Зона арктических пустынь растения и животные. Сообщение по окружающему миру на тему: «Животные зоны Арктических пустынь».

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Растительный и животный мир зоны арктических пустынь. Зона арктических пустынь растения и животные


Сообщение по окружающему миру на тему: «Животные зоны Арктических пустынь». |

Белый медведь

План

1. Внешний вид2. Распространение3. Образ жизни и питание4. Социальная структура и размножение5. Хозяйственное значение6. Статус популяции и охрана

 

1. Внешний вид
Бе́лый медве́дь, или полярный медведь, или северный медведь, или морской медведь — хищное млекопитающее семейства медвежьих, близкий родственник бурого медведя.

Белого медведя от других медведей отличают длинная шея и плоская голова. Кожа у него чёрная. Цвет шубы варьируется от белого до желтоватого; летом мех может желтеть из-за постоянного воздействия солнечного света. Шерсть белого медведя лишена пигментной окраски, и шерстинки полые. Полупрозрачные волоски пропускают только ультрафиолетовые лучи, придавая шерсти теплоизоляционные свойства. При ультрафиолетовой фотосъёмке белый медведь кажется тёмным. Благодаря строению шерстинок белый медведь иногда может «позеленеть». Происходит это в жарком климате (в зоопарках), когда внутри шерстинок заводятся микроскопические водоросли.

Подошвы ног подбиты шерстью, чтобы не скользить по льду и не мёрзнуть. Между пальцами есть плавательная перепонка, а передняя часть лап оторочена жёсткими щетинками. Крупные когти могут удержать даже сильную добычу.

Заостренная морда легко рассекает воду, очень теплый, густой мех и слой подкожного жира позволяют хорошо плавающему хищнику подолгу находиться в холодной воде, преодолевая вплавь большие расстояния между ледяными полями. Задние лапы служат рулем, а передние, густо покрытые шерстью, образуют сплошные гребные лопасти. Удельный вес тела медведя близок к удельному весу воды. Мех в воде не намокает и удерживает воздух, поддерживает тело этого гиганта в воде, позволяя часами плавать и даже спать, не вылезая на лед. Медведи могут уплывать на 100 км от суши!

2. Распространение

В России белый медведь постоянно обита­ет на пространстве от Земли Франца Иосифа и Но­вой Земли до Чукотки. На плавающих льдах иногда достигает Камчатки. Отмечены далекие заходы вглубь ма­терика (до 500 км по реке Енисей). Южная граница области обитания совпадает с кромкой дрейфующих льдов.

3. Образ жизни и питание

Обитает на дрейфующих и припайных морских льдах, где охотится на свою основную добычу: кольчатую нерпу, морского зайца, моржа и др. морских животных. Ловит он их, подкрадываясь из-за укрытий, или возле лунок: стоит животному высунуть голову из воды, как медведь ударом лапы оглушает добычу и вытаскивает её на лёд. Иногда снизу опрокидывает льдину, на которой находятся тюлени. С моржом может справиться только на суше. В первую очередь пожирает шкуру и сало, остальную тушу — лишь в случае сильного голода. Остатки добычи доедают песцы. При случае подбирает падаль, дохлую рыбу, яйца и птенцов, может есть траву и морские водоросли, в обжитых местах питается на помойках. Известны случаи ограбления им складов продовольствия полярных экспедиций.

Совершает сезонные кочёвки в соответствии с годовыми изменениями границы полярных льдов: летом отступает вместе с ними ближе к полюсу, зимой перемещается на юг, заходя на материк. Хотя белый медведь держится преимущественно на побережье и льдах, зимой он может залегать в берлогу на материке или на островах, иногда в 50 км от моря.

В зимнюю спячку, продолжительностью 50—80 дней, залегают, в основном, беременные самки. Самцы и холостые самки ложатся в спячку на короткий срок и не ежегодно.

Несмотря на кажущуюся неповоротливость, белые медведи даже на суше быстры и ловки, а в воде легко плавают и ныряют. Очень густая, плотная шерсть защищает тело медведя от холода и намокания в ледяной воде. Важную приспособительную роль играет мощный слой подкожного жира до 10 см толщиной. Белая окраска способствует маскировке хищника. Хорошо развиты обоняние, слух и зрение — свою добычу медведь может увидеть за несколько километров, кольчатую нерпу может учуять за 800 м, а, находясь прямо над её гнездом, слышит малейшее шевеление.

4. Социальная структура и размножение

Одиночные животные. Как правило, миролюбивы по отношению друг к другу, но между самцами в брачный период случаются стычки. Взрослые самцы могут нападать на медвежат, в основном мужского пола.

В октябре самки в береговых снежных наносах роют берлогу. У медведиц есть излюбленные места, куда они массово собираются для ощенки, например о. Врангеля или Земля Франца-Иосифа, где ежегодно насчитывается по 150—200 берлог.

Новорождённые беспомощные, как у всех медведей, и имеют массу от 450 до 750. Через 3 месяца самка вместе с ними покидает берлогу и переходит к бродячему образу жизни. Медвежата остаются при ней до 1,5 лет, всё это время медведица кормит их молоком. В выводках обычно 1-3, чаще 1-2 детеныша.

Продолжительность жизни — максимум 25—30 лет; в неволе рекорд долгожительства — 45 лет.

5. Хозяйственное значение

Жители Арктики, например, эскимосы добывают белого медведя ради шкуры и мяса. В России охота на него полностью запрещена с 1956 года.

6. Статус популяции и охрана

Белый медведь охраняется в заповеднике на острове Врангеля, внесен в Красную книгу РФ. Медленное размножение и большая смертность молодняка делают этого зверя легко уязвимым.

 К началу 70-х гг. XX в. в российском секторе Арктики обитало 5-7 тыс. белых медведей, а по всей территории Арктики их количество не превышало 20 тыс. В 1973 г. было подписано Международное соглашение о сохранении белого медведя.  Через десять лет численность медведей увеличилась и составляла свыше 25 тыс. .

Зоопарки выполняют важную функцию по поддержанию тех видов, которые находятся под угрозой уничтожения: исследуются повадки животных, общественность информируется о видах, находящихся под угрозой, и координируются программы разведения на международном уровне. 

Просмотры: 11 622

Вам может быть интересно

informic-doam.ru

Растительный и животный мир зоны арктических пустынь

РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ЖИВОТНЫЙ МИР ЗОНЫ АРКТИЧЕСКИХ ПУСТЫНЬ

  Водоросли Северного Ледовитого океана

тупики

кайры

гагары

Гага

Птичьи базары -

шумные многотысячные скопления морских птиц на крутых скалистых берегах.

Гаги выщипывают у себя на груди пух и делают из него подстилку для яиц.

гагары

кайры

Птицы зоны арктических пустынь

тупик

полярная сова

гага

Физкультминутка

«Арктический ветер»

ЖИВОТНЫЕ АРКТИКИ БЕЛЫЙ МЕДВЕДЬ

Тюлень

Лежбище тюленей

Морж

Работа

с учебником

стр. 44

РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ЖИВОТНЫЙ МИР ЗОНЫ АРКТИЧЕСКИХ ПУСТЫНЬ

У мамы кенгуру родился сынок, и решила мама показать малышу мир. Поскакала она в Арктику. Смотрит, перед ней тюлень идет на задних лапах . Жарко было очень + 27 градусов и мама-кенгуру спряталась под тень тополя . И тут её встречает белая медведица с медвежонком, медведица пригласила новых гостей в свою берлогу – в дупло на старом дереве , там медведица угостила их свежескошенной травой и пельменями . Наступила ночь и все вместе легли спать. А утром мама кенгуру нашла большую высокую пальму с бананами и нарвала их для деток. Время шло, кенгуру решили вернуться домой, распрощались они с новыми друзьями и поскакали домой.

3

1

м

е

о

д

2

р

в

ж

е

4

о

д

Б

д

ь

о

а

р

5

е

о

т

н

ю

с

л

ц

е

и

е

в

н

о

ь

РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ЖИВОТНЫЙ МИР ЗОНЫ АРКТИЧЕСКИХ ПУСТЫНЬ

multiurok.ru

Растительный и животный мир зоны арктических пустынь

Краевое государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников

с ограниченными возможностями здоровья

«Рубцовская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №1 VIII вида»

Урок географии в 7 классе

«Растительный и животный мир зоны арктических пустынь»

Автор: учитель географии

Ильина Ирина Ивановна

Рубцовск

2013Тема урока: Растительный и животный мир зоны арктических пустынь.

Цель:

- формировать представление и дать характеристику растительному и животному миру зоны арктических пустынь.

Задачи:

- активизировать словарный запас при знакомстве с новыми словами;

- развивать умение ориентироваться по карте, зрительное восприятие, обогащать и уточнять представления о мире.

- корригировать образную память на основе заданий на запоминание;

- воспитывать интерес к природе.

Оборудование:

- физическая карта России;

- учебник «География России 7 класс» М.;2005, авторы Лифанова Т.М., Соломина Е. Н.;

Раздаточный материал:

У учащихся:

- таблицы «Птицы Арктики»

-кроссворды

-карточки с текстом

У учителя:

- иллюстрации животных

- карточки - слова для словарной работы

- художественные книги об Арктике и её исследователях (для выставки).

^

1.Организационный момент.

(взаимное приветствие; настрой учащихся на работу)

Прозвенел звонок.

Начался урок.

Стали ровно, тихо сели.

На меня все посмотрели.

-Назовите сегодняшнюю дату?

-Какой день недели?

- Какой урок по расписанию?

-О чем говорим на уроках географии?

2. Повторение

1. Какую природную зону мы изучаем?

2. Покажите на карте, где расположена эта природная зона?

3. Назовите острова, которые относятся к зоне арктических пустынь.

4.Назовите и покажите моря Северного Ледовитого океана.

5. Что такое полярная ночь?

6. Каков климат в зоне арктических пустынь?

7. Сколько времени длится полярный день?

3. Сообщение темы урока

На прошлых уроках мы говорили о расположении зоны арктических пустынь и ее климате. Сегодня мы продолжим разговор о данной территории России.

Прочтите тему урока

(«^ »)Работа в тетради:

Откройте тетради, отступите 4 клетки, запишите дату на полях и тему урока «Растительный и животный мир зоны арктических пустынь».

4.Изучение нового материала

-Посмотрите на изображение арктической пустыни.

-Как вы думаете, могут ли расти растения в таком месте?

-Что необходимо растениям для роста?

В Арктике мало суши. На островах почва очень бедная. В таких суровых условиях могут расти только мхи и лишайники, и немногие травы. В океане и на дне северных морей растут водоросли, потому что вода под слоем льда теплее, чем на поверхности и имеет постоянную температуру.

-Какие растения растут в данной зоне?

- А могут ли жить здесь животные?

-А птицы?

В зону арктических пустынь каждое лето прилетают множество птиц, которые питаются рыбой. Это кайры, гаги, гагары, тупики, полярные совы и другие птицы.

Птицы садятся на скалы и кричат, хлопают крыльями. Такие скопления называют птичьими базарами.

Гнёзд северные птицы не вьют, они делают подстилку из сухой травы. Гаги выщипывают у себя на груди пух, делает из него подстилку для яиц. Яйцам, окружённым этим пухом, не страшен мороз. Гагачий пух называют чудесным пухом, он ценится на вес золота, сбор его запрещен. Гаги занесены в Красную книгу.

^

У вас на столах лежат карточки.

Пользуясь слайдом, определите и запишите названия представителей птиц.

Приклейте в тетрадь.

^

Ребята, представьте, что вы находитесь сейчас на острове в зоне арктических пустынь. Дует холодный арктический ветер, и вы наклоняетесь от силы ветра. Команды учителя: ветер дует на восток, на запад, на юг, на север. Обучающиеся выполняют наклоны в ту сторону, куда дует ветер.

-А сейчас послушайте отрывок из песни и скажите, о каком жителе Арктике мы будем говорить.

(Звучит отрывок из песни «Где-то на белом свете»)

-О каком жителе Арктике идет речь?( О белом медведе)

Самым известным жителем арктических пустынь является белый медведь. О нем нам расскажет Саша.

(Сообщение ученика с показом слайд - презентации)

Следующего представителя животного мира арктических пустынь вы узнаете по загадке

Живет во льдах диковинный заяц: не беленький, не серенький, не бегает и не прыгает! Уши у него маленькие, задние ноги - короткие, и любит заяц не свежую травку, а свежую рыбку. Вот так заяц!

(Тюлень)

Посмотрите на иллюстрацию.

Что у тюленя вместо лап? ( Вместо лап – ласты).

Вместо лап у тюленя задние и передние ласты. Поэтому их относят к ластоногим.

Словарная работа со словом ЛА-СТО-НО-ГИ-Е

-Тюлени почти всегда живут в воде, выходят из неё только для размножения и линьки, тело тюленя покрыто толстым слоем жира. Жир помогает плавать и предохраняет от холода. На отдых морские животные выбираются на берег большими стадами.

Такие скопления ластоногих называют лежбищем.

Словарная работа со словом ЛЕЖ-БИ-ЩЕ

Каких еще ластоногих животных вы знаете? ( Моржи)

О моржах приготовил сообщение Виталий.

(Сообщение ученика с показом иллюстраций)

5.Закрепление изученного материала

Работа с учебником. стр. 44

-Найдите в тексте учебника, как обитатели Арктики приспосабливаются к суровому климату?

^

Из группы картинок птиц, животных и растений нужно выбрать животных арктических пустынь и прикрепить их на карту.

Мхи, береза, лишайники, водоросли.

Белый медведь, тюлень, панда, морж.

Кайра, тупик, гага, попугай.

^

На ваших столах лежит текст. В тексте спрятались ошибки. Постарайтесь найти их и подчеркнуть.

У мамы кенгуру родился сынок, и решила мама показать малышу мир. Поскакала она в Арктику. Смотрит, перед ней тюлень идет на задних лапах. Жарко было очень + 27 градусов и мама-кенгуру спряталась под тень тополя. И тут её встречает белая медведица с медвежонком, медведица пригласила новых гостей в свою берлогу – в дупло на старом дереве, там медведица угостила их свежескошенной травой и пельменями. Наступила ночь и все вместе легли спать. А утром мама кенгуру нашла большую высокую пальму с бананами и нарвала их для деток. Время шло, кенгуру решили вернуться домой, распрощались они с новыми друзьями и поскакали домой.

Проверка. Один ученик читает с пояснениями.

^

3

4

5

1 м о р ж
е Б т

2

д а ю
в о д о р о с л и
е е е
д н н
ь ц ь
е
в
о
1.Крупное морское животное, у которого есть клыки-бивни.

2.Многочисленные подводные растения.

3.Опасный хищник зоны арктических пустынь.

4.Море Северного Ледовитого океана.

5.Морское животное Арктики.

Проверка

Обзор выставки книг.

Большинство животных и птиц Арктики занесены в Красную книгу.

( показываю книгу) В Арктике проживают и другие животные и птицы. О них вы можете узнать, прочитав книги из школьной библиотеки. Вот некоторые из них.

6.Итог урока.

- О чем мы говорили на уроке?

-Назовите представителей животного мира зоны арктических пустынь.

-Назовите растения Арктики.

Домашнее задание.

Откройте дневники, запишите задание на дом: прочитать статью учебника стр. 41-44. Ответить на вопросы.

Выставление и комментирование оценок 

shkolnie.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта