Описание особей вида по морфологическому критерию растения. Лабораторная работа №1 «Описание особей вида по морфологическому критерию»

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Лабораторная работа Описание особей вида по морфологическому критерию. Описание особей вида по морфологическому критерию растения


Лабораторная работа Описание особей вида по морфологическому критерию

Лабораторная работа Описание особей вида по морфологическому критерию

• Цель: составить морфологическую характеристику двух растений одного рода, сравнить их и сделать вывод о причинах сходства и различий. • Оборудование: живые растения, гербарные материалы (рисунки как дополнительный источник информации

Ход работы Параметры Название ТИП КОРНЕВОЙ СИСТЕМЫ ЛИСТЬЯ: простые – сложные тип жилкования прикрепление на стебле листорасположение СТЕБЕЛЬ: травянистый или одревесневший прямостоячий, стелющийся, цепляющийся, вьющийся ЦВЕТОК СОЦВЕТИЕ ПЛОД Растение № 1 Растение № 2

Характеристика семейства • Для всех бобовых нашей луговой флоры характерно очередное листорасположение, • листья с прилистниками, • обоеполые зигоморфные цветки с двойным пятичленным околоцветником, • 10 тычинками и одним пестиком с верхней завязью. • Специфично для этого семейства строение венчика — он так называемого мотылькового типа: верхний лепесток называют флагом, 2 боковых — крыльями, 2 нижних срастаются в лодочку, в которую заключены тычинки и пестик. • Из 10 тычинок, как правило, 9 срослись между собой нитями, а одна остается свободной. • Плоды — сухие многосеменные (редко односеменные) бобы, что и дало название семейству.

1. клевер горный; 2. клевер луговой; 3. клевер каштановый; 4. клевер гибридный; 5. клевер пашенный; 6. клевер ползучий

Клевер ползучий Клевер луговой

Клевер ползучий • • • многолетнее травянистое растение 15 – 30 см. Корневая система разветвлённая. Главный корень укороченный. Стебель ползучий, стелющийся, укореняющийся в узлах, ветвистый, голый, часто полый. Листья длинно-черешчатые, трёхраздельные, их листочки широкояйцевидные, на верхушке выемчатые. Цветочные головки пазушные, почти шаровидные, рыхлые, до 2 см в поперечнике; Венчик белый , цветки слегка ароматные. В цветке 10 тычинок, девять из них сросшиеся нитями в трубочку, одна — свободная. Нектароносная ткань расположена на дне венчика вокруг завязи. Цветёт с мая до глубокой осени. Цветки в головке распускаются от периферии к центру. Плод — боб продолговатый, плоский, содержит от 3 до 4 почковидных или сердцевидных семян серо-жёлтого или оранжевого цвета. Начало созревания семян — июнь—июль. Размножается как семенами, так и вегетативно.

Клевер луговой • Клевер луговой — двулетнее, но чаще многолетнее травянистое растение, достигает в высоту 15— 55 см. • Ветвистые стебли приподнимающиеся. • Листья тройчатые, с широкояйцевидными мелкозубчатыми долями, листочки по краям цельные, с нежными ресничками по краям. • Соцветия головки рыхлые, шаровидные, сидят часто попарно и нередко прикрыты двумя верхними листьями. Венчик красный, изредка белый или неодноцветный; чашечка с десятью жилками. • Плод — яйцевидный, односемянный боб; семена то округлые, то угловатые, то желтовато-красные, то фиолетовые. • Цветёт в июне — сентябре. Плоды созревают в августе — октябре. • Размножается как семенами, так и вегетативно.

вывод • Сделайте вывод, ответив на вопросы: – Что характеризует морфологический критерий? – К каким ошибкам может привести установление видовой принадлежности только по одному из видовых критериев?

present5.com

Клевер альпийский — описание особей вида по морфологическому критерию — 2 ответа

Описание особей вида по морфологическому критерию пример

В разделе Естественные науки на вопрос описание особей вида по морфологическому критерию заданный автором *ESC* лучший ответ это Класс Двудольные - Dycotyledoneae, Семейство Бобовые - Leguminosae (Fabaceae), Род Клевер - Trifolium L.

Клевер луговой — Trifolium pratense L.

Двулетнее или многолетнее растение высотой 15-55 см с разветвленным корневищем и ветвистыми побегами. Стебель прямостоячий или восходящий, опушенный прижатыми волосками. Листья тройчатые (1) с широкими прилистниками, суженными в ость, наполовину сросшимися с черешком (2), листочки эллиптические, почти цельнокрайние, обычно с белым рисунком в виде треугольника (3). Цветки собраны в шаровидные головки (4). Венчик мотыльковый, лилово-красный (реже бледно-лиловый или белый), чашечка с 10 жилками, опушенная. Цветет с конца мая до осени. Плод — боб.

Растет на лугах, опушках, полянах. Тепло- и светолюбивое растение, нетребовательное к почвам.

Распространен в Европе в областях с умеренно влажным климатом.

В средней полосе обычны также два схожих вида — клевер средний (Trifolium medium L.), отличающийся голой чашечкой и более узкими листочками без белого рисунка, и клевер альпийский (Trifolium alpestre L.), у которого чашечка с 20 жилками, головки более яркие и листочки также более узкие без рисунка.

Род Тополь — Populus L.

Тополя — листопадные, ветроопыляемые деревья. Листья очередные. Почки с несколькими почечными чешуями, часто клейкие. Растения двудомные, очень редко однодомные. Соцветия — сережки, часто повислые. Цветут одновременно с распусканием листьев. Прицветные чешуйки пальчато-рассеченные. Цветоложе цветков имеет вид расширенного диска. Мужские цветки с несколькими (до 5) тычинками. Завязь с 2 рыльцами. Плод — коробочка со многими мелкими семенами, снабженными пучком тонких шелковистых волосков.

Виды тополей имеют ряд общих биологических особенностей. Плодоношение у них начинается в возрасте 10-12 лет. Цветение происходит в мае, семена созревают приблизительно через 40 дней. Свежие семена, опавшие на землю, начинают прорастать через несколько дней. Однако их жизнеспособность сохраняется недолго: через 3 месяца она составляет лишь 10-20%. Тополя растут очень быстро в первый период жизни (до 5 лет), а затем размеры годичных приростов снижаются. Они в среднем доживают до 80-90 лет, но в отдельных случаях до 120-140 лет. Древесина поражается грибами, и поэтому стволы легко ломаются при сильных порывах ветра. Большинство видов тополей характеризуются светолюбием.

Род содержит около 50 видов, из них 16 произрастает на территории России, и свыше 15 видов интродуцировано. В определитель включены наиболее распространенные в средней полосе виды: тополь дрожащий, или осина, тополь чёрный, или осокорь и тополь белый, или серебристый.

Тополя устойчивы к дыму и копоти, переносят перегрев стволов и, поэтому часто используются в озеленении промышленных городов. Последняя особенность тополей и отражена, вероятно, в латинском названии вида. Оно происходит от латинского слова "populus" (народ) и означает дерево, разводимое вокруг площадей и других многолюдных мест. После вырубки у тополей образуется обильная пневая поросль, которая хорошо переносит декоративную стрижку. У тополей образуются корневые отпрыски. Для озеленения населенных пунктов высаживают мужские экземпляры, которые не образуют "пух" из многочисленных опавших семян. Древесина у тополей лёгкая, белая, мягкая, хорошо обрабатывается и используется очень широко в технических целях: как сырье для бумажной промышленности, для получения искусственного шелка, изготовления спичечной соломки, фанеры, простой мебели, пиломатериалов, тары, долбленых лодок и многого другого. Древесина также идет на дрова и древесный уголь низкого качества, т.к. теплотворность дров тополя в 1,5 раза меньше теплотворности, например, березовых дров.В южных, малолесных районах древесина идет на строительство зданий. Из почек получают фиолетовую краску, из листьев — желтую. Побеги с листьями служат веточным кормом для скота. http://www.ecosystema.ru/08nature/trees/68p.htm

Первоисточник <noindex> ссылка</noindex>

2oa.ru

Описание Особей Вида По Морфологическому Критерию Растения

Описание особей вида по морфологическому критерию". Класс Двудольные - Dycotyledoneae, Семейство Бобовые - Leguminosae (Fabaceae), Род Клевер - Trifolium L. Клевер луговой — Trifolium pratense L.

Двулетнее или многолетнее растение высотой 1. Стебель прямостоячий или восходящий, опушенный прижатыми волосками. Листья тройчатые (1) с широкими прилистниками, суженными в ость, наполовину сросшимися с черешком (2), листочки эллиптические, почти цельнокрайние, обычно с белым рисунком в виде треугольника (3). Цветки собраны в шаровидные головки (4). Венчик мотыльковый, лилово- красный (реже бледно- лиловый или белый) , чашечка с 1.

Проведение биологических исследований: наблюдение клеток растений и готовых микропрепаратах и их описание; сравнение строения клеток растений и животных; описывать особей видов по морфологическому критерию. Существуют виды, хорошо различимые по морфологическому критерию, но дающие при скрещивании плодовитое потомство. Из птиц это некоторые виды канареек, зябликов, из растений — разновидности ив и тополей. Цель: обеспечить усвоение учащимися понятия морфологического критерия вида, закрепить умение составлять описательную характеристику растений. Объясните причины сходства особей одного вида. 2. Выявите у исследуемых растений признаки различия.. Наблюдение и описание особей вида по морфологическому критерию (гербарии. Приспособление животных и растений к влиянию различных&nbsp.

Лабораторная работа № 1 «Описание особей вида по морфологическому критерию». Ход работы 1. Сравните 2—3 растения одного вида (или их отдельные органы: листья, семена, плоды и др.), найдите признаки сходства в их строении.. Вид (лат. species) — основная структурная единица биологическойсистематики живых. Накопление числа описанных видов и подвидовживотных, растений и. Морфологический критерий позволяет различатьразные виды по. между особями являются сетчатыми (токогенетическими),и описание&nbsp. Морфологический критерий предполагает описание внешних.недостаточен для различения видов, которые имеют значительноеморфологическое сходство. Например, у многих видов дрозофилы спермаособей чужого вида. и мусорных растений, синантропных животных (виды,обитающие рядом с&nbsp. Задание 1. Рассмотреть растения двух видов, записать их названия. Задание 2. Составить морфологическую характеристику каждого вида по плану На описании какого критерия можно сделать вывод, что особи этих видов не могут скрещиваться?

Цветет с конца мая до осени. Плод — боб. Растет на лугах, опушках, полянах. Тепло- и светолюбивое растение, нетребовательное к почвам. Распространен в Европе в областях с умеренно влажным климатом.

В средней полосе обычны также два схожих вида — клевер средний (Trifolium medium L.), отличающийся голой чашечкой и более узкими листочками без белого рисунка, и клевер альпийский (Trifolium alpestre L.), у которого чашечка с 2. Род Тополь — Populus L. Тополя — листопадные, ветроопыляемые деревья. Листья очередные. Почки с несколькими почечными чешуями, часто клейкие. Растения двудомные, очень редко однодомные.

Соцветия — сережки, часто повислые. Цветут одновременно с распусканием листьев. Прицветные чешуйки пальчато- рассеченные. Цветоложе цветков имеет вид расширенного диска. Мужские цветки с несколькими (до 5) тычинками. Завязь с 2 рыльцами. Плод — коробочка со многими мелкими семенами, снабженными пучком тонких шелковистых волосков.

Виды тополей имеют ряд общих биологических особенностей. Плодоношение у них начинается в возрасте 1. Цветение происходит в мае, семена созревают приблизительно через 4.

Описание Особей Вида По Морфологическому Критерию Растения Пример

Свежие семена, опавшие на землю, начинают прорастать через несколько дней. Однако их жизнеспособность сохраняется недолго: через 3 месяца она составляет лишь 1. Тополя растут очень быстро в первый период жизни (до 5 лет) , а затем размеры годичных приростов снижаются.

Они в среднем доживают до 8. Древесина поражается грибами, и поэтому стволы легко ломаются при сильных порывах ветра. Большинство видов тополей характеризуются светолюбием. Род содержит около 5. России, и свыше 1. В определитель включены наиболее распространенные в средней полосе виды: тополь дрожащий, или осина, тополь чёрный, или осокорь и тополь белый, или серебристый.

Тополя устойчивы к дыму и копоти, переносят перегрев стволов и, поэтому часто используются в озеленении промышленных городов. Последняя особенность тополей и отражена, вероятно, в латинском названии вида.

Оно происходит от латинского слова "populus" (народ) и означает дерево, разводимое вокруг площадей и других многолюдных мест. После вырубки у тополей образуется обильная пневая поросль, которая хорошо переносит декоративную стрижку. У тополей образуются корневые отпрыски. Для озеленения населенных пунктов высаживают мужские экземпляры, которые не образуют "пух" из многочисленных опавших семян.

Древесина у тополей лёгкая, белая, мягкая, хорошо обрабатывается и используется очень широко в технических целях: как сырье для бумажной промышленности, для получения искусственного шелка, изготовления спичечной соломки, фанеры, простой мебели, пиломатериалов, тары, долбленых лодок и многого другого. Древесина также идет на дрова и древесный уголь низкого качества, т. В южных, малолесных районах древесина идет на строительство зданий. Из почек получают фиолетовую краску, из листьев — желтую. Побеги с листьями служат веточным кормом для скота.

Класс Двудольные - Dycotyledoneae, Семейство Бобовые - Leguminosae (Fabaceae), Род Клевер - Trifolium L. Клевер луговой — Trifolium pratense L.

Двулетнее или многолетнее растение высотой 1. Стебель прямостоячий или восходящий, опушенный прижатыми волосками. Листья тройчатые (1) с широкими прилистниками, суженными в ость, наполовину сросшимися с черешком (2), листочки эллиптические, почти цельнокрайние, обычно с белым рисунком в виде треугольника (3). Цветки собраны в шаровидные головки (4).

Венчик мотыльковый, лилово- красный (реже бледно- лиловый или белый), чашечка с 1. Цветет с конца мая до осени. Плод — боб. Растет на лугах, опушках, полянах. Тепло- и светолюбивое растение, нетребовательное к почвам. Распространен в Европе в областях с умеренно влажным климатом. В средней полосе обычны также два схожих вида — клевер средний (Trifolium medium L.), отличающийся голой чашечкой и более узкими листочками без белого рисунка, и клевер альпийский (Trifolium alpestre L.), у которого чашечка с 2.

Род Тополь — Populus L. Тополя — листопадные, ветроопыляемые деревья. Листья очередные. Почки с несколькими почечными чешуями, часто клейкие.

Растения двудомные, очень редко однодомные. Соцветия — сережки, часто повислые.

Цветут одновременно с распусканием листьев. Прицветные чешуйки пальчато- рассеченные. Цветоложе цветков имеет вид расширенного диска. Мужские цветки с несколькими (до 5) тычинками. Завязь с 2 рыльцами.

Плод — коробочка со многими мелкими семенами, снабженными пучком тонких шелковистых волосков. Виды тополей имеют ряд общих биологических особенностей.

Плодоношение у них начинается в возрасте 1. Цветение происходит в мае, семена созревают приблизительно через 4. Свежие семена, опавшие на землю, начинают прорастать через несколько дней. Однако их жизнеспособность сохраняется недолго: через 3 месяца она составляет лишь 1. Тополя растут очень быстро в первый период жизни (до 5 лет), а затем размеры годичных приростов снижаются. Они в среднем доживают до 8. Древесина поражается грибами, и поэтому стволы легко ломаются при сильных порывах ветра.

Большинство видов тополей характеризуются светолюбием. Род содержит около 5. России, и свыше 1. В определитель включены наиболее распространенные в средней полосе виды: тополь дрожащий, или осина, тополь чёрный, или осокорь и тополь белый, или серебристый. Тополя устойчивы к дыму и копоти, переносят перегрев стволов и, поэтому часто используются в озеленении промышленных городов. Последняя особенность тополей и отражена, вероятно, в латинском названии вида.

Оно происходит от латинского слова "populus" (народ) и означает дерево, разводимое вокруг площадей и других многолюдных мест. После вырубки у тополей образуется обильная пневая поросль, которая хорошо переносит декоративную стрижку. У тополей образуются корневые отпрыски.

Для озеленения населенных пунктов высаживают мужские экземпляры, которые не образуют "пух" из многочисленных опавших семян. Древесина у тополей лёгкая, белая, мягкая, хорошо обрабатывается и используется очень широко в технических целях: как сырье для бумажной промышленности, для получения искусственного шелка, изготовления спичечной соломки, фанеры, простой мебели, пиломатериалов, тары, долбленых лодок и многого другого. Древесина также идет на дрова и древесный уголь низкого качества, т. В южных, малолесных районах древесина идет на строительство зданий. Из почек получают фиолетовую краску, из листьев — желтую. Побеги с листьями служат веточным кормом для скота.

parkshin14.weebly.com

"Вид, его критерии". 11-й класс

Разделы: Биология

Цель урока: сформировать представление о виде и его критериях.

Основные формы работы – групповая, индивидуальная.

Оборудование: Лабораторное: гербарий цветковых растений, карточки с планом морфологического описания растения (для каждой группы).

Учебно-методическая литература: учебник “Общая биология, 10-11 классы. А.А. Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник. – М.: Дрофа, 2010”; учебники по ботанике (для каждой группы), учебно-методическое пособие “Биологические экскурсии”, Травникова В.В.– СПб: Паритет , 2002.

Планируемые результаты:

Предметные:

– знать определение вида, критерии вида, – овладеть методом описания растений по морфологическому критерию.

Метапредметные. Регулятивные: – самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы; – проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Познавательные: – извлекать необходимую информацию из разных источников, анализировать полученные сведения; – преобразовывать информацию из одной формы в другую; – давать определение понятиям, делать выводы.

Коммуникативные: – аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; – задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; – осуществлять взаимоконтроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.

Личностные:

– формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; – развития внимания, наблюдательности, логического мышления.

Основные этапы урока:

1. Вводный. Интеллектуальная разминка

Самостоятельная работа учащихся по заданию:

– Выпишите из предложенного списка названия видов:

  • медведь
  • медведь бурый
  • млекопитающие
  • медведь белый
  • хищные

– Как вы определили?

– Кто из ученых ввел бинарную номенклатуру?

2. Целеполагание.

3. Изучение нового материала.

Введение понятия “вид”.

Самостоятельная работа учащихся с термином:

– Сформулируйте определение “Вид”, продолжив фразу: “Вид – это совокупность особей…”

Обсуждение результатов.

Самостоятельная проверка по учебнику (стр. 195), внесение дополнений.

Критерии вида.

Самостоятельная работа с текстом учебника (стр.196-197):

– Выписать критерии вида, дать их краткую характеристику.

Обсуждение результатов, устные ответы учащихся.

Устное задание на понимание материала.

– Прослушать текст и определить, какой критерий вида охарактеризован в тексте.

– Попробовать установить видовое название растения по данной характеристике.

Текст (зачитывает учитель):

“Растение 15-30 см в высоту, с прямостоячим безлистным цветоносным стеблем и розеткой широкояйцевидных, обычно голых черешковых листьев. Листья собраны в густую розетку, имеют дуговое жилкование. Цветки мелкие, невзрачные, с беловатыми тычинками, без запаха. Соцветие – длинный, линейный цилиндрический колос. Плод – коробочка, в котором обычно развивается до 15 семян”. (Травникова В.В., “Биологические экскурсии”)

Обсуждение ответов учащихся.

Демонстрация фотографии подорожника большого, или обыкновенного.

Вопрос классу: Какие научные методы можно использовать для изучения морфологического критерия?

Лабораторная работа “Описание особей вида по морфологическому критерию”.

Цель работы. (Учащиеся формулируют самостоятельно).

Оборудование: гербарий цветковых растений, учебники по ботанике.

Ход работы (работа в группах, заполнение таблицы по плану морфологического описания растения):

морфологические признаки

Объект №1

(видовое название растения)

Объект №2

(видовое название растения)

     

План морфологического описания растения

(выдается на карточках для каждой группы).

Жизненная форма: дерево, кустарник, травянистое растение.

Тип корневой системы: мочковатый, стержневой.

Побег: прямостоячий, цепляющийся, ползучий, вьющийся.

Листорасположение: очередное, супротивное, мутовчатое.

Листья: а) черешковые или сидячие; в) простые или сложные.

Жилкование: сетчатое, дуговое, параллельное.

Соцветие: простой колос, зонтик, кисть, головка, корзинка, метелка, сложный колос, сложный зонтик.

Вывод: роль морфологического критерия для определения вида.

4. Домашнее задание.

Параграф 53, вопросы.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Общие - Описание Особей Вида По Морфологическому Критерию Растения

  1. Животных; приготовление и описание микропрепаратов клеток растений. Проведение биологических исследований: описание особей вида по морфологическому.
  2. Данные о биомассе и численности особей представителей различных. Длина хвойных игл, окраска и описание поперечного среза хвоинки, С.обыкновенная.
  3. Вывод на тему описание особей вида по морфологическому критерию или многолетнее растение высотой 15-55 см с разветвленным корневищем и.
  4. 1 « Описание особей вида по морфологическому критерию » растения, которые вам выдали по морфологическому критерию .
  5. Все особи вида, по мнению ученого, имеют типичный морфологический облик, а. Это был первый и долгое время единственный критерий, используемый для описания видов. Физиологический критерий. Физиологические особенности различных видов растений и.
  6. Работая в группах, применим один из критериев, морфологический, для определения принадлежности растения к тому или другому виду и сделаем. Морфологический критерий предполагает описание внешних признаков особей, входящих в состав определенного вида.
  7. Наблюдение и описание особей вида по морфологическому критерию (ПП) Сравнение процессов развития половых клеток у растений и животных.
  8. Морфологический критерий предполагает описание внешних (морфологических) признаков особей, входящих в состав определенного вида.

Уроки биологии. Уроки биологии. Вид. Критерии вида.

Различить надвидовые таксоны, как правило, довольно легко, но четкое разграничение самих видов встречает определенные трудности. Часть видов занимает географически разделенные области обитания (ареалы) и потому не скрещивается, а в искусственных условиях дает плодовитое потомство. Линнеевское краткое определение вида как группы особей, свободно скрещивающихся между собой и дающих плодовитое потомство, неприменимо к организмам, размножающимся партеногенетически или бесполым путем (бактерии и одноклеточные животные, многие высшие растения), а также к вымершим формам. Совокупность отличительных признаков вида называют его критерием. Морфологический критерий основан на сходстве особей одного вида по комплексу признаков внешнего и внутреннего строения.

Морфологический критерий — один из основных, но в ряде случаев морфологического сходства оказывается недостаточно. Малярийным комаром ранее называли шесть не скрещивающихся похожих видов, из которых только один разносит малярию. Существуют так называемые виды- двойники. Два вида черных крыс, внешне практически неразличимых, живут раздельно и не скрещиваются. Самцы многих существ, например птиц (снегирей, фазанов), внешне мало похожи на самок.

Взрослые самец и самка нитехвостого угря так непохожи, что ученые полвека помещали их в разные роды, а иногда даже в разные семейства и подпорядки. Физиолого- биохимический критерий. В его основе лежит сходство процессов жизнедеятельности особей одного вида. Часть видов грызунов обладает способностью впадать в спячку, у других она отсутствует. Многие близкие виды растений различаются по способности синтезировать и накапливать определенные вещества.

Накопление числа описанных видов и подвидов животных, растений и. Морфологический критерий позволяет различать разные виды по.

Дайте морфологическую характеристику изучаемых видов.

Биохимический анализ позволяет различить виды одноклеточных организмов, не размножающихся половым путем. Бациллы сибирской язвы, например, вырабатывают белки, которые не встречаются у других видов бактерий. Возможности физиолого- биохимического критерия имеют ограничения. Часть белков обладает не только видовой, но и индивидуальной специфичностью. Существуют биохимические признаки, одинаковые у представителей не только разных видов, но даже отрядов и типов. Сходным образом могут протекать у разных видов и физиологические процессы. Так, интенсивность обмена веществ у некоторых арктических рыб такая же, как у других видов рыб южных морей.

Генетический критерий. Все особи одного вида обладают сходным кариотипом. Особи разных видов имеют разные хромосомные наборы, не могут скрещиваться и живут в естественных условиях отдельно друг от друга. У двух видов- двойников черных крыс разное количество хромосом — 3. Кариотипы шимпанзе, горилл и орангутанов различаются расположением генов в гомологичных хромосомах.

Аналогичны отличия кариотипов зубра и бизона, имеющих в диплоидном наборе по 6. Различия в генетическом аппарате некоторых видов могут быть еще более тонкими и состоять, например, в разном характере включения и выключения отдельных генов. Применение только генетического критерия иногда оказывается недостаточным. Один вид долгоносика объединяет диплоидные, триплоидные и тетраплоидные формы, домовая мышь также имеет различные наборы хромосом, а ген ядерного белка- гистона Н1 человека отличается от гомологичного ему гена гороха всего одним нуклеотидом. В геноме растений, животных и человека обнаружены такие изменчивые последовательности ДНК, что по ним у людей можно различать братьев и сестер. Репродуктивный критерий(Лат. Важную роль при скрещивании играет поведение особей — брачный ритуал, видоспецифические звуки (пение птиц, стрекотание кузнечиков).

По характеру поведения особи узнают брачного партнера своего вида. Особи сходных видов могут не скрещиваться по причине несоответствия поведения при спаривании или несовпадения мест размножения. Так, самки одного вида лягушек мечут икру по берегам рек и озер, а другого — в лужах. Похожие виды могут не скрещиваться из- за различия брачных периодов или сроков спаривания при обитании в разных климатических условиях. Разные сроки цветения у растений препятствуют перекрестному опылению и служат критерием принадлежности к разным видам. Репродуктивный критерий тесно связан с генетическим и физиологическим критериями. Жизнеспособность гамет зависит от осуществимости конъюгации хромосом в мейозе, а значит, от сходства или различия кариотипов скрещивающихся особей.

Резко понижает возможность скрещивания различие в суточной физиологической активности (дневной или ночной образ жизни). Применение только репродуктивного критерия не всегда позволяет четко разграничить виды. Существуют виды, хорошо различимые по морфологическому критерию, но дающие при скрещивании плодовитое потомство. Из птиц это некоторые виды канареек, зябликов, из растений — разновидности ив и тополей.

Представитель отряда парнокопытных бизон обитает в степях и лесостепях Северной Америки и никогда в естественных условиях не встречается с зубром, обитающим в лесах Европы. В условиях зоопарка эти виды дают плодовитое потомство.

loadzoneboxgvtj.fo.ru

Общие - Описание Особей Вида По Морфологическому Критерию Растения

Критерии вида по предмету биология за 1. Чтобы рассматривать дальше эволюционную теорию, мы должны вспомнить такое важное понятие как биологический вид. Вид – это основная единица биологической систематики. Еще Аристотель понимал под видом совокупность схожих между собой особей.

Вид – это совокупность особей, сходных по биохимическим, морфофизиологическим признакам (то есть по внешнему виду и внутреннему строению), способных скрещиваться между собой, давать плодовитое потомство, формирующих систему популяций, образующих общий ареал. А сам термин «вид» был введен в биологию в 1. Дж. Рей отмечал, что особи разных видов отличаются друг от друга по внешним признакам и не скрещиваются между собой. Дальнейшее развитие понятия «вид» связано с работами Карла Линнея (см. Ученые, изучавшие понятие вида. Линней считал, что виды – это объективно существующие в природе образования, сильно отличающиеся друг от друга.

При этом он считал, что признаки внутри одного вида изменяются постепенно, а между разными видами существует разрыв непрерывности. Например, у одного вида ноготков количество зубчиков колеблется от 2 до 7, а у другого – уже от 1. К. Линней разделял виды по формальным легко различимым критериям, не учитывая родства между видами.

Через 1. 00 лет после Линнея Ж- Б. Ламарк как эволюционист пришел к неверному представлению об искусственности видов. То есть, он считал, что все виды так или иначе связаны переходными формами. С этой же проблемой столкнулся и Ч. Он писал: «термин «вид» я считаю совершенно произвольным, придуманным ради удобства для обозначения группы особей, близко между собой схожих». Однако, Дарвин хорошо понимал реальность, а не искусственность видов. Современное представление о понятии «вид» сложилось уже в середине XX века в рамках синтетической теории эволюции.

Сущность современной концепции «вида» заключается в том, что все виды реальны, состоят из популяций, и у любого вида существует общая генетическая программа, выработанная в ходе эволюции. Виды разделяются не столько различиями, сколько обособленностью. Исходя из современной концепции вида, вытекают критерии, т. Критерии вида. В основе морфологического критерия лежит сходство внешнего и внутреннего строения между особями одного вида. Так, например, явно различаются между собой по внешним признакам медведь и волк. В то время как волк, шакал, гиена, лисица внешне более сходны, так как принадлежат к одному семейству Волчьих.

Рассмотрите предложенные образцы растений. Данные по морфологическому строению растений запишите в таблицу, составьте.

Еще в большей степени сходна внешность видов внутри одного рода. Внутри одного вида отличия вообще малозначимы. Этот критерий самый удобный, и поэтому широко используется в систематике.

Однако особи в пределах вида иногда так сильно отличаются, что только по морфологическому критерию не всегда удается определить, к какому виду они относятся. Вместе с тем существуют виды морфологически сходные, но особи этих видов не скрещиваются между собой.

Данные о биомассе и численности особей представителей различных « Изучение морфологического критерия вида на гербарных материалах по морфологическим признакам определенных видов растений Длина хвойных игл, окраска и описание поперечного среза хвоинки, С.

Это виды- двойники, которые исследователи открывают во многих систематических группах (см. Виды- двойники у насекомых. Так, под названием Крыса чёрная различают два вида- двойника, имеющих в кариотипах по 3. Генетический критерий основан на различии видов в их генотипах.

Виды могут отличаться по числу и форме хромосом. Но и при равенстве хромосом нуклеотидная последовательность вида остается в значительной степени уникальной. Около 5% всех видов насекомых, птиц, рыб, земноводных, червей составляют виды- двойники. В основу физиологического критерия положено сходство всех процессов жизнедеятельности особи одного вида. Прежде всего, это сходство размножения.

Подробно рассмотрен морфологический критерий для описания особей вида, его практическое значение. Разработка может быть использована преподавателями на занятиях биологии по теме «Описание особей вида по морфологическому критерию». Морфологический критерий предполагает описание внешних ( морфологических) признаков особей, входящих в состав определенного вида. Рассмотрите растения двух видов.

Особи разных видов, как правило, не скрещиваются, или потомство их бесплодно. Например, у многих видов мухи дрозофилы, сперма особи чужого вида вызывает иммунную реакцию, что приводит к гибели сперматозоидов в половых путях самки. Надо иметь в виду, что есть и исключения. Существуют виды, особи которых скрещиваются и дают плодовитое потомство.

Например, виды канареек, зябликов, тополей, ив. Следующий критерий – биохимический. Он позволяет, когда это возможно, различать виды по составу и структуре характерных органических полимеров.

Географический критерий основан на том, что каждый вид занимает определённую территорию или акваторию, называемую ареалом. Он может быть большим или меньшим, прерывистым или сплошным. Однако многие виды имеют накладывающийся друг на друга или перекрывающийся с другим ареал.

Кроме того, существуют виды, вообще не имеющие четких границ распространения, а также виды- космополиты, обитающие на огромных пространственных сушах всех континентов или океана. Например, среди растений это пастушья сумка, одуванчик лекарственный, некоторые виды ряски, тростника (см. Виды растений- космополитов. Вверху слева пастушья сумка, вверху справа – одуванчик лекарственный, внизу слева – ряска малая, внизу справа – тростник южный. Также среди животных это постельный клоп, рыжий таракан, комнатная муха (см.

Животные- космотполиты: слева направо - клоп постельный, таракан рыжий, муха домашняя. Поэтому географический критерий, как и другие, не является абсолютным.

Вили (Wiley) Рё Р . Endangered species, EN) в.

mnogosoftamatch.fo.ru

Лабораторная работа №1 «Описание особей вида по морфологическому критерию»

Лабораторная работа № 1

«Описание особей вида по морфологическому критерию».

Цель: обеспечить усвоение учащимися понятия морфологичес­кого критерия вида, закрепить умение составлять описательную характеристику растений.

Оборудование: живые растения или гербарные мате­риалы растений разных видов.

Ход работы

1. Рассмотрите растения двух видов, запишите их названия, составьте морфологическую характеристику растений каждого вида, т. е. опишите особенности их внешнего строения (особенности листьев, стеблей, корней, цветков, плодов).

2. Сравните растения двух видов, выявите черты сходства и раз­личия. Чем объясняются сходства (различия) растений?

^

«Выявление изменчивости у особей одного вида»

Цель: сформировать понятие изменчивости организмов, продол­жить выработку умений наблюдать натуральные объекты, находить признаки изменчивости.

Оборудование: раздаточный материал, иллюстриру­ющий изменчивость организмов (растения 5—6 видов по 2—3 экзем­пляра каждого вида, наборы семян, плодов, листьев и др.).

^

1. Сравните 2—3 растения одного вида (или их отдельные орга­ны: листья, семена, плоды и др.), найдите признаки сходства в их строении. Объясните причины сходства особей одного вида.

2. Выявите у исследуемых растений признаки различия. Ответьте на вопрос: какие свойства организмов обусловливают раз­личия между особями одного и того же вида?

3. Раскройте значение этих свойств организмов для эволюции. Какие, на ваш взгляд, различия обусловлены наследственной измен­чивостью, какие — ненаследственной изменчивостью? Объясните, как могли возникнуть различия между особями одного вида.

^

«Выявление приспособлений у организмов к среде обитания»

Цель: научиться выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания и устанавливать ее относительный характер.

Оборудование: гербарные образцы растений, комнатные растения, чучела или рисунки животных различных мест обитания.

Ход работы

1. Определите среду обитания растения или животного, предложенного вам для исследования. Выявите черты его приспособленности к среде оби­тания. Выявите относительный характер приспособленности. Полученные данные занесите в таблицу «Приспособленность организмов и её относи­тельность».

^

Таблица 1 *

Название

вида

Среда обитания Черты приспособленности к среде обитания В чём выражается относительность

приспособленности

2. Изучив все предложенные организмы и заполнив таблицу, на осно­вании знаний о движущих силах эволюции объясните механизм возникно­вения приспособлений и запишите общий вывод.

^

«Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательства их родства».

Цель: познакомить с эмбриональными доказательствами эволюции органического мира.

Ход работы.

  1. Прочитать текст «Эмбриология» на стр.258-261, рассмотреть рис. 133 на стр.260.
  2. Выявить черты сходства зародышей человека и других позвоночных.
  3. Ответить на вопрос: о чем свидетельствуют сходства зародышей?

Лабораторная работа № 5

«Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни»

Цель: знакомство с различными гипотезами происхождения жизни на Земле.

Ход работы.

  1. Прочитать текст «Многообразие теорий возникновения жизни на Земле».
  2. Заполнить таблицу:
Теории и гипотезы Сущность теории или гипотезы Доказательства
3. Ответить на вопрос: Какой теории придерживаетесь вы лично? Почему?

«Многообразие теорий возникновения жизни на Земле».

1. Креационизм.

Согласно этой теории жизнь возникла в результате какого-то сверхъестественного события в прошлом. Ее при­держиваются последователи почти всех наиболее распро­страненных религиозных учений.

Традиционное иудейско-христианское представление о сотворении мира, изложенное в Книге Бытия, вызывало и продолжает вызывать споры. Хотя все христиане призна­ют, что Библия — это завет Господа людям, по вопросу о длине «дня», упоминавшегося в Книге Бытия, суще­ствуют разногласия.

Некоторые считают, что мир и все населяющие его организмы были созданы за 6 дней по 24 часа. Другие христиане не относятся к Библии как к научной книге и считают, что в Книге Бытия изложено в понятной для людей форме теологическое откровение о сотворении всех живых существ всемогущим Творцом.

Процесс божественного сотворения мира мыслится как имевший место лишь однажды и потому недоступный для наблюдения. Этого достаточно, чтобы вынести всю концеп­цию божественного сотворения за рамки научного иссле­дования. Наука занимается только теми явлениями, кото­рые поддаются наблюдению, а потому она никогда не будет в состоянии ни доказать, ни опровергнуть эту концепцию.

^

Согласно этой теории, Земля никогда не возникала, а существовала вечно; она всегда способна поддерживать жизнь, а если и изменялась, то очень мало; виды тоже существовали всегда.

Современные методы датирования дают все более вы­сокие оценки возраста Земли, что позволяет сторонни­кам теории стационарного состояния полагать, что Земля и виды существовали всегда. У каждого вида есть две возможности — либо изменение численности, либо вы­мирание.

Сторонники этой теории не признают, что наличие или отсутствие определенных ископаемых остатков может указывать на время появления или вымирания того или иного вида, и приводят в качестве примера представителя кистеперых рыб — латимерию. По палеонтологическим данным, кистеперые вымерли около 70 млн. лет назад. Однако это заключение пришлось пересмотреть, когда в районе Мадагаскара были найдены живые представители кистеперых. Сторонники теории стационарного состояния утверждают, что, только изучая ныне живущие виды и сравнивая их с ископаемыми остатками, можно делать вывод о вымирании, да и то он может оказаться невер­ным. Внезапное появление какого-либо ископаемого вида в определенном пласте объясняется увеличением числен­ности его популяции или перемещением в места, благо­приятные для сохранения остатков.

^

Эта теория не предлагает никакого механизма для объяснения первичного возникновения жизни, а выдвига­ет идею о ее внеземном происхождении. Поэтому ее нельзя считать теорией возникновения жизни как таковой; она просто переносит проблему в какое-то другое место во Вселенной. Гипотеза была выдвинута Ю. Либихом и Г. Рихтером в середине XIX века.

Согласно гипотезе панспермии жизнь существует веч­но и переносится с планеты на планету метеоритами. Простейшие организмы или их споры («семена жизни»), попадая на новую планету и найдя здесь благоприятные условия, размножаются, давая начало эволюции от про­стейших форм к сложным. Возможно, что жизнь на Земле возникла из одной-едидственной колонии микроорганиз­мов, заброшенных из космоса.

Для обоснования этой теории используются многократ­ные появления НЛО, наскальные изображения предме­тов, похожих на ракеты и «космонавтов», а также сооб­щения якобы о встречах с инопланетянами. При изучении материалов метеоритов и комет в них были обнаружены многие «предшественники живого» — такие вещества, как цианогены, синильная кислота и органические соедине­ния, которые, возможно, сыграли роль «семян», падав­ших на голую Землю.

Сторонниками этой гипотезы были лауреаты Нобелев­ской премии Ф. Крик, Л. Оргел. Ф. Крик основывался на двух косвенных доказательствах:

• универсальности генетического кода;

• необходимости для нормального метаболизма всех живых существ молибдена, который встречается сей­час на планете крайне редко.

Но если жизнь возникла не на Земле, то как она воз­никла вне ее?

^

В основе физических гипотез лежит признание корен­ных отличий живого вещества от неживого. Рассмотрим гипотезу происхождения жизни, выдвинутую в 30-е годы XX века В. И. Вернадским.

Взгляды на сущность жизни привели Вернадского к выводу, что она появилась на Земле в форме биосферы. Коренные, фундаментальные особенности живого веще­ства требуют для его возникновения не химических, а физических процессов. Это должна быть своеобразная катастрофа, потрясение самих основ мироздания.

В соответствии с распространенными в 30-х годах XX века гипотезами образования Луны в результате отрыва от Земли вещества, заполнявшего ранее Тихоокеанскую впадину, Вернадский предположил, что этот процесс мог вызвать то спиральное, вихревое движение земного веще­ства, которое больше не повторилось.

Вернадский происхождение жизни осмысливал в тех же масштабах и интервалах времени, что и возникнове­ние самой Вселенной. При катастрофе условия внезапно меняются, и из протоматерии возникают живая и неживая материя.

^

Эта группа гипотез основывается на химической спе-дифике жизни и связывает ее происхождение с историей Земли. Рассмотрим некоторые гипотезы этой группы.

• У истоков истории химических гипотез стояли воззре­ния Э. Геккеля. Геккель считал, что сначала под дей­ствием химических и физических причин появились со­единения углерода. Эти вещества представляли собой не растворы, а взвеси маленьких комочков. Первичные комочки были способны к накоплению разных веществ и росту, за которым следовало деление. Затем появи­лась безъядерная клетка — исходная форма для всех живых существ на Земле.

• Определенным этапом в развитии химических гипотез абиогенеза стала концепция А. И. Опарина, выдвинутая им в 1922—1924 гг. XX века. Гипотеза Опарина пред­ставляет собой синтез дарвинизма с биохимией. По Опарину, наследственность стала следствием отбора. В гипотезе Опарина желаемое выдастся за действитель­ное. Сначала нее особенности жизни сводятся к обмену веществ, а затем его моделирование объявляется реше­нном загадки возникновения жизни.

• ^ предполагает, что абиогенно воз­никшие небольшие молекулы нуклеиновых кислот из нескольких нуклеотидов могли сразу же соединяться с теми аминокислотами, которые они кодируют. В этой гипотезе первичная живая система видится как биохи­мическая жизнь без организмов, осуществляющая са­мовоспроизведение и обмен веществ. Организмы же, по Дж. Берналу, появляются вторично, в ходе обособ­ления отдельных участков такой биохимической жизни с помощью мембран.

• В качестве последней химической гипотезы возникнове­ния жизни на нашей планете рассмотрим гипотезу Г. В. Войткевича, выдвинутую в 1988 году. Согласно этой гипотезе, возникновение органических веществ пе­реносится в космическое пространство. В специфичес­ких условиях космоса идет синтез органических веществ (многочисленные орпанические вещества найдены в ме­теоритах — углеводы, углеводороды, азотистые осно­вания, аминокислоты, жирные кислоты и др.). Не ис­ключено, что в космических просторах могли образо­ваться нуклеотиды и даже молекулы ДНК. Однако, по мнению Войткевича, химическая эволюция на большин­стве планет Солнечной системы оказалась замороженной и продолжилась лишь на Земле, найдя там подхо­дящие условия. При охлаждении и конденсации газовой туманности на первичной Земле оказался весь набор органических соединений. В этих условиях живое веще­ство появилось и конденсировалось вокруг возникших абиогенно молекул ДНК. Итак, по гипотезе Войткевича первоначально появилась жизнь биохимическая, а в ходе ее эволюции появились отдельные организмы.

^

«Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека»

Цель: познакомить с различными гипотезами происхождения человека.

Ход работы.

1. Прочитать текст «Гипотезы происхождения человека» на стр.282-284.

2.Заполнить таблицу:

Ф.И.О. ученого или философа Годы жизни Представления о происхождении человека
Анаксимандр
Аристотель
К.Линней
И.Кант
А.Н.Радищев
А.Каверзнев
Ж.Б.Робине
Ж.Б.Ламарк.
Ч.Дарвин.

3. Ответить на вопрос: Какие взгляды на происхождение человека вам ближе всего? Почему?

^

«Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)»

Цель:

Ход работы.

1.Назовите организмы, которые должны быть на пропущенном месте следующих пищевых цепей:

  1. Из предложенного списка живых организмов составить трофическую сеть: трава, ягодный кустарник, муха, синица, лягушка, уж, заяц, волк, бактерии гниения, комар, кузнечик. Укажите количество энергии, которое переходит с одного уровня на другой.
  1. Зная правило перехода энергии с одного трофического уровня на другой (около10%), постройте пирамиду биомассы третьей пищевой цепи (задание 1). Биомасса растений составляет 40 тонн.
  2. Вывод: что отражают правила экологических пирамид?

^

«Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум)»

Цель: на примере искусственной экосистемы проследить изменения, происходящие под воздействием условий окружающей среды.

Ход работы.

    1. Какие условия необходимо соблюдать при создании экосистемы аквариума.
    2. Опишите аквариум как экосистему, с указанием абиотических, биотических факторов среды, компонентов экосистемы (продуценты, консументы, редуценты).
    3. Составьте пищевые цепи в аквариуме.
    4. Какие изменения могут произойти в аквариуме, если:
  • падают прямые солнечные лучи;
  • в аквариуме обитает большое количество рыб.
5. Сделайте вывод о последствиях изменений в экосистемах.

Лабораторная работа № 9

«Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности»

Цель: выявит черты сходства и различия естественных и искусственных экосистем.

Ход работы.

1. Прочитать текст «Агроценозы» на стр. 334-335.

2. Заполнить таблицу «Сравнение природных и искусственных экосистем»

Признаки сравнения
Способы регуляции
Видовое разнообразие
Плотность видовых популяций
Источники энергии и их использование
Продуктивность
Круговорот веществ и энергии
Способность выдерживать изменения среды
3. Сделать вывод о мерах, необходимых для создания устойчивых искусственных экосистем.

^

«Решение экологических задач»

Цель: создать условия для формирования умений решать простейшие экологические задачи.

Ход работы.

    1. Решение задач.
Задача №1.

Зная правило десяти процентов, рассчитайте, сколько нужно травы, чтобы вырос один орел весом 5 кг (пищевая цепь: трава – заяц – орел). Условно принимайте, что на каждом трофическом уровне всегда поедаются только представители предыдущего уровня.

Задача №2.

На территории площадью 100 км2 ежегодно производили частичную рубку леса. На момент организации на этой территории заповедника было отмечено 50 лосей. Через 5 лет численность лосей увеличилась до 650 голов. Еще через 10 лет количество лосей уменьшилось до 90 голов и стабилизировалось в последующие годы на уровне 80-110 голов.

Определите численность и плотность поголовья лосей:

а) на момент создания заповедника;

б) через 5 лет после создания заповедника;

в) через 15 лет после создания заповедника.

Задача №3

Общее содержание углекислого газа в атмосфере Земли составляет 1100 млрд т. Установлено, что за один год растительность ассимилирует почти 1 млрд т углерода. Примерно столько же его выделяется в атмосферу. Определите, за сколько лет весь углерод атмосферы пройдет через организмы (атомный вес углерода –12, кислорода – 16).

Решение:

Подсчитаем, сколько тонн углерода содержится в атмосфере Земли. Составляем пропорцию: (молярная масса оксида углерода М(СО2) = 12 т + 16*2т = 44 т)

В 44 тоннах углекислого газа содержится 12 тонн углерода

В 1 100 000 000 000 тонн углекислого газа – Х тонн углерода.

44/1 100 000 000 000 = 12/Х;

Х = 1 100 000 000 000*12/44;

Х = 300 000 000 000 тонн

В современной атмосфере Земли находится 300 000 000 000 тонн углерода.

Теперь необходимо выяснить, за какое время количество углерода "пройдет" через живые растения. Для этого необходимо полученный результат разделить на годовое потребление углерода растениями Земли.

Х = 300 000 000 000 т/1 000 000 000т в год

Х = 300 лет.

Таким образом, весь углерод атмосферы за 300 лет будет полностью ассимилирован растениями, побывает их составной частью и вновь попадет в атмосферу Земли.

^

«Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности»

Цель: выявить антропогенные изменения в экосистемах местности и оценить их последствия.

Ход работы.

  1. Рассмотреть карты-схемы территории с.Великомихайловка в разные годы.
  2. Выявить антропогенные изменения в экосистемах местности.
  3. Оценить последствия хозяйственной деятельности человека.
Рис.1 Карта-схема территории рек Плотва и

Холок после 1977 года.

Рис.2 Карта-схема территории рек Плотва и

Холок до 1977 года.

^

«Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде,

глобальных экологических проблем и путей их решения»

Цель: познакомить учащихся с последствиями хозяйственной деятельности человека в окружающей среде.

Ход работы.

  1. Прочитать текст «Основные экологические проблемы современности» на стр.352-357.
  2. Заполнить таблицу:
Экологические проблемы Причины Пути решения экологических проблем
3. Ответить на вопрос: Какие экологические проблемы, по вашему мнению наиболее серьезные и требуют немедленного решения? Почему?

libdocs.ru


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта