§ 2. Методы исследования в биологии. Укажите название растений за опадом листвы которых вы наблюдали
Параграф 2. Методы исследования в биологии
Вопрос 1. Какие методы исследования вы знаете?
К основным методам исследования относятся наблюдение, эксперимент (опыт) и измерения.
Вопрос 2. Какие приборы, используемые в биологии, вам известны?
Бинокль, линейка, складной метр, секундомер, весы, пробирки, термометр, рулетка, часы, весы, термометр, мензурка, телескопы, микроскопы, лупы, колбы и др.
Вопрос 1. Какие методы исследования в биологии вам известны?
К основным методам исследования относятся наблюдение, эксперимент (опыт) и измерения.
Вопрос 2. Чем наблюдение отличается от эксперимента?
Наблюдение — восприятие природных объектов или явлений с помощью органов чувств. В ходе наблюдения объекта или явления человек лишь фиксирует результаты, не вмешиваясь в сам процесс. Эксперимент — наблюдение в специально создаваемых и контролируемых условиях, которые позволяют установить, как те или иные условия влияют на объект или явление. Другими словами: при наблюдении человек пассивно наблюдает за определенными процессами, а при эксперименте сам (активно) изменяет (влияет на) те или иные условия протекания поставленного эксперимента для измерения конкретных показателей, с целью проверки научных гипотез и построения научной теории изучаемого процесса.
Вопрос 3. Что изучает фенология?
Фенология (от греческих слов «файно» — являю и «логос») изучает сезонные периодические явления в жизни растений и животных.
Задания для любознательных. Проведение фенологических наблюдений за изменениями, происходящими в жизни растений осенью.
1. Понаблюдайте, у каких растений происходит изменение окраски листьев, какова она у разных растений.
Осенняя раскраска листьев наблюдается далеко не у всех деревьев. В багрянец убираются кроны кленов и осин; нарядную, розоватую окраску принимает листва бересклета; темно-пурпуровыми становятся гирлянды дикого винограда. Наряду с этим липы, дубы и березы лишены красных оттенков, они отливают лишь различными желтыми и золотистыми тонами. А вечнозеленые породы деревьев (пихта, ель и сосна) остаются зелеными.
2. Отметьте, у каких растений листья остаются зелёными до заморозков.
У ольхи листья во время листопада сохраняют свой зеленый цвет и чернеют лишь после заморозков. Точно так же совершенно не изменяют свой цвет листья сирени: они остаются зелеными на ветвях до выпадения снега, несмотря на то, что давно уже убиты морозами. У осины листопад начинается, когда листья еще зелены, осенняя же раскраска наступает позднее, когда часть дерева уже обнажилась.
3. Понаблюдайте, как долго длится листопад у разных растений.
Продолжительность листопада у различных деревьев, так же как и период пожелтения листвы, бывает крайне различной. Из наших деревьев листопад, по-видимому, наиболее длителен у березы: он продолжается около двух месяцев, в то время как липа успевает сбросить свою листву в две недели. Установить сроки листопада у какой-нибудь древесной породы бывает не так легко, так как у различных экземпляров одного и того же вида он начинается и заканчивается не одновременно. Интересно при этом отметить, что причина этого явления далеко не всегда лежит во внешних условиях. Нередко два дерева, растущие по соседству, на целую неделю различаются по времени пожелтения и опадения своих листьев. Некоторые экземпляры дуба, которые очень долго не сбрасывают своих листьев и в течение всей зимы стоят в своем осеннем уборе.
4. Регулярно записывайте в тетрадь все изменения в жизни растений. Сравните результаты своих наблюдений с результатами наблюдений других учащихся класса. Обсудите их. Сделайте выводы.
resheba.com
Листья жгут, листья жгут, листья жгут ... (с)
Казалось бы простой вопрос, почему нельзя (не желательно) жечь осенние листья в городах ? Давайте еще раз уточним ...
Ежегодно весной и осенью города и крупные поселки на 1 -2 недели погружаются в дым: всюду полыхают и коптят костры из опавших листьев, старой травы, сучьев и мусора. Наиболее старательные горожане в этот период тщательно вычесывают листву из-под кустарников и деревьев, из палисадников, сгребают листву в скверах и парках.Сгребают и жгут. Внешне города становятся как будто ухоженными, прибранными. Но природе -деревьям и кустарникам - наносится непоправимый ущерб. Ведь подстилка из листвы и мелких отмерших побегов - важнейший элемент природных экосистем. Через подстилку осуществляется сложнейший обмен веществ, взаимодействие высших растений с низшими.
Почему, например, исчезают ятрышники, ночные фиалки и другие представители лесных орхидей? Из-за уничтожения подстилки. Орхидеи сожительствуют с грибами, а для грибов лесная подстилка является жизненно важным субстратом. Уничтожили подстилку - исчезли грибы, а вместе с ними и орхидеи. В подстилке живут многие столь необходимые лесу насекомые, нужна она, прямо или косвенно, птицам. Она как губка впитывает влагу и отдает ее корням деревьев и других растений. А ведь города по условиям увлажнения сравнивают с полупустынями и даже с пустынями.
Из-за покрытия большой площади асфальтом, а также из-за искусственного дренажа воздух в городах, как правило, сухой. Так, относительная влажность воздуха в городе в жаркие летние дни составляет всего 20-22 процента, а это условие атмосферной засухи. Положение усугубляется изолированностью многих деревьев и кустарников в городе (в естественной обстановке они растут плотно сомкнутыми сообществами, создают своеобразный микроклимат с повышенной влажностью). Подстилка - это и одеяло, надежно предохраняющее почву в зимние месяцы от промерзания, а летом от опасного уплотнения. Ведь почва в лесах обычно рыхлая, богатая воздухом и влагой. Но лишенная подстилки, она быстро уплотняется. Именно из-за такого уплотнения почвы во многих городских парках и скверах гибнут деревья.
Кроме того, подстилка из листьев и опавших побегов — отличное органическое удобрение, ведь деревья и кустарники, как правило, никто не удобряет.
Поэтому каждый горожанин, прежде чем решить для себя вопрос, сжигать листву или не сжигать, должен помнить, что это не мусор, а единственное для деревьев и кустарников удобрение. Лишенная спада почва неизбежно истощается. Замечено, что лишенные опавшей листвы деревья в парках через 20 лет снижают прирост в 1,5 раза. Деревья и кустарники ослабевают, хиреют, становятся более уязвимыми для вредителей и воздействия болезней. Сейчас очень много говорят о необходимости подкармливания птиц и белок. И почему-то совсем забыли, что деревья и кустарники в городе находятся на голодном пайке, что они тоже нуждаются в подкормке. Нелишне упомянуть и о том, что во время перепревания листва выделяет физиологически активные вещества, которые, по мнению некоторых врачей, способствуют выздоровлению больных.
Тем не менее, опавшая листва раздражает горожан, и ее, как мусор, сгребают и жгут, обнажая корни растений. Массовое сжигание листвы приводит к такому загрязнению атмосферы, которое сравнимо с промышленными выбросами. Ухудшается самочувствие людей, обостряются некоторые хронические заболевания, особенно у лиц, страдающих астмой. Вероятно, многие, сжигающие в городах листву, и не подозревают, что они нарушают Закон об охране атмосферного воздуха, согласно которому запрещается сжигать в городе отходы.
Самое интересное в этой ситуации то, что люди, которые жгут этот мусор, сами больше всего и вдыхают этот дым!
А ведь для растительных остатков можно найти полезное применение. Например, утилизировать листву, сложив ее в компостную яму, а компост использовать для удобрения тех же газонов и деревьев. Или перекопать, оставляя листья в земле, тогда почвенные организмы сами перерабатывают листья в плодородный гумус.
А теперь еще один обычный вопрос. Почему листья осенью разноцветные ? :-)
Зеленое вещество, содержащееся в листьях деревьев, называется хлорофиллом. Совместно хлорофилл и солнечный свет помогают деревьям перерабатывать их основной источник питания - углекислый газ. Итак, солнечный свет и хлорофилл являются своего рода ножом и вилкой, которые помогают деревьям поглощать воздух, который мы выдыхаем, а он в свою очередь помогает деревьям расти большими и сильными.
В летнее время, когда солнце стоит в течение долгих периодов времени, деревья едят и едят до тех пор, пока не насытятся. Затем осенью, деревья готовы к долгому сну, прямо как дядюшка, после плотного обеда. Деревья избавляются от зеленого хлорофилла, и на некоторое время проявляется истинный цвет листьев.
Весной деревья просыпаются - они очень голодны и выпускают новые листья с хлорофиллом, чтобы снова насытится. Опять же, делают они это точно так же, как дядюшка, который просыпается и делает себе большой бутерброд. А хлорофилл помогает листьям оставаться зелеными до осени, пока дерево снова не насытится.
Но в листьях есть и другие вещества. Например, вещество ксантофил состоит из углерода, водорода и кислорода и придает листьям желтый цвет. Каротиноиды также присутствуют в листе. (Особенно много каротина в моркови.) Яркие красные, багровые оттенки придают листьям клена и дуба пигменты антицианиты.
Летом эти пигменты не видны, мы видим только зеленый хлорофилл. С наступлением холодов питательные вещества, собранные в листьях деревьев, поступают в ветви и ствол. Так как зимой выработка питательных веществ прекращается, хлорофилл разлагается. С его исчезновением прочие пигменты, которые постоянно присутствовали в листе, становятся видимыми. И мы наслаждаемся разнообразием окраски деревьев.
К осени у основания каждого листа образуется тонкий слой легко разъединяющихся клеток. Порыв ветра срывает листья. На побеге остается шрамик, указывающий на бывшее местоположение листа. Большинство вечнозеленых деревьев не сбрасывают свой покров целиком с приближением холодов. Это происходит постепенно в течение всего года, поэтому они всегда остаются зелеными.Осенний листопад очень важен в жизни леса. Опавшие листья служат хорошим удобрением, предохраняют корни от вымерзания.
Отличные от зелёного цвета тона осенних листьев, плодов и цветов вызваны двумя пигментными группами: находящимися в пластидах каротиноидами (от желтого до красного) и растворенными в клеточном соке антоцианидинами (от нежно розового до фиолетового).
Появление жёлтого цвета каротиноидов связано с исчезновением маскирующего его хлорофилла.
Перед опаданием листьев хлорофилл расщепляется, чтобы не потерять находящийся в его составе азот. Каротиноиды содержат только углерод, водород и кислород – элементы, которые не дефицитны, и которые поэтому могут остаться в опадающих листьях. Но осенний цвет листьев вызывается не только расщеплением маскирующего зелёного пигмента, но и увеличением содержания антоцианидинов. Различная интенсивность цвета листвы в разные осени вызвана как раз разным содержанием антоцианидинов. В синтезной цепочке этих соединений участвуют активируемые на свету энзимы, поэтому антоцианидинов образуется больше, если погода солнечная и тёплая, а ночи холодные. Как это свойственно нынешней осени. По этой же причине на южной стороне дерева листья окрашиваются интенсивнее.
Для чего нужно образование антоцианидинов, если листья всё равно опадут? Считается, что из-за своих антиоксидантных свойств они обеспечивают растению защиту от радикалов, образующихся под влиянием ультрафиолетовых лучей и при обмене веществ, обеспечивая, таким образом, расщепление хлорофилла в осенних листьях
Ну а теперь , нетленное - "Листья жгут .."
Музыка Максима Дунаевского,слова Наума Олева.Съёмка 1995 года.
masterok.livejournal.com
Фото автора Евгении Ручновой. При использовании, активная ссылка на сайт обязательна! http://ladydance-vyksa.ucoz.ru/
Наступает осень... листья на деревьях и кустарниках желтеют, краснеют, меняют свой зеленый цвет. Наступает золотая пора. В космы берез и зеленые каскады лип вкрапливаются желтые пятна. Почему же желтеют листья?
ЛИСТОПАД Листопад принадлежит к числу наиболее характерных явлений осенней природы. Он ярче всего выражает сезонную периодичность в развитии растительного мира наших широт. Каждый год повторяется он, радуя вначале наш глаз бесчисленным количеством тонов и красок, в которые наряжается лес, а затем наводя невольную грусть унылым видом обнажившихся деревьев и меланхолическим шорохом опавшей листвы. Осень издавна считается скучной порой, мертвым сезоном в природе. Поэты сравнивают ее со старостью, грустят об ее приближении. Для натуралиста осень — интереснейшее время в году, пора интенсивных исследований и наблюдений, когда ярче всего выявляются многочисленные приспособления животного и растительного мира к условиям неблагоприятного сезона. В это время многое удается подметить в природе, объяснить многое непонятное. Многие проявления весенней природы без соответствующих осенних наблюдений будут казаться нам загадочными. Весна и осень неразрывно связаны между собою — это отдельные стадии единого жизненного цикла природы наших умеренных широт. ПРИЧИНЫ ЛИСТОПАДА Каковы причины листопада? Что заставляет наши лиственные деревья и кустарники ежегодно сбрасывать свою листву с тем, чтобы вновь одеться ею по окончании суровой зимы? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо прежде всего выяснить, представляет ли собой листопад биологическое явление, обусловленное жизнедеятельностью растения, или же он вызван падением температуры и наступлением осеннего ненастья. Если мы летом или — еще лучше — с весны пересадим в горшок с землей какое-нибудь молодое деревцо, например, дубок или клен, и поставим его в комнату или в оранжерею, осенью он неизбежно сбросит свои листья, несмотря на самый лучший уход. В комнату или за стекло оранжереи не проникает осеннее ненастье, здесь не бывает заморозков, тем не менее листопад и здесь будет проявляться с достаточной правильностью. Это указывает нам на то, что осеннее сбрасывание листьев не является прямым следствием наступивших неблагоприятных условий. Оно вместе с зимним периодом покоя входит в самый цикл развития растения. Есть и другой способ убедиться в том, что листопад — процесс биологический. В конце лета через основание листового черешка какого-нибудь дерева делают срез в том месте, где черешок прикрепляется к стеблю, образуя так называемую «листовую подушечку». Под микроскопом на срезе легко разглядеть образование особого отделяющего (пробкового) слоя. Клетки этогослоя имеют гладкие стенки и легко обособляются друг от друга. К началу листопада связь между ними в каком-нибудь месте нарушается, и лист остается висеть на дереве лишь благодаря сосудистым пучкам, которые, подобно мельчайшим «водопроводным трубам», соединяют лист с остальным растением. Сосудистые пучки легко можно заметить простым глазом на листовых рубцах в виде трех, пяти или большего числа крупных точек. Они служат для проведения воды и минеральных солей от корня к листьям (восходящий ток) и питательных веществ — углеводов, выработанных листьями в процессе ассимиляции (нисходящий ток). Однако, наступает момент, когда нарушается и эта последняя связь между черешком листа и материнским растением. Часто для этого бывает достаточно самого ничтожного порыва ветра, иногда же листья опадают и в совершенно тихую погоду в результате резких колебаний температуры, замерзания или оттаивания или же прямо под влиянием силы тяжести листовой пластинки, отягченной осевшей росой. Приходилось ли вам бывать в лесу в разгар листопада, когда в ясную погоду к вечеру сильно холодает, но зато стоит полное безветрие? В это время в лесу удивительно тихо и отчетливо слышен непрерывный шорох падающих листьев. Образование пробкового слоя в листовых черешках указывает нам на то, что листопаду предшествует в растении длительная подготовка. ЧТО ДАЕТ РАСТЕНИЮ СБРАСЫВАНИЕ ЛИСТВЫ НА ЗИМУ Листопад является приспособлением растений к условиям зимы — не только холодного, но и сухого времени года. Если бы наши лиственные деревья остались на зиму в своем зеленом уборе, они неизбежно погибли бы в результате недостатка влаги, так как испарение воды их листьями не прекращалось бы, а поступление воды в растение почти полностью могло остановиться. Во многих тропических и субтропических странах, где температура в течение круглого года достаточно высока, но влажность подвержена сильным колебаниям, ежегодно при наступлении засухи деревья сбрасывают листву. Taк, обнажаются на несколько месяцев деревья африканских саванн, травы которых также выжигаются солнцем, пока обильные дожди снова не возродят к жизни растительность саванн. Значение листопада в жизни наших лиственных деревьев особенно хорошо заметно при сопоставлении их с хвойными. Хвойные — ель и особенно сосна — засухоустойчивые растения. Их хвоя испаряет во много раз меньше воды, чем листва наших лиственных пород. Благодаря этому они и способны перезимовывать в зеленом виде. Считается, что в условиях слабого водоснабжения количество влаги, испаряемой хвойными, относится к количеству влаги, испаряемой лиственными породами, как 1:10, в условиях же повышенного водоснабжения — как 1:6. Дуб на 100 гр сухого вещества листьев испаряет за лето 54,6 кг воды, берез — 81,4 кг, ясень — 85,6 кг, сосна же всего 9,4 кг. Интересно заметить, что лиственница в этом отношении вeдeт себя как лиственная порода и испаряет влаги в 10 раз больше, чем сосна, и в пять раз больше, чем ель. Такая способность экономить влагу достигается наших хвойных особым строением их игл. Не говоря уже о значительно меньшей поверхности, хвоинки имеют целый ряд засухоустойчивых приспособлений: толстую кожицу, окружающую хвоинку со всех сторон, и сизоватый восковой налет, также понижающий испарение; большое значение имеет также расположение устьиц в особых углублениях. Ведь устьица являются порами, своего рода форточками, через которые происходит газообмен в растении и транспирация влаги; погружение их в ткань листа значительно уменьшает транспирацию. Напротив, листья наших листопадных деревьев лишены каких-либо специальных засухоустойчивых приспособлений. Они имеют широкую поверхность и тонкую кожицу. Говоря здесь о значении листопада в жизни наших деревьев, нельзя не обратить внимание на то, что, сбрасывая листву, они тем самым предохраняют себя от механических повреждений под тяжестью снега. Часто зимой можно наблюдать, как даже в безлистном состоянии ломаются крупные ветви деревьев под напором снега; широкая листовая поверхность, на которой оседало бы много снега, сделала бы это явление катастрофическим. Вышеуказанным далеко не ограничивается биологическое значение листопада. В жизни деревьев он играет еще и другую роль. Он способствует удалению отбросов, различных минеральных солей, большое количестве которых скапливается в листьях под осень и становится вредным для растения. Если взять листья какого-нибудь дерева и исследовать, сколько они содержат золы весной, в середине лета и осенью, перед листопадом, то в результате выявится резкое повышение золы с возрастом листьев. В конце мая листья бука содержат по отношению к сухому весу 4,6% золы, в конце июля — 7,4%, а в конце октября — 10,8%, т.е. в два с лишком раза больше, чем весной. Каким о бразом в течение лета происходит накопление в листьях такого значительного количества минеральных веществ? Дело в том, что лист в течение всей своей жизни усиленно испаряет воду. На смену этой испаренной влаги в него непрерывно поступает новая, которая засасывается корнями из почвы. Однако, как мы знаем, растение получает из почвы не чистую воду, а растворы различных солей. Эти соли, проходя вместе с водой через все растение, попадают и в листья. Часть их идет на питание растения, часть же, остающаяся не использованной, откладывается в клетках листа. В результате этого к осени листья становятся как бы минерализованными, обильно пропитанными солями, отложения которых в некоторых случаях удается даже рассмотреть под микроскопом. Большое количество минеральных солей, отлагающихся к осени в листьях, нарушает нормальную их работу и становится вредным для растения; поэтому сбрасывание старых листьев является необходимым условием для его нормальной жизнедеятельности. Так как отложение минеральных солей в листьях — результат испарения, то понятно, что чем больше, влаги способны испарить листья, тем сильнее они минерализуются к осени. Это особенно ясно видно при сопоставлении количества золы, отлагаемой в листьях сосны и лиственницы. Сосна, которая, как мы знаем, испаряет за лето очень мало влаги, содержит осенью в своей хвое всего лишь около 1,5% золы, тогда как лиственница, которая в отношении испарения приближается к лиственным породам, скопляет в мягких иглах до 2,5% минеральных солей. Необходимость избавиться от накопившихся в листьях вредных отбросов обусловливает листопад у деревьев во влажном тропическом климате. Вначале полагали, что в тропических местностях, где климат в течение круглого года остается более или менее однородным, листопада вовсе не существует. Однако более тщательные наблюдения, произведенные на острове Яве в знаменитом тропическом ботаническом саду в Бьютензорге и в Индии, показали, что и в тропиках листопад представляет собой обычнейшее явление. Правда, опадение листьев у различных деревьев происходит здесь не одновременно, причем даже различные экземпляры одного и того же вида имеют листопад в различное. время. В результате период покоя во влажном тропическом климате нередко продолжается у какого-нибудь дерева или части дерева всего лишь несколько дней. Растение сбрасывает ставшие для него не нужным балластом старые листья и немедленно облачается в новый зеленый наряд. Эти факты указывают, что листопад зависит не только от внешних, но и от внутренних причин, т. е. становится необходимым в результате жизнедеятельности самого растения. ЧТО СОДЕРЖИТСЯ В ОПАВШИХ ЛИСТЬЯХАнализы опавших листьев показали, что в них содержится, кроме известного процента золы, значительное количество углеводов — органических веществ, содержащих углерод и выработанных лиcтом в результате поглощения им углекислоты из воздуха. Замечательно при этом, что опавшие листья значительно богаче углеводами, чем молодые. Таким образом, растение, ежегодно сбрасывая листву, лишается известного количества питательных веществ, которые не успевают полностью перейти в стебель. Однако подобная расточительность не приносит растению особого вреда. Углеводы — это вещества, которые в любом количестве могут быть получены растением из воздуха. Азот растение усваивает только из почвы в виде растворенных солей. И азота нередко растению не хватает. Поэтому оказывается, что азотистые вещества перед листопадом в значительных количествах передвигаются в ствол, где и перезимовывают или потребляются растением в течение зимы; вместе с азотистыми веществами из листьев выводятся и другие ценные для растения минеральные соли; тем не менее установлено, что значительная часть их все же остается в опадающих листьях. Опавшие листья представляют собой очень ценное удобрение. Благодаря им почва в лесу ежегодно обогащается перегноем, приобретая ряд важных свойств. Мы знаем, например, что почва широколиственного леса не промерзает зимой в силу значительного содержания гумуса и это дает возможность весенним растениям развиваться под снегом. Один гектар дубового леса получает более 5000 кг отпада (сухой вес листьев, хвороста и пр.), что дает примерно 520 кг золы. Отсюда понятно, что сбор опавших листьев и вообще удаление лесной подстилки в лесу отрицательно сказываются на жизни деревьев. Так, например, в одном опытном германском лесничестве, где в течение ряда лет практиковался сбор лесной подстилки, прирост насаждения упал на 11%. В листьях некоторых деревьев содержатся дубильные вещества. В незначительном количестве они есть в листьях дуба, но особенно много их в листьях благородного каштана — дерева, широко распространенного у нас в Западном Закавказье. Свежие опавшие листья в каштановых лесах содержат до 12% дубильных веществ, поэтому сбор их для получения дубильного экстракта может иметь промышленное значение. ОТЧЕГО ОСЕНЬЮ ЖЕЛТЕЮТ ЛИСТЬЯ Растения кажутся нам зелеными от большого количества мельчайших хлорофилловых зерен, расположенных в клетках листьев и стеблей. Мы знаем, что в хлорофилловом зерне совершается процесс разложения углекислоты, в результате которого в растении из неорганических соединений создаются органические вещества — углеводы. Хлорофилловое зерно не остается неизменным в растении. Оно недолговечно. Улавливая солнечную энергию, необходимую для процесса ассимиляции, хлорофилл разрушается под влиянием света и вновь создается в растении, причем образование его также может происходить только лишь на свету. Однако хлорофилл — не единственное красящее начало в тканях растений. Наряду с ним постоянно присутствуют особые пигменты, известные под названием ксантофилла и каротина. Первый из них чисто желтого цвета, второй имеет оранжевый оттенок; каротин обусловливает характерный цвет корня моркови, где он содержится в очень большом количестве. Желтые пигменты всегда есть в зелени растения, но летом они совершенно незаметны, так как замаскированы интенсивно-зеленой окраской хлорофилла; тем не менее их очень легко выделить при помощи следующего несложного опыта. Каждый, вероятно, знает, что зеленые части растений, если их бросить в крепкий спирт, начинают бледнеть, тогда как спирт, напротив, быстро зеленеет. Этот процесс обесцвечивания листьев вызван тем, что хлорофилл растворяется в спирту, и особенно быстро при подогревании или даже осторожном кипячении спирта в водяном баке. Крепкая спиртовая вытяжка из зеленых листьев при рассматривании ее в проходящем свете выглядит изумрудно-зеленой, в отраженном же свете флюоресцирует (отсвечивает) вишнево-красным оттенком. Вместе с хлорофилллом в спирт переходят и желтые пигменты. Чтобы отделить их, в вытяжку следует налить немного бензина. Взболтав смесь, через некоторое время можно заметить, что бензин, как более легкий, всплывет наверх, тогда как слой спирта останется внизу. При этом бензин будет иметь изумрудную окраску, спирт же примет золотисто-желтый цвет от оставшихся в нем желтых пигментов листа — ксантофила и каротина. Отделение хлорофилла от желтых пигментов основано на том, что он обладает большей растворимостью в бензине, чем в спирте. Осенью, по мере затухания деятельности листа в связи с образованием в его черешке отделяющего слоя, в нем замедляется и, в конце концов, совсем прекращается образование хлорофилла; разрушение же хлорофилла под влиянием солнечного света продолжается. В результате лист теряет свою зеленую окраску, и желтые пигменты, незаметные до этого времени, внезапно обнаруживаются. Поэтому, однако, необходимо добавить, что не только ксантофил и каротин обусловливают желтую окраску листьев осенью; в настоящее время найдены еще и другие желтые пигменты, которые отсутствуют в живых тканях листа и появляются лишь при их отмирании в момент листопада. Так как разрушение хлорофилла идет более быстрыми темпами на ярком свету в солнечную погоду, то становится понятным, почему в пасмурную дождливую осень листья дольше сохраняют свою зеленую окраску и почему, два-три ясных солнечных дня, сменившие стоявшее до сих пор ненастье, сразу разукрашивают кроны деревьев в яркие золотистые краски осени.
БАГРЯНЫЙ ЦВЕТ ДЕРЕВЬЕВ Осенняя раскраска листьев особенно привлекательна своими багряными тонами. Однако эти тона встречаются не у всех деревьев. В багрянец убираются кроны кленов и осин; нарядную, розоватую окраску принимает листва бересклета; темно-пурпуровыми становятся гирлянды дикого винограда. Наряду с этим липы, дубы и березы лишены красных оттенков, они отливают лишь различными желтыми и золотистыми тонами. Чем же обусловлен красный цвет осенних листьев? Он обусловлен особым красящим веществом-антоцианом, которое чрезвычайно широко распространено в растениях. В отличие от хлорофилла антоциан не связан внутри клетки с пластическими образованиями. Он растворен в клеточном соке и реже встречается в виде мелких кристаллов. Антоциан очень легко извлечь из любых красных или синих частей растения. Если прокипятить некоторое количество свеклы или красной капусты, то вода окрашивается от антоциана в лиловатый или грязно-красный цвет. Достаточно прибавить к этому раствору несколько капель какой-нибудь кислоты, например, уксусной, как он сейчас же примет интенсивно-красную окраску. Антоциан обусловливает также голубую и розоватую окраску цветов. Многочисленные колеры роз, огневой цвет мака, небесно-голубые оттенки незабудок, лиловый цвет фиалок и колокольчиков — все это результат присутствия антоциана в клеточном соке. Дело в том, что антоциан, в зависимости от того, в какой среде он находится — в кислой или щелочной, способен быстро менять свой оттенок. Подобно лакмусовой бумажке, при кислой реакции он имеет розоватый цвет, при щелочной - синеет. В связи с этим некоторые растения обладают замечательной способностью с возрастом менять окраску своих цветков. Мы уже упоминали выше об этом явлении в цветках медуницы, которые в момент зацветания имеют розоватый венчик, в дальнейшем приобретающий пурпуровую, а затем и синюю окраску. То же наблюдаетсяи в соцветиях другого обитателя широколиственного леса — сочевичника. В его изящных кистях нижние, более старые цветы имеют синюю окраску, верхние, более молодые — розоватую. Подобное же изменение окраски с возрастом можно видеть и на незабудках. Цветы всех этих растений вначале очень богаты кислотами, впоследствии они постепенно теряют свою кислотность, и растворенный в клеточном соке антоциан, синеет. Пользуясь этим свойством антоциана, удается без особого труда произвольно менять окраску некоторых цветков. Если продержать некоторое время голубые цветы незабудок или фиалок в атмосфере табачного дыма, они вскоре начинают зеленеть под действием щелочи, которая содержится в табачном дыму. Тот же результат получается и при действии нашатырного спирта. Если же поместить цветы растения под стеклянный колпак с дымящей соляной или уксусной кислотой, они быстро розовеют. Антоциан широко распространен в молодых растущих частях растения. Выше мы указывали, что он окрашивает женские сережки ольхи и рыльца женских цветов орешника в пурпуровый и розовый цвет. Здесь он может иметь роль некоторого дополнительного улавливателя тепловых лучей, поглощая зеленые и синие части спектра. Какое же значение имеет антоциан в отмирающих листьях? Появление антоциана в тканях растений находится в определенной зависимости от внешних условий. При понижении температуры количество антоциана в клеточном соке увеличивается так же, как и при ярком свете. Вместе с тем образование антоциана стимулируется также остановкой или задержкой в листве питательных веществ, получаемых растением в результате ассимиляции. Особенно хорошо это заметно при различных поранениях растений. Над местом пореза скапливаются углеводы, а вслед за тем соответствующая часть растения принимает интенсивную антоциановую окраску. Проф. Молиш, который впервые обратил на это внимание, описывает такой случай. Проходя как-то по винограднику, он был поражен тем, что на некоторых ветвях виноградных лоз листья были красного цвета, в то время как другие имели нормальную листву. Заинтересовавшись причиной этого явления, он стал внимательно исследовать покрасневшие части веток и обнаружил, что все они были повреждены таким образом, что движение соков было затруднено, но не приостановлено. Чтобы окончательно убедиться в том, что здесь играло роль именно поражение и вызванный этим застой питательных веществ, он произвел на других кустах многочисленные надрезы до двух третей древесины. Через две-три недели все пораженные части веток выше надреза приняли яркую антоциановую окраску. Можно думать, что и в осенних листьях, где легко происходит повреждение в сосудистой системе, тормозится поток углеводов, что способствует образованию антоциана. Таким образом, багряные оттенки, в которые окрашиваются деревья во время листопада, не являются каким-либо особым приспособлением. Они свидетельствуют лишь о происходящем затухании жизнедеятельности в листьях в связи с подготовкой растений к зимнему периоду покоя.
ОСОБЕННОСТИ ЛИСТОПАДА У ДЕРЕВЬЕВ И КУСТАРНИКОВ Осенняя раскраска листьев наблюдается далеко не у всех деревьев. У ольхи листья во время листопада сохраняют свой зеленый цвет и чернеют лишь после заморозков. Точно так же совершенно не изменяют свой цвет листья сирени: они остаются зелеными на ветвях до выпадения снега, несмотря на то, что давно уже убиты морозами. У осины листопад начинается, когда листья еще зелены, осенняя же раскраска наступает позднее, когда часть дерева уже обнажилась. Продолжительность листопада у различных деревьев, так же как и период пожелтения листвы, бывает крайне различной. Из наших деревьев листопад, по-видимому, наиболее длителен у березы: он продолжается около двух месяцев, в то время как липа успевает сбросить свою листву в две недели. Установить сроки листопада у какой-нибудь древесной породы бывает не так легко, так как у различных экземпляров одного и того же вида он начинается и заканчивается не одновременно. Интересно при этом отметить, что причина этого явления далеко не всегда лежит во внешних условиях. Нередко два дерева, растущие по соседству, на целую неделю различаются по времени пожелтения и опадения своих листьев, причем эти особенности листопада отдельных деревьев ежегодно повторяются. Особый интерес представляют некоторые экземпляры дуба, которые очень долго не сбрасывают своих листьев и в течение всей зимы стоят в своем осеннем уборе. Несмотря на то, что листья на таких дубах уже давно мертвы, они крепко висят на ветвях, выдерживая зимние вьюги и метели, и опадают лишь в начале весны, незадолго до того времени, как начнется развитие молодых листьев. Эти своеобразные деревья представляют собой особую форму дуба, известную под именем «позднего дуба», тогда как экземпляры, нормально сбрасывающие листья, относятся к раннему дубу. Обе эти формы, по-видимому, являются наследственно закрепленными, хотя это еще нуждается в проверке. Кроме особенностей листопада, поздний дуб отличается от раннего более поздним цветением и распусканием почек, которое запаздывает на 2-3 недели. Весной такие дубы стоят еще совершенно голыми, в то время как их соседи уже покрылись зеленой дымкой молодой листвы. Несмотря на столь резкое различие в развитии, оба дуба не отличаются существенным образом по форме и величине своих листьев и желудей. Правда, некоторые авторы указывают, что ранняя форма дуба, которая вообще у нас более обычна, характеризуется более широкой раскидистой кроной, менее правильным стволом и более легкой древесиной, тогда как поздний дуб имеет более сжатую крону, полнодревесный ствол и более тяжелую древесину; интересно, что обе формы дубов различаются местным населением: ранний дуб называется «летним дубом», или просто «дубом», а поздний — «зимним дубом», или «дубицей». В настоящее время большинство авторов считает, что поздний, или зимний, дуб является более приспособленным к нашим климатическим условиям, а потому со временем должен завоевать себе более широкое распространение. Дело в том, что молодые побеги дуба часто повреждаются весенними заморозками. В этом отношении поздняя форма дуба находится в более благоприятных условиях. Если это действительно так, то отсюда мы можем сделать вывод, что климат у нас в настоящее время ухудшился по сравнению с прошлым, что, впрочем, подтверждается и некоторыми другими данными. Вспомним, например, более широкое распространение у нас в прошлом широколиственных лесов, остатком которых является дубравная ветреница, обитающая в настоящее время под чуждым для нее пологом елового леса. Несмотря на большой научный и лесоводственный интерес, который представляют ранняя и поздняя формы дуба, они изучены еще далеко не достаточно. Интересно провести более детальные наблюдения за ними в различных условиях и в различные годы и выяснить, имеется ли приуроченность какой-либо формы к определенным местообитаниям. Очень интересно установить также, есть ли у каких-либо других древесных пород подобного рода ранние и поздние формы. Мы указывали уже на способность лиственницы в некоторых условиях очень долго сохранять свою хвою; на Кавказе часто встречаются поздние формы бука и каштана, но они в этом отношении еще почти не изучены. |
Осенние изменения в жизни растений
Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»
Презентация к уроку
Загрузить презентацию (14,9 МБ)
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цели урока:
- расширить и уточнить представления детей об осенних изменениях в жизни растений;
- обеспечить условия для развития речи учащихся, развития произвольного внимания;
- создать условия для эмоциональное восприятие осенней природы.
Задачи
предметные:
1) формировать представления детей об осенних изменениях в жизни растений.
2) показать связь осенних изменений в мире растений с признаками осени в неживой природе;
метапредметные:
3) развивать умения анализировать, сравнивать и находить необходимую информацию в тексте;
4) развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и систематизировать наблюдения, делать выводы;
5) развивать умение работать со схемой, пользоваться словарем;
личностные:
6) развивать эмоциональное восприятие осенней природы;
7) воспитывать эстетические чувства, бережное отношение к природе.
8) формировать умение работать в группе
Оборудование:
- Персональный компьютер, интерактивный комплект
- Учебник "Окружающий мир" 3 класс, О.Т.Поглазова, В.Д.Шилин
- Рабочая тетрадь №1, 3 класс, О.Т.Поглазова
- Раздаточный материал (Карточки с заданиями для работы в группах, зелёные и жёлтые листочки из цветной бумаги, полоски с отрезками для теста)
Презентации к уроку:
1. "Осень в лесу" (видеофильм) (Янкова Ирина Викторовна, http://viki.rdf.ru/cat/vremena_goda/?page=8#list;
2. Авторская презентация к данному уроку.
Ход урока
1. Оргмомент.
- Здравствуйте, садитесь.
- Прозвенел и смолк звонок, начинается урок.
2. Эмоциональный настрой.
Видеофильм “Осень в лесу” (Слайд №2)
- С каким настроением смотрели фильм? (Хорошее, радостное)
- Что создаёт хорошее настроение? (Очень яркие краски, хорошая музыка)
- С хорошим настроением мы гуляем по осеннему лесу.Слайд №3
Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный Весёлой, пёстрою стеной Стоит над светлою поляной. (И. Бунин)
- В своих замечательных стихах И.Бунин назвал лес расписным теремом. А кто же его расписал? (Осень)
3. Постановка темы урока.
- Кто догадался, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (Об осени в лесу, об осенних листьях)
- Верно, тема нашего урока “Осенние изменения в жизни растений”.
- Сегодня мы поговорим о том, как изменилась жизнь растений с приходом осени.(Слайд №4)
4. Актуализация знаний.
- Как вы поняли, что в лесу наступила осень? (Изменилась окраска листьев)
- Мудрая Сова приготовила вам задание. Распределите картинки по группам и ответьте на вопросы: -Какая осень изображена в каждой группе? Почему? (Слайд №5)
- Что же заставило осень изменить окраску листьев? Назовите причины.
(Слайд №6 - солнышко, термометр, дождь)
1. Солнце ниже - мало света и тепла, дни становятся короче ночи
2. Понижение температуры воздуха и воды, появление инея на земле. А дальше и первые заморозки.
3. Изменение осадков: туманы, затяжные дожди, первый снег
- Правильно. Именно эти причины заставили осень изменить жизнь растений.
5. Изучение нового.
1) Изменение окраски листьев-очень красивое явление в жизни растений. Давайте разберёмся, как это происходит?
(Слайд №7) Летом все деревья имеют одну окраску — зеленую. Зелёный цвет листьям придаёт хлорофилл. Конечно, зелёный цвет имеет разные оттенки, но кажется, что их покрасили одной кистью. А вот осенью те же самые листья приобретают разную окраску. Откуда берутся эти цвета?
- Почему осенью меняется окраска листьев? (Слайд №8)
- Учебник: с.46, 1обзац (ответы детей)
(Слайд №9) Летом день долгий. Хлорофилл успевает разрушиться и восстановиться. Поэтому листья всё время зелёные. Осенью дни короткие, света мало, и хлорофилл не успевает восстанавливаться. Другие красящие вещества становятся ярче.
- А какие вещества влияют на окраску листьев? Что ещё влияет на яркость красок?
Слайды № 10—16 (дополнительная информация-рассказ учителя)
Слайд №10 В листьях есть вещество “ксантофилл”, которое делает лист желтым.
Жёлтые пигменты довольно стойки, и осенью листья многих растений становятся жёлтыми. Однако у листьев некоторых деревьев жёлтые красящие вещества отсутствуют. Поэтому осенью, когда с понижением температуры деятельность листа замирает, проступают багряные, оранжевые и фиолетовые пигменты.
Слайд №11 Каротин придаёт листьям оранжевый оттенок.
Слайд №12 Существует еще антоцианин, придающий сахарному клену и красному дубу их яркие красные оттенки.
- Кроме того, осенью уменьшается отток органических веществ из листьев, и в них идёт образование разных веществ, меняющих окраску листьев.
- Слайд №13 Яркость и прочность окраски во многом зависят и от погоды. Сухая солнечная осень дарит нам не только хорошее настроение, но и сочно окрашенные листья.
- Слайд № 14 На яркость осенних тонов влияет и возраст дерева. Чем оно моложе, тем свежее у него листья, тем крепче они держатся на ветках.
- Слайд №15 Благоволит к ярким нарядам и теплая умеренно влажная осень.
- Слайд №16 Напротив, в дождливую, пасмурную осень изменение окраски листьев происходит медленнее. В холод и дождь краски леса не такие яркие и быстро исчезают.
- А теперь повторим причины изменения окраски листьев
Слайд №17 Называем последовательность причин и следствийизменений:
- Уменьшается световой день
- Не успевает восстановиться хлорофилл
- Изменяется окраска листьев
Слайд №18 Физминутка для глаз “Осень"
2) Слайд №19. Работа в печатной тетради.Ученики выполняют задание № 7 - кроссворд (ель, вишня, абрикос, яблоня, шиповник, рябина, дуб).
- Назовите и впишите названия растений.
- Назовитеключевое слово (листопад)
- Что такое листопад? (Ответы детей)
К листопаду растения готовятся заранее. Сначала изменяется окраска листьев. Но не у всех деревьев и кустарников это происходит. Листья сирени, ольхи опадают зелёными. Половина листьев осины опадёт с дерева, пока побагровеют оставшиеся листья
Слайд №20. - Почему опадают листья?
Ответ в учебникена с.46-47.
(Для справки. Корни дерева всасывают воду из почвы. А через листья идёт испарение воды из растения. Стоит температуре воздуха чуть понизиться, как всасывание замедляется, а испарение идёт примерно с той же скоростью. Дерево начинает терять влаги больше, чем получает. Если так будет продолжаться долго, то дерево погибнет от обезвоживания – высохнет. Чтобы этого не случилось, дерево с самого начала похолодания начинает защищаться. Выделяет особые клетки, которые направляются в черешки листьев, заполняют их основания. Образуется плотная разъединительная ткань, которая прекращает доступ влаги к листу. Лист больше не связан с деревом,он мертвеет. Дереву это и надо – оно больше не дорожит листьями, они даже мешают ему. А опавшие листья ещё помогут ему в зимние морозы сохранить корни дерева, помогут пережить зиму.)
- Называем последовательность причин и следствий изменений:
1. Понижение температуры
2. Замедление движения соков
3. Пробковый слой
4. Листопад
3) Слайд №21- Зачем опадают листья?
Листопад (причина) — уменьшение испарения спасает от засухи (следствие)
— избавление от лишних минеральных солей (следствие)
4) - Вернитесь к кроссворду. Какоерастение вы отметите как лишнее? (Ель)
- Почему? (Листопад у лиственных деревьев, а у хвойных его нет.)
- Почему у хвойных деревьев нет листопада?
Ответ на этот вопрос есть в учебнике: с.47,2обзац.
Слайд №22 Называем ответы:
1. Восковой налёт хвоинок спасает от “зимней засухи”
2. Ненужные дереву вещества накапливаются медленно, смена хвои идёт постепенно
- Лиственница-исключение у хвойных деревьев.
- Почему хвоя лиственницы осенью опадает?
Слайд №23 Ответ:
(У мягкой хвои лиственницы нет защитного слоя)
5) - Что происходит осенью с травянистыми растениями? Слайд №24
Ответ с.48. (Устные ответы детей)
6. Физминутка Слайд №25
7. Тест (графический диктант) Растения осенью Слайд №26
001 - У вас на парте есть полоски с короткими одинаковыми отрезками. Я читаю утверждение. Одни из них верные, другие-неверные. Где верное-дорисовываете “ ”,где неверное- просто пропускаем отрезок.
1. Листья клёна бывают и красные, и жёлтые. +
2. Листья сирени опадают жёлтыми. -
3. Листики осины постоянно дрожат, даже если нет ветра. +
4. У ивы резные листочки. -
5. У рябины листья краснеют. +
6. Дуб дольше других не сбрасывает листвы. +
7. У берёзы листья жёлтые. +
8. Ясень желтеет последним. -
9. У клёна, как и берёзы, берут сладкий сок. +
10. Все хвойные деревья остаются зелёными. –
Ответ:
- Сравнили свои ответы с моим (появляется в презентации). Оцените свою работу по критериям оценивания.
- А теперь узнаем верные утверждения. (Учитель читает утверждения, ученики называют правильные ответы, где утверждения неверные.)
8. Работа в группах Слайд №27
- Каждая группа получила карточку, которая разделена на три части: картинка, название, текст. Текст уже напечатан. Это отрывок из рассказа об осени. Внимательно прочитайте его и определите о каком периоде осени рассказал писатель. Подберите и наклейте название текста и картинку-иллюстрацию к нему
1 группа
Тургенев Иван Сергеевич
Погода была непостоянная. То шёл мелкий дождик, то из-за раздвинутых туч показывалось солнышко. Роща то озарялась вся, словно вдруг в ней все улыбалось, то вдруг опять все кругом слегка синело: яркие краски мгновенно гасли и украдкой начинал сеяться и шептать по лесу мельчайший дождь.
Листья чуть шумели над моей головой; по одному их шуму можно было узнать, какое тогда стояло время года. То был не веселый, смеющийся трепет весны, не мягкое шушуканье, не долгий говор лета, не робкое и холодное лепетанье поздней осени, а едва слышная, дремотная болтовня.
2 группа
Скребицкий Георгий Алексеевич
Взяла Художник-Осень самые яркие краски и отправилась в лес рисовать свою картину.
Берёзы и клёны покрыла Осень лимонной желтизной. А листья осинок разрумянила. Могучему дубу подарила медную кованую броню, а липам убор из золотой парчи. Остались сосны да ели по-летнему тёмно-зелёными. И от этого ещё ярче, ещё наряднее сделался лес в своём пёстром осеннем уборе.
3 группа
Паустовский Константин Георгиевич
Часто осенью я пристально следил за опадающими листьями, чтобы поймать ту долю секунды, когда лист отделяется от ветки и начинает падать на землю, но это мне долго не удавалось. Я хотел услышать, как шуршат падающие листья. Если листья и шуршали, то только на земле, под ногами человека.
Как-то поздним вечером я увидел, как осторожно и медленно отделился от ветки клёна красный лист, вздрогнул, на одно мгновение остановился в воздухе и косо начал падать к моим ногам, чуть шелестя и качаясь. Впервые услыхал я шелест падающего листа — неясный звук, похожий на детский шепот.
Выступление представителей каждой группы, показ страниц с иллюстрациями.
(пример: слайд №28)
9. Итог урока Слайд №29
- О каких осенних изменениях в жизни растений вы узнали?
- О каких периодах осени шла речь на уроке? (Ранняя осень, золотая осень,поздняя осень)
- Чем они различаются?
10. Домашнее задание (слайд №30):
Творческое (по желанию):
- составить небольшие рассказы: “Осень в лесу”, “Осенняя пора”, “Листопад в нашем городе”;
- найти стихи об осени;
- рисунок по теме.
11. Рефлексия Слайд№31
- На доске берёза без листьев
- У вас на столах лежат листики: зелёный и желтый. Выберите один.
- ЖЁЛТЫЙ: урок был мне интересен и полезен.
- ЗЕЛЁНЫЙ: урок прошел без пользы для меня.
- А теперь закрепите свои листики на берёзе.
- Посмотрите, какая нарядная стала наша берёза. Теперь мы все видим, что встретила берёза свою золотую осень.
(Пример: слайд № 33)
12. В заключение. Слайд №32
- Любуясь осенней природой, я написала такое стихотворение:
Осень.
Снова осень взялась за краски И вовсю золотит листву. Прекратив на время осадки, Она спешит показать красоту. Красоту осенних деревьев, Красоту тёплых дней осенних, Чтоб в холодные дни у печки Было что вспоминать о них.Кнышова М.Е. 9.10.2013 г.
- Желаю и вам творческого осеннего вдохновения!
СПАСИБО ЗА РАБОТУ! (Слайд №33)
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ РЕСУРСЫ:
- Видеофильм “Осень в лесу” Янкова Ирина Викторовна http://viki.rdf.ru/cat/vremena_goda/?page=8#list;
- Идея графического диктанта (в тесте) взята в журнале “Начальная школа” №6, 2013г., с.25.
- Источник шаблона: Шевляк Ирина Алексеевна, http://pedsovet.su/
- Картинки http://images.yandex.ru/
- Физминутка “Осень” Галкиной И.А., http://pedsovet.su/load/244-1-0-2616
- Физминутка http://www.youtube.com/watch?v=SAWr-KZhD0E
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai