Растения. 3 вида растений
Растения — характеристика, особенности, признаки, эволюция, строение, жизненный цикл, классификация, представители, вики — WikiWhat
Основные признаки растений
Главное отличие растений от других живых организмов — наличие в их клетках хлоропластов (зелёных пластид), содержащих хлорофилл. В них происходит фотосинтез — процесс образования органических веществ из углекислого газа и воды с помощью солнечной энергии. В процессе фотосинтеза растения выделяют кислород, необходимый большинству живых организмов.
Большинство растений имеют вегетативные (корни, побеги) и генеративные (цветки, плоды) органы. У растений нет органов движения, они способны к росту в течение всей жизни. В пространстве растения расселяются с помощью спор, семян и частей вегетативных органов.
Растения — начальное и определяющее звено в сложных цепях питания всех гетеротрофных организмов, населяющих Землю.
Разнообразие растений
Каждый вид растений имеет приспособления к определённым условиям обитания. В природе нет видов, которые могли бы жить и в водоёмах, и в лесу, и на горных склонах. Разнообразие и изменение условий среды обитания — главная причина многообразия растений.
Современные растения различаются размерами, внешним обликом (жизненной формой), продолжительностью жизни.
Растения бывают дикорастущие и культурные (выведенные человеком).
Эволюция растений
Растительный мир нашей планеты прошёл длительное историческое развитие по пути усложнения строения, связанного с изменениями условий жизни.
Докембрий
см. Микроорганизмы, Происхождение многоклеточных
Первыми растениями были одноклеточные водоросли.
Палеозой
см. Выход растений на сушу
В палеозое в связи с появлением больших участков суши возникли первые наземные растения — риниофиты. Затем постепенно формировались приспособления к жизни в наземно-воздушной среде — так произошли мхи, папоротники, хвощи, плауны.
Прошло ещё много миллионов лет, площади суши всё возрастали. Благодаря возникновению наследственных изменений и естественному отбору совершенствовались приспособления растений к жизни на суше.
В результате эволюции папоротникообразных сменили голосеменные растения, размножение которых не было связано с водой.
Мезозой
Среди растений в мезозое всюду преобладали голосеменные, которые уже давно закрепились на суше, покрыли ее лесами и жесткими зарослями. Они были одеты хвоей или пластинками, похожими на листья, и имели шишки вместо плодов. Ни травы, ни цветов тогда еще не было. В сырых местах встречались хвощи и папоротники.
В середине мезозоя на смену голосеменным пришли ещё более совершенные растения — покрытосеменные, или цветковые.
Кайнозой
см. Гиппарионовая фауна
Среда обитания
Влияние антропогенного фактора
см. Уничтожение животных и растений человеком Материал с сайта http://wikiwhat.ru
Классификация растений
В систематике царство Растения делят на три подцарства — Багрянки (Красные водоросли), Зелёные водоросли (Настоящие), Высшие растения. Вегетативное тело багрянок и настоящих водорослей не имеет расчленения на органы. Тело высших растений имеет специализированные ткани и органы.
Интересные факты о растениях
- Самые древние растения — одноклеточные водоросли.
- Самые древние наземные растения — риниофиты.
- Самые глубоководные растения — красные водоросли.
- Самые высокие растения — североамериканское мамонтово дерево (110-112 м) и австралийский эвкалипт (до 100 м).
- Самые долгоживущие растения — секвойя (3-4 тыс. лет), сосна долговечная (более 4 тыс. лет), баобаб (4-5 тыс. лет).
- Самые высокоорганизованные растения — покрытосеменные, или цветковые.
Картинки (фото, рисунки)
3.1. Жизненные формы, растений: а) дерево; б) кустарник; в) травянистые растения
3.2. Эволюция растений
Какие были растения и животные в кайнозойском периоде
Чем различаются совремённый растения
Интересные факты о разнообразие растений
Отличительные признаки царства растения и царства животные кратко
Основные особенности царства растений
Каковы отличительные признаки царства Растения?
Какие признаки характерны для растений?
В чём причины и каково значение разнообразия растений?
Чем различаются современные растения?
Какие подцарства выделяют в царстве Растения?
Как шёл процесс эволюции растений? С чем он связан?
wikiwhat.ru
Лекция № 3. Растения, их классификация, классы и типы.
Домашнее задание:1. Попробуйте, используя дополнительный материал, написать несколько классификаций. Но воздержитесь от копирования! (не менее 10 предложений).2. Подумайте, и напишите, какие из трав вы применяете постоянно (Не забывайте мы изучаем Травологию, не надо мне писать о салате или чае).
Дополнительное задание:1.Возьмите любое приглянувшееся растение и протипируйте его по всем классификациям – класса, типа и функционального признака. Нарисуйте схему направленности магической энергии. 2. Рисунки, коллажи и стихи (по лекции).
sites.google.com
Разнообразие растений на Земле (3-й класс)
Разделы: Начальная школа
Цели:
- познакомить учащихся с группами растений и их признаками, обобщить знания детей о разнообразии растений на Земле;
- учить наблюдать, анализировать, сравнивать и обобщать полученные знания; обогащать словарный запас;
- воспитывать умение работать в коллективе; любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование: таблицы для каждого ребёнка, гербарий растений, рисунки с ядовитыми и лекарственными растениями, карточки с названием растений.
Ход урока
I. Организационный момент,
II. Повторение пройденного и проверка знаний.
Растения на Земле встречаются повсюду. Они образуют леса, луга. Зеленый наряд делает нашу планету удивительной.
- На какие группы можно распределить растения? (Деревья, кустарники, травы). - Почему растения относятся к живым существам? (Питаются , дышат, растут , размножаются).
Вопросы и задания:
Разделите данные растения на две группы:
Вороний глаз, зверобой, вех ядовитый, крапива, белена, ландыш, подорожник, пижма, чистотел.(лекарственные и ядовитые)
- Почему лекарственные растения получили такое название?
Викторина “Лесная аптека”
- Ты натер ногу в пути. Как облегчить боль? (Приложить лист подорожника.) - Какая ягода заменяет лимон? (Клюква, содержит лимонную кислоту.) - Плоды каких кустарников богаты витамином С? (Черная смородина, шиповник.) - Какими лечебными свойствами обладает мать-и-мачеха? (Отвар из цветков и листьев –хорошее средство от кашля.) - Какую траву любят кошки? При каких болезнях она помогает? (Валериану. Валериановые капли применяют при нервных расстройствах и бессоннице.)
- Повторите правила обращения с ядовитыми растениями.
правила:
- Нельзя есть и даже пробовать ягоды, плоды, корневища растения, если ты не знаешь, съедобно ли оно!
- Не оставляй без присмотра маленького брата или сестру в лесу, в поле, на лугу!
- Не бери в рот травинку, стебелёк, колосок растения. Ты случайно можешь сорвать его ядовитую часть!
- После сбора растений в лесу, на лугу обязательно вымой руки! Собирая растения, старайся не трогать лицо, не тереть глаза.
- Какие части растения вы знаете? (Корень, стебель, листья, цветок, плод с семенами.)
III. Знакомство с новым материалом. Работа в группах.
1. Работа по схеме “Разнообразие растений на Земле”. Стр 54
Учёные изучали растения и пришли к выводу, что не все растения похожи на другие, поэтому они разделили их на несколько групп. Рассмотрим внимательно рисунок – схему. Посмотрите, сколько разных групп растений. Попробуйте сформулировать тему урока
- Сегодня мы будем говорить о разнообразии растений. Расскажите, какие растения живут на нашей планете?
- А как вы думаете, по каким признакам ученые разделили группы растений? (По особенностям строения разных групп) - Значит, для того, чтобы найти ответ на этот вопрос, нужно изучить признаки каждой группы растений.
2. Характеристика каждой группы растений.
1) Водоросли. стр. 54
1 экскурсовод:
С головой, уйдя под волны, зеленеем меж камней, Нет у нас цветков и листьев, если честно, нет корней. Мы на суше пропадем: мы всегда в воде живем.
1 экскурсовод: У водорослей нет ни корней, ни стеблей, ни листьев, хотя у некоторых крупных морских представителей этой группы организмов есть образования, внешне напоминающие эти органы. Почему водорослям не нужны корни? Водоросли не нуждаются в корнях, так как живут в растворе питательных веществ и могут поглощать их всей своей поверхностью
Некоторые водоросли, по преимуществу морские, имеют пластины, по форме напоминающие листья, Морские водоросли используются уже давно и довольно широко в пище людей, в качестве корма для животных, как удобрение, как сырье для изготовления лекарств, а также в виде ингредиентов хлеба, пирожных, мясных консервов, мороженого, желе и различных эмульсий. Йод можно добывать из недр земли, однако почти во всем мире его продолжают добывать из морских водорослей.
Этот удивительный мир
Морская капуста как лекарственное средство была известна еще в XIII веке в Китае. В XIII веке китайский император издал указ, обязывающий население систематически употреблять ее в пищу как диетическое и профилактическое средство и доставлять ее для этих целей в населенные пункты за счет государства.
2) Мхи.
- Прочитать самостоятельно текст в учебнике “Мхи” стр. 56 - Где можно встретить мхи? - Чем мхи отличаются от других растений? - От чего зависит продолжительность жизни мхов?
2 экскурсовод:
Меж клюквы и морошки, среди лесных болот, Всегда на влажной почве мой родственник растет. Он может быть зеленым или почти седым, Но нужно наклониться, чтоб встретились вы с ним. В лесу, в низинке влажной, нас встретите всегда, Ведь нам для нашей жизни нужней всего вода.
На болотах растет мох сфагнум. Сфагнум – это общее название для различных (прежде всего по окраске) видов мхов: “белый мох”, “бурый мох”, “красный мох” и др. Общим для всех мхов является то, что обитая на очень влажных почвах, они накапливают в листьях и в поверхностных слоях стеблей много воды. У мхов нет корней, и именно благодаря водоносным клеткам листья сфагнума обладают гигроскопическим свойством, т. е. способны удерживать воду Слово сфагнум в переводе с греческого языка означает губка
Большую роль играют сфагновые мхи в формировании и жизни болот. Из отмерших остатков сфагнума образуются залежи торфа. Мох сфагнум растет верхушкой стебля, а его нижняя часть отмирает ("отторфовывается"). Так в течение многих лет образуются огромные залежи торфа Торф - ценное сырье для получения воска, парафина, аммиака, спирта и т.д. Он используется в медицине, в строительной промышленности, в качестве топлива, удобрений.
Мох сфагнум применяется как в народной, так и в научной медицине в качестве антисептического средства и перевязочного материала при гнойных ранах, так как обладает способностью впитывать большое количество влаги, превышая свойства лучших сортов гигроскопической ваты. В мировой практике мох сфагнум используют в основном для выращивания комнатных растений. Мох не имеет питательных веществ, но он придает земле необходимую рыхлость, благодаря своей гигроскопичности, способствует равномерному увлажнению земляного кома
3) Папоротники.
3 экскурсовод:
Люблю я тоже влагу. В тени, в лесной глуши, Мои резные листья, конечно, хороши. Но я горжусь не ими! Наш очень древний род Из прошлого планеты тепло и свет несет.
Древовидные папоротники почти вымерли, а вот травянистые чувствуют себя неплохо и в современных условиях. Слово “фужер” заимствовано из французского языка и означает — папоротник Листья достигают порой до полутора метров, но растут очень медленно. Только весной третьего года они достигают полного развития. Осенью листья наших лесных папоротников, как правило, отмирают. Папоротники — влаголюбивые и теневыносливые растения. Кроме стеблей и листьев они имеют корни .
4) Хвойные растения стр. 57
4 экскурсовод:
Мы своим зеленым видом круглый год вам всем милы. Нас легко узнать по шишкам и обилию смолы. Листья наши очень колки, называются иголки, И хоть радость вам несем - никогда мы не цветем.
- Почему эта группа получила такое название? - Эти растения называют еще голосеменные, потому что кроме корня, стебля и листьев, они имеют еще семена, которые расположены, открыто (голо) на чешуйках шишек.
Этот удивительный мир.
Гигантская секвойя может вырасти примерно до 95 м, а диаметр ее ствола может колебаться от 5 до 11 м. Самому большому из этих деревьев, "Генералу Шерману", около 4000 лет, весит оно около 2995796 кг.
5) Цветковые растения. стр.58
Ну а мы, а мы с цветками, Мы цветем, плоды даем, Мы накормим семенами, Мы собой украсим дом. Мы в лесах, лугах и в поле, Мы в пустыне и в воде. По цветкам, как по паролю, Нас узнаете везде.
- Почему они так называются? - Чем они отличаются от других растений? - Приведите примеры цветковых растений. - Почему цветы красивы и душисты? - Цветковые растения цветут вовсе не для людей. Яркие краски, аромат необходимы цветам, чтобы привлекать к себе насекомых.
Восхищаться красотой цветов можем только мы, люди. А насекомым важна лишь окраска, форма цветка и запах. Ведь цветы не просто приманивают, они еще и кормят одних насекомых соком-нектаром, других - пыльцой, третьих - и тем и другим.
Это интересно!
Самое важное место в рационе древних камчадалов занимало это растение, темно-фиолетовые цветки. Его луковицы, толченые с голубикой и другими ягодами, заменяли ительменам хлеб.
Ответ: общее название – сараны; к ним относят рябчика камчатского и лилию слабую (оранжевые цветы).
IV. Работа в группах.
- Мы, узнали признаки различных групп и видов растений, и теперь можем проанализировать и обобщить новые знания. У каждой команды на столе таблица. Сейчас вам нужно будет, опираясь на учебник, и полученные знания на уроке, заполнить её. Подумайте, какие признаки отличают растения каждой группы.
Каждая команда защищает свое мнение о какой-либо одной группе. Другие дети обсуждают.
По каким признакам учёные разделили все растения на разные группы?
стебли | листья | цветы | корни | плоды и семена | |
цветковые | |||||
водоросли | |||||
мхи | |||||
папоротники | |||||
хвойные |
Проверка:
стебли | листья | цветы | корни | плоды и семена | |
цветковые | + | + | + | + | + |
водоросли | |||||
мхи | + | + | |||
папоротники | + | + | + | ||
хвойные | + | + | + | + |
V. Закрепление знаний.
- На какие группы делится царство растений? (Водоросли, папоротники, хвойные- растения, цветковые растения.) - Где растут водоросли? (Жители воды) - Где можно встретить мхи? (Во влажных местах.) - Как узнать папоротники? (По красивым листьям, похожим на перъя.) - Назовите представителей хвойных растений. (Сосна, ель, кедр, можжевельник…) - Какая из групп наиболее разнообразна? (Цветковые растения) - Как называется наука о растениях? (Ботаника.)
VI. Картинная галерея Репродукция картины П.П.Кончаловского “Сирень в корзине” уч.стр. 59
Петр Петрович Кончаловский очень любил сирень, ей он посвятил немало полотен: “Сирень в корзине”, “Сирень” и другие.
- Посмотрите внимательно на репродукцию картины. Как будто, пахнуло весной? Букет свежий, пышный, красивый, ароматный, большой... - Каких оттенков эта сирень? (сирень белая, розовая, светло-лиловая, темно-красная, фиолетовая. . .) - Можно разглядеть отдельные цветочки? (нет) - Почему? (их очень много, плотно прижаты друг к другу, цветы-звездочки, цветы-гвоздики, крестики, звездочки). -Что напоминают по форме кисти сирени? (тяжелые грозди винограда, крупные кисти сирени).
Кончаловский о букете: “В этом букете все цветет, живет и радуется”. Мы чувствуем его восхищение природой, любовь к сирени. Сирень и у нас вызывает хорошее настроение, напоминает о весне, о красоте природы.
VII. Итог урока.
- Что было самым интересным? - Что нового для себя вы узнали?
VIII. Домашнее задание:
- прочитать текст учебника с.54-58;
- по выбору, подготовить сообщения о заинтересовавших растениях, пользуясь энциклопедией, или выполнить задание№ 43 в рабочей тетради N°1
Литература:
- Н.Ф. Виноградова, Окружающий мир. учебник для 3 класса. - М.: Вентана-Граф, 2008.
- О.А. Исакова, Окружающий мир, поурочные планы для 3 класса. – Волгоград : Учитель, 2006.
- О.И.Дмитриева, Т.В.Максимова поурочные разработки по курсу “Окружающий мир”3 класс.-М.:ВАКО,2008
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai