Тема: Осень в природе. Растения и животные осенью. Животные осенью и растения
Осень в природе. Растения и животные осенью
«У природы живые краски,
Миллионы лучистых соцветий.
Для чего чудеса из сказки
Если в жизни их можно встретить!»
Цель: 1. Ознакомить с характерными признаками осени в живой природе:
смена окраса деревьев, листопад, изменение в жизни зверей, вызванные
уменьшением количества света и тепла с наступлением осени.
Развивать у детей наблюдательность, умение устанавливать причинно-следственные связи в природе, высказывать догадки, размышления.
Воспитывать внимание, гуманные чувства, бережное отношение к природе.
Оборудование: Осенние листья, игрушечный медведь, заяц, лиса, пеньки, муляжи
грибов, корзинки, воздушный шар, звоночек, накидка.
^ Ход урока
Беседа об осени
- Дети, посмотрите, как нарядно украшен зал. Что он напоминает? (Осенний парк)
- А наш осенний парк хранит волшебные слова, дорогие сердцу каждого человека.
(Ученик читает вслух: «У природы живые краски,
Миллионы лучистых соцветий.
Для чего чудеса из сказки
Если в жизни их можно встретить!»
(Дети садятся на стульчики)
- Сегодня мы побываем в гостях у природы. У природы есть целых четыре времени года и можно совершить четыре путешествия. Но мы отправимся в одно из них, а какое - вы сейчас узнаете.
«Пусты поля, мокнет земля,
Дождь поливает. Когда это бывает?»
(Осень)
- Правильно. А как называют осень?
(Волшебницей, золотокосою, щедрою, богатой, золотой)
- Почему?
(Потому, что деревья раскрашены в жёлтый цвет, а он похож на золото.
Потому, что всего много у осени)
- Какие дары принесла осень?
(Груши, яблоки, виноград, грибы, хлеб)
- Как украсила осень наш городской уголок природы - Поляну сказок?
(Листья раскрасила в разные цвета)
- А почему листья осенью окрашиваются в разные цвета?
(Листьям не хватает света и тепла)
Вывод: Да. В листьях есть зелёные, фиолетовые, красные, желтые зёрнышки.
Зелёным нужно много света и тепла. Когда осенью света и тепла мало,
зелёные зёрнышки гибнут и выступают жёлтые, красные фиолетовые.
- Послушайте загадку: «Летом борода вырастает, а зимой отпадает.» Что это? (Листья)
- А почему деревья сбрасывают листья на зиму?
(Зимой деревья меньше пьют воду, потому, что спят. Листьям не хватает воды,
и чтобы дереву не засохнуть, оно сбрасывает листья)
- Дети, давайте укачаем деревья на зиму - споём им колыбельную песню «Падают, падают листья»
Игра-задание «Грибы»
Деть находят грибы у пеньков и останавливаются возле учителя.
Первый ребёнок: Разноцветные поганки сами лезут на полянки.
Учитель: Нам не надо ни одной, мы обходим стороной.
Второй ребёнок: Пучеглазый мухомор боком сел на косогор.
Учитель: Нам не нужен мухомор, не пойдём на косогор.
Третий ребёнок: Рядышком с иголками рыжики под ёлками
Не малы, не велики и лежат, как пятаки.
(Отдаёт грибы учителю)
Четвертый ребёнок: А во мху, как на подушке, чье-то беленькое ушко.
А за ним ещё штук пять.
Учитель: Это грузди - надо взять.
Пятый ребёнок: Под осинами на кочке гриб в малиновом платочке.
Учитель: Подосиновиком звать, и его придется взять.
Шестой ребёнок: Вот и гриб-боровик и красив он, и велик!
В толстой шапке набекрень,
Ножка крепкая, как пень.
- Ребята, а вы знаете, что грибы ядовитые для людей, для лесных жителей - лекарство и еда. Чем больше в лесу разных грибов, тем он укромнее, в нём лучше и быстрее растут деревья. Не уничтожайте ядовитые грибы! Но и не употребляйте их в пищу. Лучше обойдите их стороной.
- Второе задание спрятано в нашем зале. Его нужно найти. (Беру звоночек)
Со звоночком похожу
Всюду, всюду позвоню.
Где услышу я ответ
Там найду секрет.
(Звоню и слышу ответ. Нахожу конверт. Там лежат загадки об осенних месяцах)
Опустел колхозный сад
Паутинки вдаль летят,
И на южный край Земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришёл?
(Сентябрь)
Всё мрачней лицо природы.
Помрачнели огороды;
Оголяются леса,
Мокнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился,
Что за месяц к нам явился?
(Октябрь)
Поле черно-белым стало:
Падает то дождь, то снег
А ещё похолодало -
Льдом сковало воды рек.
Мёрзнет в поле озимь ржи…
Что за месяц? Подскажи!
(Ноябрь)
^ Исполнение танца «Осенние листья».
Раздаётся стук в дверь. Влетает воздушный шар с привязанными осенними листочками.
- Посмотрите, ребята. Вот так сюрприз! Кто же его нам прислал? Посмотрите, здесь на одном из листьев записка.
«Дорогие девочки и мальчики! Собираюсь к вам в гости. Но пока дойду к вам, мой друг ветер передаст эти осенние листочки. Я их собрала в осеннем лесу и хочу, чтобы вы закружили их в танце».
- Ну что же, девочки, закружите их в танце, как делает это ветер в парке.
^ Танец девочек «Осенние листья»
А листья покружились, покружились и опустились на плетень.
(Физминутка «Плетень»)
Стук в дверь
- Кто стучится к нам? Кто опоздал?
- Это я, Боровик.
- Это я, Рыжик.
Боровик: А как вас зовут, ребята? Я хлопну 3 раза и вы одновременно
все крикните своё имя. Раз! Два! Три!
(Дети говорят своё имя)
Рыжик: Давай свой кузовок, будем загадки загадывать, викторину проводить.
Учитель: Дети, а вы знаете, что такое «викторина»?
(Это когда задают вопросы, а мы на них отвечаем)
(Стрекозы, божьи коровки и некоторые бабочки)
Боровик: Слушай, Рыжик, эти ребята очень смекалистые. Давай вернёмся в лес,
а то они ещё сообразят нас в кузовок посадить и в суп отправить.
(Убегают)
Учитель: Убежали. А мы продолжаем викторину.
(Медведь)
- Подберите слова, которые характеризуют этих зверей.
Лиса - хитрая, рыжая, ловкая, длиннохвостая.
Волк - серый, злой, глупый, зубастый.
Заяц - серый, трусливый, робкий, ушастый.
Ёж - Колючий, добродушный.
Медведь - неуклюжий, ленивый.
- А где можно ещё встретить этих зверей, кроме леса? (В сказке)
- А вы знаете, что выражение «хитрая лиса» пошло из китайской сказки, которая была написана 2000 лет назад?
- Кто из этих зверей залегает в спячку?
(Ёж, медведь)
- Почему?
(Им зимой нет еды)
^ Беседа о перелётных птицах
Учитель читает стихотворение
Осень - роща золотая,
Золотая, синяя.
А над рощей пролетает
Стая журавлиная.
Высоко над облаками
Гуси откликаются.
С дальним озером, с полями
До весны прощаются.
- А какие ещё птицы с нами до весны прощаются?
(Лебеди, утки, скворцы…)
- Девочки, помогите провести журавлей.
Работа над осенними приметами
Стук в дверь
- Смотрите, смотрите! Смотрите скорей
Кто там стоит у самых дверей.
(Входит ОСЕНЬ)
Осень: А вот и я, мои друзья!
Привет осенний посылаю я!
Я ваша осень золотая
Волшебница лесная.
Всё вокруг рисую,
Над листочками колдую.
Я не просто пришла. Я хочу спросить, знаете ли вы мои приметы?
Дети: - Белка осенью строит гнездо на дереве низко - зима будет суровая,
высоко - на тёплую зиму
- Гром в сентябре - к тёплой осени.
- Осенью тихая вода - будет хорошая зима.
- Комары в ноябре - быть мягкой зиме.
- Ранняя осень - поздняя весна.
- Много паутины на бабье лето - к ясной зиме.
Осень: Молодцы, знаете приметы. У меня есть корзина, а в ней что-то лежит.
Что это? (Калина)
Что вы о ней знаете?
(Это полезное растение. Она полезна от кашля.
Калина придаёт бодрость, снимает усталость)
Учитель: А ещё это растение очень любят на Украине. Она считается народным
символом и о ней сложено много стихотворений и песен, посвящены
танцы. Мы тоже знаем танец о калине и сейчас его станцуем.
Итог урока
- У вас на груди приколоты листочки. Давайте соткём шаль и подарим её Осени.
(Дети прикалывают листочки на шаль)
- Прими, Осень, эту шаль, согретую теплом детских рук, чтобы не замёрзла зимой.
Осень: Дорогие ребята! Я очень довольна вами и на прощание вручаю вам
свои дары.
(Вручает корзину с фруктами)
- Вот и закончилось наше путешествие в осеннюю природу.
biologrefs.ru
Осень в природе. Растения и животные осенью
Предмет «Я и Украина». 1 кл.
Тема: Осень в природе. Растения и животные осенью.«У природы живые краски,
Миллионы лучистых соцветий.
Для чего чудеса из сказки
Если в жизни их можно встретить!» Цель: 1. Ознакомить с характерными признаками осени в живой природе:
смена окраса деревьев, листопад, изменение в жизни зверей, вызванные
уменьшением количества света и тепла с наступлением осени.
- Развивать у детей наблюдательность, умение устанавливать причинно-следственные связи в природе, высказывать догадки, размышления.
- Активизировать представление детей, обогащать их словарный запас образной лексикой.
- Воспитывать внимание, гуманные чувства, бережное отношение к природе.
грибов, корзинки, воздушный шар, звоночек, накидка.
Ход урока- Организация класса
- Беседа об осени
- А наш осенний парк хранит волшебные слова, дорогие сердцу каждого человека.
(Ученик читает вслух: «У природы живые краски,
Миллионы лучистых соцветий.
Для чего чудеса из сказки
Если в жизни их можно встретить!»
(Дети садятся на стульчики)
- Сегодня мы побываем в гостях у природы. У природы есть целых четыре времени года и можно совершить четыре путешествия. Но мы отправимся в одно из них, а какое – вы сейчас узнаете.
«Пусты поля, мокнет земля,
Дождь поливает. Когда это бывает?»
(Осень)
- Правильно. А как называют осень?
(Волшебницей, золотокосою, щедрою, богатой, золотой)
- Почему?
(Потому, что деревья раскрашены в жёлтый цвет, а он похож на золото.
Потому, что всего много у осени)
- Какие дары принесла осень?
(Груши, яблоки, виноград, грибы, хлеб)
- Как украсила осень наш городской уголок природы – Поляну сказок?
(Листья раскрасила в разные цвета)
- А почему листья осенью окрашиваются в разные цвета?
(Листьям не хватает света и тепла)
Вывод: Да. В листьях есть зелёные, фиолетовые, красные, желтые зёрнышки.
Зелёным нужно много света и тепла. Когда осенью света и тепла мало,
зелёные зёрнышки гибнут и выступают жёлтые, красные фиолетовые.
- Послушайте загадку: «Летом борода вырастает, а зимой отпадает.» Что это? (Листья)
- А почему деревья сбрасывают листья на зиму?
(Зимой деревья меньше пьют воду, потому, что спят. Листьям не хватает воды,
и чтобы дереву не засохнуть, оно сбрасывает листья)
- Дети, давайте укачаем деревья на зиму – споём им колыбельную песню «Падают, падают листья»
- Исполнение песни «Падают, падают листья»
- Игра-задание «Грибы»
Первый ребёнок: Разноцветные поганки сами лезут на полянки.
Учитель: Нам не надо ни одной, мы обходим стороной.
Второй ребёнок: Пучеглазый мухомор боком сел на косогор.
Учитель: Нам не нужен мухомор, не пойдём на косогор.
Третий ребёнок: Рядышком с иголками рыжики под ёлками
Не малы, не велики и лежат, как пятаки.
(Отдаёт грибы учителю)
Четвертый ребёнок: А во мху, как на подушке, чье-то беленькое ушко.
А за ним ещё штук пять.
Учитель: Это грузди – надо взять.
Пятый ребёнок: Под осинами на кочке гриб в малиновом платочке.
Учитель: Подосиновиком звать, и его придется взять.
Шестой ребёнок: Вот и гриб-боровик и красив он, и велик!
В толстой шапке набекрень,
Ножка крепкая, как пень.
- Ребята, а вы знаете, что грибы ядовитые для людей, для лесных жителей – лекарство и еда. Чем больше в лесу разных грибов, тем он укромнее, в нём лучше и быстрее растут деревья. Не уничтожайте ядовитые грибы! Но и не употребляйте их в пищу. Лучше обойдите их стороной.- Второе задание спрятано в нашем зале. Его нужно найти. (Беру звоночек)
Со звоночком похожу
Всюду, всюду позвоню.
Где услышу я ответ
Там найду секрет.
(Звоню и слышу ответ. Нахожу конверт. Там лежат загадки об осенних месяцах)
- Опустел колхозный сад
И на южный край Земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришёл?
(Сентябрь)
- Всё мрачней лицо природы.
Оголяются леса,
Мокнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился,
Что за месяц к нам явился?
(Октябрь)
- Поле черно-белым стало:
А ещё похолодало –
Льдом сковало воды рек.
Мёрзнет в поле озимь ржи…
Что за месяц? Подскажи!
(Ноябрь)
- Исполнение танца «Осенние листья».
- Посмотрите, ребята. Вот так сюрприз! Кто же его нам прислал? Посмотрите, здесь на одном из листьев записка.
«Дорогие девочки и мальчики! Собираюсь к вам в гости. Но пока дойду к вам, мой друг ветер передаст эти осенние листочки. Я их собрала в осеннем лесу и хочу, чтобы вы закружили их в танце».
- Ну что же, девочки, закружите их в танце, как делает это ветер в парке.
Танец девочек «Осенние листья»
А листья покружились, покружились и опустились на плетень.
(Физминутка «Плетень»)
Стук в дверь
- Кто стучится к нам? Кто опоздал?
- Это я, Боровик.
- Это я, Рыжик.
Боровик: А как вас зовут, ребята? Я хлопну 3 раза и вы одновременно
все крикните своё имя. Раз! Два! Три!
(Дети говорят своё имя)
Рыжик: Давай свой кузовок, будем загадки загадывать, викторину проводить.
Учитель: Дети, а вы знаете, что такое «викторина»?
(Это когда задают вопросы, а мы на них отвечаем)
- Викторина
- Какие деревья раньше других сбрасывают листья?
- У каких деревьев краснеют листья?
- Какое лиственное дерево может не сбросить листья на зиму?
- Как называют дуб, который не сбрасывает листья на зиму?
- Почему листья с верхушек веток опадают последними?
- Какие насекомые улетают в тёплые края вместе с перелётными птицами?
Боровик: Слушай, Рыжик, эти ребята очень смекалистые. Давай вернёмся в лес,
а то они ещё сообразят нас в кузовок посадить и в суп отправить.
(Убегают)
Учитель: Убежали. А мы продолжаем викторину.
- Что за зверь лесной встал как столбик над сосной
(Заяц)
- Кто зимой по лесу бродит злой и голодный?
- Хвост пушистый, мех золотистый
(Лиса)
- Под соснами, под ёлками бежит мешок с иголками
- Зверь мохнатый, косолапый, он сосёт в берлоге лапу?
- Подберите слова, которые характеризуют этих зверей.
Лиса – хитрая, рыжая, ловкая, длиннохвостая.
Волк – серый, злой, глупый, зубастый.
Заяц – серый, трусливый, робкий, ушастый.
Ёж – Колючий, добродушный.
Медведь – неуклюжий, ленивый.
- А где можно ещё встретить этих зверей, кроме леса? (В сказке)
- А вы знаете, что выражение «хитрая лиса» пошло из китайской сказки, которая была написана 2000 лет назад?
- Кто из этих зверей залегает в спячку?
(Ёж, медведь)
- Почему?
(Им зимой нет еды)
- Беседа о перелётных птицах
Осень – роща золотая,
Золотая, синяя.
А над рощей пролетает
Стая журавлиная.
Высоко над облаками
Гуси откликаются.
С дальним озером, с полями
До весны прощаются.
- А какие ещё птицы с нами до весны прощаются?
(Лебеди, утки, скворцы…)
- Девочки, помогите провести журавлей.
- Исполнение песни «Журавушка»
- Работа над осенними приметами
- Смотрите, смотрите! Смотрите скорей
Кто там стоит у самых дверей.
(Входит ОСЕНЬ)
Осень: А вот и я, мои друзья!
Привет осенний посылаю я!
Я ваша осень золотая
Волшебница лесная.
Всё вокруг рисую,
Над листочками колдую.
Я не просто пришла. Я хочу спросить, знаете ли вы мои приметы?
Дети: - Белка осенью строит гнездо на дереве низко – зима будет суровая,
высоко – на тёплую зиму
- Гром в сентябре – к тёплой осени.
- Осенью тихая вода – будет хорошая зима.
- Комары в ноябре – быть мягкой зиме.
- Ранняя осень – поздняя весна.
- Много паутины на бабье лето – к ясной зиме.
Осень: Молодцы, знаете приметы. У меня есть корзина, а в ней что-то лежит.
Что это? (Калина)
Что вы о ней знаете?
(Это полезное растение. Она полезна от кашля.
Калина придаёт бодрость, снимает усталость)
Учитель: А ещё это растение очень любят на Украине. Она считается народным
символом и о ней сложено много стихотворений и песен, посвящены
танцы. Мы тоже знаем танец о калине и сейчас его станцуем.
- Танец «Ой є в лісі калина»
- Итог урока
(Дети прикалывают листочки на шаль)
- Прими, Осень, эту шаль, согретую теплом детских рук, чтобы не замёрзла зимой.
Осень: Дорогие ребята! Я очень довольна вами и на прощание вручаю вам
свои дары.
(Вручает корзину с фруктами)
- Вот и закончилось наше путешествие в осеннюю природу.
gagago.ru
Осень в природе. Растения и животные осенью
«У природы живые краски,
Миллионы лучистых соцветий.
Для чего чудеса из сказки
Если в жизни их можно встретить!»
Цель: 1. Ознакомить с характерными признаками осени в живой природе:
смена окраса деревьев, листопад, изменение в жизни зверей, вызванные
уменьшением количества света и тепла с наступлением осени.
Развивать у детей наблюдательность, умение устанавливать причинно-следственные связи в природе, высказывать догадки, размышления.
Воспитывать внимание, гуманные чувства, бережное отношение к природе.
Оборудование: Осенние листья, игрушечный медведь, заяц, лиса, пеньки, муляжи
грибов, корзинки, воздушный шар, звоночек, накидка.
^ Ход урока
Беседа об осени
- Дети, посмотрите, как нарядно украшен зал. Что он напоминает? (Осенний парк)
- А наш осенний парк хранит волшебные слова, дорогие сердцу каждого человека.
(Ученик читает вслух: «У природы живые краски,
Миллионы лучистых соцветий.
Для чего чудеса из сказки
Если в жизни их можно встретить!»
(Дети садятся на стульчики)
- Сегодня мы побываем в гостях у природы. У природы есть целых четыре времени года и можно совершить четыре путешествия. Но мы отправимся в одно из них, а какое - вы сейчас узнаете.
«Пусты поля, мокнет земля,
Дождь поливает. Когда это бывает?»
(Осень)
- Правильно. А как называют осень?
(Волшебницей, золотокосою, щедрою, богатой, золотой)
- Почему?
(Потому, что деревья раскрашены в жёлтый цвет, а он похож на золото.
Потому, что всего много у осени)
- Какие дары принесла осень?
(Груши, яблоки, виноград, грибы, хлеб)
- Как украсила осень наш городской уголок природы - Поляну сказок?
(Листья раскрасила в разные цвета)
- А почему листья осенью окрашиваются в разные цвета?
(Листьям не хватает света и тепла)
Вывод: Да. В листьях есть зелёные, фиолетовые, красные, желтые зёрнышки.
Зелёным нужно много света и тепла. Когда осенью света и тепла мало,
зелёные зёрнышки гибнут и выступают жёлтые, красные фиолетовые.
- Послушайте загадку: «Летом борода вырастает, а зимой отпадает.» Что это? (Листья)
- А почему деревья сбрасывают листья на зиму?
(Зимой деревья меньше пьют воду, потому, что спят. Листьям не хватает воды,
и чтобы дереву не засохнуть, оно сбрасывает листья)
- Дети, давайте укачаем деревья на зиму - споём им колыбельную песню «Падают, падают листья»
Игра-задание «Грибы»
Деть находят грибы у пеньков и останавливаются возле учителя.
Первый ребёнок: Разноцветные поганки сами лезут на полянки.
Учитель: Нам не надо ни одной, мы обходим стороной.
Второй ребёнок: Пучеглазый мухомор боком сел на косогор.
Учитель: Нам не нужен мухомор, не пойдём на косогор.
Третий ребёнок: Рядышком с иголками рыжики под ёлками
Не малы, не велики и лежат, как пятаки.
(Отдаёт грибы учителю)
Четвертый ребёнок: А во мху, как на подушке, чье-то беленькое ушко.
А за ним ещё штук пять.
Учитель: Это грузди - надо взять.
Пятый ребёнок: Под осинами на кочке гриб в малиновом платочке.
Учитель: Подосиновиком звать, и его придется взять.
Шестой ребёнок: Вот и гриб-боровик и красив он, и велик!
В толстой шапке набекрень,
Ножка крепкая, как пень.
- Ребята, а вы знаете, что грибы ядовитые для людей, для лесных жителей - лекарство и еда. Чем больше в лесу разных грибов, тем он укромнее, в нём лучше и быстрее растут деревья. Не уничтожайте ядовитые грибы! Но и не употребляйте их в пищу. Лучше обойдите их стороной.
- Второе задание спрятано в нашем зале. Его нужно найти. (Беру звоночек)
Со звоночком похожу
Всюду, всюду позвоню.
Где услышу я ответ
Там найду секрет.
(Звоню и слышу ответ. Нахожу конверт. Там лежат загадки об осенних месяцах)
Опустел колхозный сад
Паутинки вдаль летят,
И на южный край Земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришёл?
(Сентябрь)
Всё мрачней лицо природы.
Помрачнели огороды;
Оголяются леса,
Мокнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился,
Что за месяц к нам явился?
(Октябрь)
Поле черно-белым стало:
Падает то дождь, то снег
А ещё похолодало -
Льдом сковало воды рек.
Мёрзнет в поле озимь ржи…
Что за месяц? Подскажи!
(Ноябрь)
^ Исполнение танца «Осенние листья».
Раздаётся стук в дверь. Влетает воздушный шар с привязанными осенними листочками.
- Посмотрите, ребята. Вот так сюрприз! Кто же его нам прислал? Посмотрите, здесь на одном из листьев записка.
«Дорогие девочки и мальчики! Собираюсь к вам в гости. Но пока дойду к вам, мой друг ветер передаст эти осенние листочки. Я их собрала в осеннем лесу и хочу, чтобы вы закружили их в танце».
- Ну что же, девочки, закружите их в танце, как делает это ветер в парке.
^ Танец девочек «Осенние листья»
А листья покружились, покружились и опустились на плетень.
(Физминутка «Плетень»)
Стук в дверь
- Кто стучится к нам? Кто опоздал?
- Это я, Боровик.
- Это я, Рыжик.
Боровик: А как вас зовут, ребята? Я хлопну 3 раза и вы одновременно
все крикните своё имя. Раз! Два! Три!
(Дети говорят своё имя)
Рыжик: Давай свой кузовок, будем загадки загадывать, викторину проводить.
Учитель: Дети, а вы знаете, что такое «викторина»?
(Это когда задают вопросы, а мы на них отвечаем)
(Стрекозы, божьи коровки и некоторые бабочки)
Боровик: Слушай, Рыжик, эти ребята очень смекалистые. Давай вернёмся в лес,
а то они ещё сообразят нас в кузовок посадить и в суп отправить.
(Убегают)
Учитель: Убежали. А мы продолжаем викторину.
(Медведь)
- Подберите слова, которые характеризуют этих зверей.
Лиса - хитрая, рыжая, ловкая, длиннохвостая.
Волк - серый, злой, глупый, зубастый.
Заяц - серый, трусливый, робкий, ушастый.
Ёж - Колючий, добродушный.
Медведь - неуклюжий, ленивый.
- А где можно ещё встретить этих зверей, кроме леса? (В сказке)
- А вы знаете, что выражение «хитрая лиса» пошло из китайской сказки, которая была написана 2000 лет назад?
- Кто из этих зверей залегает в спячку?
(Ёж, медведь)
- Почему?
(Им зимой нет еды)
^ Беседа о перелётных птицах
Учитель читает стихотворение
Осень - роща золотая,
Золотая, синяя.
А над рощей пролетает
Стая журавлиная.
Высоко над облаками
Гуси откликаются.
С дальним озером, с полями
До весны прощаются.
- А какие ещё птицы с нами до весны прощаются?
(Лебеди, утки, скворцы…)
- Девочки, помогите провести журавлей.
Работа над осенними приметами
Стук в дверь
- Смотрите, смотрите! Смотрите скорей
Кто там стоит у самых дверей.
(Входит ОСЕНЬ)
Осень: А вот и я, мои друзья!
Привет осенний посылаю я!
Я ваша осень золотая
Волшебница лесная.
Всё вокруг рисую,
Над листочками колдую.
Я не просто пришла. Я хочу спросить, знаете ли вы мои приметы?
Дети: - Белка осенью строит гнездо на дереве низко - зима будет суровая,
высоко - на тёплую зиму
- Гром в сентябре - к тёплой осени.
- Осенью тихая вода - будет хорошая зима.
- Комары в ноябре - быть мягкой зиме.
- Ранняя осень - поздняя весна.
- Много паутины на бабье лето - к ясной зиме.
Осень: Молодцы, знаете приметы. У меня есть корзина, а в ней что-то лежит.
Что это? (Калина)
Что вы о ней знаете?
(Это полезное растение. Она полезна от кашля.
Калина придаёт бодрость, снимает усталость)
Учитель: А ещё это растение очень любят на Украине. Она считается народным
символом и о ней сложено много стихотворений и песен, посвящены
танцы. Мы тоже знаем танец о калине и сейчас его станцуем.
Итог урока
- У вас на груди приколоты листочки. Давайте соткём шаль и подарим её Осени.
(Дети прикалывают листочки на шаль)
- Прими, Осень, эту шаль, согретую теплом детских рук, чтобы не замёрзла зимой.
Осень: Дорогие ребята! Я очень довольна вами и на прощание вручаю вам
свои дары.
(Вручает корзину с фруктами)
- Вот и закончилось наше путешествие в осеннюю природу.
biologrefs.ru
«Конспект урока по окружающему миру «Растения и животные осенью»
Цели урока: обобщить знания учащихся о характерных признаках осени в неживой природе; познакомить учащихся с основными правилами охраны природы; воспитывать экологическую культуру.
Оборудование: картины леса, изображения растений и животных ( слайды), учебник, карточки, хрестоматия Трафимовой «Тайны далекие и близкие», костюмы деревьев, грибов.
Ход урока1. Организационный момент ( На экране – виды осеннего леса)
- Как вы думаете, чему посвящен наш урок?- Правильно. Мы сегодня с вами отправимся в удивительное путешествие в лес. Народная мудрость гласит: «От осени к лету повороту нету».
Веют осенние ветрыВ мрачной дубраве,С шумом на землю валятсяЖелтые листья.
- О каком времени года написал эти строки Н. Карамзин?
2. Вступительная беседа. Повторение- Отправляясь в лес, мы должны повторить народные приметы, правила поведения в лесу.(на экране):
Птицы со двора и опенки у пня – наступила осенняя пора.Осень – это перемен восемь; сеет, веет, крутит, мутит, рвет, сапит, сверху льет, снизу метет.Осенью гусь летит – к дождю, а лебедь – к снегу.Если осень ненастная, будет дождливая весна.
- А какие приметы знаете вы?( Дети называют).
Учитель: - Приметы осени во всем встречает взор:Там тянется, блестя на солнце, паутина,Там скирд виднеется, а там через заборКистями красными повиснула рябина
- Правила поведения в лесу знаете? Назовите. ( перечисляют)
- Итак, мы путешественники. Наш девиз: »Любить и охранять родную природу».( на экране).
- И вот мы в лесу.
3. Грибная поляна(на экране) - Посмотрите на поляну. Какая она?( грибная)
(Выходят дети в костюмах грибов и читают стихи – береза, подосиновик, сыроежка, подберезовик, опята, лисичка). – ( на экране – слайды).- Связь «береза – подберезовик».- Какие это были грибы? ( съедобные). Назовите еще.- А как правильно собирать грибы? ( не повредить грибницу – рассказывают дети).
Учитель: - «Солите, варите и жарьте грибы,Только грибницу не трогайте вы.Она, словно нить, глубоко под землей,Ее повредишь – и не будет другой»
- А какие еще грибы бывают? (несъедобные). Например? ( на экране – мухомор, бледная поганка). Нужно ли их уничтожать, почему? ( ими питаются животные, пр. лось) ( на экране).
4. Физминутка
- Прилетела к нам вчера( частые взмахи руками)Полосатая пчела,А за нею шмель – шмелек ( взмахи более редкие)И веселый мотылек ( взмахи руками от плеча)Два жука и стрекоза, ( руки в одну сторону, затем в другую)Как фонарики, глаза.Пожужжали, полетали, ( жужжат и делают взмахи)От усталости упали ( сели).
5. Птичья поляна ( на экране – птицы, животные)
Учитель: - Здравствуй, светлая лужайка,Чем богата – угощай – кА.- Угощу на славу всех.Вот брусника, вот орех,Вот родник студеный. Пей!Есть чем потчевать гостей. (? Экран)- Что же происходит с птицами и зверями поздней осенью?
Дети: - Собрались и полетелиУтки в дальнюю дорогу.Под корнями старой елиМастерит медведь берлогу.
Рыщут волки ночью темнойЗа добычей по лесам,Меж кустов к тетерке соннойПробирается лиса.
Прячет на зиму кедровка В старый мох орехи ловко.Хвою щиплют глухари.Зимовать
schoolfiles.net
Осень в природе. Растения и животные осенью
Предмет «Я и Украина». 1 кл.
Тема: Осень в природе. Растения и животные осенью.«У природы живые краски,
Миллионы лучистых соцветий.
Для чего чудеса из сказки
Если в жизни их можно встретить!»
Цель: 1. Ознакомить с характерными признаками осени в живой природе:
смена окраса деревьев, листопад, изменение в жизни зверей, вызванные
уменьшением количества света и тепла с наступлением осени.
- Развивать у детей наблюдательность, умение устанавливать причинно-следственные связи в природе, высказывать догадки, размышления.
- Активизировать представление детей, обогащать их словарный запас образной лексикой.
- Воспитывать внимание, гуманные чувства, бережное отношение к природе.
грибов, корзинки, воздушный шар, звоночек, накидка.
^
- Организация класса
- Беседа об осени
- А наш осенний парк хранит волшебные слова, дорогие сердцу каждого человека.
(Ученик читает вслух: «У природы живые краски,
Миллионы лучистых соцветий.
Для чего чудеса из сказки
Если в жизни их можно встретить!»
(Дети садятся на стульчики)
- Сегодня мы побываем в гостях у природы. У природы есть целых четыре времени года и можно совершить четыре путешествия. Но мы отправимся в одно из них, а какое – вы сейчас узнаете.
«Пусты поля, мокнет земля,
Дождь поливает. Когда это бывает?»
(Осень)
- Правильно. А как называют осень?
(Волшебницей, золотокосою, щедрою, богатой, золотой)
- Почему?
(Потому, что деревья раскрашены в жёлтый цвет, а он похож на золото.
Потому, что всего много у осени)
- Какие дары принесла осень?
(Груши, яблоки, виноград, грибы, хлеб)
- Как украсила осень наш городской уголок природы – Поляну сказок?
(Листья раскрасила в разные цвета)
- А почему листья осенью окрашиваются в разные цвета?
(Листьям не хватает света и тепла)
Вывод: Да. В листьях есть зелёные, фиолетовые, красные, желтые зёрнышки.
Зелёным нужно много света и тепла. Когда осенью света и тепла мало,
зелёные зёрнышки гибнут и выступают жёлтые, красные фиолетовые.
- Послушайте загадку: «Летом борода вырастает, а зимой отпадает.» Что это? (Листья)
- А почему деревья сбрасывают листья на зиму?
(Зимой деревья меньше пьют воду, потому, что спят. Листьям не хватает воды,
и чтобы дереву не засохнуть, оно сбрасывает листья)
- Дети, давайте укачаем деревья на зиму – споём им колыбельную песню «Падают, падают листья»
- ^
- Игра-задание «Грибы»
Первый ребёнок: Разноцветные поганки сами лезут на полянки.
Учитель: Нам не надо ни одной, мы обходим стороной.
Второй ребёнок: Пучеглазый мухомор боком сел на косогор.
Учитель: Нам не нужен мухомор, не пойдём на косогор.
Третий ребёнок: Рядышком с иголками рыжики под ёлками
Не малы, не велики и лежат, как пятаки.
(Отдаёт грибы учителю)
Четвертый ребёнок: А во мху, как на подушке, чье-то беленькое ушко.
А за ним ещё штук пять.
Учитель: Это грузди – надо взять.
Пятый ребёнок: Под осинами на кочке гриб в малиновом платочке.
Учитель: Подосиновиком звать, и его придется взять.
Шестой ребёнок: Вот и гриб-боровик и красив он, и велик!
В толстой шапке набекрень,
Ножка крепкая, как пень.
- Ребята, а вы знаете, что грибы ядовитые для людей, для лесных жителей – лекарство и еда. Чем больше в лесу разных грибов, тем он укромнее, в нём лучше и быстрее растут деревья. Не уничтожайте ядовитые грибы! Но и не употребляйте их в пищу. Лучше обойдите их стороной.
- Второе задание спрятано в нашем зале. Его нужно найти. (Беру звоночек)
Со звоночком похожу
Всюду, всюду позвоню.
Где услышу я ответ
Там найду секрет.
(Звоню и слышу ответ. Нахожу конверт. Там лежат загадки об осенних месяцах)
- Опустел колхозный сад
И на южный край Земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришёл?
(Сентябрь)
- Всё мрачней лицо природы.
Оголяются леса,
Мокнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился,
Что за месяц к нам явился?
(Октябрь)
- Поле черно-белым стало:
А ещё похолодало –
Льдом сковало воды рек.
Мёрзнет в поле озимь ржи…
Что за месяц? Подскажи!
(Ноябрь)
- ^
- Посмотрите, ребята. Вот так сюрприз! Кто же его нам прислал? Посмотрите, здесь на одном из листьев записка.
«Дорогие девочки и мальчики! Собираюсь к вам в гости. Но пока дойду к вам, мой друг ветер передаст эти осенние листочки. Я их собрала в осеннем лесу и хочу, чтобы вы закружили их в танце».
- Ну что же, девочки, закружите их в танце, как делает это ветер в парке.
^
А листья покружились, покружились и опустились на плетень.
(Физминутка «Плетень»)
Стук в дверь
- Кто стучится к нам? Кто опоздал?
- Это я, Боровик.
- Это я, Рыжик.
Боровик: А как вас зовут, ребята? Я хлопну 3 раза и вы одновременно
все крикните своё имя. Раз! Два! Три!
(Дети говорят своё имя)
Рыжик: Давай свой кузовок, будем загадки загадывать, викторину проводить.
Учитель: Дети, а вы знаете, что такое «викторина»?
(Это когда задают вопросы, а мы на них отвечаем)
- Викторина
- Какие деревья раньше других сбрасывают листья?
- У каких деревьев краснеют листья?
- Какое лиственное дерево может не сбросить листья на зиму?
- Как называют дуб, который не сбрасывает листья на зиму?
- Почему листья с верхушек веток опадают последними?
- Какие насекомые улетают в тёплые края вместе с перелётными птицами?
Боровик: Слушай, Рыжик, эти ребята очень смекалистые. Давай вернёмся в лес,
а то они ещё сообразят нас в кузовок посадить и в суп отправить.
(Убегают)
Учитель: Убежали. А мы продолжаем викторину.
- Что за зверь лесной встал как столбик над сосной
(Заяц)
- Кто зимой по лесу бродит злой и голодный?
- Хвост пушистый, мех золотистый
(Лиса)
- Под соснами, под ёлками бежит мешок с иголками
- Зверь мохнатый, косолапый, он сосёт в берлоге лапу?
- Подберите слова, которые характеризуют этих зверей.
Лиса – хитрая, рыжая, ловкая, длиннохвостая.
Волк – серый, злой, глупый, зубастый.
Заяц – серый, трусливый, робкий, ушастый.
Ёж – Колючий, добродушный.
Медведь – неуклюжий, ленивый.
- А где можно ещё встретить этих зверей, кроме леса? (В сказке)
- А вы знаете, что выражение «хитрая лиса» пошло из китайской сказки, которая была написана 2000 лет назад?
- Кто из этих зверей залегает в спячку?
(Ёж, медведь)
- Почему?
(Им зимой нет еды)
- ^
Осень – роща золотая,
Золотая, синяя.
А над рощей пролетает
Стая журавлиная.
Высоко над облаками
Гуси откликаются.
С дальним озером, с полями
До весны прощаются.
- А какие ещё птицы с нами до весны прощаются?
(Лебеди, утки, скворцы…)
- Девочки, помогите провести журавлей.
- ^
- Работа над осенними приметами
- Смотрите, смотрите! Смотрите скорей
Кто там стоит у самых дверей.
(Входит ОСЕНЬ)
Осень: А вот и я, мои друзья!
Привет осенний посылаю я!
Я ваша осень золотая
Волшебница лесная.
Всё вокруг рисую,
Над листочками колдую.
Я не просто пришла. Я хочу спросить, знаете ли вы мои приметы?
Дети: - Белка осенью строит гнездо на дереве низко – зима будет суровая,
высоко – на тёплую зиму
- Гром в сентябре – к тёплой осени.
- Осенью тихая вода – будет хорошая зима.
- Комары в ноябре – быть мягкой зиме.
- Ранняя осень – поздняя весна.
- Много паутины на бабье лето – к ясной зиме.
Осень: Молодцы, знаете приметы. У меня есть корзина, а в ней что-то лежит.
Что это? (Калина)
Что вы о ней знаете?
(Это полезное растение. Она полезна от кашля.
Калина придаёт бодрость, снимает усталость)
Учитель: А ещё это растение очень любят на Украине. Она считается народным
символом и о ней сложено много стихотворений и песен, посвящены
танцы. Мы тоже знаем танец о калине и сейчас его станцуем.
- Танец «Ой є в лісі калина»
- Итог урока
(Дети прикалывают листочки на шаль)
- Прими, Осень, эту шаль, согретую теплом детских рук, чтобы не замёрзла зимой.
Осень: Дорогие ребята! Я очень довольна вами и на прощание вручаю вам
свои дары.
(Вручает корзину с фруктами)
- Вот и закончилось наше путешествие в осеннюю природу.
dmee.ru
Растения осенью и зимой
Большая часть территории Советского Союза расположена в зоне умеренного и холодного климата, для которого характерны длительные относительно сильные морозы до —20 °С, а в отдельных районах Восточной Сибири до —68 °С. Районов, где совсем бы не было зимы, в Советском Союзе нет.
Понижение температуры ниже нуля создает серьезные трудности для выживания растений. У большинства видов ростовые процессы могут идти только в интервале температур от —5 до +55 °С, а фотосинтез и накопление органического вещества—от +5 до +40 °С.
Жизнедеятельность растений прекращается зимой потому, что из замерзшей почвы в растения перестают поступать вода и минеральные соли. В периоды длительных морозов гибель тканей растения наступает от повреждающего действия кристаллов льда, образующихся в межклетниках и цитоплазме клеток.
Приспособление растений к выживанию в экстремальных условиях шло в процессе эволюции различными путями.
151
Так, однолетние травянистые растения заканчивают свой жизненный цикл до наступления морозов и зимуют в виде семян, клубней, луковиц, находящихся в состоянии покоя.
Травянистые многолетники с отмирающими на зиму листьями зимуют в виде заглубленных в почву корневищ (осот полевой, хвощ полевой, пырей ползучий).
Многие травянистые растения уходят под снег с листьями, а ранневесенние растения (хохлатка, ветреница) даже способны к подснежному росту.
Деревья и кустарники с наступлением холодов переходят в состояние покоя. Листопадные породы предварительно сбрасывают листву.
Переход от активного роста летом к глубокому покою зимой происходит постепенно, в течение осеннего сезона. Изменение условий внешней среды, прежде всего продолжительности дня, вызывает перестройку гормонального режима растений: постепенно уменьшается содержание гормонов, стимулирующих рост, и увеличивается количество ингибиторов роста (этилена, абсцизовой кислоты). Не случайно абсцизовую кислоту называют гормоном стресса, а этилен — гормоном старения. Увеличение содержания ингибиторов роста приводит к снижению интенсивности обмена веществ и постепенной остановке роста. Формируются приспособления, повышающие устойчивость растений к морозам: сбрасывание листвы, накопление Сахаров и других водорастворимых веществ, обезвоживание клеток, переход растений в состояние покоя.
152
Листопад и ветвепад
Характерной чертой осеннего состояния природы является, конечно, листопад, а у некоторых растений — и ветвепад.
Отделение листа происходит в области специализированной ткани, где у основания черешка формируется отделительный слой толщиной в 2—3 клетки. У одних растений под действием ферментов пектиназ, синтезирующихся к этому времени в клетках отделительного слоя, растворяется межклеточное вещество, соединяющее клетки. У других — кроме пектиназ, синтезируется еще и фермент целлюлаза. Он расщепляет целлюлозу клеточных оболочек, что приводит к растворению клеток. Результат — желтые листья под ногами, иногда целые ветви, оказавшиеся «лишними».
studfiles.net
Осень в природе. Растения и животные осенью
Предмет «Я и Украина». 1 кл.
Тема: Осень в природе. Растения и животные осенью.«У природы живые краски,
Миллионы лучистых соцветий.
Для чего чудеса из сказки
Если в жизни их можно встретить!»
Цель: 1. Ознакомить с характерными признаками осени в живой природе:
смена окраса деревьев, листопад, изменение в жизни зверей, вызванные
уменьшением количества света и тепла с наступлением осени.
- Развивать у детей наблюдательность, умение устанавливать причинно-следственные связи в природе, высказывать догадки, размышления.
- Активизировать представление детей, обогащать их словарный запас образной лексикой.
- Воспитывать внимание, гуманные чувства, бережное отношение к природе.
грибов, корзинки, воздушный шар, звоночек, накидка.
^
- Организация класса
- Беседа об осени
- А наш осенний парк хранит волшебные слова, дорогие сердцу каждого человека.
(Ученик читает вслух: «У природы живые краски,
Миллионы лучистых соцветий.
Для чего чудеса из сказки
Если в жизни их можно встретить!»
(Дети садятся на стульчики)
- Сегодня мы побываем в гостях у природы. У природы есть целых четыре времени года и можно совершить четыре путешествия. Но мы отправимся в одно из них, а какое – вы сейчас узнаете.
«Пусты поля, мокнет земля,
Дождь поливает. Когда это бывает?»
(Осень)
- Правильно. А как называют осень?
(Волшебницей, золотокосою, щедрою, богатой, золотой)
- Почему?
(Потому, что деревья раскрашены в жёлтый цвет, а он похож на золото.
Потому, что всего много у осени)
- Какие дары принесла осень?
(Груши, яблоки, виноград, грибы, хлеб)
- Как украсила осень наш городской уголок природы – Поляну сказок?
(Листья раскрасила в разные цвета)
- А почему листья осенью окрашиваются в разные цвета?
(Листьям не хватает света и тепла)
Вывод: Да. В листьях есть зелёные, фиолетовые, красные, желтые зёрнышки.
Зелёным нужно много света и тепла. Когда осенью света и тепла мало,
зелёные зёрнышки гибнут и выступают жёлтые, красные фиолетовые.
- Послушайте загадку: «Летом борода вырастает, а зимой отпадает.» Что это? (Листья)
- А почему деревья сбрасывают листья на зиму?
(Зимой деревья меньше пьют воду, потому, что спят. Листьям не хватает воды,
и чтобы дереву не засохнуть, оно сбрасывает листья)
- Дети, давайте укачаем деревья на зиму – споём им колыбельную песню «Падают, падают листья»
- ^
- Игра-задание «Грибы»
Первый ребёнок: Разноцветные поганки сами лезут на полянки.
Учитель: Нам не надо ни одной, мы обходим стороной.
Второй ребёнок: Пучеглазый мухомор боком сел на косогор.
Учитель: Нам не нужен мухомор, не пойдём на косогор.
Третий ребёнок: Рядышком с иголками рыжики под ёлками
Не малы, не велики и лежат, как пятаки.
(Отдаёт грибы учителю)
Четвертый ребёнок: А во мху, как на подушке, чье-то беленькое ушко.
А за ним ещё штук пять.
Учитель: Это грузди – надо взять.
Пятый ребёнок: Под осинами на кочке гриб в малиновом платочке.
Учитель: Подосиновиком звать, и его придется взять.
Шестой ребёнок: Вот и гриб-боровик и красив он, и велик!
В толстой шапке набекрень,
Ножка крепкая, как пень.
- Ребята, а вы знаете, что грибы ядовитые для людей, для лесных жителей – лекарство и еда. Чем больше в лесу разных грибов, тем он укромнее, в нём лучше и быстрее растут деревья. Не уничтожайте ядовитые грибы! Но и не употребляйте их в пищу. Лучше обойдите их стороной.
- Второе задание спрятано в нашем зале. Его нужно найти. (Беру звоночек)
Со звоночком похожу
Всюду, всюду позвоню.
Где услышу я ответ
Там найду секрет.
(Звоню и слышу ответ. Нахожу конверт. Там лежат загадки об осенних месяцах)
- Опустел колхозный сад
И на южный край Земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришёл?
(Сентябрь)
- Всё мрачней лицо природы.
Оголяются леса,
Мокнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился,
Что за месяц к нам явился?
(Октябрь)
- Поле черно-белым стало:
А ещё похолодало –
Льдом сковало воды рек.
Мёрзнет в поле озимь ржи…
Что за месяц? Подскажи!
(Ноябрь)
- ^
- Посмотрите, ребята. Вот так сюрприз! Кто же его нам прислал? Посмотрите, здесь на одном из листьев записка.
«Дорогие девочки и мальчики! Собираюсь к вам в гости. Но пока дойду к вам, мой друг ветер передаст эти осенние листочки. Я их собрала в осеннем лесу и хочу, чтобы вы закружили их в танце».
- Ну что же, девочки, закружите их в танце, как делает это ветер в парке.
^
А листья покружились, покружились и опустились на плетень.
(Физминутка «Плетень»)
Стук в дверь
- Кто стучится к нам? Кто опоздал?
- Это я, Боровик.
- Это я, Рыжик.
Боровик: А как вас зовут, ребята? Я хлопну 3 раза и вы одновременно
все крикните своё имя. Раз! Два! Три!
(Дети говорят своё имя)
Рыжик: Давай свой кузовок, будем загадки загадывать, викторину проводить.
Учитель: Дети, а вы знаете, что такое «викторина»?
(Это когда задают вопросы, а мы на них отвечаем)
- Викторина
- Какие деревья раньше других сбрасывают листья?
- У каких деревьев краснеют листья?
- Какое лиственное дерево может не сбросить листья на зиму?
- Как называют дуб, который не сбрасывает листья на зиму?
- Почему листья с верхушек веток опадают последними?
- Какие насекомые улетают в тёплые края вместе с перелётными птицами?
Боровик: Слушай, Рыжик, эти ребята очень смекалистые. Давай вернёмся в лес,
а то они ещё сообразят нас в кузовок посадить и в суп отправить.
(Убегают)
Учитель: Убежали. А мы продолжаем викторину.
- Что за зверь лесной встал как столбик над сосной
(Заяц)
- Кто зимой по лесу бродит злой и голодный?
- Хвост пушистый, мех золотистый
(Лиса)
- Под соснами, под ёлками бежит мешок с иголками
- Зверь мохнатый, косолапый, он сосёт в берлоге лапу?
- Подберите слова, которые характеризуют этих зверей.
Лиса – хитрая, рыжая, ловкая, длиннохвостая.
Волк – серый, злой, глупый, зубастый.
Заяц – серый, трусливый, робкий, ушастый.
Ёж – Колючий, добродушный.
Медведь – неуклюжий, ленивый.
- А где можно ещё встретить этих зверей, кроме леса? (В сказке)
- А вы знаете, что выражение «хитрая лиса» пошло из китайской сказки, которая была написана 2000 лет назад?
- Кто из этих зверей залегает в спячку?
(Ёж, медведь)
- Почему?
(Им зимой нет еды)
- ^
Осень – роща золотая,
Золотая, синяя.
А над рощей пролетает
Стая журавлиная.
Высоко над облаками
Гуси откликаются.
С дальним озером, с полями
До весны прощаются.
- А какие ещё птицы с нами до весны прощаются?
(Лебеди, утки, скворцы…)
- Девочки, помогите провести журавлей.
- ^
- Работа над осенними приметами
- Смотрите, смотрите! Смотрите скорей
Кто там стоит у самых дверей.
(Входит ОСЕНЬ)
Осень: А вот и я, мои друзья!
Привет осенний посылаю я!
Я ваша осень золотая
Волшебница лесная.
Всё вокруг рисую,
Над листочками колдую.
Я не просто пришла. Я хочу спросить, знаете ли вы мои приметы?
Дети: - Белка осенью строит гнездо на дереве низко – зима будет суровая,
высоко – на тёплую зиму
- Гром в сентябре – к тёплой осени.
- Осенью тихая вода – будет хорошая зима.
- Комары в ноябре – быть мягкой зиме.
- Ранняя осень – поздняя весна.
- Много паутины на бабье лето – к ясной зиме.
Осень: Молодцы, знаете приметы. У меня есть корзина, а в ней что-то лежит.
Что это? (Калина)
Что вы о ней знаете?
(Это полезное растение. Она полезна от кашля.
Калина придаёт бодрость, снимает усталость)
Учитель: А ещё это растение очень любят на Украине. Она считается народным
символом и о ней сложено много стихотворений и песен, посвящены
танцы. Мы тоже знаем танец о калине и сейчас его станцуем.
- Танец «Ой є в лісі калина»
- Итог урока
(Дети прикалывают листочки на шаль)
- Прими, Осень, эту шаль, согретую теплом детских рук, чтобы не замёрзла зимой.
Осень: Дорогие ребята! Я очень довольна вами и на прощание вручаю вам
свои дары.
(Вручает корзину с фруктами)
- Вот и закончилось наше путешествие в осеннюю природу.
lib2.znaimo.com.ua