Жизнь растений 3 класс планета знаний презентация. Урок окружающего мира 3 класс УМК "Планета знаний" по теме " Разнообразие растений"

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Презентация "Разнообразие растений" . Окружающий мир. 3 класс. Жизнь растений 3 класс планета знаний презентация


Урок природоведения по теме: "Жизнь растений". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Цели:

  1. систематизировать знания о роли растений в жизни человека, способствующие охране и укреплению здоровья человечества;
  2. способствовать развитию памяти, логического мышления, умению самостоятельно добывать знания;
  3. раскрыть факторы отрицательного воздействия человека на растения, воспитывать бережное отношение к природе, ко всему живому на Земле, к собственному здоровью.

Оборудование: Красная книга, гербарий растений, рисунки знаков-предупреждений, картина “Лес”, таблица лекарственных растений.

Ход и содержание урока

I. Вводная часть

– Ребята! Сегодня, в зимний морозный день нам предстоит знакомство с удивительным миром растений. Мир, который кормит нас, одевает, лечит, защищает от неблагоприятных воздействий. Во время знакомства постарайтесь узнать интересные и поучительные факты о природе, растениях, о том, как сохранить прекрасную природу Земли.

О люди, мыслю я, у всех, у нас Есть мать одна по имени Природа! У ней для всех хватает доброты И мы живём, запечатлев навеки В душе прекрасные черты – Поля, леса, луга, моря и реки.

II. Фронтальный опрос

Учитель.

– Что такое природа?

– Как объясните: В природе всё взаимосвязано?

– Какое значение имеет природа для людей?

– Что такое “Зелёная одежда Земли”?

– Что такое растения?

– Назовите группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые).

– Какие органы есть у большинства растений?

Растения – живые существа, значит они…дышат, питаются растут, размножаются , живут и умирают.

Если бы на Земле не было растений, в воздухе не было бы кислорода, значит люди и животные не могли бы жить на Земле.

– Что такое растениеводство? Для чего люди выращивают растения?

– Какие растения люди выращивают для получения продуктов питания? Какие продукты растениеводства мы используем ежедневно? (картофель, хлеб, сахар, крупы)

– Какое значение для человека и животных имеют растения?

III. Работа над новым материалом

Сегодня у нас немного тревожный урок. На доске плакат: “Рыбе – вода, птице – воздух, человеку нужна Родина. Охранять природу – значит охранять Родину. (М. Пришвин)”.

– Как вы понимаете эти слова?

Да велико значение природы для жизни человека. С давних пор люди занимаются на Земле хозяйством, строят города, дороги, распахивают луга, вырубают леса. Всё это необходимо. Но продолжая разговор о растениях, нельзя забывать, что по вине человека многие растения становятся редкими, а иные исчезают совсем из-за того, что люди рвут их ради красивых букетов или заготавливают как лекарственные средства.

На уроках природоведения вы уже знакомились с Красной книгой Башкортостана. Почему она названа Красной?

– Это памятка, предупреждающая, что растения, занесённые в неё, требуют охраны.

Вдумайтесь, ребята, в строки из стихотворения С. Островского “Красная книга”:

Как это страшно – умиранье рода, Всех поголовно, всех до одного, Когда опустошённая природа Уже не в силах сделать ничего И ползёт проказа запустенья, И пересохнут ниточки воды, И птицы вымрут, и падут растенья, И зверь не обойдёт своей беды, И сколько тут корысти не ищи ты, Какой ты отговоркой не владей, Земля защиты требует. Защиты. Она спасенья просит у людей.

Сегодня вы узнаете о редких и исчезающих первоцветах нашей республики, а также растениях, которые помогают нам сохранять здоровье. Думается, что вы сделаете всё, чтобы они радовали нас всегда. (Зачитать из “Красной книги” и показать несколько растений)

IV. Зарядка для глаз

V. Чтение статьи учебника, только правила поведения в природе.

– Все мы – и дети, и взрослые – дети одного большого царства Природы. Как сохранить природу? Как жить с ней в согласии? А может лучше научиться понимать её и бережно относиться к ней с самого детства?

На доске рисунок ландыша.

– Что это за растение?

Игра

Класс делится на следующие группы:

I группа – “Потребители”

II группа – “Юные хранители природы”

III группа – “Эксперты”

Первые две команды дают ответ на вопрос: хорошо или плохо нарвать букет ландышей. (Проблемная ситуация)

На доске:

цветы завянут богатство
подарить … букеты беречь
пахнут вред … в лесу …
… стоят исчезнут правила поведения
уют … пустой не нанести природе

Потребители: “Нарвать букет хорошо. Цветы красивые, их можно подарить. Они хорошо пахнут. Уютно, когда они стоят дома”.

Юные хранители природы: “Нарвать букет плохо, цветы быстро завянут и их выбросят. если будешь рвать большие букеты – нанесёшь вред природе. Они быстро исчезнут. Лес станет пустым, некрасивым”.

Эксперты: “Леса – богатство нашего края! Их надо беречь. Находясь в лесу, нужно не забывать правила поведения, в нём, чтобы не нанести вред природе”.

– Ребята, а вы знаете, почему мы заговорили о ландыше? Люди рвут их не задумываясь. А ведь, чтобы ландыш зацвёл, с того дня, как семя попадёт в землю, должно пройти 10 лет. Дети, поступившие в 1 класс, успеют за это время окончить школу. Подумайте об этом.

Если мы сохраним красоту зелёных растений, то и животные нам отплатят красотой. Ведь в природе всё взаимосвязано.

IV. Физминутка

Здравствуй, солнце золотое! (Нарисовать круг руками)

Здравствуй, небо голубое! (Поднять руки вверх, помахать кистями)

Здравствуй, вольный ветерок! (Помахать кистями перед лицом)

Здравствуй, маленький дубок! (Поднять руки вверх и покачать ими)

Мы живём в родном краю –

Всех я вас приветствую. (Пожать одной рукой другую).

VII. А сейчас мы все вместе отправимся в удивительный уголок природы. Это – лес.

Лес, как в сказке – густой и лохматый,

Много тайн и чудес скрыто в нём

Загляни в этот лес, и узнаешь тогда ты,

Как прекрасно, что рядом мы с лесом живём.

В лесу вы бываете чаще всего, и я хочу проверить вашу наблюдательность. Какова роль лес в жизни человека?

В лес пришли аптекарь, кожевник, пчеловод. Какое дерево интересует всех троих? (Ива) Объясните, почему? Назовите разновидности данного дерева. (Краснотал, верба, ракита, плакучая ива).

– Из коры делают лекарства;

– Добывают дубильные вещества, необходимые для обработки кожи;

– Цветы ивы богаты нектаром.

Какие растения являются лучшими природными фильтрами? (Вяз, тополь).

Какой кустарник является средством от 40 болезней? (Шиповник) А ещё шиповник помогает узнать время суток. Он открывает лепестки в 4 часа утра и закрывает в 19 часов.

Какое растение называют цветок-букетик? (Медуница).

Трава от 99 болезней, назовите её (Зверобой).

Как облегчить боль, если ты натёр ногу в пути? (Приложить лист подорожника).

Трава, которую может узнать на ощупь даже слепой человек? (Крапива).

Побывав в лесу, мы с вами узнали много интересного о растениях. И самое важное вы отмечали, что многие растения помогают нам сохранить здоровье или избавиться от многих заболеваний. Это очень важно, так как сегодня здоровье человечества и, особенно, детей вызывает тревогу. Недаром в нашей республике и в городе этому уделяется много внимания вы все прошли курс лечения в дневном стационаре при нашей школе.

Всемирно известный врач Поль Брег сказал: “За деньги можно купить кровать, но не сон; еду, но не аппетит; лекарства, но не здоровье; дом, но не домашний уют; книги, но не ум”. Этими словами сказано всё. Сохранить то, что дано от природы, или приобрести то, чего не дано, могут помочь только знания. И как хотелось бы, чтобы всё, что касается здоровья, где промедление поистине смерти подобно, понимали все, и как можно раньше. Наш организм обладает достаточным запасом сил для восстановления нормального здоровья даже тогда, когда ему нанесён тяжёлый ущерб.

Каким образом мы можем укреплять здоровье? Вести здоровый образ жизни, а именно:

  1. Заниматься спортом, делать зарядку;
  2. Чаще бывать в лесу, на природе;
  3. Соблюдать режим дня;
  4. Не курить, не употреблять наркотики, алкоголь;
  5. Правильно питаться.

Во многом помогут вам и растения, которые обладают свойством излечивать болезни. Но прежде, чем их применять, необходимо посоветоваться с врачом.

VIII. Проверка домашнего задания

Вы получили задание: “Какие растения, произрастающие в наших лесах или огородах, являются лекарственными?”

Несколько человек зачитывают рефераты на тему: “Облепиха”, “Шиповник”, “Мать и мачеха”.

IX. Сегодня мы с вами живём в мире телевидения, компьютеров. Наши глаза испытывают повышенную нагрузку, поэтому у многих из вас отмечается ухудшение зрения. Как помочь нашим глазам? Многие растения с успехом применяются для лечения и профилактики заболеваний. Сохранить остроту зрения и справиться с воспалительными процессами хорошо помогают:

  1. Алоэ
  2. Очанка – глазная трава
  3. Черника
  4. Плоды шиповника (заваривать и пить по ? ст. 2 раза в день)
  5. Аир болотный
  6. Мёд
  7. Морковь в любом виде
  8. Для улучшения зрения ежедневно при умывании осторожно ударять по глазам из пригоршни брызгами холодной воды 5-10 раз подряд
  9. Несколько раз в день проводить гимнастику для глаз

Используя лекарственные травы нужно помнить, что нельзя собирать их в городе, вблизи дорог и, собирая, нельзя срезать или выкапывать все растения, так как мы можем уничтожить их, тем более что у растений ограничен срок годности. Кроме того следует помнить, что всякое лечение травами требует времени и терпения. Травы воздействуют на организм эффективно, но мягко. И не забудьте посоветоваться с врачом.

X. Что же главное мы должны уяснить на уроке?

XI. Задание на дом.

Здание выдаётся по группам.

1 группа. Читать с. 101 – 104.

2 группа. Оформить книжку-малышку “Берегите растения”

3 группа. Тетрадь з. 70 – 72.

XII. Оценки.

XIII. Обобщение.

Вы много сегодня узнали о том, как природа поможет вам сохранить здоровье, как беречь и охранять природу, так как богатства её не безграничны, а удивительная красота – ранима.

Стихотворение “Ты береги нас”

Смотрю на глобус – шар земной, И вдруг вздохнул он, как живой И шепчут мне материки: “Ты береги нас, береги!” В тревоге рощи и леса, Роса на травах, как слеза И тихо просят родники: “Ты береги нас, береги!” Грустит глубокая река, Свои, теряя берега И тихо слышу голос я с реки: “Ты береги нас, береги!” Остановил олень свой бег, Будь человеком, человек В тебя мы верим – не солги, “Ты береги нас, береги!” Смотря на глобус – шар земной, Такой прекрасный и родной, И шепчут губы: “Не солгу”, Я сберегу вас, сберегу!

(Е. Шкловский)

В нашей республике уделяется огромное внимание охране природы. 2004 год был годом охраны окружающей среды. Но охранять, беречь природу нужно всегда. Если вы хотите знать больше о природе, учиться беречь её, можете заниматься в экологическом центре по ул. Карла Маркса 35.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Презентация "Разнообразие растений" . Окружающий мир. 3 класс.

Просмотр содержимого документа «Презентация "Разнообразие растений" . Окружающий мир. 3 класс.»

Разнообразие растений

Разнообразие растений на Земле

мхи

водоросли

папоротники

цветковые

хвойные

МХИ

  • Мхи –очень древние представители царства растений.
  • Растут мхи лишь в местах повышенного увлажнения.
  • Они участвуют в образовании болот , создании торфа, влияют на увлажнение почвы.

МХИ

Папоротники

  • Эти растения часто называют живыми ископаемыми. Они нуждаются в охране.
  • Папоротники помогают понять учёным, как развивалось многообразие растительного царства Земли.

Папоротники

ВОДОРОСЛИ

  • Ученые считают, что среди существующих на Земле растений самые древние — это сине-зеленые водоросли. Их возраст около трех миллиардов лет.

Водоросли содержат много ценных веществ, которые используют в промышленности, сельском хозяйстве, медицине и в питании людей.

ХВОЙНЫЕ РАСТЕНИЯ

  • Отличаются особыми игловидными листьями- хвоей.
  • Хвоинки опадают не все сразу, как обычные листья, а постепенно, в течении нескольких лет. Поэтому хвойные деревья круглый год зелёные.

У хвойных пород очень ценны смола (живица), древесина, плоды ( например, кедровые орешки ).

ЦВЕТКОВЫЕ РАСТЕНИЯ

Сейчас на Земле господствуют цветковые растения. Их так называют потому, что они имеют цветки, из которых образуются плоды с семенами .

Цветковые растения

Цветковые растения – самая многочисленная и распространенная на Земле группа растений.

Разнообразие растений

К 2004 году ученым удалось классифицировать около 290 тысяч видов, среди них 240 тысяч цветковых, 16 тысяч мхов, 11тысяч папоротников, 8 тысяч зеленых водорослей.

Растения встречаются повсюду.

В лесу

В горах

В водоёме

На лугу

В доме

В городах

В пустыне

В степи

Как сохранить это разнообразие?

?

Вопрос №1

Какие растения называют «живыми ископаемыми»?

Папоротники

Вопрос №2

Какой вид растений учёные считают самым древним на земле?

Водоросли

Вопрос №3

Что такое «Ж И ВИЦА»?

Ж и вица- это смола хвойных деревьев.

Вопрос №4

Опадают ли хвоинки у хвойных деревьев?

Хвоинки опадают постепенно в течении нескольких лет.

Вопрос №5

Какой вид растений сейчас является господствующим на Земле?

Сейчас на Земле господствуют цветковые растения.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

multiurok.ru

Урок окружающего мира 3 класс УМК "Планета знаний" по теме " Разнообразие растений"

Урок по окружающему миру в 3 классе

на тему: «Разнообразие растений»

Дидактическая цель:  создать условия для осознания и осмысления блока новой информации, используя приём проектного обучения.

Задачи:

- познакомить учащихся с основной классификацией растений; рассмотреть особенности каждой группы растений;

- воспитывать чувства  бережного  отношения  к природе, её значимости в жизни человека;

- развивать познавательный интерес;  умение наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать.

Методы обучения:  частично – поисковый, исследовательский  

Ход урока

  1. Организационный момент

      Долгожданный дан звонок –

                                       Начинается урок

                                       Вот книжки на столе,

                                       А вот – тетрадки.

                                       Не хочется играть

                                       Сегодня в прятки,

                                       И недосуг дуть на корабль бумажный –

                                       Сегодня в классе у ребят

                                      Урок уж больно важный!

 - Повернулись друг к другу лицом, улыбнулись друг другу. Сказали добрые слова. Пожелали успехов себе.

Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните обиду, злобу, беспокойство.

Я желаю всем нам хорошего урока.

 2. Сообщение темы и целей урока

     - Тему нашего урока вы мне скажете сами, ответив на вопросы теста.

 - На какие  2 большие группы делится природа?

 - Как называется наука, которая изучает живую природу?

 - На какие царства делится живая природа?

- Судя по картинкам, о какой природе пойдёт речь на уроке?

 - А теперь определите тему нашего урока.

                                                   

 - Сегодня на уроке мы отправимся в царство растений и познакомимся с разнообразием царства растений и новой классификацией растений.

 - Растения на Земле встречаются повсюду. Вы, наверное, слышали такое выражение: «Растения - зелёная одежда Земли».

Они образуют леса,  луга.  Зелёный наряд делает нашу планету удивительной.

-  Какие части растения вы знаете?

- Наука о растениях называется ботаникой. Это один из разделов биологии. Учёные-ботаники делят царство растений на несколько групп:

Водоросли,  мхи, папоротники, хвойные, цветковые

- Как вы думаете, чем эти растения отличаются друг от друга?

 - Ответ на этот вопрос мы получим после того, как познакомимся с особенностями каждой группы растений.

Минутка для релаксации глаз.

* Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть, медленно считая до пяти.

* Крепко зажмурить глаза, считая до трёх, открыть и посмотреть вдаль, считая до пяти.

* Круговые движения глазами в правую сторону (3 раза), столько же в левую сторону.

3. Планирование работы.

- Работать будем по группам самостоятельно.

- Сегодня будут работать 5 групп. Каждая группа изучит самостоятельно особенности  определённой группы растений, а затем познакомит всех нас.

1 группа – водоросли

2 группа – мхи

3 группа – папоротники

4 группа – хвойные растения

5 группа – цветковые растения

 -Задания для самостоятельной работы, задание № 1  - для 1 группы –

Дать краткую характеристику водорослям:

  1. Особенности жизнедеятельности.

  2. Части растения.

  3. Представители.

 - Задание № 2 – для 2 группы –

Дать краткую характеристику мхам.

 - Задание № 3 – для 3 группы –

Дать краткую характеристику папоротникам.

 - Задание № 4 – для 4 группы –

Дать краткую характеристику хвойным растениям.

 - Задание № 5 – для 5 группы –

Дать краткую характеристику цветковым растениям.

- У каждой группы есть инструкция по выполнению задания.

Инструкция для группы 1.

1. Рассмотрите рисунок на с.85 учебника, прочитайте текст.

2. Подготовьте одного выступающего по вопросу (остальные готовятся дополнить ответ выступающего).

Инструкция для группы 2.

1.Рассмотрите рисунок на с.80 атласа- определителя «От земли до неба».

2. Используйте материал атласа на с.81, текст учебника с.85

3. Подготовьте одного выступающего по вопросу (остальные готовятся дополнить ответ выступающего).

Инструкция для группы 3.

1. Рассмотрите рисунок на с.78 атласа- определителя «От земли до неба», учебник, с 86.

2. Используйте дополнительный материал с листа

3. Подготовьте одного выступающего по вопросу (остальные готовятся дополнить ответ выступающего).

Инструкция для группы 4.

1.Рассмотрите рисунок на с.82 атласа- определителя «От земли до неба».

2. Используйте материал атласа на с.83, учебника, с.86

3. Подготовьте одного выступающего по вопросу (остальные готовятся дополнить ответ выступающего).

Инструкция для группы 5.

1. Рассмотрите рисунок на с.86 учебника.

2. Используйте дополнительный материал с листа

3. Подготовьте одного выступающего по вопросу (остальные готовятся дополнить ответ выступающего).

4.Сбор информации.

Учащиеся знакомятся с источниками информации, отбирают главное содержание. Учитель наблюдает за деятельностью учащихся, консультирует.

5.Обмен информацией.

  • СЛАЙД 9

  • СЛАЙД 10

  • СЛАЙД 11

  • СЛАЙД 12

  • СДАЙД 13

Релаксация

Я превращаю вас в маленькие семена  цветов. Присядьте на корточки. Тёплое солнышко пригревало семена, дождик поливал. Семена росли, росли и стали цветами. Медленно поднимайте руки, вставайте, выпрямляйтесь. Но вот лето в разгаре, сильно припекло солнце, завяли цветы. Расслабьте, уроните голову на грудь. Руки – вдоль тела. Опуститесь на пол. И вдруг полил дождик, ожили цветы, снова тянутся к солнцу.

6.Рефлексия.

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Кому работать в группе было легко?

- Кто испытывал трудности?

- Кто остался доволен своей работой на уроке?

 - Мне хочется поблагодарить вас за активность, инициативность.

 Водоросли -  это растения, живущие в воде.  Они свободно  плавают в воде или поселяются на дне. У водорослей нет ни корней, ни стеблей, ни листьев, ни цветков.

   Водорослей на Земле очень много. Есть среди них гиганты, длиной до 40метров – они живут в океанах. Есть крошечные водоросли, рассмотреть их можно только в микроскоп.

   По цвету водоросли бывают сине – зелёные, зелёные, бурые и красные. Сине – зелёные водоросли могут жить не только в воде, но и на земле, там, где влажно. Например, скользкие зелёные налёты на заборах, стенах домов, крышах.  

   Все бурые водоросли – очень крупные растения. В морях и океанах они образуют подводные заросли – настоящие джунгли. Их бывает так много, что они мешают проходить судам, гибнет рыба.

   Водоросли живут и на живых организмах. Клетки водорослей обнаружили внутри тела личинки стрекозы, на ножках водяного клеща.

   Водоросли служат кормом для морских животных. Они обогащают воду кислородом и очищают её от бактерий. Морские водоросли человек использует в пищу (морская капуста). Водоросли применяют и для лечебных целей.

   Папоротники легко узнать по красивым листьям, похожим на большие перья. Кроме листьев, у папоротников есть корни и стебли. Папоротники никогда не цветут. Семян у папоротников не бывает; их заменяют крошечные споры,  которые можно увидеть только под микроскопом.

   Папоротники бывают травянистые или древовидные.

В тропиках растут папоротники – гиганты – это деревья, высотой до 200метров.

   Есть водные папоротники. Сальвиния плавающая – у неё нет корней. Её разводят в аквариумах и парковых прудах.

Многие папоротники декоративны, другие лекарственные, некоторые съедобны, некоторые ядовиты.

   Цветковые растения – это растения, у которых есть цветки.

Эти растения наиболее разнообразны. Они имеют и все другие части: корни, стебли, листья.

   Многие растения с наступлением тепла зацветают. Одни цветут ранней весной, когда ещё не сошёл снег, другие – летом. Есть растения, которые цветут до глубокой осени. Когда растения цветут, они становятся очень нарядными, привлекают насекомых, животных, радуют человека.

     Всем нам знаком – подорожник большой. Он растёт вдоль  дорог, на сорных местах, пустырях, на лугах. По нему ходят люди, животные, иногда ездят на велосипедах и машинах. Почва у дорог такая плотная, что её трудно раскопать. Но даже в таких условиях, подорожник растёт, цветёт, приносит семена. Для подорожника не опасно вытаптывание. Настой и сок из листьев подорожников применяются в медицине. Молодые листья идут на супы, салаты.

    Широко распространён – одуванчик лекарственный. Он растёт вдоль дорог, у жилья, засоряет газоны, сады, огороды. Отвар из его корней возбуждает аппетит. Молодые листья используют для салатов, супов, приправ, а поджаренные корни как заменитель кофе.

    Клевер луговой, или красный – увидишь на каждом лугу. Это растение с красивыми красными цветками. Выращивают как кормовое растение. В начале и середине лета травы мягкие, сочные. В это время начинается заготовка сена. Сено – хороший корм для скота в зимнее время.

     Мхи – жители влажных мест. Встречаются в лесах, на лугах, болотах. Много их в тундре. У мхов не бывает корней, цветов и плодов с семенами. Но они имеют стебли и листья.

     Все мхи, если к ним не присматриваться, кажутся почти одинаковыми. На самом же деле они очень разнообразны.

    Кукушкин лён своим вытянутым стеблем и формой листьев напоминает настоящий лён, за что и получил своё название. Это крупный мох высотой до 40сантиметров. И ещё до 12сантиметров – ножка с коробочкой, в которой созревают споры.

    Сфагнум (торфяной мох) образует в сырых местах и на болотах пышные «подушки». Из их отмерших остатков образуется торф.

    Маршанция стелется по земле. На ней вырастают удивительные маленькие «зонтики», которые служат этому мху для размножения.

    Хвойные растения – это сосна, ель, лиственница, пихта, можжевельник. Они вечнозелёные. У них есть корень, стебель, листья – хвоинки. У хвойных не бывает цветков и плодов. На месте плодов у них шишки, в которых созревают семена.

    Ель обыкновенная и сосна обыкновенная – наиболее известные хвойные деревья. У ели хвоинки короткие, расположены на веточках поодиночке. У сосны хвоинки длинные, сидят парами. Шишки у ели вытянутые, у сосны короткие, более округлые. На площадях многих городов можно увидеть ель с голубоватой хвоей. Это ель колючая.

    Лиственница – хвойное дерево, но не вечнозелёное, как ель и сосна. Каждую осень она сбрасывает свои листья – хвоинки, а весной распускает новые.

    Пихта – похожа на ель, но хвоинки у пихты плоские. Шишки пихты торчат вверх, а не свисают вниз, как у ели. Зрелые пихтовые шишки не падают с дерева. С них опадают чешуйки, а на ветках остаются торчащие стерженьки, словно пики.

      Можжевельник – это хвойный кустарник. Растёт в лесах. Его ветви покрыты очень колючими плоскими иголками. На некоторых можно увидеть синеватые шарики, похожие на ягоды. В них – семена можжевельника.

infourok.ru

Конспект урока по окружающему миру. Тема:  "Жизнь растений"

1. Фронтальная работа. Коммуникативное воздействие с опорой на визуальную фиксацию.

- Постараемся ответить на первый вопрос урока: «Что такое растение»? Вам поможет найти ответ на этот вопрос учебник с.89 прочитайте абзац и дополните таблицу

- Что же такое растение? (Слайд9)

(Растение- это живое существо или организм.)

-Так почему растения живые существа? (слайд9)

Растения живые существа.

(питаются, дышат, размножаются, растут, развиваются, стареют и отмирают)

2. Фронтальная работа. Подводящий диалог.

- Как называется наука, изучающая растения?(ботаника- слайд 10)(на доску)

- Может быть, кто-то из вас знает, как называется профессия людей, которые изучают растения?

(Ботаники – слайд 10).(на доску)

3. Работа в группе. Коммуникативное взаимодействие. Использование предметных действий.

- Если мы знаем, что такое растение, то можем переходить к изучению его жизни.

- Работать будете в группах по плану, который дан в конверте.

(Конверт№1 для первой группы, Конверт№2 для второй группы, Конверт №3 – для третьей, конверт №4 – для четвертой).

- 1группа изучает.Как растение питается?

- 2 группа изучает. Как растения выделяют кислород?

-3 группа изучает. Как листья испаряют воду?

-4 группа изучает. Как растения дышат?(слайд11)

-Командир команды распределяет обязанности (2 ЧЕЛОВЕКА ИЩУТ ИНФОРМАЦИЮ С УЧЕБНИКА,2 ЧЕЛОВЕКА ПРОВОДЯТ ИСЛЕДОВАНИЯ, КОМАНДИР ДЕЛАЕТ ВЫВОДЫ)

- Группа которой нужна помощь,поднимает красный флажок

1 конверт:

  1. Срежем стебель фасоли со всеми листьями, оставив небольшой пенёк.(попросите учителя)

  2. Понаблюдайте что произойдет?

  3. Откуда берётся жидкость?

  4. Запишите вывод.

  5. Прочитайте материал учебника на странице 89-90 и дополните таблицу.

  6. Разрежем клубень картофеля и нанесём на срез каплю слабого раствора йода. (попросите учителя)

  7. Что произошло?

  8. Запишите вывод.

(корень поглощает из почвы воду. Вместе с водой в растение поступают растворенные в ней минеральные вещества.

В клубнях картофеля находиться крахмал)

2 конверт:

  1. Для этого опыта, мы с вами, два стакана с водой поместили растениеэлодея. 1 стакан с растением поставили на яркий свет, а другой в темноту и собирали выделяемый кислород, методом вытеснения воздуха, т. к. кислород мало растворим в воде.

  2. Рассмотрите 1 стакан, который стоял в шкафу

  3. Снимем пробирку и внесём в неё тлеющую лучинку. (попросите учителя)

  4. Что произошло?

  5. Рассмотрите 2 стакан, который стоял на свету

  6. Снимем пробирку и внесём в неё тлеющую лучинку. (попросите учителя)

  7. Что произошло?

  8. Запишите вывод

  9. Прочитайте материал учебника на странице 91 и дополните таблицу.

(растения выделяют на свету кислород. Если бы на Земле не росли растения, в воздухе не было бы кислорода. Животные и люди не смогли бы жить на Земле)

3 конверт:

  1. Для этого опыта, мы с вами полили горшок с пшеницей водой и накрыли его крышкой.И оставили на сутки

  2. Повторим опыт. Возьмите горшок с пшеницей.

  3. Полейте ее водой и накройте крышкой.

  4. Теперь рассмотрите пшеницу, с которой мы провели опыт ранее.

  5. Откуда взялась вода на крышке?

  6. Запишите вывод.

  7. Рассмотрите листочки пшеницы

  8. Запишите вывод

  9. Прочитайте материал учебника на странице 91 и дополните таблицу.

(листья испаряют воду. Испарение воды очень важно для жизни растения. От солнечных лучей листья сильно нагреваются. При испарении воды они охлаждаются и поэтому не засыхают. Благодаря испарению воды происходит ее передвижение в растении. А вместе с водой передвигаются растворенные в ней питательные вещества)

  1. конверт:

  1. Для этого опыта,мы с вами смазали листочки цветка вазелином

  2. Возьмите трубочки.

  3. Вдыхайте и выдыхайте через трубочку.

  4. Затем отверстие трубочки замажьте вазелином.

  5. Попытайтесь дышать через такую трубочку

  6. Сделайте вывод.

  7. Рассмотрите, что произошло с вашим растением.

  8. Запишите вывод

  9. Прочитайте материал учебника на странице 92 и дополните таблицу.

(растения нуждаются в воздухе, дыхании)

Физминутка (слайд 12)

Наши чудные цветки (Дети сидят на корточках)

Распускают лепестки (Начинают медленно вставать)

Ветерок чуть дышит (раскрывают руки над головой)

Лепестки колышет (раскачиваются)

Наши чудные цветки

Закрывают лепестки

Головой качают (раскачиваются)

Тихо засыпают (и медленно принимают исходное положение)

4. Фронтальная работа. Побуждающий диалог. Использование зрительной наглядности.

- Продолжаем работу. Каждая группа представит полученные результаты.

(Слайд 13,14,15,16)

Группа №1 (Вывод: корень поглощает из почвы воду. Вместе с водой в растение поступают растворенные в ней минеральные вещества.

В клубнях картофеля находиться крахмал)

Группа №2 (Вывод: растения выделяют на свету кислород. Если бы на Земле не росли растения, в воздухе не было бы кислорода. Животные и люди не смогли бы жить на Земле)

Группа №3(Вывод: листья испаряют воду. Испарение воды очень важно для жизни растения. От солнечных лучей листья сильно нагреваются. При испарении воды они охлаждаются и поэтому не засыхают. Благодаря испарению воды происходит ее передвижение в растении. А вместе с водой передвигаются растворенные в ней питательные вещества)

Группа №4 (Вывод: растения нуждаются в воздухе, дыхании)

-Молодцы!

- Какие два процесса мы изучили? (питание и дыхание)

(Слайд 17)

- Дыхание происходит непрерывно днем и ночью. Дышат все органы растения. Растение поглощают при дыхании намного меньше кислорода, чем выделяют при образовании питательных веществ. Благодаря этому запасы кислорода в атмосфере постоянно пополняются.

-Растения такой же живой организм, как и человек, мы вдыхаем кислород, а выдыхаем углекислый газ, так дышат и растения

-При дыхании растения поглощают из воздуха кислород, а выделяют углекислый газ.

- Растения- удивительные «повара», которые из частиц воды и углекислого газа «готовят» пищу-сахар и крахмал. Вода поступает в листья по стеблю из корня, а углекислый газ листья поглощают из воздуха. Работает чудесная «кухня» только на свету! Солнечный свет несет энергию, без которой чудесная «кухня» остановилась бы. Энергия нужна для работы любой машины и жизни любого существа.

-При питании растение поглощает углекислый газ, а выделяет кислород, такой процесс называется фотосинтезом (на доску).

-Рассмотрите схемы. Сравните их: в чем сходство и различие процессов дыхания и питания растений

multiurok.ru

Презентация по окружающему миру: "Жизнь растений"

Окружающий мир

Окружающий мир

« ЖИЗНЬ РАСТЕНИЙ»

Выполнила: учитель начальных классов

Дубенко Виктория Витальевна

3 класс

3 класс

• Умей не только слушать,

но и слышать!

• Умей не только смотреть,

но и видеть!

• Умей не только думать,

но и вдумываться!

«От нас природа тайн своих не прячет,

Но учит быть внимательнее к ней.»

Н. И. Рыленков

« ЖИЗНЬ

РАСТЕНИЙ»

ЦВЕТОК

ПЛОД

ЛИСТ

СТЕБЕЛЬ

КОРЕНЬ

Правила работы в группе

  • друг друга не перебивать;
  • выслушать мнение товарища;
  • обсудить проблему;
  • принять решение.

Растение- это живое существо

или организм .

Растения живые существа .

отмирают

растут

питаются

дышат

размножаются

развиваются

стареют

Ботаника-наука о растениях

УЧЕНЫЕ

БОТАНИКИ

  • 1 группа изучает как растение

питается?

  • 2 группа изучает как растение

выделяет кислород?

  • 3 группа изучает как листья

испаряют воду?

- 4 группа изучает как

растение дышит?

Физминутка

Наши чудные цветки

Распускают лепестки

Ветерок чуть дышит

Лепестки колышет

Наши чудные цветки

Закрывают лепестки

Головой качают

Тихо засыпают

Вывод № 1:

корень поглощает из почвы воду;

  • вместе с водой в поступают растворенные в ней минеральные вещества;
  • в клубнях картофеля находится крахмал

Вывод № 2:

растения выделяют на свету кислород. Если бы на Земле не росли растения, в воздухе не было бы кислорода. Животные и люди не смогли бы жить на Земле

Вывод № 3:

листья испаряют воду. Испарение

воды очень важно для жизни растения. От солнечных лучей листья сильно нагреваются. При испарении воды они охлаждаются и поэтому не засыхают. Благодаря испарению воды

происходит ее передвижение в

растении. А вместе с водой передвигаются растворенные в ней питательные вещества

Вывод № 4:

растения нуждаются в воздухе и дыхании

Сравни схемы

Дыхание растений

Питание растений

Сахар

Крахмал

Углекислый

газ

Кислород

Углекислый

газ

Кислород

Углекислый

газ

Кислород

Растворенные соли

Вода

Углекислый

газ

Сахар

Крахмал

Кислород

Растворенные

соли

Вода

Углекислый

газ

Кислород

Углекислый

газ

Кислород

Страничка для любознательных

За один теплый солнечный день

1 гектар леса выделяет 180-200 кг

кислорода и поглощает 220-280 кг

углекислого газа .

Подсолнечник испаряет

3-4 стакана воды в день

Цель опыта: Увидеть движение воды в растении

Оцени себя

Оцени свою работу на уроке по пятибалльной системе с позиции:

«Я», «Мы», «Дело».

  • «Я» -как работал, допускал ли ошибки?
  • «Мы» - насколько мне помогли

одноклассники, учитель, а я им?

  • «Дело» - понял ли материал? Узнал ли больше?

МОЛОДЦЫ!

МОЛОДЦЫ !

Молодцы!

multiurok.ru

Окружающий мир, 3 класс, "Как живет растение. Листья" :: Сайт учителя начальных классов

Урок окружающего мира

Сопутствующие материалы: конспект урока, презентация

Тема урока: Как живет растение. Листья.

Цели урока:

  1. Закрепить знание структуры растения. Способствовать организации исследовательской работы по определению видов листьев и их значения для растения.
  2. Развивать исследовательские навыки учащихся.
  3. Воспитывать интерес к изучению предмета, дисциплинированность, самостоятельность, умение работать в парах, в группах.

Оборудование: листья простой и сложной формы, слайды, сигнальные

карточки, сообщения.

 

Ход урока.

 

I. Организационный момент.

Слайд 1. «Как живет растение. Листья»

         - Ребята, какое время года стоит на дворе?   (Осень)

         - Дети, а какая осень в этом году у нас?   (Красивая)

         - Какое настроение вызывает у вас это время года?  (Хорошее)

         - А какое настроение у вас сейчас?  (Отличное)

         - Я предлагаю вам сегодня стать исследователями в области природы. Вы обратили внимание на тему урока? «Как живет растение? Листья». Я предлагаю вам сегодня рассмотреть все возможные листья растений, определить их структуру и их роль в жизни растений. Для чего нужны листья растению?

         - Хотите поработать исследователями? Тогда приступим.

 

Слайд 2. «Урок-исследование»

     - Наш урок так и назовём – Урок-исследование.

     - Объектом нашего исследования являются растения.

     - Предметом исследования сегодня будут листья.

     - Мы предполагаем, то есть выдвигаем гипотезу, что листья питают, кормят растение.

 

Слайд 3. «Наша лаборатория - природа»

     - Наша лаборатория – природа. Только там мы сможем рассмотреть всевозможные листья растений. Я принесла оттуда все существующие листья или сняла их на камеру. Их мы с вами и исследуем.

 

Слайд 4. «Задачи исследования»

     - Поставим перед собой следующие задачи:

  1. Уточнить устройство растений.
  2. Рассмотреть всевозможные виды листьев.
  3. Сделать выводы о структуре листьев.
  4. Узнать какую роль играют листья в жизни растений.
  5. Ответить на вопрос: «Сможет ли растение жить без листьев?»

 

II. Проверка домашнего задания.

Слайд 5. «Как устроено растение»

     - Чтобы повторить устройство растений, давайте заслушаем подготовленные сообщения «Корень» и «Стебель».

(заслушиваем сообщение ребят)

     - А для проверки усвоения давайте выполним тест «Согласны или нет?» Я зачитываю вопрос. Если вы согласны, то кружочек с номером вопроса обводите. Если не согласны – кружочек с номером вопроса зачеркиваете.

     - А теперь сделайте взаимопроверку и оцените друг друга.

     - Правильность ваших ответов проверьте по экрану.

 

III. Работа с исследуемым материалом.

Слайд 6. «Какие бывают листья»

     - Вы уже знаете, что формы листьев у растений разнообразны.

Привычный для нас лист состоит из одной пластины. Такой лист называют простым.

А если на черешке располагаются несколько пластинок, то такой лист называют сложным листом.

Сегодня мы рассмотрим листья растений и сделаем вывод об их структуре.

 

Слайд 7. «Простые листья культурных деревьев»

     - Рассмотрите листья культурных деревьев. Какую они имеют форму?

Слайд 8. «Кустарников, овощей и комнатных растений»

     - Рассмотрите листья кустарников, овощей и комнатных растений. Какую они имеют форму?

Слайд 9. «Простые листья сорняков»

     - Рассмотрите листья на культурных деревьях. Какую они имеют форму?

     - Сделаем вывод: они хоть и разнообразны, но все представляют собой одну пластину.

Слайд 10. «Простые листья особой формы»

     - Обратите внимание, какую только форму могут принимать простые листья? Природа – мастерица!

Слайд 11. «Простые листья культурных деревьев»

     - Посмотрите, какую форму приобрели простые листья на хвойных деревьях.

     - Всё это простые листья.

 

Слайд 12. «Сложные листья с центральным черешком»

     - А теперь давайте рассмотрим сложные листья с центральным черенком на слайде, найдите и рассмотрите их на своих рабочих местах. Удивитесь мастерству природы в создании сложных видов листьев!

 Слайд 13. «Сложные листья с центральным черешком»

     - А теперь рассмотрим очень сложные листья с центральным черенком на примере голубой и синей полыни, на примере тысячелистника. Не отсюда ли его название?

Слайд 14. «Сложные листья с центральным черешком»

     - А теперь посмотрите другой вид сложных листьев – с общим центром: лепесточки листа находятся не на общем черенке, а крепятся в общем центре!

 

IV. Результаты исследования.

Слайд 15. «Вывод о структуре листьев»

     - Сделайте вывод о структуре листьев? Какие бывают листья растений?

 

V. Работа с учебником.

Слайд 16. «Роль листьев в жизни растений»

     - Для чего же нужны растению столь сложные листья?

     - Прочтите текст по учебнику и найдите ответ на этот вопрос.

с. 47, чтение и анализ текста по учебнику.

Лист – орган питания любого растения

 

VI. Закркпление пройденного материала.

Слайд 17. «Ответ на поисковый вопрос»

     - Сможет ли растение жить без листьев? Почему?

     - Послушаем сообщение ученика по теме «Листья».

 

Слайд 18. «Лес – генератор кислорода»

     - В одной из работ ученика я встретила таблицу выделения кислорода различным лесом? Смотрите, сколько кислорода нам дают листья леса.

1 га леса

Количество

выделяемого кислорода в год,

кг

Дубовый лес

830

Берёзовый лес

725

Осиновый лес

575

Еловый лес

500

 

 

Работа в группах.

     - По имеющемуся набору листьев на ваших рабочих местах определите

  • структуру листа;
  • какому растению он принадлежит.

 

Слайд 19. «Кроссворд»

     Я вам предлагаю разгадать кроссворд.

 

1. Что за дерево, ответьте:

Всю весну, когда цветёт,

Самый вкусный мёд на свете

Щедро пчёлам раздаёт.

 

2. Стоит петух над водой

С красной бородой.

Кто ни идёт – за бороду возьмёт.

 

3. Есть у родственницы ёлки

Неколючие иголки.

Но в отличие от ёлки

Опадают те иголки.

 

4. Кто в берете ярко-красном,

В чёрной курточке атласной?

На меня он не глядит,

Всё стучит, стучит, стучит.

 

6. Это что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной?

И стоит среди травы –

Уши больше головы!

Обратите внимание на слово, которое образовалось в столбце по вертикали. Без чего не могут жить растения. Какое значение имеют листья для растений?

VII. Задание на дом

Слайд 20. «Задание на дом»

VIII. Итог урока.

Слайд 21. «Итог урока»

     - Что нового вы узнали на уроке? Что интересного было на уроке? Что на

VIII. Рефлексия (по сборнику наводящих вопросов). 

veragon.webnode.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта