Растения в жизни человека конспект занятия. конспект занятия "Путешествие в мир комнатных растений"

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Урок. Растения. Растения в жизни людей. Растения в жизни человека конспект занятия


Урок. Растения. Растения в жизни людей

—О каких же лечебных растениях вы узнали из рассказа?

Водяная лилия белая

Красивейший цветком наших водоемов являются водяные лилии белые. В солнечные летние дни на голубом зеркале воды можно увидеть снежно-белые величественные цветы с золотистой середкой. Кажется, что они тихонько покачиваются на воде, любуясь голубым небом и ярким солнцем. Приоткрываются цветки лишь тогда, когда в небе ярко светит солнце, а когда солнце заходит, цветки свернут свои лепестки, закроются, спрячутся под воду к следующему утру.

Возле каждого цветка плавают на воде большие круглые листья. Сверху они зеленые, блестящие, будто полакированные. Если посмотреть в прозрачную воду, можно увидеть длинные и гибкие черенки листков, прикрепленные к толстому корневищу. Когда цветок водяной лилии отцветает, она скручивается и опускается в воду, где созревают плоды с семенами. Водяная лилия белая — украшение наших водоемов. Если вы увидите эти прекрасные цветы, полюбуйтесь ими и расскажите всем, что их необходимо оберегать.

• Тест.

Какую пользу приносят комнатные растения? Выберите правильный ответ.

А) Очищают воздуха;

Б)заполняют пустые места;

В) увлажняют воздух;

Г) уничтожают вредных насекомых;

Д)обогащают воздух кислородом;

Е) украшают комнату;

и)лечат.

• Советы «Ты в лесу».

Кто из вас не любит ходить в лес, собирать грибы и ягоды?

Общение с природой является очень полезным для здоровья человека. Однако природа скрывает в себе и много опасностей. Можно отравиться ядовитыми ягодами или принести домой ядовитый гриб, перепутав его со съедобным. Чтобы этого не случилось, запомни:

1) Собирай только знакомые тебе грибы и ягоды.

2) Не пробуй незнакомые тебе ягоды и грибы.

3) Всегда спрашивай взрослых, съедобные ли грибы и ягоды, которые ты собрал в лесу.

4) Стремись запомнить, какие грибы и ягоды съедобные, а какие - нет.

5) Не уничтожай несъедобные грибы. Они ядовитые для человека, а дикие животные ими лечатся.

• Игра «Жизнь деревьев».

Дети распределяются на группы и получают карточки с разнообразными фразами о жизни деревьев и растений, например:

1) Дерево радуется солнцу.

2) Дерево гнется под ураганным ветром.

3) С дерева опадает листва.

4) Дерево слушает песни птиц.

5) На дереве раскрываются почки.

6) Дерево лечит дятел.

Дети должны изобразить мимикой и жестами ситуацию, описанную на их карточке. Все другие отгадывают, что происходит с деревьями.

• Творческая работа «Выращиваем растения».

Предложите детям провести опыт. Каждый из них должен поставить луковицу в банку с водой. На протяжении некоторого времени дети должны наблюдать за своими луковицами, записывать и зарисовывать свои

наблюдения. Спустя некоторое время дети рассказывают о своих наблюдениях и отвечают на вопросы:

—Почему некоторые луковицы «худеют», а некоторые - нет?

—От чего это зависит?

—Зависит ли рост зелени из луковицы от того, в какую банку ее поставили?

—Зависит ли рост зелени из луковицы от освещения и температуры в комнате?

—Необходимо ли каждый день изменять воду в банке?

—В каких условиях зелень почти не появляется?

Аналогичные наблюдения можно провести с любыми комнатными растениями или цветами.

www.testsoch.com

Конспект занятия "Жизнь растений"

ЖИЗНЬ РАСТЕНИЙ

ЦЕЛЬ: Познакомить детей с жизнью растений, их строением. Проследить путь растения от семечка к ростку, взрослому растению. Рассказать о многообразии растительного мира, его важной роли в жизни человека. Воспитать бережное отношение и любовь к миру растений.

СЛОВАРЬ: Растительный мир, деревья, кустарники, травы, части растений (корень, ствол, листья, плоды, семена)

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: Картина-схема территории ДОУ, планеты, слайды с изображением различных представителей мира растений, иллюстрации, дидактические игры :»Вершки, корешки», «Части растений».

ХОД ЗАНЯТИЯ:

  1. Воспитатель предлагает детям отгадать загадки:

В каждый дом под Новый год,

Это деревце придет.

Звонкое и колкое,

Оно зовется…

(ЁЛКОЮ)

Четыре ярко-красных

Блестящих лепестка

И зернышки в коробочке

У этого цветка.

(МАК)

Синий мундир,

Желтая подкладка,

В середине – сладко.

(СЛИВА)

Красная девица сидит в темнице,

А коса на улице.

(МОРКОВЬ)

Стоит на опушке исполин,

Всем деревьям господин.

(ДУБ)

И в лесу, и в огороде

Он растет из года в год.

Ветка каждая цветет

И плоды нам всем дает.

А зимой в них слышен хруст,

Отгадайте это…

(КУСТ)

  1. Ответы на вопросы:

    • О чем эти загадки?

    • Какие деревья вы знаете?

    • Какие кустарники знаете?

    • Какие цветы цветут дома и в детском саду? (Рассмотреть карту-схему территории детского сада)

    • Какие плоды бывают у растений?

  1. Воспитатель рассказывает детям о мире растений, используя иллюстрации, плакаты, слайды. (Растения – это живые объекты природы, они растут, дышат, пьют воду, дают семена, плоды)

infourok.ru

Конспект занятия "О жизни растений"

О ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ

ЦЕЛЬ: Познакомить детей с жизнью растений, их строением. Проследить путь растения от семечка к ростку, взрослому растению. Рассказать о многообразии растительного мира, его важной роли в жизни человека. Воспитать бережное отношение и любовь к миру растений.

СЛОВАРЬ: Растительный мир, деревья, кустарники, травы, части растений (корень, ствол, листья, плоды, семена)

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: Картина-схема территории ДОУ, планеты, слайды с изображением различных представителей мира растений, иллюстрации, дидактические игры :»Вершки, корешки», «Части растений».

ХОД ЗАНЯТИЯ:

  1. Воспитатель предлагает детям отгадать загадки:

В каждый дом под Новый год,

Это деревце придет.

Звонкое и колкое,

Оно зовется…

(ЁЛКОЮ)

Четыре ярко-красных

Блестящих лепестка

И зернышки в коробочке

У этого цветка.

(МАК)

Синий мундир,

Желтая подкладка,

В середине – сладко.

(СЛИВА)

Красная девица сидит в темнице,

А коса на улице.

(МОРКОВЬ)

Стоит на опушке исполин,

Всем деревьям господин.

(ДУБ)

И в лесу, и в огороде

Он растет из года в год.

Ветка каждая цветет

И плоды нам всем дает.

А зимой в них слышен хруст,

Отгадайте это…

(КУСТ)

  1. Ответы на вопросы:

    • О чем эти загадки?

    • Какие деревья вы знаете?

    • Какие кустарники знаете?

    • Какие цветы цветут дома и в детском саду? (Рассмотреть карту-схему территории детского сада)

    • Какие плоды бывают у растений?

  1. Воспитатель рассказывает детям о мире растений, используя иллюстрации, плакаты, слайды. (Растения – это живые объекты природы, они растут, дышат, пьют воду, дают семена, плоды)

Дети отвечают на вопросы:

  • Какие части есть у растений?

  • Для чего нужен стебель?

  • Листья?

  • Корень?

  • Какие условия необходимы для роста растений?

  1. Дидактическая игра: «Части растений» (Дети на фланелеграфе собирают дерево и цветок из разрезанных картинок, попутно объясняя значимость каждой части)

  1. Физминутка: «Ветер дует нам в лицо»

  1. Дидактическая игра «Вершки – корешки». (Воспитатель показывает «вершки» растений, а дети находят «корешки» и нооборот).

  1. Короткая беседа: «Растения – земли украшения» Почему? (ответы детей)

  1. Игровое упражнение «Чудо дерево» (Движение под музыку, после остановки изобразить дерево).

  1. Рассказ воспитателя « Значение растений в жизни человека».

10.Предложить детям нарисовать « портреты растений».

«Жизнь растений»

infourok.ru

Занятие-пресс-конференция "Роль комнатных растений в жизни человека"

Ход урока.

2. Сообщение темы, постановка целей урока.

- Мы рады приветствовать всех гостей и участников нашей пресс-конференции. Тема нашей встречи «Роль комнатных растений в жизни человека» Я являюсь ведущей данной конференции, определю круг вопросов, которые нам предстоит рассмотреть.

  • Какая польза от комнатных растений для человека?
  • Что нужно для того, чтобы комнатные растения чувствовали себя комфортно?

Разрешите представить вам участников нашей встречи:

Представители различных изданий газет и журналов.

1-ая группа журнал «Кактусенок»

2-ая группа журнал «Диалоги о растениях»

3-я группа газета «Клумба»

Отвечать на вопросы журналистов будут:

1.Социологи

2.Историк

3. Исследователь-путешественник

4. Ученые ботаники

5. Эксперт по биохимии растений

6. Специалист по медицинскому фитодизайну

7. Ученый-исследователь

 

Фотограф

Технический специалист

- Позвольте отметить, что в конце нашей совместной работы мы выберем и наградим автора самого неожиданного вопроса и автора самого интересногоответа. А наших гостей я порошу побыть в роли экспертов и помочь выбрать такой вопрос и ответ.

Итак, начнем нашу работу.

Ведущий конференции

Растения, как люди, на добро щедры,И, щедро нежность, людям отдавая,Они цветут, сердца отогревая,Как маленькие теплые костры.

К. Жане

Чем больше людей  переселяются в многоэтажные дома, тем острее их потребность в общении с природой. Где бы мы ни жили – в центре города или в селе, комнатные растения украшают нашу жизнь. В них есть то, чего лишены неодушевленные предметы, обычно нас окружающие. Уютно устроившись в стенах дома, мы чувствуем себя защищенными от капризов природы. Но очень скоро интерьер начинает казаться нам скучным и однообразным. Необходимо украсить   наш дом, заставить его жить, дать ему душу. Когда за окнами холодный осенний дождь или зимняя пурга, очень приятно посмотреть на горшочек с цветущими фиалками. В эту пору комнатные цветы кажутся нам необыкновенным чудом. Мы радуемся каждому зеленому листочку, каждому цветочку. Комнатные растения дают нам возможность общаться с ними круглый год. И, наверное, у каждого из вас дома есть комнатные растения. Комнатные растения – это те, которые способны успешно расти  и развиваться в условиях жилых и общественных помещений.

 

Отчет социологов о проделанной работе.

Перед проведением пресс-конференции наши социологи провели опрос о комнатных растениях. Были сделаны следующие выводы

 

Анкета содержала следующие вопросы:

1. Какие комнатные растения Вы знаете?

2. Почему эти растения называются комнатные?

3. Как Вы  думаете, для чего нужны комнатные растения?

4. Есть ли у Вас дома комнатные растения?

5. Как нужно ухаживать за комнатными растениями?

 

Ведущий.Можно сделать вывод, что знания о комнатных растениях недостаточны. Поэтому мы организовали эту встречу.

Предоставляю слово журналистам, пожалуйста, ваши вопросы.

 

ЖУРНАЛИСТ.

Здравствуйте. Журнал «Кактусёнок»,

Вопрос к историку. Расскажите, пожалуйста, с чего начиналась история комнатных растений?

 

 

 

ИСТОРИК

Здравствуйте. Растительный мир возник на земле задолго до появления человека. История гласит, что еще в Древнем Египте изображения растений были на вазах и урнах. Но много экзотических растений было завезено, когда европейцы открыли Новый свет, они их дарили королям и королевам своих государств. Чтобы растения не погибали, начали создавать специальные оранжереи, где влажность воздуха и температура были приближены к естественным условиям. В те времена в оранжереях выращивали редкие для того времени: пальмы, фикусы, цитрусовые деревца.Но особую популярность комнатные растения завоевали во время правления королевы Виктории. Именно тогда выращивание комнатных растений для многих превратилось в хобби. Начали появляться теплицы, в которых выращивали папоротники, жасмин, филодендрон и пальмы.

 

ЖУРНАЛИСТ.

Здравствуйте. Газета «Клумба», Вопрос к историку.

Насколько мне известно, многие комнатные растения прибыли к нам издалека. А как их доставляли из Америки в Европу?

 

ИСТОРИК

Доставлять растения с Нового света в Британию было проблематично. И тогда в 1833 году Доктор Ворд изобрел стеклянный купол (мы называем их террариумами) для транспортировки комнатных растений, где были условия похожи на тропические. И хотя со времен Древнего Египта прошло более 3 тыс. лет комнатные растения продолжают жить в наших домах.

 

ЖУРНАЛИСТ.

Журнал «Диалоги о растениях»,  Вопрос к путешественнику. Читателей нашего журнала интересует,откуда были завезены растения? 

Исследователь-путешественник

Ухаживая за комнатными растениями, мы их поливаем, удобряем, пересаживаем, но мы редко задумываемся о происхождении своих подопечных. А ведь место изначального пребывания многое может нам рассказать об этом растении, например, как за ним ухаживать. Практически все комнатные растения были привезены с экзотических стран и приспособлены под наш климат. Больше всего растений было привезено из Южной Америки и Южной Африки. Есть растения из Тропической Азии, из Индии, Австралии(показывает на карте). Растения, привезенные из тропического климата, любят солнце, влагу и рыхлую почву.

 

Задание для групп: разместить на карте фото комнатных растений (найтиих родину)

ЖУРНАЛИСТ.

Добрый день, журнал «Диалоги о растениях». Обращаюсь к ученому ботанику.  В редакцию нашего журнала пришло письмо с просьбой:рассказать о правильном уходе за комнатными растениями.

 УЧЕНЫЙ БОТАНИК

Все мы знаем что растения – они живые. Но для их роста и существования за ними нужно ухаживать. Давайте рассмотрим внешнее строение растения. 

Так же как любой живой организм, растения требуют внимания, заботы, любви и ласки. Мы должны взять на себя ответственность за жизнь комнатного растения, создать условия для его существования, так как каждое растение требует индивидуального подхода и для каждого нужны оптимальные условия, которые соответствуют их естественным потребностям.

Во-первых, поливать растение нужно отстоянной водой комнатной температуры.Во-вторых, летом цветы нужно поливать вечером, а зимой с утра.В-третьих, чтобы к корням поступал воздух, нужно рыхлить землю в горшке.В-четвертых, обязательно нужно убирать пыль с листочков влажной тряпкой или кисточкой.В-пятых, регулярно срезать с растения засохшие ветки и листья.И еще, обязательно следы за чистотой горшка и подставки. 

ЖУРНАЛИСТ.

Газета «Клумба»,  Мы привыкли, что растения – целители растут в лесу, в саду, в поле, на огороде, а комнатные растения обладают целебными свойствами? Вопрос к специалисту по медицинскому фитодизайну.

СПЕЦИАЛИСТ ПО МЕДИЦИНСКОМУ ФИТОДИЗАЙНУ

Да, очень многие  комнатные растения тоже обладают целебными свойствами и являются просто бездонной кладовой здоровья. Новое направление в науке медицинский фитодизайн занимается введением в интерьер растений для улучшения качества воздуха в помещении. Поселившись в вашем доме, «зелёные квартиранты» не только лечат болезни, но и помогают поглощать звук, увлажняют воздух, обогащают его кислородом, насыщают ароматическими веществами и фитонцидами, очищают от вредных примесей. Комнатные растения убивают болезнетворные микроорганизмы.  Правильный подбор растений способен полностью оздоровить атмосферу в комнате или классе.Перед вами растения, которые выделяют вещества, способствующие уничтожению большинства болезнетворных микробов, находящихся в помещении. Это фикус, монстера, традесканция, аспарагус, папоротник.

ЖУРНАЛИСТ.

Здравствуйте. Журнал «Кактусёнок»

Вопрос к ученому ботанику. На мой взгляд, комнатные растения только загромождают квартиру, и никакой пользы от них нет. А как думаете вы?

РАССКАЗ О ЦЕЛЕБНЫХ СВОЙСТВАХ АЛОЭ

- Постараюсь вас переубедить.

  • Установлено, что взрослое растение хлорофитума за сутки очищает воздух в 10-12 метровой комнате на 80%.
  • Красивые цветы лилии способны поглощать угарный газ.
  • А также привычная «бабушкина» пеларгония обладает интереснейшим свойством. Последние научные исследования доказали, что она способна обогащать комнатный воздух отрицательно заряженными ионами кислорода. А ведь именно они снабжают энергией организм человека, и именно их много  в горах, где так легко дышится.

В природной аптеке мы черпаем силы для излечения различных болезней. Алоэ, а в быту мы называем его столетник, - универсальный врач, который лечит многие заболевания. Его сок улучшает аппетит, его приём оказывает общеукрепляющее действие. Полезенпри лечении ожогов.

Главная беда современных помещений – компьютеры и другая техника. Для снятия усталости, очищения и оздоровления воздуха, усиления иммунитета человека рекомендуется выставлять горшки с кактусами, но не ближе 20-30 см от монитора. В косметике на основе сока кактусов готовят лосьоны, крема.

ЖУРНАЛИСТ. Спасибо. Вы меня убедили.

ЖУРНАЛИСТ.

Журнал «Кактусенок». Вопрос к эксперту по биохимии растений. Говорят, что растения умеют чувствовать. Так ли это?

ЭКСПЕРТ по биохимии растений

Не так давно научные работники пришли к сенсационному выводу: оказывается, растения совсем не бесчувственные, как считалось ранее.К примеру, фиалка начинает «хандрить», когда  ее хозяйка на много времени уезжает, хотя за ней заботливо ухаживает соседка. Любимая герань может «огорчиться» и перестать благоухать, если её не польют. Кроме всего прочего данному растению слишком не нравится, когда в комнате, где оно стоит, ругаются и ссорятся. Поэтому к растениям нужно относиться с любовью, тогда и они ответят вам тем же.

ЖУРНАЛИСТ.

Газета «Клумба». Вопрос к эксперту. Как вы считаете, растения могут слушать музыку?

 

 

 

ЭКСПЕРТ по биохимии растений

Это правда, что растения не имея органа слуха, откликаются на музыку. Так британский садовник наслаждался музыкой в саду рядом с розовым кустиком, на что кустик в благодарность одарил его букетом из 65 роз, а раньше на нем вырастало всего 5-7 бутонов. Ученые проводили много опытов и выяснили, что растения очень любят спокойную музыку, особенно классическую.  А вот на барабанные ритмы и на тяжелый рок у них опадали листья, сами растения отклонялись подальше от тяжелых звуков. Прозвучала музыка Вивальди «Времена года», Весна.

 

ЖУРНАЛИСТ.

Журнал «Диалоги о растениях». Среди комнатных растений есть ядовитые. Не понимаю, зачем такие растения нужны дома? Ведь это опасно!

УЧЕНЫЙ БОТАНИК

Да, я согласен с вами, есть такие растения. Просто при уходе за ними надо соблюдать правила. Например, олеандр, диффенбахия и некоторые молочаи. Эти растения имеют ядовитый сок и поэтому, ухаживая за ними, следует стараться не трогать листья и стебли голыми руками. А если это произошло, то тщательно вымыть руки с мылом. Тогда почему же мы выращиваем эти растения в своих квартирах? Расскажу о диффенбахии. Это чрезвычайно полезное растение. Диффенбахия очищает воздух от токсинов. Это растение рекомендуется выращивать на производствах, а также в домах, расположенных рядом с крупными фабриками, заводами и автострадами.

 

ВЕДУЩИЙ. Последний вопрос.

 

ЖУРНАЛИСТ.

Журнал «Диалоги о растениях». Наслышана о вашей экспериментальной работе по выращиванию луковичных растений в комнатных условиях. Расскажите, как прошёл эксперимент.

УЧЕНЫЙ-ИССЛЕДОВАТЕЛЬ

Первым шагом в нашей работе было изучение литературы по выращиванию луковичных растений. Потом мы приобрели луковицы тюльпанов, мускарей и хионодоксы. 20 января посадили луковицы тюльпанов и уже через неделю появились первые ростки, потом от стебля отделились листочки. Высота самого большого тюльпана была 19 см. Мы с нетерпением ждали появления бутонов. Бережно ухаживали за «зелеными питомцами», но с 10 марта листья стали желтеть и большая часть тюльпанов погибла. Возможно, что в почве было недостаточно питательных веществ. 8 февраля мы высадили хионодоксу и мускари. Мускари - это мышиный гиацинт. Мускари взошли быстро, а листья были похожи на зеленый лук.  25 февраля появились соцветия нежно голубого цвета. Всего соцветий было восемь. Это растения до сих пор радует нас своими цветами. В следующем году мы продолжим работу по выращиванию луковичных растений в комнатных условиях.

Ведущий. Подведем итог.

Я думаю, мы доказали, что комнатные растения необходимы человеку. Потому что они источники красоты, хорошего настроения, чистого воздуха и зздоровья

И завершающей нашей работой  будет Создание статей для газет и журналов.

 

Отчет о нашей пресс-конференции я предлагаю поместить  в нашу гимназическую газету.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

www.openclass.ru

Конспект занятия - Мои статьи - Каталог статей

Конспект занятия для 3-4 классов

«УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР  РАСТЕНИЙ»

Презентация

 

Цель занятия:  показать многообразие растительного мира и значение растений в жизни человека

Задачи:

-  формировать сознательное отношение к окружающей среде;

- развивать познавательный интерес, творческую активность;

- воспитывать чувство товарищества, готовность сотрудничать.

 

Ход занятия

 

                                                                С целым миром спорить я готов,

                                                  Я готов поклясться головою,

                                                   В том, что есть глаза у всех цветов,

                                                   И они глядят на нас с тобою.

                                                                                       Р. Гамзатов.

Педагог: Нас окружает разнообразный мир растений. Знаете ли вы, что такое растения? Вот дерево, такое высокое, что его верхушка достает до окон пятого этажа, такое толстое, что трое детей, взявшись за руки, едва могут обхватить его. Это растение. А вот между камнями мостовой пробивается едва заметная травка. Это тоже растение. В саду пышно цветут кусты сирени. Это тоже растение. На грядке вы вырастили редиску и огурцы — и это растения. Трава на лугах, рожь и пшеница в поле, цветы на окне, все, что вырастает из земли и имеет зеленые листья и стебли—все это растения. Одни растения можно использовать в пищу (вспомните, какие любимые блюда приготовлены из растений: каши, овощные супы, компоты). Из других растений делают мебель, строят дома, изготавливают орудия труда. А что еще?  Хлеб, сахар, конфеты, белье и летние платья, книги и тетради (дать возможность ответить детям). Вы, наверное, и не знали, что все это делается из растений?  Некоторые растения помогают лечить людей, другие украшают наше жилище. Трудно представить, как смог бы жить человек без комнатных растений, особенно дождливой осенью, морозной зимой. 

Мы не назвали самое главное,  для чего нужны растения.  Они дают нам кислород, так необходимый для жизни.                                                     

Людям нужно очень много разных растений, поэтому они не ждут, пока растения сами вырастут, а сеют и сажают их на полях, в садах и огородах, а потом ухаживают за ними, чтобы они хорошо росли.  Каждому растению, чтобы хорошо расти, нужна мягкая, рыхлая земля, из которой корешкам удобно добывать пищу; нужна  вода, солнечный свет и воздух.

Есть такие растения, которые и есть нельзя и вещей из них никаких не сделаешь, и все же люди сеют и выращивают их. (Какие?) Это растения, у которых цветы очень красивые и пахнут так хорошо, что хочется всегда иметь их поблизости. Вот люди и сажают эти растения в цветниках возле своих домов и возле школ, на улицах, на бульварах и скверах.

Все садовые цветы — это внуки и правнуки простых полевых цветов.  Астра—это близкая родственница садовой ромашки. Давным-давно, когда еще не было садовых цветов, люди стали выкапывать в поле и пересаживать к себе полевые цветы. Пересадят цветок в хорошую садовую землю, начинают за ним ухаживать: поливают, землю рыхлят, траву вокруг выпалывают, чтобы не отнимала у цветка пищу.  И вырастал цветок крупный и яркий, куда красивее и пышнее полевого.  Потом с самых крупных и красивых из этих цветов собирали семена и эти семена сеяли. Цветы получались еще лучше.  Люди научились выводить новые сорта цветов. Многие садовые цветы совсем не похожи на своих скромных прадедов.  Например, царица цветов роза. Кто бы мог подумать, что ее дедушка — это скромный куст шиповника с маленькими бледно-розовыми цветами! И крупные цветы душистого горошка — розовые, малиновые, бордовые, лиловые — только совсем немного напоминают белые цветы огородного гороха.  А вот семена у душистого горошка мелкие и невкусные, их есть нельзя. И душистый садовый табачок сажают в саду не для того, чтобы делать из его листьев табак для курения. Из них табак не получается, зато цветы у него очень красивы, а запах такой приятный и сильный, что со всех сторон слетаются…  ночные бабочки.  Потому что душистый табак раскрывает свои цветы только вечером.

Люди издавна пытались приучить к жизни в комнатах полюбившиеся цветы и травы, чтобы не расставаться с ними в холодное время года.  Правильно подобранные и хорошо размещенные в комнате растения создают  комфорт и уют, поднимают настроение, а так же улучшают микроклимат. Для того, чтобы растения чувствовали себя как дома, необходимо знать требования каждого из них к влажности, освещенности, температуре. В нашем кабинете многие растения — это пришельцы из теплых стран и континентов.

Какие растения вам знакомы?

Одно из любимых и широко распространенных комнатных растений — сенполия  или узамбарская фиалка. Ее любят за красоту цветов и листьев.  В России она появилась в начале 20-го века и долгое время была редкостью, выращивалась в оранжереях и ботанических садах. Лишь в 50-ых годах  началось массовое увлечение этой культурой. Цветет 6-10 месяцев в году.

Папоротники — это очень древнее растение. Издавна существует легенда, что папоротники цветут раз в году, в ночь на Ивана Купалу, и, увидевший этот цветок, будет счастлив всю жизнь. Но, конечно, никто никогда не видел цветка папоротника, так как это споровое растение, и цвести не может.

А вот монстера — это типичная лиана бразильского леса. Огромные листья, как бы продырявленные, на родине в тропическом лесу достигают больше 1-го метра в поперечнике.  В естественных условиях монстера дает плоды, по вкусу не уступающие банану, только мякоть у него хрустящая.

Группу растений, которые культивируются ради декоративных листьев, представляют диффенбахии, фикусы, маранта, драцена, сансевьера.

Ампельные, вьющиеся растения: циссус, традесканция, пеперомия.

 

                                         Игровой момент.

Разбиться на две команды.

 Разминка. Я буду загадывать вам загадки. Кто отгадает загадку, находит первую букву слова-отгадки, и ставит ее.

1.      Всех я вовремя бужу, хоть часов не завожу.  (Петух). –П

2.    Дышит, растет, а ходить не может. (Растение) --Р

3.    И не снег, и не лед, а серебром деревья убирает. (Иней) –И

4.    Поднялись ворота — всему миру красота. (Радуга)—Р

5.     Ни окошек, ни дверей, полна горница людей. (Огурец) –О

6.    Шел да шел, да и в землю ушел. (Дождь) –Д

7.     Кафтан на мне зеленый,

А сердце, как кумач,

На вкус, как сахар сладок,

На вид похож на мяч. (Арбуз) –А

ПРИРОДА.

Давайте вместе прочитаем, какое слово получилось .Вот тема нашей сегодняшней игры.

 

При помощи жетонов дети делятся на две команды.

 

1-ый конкурс «Ботанический»

Загадки командам:

1.      На солнце я похожий, и солнце я люблю,

За солнцем поворачиваю голову свою.

                                                      (подсолнух)

2.    Светло-зеленый блестящий бочок

Солнцу подставил крепыш…(кабачок).                                                                                               

3.    Девица укуталась в листья над грядкой,

Выбилась только кудрявая прядка.

Одета она в золотую кольчугу—

Зернышки плотно прижаты друг к другу.

                                              (кукуруза)

4.     На ощупь—очень гладкая,

На вкус --  как сахар сладкая,

По цвету – красноватая,

И нравится ребятам.

                                 ( морковь).

 

5.     Что копали из земли, жарили, варили?

Что в золе мы испекли, ели да хвалили?

                                               (картошка)

6.    Была ребенком – не знала пеленок;

А старой стала – сто пеленок иметь стала.

                                              (капуста).

7.     Что за трава, которую и слепые знают? ( крапива).

8.    Листья каких растений осенью краснеют?( осина, рябина, клен )

9.    Какие садовые цветы до первого снега цветут? ( астры )

10.       Какие лекарственные травы лечат простуду?(подорожник, душица, мята, мать-и-мачеха, липа и др.)

2-ой конкурс  «Узнай растение по описанию»

1.      Это растение бывает самых разных видов и причудливых форм. Это растение – водоем. И маленькие, и большие и круглые, как ежи, и те, что похожи на толстые зеленые столбы – все они даже в самое сухое время до отказа наполнены водой. Животные разгрызали бы их, если бы не длинные и острые шипы. Эти шипы -- преображенные листья. Цветет растение очень редко, но цветы его удивительно красивы. ( Кактус )

2.    Вот из глубины водоема начинает что-то подниматься, и на поверхности показывается большой бутон. В считанные минуты он превращается в прекрасный белый цветок. Рядом появляется еще один, чуть поодаль еще… Удивительное дело: бутоны всплывают перед  самым восходом солнца, а раскрываются, едва солнечные лучи коснутся поверхности воды. Когда солнце заходит, цветы закрываются и бутоны опускаются в воду – до следующего дня, если только он будет солнечным. Это растение очень любит солнце. Чуть набегут тучи, цветы его медленно закроются. Сорванные цветы очень быстро вянут. (белая кувшинка или водяная лилия )

 

3-ий конкурс  «Цветик-семицветик»

   Задания для команд на цветных лепестках.

 

4-ый конкурс   «Зоологический».

 Загадки командам:

1.      В одежде богатой живет без оконца

И сам слеповатый, не видит он солнца.(крот)

                    2.В этом домике жильцы – все умелые пловцы,

                      Что  за дом у них такой, до краев залит водой? (бобр, плотина).

                     3 .По веткам скачет, а не птица

                         Рыжая, а не лисица. (белка).

  4.  Что за зверь лесной встал передо мной?

   Он стоит среди травы: уши больше головы. (заяц)

   5.  Кто спит вниз головой? (летучая мышь )

   6 .  Какую пользу приносят синицы? (уничтожают вредителей )

   7 .   Птенцы какой птицы не знают своей матери? (кукушка )

   8 .   Чем еж на медведя похож? (спит зимой )

 

5-ый конкурс  «Мы – артисты»

Выбирается один человек от команды, который будет изображать животное , загаданное командой соперников, без слов. Остальные участники команды должны отгадать.

 

6-ой конкурс «Задания-ситуации».

               1)Гуляя с родителями по лесу, Света и Алеша увидели большой муравейник. – Давай посмотрим, что внутри муравьиного домика, -- сказал Алеша.  – Давай, - с интересом ответила Света. Дети взяли палку и начали ворошить муравейник. Увидев, чем заняты дети, мама подбежала к ним, забрала палку и сказала: - Если бы муравьи могли говорить, они бы сказали вам…

                 Вопрос: Что бы сказали муравьи?

              2)Ваня стоял у цветочной клумбы и бил прутиком по головкам цветов. – Что ты делаешь? – спросила старушка.   – Я пчел прогоняю, они цветы жалят. Старушка улыбнулась и, подозвав к себе мальчика, что-то рассказала ему. После этого Ваня выбросил прутик, удивленно пожав плечами.  – А я и не знал об этом.

Вопрос: Что рассказала Ване старушка?

Дорогие ребята! Вот и закончилась наша игра.  Проигравших  в ней нет: в выигрыше все. Надеюсь, что вы еще больше будете любить родную природу, проявлять к ней интерес, оберегать ее. 

kamichin-eco.my1.ru

конспект занятия "Путешествие в мир комнатных растений"

Конспект занятия на тему «Путешествие на родину комнатных растений. Уход за комнатными растениями».

Цель: познакомить учащихся с большим разнообразием комнатных растений.

Задачи:

1.  Учить находить комнатное растение по описанию, познакомить со значением комнатных растений в жизни человека, с правилами ухода за комнатными растениями.

2. Развивать экологическое мышление, формировать практические навыки и умения по уходу за комнатными растениями.

3. Воспитывать интерес и любовь к комнатным растениям.

Оборудование: карта полушарий, рисунки комнатных растений и живые объекты на подоконниках, плакат “Правила ухода за комнатными растениями”, карточки: «Правила ухода за комнатными растениями».

Ход занятия.

I. Вступительная беседа.

Учитель: Сегодня мы совершим путешествие на родину комнатных растений и познакомимся с правилами ухода за ними.

Большинство комнатных растений зимой, как и в другие времена года, бывают зеленые. Некоторые даже цветут зимой.

Учитель: Как выдумаете, почему комнатные растения не могут зимовать на улице?

Учитель: Почти все комнатные растения привезены к нам из теплых стран, где не бывает зимы - это тропические и субтропические леса и горные районы Южной Америки, Африки, Азии (Эти страны учитель показывает по карте) Поэтому комнатные растения весь год держат в теплых помещениях. Почти у всех комнатных растений названия экзотические и с первого раза не всегда запоминаются. И поэтому нередко придумывают названия, которые напоминали бы уже известные дикие и садовые растения.

II. Знакомство с разнообразием комнатных растений и их особенностями

Учитель: Есть такое комнатное растение - абутилон. Вероятно, под этим именем знают его немногие. Листья у него похожи на кленовые.

Учитель: Как мы называем это растение?

Учитель: Конечно же, это комнатный клен.

Учитель: А у нас в классе есть такое растение? (Дети находят это растение на подоконнике).

Учитель: А сейчас мы послушаем сообщение об абутилоне.

Ученик читает заранее подготовленное сообщение об этом растении.

Учитель: А что такое пеларгония? А это, оказывается, одно из самых распространенных и красивых растений - герань.

Учитель: Найдите герань среди наших растений. Какой особенностью обладает это растение? (Если дотронуться до листочков, оно издает запах)

Учитель: Более подробно о пеларгонии нам расскажет…

Ученик читает заранее подготовленное сообщение об этом растении.

Учитель: Амариллис знаком многим. Я вам сейчас его опишу, и вы найдете это растение у нас. Это растение с яркими красными цветками. Имеет крупную мясистую луковицу, наполовину спрятанную в землю, а от нее отходят большие ремневидные, блестящие кожистые листья.

Мощная цветочная стрелка без листьев, а на конце ее зонтики собраны от двух до четырех крупных цветков.

Учитель: А что вы можете рассказать об амариллисе.

Ученик читает заранее подготовленное сообщение об этом растении.

Учитель: Найдите такое растение у нас в классе? (Дети находят растение)

Это растение родом из Южной Америки. А получили это красивое растение селекционеры путем скрещивания нескольких видов и получили самые разнообразные окраски (показываю картинки разных видов амариллиса) нежно-розовые, белые, оранжевые, кремовые, темно-вишневые и пестрые.

Учитель: Сегодня мы поговорим еще об одном очень распространенном комнатном растении - бегонии. Это растение было привезено также из тропических лесов Южной Америки. Бегонии бывают кустовидными, травянистыми. Открыл растение в XVII веке натуралист Шарль Плюмье и назвал его так в честь губернатора Сан-Даминго Михаэля Бегона.

В настоящее время известно более двух тысяч различных видов бегонии. У нас в классе есть только один вид - это бегония изумрудная (показывает учитель). Бегонии выращивают ради живописных по своей окраске листьев или крупных, ярко окрашенных цветков.

Учитель: Подробно поговорим еще об одном очень известном комнатном растение (Учитель подходит к подоконнику и показывает на кактус)

Учитель: Как называется это растение? (Ответы детей)

Учитель: Конечно, растение это - кактус. Когда-то давно в эволюции растений на Земле произошло маленькое чудо - возник далекий предок кактусов. И совершенно независимо от других растений появилось удивительное количество просто фантастических форм (показ рисунков различных видов кактусов), часто совершенно непохожих друг на друга. Основное отличие кактусов от всех остальных растений - опушенные пятнышки, равномерно распределенные по стеблю (показ на живом растении). Именно на них растут колючки, а у большинства видов появляются бутоны и отростки.

Распространено мнение, что кактусы растут в пустынях. Это верно лишь отчасти. Только небольшая часть видов действительно приспособилась к суровым условиям американских пустынь. Остальные же встречаются в степях, лесах, горах, прибрежных зонах. Необычны и разнообразны размеры, форма стебля, окраска, цветки этих растений.

Учитель: В помещениях часто выращивают растения, похожее на крапиву. Его так и зовут - крапивка, а научное название - плентрантус. Утверждают, что это растение выделяет запах, изгоняющий из помещений моль и мух.

Учитель: Интересные сведения об плентрантусе нашел и сейчас

поделится ими …

Ученик читает заранее подготовленное сообщение об этом растении.

Учитель: А как же человек должен заботиться о комнатных растениях, чтобы они радовали нас буйным цветением и всю долгую зиму напоминали нам яркую зелень жаркого лета?

Рассказ учителя сопровождается показом.

Учитель: Расставляя комнатные растения, надо следить, чтобы они были хорошо освещены. Высокие растения не должны загораживать от света низкие. Лучше всего комнатные растения ставить на специальные подставки или помещать в подвесные кашпо на некотором удалении от окна. Не рекомендуется ставить эти растения на окне, так как они не пропускают в помещение часть света. Да и самому растению это не всегда полезно. Весной и летом они будут страдать от солнечных ожогов. В солнечные дни будут сильно нагреваться цветочные горшки, а значит и почва в них. Это ухудшит жизнь корней. Осенью и зимой, наоборот, растения будут страдать от холода. Сильно страдают они и от сквозняков.

Если растения приходится ставить на подоконник, то их устанавливают на деревянные подставки. Между окном и цветочным горшком укрепляют дощечку или фанерку. Эта преграда уменьшает зимой охлаждение почвы в горшке, а летом - ее перегревание.

III. Правила ухода за комнатными растениями.

Учитель: Как же ухаживать за комнатными растениями? (с показом учителя, дети помогают учителю).

Учитель: Зачем нужно поливать комнатные растения?

Учитель: Как правильно нужно поливать растения?

Учитель: Какую воду лучше использовать для полива?

Учитель: Влияет ли время года на частоту и время полива комнатных растений?

Учитель: Зачем необходимо рыхление для комнатных растений?

Учитель: Как правильно провести рыхление?

Учитель: Почему необходимо удалять пыль с листьев комнатных растений, и как правильно это делать?

Учитель: Комнатные растения удивительны не только своей красотой. На некоторых можно вырастить плоды. Так, у многих цветоводов плоды созревают на комнатных лимонах. Вкусные плоды можно вырастить на комнатном инжире.

Учитель: Ребята, а какое значение имеют комнатные растения в жизни человека? (Ответы детей).

Учитель: Комнатные растения выделяют кислород, радуют нас яркой зеленью и прекрасным цветением удивительно красивых цветков.

IV. Подведение итогов.

Учитель: Что интересного и полезного для себя вы узнали на занятии?

Учитель: Для того чтобы вы лучше запомнили правила ухода за растениями, я подарю каждому вот такую памятку:

1. Поливайте растение водой комнатной температуры летом каждый день, зимой - реже, но следите, чтобы почва в горшках была влажной. Кактусы поливайте летом через два-три дня, а зимой – один - два раза в две недели. Поливайте из лейки, сбоку, а не с верху.

2. Палочкой разрыхлите поверхность почвы, чтобы к корням поступал воздух.

3. Вытирайте пыль с крупных гладких листьев влажной тряпкой. Растения с маленькими и опушенными листьями опрыскивайте водой.

www.metod-kopilka.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта