы используют для создания живых изгородей перед жилыми зданиями, торговыми точками и прочими сооружениями.
Дикорастущие кустарники нашего края отличаются большим видовым разнообразием. Они распространены во всех полосах и широтах, формируют лиственные и отчасти хвойные леса, выстилают сопки и горные массивы. Также среди них есть множество представителей, которых человек использует в декоративных целях для садово-огородных участков. Ягоды некоторых видов активно употребляются в пищу и ценятся за свои витаминные компоненты. Даже лекарственные формы дикорастущие кустарники России имеют.
Спирея
Дикорастущие кустарники рода Спирея включают в себя около 90 видов. Часть из них была уже давно окультурена людьми и очень широко используется для ландшафтного дизайна участков.
Данное растение от 2 метров и больше в высоту. Окраска цветков, листьев, их форма и размеры — все это зависит от конкретного вида. Чаще всего встречаются белоцветковые или розовоцветковые формы, реже с фиолетовой окраской венчика.
Виды спиреи средней, самой распространенной в природе России, представляют собой красивые дикорастущие кустарники, фото которых можно увидеть ниже.
Эффектные, усыпанные ароматными яркими соцветиями кусты мало кого могут оставить равнодушными, этим и объясняется такая популярность растения. Лекарственного значения практически не имеет.
Кустарники Подмосковья: названия
К данной группе можно отнести не только одомашненные культурные растения. Дикорастущие кустарники Подмосковья также широко заселяют местные биотопы. Самыми распространенными среди культурных форм, заполоняющих дачные и садовые участки, являются плодово-ягодные виды.
Среди дикорастущих организмов данной группы можно выделить такие, как бересклет, волчеягодник, кизил мужской, пузыреплодник, клен, сирень, вейгела Миддендорфа, бузина, ракитник, дерен, рододендрон, форзиция, лох, пион, рябина, розы, миндаль, боярышник, ива, барбарис и другие.
И дикорастущее, и культурное кустарниковое растение. В некоторых районах нашей страны возделывается как промышленный объект, так как корни бересклета содержат гуттаперчу.
Декоративное значение бересклета заключается в его плодах и красивых плотных листьях. Из него хорошо выстраиваются эффектные живые изгороди, поэтому он применяется в ландшафтном дизайне.
Волчеягодник
Невысокие растения, высота до 1,5 метров. Распространены в Сибири, Западной и Восточной. Очень яркие плоды дают такие дикорастущие кустарники. Названия растениям из-за них и было дано. Это сочная ярко-красная костянка, выглядящая, как ягода. Однако в пищу употреблять их нельзя, так как они не слишком, но ядовиты.
Цветки нежно-розовые, сидячие. Источают очень приятный аромат благодаря содержащимся эфирным маслам, поэтому привлекают множество насекомых. Листья волчеягодника некрупные, округлые или слегка заостренные, опушенные.
В медицине применяются ягоды этого растения, а также части коры. Основные болезни, от которых помогают препараты на волчеягоднике,- подагра, ревматизм, паралич.
Все они формируют общий вид природы полей и лугов, лесных массивов. Благодаря таким растениям, как дикорастущие кустарники и деревья, картина естественного местообитания животных и людей становится полной, емкой, прекрасной и разнообразной.
Можно привести краткий список тех видов Урала, которые являются основными для этих мест. Это дикорастущие кустарники, названия которых приведены ниже.
Барбарис
Самый распространенный вид данного кустарника на Урале — барбарис обыкновенный. Высота растения — до 2 метров. Стебли обильно снабжены шипами, листья густо оплетают ветви, имеют очень красивую темно-пурпурную окраску. Благодаря этому создается очень эффектный контраст с желто-оранжевыми цветками и ярко-красными плодами ягодами. Поэтому барбарис охотно используется людьми в качестве садового кустарника.
Широко распространенное на Урале растение. Часто встречается как в естественной природе, так и в садах, на дачных участках. Получило такую известность за привлекательный внешний вид: высокие кусты (до 3 метров) с раскидистой интересной по форме листьев кроной.
Основное преимущество — морозостойкость и засухоустойчивость. Свое название кизильник блестящий получил за соответствующие поверхности листочков. Цветки собраны в соцветия, мелкие, белые или розоватые. Плоды ярко-красные, не ядовитые. Являются источником корма для многих птиц и животных.
В декоративных целях используются виды кизильника для создания живых изгородей с красивыми гроздьями свисающих плодов черного или красного цвета.
Красивые пахучие соцветия, состоящие из множества кистей мелких нежных цветочков, привлекают не только насекомых-опылителей, но и животных, птиц, людей. Окраска венчиков различна: от белоснежной до сиренево-розовой. Используются в декоративных целях и лекарственных.
Источник: http://fb.ru/article/169957/dikorastuschie-kustarniki-vidyi-i-nazvaniya
Презентация к уроку
Назад Вперёд
Цели урока: охарактеризовать особенности существования в природе дикорастущих и культурных растений, их разнообразие, значение для человека; научить различать жизненные формы растений и культурные растения по их назначению.
Оборудование: мяч, флажки разного цвета (красный и зеленый).
1. Введение в тему.
– Что такое растения? (ответ детей).
Беседа с опорой на знания учащихся.
Теперь растительный мир нашей планеты чрезвычайно богат; более 300 тыс. видов растений населяет Землю. Растения приспособились ко всем климатическим условиям. Они растут везде: могут жить в пустыне, где практически не бывает дождей, в арктической зоне, где царит страшный холод.
– На какие три группы можно разделить такие растения? (Деревья, кустарники, травянистые)
– Рассмотрите рисунки на страницах 54-55.
– Где растет овес?
(Готовят почву, сеют, удобряют, борются с сорняками и вредителями, вовремя собирают урожай.)
– Люди начали интересоваться выращиванием растений около 10 000 лет назад. Этот процесс был вызван стремлением облегчить проблему добывания пищи.
Вопросы к учащимся.
– Значит, на какие группы можно разделить культурные растения?
Учитель называет разные растения, дети флажком соответствующего цвета показывают к какой группе оно относится.
Источник: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/594519/
Дикорастущие и культурные растения
Дети, а замечали ли вы, что где бы вы не находились, везде нас окружают различные растения? Вы их видите, идя и возвращаясь со школы, гуляя в парке, отдыхая у речки или находясь в лесу. Растения есть везде. Они растут вдоль тропинок, на лугах, полях, огородах, в степях и даже высоко в горах. Растения даже можно встретить в безводных пустынях, в озерах, топких болотах и даже в Антарктиде.
Но сегодня мы с вами поговорим о тех растениях, которые растут на просторах нашей страны.
Растительный мир очень разнообразный по строению, месту обитания и по использованию растений человеком.
А задумывались ли вы о том, в чем сходство и в чем различие, например, между сосной и яблоней, или помидором и одуванчиком?
Конечно же, вы знаете, что и сосна и яблоня – это деревья, а одуванчик и помидор относятся к травянистым растениям. Но, их отличие заключается в том, что за яблоней и помидорами нужен уход, а вот сосна с одуванчиком могут расти сами по себе.
Вы знаете, что некоторые растения растут на полях, огородах, а некоторые на лугах, вдоль рек и озер, в парках и лесах. А как вы думаете, есть ли существенные различия между растениями, которые выращивает человек на своем огороде, саду или на поле? И чем эти растения отличаются от тех, которые можно встретить на лужайках, вдоль тропинок или в лесу? А все очень просто. Оказывается, все растения, которые вырастают сами по себе и без вмешательства человека называются дикорастущими растениями.
Теперь давайте поближе познакомимся с такими растениями. Среди дикорастущих растений могут быть не только травяные, но и к ним также относятся деревья, кустарники. Одним словом это те растения, которые растут везде и сами по себе.
Культурные и дикорастущие растения
Все те растения, которые мы можем встретить на нашей планете, делятся на две большие группы.
• К первой такой группе относятся растения, которые выращивает человек и за которыми он ухаживает. Такие растения называют культурными.
• Ко второй группе относятся деревья, кустарники и травяные растения, за которыми не нужно ухаживать, так как они растут где угодно и сами по себе. Эти растения являются дикорастущими.
Теперь попробуем более подробно рассмотреть, в чем же заключается разница между этими растениями.
Все дикорастущие растения произрастают, как правило, без вмешательства человека и на тех территориях, где для них созданы природой подходящие условия или же к этим условиям растения смогли приспособиться сами. Кроме того, за дикорастущими растениями, никто не ухаживает, и они растут сами по себе.
А вот за культурными растениями необходимо ухаживать. Такие растения человек сеет или сажает и чтобы получить хороший урожай культурных растений, человеку необходимо тщательно о них заботиться.
Как возникли культурные растения
Раньше, в древние времена, все растения, которые росли на земле, были дикорастущими. Человек, собирая их плоды, ягоды, травы и коренья, много времени тратил на их поиски. Потом люди поняли, чтобы за пищей не ходить за тридевять земель, можно ее иметь рядом со своим жилищем. Так по истечения какого-то времени, человек начал высаживать дикорастущие растения около своего дома и чтобы они прижились и дали хороший урожай, люди стали ухаживать за этими растениями. Со временем эти растения под зорким вниманием человека стали изменятся. Вот таким способом и появились культурные растения. Ведь, в переводе с латинского языка, термин «культура» переводится, как возделывать, или обрабатывать.
Источник: http://edufuture.biz/index.php?title=%D0%94%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%83%D1%89%D0%B8%D0%B5_%D0%B8_%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F
Смородина дикая или репис: выращивание кустарника в домашних условиях
Автор: jmakaaa | Комментариев 0
Репис или же смородина дикая – это кустарник, который был завезен в Европу из Северной Америки в начале XVIII века. Там смородина прорастала на обширной территории без принадлежащего ухода за ней человеком. И лишь спустя нескольких веков, ею заинтересовались как неприхотливым декоративным кустарником. Со временем по достоинству были оценены и сочные ягоды реписа.
На сегодня дикую смородину выращивают в самых различных странах: прибалтийских государствах, Чехии, Англии, Северном Кавказе, Азии, Украине, Белоруссии, России. Как видим климат и почва на вышеперечисленных территориях абсолютно разная, но это не мешает репису хорошо расти и плодоносить.
Содержание:
Общее описания смородины дикой
Смородина дикая – мощный кустарник высотой от 1 до 3 метров, который устойчив как к жаре, засухе так и к заморозкам, пыли, дыму, менее подвержен вредителям и болезням.
В самые холодные и вьюжные зимы дикая смородина может подмерзать, но кустарник очень легко и быстро восстанавливается.
Листы реписа похожи на небольшие трехлопастные листочки крыжовника. а ягоды – среднего размера напоминают микс смородины и недоспелого крыжовника. Осенью зеленые пластины становятся яркими – на листке появляются красные и желтые оттенки.
Большие и яркие желтые цветки реписа имеют приятный аромат, за счет этого привлекают к себе пчел. Цветет в конце мая.
Подобное сходство дикого растения с другими культурами породило неправильное суждение о дикой смородине как о гибридной породе. хотя растение является оригинальным видом.
Ягоды дикой смородины среднего размера. Они имеют длинную засохшую чашечку и окраску от желтого до черного цвета. Кожица достаточно плотная, кисловатая на вкус. Внутренность плода достаточно необычная. Напоминает смесь черной и красной смородины. а также сладость крыжовника.
Из ягод дикой смородины готовят компоты, джемы и варенья, а также едят в сыром виде. Богатые на витамины С и А, они более полезны нежели лимоны. абрикос. персик и сладкий перец .
Выращивание кустарника
Смородину дикую выращивают на самых различных почвах: от песчаных до глинистых. Но залог успеха в выращивании реписа заключается в правильном выборе места для посадки и хорошего материала.
Правила выбора саженцев:
Посадка дикой смородины осуществляется осенью или ранней весной. Для этого выбирают светлые места без сквозняков и избытка влаги.
Почва для реписа может быть разнообразной, но в нее обязательно вносят органические удобрения .
Опытные садоводы рекомендуют в лунку для растения размерами 50х50х50 насыпать 5 кг перепревшего навоза или 200 г суперфосфата. Засыпать все это толстым шаром земли, затем посадить куст и немного засыпать его землей. Опять внести 2 стакана древесной золы и вновь присыпать почвой, полить водой.
Смородина дикая размножается также черенками. которые заготавливать длиной в 30 см и больше, так как репис укореняется хуже, нежели сорта культурной смородины.
Посадку черенков осуществляют в конце августа – первой половине сентября. Для этого отбирают прирост нынешнего года, удаляя невызревшие верхушки. Перед посадкой отрезки кустарника замачивают в воде на 3 суток, а затем закапывают в ямку глубиной до 20 сантиметров. До первых холодов черенки поливают, не позволяя почве высохнуть. Чтобы сберечь влагу, ямку мульчируют.
Стоит отметить, что для плодоношения смородины дикой необходимо садить два куста, чтобы пчелы смогли перенести пыльцу с семьями цветов на второе растения, только тогда завязи будут полноценные.
Плоды появляются на второй год. Но это только пара ягод, не больше. Полноценный урожай можно получить с 3 – 5 – летнего кустарника. Невзирая на такие рамки поспевания ягод, дикая смородина плодоносить до 20 лет.
Уход за реписом
Уход за реписом особо не отличается от выращивания обычной черной смородины, но все – таки имеет несколько своих нюансов:
Весенняя – используют птичьей помет и минеральные удобрения;
Осенняя – 4 кг перегноя, 20 г сернокислого калия или стакан золы.
Оптимальный период для обрезания кустарника – ранняя весна. Садовыми ножницами обрезают слабые и сухие ветки, срок которых составляет более 5 лет. В результате должно остаться несколько молодых побегов.
Если же куст еще молодой, дикую смородину формируются санитарной обрезкой, оставляя только сильные побеги.
Техника обрезания черной смородины, которую можно применить к дикой смородине:
Источник: http://ogorodsadovod.com/entry/1983-smorodina-dikaya-ili-repis-vyrashchivanie-kustarnika-v-domashnikh-usloviyakh
Урок окружающего мира "Культурные и дикорастущие растения". 1-й класс
Форма: работа в группах.
Цель: создать условия для самостоятельной работы учащихся на уроке.
Задачи:
- образовательная мотивация: повышение интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;
- обогащение запаса знаний о дикорастущих и культурных растениях;
- познакомить с разнообразием культурных растений;
- повторить строение деревьев, кустарников, травянистых растений;
- развитие речи учащихся, умения рассуждать;
- развитие логического мышления и памяти учащихся;
- формирование коммуникативных навыков;
- воспитывать любовь к природе и бережное отношение к окружающему миру.
- Конверты с картинками (Приложение 1 )
- изображение дуба
- изображение яблони
- изображение крыжовника
- изображение лещины
- изображение клевера
- изображение ириса
- Лист и ручка
- Роза из букета дала росток как посадить Как вырастить розу из срезанного цветка: советы November 18, 2013 У вас дома стоит роза. Прекрасный цветок, но, к сожалению, он не вечен. Как же хочется, чтобы дома всегда была такая роза! А знаете ли вы, как вырастить розу из срезанного цветка? Это вполне возможно. Вам понадобится […]
Раздаточный материал:
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
– В течение своей жизни человек окружён растениями. А что было бы, если бы они вдруг исчезли? (Ответы детей)
– Сегодня мы продолжим нашу беседу о разнообразии растений.
2. Актуализация знаний
На столах у детей конверты с картинками с изображением следующих растений: дуб, яблоня, крыжовник, лещина, клевер, ирис (Приложение 1 )
– Рассмотрите карточки на ваших столах. Что изображено на них? Назовите их одним словом. (Растения)
– Разложите эти карточки на три группы. Объясните, по какому признаку вы их группировали. (Работа в группах).
– Проверяем. Каждая группа при проверке считает количество карточек, расположенных неверно, перекладывает их в нужную группу (Презентация . слайд 2).
– У какой группы все карточки лежали правильно? У какой группы одна карточка лежала неправильно? и т.д.
– Приведите свои примеры к каждой группе.
– Молодцы, справились с заданием.
3. Постановка проблемы. «Открытие» нового знания.
– Теперь задание усложняется: разложите эти же карточки на 2 группы, объясните, по какому признаку группировали. (Работа в группах. Во время выполнения задания учитель ходит между рядами и фиксирует неправильное деление на группы.)
– Проверяем. Могут получиться разные варианты.
Сначала учитель спрашивает те пары, у которых деление не совпадает с делением на дикорастущие и культурные. В конце подводит детей к мысли о делении растений на те, которые человек не сажает (дикорастущие) и те, которые человек выращивает специально (культурные). Учитель вводит эти понятия и их определения. (Презентация . слайд 3).
– Сверьте расположение своих карточек с расположением названий на экране.
4. Работа по теме урока.
– Скажите мне, пожалуйста, какова тема нашего сегодняшнего урока. (Растения дикорастущие и культурные).
– Правильно, сегодня мы будем с вами подробно рассматривать растения, которые называются культурные и дикорастущие.
– Какие растения мы называем дикорастущими? А культурными?
– Приведите примеры.
С помощью схемы учитель подводит детей к выводу: дикорастущие растения могут являться деревьями, кустарниками, травянистыми растениями; культурные растения могут являться деревьями, кустарниками, травянистыми растениями.
Физ минутка (игра с сигнальными карточками)
– Давайте поиграем. Если я называю культурное растение, вы показываете зелёную карточку, если дикорастущее растение – красную.
– В свою очередь культурные растения делятся так же на несколько групп, и сейчас вы их сами попробуете назвать!
5. Работа со слайдами (4-9).
– Назовите изображенные растения (огурцы, свёкла, капуста). Что общего у всех? (Овощи). Эта группа называется овощные. Приведите свои примеры.
– Назовите изображённые растения (яблоня, груша, лимон). Что общего? (Фрукты, плоды). Эта группа называется плодовые. Приведите примеры.
– Назовите изображённые растения (овёс, рожь, пшеница). Что общего у всех растений? (Наличие зёрен). Эти растения называются зерновыми .
– Назовите изображённые растения (георгин, ирис, фиалка). Для чего они нужны человеку? (Для красоты.) Эта группа растений называется декоративными. так как в переводе с латинского языка «decorer» означает «украшение». Приведите свои примеры.
– Эти растения называются хлопок и лён. Где вы встречали такие названия? (В одежде). Правильно, так как из этих растений вырабатываются волокна, из которых в свою очередь прядут нити для изготовления ткани. Такие культурные растения называются прядильными .
– Давайте ещё раз назовём группы культурных растений. (Называют группы, которые учитель показывает указкой на экране).
– А что значит культурные растения? Дикорастущие растения?
6. Проверка усвоения знаний
– Проверим себя, всё ли мы с вами запомнили? Если не всё, посмотрим, на что нужно будет обратить особое внимание при подготовке домашнего задания.
Индивидуальная работа на листочках. Если выражение верное, дети чертят «+», если не верное чертят «–».
1. Редиска – дикорастущее растение.
2. Пшеница – зерновое растение.
3. Тополь – культурное растение.
4. Подорожник – дикорастущее растение.
5. Крапива – культурное растение.
При проверке дети сверяют свой узор с узором на экране. (Презентация . слайд 10).
– Поднимите руку те, у кого узор получился. У кого одна ошибка? Две?
7. Подведение итогов
– Посмотрите, сколько мы узнали сегодня! (Презентация . слайд 11).
– На какие группы делятся растения? На какие группы делятся культурные растения?
Источник: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/614500/
Смотрите так же:
tc-pozhsnab.ru