Биология виды растений 6 класс. Тесты по биологии 6 класс "Общая характеристика растений" четыре варианта

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Биология (6 класс)/Общее знакомство с цветковыми растениями. Биология виды растений 6 класс


Тесты по биологии 6 класс "Общая характеристика растений" четыре варианта

infourok.ru

  1. Наука, изучающая живую природу

А) экология В) биология

Б) ботаника Г) зоология

  1. Жизненная форма брусники:

А) дерево В) кустарник

Б) кустарничек Г) трава

  1. Культурным растением является:

А) одуванчик В) земляника

Б) роза Г) пшеница

  1. Начало научного изучения растений заложил

А) Карл Линней В) Теофраст

Б) Чарльз Дарвин Г) В.И. Вернадский

  1. Вегетативный орган высших растений

А) корень В) цветок

Б) семя Г) плод

  1. К растительным тканям не относится ткань

А) покровная В) образовательная

Б) эпителиальная Г) проводящая.

  1. Верны ли следующие утверждения?

  1. Растения по типу питания относят к гетеротрофам.

  2. Отдел Моховидные принадлежит подцарству Споровые.

А) верно только I.

Б) верно только II.

В) оба утверждения верны.

Г) оба утверждения неверны.

  1. Наука, изучающая царство Растения

А) экология В) биология

Б) ботаника Г) зоология

  1. Жизненная форма липы:

А) дерево В) кустарник

Б) кустарничек Г) трава

  1. Декоративным растением является:

А) одуванчик В) земляника

Б) роза Г) пшеница

  1. Сегодня открыто и описано видов растений

А) 1 млн. В) 500 тыс.

Б) 3, 5 млн. Г) 300 тыс.

  1. Генеративный орган высших растений

А) корень В) цветок

Б) лист Г) стебель

  1. К цветковым растениям не относят

А) папоротник В) томат

Б) слива Г) фасоль

  1. Верны ли следующие утверждения?

  1. Растения – автотрофы, для них характерен процесс фотосинтеза.

  2. Лук – это цветковое растение.

А) верно только I.

Б) верно только II.

В) оба утверждения верны.

Г) оба утверждения неверны.

  1. Наименьшая единица в классификации живых организмах:

А) вид В) род

Б) царство Г) семейство

  1. Жизненная форма ромашки:

А) дерево В) кустарник

Б) кустарничек Г) трава

  1. Лекарственным растением является:

А) акация В) подорожник

Б) роза Г) пшеница

  1. Споровые растения относят

А) к низшим растениям В) к высшим растениям

Б) к водорослям Г) к грибам

  1. Вегетативный орган высших растений

А) лист В) цветок

Б) семя Г) плод

  1. К споровым растениям не относят

А) мох В) папоротник

Б) хвощ Г) мать и мачеха

  1. Верны ли следующие утверждения?

  1. Растительная клетка содержит пластиды с пигментом.

  2. Ель относится к цветковым растениям.

А) верно только I.

Б) верно только II.

В) оба утверждения верны.

Г) оба утверждения неверны.

  1. Наибольшая единица в классификации живых организмах:

А) вид В) род

Б) царство Г) семейство

  1. Жизненная форма шиповника:

А) дерево В) кустарник

Б) кустарничек Г) трава

  1. Дикорастущим растением является:

А) огурец В) одуванчик

Б) роза Г) пшеница

  1. Водоросли не бывают

А) бурыми В) красными

Б) желтыми Г) зелеными

  1. Генеративный орган высших растений

А) корень В) плод

Б) лист Г) стебель

  1. Не употребляют в пищу плоды

А) свеклы В) тыквы

Б) томата Г) сливы

  1. Верны ли следующие утверждения?

  1. Растительная клетка не имеет оболочки.

  2. Ель европейская относится к голосеменным растениям.

А) верно только I.

Б) верно только II.

В) оба утверждения верны.

Г) оба утверждения неверны.

Таблица "Систематика растений" (Биология, 6 класс)

infourok.ru

Класс. Семейство. Количество видов

Формула цветка

Тип соцветия

Тип плода

Листорасположение, жилкование листа

Тип корневой системы

Примеры растений:

Дикорастущих

Культурных

Класс Двудольные.

С: Крестоцветные (Капустные)

3200

*Ч4 Л4 Т2+4 П1

Кисть

Стручок, стручочек

Очередное;

Сетчатое

Стержневой

Пастушья сумка, свербига восточная, горчица белая, сурепка обыкновенная, дикая редька

Капуста, редька, редис, репа, хрен

С: Розоцветные

3000

* Ч5 Л5 Т∞П1

* Ч5 Л5 Т∞П ∞

Кисть, щиток

Яблоко, костянка, многокостянка

Очередное;

Сетчатое

Стержневой

Шиповник, гравилат речной, рябина, боярышник, земляника, лапчатка прямостоячая, черемуха,

Яблоня, груша, вишня, слива, абрикос, черешня, клубника, малина, ирга

С: Паслёновые

3000

* Ч (5) Л (5) Т (5) П1

Кисть

Ягода, коробочка

Очередное;

Сетчатое

Стержневой

Паслен черный, белена, дурман

Томат, картофель, баклажан, перец

С: Мотыльковые (Бобовые)

12000

↑ Ч (5) Л 1+2+(2)

Т (9)+1 П1

Головка, кисть

Боб

Очередное;

Сетчатое

Стержневой

Акация белая, акация желтая, донник лекарственный, донник белый, клевер.

Фасоль, горох, бобы, соя, арахис, люцерна. эспарцет

С:Сложноцветные (Астровые)

250000

↑Ч0 Л (5) Т5 П 1

Корзинка

Семянка

Очередное;

Сетчатое

Стержневой

Бодяк полевой, василек синий, осот, нивяник, ромашка, мать – и – мачеха, одуванчик

Астра садовая, подсолнечник,

Класс Однодольные

С: Лилейные

4000

* О 3+3 Т 3+3 П 1

Кисть

Ягода, коробочка

Очередное;

дуговое

Мочковатый

Черемша, рябчик желтый, ландыш

Лук, чеснок, лилия, тюльпан

С: Злаки (Мятликовые)

↑ О (2)+2 Т 3 П 1

Колос, сложный колос, метелка, початок

Зерновка

Очередное;

параллельное

Мочковатый

Овсюг, тимофеевка луговая, мятлик луговой, костер, тростник обыкновенный, пырей ползучий, ковыль

Пшеница, рожь, кукуруза, рис, овес, просо

Биология: 6 класс

Биология: 6 класс

 

Биология как наука возникла на основе большого объема накопленных человечеством знаний, которые были почерпнуты  в ходе повседневных занятия: охоты, земледелия, разведения домашних животных, путешествий  и первоначально не систематизированных наблюдений за  живой природой.  В качестве самостоятельной научной дисциплины, изучающей общие свойства живого, биология оформилась только в  XIX  веке в связи с разграничением понятий живого и неживого.

Клеточное строение организмов

Одной из основополагающих теорий биологии является теория клеточного строения организмов. Сегодня общепризнано единство принципа строения, функционирования и развития всех живых организмов, имеющих клеточное строение. В середине XIX века ботаник Маттиас Шлейден и зоолог Теодор Шванн почти одновременно пришли к выводу о клеточном строении организмов. Далее клеточная теория  дополнялась и расширялась по мере развития биологической науки и получения новых сведений о строении и жизнедеятельности живых организмов. Так, Рудольф Вирхов внес в клеточную теорию существенное дополнение о том, что всякая клетка происходит от клетки.

В настоящее время основные положения клеточной теории заключаются в следующем:

  • Клетка является элементарной единицей всего живого, вне клетки жизнь отсутствует. Хотя, конечно, существуют внеклеточные формы жизни – вирусы и риккетсии, но они являются внутриклеточными паразитами и осуществлять свою жизнедеятельность также могут только внутри живой клетки.
  • Клетка представляет собой единую систему, включающую множество взаимосвязанных структур – органоидов, обеспечивающих функционирование клетки, а следовательно и тканей, и органов, и систем органов, и всего  многоклеточного организма.
  • Клетки всех живых организмов подобны. Клетка происходит только от клетки путем удвоение ее генетического материала. Это основные моменты клеточной теории.

Бактерии и грибы

Одним из самых простейших клеточных организмов является бактерия. Принадлежат бактерии к надцарству Прокариот, то есть доядерных организмов. В их клетках нет оформленного ядра, и генетический материал находится в цитоплазме. Сегодня описано свыше 10 000 видов различных бактерий.  Все они имеют микроскопические размеры. Бактерии могут быть различной формы: вытянутой форы (палочки), круглые (кокки), в виде запятых (вибрионы), изогнутые в виде спирали (спириллы и спирохеты) и др. Среди бактерий есть полезные для человека и вредные, вызывающие порчу продуктов и других вещей, и самые опасные, которые вызывают заболевания, в том числе и очень тяжелые, которые могут привести к гибели организма. Полезные, например, молочнокислые бактерии, человек использует для изготовления различных продуктов питания. В пищеварительном тракте человека обитает огромное количество бактерий, нарушение баланса которых, скажем, в результате приема антибиотиков, может привести к дисбактериозу.

Грибы относятся к Эукариотам, то есть организмам, в клетках которых имеется оформленное ядро, в котором находится генетический материал. Грибы в современной классификации отделены от растений, поскольку обнаружено слишком много различий между ними. Грибы могут быть микроскопических размеров, но чаще всего мы их можем наблюдать в быту. То, что мы называем плесенью – это представители царства Грибов, например, мукор. Конечно, всем больше знакомы шляпочные грибы, плодовые тела которых человек использует в пищу. Среди шляпочных грибов встречаются и ядовитые, что представляет определенную опасность. Сам организм таких грибов представлен грибницей или мицелием – системой тонких нитевидных образований, которые развиваются в почве или в телах сгнивших или даже живых деревьев. Грибы могут паразитировать и на человеке, конечно, это не шляпочные грибы, а дрожжеподобные кандиды и им подобные, которые вызывают поражение слизистых, кожных покровов и их производных (например, ногтей).  Дрожжи человек использует в пищевой промышленности, для приготовления домашней выпечки, изготовления напитков. Существует мнение, что на Земле обитает не менее 250 000 видов грибов.

Разнообразие растений

Царство Растений отличается великим разнообразием. Оно включает микроскопические организмы и гигантские экземпляры. Причем и те и другие встречаются среди водорослей. Водоросли обитают в водной среде. Считается, что именно от них произошли наземные формы растений. Такие растения, как ряска или водокрас повторно приспособились к жизни в водной среде. Также флора Земли представлена мхами, папоротникообразными, голосеменными и покрытосеменными ли цветковыми растениями. Каждый вид растений занимает отведенную ему экологическую нишу и может обитать в соответствующем биотопе с определенными климатическими, почвенными и другими условиями. Все они обеспечивают огромное разнообразие современного растительного мира. В настоящее время насчитывается около 500 000 видов различных растений.

Строение покрытосеменных растений

Самой совершенной формой растений являются покрытосеменные или цветковые растения. В настоящее время их насчитывают почти 300 000 видов. Покрытосеменное растение состоит из корня (чаще всего подземного органа), стебля, который может одревесневать у многолетних деревьев и кустарников, листьев, в клетках которых содержатся хлоропласты с хлорофиллом, где на свету синтезируются органические вещества. Цветок – орган размножения покрытосеменных растений, в результате опыления и оплодотворения образуется плод, внутри которого находятся семена, поэтому они и называются покрытосеменными.

Жизнедеятельность растений

Растения, как и все другие живые организмы, дышат. Для дыхания им необходим кислород, как и большинству других организмов. Но зеленые растения являются практически единственной группой живых организмов, которые могут вырабатывать органические вещества в процессе фотосинтеза. «Побочным продуктом» этого процесса является кислород, таким образом, растения в процессе своей жизнедеятельности обеспечивают и себя и другие живые организмы кислородом.

Из почвы растения получают воду с растворенными в ней минеральными веществами. За счет восходящего и нисходящего потока веществ и происходит формирование новых клеток и тканей растений, осуществляется их рост и развитие. Размножаются растения, как половым способом, так и бесполым (вегетативным). Растения в большинстве своем не способны к активным передвижениям, а потому для своего распространения они используют различные приспособления, например, летучки у плодов покрытосеменных растений.

Экология растений

Растения в процессе эволюции приспособились к различным условиям обитания, где обитают другие живые организмы, с которыми они могут вступать в конкуренцию или взаимовыгодные отношения. Растения могу обитать во влажной среде – ксерофиты, мезофиты, гидрофиты. Также растения могут обитать в пустыне – суккуленты. Теневыносливым и светолюбивым растениям требуются свои условия для благополучного развития, роста и размножения. В каждой климатической зоне формируются свои биотопы (леса, луга, водоемы и др.), где произрастают определенные виды растений. Кактусы не растут на вечной мерзлоте, а, скажем, бурые водоросли на барханах. Каждому виду растений – свое.

Эволюция растений

Эволюция растений начинается от цианобактерий (сине-зеленых водорослей), зеленых и пурпурных водорослей. От них произошли современные водоросли и псилофиты – переходная форма между водными и наземными растениями. Псилофиты дали начало ныне существующим папоротникообразным: плаунам, хвощам и собственно папоротникам. Следующим этапом эволюции стали голосеменные растения, к которым относятся и ныне процветающие хвойные растения. И, наконец, появились самые высокоразвитые представители царства растений – покрытосеменные, которые в настоящее время занимают господствующее положение во флоре Земли.

www.13min.ru

Биология (6 класс)/Общее знакомство с цветковыми растениями — Викиверситет

Биология - наука о живой природе[править]

Седмичник европейский.

Биоло́гия (греч. βιολογία — βίο, био, жизнь; др. греч. λόγος — учение, наука ) — наука о жизни (живой природе), одна из естественных наук, объектами изучения которой являются живые существа и их взаимодействие с окружающей средой. Биология - наука о жизни и о живых организмах, обитающих на Земле. Живые организмы на нашей планете очень разнообразны. Например, это - человек, животные, растения, грибы и многие другие.

В настоящее время все организмы объединяются в 5 царств: животные, растения, грибы, простейшие и бактерии.

Повсюду мы встречаем растения или предметы, сделанные из них. В соответствии с различными видами климатических условий и на разных видах почв произрастают определенные растения, приспособившиеся к жизни в данных условиях. Существует также множество видов растений, приспособившихся к жизни в морях и океанах, озерах, прудах и реках. Арктика и Антарктика также имеют свой растительный покров. Представителей растительного мира можно найти там в теплое время года. w:Культурные растения люди выращивают на полях, в садах, цветниках, оранжереях.

Чаще всего, растения обладают зеленой окраской, но бывают растения и без нее, например подъельник. w:Зеленые растения имеют большое значение в природе. Зеленые растения обогащают воздух кислородом, который необходим для дыхания почти всех живых существ, а также поглощают из воздуха углекислый газ. Травоядным животным растения служат пищей. Этими животными в свою очередь питаются хищники.

Человеком одомашнено свыше 200 видов растений. Их широкий таксономический спектр отражает разнообразие мест, где они были одомашнены. Основные продовольственные растения, используемые в культуре в настоящее время были одомашнены в странах юго-западной Азии. В настоящее время это территории Ирака, Ирана, Иордании, Израиля и Палестины. Вероятно, древним земледельцам было известны преимущества вегетативного размножения (клонирования) и близкородственного скрещивания. Примеры растений, репродуцируемых клонированием: картофель, фруктовые деревья. Почти все питательные вещества получаемые людьми с пищей в этих странах поступали от высоко углеводных злаков с довольно высоким содержанием белка (пшеница, ячмень). Эти злаки древние земледельцы дополнили бобовыми растениями — горох, чечевица, вика. Единственный культурный злак — рожь возник гораздо позже, чем пшеница и другие культурные растения. Самоопылитель лён имеет семена богатые жиром, что дополнило пищевую триаду ранних земледельцев (жиры, белки, углеводы). Ранние земледельцы составили набор одомашненных растений, которые удовлетворяют основным потребностям человека в пище и сегодня. В дальнейшем имело место постепенное распространение культурных растений из очага их возникновения в новые районы. В итоге, одни и те же растения стали пищевыми для населения всего мира. Часть культурных растений прошли одомашнивание в странах Юго-Восточной Азии. Сюда относятся такие самоопылители как хлопок, рис, сорго, арахис.

Из огромного разнообразия царства растений особое значение в повседневной жизни имеют семенные и главным образом цветковые растения (покрытосеменные). Именно к ним относятся почти все растения, введённые человеком в культуру. Первое место в жизни человека принадлежит пшеница, рис, кукуруза, просо, сорго, ячмень, рожь, овёс) и различным крупяным культурам. Важное место в пищевом рационе человека занимает в странах с умеренным климатом картофель, а в более южных областях — батат, ямс, Кислица клубненосная или ока, тáро и др. Широко употребляются богатые растительными белками зернобобовые (фасоль, горох, нут, чечевица и др.), сахароносные (сахарная свёкла и сахарный тростник), многочисленные масличные (подсолнечник, арахис, маслина и др.), плодовые, ягодные, овощные и иные культурные растения.

Современное общество трудно представить без тонизирующих растений — чая, кофе, какао, равно как без винограда — основы виноделия, или без табака.

w:Животноводство базируется на использовании дикорастущих и культивируемых кормовых растений.

w:Хлопчатник, лён, конопля, рами, джут, кенаф, сизаль и многие другие волокнистые растения обеспечивают человека одеждой и техническими тканями.

Ежегодно потребляется огромное количество леса — в качестве строительного материала, источника получения целлюлозы и др.

Очень важное значение для человека имеет один из главных источников энергии — каменный уголь, а также торф, о которых можно сказать, что они представляют собой аккумулированную в растительных остатках прошлого энергию Солнца.

До сих пор не утратил своего экономического значения добываемый из растений естественный каучук. Ценные смолы, камеди, эфирные масла, красители и другие продукты, получаемые в результате переработки растений, занимают видное место в хозяйственной деятельности человека. Большое число растений служат основными поставщиками витаминов, а другие (наперстянка, раувольфия, алоэ, белладонна, пилокарпус, валериана и сотни других) — источником необходимых лекарств, веществ и препаратов.

Растения украшают нашу жизнь. В доме становится уютнее, если в нем растут комнатные растения, а за окном виднеются деревья, кустарники и травы.

Приглядевшись внимательнее к окружающему зеленому миру, мы обнаружим много интересного из жизни растений.

Не всегда правильно организованная, не подстроенная под окружающий мир деятельность человека так сильно влияет на природу, что многие виды живых организмов совсем исчезли с лица Земли. Многим из выживших угрожает вымирание. Существуют специальные Красные книги, в которые внесены сведения о вымирающих животных и растениях. Сохранить вымирающих и поддержать существование других - наша общая обязанность. Для этого нам надо знать, как эти организмы живут и в каких условиях размножаются. Эти сведения о растениях дает раздел биологии - ботаника.

Бота́ника (др.-греч. βοτανικός — «относящийся к растениям», от βοτάνη — «трава, растение») - наука о растениях. Эта наука изучает жизнь растений, их внутреннее и внешнее строение, распространение растений на поверхности земного шара, взаимосвязь растений с окружающей природой и друг с другом.

В нашей стране принят "Закон об охране природы". Все мы, в какой бы стране мы не были, должны охранять растения и животных.

Органы растения[править]

Давайте рассмотрим растения, цветущие осенью. Например, фиалку трехцветную. Это растение часто встречается на полях и лугах. Фиалка трехцветная, как и многие другие растения, имеет корни и побеги. Побег это стебель с расположенными на нем листьями и почками. На побегах развиваются цветки. На их месте созревают плоды с семенами. Растения, цветущие хотя бы раз в жизни, называются цветковыми.

Фиалка трехцветная. Одиночный цветок мака Cоцветие черемухи.

Цветковые растения могут быть внешне очень разнообразны. Различаются они строением своих органов. Например, многочисленные корни лука и чеснока похожи на тонкие нити, а у мака и одуванчика они имеют вид длинных стержней с ответвлениями.

Стебли у растений тоже бывают разными. Например, стебли пшеницы и кукурузы растут прямо вверх. Такие стебли называются прямостоячими. А стебли тыквы стелются по земле и цепляются с помощью усиков. Бывают такие короткие стебли, что их почти и не видно. Такой стебель у подорожника. Стволы деревьев - тоже стебли. Они высокие и прочные. Стебли похожие на толстые зеленые цилиндры или шары имеют кактусы. Интересно, что у кактусов не обычные листья, как у березы например, а колючки. Такие литься-колючки испаряют очень малое количество воды. А в таких стеблях как у кактусов растения хранят запасы воды.

Разными по строению бывают и цветки. w:Цветок - это видоизмененный побег. На месте цветка созревает плод с семенами или с одним семенем. С этим процессе вы ознакомитесь позже.

Основные части распустившегося цветка.

Рассмотрим строение цветка. Цветок развивается на цветоножке, расширяющейся в цветоложе; на нем формируются все остальные части цветка.

Цветок состоит из ярко окрашенного венчика, состоящего из лепестков, чашечки из зеленых листочков - чашелистиков находящихся ниже венчика. Венчик и чашечка - это околоцветник. Он защищает внутренние части цветка от повреждений. А также, околоцветник может привлекать насекомых-опылителей. Пчелку, например.

Цветок имеет две главные части - пестик и тычинки. Пе́стик (лат. pistillum) — часть цветка, образованная одним либо несколькими сросшимися плодолистиками. В цветке может быть как один, так и несколько пестиков. Расположены пестики обычно в центре цветка. w:Тычинка состоит из тычиночной нити (стерильной части) и пыльника, в котором образуются пыльцевые зёрна. Пестик имеет широкую нижнюю часть - завязь, столбик и рыльце. Из завязи развивается плод. У отдельных растений в образовании плода принимают участие также и другие части цветка, например, цветоложе. Обычно у растений цветки располагаются не поодиночке, а собраны в группы - соцветия. Например, у астр, георгинов, гладиолусов, и у большинства других растений.

Плоды и семена[править]

Плод с сочным околоплодником. Персик.

Летом и осенью на растениях созревают плоды, разные по форме и окраске. Они образуются из завязей. w:Околоплодник - это часть плода семенных растений. Оболочка, окружающая семена и формирующая внешний вид и форму плода, обычно составляет основную часть плода и служит для защиты семян от внешних воздействий. Околоплодник формируется из завязи, иногда при участии других органов цветка (например, гинецея, цветоложа или чашечки). Околоплодник - важная морфологическая характеристика растений. Плоды разделяются на односемянные и многосемянные по количеству семян.

Растения с сухим околоплодником.
Зерновки пшеницы.

Существуют сочные и сухие плоды. Околоплодник созревших сочных плодов имеет сочную мякоть.

w:Ягода - это плод с сочной мякотью, снаружи покрытый тонкой кожицей. Внутри ягоды есть мелкие семена. w:Смородина, клюква, черника, томат(помидор), винограда - ягоды.

Костя́нка(лат. drúpa) — сочный плод растений с резким различием слоёв околоплодника: тонким кожистым внеплодником, мясистым межплодником и одревесневшим внутриплодником, заключающим семя и образующим твёрдую (каменистую или кожистую) косточку. w:Вишня, слива, абрикос, черемуха имеют плоды костянки. Бывают и другие виды сочных плодов.

Созревшие сухие плоды сочной мякоти не имеют.

w:Семянка - сухой плод. Околоплодник семянки прилегает к единственному семени, но не срастается с ним. Например, такие плоды образуются у подсолнечника.

w:Зерновка - тоже сухой плод. Особенностью зерновки является то, что семенная кожура единственного семени срастается с кожистым плёнчатым околоплодником. Например, как у пшеницы и кукурузы.

Бобы́ — термин, как правило обозначающий плоды либо семена любой зернобобовой культуры, а также растений семейства w:Бобовые (Fabaceae) в целом. После созревания боба. Створки его подсыхают, и скручиваясь, выбрасывают семена. Такой плод созревает у фасоли, гороха, бобов, акации.

w:Стручок имеет две створки, но семена в нём располагаются не на створках, как у боба, а на перегородке плода. Для сурепки, капусты, редиса, репы, брюквы, редьки, левкоя.

Коро́бочка — в ботанике тип простого, сухого плода, производимого многими видами цветковых растений. Она представляет собой лопающийся или растрескивающийся плод, состоящий из двух и более плодолистиков, которые при созревании разделяются (раскрываются), чтобы освободить скопившиеся в них семена. Коробочки развиваются у льна, хлопчатника, мака, фиалки, табака, тюльпана.

Семена различаются по форме, цвету и размерам. например, орхидеи имеют крошечные пылевидные семена. Их размеры колеблются в пределах 0,35—3,30 мм в длину и 0,08—0,30 мм в ширину. Семена у них округлые и мелкие, как пыль. Очень мелкие семена у таких растений, как мак, петуния, астра, и многих других.

У фасоли, дуба, лещины семена сравнительно крупные. А вот семена сейшельской пальмы, достигают в длину почти почти 50 см и имеют массу 17,6 кг.

Семя состоит из кожуры (оболочки), зародыша и содержит запас питательных веществ. В зародыше имеются зародышевые корешок, стебелек, почечка с листочками. Бывают растения, имеющие в зародыше семени одну семядолю, они называются однодольными. Пшеница, кукуруза, лук и многие другие растения относятся к однодольным. А растения имеющие все семядоли, называются двудольными. Фасоль, горох, яблоня - имеют двудольные семена. Для того, чтобы начать развиваться, семени нужен запас питательных веществ. Он может находится в семядолях или в особой запасающей ткани - эндосперме. Новое растение зарождается из зародыша семени. Семя - это зачаток будущего растения.

Распространение плодов и семян[править]

Разные растения, по-разному распространяют свои семена. Плоды и семена одних растений имеют приспособления для распространения ветром, других - животными, человеком, водой. А семена некоторых растений, например, желтой акации и бешеного огурца, разбрасывают созревшие плоды.

Семена берёзы распространяются ветром.

Семена тополя распространяются ветром на большие расстояния. Они покрыты белыми пушистыми волосками. Ветром разносятся и плоды одуванчика, имеющие парашютики.

Плод клена, имеющий название крылатка, состоит из двух одинаковых частей и при падении вращается, унося семя на значительное расстояние.

Есть растения, у которых развивается ветвистый, но тонкий стебель с растопыренными ветвями; под осень отмерший и высохший стебель отрывается от корня или прямо с корнем выдёргивается ветром из земли, а затем переносится им по полям и степям. По пути такой стебель захватывает соломинки, веточки других, особенно цепких растений, и под конец скатывается в довольно большой ком. Такие растения получили название "перекати-поле".

Семена могут распространяться и по воде. При этом, по воде могут распространяться семена не только водных, но и некоторых наземных растений. Например, ольха часто растет по берегам рек; ее плоды, попадая в воду, не тонут. Течение уносит их далеко от растения на котором они выросли. А плоды кокосовой пальмы переносятся морскими течениями с одного острова на другой.

Семена или плоды многих растений иногда невольно распространяют животные и люди. Плоды череды - семянки с шипами, покрытые загнутыми зубчиками. Они плотно прицепляются к шерсти или одежде.

Семена растений с сочными плодами (рябины, бузины, брусники, черники, черемухи, ландыша) распространяют животные, в основном птицы. Они едят эти плоды и, перемещаясь с места на место, вместе с пометом выбрасывают неповрежденные семена съеденных плодов. Так плоды попадают в какое-нибудь в другое место.

Бывает, что плоды и семена некоторых растений прилипают или прицепляются к мешкам с грузом и попадают в вагоны, в трюмы кораблей, в автомобили и самолеты. А при разгрузке семена попадают на землю и прорастают. Выросшие из них растения часто находят на новых территориях благоприятные условия для жизни. Например, из Европы в Америку в свое время был завезен подорожник - обычное растение тропинок и дорог. Индейцы - коренные жители Америки - называют подорожник "следом белого человека".

Бывает и так, что семена разбрасывают свои семена. Это можно наблюдать у многих растений. Летом в жаркий, солнечный день около кустов желтой акации можно услышать легкое потрескивание - это растрескиваются и разбрасывают семена созревшие бобы. Также разбрасывают семена плоды гороха и фасоли. Поэтому плоды этих растений следует собирать до полного их высыхания, иначе они выбросят семена, и урожай их погибнет.

В Крыму, и на Кавказе на сухих склонах и морских побережьях можно встретить сорное растение бешеный огурец. При созревании семян бешеного огурца окружающая их ткань превращается в слизистую массу. При этом, в плоде образуется большое давление, в результате чего плод отделяется от плодоножки, а семена вместе со слизью с силой выбрасываются наружу через образовавшееся отверстие. Интересно, что «выстреливать» свои семена бешеный огурец может на расстояние более шести метров.

Разнообразие растений[править]

Растения отличаются друг от друга окраской и формой стеблей, листьев, цветков и плодов, продолжительностью жизни, и другими особенностями.

Но как бы ни различались цветковые растения, каждое из них можно отнести к одной из трех групп: деревьям, кустарникам и травам[Пр. 1]

Деревья - обычно крупные растения с многолетними деревянистыми стеблями носящими название ствол. Ветви деревьев образуют их кроны.

Среди деревьев есть настоящие великаны, например, эвкалипты, достигающие в высоту более 100 м. Наибольшей высоты достигают деревья вида секвойя, в национальном парке Редвуд их высота достигает 115,55 м. Есть еще самое толстое дерево в мире - баобаб, 15.9 м в диаметре. Утверждают, что самое старое дерево в мире — ель, растущая в горах на западе Швеции, вероятно, с ледникового периода. Её возраст составляет около 9550 лет.

Куста́рник — многолетние деревянистые растения высотой 0,8—6 метров, в отличие от деревьев не имеющие во взрослом состоянии главного ствола, а несколько или много, часто существующих бок о бок и сменяющих друг друга; продолжительность жизни 10—20 лет. В России широко распространены такие кустарники: орешник-лещина, сирень, жимолость, бузина, крушина, бересклет.

Травы, или травянистые растения, - имеют листья и стебли. Они не имеют постоянного древесного ствола над землёй. Травянистые растения бывают однолетними, двулетними или многолетними. Травянистые растения обычно ниже деревьев и кустарников. Но самый высокий вид банана, например, может достигать в высоту 12 м. Наиболее высокими травами являются некоторые бамбуки. Их стебель — соломина — может достигать высоты 35 метров. Бывают и крошечные травянистые растения. Например, ряска. Она живет на поверхности водоемов; размер каждого растения - несколько миллиметров.

Существуют дикорастущие травянистые растения например, фиалки, колокольчики, ромашки, васильки, крапива, лопух, одуванчик, и культурные - пшеница, рожь, подсолнечник, сахарная свекла, лен, хлопчатник.

Деревья и кустарники - многолетние растения. Например, некоторые дубы живут больше тысячи лет. Среди трав встречаются как многолетние, так и однолетние, и двулетние. Например, ландыш, одуванчик, мать-и-мачеха, крапива. Надземные части большинства таких травянистых растений отмирают осенью. Весной они развиваются заново, так как в почве под снегом у этих растений сохраняются корни и другие подземные органы с почками. Многолетние растения принято обозначать специальным значком: .

w:Однолетние растения, например фиалки, лебеда, левкой, редис, просо, гречиха, овес, рожь, пшеница, весной развивается из семян, зацветают, образуют плоды с семенами и после этого отмирают. Такие растения обозначают значком

w:Двулетние растения живут почти два года. У свеклы, редьки, капусты в первый год развиваются обычно только корни, стебли и листья. На второй год эти растения развивают новые побеги, цветут и образуют плоды с семенами, а к осени отмирают. Двулетники обозначают значком .

Из дикорастущих растений к двулетним относится лопух большой. Он широко распространен по пустырям, вдоль дорог и полей.

Осенние явления в жизни растений[править]

Пожелтевшие листья.

Осень - пора уборки урожая. У большинства растений, в том числе и многолетних, созревают плоды и семена. Листья многих деревьев и кустарников меняют цвет на желтый, бурый или черный, а потом опадают - получается листопад. Но у некоторых растений листья остаются зелеными до заморозков, а после выпадения снега чернеют. Например, сирень, ольха, некоторые яблони и молодые тополя. У разных растений продолжительность листопада неодинакова. Например, у березы листопад длится около двух месяцев, а липа сбрасывает листву за две недели.

Есть такие травянистые растения, которые продолжают цвести до глубокой осени. Например, полевые анютины глазки, сорняки пастушья сумка и дикая редька, мятлик однолетний, и некоторые другие растения.

Сезонные периодические явления в жизни животных и растений изучает фенология. Постоянные фенологические наблюдения за растениями и животными родного края, помогают установить особенности развития живой природы и определить сроки проведения сельскохозяйственных работ. Эти наблюдения может проводить каждый. Их надо вести регулярно и записывать в специальную тетрадь. Ботаники выясняют и оценивают природные запасы разных растений, и редких охраняемых растений в том числе. Особое внимание обращается на те из них, которые обитают только на небольших территориях. В "службе слежения" активную помощь ботаникам могут оказать учащиеся.

  1. ↑ Такие группы ботаники называют жизненными формамиw.

Растения — статья из Большой советской энциклопедии

ru.wikiversity.org

Урок биологии в 6 классе «Классификация цветковых растений»

Урок биологии в 6 классе.

Тема: «Классификация цветковых растений».

Тип урока: обобщающий урок.

Вид урока: урок путешествие.

Задачи урока: углубить и обобщить знания по систематике растений, конкретизировать знания о многообразии и практическом значении цветковых растений, воспитывать любовь бережному отношению растений.

Оборудование: компьютерные технологии, рисунки цветковых растений, натуральные объекты, карточки задания.

Ход урока

При проведении урока класс делится на отряды, из каждого отряда выбирается командир. Отряды формируются с различной успеваемостью учащихся. Учитель объявляет тему маршрута и маршруты путешествия. (Вывешивается карта маршрута путешествия).

На каждом маршруте проводится взаимоконтроль членов отряда. Все члены отряда работают под руководством командира. Командир инструктирует отряд – сообщает свой ответ остальным ученикам. Ученики – подтверждают ответы, отвечают командиру. Для взаимоконтроля выдаются купоны по итогам жеребьевки среди командиров. Купон «Выбор» - учитель проверяет подготовку отряда по ответу одного из учеников по своему выбору. Если оценка учителя соответствует оценке, полученной этим учеником при взаимоконтроле, остальные члены отряда сохраняют оценки, выставленные при взаимоконтроле. Если отвечающий получает низкую оценку, то и оценки у остальных членов отряда снижаются на 1 балл.

Купон «Магистр» - учитель проверяет подготовку отряда по ответу одного ученика по выбору отряда. Оценки остальным членам отряда выставляются так же, как и в предыдущем случае.

Купон «Каждый» - учитель проверяет подготовку отряда, выслушивая всех членов поочередно и оценивая ответ каждого.

Купон «Доверие» - оценки, поставленные при взаимоконтроле, принимаются без проверки учителя.

Каждому отряду выдается Лист контроля знаний.

Отряд № Купон

1маршрут. Терминологическая эстафета. Учащимся предлагается игра «Ромашка». На обратной стороне каждого лепестка ромашки написаны термины (класс, род, царство, семейство, вид, отдел), имеющий отношение к теме данного урока. Учащиеся каждого отряда отрывают лепестки и объясняют значение термина. Затем проводится беседа.

- Для чего используют эти термины?

- Для классификации растений.

- Почему необходима классификация растений?

- Для определения признаков сходства и различия групп растений, по которым можно судить о степени родства растений между собой.

Задание: - Написать правильный порядок классификации растений. (Царство - отдел – класс – семейство – род – вид).

2маршрут. «Ярмарочная». (На витрине натуральные объекты, коллекции: редька черная; лук репчатый; плоды шиповника, вишни; семена гороха, пшеницы, подсолнуха; перец сладкий и т.д.) Надо определить класс, семейство и хозяйственное значение данных растений.

3маршрут. «Красная книга». Учитель показывает компьютерную презентацию исследовательского проекта «По страницам Красной книги». Показывает слайды видов растений, объясняет основные экологические факторы, влияющие на растения которые, занесены в Красную книгу МСОП и РТ. Затем ученики работают с Красной книгой РТ, заполняют таблицу.

Название семейств

4маршрут «Лекарственные растения». Отряды получают листы, где написаны о лекарственном значении растений разных семейств. Ученики должны определить растение.

- Среди крестоцветных немало лекарственных растений. Это растение обладает кровоостанавливающим свойством. Весенние розетки листьев используются для приготовления супов, витаминных салатов. /Пастушья сумка/

- Растение из семейства розоцветные. Чай из цветков этого растения хорошее потогонное средство. Он вкусен и ароматен. Настои травы применяют при лечении ОРВИ, гриппа. /Таволга шестилепестная/

- Семейство бобовые - является ценным лекарственным растением. Лекарственным сырьем являются соцветия – головки. В них много белка, содержится много витаминов, которые стимулируют обмен веществ. Он природный заменитель аспирина и его настои являются хорошим жаропонижающим средством. /Клевер красный/

- Это растение является представителем семейства пасленовые. Очень ценен его сок, содержащий лимонную, аскорбиновую кислоты, который используется для лечения язвы желудка, 12-ти перстной кишки. Наличие в соке молодых клубней йода делает его полезным при болезнях щитовидной железы. /Картофель/

- Он является представителем семейства сложноцветные. Он является ценным лекарственным растением. Лекарственным сырьем являются корни. Настой корней улучшает пищеварение, является желчегонным средством. Используется при колитах, гастритах, заболеваниях печени и желчного пузыря./Одуванчик/

- Это ценное лекарственное растение семейства лилейные. Лекарственное сырье – цветки и листья. Настойка используется при сердечных заболеваниях./Ландыш майский/

-Злостный сорняк один из представителей семейства злаковых. Но обладает и ценным лекарственным значением. В его корневищах содержится яблочные и аскорбиновые кислоты. Настой корневищ принимают при заболеваниях желудочно-кишечного тракта, болезнях печени. /Пырей ползучий/

5маршрут «Загадочная». Учитель задает загадки, учащиеся отгадывают их и определяют класс, семейство растений. На мониторе компьютера появляются ответы-картинки.

1.Цветок – напрасный,

Плод опасный,

А поле засажено. /Класс двудольные. Семейство пасленовые. Картофель/

2.Овощ этот очень крут!

Убивает всех вокруг.

Помогут фитонциды

От оспы и чумы.

И вылечить простуду

Им тоже сможем мы. /Класс однодольные. Семейство лилейные. Лук/

3.Не шит, не кроен, а весь в рубцах:

Без счету одежек, и все без застежек. / Класс двудольные. Семейство крестоцветные. Капуста/

4.Она древностью гордится

Уже десять тысяч лет,

Шумит, в полях под синим небом

И кормит всех нас белым хлебом. / Класс однодольные. Семейство злаковые. Пшеница/

5.Цветок крылатка,

А плод лопатка.

Плод зелен и молод,

Но сладок, как солод. / Класс двудольные. Семейство бобовые. Горох/

6.Золотое решето

Черных домиков полно.

Сколько черненьких домков-

Столько беленьких жильцов. / Класс двудольные. Семейство сложноцветные. Подсолнечник/

7.Стоит Егорка в красной ермолке,

Кто не пройдет, всяк поклон дает. / Класс двудольные. Семейство розоцветные. Земляника/

6маршрут. «Тренажерная». Каждый отряд получает программированное задание тренажер и выполняет их за компьютером.

Для каждого из предложенных семейств выберите соответствующие характеристики.

1.Семейства цветковых растений

1.1.Крестоцветные 1.5.Пасленовые

1.2.Бобовые 1.6.Злаковые

1.3.Розоцветные 1.7.Лилейные

1.4.Сложноцветные

2.Представители семейств

2.1.Редька дикая 2.5.Тимофеевка луговая

2.2.Паслен черный 2.6.Лилия Даурская

2.3.Василек синий 2.7.Земляника лесная

2.4.Клевер луговой

3.Класс растений

3.1.Растения относятся к классу однодольных

3.2. Растения относятся к классу двудольных

4.Строение цветка

4.1.Цветки пятичленные, спайнолепестные, язычковой, трубчатой, воронковидной формы

Л(5) Т5 П1.

4.2.Формула цветка О2 Т3 П1.

4.3. Формула цветка Ч5 Л5 Т П или Ч5 Л5 Т П1.

4.4.Формула цветка Ч(5) Л1+2+(2) Т(9)+1 П1.

4.5. Формула цветка Ч(5) Л(5) Т5 П1.

4.6. Формула цветка Ч4 Л4 Т2+4 П1.

4.7. Формула цветка О3+3 Т3+3 П1.

5.Типы плодов

5.1.Плод сухой, боб.

5.2.Плод сухой, зерновка.

5.3.Плоды сочные, костянка, ягода, сборная костянка, яблоко.

5.4.Плод сухой, стручок или стручочек.

5.5.Плод сочный, ягода или сухой, коробочка.

5.6.Плод сухой, семянка.

6.Тип корневой системы

6.1.Корневая система мочковатая или корневище.

6.2.Корневая система мочковатая. Имеются видоизменения в виде корневищ, корнеклубней, луковиц.

6.3.Корневая система стержневая, на корнях имеются клубеньки с азотобактериями.

6.4.Корневая система стержневая.

7.Продолжительность жизни и жизненные формы растений.

7.1Семейство представлено многолетними травянистыми растениями, древовидные формы встречаются редко.

7.2.Семейство представлено однолетними и многолетними травянистыми растениями.

7.3. Семейство представлено однолетними двулетними и многолетними травянистыми растениями, встречаются также кустарники и полукустарники.

7.4. Семейство представлено однолетними и многолетними растениями всех жизненных форм – деревья, кустарники, травы; встречаются лианы.

7.5. Семейство представлено однолетними и многолетними травянистыми растениями, редко – древовидные формы.

7.6. Семейство представлено многолетними растениями всех жизненных форм – деревья, кустарники, травы.

8.Характеристика листьев.

8.1.Листья простые и сложные, с сетчатым жилкованием.

8.2.Листья только простые, с дуговым и параллельным жилкованием.

8.3.Листья чаще сложные, редко простые, с сетчатым жилкованием.

9. Характеристика стебля.

9.1.Стебли заполнены тканью, имеется слой камбия.

9.2.Стебли чаще полые, иногда заполнены тканью, камбий отсутствует.

В каждом шаге должен быть запрограммирован правильный ответ и две записи «неправильно». То есть компьютер фиксирует правильный ответ и, то, что ученик при выборе ответа сделал две попытки.

ОТВЕТЫ.

1

Заключительная часть урока. Подведение итогов. Подчитываются оценки полученных отрядами, определяются победители.

doc4web.ru

Отряд Фамилия

Оценка подготовки

«5»

«4»

«3»

Командир

1Член отряда

2Член отряда

3Член отряда

Количество

Количество видов занесенных

в Красную книгу РТ

родов

видов

Крестоцветные

380

3200

16 видов

Розоцветные

100

3000

9 видов

Бобовые

700

12000

30 видов

Пасленовые

90

2500

не занесены

Сложноцветные

1150

1300

50 видов

Лилейные

45

1300

5 видов

Злаковые

650

10000

46 видов

2

3

4

5

6

7

8

9

1

1

2

6

4

4

3

1

1

2

4

2

4

1

3

4

3

1

3

2

2

5

5

4

2

1

1

4

5

1

2

2

1

5

2

2

5

6

1

7

5

2

1

2

2


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта