3 вида растений. Разнообразие растений на Земле (3-й класс)

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Растения. 3 вида растений


Растения — характеристика, особенности, признаки, эволюция, строение, жизненный цикл, классификация, представители, вики — WikiWhat

Основные признаки растений

Главное отличие растений от других живых организмов — наличие в их клетках хлоропластов (зелёных пластид), содержащих хлоро­филл. В них происходит фотосинтез — процесс обра­зования органических веществ из углекислого газа и воды с помощью солнечной энергии. В процессе фо­тосинтеза растения выделяют кислород, необходимый большинству живых организмов.

Большинство растений имеют вегетативные (кор­ни, побеги) и генеративные (цветки, плоды) органы. У растений нет органов движения, они способны к росту в течение всей жизни. В пространстве растения расселяются с помощью спор, семян и частей вегета­тивных органов.

Растения — начальное и определяющее звено в сложных цепях питания всех гетеротрофных организмов, населяю­щих Землю.

Разнообразие растений

Каждый вид растений имеет приспособления к определённым условиям обитания. В природе нет ви­дов, которые могли бы жить и в водоёмах, и в лесу, и на горных склонах. Разнообразие и изменение ус­ловий среды обитания — главная причина многооб­разия растений.

Современные растения различаются размерами, внешним обликом (жизненной формой), продолжи­тельностью жизни.

Растения бывают дикорастущие и культурные (выведенные человеком).

Эволюция растений

Растительный мир нашей пла­неты прошёл длительное историческое развитие по пути усложнения строения, связанного с изменения­ми условий жизни.

Докембрий

см. Микроорганизмы, Происхождение многоклеточных

Первыми растениями были одноклеточные водо­росли.

Палеозой

см. Выход растений на сушу

В палеозое в связи с появлением больших участков суши возникли первые наземные растения — риниофиты. Затем постепенно формировались приспо­собления к жизни в наземно-воздушной среде — так произошли мхи, папоротники, хвощи, плауны.

Прошло ещё много миллионов лет, площади суши всё возрастали. Благодаря возникновению наследствен­ных изменений и естественному отбору совершенство­вались приспособления растений к жизни на суше.

В результате эволюции папоротникообразных сме­нили голосеменные растения, размножение которых не было связано с водой.

Мезозой

Среди растений в мезозое всюду преобладали голосеменные, которые уже давно закрепились на суше, покрыли ее лесами и жесткими зарослями. Они были одеты хвоей или пластинками, похожими на листья, и имели шишки вместо плодов. Ни травы, ни цветов тогда еще не было. В сырых местах встречались хвощи и папоротники.

В середине мезозоя на сме­ну голосеменным пришли ещё более совершенные растения — покрытосеменные, или цветковые.

Кайнозой

см. Гиппарионовая фауна

Среда обитания

Влияние антропогенного фактора

см. Уничтожение животных и растений человеком Материал с сайта http://wikiwhat.ru

Классификация растений

В систематике царство Растения делят на три подцарства — Багрянки (Красные водоросли), Зелёные водоросли (Настоящие), Высшие растения. Вегетатив­ное тело багрянок и настоящих водорослей не имеет расчленения на органы. Тело высших растений име­ет специализированные ткани и органы.

Интересные факты о растениях

  • Самые древние растения — одноклеточные водоросли.
  • Самые древние наземные растения — риниофиты.
  • Самые глубоководные расте­ния — красные водоросли.
  • Самые высокие растения — североамериканское мамонтово дерево (110-112 м) и австра­лийский эвкалипт (до 100 м).
  • Самые долгоживущие расте­ния — секвойя (3-4 тыс. лет), сосна долговечная (более 4 тыс. лет), баобаб (4-5 тыс. лет).
  • Самые высокоорганизован­ные растения — покрытосемен­ные, или цветковые.

Картинки (фото, рисунки)

  • 3.1. Жизненные формы, растений: а) дерево; б) кустарник; в) травянистые растения
  • 3.2. Эволюция растений
На этой странице материал по темам:
  • Какие были растения и животные в кайнозойском периоде

  • Чем различаются совремённый растения

  • Интересные факты о разнообразие растений

  • Отличительные признаки царства растения и царства животные кратко

  • Основные особенности царства растений

Вопросы к этой статье:
  • Каковы отличительные при­знаки царства Растения?

  • Какие признаки характерны для растений?

  • В чём причины и каково зна­чение разнообразия растений?

  • Чем различаются современ­ные растения?

  • Какие подцарства выделяют в царстве Растения?

  • Как шёл процесс эволюции растений? С чем он связан?

wikiwhat.ru

Лекция № 3. Растения, их классификация, классы и типы.

Услышав звонок, Тиффани Дюрансе была еще в учительской. Ей пришлось быстро собираться и бежать в класс. Зайдя в класс, ей стало стыдно, что она опоздала. Поэтому, Тиффани решила по быстрее начать лекцию. - Приветствую, Вас, вновь на моей лекции. Сегодня опять будет большая лекция, где придется много и быстро записывать. На этой лекции вы узнаете о классификациях, классах и типах растений. Определенной классификации нет, по этому поводу постоянно ведутся споры. Итак, запишем. Класс – это система видов, схожих между собой биологически. Это понятие не связано с магической составляющей растений. Оно берет во внимание лишь строение растения. История возникновения разделения растений на классы в магической науке произошло потому же, что и у магглов. Стало просто слишком много различных названий растений, чтобы их можно было адекватно изучать. Систематичности не было. Первую классификацию предложил Жерард Ванкертон, француз, живший в 18 веке. Он многое взял из маггловской классификации. 1. Водоросли. 2. Грибы. 3. Низшие растения. 4. Высшие растения. Далее в 19 веке появилась другая классификация, которая была уже более магической. Основоположником данной классификации была Беамонт Марджори Бэнкс. Ее классификация: 1. Водные: 1.1 Магические подводные. 1.2 Не магические подводные. 1.3 Магические наводные. 1.4 Не магические наводные. 2. Наземные. 2.1 Магические наземные. 2.2 Не магические наземные. 2.3 Магические воздушные (это те, которые не требуют почвы, а растут на камнях, либо же на других растениях). 2.3 Не магические воздушные. После предложенной ей классификации, было много споров насчет того: какая же классификация наиболее правильная? В начале 20-ого века Франко Рапполо была предложена классификация, которая наиболее распространено сейчас используется. 1. Водоросли. 2. Грибные. 3. Травяные. 4. Кустообразные. 5. Древесные. Продолжив свои исследования в систематизации растений Рапполо был предложен и тип. Тип – это классификационная единица, которая характеризует качество, интенсивность и особенности магических свойств растений. Если где отстаете, вы мне говорите, я буду повторять. 

Повесила новый плакат, работу одной из учениц - Lia Smith

И тут, девочка со второй парты подняла руку и попросила повторить понятие тип. Профессор повторила и проследила, чтобы в этот раз точно все записали. - Продолжаем... Магическая энергия, которую выделяет растение, может быть более или менее интенсивна. Она находится в постоянном движении, образуя вокруг растения небольшое завихрение. Магическая энергия, выделяясь в процессе магического синтеза из растения, создает концентрационное кольцо, из которого позже рассеивается. Колец может быть несколько, это зависит от интенсивности выделяемой энергии. Концентрационное кольцо нужно затем, чтобы выделяемая энергия не рассеивалась. При помощи его магическая энергия собирается в пучки, и рассеивание происходит не так быстро. Типы магической энергии напрямую зависят от вида рассеивания магической энергии. Всего их три.

1. Круговой тип. Характеризуется низкой степенью рассеивания, что позволяет растению долго сохранять свои магические свойства. Эффективность применения стабильна, медленно падает. Это, как правило, растения с лечебными свойствами. 2. Радиальный тип. Характеризуется высокой степенью рассеивания, однако, повышенной интенсивностью магической энергии. Долго не хранится, эффективность применения после сбора начинает активно снижаться. Чаще это растения ядовитые.3. Спиральный тип. Соединяет в себе некоторые особенности первых двух типов. Рассеивается не так быстро, как радиальный тип, эффективность применения - разная. К нему может относиться разные виды растений. Кроме того, есть классификация растений по функциональному признаку. 1. Лечебные растения.2. Ядовитые, опасные растения.3. Магически-бытовые растения. Дюрансе оглядела класс, студенты казались уставшими. Многие уже стонали, что у них устали писать руки. Поэтому Дюрансе решила, что на сегодня достаточно. - Запишите домашнее задание, и я вас жду на следующей лекции.

Домашнее задание:1. Попробуйте, используя дополнительный материал, написать несколько классификаций. Но воздержитесь от копирования! (не менее 10 предложений).2. Подумайте, и напишите, какие из трав вы применяете постоянно (Не забывайте мы изучаем Травологию, не надо мне писать о салате или чае).

Дополнительное задание:1.Возьмите любое приглянувшееся растение и протипируйте его по всем классификациям – класса, типа и функционального признака. Нарисуйте схему направленности магической энергии. 2. Рисунки, коллажи и стихи (по лекции).

sites.google.com

Разнообразие растений на Земле (3-й класс)

Разделы: Начальная школа

Цели:

  • познакомить учащихся с группами растений и их признаками, обобщить знания детей о разнообразии растений на Земле;
  • учить наблюдать, анализировать, сравнивать и обобщать полученные знания; обогащать словарный запас;
  • воспитывать умение работать в коллективе; любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование: таблицы для каждого ребёнка, гербарий растений, рисунки с ядовитыми и лекарственными растениями, карточки с названием растений.

Ход урока

I. Организационный момент,

II. Повторение пройденного и проверка знаний.

Растения на Земле встречаются повсюду. Они образуют леса, луга. Зеленый наряд делает нашу планету удивительной.

- На какие группы можно распределить растения? (Деревья, кустарники, травы). - Почему растения относятся к живым существам? (Питаются , дышат, растут , размножаются).

Вопросы и задания:

Разделите данные растения на две группы:

Вороний глаз, зверобой, вех ядовитый, крапива, белена, ландыш, подорожник, пижма, чистотел.(лекарственные и ядовитые)

- Почему лекарственные растения получили такое название?

Викторина “Лесная аптека”

- Ты натер ногу в пути. Как облегчить боль? (Приложить лист подорожника.) - Какая ягода заменяет лимон? (Клюква, содержит лимонную кислоту.) - Плоды каких кустарников богаты витамином С? (Черная смородина, шиповник.) - Какими лечебными свойствами обладает мать-и-мачеха? (Отвар из цветков и листьев –хорошее средство от кашля.) - Какую траву любят кошки? При каких болезнях она помогает? (Валериану. Валериановые капли применяют при нервных расстройствах и бессоннице.)

- Повторите правила обращения с ядовитыми растениями.

правила:

  • Нельзя есть и даже пробовать ягоды, плоды, корневища растения, если ты не знаешь, съедобно ли оно!
  • Не оставляй без присмотра маленького брата или сестру в лесу, в поле, на лугу!
  • Не бери в рот травинку, стебелёк, колосок растения. Ты случайно можешь сорвать его ядовитую часть!
  • После сбора растений в лесу, на лугу обязательно вымой руки! Собирая растения, старайся не трогать лицо, не тереть глаза.

- Какие части растения вы знаете? (Корень, стебель, листья, цветок, плод с семенами.)

III. Знакомство с новым материалом. Работа в группах.

1. Работа по схеме “Разнообразие растений на Земле”. Стр 54

Учёные изучали растения и пришли к выводу, что не все растения похожи на другие, поэтому они разделили их на несколько групп. Рассмотрим внимательно рисунок – схему. Посмотрите, сколько разных групп растений. Попробуйте сформулировать тему урока

- Сегодня мы будем говорить о разнообразии растений. Расскажите, какие растения живут на нашей планете?

- А как вы думаете, по каким признакам ученые разделили группы растений? (По особенностям строения разных групп) - Значит, для того, чтобы найти ответ на этот вопрос, нужно изучить признаки каждой группы растений.

2. Характеристика каждой группы растений.

1) Водоросли. стр. 54

1 экскурсовод:

С головой, уйдя под волны, зеленеем меж камней, Нет у нас цветков и листьев, если честно, нет корней. Мы на суше пропадем: мы всегда в воде живем.

1 экскурсовод: У водорослей нет ни корней, ни стеблей, ни листьев, хотя у некоторых крупных морских представителей этой группы организмов есть образования, внешне напоминающие эти органы. Почему водорослям не нужны корни? Водоросли не нуждаются в корнях, так как живут в растворе питательных веществ и могут поглощать их всей своей поверхностью

Некоторые водоросли, по преимуществу морские, имеют пластины, по форме напоминающие листья, Морские водоросли используются уже давно и довольно широко в пище людей, в качестве корма для животных, как удобрение, как сырье для изготовления лекарств, а также в виде ингредиентов хлеба, пирожных, мясных консервов, мороженого, желе и различных эмульсий. Йод можно добывать из недр земли, однако почти во всем мире его продолжают добывать из морских водорослей.

Этот удивительный мир

Морская капуста как лекарственное средство была известна еще в XIII веке в Китае. В XIII веке китайский император издал указ, обязывающий население систематически употреблять ее в пищу как диетическое и профилактическое средство и доставлять ее для этих целей в населенные пункты за счет государства.

2) Мхи.

- Прочитать самостоятельно текст в учебнике “Мхи” стр. 56 - Где можно встретить мхи? - Чем мхи отличаются от других растений? - От чего зависит продолжительность жизни мхов?

2 экскурсовод:

Меж клюквы и морошки, среди лесных болот, Всегда на влажной почве мой родственник растет. Он может быть зеленым или почти седым, Но нужно наклониться, чтоб встретились вы с ним. В лесу, в низинке влажной, нас встретите всегда, Ведь нам для нашей жизни нужней всего вода.

На болотах растет мох сфагнум. Сфагнум – это общее название для различных (прежде всего по окраске) видов мхов: “белый мох”, “бурый мох”, “красный мох” и др. Общим для всех мхов является то, что обитая на очень влажных почвах, они накапливают в листьях и в поверхностных слоях стеблей много воды. У мхов нет корней, и именно благодаря водоносным клеткам листья сфагнума обладают гигроскопическим свойством, т. е. способны удерживать воду Слово сфагнум в переводе с греческого языка означает губка

Большую роль играют сфагновые мхи в формировании и жизни болот. Из отмерших остатков сфагнума образуются залежи торфа. Мох сфагнум растет верхушкой стебля, а его нижняя часть отмирает ("отторфовывается"). Так в течение многих лет образуются огромные залежи торфа Торф - ценное сырье для получения воска, парафина, аммиака, спирта и т.д. Он используется в медицине, в строительной промышленности, в качестве топлива, удобрений.

Мох сфагнум применяется как в народной, так и в научной медицине в качестве антисептического средства и перевязочного материала при гнойных ранах, так как обладает способностью впитывать большое количество влаги, превышая свойства лучших сортов гигроскопической ваты. В мировой практике мох сфагнум используют в основном для выращивания комнатных растений. Мох не имеет питательных веществ, но он придает земле необходимую рыхлость, благодаря своей гигроскопичности, способствует равномерному увлажнению земляного кома

3) Папоротники.

3 экскурсовод:

Люблю я тоже влагу. В тени, в лесной глуши, Мои резные листья, конечно, хороши. Но я горжусь не ими! Наш очень древний род Из прошлого планеты тепло и свет несет.

Древовидные папоротники почти вымерли, а вот травянистые чувствуют себя неплохо и в современных условиях. Слово “фужер” заимствовано из французского языка и означает — папоротник Листья достигают порой до полутора метров, но растут очень медленно. Только весной третьего года они достигают полного развития. Осенью листья наших лесных папоротников, как правило, отмирают. Папоротники — влаголюбивые и теневыносливые растения. Кроме стеблей и листьев они имеют корни .

4) Хвойные растения стр. 57

4 экскурсовод:

Мы своим зеленым видом круглый год вам всем милы. Нас легко узнать по шишкам и обилию смолы. Листья наши очень колки, называются иголки, И хоть радость вам несем - никогда мы не цветем.

- Почему эта группа получила такое название? - Эти растения называют еще голосеменные, потому что кроме корня, стебля и листьев, они имеют еще семена, которые расположены, открыто (голо) на чешуйках шишек.

Этот удивительный мир.

Гигантская секвойя может вырасти примерно до 95 м, а диаметр ее ствола может колебаться от 5 до 11 м. Самому большому из этих деревьев, "Генералу Шерману", около 4000 лет, весит оно около 2995796 кг.

5) Цветковые растения. стр.58

Ну а мы, а мы с цветками, Мы цветем, плоды даем, Мы накормим семенами, Мы собой украсим дом. Мы в лесах, лугах и в поле, Мы в пустыне и в воде. По цветкам, как по паролю, Нас узнаете везде.

- Почему они так называются? - Чем они отличаются от других растений? - Приведите примеры цветковых растений. - Почему цветы красивы и душисты? - Цветковые растения цветут вовсе не для людей. Яркие краски, аромат необходимы цветам, чтобы привлекать к себе насекомых.

Восхищаться красотой цветов можем только мы, люди. А насекомым важна лишь окраска, форма цветка и запах. Ведь цветы не просто приманивают, они еще и кормят одних насекомых соком-нектаром, других - пыльцой, третьих - и тем и другим.

Это интересно!

Самое важное место в рационе древних камчадалов занимало это растение, темно-фиолетовые цветки. Его луковицы, толченые с голубикой и другими ягодами, заменяли ительменам хлеб.

Ответ: общее название – сараны; к ним относят рябчика камчатского и лилию слабую (оранжевые цветы).

IV. Работа в группах.

- Мы, узнали признаки различных групп и видов растений, и теперь можем проанализировать и обобщить новые знания. У каждой команды на столе таблица. Сейчас вам нужно будет, опираясь на учебник, и полученные знания на уроке, заполнить её. Подумайте, какие признаки отличают растения каждой группы.

Каждая команда защищает свое мнение о какой-либо одной группе. Другие дети обсуждают.

По каким признакам учёные разделили все растения на разные группы?

  стебли листья цветы корни плоды и семена
цветковые          
водоросли          
мхи          
папоротники          
хвойные          

Проверка:

  стебли листья цветы корни плоды и семена
цветковые + + + + +
водоросли          
мхи + +      
папоротники + +   +  
хвойные + +   + +

V. Закрепление знаний.

- На какие группы делится царство растений? (Водоросли, папоротники, хвойные- растения, цветковые растения.) - Где растут водоросли? (Жители воды) - Где можно встретить мхи? (Во влажных местах.) - Как узнать папоротники? (По красивым листьям, похожим на перъя.) - Назовите представителей хвойных растений. (Сосна, ель, кедр, можжевельник…) - Какая из групп наиболее разнообразна? (Цветковые растения) - Как называется наука о растениях? (Ботаника.)

VI. Картинная галерея Репродукция картины П.П.Кончаловского “Сирень в корзине” уч.стр. 59

Петр Петрович Кончаловский очень любил сирень, ей он посвятил немало полотен: “Сирень в корзине”, “Сирень” и другие.

- Посмотрите внимательно на репродукцию картины. Как будто, пахнуло весной? Букет свежий, пышный, красивый, ароматный, большой... - Каких оттенков эта сирень? (сирень белая, розовая, светло-лиловая, темно-красная, фиолетовая. . .) - Можно разглядеть отдельные цветочки? (нет) - Почему? (их очень много, плотно прижаты друг к другу, цветы-звездочки, цветы-гвоздики, крестики, звездочки). -Что напоминают по форме кисти сирени? (тяжелые грозди винограда, крупные кисти сирени).

Кончаловский о букете: “В этом букете все цветет, живет и радуется”. Мы чувствуем его восхищение природой, любовь к сирени. Сирень и у нас вызывает хорошее настроение, напоминает о весне, о красоте природы.

VII. Итог урока.

- Что было самым интересным? - Что нового для себя вы узнали?

VIII. Домашнее задание:

  • прочитать текст учебника с.54-58;
  • по выбору, подготовить сообщения о заинтересовавших растениях, пользуясь энциклопедией, или выполнить задание№ 43 в рабочей тетради N°1

Литература:

  1. Н.Ф. Виноградова, Окружающий мир. учебник для 3 класса. - М.: Вентана-Граф, 2008.
  2. О.А. Исакова, Окружающий мир, поурочные планы для 3 класса. – Волгоград : Учитель, 2006.
  3. О.И.Дмитриева, Т.В.Максимова поурочные разработки по курсу “Окружающий мир”3 класс.-М.:ВАКО,2008

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта