Лекарственные растения 2 класс кубановедение. У рок кубановедения во 2 классе «Лекарственные растения Краснодарского края»

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Урок по кубановедению 2 класс на тему "Ядовитые растения Краснодарского края". Лекарственные растения 2 класс кубановедение


Конспект урока по кубановедению на тему:Лекарственные растения(2 класс)

Урок кубановеденияво 2 «К» классе

«Лекарственные растения »

Учитель начальных классовМАОУ СОШ № 93 Волкова Н.В.

Тема: Лекарственные растенияЦель: продолжить знакомство детей с растительностью родного края;познакомить с лекарственными растениями;расширять представление о многообразии природы родного хутора;воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней

Оборудование: гербарий лекарственных растений, карточки названий растений, учебник – тетрадь « Кубановедение» 2 класс, конверт с листочками подорожника и чистотела, таблица с листьями, ваза с ветками шиповника, крапивы, чистотела; книга И.И.Гром «Дары природы», предметные картинки ,ИКТ

Ход урокаI Организация классаII Проверка домашнего заданияЧтение наизусть понравившихся стихотворений (страница 18)Чтение описания растения (страница 19)III Сообщение темы урокаНа прошлом уроке мы с вами говорили о растениях, которые растут в нашем крае. Сегодня мы продолжим эту работу. Посмотрите на картинку ( показ ромашки). Как называется это растение? Что вы знаете об этом растении?( поласкают горло при ангине, ополаскивают волосы для укрепления).Ромашка - лекарственное растение. Какие задачи поставим сегодня на уроке?Познакомимся с лекарственными растениями нашего края. ( Открывается доска, на которой записана тема урока: «Лекарственные растения», и вывешивается карточка со словом ромашка).

IY Изучение нового материалаБеседа с учащимисяБолеть могут все: и люди, и животные. Но где взять бедному зверю рецепт? Вот и приходится животным лечить себя самостоятельно. В лесной аптеке всегда можно отыскать то, что их исцелит.Люди ещё в древние времена, наблюдая за животными, тоже стали лечиться травами, ягодами, листьями многих растений. Человек использует растение как лекарство.Знакомство с растениямиМать-и-мачехаа) отгадывание загадки-Угадайте, что это за растение?С желтыми цветками я,Есть две мамы у меня.(мать-и-мачеха) Слайд №1

(показ гербария)Верхняя сторона листьев этого растения холодная, как злая мачеха в сказке, а нижняя – тёплая и нежная, как родная мать.Мать–и–мачеха – многолетнее травянистое растение похожее на одуванчик, но меньшего размера. В начале апреля на проталинах, там, где припекает солнце, появляются жёлтые цветочные корзиночки мать–и–мачехи. Цветки–корзиночки находятся на стеблях, покрытом буроватыми чешуйками. Это видоизменённые листья. Цветки мать-и-мачехи могут предсказывать погоду. На ночь и в ненастье цветок плотно закрывает свои лепестки. Значительно позже, когда растение отцветает, вырастают сердцевидные зубчатые листья. Сверху они ярко-зелёные, блестящие, жестковатые, холодные. Снизу лист покрыт белым бархатным пушком, если его приложить к руке, он греет. Научное же название мать-и-мачехи происходит от латинского слова «туссус», что значит кашель.-Ребята, а как вы думаете, от чего помогает это растение?Действительно, это растение – прекрасное средство от кашля. Кашицу из свежих листьев прикладывают к опухолям, нарывам, фурункулам.В народе есть легенда У одной женщины умерла родная дочь. Всю свою ласку и тепло отдала она ушедшей в землю дочери. А падчерице с того времени и вовсе житья не стало. Добрая и красивая девушка-цветок все тянется к солнцу, к теплу, к ласке. Все кругом любуются ею. Но только глянет на нее злая мачеха холодным пронзительным взглядом, и увядает девушка от неприятной стужи, излучаемой верхней стороной листьев.2)Подорожника)ЗагадкаВдоль дорог, вдоль тропинок встречается это растение. Будто специально растёт там, чтобы помочь, если надо, путешественнику, натершему ногу, поранившему руку.Тонкий стебелек у дорожки.На конце его сережки,На земле лежат листки –Маленькие лопушки.(Подорожник)б) Игра «Найди нужный листок»На листе бумаги вы видите несколько листочков. Найдите среди них лист подорожника.Подорожник – лекарственное растение. Слайд№2

В народе его называют «порезник», «ранник». Прочитайте на доске эти названия ( вывешивается лист бумаги, на котором напечатаны эти названия)Догадались, зачем его используют? Отвар листьев подорожника старинное отхаркивающее средство при лечении бронхита и коклюша. Полезен настой подорожника и при туберкулезе легких. Теплый чай из листьев этого растения используют для полоскания горла при ангине.в) Легенда о подорожнике-Ребята нам расскажут легенду о том, как узнали люди лечебные свойства этого растения.

Легенда о том, как были открыты лечебные свойства подорожника. Однажды две змеи, расположившись у дороги, грелись на солнышке. Вдруг из-за поворота выехала повозка. Одна успела уползти с дороги, а другая замешкалась, и колесо переехало её. Люди, сидевшие в повозке, увидели, как первая змея, оставшаяся невредимой, уползла, но вскоре возвратилась с листом подорожника и исцелила пострадавшую змею. Говорят, что будто бы этот случай и натолкнул людей на мысль использовать подорожник для  лечения ран.г) Практическая работаВы знаете, как правильно пользоваться подорожником?Прочитайте предложения в учебнике на странице 20 под восклицательным знаком.У вас на парте лежит конверт, достаньте оттуда листок подорожника. Он уже чистый. Выполните задание учебника. Физминутка«А в лесу растёт черника»А в лесу растёт черника,Земляника, голубика (Наклоны)Чтобы ягоды сорвать,Надо глубже приседать. ( Приседание)

Нагулялся я в лесу.Корзинку с ягодой несу. (Ходьба на месте)

В класс пора мне возвращаться,Чтобы снова заниматься. (Дети садятся на места)

3)Крапиваа)Загадка Слайд№3Чтобы узнать следующее лекарственное растение, нужно отгадать загадку. Прочитайте на экране.Ты растения не тронь.Жжется больно, как огонь.Хоть и жжётся,Но красива,Всем известная .. (крапива)

б) Практическая работа «Найди растение»Ребята, кто сможет найти веточку крапивы в этой вазе (на столе ваза с калиной, шиповником, крапивой, чистотелом, подорожником).- Почему вы так решили? Слайд№4

А знаете, почему крапива обжигает? А правы ли вы, узнаем из учебника.

в) Работа в учебнике страница 20-21Прочитаем это в учебнике на стр.21.-Ну, что правы вы были?А как она нам помогает, кто-нибудь знает? Тогда прочитаем об этом на стр.20 внизу.Ещё в древности знахари писали: (знахари это люди, которые лечили) «Берём сырую крапиву, толчём и прикладываем к свежим ранам – она раны вычистит и заживит». В крапиве есть вещества, убивающие микробы, а ещё она хорошо останавливает кровь. Отваром моют голову. Используют её и для изготовления красок. А как вкусен суп из крапивы, так как в крапиве много витаминов.Крапива полезна не только людям, но и бабочкам - адмиралу, павлиньему глазу, гусеницам, которые едят её листья. Одна из таких бабочек даже названа в честь своей травы – кормилицы. Узнай её название (крапивница). Рассмотрите её на рисунке и подпишите название.

4) Валерианаа) опытЕщё есть одно известное всем растение. У каждого дома оно лежит в аптечке. Чтобы его назвать, проведи такой опыт дома: (Слайд №5)1.Сегодня уроки не учи.2.Завтра принеси домой сразу пять двоек, и тогда мама побежит в аптеку за настойкой из этой травы, а ты сможешь прочитать название и записать его сюда Только смотри, чтобы папы не было рядом, особенно с ремнём. Постарайся отбежать подальше и уже потом объясни ему, что это научный эксперимент

б) рассматривание растения (гербарий, слайд № 6)

5)Чистотела) практическая работаУ вас в конверте лежит ещё одно растение. Если отломить стебелёк, то появится оранжевая жидкость, ею можно смазать ранки на теле. Попробуйте. Какое лекарство вам напоминает это растение? (Йод)Может кто-нибудь знает, как это растение называется?Чистотел применяют для лечения туберкулёза, в отваре травы чистотела купают детей при золотухе. Соком сводят бородавки, откуда происходит русское название растения: чистотел или бородавочник. Посмотрите, как выглядит растение на картинке и настоящее.6) «Узнай растение по внешнему виду»Лечебными бывают не только травы, но и плоды деревьев и кустарников.В вазе у меня на столе стоят веточки кустарников. Что это за растения? Что вы о них знаете?Шиповник богат витаминами: С,Р,К,В. Он входит в состав витаминных чаёв, из него делают сироп, применяемый при болезни печени. В домашних условиях из сухих плодов шиповника приготовляют отвар. Калина. Кору применяют в виде отвара при золотухе, простуде, удушье, свежие ягоды при судорогах, в качестве слабительного, гипертонической болезни, а цветы – при кашле и бронхите. Ягоды широко употребляют в пищу, а пережаренные семена используют в качестве заменителя кофе. 7) Работа в парахВ таблице спрятались названия лекарственных растений. Нужно их найти. Работаем в парах.( На партах листочки с таблицей)РОМАШКА

ЕЖЯЬЯУП

ПАТШАКИ

ЕРАЛОУЛ

ЙАЗУБРО

НПНДЦУП

ИМЕАЩЗУ

КАЛИНАХ

-Ребята, как используют эти лекарственные растения? Y Итог урокаВ начале урока мы с вами поставили цель – познакомиться с лекарственными растениями. О каких растениях за урок мы узнали?Прочитаем названия на доске.Лекарственные растения:Ромашка ШиповникМать-и- мачеха КалинаПодорожник ЧистотелКрапива ВалерианаYI Домашнее заданиеСтр.20-21, нарисовать одно лекарственное растение из таблицы и узнать о нём у родителей.

Приложение (можно на уроке рассказ и о других лекарственных растениях)ГераньНародная медицина считает, что аромат его листьев снимает головную боль, прогоняет усталость. Об этом растении есть легенда. У бедных крестьян тяжело заболел сын. Опечалились родители и обратились к лекарю. Лекарь посоветовал приобрести несколько кустиков душистого растения и установить над изголовьем кровати больного. Наутро болезнь миновала.

Спорыш

Я травка-муравка,Сорняк полевой,Когда цвету – меня сорви,И от болезней примени.(Спорыш)Можно уверенно сказать, что это самая распространенная в нашей стране трава. А вот что рассказывает придание.Рассвет только начал заниматься над землей, а старая колдунья была уже на полпути в горы, куда она отправилась за целебным зельем. Полную сумку трав нарвала колдунья и спускалась с горы. Нестерпимо пекло солнце. Колдунья присела передохнуть и заметила, что она сидит на мягком зеленом ковре и такая же травка-малютка пробирается в горы. Завела разговор с ней. - Чего в горы так торопишься? – спросила колдунья зеленую травку-муравку.- Ухожу от людей, внизу житья мне нет от них, все пашут, корчуют, поселиться негде. Слушала колдунья травку и решила недоброе людям сделать. - Говоришь, народ всю землю перепахал! Ну и что ж! Тебе еще лучше расти будет. Крепче держаться за землю будешь. Ступай-ка опять к людям в низину. - Пусть будет по-твоему, - без возражения согласилась травка-муравка и вернулась в теплую долину. Так, по совету коварной колдуньи спорыш вернулся к людям, заселив их огороды, сады, цветники. Народ понял, что это проделки старой колдуньи, и проклял ее за такие дела. А спорыш до сих пор живет среди людей, доставляя им порой большие хлопоты. Но настоящее назначение травы в другом. Это хороший корм для гусей, уток и курей. Заготавливают из нее сено для крупного рогатого скота. Приносит пользу это растение и человеку. Его применяют при заболеваниях туберкулезом, малярии, при опухолях. Спорыш хорошо действует как отхаркивающее, противоглистное и мочегонное средство, при заболевании печени, почек, желудка.

Загадки о лекарственных растениях.На больших столбах подрядЛампы белые весят,Расцветает он весной,Только снег сойдет лесной.(ландыш)

Стоят кругом сестрички:Желтые глазки,Белые реснички.(ромашка, ей поласкают горло при ангине, ополаскивают волосы для укрепления).

Держатся на стеблях крепкихСто плодов шершавых, цепких.(репей).

Горел в траве росистой,Потом померк, потух,И превратился в пух.Одуванчик, из него готовят салат, возбуждает аппетит)Мой брат зовет всех на уроки,А я в полях стою высокий.От ветра голову склоню,Но почему-то не звоню.(колокольчик).

Я расту в садах, лесах, У болот и на прудах,Я цвету почти все лето,А зовусь я как конфета.(ирис).

Называют «ноготки»Цвета желтого цветки,Как еще нас называют,Для чего нас применяют.(календула).

Одуванчи.Загадка:Сегодня поляна золотисто-жёлтая от цветов, завтра – бело-пушистая. Жёлтые цветы превращаются в белые «головки», а с «головок» слетают лёгкие пушинкиЛегенда о происхождении одуванчика. В маленьком селении в глубине лесов жила девочка-молочница. Пасла она козу и продавала все, кто хочет, молоко. Была приветлива и миловидна, всем умела сказать ласковое слово, и даже одно её появление было желанно людям. За это её и прозвали Отдуваночкой: она своей улыбкой и приветливым словом отдувала от людей тяжёлые мысли. Выросла Отдуваночка-молочница и горячо полюбила Жаворонка. Особенно нравились ей его песни без слов. Но однажды захотелось ей узнать, о чём поёт любимый. Уговорила она Жаворонка опуститься с неба и пропеть слова песни и услышала: «Нежна моя любовь к тебе, как солнца первые лучи, но манит в высь небес простор, и зов его могуч». Бросилась Отдуваночка к Жаворонку, хотела его удержать при себе навсегда, но не успела. Жаворонок взмыл в небо, и девушка поняла, что утратила своё счастье. В отчаянии взмахнула она своей жёлтой косынкой, и от туда выпало несколько золотых монеток. Подхватил их ветер и стал носить по свету. Там, где они касались земли, вырастали золотистые головки цветов, которые люди с тех пор называли по имени молочницы одуванчиком.Рассказ одуванчика о себе.Я думаю, что у меня есть одна очень удивительная способность. Я могу предсказывать погоду. В сырую погоду мои корзиночки не раскрываются, а в ясную сухую погоду я раскрываю корзиночки между 5 и 6-ю часами утра, и закрываю около 3 часов дня. В народе это моё свойство заметили давно, обо мне говорят: Глазок золотой на солнце глядит, как солнце нахмурится, глазок прищурится. На лугу у реки золотые огоньки, дождь заморосил, огоньки погасил. В народной медицине меня называют «жизненным эликсиром» и применяют при разных болезнях.Листья одуванчика хороши в весенних салатах, только их предварительно надо вымочить в подсоленной воде. Во Франции меня специально выращивают на полях, как пищевое растение. Из цветков варят варенья, а поджаренные корни используют, как заменитель кофе. ЛандышЗагадка:Гирлянды белых маленьких колокольчиков висят весной между большими остроконечными листьями. А летом на месте цветов – красные ягоды. Но не берите её в рот – она ядовита. Да, не на всех листьях ландыша бывают цветы – белые колокольчики. Дело в том, что корневище ландыша живет самое большее 21 год. Ландыш первый раз цветёт в возрасте семи лет, а к десяти – двенадцати годам растение утрачивает эту способность. Корневище образуют ежегодно новые листья, а цветоносы образуют только через два – три года. Вот и получается, что за свою длинную жизнь ландыши цветут два – три раза. А знаете ли вы, что цветы ландыша превращаются в красные ягоды?Только их нельзя трогать, а тем более есть. Они ядовиты! Да и всё растение ландыша ядовито, но препараты из моих листьев, цветов, семян – это лекарственные средства, которые улучшают работу сердца. Ландыш состоит в родстве и с чудесными лилиями, и с многочисленными видами лука. И названий у него много: на севере издавна называют лесной лилией, на Волге – воронцом, на Смоленщине – лесным или собачьим языком, а на Придонье – полевой черёмухой.Про ландыш люди сложили много сказок. Вот одно из таких преданий:Водяная царевна Волхова полюбила Садко. Случайно она узнала о его верной любви к простой девушке Любаве. Тогда царевна вышла на берег, что бы в последний раз послушать песни и игры на гуслях своего любимого. Долго ходила Волхова по лугам и опушкам, но Садко нигде не было. Как вдруг увидела она среди стройных берез Садко и Любаву. Заплакал с горя царевна, горькие слезы покатились из её синих, как море, глаз. Жемчужинами падали они в траву и превращались в ароматные серебристые цветы – символ верности, любви и нежности. Эти цветы люди назвали ландышамиЛипаЛистья этого дерева имеют форму сердечка. Люди любят это дерево. Его душистые цветы привлекают пчёл. И какой вкусный получается мёд! Чай из его цветов помогает при простуде.МятаМята перечная из неё делают лекарства, и ты тоже часто встречаешься с ней, если не ленишься по утрам чистить зубы. Приятный запах и свежесть придаёт зубной пасте ментол, который и содержится в этом растении. Оно есть и в сердечных лекарствах, и в мятных пряниках и конфетах.

Рисунок 1Рисунок 2Рисунок 415

weburok.com

Урок по кубановедению 2 класс на тему "Ядовитые растения Краснодарского края"

Урок кубановедения

во 2 классе

Краснодарский край

Гулькевичский район

МБОУ СОШ №12

Учитель

начальных классов

Низова Валентина

Александровна

Урок кубановедения.

Тема урока: «Ядовитые растения.»

Цель урока: 1. познакомить детей с ядовитыми растениями Краснодарского края, симптомами отравления этими растениями;

2. формировать навыки групповой работы;

3. выработать правила безопасного поведения в природе;

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Повторение пройденного материала.

а) Как называется край в котором мы живём?

б) Как ещё называют наш край? Почему?

в)Покажите на карте реку Кубань.

г)Как называется столица Краснодарского края?

д)Покажите на карте город Краснодар.

е) Как называется место, где мы живём?

ё) Покажите город Гулькевичи на карте.

- Сегодня к нам на урок снова пришёл доктор Айболит. (слайд 2).

Он просит вас вспомнить о чем мы говорили на прошлом уроке. (слайд 3).

Назовите растения (слайд 4).

(Ромашка, зверобой, цикорий, крапива, ландыш, зверобой).

Что вы можете сказать об этих растениях? (Это лекарственные растения.)

  1. Сообщение темы урока.

- Плод какого из этих растений ядовит? (ландыш) (слайд 5)

Ландыш первый раз цветёт в возрасте 7 лет. Плод — круглая оранжево — красная ягода.

Всё растение ландыша ядовито, но препараты из его листьев, цветков, семян — лекарственные средства, которые укрепляют и улучшают работу сердца.

Съеденные ягоды вызывают тяжелое отравление, тошноту, головокружение, пульс становится редким, пострадавший жалуется на головную боль и шум в ушах, выступает холодный пот.

Наряду с травами лекарственными, полезными для здоровья, в природе встречаются ядовитые растения, обладающие ядовитыми свойствами. По мнению ученых, на Земле более 10000 ядовитых растений. Многие из этих растений являются сильными лекарствами, но необходимо знать дозировку. Парацельс, выдающийся врач прошлого, мудро заявил: "Только доза делает вещество ядом или лекарством".

- Сегодня мы поговорим о ядовитых растениях, которые можно встретить в Краснодарском крае.

4.Изучение темы урока.

а)Рассказ подготовленных учащихся о ядовитых растениях.

На русском языке растение имеет множество названий, распространённых в большей и меньшей степени в разных регионах России: Дурман вонючий, дивдерево, дуропьян, дурье зелье, одурь-трава, шальная трава, колючие яблоки, бадура, бодяк, дурнишник.

Произрастает возле жилья, на замусоренных местах — вдоль дорог. Предпочитает сырые места.

Это однолетнее травянистое растение с вильчато-ветвистым прямостоячим стеблем высотой до 1,5 м. Сверху листья темно-зеленого цвета, снизу светло-зеленые. Цветки белые, крупныеЦветет дурман в июне-августе, плодоносит в сентябре. От растения исходит неприятный одурманивающий запах.

Южный гость, привезен из теплых стран. Черные зерна похожие на фасоль, в колючей семенной коробочке. Ядовиты как зерна, так и само растение. Дурман имеет неприятный запах, поэтому вероятность, что кто-то решит отведать его листья или цветы, невысока. Применяется в медицине. Лекарственным сырьём являются листья, собранные во время цветения, верхушки и семена.

Всё растение сильно ядовито, особенно семена.

Волчье лыко (волчьи ягоды). (слайд 7)

Это прямостоячий кустарник, цветет в мае-апреле душистыми розовыми трубчатыми цветками. Плоды ярко-красные. Ядовито все растение.

Кора растения настолько ядовита, что при соприкосновении с влажной корой (или при попадании сока на кожу) можно получить серьезное раздражение, вплоть до некроза (отмирания).

Волчеягодник весьма ценим садоводами и ландшафтными дизайнерами за раннее цветение, массу нежных ароматных цветков, декоративные листья, морозостойкость и теневыносливость.

Все несъедобные ягоды в лесу обычно называют волчьими. Волчьими, а иногда и собачьими, называют черные ягоды крушины ломкой. Цветет крушина в мае—июле. Считалось, что уголь из коры крушины — лучший для производства пороха.

Часто крушину путают с другими «волчьими ягодами»— жимолостью. Так же, как и у крушины, у нее белые цветки; ягоды жимолости несъедобны. Оба кустарника цветут уже после того, как лес оделся листвой. В это время сильных ветров под пологом леса не бывает, и они приспособились к опылению насекомыми. В тени леса, где царит полумрак, для насекомых заметнее белый цвет. Осенью, когда заалеют волчьи ягоды, можно видеть, как вблизи от кустов стайками вьются дрозды и синицы.

Часто в еловом лесу можно встретить оригинальное растение: высокий стебель, четыре крупных листа, а наверху — в окружении околоцветника — сизо-черную ягоду. Листья растения заостренные, с тремя жилками. Цветок один, зеленовато-белый, цветет в мае—июне, плод — ягода, созревает в июле—августе. Все части растения сильно ядовиты, особенно корневище и ягоды.

Следует помнить, что растение очень ядовито. В офицальной медицине не используется. Иногда в народной медицине используют настойку травы вороньего глаза.

б) Рассказ учителя о ядовитых растениях. (слайды 9 – 14)

Белена черная (лат. Hyoscýamus níger) – это сорняк, встречающийся преимущество вблизи жилья, на улицах, свалках и пустырях, а также на лугах.

Ядовито все растение, но особую опасность представляют семена, похожие на маковые зерна, находящиеся в семенных коробочках. Если их пожевать, во рту появляется освежающий, сладко-горьковатый вкус.

Первые признаки отравления проявляются через 30-60 минут. Лицо и шея краснеют, обильно выделяется слюна сменяющееся сухостью во рту, тошнота и рвота вызываются довольно редко. Наблюдаются судороги рук и ног. Пострадавшие очень возбуждены. Они бегают, кричат, смеются. Больные бредят, неправильно воспринимают окружающие предметы. Может вызвать смерть от остановки дыхания. Не даром существует выражение: «…словно белены объелся».

Опийные сорта мака могут привести к сильному отравлению. Они отличаются сизовато-зелеными бутонами продолговатой формы с вдавленной верхушкой и длиной 3 - 4,5 см. У масличных сортов они более мелкие 2 - 2,5 см, в нижней части красно-фиолетовые. Наибольшую опасность представляют семена мака опийных сортов белого или светло-желтого цвета. В диком виде мак снотворный в нашей полосе не встречается, чаще его можно увидеть на дачных участках. Симптомы отравления маком такие же, как и при отравлении беленой черной. Кроме того, опийный мак может оказывать угнетающее влияние на нервную систему, некоторые центры головного мозга. Может развиться заторможенность, замедляется пульс, дыхание, понижается температура тела.

Насчитывают около 170 видов лютиков. Чаще встречаются лютик ядовитый, лютик едкий (куриная слепота), лютик жгучий и лютик ползучий (лютый цвет). Некоторые из них применяются в народной медицине, как лекарственные растения. Сок этих лютиков едкий и жгучий. При вдыхании его паров происходит раздражение дыхательных путей и глаз, появляются насморк, слезотечение, удушье и спазмы мышц гортани.

Чистотел - это одно из самых популярных лекарственных растений средней полосы и юга России. Но прежде чем использовать его как лечебное средство, необходимо знать, что чистотел считается сильным ядовитым растением и при передозировке могут последовать отравления.

При лечении используют, как противовоспалительное, противоаллергическое, противомикробное средство. Чистотел и препараты из него хорошо заживляют раны, справляются с грибковыми заболеваниями.

При отравлении чистотел вызывает тошноту, угнетение нервной системы, судороги, замедление пульса и резкое снижение артериального давления. При сильном отравлении может наступить паралич сердечной мышцы и смерть. Первая помощь при отравлении чистотелом - это немедленное промывание желудка и введение в кровь как можно большего количества жидкостей.

Ядовиты ягоды, особенно незрелые. При отравлении проявляются нейротоксическое действие. При употреблении цветков, ягод и листьев, особенно свежих, может наступить отравление амигдалином, который при определенных условиях переходит в синильную кислоту.

Отличается мышиным запахом. Растет на запущенных и заброшенных участках, в сорных местах, по берегам озер и рек.

Его сок может вызвать смерть, так как находящиеся в нем вещества вызывают паралич двигательных нервов. Особенно ядовиты семена – мелкие, серые, шаровидные плоды.

Сок болиголова применяли в древности для приведения в исполнение смертного приговора.

Признаки отравления: головная боль, головокружение, тошнота, рвота, понос, слюнотечение, холодный пот, расстройство слуха и зрения

Растет по рощам, каменистым местам, в зарослях ку-старников и по степным лугам. прикосновение к растению вызывает на коже трудно заживающие ожоги, а вдыхание его запаха сильно раздражает слизистую оболочку носа. К этому растению ни в коем случае нельзя прикасаться и нюхать! Кожа в месте прикосновения краснеет, покрывается волдырями и образуется сильнейший химический ожог второй степени. Особенно опасны именно цветы и коробочки с семенами.

в) Работа в группах.

- Обсудите в группах, какие меры в предосторожности нужно соблюдать чтобы не отравиться ядовитыми растениями.

(Выступление учащихся).

- А теперь прочитайте, какие правила безопасности вам предлагает доктор Айболит. (слайд 16).

1) Отдыхая на природе, обходи стороной незнакомые растения, не пробуй их на вкус.

2) В случае отравления или покраснения кожи срочно обратись за помощью к взрослым.

3) Если во время привала ты собираешься подкрепиться едой, вымой руки чистой водой с мылом, вытри их чистым носовым платком.

г)Распредели растения на группы. (слайд 17)

Вороний глаз, малина, виноград, рябина, волчье лыко, бузина.

(Вороний глаз, бузина, волчье лыко – несъедобные растения.

Виноград, малина, рябина – съедобные растения).

- Обсудите почему не надо уничтожать некоторые ядовитые растения?

(- Ядовитыми растениями лечат многие серьезные заболевания. Уже сейчас в медицине используют более 160 видов ядовитых растений. Эти ядовитые растения обладают рядом замечательных свойств. Их можно применять и при болезнях сердца, как кровоостанавливающее, обезболивающее средство.

Некоторые ядовитые растения занесены в Красную книгу и нуждаются в охране.

Ядовитыми растениями питаются и лечатся животные.

Некоторые ядовитые растения радуют глаз своей красотой.)

д)Чтение стихотворения Т. Голуб «Волчьи ягоды» (учебник стр.25)

- Какую опасность таят в себе волчьи ягоды?

е) Доктор Айболит благодарит вас за работу на уроке и на прощание просит вас нарисовать любое ядовитое растение. (слайд 18)

  1. Итог урока.

– О чём говорили на уроке?

- Что нового узнали?

- Отравление растениями происходит в основном в весенне-летний период. Чаще всего риску подвержены люди, незнакомые с этими растениями, а также дети, которые часто хватают и жуют, что попало. Чаще всего при отравлении ядовитыми растениями поражается нервная система. Многие ядовитые растения действуют непосредственно на желудочно - кишечный тракт, вызывая очень сильное отравление, а также могут действовать на сердечную мышцу, на печень, на кожные покровы, вызывая различные аллергические реакции, появляются волдыри, отмечается сильный зуд. Будьте осторожны и внимательны.

  1. Домашнее задание. стр.25 стих наизусть

infourok.ru

Урок кубановедения во 2 классе «Лекарственные растения Краснодарского края»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №13

Урок кубановедения во 2 классе «Лекарственные растения Краснодарского края»

Работу выполнила:

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №13

Выпряжкина С.Г.

ст.Новоджерелиевская

2011г.

Тема урока: Лекарственные растения Краснодарского края.

Цель: Познакомить учащихся с видами лекарственных растений Краснодарского края научить ребят бережному отношению к растениям.

Ход урока.

1.Оргмомент.

2. Сообщение темы и цели урока.

3. Работа над новым материалом.

1) Беседа учителя о лекарственных травах Кубани.

Давно заметил человек, что некоторые растения излечивают от недугов. Стал запоминать, что от чего помогает. Внимательный взгляд да хорошая память многое могут сделать. Заметить, запомнить, другим пересказать. Так из поколения в поколение передавались сведения о целебных свойствах растений.

Угадайте, что это за растение?

С желтыми цветками я,

Есть две мамы у меня.

(мать-и-мачеха)

Мать-и-мачеха.

Ранней весной, когда сойдет снег, на откосах, на южных склонах оврагов зажигаются золотые огоньки цветов мать-и-мачехи. Радуясь теплу и свету, весне и солнцу, чудесные цветы мать-и-мачехи раньше других украшают нашу землю. Интересно происхождение названия растения. Большие зубчатые листья мать-и-мачехи сверху ярко-зеленые, глянцевитые. Если их приложить к телу, то почувствуешь холодок, это ощущение сравнивают с мачехой. Нижняя сторона листа, покрытая нежным, пушистым «войлоком», - мягкая и теплая – это мать. Недолго цветет мать-и-мачеха. С появлением блестящих с верху листьев увядают золотисто-желтые цветочки, будто от собственного холода. Вот и появилась в народе легенда…

У одной женщины умерла родная дочь. Всю свою ласку и тепло отдала она ушедшей в землю дочери. А падчерице с того времени и вовсе житья не стало. Добрая и красивая девушка-цветок все тянется к солнцу, к теплу, к ласке. Все кругом любуются ею. Но только глянет на нее злая мачеха холодным пронзительным взглядом, и увядает девушка от неприятной стужи, излучаемой верхней стороной листьев.

Мать-и-мачеха – сорняк, причем трудно искореняемый, но, несмотря на это, имеет широкое применение в медицине. Цветки этого растения содержат целебные вещества, помогающие при заболеваниях дыхательных путей. Цветки собирают в сухую погоду, в начале цветения и сушат на чердаке или в комнате. Мать-и-мачеха используется в качестве смягчающего средства при кашле, ее приписывают при заболеваниях золотухой и водянкой.

Подорожник.

Тонкий стебелек у дорожки.

На конце его сережки,

На земле лежат листки –

Маленькие лопушки.

(подорожник)

Где бы вы ни были, на лугу, в огороде, вы непременно заметите многолетнее травянистое растение с широкими листьями – подорожник. Подорожник – обычный многолетний сорняк, тем не менее, это удивительное растение.

С открытием Америки в Европе появилось очень много новых растений. В числе их картофель, фасоль, кукуруза, помидор… Но и для Америки не осталось бесследным переселение европейцев.

«След белого человека»,— говорили североамериканские индейцы, глядя на невзрачное растеньице с розеткой яйцевидных плотных листьев на длинных широких черешках. Почему же индейцы Северной Америки считают подорожник «следом белого человека»? Да потому что появилось это растение вместе с первыми европейцами. До этого в Америке не было подорожника. И вырастал он именно там, где ступала нога европейца, Суеверные местные жители приписывали это чудодейственной силе и могуществу белого человека. Со страхом, а нередко и с негодованием смотрели они, с какой неимоверной быстротой размножался пришелец из Европы.

Конечно же, никакого чуда не было. Просто природа наделила это растение способностью распространяться с помощью человека, животных. Осенью, когда начинаются дожди и слякоть, созревают семена подорожника. От сырости они превращаются в клейкие комочки и вместе с грязью на обуви человека или копытах животных переносятся на далекие расстояния. Каждое растение может дать до 60 тысяч семян. Растет подорожник у дорог, на тропинках, на выпасах, полях. Отсюда и его народное название — «попутник», «подорожник».

Подорожник с давних пор широко используется как лечебное средство.

Отвар листьев подорожника — старинное отхаркивающее средство при лечении бронхита и коклюша. Полезен настой подорожника и при туберкулезе легких. Теплый чай из листьев этого растения используют для полоскания горла при ангине.

Спорыш

Я травка-муравка,

Сорняк полевой,

Когда цвету – меня сорви,

И от болезней примени.

(Спорыш)

Можно уверенно сказать, что это самая распространенная в нашей стране трава. А вот что рассказывает придание.

… Рассвет только начал заниматься над землей, а старая колдунья была уже на полпути в горы, куда она отправилась за целебным зельем. Полную сумку трав нарвала колдунья и спускалась с горы. Нестерпимо пекло солнце. Колдунья присела передохнуть и заметила, что она сидит на мягком зеленом ковре и такая же травка-малютка пробирается в горы. Завела разговор с ней.

- Чего в горы так торопишься? – спросила колдунья зеленую травку-муравку.

- Ухожу от людей, внизу житья мне нет от них, все пашут, корчуют, поселиться негде. Слушала колдунья травку и решила недоброе людям сделать.

- Говоришь, народ всю землю перепахал! Ну и что ж! Тебе еще лучше расти будет. Крепче держаться за землю будешь. Ступай-ка опять к людям в низину.

- Пусть будет по-твоему, - без возражения согласилась травка-муравка и вернулась в теплую долину. Так, по совету коварной колдуньи спорыш вернулся к людям, заселив их огороды, сады, цветники. Народ понял, что это проделки старой колдуньи, и проклял ее за такие дела. А спорыш до сих пор живет среди людей, доставляя им порой большие хлопоты.

Но настоящее назначение травы в другом. Это хороший корм для гусей, уток и курей. Заготавливают из нее сено для крупного рогатого скота. Приносит пользу это растение и человеку. Его применяют при заболеваниях туберкулезом, малярии, при опухолях. Спорыш хорошо действует как отхаркивающее, противоглистное и мочегонное средство, при заболевании печени, почек, желудка.

2) Загадки о лекарственных растениях.

А теперь отгадайте загадки:

Ты растения не тронь.

Жжется больно, как огонь.

(крапива. Отваром моют голову, останавливают кровь).

На больших столбах подряд

Лампы белые весят,

Расцветает он весной,

Только снег сойдет лесной.

(ландыш)

Стоят кругом сестрички:

Желтые глазки,

Белые реснички.

(ромашка, ей поласкают горло при ангине, ополаскивают волосы для укрепления).

Держатся на стеблях крепких

Сто плодов шершавых, цепких.

(репей).

Горел в траве росистой,

Потом померк, потух,

И превратился в пух.

Одуванчик, из него готовят салат, возбуждает аппетит).

Мой брат зовет всех на уроки,

А я в полях стою высокий.

От ветра голову склоню,

Но почему-то не звоню.

(колокольчик).

Я расту в садах, лесах,

У болот и на прудах,

Я цвету почти все лето,

А зовусь я как конфета.

(ирис).

Называют «ноготки»

Цвета желтого цветки,

Как еще нас называют,

Для чего нас применяют.

(календула).

4. Закрепление изученного.

Выполнение детьми рисунка понравившихся растений.

5. Итог урока. Выставка работ.

refdb.ru

Конспект урока кубановедения с презентацией

8.12.15 Тема урока: Лекарственные растения Краснодарского края.

Планируемые результаты:

Личностные УУД - Различать и узнавать изученные объекты живой природы.

Регулятивные УУД - Самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Познавательные УУД - Осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной речи.

Коммуникативные УУД - Учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей.

Ход урока.

1.Оргмомент.

2. Повторение пройденного и проверка знаний по предыдущему уроку. Игра «Кто быстрее» (Даны карточки с изображением  шиповника, ландыша, дуба, берёзы, ели, пихты, папоротника и др.Необходимо разделить все карточки на 3 группы: деревья, кустарники, травянистые растения. Для этого класс делим на 3 группы(3 ряда). Дети выходят по очереди и выбирают карточку которая подходит к названию группы. Побеждает та команда, которая выполнит задание быстрее  и правильнее всех).

3. Сообщение темы и цели урока.

-Ребята, вы знаете, что в природе существуют растения которые люди называют– лекарственными растениями, о них мы сегодня и поговорим.

4. Работа над новым материалом.

1) Беседа учителя о лекарственных травах Кубани.

 Давно заметил человек, что некоторые растения излечивают от недугов. Стал запоминать, что от чего помогает. Внимательный взгляд да хорошая память многое могут сделать. Заметить, запомнить, другим пересказать. Так из поколения в поколение передавались сведения о целебных свойствах растений.

Угадайте, что это за растение?

С желтыми цветками я,

Есть две мамы у меня.

                           (мать-и-мачеха)

Мать-и-мачеха.                     

Ранней весной, когда сойдет снег, на откосах, на южных склонах оврагов зажигаются золотые огоньки цветов мать-и-мачехи. Радуясь теплу и свету, весне и солнцу, чудесные цветы мать-и-мачехи раньше других украшают нашу землю. Интересно происхождение названия растения. Большие зубчатые листья мать-и-мачехи сверху ярко-зеленые, глянцевитые. Если их приложить к телу, то почувствуешь холодок, это ощущение сравнивают с мачехой. Нижняя сторона листа, покрытая нежным, пушистым «войлоком», - мягкая и теплая – это мать. Недолго цветет мать-и-мачеха. С появлением блестящих с верху листьев увядают золотисто-желтые цветочки, будто от собственного холода. Вот и появилась в народе легенда…

    У одной женщины умерла родная дочь. Всю свою ласку и тепло отдала она ушедшей в землю дочери. А падчерице с того времени и вовсе житья не стало. Добрая и красивая девушка-цветок все тянется к солнцу, к теплу, к ласке. Все кругом любуются ею. Но только глянет на нее злая мачеха холодным пронзительным взглядом, и увядает девушка от неприятной стужи, излучаемой верхней стороной листьев.

      Мать-и-мачеха – сорняк, причем трудно искореняемый, но, несмотря на  это, имеет широкое применение в медицине. Цветки этого растения содержат целебные вещества, помогающие при заболеваниях дыхательных путей. Цветки собирают в сухую погоду, в начале цветения и сушат на чердаке или в комнате. Мать-и-мачеха используется в качестве смягчающего средства при кашле, ее приписывают при заболеваниях золотухой и водянкой.

                                               Подорожник.  

Тонкий стебелек у дорожки.

На конце его сережки,

На земле лежат листки –

Маленькие лопушки.

            (подорожник)

   Где бы вы ни были, на лугу, в огороде, вы непременно заметите многолетнее травянистое растение с широкими листьями – подорожник. Подорожник – обычный многолетний сорняк, тем не менее, это удивительное растение.

    С открытием Америки в Европе появилось очень много новых растений. В числе их картофель, фасоль, кукуруза, помидор… Но и для Америки не осталось бесследным переселение европейцев.

      «След белого человека»,— говорили североамериканские индейцы, глядя на невзрачное растеньице с розеткой яйцевидных плотных листьев на длинных широких черешках. Почему же индейцы Северной Америки считают подорожник «следом белого человека»? Да потому что появилось это растение вместе с первыми европейцами. До этого в Америке не было подорожника. И вырастал он именно там, где ступала нога европейца, Суеверные местные жители приписывали это чудодейственной силе и могуществу белого человека. Со страхом, а нередко и с негодованием смотрели они, с какой неимоверной быстротой размножался пришелец из Европы.

Конечно же,   никакого  чуда   не   было.   Просто природа наделила это растение способностью распространяться с помощью человека, животных. Осенью, когда начинаются дожди и слякоть, созревают семена подорожника. От сырости они превращаются в клейкие комочки и вместе с грязью на обуви человека или копытах животных переносятся на далекие расстояния. Каждое растение может дать до 60 тысяч семян. Растет подорожник у дорог, на тропинках, на выпасах, полях. Отсюда и его народное название — «попутник», «подорожник».

Подорожник с давних пор широко используется как лечебное средство.

Отвар листьев подорожника — старинное отхаркивающее средство при лечении бронхита и коклюша. Полезен настой  подорожника и при туберкулезе легких. Теплый чай из листьев этого растения используют для полоскания горла при ангине.

Спорыш  

Я травка-муравка,

Сорняк полевой,

Когда цвету – меня сорви,

И от болезней примени.

                              (Спорыш)   

Можно уверенно сказать, что это самая  распространенная в нашей стране трава. А вот что рассказывает придание.

… Рассвет только начал заниматься над землей, а старая колдунья была уже на полпути в горы, куда она отправилась за целебным зельем. Полную сумку трав нарвала колдунья и спускалась с горы. Нестерпимо пекло солнце. Колдунья присела передохнуть и заметила, что она сидит на мягком зеленом ковре и такая же травка-малютка пробирается в горы. Завела разговор с ней.

- Чего в горы так торопишься? – спросила колдунья зеленую травку-муравку.

- Ухожу от людей, внизу житья мне нет от них, все пашут, корчуют, поселиться негде. Слушала колдунья травку и решила недоброе людям сделать.

- Говоришь, народ всю землю перепахал! Ну и что ж! Тебе еще лучше расти будет. Крепче держаться за землю будешь. Ступай-ка опять к людям в низину.

- Пусть будет по-твоему, - без возражения согласилась травка-муравка и вернулась в теплую долину. Так, по совету коварной колдуньи спорыш вернулся к людям, заселив их огороды, сады, цветники. Народ понял, что это проделки старой колдуньи, и проклял ее за такие дела. А спорыш до сих пор живет среди людей, доставляя им порой большие хлопоты.

   Но настоящее назначение травы в другом. Это хороший корм для гусей, уток и курей. Заготавливают из нее сено для крупного рогатого скота. Приносит пользу это растение и человеку. Его применяют при заболеваниях туберкулезом, малярии, при опухолях. Спорыш хорошо действует как отхаркивающее, противоглистное и мочегонное средство, при заболевании печени, почек, желудка.

 2)  Загадки о лекарственных растениях.

А теперь отгадайте загадки: 

Ты растения не тронь.

Жжется больно, как огонь.

    (крапива. Отваром моют голову, останавливают кровь).

На больших столбах подряд

Лампы белые весят,

Расцветает он весной,

Только снег сойдет лесной.

          (ландыш)

Стоят кругом сестрички:

Желтые глазки,

Белые реснички.

  (ромашка, ей поласкают горло при ангине, ополаскивают волосы для укрепления).

Держатся на стеблях крепких

Сто плодов шершавых, цепких.

         (репей).

Горел в траве росистой,

Потом померк, потух,

И превратился в пух.

       Одуванчик, из него готовят салат, возбуждает аппетит).

Мой брат зовет всех на уроки,

А я в полях стою высокий.

От ветра голову склоню,

Но почему-то не звоню.

      (колокольчик).

Я расту в садах, лесах,

У болот и на прудах,

Я цвету почти все лето,

А зовусь я как конфета.

     (ирис).  

Называют «ноготки»

Цвета желтого цветки,

Как еще нас называют,

Для чего нас применяют.

        (календула).   

  1. Физминутка

 

Мы с вами вошли в лес.

Сколько здесь вокруг чудес!

(посмотреть вправо, влево)

Руки подняли и покачали-

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят

Как они тихо садятся

Покажем – крылья сложили назад.

Наклонились и присели,

Заниматься тихо сели.

 

  1. Закрепление изученного.

- Ребята, а ведь это ещё не все лекарственные растения, их очень много. А вы знаете, что многие деревья тоже помогают при различных болезнях. Это-

  берёза, липа, сосна, ель, ива, ольха, крушина, тополь, осина, орех.

- Ребята, а сейчас посоветуйтесь со своим соседом по парте и нарисуйте вместе  ним, то растение, которое вам больше понравилось. (Выполнение детьми рисунка понравившихся растений).

  1. Итог урока. Выставка работ.

Я узнал …

Меня удивило …

Я задумался над …

Я научился …

Мне пригодится …

              Я смогу …

kopilkaurokov.ru

У рок кубановедения во 2 классе «Лекарственные растения Краснодарского края»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №13

Урок кубановедения во 2 классе «Лекарственные растения Краснодарского края»

Работу выполнила:

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №13

Выпряжкина С.Г.ст.Новоджерелиевская

2011г.

Тема урока: Лекарственные растения Краснодарского края.Цель: Познакомить учащихся с видами лекарственных растений Краснодарского края научить ребят бережному отношению к растениям.Ход урока.

1.Оргмомент.

2. Сообщение темы и цели урока.

3. Работа над новым материалом.

1) Беседа учителя о лекарственных травах Кубани.

Давно заметил человек, что некоторые растения излечивают от недугов. Стал запоминать, что от чего помогает. Внимательный взгляд да хорошая память многое могут сделать. Заметить, запомнить, другим пересказать. Так из поколения в поколение передавались сведения о целебных свойствах растений.

Угадайте, что это за растение?

С желтыми цветками я,

Есть две мамы у меня.

(мать-и-мачеха)

Мать-и-мачеха.

Ранней весной, когда сойдет снег, на откосах, на южных склонах оврагов зажигаются золотые огоньки цветов мать-и-мачехи. Радуясь теплу и свету, весне и солнцу, чудесные цветы мать-и-мачехи раньше других украшают нашу землю. Интересно происхождение названия растения. Большие зубчатые листья мать-и-мачехи сверху ярко-зеленые, глянцевитые. Если их приложить к телу, то почувствуешь холодок, это ощущение сравнивают с мачехой. Нижняя сторона листа, покрытая нежным, пушистым «войлоком», - мягкая и теплая – это мать. Недолго цветет мать-и-мачеха. С появлением блестящих с верху листьев увядают золотисто-желтые цветочки, будто от собственного холода. Вот и появилась в народе легенда…

У одной женщины умерла родная дочь. Всю свою ласку и тепло отдала она ушедшей в землю дочери. А падчерице с того времени и вовсе житья не стало. Добрая и красивая девушка-цветок все тянется к солнцу, к теплу, к ласке. Все кругом любуются ею. Но только глянет на нее злая мачеха холодным пронзительным взглядом, и увядает девушка от неприятной стужи, излучаемой верхней стороной листьев.

Мать-и-мачеха – сорняк, причем трудно искореняемый, но, несмотря на это, имеет широкое применение в медицине. Цветки этого растения содержат целебные вещества, помогающие при заболеваниях дыхательных путей. Цветки собирают в сухую погоду, в начале цветения и сушат на чердаке или в комнате. Мать-и-мачеха используется в качестве смягчающего средства при кашле, ее приписывают при заболеваниях золотухой и водянкой.

Подорожник.

Тонкий стебелек у дорожки.

На конце его сережки,

На земле лежат листки –

Маленькие лопушки.

(подорожник)

Где бы вы ни были, на лугу, в огороде, вы непременно заметите многолетнее травянистое растение с широкими листьями – подорожник. Подорожник – обычный многолетний сорняк, тем не менее, это удивительное растение.

С открытием Америки в Европе появилось очень много новых растений. В числе их картофель, фасоль, кукуруза, помидор… Но и для Америки не осталось бесследным переселение европейцев.

«След белого человека»,— говорили североамериканские индейцы, глядя на невзрачное растеньице с розеткой яйцевидных плотных листьев на длинных широких черешках. Почему же индейцы Северной Америки считают подорожник «следом белого человека»? Да потому что появилось это растение вместе с первыми европейцами. До этого в Америке не было подорожника. И вырастал он именно там, где ступала нога европейца, Суеверные местные жители приписывали это чудодейственной силе и могуществу белого человека. Со страхом, а нередко и с негодованием смотрели они, с какой неимоверной быстротой размножался пришелец из Европы.

Конечно же, никакого чуда не было. Просто природа наделила это растение способностью распространяться с помощью человека, животных. Осенью, когда начинаются дожди и слякоть, созревают семена подорожника. От сырости они превращаются в клейкие комочки и вместе с грязью на обуви человека или копытах животных переносятся на далекие расстояния. Каждое растение может дать до 60 тысяч семян. Растет подорожник у дорог, на тропинках, на выпасах, полях. Отсюда и его народное название — «попутник», «подорожник».

Подорожник с давних пор широко используется как лечебное средство.

Отвар листьев подорожника — старинное отхаркивающее средство при лечении бронхита и коклюша. Полезен настой подорожника и при туберкулезе легких. Теплый чай из листьев этого растения используют для полоскания горла при ангине.

СпорышЯ травка-муравка,

Сорняк полевой,

Когда цвету – меня сорви,

И от болезней примени.

(Спорыш)

Можно уверенно сказать, что это самая распространенная в нашей стране трава. А вот что рассказывает придание.

… Рассвет только начал заниматься над землей, а старая колдунья была уже на полпути в горы, куда она отправилась за целебным зельем. Полную сумку трав нарвала колдунья и спускалась с горы. Нестерпимо пекло солнце. Колдунья присела передохнуть и заметила, что она сидит на мягком зеленом ковре и такая же травка-малютка пробирается в горы. Завела разговор с ней.

- Чего в горы так торопишься? – спросила колдунья зеленую травку-муравку.

- Ухожу от людей, внизу житья мне нет от них, все пашут, корчуют, поселиться негде. Слушала колдунья травку и решила недоброе людям сделать.

- Говоришь, народ всю землю перепахал! Ну и что ж! Тебе еще лучше расти будет. Крепче держаться за землю будешь. Ступай-ка опять к людям в низину.

- Пусть будет по-твоему, - без возражения согласилась травка-муравка и вернулась в теплую долину. Так, по совету коварной колдуньи спорыш вернулся к людям, заселив их огороды, сады, цветники. Народ понял, что это проделки старой колдуньи, и проклял ее за такие дела. А спорыш до сих пор живет среди людей, доставляя им порой большие хлопоты.

Но настоящее назначение травы в другом. Это хороший корм для гусей, уток и курей. Заготавливают из нее сено для крупного рогатого скота. Приносит пользу это растение и человеку. Его применяют при заболеваниях туберкулезом, малярии, при опухолях. Спорыш хорошо действует как отхаркивающее, противоглистное и мочегонное средство, при заболевании печени, почек, желудка.

2) Загадки о лекарственных растениях.

А теперь отгадайте загадки:

Ты растения не тронь.

Жжется больно, как огонь.

(крапива. Отваром моют голову, останавливают кровь).На больших столбах подряд

Лампы белые весят,

Расцветает он весной,

Только снег сойдет лесной.

(ландыш)Стоят кругом сестрички:

Желтые глазки,

Белые реснички.

(ромашка, ей поласкают горло при ангине, ополаскивают волосы для укрепления).

Держатся на стеблях крепких

Сто плодов шершавых, цепких.

(репей).Горел в траве росистой,

Потом померк, потух,

И превратился в пух.

Одуванчик, из него готовят салат, возбуждает аппетит).Мой брат зовет всех на уроки,

А я в полях стою высокий.

От ветра голову склоню,

Но почему-то не звоню.

(колокольчик).Я расту в садах, лесах,

У болот и на прудах,

Я цвету почти все лето,

А зовусь я как конфета.

(ирис).Называют «ноготки»

Цвета желтого цветки,

Как еще нас называют,

Для чего нас применяют.

(календула).

4. Закрепление изученного.

Выполнение детьми рисунка понравившихся растений.

5. Итог урока. Выставка работ.

100-bal.ru

Урок кубановедения по теме "Лекарственные растения"

Автор конспекта:Автор(ы): — Ярославцева Светлана Дмитриевна

Место работы, должность: — Учитель начальных классов МБОУ СОШ №39

Регион: — Краснодарский закрайка

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее сортообразование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 1 автокласс Класс(ы): — 2 автокласс Класс(ы): — 3 автокласс Класс(ы): — 4 автокласс

Предмет(ы): — Биология Предмет(ы): — Краеведение Предмет(ы): — Окружающий лад Предмет(ы): — Природоведение

Цель урока: —

  • продолжить блат детей с растительностью родного края;
  • познакомить с лекарственными растениями;
  • расширять воззрение о многообразии природы родного хутора;
  • воспитывать любава к природе, бережное оценка к ней

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся на классе (аудитории): — 20

Используемые учебники и учебные пособия: —

учебник-тетрадь Е.Н. Еременко, Н.Н. Зыдина

Используемое оборудование: —

гербарий лекарственных растений, карточки названий

растений, учебник – брульон « Кубановедение» 2 класс,

конверт с листочками подорожника и чистотела, матрица с

листьями, сухарница с ветками шиповника, крапивы, чистотела;

книга И.И.Гром «Дары природы», предметные картинки ,

ИКТ

Краткое описание: — На уроке продолжаем изучать лекарственные растения Краснодарского края на игровой форме с выполнением кратковременных практических работ и мультимедийной поддержкой

Тема:Лекарственные растения

Цель:продолжить блат детей с растительностью родного края;

познакомить с лекарственными растениями;

расширять воззрение о многообразии природы родного хутора;

воспитывать любава к природе, бережное оценка к ней

Оборудование:гербарий лекарственных растений, карточки названий

растений, учебник – брульон « Кубановедение» 2 класс,

евроконверт с листочками подорожника и чистотела, матрица с

листьями, сухарница с ветками шиповника, крапивы, чистотела;

увраж И.И.Гром «Дары природы», предметные картинки ,

ИКТ

Ход урока

IОрганизация класса

II Проверка домашнего задания

1. Чтение на память понравившихся стихотворений(страница 18)

2. Чтение описания растения(страница 19)

III Сообщение темы урока

На прошлом уроке мы с вами говорили о растениях, которые растут на нашем крае. Сегодня мы продолжим эту работу. Посмотрите на картинку ( премьера ромашки). Как называется это растение? Что вам знаете о этом растении?

( поласкают гирло при ангине, ополаскивают букли ради укрепления).

Ромашка — лекарственное растение.

Какие задачи поставим ныне на уроке?

Познакомимся с лекарственными растениями нашего края. ( Открывается доска, на которой записана предмет урока: «Лекарственные растения», и вывешивается фотокарточка С словом ромашка).

IY Изучение нового материала

1. Беседа с учащимися

Болеть могут все: и люди, и животные. Но где-нибудь взять бедному зверю рецепт? Вот и приходится животным лечить себе самостоятельно. В дивий аптеке все время дозволено отыскать то, что их исцелит.

Люди ещё на древние времена, наблюдая после животными, также стали лечиться травами, ягодами, листьями многих растений. Человек использует растение как лекарство.

2. Знакомство с растениями

1) Мать-и-мачеха

а) разгадывание загадки

-Угадайте, что это после растение?

С желтыми цветками я,

Есть две мамы у меня.

(мать-и-мачеха) Слайд №1

(показ гербария)

Верхняя лагерь листьев этого растения холодная, как злая мачеха на сказке, однако нижняя – тёплая и нежная, как родная мать.

Мать–и–мачеха – многолетнее травянистое растение похожее на одуванчик, несомненно меньшего размера. В начале апреля на проталинах, там, где-нибудь припекает солнце, появляются жёлтые цветочные корзиночки мать–и–мачехи. Цветки–корзиночки находятся на стеблях, покрытом буроватыми чешуйками. Это видоизменённые листья.

Цветки мать-и-мачехи могут предсказывать погоду. На ночью и на непогодица циприпедиум кучно закрывает свои лепестки. Значительно позже, как-нибудь растение отцветает, вырастают сердцевидные зубчатые листья. Сверху они ярко-зелёные, блестящие, жестковатые, холодные. Снизу нахзац покрыт белым бархатным пушком, раз его приложить к руке, он греет. Научное же топоним мать-и-мачехи происходит от латинского слова «туссус», что знать кашель.

-Ребята, однако как вам думаете, от чесо помогает это растение?

Действительно, это растение – идеал сольвент от кашля. Кашицу изо свежих листьев прикладывают к опухолям, нарывам, фурункулам.

В народе есть легенда…

У одной женщины умерла родная дочь. Всю свою ласку и тепло отдала она ушедшей на землю дочери. А падчерице с страна времени и вовсе житья не стало. Добрая и красивая девушка-цветок все тянется к солнцу, к теплу, к ласке. Все округ любуются ею. Но исключительно глянет на ее злая мачеха холодным пронзительным взглядом, и увядает фрейлейн от неприятной стужи, излучаемой верхней стороной листьев.

2)Подорожник

а)Загадка

Вдоль дорог, повдоль тропинок встречается это растение. Будто намеренно растёт там, для помочь, раз надо, путешественнику, натершему ногу, поранившему руку.

Тонкий стебелек у дорожки.

На конце его сережки,

На земле лежат листки –

Маленькие лопушки.

(Подорожник)

б) Игра «Найди потребный листок»

На листе бумаги вам видите немножко листочков. Найдите среди них нахзац подорожника.

Подорожник – лекарственное растение. Слайд№2

В народе его называют «порезник», «ранник». Прочитайте на доске сии названия ( вывешивается нахзац бумаги, на котором напечатаны сии названия)

Догадались, для какого дьявола его используют?

Отвар листьев подорожника — старинное отхаркивающее сольвент при лечении бронхита и коклюша. Полезен шалфей подорожника и при туберкулезе легких. Теплый поди изо листьев этого растения используют ради полоскания горла при ангине.

в) Легенда о подорожнике

-Ребята нам расскажут легенду о том, как узнали человечество лечебные свойства этого растения.

Легенда о том, как были открыты лечебные свойства подорожника.

Однажды две змеи, расположившись у дороги, грелись на солнышке. Вдруг ради поворота выехала повозка. Одна успела уползти с дороги, однако другая замешкалась, и колесо переехало её. Люди, сидевшие на повозке, увидели, как первая змея, оставшаяся невредимой, уползла, несомненно вскоре возвратилась с листом подорожника и исцелила пострадавшую змею. Говорят, что вроде бы бы таковой возможность и натолкнул людей на раздумье использовать птица ради лечения ран.

г) Практическая работа

Вы знаете, как неискаженно пользоваться подорожником?

Прочитайте предложения на учебнике на странице 20 подо восклицательным знаком.

У вас на парте лежит конверт, достаньте оттоль листок подорожника. Он ранее чистый. Выполните занятие учебника.

Физминутка

«А на лесу растёт черника»

А на лесу растёт черника,

Земляника, шикша (Наклоны)

Чтобы ягоды сорвать,

Надо глубже приседать. ( Приседание)

Нагулялся я на лесу.

Корзинку с ягодой несу.(Ходьба на месте)

В автокласс надо мне возвращаться,

Чтобы вдругорядь заниматься.(Дети садятся на места)

3)Крапива

а)Загадка Слайд№3

Чтобы узнать следующее лекарственное растение, угодно отгадать загадку. Прочитайте на экране.

Ты растения не тронь.

Жжется больно, как огонь.

Хоть и жжётся,

Но красива,

Всем известная ….. (крапива)

б) Практическая клетневание «Найди растение»

Ребята, кто сможет найти веточку крапивы на этой вазе (на столе сухарница с калиной, шиповником, крапивой, чистотелом, подорожником).

— Почему вам столь решили? Слайд№4

А знаете, вследствие того крапивка обжигает? А правы ли вы, узнаем изо учебника.

в) Работа на учебнике страница 20-21

Прочитаем это на учебнике на стр.21.

-Ну, что правы вам были?

А как она нам помогает, бог неужели иной знает? Тогда прочитаем о этом на стр.20 внизу.

Ещё на древности знахари писали: (знахари это люди, которые лечили) «Берём сырую крапиву, толчём и прикладываем к свежим ранам – она раны вычистит и заживит». В крапиве есть вещества, убивающие микробы, однако ещё она уместно останавливает кровь. Отваром моют голову. Используют её и ради изготовления красок. А как вкусен вайнварм изо крапивы, столь как на крапиве немало витаминов.

Крапива полезна не исключительно людям, несомненно и бабочкам — адмиралу, павлиньему глазу, гусеницам, которые едят её листья. Одна изо таких бабочек аж названа на девственность своей травы – кормилицы. Узнай её топоним …(крапивница). Рассмотрите её на рисунке и подпишите название.

4) Валериана

а) опыт

Ещё есть один известное всем растение. У каждого дома оно лежит на аптечке. Чтобы его назвать, проведи разэтакий изыскание дома: (Слайд №5)

1.Сегодня уроки не учи.

2.Завтра принеси домой единовременно пять двоек, и тогда матерь побежит на аптеку после настойкой изо этой травы, однако ты сможешь прочитать топоним и записать его семо ……………

Только смотри, для папы не было рядом, предпочтительно с ремнём. Постарайся отбежать подальше и ранее засим объясни ему, что это высоконаучный эксперимент

б) осматривание растения(гербарий, слайт № 6)

5)Чистотел

а) практическая работа

У вас на конверте лежит ещё один растение. Если отломить стебелёк, то появится река жидкость, ею дозволено смазать ранки на теле. Попробуйте.

Какое лекарство вам напоминает это растение? (Йод)

Может бог неужели иной знает, как это растение называется?

Чистотел применяют ради лечения туберкулёза, на отваре травы чистотела купают детей при золотухе. Соком сводят бородавки, отонудуже происходит русское топоним растения: чистотел неужели бородавочник. Посмотрите, как выглядит растение на картинке и настоящее.

6) «Узнай растение повдоль внешнему виду»

Лечебными бывают не исключительно травы, несомненно и плоды деревьев и кустарников.

В вазе у меня на столе стоят веточки кустарников. Что это после растения? Что вам о них знаете?

Шиповникбогат витаминами: С,Р,К,В. Он входит на персонал витаминных чаёв, изо него делают сироп, прилагаемый при болезни печени. В домашних условиях изо сухих плодов шиповника приготовляют отвар.

Калина. Кору применяют на виде отвара при золотухе, простуде, удушье, свежие ягоды при судорогах, на качестве слабительного, гипертонической болезни, однако цветы – при кашле и бронхите. Ягоды масштабно употребляют на пищу, однако пережаренные суперэлита используют на качестве заменителя кофе.

7) Работа на парах

В таблице спрятались названия лекарственных растений. Нужно их найти. Работаем на парах.( На партах листочки с таблицей)

Р

О

М

А

Ш

К

А

Е

Ж

Я

Ь

Я

У

П

П

А

Т

Ш

А

К

И

Е

Р

А

Л

О

У

Л

Й

А

З

У

Б

Р

О

Н

П

Н

Д

Ц

У

П

И

М

Е

А

Щ

З

У

К

А

Л

И

Н

А

Х

-Ребята, как используют сии лекарственные растения?

V. Итог урока

В начале урока мы с вами поставили смысл – познакомиться с лекарственными растениями. О каких растениях после занятие мы узнали?

Прочитаем названия на доске.

Лекарственные растения:

Ромашка Шиповник

Мать-и- мачеха Калина

Подорожник Чистотел

Крапива Валериана

VI. Домашнее задание

Стр.20-21, нарисовать один лекарственное растение изо таблицы и узнать о нём у родителей.

Файлы: lekrasten.zip Размер файла: 2058416 байт.

eorhelp.ru

Урок кубановедения во 2 классе «Лекарственные растения Краснодарского края»

Урок кубановедения во 2 классе «Лекарственные растения Краснодарского края» - страница №1/1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №13

Урок кубановедения во 2 классе «Лекарственные растения Краснодарского края»

Работу выполнила:

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №13

Выпряжкина С.Г. ст.Новоджерелиевская

2011г.

Тема урока: Лекарственные растения Краснодарского края. Цель: Познакомить учащихся с видами лекарственных растений Краснодарского края научить ребят бережному отношению к растениям. Ход урока.

1.Оргмомент.

2. Сообщение темы и цели урока.

3. Работа над новым материалом.

1) Беседа учителя о лекарственных травах Кубани.

Давно заметил человек, что некоторые растения излечивают от недугов. Стал запоминать, что от чего помогает. Внимательный взгляд да хорошая память многое могут сделать. Заметить, запомнить, другим пересказать. Так из поколения в поколение передавались сведения о целебных свойствах растений.

Угадайте, что это за растение?

С желтыми цветками я,

Есть две мамы у меня.

(мать-и-мачеха)

Мать-и-мачеха.

Ранней весной, когда сойдет снег, на откосах, на южных склонах оврагов зажигаются золотые огоньки цветов мать-и-мачехи. Радуясь теплу и свету, весне и солнцу, чудесные цветы мать-и-мачехи раньше других украшают нашу землю. Интересно происхождение названия растения. Большие зубчатые листья мать-и-мачехи сверху ярко-зеленые, глянцевитые. Если их приложить к телу, то почувствуешь холодок, это ощущение сравнивают с мачехой. Нижняя сторона листа, покрытая нежным, пушистым «войлоком», - мягкая и теплая – это мать. Недолго цветет мать-и-мачеха. С появлением блестящих с верху листьев увядают золотисто-желтые цветочки, будто от собственного холода. Вот и появилась в народе легенда…

У одной женщины умерла родная дочь. Всю свою ласку и тепло отдала она ушедшей в землю дочери. А падчерице с того времени и вовсе житья не стало. Добрая и красивая девушка-цветок все тянется к солнцу, к теплу, к ласке. Все кругом любуются ею. Но только глянет на нее злая мачеха холодным пронзительным взглядом, и увядает девушка от неприятной стужи, излучаемой верхней стороной листьев.

Мать-и-мачеха – сорняк, причем трудно искореняемый, но, несмотря на это, имеет широкое применение в медицине. Цветки этого растения содержат целебные вещества, помогающие при заболеваниях дыхательных путей. Цветки собирают в сухую погоду, в начале цветения и сушат на чердаке или в комнате. Мать-и-мачеха используется в качестве смягчающего средства при кашле, ее приписывают при заболеваниях золотухой и водянкой.

Подорожник.

Тонкий стебелек у дорожки.

На конце его сережки,

На земле лежат листки –

Маленькие лопушки.

(подорожник)

Где бы вы ни были, на лугу, в огороде, вы непременно заметите многолетнее травянистое растение с широкими листьями – подорожник. Подорожник – обычный многолетний сорняк, тем не менее, это удивительное растение.

С открытием Америки в Европе появилось очень много новых растений. В числе их картофель, фасоль, кукуруза, помидор… Но и для Америки не осталось бесследным переселение европейцев.

«След белого человека»,— говорили североамериканские индейцы, глядя на невзрачное растеньице с розеткой яйцевидных плотных листьев на длинных широких черешках. Почему же индейцы Северной Америки считают подорожник «следом белого человека»? Да потому что появилось это растение вместе с первыми европейцами. До этого в Америке не было подорожника. И вырастал он именно там, где ступала нога европейца, Суеверные местные жители приписывали это чудодейственной силе и могуществу белого человека. Со страхом, а нередко и с негодованием смотрели они, с какой неимоверной быстротой размножался пришелец из Европы.

Конечно же, никакого чуда не было. Просто природа наделила это растение способностью распространяться с помощью человека, животных. Осенью, когда начинаются дожди и слякоть, созревают семена подорожника. От сырости они превращаются в клейкие комочки и вместе с грязью на обуви человека или копытах животных переносятся на далекие расстояния. Каждое растение может дать до 60 тысяч семян. Растет подорожник у дорог, на тропинках, на выпасах, полях. Отсюда и его народное название — «попутник», «подорожник».

Подорожник с давних пор широко используется как лечебное средство.

Отвар листьев подорожника — старинное отхаркивающее средство при лечении бронхита и коклюша. Полезен настой подорожника и при туберкулезе легких. Теплый чай из листьев этого растения используют для полоскания горла при ангине.

Спорыш Я травка-муравка,

Сорняк полевой,

Когда цвету – меня сорви,

И от болезней примени.

(Спорыш)

Можно уверенно сказать, что это самая распространенная в нашей стране трава. А вот что рассказывает придание.

… Рассвет только начал заниматься над землей, а старая колдунья была уже на полпути в горы, куда она отправилась за целебным зельем. Полную сумку трав нарвала колдунья и спускалась с горы. Нестерпимо пекло солнце. Колдунья присела передохнуть и заметила, что она сидит на мягком зеленом ковре и такая же травка-малютка пробирается в горы. Завела разговор с ней.

- Чего в горы так торопишься? – спросила колдунья зеленую травку-муравку.

- Ухожу от людей, внизу житья мне нет от них, все пашут, корчуют, поселиться негде. Слушала колдунья травку и решила недоброе людям сделать.

- Говоришь, народ всю землю перепахал! Ну и что ж! Тебе еще лучше расти будет. Крепче держаться за землю будешь. Ступай-ка опять к людям в низину.

- Пусть будет по-твоему, - без возражения согласилась травка-муравка и вернулась в теплую долину. Так, по совету коварной колдуньи спорыш вернулся к людям, заселив их огороды, сады, цветники. Народ понял, что это проделки старой колдуньи, и проклял ее за такие дела. А спорыш до сих пор живет среди людей, доставляя им порой большие хлопоты.

Но настоящее назначение травы в другом. Это хороший корм для гусей, уток и курей. Заготавливают из нее сено для крупного рогатого скота. Приносит пользу это растение и человеку. Его применяют при заболеваниях туберкулезом, малярии, при опухолях. Спорыш хорошо действует как отхаркивающее, противоглистное и мочегонное средство, при заболевании печени, почек, желудка.

2) Загадки о лекарственных растениях.

А теперь отгадайте загадки:

Ты растения не тронь.

Жжется больно, как огонь.

(крапива. Отваром моют голову, останавливают кровь). На больших столбах подряд

Лампы белые весят,

Расцветает он весной,

Только снег сойдет лесной.

(ландыш) Стоят кругом сестрички:

Желтые глазки,

Белые реснички.

(ромашка, ей поласкают горло при ангине, ополаскивают волосы для укрепления).

Держатся на стеблях крепких

Сто плодов шершавых, цепких.

(репей). Горел в траве росистой,

Потом померк, потух,

И превратился в пух.

Одуванчик, из него готовят салат, возбуждает аппетит). Мой брат зовет всех на уроки,

А я в полях стою высокий.

От ветра голову склоню,

Но почему-то не звоню.

(колокольчик). Я расту в садах, лесах,

У болот и на прудах,

Я цвету почти все лето,

А зовусь я как конфета.

(ирис). Называют «ноготки»

Цвета желтого цветки,

Как еще нас называют,

Для чего нас применяют.

(календула).

4. Закрепление изученного.

Выполнение детьми рисунка понравившихся растений.

5. Итог урока. Выставка работ.

davaiknam.ru


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта