Жизненные формы растений урок. Видеоматериалы. Занятие № 48 «Разнообразие жизненных форм растений»

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Урок "Жизненные формы растений и продолжительность жизни растений". Жизненные формы растений урок


Конспект урока "Жизненные формы растений"

6 класс План-схема урока биологии

Урок № 2 на основе системно- деятельностного метода обучения

Тема урока: Жизненные формы растений

Тип урока: урок «открытия» нового знания Цель урока: распознавать и характеризовать растения различных жизненных форм, связать жизненные формы растений со средой их обитания

Планируемый результат:

Предметные: Распознавать и характеризовать растения различных жизненных форм, устанавливать взаимосвязь жизненных форм растений со средой их обитания Метапредметные: умение работать с текстами и рисунками

Личностные: формировать познавательные интересы и мотивацию на изучение жизненных форм растений, ориентироваться в системе познавательных ценностей

Задачи урока:

Воспитывающая: Формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества.

Развивающая: развитие познавательных интересов к жизненным формам растений, соответствие строению и выполняемым функциям, а также взаимосвязи с окружающей средой.Обучающая: распознавать и характеризовать растения различных жизненных форм, связать жизненные формы растений со средой их обитания

Оборудование: интерактивная доска, презентация «Ботаника- наука о растениях»

Описание хода урока

Название технологических

этапов урока,

их содержания

Конспект урока

1.Мотивирование

(самоопределение)

к учебной деятельности:

Учитель спрашивает о том, без каких организмов на планете невозможна была бы жизнь? Как эти организмы умудряются поместиться на самом небольшом участке суши или в воде? Какие приспособления у них для это есть?

УУД: регулятивные Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, высказывать гипотезы.

2.Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения:

Учитель спрашивает, нужно ли ученикам знать о приспособлениях растений , чем эти знания могут помочь ученикам в жизни, и чему могут нас научить растения

УУД: регулятивные Самостоятельно высказывать предположения.

3.Выявление места и причины затруднения.

Учитель создает для учеников проблемную ситуацию- противоречие, порождающее удивление:

На планете в 6 раз меньше видов растений, чем животных. А именно они создают всю пищу ( первичную продукцию) на планете. Что позволило растениям занять почти все пригодные условия для жизни и создать все органическое вещество на планете? Достаточно ли знаний, чтобы ответить на этот вопрос? Что нам может помочь на него ответить?

Учащиеся отвечают , что эти знания мы можем получить в учебнике, энциклопедии, интернете, но на уроке мы будем использовать учебник, рисунки

УДД регулятивные: планирование достижения целей самостоятельно и учитывать средства достижения и условия, адекватно оценивать трудности и находить ресурсы их преодоления

4.Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство)

Учитель на доске пишет алгоритм выполнения работы.

В центре доски пишет слово «Жизненные формы» , а потом выписывает процессы жизнедеятельности живых организмов, обсуждая вместе с учащимися основные свойства живого. и ставит задачу, в тетради написать такую же схему, и дополнить ее ,используя текст учебника , параграф 2 ,и рисунки этого параграфа. Жизненная форма:

infourok.ru

План урока "Жизненные формы растений."

Мы продолжаем с вами знакомиться наукой о растениях ботаникой.

Растительный мир планеты разнообразен.

Скажите, что вы себе представляете, когда вы говорите слово «растения»?

(Трава, цветы, кустарники, деревья и др.).

Таким образом, можно сделать вывод, что очень трудно перечислить все, что входит в понятие «растения».

Растения отличаются друг от друга окраской и формой листьев, стеблей, цветков и плодов, продолжительностью жизни и другими особенностями.

Работа в группах :

1 группа:

Чем культурные растения отличаются от дикорастущих? Приведите примеры.

(Для роста и развития необходимы определенные условия:

- культурным растениям такие условия создает человек (садит, производит подкормку, вырывает сорняки, борется с вредителями и болезнями растений, собирает урожай),

- дикорастущие растения сами приспосабливаются к жизни в дикой природе.

Ребята, дикорастущие цветы прислали вам письмо:

«Дорогие ребята!

Пожалуйста, будьте добры, не обрывайте зря цветы на лугу, на лужайке, на поляне и в лесу. Сорванные и собранные цветы в букеты, мы быстро вянем и погибаем, не принеся потомства. Пожалейте, не губите нас».

- Как вы думаете, почему цветы просят не обрывать их?

Давайте с вами будем учиться любоваться красотой цветов в природе, а не в вазе потому что

Если я сорву цветок,Если ты сорвёшь цветок,Если все – и я, и ты,Если мы сорвём цветы –Опустеют все поляныИ не будет красоты!

2 группа:

Чем отличаются однолетние, двулетние и многолетние растения между собой?

(По срокам жизни растения делятся на три группы: однолетние, двулетние и многолетние.

- Многолетние живут в течение нескольких лет. К ним относятся все деревья и кустарники, некоторые травы (ландыш, одуванчик, крапива, мать-и-мачеха). Надземные части большинства травянистых многолетних травянистых растений отмирают осенью, а весной из почек, находящихся под землей, вырастают новые побеги.

- Двулетние растения живут почти два года. У них (свеклы, моркови, редьки, репы, капусты и др.) в первый год развиваются обычно только корни, стебли и листья, а на второй год развивают новые побеги, цветут и образуют плоды с семенами и осенью отмирают.

- Однолетние растения (лук, томат, фасоль, пшеница, астра) весной развиваются из семян, зацветают, образуют плоды с семенами и затем отмирают.

3 группа:

Что вам известно о лекарственных и декоративных растениях? Приведите примеры.

Лекарственные растения - обширная группа растений, применяемых в медицинской и ветеринарной практике при различного рода заболеваниях с лечебными или профилактическими целями. Лечебные свойства лекарственных растений обусловлены наличием в них определенных химических соединений — так называемых действующих веществ.Лекарственные растения используют в виде сборов, или чаев, порошков и прочих или же после обработки.

Большинство декоративных растений выращивают ради их цветения (петуния, роза, астра, цинния и др.).

Физ.минутка:

Говорит цветку цветок:

 «Подними-ка свой листок. (поднимаем руки вверх-вниз)

Выйди на дорожку

Да притопни ножкой, (шагаем на месте, высоко поднимая колени)

Да головкой покачай

Утром солнышко встречай. (вращаем головой)

Стебель наклони слегка –

Вот зарядка для цветка (наклоняемся в разные  стороны)

А теперь росой умойся, (имитация движений)

 Отряхнись и успокойся…» (встряхиваем  руками)

Составить кластер.

Жизненные формы растений.

Жизненная форма растений - внешний облик растительного организма, возникающий исторически при воздействии окружающей среды

Термин предложен датским ботаником Э. Вармингом (1884), понимавшим под ним «форму, в которой вегетативное тело растения находится в гармонии с внешней средой в течение всей жизни, от семени до отмирания»

Ребята, когда мы приходим в лес, что мы там видим?

(Деревья, кустарники, травы).

Деревья – обычно крупные растения многолетними деревенистыми стеблями. (ель, лиственница, яблоня. (Самое высокое дерево на Земле 155 м высота и 6 м в диаметре эвкалипт царственный обитает в Австралии и Тасмании)) Каждое дерево имеет ствол, ветви деревьев образуют их кроны.

  • Кустарники имеют не один ствол, а несколько стволиков, отходящих от общего основания (малина, шиповник, сирень, смородина)

  • Кустарнички – низкорослые многолетние растения с одревесневшими стволиками, высота которых не превышает 10 – 60 см. (черника, брусника)

  • Травы имеют травянистые сочные зеленые стебли, ежегодно отмирающие ( пырей. Клевер, подсолнечник, банан до 7 м., ряска несколько мм.)

Лекарственные растения

Лека́рственные расте́ния (лат. Plantae medicinalis) — обширная группа растений, органы или части которых являются сырьём для получения средств, используемых в народной, медицинской или ветеринарной практике с лечебными или профилактическими целями.

Наиболее широко лекарственные растения используются в народной медицине.

В качестве лекарственных растений в начале XXI века широко используются аир, алоэ, брусника, девясил, зверобой, календула, каллизия, клюква, малина, мать-и-мачеха, мята, облепиха, подорожник, ромашка, солодка, тысячелистник, шалфей, шиповник и многие другие.

В лекарственных травах содержится минимум одно вещество, обладающее лечебными свойствами. Это вещество или вещества зачастую неравномерно распределены по тканям и частям растения. Поэтому при сборе лекарственных трав надо знать, где сосредоточены полезные элементы и в какой период развития растения их концентрация максимальна.

Основные способы применения сырья лекарственных растений: производство лекарственных средств для внутреннего и наружного применения.

Внутрь применяют водные извлечения: настой, отвар, водно-спиртовые, масляные извлечения (настойка, экстракты) из лекарственного растительного сырья или сборов. Из сочных свежих частей официнальных растений получают сок. Реже находит применение в медицине порошок из высушенного лекарственного растительного сырья.

Для наружного применения используются: травяная ванна, обертывание, примочка, компресс.

Из официнальных растений получают различные морфологические группы лекарственного растительного сырья: трава, цветки, листья, корневища, корни, плоды, семена, кора, почки и др.

kopilkaurokov.ru

Урок "Жизненные формы растений и продолжительность жизни растений"

Урок

По биологии

По теме: Жизненные формы растений и продолжительность жизни растений

Для 7 класса

ГУО «УПК ясли-сад-средняя школа агр. Одельск»

Тишук Галины Степановны

Тема: Жизненные формы растений и продолжительность жизни растений

Цель: организовать деятельность учащихся по изучению жизненных форм растений и продолжительности жизни растений.

Задачи:

Образовательные:

Сформировать знания учащихся о жизненных формах растений.

Развивающие:

Способствовать развитию умения обучающихся приводить примеры, подтверждающие ответ, исходя из своего жизненного опыта.

Воспитывающие:

Способствовать воспитанию к бережному отношению к растительному миру, стремление охранять и приумножать природу родного края.

Средства обучения: учебник.

Тип урока: комбинированный.

Методы: объяснительно-иллюстрационный, словесно-наглядный, самостоятельная работа с учебником с элементами беседы.

Ход урока:

1.Организационный Этап

Здравствуйте дети, садитесь. ( У дежурного спрашиваю отсутствующих, отмечаю в журнале, пересчитываю класс, смотрю готовность учащихся к уроку и начинаю).

2.Актуализация знаний

I)Проверка домашнего задания.

работа с терминами.

Задание: первый термин читает учитель и сращивает ученика, ученик, дав ответ спрашивает своего одноклассника.

Термины:

2.Актуализация знаний

II)Мотивация.

Весь огромный мир кругом меня, надо мной и подо мной полон неизведанных тайн. И я буду их открывать всю жизнь, потому что это самое интересное, самое увлекательное занятие в мире.

Виталий Бианки

3.Формирование новых знаний.

Запишите дату и тему урока в тетради «Жизненные формы растений и продолжительность жизни растений».

  • Термин жизненная форма в отношении растений был предложен в 80-х гг. прошлого века известным ботаником Вармингом. Он понимал под этим понятием “форму, в которой вегетативное тело растения (индивида) находится в гармонии с внешней средой в течение всей его жизни, от колыбели до гроба, от семени до отмирания”.

С помощью учебника дайте определение каждой жизненной форме.

  • Де́рево — типичная форма деревянистых растений, имеющих ствол, из древесины с лиственной кроной. Кустарники - жизненная форма растений; многолетние деревянистые растения высотой 0,8—6 метров, в отличие от деревьев не имеющие во взрослом состоянии главного ствола, а несколько или много, часто существующих бок о бок и сменяющих друг друга; продолжительность жизни 10—20 лет. Кустарнички - одна из форм деревянистых растений. Это низкорослые (не более нескольких десятков сантиметров в высоту), не имеющие главного ствола многолетники с сильно ветвящимися одревесневшими побегами. Травы - растение, не образующее одревесневающих стеблей жизненная форма растений, появившаяся на заре эволюции высших растений, когда они осваивали сушу.

Физминутка

С помощью учебника составьте схему о жизненных формах по продолжительности жизни растений.

* Однолетники - растение, жизненный цикл которого, включая созревание, цветение и смерть, занимает один вегетационный период. Пример — горох, цветная капуста, укроп. Многие однолетние используются в декоративных целях, поскольку обладают яркими и пышными цветами. (Сообщение ученика).

infourok.ru

Органы растений. Жизненные формы растений.

План урока

Предмет: биология дата:

Учитель: Физлова З.Р.

Класс: 6

Тема урока: Органы растений. Жизненные формы растений.

Учебно-воспитательные цели и задачи урока:

Цель: Ознакомление с жизненными формами растений, однолетними и многолетними растениями, система и эволюция органического мира, взаимосвязи организмов и окружающей среды, методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент.

Образовательные: развивать у школьников понятия о древесных, кустарниковых и травянистых растениях, продолжительности их жизни, приспособленности растений к условиям окружающей среды; формировать общеучебное умение по оформлению письменного отчета об экскурсии;

Развивающие: формировать сознание, мышление, речевые навыки;

Воспитательные: формировать познавательный интерес к изучаемому предмету, научное мировоззрение учащихся;

Тип урока: комбинированный, сообщение и усвоение новых знаний

Форма организации урока: коллективная

Методы обучения: наглядные,  словесные, развивающий, практический, объяснительный.

Оборудование: учебник, комнатные растения, гербарный материал.

Ход урока

- Подготовка учащихся к уроку.

- Психологический настрой .

-Актуализация имеющихся знаний.

2. Проверка домашнего задания

Опрос параграфа №2.

-Какие растения называются высшими?

-Какие растения называются низшими?

3. Объяснение

    новой темы

Мы продолжаем с вами знакомиться наукой о растениях ботаникой.

Растительный мир планеты разнообразен.

Скажите, что вы себе представляете, когда вы говорите слово «растения»?

(Трава, цветы, кустарники, деревья и др.).

Таким образом, можно сделать вывод, что очень трудно перечислить все, что входит в понятие «растения».

Растения отличаются друг от друга окраской и формой листьев, стеблей, цветков и плодов, продолжительностью жизни и другими особенностями.

Деревья – обычно крупные растения многолетними деревенистыми стеблями. (ель, лиственница, яблоня. (Самое высокое дерево на Земле 155 м высота и 6 м в диаметре эвкалипт царственный обитает в Австралии и Тасмании)) Каждое дерево имеет ствол, ветви деревьев образуют их кроны.

Жизненные формы растений :

Дерево – многолетнее с твердыми ветвями и 1 большим стволом, высотой не менее2х метров.

Кустарник – растение со схожей длиной ветвей, их отличие от деревьев в том, что они имеют несколько более мелких стволов(шиповник)

Трава – имеют ежегодно умирающие зеленые побеги (пшеница, свекла, клевер, тюльпан)

4. Закрепление

новой темы

1.Чем кустарник отличается от дерева?

2. Какие осенние явления можно наблюдать в жизни цветковых растений?

3. Как объяснить смену осенью окраски листьев?

4. Какое значение имеет листопад в подготовке растений к зиме?

5. Какие плоды преобладают у кустарников?

6. Как они распространяются?

7. Какое значение имеет период покоя в жизни растений?

8. Какие деревья и кустарники раньше других переходят в состояние покоя?

9. У каких растений быстрее желтеют листья – у деревьев или кустарников?

10.Как зимуют многолетние травы?

5. Рефлексия

— сегодня  на уроке я узнал…

— сегодня на уроке я научился…

— сегодня на уроке мне понравилось…

6. Итог урока

Сообщение оценок за урок.

7. Домашнее задание

Пересказ параграфа №3.

infourok.ru

Конспект урока "Жизненные формы растений" страница 2

Травы, деревья, кустарники

УДД регулятивные: адекватно оценивать трудности и находить ресурсы их преодоления

5. Реализация построения проекта

1.Ученики пишут в тетради схему, написанную учителем на доске

Много стволов

одеревеневшие

Много стволов одеревеневших

Много стволов Одеревеневшие и зеленые

Капуста, морковь, лютик

Ель сосна, яблоня

Шиповник, малина

Черника, брусника 8-50 см

Полынь, шалфей, астра

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Учащиеся, прочитав параграф 1 и 2 приводят примеры для заполнения записей в тетради

Жизненная форма:

Травы, деревья, кустарники

Ромашка, пижма сосна, ель шиповник, лещина

До 60 см от 1 м до 100 м от 60 см до 3-4 метров

УДД познавательные: поиск и выделение необходимой информации

7. работа с самопроверкой по шаблону

Учитель дает названия растений, а учащиеся должны дать характеристику по плану;

Низшее или высшее, споровое или семенное, многолетнее или однолетнее, какова жизненная форма, значение

Растения: камыш, тополь, сосна, орешник, роза, виноград, шиповник, китайская роза, пальма, вьюнок, пшеница, ель

Познавательные УДД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

8. Включение в систему заданий повторения

Проверочная работа.

Учитель используя рисунки в учебнике просит дать характеристику различных растений по плану:

Название Жизненная форма, обоснование, значение

Познавательные УДД: устанавливать причинно-следственные связи

9.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

Назовите жизненные формы растений, которые вы встречали в природе.

Укажите основное отличие трав-двулетников от однолетников.

К какой жизненной форме вы отнесете одуванчик?

Почему среди однолетников оказалось много сорняков поля и огорода?

Чем одересневший стебель-ствол отличается от стволика?

Удалось ли вам справится с заданиями? Какое задание было наиболее сложным? Какую бы вы себе поставили оценку?

УДД личностные:определяют степень соответствия поставленной цели, результатов деятельности: называют тему и задачи урока отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения.

УДД коммуникационные:отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников, участников группы.

Домашнее задание: параграф 1 и 2. Устно отвечать на вопросы, приводить примеры значения растений, особенностей строения.

infourok.ru

Разработка урока Жизненные формы 6 класс

Дирко Татьяна Кузьминична

Приложение 7.2 Технологическая карта занятия по краеведению по теме «Жизненные формы растений»

Учитель: Дирко Татьяна Кузьминична, учитель МБОУ СОШ сельского поселения «Поселок Токи» Ванинского муниципального района Хабаровского края

Предмет: Краеведение 6 класс

Тема занятия: Жизненные формы растений

Оборудование: компьютер, проектор, презентация к уроку, карточки-задания, фломастеры, комнатные растения

Тип: урок общеметодологической направленности

Цели урока:

Образовательные: создание условий для формирования понятия «жизненные формы растений», показать связь жизненной формы растения с особенностями среды их обитания

Развивающие: способствовать развитию умения планировать последовательность действий для достижения поставленной цели, развитие творческой активности учащихся;

Воспитательные: способствовать воспитанию в детях ответственности, взаимопомощи и взаимоуважения.

Задачи урока: расширить знания учащихся о многообразии растений, их формах, продолжительности жизни, значении в природе; формировать умения работать с книгой

Планируемые результаты обучения, уровень достижения целей:

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижения результатов обучения

Предметные

Представление о жизненных формах растений, примеры, характеристика отличительных свойств наиболее крупных категорий жизненных форм растений: деревьев, кустарников, кустарничков, полукустарников, трав

Усвоено понятие «жизненные формы растений», характеризуют отличительные свойства жизненных форм растений

Регулятивные

Определять цель урока, тему урока;

Планировать свои действия

Организовывают свою деятельность, включены в различные виды деятельности

Познавательные

Уметь анализировать;

Составлять ответы на вопросы

Структурируют собственные знания, осознанно строят речевые высказывания

Коммуникативные

Уметь слушать и вступать в диалог;

Участвуют в коллективном обсуждении вопроса

Личностные

Ориентация в межличностных отношениях, уметь выделять нравственный аспект поведения

Управляют своим поведением; взаимоуважение.

Структура и ход урока

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к занятию.

Добрый день, я рада видеть вас на нашем занятии!

Рассаживаются местам, готовятся к уроку

Слушают учителя

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: организация своей учебной деятельности

Личностные: мотивация учения

2.Постановка цели и задач занятия. Мотивация учебной деятельности учащихся

Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока.

Ребята, летом вы занимались выращивание комнатных растений:

Фикус- Бобров Богдан

Кактус- Пупышев Ярослав.

Скажите, пожалуйста, их внешний вид одинаков?

Что повлияло на то, что у фикуса листья большие, а у кактуса листья-иголки?

Вывод: окружающая среда влияет на жизнь растений. Это проявляется в формировании определенного внешнего облика, который называют жизненной формой растения.

Эпиграф занятия:

Весь огромный мир кругом меня, надо мной и подо мной полон неизведанных тайн. И я буду их открывать всю жизнь, потому что это самое интересное, самое увлекательное занятие в мире. В.Бианки.

hello_html_m5d285bf6.png

Рассказывают, кто вырастил растения

Отвечают на вопросы, делают вывод

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

Личностные: самоопределение

Регулятивные: целеполагание

Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.

3.Изучение нового материала

Развивать мышление; учить

определять жизненны формы растений и выявлять их особенности, приводить примеры

Давайте познакомимся с различными формами растений. Отгадайте загадку 1 :

Форму растения узнаешь конечно,

Ствол есть центральный, кора безупречна,

Крона покрыла весь ствол там и тут.

Много годков те растенья растут (деревья)

hello_html_m5db8fd87.png

Самая крупная жизненная форма- деревья. Какие деревья вы знаете?

hello_html_m399c6f23.png

Нарисуйте схему дерева.

У нас на Дальнем востоке среди деревьев преобладает лиственница.

Отгадайте загадку 2:

Мы на деревья немножко похожи:

Плотной корой одеваемся тоже,

Только центральный отсутствует ствол,

Мы в высоту чуть поменьше растем.

Стволиков много на корне у нас

И долгожители есть среди нас. (кустарники)

hello_html_m7011276b.png

Какие кустарники вы знаете?

hello_html_m940bc4c.png

Нарисуйте схему кустарника.

У нас в Ванинском районе растет кустарник рододендрон.

Отгадайте загадку 3:

Братья родные кустарникам мы,

Ростиком только не вышли, увы! (кустарнички)

Приведите примеры кустарничков

hello_html_m4ad11ace.png

Нарисуйте схему кустарничка

В нашем районе произрастает в изобилии брусника, которая относится к кустарничкам.

Отгадай загадку 4:

Часть стебля у растения одревесневает, а часть остается травянистой. Травянистая часть живет один год. Что за форма этого растения? (полукустарник)

hello_html_m6eea4951.png

Нарисуйте схему полукустарника.

В нашем районе растет полукустарник малина.

Отгадай загадку 5:

Не имеем мы коры,

Стебли наши зелены.

До полметра вырастаем,

Ковром землю одеваем. (трава)

Приведите примеры трав, которые растут в нашем районе.

В нашем поселке растет одуванчик и подорожник

hello_html_1307c931.png

Травы по продолжительности жизни делятся на

Однолетние (вырастают каждый год из семян и образуют семена в течение одного сезона), двулетние (в первый год вырастают вегетативные органы, а цветки и семена образуются на второй год жизни) и многолетние (вырастаю ежегодно из зимующих почек на подземных органах). Почему они так называются?

hello_html_124f3cd9.png

hello_html_m69c63b41.png

Посмотрите на свои рисунки и давайте повесим наши работы на доску.

Определяют форму растений- деревья

Приводят примеры,

рисуют схему дерева.

сообщение ученика о лиственнице

Определяют форму растений- кустарники

Приводят примеры кустарников

Рисуют схему

Сообщение ученика о рододендроне

Приводят примеры кустарничков

Рисуют схему кустарничка.

Сообщение ученика о бруснике.

Рисуют схему полукустарника.

Сообщение ученика о малине.

Определяют форму растений- траву

Приводят примеры.

Сообщение ученика об одуванчике и подорожнике.

Слушают учителя

Отвечают на вопрос и приводят примеры.

Прикрепляют магнитами рисунки к доске

Познавательные: формирование интереса к данной теме

Коммуникативные: умение выслушивать мнение товарищей и высказывать собственное суждение

Регулятивные: оценивание собственной

4.Физкультминутка

Смена деятельности

Раз-подняться, подтянуться,

Два- согнуться, разогнуться,

Три- в ладоши три хлопка,

Головою три кивка,

На четыре- руки шире,

Пять- руками помахать,

Шесть- за парту сесть опять!

Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу

5.Применение знаний и умений в новой ситуации

Закрепление знаний и умений

Игра ромашка «Жизненные формы растений»

На лепестках ромашки находятся вопросы:

- какие жизненные формы растений вы знаете?

- как называются многолетние растения с хорошо выраженным стеблем и ветвями?

- какие жизненные формы растений бывают однолетними, двулетними и многолетними?

- какая жизненная форма у шиповника?

- какая жизненная форма у березы?

- какая жизненная форма у брусники?

- какая жизненная форма у ромашки?

- какая жизненная форма растений преобладает в лесах?

Перед вами лежит таблица, которую нужно заполнить:

1) используя книги о дальневосточных писателей:

Н.В.Усенко. Тропинка в лес. Рассказы об Амурской природе.

Н.В.Усенко. Дары Уссурийской тайги.

2) писателей:

М.Миллер. Лучшие комнатные растения.

Н.А.Рыжова. Деревья: от акации до ясеня.

hello_html_m2144178.png

А теперь обменяйтесь таблицей с соседом и проверьте его работу.

Какой общий вывод по нашему занятию можно сделать?

Давайте вернемся к началу урока.

Почему у фикуса, который вырастил Богдан листья большие, а у кактуса, который вырастил Ярослав листья- иголки?

Учащиеся разбирают лепестки с вопросами и отвечают на вопросы

Используя дополнительный материал из книг, заполняют таблицу.

Выполняют взаимопроверку

Учащиеся делают вывод: жизненная форма растений является приспособлением к среде обитания.

Отвечают на вопрос

Познавательные:

Умение преобразовывать информацию

Личностные: формирование готовности к самообразованию

Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата

6.Рефлексия (подведение итогов урока)

Закрепление знаний и умений

Дать оценку работы учащихся

На листочках подведите итоги нашего занятия по схеме:

Я это знаю

Я этого не знал

Я хочу знать больше

В заключении я прошу вас нарисовать смайлик:

Веселый- занятие понравилось

Грустный – занятие было скучным

Всем спасибо! Молодцы!

Регулятивные: осознание своей учебной деятельности, оценивание собственной деятельности на уроке, самооценка

infourok.ru

Видеоматериалы. Занятие № 48 «Разнообразие жизненных форм растений»

Кинопособие « Экология растений» 58 занятий.Глава XII. Жизненные формы растений  

Кинопособие содержит методический аппарат, обеспечивающий помощь учите­лю на всех этапах проведения уроков.

Актуальность:

Жизненные формы — это группы растений со сходным внеш­ним видом надземных и подземных частей и сходными сезонны­ми изменениями.

Тип учебного занятия; изучения и первичного закрепления новых знаний

Дидактическая цель; создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации.

Формы проведения занятия; лекция, учебный фильм

Основные понятия

Полукустарники. Полукустарнички. Растения-подушки

Вопросы для обсуждения

1.Что называют жизненной формой растений?

2.Чем различаются жизненные формы и экологические группы растений?

3.Какие растения относят к жизненной форме полукустарни­ков? Чем полукустарники отличаются от кустарников?

4.В чем отличия полукустарников и полукустарничков?

5.Что представляют собой растения-подушки? Где они растут?

Жизненные формы — это группы растений со сходным внеш­ним видом надземных и подземных частей и сходными сезонны­ми изменениями. Вы знаете, что жизненные формы растений — это деревья, кустарники, кустарнички и разнообразные травы. Жизненная форма в отличие от экологической группы отражает приспособления не к одному, а ко множеству условий среды. В каждой природной зоне господствуют характерные жизненные формы. В лесной зоне — это деревья, в тундрах — низкорослые кустарники и кустарнички, в степях — засухоустойчивые травы, в особенности злаки (ковыли, типчак, тонконог). Именно такие жизненные формы особенно хорошо приспособлены к зональным условиям.

Классификация жизненных форм. Наиболее известны клас­сификации жизненных форм по их внешнему виду. Деревья, кус­тарники, кустарнички, травы — это как раз пример такой клас­сификации. Однако знакомые вам из учебника ботаники жизнен­ные формы растений далеко не исчерпывают их разнообразия.

Для глинистых пустынь, например, наиболее характерны жиз­ненные формы полукустарников и полукустарничков. Эти жиз­ненные формы встречаются у многих видов полыни и солянок, оби­ тающих на засоленных почвах . У полукустарников и по­лукустарничков ежегодно отмирают верхние травянистые части по­бегов, а нижние деревянистые перезимовывают и становятся мно­голетними. Полукустарники и полукустарнички отличаются друг от друга размерами. Высота полукустарников 1,5—2 м, полукустар­ничков 0,2—0,3 м, длина зимующих многолетних побегов у полуку­старников 20—30 см, а у полукустарничков всего 3,5—7 см (рис.1).

 

Рис.1. Полукустарник — полынь сантолинолистная: 1 — общий вид растения, 2 — его схема

Рис.2. Ротанговая пальма

Лианы. Растения с побегами, нуждающимися в опоре, относят к жизненной форме лиан. Лианы бывают деревянистые, например плющ, виноград, ротанговые пальмы (рис.1), и травянистые (хмель, вьюнок полевой, горошек мышиный и заборный, чина лу­говая). Особенно разнообразны лианы во влажных тропических лесах. Здесь они достигают рекордно больших размеров. Напри­мер, ротанговые пальмы, обитатели тропической Азии, перебрасы­вают свои побеги с дерева на дерево и достигают длины до 300 м. Представьте себе сто метров, которые вы пробегаете на уроках физкультуры, и увеличьте это расстояние в три раза! У нас в сред­ней России лиан сравнительно мало. В ольховых лесах растет вью­щаяся травянистая лиана — хмель обыкновенный, на лугах — го­рошки и чина, цепляющиеся за побеги высоких трав.

Особая жизненная форма — растения-подушки (рис.3). Они также бывают и деревянистыми (трагакантовые астрагалы), и тра­вянистыми (некоторые виды смолевки).

Рис.3. Растения-подушки: 1 — «растение-овца», 2 — трагакантовый астрагал

Подушки — это растения чаще всего со стержневой корневой системой и обильно ветвящи­мися, но чрезвычайно медленно растущими надземными побега­ми, которые за год прирастают в длину всего на 2-4 мм. Побеги тесно прижаты друг к другу. Издали крупные растения-подушки, обитающие на островах южных морей и в Патагонии, похожи на овец, их иногда так и называют “растения-овцы”. Внутри поду­шек создается особый микроклимат. Встречаются подушки высо­ко в горах, тундрах, пустынях и на океанических островах, где постоянны сильные ветры. В пустынях температура внутри поду­шек ниже, а влажность выше, чем в окружающем воздухе. В тун­драх и горах, наоборот, внутри подушки теплее и суше, чем в воз­духе. Оригинальны жизненные формы растений-суккулентов, о которых вы уже знаете.

Корнеотпрысковые растения также выделяют как особые жизненные формы. Бывают и деревянистые корнеотпрысковые растения (осина, облепиха, вишня), и травянистые (бодяк поле­вой, осот желтый, льнянка обыкновенная, щавелек). У корнеот­прысковых растений мощные корневые системы. На наиболее длинных горизонтальных корнях, расположенных в поверхност­ных слоях почвы, из придаточных почек образуются корневые от­прыски. Корнеотпрысковые растения энергично размножаются ве­гетативным путем, поэтому с такими сорняками (бодяком, осотом) чрезвычайно трудно бороться. Во время вспашки и прополки их корни часто разрезают на куски, а новые растения могут образо­вываться даже из крохотного кусочка корня длиной всего 1—2 см.

Источники информации: А.М. Былова, Н.И. Шорина, 1999 (209стр.)

Жизненные формы растений-1

 

 

 

 

Жизненные формы растений-2

 

 

 

 

Облепиха.

 

 

 

 

Полынь трава

 

 

 

 

Лианы (Джунгли в городе)

 

 

 

 

Лиана растение

 

Веревка из пальм

 

 

Трахикарпус - веерная пальма.

 

 

Бодяк поле­вой

 

 

 

 

Осот

 

xn--j1ahfl.xn--p1ai


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта