Экологическое занятие "Могучая травинка". Выставка лекарственных растений
Увлекательную экскурсию по миру лекарственных растений «Я НЕ СТЕПЬЮ ХОЖУ, Я ХОЖУ ПО АПТЕКЕ…» провели в читальном зале библиотеки-филиала N1 им. М.Е. Салтыкова-Щедрина с членами клуба «ВМЕСТЕ»
2 апреля в библиотеке-филиале №1 им. М.Е. Салтыкова-Щедрина провели увлекательную экскурсию по миру лекарственных растений «Я не степью хожу, я хожу по аптеке…» с членами клуба «Вместе». Участникам мероприятия напомнили, что растения – это удивительные и совершенные творения, они хранят в себе много секретов. В самом крохотном растении может таиться великая сила, способная лечить различные человеческие недуги.
«Зеленая фабрика» природы сотни тысяч лет снабжает человечество надежными лечебными средствами. Из известных на земле 50 тысяч видов растений более 12 тысяч составляют лекарственные растения, целебные свойства которых используются в современной медицине.
Библиотекари рассказали о мяте, зверобое, бессмертнике и полыни, о том, где они произрастают, какие обычаи и легенды связаны с этими растениями. О полезных свойствах перечисленных растений рассказал врач-травник (библиотекарь). Создать образ специалиста-медика позволил белый врачебный халат и колпак. Рабочее место врача-травника было оформлено табличкой, справочниками по фитотерапии и букетиками засушенных лекарственных растений.
Чтобы проверить на себе полезные свойства растений, библиотекари заварили два вида растительных чаев: один с мятой, другой – ассорти (календула, шиповник, зверобой). В ходе встречи напитки были предложены всем присутствующим. Все с удовольствием отведали чай, кто с конфеткой, а кто-то и просто так.
Участники экскурсии поделились своими знаниями о пользе некоторых растений. В заключение же мероприятия было сказано, что к вопросу применения лекарственных растений нужно подходить ответственно, после консультации со специалистом. Всем присутствующим в процессе мероприятия раздали закладки с рецептами приготовления лекарственных настоев.
Продолжилась встреча праздничным чаепитием.
Мероприятие прошло на фоне выставки «Зеленая аптека». Для оформления выставки использовались различные лекарственные растения, помещенные в прозрачные пластиковые баночки, на которые были прикреплены названия соответствующего растения, такие как шиповник, календула, тысячелистник и др.
ФОТООТЧЕТ:
cbse.ru
Экологическое занятие "Могучая травинка"
Разделы: Внеклассная работа
Цели и задачи:
- расширить кругозор детей по экологии, краеведению, окружающему миру;
- познакомить с растениями-лекарями нашего края; дать практические советы по их применению;
- воспитывать бережное отношение к природе;
- “зажечь” детей удивительным ощущением красоты, единства, ценности мира;
- способствовать формированию потребности активно участвовать в экологической деятельности.
Оборудование:
- стенд “Зеленая аптека для детей”;
- выставка “Применение лекарственных растений в косметике и бытовой химии”;
- выставка “Растения- лекари”
- пословицы: “Лес голову бережет”, “Деревья украшения земли”.
Ход занятия
1. Организационный момент:
(В кабинет входит “доктор”).
“Попрошу всех ровно встать И команды выполнять Все дышите, не дышите! Все в порядке, отдохните. Вместе руки поднимайте, Превосходно, опустите Наклонитесь, разогнитесь! Встаньте прямо! Улыбнитесь! Да, осмотром я доволен, Из ребят никто не болен Каждый весел и здоров, и к занятиям готов!”
Педагог: (доктору) – Спасибо!
Садитесь, пожалуйста. Ребята, я очень довольна, что перед началом нашего занятия ваше самочувствие и ваше настроение превосходное. А это значит, что вы, сейчас шутя, разгадаете следующие загадки:
“На горе шумит, А под горой молчит”
(Лес)
“В шубе летом, А зимой раздетый?”
(Лес)
“Заходи в зелёный дом, Чудеса увидишь в нём.”
(Лес)
Педагог: Правильно, ребята, молодцы!
"Шуми, шуми, зелёный лес! Знаком мне шум твой величавый, И твой покой, и блеск небес Над головой твоей кудрявой. Я с детства понимать привык Твоё молчание немое. И твой таинственный язык Как что-то близкое родное”
(слайд 1-4)
Тихо звучит музыка, слышатся голоса птиц.
- Педагог: (тихо) А сейчас на секундочку все закройте глаза и скажите мне, что вы видите, что ощущаете при слове “лес”.
Ответы детей: Видим деревья, цветы, слышим голоса птиц.
- Педагог:
Вам хорошо в лесу? – (да). У вас спокойно на душе? – (да). Вам приятно слышать пение птиц? – (да). Вы чувствуете себя здоровыми и сильными? – (да).
- Педагог: Недаром, ребята, врачи утверждают, что у сердечника в лесу становится нормальный пульс, выравнивается давление крови и даже температура.
Ученые считают, что у человека, находящегося в лесу, возрастает величина биотока головного мозга. Она вырастает настолько, что вы, находясь в лесу, смогли бы усвоить самый сложный урок. Даже троечники, занимаясь в лесу, стали бы отличниками. Не зря в древности люди, чтобы принять важное решение сходились под большим дубом. Отсюда и пошла пословица “Лес – голову бережёт”.
- Педагог:
Сейчас, ребята, давайте вспомним, что же такое лес? (Природное сообщество).
А какие типы лесов вы знаете? (Смешанные, широколиственные).
А теперь определим по карте растительности Пензенской области, какие типы лесов преобладают в нашем крае? (Сосновые и сосново-широколиственные).
-Педагог: Правильно! В какой части преобладают сосновые леса?
(В восточной).
-Педагог: Найдите, пожалуйста, город в нашей области, название которого созвучно с типом леса?
(Сосновоборск).
Молодцы! А какие еще типы лесов встречаются в Пензенской области? (Работая с физической картой, дети называют: широколиственные с липой и кленом; широколиственные с преобладанием ясеня; березовые и сосновые леса).
(слайды 5-8)
- Педагог: Ребята, посмотрите на эту живописную картину. Вот эта синяя гладь – Сурское море, а это здание, со всех сторон окруженное лесом, санаторий “Березовая роща”. (слайд 9). П очему эта здравница так называется? Почему именно здесь построен санаторий ? (ответы детей).
- Педагог: Молодцы, ребята! А сейчас давайте вспомним, из каких ярусов состоит природное сообщество – лес? Как называется верхний ярус леса? (Деревья).
“Деревья украшения земли” – гласит народная мудрость. Давайте сейчас вспомним названия деревьев. Итак, кто быстрее?
Викторина “ДЕРЕВЬЯ” (дети должны вставить пропущенные буквы).
О | О | П | С | Я |
Ь | И | Х | С | Е |
А | А | А | А | Ь |
- Педагог: Молодцы! А теперь давайте вспомним средний ярус – кустарники.
Какие кустарники вы знаете?
- Малина; - Шиповник; - Орешник и т.д.
(слайды 10-14)
- Педагог: И, наконец, нижний ярус (дети – травы).
(слайд 15).
А знаете ли вы, что среди трав, кустарников и деревьев есть друзья – растения, обладающие лечебными свойствами? Именно им, лекарственным растениям, мы и посвятим наше занятие “Могучая травинка”. Мы сегодня познакомимся с лекарственными растениями Пензенской области, узнаем об их применении в косметике и бытовой химии, и научимся использовать их в повседневной жизни.
2. Основная часть.
“Путешествие в мир лекарственных растений”.
Лекарственные растения были известны человеку еще в глубокой древности. Задолго до появления человека на земле животные уже использовали некоторые растения. Известно, что кошки и собаки от некоторых заболеваний едят траву – валерьяну. (слайд 16)
Сибирские олени – маралы восстанавливают свои силы, поедая траву и корни левзеи.
(слайд 17)
Раненые олени отыскивают красную гвоздику, известную в науке как средство, которое останавливает кровотечение.
(слайд 18)
- Растительный мир подарил человеку огромное богатство – лекарственные растения, которые всегда были источником жизни, пищи и здоровья.
- Первое из известных сочинений о лекарственных растениях принадлежит выдающемуся врачу Древней Греции – Гиппократу.
(слайд 19)
Он описал более 200 видов растений, применявшихся в медицине его времени. Гиппократ считал, что растения нужно употреблять в том виде, в каком их создала природа. Поэтому, отправляясь к больному, он отдавал следующие распоряжения своему сборщику трав. “Все соки, выжатые и вытекающие из растений, следует доставлять в стеклянных сосудах, все листья, цветки и корни в новых глиняных банках. Использование лекарственных трав в России приняло особый широкий размах в середине 17 века. Царём Алексеем Михайловичем был создан
специальный “Аптекарский приказ”, согласно которому лекарственными травами снабжался не только царский двор, но и армия. Были созданы “аптекарские огороды” - сады, где специально выращивали такие растения. В Москве их было несколько. Заготовки дикорастущих лекарственных растений также велись в очень широких масштабах. А на крестьян была наложена особая “Ягодная повинность”, включавшая в себя и сбор лекарственных трав.
- Сейчас я приглашаю вас отправиться вместе со мной в путешествие “В мир лекарственных растений .” Прежде чем отправиться, давайте разомнёмся.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:
“Мы немного отдохнем Встанем, глубоко вздохнем. Дети по лесу гуляли, За природой наблюдали. Тут травинки и цветы, Тут деревья высоки. Все они в лесу растут, Людям пользу принесут. Вылечат, поддержат дух, Не губи их юный друг”.
(Звучат голоса птиц, (слайд 20)).
- Педагог: Ребята, угадайте, о каком лекарственном растении идет речь:
“Золотая серединка, и лучи идут кругом, Эта может быть картина: Солнце в небе голубом Нет не солнце на бумажке, На лугу цветы …….(ромашки)”
(слайд 21)
- Правильно, ромашка один из самых любимых полевых цветов. Именно у этого цветка отрывают поочередно лепестки, чтобы выяснить: любит не любит, к сердцу прижмет, к черту пошлет.. Можно конечно , гадать и на настоящей лекарственной ромашке, но она не так привлекательна, да и лепестки ее пальцами не ухватишь, настолько они мелки и сильно изогнуты к стеблю.
(слайд 22)
- В мае на растении появляются первые цветки, собранные в соцветия – корзинки. Краевые длинные лепестки обрамляют корзинку белым венчиком. В течение дня лепестки меняют свое положение. Рано утром они отогнуты вниз, к полудню постепенно поднимаются, к 16 часам принимают горизонтальное положение, а 19 часам, т. е. ближе к вечеру, вновь прижимаются к стеблю.
- Ромашка – одна из самых популярных лекарственных растений. Настои и отвары из ромашки применяют при различных заболеваниях: при простуде, боли в животе. В косметике- при изготовлении кремов, шампуней, бальзамов-ополаскивателей, туалетного мыла, зубных паст, влажных антибактериальных салфеток. Вот она какая аптечная ромашка.
- Педагог:
“На лужайке заревой, Где роса и радуга, Появился… (зверобой) Молодой и радостный, Вскинул желтые лучи И лепечет поутру : “ Я пришел людей лечить Обращайтесь к доктору.”
- “Как без муки нельзя испечь хлеб, так и без зверобоя нельзя лечить многие болезни людей и животных”, - говорят народные лекари. И называют его травой от 99 болезней. Зверобой- древнейшее и широко применяемое народное средство. В народной медицине зверобой часто применяют в виде сложных смесей с другими лекарственными растениями. Настои и отвары применяют при болезнях желудка и кишечника, печени и сердца. Свежее растение растирают и прикладывают снаружи при ушибах, ломоте или для заживления ран.
А название свое растение получило из-за губительного действия на животных – ЗВЕРОБОЙ!
“Даже ночью муравьишка Не пропустит свой домишко. Путь-дорожку до зари Освещают фонари. На больших столбах подряд Лампы белые висят.”
(слайд 23) (ландыш).
По склонам расцветает самый изящный и душистый из весенних цветов – ландыш. Любимый цветок многих народов. Особенно его почитают французы, которые в первое майское воскресенье отмечают праздник в его честь. Одна из легенд рассказывает, что цветок влюбился в весну, а когда она ушла, он так горько плакал, что кровь выступила у него из сердца и окрасила слезы. Это - красные плоды, которые появляются на стебле после цветения. Заготавливают отдельные цветки и листья ландыша. Цветки собирают в начале цветения, когда они только что распустились и еще не пожелтели. Собранное сырье быстро доставляют к месту сушки, стараясь не мять его, для чего ландыш рыхло укладывают в корзины, которые во время перевозки защищают от солнца. Настои и отвары из ландыша в большей степени применяют при лечении различных сердечных заболеваний. Широко используют в парфюмерной промышленности. Занесен в красную книгу.
“Стоит Егорка В красной ермолке Кто не пройдет Всяк поклон отдает.”
(земляника).
(слайд 24)
- Известна она с глубокой древности, семена ее найдены в постройках каменного века. Родиной земляники считают Европу, где она применяется как пищевое и лекарственное растение. В сочинениях Гиппократа есть сведения об использовании ее в качестве эффективного средства при простудных заболеваниях. Лечебными свойствами обладает все растение. Лекарство это приятное и вкусное. Сок и растертые ягоды в народной косметике применяют издавна для удаления веснушек.
- Ну а эту траву и слепой знает!
(крапива).
Крапива – один из самых распространенных сорняков. Как лекарственное растение она известна давно. Отвары из ее листьев стали широко применять при кровотечениях. Это ее свойство останавливать кровь сослужило добрую службу во время Великой Отечественной Войны и спасло тысячи жизней раненых солдат. Ну а косметологи рекомендуют использовать экстракты крапивы как средство для укрепления роста волос и уничтожения перхоти.
- Ой, ребята, мы с вами на лесной опушке. И такой запах ! Как только в народе не называют эту траву: лесная мята, духовой цвет, пчелолюб. А кто знает, как же правильно называется эта трава?
(душица).
С лечебной целью используют надземную часть. Принимают ее при бессоннице, головной боли, отсутствии аппетита. Ванны с душицей успокаивающе действуют на центральную нервную систему. Более эффективна душица в составе различных сборов (чаев). Кроме медицины используется в парфюмерии, в кулинарной промышленности, добавляют в квас.
- Ребята, какие еще лекарственные растения вы знаете?
- чистотел; - мать-и мачеха; - мята перечная; - одуванчик лекарственный; - пижма; - пустырник.
- В рассказе о лекарственных растениях часто сегодня звучали слова: настой, отвар. Можно ли все это приготовить в домашних условиях? Давайте спросим об этом нашего детского врача.
Врач подходит к демонстрационному столику, рассказывает и показывает, как можно в домашних условиях приготовить необходимый сбор. Заостряет внимание на том, чем отличается настой от отвара.
- В некоторых селениях имелись старушки, обладающие познаниями лечебных свойств трав. Их называли лекарками, травницами, знахарками. Они лечили настоями, отварами, делали из трав мази. Секреты своего мастерства держали в тайне и передавали по наследству. Но приходили, к таким знахаркам не только избавится от недугов.
(Инсценированный отрывок из Толстого “Князь Серебряный”).
Старушка читает заговор на плакун траву.
“Плакун, плакун! Плакал ты долго и много, а выплакал мало. Не катись твои слезы по чисто полю, не разносись твой вой по синю морю. Будь ты страшен злым бесам, полубесам, старым ведьмам киевским. А не дадут тебе покорится, утопи их в слезах, а убегут от твоего позорища, замкни в ямы преисподние. Будь слово при тебе крепко и твердо. Век веком!
“- Что же ты молчишь, старуха? Али нету у тебя зелья, али корня, какого приворотить ее? Говори, высчитывай, какие есть чародейные травы? Да говори же колдунья!
- Всякие есть травы. Есть колюка - трава, сбирается в Петров пост. Обкуришь ею стрелу, промаху не дашь. Есть тирлич-трава, на Лысой горе под Киевом растет. Кто носит ее на себе, на того век царского гнева не будет.
Есть еще адамова голова, коло болот растет, подарки приносит. Есть голубец болотный; коли хочешь идти на медведя, выпей взвару голубца, и никакой медведь тебя не тронет. Есть ревянка – трава; когда станешь из земли выдергивать, она стонет и ревет, словно человек, а наденешь на себя, никогда в воде не утонешь.
- А боле нет других?
- Как не быть, батюшка, есть еще кочедыжник, или папоротник; кому удастся сорвать цвет его, тот всеми кладами владеет. Есть Иван – да – Марья; кто знает, как завзяться, тот на первой кляче от лучшего коня удерет.
- А такой травы, чтобы молодушка полюбила постылого, не знаешь?
Мельник замялся.
- Не знаю, батюшка, не гневайся, родимый, видит бог, не знаю! - А такой, чтобы любовь свою перемочь, не знаешь? - И такой не знаю, батюшка; а вот есть разрыв – трава: когда дотронешься до замка или до двери железной, так и разорвет на куски! - Пропади ты пропадом со своими травами!
Педагог:
Добрые и злые травы. Сколько о них сложено сказаний, легенд и песен! Добрые названы ласково: травушка-муравушка, мурава духовитая, трава шелковая. Злые – отталкивающие: лихие травы, лютые коренья, отрава. Растения- целители, которыми врачевали от недугов и хворости, исстари почитались особо.
Где же их можно найти? Да вот же они, совсем рядом, стоит только повнимательнее присмотреться к окружающей природе (педагог подходит к доске и перечисляет растения – целители).
Но какие же правила мы должны с вами знать, чтобы сохранить природную аптеку, которая служила, служит, и будет служить еще не одному поколению людей.
(Вырабатываются правила).
- Если растение редкое и занесено в Красную книгу, то рвать его нельзя. - Не рви все растения в том или ином месте, часть их оставляй в природе, чтобы в этом месте лекарственные растения не исчезли. - Собирай их так, чтобы не повредить другим растениям, а также животным. - Лекарственные растения можно собирать только там, где чисто и красиво. Где поблизости нет шоссейных дорог и свалок.
Лекарственные растения - наши верные друзья. Так будем же и мы им друзьями!
ЗАКРЕПЛЕНИЕ.
Викторина.
- Документ, содержащий краткие сведения о распространении и мерах охраны редких видов растений всего мира. (Красная книга).
- Растение, которым сводят бородавки. (Чистотел).
- Лекарственное растение, гарантирующее продолжительную жизнь. Ближайший родственник Кощея. (Бессмертник).
- Именем этого лекарственного растения названа вредная тетка из мультфильма о похождениях поросенка Фунтика. (Белладонна).
- Как называется состав различных лекарственных растений? (Сбор).
- Лекарственное растение, растущее вдоль дорог. (Подорожник).
- Это жгучее растение при варке зеленых щей способно заменить собой щавель. (Крапива).
- Как называется лечебное средство, приготовленное на основе лекарственных растений и воды? (Отвар).
- Лекарственный цветок, на лепестках которого гадают все влюбленные. (Ромашка).
- Одно из имен этого полезного растения – репейник, второе его имя может служить для неуважительного отзыва о ком – нибудь в среде подростков. (Лопух).
- Лекарственное растение, входящее в состав почти всех жевательных резинок. (Мята).
Конкурс “Живая буква”.
(На мультимедиа появляются большие буквы).
Какая команда быстрее вспомнит название лекарственных растений.
Л – ландыш; П – подорожник; М – мята, мелисса; З – зверобой; К – крапива.
Конкурс “Стоп-кадр”.
(Слайды: лекарственные растения: валерьяна, зверобой, крапива, чистотел).
Какая команда быстрее угадает, та и получит фишку.
Конкурс “Прогулка в лес”.
(Каждой команде дается по 2 лекарственных растения.
Задача: кто быстрее и правильно угадает)
Конкурс “Фиточай”.
“Листья не простые В чашку мы кладём Воду наливаем И с вареньем пьём.”
(Чай).
Задание: определить по вкусу и запаху растение. использованное для заваривания фиточая.
Конкурс: “Сам себе лекарь”.
_ Мы сегодня много говорили о том, что лекарственные растения обладают лечебными свойствами. Одни помогают от кашля, другие от болезней сердца, третьи снимают усталость.
А вот какие же травы можно использовать детям? Медики советуют, (педагог подходит к стенду “Зелёная аптека для детей”) для профилактики и лечения простудных заболеваний использовать мать-и-мачеху;
Землянику; Подорожник; Шалфей; Иван-чай; Багульник; Тысячелистник.
Вот такие травы желательно иметь в домашней аптечке.
Сегодня мы научились с вами делать настои и отвары. Значит, и научимся оказать первую медицинскую помощь сами себе.
Давайте возьмём в руки брошюрку “Сам себе лекарь” и посмотрим: Что же нужно сделать для того, если под вечер вы неожиданно закашляли? Настой, из какого лекарственного растения можно приготовить?” (алтея лекарственного).
- Молодцы! Правильно!
А если вы промочили ноги, и у вас открылся насморк? Какие растения-целители придут на помощь? (мать-и-мачеха, багульник, земляника).
- Молодцы!
Есть одно средство для предупреждения насморка. Это упражнение “насос”. Если вы это упражнение будете выполнять каждое утро по 15 раз- то, поверьте, никакие простудные заболевания вам не будут страшны. (доктор показывает упражнение и выполняет его вместе с детьми)
Ну, вот и подошло к концу наше занятие “Могучая травинка”. Как вы думаете, ребята, почему оно у нас прошло под таким названием?
(Ответы детей обобщаются педагог).
Подведение итогов конкурса.
(Считаются фишки, награждаются команды, подводится итог занятия).
Рефлексия: (проводит педагог).
Ребята, если занятие интересное, и вы взяли полезное для себя и своей семьи, то наклейте белый лепесток на нашу ромашку.
Если занятие интересное, но ничего полезного для себя вы не взяли, то наклейте синий лепесток.
Если занятие не интересное и нечего полезного вы для себя не взяли, то наклейте зеленый лепесток.
Ребята, я смотрю, наша ромашка ожила и стала очень красивой. Значит, занятие вам понравилось, и вы взяли много интересного и полезного для себя.
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Будь здоров! - Материалы программы
Материалы программы
Альманах «Лекарственные растения вокруг нас»
Альманах «Лекарственные растения вокруг нас» Школа № 14 г. Великий Новгород
ЦЕЛИ 1. Знакомство с лекарственными растениями их свойствами и использованием человеком.2. Развитие памяти, внимания, мышления.3. Воспитание бережного отношения к природе.
ОФОРМЛЕНИЕ и ОБОРУДОВАНИЕ1. Плакаты: «Как богат растительный мир и как мало мы его используем. Академик Н.И.Вавилов», «Лечит болезни врач, но излечивает природа. Гиппократ», «Если посмотреть вокруг взглядом врача, ищущего лекарственные средства, то можно сказать, что мы живем в мире лекарств. Заповедь буддийской медицины.»2. Выставка книг о лекарственных растениях и о растениях, занесенных в Красную книгу.3. Рисунки лекарственных растений4. Презентация «Лекарственные растения», страницы которой переворачиваются в ходе мероприятия5. Сундучок, в котором лежат пакетики с лекарственными растениями для игры6. Выставка «Зеленая аптека»7. Выставка «Дары природы»8. На доске прикреплены пучки лекарственных трав, березовый веник, плакаты, в центре доски – журнал, по бокам – календарь сбора растений и правила сбора растений; под доской – комнатные цветы9. Кроссворд на плакате, маркерыМагнитофон, кассета с записью «Вальса цветов» Чайковского Учитель. Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, дорогие гости! Я говорю Вам, здравствуйте, значит, я желаю всем вам здоровья. Знаете ли вы, как связаны между собой здоровье и растения?
Слайд 2 Вот об этом мы с вами сегодня и поговорим. Сегодня мы с вами узнаем, как связаны между собой здоровье и растения.
Слайд 3 Гиппократ. Чей портрет вы видите на доске? Это древнегреческий ученый Гиппократ, живший до нашей эры, он сказал: «Лечит болезни врач, но излечивает природа». Что он хотел сказать этим высказыванием?На этот вопрос мы с вами попробуем ответить и в конце нашего занятия. Геппократу принадлежит первое из известных сочинений медицины, в котором он описал более 200 растений, использовавшихся в медицине его времени. В Китае и Индии народная медицина достигла наиболее высокого развития. Известный китайский ученый в XVI в Ли Шич Жень составил энциклопедию траволечения, в которой описал 1900 растений. Знаете ли вы, что по приказу Петра 1 в России создавались при аптеках и военных госпиталях аптекарские огороды, где разводили лекарственные растения? Силами природы, её целебными свойствами люди пользуются давно. На Руси людей, которые изучали лекарственные свойства трав, называли травниками, знахарями. Знали они большое количество трав. Посмотрите на выставку книг. Здесь книги о растениях, их свойствах, об употреблении, об охране природы. Родная природа дарит нам радость открытий, отдых, здоровье.Я приглашаю Вас изучить лекарственные свойства тех растений, которые растут в нашей местности. Но мы успеем познакомиться лишь с небольшой частью растений, которые лечат человека, теми, с которыми вы встречаетесь каждый день и даже не задумываетесь, какое влияние они оказывают на ваше здоровье.
Начнём с игры «Кто знает?» (По очереди называют лекарственные растения).Молодцы, ребята! А сегодня вы узнаете о растениях много нового и интересного.Самарова Дарья Мой край как сказочное царство, Здесь везде растут лекарства: В каждой травке, в каждой ветке- И микстура, и таблетки. Ну, а что и как лечить- Мы вас можем научить. Все целебные растения Знаем мы без исключения Нужно только не лениться, Нужно только научиться Находить все те растения, Что пригодны для лечения.
Учитель Я приглашаю вас прочитать альманах «Лекарственные растения вокруг нас». Первая страница «Легенды и растения» слайд 4
Древние народы, обожествлявшие непонятные им явления природы, пораженные сменой зимнего покоя бурным ростом растительности, создали прекрасные легенды. (выходят ученики, показывают рисунок лекарственного растения и рассказывают о нем).
Слайд 5. 1. Адонис – горицвет - один из первых весенних цветов, появление которого знаменует пробуждение природы. Древние греки создали миф о прекрасном юноше Адонисе, сыне царя Кипра. Он был так красив, что не было ему равных даже среди богов Олимпа. Его любила вечно юная златокудрая богиня любви Афродита, дочь Зевса. Она охотилась с ним на пугливых оленей и кротких ланей, оберегала от свирепых зверей и просила Адониса оберегаться их в её отсутствие. Но легкомысленный юноша, увлеченный охотой, погнался за диким кабаном. Адонис не успел пронзить кабана копьем, как разъяренный зверь бросился на охотника и смертельно ранил его своими клыками. Горько плакала Афродита над телом любимого и в память о нем вырастила из его крови прекрасный цветок, распускающийся каждую весну.Учитель: Применяют горицвет весенний как средство, регулирующее сердечную деятельность и мочегонное средство. Слайд 6 2. Я расскажу вам о пионе. Греческая легенда связывает название цветка с именем Пэона. Когда, по преданию, жестоко израненный Геркулесом бог подземного царства Плутон готов был вознестись на Олимп, к нему пришел юноша Пэон и исцелил его корнями какого-то растения. Позавидовал славе Пэона его учитель Эскулап и решил отравить его. Но не допустили боги такого злодейства и, спасая юношу от мести, превратили в прекрасный цветок, продолжавшего лечить людей. С тех пор в начале лета в предгорьях и на луговых склонах расцветают цветы пиона – уклоняющегося. В народе его ещё называют Марьин корень. Он символизирует благополучие, знатность и богатство.Учитель: В народе растение прозвали жгун-травой из-за жгучего вкуса целебных корневищ. К большому сожалению из-за массовых сборов этого растения его распространение в природе значительно сократилось, поэтому растение занесли в Красную книгу. Очень важно запомнить, что Марьин корень нельзя брать из природы, поэтому цветоводы приобретают семена растения, чтобы выращивать в своих садах. Марин корень используют при заболеваниях желудка, язвах, кровотечениях, ревматизме, бессоннице, гипертонии. Нормализует обмен веществ, помогает восстанавливать нервную систему.
Слайд 7 3. Этот цветок – ландыш. У многих народов существуют легенды о ландыше. Есть украинская легенда, рассказывающая о том, что цветок вырос там, где упали слезы де-вушки, которая ожидала своего суженого из далекого похода. На Руси цветок связан с именами Садко, Любавы, Волхвы – своим появлением ландыш обязан слезам царевны, пролитым когда удалой купец разлюбил её. Существует легенда не только о цветах, но и о ягодах этого растения: юноша по имени Ландыш так горько плакал о покинувшей его Весне, что слёзы превратились в цветочки, а кровь сердца украсила ягоды.Учитель: Этот цветок тоже занесён в Красную книгу. Целительные свойства ландыша известны с времён глубокой древности и до сих пор не утратили своего значения. В средние века из растения готовили лекарства от эпилепсии, лихорадки, сердечных болезней. В настоящее время в медицине широко применяется настойка ландыша, помогающая при неврозах. Слайд 8 4. Я расскажу вам интересную легенду. Пущенная могучей рукой героя Геркулеса отравленная стрела пронзила грудь кентавра Хирона – существа с туловищем лошади и головой бородатого человека – и залитое кровью чудовище рухнуло в траву, мигающую лазоревыми огоньками васильков. Со стоном рвал их Хирон, славившийся умением врачевать травами, и прикладывал их к своей горящей огнем груди. Прошло время, и излеченная чудодейственной силой васильков зажила жестокая рана кентавра.Учитель: Настои и отвары цветков василька используются при воспалении почек и мочевыводящих путей, при отеках, связанных с заболеванием почек и сердечно-сосудистой системы. Учитель. Ребята! Часто, помогая взрослым пропалывать огород, вы встречаетесь с такой травой, от которой даже на губах остается горечь. Кто знает, как называется эта трава? (полынь) Слайд 95. Существует легенда, рассказывающая о том, как половецкий хан Отрок отправился со своей дружиной завоевывать другие государства. Долго отсутствовал хан дома, и решил его брат передать через гонца весть и слова о том, что пора возвращаться домой. Но не принял хан гонца и даже велел выгнать его. Тогда юноша передал хану пучок травы полыни. Горько заплакал Отрок, вдыхая запах родной земли. А утром с первыми лучами солнца запылилась дорога через перевал. Это хан со своей дружиной возвращался домой.Учитель В медицине полынь горькая применяется для возбуждения аппетита, от бессонницы, для восстановления сил.Много на земле растений, не о каждом сложена легенда, но тем не менее они ничуть не хуже других.У всех вас около дома растут деревья и кустарники. Задумывались ли вы о том, что это - природные лекари? Что вы о них знаете? (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ).
Слайд 10. Открываем следующую страницу. Послушайте, что расскажут о зеленых помощниках наши ребята. Слайд 11. 6. Береза-дерево здоровья. В медицине используются почки, листья, березовый сок, береста. Лечат березой почки и печень, желудок, раны, ангину, простуду.Листья березы способны выделять фитонциды - вещества, губительные для бактерий и микробов. Наукой доказано, что за 3 часа березовые фитонциды способны убить микробы, а за 20-25 минут бактерии. Вот почему в березовом лесу так легко дышится! А любители отправляются в баню только с березовым веником. Оказывается, при запаривании веника образуются эфирные пары, которые благотворно влияют на здоровье. На Руси веники заготавливали 6 июля - в день Агрофены Купальницы. Веники делали не только березовые, но и сборные, в которые входило по ветке от березы, ольхи, рябины, смородины, черемухи, ивы. Вечером играли в разные игры - но обязательно в ручейки. Мы с вами сейчас в неё сыграем.Если вам, понравилась игра, можете играть в неё не только летом, но и зимой. Слайд 12.7. Сосна. Это одно из ценнейших хвойных деревьев. Воздух соснового леса очень полезен для больных туберкулезом, так как хвоя сосны выделяет фитонциды, которые, попадая в легкие, убивают бактерии. Лечебные свойства имеют все части растения. Сосновые почки применяют как отхаркивающее, мочегонное, дезинфецирующее средство, для ингаляций, а хвою применяют как сырьё, содержащее витамин С и каротин.
Слайд 13.8. Малина - кустарник. Помните детскую песенку (поет)«По малину в сад пойдем, 3 р. И малину соберем 3р. Солнышко во дворе, а в саду тропинка. Сладкая ты моя, ягодка малинка»Наверное, никто из вас не откажется полакомиться душистыми ягодами или выпить чаю с малиновым вареньем. А знаете ли вы, при каких заболеваниях мама или бабушка дает вам малиновое варенье? (дети отвечают).Но знаете ли вы, что в лечебных целях используются не только ягоды, но и различные настои и отвары из листьев и цветков малины? Используют малину при простудных заболеваниях. Учитель Ребята, а какие еще вы знаете деревья и кустарники, используемые как лечебные?(подорожник, мать и мачеха, крапива, шиповник, валериана, земляника, черёмуха, ромашка, пастушья сумка). А теперь пришло время вам поработать самостоятельно, и узнать ещё о нескольких лекарственных растениях нашей местности и о том, когда они применяются.Работа в группах. Каждая группа по 3-4 человека по желанию. Каждый участник получает цветную полоску. Собираются новые группы по цветам – это экспертные группы. Получают описание 1 лекарственного растения. Знакомятся с ними и затем возвращаются в старые группы и рассказывают всем каждый о своём растении.
Слайд 14 РОМАШКА АПТЕЧНАЯ Растет в лесу кудряшка,Белая рубашка, сердечко золотое,Что это такое? Однолетнее ароматное растение семейства сложноцветных. Распространена на юге и в средней полосе европейской части России. Растет по опушкам хвойных, смешанных и широколиственных лесов, вдоль просек и дорог, на вырубках, в населенных пунктах, посевах и садах. Как сорное растение может появляться в самых различных местах. но Ромашка аптечная в качестве лекарственного средства была известна еще врачам Древней Греции и Рима, не меньшей известностью пользовалась она у врачей средневековья. В XVIII и XIX веках применялась лишь в косметике.Лекарственным сырьем являются соцветия (цветки) ромашки аптечной. Заготавливают соцветия в начале цветения. Цветки. Настой (внутрь) — при заболеваниях желудочно-кишечного тракта, болезнях печени и желчевыводящих путей, метеоризме, спазмах желудка; в виде клизм — при колитах и геморрое; в виде полосканий — при воспалении десен, слизистых оболочек, ангинах; в виде примочек — при экземах, язвах, нарывах, ожогах рентгеновскими лучами; в виде припарок — при ревматизме, подагре, артритах, ушибах. Порошок в народной медицине — при мигрени; сок (внутрь) — при лечении гастритов, язвенной болезни желудка, при спазмах и болях в желудке и кишечнике, метеоризме, поносах, болезнях печени, желчного и мочевого пузыря, почечных коликах. Рекомендуется при повышенной кислотности желудочного сока. Принимаемый с медом и сливками на ночь вызывает крепкий сон. Наружно в виде полосканий — при ангине, для промывания глаз, ран, при потливости конечностей.Ромашка аптечная входит в состав успокоительных, ветрогонных и мягчительных сборов.Растет на лугах, в лесу, близ жилья, часто образуя сплошной ковер. Это сорное растение занесено к нам из Америки В качестве сырья используют цветочные корзинки, которые собирают в начале цветения, ощипывая их вручную, и сразу же сушат на чердаках. Используют настой травы при простуде, при головных болях, при болях в животе. Наружно применяют, как противовоспалительное для полоскания горла. Применяют в качестве средства укрепляющего корни волос. Сценка.Приходит мальчик домой, а его встречает мама. Спрашивает его как дела в школе, а он не может говорить. Мама дает ему стакан с отваром ромашки прополоскать горло и мальчику полегчало.Слайд 15. ПодорожникТонкий стебелек у дорожкиНа конце его сережки.На земле лежат листки,Маленькие лопушки.Нам он, как хороший друг, Лечит ранки ног и рук. Подорожник, Встречаются вдоль дорог, на сорных местах, пустырях, в степях, на лугах, песках. С лечебными целями используют листья подорожника, содержащие каротин, витамин С, а также фитонциды. Настой из листьев применяют как отхаркивающее средство, сок - для улучшения пищеварения при лечении гастритов и энтеритов.Молодые листья идут на супы, салаты. Одно из самых древних лекарственных растений. Еще в Китае в медицинских целях его собирали более 3000 лет назад. Древние греки и римляне применяли семена подорожника при дизентерии, воспалительных состояниях желудка, кишечника и других заболеваниях. Употребляли его Гиппократ и Гален. Авиценна считал, что он чрезвычайно хорош для язв. Листья его вяжут. Они препятствуют кровотечению, а будучи высушены, способствуют заживлению застарелых и свежих язв, и при язвах нет ничего лучше этого. Авиценна применял листья подорожника также как ранозаживляющее и кровоостанавливающее средство.
Существует легенда о том, как были открыты ранозаживляющие свойства подорожника. Однажды две змеи, расположившись на дороге, грелись на солнце. Вдруг из-за поворота выехала повозка. Одна змея успела уползти с дороги, а другая задержалась, и колесо переехало ее. Люди, сидевшие в повозке, увидели, как первая змея, оставшаяся невредимой, уползла, но вскоре возвратилась с листом подорожника, которым исцелила пострадавшую. Этот случай как будто бы и натолкнул людей на мысль о возможности использования растения для лечения ран.
В традиционной медицине настой листьев подорожника применяют в качестве отхаркивающего средства при бронхитах, бронхиальной астме, коклюше, туберкулезе легких. В практической медицине препараты подорожника (включая сок подорожника) используют при язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки. Настой листье подорожника применяют наружно при воспалительных болезнях ротовой полости и носоглотки, ушибах, ранах, порезах, хронических язвах, ожогах, флегмонах, фурункулах, гнойных ранах.
СценкаИдут бабушка с внучкой по дорожке. Внучка натерла ногу. Бабушка приложила подорожник и всё прошло.Многолетняя трава, растет вдоль дорог, у жилья, на лугах, в лесу на тропинках. Цветет в июне – августе. Заготавливают листья, семена подорожника. Используют в виде настоя и свежего сока при болезнях желудка, кишечника, а также как ранозаживляющее и кровоостанавливающее. Слайд 16 ОДУВАНЧИКЯ шариком пушистымБелею в поле чистомА дунул ветерок –Остался стебелек. Одуванчик лекарственный — многолетнее травянистое растение высотой до 30 см, с маловетвистым стержневым корнем. Листья одуванчика голые, перисто-надрезанные или цельные, ланцетные или продолговато-ланцетные, зубчатые, длиной 10—25 см, шириной 1,5—5 см, собранные в прикорневую розетку. Плод — серовато-бурая веретенообразная семянка с хохолком, состоящим из белых неветвистых волосков. Все части растения содержат густой белый млечный сок, горький на вкус. Цветёт одуванчик в мае—июне, иногда наблюдается осеннее цветение, плодоносит — с конца мая по июль. Одуванчик употребляют для лечения гепатита, холецистита, жёлчнокаменной болезни, желтухи, гастрита, колита, цистита, для улучшения аппетита и пищеварения, при запоре,метеоризме, а также в качестве противоглистного средства.Свежие листья и сок из листьев рекомендуют для лечения атеросклероза, кожных заболеваний, при авитаминозе С, анемии.Настой травы вместе с корнями употребляют при различных заболеваниях печени и жёлчного пузыря, опухолях, водянке, мочекаменной болезни, геморрое. Настой травы применяют при авитаминозах, а также при различных болезнях кожи: сыпях, угрях, фурункулёзе.В китайской народной медицине все части растения употребляют в качестве жаропонижающего, потогонного, общеукрепляющего средства, а также при сниженном аппетите, укусах змей, для усиления лактации у кормящих матерей, при воспалении лимфатических узлов, фурункулёзе и других кожных заболеваниях.Одуванчик также применяют внутрь и наружно при фурункулёзе, экземе, кожных сыпях. Масляную настойку корней одуванчика используют как средство при лечении ожогов, а при удалении бородавок и мозолей местно применяют млечный сок растения. Растет по лугам, пустырям, у дорог, в садах и сосновых лесах. Цветет все лето. Корни выкапывают осенью, в период увядания или ранней весной до начала цветения. Используют настой травы при простуде, для возбуждения аппетита, и улучшения работы желудочно – кишечного тракта, при бессоннице. Учитель. А сейчас я хочу предоставить слово работнику сельского ФАПа, заведующей аптекой (Рассказывает о тех растениях, которые имеются в аптеке, обращает внимание на то, что заниматься самолечением нельзя, потому что это лекарства) Игровая пауза «Кто внимательный?»Если вы внимательно слушали, ответьте на вопросы о лекарственных растениях.1. Ты натёр ногу в пути, как облегчить боль? (приложить лист подорожника)2. Плоды каких кустарников богаты витамином С? (Шиповника и черной смородины)3. И если случиться тебе простудиться, Появится кашель, поднимется жар,Подвинь к себе кружку, в которой дымится,Слегка горьковатый, душистый отвар. (Ромашка)4. Какая трава самая горькая и очень популярна в народной медицине? (Полынь. Её издавна применяли как жаропонижающее, кровоостанавливающее, желчегонное средство. Капли улучшали аппетит и пищеварение)5. Есть такой один цветок, не вплетешь его в венок.На него подуй слегка, был цветок и нет цветка. (Одуванчик).6. Какое растение называют “эликсиром жизни”? (одуванчик)7. Какое лекарственное растение спасло семь прекрасных братьев Лизы? (Крапива)8. Какие болезни лечит красавица берёза? (Почки и печень, ангину, простуду0 Учитель слайд 17Среди лекарственных растений, с которыми мы встречаемся у реки, в поле, на лужайке возле дома есть такие, которые могут навредить нашему здоровью. Это - ядовитые растения. Следующая страничка посвящена им. Слайд 18. Чаще всего мы встречаемся с беленой, дурманом, болиголовом пятнистым, пасленом. (показываю растения и рассказываю) Белена – у этого растения наиболее ядовиты семена, отравление-явление нередкое. Особенно часто отравляются дети, принимая их за мак. Применяется в медицине как болеутоляющее средство.
Слайд 19. Отравление дурманом часто связаны с применением его отваров и настоев для самолечения, а также с ошибочным употреблением частей растения в пищу. Применяется для лечения судорожного кашля, но только по назначению врача. Нужно запомнить, как выглядят эти растения и никогда их не рвать. Слайд 20. Запомните, что ландыш - тоже ядовитое растение. Учитель Пришла пора перейти к следующей странице. Если кто-то простудился, Голова болит, живот, Значит, надо подлечиться, Значит, путь - на огород. Страница называется «Здоровье на грядке» Мы уже привыкли к тому, что каждый день на нашем столе-овощи. И никто не задумывается о том, какую роль они играют для сохранения здоровья. Сегодня на нашей выставке много овощей, плодов, они помогут вам разгадать кроссворд. Слушайте внимательно, о чем идет речь. По горизонтали1.Эти резные листочкиЛечат сердечко и почки.Улучшают аппетит,Боль прогонят, где болит.Быстро смывают веснушкиИ лысины нет на макушке. (петрушка) 2. Это растение обладает высокими лечебными свойствами. Свежеприготовленный сок применяется от изжоги, при болезнях желудка, при головных болях. Свеженатертую кашицу используют для лечения ожогов.(картофель) 3. Овощ этот очень крутУбивает всех микробов вокругПомогут фитонцидыОт оспы и чумыИ вылечить простуду Им тоже сможем мы. (лук) 4. Этот овощ издавна славится своими целебными свойствами. Сок рекомендуется при воспалении в полости рта, при простуде, заболеваниях глаз, как общеукрепляющее средство.(морковь) 5. Этот плод-аптека наша, Из него полезна каша.Семечки – деликатесИ глистам противовес.Диетическое блюдоОт болезней всех, как чудо!(тыква) ПО ВЕРТИКАЛИ. 2. Используется этот овощ при заболеваниях печени, желудка, головной боли. Лист с медом прикладывают к груди от кашля, свежий сок – используют при воспалении ротовой полости, сок с сахаром- отхаркивающее средство.(капуста) 6. Листья-будто кружеваУкрашенье для столаПовышают аппетит,Придают здоровый вид.Круглый год лечение,И всё от воспаления. (укроп) 7. Обладает сильными бактерицидным свойством. С целью профилактики употребляется против гриппа, ангины, дезинтерии. В виде кашицы, мази, сока используется для лечения кожных заболеваний. Во время простудных заболеваний, эпидемий гриппа рекомендуют промывать нос водным настоем этого растения, а на шее носить ожерелье из зубчиков. (чеснок) 8. Это-источник белка для спортсмена,Это лекарство для органов тела.Лечит и печень, и почки,Гладкими будут щечки. (фасоль) 9. Давление понижает,Кровь оздоровляет,Салат-от ожирения,Сок- от воспаления.(свёкла) Молодцы, ребята, славно потрудились! Познакомьтесь с нашей выставкой – здесь - сушеные плоды черемухи, шиповника, компоты из ягод, варенье из малины, смородины. Эти продукты в течение всей зимы снабжают наш организм витаминами, а это помогает справиться с простудными заболеваниями. Учитель Следующая старица – «Лекарства на окнеСЦЕНКА.Слайд 22. К бабушке приходит внук и жалуется на боль в ухе. Бабушка спрашивает, водила ли мама его в больницу. Внук отвечает, что ни таблетки, ни мази не помогают. Бабушка подходит к окну, срывает лист герани, кладет внуку в ухо. Боль проходит. Бабушка советует повторить это лечение еще несколько раз. Вопрос: Каким цветком воспользовалась бабушка? (герань) Слайд 23. Учитель Это растение - лучшее украшение окон, клумб, газонов. Народная медицина считает, что аромат листьев снимает головную боль, прогоняет усталость.Среди других растений можно выделить хлорофитум, саньсевьеру, которые очищают воздух от микробов, алоэ и каланхоэ. Сок каланхоэ употребляют при простуде. А при каких болезнях используют алоэ? (Ответы детей)Мы с вами долго и много говорили о том, как могут нам помочь растения, которые растут рядом с нами. Расул Гамзатов в одном из своих стихов пишет так: С целым миром спорить я готов, Я готов поклясться головою В том, что есть глаза в всех цветов И они глядят на нас с тобою. В час раздумий наших и тревогВ горький час беды и неудачиВидел я: цветы, как люди, плачутИ росу роняют на песок.
Как вы думаете, а почему растения роняют росинки-слезинки? (Ответы детей)( Подвести к мысли о защите природы.) Многие лекарственные растения занесены в Красную книгу, находятся на грани исчезновения.Ребята, подумайте, что нужно делать, чтобы, пользуясь дарами природы, сохранить её? (Групповая работа, на плакатах написать правила сохранения природы)Обсуждение.
Учитель. Обратите внимание на доску. Здесь вывешен календарь сбора лекарственных растений. (Рассказываю с опорой на календарь, что разные растения и разные части растений собирают в разное время.) Читаю с плаката «Правила сбора растений» Нам всем нужно запомнить, что природу нужно охранять, и тогда мы ещё много лет сможем пользоваться её дарами.Ты пришел за помощью к природе? Добрым будь и береги её. Ветки не ломай, корней не трогай Помни, нужно много лет, Чтобы кустик снова мог помочь тебе. Говорим при всем народе: Чтоб продлить природы век, Должен помогать природе Друг природы-человек. Чтобы мирно мчались годы, Расцветал за веком век Другом быть для всей природы Должен каждый человек!Хором: Охраняйте природу! А сейчас, ребята, мы проведем игру «Кто узнает?»(Каждый группе вручаю конверт с рисунками лекарственных растений и их названиями) Кто быстрее соберет пары? Включаю музыку «Вальс цветов» ЧайковскогоПока звучит музыка – составляют пары. Проверка Учитель Мы прочитали наш альманах.Теперь вернёмся к вопросу «Лечит болезни врач, но излечивает природа». Что Гиппократ хотел сказать этим высказыванием?Я думаю, что вы согласитесь с заповедью буддийской медицины: «Если посмотреть вокруг взглядом врача, ищущего лекарственные средства, то можно сказать, что мы живем в мире лекарств». Только добавим, что пользоваться этими дарами нужно бережно, разумно. Есть просто храм, есть храм науки,А есть ещё природы храм,С лесами, тянущими руки Навстречу солнцу и ветрам.Он свят в любое время суток,Открыт для нас в жару и стынь.Входи сюда, будь сердцем чуток, Не оскверняй его святынь! Природа щедро дарит нам свои богатства. Нужно только научиться правильно ими пользоваться, и не ждать, пока болезнь начнет наступать, а заботиться о своем здоровье каждый день. Пусть каждый день приносит вам радость и здоровье. А чтобы вы не болели, мы хотим подарить вам рецепты здоровья (дети дарят гостям самодельные книжки – раскладушки с рецептами витаминного чая, укрепляющего чая. Присутствующим детям и участникам журнала дарю открытки со стихотворением «Есть просто храм…»)
Сценарий игры – викторины для младших школьниковЦелебные растения вокруг нас.Цель: Закрепить и уточнить знания детей о лекарственных растениях.
Задачи: Расширить знания учащихся о лекарственных растениях о правилах сбора лекарственных растений.Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, любовь к природе, животному и растительному миру планеты.Развивать внимание, память, любознательность, самостоятельность суждений.
Материалы: волчок, конверты с заданиями, черный ящик, гербарий чистотела.Предварительная работа: подготовить приз.
Ход игры-викторины- И сегодня против телезрителей играет команда молодого поколения, капитан команды … прошу команду занять свои места за столом. - Напоминаю вам правила нашего интеллектуального казино:
1. В нашей игре команда знатоков играет против команды телезрителей.
2. Перед вами рулетка, на которой установлен волчок (юла) со стрелкой. Вопросы находятся в разложенных на столе конвертах, подписанных названиями городов. Волчок раскручивает распорядитель, и вопрос, на котором останавливается стрелка, выбирается для игры. Если выпавший сектор уже сыгран, то выбирается следующий за ним по часовой стрелке ещё не сыгравший вопрос. Обсуждение ведётся одну минуту. В конце обсуждения капитан команды должен назвать знатока, который даст ответ. …
3. Каждый верный ответ на вопрос даёт команде одно очко, неверный ответ даёт очко «команде зрителей»
4. Когда одна из команд набирает шесть очков, она выигрывает. Итак, осенняя серия, команда знатоков против команды телезрителей.
Первый раунд.- Напоминаю, что один раз за игру команда знатоков может воспользоваться помощью клуба.- Солнечный город против вас играет доктор Пилюлькин. Однажды листая один из своих медицинских справочников доктор наткнулся на следующий текст. В давние времена их сушили, делали из них отвары и использовали для лечения различных заболеваний.- Внимание вопрос: о чем идет речь в данном справочнике?- Прошу, кто отвечает?- А теперь внимание правильный ответ (лекарственные растения)
Второй раунд. - Подводное царство. Против вас играет царевна Волхова. - Этот прекрасный весенний цветок издавна привлекал внимание людей, и о его происхождении сложено множество поэтичных легенд. Старинное русское предание рассказывает о безнадежной любви водяной царевны Волховы к удалому Садко. Узнав о его верной любви к простой девушке Любаве, она вышла на берег, чтобы в последней раз послушать песни и игру на гуслях своего любимого. Долго ходила Волхова по лугам и опушкам, но Садко нигде не было. Как вдруг увидела она двоих среди стройных берез — это они, Садко и Любава. Заплакала с горя гордая царевна, горькие слезы покатились из ее синих, как море, глаз. Жемчужинами падали они в траву и превращались в ароматные серебристые цветы — символ верности, любви и нежности. Кроме того отвар из этих цветов унимает сердечную боль и укрепляет память.- Внимание вопрос: о каком цветке идет речь?- Прошу, кто отвечает?- А теперь внимание правильный ответ (ландыш)
Третий раунд.- Лимпопо, с вами играет доктор Айболит. Из Японии доктору пришло письмо от одной мамочки панды с просьбой прислать семена одного очень известного лекарственного растения, для того чтобы лечить ссадины маленьких непоседливых панд, к сожалению мама-панда совсем забыла как оно называется вспомнила только, что от прикосновения этого растения на коже образуются крапинки от сюда и его название.- Внимание вопрос: О семенах, какого растения идет речь?- А теперь внимание правильный ответ. (Крапива)
Четвертый раунд.Блиц раунд. Напоминаю вам правила. Вам будет задано поочередно 3 вопроса. На обсуждение каждого вопроса у команды 20 секунд. Если знатоки хотя бы один раз дадут неверный ответ этот раунд выигрывает команда телезрителей.
- Первый вопрос:Есть один цветок такой, не вплетёшь его в венок.На него подуй слегка, был цветок - и нет цветка. ( Одуванчик).Прошу, кто отвечает?- А теперь внимание правильный ответ. - В китайской народной медицине все части этого растения употребляют в качестве жаропонижающего средства, а также при укусах змей. Это одуванчик.
- Второй вопрос.У реки, на лугу,Босиком на снегуПервые цветочки-Жёлтые глазочки. (Мать-и-мачеха)Прошу, кто отвечает?- А теперь внимание правильный ответ.- Это растение ценное средство от кашля. Это мать и мачеха.- Это растение можно встретить повсюду: под каждым забором, в канаве, у дорог. А людей простоватых, которых ничего не стоит обмануть, так и называют… (Лопух)Прошу, кто отвечает?- А теперь внимание правильный ответ.- Это у нас в России он растёт как сорняк. А в Японии на многих крестьянских полях можно видеть заботливо ухоженные грядки этого растения. В народной медицине применяется и корни, и листья этого растения. Заболела голова – приложите лист. Зудит кожа – быстро всё успокоится, если приложить к зудящему месту лист этого растения. Это лопух.
Пятый раунд.- Москва, с вами играет Геннадий Петрович Малахов, эту траву называют – травой от 99 болезней. Это растение считали магическим, предохраняющим от привидений. Бытовало поверье, будто черти, колдуны не страшны человеку, который постоянно носит с собой это растение. Кроме того, отвар из этой травы является успокаивающим средством.- Внимание вопрос.- О каком растении идет речь?- Прошу, кто отвечает?- А теперь внимание правильный ответ. (зверобой)
Шестой раунд.- Прошу внести черный ящик, с вами играет Баба Яга. Название этого растения происходит от латинского слова «ласточка». В народе его называют ласточкина трава, чистая трава. Есть древнее поверье, что соком этого растения лечат своих слепорождённых птенцов. Потому - то и говорят, что зацветает он прилётом птиц. Но кроме целебных свойств, это растение имеет еще одно, оно – ядовито. Поэтому применение его требует большой осторожности.- Внимание вопрос.- О каком растении идет речь?- Прошу, кто отвечает?- А теперь внимание правильный ответ. (чистотел)
Седьмой раунд.- Канал Карусель с вами играет Совунья.- Недаром в народе корень этого растения называли корнем жизни, чудом мира, духом земли, святой травой, царем земных растений. С лечебными целями это растение применяли уже более трёх тысячелетий как средство, излечивающее от старческих недугов и болезней, возвращающее молодость, поднимающее с постели ослабевших после тяжёлых болезней.- Внимание вопрос: о каком растении идет речь?- Прошу, кто отвечает?- А теперь внимание правильный ответ. (женьшень)
Восьмой раунд.Сектор 12. Этот сектор обозначает, что вы должны ответить на вопрос гостей нашего клуба.- Какое растение испльзовали раньше вместо ваты?(мох)
Девятый раунд.- Болото, с вами играет Дуремар. Когда я и Карабас Барабас отправились искать Буратино, нам пришлось идти по оживленному шоссе по дороге к болоту. По дороге я решил собрать лекарственные растения для своего нового отвара. Карабас Барабас, увидев это, закричал на меня: «Ты, что нельзя собирать лекарственные растения около дороги». Прав ли Карабас Барабас?- Прошу, кто отвечает?- А теперь внимание правильный ответ.- Нельзя собирать лекарственные растения вдоль дорог, на улицах городов, в скверах. В этих растениях накапливаются вредные вещества, которые выбрасывают в воздух автомобили.- Подведение итогов игры, награждение победителей.
www.health4schools.ru