Урок в 6 классе. Культурные и дикорастущие; однолетние и многолетние; лекарственные и декоративные. Жизненные формы растений деревья, кустарники, кустарнички, травы. Лекарственные культурные и дикорастущие растения
деревья, кустарники, кустарнички, травы." 6 класс
Урок 2 Дата___________
Тема: Культурные и дикорастущие; однолетние и многолетние; лекарственные и декоративные. Жизненные формы растений: деревья, кустарники, кустарнички, травы.
Цель: Формировать представление о жизненных формах растений их распространению и многообразию.
Задачи:
Закрепить знания о жизненных формах растений;
Развивать память речь, мышление;
Воспитывать любовь к природе.
Метод и методические приемы: словесный, наглядный.
Тип урока: повторение, усвоение новых знаний.
Оборудование: ИКТ, презентация
Ход урока
Организационный момент
Актуальность знаний учащихся
Вопросы стр.7
В природе существует множество видов и жизненных форм растений.растения заселяю все уголки нашей планеты. их разнообразие велико. Рассмотрем на примере сравнения культурных и дикорастущих растений.
Культурные растения (агрокультуры) — растения, выращиваемые человеком для получения пищевых продуктов, кормов в сельском хозяйстве, лекарств, промышленного и иного сырья и других целей.
Дикорастущие это растения растущие без влияния человека.
Приведите примеры?
По вегетативному периоду растения бывают: однолетние и многолетние.
Одноле́тнее расте́ние — растение, жизненный цикл которого, включая созревание, цветение и смерть, занимает один вегетационный период. Пример — горох, цветная капуста, укроп. Многие однолетние используются в декоративных целях, поскольку обладают яркими и пышными цветами. Однолетние растения — всегда травянистые, и почти никогда не размножаются вегетативно (за исключением культуры тканей).
Двуле́тнее расте́ние — травянистое растение, полный жизненный цикл которого составляет от 12 до 24 месяцев. В первый год у растения вырастают листья, стебли и корни, после чего оно впадает в состояние покоя на зимние месяцы. Для многих двулетних растений требуется воздействие низких температур (холодовая реактивация диапаузы) для того, чтобы они смогли зацвести. В следующий сезон стебель двулетнего растения сильно удлиняется или появляются цветки, фрукты или семена, после чего растение погибает. По сравнению с однолетними и многолетними растениями видов двулетних растений гораздо меньше.
Многоле́тнее расте́ние — растение, живущее более двух лет. Травянистыми многолетниками называют многолетние растения, надземные части которых не деревенеют, как это происходит у деревьев и кустарников, а деревянистыми многолетниками все остальные растения. Термин«многолетнее растение» чаще всего применяют именно к травянистым многолетникам, так как деревья и кустарники всегда многолетние.
Польза растений для человека она многогранна. Рассмотрим
лекарственные и декоративные формы растений для чего они необходимы человеку.
Лека́рственные расте́ния (лат. Plantae medicinalis) — обширная группа растений, органы или части которых являются сырьём для получения средств, используемых в народной, медицинской или ветеринарной практике с лечебными или профилактическими целями.
Декорати́вные расте́ния — растения, обыкновенно и большей частью выращиваемые для оформления садов, парков, скверов и других участков городских и сельских территорий, предназначенных для отдыха, либо служебных, производственных и жилых помещений (в последнем случае они часто называются ещё и комнатными растениями). Деятельность по выращиванию декоративных растений называется декоративным садоводством.
Растения различаются по продолжительности жизни. Те растения, которые живут от нескольких месяцев до одного года, называют однолетними. Растения, которые живут больше одного года называют многолетними. Существую также растения, у которых, например, в первый год формируется плод, а во второй семена. Такие растения называют двулетними. Это например морковь. У неё в первый год происходит рост растения, и только во второй год происходит цветение и появляются семена.
Растения различают также и по внешнему облику. Общий внешний облик растения называют его жизненной формой. Всего существует несколько видов жизненных форм: деревья, кустарники, кустарнички и травы.
Деревья — многолетние растения, имеющие ствол из древесины с лиственной кроной. К ним относится, например, сосна, ель, яблоня, клён, берёза.
Кустарники — многолетние растения высотой 0,8—6 метров, в отличие от деревьев не имеющие во взрослом состоянии главного ствола, а несколько или много, часто существующих бок о бок и сменяющих друг друга; продолжительность жизни 10—20 лет. Это, например, сирень, малина, барбарис, смородина.
Кустарнички — низкорослые (не более нескольких десятков сантиметров в высоту), не имеющие главного ствола многолетники с сильно ветвящимися одревесневшими побегами. К ним относится брусника, черника, клюква.
Травы — растения, не образующее одревесневших стеблей. Например, подорожник, зверобой, тысячелистник. К травянистым растениям относится также банан. Он хоть и достигает высотой в несколько метров, но не имеет одеревеневших стеблей.LOL
Значение растений[
Существование мира животных, включая человека, было бы невозможно без растений, чем и определяется их особая роль в жизни нашей планеты. Из всех организмов только растения, а также некоторые бактерии способны использовать энергию Солнца, создавая при её посредстве органические вещества из веществ неорганических, при этом они поглощают из воздуха углекислый газ и выделяют кислород. Именно деятельностью растений была создана атмосфера, и их существованием она поддерживается в состоянии, пригодном для дыхания.
Растения — основное, определяющее звено в сложной цепи питания всех организмов, включая человека. Наземные растения образуют степи, луга, леса и другие растительные группировки, создавая ландшафтное разнообразие Земли и бесконечное разнообразие экологических ниш для жизни организмов всех царств. Наконец, при непосредственном участии растений возникла и образуется почва.
Из огромного разнообразия царства растений особое значение в повседневной жизни имеют семенные растения. Именно к ним относятся почти все растения, введённые человеком в культуру. Первое место в жизни человека принадлежит хлебным растениям (пшеница, рис, кукуруза, просо, сорго, ячмень, рожь, овёс) и различным крупяным культурам. Важное место в пищевом рационе человека занимает в странах с умеренным климатом картофель, а в более южных областях — батат, ямс, ока, таро и др. Широко употребляются богатые растительными белками зернобобовые (фасоль, горох, нут, чечевица и др.), сахароносные (сахарная свёкла и сахарный тростник), многочисленные масличные (подсолнечник, арахис, маслина и др.), плодовые, ягодные, овощные и иные культурные растения.
Животноводство базируется на использовании дикорастущих и культивируемых кормовых растений.
Хлопчатник, лён, конопля, рами, джут, кенаф, сизаль и многие другие волокнистые растения обеспечивают человека одеждой и техническими тканями.
Ежегодно потребляется огромное количество древесины — в качестве строительного материала, источника для получения целлюлозы и др.
Очень важное значение для человека имеет один из главных источников энергии — каменный уголь, а также торф, о которых можно сказать, что они представляют собой аккумулированную в растительных остатках прошлого энергию Солнца.
До сих пор не утратил своего экономического значения добываемый из растений естественный каучук. Ценные смолы, камеди, эфирные масла, красители и другие продукты, получаемые в результате переработки растений, занимают видное место в хозяйственной деятельности человека. Большое число растений служат основными поставщиками витаминов, а другие (наперстянка, раувольфия, алоэ, белладонна, пилокарпус, валериана и сотни других) — источником необходимых лекарств, веществ и препаратов.
По каким признакам растения делят на группы (классифицируют)?
Какие бывают растения по продолжительности жизни и внешнему облику? Приведите примеры.
Объясните значение растений для природы и человека.
Домашнее задание § 2
infourok.ru
Дикорастущие и культурные растения
Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»
Презентация к уроку
Загрузить презентацию (3,4 МБ)
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цели урока: охарактеризовать особенности существования в природе дикорастущих и культурных растений, их разнообразие, значение для человека; научить различать жизненные формы растений и культурные растения по их назначению.
Оборудование: мяч, флажки разного цвета (красный и зеленый).
Ход урока
1. Введение в тему.
– Что такое растения? (ответ детей).
Растения – это организмы, способные перерабатывать энергию солнечных лучей в строительный материал для своих клеток. Этот сложный процесс называется фотосинтезом. Фотосинтез происходит в особых структурах растительных клеток – в хлоропластах, в которых находится зеленый пигмент – хлорофилл, окрашивающий листья и стебли растений в зеленый цвет. В процессе фотосинтеза неорганические вещества (вода и углекислый газ) превращаются под действием солнечных лучей в органические вещества – сахар и крахмал, – тот самый строительный материал растительных клеток. При этом растения выделяют кислород, необходимый нам для дыхания. Поэтому растительный мир (флора) Земли – это “легкие” нашей планеты.
Большинство растений имеют стебель, корень и листья. Стебель с листьями называется побегом. У деревьев стебель называется стволом. Листья и корни – кормильцы растений. Корни помогают растению удержаться на земле. Многие из растений выработали способы защиты от травоядных животных, при этом защитниками являются, как правило, листья и стебли. Листья растений могут быть горькими и даже ядовитыми, как у полыни и белены, или жгучими, как у крапивы, либо жесткими и острыми, как у осоки. Стебли часто вооружаются колючками или шипами. Все эти приспособления помогают растениям выжить, сокращая количество желающих употребить их в пищу.
– Как вы думаете, ребята, давно ли появились растения на Земле?
– Расскажите, как выглядела наша планета миллиарды лет назад? (Если дети затрудняются ответить, то учитель приходит на помощь.)
– 3,8 млрд. лет назад теплые моря покрывали почти всю поверхность земного шара, но простейшие растения уже были в то время.
– Где жили эти растения? (В морях).
Итак, много миллионов лет назад жизнь была сосредоточена в морских водах. Именно водоросли ухитрились выжить и стать наземными растениями.
2. Изучение нового материала.
Беседа с опорой на знания учащихся.
Дикорастущие растения.
Теперь растительный мир нашей планеты чрезвычайно богат; более 300 тыс. видов растений населяет Землю. Растения приспособились ко всем климатическим условиям. Они растут везде: могут жить в пустыне, где практически не бывает дождей, в арктической зоне, где царит страшный холод.
– Кто поливает эти растения? Рыхлит почву? Подкармливает удобрениями? Кто ухаживает за ними?
– Это дикорастущие растения.
Приведите пример дикорастущих растений.
– На какие три группы можно разделить такие растения? (Деревья, кустарники, травянистые)
– Рассмотрите рисунки на страницах 54-55.
– Назовите все растения, укажите, какие являются дикорастущими.
Культурные растения.
– Как вкусна и полезна овсяная каша, овсяные хлопья, пряники!
– Где растет овес?
– Как долго приходится людям искать овес, чтобы приготовить детям хлопья из овсяной крупы, испечь пряники из овсяной муки? (Овес не ищут, его выращивают специально на полях).
– Что значит выращивают?
(Готовят почву, сеют, удобряют, борются с сорняками и вредителями, вовремя собирают урожай.)
То есть человек сам заботится о том, чтобы получить богатый урожай овса, и делает для этого все возможное. Такие растения называются культурными.
– Приведите пример культурных растений.
– Люди начали интересоваться выращиванием растений около 10 000 лет назад. Этот процесс был вызван стремлением облегчить проблему добывания пищи.
3. Физкультминутка.
4. Классификация культурных растений.
Вопросы к учащимся.
– Где растут сливы, смородина, огурцы?
– Значит, на какие группы можно разделить культурные растения?
– Рассмотрите схемы на страницах 54-56 учебника и закончите их, назвав по 2-3 культурных растения каждой группы.
5. Игра “определи растение” (используются флажки).
Оговаривается условие игры: красный цвет – культурное растение, зеленый – дикорастущее.
Учитель называет разные растения, дети флажком соответствующего цвета показывают к какой группе оно относится.
6. Разгадывание кроссворда.
По горизонтали:
1. Синий мундир, Белая подкладка, А в середине – сладко. (Слива)
4. Маленький мужичок, Костяная шубка. (Орех)
5. Две сестры летом зелены, К осени одна краснеет, Другая – чернеет. (Смородина)
По вертикали:
2. Какую траву и слепой знает? (Крапива)
6. Дышит, растет, А ходить не может. (Растение)
7. Итог урока.
Молодцы, ребята! Сегодня на уроке мы познакомились лишь с некоторыми представителями дикорастущих и культурных растений.
– Почему культурные (дикорастущие) растения так назвали. (Ответы учащихся)
Домашнее задание: с.62-65.
Дополнительный материал.
Овес.
Важной полевой культурой среди злаков является овес. Вкусный и питательный овес легко усваивается и поэтому рекомендован для детского и диетического питания. Это давно оценили англичане, каждое утро завтракающие овсяной кашей. Недаром изготовленные из овсяной крупы хлопья назвали именем древнегреческого героя, отличавшегося недюжинной силой, – “Геркулес”. Кушайте овсяную кашу, и у вас прибавится сил.
Овощи.
Тысячу лет назад вошли в пищу человека овощи – травянистые растения. Они выращиваются во всех странах мира, не только вкусны, но и полезны. Овощи не только помогают сохранить людям здоровье, но и вернуть его тем, кто заболел. На земном шаре известно более 100 видов овощных растений.
Морковь.
Человек начал выращивать морковь еще 4000 лет назад в Средиземноморье. Интересно, что вначале морковь применяли исключительно как лекарственное растение, а ее вкусовые качества человечество оценило гораздо позже. Главное богатство моркови – провитамин А, или каротин. Недостаток этого витамина в организме ведет к повышенной утомляемости, снижению аппетита, увеличивает риск простудных и инфекционных заболеваний. Морковь хороша для диетического питания при заболеваниях сердечно-сосудистой системы, печени и почек, но ее не рекомендуют употреблять во время обострения язвенной болезни и при воспалении тонкой кишки. Именно каротин придает окраску корнеплодам моркови, его используют и как пищевой краситель для окраски различных жиров, масла, маргарина, кондитерских кремов. Морковь незаменима для приготовления супов, гарниров, соусов, салатов.
Слива.
Очень ценное культурное растение. Все 2000 сортов сливы домашней произошли от скрещивания двух диких видов: терна и алычи. В культуре слива известна с 4 в. до н.э.. Сливу употребляют в пищу в свежем виде, готовят компоты, варенья, а так же сушат.
Смородина.
Скрещивая разные виды смородины, человек получил немало сортов, которые можно разделить на три группы: красная, белая и черная (по цвету ягод). Все ягоды содержат много витаминов, но самая полезная – черная смородина. Причем полезны не только ягоды, но и почки и даже листья. Богатые витаминами и минеральными веществами плоды, листья и почки смородины помогут снять воспаление, избавиться от целого ряда грибковых инфекций, окажут положительное воздействие при ревматизме, атеросклерозе, излечат головную боль. Ванны с отваром листьев и почек помогают при диатезах и дерматитах, примочки с этим отваром лечат глазные болезни. Смешанные с сахаром ягоды черной смородины хранятся всю зиму, являясь превосходным источником витаминов. Но мало кто знает, что это лакомство еще и снижает артериальное давление. Сок из свежих ягод лечит язву, болезни печени, нормализует обмен веществ. Вот как много дает человеку черная смородина!
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Урок-конспект по теме: "Культурные и дикорастущие растения"
Тема урока: Культурные и дикорастущие растения.
Основные цели и задачи: Ознакомить учеников 2 класса с тем, что существуют дикорастущие и культурные растения, объяснить разницу и дать представление о том, для чего человек занимается окультуриванием.
План урока:
- Понятие культурных и дикорастущих растений
- Как появились культурные растения?
- Почему человек стремится окультуривать растения?
Ход урока
1. Понятие культурных и дикорастущих растений
Как Вы считаете, какие основные отличия сосны от груши? (выслушать все ответы, отметить тот, где говорится о том, что сосна растет в лесу, а груша – в саду). А чем отличается одуванчик от огурца? (тоже выслушать все ответы, отметить тот, где говорится о том, что одуванчик растет сам по себе и его можно найти где хочешь, а за огурцом ухаживает человек и его можно отыскать только в огороде).
А теперь, когда вы уже знаете, какие разнообразные есть растения, давайте разделим их на две большие группы. Те растения, которые растут везде и которым не нужен человек, чтобы ухаживать за ними, называются дикорастущими (их название говорит само за себя). Те растения, которые растут в саду, в огороде и для роста которых необходимо вмешательство человека, называются культурными. Их название в меньшей мере передает их суть, потому что культурными мы привыкли считать людей, которые ходят в театры, посещают библиотеки, разговаривают без бранных слов. Однако слово «культурный» по отношению к растениям имеет другой смысл, и мы о нем поговорим чуть позже.
Практическое задание (на развитие логики):
Как вы считаете, какие растения появились раньше – дикорастущие или культурные? Почему? (выслушать все ответы, особое внимание обратить на пояснения, дать возможность высказать свое мнение тем детям, для которых это важно).
2. Как появились культурные растения?
Вы правильно сказали, что поскольку растения появились на Земле раньше, чем здесь оказался человек, то дикорастущие растения имеют более длительную историю, нежели культурные. В далекие времена, когда человек только-только отошел от обезьян и питался тем, что мог собрать с деревьев и кустов, все растения были дикорастущими. Вмешательство человека заключалось только в том, что он собирал урожай.
Первые культурные растения появились тогда, когда человек заметил, что для выращивания зерна надо положить в землю зерно. А для того, чтобы вырастить абрикосу, надо положить в землю косточку. Словом, с этого момента, когда новые деревья, кустарники и просто небольшие кустики стали появляться не сами по себе, а с непосредственным участием человека, стала развиваться группа культурных растений.
Практическое задание:
Что же нужно было делать человеку для того, чтобы культурное растение дало урожай? (правильные ответы – сажать, поливать, убирать вредных насекомых, пропалывать от сорняков, лечить, если растение болеет, отгонять диких животных, которые хотели бы полакомиться вкусненьким).
3. Почему человек стремится окультуривать растения?
Почему человека не удовлетворял тот урожай, который давали дикорастущие растения? Сравним плоды дикой яблони и окультуренной, вы наверняка в своей жизни видели и те, и другие. У дикой яблони плоды маленькие, в большинстве своем кислые, да и их количество сравнительно небольшое. Что касается яблони, растущей в саду, то тут плоды намного больше в размерах, они более сладкие, а урожайность их гораздо выше. То же самое касается и малины – дикорастущая в лечу мелкая и кислая, а культурная, которую можно найти в огороде, - крупная и сладкая.
Все это – результат воздействия человека. Оказывается, у слова «культура» есть еще один смысл – в переводе с латинского оно означает «возделывать», «обрабатывать». Точно также, как нас «обрабатывают» в театре, в книжках, в процессе воспитания, прививая положительные качества и свойства, точно также человек поступает по отношению к растениям.
Что еще делал человек для того, чтобы окультурить растения? Он наблюдал за тем, какие семена дают лучший урожай, и на следующий год сажал только их. Это повысило урожайность, улучшило качества тех растений, которые он выращивал.
А еще человек разнообразил те продукты, которые он выращивал. Например, дикорастущая черешня мелкая, кислая, с большой косточкой, преимущественно светло-красного цвета. А та черешня, которую мы покупаем на базаре и кушаем каждую весну и лето (то есть культурная) – она совсем другая. Во-первых, есть множество ее цветов и оттенков – от бледно-желтого до темно-бордового. Во-вторых, есть множество вкусовых оттенков, так что довольны будут все – и любители кислинки, и поклонники сладостей.
Практическое задание:
Перечислите все виды капусты, которые вы знаете (правильный ответ – белокочанная, краснокочанная, цветная, брокколи, савойская, кольраби, брюссельская, пекинская, китайская). Сообщить детям, что все эти сорта вывел человек в рамках селекции – специальной науки, которая занимается улучшение сортов растений или пород животных, а также выведением новых.
Оценивание: Попросите учеников ответить на проверочные вопросы. По их ответам можно будет определить, насколько они усвоили материал урока:
- Какие растения можно назвать дикорастущими? Какие культурными? Слива, которая дает плоды без вмешательства человека и растет по дороге на море, относится к культурным или дикорастущим?
- Зачем человек окультуривает растения? Какие дополнительные выгоды это ему дает?
- Как называется наука, которая занимается улучшением существующих свойств растений и животных, а также формированием новых разновидностей?
Кроме того, в связи с большим количеством практических заданий можно поощрить детей, которые были наиболее активны в течение урока.
4. Итоги урока:
В ходе проведённого урока ученики узнали:
- Какие растения называются дикорастущими, какие – культурными.
- Какая между ними разница.
- Как появились культурные растения.
- Зачем человек окультуривает растения.
Домашнее задание:
Найти 5 дикорастущих и 5 культурных растений, которые не растут в России и о которых не упоминалось в ходе урока.
xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai
Культурные лекарственные растения и дикорастущие лекарственные растения
Культурные лекарственные растения и дикорастущие лекарственные растения.
В данной статье мы подробно опишем все виды лекарственных и дикорастущих растений, приложим красивые фото, а также вкратце опишем как ухаживать и выращивать эти растения в домашних условиях. Более подробное описание по уходу можно найти в других разделах нашего сайта. Итак поехали.
Лекарственное растение Арника.
Растение Арника ,( баранник, купальник ) растет в западной части России, до Днепра, на лесных лугах. Культивируется арника на тощих, даже, торфяных, почвах. Растение Арника требует глубокой обработки почвы. Высаживают Арнику в августе, с двумя частями каких-либо кормовых трав. Первый год Арнику косят не низко, до цветения. На второй и третий годы сбор цветов, на 4—5 год, поздней осенью, сбор корней. Собираются или цветочные корзинки целиком или вынутые из них цветы и корни. Цветочные корзинки из Арники сушат быстро, при возможно высокой температуре.
Лекарственное растение Белена.
Ядовитое растение Белена . (блекота) однолет. или двухл. сорное растение, распространенное по всей России, но любящее жирные почвы. Чаще Белена попадается около жилья, на мусорных кучах и ямах, по огородам и садам, по канавам, вдоль дорог и по берегам рек. Так как семена Белены вызревают трудно, то надо оставлять особые семенные растения. Посев Белены с ранней весны, рядами и не густо; после появления всходов (через 2—4 недели после посева) их необходимо прореживать, оставляя одно растение от другого на 8 вершков. Сбор листьев белены происходит только на второй год. Сбор листьев вообще и у дикой, и у культурной белены производится во время цветения: для двухлетней — в июне, для однолетней—в августе.
Ядовитое растение Белладонна.
Белладонна . ( сонная одурь, миогол ). Дико растет в Крыму, на Кавказе и в гористых, частях юго-западного края. Культивируется Белладонна на песчано известковой почве, рыхлой, богатой лиственным перегноем; любит полу-тенистые места. Размножается Белладонна семенами (сначала на паровых грядах) и корневищами (можно отбирать с 3-го года культуры). Расстояние на грядах 70— 80 см. На одном месте хорошо держится до 6 лет. В медицине применяются корни и листья растения Белладонны. И те и другие собираются в июле, перед цветением. Корни Белладонны берутся только боковые, молодые, мясистые и сочные. Сушатся цельными или продольно разрезанными. Листья Белладонны сушатся, в темном помещении при невысокой температуре.
Лекарственное растение Валериана.
Валериана . ( балдриан, оверьян ). Растет Валериана дико на лесных лугах и опушках, между кустарниками, по сырым лугам и поймам средней полосы евр. части России. В этой же полосе может культивироваться. Почву для посадки растения Валерианы выбирают каменистую, известковую или полевую истощенную, хотя можно вести культуру и на обыкновенных пахотных землях. Унаваживают землю, как под огород. По мелкой пашне проводят бороздки на расстоянии 25 см друг от друга и в них бросают семена валерианы . заделывая их только катком. Можно также размножать валериану корневищами.
Для посева следует применять семена исключительно от дико растущих растений. Уход за валерианой состоит в пропалывании и поверхностном разрыхлении. Можно для увеличения урожая кореньев, срезать как возможно реже цветущие стебли, оставляя лишь прикорневые листья. В августе и сентябре производится сбор корневищ валерианы, вместе с корнями. Предпочтительны белые крепкие корневища валерианы с почками будущего года. Их очищают от земли, режут вдоль и моют в деревянных ящиках с дырками или в плетеных корзинках, укрепленных в какой-либо проточной воде. Сушить валериану можно или на солнце, или в сушилке. Для получения лучшего сорта корня, от него отчесывают мелкие, тонкие корни. Валериана тем богаче действующими началами, чем суще и возвышеннее почва, на которой она росла.
Растение Горечавка.
Горечавка . ( генциана желтая ). Горечавка дико растет в гористых местностях Сибири. Попытки возделывания в южных областях были успешны. Гряды для горечавки закладывают в легкой тени, приготовляя их из вересковой или легкой песчаной земли с листовым перегноем, плотно укатывают, засевают, слегка засыпают сверху землей и прикрывают мхом, который снимают, как только появятся всходы. Гряды со всходами первое время прикрывают хворостом.
Подросшие сеянцы горечавки пересаживают затем на другие гряды с более рыхлой почвой, на расстоянии 10— 20 см, один от другого. На второй год партию растений, достигших вышины 30—40 см. пересаживают уже в огород, на глубоко разрыхленную, достаточно влажную, богатую известью и перегноем почву. В медицине горечавка применяются в виде корней.
Их выкапывают на 8—4 году культуры, позднею осенью или ранней весною причем берут только крупные корни горечавки, а мелкие оставляют расти дальше. Возделывать можно также другие виды с красными цветами, но корни у них менее крупны. Горечавка кустовая . (лихоманник, соколий перелет, товстуха). Дико растет на холмах и среди кустов, в средней и. южной части СССР. Свой.
ства корней те же, что и у желтой, но только содержание действующих веществ меньше.
Растение горицвет.
Горицвет . ( адонис ). Горицвет дико растет в степях черноземной полосы и в Приуральи. На севере встречается до Нижегородской, Рязанской и Орловской обл. (включительно), на холмах. между кустарниками. Культурные, садовые разновидности в дело не пригодны совершенно, и семенами их для посева в степях пользоваться нельзя. В апреле—мае, во время полного цветения срезаются целиком растения, отбрасывая толстые стебли. Растение Горицвет должно быть высушиваемо возможно быстро, чтобы избежать ее почернения.
Растение Донник.
Донник лекарственный . ( буркун ). Растет на полях, пустырях, степных залежах, по зарослям кустарников, при дорогах, по оврагам и т. д. почти по всей евр. части россии, кроме крайнего севера. В медицине применяются высушенные цветоносные верхушки донника.
Дуб летний и зимний.
Дуб летний и зимний. В медицине применяется кора молодых ветвей 8— 10 л. возраста (во всяком случае не старше 20 л.), снятая весной, и не толще 2—3 милл.
Растение Дурман обыкновенный.
Дурман . Обильно растет по сорным местам, в южной и частью средней части России. Дурман может быть культивирован прямым посевом в разброс. При огородной культуре можно производить сбор 3 — 4 раза в лето. Фосфорнокислое удобрение увеличивает количество алкалоидов в листьях дурмана. В медицине применяются листья и семена дурмана. Листья собирают с цветущих растений. Листья второго сбора богаче алкалоидами, чем первого. Свеже собранные листья должны быть сейчас же заморены и как можно скорее высушены. Продолжительного (более года) хранения сушеные листья дурмана не выдерживают, аптеки покупают только листья свежего сбора.
Растение Дягиль.
Дягиль . двухлетнее. Дягиль дико растет повсеместно в России (южнее Московской и Нижегородской обл.), на сырых местах, по берегам рек. Выращивается дягиль на хорошей огородной земле, при глубокой обработке. Любит перегнившее удобрение. Место для посадки дягиля должно быть низинное, но не болотистое, солнечное. Свеже собранные с культурных растений семена дягиля высеваются с осени или весной и выводится парниковая рассада. Расстояние между растениями 35—40 см.
В медицине применяются корневища дягиля вместе с корнями, выкопанные поздней осенью перед морозами или ранней весною, перед началом роста в стебель. Корни дягиля сушат нарезанными и нанизанными на нитки около печки. Фармакопея требует, чтобы не было подмеси корней дудника лесного. Весенней уборки корни предпочитаются. Молодые стебли и черешки листьев идут на приготовление дукатов.
Растение золотой корень.
Золотой корень . (Золотая печать, желтый корень). В диком виде в России не встречается, но культура, как показали опыты возделывания этого растения под Москвою, вполне возможна. Размножение лучше корневищами, труднее семенами, вследствие их малой всхожести. Корневища для посадки золотого корня выкапывают в мае и высаживают на гряды, приготовленные с осени, глубоко перекопанные и обильно удобренные листовым перегноем. Гряды обязательно устраиваются в сильной тени или над ними ставят навесы над почвой.
Земля должна быть все лето влажна, но не слишком сыра. Уход за золотым корнем состоит в рыхлении почвы и выпалывании сорных трав. На зиму посадки лучше защищать от морозов покрышкой из прелого листа. Цвести золотой корень начинает со второго года, сбор корневищ можно начинать с третьего года. Их выкапывают в августе, когда созреют плоды, верхушки с почками и тонкие ветки корневищ отделяют и сажают в рассадник или сохраняют до весенней посадки, а более толстые корневища вместе с корнями высушивают. В Америке опытные посадки этого растения дали 384 пуд. сырого корня с десятины; один пуд сухого корня получается из 4 пуд. сырого.
Растение Касатик.
Касатик . Может возделываться в садах средних и западных областях России. В южных областях встречается в одичалом состоянии. Растения требуют много солнца и несколько тяжелых почв. Куски корневищ касатика садят на гряды на 6—10 вершков друг от друга и дают им развиваться в течение не менее трех лет. Через три года начинают производить осеннюю выкопку корней, отбирая более толстые и правильной формы на продажу, а остальные—на новую посадку. Из лучших корней касатика вырезаются куски в 15 см. длины н 4 см. толщины; куски эти гладко обстругиваются и на плоском конце их просверливают отверстие для продевания шнура. Эти куски служат как пособие детям для прорезывания зубов. Остальные куски, обрезки и корни, более тонкие и неправильной формы, поступают в продажу. отдельно. Корневища германского касатика вполне заменяют корневища касатика флорентинского, культура которого в Союзе возможна только по юго-западному побережью Черного моря.
Растение Клещевина.
Клещевина . Рицинус, рицина, в наших широтах, однолетнее растение. Наиболее предпочтительной разновидностью является мелкоплодная, т. к. она содержит значительно больше масла. Культивироваться клещевина может с успехом в Херсонской губ. и южнее. Культура (полевая) подобна культуре кукурузы. Почву клещевина требует плодородную, богатую фосфором, кали и известью. К заморозкам всходы клещевины очень чувствительны. При. достаточном тепле и влажности семена поспевают все же не ранее, как через 5 — 7 месяцев после посева. спеют они очень разновременно, что в значительной степени затрудняет уборку. В медицине применяется жирное масло, получаемое из семян холодным прессованием. Горячим прессованием получается масло для технического употребления.
Растение Крушина.
Крушина . многолетнее. Растет по лесам и кустарникам почти во всей Евр. частя России, кроме севера. Употребляется сушеная кора, собранная в апреле со ствола и ветвей молодых кустов крушины. В лекарства идет кора, выдержанная не менее года в сухом месте или прогретая в течение часа при 100.
Лекарственное растение ландыш.
Ландыш . Дико растет в большей части европейской части России, в лесах и между кустарниками, В медицине применяются цветочные кисти ландыша, иногда вместе с листьями. Настойки ландыша в аптеках готовятся по- преимуществу из свежих цветов; в редких случаях, применяются сушеные цветы последнего сбора.
Лекарственное растение Липа.
Липа. Применяются чисто собранные и тщательно высушенные цветы.
Ложечная трава.
Ложечная трава . двухл. Дико растет по берегам Балтийского и Белого морей. Культиривуется с успехом на обыкновенной огородной земле, при большой влажности, со склоном на север. Посев в августе, а на юге ранней весной. В медицине применяются свежие растения, срезаемые на второй год; хотя можно ощипывать листья и на первый год, на приготовление тинктуры и эфнрног5 масла или как противоцинготное средство. Из сухой ложечной травы можно гнать эфирное масло, если ее, смочив, смешать с некоторым количеством разведенной горчицы и дать перед перегонкой некоторое время постоять в теплом месте.
Растение Жак снотворный.
Жак снотворный . м. опийный, м. маслянистый, м. белый, м. голубой, м. серый, м. полевой, м. садовый, м. махровый, однол. Культивируется на * огородах и полевой культурой. В медицине применяются; 1) незрелые, высушенные плоды, очищенные от •семян. Они,должны быть серо-зеленоватого цвета, с 10—-15 лучистыми рыльцами и столькими же неполными гнездами, вес сухого плода около 3,5 г, 2) маковое семя, исключительно белое, 3) подсохший сок, вытекающий из кольцеобразных или винтообразных надрезов, делаемых на незрелых еще коробочках мака (опий). Хорошего качества (сильный, богатый алкалоидами) опий, однако, можно получить только на крайнем юге (в Закавказье, Туркестане.
Лекарственное растение можжевельник.
Можжевельник . многолетнее. Сопровождает сосну и вместе с нею наиболее распространен в северных областях России, в южных же встречаются на песчаных пространствах и в гористых местах. В медицине применяются зрелые (черные с сизым налетом) соплодия, именуемые обычно ягодами, Из древесины можжевельника гонят эфирное масло.
Лекарственное растение Мята.
Мята англ. перечная, холодная, многол. Культивируется в больших количествах в Ярославской, Тульской, Воронежской, Тамбовской, Могилевской, Казанской, Саратовской, Харь-ковекой, Киевской, Полтавской, Подольской и Таврической областях. Наиболее подходящими почвами являются черноземные суглинки и песчано-илистые наносные по берегам рек. В нечерноземной полосе—хорошо под предыдущее растение обработанные и удобренные суглинистые или супесчаные почвы. Достаточная влажность почвы необходимое условие успешной культуры мяты. Без вреда выдерживает затопление поемной водой. Растение мята не боится затенения, но содержит при этом меньшее количество эфирного масла. Из различных сортов мяты следует для посадки предпочитать белую и черную мяту.
Белая мята ранее цветет и дает масло с особенно нежным ароматом, но за то довольно сильно чувствительна и к морозам, и к засухе, и дает выход эфирного масла несколько менее, чем мята черная. Черная мята отличается большей выносливостью, цветет несколько позднее, масла дает на 15—20% больше, но за то худшего аромата. На юге, где оба сорта цветут почти одновременно, бывает выгодно производить смешанную культуру черной и белой мяты. Размножать мяту следует не семенами, а исключительно черенками. Черенки мяты (куски корневищ) ранней весной на юге сажаются прямо на места, в борозды. На севере черенки мяты часто сажают сначала в парник . Посаженные черенки мяты на юге несколько раз поливают. Уход за мятной плантацией состоит в полке и осторожном разрыхлении почвы.
Время сбора мяты производится во время цветения; если в первый раз срезать не все растение, а только цветущие верхушки, то сбор можно повторять два, три раза, причем последний раз обычно приходится срезать растения с нераспустившимися цветными почками. Последний срез производится по самый корень. На юге мята зимует без всякого прикрытия, в средних губерниях «е лучше прикрывать на зиму сухим листом, рыхлой землей и навозом. На одном месте плантации мяту можно держать три года. Если желают сохранить плантацию на более долгое время, то ее необходимо проредить и подвергнуть поверхностному удобрению с осени перепревшим навозом или поливкой весною навозной жижей.
Культуру мяты можно включать в севооборот; пишущий эти строки культивировал п. мяту в Харьковской обл. на низкой луговой, частью заливаемой земле в таком севообороте: 1) сильное навозное удобрение и по нему конопля, 2) кормовой бурак, 3, 4, и 5) мята, 6) зерновые хлеба. Снятую мяту вяжут в пучки и сушат, развесив под навесом. 1 ч. сухой мяты получается из 5 ч. сырой. Эфирное масло из мяты можно гнать, как из сырой, так и из сухой. Урожай сырой мяты с десятины 100—200 пудов. Масла с десятины при хорошей культуре от 20 ф. до 1 пуда.
Растение мята кудрявая.
Мята кудрявая . Культура такая же, как мяты перечной. В медицине применяется (редко) вся трава целиком, срезанная во время цветения. Из свежей или сушеной трапы гонят эфирное масло.
Растение Дигиталис.
Дигиталис . ( Наперстянка ). В диком виде не встречается. Культура возможна в юго-западных губерниях, но с риском, что корневища зимой вымерзнут. Во всяком случае, растение настолько в лекарственном отношении важное, что опыты с культурой ее необходимы. В Англии ведут огородно-полевую культуру наперстянки, высевая на десятину 6 ф. семян. В медицине применяются листья, собранные во время цветения. Сушить листья дигиталиса надо при температуре не выше 40°. Под влиянием небольшой даже сырости продукт, при хранении теряет всякое лекарственное значение.
Лекарственное растение Папоротник.
Папоротник . Растет дико в большей части России, в лесах и между кустарниками. В дело идет верхняя часть корневища, очищенная от побегов и листьев; сбор производится в августе—сентябре. Побуревшие (лежалые) корневища папоротника бракуются.
Лекарственное растение Плаун.
Плаун ,( дереза ). Растет в изобилии в хвойных лесах и березовых рощах северной и средней России, реже встречается в черноземной полосе. В медицине применяются споры плауна. Собирают не зрелые еще колоски и дают им дойти, разложив их на бумагу. Высыпающиеся споры плауна собирают в банки.
Лекарственное растение Полынь.
Полынь . Повсеместно по России, на черноземе (на полях, холмах и пустырях.
Лекарственное растение Ромашка.
Ромашка . Дико растет на полях и в сорных местах в средней и южной части России. В Тульской, Харьковской, Полтавской обл. в значительных количествах культивируется. Для культуры выбираются по возможности легкие почвы. Первый посев ромашки делается с осени, на десятину высевается 1 ф. семян. Посев разбросной, густой. Семена заделываются катком. В конце июня или в начале июля производят первый сбор, разрыхляют почву культиватором и производят второй посев. Второй сбор ромашки в сентябре. Для семян ромашки оставляют особый участок с ранними всходами; на семена растения убираются, когда; корзинки уже подсохнут, но семяна из них еще не выпадают. Скошенные растения в небольших снопах ставят для окончательного созревания под навес. В медицине применяются цветные головки ромашки срезаемые по возможности без стебля. При сушке, для предотвращения брожения, цветы раскладывают возможно тонким слоем.
Ромашка персидская.
Дико растет на горных лугах Кавказа. С успехом культивируется в Киевской и Волынской обл. Семена весной высеваются на садовые гряды при очень мелкой заделке. Почву любит ромашка с примесью извести. В конце июня или начале июля сеянцы рассаживаются на тех же грядах. На следующую весну их пересаживают на места, и возможно часто пропалывают. С конца июля производят сбор головок ромашки, по мере их открытия. Ежегодно весною, до начала развертывания почек гряды перекапываются и одновременно производится размножение, посредством корневищ. Можно вести культуру ромашки и в июле.
Земля хорошо подготавливается с осени, перепахивается еще раз весною и тщательно боронуется. Рядовой посев производят в смеси с семенами быстро всходящих растений (горчицы, сурепицы), которые затем выдергиваются. Главный уход состоит в тщательном пропалывании и междурядном разрыхлении. Осенью растения прореживаются, причем выдернутые пересаживаются. Цветение на втором году. Оставляют плантацию, на одном месте, время от времени внося минеральные удобрения, пока с десятины получается не менее 10 пуд. порошку. Собранные только-что раскрывшиеся головки сушат на воздухе, в тени. 2,000 сухих головок весят 5 фунтов. Сухие головки перемалываются на особой мельнице, и в таком виде поступают в продажу, под названием персидского и далматского порошка.
Лекарственное растение Ревень.
Растение Ревень. Известна культура в Тульской губ. Почва для выращивания ревня нужна с содержанием извести. Разводить ревень лучше от корневищ, сажая их сначала на гряды и затем пересаживая на места, на расстоянии сажени друг от друга. Земля должна быть перекопана. Удобрение костяной мукой или фосфатное (ни в каком случае не навоз). Застаивание воды в пахотном горизонте для ревеня губительно. Так как листья ревеня отмирают уже в конце июля, то вместе с ним возможны промежуточные культуры овощей, с неглубокой корневой системой, или ромашки. На зиму каждый куст ревня прикрывают навозом. Полное созревание корней требует 10—12 лет. Вырытые корни ревня тщательно сортируются, все дряблые, губчатые куски и мелкие корешки отбрасываются; черная наружная кора счищается; отобранные корни нарезываются на куски, нанизываются на нитку и сушатся.
Лекарственное растение Солодка.
Солодка . ( лакрица, сладкий корень, лакричник ). Солодки растут дико; на солонцах юго-восточной России и з Закавказье. Солодку можно культивировать на рыхлых глубоких песчаных почвах. Посадку солодки производят в бороздки, проведенные на 11—12 вершк. одна от другой, отрезками корней или прикорневыми побегами. Первый сбор корней получают через 3—4 года после посадки. Поле можно поддерживать при хорошем урожае в течении 20—25 лет, разрыхляя землю после сбора. Для сбора корней солодки их выкапывают плугом, причем часть побегов остается в земле, и поле возобновляется само собой, требуя разве только посадки корней кое-где на плешинах. После сбора корни солодки некоторое время выдерживаются в кучах, где они приобретают более яркую желтую окраску. Выдержанные корни и побеги солодки затем обмываются, чистятся и отскабливаются от боковых корешков.
Лекарственное растение спорынья.
Спорынья . ( рожки ). Образуется на колосьях ржи. Спорынья снимается с колосьев или отделяется от зерна ржи при молотьбе, и отвеивается.
Лекарственное растение Шалфей.
Шалфей . ( калуфер ). Встречается одичалым по садам и огородам близ Одессы, Екатеринослава, Харькова и Курска. Имеется и 15 видов шалфея дикого, но ни один из них на лекарства не годен. Культивируется в Ярославской и Полтавской обл. Почва для культуры требуется сухая, легкая, но богатая перегноем и известью; необходим сильный солнцепек. Размножать шалфей всего лучше делением старых кустов. Зимой шалфей отмерзает до корня; осенью его следует для защиты прикорневых почек окучивать. В медицине применяются сушеные листья шалфея (исключительно культурных растений), срезанные до цветения или в самом его начале.
Лекарственное растение Шафран.
Шафран . ( крокус ). Культивируется в больших количествах в Баку и Дагестане. Может быть культивируем в южной части России, где выспевает виноград . на участках, обращенных на полдень, с сухой почвой. Всего лучше по балкам, защищенным с севера; близость речки или сырого луга очень благоприятна; в сырые годы урожай шафрана всегда выше. Почва для выращивания шафрана должна быть хорошо разрыхленная и хорошо удобренная. Сажаются луковицы шафрана в июле в борозды, глубиною в (13 см), проведенные друг от друга на расстоянии 13—18 см.
На одном месте плантацию шафрана можно оставлять до 6 лет, если с третьего года применять жидкое или минеральное удобрение. Цвести шафран начинает уже в первый год, но наибольшее количество цветов дает на третий год. Так как листья шафрана появляются только в конце лета, то рекомендуется среди шафрана сеять какое-либо другое растение, дающее ранний сбор, напр, ромашку. В медицине и кондитерском деле применяются рыльца пестиков шафрана, смешанных с возможно меньшим количеством пыльников, тычинок и столбиков. Важнейшею частью культуры шафрана является сбор и сушка. Сбор цветов шафрана производится в течение 2—3 недель, в сухие осенние дни, утром, когда цветки раскрываются. Сейчас же после сбора производится чистка, т.-е. отделение и выборка рылец из цветов, и закончить ее необходимо не позже, как к утру следующего дня. Выделенный продукт сушат на решетах над жаровней с углями или в печи, пока он не станет твердым.
Лекарственное растение Эстрагон.
Эстрагон . Дико растет в юго-восточных губерниях. В медицине применяются цветочные верхушки и молодая зелень эстрагона. Собираются цветущие верхушки эстрагона. К указаниям, данным при отдельных растениях, необходимо добавить несколько общих замечаний о сборе и сушке лекарственных растений. Сбор всегда надо производить в ясный солнечный день, и после того, как роса совершенно пропала. Нежные растения и, в особенности, цветы можно собирать только в корзины. К сушке приступать сейчас же после.
сбора. Сушить эстрагон можно в тени на воздухе, на веревках и на чердаках, прямо на полу, на рогожах или холсте, или, что значительно лучше, на особых, приподнятых над полом решетчатых рамах. Можно производить сушку и в ригах, амбарах, клетях и сараях, лишь бы в них было сухо, и была достаточная вентиляция. При сушке эстрагон располагать тонким слоем или связывать в небольшие пучки. И пучки и слои продукта надо почаще переворачивать. Дождь или роса могут, если не совсем испортить, то сильно понизить качество продукта.
Корни эстрагона в большинстве слулаев лучше сушить в русской печи или в печи в овощных сушилках, не подымая температуру выше 50°. Если сушилки нет, и устроить ее нет возможности, то корни удобно сушить на чердаках, под кровлей, располагая их на подмостках, тонким слоем. Корни эстрагона обычно собирают или осенью, по увядании листвы, или весною, до ее развития. Корни промывают холодной водой и далее подготовляют к сушке различно, одни очищая и разрезая, другие нет (см. указания при описании отдельных растений). Семена эстрагона собираются зрелыми и обычно особой сушки не требуют.
Плоды также обычно собираются зрелыми и затем сушатся. Чем чище продукт, чем более сохранилась в нем окраска свежего растения, и чем аккуратнее упаковка его, тем он расценивается дороже. Увеличение цены при соблюдении этих условий может дойти до 250—300%. Ранее, чем приступить к заготовке того или иного продукта, следует найти место для его сбыта и приобрести из аптечного склада готовый образец хорошего товара, к качествам которого и стараться подогнать свой продукт. Тем большее внимание при заготовке лекарственных трав надо обратить на то, чтобы к ним не были подмешаны травы, похожие только по внешнему виду, но лекарственных свойств не имеющие.
Оставьте первый комментарий.
nashicveti.ru
Культурные и дикорастущие; однолетние и многолетние; лекарственные и декоративные. Жизненные формы растений деревья, кустарники, кустарнички, травы
Термин жизненная форма в отношении растений был предложен в 80-х гг. прошлого века известным ботаником Вармингом. Он понимал под этим понятием “форму, в которой вегетативное тело растения (индивида) находится в гармонии с внешней средой в течение всей его жизни, от колыбели до гроба, от семени до отмирания”.
Культурные и дикорастущие; однолетние и многолетние; лекарственные и декоративные.
Растительный мир планеты разнообразен.
Скажите, что вы себе представляете, когда вы говорите слово «растения»?
(Трава, цветы, кустарники, деревья и др.).
Таким образом, можно сделать вывод, что очень трудно перечислить все, что входит в понятие «растения».
Растения отличаются друг от друга окраской и формой листьев, стеблей, цветков и плодов, продолжительностью жизни и другими особенностями.
Работа в группах в ходе экскурсии по заданиям:
1 группа:
Чем культурные растения отличаются от дикорастущих? Приведите примеры.
(Для роста и развития необходимы определенные условия:
- культурным растениям такие условия создает человек (садит, производит подкормку, вырывает сорняки, борется с вредителями и болезнями растений, собирает урожай),
- дикорастущие растения сами приспосабливаются к жизни в дикой природе.
Ребята, дикорастущие цветы прислали вам письмо:
«Дорогие ребята!
Пожалуйста, будьте добры, не обрывайте зря цветы на лугу, на лужайке, на поляне и в лесу. Сорванные и собранные цветы в букеты, мы быстро вянем и погибаем, не принеся потомства. Пожалейте, не губите нас».
- Как вы думаете, почему цветы просят не обрывать их?
Давайте с вами будем учиться любоваться красотой цветов в природе, а не в вазе потому что
Если я сорву цветок,Если ты сорвёшь цветок,Если все – и я, и ты,Если мы сорвём цветы –Опустеют все поляныИ не будет красоты!
2 группа:
Чем отличаются однолетние, двулетние и многолетние растения между собой?
(По срокам жизни растения делятся на три группы: однолетние, двулетние и многолетние.
- Многолетние живут в течение нескольких лет. К ним относятся все деревья и кустарники, некоторые травы (ландыш, одуванчик, крапива, мать-и-мачеха). Надземные части большинства травянистых многолетних травянистых растений отмирают осенью, а весной из почек, находящихся под землей, вырастают новые побеги.
- Двулетние растения живут почти два года. У них (свеклы, моркови, редьки, репы, капусты и др.) в первый год развиваются обычно только корни, стебли и листья, а на второй год развивают новые побеги, цветут и образуют плоды с семенами и осенью отмирают.
- Однолетние растения (лук, томат, фасоль, пшеница, астра) весной развиваются из семян, зацветают, образуют плоды с семенами и затем отмирают.
3 группа:
Что вам известно о лекарственных и декоративных растениях? Приведите примеры.
Лекарственные растения - обширная группа растений, применяемых в медицинской и ветеринарной практике при различного рода заболеваниях с лечебными или профилактическими целями. Лечебные свойства лекарственных растений обусловлены наличием в них определенных химических соединений — так называемых действующих веществ.Лекарственные растения используют в виде сборов, или чаев, порошков и прочих или же после обработки.
Большинство декоративных растений выращивают ради их цветения (петуния, роза, астра, цинния и др.).
Говорит цветку цветок:
«Подними-ка свой листок. (поднимаем руки вверх-вниз)
Выйди на дорожку
Да притопни ножкой, (шагаем на месте, высоко поднимая колени)
Да головкой покачай
Утром солнышко встречай. (вращаем головой)
Стебель наклони слегка –
Вот зарядка для цветка (наклоняемся в разные стороны)
А теперь росой умойся, (имитация движений)
Отряхнись и успокойся…» (встряхиваем руками)
Жизненные формы растений.
В ходе экскурсии конкретизирую следующие понятия: «дерево», «кустарник», «трава», обращаю внимание учащихся на их многообразие на территории школы, ввожу видовое название растений.
Ребята, когда мы приходим в лес, что мы там видим?
(Деревья, кустарники, травы).
Деревья – обычно крупные растения многолетними деревенистыми стеблями. (ель, лиственница, яблоня. (Самое высокое дерево на Земле 155 м высота и 6 м в диаметре эвкалипт царственный обитает в Австралии и Тасмании)) Каждое дерево имеет ствол, ветви деревьев образуют их кроны.
Кустарники имеют не один ствол, а несколько стволиков, отходящих от общего основания (малина, шиповник, сирень, смородина)
Кустарнички – низкорослые многолетние растения с одревесневшими стволиками, высота которых не превышает 10 – 60 см. (черника, брусника)
Травы имеют травянистые сочные зеленые стебли, ежегодно отмирающие ( пырей. Клевер, подсолнечник, банан до 7 м., ряска несколько мм.)
В ходе экскурсии объясняю школьникам:
•причины изменения окраски листьев, листопада;
• чем вызвано многообразие плодов;
• чем объяснить сравнительную тишину осеннего дендрария.
При объяснении можно использовать стихотворения об осени, например, отрывок стихотворения Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальной»
«Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора -
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...»
2. Классификация растений по продолжительности жизни:
kopilkaurokov.ru
Урок в 6 классе. Культурные и дикорастущие; однолетние и многолетние; лекарственные и декоративные. Жизненные формы растений деревья, кустарники, кустарнички, травы.
Дата: Класс: 6А Урок №2
Тема: Культурные и дикорастущие; однолетние и многолетние; лекарственные и декоративные. Жизненные формы растений: деревья, кустарники, кустарнички, травы.
Цель: познакомить с правилами поведения в кабинете, правилами техники безопасности. Дать представление о месте биологии в системе естественных наук, структуре науки биологии, познакомить с основными биологическими дисциплинами, дать понятие о царствах живой природы, о многообразии живых организмов. Сформировать представление об основных свойствах жизни. Дать общее представление о характерных особенностях, объединяющих растительный мир. Показать многообразие растений на Земле, их связь с окружающей средой. Дать представление о значении растений в природе и жизни человека.
Ключевые понятия и термины: культурные растения, дикорастущие растения, многолетние, двулетние и однолетние растения, жизненная форма, декоративные растения, лекарственные растения
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Рассказ о правилах поведения в кабинете и технике безопасности
3.Актуализация
Что такое биология?Кем был предложен данный термин?
Какими свойствами обладают все живые организмы?
Как называется наука,изучающая растения?
Кто является основоположником ботаники?
4.Изучение нов. мат-ла
работа с текстом
Культурные растения—растения, выращиваемые чел-ком для удовлетворения своих потреб-тей. Они происходят от дикорастущих растений.
Дикорастущие растения—растения, кот растут, развив-ся и расселяются без помощи чел-ка
Многолетние растения—растения, живущие много лет
Однолетние растения—растения, живущие не более 1 года
Двулетние растения—растения, живущие 2 года
Структура науки ботаники
Наука | Предмет изучения |
Анатомия растений | Внутреннее строение растений |
Морфология растений | Внешнее строение растений |
Физиология растений | Процессы, происходящие в растении |
Систематика растений | Классификация растений |
Геоботаника | Строение и значение растительных сообществ |
Селекция | Сорта растений и их св-ва |
Цитология | Клетка |
Биохимия растений | Хим-ий состав растений |
Палеоботаника | Ископаемые растения |
Экология растений | Связь растений с окружающей средой |
Общий внешний облик растений наз-ют жизненной формой. Термин «жизненная форма» предложен в 1884 г. датским ботаником Е. Вармингом.У растений их несколько: дерево, кустарник, кустарнички, травы
Пр-ры кустарники: смородина, крыжовник
деревья:сосна,береза,ель,дуб
травы:редька дикая,пырей ползучий и д.р
4.Закрепление знаний и умений.
Стратегия «Горячая картошка»
Какие растения называются Культурными?
Какие растения называются дикорастущими?
Какие растения называются многолетними?
Однолетние растения-это…
Двулетние растения живут ……
Домашнее задание
выучить термины, найти информацию о растениях, кот. сыграли важную роль в истории стран или в судьбах людей.
xn--j1ahfl.xn--p1ai