Урок по теме "Ткани растений", 6-й класс. Таблица виды тканей растений
Растительные ткани |
|||
Ткань |
Где располагается |
Особенности строения клеток |
Значение |
Образовательная |
Верхушка стеблей кончики корней, камбий, рана |
Мелкие делящиеся клетки без вакуолей |
Рост растения |
Покровная |
Эпидермис(кожица) Пробка кора |
Живые и мертвые клетки с толстым и прочными оболочками, плотно прилегающие друг к другу |
Защита от неблагоприятных воздействий |
Механическая |
Луб, древесина |
Толстые одревесневшие оболочки |
Опора органам растения |
Проводящая |
Сосуды древесины, ситовидные трубки луба |
Ситовидные трубки |
Распределение веществ |
Основная |
Мякоть листа, сердцевина стебля, Корень |
Хлоропласты в клетках |
Образование и накопление питательных веществ |
Выделительная |
Нектарники, Железы |
Выделение эфирных масел, Воды, нектара. |
|
Животные ткани |
|||
Эпителиальные |
Образуют покровы тела и большинство желез, выстилают полоски внутренних органов и сосудов |
Клетки плотно прилегают друг к другу, межклеточного вещества мало (практически отсутствует) |
Защита, секреция |
Соединительные |
Образуют скелет (кости, хрящи),связки И сухожилия, жировые прослойки, оболочки внутренних органов и сосудов, кровь |
|
Опора, защита, поддержание формы тел, терморегуляция, Запасание питательных веществ |
Мышечные |
Гладкая ткань: образует стенки внутренних органов и сосудов, образует мышцы |
Гладкая ткань клетки: одноядерные, веретеновидные, сокращаются медленно, долго остаются в сокращенном состоянии Поперечнополосатая: многоядерные, сокращаются медленно |
Движение тела и его частей, защита, сокращение различных органов |
Нервная |
Образует головной и спинной мозг, нервы и нервные узлы |
Согласованная работа всех органов, связь с внешней средой, регуляторная |
Урок по теме "Ткани растений", 6-й класс
Разделы: Биология
Цели урока:
- Изучить особенности строения тканей растительных организмов.
- Раскрыть взаимосвязь строения растительной ткани от выполняемой функции.
- Продолжить формировать умение работать с микроскопами и микропрепаратами, сравнивать, анализировать, обобщать, работать с рисунками как источниками информации.
Оборудование:
- микроскопы,
- микропрепараты,
- таблицы,
- рисунки учебника по данной теме.
Методы обучения: частично – поисковый, проблемный.
Основные понятия и термины урока:
Ткань, её виды (образовательная, основная, покровная, механическая, проводящая). Жилки. Проводящий пучок.
Ход урока
1.Создание проблемной ситуации:
Так как учащиеся шестого класса не обладают достаточным уровнем развития для самостоятельного формулирования проблемной ситуации, то ситуация возникает в ходе предварительной беседы. Для этого доска разделяется на две части и в каждой прописывается, что учащиеся знают, а что не знают по данной теме.
Знаем: | Не знаем: |
Определение ткани. Основные места расположения тканей. (частично) |
Виды тканей растений. Как строение ткани связано с выполняемой функцией. |
2.В ходе беседы с учащимися решается проблема, как строение ткани связано с выполняемой функцией. Для этого с помощью таблиц, рассматривания микропрепаратов и живых объектов (побеги растений, листья, комнатные растения) заполняется следующая таблица: [ Игошин Г.П. “Уроки биологии в шестом классе” ]
Тип тканей | Где расположена | Форма и размеры клеток | Внутреннее строение | Особенности жизнедеятельности | Функции |
образовательная | Верхушка корня, стебля. | ||||
основная | Мякоть листа Мякоть плодов Середина корня, стебля Мягкие части цветка Главная масса коры |
||||
Механическая | Жилки листа Волокна стебля Косточка абрикоса Скорлупа грецкого ореха |
||||
Покровная | Кожица листа, кора дерева. | ||||
Проводящая | Жилки листа, в корне, стебле |
3. Так как у учащихся шестого класса заполнение таблицы может вызвать затруднения, учитель должен в ходе беседы с ребятами не только направлять их деятельность, но и поощрять правильные ответы и акцентировать их внимание именно на взаимосвязи строения и функции.
4. Учащиеся, заполнив таблицу, делают вывод, что строение ткани зависит от выполняемой данной тканью функции.
3. Рефлексия: учащиеся проговаривают, что им понравилось в уроке, что вызвало сложности. Как они себя чувствовали на уроке.
4. Домашнее задание: прочитать текст учебника: “Строение тканей растительного организма”
Таблица в готовом виде:
Тип тканей | Где расположена | Форма и размеры клеток | Внутреннее строение | Особенности жизнедеятельности | Функции |
образовательная | Верхушка корня, стебля. | Округлые, мелкие. | Крупные ядра, нет вакуолей. | Постоянное деление. | Рост корня и стебля. |
основная | Мякоть листа, плодов. Середина корня, стебля Мягкие части цветка Главная масса коры |
Округлые, крупные и средние |
Ядро у стенки, крупные вакуоли. Хорошо развито межклеточное вещество |
Образуются органические вещества из
неорганических Превращение и накопление веществ. |
Фотосинтез Запас питательных веществ |
Механическая | Жилки листа Волокна стебля Косточка абрикоса Скорлупа грецкого ореха |
вытянутые | Оболочка утолщена, одревесневела, цитоплазма часто отсутствует | Мёртвые клетки | Опора, Защита. |
Покровная | Кожица листа, кора дерева. | Мелкие и средние | Плотно прилегают друг к другу | Мёртвые и живые клетки. Оболочка одревесневает | Защита. Связь с внешней средой |
Проводящая | Жилки листа, в корне, стебле | вытянутые | Сосуды – мёртвые клетки Ситовидные трубки - живые |
Передвиже- ние веществ |
Список литературы:
1. Игошин Г.П. “Уроки биологии в шестом классе” Ярославль. Академия развития. 2002г.
Поделиться страницей:xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Сравнительная таблица по биологии Ткани растений
Растительные ткани
Названиеткани
Строение
Местонахождения
Функции
Образовательная ткань (меристема)
Меристема образована живыми, мелкими, плотно сомкнутыми клетками, с крупным ядром, густой цитоплазмой и мелкими вакуолями.
Участвует в образовании новых клеток и дифференциации этих клеток в клетки других тканей.
верхушечная
Конус нарастания в почках, зародыше семени, на кончиках корней
1. Обеспечивает рост органов в длину.
2. Благодаря делению клеток и их дифференциации образуются ткани корней, побегов, листьев, цветков.
Боковая (камбий)
Расположен между древесиной и лубом стеблей и корней
Утолщение стебля и корня.
Покровная ткань
Располагается на
поверхности всего растения
1. Предохраняет растение от высыхания и других неблагоприятных
воздействий.
2. Участвует в процессе дыхания.
3. Участвует в обмене веществ между окружающей средой.
Кожица (эпидермис)
Состоит из слоя живых, плотно сомкнутых клеток с утолщенной стенкой, без хлоропластов. В кожице листьев и зеленых побегов имеются устьица.
Расположена на
поверхности листьев,
молодых побегов, всех частей цветка
1. Защита органов от высыхания и микроорганизмов.
2. Устьица обеспечивают газо- и водообмен в растениях.
Пробка
Состоит из мертвых клеток
многолетних растений,
корневища, клубни
1. Защита от перепадов
температур, механических
воздействий, вредителей.
2. Многослойная пробка
образует на поверхности
стебля защитный чехол, в котором имеются чечевички
для газо- и водообмена.
Корка
Комплекс многослойной пробки и других мертвых тканей, сменяет эпидермис у многолетних растений
Покрывает нижнюю часть стволов, хорошо выражена
у коркового дуба
Защита от механических
повреждений, перепадов
температур, вредителей,
микроорганизмов.
Основная ткань-паренхима
Основная ткань состоит обычно из живых, тонкостенных клеток, составляющих основу органов
1. Фотосинтез.
2. Запас питательных веществ.
Ассимиляционная
ткань
Ткань листа содержит хлоропласты
В основном - в зеленых
листьях и молодых побегах
1. Фотосинтез
2. Газообмен
Запасающая
Состоит из однородных
тонкостенных клеток, в которых откладываются белки, жиры, углеводы и другие запасные вещества в виде крахмальных зерен и капель масла. Часто имеют крупные вакуоли с клеточным соком.
Она находится в стеблях древесных растений
(сердцевина), корнеплодах,
клубнях, луковицах, плодах и семенах
1. Накопление запасных
питательных веществ.
2. Клетки основных тканей способны превращаться во вторичную образовательную
ткань, за счет которой
происходит вегетативное
размножение растений.
Проводящая ткань
Состоит из вытянутых клеток
Является составной частью древесины (ксилемы) и луба
(флоэмы)
Осуществляет транспорт
питательных веществ от
корня к листьям (восходящий ток), от листьев к корню (нисходящий)
Ксилема (древесина)
В состав ксилемы входят сосуды (мертвые вытянутые клетки, лишенные поперечных перегородок, стенки которых пропитаны лигнином, придающим
сосудам дополнительную твердость)
Расположена в древесине стебля, проводящей зоне
корня, жилках листьев
Главная проводящая ткань высших сосудистых растений. Она также участвует в транспорте минеральных веществ (восходящий ток), запасание питательных веществ и выполняет опорную функцию
Флоэма (луб)
Состоит из ситовидных трубок с клетками спутниками. Ситовидные
трубки образованы живыми клетками, поперечные перегородки которых пронизаны мелкими отверстиями, образующими «сито». В клетках нет ядер, но они имеют цитоплазму. Клетки-спутники соединены с ситовидными трубками и выполняют, трофическую функцию (питание, синтез ферментов)
Образует проводящие
пучки в лубе вдоль стебля, корня, жилок листьев
Проводит растворенные
органические вещества,
образованные в листьях
(нисходящий ток), в стебель, корень, цветки, плоды
Механическая
ткань
Клетки механической ткани имеют толстые утолщенные и одревесневшие оболочки, плотно прилегающие друг к другу
Механические ткани в основном расположены в стебле, в корне имеется только в центре. Окружают сосудистые пучки
Придает прочность органам растения, противодействует
разрыву или излому, образуют каркас, поддерживающий органы растения
Выделительная
ткань
Состоит из клеток, образующих
и выделяющих различные вещества (секреты)
Выделение секрета
Железистые
волоски
Живые клетки образующие
длинные выросты - волоски, заполненные жидким секретом
На поверхности листьев,
стеблей (стрекательные
клетки крапивы, железистые волоски герани). У основания лепестков
1. Выделение веществ,
защищающих от поедания животными, микроорганизмов, испарения
2. Выделение пахучих веществ, привлекающих насекомых - опылителей
Нектарники
Живые клетки, заполненные сладким содержимым, часто сильно пахнущим
Цветок (чаще всего у основания лепестков)
Выделение нектара, привлекающего
насекомых-опылителей
Смоляные и млечные ходы
Мертвые вытянуты клетки, заполненные смолой или млечным соком
Древесина хвойных, стебель одуванчика
Защита от микроорганизмов,
повреждений, поедания
животными
resheba.ws