Урок по теме "Виды взаимоотношений между живыми организмами". Виды взаимоотношений между животными и растениями
Взаимодействие между растениями и животными
Разделы: Экология
Цель урока: познакомить учащихся с проявлением взаимосвязей между растениями и животными.
Задачи:
Учебные:
- Сформировать у учащихся знания о взаимоотношениях между животными и растениями.
- Углубить знания о животных – опылителях, травоядных, зерноядных животных, растениями – хищниками (росянка, жирянка обыкновенная, венерина мухоловка).
Развивающие:
- Продолжить формировать умение находить взаимосвязи между отношениями животных и растениями; развивать речь учащихся.
Воспитательные:
- Продолжить эстетическое воспитание учащихся на уроке.
Оборудование:
Таблицы по биологии “экосистема смешанного леса”, экологическое лото, таблички для сценки.
Ход урока
Учитель: На прошлом уроке мы изучали взаимоотношения между животными: это взаимовыгодные отношения, квартиранство, нахлебничество, хищничество, конкуренция. И сейчас проверим, как вы усвоили материал.
I. Групповая работа.
Учитель: Сыграем в “Экологическое лото”. В конвертах картинки животных, карточки с названиями взаимоотношений. Надо сложить, правильно, взаимоотношения между животными.
II. Индивидуальный опрос.
– Расскажите о взаимовыгодных отношениях между животными?
– Что значит нахлебничество?
– Охарактеризуйте хищничество?
– Что вы знаете о конкуренции животных?
III. Постановка задач урока.
Учитель: На прошлом уроке мы изучали взаимоотношения животных. Но в природе жизнь любого животного прямо или косвенно связана с растениями. И они взаимодействуют друг с другом, эти взаимоотношения могут быть полезны или вредны. Вот об этом мы сегодня и поговорим.
Запишите в тетрадь число и тему нашего урока. (Работа учащихся в тетради).
IV. Работа по изучению нового материала. (Материал излагается в виде экскурсии)
Учитель: Растения играют в жизни животных большую роль, точно, так как и животные в жизни растений. Но обо всем по порядку.
(На доске схема – “Значение растений в жизни животных” Рассказ учителя сопровождается слайдами презентации, в соответствии со схемой.)
“Значение животных в жизни растений”.
- Опылители растений; (смотри слайд №4)
- Растения вдыхают углекислый газ, выдыхаемый животными; (смотри слайд №5)
- Распространение плодов и семян; (смотри слайд №6)
- Уничтожают семена, влияют на возобновление; (смотри слайд №7)
Учитель: Теперь более подробно познакомимся с данными взаимосвязями. А знакомство построим в виде заочной экскурсии в природу. Благодаря воображению мы беспрепятственно можем попадать в лес, на поляну, болото. И можем позволить себе услышать разговоры растений. Начнем. Приглядитесь внимательно, мы на лугу.(смотри слайд № 9). В воздухе стоит гул от летающих над цветами шмелей, ос, пчел. В воздухе пестрое мелькание бабочек, жуков. Это работают насекомые – опылители. В этом они преуспели. Нектаром растений питается насекомое, а пыльцу разносит с одного растения на другое. В результате образуется много семян, – которые дадут жизнь другим растениям.
Давно замечена связь между шмелями и клевером. Только шмели своим длинным хоботком могут доставать нектар из цветков клевера при этом переносить его с цветка на цветок. Значение шмелей в опылении клевера заметили в Австралии, когда европейцы завезли на этот континент семена и посеяли их. Появившиеся всходы стали быстро расти, вскоре растения зацвели, но урожая семян не дали. Оказалось, что в Австралии не было насекомых, которые могли бы питаться нектаром цветком клевера и опылять их. Тогда на континент завезли шмелей, и клевер стал давать урожай семян.
Но есть растения цветущие в ночное время, и находятся ночные насекомые – опылители.
Учитель: А теперь давайте прислушаемся к голосам вокруг нас, может что – то и услышим.
(Сценка № 1. Действующие лица: Природа, Клевер, Эколог.)
Природа: К нам поступает много вопросов, довольны ли растения, тем, как насекомые их опыляют? Не слишком ли велика плата, которую они берут за работу. Может надо поменять что – ни будь в отношениях? Кто нам ответит? Клевер?
Клевер: Мы, насекомоопыляемые растения очень довольны тем, как нас опыляют насекомые – опылители. В тропических странах им помогают в этом деле птички – колибри и даже мыши. Но в нашем умеренном климате нас опыляют только насекомые. И мы делаем все, чтобы насекомые – опылители смогли это сделать.
Природа: И что вы для этого делаете?
Клевер: Мы наряжаемся в красивые венчики и собираем свои цветки в соцветия, чтобы опылителям было легче нас увидеть издалека, удобнее опылять, перебираясь с одного цветка на другой. Кроме того, мы источаем ароматы, которые приятны насекомым и привлекают их. И, наконец, мы делимся с ними частью пыльцы, её у нас вполне достаточно.
Природа: Вам все равно, какие насекомые прилетят, или у вас есть свои любимчики?
Клевер: Мы не любим, когда нас обслуживает много разных насекомых. Ведь в этом случае нашу пыльцу они могут передать совсем не тем растениям. В этом случае мы напрасно истратим и нектар и пыльцу.
Природа: Что вы делаете, чтобы у каждого вида были свои опылители?
Клевер: Мы придумываем специальные формы цветков, которые ограничивают круг наших опылителей.
Эколог: Замечу, что среди насекомоопыляемых растений есть и большие привереды. Которые дружат только с одним видом опылителей. Цветки некоторых орхидей – пахнут так же как самки насекомых – опылителей. И самцы на их зов и опыляют растения.
Учитель: Продолжим нашу экскурсию дальше, приглядитесь, на этой же поляне, чуть поодаль поедают травку копытные животные.(смотри слайд №10). Переходя с места на место, они все время в движении. Давайте еще раз прислушаемся.
(Сценка №2 Действующие лица: Природа, Мятлик, Эколог.)
Природа: Мне бы очень хотелось, чтобы растения рассказали о том, как они относятся к тем, которые их поедают.
Мятлик: Я и мои родственники, злаковые, основа лугов и степей. Мы главные кормовые растения для крупных травоядных и насекомых. И мы не в обиде на них, кто нас ест. У нас с нами сложились хорошие отношения. Если бы нас не ели, то запасы веществ не возвращались бы в почву, а эти элементы мы получаем из неё. И мы бы голодали.
Эколог: Это плохо, когда в степи накапливается несъедобная трава. Она очень плохо покрывает почву, накапливает воду и дает рост другим растениям. А степные травы гибнут. Так, что растениям выгодно, что их ели.
Природа: Это хорошо, но как растениям удается спастись от тех, кто не в меру имеет большой аппетит?
Эколог: Это просто, вкусные только те растения, которые легко и быстро отрастают после объедания.
Природа: Но крупные животные иногда выедают растения под корень. Есть ли способ защититься растениям от них?
Мятлик: Есть. Если пасущихся слишком много, то разрастаются растения приземистой формы, которые недоступны их зубам. Это подорожник, одуванчик.
Учитель: Да, растения не прочь дать еду животным, если их не много, т.к. переваренные части пищи возвращаются в виде навоза в почву и удобряют ее, давая питание растениям.
Но многие копытные животные, поедая растения, заламывают, затаптывают их, пытаясь достать молодые побеги с верхушек растений. Этим они изменяют форму растений. Но травой питаются не только крупные животные, но и мелкие. Посмотрите, вот на травинке поместился кузнечик, такой, же зеленый, как сама трава и усиленно работает челюстями.
(Сценка №3 Действующие лица: Природа, Клевер, Эколог.)
Природа: А вы не забыли про мелких травоядных насекомых?
Клевер: У большинства из нас много листьев. И верхние листы затеняют нижние. И эти листья затрачивают много веществ при дыхании, а создают их мало. Цветков тоже у нас много и завязи много и не все мы можем вырастить. Поэтому если часть завязи съедают насекомые, это для нас полезно.
Эколог: Деревьям в саду, чтобы они давали урожай, садовник срезает лишние ветки. Травам тоже нужна подрезка. Роль садовников выполняют насекомые – листоеды.
Природа: А если это произойдет с культурными растениями, например с пшеницей, что будет?
Экологи: Если насекомые поедят немного зелени, то это для них не страшно, а даже полезно.
Учитель: Но многие насекомые, например саранча – это родственник нашего кузнечика(смотри слайд № 11), могут съедать всю траву на корню, оставляя лишь голую землю. Это плохо – нет семян, нет возобновления этих трав.
– Но не все так плохо, слышите стук. Это дятел (смотри слайд № 12). Он спешит помочь пострадавшим растениям, и сам получает от растений и стол и дом. Дятлы используют в пищу, семена ели и сосны, личинок жуков – усачей и жуков – короедов, это их пища. Кроме того в стволах деревьев делают дупла и выводят птенцов. Питаясь различными жуками и их личинками, дятлы спасают деревья и те хорошо себя чувствуют и активно плодоносят, давая пищу дятлам.
– Да и другие птицы так – же помогают деревьям – спасая их от насекомых вредителей, например поползни, синицы. Так что к птицам надо относится бережно.
Учитель: А теперь опять вернемся к степным растениям, здесь много злаковых дающих зерно и очень много грызунов (зайцы, хомяки, полевки, суслики)(смотри слайд №13). Они в пищу используют и стебли, и листья, и семена. Много птиц – питающихся зерном. И если зерноядных и грызунов очень много – можно увидеть замену одних растений другими.
Учитель: А теперь нас ждет самое удивительное в нашей экскурсии. Растения – хищники, а искать их надо на болоте и в водоеме. Хищники имеются не только среди животных. На болотах часто встречается насекомоядное растение – росянка (смотри слайд №14). Округлые листья росянки покрыты красноватыми ресничками, выделяющими липкий сок. Мелкие насекомые, садящиеся на росянку, прилипают к её листьям. Реснички изгибаются и удерживают жертву. Листья росянки выделяют сок, который переваривают захваченных насекомых.
– В прудах и озерах растет не менее интересное растение – пузырчатка (смотри слайд № 15). Её листья рассечены на тонкие дольки, на которых образуются небольшие пузырьки, заполненные воздухом. Пузырек имеет отверстие с клапаном, который может отгибаться внутрь. Мелкие животные даже личинки рыб, попав в пузырек, не могут выбраться из него потому, что отверстие закрывается клапаном. Погибших животных пузырчатка использует как дополнительное питание.
Учитель: А теперь попадаем на пасеку (смотри слайд №16). Посмотрим, как человек использует взаимосвязи растений и насекомых.
Учитель: Вернемся в класс. А теперь нам надо оформить отчет об экскурсии. Из утверждений с 1 по 6 выберите правильное, и запишите в тетрадь.
Утверждения:
- Питаясь различными жуками и их личинками, дятлы спасают деревья от засыхания.
- Ночью распускаются растения, имеющие сильный запах, но их никто не опыляет.
- Только шмели своим длинным хоботком могут доставать нектар из цветков клевера и при этом переносить его пыльцу с цветка на цветок.
- В лесу птицы не собирают с деревьев вредителей насекомых, деревья их уничтожают сами.
- Ночные насекомые опыляют цветы, распускающиеся в ночное время.
- Хищники имеются не только среди животных. На болоте встречается хищное растение – росянка.
Ответы:
(1;3;5;6)
Проверка правильности ответов.
Анализ урока.
Работа с дневниками.
Домашнее задание: (найти примеры взаимосвязей между организмами).
Презентация
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Типы связей и взаимоотношений между организмами
Типы связей между организмами
Живые организмы определенным образом связаны друг с другом. Различают следующие типы связей между видами:
- трофические,
- топические,
- форические,
- фабрические.
Наиболее важными являются трофические и топические связи, так как именно они удерживают организмы разных видов друг возле друга, объединяя их в сообщества.
Трофические связи возникают между видами, когда один вид питается другим: живыми особями, мертвыми остатками, продуктами жизнедеятельности. Трофическая связь может быть прямой и косвенной. Прямая связь проявляется при питании львов живыми антилопами, гиен трупами зебр, жуков-навозников пометом крупных копытных и т. д. Косвенная связь возникает при конкуренции разных видов за один пищевой ресурс.
Топические связи проявляются в изменении одним видом условий обитания другого вида. Например, под хвойным лесом, как правило, отсутствует травянистый покров.
Форические связи возникают, когда один вид участвует в распространении другого вида. Перенос животными семян, спор, пыльцы растений называется зоохория, а мелких особей — форезия.
Фабрические связи заключаются в том, что один вид использует для своих сооружений продукты выделения, мертвые остатки или даже живых особей другого вида. Например, птицы при постройке гнезд используют ветки деревьев, траву, пух и перья других птиц.
Типы отношений между организмами
Воздействие одного вида на другой может быть положительным, отрицательным и нейтральным. При этом возможны разные комбинации типов воздействия. Различают:
- нейтрализм,
- протокооперацию,
- мутуализм,
- комменсализм,
- хищничество,
- паразитизм,
- конкуренцию,
- аменсализм.
Нейтрализм — сожительство двух видов на одной территории, не имеющее для них ни положительных, ни отрицательных последствий. Например, белки и лоси не оказывают друг на друга значительных воздействий.
Протокооперация — взаимовыгодное, но не обязательное сосуществование организмов, пользу из которого извлекают все участники. Например, раки-отшельники и актинии. На раковине рака может поселяться коралловый полип актиния, который имеет стрекательные клетки, выделяющие яд. Актиния защищает рака от хищных рыб, а рак-отшельник, перемещаясь, способствует распространению актиний и увеличению их кормового пространства.
Мутуализм (облигатный симбиоз) — взаимовыгодное сожительство, когда либо один из партнеров, либо оба не могут существовать без сожителя. Например, травоядные копытные и целлюлозоразрушающие бактерии. Целлюлозоразрушающие бактерии обитают в желудке и кишечнике травоядных копытных. Они продуцируют ферменты, расщепляющие целлюлозу, поэтому обязательно нужны травоядным, у которых таких ферментов нет. Травоядные копытные со своей стороны предоставляют бактериям питательные вещества и среду обитания с оптимальной температурой, влажностью и т.д.
Комменсализм — взаимоотношения, при которых один из партнеров получает пользу от сожительства, а другому присутствие первого безразлично. Различают две формы комменсализма: синойкия (квартирантство) и трофобиоз (нахлебничество). Примером синойкии являются взаимоотношения некоторых актиний и тропических рыбок. Тропические рыбки укрываются от нападения хищников среди щупалец актиний, которые имеют стрекательные клетки. Примером трофобиоза служат взаимоотношения крупных хищников и падальщиков. Падальщики, например гиены, грифы, шакалы, питаются останками жертв, убитых и частично съеденных крупными хищниками — львами.
Хищничество — взаимоотношения, при которых один из участников (хищник) умерщвляет другого (жертва) и использует его в качестве пищи. Например, волки и зайцы. Состояние популяции хищника тесно связано с состоянием популяции жертв. Однако при сокращении численности популяции одного вида жертв хищник переключается на другой вид. Например, волки могут использовать в качестве пищи зайцев, мышей, кабанов, косуль, лягушек, насекомых и т.д.
Частным случаем хищничества является каннибализм — умерщвление и поедание себе подобных. Встречается, например, у крыс, бурых медведей, человека.
Паразитизм — взаимоотношения, при которых паразит не убивает своего хозяина, а длительное время использует его как среду обитания и источник пищи. К паразитам относятся вирусы, патогенные бактерии, грибы, простейшие, паразитические черви и др. Различают облигатных и факультативных паразитов. Облигатные паразиты ведут исключительно паразитический образ жизни и вне организма хозяина либо погибают, либо находятся в неактивном состоянии (вирусы). Факультативные паразиты ведут паразитический образ жизни, но в случае необходимости могут нормально жить во внешней среде, вне организма хозяина (патогенные грибы и бактерии).
Конкуренция — взаимоотношения, при которых организмы соперничают друг с другом за одни и те же ресурсы внешней среды при недостатке последних. Организмы могут конкурировать за пищевые ресурсы, полового партнера, убежище, свет и т.д. Различают прямую и косвенную, внутривидовую и межвидовую конкуренции. Косвенная (пассивная) конкуренция — потребление ресурсов среды, необходимых обоим видам. Прямая (активная) конкуренция — подавление одного вида другим. Внутривидовая конкуренция — соперничество между особями одного вида. Межвидовая конкуренция возникает между особями разных, но экологически близких видов. Ее результатом может быть либо взаимное приспособление двух видов, либо замещение популяцией одного вида популяции другого вида, который переселяется на другое место, переключается на другую пищу или вымирает.
Конкуренция приводит к естественному отбору в направлении увеличения экологических различий между конкурирующими видами и образованию ими разных экологических ниш.
Аменсализм — взаимоотношения, при которых один организм воздействует на другой и подавляет его жизнедеятельность, а сам не испытывает никаких отрицательных влияний со стороны подавляемого. Например, ель и растения нижнего яруса. Плотная крона ели препятствует проникновению солнечных лучей под полог леса и подавляет развитие растений нижнего яруса.
Частным случаем аменсализма является аллелопатия (антибиоз) — влияние одного организма на другой, при котором во внешнюю среду выделяются продукты жизнедеятельности одного организма, отравляя ее и делая непригодной для жизни другого. Аллелопатия распространена у растений, грибов, бактерий. Например, гриб-пеницилл продуцирует вещества, подавляющие жизнедеятельность бактерий. Пеницилл используют для получения пенициллина — первого открытого в медицине антибиотика. В последнее время в понятие «аллелопатия» включают и положительное воздействие.
В ходе эволюции и развития экосистем существует тенденция к уменьшению роли отрицательных взаимодействий за счет положительных, увеличивающих выживание обоих видов. Поэтому в зрелых экосистемах доля сильных отрицательных взаимодействий меньше, чем в молодых.
Характеристика типов взаимодействия между популяциями разных видов также приведена в таблице:
1 | Нейтрализм | 0 | 0 | Ни одна из популяций не оказывает влияния на другую | Белки и лоси не оказывают друг на друга значительных воздействий |
2 | Конкуренция, непосредственное взаимодействие | — | — | Прямое взаимное подавление обоих видов | Щука и судак могут питаться друг другом |
3 | Конкуренция, взаимодействие из-за ресурсов | — | — | Опосредованное подавление, возникающее, когда появляется недостаток в каком-либо факторе, используемом обоими видами | Щука и судак конкурируют между собой из-за карасей, которыми питаются и те, и другие |
4 | Аменсализм | — | 0 | Одна популяция подавляет другую, но сама не испытывает отрицательного влияния | Плотная крона ели препятствует проникновению солнечных лучей под полог леса и подавляет развитие растений нижнего яруса |
5 | Паразитизм | + | — | Популяция паразита обычно меньше, чем популяция хозяина | Аскарида человеческая паразитирует в кишечнике человека, получая питательные вещества и среду обитания |
6 | Хищничество | + | — | Особи хищника обычно больше особей добычи | Волки используют в качестве пищи зайцев |
7 | Комменсализм | + | 0 | Популяция комменсала получает пользу от объединения с популяцией хозяина, для которой это объединение безразлично | Тропические рыбки укрываются от нападения хищников среди щупалец актиний, которые имеют стрекательные клетки |
8 | Протокооперация | + | + | Взаимодействие друг с другом полезно для обеих популяций, но не является облигатным | Коралловый полип актиния поселяется на раковине рака-отшельника и своими стрекательными клетками защищает рака от хищных рыб, а рак-отшельник, перемещаясь, способствует распространению актиний и увеличению их кормового пространства |
9 | Мутуализм | + | + | Облигатное взаимодействие, полезное для обеих популяций | Целлюлозоразрушающие бактерии обитают в желудке и кишечнике травоядных копытных и продуцируют ферменты, расщепляющие целлюлозу, поэтому обязательно нужны травоядным, у которых таких ферментов нет. Травоядные копытные со своей стороны предоставляют бактериям питательные вещества и среду обитания с оптимальной температурой, влажностью и т.д. |
Примечания:
- (0) — существенное взаимодействие между популяциями отсутствует.
- (+) — благоприятное действие на рост, выживание или другие характеристики популяции.
- (-) — ингибирующее действие на рост или другие характеристики популяции.
- Типы 2-4 можно считать «отрицательными взаимодействиями», 7-9 — «положительными взаимодействиями», а типы 5 и 6 можно отнести к обеим группам.
jbio.ru
1 Раздел. Взаимоотношения растений и животных.
Ни одно животное не обходится без растительной пищи и либо питается ею непосредственно, либо потребляет ее косвенно. В свою очередь, у растений развились весьма непростые взаимосвязи с подвижными наземными животными.
Взаимоотношения, которые складываются между растениями и травоядными животными, также можно рассматривать как отношения хищника и жертвы. Но растения, в отличие от жертв-животных, ни спрятаться, ни убежать не могут. Казалось бы, столь беззащитные, они просто обречены на то, чтобы быть полностью съеденными прожорливыми травоядными. Однако этого не происходит — по крайней мере, на суше, где биомасса растений в тысячи раз больше биомассы животных. Даже огромные стада африканских антилоп и зебр или, напротив, северных оленей в заполярных тундрах не способны уничтожить сочную зелень. Невольно возникает вопрос: почему? В ответ можно выдвинуть две гипотезы, которые не исключают друг друга. Согласно первой, травоядные животные не могут съесть значительную часть растительности, поскольку их никогда не бывает слишком много. А увеличить численность им не позволяют хищники. Проше говоря, растения столь обильны на суше благодаря тому, что львы не дают возможности чрезмерно размножиться антилопам, рыси — зайцам, совы — полёвкам, а скворцы и синицы — насекомым. По второй гипотезе, растительноядные животные оставляют нетронутыми многие растения лишь потому, что те не являются для них полноценной пищей или защищены от поедания колючками, жгучими волосками, твёрдой корой или сильнодействующими ядовитыми веществами. Конечно, животные стараются как-то эти средства защиты обойти (не умирать же им с голоду) и в процессе эволюции становятся всё более искушёнными в этом деле. Но и растения не отстают, «оттачивая» средства обороны. Среди таких «изобретений» — два вещества, наиболее распространённые в мире растений. Это целлюлоза (клетчатка) и лигнин. Целлюлоза представляет собой сложный полимер, состоящий из остатков Сахаров, а лигнин — тоже полимер, но состоящий из фенольных колец. Соединяясь с целлюлозой, лигнин делает растительные ткани одревесневшими. Оба вещества очень стойкие, прочные, но оба являются для растения «дешёвыми» материалами, так как почти не требуют каких-либо дефицитных химических элементов для своего построения. Обеспечивая механическую опору растениям, эти вещества оказываются «крепким орешком» для тех, кто захочет ими полакомиться. Вещества, необходимые для их расщепления, отсутствуют у животных, а те из них, кто потребляет большое количество целлюлозы, вынуждены обратиться к помощи микроорганизмов. Самые известные примеры содружества животных и микроорганизмов — различные жвачные. В их сложно устроенных желудках обитает громадное количество бактерий, а также мелких жгутиковых и довольно крупных и нигде более не встречающихся инфузорий, осуществляющих разложение целлюлозы. В 1 см3 содержимого желудка овцы насчитывается до 16 млн бактерий, 1 млн жгутиковых простейших и 330 тыс. инфузорий! При этом объём жидкого содержимого желудка у овцы составляет примерно 6 л, а у коровы — около 80 л. .Перерабатывать лигнин ещё сложнее, чем целлюлозу. Наиболее успешно-с этим справляются не бактерии, а грибы. Удивительный пример использования грибов для переработки целлюлозы и лигнина демонстрируют тропические муравьи-листорезы. Они вырезают кусочки свежих листьев и тащат их в специальную подземную камеру, где на перегнивающих остатках этих листьев растут особые виды грибов, которые и потребляются муравьями. Ещё лучше растения могут защититься от животных, накапливая в своих тканях таннины — сложные фенольные соединения, взаимодействующие с белками и останавливающие переваривание пиши. Многие растения синтезируют ядовитые вещества. Их очень много: десятки тысяч. Одни из наиболее известных — алкалоиды (к ним относятся никотин, кофеин, стрихнин и другие сильнодействующие вещества). Некоторые растения синтезируют цианистые соединения, блокирующие у животных дыхание. Однако, как бы ни были ядовиты некоторые растения, почти всегда находится один-два вида животных,
выработавших способность переносить или нейтрализовывать действие ядов. А есть и такие, кто «научился» накапливать в своих тканях созданные растениями яды и защищаться ими от хищников. Самый известный пример — бабочка монарх, обитающая в Северной Америке. Её гусеницы кормятся на растениях ваточника, содержащего в своих тканях кардено-лиды — вещества, нарушающие сердечную деятельность птиц и млекопитающих. Если, какая-то неопытная птица и схватит гусеницу или взрослую бабочку, то сразу её выплюнет и никогда больше трогать не будет.
Говорить о том что не смотря на то, что у растений со временем появляются своеобразные защитные механизмы, они являются главной пищей для травоядных животных, насекомых и птиц, ведь это замкнутый круг (пищевая цепь, замыкающаяся тем что экскременты последнего становятся удобрением для растений) нету и смысла, ведь это известно каждому. Но, тем не менее, в некотором смысле взаимоотношения с животными для растений выгодны, так как с помощью них некоторые виды растений размножаются. Для распространения семян растениям служат ветер, вода и животные. При распространении семян и плодов животными (зоохории) различают два типа: семена могут во всхожем состоянии (предварительно попав с пищей в желудок животного) возвратиться на землю вместе с фекалиями-эндо-зоохория; либо, при другом способе распространения - они могут рассеиваться, цепляясь обычно за шерсть или другие наружные покровы животных – эпизоохория. Весьма интересно распространение семян муравьями - мирмекохория. В растительном мире средней полосы Европы удивительно много растений, семена которых разносят муравьи. Семена могут таким образом оказаться и в нескольких метрах, и очень далеко от материнского растения, но цель все равно достигнута! Семя оказалось на новом месте, где оно, возможно, прорастет.
В травянистом и кустарниковом ярусах очень многие растения несут на спелых плодах различные приспособления-прицепки (цепляющиеся плоды), которые своими крючками цепляются за шерсть пробирающихся сквозь заросли млекопитающих. В таких случаях семена обычно легко отделяются от растения и разносятся на разные расстояния (эпизоохорное распространение семян). Из таких растений в первую очередь вспоминается соплодие лопуха. Такого вида плоды могут долгое время висеть, зацепившись на нашем платье. Таким же образом они застревают в шерсти млекопитающих и переносятся ими часто на большие расстояния, пока, наконец не упадут на землю. И таких примеров множество.
studfiles.net
типы, формы и примеры. Взаимодействие между живыми организмами в экосистеме
Природа прекрасна и многообразна. Существуя на одной планете, растения и животные вынуждены были научиться сосуществовать друг с другом. Взаимоотношение между организмами - это непростая, но интересная тема, которая поможет лучше понять окружающий мир.
Виды взаимоотношений
Есть различные виды взаимоотношений живых организмов между собой. Но ученые разделяют их на три крупные группы.
В первой группе объединены все те виды взаимоотношений между организмами, которые можно назвать положительными, результат которых помогает существовать без противоречий двум организмам.
Ко второй группе относятся те виды взаимоотношений, которые называются негативными. В результате взаимодействия двух организмов выгоду извлекает только один, а второй угнетен. Порой последний может даже погибнуть в результате подобных взаимоотношений. Ко этой группе относится также и такое взаимодействие организмов, которое негативно сказывается и на первой, и на второй особи.
Третья группа считается самой малочисленной. К этой группе относятся взаимоотношения между организмами, которые не приносят ни пользы, ни вреда обеим сторонам.
Позитивные виды взаимоотношений организмов
Для того чтобы существовать в мире, нужно найти союзников и помощников. Именно этим и занимаются многие растения и животные на протяжении своего эволюционного развития. В результате появляются связи, обе стороны которых получают выгоду от взаимоотношений. Или же те отношения, которые выгодны только одной стороне, а второй они не вредят.
Позитивные взаимоотношения, которые также называются симбиозом, многообразны. В настоящее время выделяют кооперацию, мутуализм и комменсализм.
Кооперация
Кооперация - это такие взаимоотношения между живыми организмами, когда выгоду извлекают обе стороны. Чаще всего эта выгода заключается в добыче пищи. Но иногда одна из сторон получает от другой не только пищу, но и защиту. Очень интересны такие взаимоотношения между организмами. Примеры можно увидеть в животном мире в разных частях планеты.
Одним из них становится кооперация рака-отшельника и актинии. Благодаря актинии, рак обретает жилище и защиту от других обитателей водного пространства. Без рака-отшельника актиния не может передвигаться. Но рак позволяет расширить радиус поиска пищи. Кроме того, то, что не съест актиния, спустится на дно и достанется раку. А значит, выгоду от этих отношений получают обе стороны.
Другим примером стали взаимоотношения носорогов и воловьих птиц. Такие взаимоотношения между организмами позволяют одной из сторон найти пищу. Воловьи птицы едят насекомых, которые в избытке живут на огромном носороге. Носорогу также полезны соседи. Благодаря этим птичкам он может вести здоровую жизнь и не беспокоиться из-за насекомых.
Комменсализм
Комменсализм — это те взаимоотношения между организмами в экосистемах, когда один из организмов получает выгоду, а второй от этих отношений не испытывает неудобств, но и не извлекает пользу. Такой вид взаимоотношений также называют нахлебничеством.
Акулы — жуткие морские хищники. Но для рыб-прилипал они становятся шансом выжить и защитить себя от других водных хищников, которые слабы по сравнению с акулами. Рыбы-прилипалы получают выгоду от акул. Но сами не приносят им никакой пользы. В то же время нет и вреда. Для акулы такие взаимоотношения остаются незамеченными.
В норах грызунов можно найти не только детенышей, но и огромное количество разных насекомых. Нора, созданная зверьком, становится для них домом. Именно здесь они находят не только приют, но и защиту от тех животных, которые любят ими полакомиться. В норе грызуна насекомому это не страшно. Кроме того, здесь они могут найти достаточно пищи для того, чтобы вести жизнь без бед. Грызуны же не испытывают никаких трудностей от таких видов взаимоотношений.
Отрицательные виды взаимоотношений между организмами
Существуя вместе на планете, животные могут не только помогать друг другу, но и причинять вред. Непросто выучить эти взаимоотношения между организмами. Таблица поможет школьникам и студентам.
Виды взаимоотношений, которые считаются отрицательными, в свою очередь также делятся на несколько типов. Среди них есть те, от которых одна сторона получает выгоду, а вторая вред, а есть те, когда страдают обе стороны. Отрицательными примерами считаются хищничество, паразитизм и конкуренция.
Хищничество
Что такое хищничество, каждый может рассказать без подготовки. Это то взаимоотношение между организмами, когда одна сторона получает выгоду, а вторая страдает. Для того чтобы лучше понять, кто кем питается, можно составить пищевые цепи. И тогда легко узнать, что многие травоядные животные становятся пищей других животных. В то же время и хищники тоже могут быть чьей-то пищей.
Несмотря на то, что ежей часто изображают на картинках с яблочками и грибами, они являются хищниками. Ежи питаются мелкими грызунами. Но тоже не могут чувствовать себя в безопасности. Они могут быть съедены лисами. Кроме того, лисы, как и волки, питаются зайцами.
Паразитизм
Паразитизм — это тот вид взаимоотношений, когда один организм извлекает пользу благодаря другому. Но при этом паразит чаще всего старается сделать так, чтобы второй организм не погиб. Ведь в противном случае паразиту придется искать для себя новое место обитания и новый источник пищи. Или погибнуть.
Паразиты встречаются среди животных и растений. Например, почти каждый обитатель средней полосы видел гриб трутовик. Это такой живой организм, который удобно устраивается на стволе дерева и порой разрастается до невероятных размеров. Этот гриб не так просто удалить со ствола. Он закрепляется очень надежно. Благодаря дереву гриб получает пищу, а также место жительства.
Есть огромное количество червей, которые живут за счет более сильного организма со сложной организацией. Пожалуй, самым известным червем-паразитом является аскарида человеческая. Белые черви могут быть разного размера. Они обитают не только в кишечнике. В особо запущенных случаях они могут найти приют в разных участках организма. Благодаря человеку у аскарид всегда есть пища. Кроме того, в теле человека та температура и те условия, которые необходимы для того, чтобы черви благополучно существовали и размножались. Наличие большого количества аскарид в теле человека становится причиной неудобств, а также многих проблем, решить которые сможет только доктор.
В телах других животных также часто селятся черви-паразиты. Среди них можно отметить, например, печеночных сосальщиков. Такое взаимоотношение между организмами становится настоящей бедой для людей. А особенно для тех, кто занимается животноводством или садоводством. Вред, наносимый сельскому хозяйству паразитами, неизмерим.
Конкуренция
Несмотря на кровожадных хищников, ведущих охоту за более слабыми зверьками днем и ночью, конкуренцию считают самым жестоким типом взаимоотношений между организмами. Ведь к таковым относится борьба за место под солнцем среди представителей одного вида. И средства для получения необходимого количества пищи или лучшего жилья у каждого вида свои.
В борьбе выигрывают более сильные и ловкие звери. Сильные волки получают хорошую добычу, другим же остается либо питаться другими, менее сытными животными, либо умирать от голода. Подобная борьба ведется и между растениями за то, чтобы получить как можно больше влаги или солнечного света.
Нейтральные взаимоотношения
Есть и такие типы взаимоотношений между организмами, когда обе стороны не получают ни пользы, ни вреда. Несмотря на то что они живут на одной территории, их совершенно ничто не объединяет. Если одна из сторон этих взаимоотношений исчезнет с лица планеты, то вторую сторону это напрямую не коснется.
Так, в теплых странах разные травоядные животные питаются листьями одного и того же дерева. Жирафы едят те листья, которые находятся на вершине. Они самые сочные и вкусные. А другие травоядные животные вынуждены питаться остатками, растущими ниже. Жирафы им не мешают и не отнимают еду. Ведь низкие животные не смогут дотянуться до тех листьев, которые едят высокие. А высоким нет смысла наклоняться и отнимать пищу у других.
Есть разные формы взаимоотношений между организмами. И выучить их все не так просто. Но важно помнить, что все в природе взаимосвязано. Чаще всего животные и растения влияют друг на друга положительно или отрицательно, реже не влияют никак. Но даже если они не связаны напрямую, это не значит, что исчезновение одного не сможет привести к гибели другого. Взаимоотношение между организмами - важная часть окружающего мира.
fb.ru
Урок по теме "Виды взаимоотношений между живыми организмами"
Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»
Презентация к уроку
Загрузить презентацию (10,4 МБ)
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Оборудование: мультимедийная презентация, карточки-задания.
Цель урока: Создать условия для эффективного усвоения знаний о видах взаимоотношений между живыми организмами в сообществе.
Задачи:
- Образовательные: закрепить знания об экологических факторах; сформировать понятие основных биотических связей, как основы существования живых организмов в экосистемах;
- Развивающие: развивать интеллектуальную сферу: внимание, память, речь, мышление; развивать умение применять общебиологические закономерности для решения нестандартных задач; сформировать у учащихся навыки самостоятельно делать выводы;
- Воспитательные: Способствовать формированию чувства ответственности за сохранение равновесия в природе; воспитывать целостное восприятие мира; формировать познавательный интерес к предмету.
Ход урока
I. Организационный момент. Постановка целей и задач урока.
Здравствуйте. Я рада вас всех приветствовать на нашем сегодняшнем занятии.
Соседи, соседи: жуки и медведи, Орлы и козявки, деревья и травки. Прожить без соседей — увы! – невозможно, Иных обойдешь далеко, осторожно, Иными, как раз, хорошо закусить, А с теми под крышей теплее прожить. Иные годятся для дальней дороги, Другие поднимут тебя по тревоге, А эти соседи помогут в беде. Соседи, соседи – всегда и везде!
Как вы считаете, какая у нас сегодня тема урока? А нужны ли в природе соседи?
Да нужны! И мы с вами сегодня на уроке будем говорить о том, как связаны между собой организмы в природе. Тема нашего сегодняшнего занятия «Взаимоотношения между живыми организмами». Цель нашего урока: определить какие, виды взаимоотношений существуют в природе.
II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
“Горячий стул”: один ученик садится на стул перед классом, учащиеся задают ему вопросы по терминам, которые учитель записывает на доске:
Экология, биотические факторы, абиотические факторы, антропогенный фактор, лимитирующий фактор, зона толерантности, зона оптимума, зона пессимума, критические точки, приспособленность организмов, относительный характер приспособленности.
III. Изучение нового материала.
Жизнь любого живого существа невозможна без других. Его благополучие зависит от многих видов, которые так или иначе на него воздействуют.
Связи между разными организмами называют биотическими. Вся живая природа пронизана этими связями. Они необыкновенно разнообразны, могут быть прямыми или косвенными.
Прямые связи осуществляются при непосредственном влиянии одного вида на другой (например, хищника на жертву). Косвенные – через влияние на внешнюю среду или на другие виды.
Нам предстоит познакомиться с различными типами межвидовых отношений в природе, которые выделяются среди огромного многообразия взаимосвязей живых существ.
Наиболее распространена формальная классификация этих связей, в основу которой положена оценка результата взаимодействия двух особей. Результат для каждой из них оценивается как положительный (+), отрицательный (-) или нейтральный (0). Попарное сочетание двух возможных значений дает шесть вариантов отношений, которые по-разному распространены в органическом мире.
– Сколько комбинаций знаков может быть? (6)
- 00 – нейтральные
- - - – взаимовредные
- - 0 – вреднонейтральные
- ++ – взаимополезные
- +0 – полезнонейтральные
- +- – полезновредные (Слайд 2)
А теперь мы с вами перейдём к более подробному изучению этих взаимоотношений.
По ходу урока учащиеся заполняют таблицу.
Типы взаимодействия | Примеры |
(Слайд 3) Нейтрализм (00)- тип отношений между видами, при котором они не формируют значимых форм воздействий. Виды, характеризующиеся таким типом взаимоотношений, не оказывают друг на друга заметного биологического воздействия.
В природе истинный нейтрализм очень редок, поскольку между всеми видами возможны косвенные взаимодействия. При нейтральных отношениях виды не связаны друг с другом и даже не контактируют между собой. Например, синицы и полевые мыши, белки и лоси, волк и дождевой червь.
Сосед-конкурент – это тоже опасно. Он рядом живет, все как будто прекрасно, Но где только можно, он вас потеснит, Участок отнимет и свет заслонит, Умело обставит он вас на охоте – Вы даже не сразу все это поймете. Сумеет он дом и невесту отнять, Останется вам только горько рыдать. А все почему? Потому что крупнее, Чуть-чуть посильнее, чуть-чуть побыстрее, А может быть, просто, он вас поумнее. Бывает и так иногда у зверей.
О каком виде взаимоотношений между организмами написано стихотворение? Выскажете свое предположение, как в ходе эволюции могло появиться это явление.
(Слайд 4) Конкуренция (- -) – это тип взаимодействий, который возникает, если у двух близких видов наблюдаются сходные потребности. Если такие виды обитают на одной территории, то каждый из них находится в невыгодном положении: уменьшаются возможности овладения пищевыми ресурсами, убежищами, местами для размножения и т.д.
Конкуренция широко распространена в природе. Конкурировать могут в природе, как близкие виды, так и представители очень далёких групп. Например: все растения конкурируют за свет, влагу, питательные вещества почвы и, следовательно, за расширение территории своего обитания. Животные борются за пищевые ресурсы и за убежища.
Внутривидовая конкуренция – это борьба за одни и те же ресурсы, между особями одного вида. Конкуренция происходит между растениями одного вида. Если, например, на каком-то участке появится много всходов дуба, то постепенно будет происходить их самоизреживание. Произойдет это потому, что взойдут они не все одновременно, не у всех будет одинаковый запас питательных веществ, не все они прорастут с одинаковой глубины почвы и прочее. Более крупные растения будут всасывать больше воды и минеральных веществ, больше образовывать органических веществ, быстрее расти, затенять и угнетать растения, отставшие в росте.
(Слайд 5) Межвидовая конкуренция – отрицательные отношения между двумя видами. Постоянно конкурируют между собой за пищу и жилье животные разных видов, например щука и окунь, волк и лисица, некоторые травоядные звери, кормящиеся на пастбищах, птицы, устраивающие гнезда в дуплах деревьев, и др. В отличие от растений конкурирующие животные часто пускают друг против друга в ход зубы, рога, когти, копыта, клювы.
(Слайд 6) Аменсализм (-0) – для одного из совместно обитающих видов влияние другого отрицательно (он испытывает угнетение), в то время как угнетающий не получает ни вреда, ни пользы.
Примеры:
- светолюбивые травы под елью, страдают от сильного затенения, тогда как самому дереву это безразлично;
- корни осины тормозят рост дуба;
- дуб угнетает чернику;
- плесневый гриб пеницилл препятствует росту бактерий путем выработки антибиотиков.
Ребята отгадайте, какие взаимоотношения мы с вами будем сейчас изучать
«Запрягся рак-отшельник… Актиния на нем… Отшельник не досадует, Что ноша тяжела, Ведь часто крошки падают К нему с её стола» (Е. Фейерабенд)
О каких взаимоотношениях речь?
(Слайд 7) Симбиоз (++) – сожительство ( от греческого "син" – вместе, "биос" – жизнь) – форма взаимоотношений, при которых оба партнера или один из них извлекает пользу от другого.
Положительные симбиотические взаимоотношения представлены в природе самыми разнообразными формами.
Протокооперация – совместное существование выгодно обоим видам, но не обязательно для них.
Широко известен пример симбиоза между раками-отшельниками и актиниями. Последние поселяются на раковине, в которую прячет своё брюшко рак-отшельник. Стрекательные клетки щупалец актиний — надёжная защита обоих симбионтов. Питается актиния за счёт остатков пищи, активно добываемой раком.
Другой пример необязательной, но взаимовыгодной связи дают взаимоотношения мелких рыбок семейства Губановых и крупных хищных мурен. Рыбы-чистильщики, освобождающие крупных рыб от наружных паразитов, находящихся на коже, в жаберной и ротовой полости. Обитают губаны-чистильщики всегда в одном и том же месте. Крупные хищники, в том числе мурены, страдающие от паразитов, приплывают в места обитания губанов и дают им возможность уничтожать паразитов даже у себя во рту, хотя могли бы с легкостью их проглотить. Многие птицы кормятся на копытных, собирая с их тел паразитов – клещей. Столь же часто птицы выщипывают зимнюю шерсть у оленей, лосей, коров, во время линьки, используя ее при постройке гнезд.
(Слайд 8) Мутуализм – оба вида извлекают выгоду из совместного существования и не могут жить самостоятельно. Это наиболее сильная взаимосвязь между организмами. Типичный симбиоз – отношения термитов и жгутиковых простейших, обитающих у них в кишечнике. Термиты питаются древесиной, однако у них нет ферментов, переваривающих целлюлозу. Жгутиконосцы вырабатывают такие ферменты и переводят клетчатку в сахара. Без простейших – симбионтов – термиты погибают от голода. Сами же жгутиковые, помимо благоприятного микроклимата в кишечнике термитов получают пищу и условия для размножения.
Яркий пример мутуализма среди растений представляет сожительство мицелия гриба с корнями высшего растения – микориза (гифы оплетают корни и способствуют поступлению в них воды и минеральных веществ из почвы).
Примером взаимовыгодных отношений служит сожительство так называемых клубеньковых бактерий и бобовых растений (гороха, фасоли, сои, клевера, люцерны, вики, белой акации, земляного ореха). Эти бактерии, способные усваивать азот воздуха и превращать его в аммиак, а затем в аминокислоты, поселяются в корнях растений.
Лишайники – группа симбиотических организмов, в теле которых сочетаются два компонента: водоросль и гриб. Вместе они образуют единый организм. Симбиотические взаимоотношения гриба и водорослей проявляются в том, что нити гриба в теле лишайника как бы выполняют функцию корней, а клетки водорослей играют роль листьев зелёных растений – в них происходит фотосинтез и накопление органических веществ. Гриб обеспечивает водоросль водой и растворёнными в ней минеральными солями, а сам получает от водоросли органические вещества.
(Слайд 9) Комменсализм (+0) – тип взаимоотношений, при котором один из двух обитающих совместно видов извлекает пользу из совместного существования, не причиняя вреда другому виду.
Существует несколько разновидностей комменсализма:
Сотрапезничество – потребление разных веществ или частей одного и того же ресурса. Такие взаимодействия существуют между различными видами почвенных бактерий – сапротрофов перерабатывающих разные органические вещества из перегнивших растительных остатков, и высшими растениями, которые потребляют образовавшиеся при этом соли; взаимоотношения копытных и сурков.
Нахлебничество – один организм получает питательные вещества от другого без нанесения тому вреда (кольчатые черви, живущие в раковине своего хозяина, рака-отшельника, поедают остатки его пищи, схватывая их непосредственно с ротовых частей хозяина; гиены подбирают остатки недоеденной львами добычи; акулы и рыбы прилипалы).
(Слайд 10) Квартиранство – использование одними видами других (их тел, жилищ) в качестве жилища или укрытия (моллюск жемчужница откладывает икру в жабры рыбы семги – зависят друг от друга; рыба-горчак икру в раковины беззубок; орхидеи растут на ветках деревьев; поселение многих животных в норах грызунов, в ходах кротов)
(Слайд 11,12) Полезно-вредные(+-) – форма взаимоотношений, при которой один из взаимодействующих организмов испытывает отрицательное влияние, а второй положительное. Существует два вида таких взаимоотношений.
Хищничество – способ добывания пищи и питания животных, при котором они ловят, умерщвляют и поедают других животных. Убивая и поедая жертв, хищники сокращают численность популяций видов-жертв. Для хищников характерно охотничье поведение. Большей частью хищникам удаётся поймать ослабленных (больных), очень молодых или старых животных, уже не принимающих участия в размножении. Тем самым хищники являются наиболее действенными «механизмами» естественного отбора. Хищничество широко распространено в природе как среди животных, так и среди растений. Примеры: насекомоядные растения; лев, поедающий антилопу и т.д. Частным случаем хищничества служит каннибализм – поедание особей своего вида, чаще всего молоди. Каннибализм часто встречается у пауков (самки нередко поедают самцов), у рыб (поедание мальков). Самки некоторых млекопитающих также иногда съедают своих детенышей.
(Слайд 13,14,15) Паразитизм – отношения, при которых представители одного вида используют представителей другого вида не только как место обитания, но и как источник питания.
Переход к паразитизму резко увеличивает возможность вида выжить в борьбе за существование. Организм – хозяин служит для паразита источником питания, очень часто – местом обитания, защитой от врагов.
В отличие от хищничества при нападении паразита хозяин не погибает сразу, но испытывает угнетение (в течение длительного времени). Другими словами паразит изнуряет, но не губит хозяина, поскольку это обеспечивает его существование. Таким образом, паразитизм можно рассматривать как ослабленную форму хищничества. Например: ленточные черви, вши, клещи, печёночная двуустка – это паразиты, которые поражают животных. Паразиты, которые вредят растениям – повилика, заразиха, фитофтора, головневые и ржавчинные грибы, гриб-трутовик.
(Слайд 16) Какие выводы можно сделать из всего вышеизложенного?
- В процессе эволюции между организмами возникли сложные взаимоотношения.
- Биотические факторы влияют не только на отдельные особи, но и на популяцию в целом, регулируя численность видов.
- Взаимоотношения между организмами различных систематических групп обеспечивают биологическое равновесие в экосистеме.
- Хотя взаимодействия организмов очень разнообразны, они приводят лишь к трем главным результатам:
- обеспечению пищей,
- изменению среды обитания,
- расселению видов в пространстве.
IV. Закрепление изученного материала.
(Слайд 17) 1. Распределите пары организмов по типам взаимоотношений заполнив вторую колонку таблицы. Устно объясните свой выбор.
Вид взаимоотношений | Примеры |
Нейтрализм | |
Аменсализм | |
Внутривидовая конкуренция | |
Межвидовая конкуренция | |
Протокооперация | |
Мутуализм | |
Нахлебничество | |
Квартиранство | |
Хищничество | |
Паразитизм |
Росянка и муха. Росянка насекомоядное растение, привлекающее насекомых каплей жидкости /напоминает росу/, захватывающее и переваривающее его.
Аскарида и человек. Аскарида – круглый червь семейства нематод. Паразитирует в желудке кишечнике позвоночных животных и человека. Вызывает сильную интоксикацию организма хозяина.
Ель и сосна. Ель и сосна – растения хвойного леса, которым для осуществления процесса фотосинтеза требуется солнечная энергия и вода почвы, с растворенными в ней минеральными веществами.
Заяц и крот. Заяц – наземное травоядное животное, крот – подземное насекомоядное животное.
Плесневые грибки и бактерии. Грибки вырабатывают антибиотики, в присутствии которых жизнедеятельность бактерий подавляется или существенно ограничивается.
Рябина и дрозд-рябинник. Ягоды рябины являются пищей для птиц. Пройдя кишечный тракт дрозда, оболочка семян частично разрушается, что способствует прорастанию семян.
Раффлезия и лиана. Раффлезия высасывает соки (воду и питательные вещества) из лиан и поэтому не нуждающееся в собственной корневой системе, стебле и зеленых листьях, которые позволяли бы ей самой создавать питательные вещества.
Ель и береза. Ель и береза растения смешенного леса. Когда ель мала, береза выполняет роль дерева-няньки дня теневыносливой и влаголюбивой ели. Когда ель вырастает, она затеняет свою спасительницу.
Лось и хохлатая синица. Хохлатая синица и лось занимают разные горизонтальные ярусы леса, используют в пищу разные корма.
Ель и светолюбивые травы. Травы испытывают угнетение, в результате сильного затенения кроной ели.
Воробей в гнезде скопы. Скопа – рыбоядная птица, но охраняя свою гнездовую территорию, она тем самым охраняет и мелких птиц, поселяющихся в стенках ее гнезда.
Микориза. Микориза – это связь грибницы гриба и корней дерева. Грибница гриба оплетает корни и тем самым увеличивает всасывающую поверхность корней, а также связывая фосфор, обеспечивая фосфорное питание растений. Взамен гриб получает органические вещества.
Лисица и полевка. Лисица – хищник, питающийся мышевидными грызунами.
Волк и бабочка-крапивница. Волк – хищное млекопитающее, питающееся в основном позвоночными животными. Крапивница питается нектаром цветов, а ее личинки – листьями растений.
Фитонциды хвойных растений и бактерии. Хвойные растения выделяют вещества фитонциды в присутствие которых гибнут болезнетворные растения.
Лев и птицы – падальщики. Лев – крупное животное, питающееся антилопами и другими копытными животными. Грифы, сипы, стервятники-птицы падальщики, которые могут также довольствоваться остатками трапезы хищников.
Клубеньковые бактерии и клевер. Бактерии образуют клубеньки на корнях, обеспечивая азотное питание растений. Взамен бактерии получают органическое питание.
2. Решите биологические задачи.
- (Слайд 18) Иногда можно услышать мнение: «Неужели современные техника и наука не может найти средств для уничтожения комаров? От них столько неприятностей людям и животным!» Представим себе, что такое средство найдено. Правильно, ли поступит человек, если воспользуется им? Почему? (Неправильно. Комары занимают определённое место в цепи питания, сообществах организмов. Взрослыми особями, к примеру, питаются птицы, личинками и куколками комаров – водные животные. Полное уничтожение комаров повлечёт за собой необратимое нарушение цепей питания.)
- (Слайд 19) Личинка майского жука питается перегноем, корнями трав и деревьев, а взрослый жук – листьями деревьев. Какое приспособительное значение для майских жуков имеют эти различия в питании? (Разное питание личинок и взрослых майских жуков уменьшает их конкуренцию за пищу, помогает выживанию вида)
V. Подведение итогов.
VI. Домашнее задание.
§68, вопросы на стр. 247.
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Взаимовыгодные отношения в животном мире
За всю историю своего существования человек приручил около 40 видов животных. Обеспечив их кормом и дав приют от врагов, он получил взамен пищу, одежду, средства передвижения, рабочую силу.
Однако и до появления человека на Земле животные объединялись между собой в «дружеские» союзы. Муравьи и термиты в этом отношении превзошли всех: они «одомашнили» около 2 000 видов живых существ! Для совместной жизни чаще всего объединяются обычно два-три вида, но они оказывают друг другу такие важные «услуги», что иногда утрачивают возможность существовать порознь.
ВРЕМЕННОЕ, НО ВАЖНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
Всем известно, что волки охотятся на лосей стаями, а дельфины промышляют рыбу стадами. Подобная взаимопомощь естественна для животных одного вида. Но иногда для охоты объединяются «чужаки». Такое происходит, например, в степях Средней Азии, где обитают лисица корсак и небольшой зверек перевязка, похожий на хорька.
Оба они интересуются большой песчанкой, которую поймать довольно сложно: лисица слишком толста, чтобы влезть в нору грызуна, а перевязка, способная это сделать, не может поймать зверька на выходе из норы: пока она пробирается под землей, песчанка уходит по запасным ходам.
Но когда два охотника кооперируются, их неизменно сопровождает удача: перевязка выгоняет песчанок на поверхность, а лиса дежурит снаружи, у выхода из норы, не давая зверьку уйти. В результате добыча достается тому, кто первый до нее доберется. Иногда это бывает лиса, иногда — перевязка. Случается, что они так и бегают от норы к норе, пока не насытятся обе. А через несколько дней ждут друг друга в своем охотничьем районе и начинают новую облаву.
ОДНОСТОРОННЯЯ ВЫГОДА
Иногда пользу от сожительства извлекает для себя лишь одна сторона. Такие взаимоотношения можно считать «на-хлебническими». Примером здесь может служить союз лысухи (водоплавающей птицы размером с утку) и сазана, чьи косяки так и ходят вслед за птицами.
Причина такой «приязни» очевидна: ныряя за водорослями, своей основной пищей, лысухи взмучивают ил, в котором прячется немало мелких организмов, лакомых для рыб. Это и привлекает сазанов, стремящихся поживиться, не прилагая усилий.
Зачастую мелкие животные питаются остатками трапезы более сильного зверя или птицы, превращаясь в их спутников. Белых медведей, к примеру, сопровождают в трудное зимнее время песцы и белые чайки.
Серые куропатки не улетают далеко от зайцев, которые умеют лучше разгребать снег. Гиены с шакалами стремятся быть поближе к царю зверей льву. Животному-добытчику от такого «союза» нет ни пользы, ни вреда, а вот «нахлебники» в нем чрезвычайно заинтересованы.
ВРАГИ МОГУТ СТАТЬ ЗАЩИТНИКАМИ
Человек, впервые оказавшийся в тундре, вероятно, будет удивлен, увидев, что гуси и сокол-сапсан (классические модели «хищника» и «жертвы»!) гнездятся на одной территории. Это все равно что встретить зайца, безбоязненно прогуливающегося возле волчьей норы.
Разгадка подобного добрососедства состоит в том, что сапсан никогда не промышляет вблизи гнезда: охотничий и гнездовой участки у него не совпадают. Кроме того, он охотится только в воздухе, о чем прекрасно знают гуси.
У них даже выработалась привычка взлетать и садиться вдали от своих гнезд и добираться до них по земле. Близость к соколу дает гусям немалые преимущества: оберегая свое потомство от непрошеных гостей, он невольно становится грозным защитником и гусиного семейства. Получает ли сапсан какие-то выгоды от такого «сожительства» — пока неизвестно.
ВЗАИМНЫЕ УСЛУГИ
Будучи под впечатлением от своей поездки на Цейлон, Иван Бунин в начале прошлого века написал следующие строки:
Лагуна возле Ранны —как сапфир. Вокруг алеют розами фламинго, По лужам дремлют буйволы. На них Стоят, белеют цапли,и с жужжаньем Сверкают мухи...
Поэт был поражен не столько первозданностью природы, сколько мирными отношениями между животными. Он пришел в восторг от идиллической картины, натолкнувшей его на мысли о вечной гармонии жизни. Возможно, он не знал, что цапли громоздятся на спинах буйволов не из нежных чувств: их побуждают к этому вполне материальные выгоды. Дело в том, что в тропиках всем животным с густой шерстью досаждают оводы, слепни, клещи, мухи, блохи и прочие паразиты.
Они не только питаются, но и плодятся на их теле в немыслимых количествах. Из шерсти какой-нибудь домашней скотины порой можно вычесать столько насекомых, их личинок и яичек, что этого хватит на целую коллекцию. Но сами животные, особенно крупного размера, избавиться от «нечисти» не в состоянии. Купание здесь не помогает, а обирать друг друга, как обезьяны, они не умеют. Да и много ли насекомых вытащишь с помощью копыта зебры или бегемотовой пасти-«чемодана»?
К счастью, на свете есть птицы с клювами, извлекающими паразитов лучше любого пинцета. Птицам все равно, где кормиться: в траве или на спине пасущегося скота. Им важно только, чтобы их не бодали и не лягали. И четвероногие, проявив выдержку, приобрели себе в спутники неутомимых санитаров: стада буйволов, зебр, антилоп, жирафов, слонов, носорогов, бегемотов и многих домашних животных неизменно сопровождает свита аистов, цапель, уток, чаек, скворцов, сорок и мелких воробьиных.
Цапли со слоном и на бегемоте
Иногда на широкой спине слона можно насчитать до 20 цапель-чистильщиц! Животные терпят определенные неудобства, позволяя птицам бесцеремонно лазать по своему телу, забираться на морду и даже в нос, — лишь бы их избавили от паразитов.
Птицы оказывают своим подопечным еще одну услугу: оповещают их об опасности. Завидев на горизонте врага, они взлетают и, громко крича, начинают кружиться над своими «хозяевами», давая им шанс к спасению. Подобные союзы жизненно выгодны обеим сторонам.
СОДРУЖЕСТВО ВОДНЫХ ОБИТАТЕЛЕЙ
Среди морских жителей встречаются настоящие неразлучники, не способные существовать друг без друга. Классический пример такой пары — рак отшельник и актиния адамсия.
Рак, поселившись в раковине моллюска, сразу начинает заботиться о своей охране. Он отыскивает актинию нужного размера, отделяет ее от субстрата, аккуратно переносит в клешне на свой домик и усаживает ее там.
При этом актиния, обжигающая ядовитыми щупальцами всех, кто к ней приблизится, не оказывает раку ни малейшего сопротивления! Она как будто знает, что на новом месте ей будет гораздо сытнее: мелкие куски добычи, выскользнувшие изо рта у рака, будут попадать в ее рот. Кроме того, «оседлав» рака-отшельника, она получит возможность передвигаться, а значит, быстрее обновлять воду в своем чреве, что для нее жизненно важно. Рак же отныне будет защищен от хищников, желающих им поживиться.
Так и живут они вместе до самой смерти. Если снять актинию с домика рака, он немедленно посадит ее назад. Если же извлечь из раковины самого рака, актиния вскоре погибнет, как бы хорошо ее ни кормили.
СКОВАННЫЕ ОДНОЙ ЦЕПЬЮ
Форм сосуществования живых организмов в природе великое множество. Иногда один «сожитель» существует за счет другого, не только не принося ему пользы, но и причиняя вред (случаи откровенного паразитизма), а порой всем участникам «дружественного альянса» жизненно необходимо взаимное присутствие.
Тайна подобного «тяготения» до конца не разгадана, но наверняка известно, что в основе ее лежит «выгода»: животным разных видов проще сохранить свою жизнь, объединившись в некое «содружество». Как и людям.
В природе все взаимосвязано, и нельзя безболезненно затронуть ни одного звена биологической системы. Хочется надеяться, что, осваивая природные богатства, люди будут это учитывать.
goodnewsanimal.ru
Взаимоотношения растений и животных
Количество просмотров публикации Взаимоотношения растений и животных - 567
Отношения растений и животных в сообществах очень разнообразны. Зеленые растения представляют первый трофический уровень – первичных продуцентов органического вещества, за счёт которых живут организмы второго трофического уровня – фитофаги (многие организмы, в т.ч. животные).
По этой причине наиболее прямая и ощутимая форма влияния животных на растения потребление растительной массы в пищу. В начале практически любой трофической цепи находится зеленое растение.
Растительноядные животные обычно питаются определенными расте-
ниями: или одним видом (монофаги), или группой близких видов (олигофаги). Реже встречаются фитофаги многоядные (полифаги). Монофагами очень часто являются различные беспозвоночные, в частности насекомые. Среди них есть виды, специализирующиеся исключительно на питании одним видов растения, без которого их жизненный цикл может прерваться.
Влияние, оказываемое растительноядными животными на популяции растений, различается исходя из того, поедают ли они растения целиком или же объедают только отдельные их части. Виды растений, часто повреждающиеся животными-фитофагами, обладают определенными защитными приспособлениями и реакциями. Защитой от поедания служат различного рода выросты, колючки, опушение и т.д.
Такие растительные яды, как гиперицин, дигиталис, кураре, стрихнин и
никотин, могут справиться с большинством растительноядных животных. К примеру, у мухомора вырабатывается целая группа отравляющих веществ: мускарин, мускаридин, холин, бетаин, путресцин, буфотенин, иботеновая кислота; у белокрыльника ядовиты все органы, которые содержат сапонины и ароин.
Одним из видов защитных реакций растений относится их способность быстро восстанавливаться после поедания фитофагами. После вспышек массового размножения насекомых у многих древесных растений трогаются в рост спящие почки, что позволяет восстановиться некоторой части фотосинтезирующей биомассы.
У трав широко распространено отрастание вегетативных органов после их стравливания, причем во многих местах образуются розеточные побеги.
К физиологическим ответным реакциям на поедание можно отнести увеличение фотосинтетической активности листьев, оставшихся несъеденными, что позволяет растениям сохранить общую продуктивность фотосинтеза.
Деревья при повреждении их стволов ксилофагами образуют защитные ткани (каллусы), выделяют смолы и камеди; это одновременно и закупоривание раны, и способ защиты от дальнейшего проникновения вредителей.
При этом животные в растительных сообществах - ϶ᴛᴏ крайне важно сть. Она возникает в связи с тем, что животные-фитофаги являются одним из естесвенных звеньев потока энергии и круговорота веществ.
При потреблении значительного количества фитомассы во время вспышек размножения насекомых-фитофагов резко ускоряется процесс минерализации органического вещества и, соответственно, его возврат в биологический круговорот.
Важная сторона деятельности животных состоит также в перераспределении органических остатков по территории; без их участия они распределялись бы гораздо менее равномерно.
Влияние выпаса диких копытных (антилоп, тарпанов) сыграло важную
роль в формировании степной растительности, примерно аналогично тому, как огромные стада бизонов – в формировании растительного покрова североамериканских прерий.
Об этом свидетельствуют многолетние опыты, проведенные в степном заповеднике ʼʼАскания Новаʼʼ. На огражденных и невыпасаемых участках накапливался степной войлок, ухудшались водный режим и аэрация почвы, что привело к затрудненному возобновлению и выпадению характерных и ценных степных растений, а затем к деградации степного травостоя.
Очевидно, выпас в небольших дозах - ϶ᴛᴏ естественный и необходимый фактор, поддерживающий существование степной растительности.
Разнообразные связи охватывают растения и животных, которые либоопыляют растения, либо переносят их семена.
Некоторые экологи говорят о подобных взаимоотношениях как о мутуализме. При этом такие зависимости не являются мутуалистическими в обычном смысле, т.к. в этих случаях нет тесной и непрерывной совместной связи особей двух видов.
С другой стороны, два вида бывают некоторым образом зависимы один от другого и адаптированы друг к другу.
Многие удивительные приспособления в отношении цвета͵ формы и
предлагаемой пищи (нектар или пыльца) цветков растений связаны с поведе-
нием опыляющих их животных.
В тропиках многие из этих адаптации в высшей степени специализированны.
Животные играют немаловажную роль в распространении плодов, семян, спор растений.
Явление зоохории имеет определенные экологические закономерности и зависит от местообитания растения и характера его контактов с животным-переносчиком.
Произрастающие на открытых местах растения чаще образуют эпизоохорные семена и плоды, разносимые на поверхности тела животного. Такие плоды и семена имеют различные приспособления для закрепления и удержания (крючки, выросты, шипы, прицепки и т.д.).
В кустарниковом ярусе лесов, где обитает много птиц, преобладают эндозоохорные виды, чьи плоды и семена имеют яркую окраску, привлекающий птиц сочный околоплодник и потому охотно поедаются и распространяются птицами.
Таковы плоды лесных кустарников: бересклетов, боярышников, шиповника, калины, тиса.
Плотная механическая ткань защищает семена от повреждений, в связи с этим они проходят пищеварительный тракт животных.
referatwork.ru