Виды растений 6 класс. Доклад 6 класс по биологии виды вегетативного размножения растений

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Урок «Классификация растений», 6 класс. Виды растений 6 класс


Урок «Классификация растений», 6 класс, ФГОС

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Проверка домашнего заданияВремя: 5 минЭтапы:

1.самостоятельное выполнение задания.

2.взаимооценка

3. устные ответы на вопросы учителя по результатам работы

Выполняют

«Задание для

проверки

знаний», вносят

взаимооценку

(баллы)

в графу «Оценка деятельности»,

в ней

же

записывают

уровень подготовки д/з

( 0-1 балл-

низкий , 2

балла- средний,3-

достаточный,

более 3-х баллов- отличный)

Предлагает выполнить задания по выбору

в парах, провести взаимооценку: « Для успешного усвоения нового материала, предлагаю вам принять участие во взаимоконтроле изученного материала. Возьмите «Задание для проверки знаний», выберите задание в паре - устное или письменное, выполните его, оцените друг друга проверки в этот лист и свои «Рабочие листы», определите уровень вашей подготовки. (Собирает работы).

По результатам вашей работы у меня два вопроса:

1.На какие группы вы разделили организмы в задании А?

2.Сформулируйте понятие «система», приведите примеры систем».

Выберите и выполните задание в парах (А или Б)

Задание А.

Предположим, что вам необходимо дать краткую характеристику следующим организмам: кошка, собака, верблюд, ландыш, капуста, пальма, обезьяна, белый гриб, опята, кишечная палочка. Как вы поступите: опишите каждый организм или объедините сходные организмы в группы и составите характеристику каждой группы? В какие группы вы объедините названные организмы (3 балла) Запишите ответ:

Оцените с соседом по парте работу друг друга. Проставьте взаимооценку на этом листе и в вашем рабочем листе.

Критерии оценивания:

3 балла - ответ дает точно, полно, правильно

2 балл – допускает несущественные ошибки

1 балл – ответ дает, но допускает 1-2 серьезные ошибки

0 баллов – не дает ответа

Количество баллов:

Задание Б.

Выполните задание в паре (устно):

Сформулируйте определения:

Система-

Биосистема-

Приведите примеры систем из курсов биологии, математики, русского языка, технологии. (от 3 баллов)

Критерии оценивания: по 1 баллу за каждую верную формулировку определения; по 1 баллу за каждый верный пример системы.

Оцените с соседом по парте друг друга, проставьте взаимооценку, соответствующую количеству правильных ответов на этом листе и в вашем рабочем листе.

Количество баллов:

 

 Познавательные УУД: умение давать определения понятиям, классифициро­вать объекты.

Личностные УУД: умение соблюдать дисцип­лину на уроке, уважитель­но относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя.

Развитие навыков самооценки и са­моанализа.

Коммуникативные УУД: умение слушать и задавать вопросы учителю и одно­классникам

Изучение нового материалаВремя: 20 минутЭтапы:

1.инструктаж учащихся

2.знакомство с планом изучения нового материала

3.активное слушание учащихся объяснения нового материала учителем и одноклассниками

4.выполнение учащимися заданий рабочего листа

5.подведение к выводу о роли систематики

 Знакомятся с планом работы на уроке, индивидуально выбирают задание, выполняют его самостоятельно или с классом, слушая сообщения товарищей, не забывают о самооценке,задают вопросы учителю и товарищам.

Знакомит с планом работы на уроке, предлагает индивидуально выбрать задание, выполнить его самостоятельно или с классом, слушая сообщения товарищей, не забывать о самооценке, можно задавать вопросы учителю и товарищам: «Обратимся к рабочему листу – вашему помощнику на уроке, здесь описание всех ваших действий, задания по всем этапам урока, место для самооценки.

Объясняет материал по следующему плану:

1.Систематика и ее роль.

На Земле огромное разнообразие растений до 500 тысяч видов, многие имеют народные названия, которые в каждой стране звучат по- своему. Чтобы избежать путаницы, ученые дали всем растениям латинские названия, понятные во всем мире. Хотя некоторым растениям

Чтобы разобраться во многообразии растений, ученые создали специальную науку – систематику. Сразу поясню – классификация – распределение на группы на основании сходства и родства. Данная наука имеет многовековую историю .попытки распределить организмы в группы были еще в Древней Греции- Аристотель впервые пытался делить организмы на группы. В средние века английский ученый Джон Рей выяснил ряд свойств видов растений. Особую роль в развитии данной науки сыграл шведский ученый 18 века Карл Линней.

2.Роль Карла Линнея в развитии систематики.

Не только великий талантливый ученый, но и человек удивительно интересной судьбы.

Я хочу передать слово вашим одноклассницам , которые сегодня подготовили сообщения «Биография Карла Линнея» и «Научные труды Карла Линнея». А вам предлагаю слушать, выполнять задания, задавать вопросы.

После сообщения вопросы нашему первому докладчику: :какие качества личности ученого обеспечили ему всемирное признание? Спасибо! Не забудь сдать лист самооценки сообщения.

Вопрос второму докладчику: с какой целью ты готовила сообщение? Спасибо. Не забудь сдать лист самооценки сообщения.

3.Таксоны.

Для установления сходства и родства, для определения связей между растениями в систематике введены таксоны - специальные систематические группы растений ( или единицы) - используется презентация «Классификация растений» мультимедийного приложения к учебнику.

Каждый таксон имеет свои признаки: в отделы растения объединяются на основании наличия органов - генеративных и вегетативных, в класс по числу семядолей, типу корневой системы, в семейство - на основании строения цветка и типа плода, но изучаем позднее (не забывайте выполнять задания в рабочем листе) - используются слайды к уроку «Классификация растений» мультимедийного приложения к учебнику

4.Вид – основная единица систематики.

Основной единицей систематики является вид. Разберем и запомним понятие, мы будем использовать его и далее, изучая курс биологии. Итак, вид – группа особей (организмов)- главные слова, признаки данной группы особей:1) сходных по строению и жизнедеятельности; 2) способных скрещиваться;3) занимающих свой ареал.

Очень часто видовое название говорит о местообитании растения или отражает фамилию ученого, открывшего его.

Линней ввел в науку бинарные ( двойные) названия: первое слово - существительное – отражает принадлежность к роду, второе слово – прилагательное - отражает отличие данного вида. Но эти слова употребляются вместе.

Вывод: таким образом, распределение растений по систематическим группам помогает понять сходство, родство и различия»

Задания рабочего листа- путеводителя, подготовленные учителем к данному уроку

Задание А. (базовый уровень)

Задание можно выполнять самостоятельно, работая с параграфом или вместе с классом, слушая сообщения товарищей.

1Дополните определение:

Систематика – это...

Впишите ответ, самооценку (0-1 балл) внесите в графу3.

2.Найдите ошибки в схеме, запишите ее верно:

Вид – отдел – класс – порядок –род - семейство

(0-6 баллов)

3.Определите, сколько видов и родов растений названо в

следующем списке: клевер

луговой, василек луговой,

клевер ползучий, василек

синий, василек скабиоза,

клевер шведский, лютик едкий.

Ответ вписать вместо многоточия, самооценку(0-2 балла) в графу 3.

Задание Б.

Его можно выполнять самостоятельно, работая с параграфом или вместе с классом, слушая сообщения товарищей.

1.Выберите верный ответ:

Ученые объединяют организмы в группы на основе:

А) сходства организмов без учета родства;

Б) общности мест их обитания;

В) сходства организмов с учетом их родства;

Г) практического значения организмов.

Ответ:

(0-1 балл)

не забудьте о самооценке в графе 3.

2.Впишите ответы в кроссворд:

1. Наука о классификации организмов

2.Шведский ученый – натуралист.

3. Страна-родина Карла Линнея.

4.Систематическая группа (или единица).

5.Основная единица системы растений.

6.Двойные названия растений.

(6 баллов)

3.Решите задачу:

Чайный сервиз,

изготовленный в Китае по

заказу одного крупного

ученого украшало его

любимое растение – линнея

северная. Как фамилия

ученого? Как он связан

с этим растением?

(0-2 балла)

Ответ: Ученый -… …

Он связан с этим растением тем, что …

уметь выделять прин­ципы современ­ной классифика­ции растений.

называть таксо­ны растений в определенном порядке

 

Познавательные УУД:

умение давать определения понятиям, классифициро­вать объекты.

Личностные УУД:

умение соблюдать дисцип­лину на уроке, уважитель­но относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя.

Развитие навыков самооценки и са­моанализа.

Коммуникативные УУД: умение слушать и задавать вопросы учителю и одно­классникам

КонтрольВремя: 9 минЭтапы:

1.сличение с образцом

2.исправление ошибок

3.оценивание работы

4.формулирование вывода по проблемному вопросу урока.

  затем проверяют правильность выполнения

 заданий по образцу на слайдах презентации, исправляют ошибки, дают самооценку своей работы в баллах и в виде отметки,

делают вывод по проблемному вопросу урока

  затем просит проверить правильность выполнения

 заданий по образцу

на слайдах презентации, исправить ошибки, дать самооценку работы, выборочно просматривает тетради, оценивает учащихся за индивидуальные сообщения и самостоятельную работу в тетради.

Далее предлагает сделать вывод.

«А сейчас, узнав новое, вернемся к проблемному вопросу: как объяснить слова Линнея:

« Без систематики в биологии был бы хаос?» (показывает определитель растений).

Изученная тема – опора для изучения последующих учебных тем, положительный учебный опыт поможет вам успешно понять новое.

 

 уметь выделять прин­ципы современ­ной классифика­ции растений.

называть таксо­ны растений в определенном порядке

 Личностные УУД:

умение соблюдать дисцип­лину на уроке, уважитель­но относиться к учителю и одноклассникам

Регулятивные УУД:.

Развитие навыков самооценки и са­моанализа.

Коммуникативные УУД: умение слушать и задавать вопросы учителю и одно­классникам

Биология (6 класс)/Цветок и плод — Викиверситет

Цветок

Строение цветка

Цвето́к — сложный орган семенного размножения цветковых (покрытосеменных) растений.

В определённую пору жизни зацветает каждое цветковое растение. После того, как цветок отцветает, на его месте развивается плод. В плоде развиваются одно или несколько семян. Размножение растений семенами называется семенным размножением. Все цветковые растения размножаются семенами, в том числе те, которые могут размножаться вегетативно.

Пестик и тычинки - главные части цветка. Вокруг пестика и тычинок расположен околоцветник. У вишни, например околоцветник состоит из листочков двух типов. Такой околоцветник называется двойным. Внутренние листочки - лепестки составляющие венчик. Наружние листочки - чашелистники - образуют чашечку.

Венчик цветка может состоять из нескольких несросшихся лепестков (как у вишни). У многих растений лепестки в нижней части срастаются в трубку (примула, паслен чёрный и др.).

Цветок азалии

Околоцветник считается простым, если все его листочки более-менее одинаковы, и здесь нет ни чашечки, ни венчика. Такой околоцветник чаще всего встречается у однодольных растений(лилия, тюльпан).

У многих растений цветки развиваются на тонких стебельках - цветоножках. На конце цветоножка обычно утолщается или расширяется в цветоложе. На нём размещаются все части цветка. Не у всех растений есть цветоножки.

Каждая тычинка имеет пыльник. Внутри пыльника созревает пыльца. Он расположен на тычиночной нити. Пестик имеет рыльце, столбик и завязь. В основании пестика находятся семязачатки(или семяпочки). После цветения, именно из них развиваются семена, а из завязи - плод.

Большая часть цветковых растений имеют как тычинки так и пестики. Такие цветки называются обоеполыми. У некоторых растений одна часть цветков имеет только пестики. Такие цветки называются пестичными. Другая часть цветков имеет только тычинки. Это тычиночные цветки. Такие цветки называются разнополыми.

Растения, на которых на одном растении развиваются пестичные и тычиночные цветки, называются однодомными (огурцы, кукуруза). Растения, у которых на одном растении развиваются только тычиночные цветки, а на других - пестичные, называются двудомными (тополь, ива, некоторые виды осок).

Соцветия

Соцве́тие (лат. inflorescentia) — группа цветков, расположенных близко друг к другу в определённом порядке.

Простые — соцветия, в которых на главной оси располагаются одиночные цветки и, таким образом, ветвление не превышает двух порядков (например, гиацинт, черёмуха, подорожник и др.).

Сложные — соцветия, в которых на главной оси располагаются частные соцветия, то есть ветвление достигает трёх, четырёх и более порядков (например, сирень, бирючина, калина и др.).

Кисть - отдельные цветки расположены один за другим на цветоножках, отходящих от общей длинной оси (ландыш).

Простой колос - цветки не имеют цветоножек (сидячие цветки), располагаются на общей оси соцветия (подорожник).

Сложный колос - на общей оси сидят несколько колосков, каждый из них образован несколькими цветками (рожь, пшеница).

Початок - от колоса отличается толстой. часто мясистой осью соцветия (кукуруза).

Простой зонтик - цветоножки выходят от вершины оси соцветия (примула).

Простые соцветия бывают сгруппированы в сложные.

Сложный зонтик - соцветие-зонтик, состоящее из нескольких простых зонтиков (морковь, петрушка).

Корзинка - многочисленные мелкие сидячие цветки плотно располагаются на поверхности плоской или конусовидной оси соцветия. Снаружи защищено зелёными листьями - обвёрткой (подсолнух, одуванчик).

  • Простое соцветие - кисть

  • Сложный колос. Пшеница

  • Сложный колос. Рожь

  • Початок. Кукуруза

  • Сложное соцветие - плейохазий

  • Простой зонтик. Примула

  • Сложный зонтик. Морковь

  • Сложный зонтик. Петрушка

  • Корзинка. Подсолнечник однолетний

Перекрестное опыление насекомыми

Медоносная пчела (Apis mellifera) в процессе опыления

Перекрёстное опыление - это перенесение пыльцы с цветка одного растения на цветки другого. Перекрёстное опыление может происходить разными способами.

Опыление насекомыми - обычно это пчёлы, осы, иногда муравьи, жуки, моли, мухи и бабочки. Насекомых в цветках привлекает сладкий нектар и пыльца. Пыльца цветков обычно крупная и очень клейкая.

Опыление при помощи животных - птицами (колибри, нектарницы, медоносы), летучими мышами, грызунами, некоторыми сумчатыми (в Австралии), лемурами (на Мадагаскаре).

Искусственное опыление - перенесение пыльцы с тычинок на пестики цветков при участии человека.

Признаки насекоопыляемых растений - крупные одиночные цветки, соцветия, в которые собраны мелкие цветки, яркая окраска лепестков и простого околоцветника, нектар и аромат. Есть цветки, которые раскрываются с наступлению сумерек. Эти цветки имеют сильный аромат. Их опыляют ночные бабочки.

Имеются в природе растения, которых опыляют только определённые насекомые. Львиный зёв опыляется только шмелями.

Нектар и пыльца служит пчёлам едой. Перелетая с цветка на цветок, они опыляют цветки. Поэтому ульи с пчёлами специально привозят в сады во время цветения. Пчёлы опыляют каждый цветок и урожай плодов повышается

Перекрёстное опыление ветром. Самоопыление

Пыльца некоторых растений под микроскопом. Изображение увеличено примерно в 500 раз.

Опыление может происходить с помощью ветра. Такой способ опыления очень распространён у злаков, большинства хвойных и многих лиственных деревьев. Растения, опыляемые ветром чаще всего растут большими скоплениями.

У ветроопыляемых растений созревает очень много пыльцы. Большая её часть пропадает, не опыляя цветков. Большинство растений, опыляемых ветром цветут рано весной, до распускания листьев. Так, листья не мешают их опылению. У растений, опыляемых ветром всегда невзрачные, часто мелкие цветки, пыльники расположены на длинных свисающих нитях, мелкая, сухая пыльца.

Есть ещё один способ опыления - самоопыление. В таком случае, в ещё не раскрывшемся бутоне цветка пыльца попадает из пыльников на рыльце того же цветка. Когда бутон раскрывается, можно считать, что опыление уже произошло.

Искусственное опыление

Искусственное опыление — это перенесение пыльцы с тычинок на пестики цветков при посредстве человека.

Обычно пыльцу переносят чистой и сухой мягкой кисточкой. Иногда цветки растений, которых собираются опылять искусственно, готовят заранее. Осторожно открыв бутон, удаляют из них тычинки, для того, чтобы они не самоопылились. На бутоны одевают марлевые мешочки, чтобы ветер или насекомые не занесли пыльцу. когда бутоны распустятся, на рыльца наносят заранее приготовленную пыльцу.

Тычиночные цветки созревают раньше, чем пестичные цветки этого же растения. Но в безветренную погоду пыльца осыпается, и урожай получается низким.

Оплодотворение у цветковых растений

Пыльцевые трубки, проросшие в камелии японской (Camellia japonica L.)

Для того, чтобы завязался плод, и развились семена, цветы растения должны опылиться, а затем должно произойти оплодотворение. Оплодотворение - это слияние двух половых клеток - гамет. Мужские гаметы у цветковых растений - спермии - очень мелкие. Женские гаметы - яйцеклетки - намного крупнее спермиев.

При опылении пыльцевые зёрна попадают на рыльца. Пыльцевое зерно одето оболочкой. Поверхность оболочки может быть гладкой, или неровной и покрытой разнообразными шипиками, бородавочками, выростами в виде сеточки. У многих растений пыльцевые зерна в форме шариков.

На всей поверхности рыльца выделяется липкая жидкость, помогающая удерживать пыльцу. Пылинка, попадая на рыльце прорастает в очень тонкую и длинную пыльцевую трубку. Она прорастает между клетками рыльца, затем столбика и в конечном итоге врастает в полость завязи.

Расположение семяпочек в цветке морозника вонючего (Helleborus foetidus)

В этой полости находятся семязачатки (семяпочки). У разных растений число семязачатков в завязях различно. Оно может достигать от одного (пшеница, ячмень, рожь, вишня), до нескольких десятков (хлопчатник), и даже нескольких тысяч (мак).

Пыльцевое зёрнышко попадает на рыльце пестика и прорастает. Пыльцевая трубка растёт, и по ней из пыльцевого зерна перемещаются две клетки. Они имеют крупные ядра. Это спермии. Они всё время держатся вконце пыльцевой трубки.

Семязачатки находятся на внутренних сторонах стенок завязи и состоит из клеток. Каждый из семязачатков одет покровом, на вершине которого есть узкий канал - пыльцеход.

Пыльцеход ведёт в центральную часть семязачатка. Здесь находится ткань, состоящая из маленьких клеток с тонкими оболочками. В этой ткани развивается группа более крупных клеток, самая большая - яйцеклетка - находится ближе к пыльцеходу. Пыльцевая трубка врастает в семязачаток, и яйцеклетка сливается с одним из спермиев. Так происходит оплодотворение.

В группе относительно крупных клеток, есть самая крупная. С ней сливается самый крупный спермий. У цветковых растений происходит два слияния: один спермий сливается с яйцеклеткой, а другой - с крупной центральной клеткой. Этот процесс называется двойным оплодотворением.

Образование семян и плодов

После оплодотворения яйцеклетка делится на две клетки. Затем эти две клетки снова делятся каждая на две и т. д. в результате многократного деления клеток развивается зародыш нового растения.

Самая крупная клетка семязачатка, которая слилась со вторым спермием, тоже делится так, как яйцеклетка. Из неё развиваются клетки эндосперма. В эндосперме накапливаются запасы питательных веществ. Этими питательными веществами эндосперм снабжает зародыш.

Из покрова семязачатка развивается семенная кожура. В итоге, после оплодотворения из одного семязачатка развивается семя, состоящее из кожуры(изменённый покров семязачатка) и зародыша(слияние яйцеклетки с первым спермием).

После того, как произошло опыление и оплодотворение, к завязи притекают питательные вещества. Затем завязь постепенно развивается в спелый плод. Из её стенок развивается околоплодник, который будет защищать семена от внешних неблагоприятных воздействий. Бывает, что в образовании плода принимают и другие части цветка.

Все спелые плоды можно разделить на сухие и сочные по характеру околоплодника. Односемянный плод образуется если в завязи одна семяпочка, многосемянный, если много почек. Плоды, у цветковых растений могут быть четырёх типов: сочные односемянные, сухие односемянные, сочные многосемянные и сухие многосемянные.

Когда семена созревают в сухих плодах (боб, стручок, разнообразные коробочки), околоплодник должен вскрыться, чтобы семена рассеялись. Некоторые коробочки и бобы разбрасывают семена.

Семена сухих многосемянных плодов имеют сильную семенную кожуру. Она защищает эти семена после того, как они высеялись из плода.

Односемянные сухие плоды (орехи, зерновки) не вскрываются, потому что эти плоды рассеиваются сами вместе с семенами. Их околоплодники разрываются только тогда, когда прорастают семена. У такого плода слабо развита семенная кожура, потому что околоплодник развит достаточно хорошо.

Семена сочных многосемянных и односемянных плодов распространяют поедающие эти плоды животные. Семена, развивающиеся в ягодах обладают хорошо развитой семенной кожурой. Семена костянок защищены косточкой - внутренним каменистым слоем околоплодника. Такие семена могут сохранить способность прорастать, пройдя через пищеварительную систему животного.

Плоды и семена имеют большое значение в жизни людей. Они - пища для людей, корм для животных, их используют в промышленности и медицине.

Ссылки

ru.wikiversity.org

доклад 6 класс по биологии виды вегетативного размножения растений

Вегетативное размножение - это способ размножения растений в результате развития корней, стеблей и листьев. Покрытосеменные, или цветковые, растения размножаются как половым, так и вегетативным путём. Вегетативное размножение цветковых растений широко распространено в природе, но ещё чаще его использует человек при размножении сельскохозяйственных и декоративных растений.

Чаще всего растения размножаются вегетативно черенками. Когда ветер ломает растение, то оставшиеся в почве корни дают придаточные корни и укореняются. Так на новом месте вырастает тополь, ива, или другое растение.

Способность многих растений легко образовывать придаточные корни на побегах широко используют в садоводстве и цветоводстве. Стеблевыми черенками (отрезок побега с несколькими почками) размножают смородину, розу, тополь, иву и многие другие деревья и кустарники. Для этого весной, до распускания почек, однолетние одревесневшие черенки длиной 25—30 см сажают в хорошо подготовленную почву. К осени на черенках вырастут придаточные корни. Тогда черенки выкапывают и сажают на постоянное место. Стеблевыми черенками размножают также многолетние декоративные растения.

Корневыми черенками размножаются только те растения, у которых на корнях могут формироваться придаточные почки.

На посаженном в почву корневом черенке из придаточных почек развиваются надземные побеги, от оснований которых отрастают придаточные корни. Развивается новое, самостоятельно существующее растение. Корневыми черенками размножают садовую малину, шиповник, некоторые сорта яблонь и декоративных растений.

Есть разные способы размножать растения отводками. Самый простой способ - изогнуть молодой побег так, чтобы средняя его часть касалась земли, а верхушка была направлена вверх. Затем на нижней части побега под почкой надрезать кору. В месте надреза прикрепить побег к почве полить и окучить. Верхушка побега должна стоять вертикально, для этого можно воткнуть в землю палку ипривязать к ней побег. Осенью в месте надреза вырастают придаточные корни. Теперь побег следует отрезать от куста и посадить в отдельное место.

Растения можно размножать клубнями. Для выращивания картофеля достаточно посадить один клубень (желательно массой около 80 гр.) в почву весной, а осенью с каждого клубня можно будет собрать десяток новых клубней. Глазки-почки, ростки и верхушки также подойдут для размножения, и это тоже считаетя вегетативным размножением побегами. Чтобы размножить картофель глазками, надо вырезать почки с небольшой частью мякоти клубня и посадить в ящик с плодородной почвой. Из почек разовьются ростки, в их нижних частях отрастут придаточные корни. Это рассада, которую можно высаживать в поле. Схожим способом можно размножать клубни верхушками, то есть верхними частями клубней, где расположены почки.

Прививками обычно размножают плодовые деревья. Для этого черенок(или почку-глазок) культурного растения надо срастить со стеблем дичка. Дичок это молодое растение, выращеное из семени плодового дерева. Корневая система дичка обладает большей мощностью, неприхотливостью к почве, морозостойкостью и некоторыми другими качествами, которых у прививаемого культурного растения нет. Прививаемый глазок или черенок культурного растения называется привоем, а дичок (к которому прививают) - подвоем.

Делается это так. С культурного плодового дерева срезается однолетний побег. С него следует удалить листовые пластинки, оставляя только черешки. Это дичок-подвой. У его основания острым ножом следует сделать надрез в виде буквы Т. В надрезе кору дичка надо отделить от древесины. Теперь нужен привой. С побега культурного сорта надо срезать хорошо развившуюся почку с тонким слоем древесины длиной 2 - 2,5 см. Почку привоя надо вставить под кору дичка в надрез. Место прививки следует туго обвязать. Сама почка должна остаться свободной от обвязки.

Есть виды деревьев и кустарников, вокруг старых представителей которых вырастает молодая поросль. Это корневые отпрыски. Они могут вырастать и вокруг пней спиленных деревьев из придаточных почек, расположенных на корнях этих растений. Корневые отпрыски становятся самостоятельными растениями, когда части корней, связывающие их с материнским растением, отомрут. На месте вырубленного леса таких видов растений вырастает новый. К таким видам относятся тополь, рябина, осина, черёмуха и др.

Для размножения используются также листовые черенки. В основном этот способ используется для размножения некоторых видов комнатных растений (бегония, лимон, фиалка и др.). Делается это так. Во влажный песок высаживается лист. Через некоторое время на листьях развиваются придаточные корни. Из диких растений таким способом размножается сердечник луговой.

Как и семенное размножение, вегетативное очень распространено в природе и также способствует увеличению числа особей и их расселению. При вегетативном размножении растения наследуют свойства материнского растения. Это используется для получения высоких урожаев и для сохранения ценных сортов культурных растений.

znanija.com

Жизненные формы растений 6 класс

Волощук Л.А.

Учитель биологии

МАОУ «СОШ №4»

Г.Тобольск, Тюменская область

Урок «Жизненные формы растений».

Цель: Сформировать знания учащихся о жизненных формах растений.

Способствовать развитию умения обучающихся приводить примеры, подтверждающие ответ, исходя из своего жизненного опыта.

Воспитывать бережное отношение к растительному миру, стремление охранять и приумножать природу родного края.

Тип урока: изучение нового материала.

Материалы и оборудование:

1. Техническое:

* Мультимедийное оборудовнаие: процессор, проектор.

* Экран

2. Программное: презентация к уроку

3. Методическое: конспект урока, карточки задания, сообщения учеников.

Примечание: для лучшего проведения урока

заранее готовим вместе с инициативной

группой учеников мини сообщения о жизненных

формах растений.

План урока:

  1. Целеполагание.

  2. Проверка домашнего задания - работа с терминами

  3. Изучение нового материала.

  4. Рефлексия.

  5. Домашнее задание.

Сценарий урока

  1. Целеполагание - сообщение плана урока, проведение «Минутки настроения».

2. Проверка домашнего задания - работа с терминами.

Задание: первый термин читает учитель и сращивает ученика, ученик, дав ответ спрашивает своего одноклассника.

Термины:

  1. Изучение нового материала.

Весь огромный мир кругом меня, надо мной и подо мной полон неизведанных тайн. И я буду их открывать всю жизнь, потому что это самое интересное, самое увлекательное занятие в мире.

Виталий Бианки

  • Термин жизненная форма в отношении растений был предложен в 80-х гг. прошлого века известным ботаником Вармингом. Он понимал под этим понятием "форму, в которой вегетативное тело растения (индивида) находится в гармонии с внешней средой в течение всей его жизни, от колыбели до гроба, от семени до отмирания".

  • Де́рево - типичная форма деревянистых растений, имеющих ствол, из древесины с лиственной кроной. (Сообщение ученика)

  • Кустарники - жизненная форма растений; многолетние деревянистые растения высотой 0,8-6 метров, в отличие от деревьев не имеющие во взрослом состоянии главного ствола, а несколько или много, часто существующих бок о бок и сменяющих друг друга; продолжительность жизни 10-20 лет. (Сообщение ученика).

  • Кустарнички - одна из форм деревянистых растений. Это низкорослые (не более нескольких десятков сантиметров в высоту), не имеющие главного ствола многолетники с сильно ветвящимися одревесневшими побегами. (Сообщение ученика).

  • Травы - растение, не образующее одревесневающих стеблей жизненная форма растений, появившаяся на заре эволюции высших растений, когда они осваивали сушу.

Физминутка

* Однолетники - растение, жизненный цикл которого, включая созревание, цветение и смерть, занимает один вегетационный период. Пример - горох, цветная капуста, укроп. Многие однолетние используются в декоративных целях, поскольку обладают яркими и пышными цветами. (Сообщение ученика).

* Двулетники - травянистые растения, полный жизненный цикл которого составляет от 12 до 24 месяцев. В первый год у растения вырастают листья, стебли и корни, после чего оно впадает в состояние покоя на зимние месяцы. Пример: анютины глазки, свекла, морковь, репа, капуста. (Сообщение ученика).

* Многолетники - это обширная группа растений, продолжительность жизни которых исчисляется несколькими годами.

Пример: деревья, кустарники, травы, люпин, тюльпаны, пионы.

Задание: заполните таблицу (работа в парах)

4. Рефлексия.

Ответить на вопросы:

  • Что интересного вы узнали на уроке?

  • Где в дальнейшем мы можем использовать изученный материал?

  • Кто из одноклассников наиболее удачно отвечал на уроке?

  • Что еще по данной теме, вы хотели бы узнать?

5.Домашнее задание:

Параграф №1 стр.9, собрать гербарии листьев 1 ряд - однолетних, 2 ряд - двулетних, 3 ряд - многолетних растений.

botana.cc


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта