Лекарственные растения рассказ. Цветы и травы в картинках, заданиях, стихах и рассказах для детей

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Полезные растения: лекарственные, комнатные и другие. Лекарственные растения рассказ


Содержание Введение

Ботанические и народные названия лекарственных растений.

Лес был первой аптекой, в которую наши древние предки обращались за лекарствами. Эта аптека не похожа на обычную, привычную нам, где лекарства хранятся в склянках, фарфоровых сосудах и прочих емкостях, — здесь они наполняют бесконечное количество живых растительных клеток, из которых сформированы стебли, листья, корни, цветки трав, деревьев и кустарников. Многие вещества, вырабатываемые растительными клетками, обладают целебными свойствами. Принятые внутрь или использованные наружно, они помогают больному организму справиться с недугом.

Названия растений отражают морфологические или физиологические свойства растений. Имена растений могут указывать на эффект, оказываемый ими на человека. Часто, названия растений связаны с мифами и легендами.

История применения лекарственных растений

Начало использования растений для лечения заболеваний имеет возраст, сравнимый с историей человечества. Уже первобытный человек стал различать растения, которые можно было использовать для уменьшения боли или для лечения ран. В этом смысле древние люди поступали, как и животные, которые находят в своей среде обитания растения, помогающие вылечить некоторые недуги.

Одно из первых письменных упоминаний об использовании растений в лечебных целях содержится с египетских папирусах, которые датированы XVI веком до нашей эры. Еще больше возраст китайских медицинских источников - их относят к XXVI в. до н.э. Однако настоящий рывок в области исследования лекарственных свойств растений был сделан в Древней Греции. Гиппократ (V в. до н.э.), которого считают отцом западной медицины, предпринял попытку описать и объяснить целительные свойства лекарственных растений. Он разделил все съедобные и лекарственные растения на четыре стихии: «холодные», «горячие», «сухие» и «влажные», существование которых в качестве первоосновы мира постулировал - земле, воде, воздуху и огню. Именно эти четыре основополагающих свойства он считал главными в любом живом организме и полагал, что от их равновесия, а также от правильного питания и физических упражнений зависит здоровье человека.

В начале нашей эры исследования целебных свойств растений продолжили римские врачи. Классический труд врача Диоскорида «О лекарственных травах» и многотомный трактат полководца и естествоиспытателя Плиния Старшего «Естественная история», более 1500 лет являлись настольным справочником европейских врачей. Римский ученый Клавдий Гален, придворный врач императора Марка Аврелия, развил и систематизировал гиппократовскую теорию о «жидкостях тела».

С падением Римской империи центр медицинской науки переместился на Восток, и развитие системы Галена продолжилось главным образом в Константинополе и Персии. Важнейшим трудом того времени стал «Канон врачебной науки» арабского ученого Ибн Сины (Авиценны). В XII в. этот трактат был переведен на латынь и течение многих веков оставался в средневековой Европе одним из главных медицинских пособий.

В Средние века в Европе траволечением и врачеванием занималась главным образом церковь. В многочисленных монастырях выращивание так называемых «аптечных садов» и уход за больными считались частью христианского долга монахов. При этом молитвам в лечении отводилась не меньшая роль, чем лекарственным травам, и в ранних травниках к рецептам непременно прилагались соответствующие молитвы.

В эпоху Возрождения с появлением первых ботанических садов и открытием Нового света количество растений, применяемых в медицине, расширилось, а изобретение печатного станка способствовало популяризации медико-ботанических трудов. Век ознаменовался огромным прогрессом в медицине. Ученые стремились выделить из лекарственных растений активные действующие вещества и только их использовать для лечения. В последующие века многие действующие вещества научились синтезировать. В XX в. синтетические лекарства почти вытеснили традиционные натуральные препараты на основе лекарственных растений.

studfiles.net

Природа - Детям о лекарственных растениях

Использование человеком растений, в том числе и лекарственных, началось очень давно. Лекарственные растения - важнейший источник производства медицинских препаратов. Около половины всех лекарств готовят из растений. Выращивание лекарственных растений на участке детского сада может оказать значительную практическую помощь людям, оно имеет большое познавательное и воспитательное значение для детей. Лекарственные растения не трудно вырастить из семян, можно размножить черенками или делением луковиц. Уход за зеленой аптекой не сложен, он заключается в рыхлении почвы, прополке и подкормке растений.

Одуванчик лекарственный

является одним из самых распространенных многолетних растений семейства астровых. Листья гладкие, ярко- желтые, язычковые, в крупных корзинках. Плоды- семянки с хохолком. Цветет растение с апреля по сентябрь. В его корнях содержатся гликоцид, тараксоцин, дубильное вещество, витамин А, 2-3% каучука. Для лечебных целей применяют главным образом корни. Их применяют для возбуждения аппетита, улучшения пищеварения, как желчегонное средство. Весной из листьев одуванчика приготавливают витаминный салат ( листья предварительно вымачивают в соленой воде).

Крапива двудомная -

это многолетнее травянистое растение семейства крапивных. Листья и стебель крапивы покрыты мелкими жгучими волосками, обжигающими кожу. В листьях крапивы содержится большое количество органических кислот, витаминов, микроэлементов, дубильных веществ, фитонцидов. Витамина С в крапиве в 2, 5 раза больше, чем в лимонах и в 10 раз больше чем в яблоках и картофеле. Из молодых листьев крапивы можно приготовить зеленые щи, салаты. С лечебной целью используют как свежую, так и высушенную крапиву . Используется растение как кровеостанавливающее, а так же как мочегонное средство.

Ромашка аптечная -

 

однолетнее пахучее растение с тонким ветвистым стеблем и перистыми, узколинейными листьями. Она размножается семенами, неприхотлива, легко переносит смену погоды. Но ей необходимы хорошо освещенное место, рыхление и хорошая обработка почвы. Ромашка содержит эфирные масла. Ромашку применяют при желудочно-кишечных заболеваниях, как потогонное, обволакивающее, болеутоляющее средство, а так же при заболеваниях почек и желчных путей.

Васильки

 

 - принадлежат к семейству сложноцветных. Это однолетнее, травянистое растение. В народной медицине растение используется в качестве глазных примочек, как противолихорадочное средство, является составной частью некоторых мочегонных чаев. Лечебными свойствами обладают только ярко-синие краевые цветки васильков.

Календула или ноготки семейства астровых

- однолетнее растение яркой окраски. Оно продолжительно и обильно в цветении, обладает приятным запахом. Издавна используется в декоративном цветоводстве. Настой и мази календулы имеют широкое применение в медицине. Спиртовые настойки цветков календулы - прекрасное бактерицидное и противовоспалительное средство при ангине, заболеваниях слизистой оболочки рта, порезах, гнойных ранах.

Мать- и - мачеха появляется на проталинах в начале апреля. Это многолетнее растение похоже на одуванчик, но значительно меньше размером. Цветы - корзиночки находятся на стебле, покрытыми буроватыми чешуйками( видоизмененными листьями). На ночь и на ненастье цветок мать- и - мачехи плотно закрывает свои лепестки. Значительно позже, когда растение отцветает, вырастают сердцевидные бурые листья. Сверху они ярко-зеленые, блестящие, жестковатые, холодные, снизу же листья покрыты густым белым бархатистым пухом, который, если его приложить к руке, греет. От чего, видимо, и произошло название. Настойка из цветов и листьев этого растения употребляется при простудных заболеваниях, при кашле, а также для возбуждения аппетита.

Земляника лесная

 

 - многолетнее травянистое растение семейства розоцветных. От корневища отходят тонкие корни и длинные наземные ползучие побеги- усы. Цветет земляника в мае- июне. Ягоды от белого до темно-малинового цвета и имеют неповторимый запах. Следует отметить питательную ценность земляники. Это настоящая копилка полезных для организма веществ, где есть сахар, различные органические кислоты, пектиновые и дубильные вещества, эфирные масла, микроэлементы, витамины С,В. Из сухих плодов земляники приготавливают чай, который применяется при простуде. В народной медицине листьями земляники лечат ранки, так как они обладают сильными фитонцидными свойствами. Земляника к тому же и лакомство. Особенно

Подорожник большой

 

 - многолетнее травянистое растение семейства подорожниковых. С лечебными целями используют листья и траву. Свежие измельченные листья подорожника - лучшее средство от укусов пчел, ос и других насекомых. Листья растирают в руках и прикладывают к месту укуса.

Береза бородавчатая, повислая

 

 - дерево семейства березовых, с мощной широкой кроной. Ветви повислые, красно - бурые, густо покрыты пахучими смолистыми бородавками. С лечебной целью используются почки, молодые листья, березовый сок, а так же березовый деготь и древесный уголь. В научной медицине настой почек березы применяют как желчегонное, дезинфицирующее средство. Березовый деготь в составе мазей и паст используется для лечения кожных заболеваний, для заживления ран, ожогов.

priroda-eluzan.ucoz.ru

Цветы и травы в картинках, заданиях, стихах и рассказах для детей.

Цветы полевые и луговые: рассказы и сказки о цветах для детей, развивающие задания, речевые игры, стихи, картинки. Детям об ароматных травах. Познавательное видео для дошкольников и младших школьников.

Летом мы выезжаем за город — в турпоходы, на дачу, на отдых. И вокруг мы видим много разных цветов и трав. А всегда ли мы можем рассказать о них детям и ответить на их вопросы. К сожалению, часто бывает так, что малыш отлично осведомлен об экзотическом «шоколадном дереве» или «мармеладном дереве», а вот василек и колокольчик в природе не узнает, и удивительные секреты родной природы для него закрыты. А ведь окружающая нас в России природа так красива!

Давайте вместе отправимся в путешествие в царство полевых и луговых цветов. И расскажем о них нашим малышам.

Дополнительный материал к этой статье — летние загадки о растениях Вы найдете в статье «Загадки»

Энциклопедия цветов для малышей

В этой статье Вы найдете много интересного материала о цветах и травах для детей. Не нужно рассказывать ребенку сразу же о всех растениях. Ведь главная задача — это не наполнить малыша информацией, а пробудить его любознательность. научить задавать вопросы, думать, делать выводы, экспериментировать, находить взаимосвязи. Именно такие задания Вы найдете в этой статье.

Сначала во время прогулки найдите те цветы, с которыми Ваш малыш встречается наиболее часто и познакомьте его с ними. Дайте малышу возможность увидеть удивительное в незаметном и привычном! Это совсем другой взгляд на мир  — взгляд Человека разумного, Человека — творца, Человека — исследователя и художника!

Очень важно, чтобы ребенок увидел растение в природе, а не только на картинке или в видео Чтобы он погладил осторожно и нежно  листочки, стебелек, ощутил запах цветка, понаблюдал за насекомыми, которые кружатся около цветка и на него садятся. Это те жизненные впечатления, которых ничто не заменит!

Рассмотрите с ребенком несколько луговых или полевых цветов  (2-5), которые Вы найдете. Спросите ребенка:

  • Что общего между всеми ними? (Это цветы. У них есть корень, стебель, листья, цветок — назовите эти части цветка).
  • Зачем цветку нужен корень? Что будет с цветком, если он останется без корня?
  • А зачем цветку стебли? Листья? Семена?
  • Чем цветки отличаются от деревьев? От кустарников?
  • А чем эти цветы отличаются друг от друга? (Чем отличаются их стебли? Листья? Цветки? по размеру, форме, расположению, окраске).

Придумайте вместе с малышом загадки-описания цветков. Запишите их в красивую тетрадь или альбом. загадайте друзьям и родственникам. Хорошо, если Вы составите целый путеводитель с картинками про цветы и впишите в него загадки, придуманные малышом.

Придумать загадку о цветке очень просто. Разложите перед малышом 3 картинки с цветами. И попросите его описать один цветок так, чтобы Вы догадались, что это. Правило — называть название цветка нельзя, это ведь загадка!Примеры картинок:  для детей 4-5 лет — ромашка, василек, клевер. Для детей 5-7 лет: василек, цикорий, колокольчик (все цветки синего оттенка, поэтому их сложнее описать).

  • Какой у цветка стебель (толстый или тонкий, прямой или изгибающийся. ветвистый.
  • Какие у цветка листья (большие или маленькие, узкие или широкие, острые или с округлыми краями).
  • Какие у цветка цветы (какого цвета, размера, формы, какая серединка цветка, где расположены цветки, много ли их на растении).
  • Что мы еще знаем о цветке (как его используют, сказки о цветке, где растет и т.д.)

Сориентироваться в мире цветов и трав, открыть их секреты Вам и Вашим малышам помогут  познавательные видео для детей, а также рассказы, задания, картинки из этой статьи.

Познавательное видео для детей «Луговые цветы»: детям о родной природе

Познавательное видео для детей «Ароматные травы»:  знакомимся летом с растениями

Рассказы о луговых и полевых цветах в картинках для детей

Герань луговая

Герань растет не только дома на подоконнике.  Она растет и на лугу. Герань, которая растет на лугу, называют… как ты думаешь, как? Если она растет на лугах, то она какая? Луго-вая. Это луговая герань. Какого цвета цветки комнатной герани у нас дома? А цветки луговой герани (голубовато-фиолетовые). Чем отличается наша комнатная душистая герань от герани луговой?

Цветет луговая герань очень мало – только два дня! Но цветком у нее очень много, поэтому нам и кажется, что герань цветет долго-долго.

Цветок луговой герани из пяти лепестков. Края лепестка округлые, ровные. От одного корня отходит несколько стеблей.

Пыльцу герани очень любят разные насекомые и ползающие жучки. Но герань – цветок удивительный. Она не отдает свою пыльцу жучкам, а бережет ее для пчел и бабочек. Как же она от жучков защищается?  Как ты думаешь? Пусть малыш придумает свой вариант – попробует найти  ответ на этот вопрос. Оказывается,  стебелек около цветка герани покрыт липкой жидкостью. И жучки через нее просто не могут проползти. А вот бабочкам и пчелам это не мешает. Почему? Пусть малыш найдет ответ на этот вопрос, выскажет предположение. Даже если он не угадал, поощрите его за то, что он не побоялся подумать и высказать свое мнение. Правильно, ведь пчелы и бабочки летают и садятся на цветок сверху! И им эта липкая жидкость на стебельке внизу цветка нисколько не мешает. Если малышу непонятно, то вырежите из бумаги силуэт бабочки и покажите, как она садится на ладошку — цветок. Она не ползет по стебельку, а садится сверху и не задевает эту липкое вещество.

Другое название герани – журавельник. На какое слово похоже? Правильно, на слово журавель, журавль. Чем же герань похожа на журавля? Посмотри на плоды герани. Они появляются ближе к осени, когда герань отцветет. На что похож этот плодик? Да, у плода есть длинный клювик, как у журавля. Поэтому и называют еще герань луговую журавельником.

Как созреет такой плод с клювиком у луговой герани, выпадут из него семена. Где упадут – там вырастут на следующий год новые растения герани луговой.

Герань — растение целебное. Кашицу из луговой герани прикладывали к укусам змей, меняя ее каждые 10 минут, и она очень помогала и людям, и животным.

Одуванчик

Одуванчик знают все дети и взрослые. И знают его особенность – этот цветок сначала желтый, а потом белый с множеством парашютиков с семенами.

Носит одуванчикЖелтый сарафанчик.Подрастет – нарядитсяВ беленькое платьице.Лёгкое, воздушное,Ветерку послушное (Е. Серова).

Уронило солнцеЛучик золотой.Вырос одуванчикПервый, молодой!У него чудесныйЗолотистый цвет,Он большого солнцаМаленький портрет! (О. Высоцкая)

Почему одуванчики названы в стихотворении «маленьким портретом солнца»?А как бы ты их назвал? Они желтые как… (как что?)

А знаете ли вы, что одуванчик может предсказывать погоду? Догадались, как он это делает? Как он нам может подсказать, что скоро пойдет дождь? Одуванчик говорить как человек не умеет, но говорит нам по-своему: закрывает свои лепестки и опускает головку. А если одуванчик уже белый, то перед дождем он складывает свои парашютики – прячется от будущего дождя. И нам с вами говорит: скоро дождь начнется.

Одуванчик — очень полезное растение:

  • Из одуванчика делают варенье! Да, настоящее, похожее на мед. Так его и называют «мед из одуванчиков». Но для такого варенья нужно собирать цветки очень далеко от города и от дорог. Как ты думаешь, почему?
  • Корни одуванчика осенью выкапывают и применяют для лечения разных болезней. Ведь одуванчик – лекарственное растение, им лечились люди еще в древности.
  • Из молодых листьев одуванчика делают салаты. Но чтобы листья не были горькими, их сначала держат полчаса в соленой воде. Вот какой одуванчик!

Колокольчик

Колокольчики растут и на лугу, и на лесной полянке. Они очень красивые – синие и лиловые. Бывают одиночные цветочки на колокольчике, а бывают целые букетики.

Колокольчик — синий цветТы открой нам свой секрет,Почему ты не звенишь,Хоть головкой шевелишь,То от ветра клонишься,То от солнца скроешься (Н. Сергеева).

Колокольчик тоже может нам рассказать о погоде. Наверняка Ваш малыш уже догадался, как говорит с нами колокольчик и как «читать» язык цветов? Да, в пасмурную погоду и ночью колокольчик закрывается, то есть опускает свою головку – прячется. И в нем как в домике прячутся мелкие жучки да паучки и мушки. Тепло им там и хорошо как в теремке.

Вот такой колокольчик – теремок. Очень его за это разные мелкие насекомые любят!

Попробуйте с малышом сочинить сказку «Колокольчик – теремок» или «Под колокольчиком» о том, как во время дождя под колокольчиком разные насекомые прятались и друг с другом знакомились (по аналогии со сказкой Сутеева «Под грибом»). Лучше всего разыграть такую сказку в картинках или с игрушками. В этой сказке Вы сможете закрепить представления малыша о насекомых, стимулировать диалогическую речь. Начинайте сказку сами, а малыш продолжит начатые Вами предложения: «Стоит на лугу теремок-теремок. Он не низок — не высок не высок. Теремок тот колокольчиком зовут. Один раз… Подбежала к колокольчику… И говорит… А колокольчик ей отвечает…. И стала … в колокольчике от дождя прятиться» и так далее. Началом фраз Вы помогаете усвоить ребенку способы построения текста и способы соединения предложений в тексте. Обязательно запишите получившуюся сказку, перескажите ее — малышу нужно чувствовать, что его достижения в сочинительстве и речевом творчестве значимы для близких взрослых!

Иван-да-Марья

У этого цветочка цветки необычные – они двух цветов: желтого и сиреневого.

Иван-да-Марья цветочек очень красивый. Но рвать иван-да-марью не нужно! Цветок быстро завянет, и потеряет свою красоту. Пусть лучше радует нас на лугу!

А про то, откуда этот цветок название свое получил, есть одна сказка.

Сказка про цветок Иван-да-Марья

Давным – давно жили-были Иван да красавица Марья. Один раз пошли они в лес за грибами да за ягодами. Но поднялась буря, началась гроза, ударил гром. Негде им было спрятаться. Тогда Иван загородил собой Марью от дождя, а Марья присела возле кустика. Закончилась буря, а на этом месте цветок появился. У цветка этого были желтые цветочки, которые сверху прикрывались синими листочками. Вот в память об Иване и Марье и назвали цветок Иван-да Марья. А вы найдите в цветке, где Иван, а где Марья в этом растении?

Марья у кустика присела в дождь. И с тех пор растении это одно не живет. Всегда к другому цветку прикрепляется, рядом с ним «садится» и от него питается.

Иван-чай (кипрей)

Не надо путать иван-да –марью и иван-чаем. Посмотри на картинку — это иван-чай. По-другому его называют «кипрей».

Иван-чай – высокое растение. Его цветки собраны в кисть, похожую на свечку. Они очень красивого яркого лилово-розового цвета. В цветках иван-чая очень много нектара, поэтому этот цветок очень любят пчелы и пчеловоды. Вкусный мед получается! Из иван-чая делают настоящий чай – «русский чай», «чай Ивана». Поэтому он так и называется.

На полянке невзначайраскраснелся иван-чай:«Мой пурпурный цвет, друзья,обойти никак нельзя!..»Он раскланялся  любезно:«Чай душистый пить полезно!» (А. Алферова)

Кипрей просыпается очень рано, когда еще мы спим. Он открывает свои цветочки в 5-6 утра. А если погода будет дождливой, то цветки закрываются.

Кипрей — цветок удивительнейший! И знаменит и полезен он не только чаем! Прочитайте ребенку отрывок из рассказа «Заботливый цветок» Константина Паустовского, и Вы много интересного в этом растении откроете!

«Около дома, где помещалось лесничество, разросся по склону оврага тенистый сад. По дну оврага протекала речушка. Тут же невдалеке она впадала в большую реку.Речушка была тихая, с ленивым течением и густыми зарослями по берегам. В этих зарослях была протоптана к воде тропинка, а около нее стояла скамейка. В свободные минуты лесничий Михаил Михайлович, Анюта и другие сотрудники лесничества любили немного посидеть на этой скамейке, посмотреть, как толчется над водой мошкара и как заходящее солнце догорает на облаках, похожих на парусные корабли.В этот вечер я тоже застал Михаила Михайловича и Анюту на скамейке на берегу реки.В омуте у наших ног плавала необыкновенно зеленая ряска. На чистых местах цвел водокрас — белые и тонкие, как папиросная бумага, цветы с красной сердцевиной. Выше омута на крутом берегу островами разросся кипрей.— Кипрей — это наш помощник, — заметил Михаил Михайлович.— И белки тоже неплохие помощники, — добавила Анюта.— О белках я узнал только что, — сказал я. — От мальчиков. Это правда, что вы отбираете у белок сосновые шишки?— А как же! — ответила Анюта. — Лучших сборщиков шишек, чем белки, нету на свете. Пойдемте с нами завтра в лес. Сами увидите.— Ну что ж, — согласился я, — пойдемте. А вот кипрей чем вам помогает, я не знаю. До сих пор я только знал, что его листья заваривают вместо чая.— Потому его и прозвали в народе иван-чаем, — объяснил Михаил Михайлович. — А помогает он нам вот чем…Михаил Михайлович начал рассказывать.Кипрей всегда разрастается на лесных пожарищах и порубках. Недавно еще кипрей считали сорной травой. Он только и годился, что на дешевый чай. Лесники безжалостно вырывали весь кипрей, что вырастал рядом с молодыми сосенками. Делали это они потому, что считали, будто кипрей заглушает побеги сосен, отнимает у них свет и влагу.Но вскоре заметили, что сосенки в тех местах, где уничтожен кипрей, совсем не могут бороться с холодом и от первых же утренних морозов, какие бывают в начале осени, начисто погибают.Ученые, конечно, начали искать причину этого и наконец нашли.— Что же оказалось? — спросил Михаил Михайлович и сам себе ответил: — А оказалось, что кипрей — очень теплый цветок. Когда ударит осенний мороз и иней посеребрит траву, то около кипрея инея нету. Потому что вокруг кипрея стоит теплый воздух. Этот цветок выделяет из себя теплоту. И в этой теплоте растут себе без страха все соседи кипрея, все слабенькие побеги, пока зима не прикроет их, как ватным одеялом, глубоким снежком. И заметьте, что кипрей всегда разрастается рядом с молодыми соснами. Это их сторож, их защитник, их нянька. Бывает, в сильный мороз у кипрея отмерзнет вся верхушка, а он все равно не сдается, живет и дышит теплотой. Самоотверженный цветок!— Кипрей, — сказала Анюта, — не только воздух обогревает, но и почву. Так что и корешки всех этих побегов не замерзают.— Вы думаете, один кипрей такой замечательный? — спросил меня Михаил Михайлович. — Почти про каждое растение можно рассказать такие удивительные вещи, что вы просто ахнете. Что ни цветок, то прямо рассказ. Растения спасают нас от болезней, дают крепкий сон, свежие силы, одевают, кормят — всего не перечтешь. Нет у нас лучших друзей, чем растения. Да если бы я умел рассказывать сказки, я бы о каждой травинке, о каждом каком-нибудь незаметном маленьком лютике или колоске порассказал бы такое, что все старые добрые сказочники мне бы позавидовали.— Еще бы! — сказала Анюта. — Если бы они знали тогда то, что мы знаем сейчас, тогда и сказок не надо бы.На следующий день я ходил вместе с мальчиками и Анютой в Моховой лес, видел беличьи склады сосновых шишек, видел заросли кипрея на гарях и молодых посадках, и с тех пор я начал относиться и к белкам, и к цветам кипрея, и к молодым сосенкам как к своим верным друзьям.Перед отъездом я сорвал кисть кипрея. Анюта высушила ее мне в сухом песке. От этого цветы сохранили свою яркую пунцовую окраску.У себя в Москве я заложил эту сухую кисть кипрея в толстую книгу. Называлась она «Русские народные сказки». И каждый раз, когда я раскрывал эту книгу, я думал о том, что жизнь, окружающая нас, хотя бы жизнь вот этого простенького и скромного цветка, бывает часто интереснее самых волшебных сказок».

Ромашка

Ромашку тоже знают все и никогда с другими цветками не перепутают. Хотя нет! Путают! Если Вы видите один крупный цветок на одном стебле – то это не ромашка, это поповник. А ромашка имеет сильно ветвящийся стебелек. И на одном растении-ромашке всегда очень много  мелких цветочков. Ромашку так и называют – ромашка лекарственная, потому что она от многих болезней помогает.

Разместились белые ромашкиПо лугам среди высоких трав,Словно кто-то разбросал бумажки,Солнышки на них нарисовав.Приглашает колокольчик звонкийИх собраться в полевой букет,Но ромашки – хитрые девчонки –<Только улыбаются в ответ. (Г, Новицкая).

С чем сравниваются ромашки в этом стихотворении? А на что они еще похожи – ты бы с чем их сравнил?

Добрый день, ромашка,Белая рубашка,Желтая середочка,Листья – словно лодочка!( Л. Куклин).

Какая рубашка у ромашки? А серединка какая? Чем ее листья похожи на лодочку? А еще на что они похожи?

Как ты думаешь, можно ли ромашку вырастить дома? Послушай стихотворение.

Расцвела в саду ромашкаЛепесточки раз и два…Все резные кружева.Настя в садик прибежалаИ ромашку увидала,И захлопала в ладоши:«Ой, какой же он хороший!Этот беленький цветочекПересадим мы в горшочек».Мама ласково сказала:«А в горшочке места мало.Пусть растет в саду ромашка-Белоснежная рубашка,Здесь и солнце, и вода,Пусть цветет в саду она! (Л. Некрасова)

Пижма

Пижму очень легко узнать. У нее цветки как желтые пуговки, собранные в гроздь. На что похожи ее цветки? Послушай стихотворение. С чем поэтесса сравнила цветки пижмы? Правда, она интересно придумала?

Пусть пижма  — скромна,да  лечебная  все же,Не зря же  цветкина  таблетки похожи,Еще — на цыплят,ярко- желтых пока,На ощупь — на замшевыйносик щенка (Т. Голикова).

Рассмотрите внимательно две картинки — пижму и рябину. Чем похожи  пижма и рябина? Чем они отличаются? Как ты думаешь, почему пижму называют «дикой рябинкой»? (У пижмы листья похожи на листья рябинки. И грозди желтых цветочков похожи на гроздья рябины. Вот и назвали ее «дикой рябинкой»)>

Пижма – особый цветок. Он лекарственный, т.е. используется для лечения. А еще это самый настоящий компас. Да, если у Вас нет компаса, то его заменит пижма! У пижмы есть секрет. Ребра листьев пижмы всегда направлены с севера на юг!

Из пижмы делают зеленую краску –  ей окрашивают нитки, ткани.

А еще пижма отпугивает насекомых. У нее очень неприятный запах. Сорвет хозяйка пижму, принесет домой, подвесит на стену, и все насекомые улетают. Не любят они запах пижмы.

Раньше повара собирали листья пижмы и клали чуть-чуть ее листьев в пряники и печенья для аромата. Говорят, что вкусные получались пряники!

Незабудка

Их видимо-невидимо,Не сосчитаешь их!И кто их только выдумал —Весёлых, голубых?

Должно быть, оторвалиОт неба лоскуток,Чуть-чуть поколдовалиИ сделали цветок.Автор: Е.Серова

 

Незабудка цветет очень долго почти до осени. Их много на берегах ручьев. Лепестки незабудки голубого цвета. А что еще летом голубого цвета? Да, небо голубое, ручеек и речка тоже голубая. А в серединке у незабудки крохотная желтая серединка как маленькое солнышко. Она как будто нам говорит : «Не забудь». Об этой цветке есть много легенд, но в большей своей части  это легенды для взрослых, не для детей.

Цикорий

Если Вы увидите цветки цикория – значит сейчас макушка лета! Жара! Цикорий очень сильный, ему даже засуха не страшна! У него круглые голубые цветочки – корзиночки. А стебель серебристый и торчит высоко вверх.

Почему цикорий легко перепутать с васильком? Чем они похожи? Как их цветки можно отличить?

Цикорий – целебное растение. Для лечения разных болезней заваривают его веточки, из листьев делают салаты, а из корней делают напиток, заменяющий кофе. Покажите малышу цикорий в магазине. А если Вы пьете этот напиток и он есть у Вас дома, то дайте попробовать его на вкус.

Цикорий просыпается очень рано – на рассвете, когда многие другие цветы еще спят. А засыпает после полудня днем. Если цветки цикория утром не раскрылись – значит, быть дождю.

Васильки

Загадка о васильке:Головка голубая и длинный стебелек.Ну кто его не знает! Это… (василек)

Если Вы попадете летом на поле, то увидите много васильков. У васильков очень красивая форма лепестка – с зазубринками по краям. А головка цветочка будто лежит на зеленой шишечке.

Синее небо упало на луг,Синим-пресиним всё стало вокруг,На лугу расцвели, у синей реки,Как синие небо, цветки – васильки. (Н. Маслей)

Золотое море –спеют колоски,Среди них гуляютТравы, сорняки.Царственные, синиесреди спелой ржи,Смелые и сильные,Встали вдоль межи.Будто опрокинуласьС неба бирюза,До чего ж красивыесиние глаза.Синие беретики –взгляды глубоки —Василёчки – цветики,наши васильки. (Т. Тарасова)

На какое имя мальчика похоже название этого цветка? Василий — Вася- Василек.

Лютик

Лютик – желтый, красивый. А когда лютиков много, то получается настоящий золотой ковер из них!

Лютики-лютики –Жёлтые салютикиРазлетелись по полям,Словно парашютики.Разлетелись по садамИ желтеют тут и там (А. Алферова).

Кажется, что лютик совсем безобидный. А на самом деле он ядовитый! Лютый! Наверное, не зря так называется! Лютый лютик. Кого называют лютым? Лютый ураган, лютый зверь, лютый разбойник. Вот какой характер у лютика!

Почему же лютик лютый? У него ядовитый сок. И если этот сок лютика попадет на кожу человека, то это место будет жечь и щипать. В старину лютиком даже лечили – намажут спину, а это место начинает страшно щипать как от горчичника. Вот и назвали его лютым.

А ученые называют лютик очень смешно – «ранункулюс», т.е. «лягушечка». Почему же так его называют? Наверное, потому что лютик в сырых местах растет, которые лягушки очень любят. А может быть и нет. А Вы знаете, почему?

Есть у лютиков еще одно название — тоже очень интересное. Их называют «куриная слепота». Почему? Потому что лютики как и курицы рано спать ложатся!

Желтый лютики очень красивы!

Чертополох

Ой, какой страшный чертополох! Весь в шипах, колючках, иглах! Как будто говорит: «Не подходи!».

А ведь чертополох – это тоже предсказатель погоды. Как он ее предсказывает, если у него колючки? Очень просто – если колючки очень жесткие и торчат в разные стороны – значит будет хорошая погода. А если его иглы торчат вверх – значит будет дождь. Можете проверить J.

Репейник (лопух)

Репейник – растение «прилипчивое». Только мимо него пройдешь – как на одежду уже прилипли его корзинки с плодами. Даже так говорят: «пристал как репейник», если какой-то человек сильно надоест. А к вам приставали корзинки репейника?

Но «прилипчивость» очень на пользу репейнику. Прицепляясь к одежде людей, его корзинки путешествуют в разные места прямо на нас как пассажиры. Мы для него транспортом получаемся! Поэтому и растет лопух повсюду – что люди и животные его всюду разносят на себе!

У репейника есть крючочки-шипы, очень мелкие, крошечные, которые и дают ему возможность цепляться. И сейчас по образцу репейника люди придумали застежку – липучку. Покажите такую застежку ребенку и рассмотрите две части липучки. Одна из них с крючками как у репейника. И она прицепляется к любой ворсистой поверхности.

Подорожник

Подорожник —  друг путешественника. Как ты думаешь, чем он ему помогает? Если сорвать листья подорожника, промыть их и положить на рану, то они помогут ране скорее зажить. Вот какой врач – подорожник.

Растет на поле вдоль дорожекЧудесный доктор — подорожник.Я вам сейчас открою тайну —Он здесь дежурит не случайно!Порежешь палец — он поможет.Царапинку полечит тоже.Собьешь коленку — не беда!Зеленый доктор здесь всегда! (Н. Томилина)

А за что же его так прозвали – подорожник. По- дорожник. По-дороге. За то, что он по дорогам растет. И найти его очень легко!

Не только подорожник помогает путешественникам и лечит им раны. Путешественники ему тоже помогают. Как? Переносят семена подорожника. Конечно, не в пакетике как в магазине семян. А переносят семена на подошвах своей обуви. Семена у подорожника очень мелкие, легко прилипают и путешествуют на обуви. А как упадут на землю – здесь новый подорожник вырастает.

И не боится подорожник нас, когда мы по нему ходим – листья у него упругие, плотно к земле прижатые, не страшно ему вытаптывание как другим нежным цветкам. А вот если бы листья его не были прижаты к земле, а были подняты над ней – тогда бы он нас боялся бы! Ведь приподнятые над землей листья очень легко сломать и вытоптать.

Гвоздика

Покажите ребенку садовую гвоздику в цветочном киоске или в цветочном магазине. А это гвоздика из леса. Чем она отличается? Да, она меньше по размеру! Но тоже очень красивая! Именно от этой маленькой лесной гвоздики и произошли ее садовые сестры – родственницы. Люди придумали и создали много разных красивых сортов садовой гвоздики. Но пришли они все от лесной гвоздики.

Клевер

Клевер – пахучая кашка. Так его называют. Для кого же это каша – кашка? Для коров и овец, которые очень любят есть клевер. А еще клевер любят шмели.

В поле за деревней,Средь душистой кашки,Расцветает клевер —Лучший друг ромашки.Красные комочки,Как кошачьи лапки.Шарики-цветочки,Запах поля сладкий.Клевер, безусловно,Знает млад и стар—Сено для коровы.Для пчелы нектар.Чтобы у коровы,Молоко рекой,Нужен ей для корма,Клевер полевой.Пусть кружатся пчёлы,Над клевером цветком.Мы потом с тобою,Чай попьём с медком! (З. Трубицына)

Тысячелистник

Интересное название у тысячелистника. Тысяче – листник. Получается, что у него тысяча листьев? Почему же он так называется? Послушай стихотворение:

Не играю, не мечтаю,Сижу – листики считаю…И не тысяча здесь вовсе,А всего лишь триста восемь.Кто-то был давно неправ:Лепестки не сосчитав,Без особого призванияДал неверное название.Не считали, но напрасно:Почемучка я ужасный,Я в ботанике – отличник,Почему тысячелистник???

Листьев у тысячелистника не тысяча, а намного меньше – даже мало. Но каждый листочек рассечен на множество частей – будто бы на тысячу мелких листочков. Поэтому его так и назвали.

Тысячелистник – это богатырь. Он не боится ни дождя, ни холоды, ни жары. А растет очень быстро – не по дням, а по часам!

Охраняем луговые и полевые цветы!

Объясните малышу, как важно охранять луговые и полевые цветы и не рвать их напрасно. Если их сорвать, то они быстро завянут, и радости всё равно не принесут. А на поле или на лугу эти цветы будут еще долго всех радовать, а на следующий год на этом же месте вырастут новые цветочки. От того, что люди рвут цветы, многие виды цветов стали исчезать.

Самые редкие цветки занесли в особую Красную книгу. И запретили их рвать и собирать.

Раньше, когда люди шли собирать лекарственные травы, они брали только те травки, которые им были нужны и просили Землю:

«Матушка, родная земля,Знаю: ты щедра.Позволь травушку домой унести,Здоровье обрести»

Цветы страдают и от вытаптывания. Поэтому лучше  в лесу ходить по тропинкам или около них.

Давайте беречь красоту природы вместе!

Логические задачи для детей 5 лет и старше по теме «Цветы и травы»

Логическая задача 1. Золотой луг

А сейчас я загадаю одну загадку. Вот что случилось однажды летом с детьми. Послушай рассказ и отгадай, почему это произошло? Эта логическая задача доступна детям с 5-6 лет и старше. Для того, чтобы ребенок решил ее, нужно чтобы он пронаблюдал растения в природе и видел, как они то открывают, то закрывают свои лепестки.

Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили: «Очень красиво! Луг золотой». Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зеленый. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел.

Спросите ребенка, что произошло с лугом? Почему он позеленел? Выслушайте его рассуждения. А потом прочитайте ответ мальчика из рассказа М. Пришвина «Золотой луг»:

Тогда я пошел, отыскал одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как все равно если бы у вас пальцы со стороны ладони были желтые и, сжав в кулак, мы закрыли бы желтое. Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони и от этого луг становится опять золотым. С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали.

Логическая задача 2. Удивительные капельки. Автор – Н. Ф. Виноградова

«На даче дети встали рано и сразу побежали на участок, где росли красивые цветы и трава. На каждом листике и цветке ребята увидела крупные серебристые, прозрачные, как бусинки, капельки воды. Они блестели, переливались на солнце. «Что это такое?» — удивились ребята.

А ты знаешь, что это такое? Как называются эти капельки воды? Будут ли они на траве и цветах целый день? В какое время дня их можно увидеть?

Выслушайте ответы детей и расскажите им о росе. Покажите капельки росы утром. Считается, что роса – к отменной погоде. Проверьте эту примету. Роса появляется тогда, когда ночь теплая, а день обещает быть жарким. Она появляется потому что воздух к утру стал более холодным. Водяной пар, который есть в воздухе тоже охладился и превратился в капли воды – росу.

Логическая задача 3. Алмазы. (По рассказу «Какая бывает роса на траве». Автор — Толстой Лев Николаевич

Спросите ребенка, знает ли он что такое алмазы? Какие они? Прочитайте ребенку начало рассказа:

«Когда в солнечное утро, летом, идешь в лес, то на полях, в траве, видны алмазы. Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами—и желтым, и красным, и синим.

Когда подойдешь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь…»

Сделайте здесь паузу в рассказе и спросите малыша, что же мы увидим – что это за алмазы? Пусть он порассуждает, какие алмазы можно найти утром в траве и в цветах. А потом дочитайте рассказ до конца.

«…увидишь,  что это капли росы собрались в треугольных листьях травы и блестят на солнце. Листок этой травы внутри мохнат и пушист, как бархат.

И капли катаются по листку и не мочат его.

Когда неосторожно сорвешь листок с росинкой, то капелька скатится, как шарик светлый, и не увидишь, как проскользнет мимо стебля. Бывало, сорвешь такую чашечку, потихоньку поднесешь ко рту и выпьешь росинку, и росинка эта вкуснее всякого напитка кажется».

Спросите малыша, чем похожи росинки и алмазы? А чем отличаются?

Прочитайте ребенку еще рассказ Л.Н. Толстого для детей «Какая бывает роса» целиком, восхититесь красивым языком автора, выразительными словами из рассказа – как красиво сказал о росе Лев Николаевич: «алмазы переливаются на солнце», «капли катаются по листику». Когда Вы обращаете внимание на выразительные слова в рассказах  и сказках, то учите ребенка вслушиваться в художественную речь, быть внимательным к родному слову, замечать в разговоре людей и в художественных произведениях образные выражения.

Если Вам понравилось это путешествие в страну наших соседей — растений, то буду благодарна, если Вы расскажете о статье своим друзьям и коллегам, а также поделитесь впечатлениями в комментариях. Что Вас особенно удивило в мире растений? О чем, на Ваш взгляд. еще нужно рассказать детям? Что интересно для Ваших детей?

 

Еще о лете интересные материалы Вы найдете в статьях на Родной  тропинке:

Народный календарь на июнь: приметы, календарные сказки, народные игры, хороводы и забавы для детей.

Как рубашка в поле выросла: занимательно об окружающем мире. Лён в рассказах в картинках, сказках, видео, стихах и закличках для детей.

Летние загадки: 100 загадок с отгадками о растениях, животных, летних месяцах, природных явлениях

Летние стихи: 38 красивых и солнечных стихотворений о лете для детей и взрослых

Деревья в картинках, сказках и заданиях для детей.

Как ветер растениям помогает? Откуда берется ветер?

До новых встреч в рубрике «Мир вокруг нас»

Получите  НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС  С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Автор курса - Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта "Родная тропинка"

rodnaya-tropinka.ru

История применения лекарственных растений

Уже на самых ранних стадиях развития человеческого общества растения были не только источником питания людей, получения одежды, орудий труда и защиты. Они помогали человеку избавиться от болезней. Вначале знания о лечебных свойствах растений накапливались у женщин – хранительниц домашнего очага, но постепенно они становились привилегией старейшин.

Уже в первобытном обществе известны болеутоляющие свойства растений семейства пасленовых, растения, действующие на пищеварительный тракт и т.д. Торговля и войны способствовали распространению сведений о лекарственных средствах и приводили к взаимному обогащению медицинскими знаниями народов разных стран.

С изобретением письменности эти сведения – как наиболее важные – были записаны. Самый древний из дошедших до нас медицинских текстов – это клинописная табличка, найденная при раскопках шумерского города Ниппура и относящаяся к концу III тысячелетия до н.э. В 145 строках даны прописи 15 рецептов. С зарождением у людей первых религиозных воззрений медицина стала наполняться элементами мистики. Не зная причин возникновения многих заболеваний, человек объяснял их появление вселением в организм злых духов, а лекарственные растения наделял таинственной силой, способной влиять на течение болезни и даже делать человека бессмертным. В рабовладельческом обществе появляются профессиональная медицина и врачебные школы со своими приемами воздействия на болезнь и секретными лекарствами. Тайны врачевания охранялись и наследовались по родству.

Китайская медицина насчитывает несколько тысяч лет . Уже в то время китайские врачи знали женьшень, эфедру, спаржу, кизил. Индийская медицина использовала около 800 растений. Значительная их часть используется и в настоящее время.

В тесном взаимодействии развивалась медицина народов междуречья и Древнего Египта. Многочисленные изображения растений и записи о них были найдены на стенах храмов и гробниц. Особенно ценные сведения о применении растений были прочитаны в древних памятниках письменности – египетских папирусах. В них были приведены около 800 рецептов на разнообразные лекарственные формы: пилюли, настои, мази, соки, припарки. Египтяне знали о целебных свойствах алоэ, аниса, белены, мяты, подорожника. Право приготовления лекарств имели только люди, принадлежавшие к высшему жреческому сословию. По представлениям египтян, все лечебное дело находилось под покровительством бога Тота, которого называли «фармации» (защитник, исцелитель), отсюда и современные названия, связанные с лекарствоведением, - фармацевтика, фармация и т.д.

Египетская медицина оказала большое влияние на развитие медицины Древней Греции и Рима. Греки, как и многие другие народы, связывали целебное действие растений со сверхестественными свойствами, данными им богами, поэтому сведения о лекарственных травах богато представлены в легендах и мифах. Одним из выдающихся врачей и мыслителей Древней Греции является Гиппократ. Он создал учение о причинах возникновения болезней и методах их лечения, сделал попытку собрать и привести в систему разрозненные наблюдения и сведения о лекарственных средствах, описал 236 растений, которые применялись в медицине того времени. Среди них – белена, бузина, горчица, ирис, золототысячник, миндаль, мята и др.

Большая заслуга в истории медицины принадлежит арабским ученым. Они первыми ввели правила для изготовления лекарств, создали учение о ядах и противоядиях, ввели в медицинскую практику новые лекарственные вещества и лекарственные формы, они же первыми ввели испытание лекарств на животных. В 754 году была открыта первая аптека. Выдающийся представитель арабской медицины Авиценна. Его произведение «Канон врачебной науки» в течение столетий было настольной книгой не только арабских, но и европейских врачей и оказало большое влияние на развитие европейской медицины.

На Руси, как и у других народов, целебные свойства растений известны были с глубокой древности. Языческое мировоззрение, господствовавшее в Древней Руси, придавало лечению характер сверхестественный. Поэтому лечение с помощью небольшого набора лекарственных трав велось знахарями, ведунами, волхвами, т.е. людьми, по народным понятиям, знающими, как надо подействовать на нечистую силу. Даже простой прием растительных лекарственных средств сопровождался рядом магических процедур. Обычными лекарствами были полынь, крапива, хрен, ясень, можжевельник, подорожник, береза и др. Издавна в Москве продавалось все необходимое для лечения различных болезней.

В 16 веке после свержения татарского ига Россия возобновляет контакты с Западной Европой. На царскую службу приглашаются врачи, открываются первые аптеки, утверждается Аптекарский приказ, создаются аптекарские огороды для выращивания лекарственных трав. Повсеместно организуется заготовка дикорастущих лекарственных трав. Аптекарский приказ не только обязывал воевод вызывать «знатцев» трав, но и содержать их на службе. Набирали русских людей и для обучения аптекарскому делу.

Необходимо особо остановиться на роли лекарственных растений во время Великой Отечественной войны. В 1941г., а особенно к середине 1942 г., сбор лекарственных растений стал делом оборонного значения. В ряде научных центров Сибири были созданы комитеты ученых. Проблема была одна – изыскание и использование местного лекарственного сырья для нужд госпиталей и больниц. Всего в военные годы было введено в медицинскую практику около 50 лекарственных растений, большинство из которых относились к «забытым» научной медициной, но активно использовались в народной. В качестве активных антисептиков для лечения гнойных ран и язв были использованы фитонциды лука и чеснока, препараты календулы, бальзам из пихты, зверобойное масло. В госпиталях и больницах испытывался острый недостаток перевязочных материалов. И здесь помог решить проблему сфагнум – торфяной мох. Ученые доказали, что он обладает не только гигроскопическими, но и бактерицидными свойствами, поэтому способствует быстрому заживлению ран.

В 1941 году впервые в госпиталях стали применять лимонник. Настойку лимонника использовали не только в качестве средства, помогающего быстро восстановить силы раненых, но и для повышения остроты зрения у летчиков, вылетающих в ночные полеты.

Проблемой было также лечение желудочных заболеваний, получивших распространение из-за недоброкачественной пищи, антисанитарных условий. Для их лечения были предложены соплодия ольхи, корни кровохлебки, бадана, трава льнянки.

В современной медицине лекарственные растения не только не утратили своих позиций, но привлекают к себе все более пристальное внимание ученых. Из более чем 3000 препаратов, применяемых отечественной медициной, 40% вырабатывается из лекарственных растений. С каждым годом число их увеличивается. Лекарственным растениям нередко отдают предпочтение в связи с их небольшой токсичностью и возможностью длительного применения без проявлений побочного действия.

www.travinushka.ru

Легенды, рассказы о лекарственных растениях — доклад

Легенды, рассказы о лекарственных  растениях

 

С момента  своего появления на земле человек  был неразрывно связан с растительным миром, кормившим его, дававшим уют  и защиту от враждебных сил. Из тех  же далёких времён пришли к нам  способы профилактики и лечения  различных заболеваний при помощи растений, поскольку человеческий организм легче усваивает биологические  вещества, содержащиеся в растениях, нежели в синтетических медикаментах.

Растения  обычно не обладают вредным побочным действием, менее токсичны, не вызывают аллергических явлений, поэтому  лекарства из растений с каждым годом  приобретают всё большую популярность. И это не дань моде, не сиюминутное  увлечение – это возвращение  к своим истокам, более здравое  осмысление происходящего вокруг себя и в самом себе.

     Лекарственные растения широко  использовались человеком с незапамятных  времён.

     И в наше время целебные  растения, при грамотном их применении, пользуются успехом при лечении  многих заболеваний. Однако не  следует забывать, что пользование  лекарственными средствами растительного  происхождения без согласования  с врачом крайне не желательно.

Лекарственные растения лесов

Береза. На земном шаре насчитывается около 120 видов берез, только не все они с белой корой — у некоторых она желтая или совсем темная, почти черная... В нашей стране  распространены  березы повислая и пушистая, почки, листья, кора и древесина которых содержат лекарственные вещества. С незапамятных времен люди парились березовыми вениками в бане и недаром: листья березы обладают способностью за 2—3 часа убивать болезнетворные микробы! С лечебной целью используются почки, молодые листья, березовый сок, а так же березовый деготь и древесный уголь. В научной медицине настой почек березы применяют как желчегонное, дезинфицирующее средство. Березовый деготь в составе мазей и паст используется для лечения кожных заболеваний, для заживления ран, ожогов.

Чага. Чага (трутовик скошенный) — не совсем обычный гриб: многие годы паразитируя на березе, он не размножается и только когда дерево погибает, образует под корой плоское плодовое тело из трубочек со спорами. После того как опадает кора с мертвого дерева, споры свободно высыпаются и разносятся ветром, заражая здоровые деревья. Хромогенные вещества чаги стимулируют ферментные и кровеносные  системы  раковых больных, что увеличивает их сопротивляемость заболеванию. Препараты чаги применяются также при язвенной болезни и гастритах.

Ольха. Ольха с березой — родня, они из одного семейства. Два вида ольхи дают нам лекарственное сырье: ольха серая — чаще кустарник, который растет в подлеске еловых и смешанных лесов или по сырым лугам и берегам рек, а ольха черная — дерево, образует тип леса «черноольшаник», растет на болотистых почвах. Заготовку ольховых шишек обычно совмещают с лесохо-зяйственными работами. Высыхают они очень быстро. Применяются как вяжущее средство при желу-дочно-кишечных    заболеваниях.

По весне атакуют ольху насекомые и хотя в цветках нет нектара, но зато белковой высокопитательной пыльцы хоть отбавляй! Вот только прогулки в ольшанике, прямо скажем, не очень приятные: ни одна порода не образует таких, наводящих тоску древостоев — сыро, сумрачно, даже просто мрачно... Ольха — исключительно морозостойкая древесная порода — мало того, что сама выдерживает морозы в 40—50°С, еще и другие породы от морозных   ветров   прикрывает. Отсюда и выражение: «Перед ольхой и Мороз шапку ломает» или «В детстве березку ольха нянчит»...

Сосна. Древние греки считали сосну любимым деревом бога Пана — самого веселого и безвредного из всех богов античного мира. Сосна — пионер леса. Пожары ее губят, но они же дают ей возможность заселять пепелища. Это довольно светолюбивая порода. Видимо поэтому ее стволы внизу совершенно лишены ветвей: они отмирают, когда через крону начинает поступать недостаточно света. Величественной красотой веет от душистых сосновых боров. Смолистый воздух, напоенный сосновым ароматом, прозрачен и чист, дышится в нем легко и свободно, особенно людям с больными легкими. Сосна широко распространена по всей территории страны в хвойных и смешанных лесах.

Настои и отвары из почек сосны действуют как дезинфицирующее, отхаркивающее и мочегонное средства. Кроме почек широко применяется сосновый деготь, скипидар, канифоль, терпентиновое масло, которые получают из смолы — живицы сосны. Для этого за несколько лет до рубки на деревьях делают специальные насечки — «вздымают усы», как говорят лесники, — и собирают живицу, из которой после переработки получают все эти компоненты.

Дуб. У многих народов дуб считается самым красивым и самым старым деревом на Земле... Дубовая ветвь означала могущество и венком из дубовых ветвей награждали за воинские подвиги. Дуб действительно живет долго, отдельные деревья — до 1000 и более лет... Использование дуба с медицинскими целями имеет очень древнюю историю. Его кора применяется как хорошее вяжущее и противовоспалительное средство. Ее снимают со срубленных тонких стволов и молодых ветвей на участках леса, где ведется рубка.

Черемуха. Она растет только там, где к поверхности близко подходят грунтовые воды — по берегам рек и озер, по оврагам и опушкам. Листья черемухи выделяют в воздух особые вещества, убивающие микробов, — фитонциды (в роли фитонцида тут выступает   ядовитая   синильная кислота, имеющая горько-миндальный запах). Черемуха никогда не выходит в первый ярус древостоя, составляя обычно подлесок, — это обстоятельство до некоторой степени облегчает сбор ее плодов, которые применяются как вяжущее средство при расстройствах желу-дочно-кишечного тракта.

Липа. Когда цветет липа, в воздухе струится удивительно тонкий, нежный аромат... В это время дерево сверху донизу покрыто душистыми  желтоватыми  цветками, собранными в полузонтики, с крупным, как крыло стрекозы, прицветником. Это одно из старейших народных лечебных средств. Высушенный цветки употребляются в виде горячего водного отвара в качестве потогонного при простудных заболеваниях, детском кашле, невралгиях, при кори, свинке.  Одуванчик лекарственный является одним из самых распространенных многолетних растений семейства астровых. Листья гладкие, ярко- желтые, язычковые, в крупных корзинках. Плоды- семянки с хохолком. Цветет растение с апреля по сентябрь. В его корнях содержатся гликоцид, тараксоцин, дубильное вещество, витамин А, 2-3% каучука. Для лечебных целей применяют главным образом корни. Их применяют для возбуждения аппетита, улучшения пищеварения, как желчегонное средство. Весной из листьев одуванчика приготавливают витаминный салат ( листья предварительно вымачивают в соленой воде).

Крапива.Растение целитель, богатое витамином К. Мало кому удавалось избежать ее «укусов», оставляющих на коже красные пятна. В переводе на русский название звучит как «поцелуй холостяка», и это олицетворяет все жгучее и едкое. В медицине крапива известна как ранозаживляющее и кровоостанавливающее средство. Отличный лекарь при заболеваниях желудка, почек. Препараты крапивы можно употреблять как наружно так и внутрь. Отвар крапивы укрепляет волосы и лечит корни. Питательны и полезны зеленые щи из крапивы. В тканях крапивы находится много полезных веществ и витаминов.

Ромашка.Любимые полевые цветы нашего народа, без которых не обходился ни один букет, венок, о ней слагали много песен. В народе ромашку часто называют румянкой, возможно потому, что растение имеет сильный приятный запах спелых яблок. В нашей стране произрастает много видов ромашки, один из которых – ромашка аптечная, является лекарственным растением и представляет собой невысокое однолетнее растение с сильно ветвистым толстым стеблем и мелкими цветками, распускающимися на протяжении всего лета. Применение очень разнообразно. В народной медицине часто используют настой из цветков ромашки от мигрени, малярии, зубной боли, судорогах. Ромашковое масло обладает дезинфицирующими и противоаллергенными свойствами.

Васильки - принадлежат к семейству сложноцветных. Это однолетнее, травянистое растение. В народной медицине растение используется в качестве глазных примочек, как противолихорадочное средство, является составной частью некоторых мочегонных чаев. Лечебными свойствами обладают только ярко-синие краевые цветки васильков. Мать- и - мачеха появляется на проталинах в начале апреля. Это многолетнее растение похоже на одуванчик, но значительно меньше размером. Цветы - корзиночки находятся на стебле, покрытыми буроватыми чешуйками( видоизмененными листьями). На ночь и на ненастье цветок мать- и - мачехи плотно закрывает свои лепестки. Значительно позже, когда растение отцветает, вырастают сердцевидные бурые листья.  Сверху они ярко-зеленые, блестящие, жестковатые, холодные, снизу же листья покрыты густым белым бархатистым пухом, который, если его приложить к руке, греет. От чего, видимо, и произошло название. Настойка из цветов и листьев этого растения употребляется при простудных заболеваниях, при кашле, а также для возбуждения аппетита. Подорожник большой - многолетнее травянистое растение семейства подорожниковых. С лечебными целями используют листья и траву. Свежие измельченные листья подорожника  - лучшее средство от укусов пчел, ос и других насекомых. Листья растирают в руках и прикладывают к месту укуса.

Калина.Издавна в народе в калине видели символ девичьей красоты и нежности, а народные травознаи умели извлекать из кустарника и большую целебную пользу. Только в этом отношении главным богатством являются не ягоды, а кора, которую обычно заготавливают ранней весной. Используется она при кашле, простудных заболеваниях, туберкулезе легких, расстройствах желудочно-кишечного тракта, болезнях печени и почек, в качестве успокаивающего и противосудорожного, жаропонижающего и противомикробного средства.

Черника.Согласно одной из легенд, в давние времена жители дремучих лесов – гномы лишились пристанища, так как люди узнали об их несметных богатствах и стали перекапывать землю в поисках кладов. Долго метались гномы по лесу, пока, наконец, сжалился над ними черничный куст и укрыл маленький народец. Тогда в благодарность рассеяли гномы черники по всему свету. Из сока раньше получали сиреневую краску. Для лекарственных целей обычно используют плоды черники, черно-синие ягоды. Употребляют при расстройстве желудка, для повышения остроты зрения. В чернике много железа дубильных веществ, сахаров, лимонной кислоты, пектиновых веществ.

Календула.Со времен древнегреческого врача Диоскорида в медицине многих народов используются препараты календулы – однолетнего травянистого растения с мелкими цветками желтого или оранжевого цвета и плодами-семянами серповидной формы, напоминают коготки птиц поэтому календула и получила свое второе название – ноготки.Употребляют календулу при заболеваниях печени, желчного пузыря, при болях в желудке, рахите, неврозах, ранениях, порезах, язвах, угрях, лишаях, пролежнях, ожогах, при ячменях и конъюнктивитах. Установлено, что препараты календулы обладают успокаивающим действием на центральную нервную систему, убивают микробов. Свежим соком растения пользуются просив укусов пчел и ос.

Рябина.Дословный перевод научного названия рябины означает «ловить птиц» — по древнему обычаю плоды использовали ловли птиц. Раньше считалось, что если рыбак возьмет с собой в море рябиновую палку, ему не страшна будет любая буря. Веткой рябины слегка ударяли коров чтобы у них было больше молока.Ягоды рябины содержат витамины А,В,С, К и другие полезные вещества. Плоды хорошо помогают при нарушенной кислотности, болезнях сердца, печени. Отвар из ягод употребляют как кровоостанавливающее средство.

Земляника.В ягодах земляники содержится много яблочной и лимонной кислоты, различных витаминов, особенно витамина С, эфирного масла, углеводов, минеральных элементов. Ягоды земляники полезны всем людям любого возраста.Лекарственным сырьем являются земляничные листья, которые собирают в пору цветения растения. Настой листьев помогает при колитах, гастритах, бронхиальной астме, лечит нервное истощение, улучшает сон, нормализирует работу органов пищеварения. Настой расширяет сосуды, повышает тонус. Чай с добавлением земляники обладает общеукрепляющим, кроветворным и противосклеротическим действием, улучшает обмен веществ. Настой ягод рекомендуется при заболеваниях полости рта и горла.

Клюква.В старину, когда еще не знали чая, клюква неизменно входила в состав «взварца», который пили по утрам. Ягоды содержат витамин С, кислоты, сахар и другие полезные для человека элементы. Употребляются с лечебными целями, в основном в качестве витаминного напитка при ревматизме и гипертонической болезни. Клюква усиливает действие некоторых антибиотиков. Основной лечебный препарат – экстракт, применяется в качестве прохладительного о жаропонижающего средства.

Малина.В разгар благодатного лета наступает пора собирать душистые оздоравляющие дары – ягоды малины. Плоды малины содержат неповторимый набор биологически активных соединений – витаминов, сахаров, эфирных масел. Из ягод малины готовят сироп, который используют при болях в желудке, для повышения аппетита, улучшения работы сердца; из ягод готовят очень вкусное варенье, настойки, компоты, кондитерские изделия. Плоды малины считаются безотказным потогонным средством, они применяются при гриппе, бронхитах, ларингите, при кашле. Отварами цветков лечат воспаления глаз. Очень полезен светлый малиновый мед, вкусный и ароматный, который пчелы собирают в большом количестве.

referat911.ru

История применения лекарственных растений

Дата создания: 2013/12/24

Автор: Эсиновский Сергей

С незапамятных времен человек использовал растения для лечения самых различных заболеваний. Лекарственные растения неоднократно прославлялись, даже в стихотворной форме. Например, поэма X века «Одо из Мена» описывает лечебные свойства более 100 лекарственных растений. Всемирно известно также и изречение средневекового ученого, философа и врача Авиценны: «Три оружия есть у врача: слово, растение, нож». К сожалению, археологические раскопки не смогли открыть человечеству лекарственные растения древности, истлевшие без следа в течение многих тысячелетий. Однако дошедшие скульптурные изображения и первые памятники письменности Индии и Китая, а также давно исчезнувших цивилизаций Ближнего Востока и Египта свидетельствуют о применении растений с лечебными целями.

Интересные сведения об использовании целебных свойств растений можно найти в памятниках древнейшей культуры – санскритской, древнееврейской, китайской, греческой, римской. Обширный материал о применении лекарственных растений был обнаружен при исследовании папируса, найденного в XIX веке немецким египтологом Георгом Эберсом, «Книги приготовления лекарств для всех частей тела». В ней содержится целый ряд рецептов, которые применяли древние египтяне для лечения многих заболеваний. Они использовали различные мази, примочки, микстуры, которые имели довольно сложный состав. В Египте были широко распространены душистые масла, бальзамы, смолы. В древнейшей библиотеке мира – библиотеке ассирийского царя Ашшурбанипала в Ниневии (около 660 г. до н. э.) на глиняных табличках, написанных клинописью, также содержатся обширные сведения о лекарственных растениях. Наряду с их описанием указаны заболевания, при которых лекарственные растения используются, и в каком виде их нужно применять.

Выдающийся представитель арабской медицинской школы Авиценна, тысячелетие со дня рождения которого в 1980 г. отметил весь прогрессивный мир, написал «Канон врачебной науки» в пяти томах. Он переведен на многие языки мира и в средние века был настольной книгой для арабских и европейских врачей. В своей книге Авиценна описал около 900 видов лекарственных растений.

Научная медицина начинает свое развитие со времен знаменитого врача Древней Греции Гиппократа (460 - 377 гг. до н.э.). В своей врачебной деятельности он широко использовал многочисленные растительные препараты. Ряд из них был, по-видимому, заимствован из египетской медицины. Гиппократом описано 236 видов растений, признанных древнегреческой медициной в качестве лечебных средств. Первое издание медицинской энциклопедии, или лечебника, принадлежит древнеримскому врачу Авлу Корнелию Цельсу (конец I века до н. э. - начало I века н. э.). В восьми книгах «О медицине» он обобщил всю медицинскую литературу своего времени от «Яджур-веды» древнеиндийского врача Сушрута до работ Асклепиада. В этом труде много места отводится лекарственным растениям. В нем описаны методы, применявшиеся для лечения различных заболеваний; даны рекомендации по использованию некоторых растений. В трудах Цельса можно найти не только ботанические описания подорожника, мака, тмина, винных ягод, камеди растений, но и практические способы их врачебного использования.

В половине первого столетия нашей эры врач римской армии в Азии Диоскорид составил обширнейший травник, включающий в себя большинство известных к тому времени лекарственных растений – около 500 видов. Эта книга явилась не только травником, но и своеобразным сводом сведений по фармации и фармакологии того времени.

Автором нового учения о лекарственных растениях был знаменитый врач и фармацевт в Древнем Риме Клавдий Гален (129 - 201 н.э.). Им написано около 200 трудов по медицине. Наибольшее значение имеют два его травника, которые сыграли большую роль в медицине. Они неоднократно переводились на арабский, сирийский, персидский и древнееврейский языки. Автор были одним из инициаторов получения препаратов из растительного сырья – настоек, экстрактов и других лекарственных форм. И теперь они называются галеновыми препаратами и до сих пор не потеряли своего большого практического значения в медицине.

В IV веке появился наиболее известный из латинских травников, составленный Апулеем. Травник был настолько популярен, что, когда изобрели книгопечатание, первым среди медицинских книг был напечатан именно он. В IX и X веках появляются первые переводы травников Диоскорида, Галена и Апулея на европейские языки — итальянский, французский, английский, немецкий. Оригинальные европейские травники появляются позднее — в XV и XVI веках, причем приводимые в них сведения в значительной степени заимствованы из греческих и латинских травников.

Нынешнее Черноморское побережье славилось своими лекарственными травами. Гиппократ, побывав в этих местах, писал о прекрасных лекарствах из скифского корня (ревеня), понтийской абсинтии (полыни), ирного корня (аира) и др. Древнегреческий философ и естествоиспытатель Теофраст (372 - 287 гг. до н. э.) неоднократно в своих трудах упоминает скифскую траву, которая широко применялась для лечения ран.

В Древней Руси применение растений для лечебных целей нашло свое отражение в замечательном памятнике древнерусской культуры «Изборнике Святослава» (1073 г.). В этой рукописи много места уделяется описанию растений, которыми в то время пользовались для получения лекарственных средств. С принятием христианства, распространением письменности и грамотности на Руси появляются и первые медицинские книги, так называемые травники, лечебники. Сохранился экземпляр первого русского лечебника «Мази», составителем которого была внучка Владимира Мономаха – Евпраксия. Особый интерес для врачей представляет четвертая глава этого труда, посвященная лечению «наружных» болезней. Кроме травников и лечебников, получили распространение так называемые «вертограды» с многочисленными описаниями растений и их лекарственных препаратов. «Сия книга глаголемая прохладный вертоград или лечебник Николая чудотворца» («Прохладный Вертоград») – один из довольно распространенных древнерусских лечебников. Она является переводом весьма популярной западноевропейской медицинской энциклопедии XV- XVI веков. Текст вертоградов с течением времени изменялся. В них описывались рациональные эмпирические лечебные средства из трав, деревьев и минералов.

Большой интерес к изучению отечественных лекарственных средств был проявлен в России после реформ Петра I, который большое внимание уделял сбору лекарственных трав. По его приказу были созданы казенные аптеки и так называемые «аптекарские огороды» (1713 г.). Один из них «Санкт-Петербургский аптекарский огород» превратился впоследствии в ботанический сад, ныне преобразованный в Ботанический институт Академии наук СССР.

Сбором и применением лекарственных трав занимались по всей России, в том числе в Сибири, на Украине, в Белоруссии. Но о каком-либо планомерном исследовании лекарственной флоры России, конечно, не могло быть в то время и речи. Были организованы единичные фармакохимические лаборатории и плантации лекарственных растений.

Только намного позже получает развитие изучение флоры и растительных ресурсов России. Видный русский ученый академик П. С. Паллас писал: «Многие домашние лекарства, простым народом или дикими непросвещенными людьми случаем открытые, в руках врача со временем становятся спасительными средствами». С углублением врачебных познаний расширяются представления об отечественных лекарственных растениях, их сборе, выращивании и практическом применении.

С открытием в Петербурге медико-хирургической академии (1798 г.) она стала центром по изучению лекарственных растений. Хотя конец XIX и начало XX века ознаменовались значительными успехами в области синтеза новых химических препаратов, растительные лекарственные препараты не утратили своего значения. Тем не менее XIX столетие знаменуется уже некоторым упадком интереса к лекарственным растениям отечественной флоры.

В 1919 г. была начата работа по объединению заготовок лекарственного сырья и передаче их в ведение государства. В последующие годы были приняты специальные законодательные акты о сборе и культуре лекарственных растений. В 1930 г. в разных географических зонах страны были созданы специализированные опытные станции лекарственных растений (в Лубнах, Могилеве, Ольгине, Битце, Сухуми и др.). С 1931 г. все они перешли в ведение вновь организованного Всесоюзного научно-исследовательского института лекарственных и ароматических растений (ВИЛАР, с 1969 г. - ВИЛР), в котором была сконцентрирована вся исследовательская и научно-производственная деятельность в области лекарственного растениеводства. Институт стал также центром ботанико-ресурсных и химических исследований.

Изучению многовекового опыта народа в использовании растений с лечебной целью придается большое значение. Кроме ВИЛРа, этим и поиском новых лечебных препаратов из растений занимается ряд других научно-исследовательских институтов, кафедр медицинских и фармацевтических вузов, университетов и педагогических институтов. Успешное изучение лекарственных растений как источника биологически активных веществ позволило получить и широко внедрить в медицинскую практику целый ряд новых высокоэффективных лечебных препаратов.

www.medroad.ru

Лекарственные растения

Разделы: Начальная школа

Цели:

  • познакомить с лекарственными растениями;
  • рассказать о лечебных свойствах растений;
  • учить детей бережно относиться к богатствам страны;
  • формировать представление о многообразии растений;
  • культура поведения;
  • активизировать познавательную деятельность учащихся;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование:

  • иллюстрации с изображением лекарственных растений;
  • лекарственные растения в пакетах;
  • гербарий;
  • раздаточный материал для конкурсов.

Ход урока

На столах, за которыми сидят дети лежат иллюстрации с изображением лекарственных растений.

Учитель:

Под крышей голубой огромной Солнышко рыжее живёт, А ночью среди звёздных тучек Танцует звёздный хоровод.

И лес живёт под синим небом, И дождь, и грозы, и цветы, И яблоньки в саду зелёном, Твоя семья живёт и ты.

Большой, огромный этот дом, Вон сколько птиц, цветов в нём и народа, А называется наш дом, Мы знаем все

(дети хором ) - природа.

- Ребята! А знаете ли вы, что относится к живой и неживой природе ?

Дети:

- Человек, растения, животные, грибы - живая природа.

- Солнце, воздух, вода, почва - неживая природа.

Учитель: Сегодня на уроке мы поговорим о растениях, об особых растениях.

Это лекарственные растения. Что же такое ,,лекарственные растения"?

Дети: Это растения, которые помогают нам вылечиться.

Учитель: Какие лекарственные растения вы знаете ?

Дети:

- лопух;

- ромашка;

- подорожник;

- зверобой;

- мать-и-мачеха.

Учитель: (Рассказ учителя о лекарственных растениях)

В каждом доме есть небольшая аптечка. Разве обойтись нам без средств первой медицинской помощи, ведь то палец пораним, то голова разболится или зуб. Чаще в аптечке мы храним препараты химического происхождения.

Наряду с препаратами химического происхождения, мы с успехом применяем лекарственные средства растительного происхождения, оказывающие то же самое действие. В отличие от таблеток и порошков травы редко вызывают те или иные побочные эффекты, обладают лучшими вкусовыми качествами.

Приступая к подбору растительного сырья для аптечки, нужно прежде всего усвоить: ни в коем случае не заниматься самолечением, обязательно нужно посоветоваться с врачом.

Нужную траву не всегда удаётся купить в аптеке. Не беда, можно выращивать её на приусадебном участке. Можно собирать траву в лесу. При этом не забудьте согласовать свои действия с правилами охраны природы.

Итак, какие же могут быть в аптечке травы?

Помогут нам ответить на этот вопрос конкурсы.

Каждый ряд - команда.

Конкурс 1.

Отгадайте лекарственное растение по описанию.

(Дети пользуясь иллюстрациями дают описание растению).

Конкурс 2.

Определите по запаху данное растение (глаза закрыты).

(Валериана, мята, ромашка).

Физ. минутка.

Прыг да скок, прыг да скок! Прыг кузнечик на листок. А за ним - лягушки, Хитрые подружки!

Зайка - за лягушкой, Маленькой квакушкой, А за зайкой я бегу, Удержаться не могу!

Зайка прыг, зайка скок. Наклонил к земле листок! Подниму листок, спасу. Вместе с ним и я расту!

Учитель: В нашем крае растёт очень много лекарственных растений.

Одуванчики - растут повсюду, доступны с ранней весны до поздней осени.

Свежие молодые листья - оригинальное дополнение к любому салату.

Одуванчики - природное мочегонное средство. Применяют для лечения заболеваний кожи.

Крапива - также мочегонное средство. Листья полезны при астме, артрите.

Подорожник - настой из листьев подорожника применяют при кашле, при лечении желудка.

Зверобой - используют как вяжущее, противовоспалительное и противомикробное средство. Зверобой обладает ранозаживляющим, спазмолитическим и желчегонным свойствами.

Мелисса - применяют настой травы для возбуждения аппетита и улучшения деятельности органов пищеварения. Применяют как противосудорожное и болеутоляющее средство, в частности при различных невралгиях, головной боли, болях в желудке.

Мята - водный настой этой травы улучшает пищеварение, помогает при спазмах кишечника, тошноте.

Шиповник - плоды шиповника широко используют для витаминизации различных кулинарных и кондитерских изделий. Витаминные экстракты, сиропы, пилюли, таблетки, драже, а также водные настои из плодов принимают для профилактики и лечения заболеваний, связанных с недостатком в организме витаминов, при истощении и малокровии.

(Демонстрация каждого растения).

- Какие лекарственные травы использовались в вашей семье?

Ответы детей.

Учитель:

- Приходилось ли вам собирать лекарственные растения ?

- Кто занимался сбором растений ?

Ответы детей.

Конкурс 3.

Учитель:

Послушайте загадки. Отгадки - лекарственные растения.

Загадки.

Белые горошки На зелёной ножке. (Ландыш)

Стоят в лугах сестрички - Золотой глазок, белые реснички. (Ромашки)

Я шариком пушистым Белею в поле чистом, А дунул ветерок - Остался стебелёк. (Одуванчик)

Растёт зелёный кустик, Дотронешься - укусит. Ах, не трогайте меня, Обожгу и без огня. (Крапива)

 Травка та растёт на склонах И на холмиках зелёных. Запах крепок и душист, А её душистый лист Нам идёт на чай. Что за травка, отгадай? (Душица)

Тонкий стебель у дорожки. На конце его серёжки. На земле лежат листки - Маленькие лопушки. Нам он - как хороший друг, Лечит ранки ног и рук. (Подорожник)

Весною зеленела, Летом загорала, Осенью надела Красные кораллы. (Рябина)

Учитель: Рябину используют при заболеваниях лёгких. А также пьют сок из спелых ягод для хорошего аппетита.

Будто снежный шар бела, По весне она цвела, Нежный запах источала. А когда пора настала, Разом сделалась она Вся от ягоды черна. (Черёмуха)

Учитель: Черёмуху используют при заболеваниях желудка и кишечника.

Подводим итоги конкурсов и вручаем награды.

Учитель: (Раздаёт лекарственные растения в пакетах. Демонстрирует, как выглядят готовые лекарственные растения в аптеках.)

- Заниматься заготовкой растений должны люди, хорошо разбирающиеся в них. Надо помнить: заготовка лекарственного сырья не должна быть хищнической. Не только о себе нужно заботиться, но также о природе, всё более угнетаемой человеком. Ваше бережное отношение к лесу и лугу - это выражение вашей благодарности. Надо стремиться понимать себя не как ,,царя природы", а как одушевлённую частицу этих сил.

Итог урока.

Учитель:

- О каких лекарственных растениях мы сегодня говорили?

- Какую пользу приносят эти растения ?

- Что нужно помнить при сборе лекарственных растений?

Ответы детей.

Вывод:

Леса и луга - наше богатство. Берегите их.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта