10. Адаптации организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора. Вид растения среда обитания адаптации таблица
Адаптации организмов к условиям обитания
В процессе эволюции в результате естественного отбора и борьбы за существование возникают приспособления (адаптации) организмов к определенным условиям обитания. Сама эволюция является по существу непрерывным процессом образования адаптаций, происходящим по следующей схеме: интенсивность размножения —> борьба за существование —> избирательная гибель —> естественный отбор —> приспособленность.
Адаптации затрагивают разные стороны жизненных процессов организмов и поэтому могут быть нескольких типов.
Морфологические адаптации
Они связаны с изменением строения тела. Например, появление перепонок между пальцами ног у водоплавающих животных (амфибий, птиц и др.), густого шерстного покрова у северных млекопитающих, длинных ног и длинной шеи у болотных птиц, гибкого тела у норных хищников (например, у ласки) и т. п. У теплокровных животных при продвижении на север отмечается увеличение средних размеров тела (правило Бергмана), что уменьшает относительную поверхность и теплоотдачу. У придонных рыб формируется плоское тело (скаты, камбала и др.). У растений в северных широтах и высокогорных районах часты стелющиеся и подушковидные формы, меньше повреждаемые сильными ветрами и лучше согреваемые солнцем в припочвенном слое.
Покровительственная окраска
Покровительственная окраска очень важна для видов животных, не имеющих эффективных средств защиты от хищников. Благодаря ей животные становятся менее заметными на местности. Например, самки птиц, высиживающие яйца, почти не отличимы от фона местности. Яйца птиц также окрашены под цвет местности. Покровительственную окраску имеют донные рыбы, большинство насекомых и многие другие виды животных. На севере чаще встречается белая или светлая окраска, помогающая маскироваться на снегу (полярные медведи, полярные совы, песцы, детеныши ластоногих — бельки и др.). У ряда животных появилась окраска, образованная чередованием светлых и темных полос или пятен, делающая их менее заметными в кустарниках и густых зарослях (тигры, молодые кабаны, зебры, пятнистые олени и др.). Некоторые животные способны очень быстро менять окраску в зависимости от условий (хамелеоны, осьминоги, камбала и др.).
Маскировка
Суть маскировки в том, что форма тела и его окраска делают животных похожими на листья, сучки, ветви, кору или колючки растений. Часто встречается у насекомых, обитающих на растениях.
Предостерегающая или угрожающая окраска
Некоторые виды насекомых, имеющих ядовитые или пахучие железы, имеют яркую предостерегающую окраску. Поэтому хищники, однажды столкнувшиеся с ними, надолго запоминают эту окраску и больше не нападают на таких насекомых (например, осы, шмели, божьи коровки, колорадские жуки и ряд других).
Мимикрия
Мимикрия — это окраска и форма тела у безобидных животных, подражающие их ядовитым собратьям. Например, некоторые неядовитые змеи похожи на ядовитых. Цикады и сверчки напоминают крупных муравьев. У некоторых бабочек на крыльях имеются крупные пятна, напоминающие глаза хищников.
Физиологические адаптации
Этот тип адаптаций связан с перестройкой обмена веществ у организмов. Например, появление теплокровности и терморегуляции у птиц и млекопитающих. В более простых случаях — это приспособление к определенным формам пищи, солевому составу среды, высоким или низким температурам, влажности или сухости почвы и воздуха и т. п.
Биохимические адаптации
Этот тип адаптаций связан с образованием определенных веществ, облегчающих защиту от врагов или нападение на другие организмы. Сюда можно отнести яды змей, скорпионов, пауков и некоторых других животных, облегчающие им охоту; антибиотики грибов и бактерий, защищающие их от конкурентов; токсины растений, предохраняющие их от выедания; пахучие вещества клопов и некоторых других насекомых, отпугивающие врагов и т. п. Сюда же можно отнести образование ферментов, разрушающих ядохимикаты и лекарственные препараты, используемые человеком и приводящие к появлению устойчивых к этим веществам форм бактерий, грибов и других организмов. К биохимическим адаптациям относится и особая структура белков и липидов у термофильных (устойчивых к высоким температурам) и психрофильных (холодолюбивых), позволяющая организмам существовать в горячих источниках, вулканических почвах или в условиях вечной мерзлоты.
Поведенческие адаптации
Данный тип адаптаций связан с изменением поведения в тех или иных условиях. Например, забота о потомстве приводит к лучшему выживанию молодых животных и повышает устойчивость их популяций. В брачные периоды многие животные образуют отдельные семьи, а зимой объединяются в стаи, что облегчает их пропитание или защиту (волки, многие виды птиц).
Приспособления к периодическим факторам среды
Это адаптации к факторам среды, имеющим определенную периодичность в своем проявлении. К этому типу относятся суточные чередования периодов активности и отдыха, состояния частичного или полного анабиоза (сбрасывание листьев, зимние или летние диапаузы животных и др.), миграции животных, вызванные сезонными изменениями и т. п.
Приспособления к экстремальным условиям обитания
Растения и животные, обитающие в пустынях и полярных областях Земли, также приобретают ряд специфических адаптаций. У кактусов листья преобразовались в колючки (уменьшение испарения и защита от выедания животными), а стебель превратился в фотосинтезирующий орган и резервуар воды. Пустынные растения имеют длинную корневую систему, позволяющие добывать воду с большой глубины. Пустынные ящерицы могут обходиться без воды, поедая насекомых и получая воду путем гидролиза их жиров. У северных животных кроме густого меха имеется также большой запас подкожных жиров, уменьшающий охлаждение тела.
Относительный характер адаптаций
Все приспособления целесообразны лишь для определенных условий, в которых они выработались. При изменении этих условий адаптации могут потерять свою ценность или даже принести вред имеющим их организмам. Белая окраска зайцев, хорошо защищающая их на снегу, становится опасной при малоснежных зимах или сильных оттепелях.
Относительный характер адаптаций хорошо доказывают и данные палеонтологии, свидетельствующие о вымирании больших групп животных и растений, не переживших изменение условий жизни.
www.polnaja-jenciklopedija.ru
10. Адаптации организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора
10. Адаптации организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора
Вспомните!
На основании собственных наблюдений приведите примеры приспособленности организмов к условиям существования.
В течение многих веков в естествознании господствовало представление о существовании в природе изначальной целесообразности. Сторонники креационизма считали, что Бог создавал каждый вид в абсолютном соответствии с конкретными условиями обитания. С развитием эволюционных идей общество признало существование изменчивости, но механизмы её возникновения ещё оставались неясными. Ж. Б. Ламарк считал, что развитие приспособлений – это ответная реакция организмов на действие факторов окружающей среды. И лишь с появлением эволюционной теории Ч. Дарвина адаптации организмов стали рассматривать как результат действия естественного отбора в определённых условиях внешней среды.
Все живые существа оптимально приспособлены к своим условиям обитания. Приспособленность повышает шансы организмов на выживание и оставление потомства, т. е. помогает таким особям выиграть борьбу за существование и передать свои гены следующим поколениям. Эволюционный процесс в любой популяции протекает в два этапа. Сначала возникает генетическое разнообразие, проявляющееся в фенотипических признаках. Затем в ходе естественного отбора сохраняются те признаки и свойства, которые обеспечивают особям конкретной популяции оптимальные приспособления к условиям обитания. Поскольку условия обитания организмов разнообразны, столь же разнообразны и адаптации к ним. Приспособления затрагивают внешние и внутренние признаки и свойства организмов, особенности размножения и поведения, т. е. существует множество различных форм приспособленности организмов к окружающей среде.
Морфологические адаптации. Эти адаптации связаны с особенностями строения тела. Причём, как и все остальные типы адаптаций, морфологические приспособления с точки зрения эволюционной значимости подразделяются на общие, которые затрагивают обычно крупные таксоны (отряды, классы, типы), и специальные, связанные с более узкими условиями существования (виды, группы видов). Например, возникновение крыла у птиц – это крупнейшее изменение, которое дало возможность живым организмам завоевать воздушное пространство. Впоследствии на его основе возникали вторичные и третичные адаптации, например особенности строения крыла, связанные с типом полёта. Сравните бреющий полёт буревестника и маневренный полёт колибри, позволяющий птице зависать в воздухе в одной точке и давать задний ход.
У Дарвина любимым примером приспособлений служил дятел. В «Происхождении видов путём естественного отбора» Дарвин писал: «Можно ли привести более разительный пример приспособления, чем дятел, лазящий по стволам деревьев и вылавливающий насекомых в трещинах коры?»
Классическим примером приспособлений служит строение ноги у разных видов птиц. Ярким примером адаптаций к разным типам питания является разнообразная форма птичьих клювов (см. рис. 9).
Плоская форма тела придонных рыб и торпедообразное тело акул, густой шерстный покров у северных млекопитающих, гибкое тело у норных животных – это примеры морфологических адаптаций у животных. Подобные формы адаптаций существуют и в растительном царстве. В высокогорных районах и в тундре большинство растений имеют стелющиеся и подушковидные формы, которые устойчивы к сильным ветрам, зимой легко укрываются снегом и не повреждаются в сильные морозы.
Покровительственная окраска. Такая окраска служит прекрасным способом защиты от врагов для многих видов животных. Благодаря ей животные становятся менее заметны.
Самки птиц, гнездящиеся на земле, практически сливаются с общим фоном местности. Так же незаметны яйца и птенцы у этих видов птиц, а, например, яйца аистов не имеют покровительственной окраски, потому что, как правило, недоступны для врагов (рис. 24).
Рис. 24. Покровительственная окраска позволяет птицам сливаться с ландшафтом: А – окраска малого вальдшнепа повторяет тона лесной почвы; Б – птенцы серебристой чайки в первые дни своей жизни
Рис. 25. Белая окраска животных Крайнего Севера: А – песец; Б – детёныш тюленя; В – полярный медведь
Покровительственную окраску имеют многие виды насекомых, например окраска крыльев ночных бабочек полностью сливается с той поверхностью, на которой они проводят дневные часы. Неразличимы в траве зелёные кузнечики, в пустыне – песочно-жёлтые ящерицы, на снегу – полярные песцы. Следует отметить, что в районах Крайнего Севера среди животных очень распространена белая окраска, делающая их незаметными на снежной поверхности (полярные медведи, совы, белая куропатка и многие другие) (рис. 25).
У некоторых животных существует характерная яркая окраска, образованная чередованием светлых и тёмных полос или пятен (тигры, леопарды, пятнистые олени, детёныши кабана). Такая окраска имитирует чередования света и тени в окружающей природе и делает животных менее заметными в густых зарослях (рис. 26).
Рис. 26. Гепарды. Пример покровительственной окраски
В зависимости от условий освещённости способны менять свою окраску хамелеоны, осьминоги и другие животные.
Предостерегающая окраска. У ряда животных вместо покровительственной окраски развивается предостерегающая, или угрожающая. Как правило, такая окраска свойственна жалящим или имеющим ядовитые железы насекомым. Птица, отведавшая ядовитую божью коровку или ярко-полосатого шмеля, вряд ли будет пытаться сделать это снова.
Маскировка. Хорошим средством защиты от врагов служит не только скрывающая окраска, но и маскировка – соответствие формы тела объектам живой и неживой природы. Сходство с предметами окружающей среды позволяет многим животным избегать нападения хищников. Практически неразличима в зарослях морских водорослей рыба-игла. Форма тела некоторых насекомых напоминает листья, кору, веточки или колючки растений (рис. 27).
Мимикрия. Многие безобидные животные в процессе эволюции приобрели сходство с ядовитыми видами. Это явление подражания беззащитного вида хорошо защищённым и имеющим предостерегающую окраску неродственным видам называют мимикрией (от греч. mimikos – подражательный). Непривлекательны для насекомоядных птиц пчёлы и их подражатели – мухи-журчалки (рис. 28). Многие неядовитые змеи очень похожи на ядовитых, а узор на крыльях некоторых бабочек напоминает глаза хищников.
Рис. 27. Маскировка в мире насекомых
Биохимические адаптации. Многие животные и растения способны образовывать различные вещества, которые служат им для защиты от врагов и для нападения на другие организмы. Пахучие вещества клопов, яды змей, пауков, скорпионов, токсины растений относятся к такого рода приспособлениям.
Биохимическими адаптациями также является появление особой структуры белков и липидов у организмов, обитающих при очень высоких или низких температурах. Подобные особенности позволяют этим организмам существовать в горячих источниках или, наоборот, в условиях вечной мерзлоты.
Рис. 28. Мухи-журчалки на цветах
Рис. 29. Бурундук в состоянии зимней спячки
Физиологические адаптации. Эти адаптации связаны с перестройкой обмена веществ. Без них невозможно поддержание гомеостаза в постоянно меняющихся условиях внешней среды.
Человек не может долго обходиться без пресной воды из-за особенностей своего солевого обмена, но птицы и рептилии, проводящие большую часть жизни в морских просторах и пьющие морскую воду, приобрели специальные железы, которые позволяют им быстро избавляться от избытка солей.
Многие пустынные животные перед наступлением засушливого сезона накапливают много жира: при его окислении образуется большое количество воды.
Поведенческие адаптации. Особый тип поведения в тех или иных условиях имеет очень большое значение для выживания в борьбе за существование. Затаивание или отпугивающее поведение при приближении врага, запасание корма на неблагоприятный период года, спячка животных и сезонные миграции, позволяющие пережить холодный или засушливый период, – это далеко не полный перечень разнообразных типов поведения, возникающих в ходе эволюции как приспособления к конкретным условиям существования (рис. 29).
Рис. 30. Брачный турнир самцов антилопы
Следует отметить, что многие виды адаптаций формируются параллельно. Например, защитное действие покровительственной или предупреждающей окраски значительно повышается при сочетании её с соответствующим поведением. Животные, имеющие покровительственную окраску, в минуту опасности замирают. Предостерегающая окраска, наоборот, сочетается с демонстративным поведением, отпугивающим хищника.
Особую важность имеют поведенческие адаптации, связанные с продолжением рода. Брачное поведение, выбор партнёра, образование семьи, забота о потомстве – эти типы поведения являются врождёнными и видоспецифичными, т. е. у каждого вида существует своя программа полового и детско-родительского поведения (рис. 30–32).
Относительный характер адаптаций. Все живые организмы оптимально приспособлены к условиям своего обитания, будь это пустыня или экваториальные леса, морские глубины или саванны. Каждый организм имеет множество адаптаций, которые образовывались в результате действия естественного отбора во вполне определённых условиях среды. При изменении этих условий адаптации могут потерять свою приспособительную ценность и даже принести вред их обладателю, т. е. адаптации имеют относительную целесообразность. Белая зимняя окраска зайцев становится опасной в периоды оттепелей или в малоснежные зимы (рис. 33). Если внешние условия изменятся очень резко, новые адаптации не успеют сформироваться, что приведёт к вымиранию больших групп организмов, как это случилось более 60 млн лет назад с динозаврами.
Рис. 31. Брачное поведение капских олушей
Рис. 32. Забота о потомстве у пингвинов
Рис. 33. Зимняя окраска зайца
Итак, в результате действия движущих сил эволюции у организмов возникают и совершенствуются адаптации к условиям окружающей среды. Закрепление в изолированных популяциях различных адаптаций может в итоге привести к образованию новых видов.
Вопросы для повторения и задания
1. Приведите примеры приспособленности организмов к условиям существования.
2. Почему одни животные имеют яркую, демаскирующую окраску, а другие, наоборот, – покровительственную?
3. В чём состоит сущность мимикрии?
4. Распространяется ли действие естественного отбора на поведение животных? Приведите примеры.
5. Каковы биологические механизмы возникновения приспособительной (скрывающей и предупреждающей) окраски у животных?
6. Являются ли физиологические адаптации факторами, определяющими уровень приспособленности организма в целом?
7. В чём сущность относительности любого приспособления к условиям обитания? Приведите примеры.
Подумайте! Выполните!
1. Почему не существует абсолютного приспособления к условиям обитания? Приведите примеры, доказывающие относительный характер любого приспособления.
2. Детёныши кабана обладают характерной полосатой окраской, которая с возрастом исчезает. Приведите аналогичные примеры изменения окраски у взрослых особей по сравнению с потомством. Можно ли считать эту закономерность общей для всего животного мира? Если нет, то для каких животных и почему она характерна?
3. Соберите информацию о животных с предостерегающей окраской, обитающих в вашем регионе. Объясните, почему знание этого материала важно для каждого. Сделайте информационный стенд об этих животных. Выступите с сообщением по этой теме перед школьниками младших классов.
Работа с компьютером
Обратитесь к электронному приложению. Изучите материал и выполните задания.
Повторите и вспомните!
Человек
Поведенческие адаптации – врождённое безусловно-рефлекторное поведение. Врождённые способности существуют у всех животных, в том числе и у человека. Новорождённый ребёнок умеет сосать, глотает и переваривает пищу, моргает и чихает, реагирует на свет, звук и боль. Это примеры безусловных рефлексов. Такие формы поведения возникли в процессе эволюции как результат приспособления к определённым, относительно постоянным условиям окружающей среды. Безусловные рефлексы передаются по наследству, поэтому все животные рождаются уже с готовым комплексом таких рефлексов.
Каждый безусловный рефлекс возникает на строго определённый раздражитель (подкрепление): одни – на пищу, другие – на боль, третьи – на появление новой информации и т. д. Рефлекторные дуги безусловных рефлексов постоянны и проходят через спинной мозг или ствол головного мозга.
Одной из наиболее полных классификаций безусловных рефлексов является классификация, предложенная академиком П. В. Симоновым. Учёный предложил разделить все безусловные рефлексы на три группы, отличающиеся по особенностям взаимодействия особей друг с другом и с окружающей средой. Витальные рефлексы (от лат. vita – жизнь) направлены на сохранение жизни индивида. Их невыполнение ведёт к гибели особи, а для реализации не требуется участия другой особи того же вида. В эту группу относят пищевые и питьевые рефлексы, гомеостатические рефлексы (поддержание постоянной температуры тела, оптимальной частоты дыхания, сердцебиения и т. п.), оборонительные, которые, в свою очередь, делят на пассивно-оборонительные (убегание, затаивание) и активно-оборонительные (нападение на угрожающий объект) и некоторые другие.
К зоосоциальным, или ролевым, рефлексам относят те варианты врождённого поведения, которые возникают при взаимодействии с другими особями своего вида. Это половые, детско-родительские, территориальные, иерархические рефлексы.
Третья группа – это рефлексы саморазвития. Они не связаны с адаптацией к конкретной ситуации, а как бы обращены в будущее. Среди них исследовательское, подражательное и игровое поведение.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
bio.wikireading.ru
Среды жизни и экологические факторы
Среды жизни
Часть природы, окружающая живые организмы и оказывающая на них определенное воздействие, называют средой обитания (жизни). На нашей планете живые организмы освоили четыре среды обитания: водную, наземно-воздушную, почвенную и организменную. Первой была освоена водная среда. Затем появились паразиты и симбионты, использующие организменную среду обитания. В дальнейшем, после выхода жизни на сушу, живые организмы населили наземно-воздушную среду, а одновременно с этим создали и заселили почву. Под почвенной средой обитания подразумевают не только собственно почву, но и горные породы поверхностной части литосферы.
Водная | Самая древняя. Освещенность убывает с глубиной. При погружении на каждые 10 м давление возрастает на 1 атм. Дефицит кислорода. Степень солености возрастает от пресных вод к морским и океаническим. Относительно однородная (гомогенная) в пространстве и стабильная во времени | Обтекаемая форма тела, плавучесть, слизистые покровы, развитие воздухоносных полостей, осморегуляции |
Наземно-воздушная | Разреженная. Обилие света и кислорода. Гетерогенная в пространстве. Очень динамичная во времени | Выработка опорного скелета, механизмов регуляции гидротермического режима. Освобождение полового процесса от жидкой среды |
Почвенная | Создана живыми организмами. Осваивалась одновременно с наземно-воздушной средой. Дефицит или полное отсутствие света. Высокая плотность. Четырехфазная (фазы: твердая, жидкая, газообразная, живые организмы). Неоднородная (гетерогенная) в пространстве. Во времени условия более постоянны, чем в наземно-воздушной среде обитания, но более динамичны, чем в водной и организменной | Форма тела вальковатая, слизистые покровы или гладкая поверхность, у некоторых имеется копательный аппарат, развитая мускулатура. Для многих групп характерны микроскопические или мелкие размеры как приспособление к жизни в пленочной воде или в воздухоносных порах |
Организменная | Очень древняя. Жидкая (кровь, лимфа) или твердая (плотные ткани). Наибольшее постоянство среды во времени из всех сред обитания | Коадаптация паразита и хозяина, симбионтов друг к другу, синхронизация биоритмов, выработка у паразита защиты от переваривания хозяином и системы «заякоривания» в среде, усиление полового размножения, редукция зрения, пищеварительной системы |
Экологические факторы
Экологические факторы — это отдельные элементы среды, которые воздействуют на организмы. Каждая из сред обитания отличается особенностями воздействия экологических факторов.
Экологические факторы классифицируют на абиотические, биотические, антропогенные и т.д.
Абиотические факторы — компоненты неживой природы. К ним относят:
- климатические (свет, температура, влажность, ветер, давление и др.),
- геологические (землетрясения, извержения вулканов, движение ледников, радиоактивное излучение и др.),
- орографические (рельеф местности),
- эдафические, или почвенно-грунтовые (плотность, структура, pH, гранулометрический состав, химический состав и др.),
- гидрологические (вода, течение, соленость, давление и др.).
Биотические факторы — воздействие живых организмов друг на друга (взаимодействие, взаимоотношения между особями в популяциях и между популяциями в сообществах). При этом взаимоотношения могут быть:
- внутривидовыми (взаимодействия между особями одного вида),
- межвидовыми (между особями разных видов).
По типу взаимодействия различают:
- протокооперацию (симбиоз),
- мутуализм,
- комменсализм,
- внутривидовую и межвидовую конкуренции,
- паразитизм,
- хищничество,
- аменсализм,
- нейтрализм.
В зависимости от воздействующего организма биотические факторы делят на:
- фитогенные (влияние растений),
- зоогенные (животных),
- микробогенные (микроорганизмов).
Антропогенные факторы — деятельность человека, приводящая либо к прямому воздействию на живые организмы, либо к изменению среды их обитания (охота, промысел, вырубка лесов, загрязнение, эрозия почв и др.). При этом различается воздействие человека как биологического организма и его хозяйственная деятельность (техногенные факторы).
Экологические факторы могут оказывать на организм прямое и косвенное воздействие. Косвенное воздействие осуществляется через другие экологические факторы. Например, высокая температура может вызвать ожог (прямое воздействие), а может привести к обезвоживанию организма (косвенное воздействие).
Разные экологические факторы обладают различной изменчивостью в пространстве и во времени. Одни из них относительно постоянны (например, сила тяготения, солнечная радиация, соленость океана), другие очень изменчивы (например, температура и влажность воздуха, сила ветра).
Изменения факторов среды могут быть периодическими и непериодическими. Периодические факторы регулярно повторяются во времени (например, изменение температуры воздуха и освещенности в течение суток или года). Непериодические факторы не имеют периодичности (например, извержение вулкана, нападение хищника). Периодические факторы делят на первичные и вторичные. Первичные периодические факторы связаны с космическими причинами (освещенность, приливы, отливы и др.). Вторичные периодические факторы возникают как следствие действия первичных факторов (температуре, количество осадков, биомасса, продуктивность и др.).
В природе экологические факторы действуют совместно, т.е. комплексно. Комплекс факторов, под действием которых осуществляются все основные жизненные процессы организмов, включая нормальное развитие и размножение, называет условиями жизни.
Адаптации
В процессе эволюции у организмов выработались различные приспособления к среде обитания — адаптации. Они проявляются на разных уровнях организации живой материи: от молекулярного до биоценотического. Способность к адаптации — одно из основных свойств живой материи, обеспечивающее возможность ее существования. Адаптации развиваются под действием трех основных факторов: наследственности, изменчивости и естественного (а также искусственного) отбора.
Существуют три основных пути приспособления организмов к условиям окружающей среды: активный, пассивный, избегание неблагоприятных воздействий.
Активный путь — усиление сопротивляемости, развитие регуляторных процессов, позволяющих осуществлять все жизненные функции организма, несмотря на отклонения фактора от оптимума. Например, поддержание постоянной температуры тела у теплокровных животных (птиц и млекопитающих), оптимальной для протекания биохимических процессов в клетках.
Пассивный путь — подчинение жизненных функций организма изменению факторов среды. Например, переход при неблагоприятных условиях среды в состояние анабиоза (скрытой жизни), когда обмен веществ в организме практически полностью останавливается (зимний покой растений, сохранение семян и спор в почве, оцепенение насекомых, спячка позвоночных животных и т.д.).
Избегание неблагоприятных воздействий — выработка организмом таких жизненных циклов и поведения, которые позволяют избежать неблагоприятных воздействий. Например, сезонные миграции животных.
Обычно приспособление вида к среде осуществляется тем или иным сочетанием всех трех возможных путей адаптации.
Типы адаптаций
Адаптации можно подразделить на три типа: морфологические, физиологические и отологические.
Морфологические адаптации сопровождаются изменением в строении организма (например, видоизменение листа у растений пустынь). Морфологические адаптации у растений и животных приводят к образованию определенных жизненных форм.
Физиологические адаптации сопровождаются изменением в физиологии организмов (например, способность верблюда обеспечивать организм влагой путем окисления запасов жира).
Этологические адаптации заключаются в изменениях в поведении (например, сезонные миграции млекопитающих и птиц, впадение в спячку в зимний период). Данный тип адаптации характерен для животных.
jbio.ru
Адаптация организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора
Разделы: Биология
ТЕМА: Адаптация организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора. (слайд № 2)
ЦЕЛИ:
- создать условия для усвоения знаний о механизмах возникновения и формирования приспособлений под воздействием естественного отбора;
- способствовать развитию умений использовать знания теоретических закономерностей для объяснения явлений наблюдаемых в живой природе;
- способствовать развитию умений делать выводы и обобщения.
МЕТОДЫ
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний (слайд № 1)
Объясните следующие явления:
- Почему водоплавающие птицы в бассейне ловят рыбу, которая не соответствует свету дна?
- У растений корни растут вниз, а в джунглях Венесуэлы есть 12 видов деревьев, корни которых взбираются вверх. Почему это происходит?
3. Изучение нового материала.
Проблемные вопросы (слайд № 3)
- Что такое приспособленность?
- В чем она проявляется?
Адаптация - это совокупность тех особенностей строения, физиологии и поведения, которые обеспечивают для данного вида возможность специфического образа жизни в определенных условиях среды. (слайд №4)
«Чтобы выжить, надо быстро изменяться (приспосабливаться).»Л.Кэролл «Алиса в Зазеркалье» (слайд № 5)
С появлением эволюционной теории Ч.Дарвина адаптация организмов стали рассматривать как результат действия естественного отбора в определенных условиях внешней среды.
Все живые организмы оптимально приспособлены к своим условиям обитания. Приспособленность повышает шансы организмов на выживание и оставление потомства. Эволюционный процесс в любой популяции протекает в 2 этапа:
- Сначала возникает генетическое разнообразие проявляющееся в фенотипических признаках;
- сохраняются те признаки и свойства, которые обеспечивают особям приспособленность к условиям среды.
Приспособлениия затрагивают внешние и внутренние признаки и свойства организмов, особенности размножения и поведения, а это приводит к различным формам приспособленности организмов к окружающей среде.
Черты приспособленности:
1. морфологические
Эти адаптации связаны с особенностями строения тела. Они бывают 2-х видов:
- общие - затрагивают крупные таксоны (отряды, классы, типы)
- специальные - связаны с более узкими условиями существования (виды)
У Дарвина любимым примером является дятел. Он писал : «Можно ли привести более разительный пример приспособления, чем дятел, лазающий по стволам деревьев и вылавливающий насекомых в трещинах коры?» (слайд № 6)
Торпедообразная форма тела у акул. (слайд № 7)
2. покровительственная окраска
Такая окраска служит прекрасным способом защиты от врагов. Благодаря ей животные становятся менее заметны.
Слайд № 8 . Самки птиц, гнездящихся на земле, практически сливаются с общим фоном местности. Так же незаметны и птенцы у этих видов птиц.
Слайд № 9 . В районах Крайнего Севера среди животных очень распространена белая окраска, делающая их незаметными на снежной поверхности.
Слайд № 10 . У некоторых животных существует характерная яркая окраска , образованная чередованием светлых и темных полос или пятен. Такая окраска имитирует чередование света и тени.
3. предостерегающая окраска (слайд № 11)
Такая окраска свойственна жалящим или имеющим ядовитые железы насекомым. Птица, отведавшая ядовитую божью коровку или ярко-полосатого шмеля. вряд ли будет пытаться сделать это еще раз.
4. маскировка (слайд № 12 - 13)
Маскировка- это соответствие формы тела объектам неживой природы. Сходство с предметами окружающей среды позволяет многим животным избегать нападения хищников.
5. мимикрия (слайд 15)
Это явление подражания беззащитного вида хорошо защищенным и имеющим предостерегающую окраску неродственным видам.
6. биохимические адаптации
Многие животные и растения способны образовывать различные вещества, которые служат им для защиты от врагов и для нападения на другие организмы.
7. физиологические адаптации
Эти адаптации связаны с перестройкой обмена веществ. Без них невозможно поддержание гомеостаза в постоянно меняющихся условиях внешней среды.
8. поведенческие адаптации
Это особый тип поведения в тех или иных условиях, который имеет очень большое значение для выживания в борьбе за существование. (слайды № 16-17 )
Все живые организмы оптимально приспособлены к условиям своего обитания. При изменении этих условий адаптации могут потерять свою приспособительную ценность и даже принести вред их обладателю, т.е. адаптации имеют относительную целесообразность. (слайды № 18-19).
Выполнение лабораторной работы (слайды № 20 – 21)
«Изучение адаптаций организмов к среде обитания»
ЦЕЛИ:
- создать условия для формирования понятия адаптации организмов к среде обитания;
- способствовать закреплению умений выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания.
ХОД РАБОТЫ
- Рассмотрите выданный вам объект; обнаружьте наиболее очевидные приспособления к тем условиям среды, в которых обитает данный организм; опишите эти конкретные приспособления.
- Выясните относительный характер приспособленности; докажите почему приспособления носят относительный характер.
- Ответы оформите в виде таблицы «Возникновение приспособленности и ее относительный характер»
вид | Среда обитания | Черты приспособленности | Относительный характер приспособленности |
4. РЕФЛЕКСИЯ: (слайд № 22)
Выбери один из четырех ответов:
1. Заяц-беляк периодически линяет, изменяя окраску шерсти. Эта приспособленность
- А) заложена творцом
- Б) сформировалась исторически
- В) не обусловлена генетически
- Г) унаследована от древних млекопитающих.
2. Пример покровительственной окраски:
- А) зеленая окраска у кузнечика
- Б) зеленая окраска листьев
- В) ярко- красная окраска у божьей коровки
- Г) сходство в окраске брюшка у мухи-журчалки и осы
3. Пример мимикрии:
- А) зеленая окраска у кузнечика
- Б) сходство в окраске юрюшка у мухи-журчалки и осы
- В) яркая окраска у божьей коровки
- Г) сходство в окраске и форме тела гусеницы бабочки пяденицы с сучком
ВЫВОД (на основе вопросов поставленных в начале урока)
- приспособленность организмов к среде и их органов к выполняемой функции является результатом естественного отбора ;
- приспособленность носит относительный характер.
5. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ : (слайд № 24)
П. 4.10 ответить на вопросы параграфа.
Поделиться страницей:xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Адаптации как результат естественного отбора
1. Дайте определения понятий.
Адаптация – особенности внешнего или внутреннего строения, а также поведения, проявляющиеся как приспособления к различным условиям жизни.
Взаимоприспособленность видов – появление адаптаций в организме в следствии приспособления в новым адаптациям других организмов. Например, у растения может образоваться на листьях жёсткий покров как защита от поедания насекомыми. В ответ на это у одного из насекомых, питающихся этим растением, могут развиться части ротового аппарата, чтобы преодолеть это защитное приспособление.
2. Какое влияние оказывает естественный отбор на сохранение адаптации в популяциях?
Признаки и свойства, которые благоприятствуют выживанию особи в условиях конкуренции или давления неблагоприятных факторов среды, способствуют повышению успеха размножения и поэтому сохраняются в популяциях при естественном отборе.
3. Приведите примеры, иллюстрирующие результаты приспособления организмов к среде обитания (адаптации).
Рыбы являются холоднокровными животными, а это означает, что чем ниже температура окружающего их пространства, тем труднее для них сохранять свои метаболические функции. Однако, арктические рыбы не замерзают в холодных морских водах. В их организме содержатся вещества-антифризы (белок), которые предотвращает образование кристаллов льда в их крови. Белок замедляет молекулы воды, которые обычно находятся в состоянии непрерывных движений, это препятствует формированию и разрыву связей, которые необходимы для образования льда.
4. Почему адаптации всегда имеют относительный характер?
Адаптации всегда относительны. При изменении среды часть признаков может утратить полезное значение. Известно, например, что рыбы, хорошо защищённые от хищников шипами и колючками, чаще попадают в сети, в которых они запутываются и удерживаются как раз из-за твёрдых выростов тела. Таким образом, изменения условий среды вызывают сдвиг в приспособленности отдельных организмов и популяции в целом.
5. Какие приспособления могут возникнуть в процессе эволюции у видов в результате их длительного взаимодействия по типу «хищник — жертва»? Приведите конкретные примеры.
Например, у растения может образоваться на листьях жёсткий покров как защита от поедания насекомыми. В ответ на это у одного из насекомых, питающихся этим растением, могут развиться части ротового аппарата, чтобы преодолеть это защитное приспособление.
6. От чего зависит формирование сходного внешнего облика (сходных морфологических признаков) у разных видов организмов, не имеющих близких родственных связей в пределах одной систематической группы? Приведите примеры.
Формирование сходного внешнего вида организма может быть результатом приспособления организмов к одним и тем же условиям обитания. Так обтекаемая форма тела рыб и китов (млекопитающее) является приспособлением к жизни в водной среде.
7. Выполните практическую работу «Изучение приспособленности организмов к среде обитания», используя инструкцию в учебнике на с. 124.
Ответы на вопросы:
1) Часть изучаемых растений произрастает в тенистых и влажных местах (папоротник), другая часть в засушливо и жарком климате (кактус).
2) Растения могут запасать влагу в стебле (кактус), в листьях (алоэ), также влага может запасаться в корнях растений.
3) Плотные покровы, видоизмененные листья.
4) Наличие воскового налета на листьях.
Заполните таблицу.
Вывод: Каждый вид растений обладает определенным набором внешних признаков, а также особенностями внутреннего строения, которые помогают им приспособиться к условиям среды.
resheba.com
Урок биологии в 11 классе "Адаптации организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора".
Раздел 4. Вид (19 ч)
Тема 4.2. Современное эволюционное учение (8 ч)
Урок 6/10 .
Тема урока: Адаптации организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора.
О-В цели: усвоение знаний о механизме возникновения и формирования приспособлений под действием естественного отбора; сформировать у учащихся систему знаний о приспособленности и ее относительности как результатах действия естественного отбора; рассмотреть с учащимися факты разнообразных приспособлений к среде обитания у растений и животных; развитие умений работать в паре, выполняя лабораторную работу; умений наблюдать, сравнивать и делать выводы; воспитание интереса к теме. Продемонстрировать возможности цифровых образовательных ресурсов; продолжить формирование отношения к компьютеру как к средству обучения; повышение ИКТ компетентности учащихся.
Задачи:
образовательная: рассмотреть различия, приспособленные особенности живых организмов, раскрыть механизм их действия, выявить их роль, показать относительный характер адаптации.
развивающая: продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы с учебником, выделять главное
воспитывающая: воспитывать потребность к самообразованию, интереса к предмету.
Оборудование: таблица «Приспособленность и ее относительный характер», комнатные растения различных мест обитания или гербарные экземпляры; коллекции « Приспособительные изменения в строении передних конечностей млекопитающих»; «Виды защитных окрасок»; «Насекомые опылители»; «Органы защиты растений от травоядных растений»; презентация по теме урока; мультимедийный экран, проектор, компьютер. электронное учебное пособие «1С:Школа .Экология 10-11 классы»;
электронное учебное пособие «1С:Школа. Основы общей биологии 9 – 11 класс».
Ход урока
I. Организация начала урока
Вступление
Здравствуйте! На протяжении ряда уроков мы с вами изучаем очень интересный раздел курса «Общая биология», который называется «Современное эволюционное учение». На наших уроках очень часто звучит слово «эволюция». Давайте, еще раз вспомним определение термина «эволюция». (СЛАЙД 1)
Ответ учащихся: (Эволюция - это необратимый процесс исторического развития организмов, идущий на нашей планете с момента возникновения на ней жизни.)
Показ и рассказ материала по … (СЛАЙД 2,3).
ВОПРОС: Почему подобные явления мы не наблюдаем в естественных условиях?
ВОПРОС: Почему не все особи погибают в результате борьбы за существование? (СЛАЙД 4)
ВОПРОС: Назовите основные движущие силы эволюции по учению Ч.Дарвина?
( Согласно, учения Ч.Дарвина и современной теории эволюции основными движущими силами эволюции являются: естественный отбор, борьба за существование и наследственная изменчивость организмов).
Фронтальный опрос:
1) Что такое борьба за существование?
2) Какая форма борьбы за существование является острой.
3) Что такое естественный отбор?
4) Какие его формы выделил Ч.Дарвин?
Подведение итогов. Ребята, вы рассказали о главных факторах эволюции, а результатом эволюции является: видообразование, многообразие органического мира, разные направления эволюции, одновременное существование примитивных и высокоорганизованных форм, а так же обратите внимание на тему нашего урока «Адаптации организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора». (СЛАЙД 5 ).
II. Изучение нового материала
Объявление темы и целей урока
1. Актуализация знаний.
Девиз урока: «Ты наблюдаешь жизнь, которую никогда не увидят те, кто не научился терпеливо всматриваться в нее» Теодор о. Зокки - английский натуралист. (СЛАЙД 6)
Казалось бы, мир природы уже известен, все открытия сделаны. Но и сегодня нас обступают маленькие бесчисленные загадки жизни. Взять, например жабу, (СЛАЙД 7) мирно сидящую на камне и едва заметную на нем. Восемьсот миллионов лет эволюция создавала ее такой, какова она сейчас. Внимательное изучение жабы откроет нам много удивительных сторон механизма ее наследственности. Она одно из самых консервативных
созданий на Земле. Эта старая жаба мало, чем отличается от своих предков, живших десятки миллионов лет , но она благополучно существует и в наши дни. Почему?
Ответ учащихся:
В процессе эволюции у нее выработались следующие механизмы приспособленности:
С наступлением неблагоприятных условий земноводные впадают в спячку или оцепенение.
Ее кожа для защиты от врагов содержит железы, которые выделяют ядовитые вещества.
На этот вопрос мы постараемся ответить в ходе изучения нового материала урока.
Адаптация или приспособление к среде обитания - это совокупность тех особенностей строения, физиологии и поведения, которые обеспечивают для данного вида возможность специфического образа жизни в определенных условиях внешней среды. Поэтому эволюцию можно рассматривать как процесс возникновения адаптации – Адаптациогенез. (СЛАЙД 8)
А теперь я хотела бы познакомить с историей этого понятия (Демонстрация виртуальной экскурсии из электронного пособия 1С школа, экология). (СЛАЙД 9,10)
Факты, свидетельствующие о приспособленности живых организмов, очень многочисленны. Невозможно дать их полное описание. Поэтому на уроке мы рассмотрим лишь некоторые примеры, характеризующие адаптивность живой природы на разных уровнях ее организации. (СЛАЙД 11)
Рассмотрим некоторые формы адаптаций у животных (СЛАЙД 11 – 22)
Результат приспособленности у животных (СЛАЙД 23)
Рассмотрим некоторые формы адаптаций у растений (СЛАЙД 24 -25)
Показатели приспособленности у растений (СЛАЙД 26)
ПОДУМАЙ! Могут ли приспособления оказаться бесполезными или вредными для организма? (СЛАЙД 27)
Относительный характер приспособленности (СЛАЙД 28 -29)
ВЫВОД (СЛАЙД 30)
Ответ учащихся:
В процессе эволюции у нее выработались следующие механизмы приспособленности:
С наступлением неблагоприятных условий земноводные впадают в спячку или оцепенение
Ее кожа для защиты от врагов содержит железы, которые выделяют ядовитые вещества.
Молодцы. А сейчас немного отдохнем.
ФИЗМИНУТКА ОФТОЛЬМОТРЕНИНГ
III. Закрепление изученного материала
- Лабораторная работа «Выявление приспособлений организмов к среде обитания».
IV. Сообщение домашнего задания: изучить § 4.10; повторить 4.8 — 4.9
V. Подведение итогов
VI. Рефлексия.
Лабораторная работа «Выявление приспособлений организмов к среде обитания».
Задачи: продолжить формирование знаний о сущности приспособленности как соответствия строения поведения, других особенностей организмов к среде обитания; формирование умений осуществлять наблюдения, сравнения, делать выводы и наблюдения.
Оборудование: коллекции: «Приспособительные изменения в строении передних конечностей млекопитающих», «Аналогичные органы защиты растений от травоядных животных», «Виды защитных красок»; гербарные экземпляры; таблицы по теме данной лабораторной работы.
Ход работы
Вводная беседа:
-цели;
- ход выполнения;
- формулирование вывода на основе проведенной работы.
2. Деление учащихся на группы.
3. Выполнение л/р. Самостоятельно с использованием инструктивной карточки.
4. Беседа о результатах проведенной работы; формулирование вывода о приспособленности организмов ее относительном характере и целесообразности только в обычной для вида обстановке.
Инструктивная карточка
1.А) Используя слайды презентации, изучив рисунки и текст учебника на с. 240-246, или рассмотрите выданный вам объект (растительный или животный организм) обнаружьте наиболее очевидные приспособления к тем условиям среды, в которых обитает данный организм; опишите эти конкретные приспособления.
2. Объясните с использованием теории эволюции процесс формирования, какого – либо приспособления.
3. Выясните относительный характер приспособленности; докажите, почему приспособления имеют относительный характер.
4. Ответы оформите в виде таблицы.
«Возникновение приспособленности и ее относительный характер»
Делаем вывод: приспособления (адаптации) - результат отбора случайных наследственных изменений, повышающих жизнеспособность организмов к конкретным условиям' среды. Любые приспособления целесообразны лишь в обычной для вида обстановке. При изменении условий среды приспособления оказываются бесполезными или вредными для организма. Что касается ежей, то иглистый покров, и правда, надежно защищает от хищников, но не защищает от таежного клеща.
Дополнительная информация.
Уникальное соответствие строения органов выполняемым функциям побуждало исследователей использовать принципы организации живых существ (бионика - одно из направлений биологии и кибернетики, изучающее особенности строения и жизнедеятельности организмов с целью создания более современных технических систем и устройств). Учащиеся приводят примеры:
Густав Эйфель в 1889 году построил чертеж Эйфелевой башни. Это сооружение считается одним из самых ранних очевидных примеров использования бионики в инженерии. Конструкция Эйфелевой башни основана на научной работе швейцарского профессора анатомии Хермана фон Мейера (Hermann Von Meyer). За 40 лет до сооружения парижского инженерного чуда профессор исследовал костную структуру головки бедренной кости в том месте, где она изгибается и под углом входит в сустав. И при этом кость почему-то не ломается под тяжестью тела.
миниатюрных косточек, благодаря которым нагрузка удивительным образом перераспределяется по кости. Эта сеть имела строгую геометрическую структуру, которую профессор задокументировал. В 1866 году швейцарский инженер Карл Кульман (Carl Сullman) подвел теоретическую базу под открытие фон Мейера, а спустя 20 лет природное распределение нагрузки с помощью кривых суппортов было использовано Эйфелем.
И когда вы носите одежду (куртки, пальто) на липучках или они у вас на сумках, рюкзаках, то вы наверное даже и не догадывайтесь о том, что в основе этого изобретения лежит приспособленность растений к распространению человеком и животными. Знаменитый швейцарский инженер Джордж де Местраль, часто гуляя со свой собакой заметил, что к ее шерсти постоянно прилипают какие - то непонятные семена растения. Инженер решил выяснить причину, по которой сорняки прилипают к шерсти. Исследовав феномен, де Местраль определил, что он возможен благодаря маленьким крючкам на плодах дурнишника (так называется этот сорняк). В результате инженер осознал важность сделанного открытия и запатентовал в 1955 году удобную липучку, которая и сегодня широко используется при изготовлении не только в военной, но и гражданской одежды.
Лабораторная работа «Выявление приспособлений организмов к среде обитания».
Инструктивная карточка
1. Используя слайды презентации, изучив рисунки и текст учебника на с. 240-246, или рассмотрите выданный вам объект (растительный или животный организм) обнаружьте наиболее очевидные приспособления к тем условиям среды, в которых обитает данный организм; опишите эти конкретные приспособления.
2. Объясните с использованием теории эволюции процесс формирования, какого – либо приспособления.
3. Выясните относительный характер приспособленности; докажите, почему приспособления имеют относительный характер.
4. Ответы оформите в виде таблицы.
«Возникновение приспособленности и ее относительный характер»
Среда
обитания
Черты приспособленности
Относительный характер приспособленности
Механизмы возникновения приспособлений
Растение
Животное
Лабораторная работа «Выявление приспособлений организмов к среде обитания».
Инструктивная карточка
1. Используя слайды презентации, изучив рисунки и текст учебника на с. 240-246, или рассмотрите выданный вам объект (растительный или животный организм) обнаружьте наиболее очевидные приспособления к тем условиям среды, в которых обитает данный организм; опишите эти конкретные приспособления.
2. Объясните с использованием теории эволюции процесс формирования, какого – либо приспособления.
3. Выясните относительный характер приспособленности; докажите, почему приспособления имеют относительный характер.
4. Ответы оформите в виде таблицы.
«Возникновение приспособленности и ее относительный характер»
Среда
обитания
Черты приспособленности
Относительный характер приспособленности
Механизмы возникновения приспособлений
Растение
Животное
infourok.ru
5.Основные среды жизни и адаптации к ним организмов.
1. Водная среда: наиболее однородная. Она мало изменяется в пространстве нет четких границ м/у отдельными экосистемами. Лимитирующими факторами явл: а) О2 - при повышении т-ры, обогащении органическим веществом и слабом перемешивании содержание кислорода в воде уменьшается. Б) свет -освещенность быстро уменьшается с глубиной. Свет может проникать до глубины 50-60 м, в сильно загрязненных местах- только на несколько сантиметров Многие обитатели вод потребляют кислород через все покровы тела. Часто дыхание сочетается с фильтрационным типом питания, при котором через организм пропускается большое кол-во воды. Некоторые организмы в период недостатка кислорода способны замедлять жизнедеятельность, вплоть до состояния анабиоза. В усл недостатка света или его отсутствие организмы для ориентации используют звук. Для обнаружения различных препятствий используется отраженный звук по типу эхолокации. На глубине воды многие организмы обладают свой-ом самосвечения.
Адаптации растений: слабо развиты проводящие ткани и корневая система, в листьях, стеблях наличие воздухоносной полости, большая поверхность листьев следовательно интенсивность газообмена при недостатке кислорода, характерна разнолистность (гетерофилия), погруженные листья в воду тонкие, размножение вегетативно.
Адаптации животных: у мелких форм - редукция скелетного образования, наличие плавательного пузыря у рыб, уплощение тела, специализированные конечности (плавники, ласты), обтекаемая форма тела, покрыта слизью. Глубоководные животные: слабое развитие известкового скелета, большие размеры тела, редукция органов зрения, характерна эхолокация - воспроизведение звуковых волн, вертикальные и горизонтальные миграции.
2. Наземно - воздушная: В ходе эволюции наземно-воздушная среда была освоена значительно позднее, чем водная. Особенностью наземно-воздушной среды жизни является то, что организмы, которые здесь обитают, окружены газообразной средой, характеризующейся низкими влажностью, плотностью, давлением, высоким содержанием кислорода. Как правило, животные в этой среде передвигаются по почве, а растения укореняются в ней.
Адаптации растений: появление устьиц, развитие механических и опорных тканей. Адаптации животных: появление легких, трахей, развитие скелетных образований, наличие механизма терморегуляции. Физический - кожный покров, жировые отложения, испарение воды (потовыделение у животных, транспирация у растений). Химический- интенсивный обмен в-в. Поведенческий- выбор организмами предпочтительных положений: открытые солнцу или затемненные места, разного вида укрытия.
3. Почвенная среда: Почва - основа природы суши. Почвообразующие факторы: климат, геологическая основа, рельеф, живые организмы, время. Почва состоит из: минеральной основы 60%, органическое вещество 10%, воздух 25%, вода 35%. Типы почв: черноземы, подзолистые, дерново-подзолистые, болотные, серые лесные и т.д. Почва - промежуточная м/у воздушной и водной. Толщина несколько метров. В почвах выделяют 3 фазы: твердую, жидкую и газообразную. Почва – наиболее насыщенная живыми организмами. И иногда выделяют 4-ю фазу – живую. В почве недостаток тепла, недостаток или избыток влаги. Жизнь многих почвенных организмов тесно связана с порами и их размером. Одни организмы в порах свободно передвигаются. Другие (более крупные организмы) при передвижении в порах изменяют форму тела по принципу перетекания, например дождевой червь, или уплотняют стенки пор. Третьи могут передвигаться только разрыхляя почву или выбрасывая на поверхность образующий ее материал (землерои). Из-за отсутствия света многие почвенные организмы лишены органов зрения. Ориентация осуществляется с помощью обоняния или других рецепторов.
4. организм как среда обитания С данной средой связан паразитический и полупаразитический образ жизни. Наиболее слабое (лимитирующее) звено в жизни паразитов - возможность потери хозяина. Это неизбежно при его смерти. По этой причине паразиты, как правило, не убивают своего хозяина («разумный паразитизм») и имеют приспособления, увеличивающие вероятность выживания в случае потери хозяина. Основной путь сохранения вида (популяции) в таких условиях - большое число зачатков («закон большого числа яиц») в виде долгосохраняющихся цист, спор и т. п. Это увеличивает вероятность встречи с хозяином. Часто используются промежуточные хозяины. Различают : Эктопаразиты - это наружные паразиты, обитающие на поверхности тела хозяина (клещи, блохи, пиявки) и Эндопаразиты - внутренние паразиты, живущие внутри тела хозяина (бактерии, вирусы). Важная адаптация паразитов - синхронизация их жизненных циклов с сезонным развитием растений-хозяев, позволяет осуществить заражение хозяина в нужный момент. Существенными адаптациями паразитов являются повышенная способность к размножению, выработка сложных жизненных циклов, использование переносчиков и промежуточных хозяев, а также выработка определенного набора ферментов, облегчающих проникновение в тело хозяина и т.д.
studfiles.net