Урок окружающего мира в 1 классе "Растения. Части растения". Виды растений 1 класс окружающий мир
Урок окружающего мира в 1 классе "Растения. Части растения".
Окружающий мир по теме: «Растения. Части растений»
(по системе Л.В. Занкова). 1-й класс
Тема: Растения. Части растений. (с.22-23)
Цели:
дать понятия о частях растений, о их различиях по определенным признакам;
учить различать деревья, травы, цветы, кустарники;
прививать бережное отношение к окружающей природе, любовь к природе.
Оборудование: учебник «Мы и окружающий мир», тетрадь «Я и окружающий мир», иллюстрации растений (деревьев: осины, березы; трав, ромашки, крапивы, чеснока, помидоров, земляники, кустарников), луны, моря, гор, фломастеры, ножницы, клей.
Ход урока
1. Организация класса.
- Проверим готовность к уроку.
1) Книги «Мы и окружающий мир», тетрадь «Я и окружающий мир».
2) Фломастеры, ножницы, клей.
2. На доске
- Картинки с предметами живой и неживой природы – что это?
- На какие группы Вы бы разделили эти предметы? (Дети отделяют растения и животных, предметы неживой природы).
- На какие группы разделили?
- По какому признаку? (Живая и неживая природа. Обоснование детей).
- О чем конкретно мы поговорили, Вы узнаете отгадав загадки и получив ключевое слово.
Загадки
3. Работа с таблицей.
1) - Какое ключевое слово получили?
- А что Вы хотели бы узнать о растениях?
- А что вы уже о них знаете?
2) Учебник «Мы и окружающий мир» с.24-25
Части растения.
1) Прочитайте, как они называются.
2) Найдите эти части, поставьте цифры соответствующие частям.
3) Какие части растения расположены над землей? Зачем растению корень?
Физминутка.
4. Народные приметы (на доске плакат).
- Как показана зависимость растений от неживой природы в народных приметах.
Коли в мае дождь, будет и рожь.
Если бы на горох мороз, он бы через тын перерос.
Март с водой, апрель с травой, май с цветами.
5. Разновидности растений (с.25 «Мы и окружающий мир»).
- Какому из этих растений соответствует название:
Дерево?
Кустарник?
Травянистое растение?
(Дети называют растения)
6. Узнай по описанию вид каждого растения.
1, 2 – растение
3 – дерево.
- Докажи и обоснуй ответ.
- Какой из признаков существенный, т.е. который относится только к данному понятию? (Листья, корень, большой ствол, покрытый корой).
- Опишите кустарник, траву.
- А какие растения украшают наш класс? Сравните назовите их части (показать растение – цветок и его части).
- А какие еще растения растут в нашей местности?
- А, чтобы растения могли нас радовать... (их надо беречь).
7. Сценка «Береги растения».
«Белая черемуха».
Девочка «черемуха», читает стихи:
Расцвела черемуха около ручья,На апрельском солнышке ветками шепча.Легкая, как облачко, чистая, как снег!Радовался деревцу каждый человек.Приходили девочки посидеть под нейИ могла цвести она много-много дней.Любуясь черемухой проходят девочки.
- Это чья черемуха?
- Да ничья! Белая снегурочка у ручья.
Появляется лесная ведьма. Она оглядывается по сторонам, обламывает ветки, бросает на сцену и убегает.
Возвращаются девочки.
- Прибежали девочки,А снегурочки нет.Лишь в пыли валяетсяВянущий букет.
- А была черемуха чистая, как снегРадовался деревцу каждый человек.
Ведущий:
- Кто здесь был?
- Кто это сделал?
- Опять лесная ведьма. Надо найти ее и объяснить, как себя вести в природе.
- А Вы видели что-нибудь подобное? Где? Когда?
Если останется время, работаем в тетради «Я и окружающий мир» с. 16-17.
Дорисуй недостающие части растений.
Выбери животных, а остальные карточки раздели на группы.
8. Итог.
- Что сегодня вам запомнилось на уроке?
- Что вы расскажите дома родителям?
- Оцените свою работу на линейке достижений.
infourok.ru
Разнообразие растений. Видеоурок. Окружающий мир 1 Класс
С помощью данного видеоурока вы сможете самостоятельно изучить тему «Разнообразие растений» («Окружающий мир», 1 класс). В ходе занятия вы познакомитесь с важной частью природы – растениями. Учитель расскажет о разнообразии растений – живой одежды нашей планеты.
Урок: Разнообразие растений
Вы уже знаете, что растения относятся к живой природе. Как и все живое, растения растут, питаются, дышат и размножаются. Поглощая вредные вещества, растения выделяют кислород, которым мы дышим. Растения – это зеленая одежда нашей планеты. Мир растений богат и разнообразен. А где же можно встретить растения?
В лесу.
Рис. 1. (Источник)
На лугу.
Рис. 2. (Источник)
В поле.
Рис. 3.
Высоко в горах.
Рис. 4. (Источник)
В реках и озерах.
Рис. 5. (Источник)
И даже в пустыне.
Рис. 6. (Источник)
Внимательно рассмотрите рисунок 7 и определите, из каких частей состоит растение.
Рис. 7. (Источник)
Рассмотрим, для чего служит каждая часть растения.
Корень помогает растению закрепиться в почве и всасывает воду с питательными веществами.
Рис. 8
Стебель – часть растения, по нему проходят питательные вещества.
Рис. 9. (Источник)
Лист поглощает углекислый газ и выделяет кислород. С помощью листьев растение питается и дышит.
Рис. 10. (Источник)
Цветок – часть растения, из которого формируется плод с семенами.
Рис. 11. (Источник)
С помощью семян растение размножается.
Рис. 12. (Источник)
Вы уже знаете, что в природе все взаимосвязано.
Живая природа не может обходиться без неживой природы. Растениям нужна вода с питательными веществами, свет, вода, чистый воздух. Только тогда растение чувствует себя хорошо: цветет, растет и радует глаз человека.
Растения длятся на деревья, кустарники и травы.
Деревья имеют крепкие корни, твердый ствол, покрытый корой, ветви с листьями называют кроной дерева.
Рис. 13. (Источник)
Отгадайте загадку. О каком дереве идет речь?
Клейкие почки,Зеленые листочки.С белой коройСтоит под горой.
Это береза.
Рис. 14.
Береза верно служит людям. Это единственное дерево с белой корой. Самые жаркие березовые дрова, поэтому русские печи топили именно ими. В бане парятся березовыми вениками. А из коры березы - бересты - можно сделать много интересного. Например, туесок – круглый короб для хранения меда или ягод.
Определите, с какого дерева упал листок.
Рис. 15. Дуб (Источник)
Рис. 16. Береза (Источник)
Рис. 17. Рябина (Источник)
Рис. 18. Клен (Источник)
Рис. 19. Ива (Источник)
Каким деревьям принадлежат эти плоды?
Рис. 20. Плоды дуба (Источник)
Рис. 21. Плоды рябины (Источник)
Рис. 22. Плоды ели (Источник)
Рис. 23. Плод яблони (Источник)
Рис. 24. Плод сосны (Источник)
На нашей планете растет различное количество деревьев. Но есть среди них необычные деревья, давайте познакомимся с некоторыми из них.
Секвойя. Одно из самых высоких деревьев в мире. Высота дерева может достигать высоты тридцатиэтажного дома.
Рис. 25. (Источник)
Баобаб растет в Африке. Кора этого дерева способна накапливать про запас до 120 тысяч литров.
Рис. 26. (Источник)
Плоды хлебного дерева в жареном виде по вкусу напоминают свежий хлеб.
Рис. 27. (Источник)
Баньян называют дерево-лес за его необычные ветви. В центре находится главный ствол, от него вырастают побеги, которые тянутся к земле.
Рис. 28. (Источник)
Колбасное дерево получило свое название от формы плодов, которые достигают длины до 5-10 сантиметров. К сожалению, они не съедобны.
Рис. 29. (Источник)
Вторая группа растений – это кустарники. В отличие от деревьев у кустарников не один ствол, а несколько, но они намного тоньше. Как и у деревьев, стволы кустарников покрыты корой. Они прочные и твердые. Давайте познакомимся с некоторыми видами этой группы.
Сирень бывает двух цветов: сиреневая и белая. Цветы сирени обладают приятным запахом. У сирени есть еще одно свойство – до первого снега листья сирени остаются зелеными.
Рис. 30. (Источник)
Шиповник – дикая роза. После цветения образуются плоды, в них содержится много витаминов. Их собирают и сушат, делают витаминный сироп.
Рис. 31. (Источник)
Желтая акация используется в качестве изгороди в парках и скверах. Осенью на месте цветов образуется стручок.
Рис. 32. (Источник)
Смородина бывает черной, красной и белой. Ягоды обладают целебными свойствами.
Рис. 33. (Источник)
Третья группа растений – травы. В отличие от деревьев и кустарников, у трав нет ствола и веток, стебель мягкий и сочный. Загадки помогут познакомиться нам с некоторыми представителями этой группы.
Ты растение это не тронь,Жжется больно, как огонь.
Рис. 34. Крапива (Источник)
Горел в траве росистой, затем померк,Потух и превратился в пух.
Рис. 35. Одуванчик (Источник)
Тонкий стебель у дорожки,На конце его сережки.На земле лежат листки,Маленькие лапушки.
Рис. 36. Подорожник (Источник)
Стоят кругом сестричкиЖелтые глазки, белые реснички.
Рис. 37. Ромашки.
А знаете ли вы, как цветы и травы получили свое название? Подорожник получил свое название, потому что растет у дороги. У одуванчика после цветения семена легко сдуваются. А цветок колокольчика напоминает колокол.
О многих цветах и травах написаны легенды. Богиня Флора раздавала имена растениям. В траве она не заметила маленький голубой цветок. Уходя, она услышала: «Не забудь меня!». Богиня Флора назвала этот цветок незабудкой. Так незабудка получила свое название и стала символом воспоминаний.
Рис. 38. Незабудки (Источник)
Давайте познакомимся с необычными травянистыми растениями.
На первый взгляд может показаться, что банан – дерево, однако у банана нет прочного ствола, покрытого корой. После созревания плодов банан погибает. Высота стебля достигает 7 метров. Банан считается одной из самых высоких трав в мире.
Рис. 39. (Источник)
Бамбук - самая быстрорастущая трава. За сутки может вырасти на один метр. А еще бамбук – любимая пища панды.
Рис. 40. (Источник)
Вы уже знаете, сколько бед в себе несет пожар в лесу или на лугу. После пожара, кажется, уже ничего не сможет вырасти. Но проходит время и на черной обуглившейся земле появляются первые росточки. Какое же растение смогло выжить после пожара?
Знакомьтесь, это кипрей. Заросли этого растения напоминают розовое поле. А еще это растение обладает полезными свойствами: его заваривают и пьют как чай. Второе название этого растения иван-чай.
Рис. 41. (Источник)
Если я сорву цветок,Если ты сорвешь цветок…Если все: и я и ты –Если мы сорвем цветы,То окажутся пустыИ деревья, и кусты…И не будет красоты.И не будет добротыЕсли только я и ты –Если мы сорвем цветы.
Мы живем с вами на удивительной зеленой планете, где растет огромное количество деревьев, кустарников и травы. Помните, что каждый сорванный цветок, сломанная ветка - это вред, который человек наносит природе.
На следующем уроке мы рассмотрим тему «Дикорастущие и культурные растения». В ходе занятия познакомимся с двумя группами растений – дикими и культурными.
Список рекомендованной литературы
1. Самкова В.А., Романова Н.И. Окружающий мир 1. М.: Русское слово.
2. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир 1. М.: Просвещение.
3. Гин А.А., Фаер С.А., Андржеевская И.Ю. Окружающий мир 1. М.: ВИТА-ПРЕСС.
Рекомендованные ссылки на ресурсы Интернет
1. Фестиваль «Открытый урок» (Источник).
2. Сайт Лукьяновой Ирины Викторовны (Источник).
3. Мамоновская средняя школа (Источник).
Рекомендованное домашнее задание
1. Расскажите, какие бывают растения и чем они отличаются друг от друга.
2. Расскажите, какие легенды вы знаете о растениях.
3. Нарисуйте растения всех 3 групп.
4. *Отгадайте загадки про деревья.
1.Что за дерево стоит,Ветра нет,А оно дрожит?(Осина)
2.И высок я, и могуч.Не боюсь ни гроз, ни туч.Я кормлю свиней и белок,Ничего, что плод мой мелок.(Дуб)
3.У меня длинней иголки,Чем у ёлки,Очень прямо я растуВ высоту.Если я не на опушке,Ветви только на макушке.(Сосна)
interneturok.ru
Урок "Окружающий мир" Строение растений 1 класс
Государственное бюджетное образовательное учреждение
города Севастополя
«Средняя общеобразовательная школа №22 имени Н. А. Острякова»
Разработка открытого урока
Окружающий мир 1 класс
Тема «Строение растений»
Подготовила:
Фетисова Елена Владимировна
учитель начальных классов
первая квалификационная категория
Использованные современные образовательные технологии:ИКТ, здоровьесберегающие, технология уровневой дифференциации,
технология педагогики сотрудничества
г. Севастополь, 2017 год
Тема: Строение растений
Разработала: учитель начальных классов Фетисова Елена Владимировна, первая
квалификационная категория.
Образовательное учреждение: ГБОУ города Севастополя «Средняя
общеобразовательная школа №22 имени Н. А. Острякова»
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Цели: дать представление о сходстве различных растений, определить функции каждой части растения, научить детей различать части растений;
развивать мыслительную деятельность детей, умение сравнивать и соотносить различные группы предметов; расширять кругозор и словарный запас;
способствовать формированию учебного сотрудничества и партнёрства, развивать навыки общения;
прививать бережное отношение к окружающей природе, любовь к природе;
воспитывать интерес к предмету “Окружающий мир”.
Методы: наглядно-иллюстративный, беседа
Организация пространства: групповая, индивидуальная, коллективная работа
Планируемые результаты универсальных учебных действий (УУД) Личностные УУД:
Формировать положительное отношение к процессу учения, к приобретению новых знаний
Формировать готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя;
Формировать бережное отношение к природе.
Регулятивные УУД:
развивать умение принимать и сохранять задачу, планируя свои действия в соответствии с ней;
в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи.
Познавательные УУД:
осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, в тетради, из собственных наблюдений;
использовать готовые модели для изучения строения природных объектов.
Коммуникативные УУД:
учиться вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками;
строить речевое высказывание в устной форме.
Ресурсы: компьютер, проектор, ноутбук, таблицы «Части растений, гербарии, корнеплоды, плоды, электронное пособие «Мир природы»,
Ход урока:
Организационный момент.
Добрый день, уважаемые гости и ребята! Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте наш урок проведем с улыбкой. Повернитесь к гостям, улыбнитесь гостям. Улыбнитесь друг другу. Садитесь.
Актуализация знаний.
Сегодня на уроке мы узнаем много нового и интересного, покажем, что знаем и умеем. Тема нашего урока закрыта. Отгадайте одно из слов:
Это живая природа.
Их более 350 000 видов на планете.
Это «лёгкие земли».
Им необходима вода, воздух, тепло, почва.
Открываем 1 слово темы урока РАСТЕНИЯ.
Игра «Назови растение»
- Не может растение жить без солнца, воды, воздуха и почвы. Я дам каждому ряду изображение:
- Назови растение и передай знак другому. Кто быстрее возвратит мне изображение, тот и выиграл.
Рассмотрите гербарии (образцы засушенных растений). Что общего?
Открываем 2 слово темы урока - СТРОЕНИЕ.
Сообщение темы и целей урока
- Назовите тему.
СТРОЕНИЕ РАСТЕНИЙ.
- Чему будем учиться? (изучать части растений, их значение)
-Будем изучать строение растения на примере цветковых растений. Какие это растения?
Слайд из электронного пособия «Мир природы». (Цветковые растения)
Проблемный вопрос.
- А вот и сами части растений. Посмотрите сценку, которую для вас приготовили ребята и постарайтесь поставить задачи урока.
Сценка «Спор частей растений».
Заспорили как-то органы растения: кто из них самый главный. Первым выступил Корень.КОРЕНЬ.– Я здесь самый главный! Я укрепляю растение в почве, я пою его водой и кормлю минеральными солями. Да что растение – я и людей, и животных кормлю. Да ещё и лечу иногда. В общем, уважаемые части растения, я самый важный среди вас!
СТЕБЕЛЬ. – Позвольте! – вступил в разговор стебель. А кто держит листья? цветы? плоды? Кто поставляет питательные вещества от корня к другим частям растения и наоборот от листьев к корню?ЛИСТЬЯ. Возмутились листья: «Подумаешь! Ты, корень, живёшь в темноте, да ещё и за наш счёт! Это мы готовим растению питательные вещества, умело используя солнечную энергию! Это мы подсказываем людям, когда растение нужно полить, подкормить, укрыть. Да и дышится рядом с нами легко».
ЦВЕТОК– Друзья! Не надо так кричать. Бесспорно самый важный – это Я! Потому что я образую, плоды и семена, что бы растение могло размножаться. А кроме того я самый красивый из Вас…А какой чудесный аромат исходит от меня…
ПЛОД. – Интересно… – вступил в спор плод. Да если бы не я, все растения перевелись бы, не смогли размножаться. Кроме этого, без меня животные и люди умерли бы от голода, потому что я один из главных источников питания.
- Кто главный?
- Какую задачу будем решать?
(Будем изучать строение и выясним, какая часть самая главная).
Изучение нового материала.
– Какие части растения вы запомнили из рассказа ребят? (Корень, листья, стебель, цветы,плоды)
– Давайте подробнее узнаем о каждой части растения.
1 Корень..– Кто первый начал спор? (Корень)– Зачем растению нужны корни? (Ответы детей)– Давайте проверим правильно вы ответили.
ВПИТЫВАЮТ ВЛАГУ
БЕРУТ ПИТАНИЕ ИЗ ПОЧВЫ
УДЕРЖИВАЮТ РАСТЕНИЕ В ЗЕМЛЕ
ОТКЛАДЫВАЮТ ПИТАТЕЛЬНЫЕ ВЕЩЕСТВА КОРНЕПЛОДЫ)
- Назовите, какие корнеплоды вы видите (репа, редис, свекла, морковь) . (Демонстрация корнеплодов.)
- Почему полезно кушать корнеплоды? (В них много витаминов. Они полезны для нашего здоровья)
- Нужен корень растению?
- Для чего?
(На доске обозначить корень).
Стебель.
–Какое следующее растение вступило в спор?
- А для чего растению нужен стебель? (поддерживать растение)
-Правильно, стебель поддерживает цветы и листья. Кроме того по стеблю вода и питательные вещества поступают к листьям.
- Стебель не только поддерживает цветок и листья, но представляет собой транспортную артерию, по которой, с одной стороны, вода и минеральные соли поступают к листьям, а с другой стороны, запасы пищи в виде крахмала могут откладываться на будущее в основании стебля или в корнях.
- Такая система немного похожа на кровеносную систему животных. Устройство этой системы похоже у всех растений – от огромных деревьев до скромного цветка. Повреждение сосудов может погубить растение. Именно поэтому нельзя портить кору деревьев, так как сосуды находятся близко к ней.
- Может растение жить без стебля?
(На доске обозначаем стебель.)
3. Листья
Физкультминутка.
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо всё выше, выше. (Дети имитируют дуновение ветра, качая туловище
то в одну, то в другую сторону. На слова «тише, тише» дети приседают,
на «выше, выше» — выпрямляются.)
Ветер веет над полями
И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой.)
Облако плывет над нами,
Словно белая гора. (Потягивания — руки вверх.)
Ветер пыль над полем носит.
Наклоняются колосья —
Вправо-влево, взад-вперёд,
А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)
Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте.)
Там немного отдохнём. (Дети садятся.)
Ветер тихо клен качает,
Вправо, влево наклоняет:
Раз — наклон и два — наклон,
Зашумел листвою клен. (Ноги на ширине плеч, руки за голову. Наклоны туловища вправо и влево.)
- Какая у растений листва? Покажите?
-Почему вверх тянутся листочки?
- В листьях растения содержится удивительное зелёное вещество – хлорофилл С его помощью растения могут использовать энергию солнечных лучей, производить питательные вещества, крахмал, разновидность сахара - глюкозу, поглащать углекислый газ, вырабатывать кислород. Другими словами, растения производят пищу прямо из воздуха. Откуда в клубнике накапливается сладкий сок? Растение делает сахар благодаря энергии Солнца. Растениям не надо питаться как животным или человеку, они производят питательные вещества сами.
- Важны листья для растения?
Обозначаем часть на доске.(Листья)
4. Цветок.
- Для чего создан цветок?
- Почему красивый? Так ароматен? (Рассматривание плаката «Цветы»)
- Проверим ваши предположения.
(Диск «Мир природы» Сказка про цветок - недотрогу.)
- Прилетит насекомое за сладким нектаром, пыльца останется на спинке, а когда шмель или жук перенесёт пыльцу на другой цветок, там образуется семечко, а иногда несколько. Лепестки опадут и вскоре появится плод, внутри которого семена)
Обозначаем часть на доске. (Цветок, плод, семена)
Игра «Плод ли?»
В мешочке лежат плоды и корнеплоды. Ребёнок достает, называет и отгадывает, что это. Учитель разрезает и проверяет, если там семена. Если есть – плод)
Нужны растению Цветок, плод, семена? Обозначьте на доске.
Закрепление
- Для чего нужен стебель? (держит листья и цветок)
- Для чего нужны листья? (ловят солнечные лучики, листьями растение дышит)
- Для чего нужен цветок? (В нём образуются семена и плоды)
- Как вы думаете, сможет ли растение жить без какой-либо части?
- Какая часть важнее всего?
ВЫВОД: все части растения важны. Все они важны и необходимы растениям: и корень, и листья, и стебель, и цветы, и плоды. Это единый организм.
Работа в тетрадях.
- Проверим, как вы их запомнили.
Откройте тетрадь на странице 21. Задание № 2.
- Какое растение изображено? (Ландыш)
- На что похожи цветки?
- Плоды - мелкие ягодки красного цвета. Они ядовитые, как и всё растение целиком. Не рвите незнакомые ягоды в лесу, многие из них – несъедобные.
- Укажи стрелками части растений. Проверьте друг друга.
Работа в группах.
1 группа
Все части растения человек использует в своей жизни.
Укажи стрелочкой, какую часть растения использует человек.
Корень подсолнух
Стебель яблоня
Листья чай
Цветок морковь
Плод роза
Семена берёза
2 группа. Обозначь корнеплоды коричневым цветом, а плоды – жёлтым.
Свёкла ○
огурец ○
помидор ○
морковь ○
яблоко ○
редис ○
3 группа. Составь пословицу из слов (украшение растение земли). Объясни смысл.
Растение – земли украшение.
Коллективная работа
Cледующее задание вы выполните в группе. Из картинок частей растения вам нужно составить его.
Учитель: У каждой группы на парте лежит набор карточек частей растений. Из них нужно составить растение.
Дети работают.
Проверка.
В конце, после подведения итогов, учитель раздаёт каждой группе 4 часть от растения.
Учитель: Ребята, вы получили последнюю часть от растения. Сейчас вам нужно сложить все части и приклеить их на лист, намазывая только серединку картинки.
Дети работают. Все растения приклеивают на один лист – корзину.
Рефлексия. Итог.
Продолжите предложения, выбрав начало словами:
- «Я узнал …»
- «Я удивился …»
У вас на столах лежат ромашки, выберите тe, которfz отражает вашу деятельность на уроке. (Дети выбирают соответствующие ромашки и поднимают их)
- Кому на уроке было интересно, Кто может сказать, что активно работал.? (Красная)
- Кто про себя может сказать, что у него не всё получалось! (Жёлтая)
- Кто считает, что он мало работал, был не активным, ему было скучно. ? (Синяя)
infourok.ru
Разнообразие растений. Тип урока: Урок-поиск
Окружающий мир. Учитель: Каминская Л.П.
Тема: Разнообразие растений.
Тип урока: Урок-поиск
Технологии обучения: личностно - ориентированная, здоровьесберегающая, информационно – коммуникационная, проблемно-исследовательская.
Продолжительность: 35 минут
Цель урока: познакомить с разнообразием растительного мира, с отличительными признаками основных групп растений.
Задачи, направленные на достижение предметных результатов:
- сформировать у учащихся представление о разнообразии растительного мира;
- познакомить с отличительными признаками основных групп растений;
- умение различать группы растений по их существенным признакам.
Формирование универсальных учебных действий (УУД)
- умение выдвигать гипотезы и обосновывать их;
- умение составлять план работы;
- умение анализировать, классифицировать найденную информацию;
- адекватно воспринимать оценку учителя и сверстника;
- умение принимать и сохранять учебную задачу;
- умение работать с информацией в малых группах;
- умение строить понятные для партнёра высказывания;
- умение задавать вопросы;
- умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Методы обучения на уроке: методы исследования - целенаправленное наблюдение за объектом для обнаружения доказательств истинности или ложности намеченной гипотезы.
методы психологии – развитие мыслительных операций: анализ и синтез, классификация и систематизация, сравнение и обобщение;
информационные методы - использование мультимедийной презентации.
Материал к уроку: учебник, рабочие листы; фотографии представителей каждой группы растений: водоросли, мхи, папоротник, хвойные и цветковые растения; гербарий; текст о каждой группе растений.
Описание урока
Обоснование выбора формы проведения урока
Существует связь между окружающим миром и различными жизненными ситуациями, которая побуждает учителя применять такие формы проведения уроков, которые бы могли активизировать сознательную деятельность учащихся. Одной из таких форм является урок исследование, когда ученик сталкивается с проблемой, для решения которой имеющихся знаний недостаточно, их необходимо «добыть ». Учащиеся сами формулируют проблемы, выдвигают гипотезы, находят способы решений. Учитель направляет учащихся, создает ситуации успеха.
2.Форма организации деятельности учащихся.
На 1 этапе происходит фронтальная работа с классом. На 2 этапе - групповая работа. На 3 этапе происходит обмен между группами полученной информации. На 5 этапе урока учащиеся с учителем обобщают полученные знания.
Организация учебной деятельности с учётом личностно - ориентированной технологии обучения.
На уроке созданы все условия для реализации основных принципов ЛОО. Это выражается в следующем:
Создание атмосферы взаимной заинтересованности в работе учащихся и учителя;
Стимулирование учащихся к высказываниям;
Создание педагогических ситуаций межгруппового и внутригруппового общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы;
Создание обстановки для естественного самовыражения ученика.
Организация учебной деятельности с учётом здоровьесберегающей технологии обучения
Учебная деятельность, организованная на уроке, способствует сохранению здоровья детей, а именно:
своевременная подготовка к уроку и его мобилизующее начало;
доброжелательная атмосфера, способствующая положительному эмоциональному настрою;
чёткая организация учебного труда;
групповая работа, создающая ситуацию, когда более «слабый» ученик чувствует поддержку товарища.
5. Организация учебной деятельности с учётом ИКТ.
Использование ИКТ на данном уроке способствует:
решению всех задач урока: обучающих, развивающих, воспитательных;
повышению познавательной активности учащихся: развивается интерес к теме, каждый ученик на уроке занят делом, никто не бездельничает;
увеличению объёма выполненной работы.
ИКТ выполняет важные функции и в деятельности учителя на уроке, увеличивая его возможности в качестве воспитателя, организатора, оценивающего и контролирующего процесс и результаты обучения
Ход урока
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Комментарии
1.Актуализация знаний. Мотивация
Мы отправимся с вами в удивительное Царство- это Царство растений. В волшебном Царстве, Растительном государстве растительный мир называют еще флорой. В этом государстве приветствуют нас сама Богиня Флора, она бережно охраняет свое Царство. Флора в римской мифологии - богиня цветов и весны.
- Каких представителей этого царства вы видите? (Слайд 1)
- К какой группе растений их можно отнести? (Слайд 2)
- Царство растений пришли вы познать,
Их тайны и загадки придется отгадать.
- Вы многое уже знаете о растениях и, наверное, сможете определить, где верное высказывание о растениях, а где нет?
- Какие утверждения верны, а какие нет?
- Опять нет единого мнения, что же нам делать, чтобы узнать, где ошибка, неверное представление о растении?
(Слайд 3, 4, 5, 6, 7)
- Найти существенные отличительные признаки каждой группы растений. Значит, какому вопросу мы посвятим наше исследование?
Где правде, а где вымысел, легенда, ложь. Без науки о растениях не поймешь
Какая наука изучает растения?
- И сегодня в Царстве растений вы будете в роли ботаников. 1-я группа будет изучать водоросли, 2-я мхи, 3-я - папоротники, 4- я - хвойные растения,5-я - цветущие деревья, кустарники, травы.
Шиповник, сосна, тополь, смородина, одуванчик, папоротник.
Дети называют соответствующие группы растений и в результате рядом с фотографией появляются названия групп
Дети высказывают свои предположения. Возникает спор. Учитель подчеркивает разногласия, усиливает противоречия.
- Изучить эти группы растений.
- Какими отличительными признаками обладает каждая группа растений.
- Ботаника
( на доске располагаются фотографии представителей различных групп)
(появляются группы растений)
Для создания проблемной ситуации используем прием загадки.
На доске фотография растения и информация о нем.
2. Исследование в малых группах
- На столах у вас лежат фотографии, гербарий представителей растений этой группы, учебники, текст о данной группе растений и таблица, которую надо заполнить. Как настоящие ученые, составим план работы. Что нам нужно сделать, чтобы найти ответ на вопрос?
(Слайд 8)
План
1.Прочитать текст
2.Рассмотреть гербарий, фотографии
3.Заполнить таблицу, отметив какие части (органы) имеют растения - представители этой группы.
Высказывают свои предположения
3. Физминутка
Игра «Деревья, кустарники, травы».
Колокольчик, облепиха, осина, тополь, малина, тимофеевка, кедр, астра, подосиновик, липа, дуб, огурец, смородина, подснежник, комар, берёза.
Правила: при назывании дерева дети вытягивают руки вверх, встают на цыпочки, чтобы показать, какие деревья высокие, кустарник – руки разводятся в стороны (кусты широкие), травы – присаживаются на корточки (травы низкие)
Игра направлена, главным образом, на улучшение переключаемости и концентрации внимания младших школьников. По ходу игры учитель может вставлять названия грибов и животных не предупреждая, тогда дети не должны выполнять никаких действий, стоять свободно. Можно варьировать скорость игры, от медленной, до быстрой. Первые действия учитель выполняет вместе с детьми. Исходное положение – стоя у парты
4.Обмен информацией
Эта таблица представляет собой объединение всех таблиц, которые группы заполняли в своих рабочих листах. Таким образом, после отчета групп на доске появляется таблица, где отмечено, имеет растение орган или не имеет.
(слайд 9,10,11,12,13)
Одновременно с представлением работ дети переносят данные о существенных признаках группы растений в единую таблицу.
Дать возможность каждой группе представить информацию.
5.Организация информации
- Внимательно посмотрите на таблицу. Как много групп растений мы с вами выделили! Каждая обладает определенными признаками. А можем ли мы объединить какие-то группы по признаку сходства?
- Как представить это в виде схемы? Какие группы растений мы отнесем к нецветковым?
(Слайд 14)
Дети отвечают: имеющие цветы и не имеющие цветов.
(появляется схема)
6.Связывание информации. Обобщение.
- Итак, какие группы растений могут встречаться в Царстве растений?
(слайд 15)
Цветковые имеют корень, стебель, лист, цветок, плоды с семенами. Нецветковые не имеют цветов. К ним относятся водоросли, папоротники, мхи, хвойные. Водоросли не имеют корня, стебля, листьев, размножаются путем деления или спорами. Мхи имеют корень, стебель, лист, размножаются спорами. Хвойные растения имеют корень, стебель, видоизменённый лист- хвою, не цветут.
Царство растений разнообразно. В него входят водоросли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые растения. Каждая группа имеет свои отличительные признаки, благодаря которым мы можем распознавать растения.
7. Подведение итогов. Рефлексия
8.Самооценка
- А, теперь поработав, как настоящие ботаники, обладая научными знаниями об отличительных признаках растений, сможем ли мы разрешить наш спор?
(Слайд 16)
- По желанию, найдите информацию о растениях Еврейской автономной области, их достопримечательностях, какую пользу растение приносит людям.
Прикрепите на наше дерево смайлик ( зеленый цвет- я все понял и могу рассказать об уроке другому; красный смайлик – я понял тему урока: желтый смайлик – мне надо еще повторить урок)
Дети возвращаются к высказываниям о растениях и определяют ложные утверждения.
infourok.ru