Животные осенью и растения. «Конспект урока по окружающему миру «Растения и животные осенью»

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Тема: Осень в природе. Растения и животные осенью. Животные осенью и растения


Осень в природе. Растения и животные осенью

Тема: Осень в природе. Растения и животные осенью.

«У природы живые краски,

Миллионы лучистых соцветий.

Для чего чудеса из сказки

Если в жизни их можно встретить!»

Цель: 1. Ознакомить с характерными признаками осени в живой природе:

смена окраса деревьев, листопад, изменение в жизни зверей, вызванные

уменьшением количества света и тепла с наступлением осени.

Развивать у детей наблюдательность, умение устанавливать причинно-следственные связи в природе, высказывать догадки, размышления.

Воспитывать внимание, гуманные чувства, бережное отношение к природе.

Оборудование: Осенние листья, игрушечный медведь, заяц, лиса, пеньки, муляжи

грибов, корзинки, воздушный шар, звоночек, накидка.

^ Ход урока

Беседа об осени

- Дети, посмотрите, как нарядно украшен зал. Что он напоминает? (Осенний парк)

- А наш осенний парк хранит волшебные слова, дорогие сердцу каждого человека.

(Ученик читает вслух: «У природы живые краски,

Миллионы лучистых соцветий.

Для чего чудеса из сказки

Если в жизни их можно встретить!»

(Дети садятся на стульчики)

- Сегодня мы побываем в гостях у природы. У природы есть целых четыре времени года и можно совершить четыре путешествия. Но мы отправимся в одно из них, а какое - вы сейчас узнаете.

«Пусты поля, мокнет земля,

Дождь поливает. Когда это бывает?»

(Осень)

- Правильно. А как называют осень?

(Волшебницей, золотокосою, щедрою, богатой, золотой)

- Почему?

(Потому, что деревья раскрашены в жёлтый цвет, а он похож на золото.

Потому, что всего много у осени)

- Какие дары принесла осень?

(Груши, яблоки, виноград, грибы, хлеб)

- Как украсила осень наш городской уголок природы - Поляну сказок?

(Листья раскрасила в разные цвета)

- А почему листья осенью окрашиваются в разные цвета?

(Листьям не хватает света и тепла)

Вывод: Да. В листьях есть зелёные, фиолетовые, красные, желтые зёрнышки.

Зелёным нужно много света и тепла. Когда осенью света и тепла мало,

зелёные зёрнышки гибнут и выступают жёлтые, красные фиолетовые.

- Послушайте загадку: «Летом борода вырастает, а зимой отпадает.» Что это? (Листья)

- А почему деревья сбрасывают листья на зиму?

(Зимой деревья меньше пьют воду, потому, что спят. Листьям не хватает воды,

и чтобы дереву не засохнуть, оно сбрасывает листья)

- Дети, давайте укачаем деревья на зиму - споём им колыбельную песню «Падают, падают листья»

Игра-задание «Грибы»

Деть находят грибы у пеньков и останавливаются возле учителя.

Первый ребёнок: Разноцветные поганки сами лезут на полянки.

Учитель: Нам не надо ни одной, мы обходим стороной.

Второй ребёнок: Пучеглазый мухомор боком сел на косогор.

Учитель: Нам не нужен мухомор, не пойдём на косогор.

Третий ребёнок: Рядышком с иголками рыжики под ёлками

Не малы, не велики и лежат, как пятаки.

(Отдаёт грибы учителю)

Четвертый ребёнок: А во мху, как на подушке, чье-то беленькое ушко.

А за ним ещё штук пять.

Учитель: Это грузди - надо взять.

Пятый ребёнок: Под осинами на кочке гриб в малиновом платочке.

Учитель: Подосиновиком звать, и его придется взять.

Шестой ребёнок: Вот и гриб-боровик и красив он, и велик!

В толстой шапке набекрень,

Ножка крепкая, как пень.

- Ребята, а вы знаете, что грибы ядовитые для людей, для лесных жителей - лекарство и еда. Чем больше в лесу разных грибов, тем он укромнее, в нём лучше и быстрее растут деревья. Не уничтожайте ядовитые грибы! Но и не употребляйте их в пищу. Лучше обойдите их стороной.

- Второе задание спрятано в нашем зале. Его нужно найти. (Беру звоночек)

Со звоночком похожу

Всюду, всюду позвоню.

Где услышу я ответ

Там найду секрет.

(Звоню и слышу ответ. Нахожу конверт. Там лежат загадки об осенних месяцах)

Опустел колхозный сад

Паутинки вдаль летят,

И на южный край Земли

Потянулись журавли.

Распахнулись двери школ.

Что за месяц к нам пришёл?

(Сентябрь)

Всё мрачней лицо природы.

Помрачнели огороды;

Оголяются леса,

Мокнут птичьи голоса,

Мишка в спячку завалился,

Что за месяц к нам явился?

(Октябрь)

Поле черно-белым стало:

Падает то дождь, то снег

А ещё похолодало -

Льдом сковало воды рек.

Мёрзнет в поле озимь ржи…

Что за месяц? Подскажи!

(Ноябрь)

^ Исполнение танца «Осенние листья».

Раздаётся стук в дверь. Влетает воздушный шар с привязанными осенними листочками.

- Посмотрите, ребята. Вот так сюрприз! Кто же его нам прислал? Посмотрите, здесь на одном из листьев записка.

«Дорогие девочки и мальчики! Собираюсь к вам в гости. Но пока дойду к вам, мой друг ветер передаст эти осенние листочки. Я их собрала в осеннем лесу и хочу, чтобы вы закружили их в танце».

- Ну что же, девочки, закружите их в танце, как делает это ветер в парке.

^ Танец девочек «Осенние листья»

А листья покружились, покружились и опустились на плетень.

(Физминутка «Плетень»)

Стук в дверь

- Кто стучится к нам? Кто опоздал?

- Это я, Боровик.

- Это я, Рыжик.

Боровик: А как вас зовут, ребята? Я хлопну 3 раза и вы одновременно

все крикните своё имя. Раз! Два! Три!

(Дети говорят своё имя)

Рыжик: Давай свой кузовок, будем загадки загадывать, викторину проводить.

Учитель: Дети, а вы знаете, что такое «викторина»?

(Это когда задают вопросы, а мы на них отвечаем)

(Стрекозы, божьи коровки и некоторые бабочки)

Боровик: Слушай, Рыжик, эти ребята очень смекалистые. Давай вернёмся в лес,

а то они ещё сообразят нас в кузовок посадить и в суп отправить.

(Убегают)

Учитель: Убежали. А мы продолжаем викторину.

(Медведь)

- Подберите слова, которые характеризуют этих зверей.

Лиса - хитрая, рыжая, ловкая, длиннохвостая.

Волк - серый, злой, глупый, зубастый.

Заяц - серый, трусливый, робкий, ушастый.

Ёж - Колючий, добродушный.

Медведь - неуклюжий, ленивый.

- А где можно ещё встретить этих зверей, кроме леса? (В сказке)

- А вы знаете, что выражение «хитрая лиса» пошло из китайской сказки, которая была написана 2000 лет назад?

- Кто из этих зверей залегает в спячку?

(Ёж, медведь)

- Почему?

(Им зимой нет еды)

^ Беседа о перелётных птицах

Учитель читает стихотворение

Осень - роща золотая,

Золотая, синяя.

А над рощей пролетает

Стая журавлиная.

Высоко над облаками

Гуси откликаются.

С дальним озером, с полями

До весны прощаются.

- А какие ещё птицы с нами до весны прощаются?

(Лебеди, утки, скворцы…)

- Девочки, помогите провести журавлей.

Работа над осенними приметами

Стук в дверь

- Смотрите, смотрите! Смотрите скорей

Кто там стоит у самых дверей.

(Входит ОСЕНЬ)

Осень: А вот и я, мои друзья!

Привет осенний посылаю я!

Я ваша осень золотая

Волшебница лесная.

Всё вокруг рисую,

Над листочками колдую.

Я не просто пришла. Я хочу спросить, знаете ли вы мои приметы?

Дети: - Белка осенью строит гнездо на дереве низко - зима будет суровая,

высоко - на тёплую зиму

- Гром в сентябре - к тёплой осени.

- Осенью тихая вода - будет хорошая зима.

- Комары в ноябре - быть мягкой зиме.

- Ранняя осень - поздняя весна.

- Много паутины на бабье лето - к ясной зиме.

Осень: Молодцы, знаете приметы. У меня есть корзина, а в ней что-то лежит.

Что это? (Калина)

Что вы о ней знаете?

(Это полезное растение. Она полезна от кашля.

Калина придаёт бодрость, снимает усталость)

Учитель: А ещё это растение очень любят на Украине. Она считается народным

символом и о ней сложено много стихотворений и песен, посвящены

танцы. Мы тоже знаем танец о калине и сейчас его станцуем.

Итог урока

- У вас на груди приколоты листочки. Давайте соткём шаль и подарим её Осени.

(Дети прикалывают листочки на шаль)

- Прими, Осень, эту шаль, согретую теплом детских рук, чтобы не замёрзла зимой.

Осень: Дорогие ребята! Я очень довольна вами и на прощание вручаю вам

свои дары.

(Вручает корзину с фруктами)

- Вот и закончилось наше путешествие в осеннюю природу.

biologrefs.ru

Осень в природе. Растения и животные осенью

Губа нова Т.Н.

Предмет «Я и Украина». 1 кл.

Тема: Осень в природе. Растения и животные осенью.

«У природы живые краски,

Миллионы лучистых соцветий.

Для чего чудеса из сказки

Если в жизни их можно встретить!» Цель: 1. Ознакомить с характерными признаками осени в живой природе:

смена окраса деревьев, листопад, изменение в жизни зверей, вызванные

уменьшением количества света и тепла с наступлением осени.

  1. Развивать у детей наблюдательность, умение устанавливать причинно-следственные связи в природе, высказывать догадки, размышления.
  2. Активизировать представление детей, обогащать их словарный запас образной лексикой.
  3. Воспитывать внимание, гуманные чувства, бережное отношение к природе.
Оборудование: Осенние листья, игрушечный медведь, заяц, лиса, пеньки, муляжи

грибов, корзинки, воздушный шар, звоночек, накидка.

Ход урока
  1. Организация класса
Дети вместе с учителем заходят в класс
  1. Беседа об осени
- Дети, посмотрите, как нарядно украшен зал. Что он напоминает? (Осенний парк)

- А наш осенний парк хранит волшебные слова, дорогие сердцу каждого человека.

(Ученик читает вслух: «У природы живые краски,

Миллионы лучистых соцветий.

Для чего чудеса из сказки

Если в жизни их можно встретить!»

(Дети садятся на стульчики)

- Сегодня мы побываем в гостях у природы. У природы есть целых четыре времени года и можно совершить четыре путешествия. Но мы отправимся в одно из них, а какое – вы сейчас узнаете.

«Пусты поля, мокнет земля,

Дождь поливает. Когда это бывает?»

(Осень)

- Правильно. А как называют осень?

(Волшебницей, золотокосою, щедрою, богатой, золотой)

- Почему?

(Потому, что деревья раскрашены в жёлтый цвет, а он похож на золото.

Потому, что всего много у осени)

- Какие дары принесла осень?

(Груши, яблоки, виноград, грибы, хлеб)

- Как украсила осень наш городской уголок природы – Поляну сказок?

(Листья раскрасила в разные цвета)

- А почему листья осенью окрашиваются в разные цвета?

(Листьям не хватает света и тепла)

Вывод: Да. В листьях есть зелёные, фиолетовые, красные, желтые зёрнышки.

Зелёным нужно много света и тепла. Когда осенью света и тепла мало,

зелёные зёрнышки гибнут и выступают жёлтые, красные фиолетовые.

- Послушайте загадку: «Летом борода вырастает, а зимой отпадает.» Что это? (Листья)

- А почему деревья сбрасывают листья на зиму?

(Зимой деревья меньше пьют воду, потому, что спят. Листьям не хватает воды,

и чтобы дереву не засохнуть, оно сбрасывает листья)

- Дети, давайте укачаем деревья на зиму – споём им колыбельную песню «Падают, падают листья»

  1. Исполнение песни «Падают, падают листья»
  2. Игра-задание «Грибы»
Деть находят грибы у пеньков и останавливаются возле учителя.

Первый ребёнок: Разноцветные поганки сами лезут на полянки.

Учитель: Нам не надо ни одной, мы обходим стороной.

Второй ребёнок: Пучеглазый мухомор боком сел на косогор.

Учитель: Нам не нужен мухомор, не пойдём на косогор.

Третий ребёнок: Рядышком с иголками рыжики под ёлками

Не малы, не велики и лежат, как пятаки.

(Отдаёт грибы учителю)

Четвертый ребёнок: А во мху, как на подушке, чье-то беленькое ушко.

А за ним ещё штук пять.

Учитель: Это грузди – надо взять.

Пятый ребёнок: Под осинами на кочке гриб в малиновом платочке.

Учитель: Подосиновиком звать, и его придется взять.

Шестой ребёнок: Вот и гриб-боровик и красив он, и велик!

В толстой шапке набекрень,

Ножка крепкая, как пень.

- Ребята, а вы знаете, что грибы ядовитые для людей, для лесных жителей – лекарство и еда. Чем больше в лесу разных грибов, тем он укромнее, в нём лучше и быстрее растут деревья. Не уничтожайте ядовитые грибы! Но и не употребляйте их в пищу. Лучше обойдите их стороной.

- Второе задание спрятано в нашем зале. Его нужно найти. (Беру звоночек)

Со звоночком похожу

Всюду, всюду позвоню.

Где услышу я ответ

Там найду секрет.

(Звоню и слышу ответ. Нахожу конверт. Там лежат загадки об осенних месяцах)

  1. Опустел колхозный сад
Паутинки вдаль летят,

И на южный край Земли

Потянулись журавли.

Распахнулись двери школ.

Что за месяц к нам пришёл?

(Сентябрь)

  1. Всё мрачней лицо природы.
Помрачнели огороды;

Оголяются леса,

Мокнут птичьи голоса,

Мишка в спячку завалился,

Что за месяц к нам явился?

(Октябрь)

  1. Поле черно-белым стало:
Падает то дождь, то снег

А ещё похолодало –

Льдом сковало воды рек.

Мёрзнет в поле озимь ржи…

Что за месяц? Подскажи!

(Ноябрь)

  1. Исполнение танца «Осенние листья».
Раздаётся стук в дверь. Влетает воздушный шар с привязанными осенними листочками.

- Посмотрите, ребята. Вот так сюрприз! Кто же его нам прислал? Посмотрите, здесь на одном из листьев записка.

«Дорогие девочки и мальчики! Собираюсь к вам в гости. Но пока дойду к вам, мой друг ветер передаст эти осенние листочки. Я их собрала в осеннем лесу и хочу, чтобы вы закружили их в танце».

- Ну что же, девочки, закружите их в танце, как делает это ветер в парке.

Танец девочек «Осенние листья»

А листья покружились, покружились и опустились на плетень.

(Физминутка «Плетень»)

Стук в дверь

- Кто стучится к нам? Кто опоздал?

- Это я, Боровик.

- Это я, Рыжик.

Боровик: А как вас зовут, ребята? Я хлопну 3 раза и вы одновременно

все крикните своё имя. Раз! Два! Три!

(Дети говорят своё имя)

Рыжик: Давай свой кузовок, будем загадки загадывать, викторину проводить.

Учитель: Дети, а вы знаете, что такое «викторина»?

(Это когда задают вопросы, а мы на них отвечаем)

  1. Викторина
  • Какие деревья раньше других сбрасывают листья?
(Липы и старые тополя, потом клён и рябина)
  • У каких деревьев краснеют листья?
(Рябина, осина, черёмуха)
  • Какое лиственное дерево может не сбросить листья на зиму?
(Дуб)
  • Как называют дуб, который не сбрасывает листья на зиму?
(Зимний)
  • Почему листья с верхушек веток опадают последними?
(Они молодые, дольше живут)
  • Какие насекомые улетают в тёплые края вместе с перелётными птицами?
(Стрекозы, божьи коровки и некоторые бабочки)

Боровик: Слушай, Рыжик, эти ребята очень смекалистые. Давай вернёмся в лес,

а то они ещё сообразят нас в кузовок посадить и в суп отправить.

(Убегают)

Учитель: Убежали. А мы продолжаем викторину.

  • Что за зверь лесной встал как столбик над сосной
И стоит среди травы – уши больше головы?

(Заяц)

  • Кто зимой по лесу бродит злой и голодный?
(Волк)
  • Хвост пушистый, мех золотистый
В лесу живёт, в селе кур крадёт?

(Лиса)

  • Под соснами, под ёлками бежит мешок с иголками
(Ёж)
  • Зверь мохнатый, косолапый, он сосёт в берлоге лапу?
(Медведь)

- Подберите слова, которые характеризуют этих зверей.

Лиса – хитрая, рыжая, ловкая, длиннохвостая.

Волк – серый, злой, глупый, зубастый.

Заяц – серый, трусливый, робкий, ушастый.

Ёж – Колючий, добродушный.

Медведь – неуклюжий, ленивый.

- А где можно ещё встретить этих зверей, кроме леса? (В сказке)

- А вы знаете, что выражение «хитрая лиса» пошло из китайской сказки, которая была написана 2000 лет назад?

- Кто из этих зверей залегает в спячку?

(Ёж, медведь)

- Почему?

(Им зимой нет еды)

  1. Беседа о перелётных птицах
Учитель читает стихотворение

Осень – роща золотая,

Золотая, синяя.

А над рощей пролетает

Стая журавлиная.

Высоко над облаками

Гуси откликаются.

С дальним озером, с полями

До весны прощаются.

- А какие ещё птицы с нами до весны прощаются?

(Лебеди, утки, скворцы…)

- Девочки, помогите провести журавлей.

  1. Исполнение песни «Журавушка»
  2. Работа над осенними приметами
Стук в дверь

- Смотрите, смотрите! Смотрите скорей

Кто там стоит у самых дверей.

(Входит ОСЕНЬ)

Осень: А вот и я, мои друзья!

Привет осенний посылаю я!

Я ваша осень золотая

Волшебница лесная.

Всё вокруг рисую,

Над листочками колдую.

Я не просто пришла. Я хочу спросить, знаете ли вы мои приметы?

Дети: - Белка осенью строит гнездо на дереве низко – зима будет суровая,

высоко – на тёплую зиму

- Гром в сентябре – к тёплой осени.

- Осенью тихая вода – будет хорошая зима.

- Комары в ноябре – быть мягкой зиме.

- Ранняя осень – поздняя весна.

- Много паутины на бабье лето – к ясной зиме.

Осень: Молодцы, знаете приметы. У меня есть корзина, а в ней что-то лежит.

Что это? (Калина)

Что вы о ней знаете?

(Это полезное растение. Она полезна от кашля.

Калина придаёт бодрость, снимает усталость)

Учитель: А ещё это растение очень любят на Украине. Она считается народным

символом и о ней сложено много стихотворений и песен, посвящены

танцы. Мы тоже знаем танец о калине и сейчас его станцуем.

  1. Танец «Ой є в лісі калина»
  2. Итог урока
- У вас на груди приколоты листочки. Давайте соткём шаль и подарим её Осени.

(Дети прикалывают листочки на шаль)

- Прими, Осень, эту шаль, согретую теплом детских рук, чтобы не замёрзла зимой.

Осень: Дорогие ребята! Я очень довольна вами и на прощание вручаю вам

свои дары.

(Вручает корзину с фруктами)

- Вот и закончилось наше путешествие в осеннюю природу.

gagago.ru

Осень в природе. Растения и животные осенью

Тема: Осень в природе. Растения и животные осенью.

«У природы живые краски,

Миллионы лучистых соцветий.

Для чего чудеса из сказки

Если в жизни их можно встретить!»

Цель: 1. Ознакомить с характерными признаками осени в живой природе:

смена окраса деревьев, листопад, изменение в жизни зверей, вызванные

уменьшением количества света и тепла с наступлением осени.

Развивать у детей наблюдательность, умение устанавливать причинно-следственные связи в природе, высказывать догадки, размышления.

Воспитывать внимание, гуманные чувства, бережное отношение к природе.

Оборудование: Осенние листья, игрушечный медведь, заяц, лиса, пеньки, муляжи

грибов, корзинки, воздушный шар, звоночек, накидка.

^ Ход урока

Беседа об осени

- Дети, посмотрите, как нарядно украшен зал. Что он напоминает? (Осенний парк)

- А наш осенний парк хранит волшебные слова, дорогие сердцу каждого человека.

(Ученик читает вслух: «У природы живые краски,

Миллионы лучистых соцветий.

Для чего чудеса из сказки

Если в жизни их можно встретить!»

(Дети садятся на стульчики)

- Сегодня мы побываем в гостях у природы. У природы есть целых четыре времени года и можно совершить четыре путешествия. Но мы отправимся в одно из них, а какое - вы сейчас узнаете.

«Пусты поля, мокнет земля,

Дождь поливает. Когда это бывает?»

(Осень)

- Правильно. А как называют осень?

(Волшебницей, золотокосою, щедрою, богатой, золотой)

- Почему?

(Потому, что деревья раскрашены в жёлтый цвет, а он похож на золото.

Потому, что всего много у осени)

- Какие дары принесла осень?

(Груши, яблоки, виноград, грибы, хлеб)

- Как украсила осень наш городской уголок природы - Поляну сказок?

(Листья раскрасила в разные цвета)

- А почему листья осенью окрашиваются в разные цвета?

(Листьям не хватает света и тепла)

Вывод: Да. В листьях есть зелёные, фиолетовые, красные, желтые зёрнышки.

Зелёным нужно много света и тепла. Когда осенью света и тепла мало,

зелёные зёрнышки гибнут и выступают жёлтые, красные фиолетовые.

- Послушайте загадку: «Летом борода вырастает, а зимой отпадает.» Что это? (Листья)

- А почему деревья сбрасывают листья на зиму?

(Зимой деревья меньше пьют воду, потому, что спят. Листьям не хватает воды,

и чтобы дереву не засохнуть, оно сбрасывает листья)

- Дети, давайте укачаем деревья на зиму - споём им колыбельную песню «Падают, падают листья»

Игра-задание «Грибы»

Деть находят грибы у пеньков и останавливаются возле учителя.

Первый ребёнок: Разноцветные поганки сами лезут на полянки.

Учитель: Нам не надо ни одной, мы обходим стороной.

Второй ребёнок: Пучеглазый мухомор боком сел на косогор.

Учитель: Нам не нужен мухомор, не пойдём на косогор.

Третий ребёнок: Рядышком с иголками рыжики под ёлками

Не малы, не велики и лежат, как пятаки.

(Отдаёт грибы учителю)

Четвертый ребёнок: А во мху, как на подушке, чье-то беленькое ушко.

А за ним ещё штук пять.

Учитель: Это грузди - надо взять.

Пятый ребёнок: Под осинами на кочке гриб в малиновом платочке.

Учитель: Подосиновиком звать, и его придется взять.

Шестой ребёнок: Вот и гриб-боровик и красив он, и велик!

В толстой шапке набекрень,

Ножка крепкая, как пень.

- Ребята, а вы знаете, что грибы ядовитые для людей, для лесных жителей - лекарство и еда. Чем больше в лесу разных грибов, тем он укромнее, в нём лучше и быстрее растут деревья. Не уничтожайте ядовитые грибы! Но и не употребляйте их в пищу. Лучше обойдите их стороной.

- Второе задание спрятано в нашем зале. Его нужно найти. (Беру звоночек)

Со звоночком похожу

Всюду, всюду позвоню.

Где услышу я ответ

Там найду секрет.

(Звоню и слышу ответ. Нахожу конверт. Там лежат загадки об осенних месяцах)

Опустел колхозный сад

Паутинки вдаль летят,

И на южный край Земли

Потянулись журавли.

Распахнулись двери школ.

Что за месяц к нам пришёл?

(Сентябрь)

Всё мрачней лицо природы.

Помрачнели огороды;

Оголяются леса,

Мокнут птичьи голоса,

Мишка в спячку завалился,

Что за месяц к нам явился?

(Октябрь)

Поле черно-белым стало:

Падает то дождь, то снег

А ещё похолодало -

Льдом сковало воды рек.

Мёрзнет в поле озимь ржи…

Что за месяц? Подскажи!

(Ноябрь)

^ Исполнение танца «Осенние листья».

Раздаётся стук в дверь. Влетает воздушный шар с привязанными осенними листочками.

- Посмотрите, ребята. Вот так сюрприз! Кто же его нам прислал? Посмотрите, здесь на одном из листьев записка.

«Дорогие девочки и мальчики! Собираюсь к вам в гости. Но пока дойду к вам, мой друг ветер передаст эти осенние листочки. Я их собрала в осеннем лесу и хочу, чтобы вы закружили их в танце».

- Ну что же, девочки, закружите их в танце, как делает это ветер в парке.

^ Танец девочек «Осенние листья»

А листья покружились, покружились и опустились на плетень.

(Физминутка «Плетень»)

Стук в дверь

- Кто стучится к нам? Кто опоздал?

- Это я, Боровик.

- Это я, Рыжик.

Боровик: А как вас зовут, ребята? Я хлопну 3 раза и вы одновременно

все крикните своё имя. Раз! Два! Три!

(Дети говорят своё имя)

Рыжик: Давай свой кузовок, будем загадки загадывать, викторину проводить.

Учитель: Дети, а вы знаете, что такое «викторина»?

(Это когда задают вопросы, а мы на них отвечаем)

(Стрекозы, божьи коровки и некоторые бабочки)

Боровик: Слушай, Рыжик, эти ребята очень смекалистые. Давай вернёмся в лес,

а то они ещё сообразят нас в кузовок посадить и в суп отправить.

(Убегают)

Учитель: Убежали. А мы продолжаем викторину.

(Медведь)

- Подберите слова, которые характеризуют этих зверей.

Лиса - хитрая, рыжая, ловкая, длиннохвостая.

Волк - серый, злой, глупый, зубастый.

Заяц - серый, трусливый, робкий, ушастый.

Ёж - Колючий, добродушный.

Медведь - неуклюжий, ленивый.

- А где можно ещё встретить этих зверей, кроме леса? (В сказке)

- А вы знаете, что выражение «хитрая лиса» пошло из китайской сказки, которая была написана 2000 лет назад?

- Кто из этих зверей залегает в спячку?

(Ёж, медведь)

- Почему?

(Им зимой нет еды)

^ Беседа о перелётных птицах

Учитель читает стихотворение

Осень - роща золотая,

Золотая, синяя.

А над рощей пролетает

Стая журавлиная.

Высоко над облаками

Гуси откликаются.

С дальним озером, с полями

До весны прощаются.

- А какие ещё птицы с нами до весны прощаются?

(Лебеди, утки, скворцы…)

- Девочки, помогите провести журавлей.

Работа над осенними приметами

Стук в дверь

- Смотрите, смотрите! Смотрите скорей

Кто там стоит у самых дверей.

(Входит ОСЕНЬ)

Осень: А вот и я, мои друзья!

Привет осенний посылаю я!

Я ваша осень золотая

Волшебница лесная.

Всё вокруг рисую,

Над листочками колдую.

Я не просто пришла. Я хочу спросить, знаете ли вы мои приметы?

Дети: - Белка осенью строит гнездо на дереве низко - зима будет суровая,

высоко - на тёплую зиму

- Гром в сентябре - к тёплой осени.

- Осенью тихая вода - будет хорошая зима.

- Комары в ноябре - быть мягкой зиме.

- Ранняя осень - поздняя весна.

- Много паутины на бабье лето - к ясной зиме.

Осень: Молодцы, знаете приметы. У меня есть корзина, а в ней что-то лежит.

Что это? (Калина)

Что вы о ней знаете?

(Это полезное растение. Она полезна от кашля.

Калина придаёт бодрость, снимает усталость)

Учитель: А ещё это растение очень любят на Украине. Она считается народным

символом и о ней сложено много стихотворений и песен, посвящены

танцы. Мы тоже знаем танец о калине и сейчас его станцуем.

Итог урока

- У вас на груди приколоты листочки. Давайте соткём шаль и подарим её Осени.

(Дети прикалывают листочки на шаль)

- Прими, Осень, эту шаль, согретую теплом детских рук, чтобы не замёрзла зимой.

Осень: Дорогие ребята! Я очень довольна вами и на прощание вручаю вам

свои дары.

(Вручает корзину с фруктами)

- Вот и закончилось наше путешествие в осеннюю природу.

biologrefs.ru

«Конспект урока по окружающему миру «Растения и животные осенью»

Открытый урок по окружающему миру«Растения и животные осенью».

Цели урока: обобщить знания учащихся о характерных признаках осени в неживой природе; познакомить учащихся с основными правилами охраны природы; воспитывать экологическую культуру.

Оборудование: картины леса, изображения растений и животных ( слайды), учебник, карточки, хрестоматия Трафимовой «Тайны далекие и близкие», костюмы деревьев, грибов.

Ход урока1. Организационный момент ( На экране – виды осеннего леса)

- Как вы думаете, чему посвящен наш урок?- Правильно. Мы сегодня с вами отправимся в удивительное путешествие в лес. Народная мудрость гласит: «От осени к лету повороту нету».

Веют осенние ветрыВ мрачной дубраве,С шумом на землю валятсяЖелтые листья.

- О каком времени года написал эти строки Н. Карамзин?

2. Вступительная беседа. Повторение- Отправляясь в лес, мы должны повторить народные приметы, правила поведения в лесу.(на экране):

Птицы со двора и опенки у пня – наступила осенняя пора.Осень – это перемен восемь; сеет, веет, крутит, мутит, рвет, сапит, сверху льет, снизу метет.Осенью гусь летит – к дождю, а лебедь – к снегу.Если осень ненастная, будет дождливая весна.

- А какие приметы знаете вы?( Дети называют).

Учитель: - Приметы осени во всем встречает взор:Там тянется, блестя на солнце, паутина,Там скирд виднеется, а там через заборКистями красными повиснула рябина

- Правила поведения в лесу знаете? Назовите. ( перечисляют)

- Итак, мы путешественники. Наш девиз: »Любить и охранять родную природу».( на экране).

- И вот мы в лесу.

3. Грибная поляна(на экране) - Посмотрите на поляну. Какая она?( грибная)

(Выходят дети в костюмах грибов и читают стихи – береза, подосиновик, сыроежка, подберезовик, опята, лисичка). – ( на экране – слайды).- Связь «береза – подберезовик».- Какие это были грибы? ( съедобные). Назовите еще.- А как правильно собирать грибы? ( не повредить грибницу – рассказывают дети).

Учитель: - «Солите, варите и жарьте грибы,Только грибницу не трогайте вы.Она, словно нить, глубоко под землей,Ее повредишь – и не будет другой»

- А какие еще грибы бывают? (несъедобные). Например? ( на экране – мухомор, бледная поганка). Нужно ли их уничтожать, почему? ( ими питаются животные, пр. лось) ( на экране).

4. Физминутка

- Прилетела к нам вчера( частые взмахи руками)Полосатая пчела,А за нею шмель – шмелек ( взмахи более редкие)И веселый мотылек ( взмахи руками от плеча)Два жука и стрекоза, ( руки в одну сторону, затем в другую)Как фонарики, глаза.Пожужжали, полетали, ( жужжат и делают взмахи)От усталости упали ( сели).

5. Птичья поляна ( на экране – птицы, животные)

Учитель: - Здравствуй, светлая лужайка,Чем богата – угощай – кА.- Угощу на славу всех.Вот брусника, вот орех,Вот родник студеный. Пей!Есть чем потчевать гостей. (? Экран)- Что же происходит с птицами и зверями поздней осенью?

Дети: - Собрались и полетелиУтки в дальнюю дорогу.Под корнями старой елиМастерит медведь берлогу.

Рыщут волки ночью темнойЗа добычей по лесам,Меж кустов к тетерке соннойПробирается лиса.

Прячет на зиму кедровка В старый мох орехи ловко.Хвою щиплют глухари.Зимовать

schoolfiles.net

Осень в природе. Растения и животные осенью

Губа нова Т.Н.

Предмет «Я и Украина». 1 кл.

Тема: Осень в природе. Растения и животные осенью.

«У природы живые краски,

Миллионы лучистых соцветий.

Для чего чудеса из сказки

Если в жизни их можно встретить!»

Цель: 1. Ознакомить с характерными признаками осени в живой природе:

смена окраса деревьев, листопад, изменение в жизни зверей, вызванные

уменьшением количества света и тепла с наступлением осени.

  1. Развивать у детей наблюдательность, умение устанавливать причинно-следственные связи в природе, высказывать догадки, размышления.
  2. Активизировать представление детей, обогащать их словарный запас образной лексикой.
  3. Воспитывать внимание, гуманные чувства, бережное отношение к природе.
Оборудование: Осенние листья, игрушечный медведь, заяц, лиса, пеньки, муляжи

грибов, корзинки, воздушный шар, звоночек, накидка.

^

  1. Организация класса
Дети вместе с учителем заходят в класс
  1. Беседа об осени
- Дети, посмотрите, как нарядно украшен зал. Что он напоминает? (Осенний парк)

- А наш осенний парк хранит волшебные слова, дорогие сердцу каждого человека.

(Ученик читает вслух: «У природы живые краски,

Миллионы лучистых соцветий.

Для чего чудеса из сказки

Если в жизни их можно встретить!»

(Дети садятся на стульчики)

- Сегодня мы побываем в гостях у природы. У природы есть целых четыре времени года и можно совершить четыре путешествия. Но мы отправимся в одно из них, а какое – вы сейчас узнаете.

«Пусты поля, мокнет земля,

Дождь поливает. Когда это бывает?»

(Осень)

- Правильно. А как называют осень?

(Волшебницей, золотокосою, щедрою, богатой, золотой)

- Почему?

(Потому, что деревья раскрашены в жёлтый цвет, а он похож на золото.

Потому, что всего много у осени)

- Какие дары принесла осень?

(Груши, яблоки, виноград, грибы, хлеб)

- Как украсила осень наш городской уголок природы – Поляну сказок?

(Листья раскрасила в разные цвета)

- А почему листья осенью окрашиваются в разные цвета?

(Листьям не хватает света и тепла)

Вывод: Да. В листьях есть зелёные, фиолетовые, красные, желтые зёрнышки.

Зелёным нужно много света и тепла. Когда осенью света и тепла мало,

зелёные зёрнышки гибнут и выступают жёлтые, красные фиолетовые.

- Послушайте загадку: «Летом борода вырастает, а зимой отпадает.» Что это? (Листья)

- А почему деревья сбрасывают листья на зиму?

(Зимой деревья меньше пьют воду, потому, что спят. Листьям не хватает воды,

и чтобы дереву не засохнуть, оно сбрасывает листья)

- Дети, давайте укачаем деревья на зиму – споём им колыбельную песню «Падают, падают листья»

  1. ^
  2. Игра-задание «Грибы»
Деть находят грибы у пеньков и останавливаются возле учителя.

Первый ребёнок: Разноцветные поганки сами лезут на полянки.

Учитель: Нам не надо ни одной, мы обходим стороной.

Второй ребёнок: Пучеглазый мухомор боком сел на косогор.

Учитель: Нам не нужен мухомор, не пойдём на косогор.

Третий ребёнок: Рядышком с иголками рыжики под ёлками

Не малы, не велики и лежат, как пятаки.

(Отдаёт грибы учителю)

Четвертый ребёнок: А во мху, как на подушке, чье-то беленькое ушко.

А за ним ещё штук пять.

Учитель: Это грузди – надо взять.

Пятый ребёнок: Под осинами на кочке гриб в малиновом платочке.

Учитель: Подосиновиком звать, и его придется взять.

Шестой ребёнок: Вот и гриб-боровик и красив он, и велик!

В толстой шапке набекрень,

Ножка крепкая, как пень.

- Ребята, а вы знаете, что грибы ядовитые для людей, для лесных жителей – лекарство и еда. Чем больше в лесу разных грибов, тем он укромнее, в нём лучше и быстрее растут деревья. Не уничтожайте ядовитые грибы! Но и не употребляйте их в пищу. Лучше обойдите их стороной.

- Второе задание спрятано в нашем зале. Его нужно найти. (Беру звоночек)

Со звоночком похожу

Всюду, всюду позвоню.

Где услышу я ответ

Там найду секрет.

(Звоню и слышу ответ. Нахожу конверт. Там лежат загадки об осенних месяцах)

  1. Опустел колхозный сад
Паутинки вдаль летят,

И на южный край Земли

Потянулись журавли.

Распахнулись двери школ.

Что за месяц к нам пришёл?

(Сентябрь)

  1. Всё мрачней лицо природы.
Помрачнели огороды;

Оголяются леса,

Мокнут птичьи голоса,

Мишка в спячку завалился,

Что за месяц к нам явился?

(Октябрь)

  1. Поле черно-белым стало:
Падает то дождь, то снег

А ещё похолодало –

Льдом сковало воды рек.

Мёрзнет в поле озимь ржи…

Что за месяц? Подскажи!

(Ноябрь)

  1. ^
Раздаётся стук в дверь. Влетает воздушный шар с привязанными осенними листочками.

- Посмотрите, ребята. Вот так сюрприз! Кто же его нам прислал? Посмотрите, здесь на одном из листьев записка.

«Дорогие девочки и мальчики! Собираюсь к вам в гости. Но пока дойду к вам, мой друг ветер передаст эти осенние листочки. Я их собрала в осеннем лесу и хочу, чтобы вы закружили их в танце».

- Ну что же, девочки, закружите их в танце, как делает это ветер в парке.

^

А листья покружились, покружились и опустились на плетень.

(Физминутка «Плетень»)

Стук в дверь

- Кто стучится к нам? Кто опоздал?

- Это я, Боровик.

- Это я, Рыжик.

Боровик: А как вас зовут, ребята? Я хлопну 3 раза и вы одновременно

все крикните своё имя. Раз! Два! Три!

(Дети говорят своё имя)

Рыжик: Давай свой кузовок, будем загадки загадывать, викторину проводить.

Учитель: Дети, а вы знаете, что такое «викторина»?

(Это когда задают вопросы, а мы на них отвечаем)

  1. Викторина
  • Какие деревья раньше других сбрасывают листья?
(Липы и старые тополя, потом клён и рябина)
  • У каких деревьев краснеют листья?
(Рябина, осина, черёмуха)
  • Какое лиственное дерево может не сбросить листья на зиму?
(Дуб)
  • Как называют дуб, который не сбрасывает листья на зиму?
(Зимний)
  • Почему листья с верхушек веток опадают последними?
(Они молодые, дольше живут)
  • Какие насекомые улетают в тёплые края вместе с перелётными птицами?
(Стрекозы, божьи коровки и некоторые бабочки)

Боровик: Слушай, Рыжик, эти ребята очень смекалистые. Давай вернёмся в лес,

а то они ещё сообразят нас в кузовок посадить и в суп отправить.

(Убегают)

Учитель: Убежали. А мы продолжаем викторину.

  • Что за зверь лесной встал как столбик над сосной
И стоит среди травы – уши больше головы?

(Заяц)

  • Кто зимой по лесу бродит злой и голодный?
(Волк)
  • Хвост пушистый, мех золотистый
В лесу живёт, в селе кур крадёт?

(Лиса)

  • Под соснами, под ёлками бежит мешок с иголками
(Ёж)
  • Зверь мохнатый, косолапый, он сосёт в берлоге лапу?
(Медведь)

- Подберите слова, которые характеризуют этих зверей.

Лиса – хитрая, рыжая, ловкая, длиннохвостая.

Волк – серый, злой, глупый, зубастый.

Заяц – серый, трусливый, робкий, ушастый.

Ёж – Колючий, добродушный.

Медведь – неуклюжий, ленивый.

- А где можно ещё встретить этих зверей, кроме леса? (В сказке)

- А вы знаете, что выражение «хитрая лиса» пошло из китайской сказки, которая была написана 2000 лет назад?

- Кто из этих зверей залегает в спячку?

(Ёж, медведь)

- Почему?

(Им зимой нет еды)

  1. ^
Учитель читает стихотворение

Осень – роща золотая,

Золотая, синяя.

А над рощей пролетает

Стая журавлиная.

Высоко над облаками

Гуси откликаются.

С дальним озером, с полями

До весны прощаются.

- А какие ещё птицы с нами до весны прощаются?

(Лебеди, утки, скворцы…)

- Девочки, помогите провести журавлей.

  1. ^
  2. Работа над осенними приметами
Стук в дверь

- Смотрите, смотрите! Смотрите скорей

Кто там стоит у самых дверей.

(Входит ОСЕНЬ)

Осень: А вот и я, мои друзья!

Привет осенний посылаю я!

Я ваша осень золотая

Волшебница лесная.

Всё вокруг рисую,

Над листочками колдую.

Я не просто пришла. Я хочу спросить, знаете ли вы мои приметы?

Дети: - Белка осенью строит гнездо на дереве низко – зима будет суровая,

высоко – на тёплую зиму

- Гром в сентябре – к тёплой осени.

- Осенью тихая вода – будет хорошая зима.

- Комары в ноябре – быть мягкой зиме.

- Ранняя осень – поздняя весна.

- Много паутины на бабье лето – к ясной зиме.

Осень: Молодцы, знаете приметы. У меня есть корзина, а в ней что-то лежит.

Что это? (Калина)

Что вы о ней знаете?

(Это полезное растение. Она полезна от кашля.

Калина придаёт бодрость, снимает усталость)

Учитель: А ещё это растение очень любят на Украине. Она считается народным

символом и о ней сложено много стихотворений и песен, посвящены

танцы. Мы тоже знаем танец о калине и сейчас его станцуем.

  1. Танец «Ой є в лісі калина»
  2. Итог урока
- У вас на груди приколоты листочки. Давайте соткём шаль и подарим её Осени.

(Дети прикалывают листочки на шаль)

- Прими, Осень, эту шаль, согретую теплом детских рук, чтобы не замёрзла зимой.

Осень: Дорогие ребята! Я очень довольна вами и на прощание вручаю вам

свои дары.

(Вручает корзину с фруктами)

- Вот и закончилось наше путешествие в осеннюю природу.

dmee.ru

Растения осенью и зимой

Большая часть территории Советского Со­юза расположена в зоне умеренного и холод­ного климата, для которого характерны длительные относительно сильные морозы до —20 °С, а в отдельных районах Восточной Си­бири до —68 °С. Районов, где совсем бы не было зимы, в Советском Союзе нет.

Понижение температуры ниже нуля создает серьезные трудности для выживания рас­тений. У большинства видов ростовые про­цессы могут идти только в интервале темпе­ратур от —5 до +55 °С, а фотосинтез и накоп­ление органического вещества—от +5 до +40 °С.

Жизнедеятельность растений прекраща­ется зимой потому, что из замерзшей почвы в растения перестают поступать вода и мине­ральные соли. В периоды длительных морозов гибель тканей растения наступает от повреж­дающего действия кристаллов льда, образую­щихся в межклетниках и цитоплазме клеток.

Приспособление растений к выживанию в экстремальных условиях шло в процессе эво­люции различными путями.

151

Так, однолетние травянистые растения за­канчивают свой жизненный цикл до на­ступления морозов и зимуют в виде семян, клубней, луковиц, находящихся в состоянии покоя.

Травянистые многолетники с отмирающи­ми на зиму листьями зимуют в виде заглуб­ленных в почву корневищ (осот полевой, хвощ полевой, пырей ползучий).

Многие травянистые растения уходят под снег с листьями, а ранневесенние растения (хохлатка, ветреница) даже способны к под­снежному росту.

Деревья и кустарники с наступлением холо­дов переходят в состояние покоя. Листопад­ные породы предварительно сбрасывают листву.

Переход от активного роста летом к глу­бокому покою зимой происходит постепенно, в течение осеннего сезона. Изменение условий внешней среды, прежде всего продолжитель­ности дня, вызывает перестройку гормональ­ного режима растений: постепенно уменьшается содержание гормонов, стимулирующих рост, и увеличивается количество ингибиторов роста (этилена, абсцизовой кислоты). Не случайно абсцизовую кислоту называют гормоном стресса, а этилен — гормоном старения. Уве­личение содержания ингибиторов роста при­водит к снижению интенсивности обмена веществ и постепенной остановке роста. Фор­мируются приспособления, повышающие устойчивость растений к морозам: сбрасыва­ние листвы, накопление Сахаров и других водо­растворимых веществ, обезвоживание клеток, переход растений в состояние покоя.

152

Листопад и ветвепад

Характерной чертой осеннего состояния природы является, конечно, листопад, а у не­которых растений — и ветвепад.

Отделение листа происходит в области специализированной ткани, где у основания черешка формируется отделительный слой толщиной в 2—3 клетки. У одних растений под действием ферментов пектиназ, синтезирую­щихся к этому времени в клетках отделитель­ного слоя, растворяется межклеточное веще­ство, соединяющее клетки. У других — кроме пектиназ, синтезируется еще и фермент целлюлаза. Он расщепляет целлюлозу клеточных оболочек, что приводит к растворению кле­ток. Результат — желтые листья под ногами, иногда целые ветви, оказавшиеся «лишними».

studfiles.net

Осень в природе. Растения и животные осенью

Губа нова Т.Н.

Предмет «Я и Украина». 1 кл.

Тема: Осень в природе. Растения и животные осенью.

«У природы живые краски,

Миллионы лучистых соцветий.

Для чего чудеса из сказки

Если в жизни их можно встретить!»

Цель: 1. Ознакомить с характерными признаками осени в живой природе:

смена окраса деревьев, листопад, изменение в жизни зверей, вызванные

уменьшением количества света и тепла с наступлением осени.

  1. Развивать у детей наблюдательность, умение устанавливать причинно-следственные связи в природе, высказывать догадки, размышления.
  2. Активизировать представление детей, обогащать их словарный запас образной лексикой.
  3. Воспитывать внимание, гуманные чувства, бережное отношение к природе.
Оборудование: Осенние листья, игрушечный медведь, заяц, лиса, пеньки, муляжи

грибов, корзинки, воздушный шар, звоночек, накидка.

^

  1. Организация класса
Дети вместе с учителем заходят в класс
  1. Беседа об осени
- Дети, посмотрите, как нарядно украшен зал. Что он напоминает? (Осенний парк)

- А наш осенний парк хранит волшебные слова, дорогие сердцу каждого человека.

(Ученик читает вслух: «У природы живые краски,

Миллионы лучистых соцветий.

Для чего чудеса из сказки

Если в жизни их можно встретить!»

(Дети садятся на стульчики)

- Сегодня мы побываем в гостях у природы. У природы есть целых четыре времени года и можно совершить четыре путешествия. Но мы отправимся в одно из них, а какое – вы сейчас узнаете.

«Пусты поля, мокнет земля,

Дождь поливает. Когда это бывает?»

(Осень)

- Правильно. А как называют осень?

(Волшебницей, золотокосою, щедрою, богатой, золотой)

- Почему?

(Потому, что деревья раскрашены в жёлтый цвет, а он похож на золото.

Потому, что всего много у осени)

- Какие дары принесла осень?

(Груши, яблоки, виноград, грибы, хлеб)

- Как украсила осень наш городской уголок природы – Поляну сказок?

(Листья раскрасила в разные цвета)

- А почему листья осенью окрашиваются в разные цвета?

(Листьям не хватает света и тепла)

Вывод: Да. В листьях есть зелёные, фиолетовые, красные, желтые зёрнышки.

Зелёным нужно много света и тепла. Когда осенью света и тепла мало,

зелёные зёрнышки гибнут и выступают жёлтые, красные фиолетовые.

- Послушайте загадку: «Летом борода вырастает, а зимой отпадает.» Что это? (Листья)

- А почему деревья сбрасывают листья на зиму?

(Зимой деревья меньше пьют воду, потому, что спят. Листьям не хватает воды,

и чтобы дереву не засохнуть, оно сбрасывает листья)

- Дети, давайте укачаем деревья на зиму – споём им колыбельную песню «Падают, падают листья»

  1. ^
  2. Игра-задание «Грибы»
Деть находят грибы у пеньков и останавливаются возле учителя.

Первый ребёнок: Разноцветные поганки сами лезут на полянки.

Учитель: Нам не надо ни одной, мы обходим стороной.

Второй ребёнок: Пучеглазый мухомор боком сел на косогор.

Учитель: Нам не нужен мухомор, не пойдём на косогор.

Третий ребёнок: Рядышком с иголками рыжики под ёлками

Не малы, не велики и лежат, как пятаки.

(Отдаёт грибы учителю)

Четвертый ребёнок: А во мху, как на подушке, чье-то беленькое ушко.

А за ним ещё штук пять.

Учитель: Это грузди – надо взять.

Пятый ребёнок: Под осинами на кочке гриб в малиновом платочке.

Учитель: Подосиновиком звать, и его придется взять.

Шестой ребёнок: Вот и гриб-боровик и красив он, и велик!

В толстой шапке набекрень,

Ножка крепкая, как пень.

- Ребята, а вы знаете, что грибы ядовитые для людей, для лесных жителей – лекарство и еда. Чем больше в лесу разных грибов, тем он укромнее, в нём лучше и быстрее растут деревья. Не уничтожайте ядовитые грибы! Но и не употребляйте их в пищу. Лучше обойдите их стороной.

- Второе задание спрятано в нашем зале. Его нужно найти. (Беру звоночек)

Со звоночком похожу

Всюду, всюду позвоню.

Где услышу я ответ

Там найду секрет.

(Звоню и слышу ответ. Нахожу конверт. Там лежат загадки об осенних месяцах)

  1. Опустел колхозный сад
Паутинки вдаль летят,

И на южный край Земли

Потянулись журавли.

Распахнулись двери школ.

Что за месяц к нам пришёл?

(Сентябрь)

  1. Всё мрачней лицо природы.
Помрачнели огороды;

Оголяются леса,

Мокнут птичьи голоса,

Мишка в спячку завалился,

Что за месяц к нам явился?

(Октябрь)

  1. Поле черно-белым стало:
Падает то дождь, то снег

А ещё похолодало –

Льдом сковало воды рек.

Мёрзнет в поле озимь ржи…

Что за месяц? Подскажи!

(Ноябрь)

  1. ^
Раздаётся стук в дверь. Влетает воздушный шар с привязанными осенними листочками.

- Посмотрите, ребята. Вот так сюрприз! Кто же его нам прислал? Посмотрите, здесь на одном из листьев записка.

«Дорогие девочки и мальчики! Собираюсь к вам в гости. Но пока дойду к вам, мой друг ветер передаст эти осенние листочки. Я их собрала в осеннем лесу и хочу, чтобы вы закружили их в танце».

- Ну что же, девочки, закружите их в танце, как делает это ветер в парке.

^

А листья покружились, покружились и опустились на плетень.

(Физминутка «Плетень»)

Стук в дверь

- Кто стучится к нам? Кто опоздал?

- Это я, Боровик.

- Это я, Рыжик.

Боровик: А как вас зовут, ребята? Я хлопну 3 раза и вы одновременно

все крикните своё имя. Раз! Два! Три!

(Дети говорят своё имя)

Рыжик: Давай свой кузовок, будем загадки загадывать, викторину проводить.

Учитель: Дети, а вы знаете, что такое «викторина»?

(Это когда задают вопросы, а мы на них отвечаем)

  1. Викторина
  • Какие деревья раньше других сбрасывают листья?
(Липы и старые тополя, потом клён и рябина)
  • У каких деревьев краснеют листья?
(Рябина, осина, черёмуха)
  • Какое лиственное дерево может не сбросить листья на зиму?
(Дуб)
  • Как называют дуб, который не сбрасывает листья на зиму?
(Зимний)
  • Почему листья с верхушек веток опадают последними?
(Они молодые, дольше живут)
  • Какие насекомые улетают в тёплые края вместе с перелётными птицами?
(Стрекозы, божьи коровки и некоторые бабочки)

Боровик: Слушай, Рыжик, эти ребята очень смекалистые. Давай вернёмся в лес,

а то они ещё сообразят нас в кузовок посадить и в суп отправить.

(Убегают)

Учитель: Убежали. А мы продолжаем викторину.

  • Что за зверь лесной встал как столбик над сосной
И стоит среди травы – уши больше головы?

(Заяц)

  • Кто зимой по лесу бродит злой и голодный?
(Волк)
  • Хвост пушистый, мех золотистый
В лесу живёт, в селе кур крадёт?

(Лиса)

  • Под соснами, под ёлками бежит мешок с иголками
(Ёж)
  • Зверь мохнатый, косолапый, он сосёт в берлоге лапу?
(Медведь)

- Подберите слова, которые характеризуют этих зверей.

Лиса – хитрая, рыжая, ловкая, длиннохвостая.

Волк – серый, злой, глупый, зубастый.

Заяц – серый, трусливый, робкий, ушастый.

Ёж – Колючий, добродушный.

Медведь – неуклюжий, ленивый.

- А где можно ещё встретить этих зверей, кроме леса? (В сказке)

- А вы знаете, что выражение «хитрая лиса» пошло из китайской сказки, которая была написана 2000 лет назад?

- Кто из этих зверей залегает в спячку?

(Ёж, медведь)

- Почему?

(Им зимой нет еды)

  1. ^
Учитель читает стихотворение

Осень – роща золотая,

Золотая, синяя.

А над рощей пролетает

Стая журавлиная.

Высоко над облаками

Гуси откликаются.

С дальним озером, с полями

До весны прощаются.

- А какие ещё птицы с нами до весны прощаются?

(Лебеди, утки, скворцы…)

- Девочки, помогите провести журавлей.

  1. ^
  2. Работа над осенними приметами
Стук в дверь

- Смотрите, смотрите! Смотрите скорей

Кто там стоит у самых дверей.

(Входит ОСЕНЬ)

Осень: А вот и я, мои друзья!

Привет осенний посылаю я!

Я ваша осень золотая

Волшебница лесная.

Всё вокруг рисую,

Над листочками колдую.

Я не просто пришла. Я хочу спросить, знаете ли вы мои приметы?

Дети: - Белка осенью строит гнездо на дереве низко – зима будет суровая,

высоко – на тёплую зиму

- Гром в сентябре – к тёплой осени.

- Осенью тихая вода – будет хорошая зима.

- Комары в ноябре – быть мягкой зиме.

- Ранняя осень – поздняя весна.

- Много паутины на бабье лето – к ясной зиме.

Осень: Молодцы, знаете приметы. У меня есть корзина, а в ней что-то лежит.

Что это? (Калина)

Что вы о ней знаете?

(Это полезное растение. Она полезна от кашля.

Калина придаёт бодрость, снимает усталость)

Учитель: А ещё это растение очень любят на Украине. Она считается народным

символом и о ней сложено много стихотворений и песен, посвящены

танцы. Мы тоже знаем танец о калине и сейчас его станцуем.

  1. Танец «Ой є в лісі калина»
  2. Итог урока
- У вас на груди приколоты листочки. Давайте соткём шаль и подарим её Осени.

(Дети прикалывают листочки на шаль)

- Прими, Осень, эту шаль, согретую теплом детских рук, чтобы не замёрзла зимой.

Осень: Дорогие ребята! Я очень довольна вами и на прощание вручаю вам

свои дары.

(Вручает корзину с фруктами)

- Вот и закончилось наше путешествие в осеннюю природу.

lib2.znaimo.com.ua


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта