Конспект урока биологии в 6 классе "Строение растений". 6 класс биология растения
Урок биологии в 6 классе по теме "Цветок и его строение"
Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Цветок и его строение»
Ф.И.О. Дашкевич Е.В., учитель биологии высшей квалификационной категории
Предмет: биология
Класс: 6
Цветок и его строение.Цель
На основе изучения строения цветка выявить взаимосвязь строения и выполняемых функций.
Задачи
Образовательные: изучить строение цветка, раскрыть биологическое значение частей цветка, дать представление об обоеполых и однополых цветках, однодомных и двудомных растениях.Развивающие: продолжить развитие умений анализировать, сравнивать, выделять главное, формировать умения работать с текстом учебника, формировать навыки работы с лабораторным оборудованием и живыми объектами, самостоятельно действовать в соответствии с инструкцией.
УУД
Личностные УДД:
Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию.
Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Оценивать собственный вклад в работу группы.
Регулятивные УУД:
Определять цели и задачи урока.
Участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.
Определяют критерии изучения цветка.
Коммуникативные УУД:
Работать в группах по обсуждению информации.
Слушать товарища и обосновывать свое мнение.
Выражать свои мысли и идеи.
Продолжить формирование умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.
Познавательные УУД:
Работать с моделями цветков, текстом учебника.
Находить отличия.
Работа с информационными текстами.
Объяснение значения новых слов.
Анализировать, сравнивать и выделять признаки.
Планируемые результаты
Предметные:
Знать строение и функции цветка.
Уметь объяснять, как строение цветка связано с его выполняемой функцией;
Уметь понимать смысл биологических терминов: цветок, цветоложе, цветоножка, венчик, чашечка, пестик, тычинка, околоцветник, двудомные и однодомные растения.
Метапредметные: учащиеся должны уметь определять существенные признаки объекта; действовать в соответствии с инструкцией.
Основные понятия
Цветок; пестик; тычинка; лепестки; венчик; чашелистики; чашечка; цветоножка; цветоложе; околоцветник простой; околоцветник двойной; тычиночная нить; пыльник; рыльце; столбик; завязь; семязачаток; растения однодомные и двудомные.
Ресурсы:
ноутбук, проекционное оборудование, презентация «Строение цветка», кроссворд «Мифы и легенды о цветах»; муляжи цветков «Модель цветка вишни», «Модель цветка капусты», «Модель цветка картофеля», консервированные цветки; лупы; таблица «Строение цветка», учебник «Биология» 6 класс под редакцией В.В.Пасечник, выставка детских рисунков, раздаточный материал «Строение цветка», видеофильм «Цветы», цветущие комнатные растения.
Формы урока
Индивидуальная, парная, групповая, работа с текстом.
Методы изучения
Словесные, наглядные, практические
Технология
Системно - деятельностная с элементами кейс-технологии
Тип урока
Урок усвоения новых знаний
Приветствуют учителяСамоконтроль (проверка наличия учебника, тетради, дневника, ручки)
Создание благоприятной психоэмоциональной атмосферы урока
Настраиваю учащихся на серьезную, вдумчивую работу.
Здравствуйте, ребята! Я рада видеть всех вас на своем уроке! Сегодня у нас на уроке гости. Давайте поприветствуем их. Обернемся к гостям и улыбнемся. Присаживайтесь.
Сегодня на уроке вы работаете в группах. Результат проделанной работы будет зависеть от работы каждого из вас. Поэтому вы должны работать в атмосфере сотрудничества и взаимопомощи.
Актуализация знаний
Время:
Отвечают на вопросы
Проверяю наличие и качество знаний учащихся, необходимых для восприятия нового материала по вопросам: (слайд 2)
1) Назовите органы растения.
2) Какие органы относят к вегетативным, а какие - к генеративным? Какую функцию они выполняют?
Мотивация урока
(индуктор – начало, мотивирующее творческую деятельность учащихся)
Время:
Решают кроссворд
Сверяют ответы
Формулируют тему урока
У вас на столах карточки с кроссвордом «Мифы и легенды о цветах». Если задания выполнены правильно, то в выделенном столбце по вертикали вы получите название темы, с которой нам предстоит познакомиться на уроке. (Приложение 1)
-Кто из вас разгадал кроссворд? Сверьте с ответами (слайд 3)
-Сформулируйте тему урока.
Изучение нового материалаВремя:
Учащиеся ставят цели с помощью учителя
Читают стихотворения
Отвечают на вопросы
Ребята делают вывод о необходимости дополнения и расширения знаний о строении цветка
Смотрят фильм, отвечают на поставленные вопросы
Индивидуальная работа с учебником. Проверяют правильность выполнения задания
Работа в группах.
Получают карточки, готовятся работая с учебником, моделями цветков, выполняют творческую работу, представляют результаты своей работы
Слушают объяснение учителя
Индивидуальная работа Составляют формулу цветка
Мы сегодня будем говорить о генеративном органе - цветке. Давайте подумаем, что мы сегодня должны узнать о цветке? (слайд 4).
Цель урока:
Изучить строение цветка
Изучить виды цветков
Раскрыть биологическое значение частей цветка.
Эпиграфом к уроку я взяла стихотворение французского поэта Жака Делиля (слайд 5).
Они прекраснее всего
Что нам дает природа на Земле.
Но дар ее бесценный,
Для всех искусств цветок-
Образчик неизменный
Давайте послушаем стихотворение о любимых цветах -2-3 чел. (опережающее задание)
Беседа по вопросам:
-У всех ли растений образуются цветки? (Ответы детей)
-Как называются растения имеющие цветки? (Ответы детей).
Вывод: Цветки образуются только у цветковых растений.
-Ребята, а кто из вас может сказать, что такое цветок? (отвечают). Хорошо.
Цветок – видоизменённый укороченный побег, служащий для семенного размножения растений. Цветок может располагаться как на верхушке главного побега, так и бокового.
- Из чего развивается цветок? (Цветок развивается из генеративной (цветочной) почки).
-Что развивается из цветка? (Из цветка образуется плод с семенами).
-Каково значение цветка в жизни растений? (Семенное размножение).
Учитель: Посмотрите выставку рисунков цветов (задание опережающее). Каждый из вас стремился раскрыть свои таланты. Молодцы! Сравните ваш рисунок с таблицей «Строение цветка». Позволили имеющиеся у вас знания правильно изобразить строение цветка с научной точки зрения? (ответы детей).
- Какой вывод вы сделали? (ответы детей).
Учитель: А сейчас давайте посмотрим небольшой фильм о цветах нашего школьного двора. Попытайтесь ответить на вопросы: Все ли цветки одинаковы? Что у них общего и в чем различие? (слайд № 6).
(ответы детей).
Да, действительно, цветки отличаются большим разнообразием в окраске, форме и размерах. Самые крошечные цветки у рясковых, диаметр их цветков около 1 мм, а самые крупные цветки диаметром от 60 см до 1 м и массой около 6 кг у тропического растения-паразита раффлезии Арнольда, который можно найти Индонезии на острове Суматра.
Как бы ни было велико разнообразие цветков окружающих нас растений, в их строении можно обнаружить сходство.
Давайте более подробно изучим строение цветка.
Выполните задание в тетради стр. № , используя рис.97, текст учебника на стр. 135.
Давайте проверим правильность выполнения задания по слайду № 7.
Ввожу понятия цветоножка и цветоложе.
Акцентирую внимание на определенных элементах цветка. Беседа по вопросам:
Цветоножка. Что это? (Дети зачитывают ). Цветоножка - это часть побега, на котором расположен цветок. Есть растения, которые не имеют цветоножки – это клевер.
Цветоложе. Почему оно так называется? (Дети зачитывают) Верхняя расширенная часть цветоножки, осевая часть цветка на которой расположены остальные его части (чашелистики, лепестки, тычинки, пестики).
ДИНАМИЧЕСКАЯ ФИЗМИНУТКА — « Суперфизминутка» ( Videouroki.net)
Обсуждение для каждой группы:
1 группа «Околоцветник» (слайд № 8-10 )
1.Прочитайте текст «Околоцветник двойной и простой» на стр. 135 § 28, изучите информацию Карточки № 1 (Приложение 2).
Ответьте на вопросы:
2. Из чего состоят чашечка, венчик, околоцветник?
3. В чем отличие двойного от простого околоцветника? Подумайте, какую роль выполняет околоцветник?
4.Найдите на модели цветка чашечку, венчик. Из имеющихся заготовок частей цветка составьте аппликацию цветка с двойным околоцветником.
2 группа «Тычинки и пестик» (слайд № 11 )
1.Прочитайте текст «Строение тычинки и пестика» на стр. 136 § 28, изучите информацию Карточки № 2 (Приложение 3).
3.Найдите на модели цветка тычинки и пестик. Какая часть будет являться мужской, а какая – женской?С помощью каких символов их обозначают? Почему их называют главными частями цветка?
4. На схеме строения цветка закрасьте пестик, тычинки, чашелистики.
3 группа «Цветки обоеполые и раздельнополые, цветки правильные и неправильные» (слайд № 12-13) (Приложение № 4)
1.Прочитайте текст «Цветки обоеполые и раздельнополые, цветки правильные и неправильные», на стр. 136 § 28, изучите информацию Карточки № 4.
2.Опишите строение обоеполых и раздельнополых цветков?
3.Что такое правильные и неправильные цветки? Приведите примеры правильных и неправильных цветков, обоеполых и раздельнополых.
4.Определите, какой цветок представлен на вашей модели цветка? Из имеющихся заготовок частей цветка составьте аппликацию тычиночного цветка.
4 группа «Растения однодомные и двудомные» (Слайд № 14-15 ) (Приложение 5)
1.Вспомните, как летом одни тополя все покрыты белым пухом, а на других - пуха нет.
2.Прочитайте текст «Однодомные и двудомные растения» на стр. 137 § 28, изучите информацию Карточки № 4. Ответьте на вопрос: « Чем однодомные растения отличаются от двудомных»?
3. Почему нельзя сажать раздельно мужские и женские растения? Подумайте, где могут нам пригодиться знания об однодомных и двудомных растениях?.
4. Найдите на модели цветка чашечку, венчик. Из имеющихся заготовок частей цветка составьте аппликацию цветка с простым околоцветником.
Отчет групп о проделанной работе.
Учитель: Молодцы. Вы хорошо поработали. Продолжаем разговор о строении цветка.. Для того чтобы как-то разобраться в строении цветка ученые-ботаники предложили формулу цветка. Формула цветка – это запись в виде условных обозначений, с помощью которой легко понять о цветке какого строения идет речь. Для составления формулы цветка используют следующие обозначения: (слайд № 16)
Ч— чашечка,Л— лепестки,Т— тычинка,П— пестик,1 – неправильный цветок,* - правильный цветок,♀- пестичные (женские) цветки,♂- тычиночные (мужские) цветки,
Формула цветка вишни:*Ч5Л5Т∞ П1 Давайте вместе составим формулу цветка тюльпана - обоеполый цветок, правильный, О3+3 Т3+3П1 (слайд №16)
Закрепление нового материалаВремя:
Работа в парах, выполняют
Л/р «Строение цветка»,
самопроверка
Фронтальный опрос по слайду
Слушают и осознают вывод урока. Переводят знания в убеждения.
Молодцы. А сейчас немного отдохнем.
ФИЗМИНУТКА ОФТОЛЬМОТРЕНИНГ (слайд № 17)
Успех овладения темой урока мы подтвердим, выполнив правильно следующие задания:
Первичное закрепление:
- Лабораторная работа «Строение цветка» (слайд № 18)
Задание: Используя инструктивную карточку учебника, стр.138, лупы и раздаточный материал, работая в паре, выполните лабораторную работу №18 «Строение цветка».
Об успехе выполнения работы будем судить по правильности записи формулы цветка.
Проверка выполнения практической работы (формулы цветка), самопроверка
Вторичное закрепление: (слайд № 19)
А) Дополните предложения:
1) Лепестки и чашелистики образуют – (околоцветник).
2) Главные части цветка – (пестик и тычинки).3) Пестик состоит из трех частей – (рыльце, столбик и завязь).4) Тычинка состоит из –(пыльника и тычиночной нити).5) Цветок считают репродуктивным органом растения, потому что – (из его образуется плод и семена).
В) Выполните № 97 на стр. 48 в тетради. Вставьте пропущенные слова.
Цветки, имеющие как тычинки, так и пестики, называют ………………
Цветок, имеющий только тычинки, называют ………………, а цветок, имеющий только ………… , называют ……………
Если на растении развиваются как тычиночные, так и пестичные цветки, то его называют ………………
Если тычиночные цветки расположены на одних растениях, а пестичные на других, то такие растения называют ………………..
Вывод урока: Мы сегодня много говорили о цветках растений. Давайте подведем итоги:
1) Цветок – это видоизмененный укороченный побег, репродуктивный орган растения. 2) Главные части цветка – пестик и тычинки.3) Каждый цветок имеет ряд приспособлений для привлечения насекомых-опылителей, без которых невозможно было бы образование плодов и семян.
РефлексияВремя:
Учащиеся высказывают свои мнения
Вернемся к вашим рисункам. Что не получилось на рисунках с изображением цветка с научной точки зрения?
Достигли ли вы поставленной цели урока? В какой степени?
Что вы для себя узнали нового на уроке?
Что вас удивило?
Задание на дом
Время:
Акцентируют внимание на домашнем задании.
Записывают в дневник.
Обязательное для всех: §28, выучить термины (слайд № 20)
По желанию:
1) подготовить сообщение «Диаграмма цветка»
2) подготовить презентацию «Интересные факты о цветах»
3) Изготовить модель цветка (обоеполого или однополого)
Итог урока
Время
Самооценка
своей работы на уроке
Оцените свою работу на уроке, поставь баллы от 1 до 5 за работу на уроке:
Цветы - это удивительное творение природы. В цветах сама гармония и красота, надо ими любоваться и бережно к ним относиться.Я хочу закончить урок замечательными стихами азербайджанского поэта Самеда Вургуна.
Давай пройдемся (слайд № 21)
медленно по лугу
И «здравствуй!»
скажем каждому цветку,
Я должен над цветами
наклониться
Не для того, чтоб рвать
или срезать,
А чтоб увидеть
добрые их лица
И доброе лицо им показать
infourok.ru
Конспект урока биологии в 6 классе "Строение растений"
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Котлованская средняя общеобразовательная школа
Удомельского района Тверской области
Конспект урока по биологии
в 6 классе
Закрепление и обобщение изученного материала по теме «Строение растений».
Подготовила
Учитель биологии
Зайцева Марина Юрьевна
Котлован 2011г.
УРОК БИОЛОГИИ.
6 класс.
Тема урока: Закрепление и обобщение изученного материала по теме «Строение растений».
Цели урока: -обобщить знания обучающихся о строении растительного организма и основных функциях различных органов растения;
-закрепить знания обучающихся и взаимосвязях между органами растения, передвижении веществ, отложении запасов и их использовании;
-развивать у обучающихся память, логическое мышление;
-воспитывать у обучающихся бережное отношение к природе.
Ход урока.
Организационный момент.
Сообщение темы и целей урока.
Подготовка к игре.
- Мы с вами должны разделиться на две команды.
Каждой команде придумать название, назначить капитана команды.
Игра «Биологический случай».
1-ый гейм «Дальше…дальше…дальше…»
(вопросы задаются командам поочередно)
1.Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает. (Лес)
2.Платье потерялось-
Пуговки остались. (Рябина)
3.Стоит Егорка
В красной ермолке,
Кто ни пройдет-
Всяк поклон отдает. (Земляника)
4.Стоят в поле сестрички-
Желтый глазок, белые реснички. (Ромашки)
5.В поле тычинка- желтая вершинка. (Рожь)
6.Желтая курица под тыном дуется. (Тыква)
7.Стоит Ермошка на одной ножке,
На нем сто одежек и все без застежек. (Капуста)
8.Сверху зелено, снизу красно, в землю вросло. (Морковь)
9.На солнце я похожий и солнце я люблю,
За солнцем поворачиваю голову свою. (Подсолнух)
10.На плетне зеленый крюк,
На крюке висит сундук,
В сундуке пять ребят
Смирно рядышком сидят.
Вдруг рассыпался сундук-
Все рассыпались вокруг. (Горох)
11.Был зеленым плод- не просился в рот.
Положили в дежку- он сменил одежку.
Красную одел- для еды поспел. (Помидор)
12.Весною повисло, все лето кисло.
А сладко стало- на землю пало. (Яблоко)
13.Над лугом парашютики качаются на прутике. (Одуванчик)
14.Белые горошки на зеленой ножке. (Ландыш)
2-ой гейм «Темная лошадка»
1.-Найдите и исправьте биологические ошибки в тексте.
Корень- генеративный орган растения. Основная функция корней- это укрепление растений в почве, обеспечение его водой и органическими веществами, а также кислородом, содержащимся в воздухе, находящемся между частичками почвы. Вся совокупность корней одного растения называется корневой системой. В корневой системе всех растений можно выделить главный корень. На главном корне развиваются придаточные корни, а от стебля отходят боковые корни. Стержневая корневая система характерна для однодольных растений. Горох, фасоль, бобы имеют стержневую корневую систему. Корневая система, в которой главный корень не отличается от прочих, называется мочковатой.
2.-Вставьте пропущенное слово.
___________________- основной надземный орган растения. Он состоит из ____________________ с расположенными на нем ______________________ и __________________ . Участок стебля, на котором развивается лист, называется ________________________ , а расстояние между двумя узлами- ____________________________.
Если от одного узла отходит только один лист и расположены они поочередно, на разных сторонах побега, такое листорасположение называют _________________________. Когда из одного узла растут два листа расположенные напротив друг друга, говорят о ___________
Листорасположении. Если на стебле расположены только листья и почки, такой побег называют ________________________.
Если побег содержит цветки и плоды, то говоря о _________________
побеге.
3-ий гейм «Заморочки из бочки»
1 заморочка. Нам даны культурные растения: картофель, виноград, земляника, арбуз. Все они относятся к классу двудольных растений. Что еще объединяет эти растения?
(У них многосемянной сочный плод- ягода)
2 заморочка. Вкусные, сочные, душистые… Кто не любит эти растения, их ягоды только что снятые с грядки! Витаминные салаты, утоляющая жажду окрошка, мясные и рыбные блюда- Любому кушанью они придают аппетитный вид. Какая это ягода?
(Огурец, его плод- ягода)
3 заморочка. Этот плод употребляется в свежем, сушеном, моченом виде. Он принадлежит растению класса двудольных. Дикие предки его растут на Кавказе и в Средней Азии. Растение насекомоопыляемое, морозоустойчивое, выдерживает морозы до -30С. Плоды его полезны, содержат вещества, выводящие из организма ядовитые тяжелые металлы. О каких плодах идет речь?
(Яблоко)
4 заморочка. Это растение- талисман, который носили на груди средневековые рыцари. Ему приписывали чудесные свойства: якобы он способен предохранять воина от стрел и ударов мечей. Философы древности, разрезая этот загадочный объект поперек, объясняли своим ученикам строение Вселенной, т.е. он был наглядным пособием при изучении астрономии. Во все времена и у всех народов ему приписывали лечебные свойства, а в средние века утверждали, что даже его запах предохраняет от заболевания. Что же это?
(Лук. Луковица)
5 заморочка. Распредели растения по группам. Объясни свой ответ.
4-ый гейм «Гонка за лидером»
(Вопросы задаются сначала одной команде, а затем другой)
1 команда.
-Самая яркая и заметная часть цветка, которая чаще всего бывает ярко окрашена в различные цвета. (Лепестки, венчик)
-Женский орган у покрытосеменных растений. (Пестик)
-Каким органом растения является плод? (Генеративным)
-Какой тканью образована кожица листа? (Покровной)
-Что можно определить по количеству колец на спиле дерева? (Возраст)
-Верхняя часть пестика, приспособленная для удержания на нем пыльцы.(Рыльце)
-Как называется стебель у травянистых и древесных растений, направленный вверх к солнцу? (Прямостоячим)
-Участок корня, где находятся клетки образовательной ткани, которые активно делятся. (Зона деления)
-Чешуи, колючки, усики- это видоизменения…. (Листа)
2 команда.
-Генеративный орган цветковых растений, в котором происходит оплодотворение и формируется семя. (Пестик)
-Мужской генеративный орган. (Тычинка)
-Растения с ползучими и вьющимися побегами называются.. (Лианами)
-Длинные выросты клеток из наружного покрова корня. (Корневые волоски)
-Верхняя часть тычинки, где развивается и созревает пыльца. (Пыльник)
-Какими тканями образована мякоть листа? (Столбчатой и губчатой)
-Что можно определить по количеству почечных колец на побеге?
(Годичный прирост)
-Стебель увеличивается в толщину за счет деления клеток..(Камбия)
-Корневище, клубень, луковица- это видоизмененные… (Подземные побеги)
5-ый гейм «Ты- мне, я- тебе»
-Участники придумывают по три вопроса и задают их противоположной команде.
4.Подведение итогов игры.
5.Подведение итогов урока.
Выставление и аргументирование оценок.
Список использованной литературы:
1. Пономарёва И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: Учебник для 6 класса общеобразовательной школы / Под ред. проф. И.Н.Пономарёвой. – М.: Вентана-Графф, 2004
2. Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии. 6(7) класс.- М.: Вако, 2005.- 352 с.- (В помощь учителю).
3. Кузнецова В.И. Уроки биологии: 6-7 кл.: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: Кн. Для учителя. – 2-е изд., перераб.-М.: Просвещение, 1991.
4. Биология: Ботаника: 6 класс: Книга для учителя. - М.: Издательство “Первое сентября”, 2002. (Я иду на урок).
5. Биология. Еженедельная учебно-методическая газета для преподавателей биологии, экологии и естествознания. / № 47, 2004.
6. Электронное средство учебного назначения. Кирилл и Мефодий.
7. Электронная библиотека “Просвещение”, 6 класс.
globuss24.ru
Презентации по биологии: 6 класс
mirbiologii.ru