Общее знакомство с растениями. Конспект урока по биологии в 6 классе «Общее знакомство с растениями. Мир Растений»

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Разработка урока по теме: «Общее знакомство с растениями. Мир Растений». Общее знакомство с растениями


Общее знакомство с цветковыми растениями

А.А. Бубенчиков, В.Н. Бубенчикова, С.И. Гримальская

 

 

 

БОТАНИКА

Пособие для поступающих в вуз

 

Курск – 2005

 

УДК 574/578(031) Печатается по решению
ББК 28я2 57(083) редакционно-издательского
  совета ГОУ ВПО КГМУ
  Росздрава

 

Пособие «Ботаника» (для поступающих в вуз) обсуждено на заседании учебно-методической проблемной комиссии по фармакогнозии и ботанике МЗ РФ, март 2005 г. и рекомендовано к изданию в качестве пособия.

 

Бубенчиков А.А., Бубенчикова В.Н., Гримальская С.И. Ботаника: Пособие для поступающих в вуз. 4-е издание, дополненное. - Курск: КГМУ, 2005 – 136 с.

 

Предназначено для абитуриентов, поступающих в высшие медицинские учебные заведения. Отбор материала проведен на основании программы по биологии для поступающих в вузы. В данном пособии рассматриваются вопросы строения и жизни растений, разнообразие и развитие растительного мира. Особое внимание уделено вопросам взаимодействия растения и окружающей среды, эволюции растений, охране окружающей среды.

 

 

Рецензенты:

доктор фарм. наук, проф., зав. кафедрой фармакогнозии СГМУ В.А. Куркин

проф., зав. кафедрой ботаники ММА им. Сеченова Е.И. Барабанов

 

 

ISBN 5-7487-0387-4 ББК 28я2 57(083)
   
   
ã А.А. Бубенчиков, В.Н. Бубенчикова, С.И. Гримальская, КГМУ, 2005  
     

СОДЕРЖАНИЕ

Растения ........................................……………………………………………

Общее знакомство с цветковыми растениями ...…………………………

Клеточное строение растительного организма ...…………………………

Ткани .....................................……………………….…………………………

Корень ................................………………………….…………………………

Побег ............................…………………………….…………………………..

Размножение растений. Значение............………..………………………….

Растения и окружающая среда ..................…………………………………

Отделы растений ...............................…………………………………………

Водоросли ............................……………………….…………………………..

Мхи ......................................……………………………………………………

Папоротникообразные ......................…………………………………………

Класс плауновидные ........................………………………………………….

Класс членистые ...........................…………………………………………….

Класс папоротниковидных ...................……………………………………..

Голосеменные ..............................……………………………………………..

Покрытосеменные (цветковые) растения ......…………………………….

Сельскохозяйственные растения ..................………………………………

Развитие растительного мира ....................…………………………………

Бактерии. Грибы. Лишайники.......................…….………………………...

Бактерии. Строение и жизнедеятельность. ....…………………………….

Грибы .....................................………………………………………………….

Лишайники .................................……………………………………………...

Список литературы…………………………………………………………..

Р А С Т Е Н И Я

Общее знакомство с цветковыми растениями

Растительный мир является важнейшей составной частью природы. Растения - единственные организмы, способные синтезировать органические вещества из неорганических. При этом они извлекают из атмосферы оксид углерода и выделяют кислород, поддерживая постоянный газовый состав биосферы. Растения - первое звено в цепях питания организмов. Со строением и жизнью растений мы познакомимся на примере цветковых. Это самая многочисленная группа растений. Они широко распространены на Земле.

Цветковые растения и их органы. Цветковые растения состоят из органов, которые имеют определенную внешнюю форму и выполняют определенную функцию. Внутреннее строение каждого органа сложно и соответствует его функциям.

У цветковых растений есть корни, побеги, цветки, листья, плоды с семенами. Корень, побег, лист - это вегетативные органы. Корень обладает верхушечным ростом и, как известно, имеет корневой чехлик. Основные функции корня - это укрепление растения в почве, поглощение воды и минеральных веществ, синтез органических веществ (морковь), вегетативное размножение (сирень).

Побег состоит из стебля с расположенными на нем листьями и почками. Все его части - стебель, лист и почки - связаны единой проводящей системой. В зачаточном состоянии стебель, как и корень, имеется в зародыше семени и является восходящей осью растения.

Функции его заключаются в образовании листьев и ветвей и обеспечении двустороннего передвижения минеральных и органических веществ. Стебель обладает неограниченным ростом и растет в течение всей жизни растения.

Почка представляет собой зачаточный побег, все части которого сильно сближены. Она состоит из зачаточного стебелька, зачаточных листьев, а пазухах зачаточных листьев залегают и зачаточные боковые почки в виде бугорков.

Лист имеет стеблевое происхождение. Исторически он возник в результате дифференциации и срастания боковых веток стебля в одной плоскости и приспособился к выполнению специфических функций - фотосинтезу, транспирации, газообмену.

Цветок - это видоизмененный побег, на месте которого созревает плод с семенами (одним или многими). Типичный цветок имеет цветоножку, расширяющуюся в цветоложе - эти части цветка являются укороченным стеблем. На цветоложе располагаются бесплодные листочки околоцветника, состоящего из чашечки и венчика. Ярко окрашенные лепестки составляют венчик, ниже венчика находится чашечка из зеленых листочков.

Функция околоцветника - защита собственно цветка от неблагоприятных условий и привлечение насекомых - опылителей.

Главной частью цветка являются пестик и тычинки. Тычинка состоит из тонкой тычиночной нити и пыльников, в которых образуется пыльца. В пестике различают широкую нижнюю часть - завязь, узкий столбик и рыльце. Из завязи развивается плод. У некоторых растений в образовании плода принимают участие также другие части цветка, например цветоложе. После оплодотворения образуются семена, а плод образуется из завязи. Разросшиеся и видоизмененные стенки завязи, ставшие плодом, называются околоплодником.

Внутри плода находятся семена. По количеству семян плоды делятся на односеменные (костянка у вишни) и многосеменные (томат, огурец и т.д.). По консистенции околоплодника плоды делятся на сочные и сухие. Сочные имеют сочный околоплодник, например ягода (картофель, томат и др.), костянка, (слива, абрикос, персик, вишня).

Сухие плоды сочной мякоти не имеют. Они бывают односеменные - зерновка (пшеница), семянка (подсолнечник) и многосеменные - боб (горох), стручок (сурепка), коробочка (мак) и др.

Семя состоит из кожуры, зародыша и запасных питательных веществ. В зародыше различают зародышевый корешок, зародышевый стебелек, зародышевую почечку и листочки.

Растения, имеющие в зародыше семени одну семядолю, называются однодольными (пшеница, кукуруза). У растений гороха, фасоли, яблони зародыши имеют две семядоли - они называются двудольными. Запас питательных веществ может находиться в семядолях или в особой запасающей ткани - эндосперме. Из зародыша семени развивается новое растение. Семя - это зачаток будущего растения.

Плоды и семена могут оказаться далеко от растений, на которых они созрели. Это объясняется тем, что они имеют приспособления для распространения ветром, животными, человеком, водой. Некоторые растения, например бешеный огурец, желтая акация, разбрасывают семена сами. Плоды тополя, одуванчика разносятся ветром, так как имеют белый пушистый налет и "парашютики". Плоды клена распадаются на 2 части, каждая из которых имеет крыловидный вырост, который также способствует распространению их ветром на большие расстояния. Некоторые степные растения ко времени созревания плодов засыхают, ветер обламывает их у корня, перекатывает по земле с места на место, рассеивая семена.

Водой распространяются плоды и семена не только водных растений, но и некоторых наземных. Например, ольха, которая растет по берегам рек; ее плоды, попадая в воду, не тонут. Течение уносит их далеко от материнских растений. Семена и плоды могут распространяться человеком и животными (череда, лопух). Семена растений с сочными плодами рябины, бузины, черемухи, ландыша распространяются в основном птицами. Они поедают эти плоды и, перемещаясь с места на место, вместе с пометом выбрасывают семена. Плоды и семена некоторых растений прилипают к мешкам и тюкам и с грузом попадают в вагоны, автомобили, самолеты. При разгрузке такие семена попадают в почву, прорастают и выросшие из них растения часто на новых территориях находят хорошие условия для жизни. Так из Европы в Америку был завезен подорожник. Коренные жители Америки индейцы называют его следом белого человека.

Состав растений. Элементы, содержащиеся в растениях, принято делить на три группы.

1. Макроэлементы (0,1 - 0,01%) - включают те элементы, содержание которых в растениях измеряется величинами от десятых до сотых долей процента. К ним относятся органогены (С, О, Н, N) и зольные элементы: кремний (Si), калий (К), кальций (Са), магний (Мg), натрий (Nа), железо (Fе), фосфор (Р), сера (S), алюминий (Аl).

2. Микроэлементы (10-3 - 10-5%) -включают элементы, количество которых в растениях составляет от тысячной до стотысячной доли процента: марганец (Мn), бор (В), стронций (Sr), медь (Сu), цинк (Zn), барий (Ва), титан (Тi), литий (Li), йод (J), бром (Вr), никель (Ni), молибден (Мо), кобальт (Со).

3. Ультрамикроэлементы (< 10-6%) - включают элементы, содержание которых в растении измеряется миллионными долями процента. Это (Сs), селен (Se), кадмий (Сd), ртуть (Нg), серебро (Аg), золото (Аu), радий (Ra).

Разные растения потребляют различное количество тех или иных элементов. Некоторые элементы хотя и встречаются в растениях, но не являются необходимыми для него; содержание их неодинаково в разных органах растения.

Поглощение отдельных элементов в онтогенезе растений происходит тоже не одинаково. Особенно энергично поглощаются элементы в период цветения и созревания семян.

Несмотря на единство элементарного состава живой и неживой природы, клетки живых существ построены из таких специфических химических соединений этих элементов, которые получили специальное название - органические вещества (белки, жиры, углеводы и т.д.).

В настоящее время органические вещества в природе могут образовываться на нашей планете только в теле живых организмов.

В состав клеток кроме названных веществ входит и вода. Значение воды в теле живой клетки огромно. Вода составляет основу коллоидных систем, из которых состоит клетка, а также принимает участие практически во всех обменных процессах в клетке. Наконец, вода служит основой для жидкостей, передвижение которых в теле многоклеточных организмов обеспечивает перенос необходимых веществ от одной части организма к другой.

Поэтому чем выше биохимический состав, активность той или иной клетки или ткани, тем выше содержание в ней воды.

Велика роль воды и в терморегуляции клетки и организма в целом.

Неорганические вещества (кроме воды) находятся в организмах в виде анионов и катионов и в виде соединений с органическими веществами.

Важное функциональное значение для нормальной жизнедеятельности клетки имеют катионы К+ Na+ Ca2+ и Mg2+ и анионы НРО4- Н2РО4-,НСО3-, Cl-.

В соединении с органическими веществами особое значение имеет сера, входящая в состав многих белков; фосфор как обязательный компонент хромосом, магний, находящийся в молекуле хлорофилла.

Ведущими органическими веществами, входящими в состав клетки, являются белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты (ДНК и РНК) и аденозинтрифосфорная кислота (АТФ).

studopedya.ru

Общее знакомство с цветковыми растениями

Цветковое растение и его органы: корень, побег, строение побега, стебель, листья, почки; цветок — видоизмененный побег. Плоды и семена, приспособленность их к распространению в природе. Состав растений (органические и неорганические вещества).

Клеточное строение растительного организма

Знакомство с увеличительными приборами (лупа, микроскоп) .

Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, пластиды, вакуоли. Жизнедеятельность клетки: движение цитоплазмы, поступление веществ в клетку, ее рост и деление. Ткани.

Клеточное строение растений.

Корень

Корень. Виды корней. Типы корневых систем. Почва, ее значение для жизни растений. Охрана почв.

Внешнее и внутреннее строение корня. Зоны корня. Рост корня. Основные функции корня: поглощение воды и минеральных веществ, укрепление растения в почве. Дыхание корня. Удобрения. Значение обработки почвы, внесение удобрений. Корнеплоды, их использование человеком. Видоизменения корня.

Побег

Побег. Почка — зачаточный побег, ее строение. Развитие побега из почки.

­ Конец страницы 235 ­

¯ Начало страницы 236 ¯

Лист. Внешнее строение листа. Жилкование. Листья простые и сложные. Листорасположение.

Особенности микроскопического строения листа в связи с его функциями: покровная ткань (кожица, устьица), основная, проводящая, механическая ткани листа.

Фотосинтез.

Дыхание. Испарение воды листьями. Видоизменение листьев. Листопад. Необходимость защиты воздуха от загрязнений. Озеленение населенных пунктов и помещений.

Стебель. Рост стебля в длину, ветвление. Формирование кроны. Внутреннее строение древесного стебля в связи с его функциями. Рост стебля в толщину. Образование годичных колец. Передвижение минеральных и органических веществ по стеблю. Отложение запасных веществ.

Видоизмененные побеги: корневище, клубень, луковица, их строение, биологическое и хозяйственное значение.

Размножение растений

Размножение и его значение. Способы размножения.

Вегетативное размножение. Размножение растений с помощью вегетативных органов в природе и растениеводстве (видоизмененными побегами, черенками, отводками, делением куста, прививкой). Биологическое и хозяйственное значение вегетативного размножения. Размножение растений семенами. Цветок — видоизмененный побег. Значение цветка в размножении растений. Строение околоцветника, тычинки, пестика. Соцветия и их биологическое значение. Перекрестное опыление насекомыми, ветром. Самоопыление.

Оплодотворение. Образование семян и плодов. Значение плодов и семян в природе и жизни человека. Вред, наносимый природе массовым сбором дикорастущих растений. Охрана цветковых растений.

Строение семян (на примере двудольных и однодольных растений), их химический состав. Питание и рост проростков. Агротехника посева семян и выращивания растений.

­ Конец страницы 236 ­

¯ Начало страницы 237 ¯

Растения и окружающая среда

Растение — целостный организм. Взаимосвязи клеток, тканей и органов. Основные процессы жизнедеятельности растительного организма. Растительное сообщество. Экологические факторы неживой и живой природы, связанные с деятельностью человека.

Взаимосвязь растений и факторов неживой и живой природы на примере растений леса, луга и др. Приспособленность растений к совместной жизни в лесу, на лугу и т. д. Роль растений в природе и жизни человека.

Влияние деятельности человека на жизнь растений леса, луга. Охрана растений, защита среды их обитания, законы об охране природы.

Отделы растений

Водоросли. Строение и жизнедеятельность одноклеточных и многоклеточных водорослей. Размножение водорослей. Нитчатые водоросли. Морские водоросли. Роль водорослей в природе и народном хозяйстве, их охрана.

Мхи. Строение и размножение (на примере местных видов). Образование торфа, его значение.

Папоротники. Строение и размножение, роль в природе и жизни человека. Хвощи. Плауны.

Голосеменные. Строение и размножение (на примере сосны, ели и других хвойных). Распространение хвойных, их значение в природе, народном хозяйстве.

Покрытосеменные (цветковые). Особенности строения и жизнедеятельности покрытосеменных как наиболее высокоорганизованной группы растений, их господство на Земле.

Покрытосеменные растения

Многообразие цветковых растений.

Класс двудольные растения. Характеристика основных семейств.

Класс однодольные растения. Семейства: лилейные, злаки.

­ Конец страницы 237 ­

¯ Начало страницы 238 ¯

Отличительные признаки растений основных семейств, их биологические особенности, народно-хозяйственное значение.

Влияние деятельности человека на видовое многообразие цветковых растений. Охрана редких видов цветковых растений.

Развитие растительного мира

Многообразие растений и их происхождение. Доказательства исторического развития растений: ископаемые остатки.

Основные этапы в развитии растительного мира: возникновение одноклеточных и многоклеточных водорослей; возникновение фотосинтеза: выход растений на сушу (псилофиты, мхи, папоротники, голосеменные, покрытосеменные). Усложнение растений в процессе исторического развития.

Господство покрытосеменных в настоящее время, их многообразие и распространение на земном шаре. Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. Охрана растений.

БАКТЕРИИ. ГРИБЫ. ЛИШАЙНИКИ

Бактерии

Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Распространение бактерий в воздухе, почве, воде, живых организмах. Роль бактерий в природе, промышленности, медицине, сельском хозяйстве. Болезнетворные бактерии и борьба с ними.

Грибы. Лишайники

Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы, их строение, питание. Симбиоз грибов с растениями. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов и их охрана. Профилактика отравления ядовитыми грибами. Плесневые грибы. Пенициллин, его использование для получения ан-

­ Конец страницы 238 ­

¯ Начало страницы 239 ¯

тибиотиков, дрожжи. Грибы-паразиты, вызывающие болезни растений. Роль грибов в природе и хозяйстве.

Строение лишайника. Симбиоз. Питание. Размножение. Роль лишайников в природе и хозяйстве.

ЖИВОТНЫЕ

Общие сведения о животном мире

Многообразие животного мира. Основные отличия животных от растений, черты их сходства. Систематика животных.

Одноклеточные животные

Обыкновенная амеба. Особенности строения клетки одноклеточного организма. Среда обитания. Передвижение. Питание. Дыхание. Выделение. Размножение. Образование цисты.

Многообразие одноклеточных животных. Зеленая эвглена, особенности ее строения и питания. Инфузория-туфелька. Раздражимость. Малярийный паразит. Морские простейшие (фораминиферы, радиолярии).

Значение простейших в природе, жизни человека. Общая характеристика простейших.

Тип кишечнополостные

Пресноводная гидра. Среда обитания, Внешнее строение. Лучевая симметрия. Двухслойность. Особенности строения клетки многоклеточных животных. Покровные, стрекательные, нервные клетки. Нервная система. Рефлекс. Питание. Регенерация. Размножение.

Многообразие кишечнополостных (коралловое полипы и медузы), их значение.

Общая характеристика типа.

Типы плоские, круглые, кольчатые черви

Гил плоские черви, их многообразие. Печеночный сосальщик. Двухсторонняя симметрия. Особенности строе-

­ Конец страницы 239 ­

¯ Начало страницы 240 ¯

ния и процессов жизнедеятельности, обусловленные паразитическим образом жизни: вред, наносимый животноводству, меры борьбы. Многообразие видов (бычий цепень, эхинококк, белая планария). Общая характеристика типа.

Тип круглые черви. Общая характеристика, человеческая аскарида — паразит человека. Меры предупреждения от заражения.

Тип кольчатые черви, их многообразие. Дождевой червь, его среда обитания, внешнее строение, передвижение. Ткани, органы, система органов. Процессы жизнедеятельности. Регенерация. Размножение. Роль дождевых червей в почвообразовании. Общая характеристика типа.

Тип моллюски

Общая характеристика типа. Беззубка. Среда обитания, особенности внешнего строения, питания, дыхания, размножения.

Многообразие моллюсков (большой прудовик, виноградная улитка, слизни, устрица, мидия), их значение в природе, жизни человека.

Тип членистоногие

Общая характеристика типа.

Класс ракообразные. Среда обитания ракообразных. Особенности строения, жизнедеятельности: размножение, многообразие ракообразных. Общая характеристика класса.

Класс паукообразные. Особенности внешнего строения, питания, дыхания, поведение паука в связи с жизнью на суше.

Клещи. Внешнее строение. Клещи — вредители культурных растений и меры борьбы с ними. Паразитические клещи — возбудители и переносчики опасных болезней. Меры защиты от клещей. Общая характеристика класса.

Класс насекомые. Особенности строения, процессов жизнедеятельности насекомых на примере жука. Размножение. Типы развития насекомых.

­ Конец страницы 240 ­

¯ Начало страницы 241 ¯

Основные отряды насекомых. Чешуекрылые. Черты приспособленности к среде обитания во внешнем строении; размножение и развитие бабочек. Тутовый шелкопряд. Шелководство.

Двукрылые. Комнатная муха — переносчик возбудителей опасных заболеваний человека и меры борьбы с ней.

Перепончатокрылые. Медоносная пчела. Состав и жизнь пчелиной семьи, танцы пчел, зимовка. Инстинкты — основы поведения насекомых. Пчеловодство. Общая характеристика класса.

Многообразие насекомых (колорадский жук, муравьи, наездники), их роль в природе; практическое и эстетическое значение. Биологический способ борьбы с насекомыми — вредителями сельскохозяйственных культур и его роль в сохранении урожая. Охрана насекомых.

Тип хордовые

Ланцетник. Среда обитания. Особенности строения ланцетника как низшего хордового.

Класс рыбы. Общая характеристика класса. Среда обитания рыб. Особенности внешнего строения, скелета, мускулатуры. Полость тела. Особенности строения систем внутренних органов в связи с их функциями. Обмен веществ. Нервная система и органы чувств. Рефлексы. Поведение. Размножение, нерест и развитие. Забота о потомстве. Приспособленность рыб к среде обитания.

Класс земноводные. Общая характеристика класса.

Ля/ушка. Особенности строения, передвижения в связи со средой обитания. Нервная система и органы чувств. Размножение и развитие.

Многообразие земноводных (отряды: хвостатые, бесхвостые), их происхождение, значение и охрана.

Класс пресмыкающиеся. Общая характеристика класса.

Ящерица. Среда обитания, особенности строения, размножения, поведения в связи с жизнью на суше. Регенерация.

Многообразие современных пресмыкающихся (отряды: чешуйчатые, черепахи, крокодилы), их практическое

­ Конец страницы 241 ­

¯ Начало страницы 242 ¯

значение и охрана. Происхождение пресмыкающихся. Древние пресмыкающиеся: динозавры, зверозубые ящеры.

Класс птицы. Общая характеристика класса.

Внешнее строение, скелет, мускулатура. Особенности внутреннего строения, обмена веществ птиц, связанные с полетом. Усложнение нервной системы, органов чувств; поведение птиц.

Размножение и развитие птиц. Забота о потомстве.

Приспособленность птиц к сезонным явлениям в природе (гнездование, кочевки, перелеты). Происхождение птиц.

Класс млекопитающие. Общая характеристика класса.

Особенности внешнего строения, скелета, мускулатуры, внутреннего строения, обмена веществ млекопитающего. Усложнение нервной системы, органов чувств, поведения. Размножение и развитие. Забота о потомстве.

Происхождение млекопитающих. Первозвери. Сумчатые.

Отряды плацентарных. Насекомоядные и рукокрылые. Грызуны. Зайцеобразные. Хищные. Ластоногие и китообразные. Копытные. Приматы.

Роль млекопитающих в природе и жизни человека, их охрана.

ЭВОЛЮЦИЯ ЖИВОТНОГО МИРА

Доказательства исторического развития животного мира: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические.

Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира (наследственность, изменчивость, естественный отбор). Происхождение одноклеточных. Происхождение многоклеточных. Усложнение строения и жизнедеятельности животных в процессе исторического развития и животного мира. Родство человека с животными.

­ Конец страницы 242 ­

¯ Начало страницы 243 ¯

Несостоятельность взглядов о неизменности животного мира.

ПРИРОДНЫЕ СООБЩЕСТВА

Среда обитания организмов. Основные экологические факторы среды, их влияние на растения и животные. Природные сообщества (на примере луга, леса, водоема). Роль растений, животных, грибов и бактерий в природном сообществе. Взаимосвязи в природном сообществе. Цепи питания.

Значение природных сообществ в жизни человека. Влияние деятельности человека на природные сообщества, их охрана.

ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ



infopedia.su

Общее знакомство с цветковыми растениями — КиберПедия

Цветковое растение и его органы: корень, побег, строение побега, стебель, листья, почки; цветок — видоизмененный побег. Плоды и семена, приспособленность их к распространению в природе. Состав растений (органические и неорганические вещества).

Клеточное строение растительного организма

Знакомство с увеличительными приборами (лупа, микроскоп) .

Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, пластиды, вакуоли. Жизнедеятельность клетки: движение цитоплазмы, поступление веществ в клетку, ее рост и деление. Ткани.

Клеточное строение растений.

Корень

Корень. Виды корней. Типы корневых систем. Почва, ее значение для жизни растений. Охрана почв.

Внешнее и внутреннее строение корня. Зоны корня. Рост корня. Основные функции корня: поглощение воды и минеральных веществ, укрепление растения в почве. Дыхание корня. Удобрения. Значение обработки почвы, внесение удобрений. Корнеплоды, их использование человеком. Видоизменения корня.

Побег

Побег. Почка — зачаточный побег, ее строение. Развитие побега из почки.

­ Конец страницы 235 ­

¯ Начало страницы 236 ¯

Лист. Внешнее строение листа. Жилкование. Листья простые и сложные. Листорасположение.

Особенности микроскопического строения листа в связи с его функциями: покровная ткань (кожица, устьица), основная, проводящая, механическая ткани листа.

Фотосинтез.

Дыхание. Испарение воды листьями. Видоизменение листьев. Листопад. Необходимость защиты воздуха от загрязнений. Озеленение населенных пунктов и помещений.

Стебель. Рост стебля в длину, ветвление. Формирование кроны. Внутреннее строение древесного стебля в связи с его функциями. Рост стебля в толщину. Образование годичных колец. Передвижение минеральных и органических веществ по стеблю. Отложение запасных веществ.

Видоизмененные побеги: корневище, клубень, луковица, их строение, биологическое и хозяйственное значение.

Размножение растений

Размножение и его значение. Способы размножения.

Вегетативное размножение. Размножение растений с помощью вегетативных органов в природе и растениеводстве (видоизмененными побегами, черенками, отводками, делением куста, прививкой). Биологическое и хозяйственное значение вегетативного размножения. Размножение растений семенами. Цветок — видоизмененный побег. Значение цветка в размножении растений. Строение околоцветника, тычинки, пестика. Соцветия и их биологическое значение. Перекрестное опыление насекомыми, ветром. Самоопыление.

Оплодотворение. Образование семян и плодов. Значение плодов и семян в природе и жизни человека. Вред, наносимый природе массовым сбором дикорастущих растений. Охрана цветковых растений.

Строение семян (на примере двудольных и однодольных растений), их химический состав. Питание и рост проростков. Агротехника посева семян и выращивания растений.

­ Конец страницы 236 ­

¯ Начало страницы 237 ¯

Растения и окружающая среда

Растение — целостный организм. Взаимосвязи клеток, тканей и органов. Основные процессы жизнедеятельности растительного организма. Растительное сообщество. Экологические факторы неживой и живой природы, связанные с деятельностью человека.

Взаимосвязь растений и факторов неживой и живой природы на примере растений леса, луга и др. Приспособленность растений к совместной жизни в лесу, на лугу и т. д. Роль растений в природе и жизни человека.

Влияние деятельности человека на жизнь растений леса, луга. Охрана растений, защита среды их обитания, законы об охране природы.

Отделы растений

Водоросли. Строение и жизнедеятельность одноклеточных и многоклеточных водорослей. Размножение водорослей. Нитчатые водоросли. Морские водоросли. Роль водорослей в природе и народном хозяйстве, их охрана.

Мхи. Строение и размножение (на примере местных видов). Образование торфа, его значение.

Папоротники. Строение и размножение, роль в природе и жизни человека. Хвощи. Плауны.

Голосеменные. Строение и размножение (на примере сосны, ели и других хвойных). Распространение хвойных, их значение в природе, народном хозяйстве.

Покрытосеменные (цветковые). Особенности строения и жизнедеятельности покрытосеменных как наиболее высокоорганизованной группы растений, их господство на Земле.

Покрытосеменные растения

Многообразие цветковых растений.

Класс двудольные растения. Характеристика основных семейств.

Класс однодольные растения. Семейства: лилейные, злаки.

­ Конец страницы 237 ­

¯ Начало страницы 238 ¯

Отличительные признаки растений основных семейств, их биологические особенности, народно-хозяйственное значение.

Влияние деятельности человека на видовое многообразие цветковых растений. Охрана редких видов цветковых растений.

Развитие растительного мира

Многообразие растений и их происхождение. Доказательства исторического развития растений: ископаемые остатки.

Основные этапы в развитии растительного мира: возникновение одноклеточных и многоклеточных водорослей; возникновение фотосинтеза: выход растений на сушу (псилофиты, мхи, папоротники, голосеменные, покрытосеменные). Усложнение растений в процессе исторического развития.

Господство покрытосеменных в настоящее время, их многообразие и распространение на земном шаре. Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. Охрана растений.

БАКТЕРИИ. ГРИБЫ. ЛИШАЙНИКИ

Бактерии

Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Распространение бактерий в воздухе, почве, воде, живых организмах. Роль бактерий в природе, промышленности, медицине, сельском хозяйстве. Болезнетворные бактерии и борьба с ними.

Грибы. Лишайники

Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы, их строение, питание. Симбиоз грибов с растениями. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов и их охрана. Профилактика отравления ядовитыми грибами. Плесневые грибы. Пенициллин, его использование для получения ан-

­ Конец страницы 238 ­

¯ Начало страницы 239 ¯

тибиотиков, дрожжи. Грибы-паразиты, вызывающие болезни растений. Роль грибов в природе и хозяйстве.

Строение лишайника. Симбиоз. Питание. Размножение. Роль лишайников в природе и хозяйстве.

ЖИВОТНЫЕ

cyberpedia.su

общее знакомство с цветковыми растениями

  • Published on22-Dec-2014

  • View1.407

  • Download0

DESCRIPTION

1. ~1~Биология - наука о живой природе. Знакомство растений в природе, народном хозяйстве и жизни…

Transcript

1. ~1~Биология - наука о живой природе. Знакомство растений в природе, народном хозяйстве и жизни человека.15,02,2011 г.ОБЩЕЕ ЗНАКОМСТВО С ЦВЕТКОВЫМИ РАСТЕНИЯМИ. 2. Вы приступаете к изучению основ науки биологии.Её название происходит от греческих слов «биос» – жизнь и «логос» – наука. Биология – наука о жизни, о живых организмах, обитающих на Земле. Живые организмы на нашей планете очень разнообразны. Это – и человек, и животные, и растения, и грибы, и многие другие.В настоящее время все организмы объединяют в 4 царства: животные, растения, бактерии, грибы.На этих уроках биологии вы познакомитесь с растениями, бактериями, грибами и лишайниками, изучите их строение, значение в природе и жизни человека.Куда бы вы ни посмотрели, почти всюду увидите растения или предметы, сделанные из них. Разные растения характерны для лугов, лесов, степей, безводных пустынь и топких болот. Множество растений обитает в морях и океанах, озёрах, прудах и реках всех стран мира. Даже Арктика и Антарктида не лишены растений: представителей растительного мира можно найти там в тёплое время года. Культурные растения люди выращивают на полях, в садах, огородах, цветниках, оранжереях.Большинство растений обладает зелёной окраской (рис. 1), но некоторые не имеют её, например петров крест (рис.2) или заразиха. Велико значение зелёных растений в природе. Растения обогащают воздух кислородом, необходимым для дыхания почти всех живых существ, и поглощают из воздуха углекислый газ. Леса, луга, болота и пустыни населяют разнообразные представители живого мира. Растения служатпищейрастительноядным животным, которые в свою очередь питаются хищники. 3. Люди тоже питаются растениями и продуктами их переработки, используют растения как сырьё для различных отраслей промышленности, для приготовления лекарств, как строительный материал, топливо. Из древесины делают бумагу, искусственный шёлк.Человек использует разные части растений. Так, горох, фасоль, бобы выращивают для получения семян. Яблони, груши, сливы, вишни, огурцы, томаты дают сочные плоды. Морковь, репу, свеклу, петрушку выращивают ради корней. Из листьев капусты, салата, шпината, щавеля приготавливают овощные блюда. У льна и конопли используют волокна стеблей и семена. Розы, сирень, жасмин, астры, левкои разводят ради красивых цветков.Трудно перечислить всё, что получает человек от зелёных растений. Из плодов одной лишь пшеницы изготавливают хлеб, разные кондитерские изделия, макароны, крупы.Но растения ценны не только тем, что даютпищу и сырьё. Ониукрашают нашу жизнь, приносят радость. Самое скромное жилище становится уютнее , если в нём стоят комнатные растения, а за окном зеленеют деревья, кустарники, травы.Много интересного из жизни растений раскроется перед теми, кто не пройдёт торопливо по лесу или цветущему лугу, а внимательно приглядится к окружающему зелёному миру.Хозяйственная деятельность человека так сильно влияет на природу, что многие виды живых организмов совсем исчезли с лица Земли, а многим угрожает вымирание. Составлены специальные Красные книги, в которые внесены сведения о таких животных и растениях. Сохранить их – наша общая обязанность. Для этого необходимо знать, как эти организмы живут, в каких условиях размножаются. Эти сведения о растениях даёт ботаника.Ботаника – наука о растениях. Название этой науки происходит от греческого слова «ботанэ», что значит «зелень, трава, растения». Ботаника изучает жизнь растений, их внутреннее и внешнее строение, распространение растений на поверхности земного шара, взаимосвязь растенийс окружающейприродой и друг с другом.Знание о жизни растений позволит каждому активно участвовать в преобразовании окружающего растительного мира.В нашей стране принят Закон об охране природы. Каждый ученик, где бы он ни жил, не может оставаться в стороне от охраны растений и животных. 4. ?Что изучает биология?Какое значение имеют зелёные растения в природе?Какое значение имеют растения в жизни человека?Что изучает ботаника?Почему нужно охранять зелёные растения?Какое участие можно принять в работе по охране природы?

documents.tips

Общее знакомство с растениями

 

В прошлые века все живые существа считались либо растениями, либо жи­вотными. Животные растут лишь до тех пор, пока не станут взрослы­ми; они передвигаются, заглатыва­ют пищу и дышат. Растения не пе­редвигаются; считалось, что они не дышат, не питаются и могут расти неограниченно долго. Исходя из этих соображений, вновь открытые группы организмов относили либо к растениям, либо к животным. Так, грибы и бактерии ста­ли считаться растениями, а простейшие — животными.

Постепенно знания человечества в области биологии все более расширялись. Были открыты организмы, которые трудно отнести к живот­ным или растениям, — например, хламидомона­да. Выли также установлены принципиальные отличия в строении и химическом составе клет­ки большинства зеленых растений, с одной стороны, и бактерий и грибов — с другой.

К середине XX века традиционное деление живого на два царства — растений и живот­ных — практически устарело, но по традиции все группы организмов, ранее относившиеся к растениям, изучаются в курсе ботаники.

Растения — это царство живых организмов, способных к фотосинтезу. Все они имеют плотные клеточные оболочки, состоящие, как правило, из целлюлозы. Запасным веществом чаще всего служит крахмал. Современная на­ука о растениях — ботаника — включает в царство растений 3 подцарства: багрянки, или красные водоросли, настоящие водоросли и выс­шие растения.

Багрянки и настоящие водоросли иногда на­зывают низшими растениями. Тело у них не имеет развитых органов и тканей, представ­ляет собой слоевище (таллом). Обитают низ­шие растения преимущественно в воде.

К высшим растениям относятся моховид­ные, хвощевидные, плауновидные, папоротни­ковидные, голосеменные и покрытосеменные.

Тело у большинства высших растений расчленено на органы и ткани, что приводит к увеличению поверхности организма. Вегета­тивные органы — лис то с тебе льны е побеги и корни — выполняют основные функции пита­ния и взаимодействия со средой обитания. Ге­неративные органы служат для полового размножения.

Бесполое размножение у растений осуществля­ется частями вегетативных органов, а также од­ноклеточными спорами. У голосеменных и покры­тосеменных есть особые органы полового размножения и расселения — семена. Высшие рас­тения — преимущественно наземные организмы. На нашей планете известно около 350 000 видов растений.

Особая роль растений состоит в том, что без них было бы невозможно существование живот­ных и человека. Только содержащие хлорофилл зе­леные растения способны аккумулировать энер­гию солнца, создавая органические вещества из неорганических. При этом они выделяют в ат­мосферу кислород, поддерживая ее постоянный газовый состав. Создавая органические вещест­ва, растения являются важнейшим звеном в сложных цепях питания на планете. Назем­ные растения представлены самыми разно­образными жизненными формами (травы, кус­тарники, деревья, лианы и др,). Произрастая в тех или иных условиях, они образуют различ­ные растительные сообщества, обуславливая как ландшафтное разнообразие планеты, так и разнообразие экологических условий для других организмов. При непосредственном учас­тии растений образуются почва, торф, бурый и каменный уголь — а это не что иное, как остатки ископаемых растений, существовав­ших в прошлом на Земле.

Из большого разнообразия царства растений особое значение для человека имеют семенные, главным образом цветковые растения — они дают людям пищу, одежду, топливо, строи­тельный материал и многое другое.

 

www.veselyy-ranets.ru

«Общее знакомство с растениями. Мир Растений»

Конспект урока по биологии в 6 классе

«Общее знакомство с растениями.

Мир Растений»

УРОК 2. ОБЩЕЕ ЗНАКОМСТВО С РАСТЕНИЯМИ. МИР РАСТЕНИЙ

(СЛАЙД 1)

ЦЕЛЬ УРОКА: сформировать общее представление о мире растений и разнообразии растений по продолжительности жизни, по жизненным формам, по значению в хозяйственной жизни людей; познакомить учащихся с открытием центром происхождения культурных растений, биологом Н. И. Вавиловым; продолжить формирование ответственного и заинтересованного отношения учащихся к миру растений.

ТИП УРОКА: урок обобщения и систематизации знаний

ОБОРУДОВАНИЕ: гербарии, электронная презентация к уроку.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

- Дайте определение терминов «царство», «ботаника», «зоология», «доядерные организмы», «ядерные организмы» (СЛАЙД 2)

- ответьте на вопросы

  1. Что изучает биология?

  2. Что означает слово «биология»?

  3. Что означает слово «ботаника»?

  4. Кто впервые ввел термин «биология»?

  5. Кто считается основоположником ботаники?

  6. Какие науки выделяют в рамках науки ботаники?

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА:

Рассказ учителя с элементами беседы

Многообразие растительного мира. Мир растений разнообразен и велик, поэтому трудно перечислить даже те из них, с которыми человек соприкасается в своей жизни. Их можно встретить повсюду: дома, в школе, в парке, во дворе у дома, на газонах, в огородах, в поле и даже в водоемах. Одни дают нам пищу, из других мы изготовляем одежду, третьи используем в медицинских целях и т. д.

Растения различаются по:

- продолжительности жизни (по срокам жизни растения делят на три группы однолетние, двулетние, многолетние) (СЛАЙД 3)

- внешнему облику (жизненной форме) (СЛАЙД 4)

В первую очередь мы замечаем не различия в строении листьев, не цвет, не особенности строения корневой системы. Мы видим общие различия во внешнем облике растений. Одни из них высокие и имеют одеревеневший ствол, другие пониже, третьи еще ниже и т. д. исходя из этих внешних отличий, можно выделить жизненные формы растений.

Жизненная форма растений - внешний облик растительного организма, возникающий исторически при воздействии окружающей среды (СЛАЙД 5)

Термин предложен датским ботаником Э. Вармингом (1884), понимавшим под ним «форму, в которой вегетативное тело растения находится в гармонии с внешней средой в течение всей жизни, от семени до отмирания»

Жизненные формы растений (работа со слайдом, рассказ с элементами беседы) (СЛАЙД 6)

  • Деревья

  • Кустарники

  • Кустарнички

  • Травы

Значение растений. (СЛАЙД 7)

- Как вы думаете, какова роль растений в природе? (ответы учащихся)

  • Декоративное

  • Получение лекарств

  • Использование в пищу

  • Для кормления скота

  • Источник витаминов

  • Строительный материал

  • Сырье для промышленности

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ

  • Какие растения называют однолетними?

  • Какие растения называют двухлетними?

  • Какие растения называют многолетними?

  • Какие жизненные формы встречаются у растений?

  • Назовите известные вам лекарственные растения

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

§ 1, вопросы после параграфа

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ:

  1. Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология: справочник для старшеклассников и поступающих в вузы/Т.А. Богданова, Е.А.Солодова. – 3-е изд. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2009. – 816с

  2. Калинина А.А. поурочные разработки по биологии 6 класс. - 3-е изд. - М.: ВАКО, 2011. - с.13-21

  3. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений/Под ред. проф. И.Н.Пономаревой. - 2-е изд., перераб. - М.:Вентана-Граф, 2009. - с. 8-11

  4. Третьяков П. В. Ежедневник учителя биологии: 6 класс: к учебнику И. Н. Пономаревой, О. А. Корниловой, В. С. Кучменко «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс» - М.: Издательство «Экзамен», 2008. – с.10

multiurok.ru

Конспект урока по биологии в 6 классе «Общее знакомство с растениями. Мир Растений»

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Центр образования №1456 г. Москвы

Конспект урока по биологии в 6 классе

«Общее знакомство с растениями.

Мир Растений»

Автор: учитель биологии

Водопьянова

Марина Александровна

МОСКВА

2012

УРОК 2. ОБЩЕЕ ЗНАКОМСТВО С РАСТЕНИЯМИ. МИР РАСТЕНИЙ

(СЛАЙД 1)

ЦЕЛЬ УРОКА: сформировать общее представление о мире растений и разнообразии растений по продолжительности жизни, по жизненным формам, по значению в хозяйственной жизни людей; познакомить учащихся с открытием центром происхождения культурных растений, биологом Н. И. Вавиловым; продолжить формирование ответственного и заинтересованного отношения учащихся к миру растений.

ТИП УРОКА: урок обобщения и систематизации знаний

ОБОРУДОВАНИЕ: гербарии, электронная презентация к уроку.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

- Дайте определение терминов «царство», «ботаника», «зоология», «доядерные организмы», «ядерные организмы» (СЛАЙД 2)

- ответьте на вопросы

  1. Что изучает биология?

  2. Что означает слово «биология»?

  3. Что означает слово «ботаника»?

  4. Кто впервые ввел термин «биология»?

  5. Кто считается основоположником ботаники?

  6. Какие науки выделяют в рамках науки ботаники?

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА:

Рассказ учителя с элементами беседы

Многообразие растительного мира. Мир растений разнообразен и велик, поэтому трудно перечислить даже те из них, с которыми человек соприкасается в своей жизни. Их можно встретить повсюду: дома, в школе, в парке, во дворе у дома, на газонах, в огородах, в поле и даже в водоемах. Одни дают нам пищу, из других мы изготовляем одежду, третьи используем в медицинских целях и т. д.

Растения различаются по:

- продолжительности жизни (по срокам жизни растения делят на три группы однолетние, двулетние, многолетние) (СЛАЙД 3)

- внешнему облику (жизненной форме) (СЛАЙД 4)

В первую очередь мы замечаем не различия в строении листьев, не цвет, не особенности строения корневой системы. Мы видим общие различия во внешнем облике растений. Одни из них высокие и имеют одеревеневший ствол, другие пониже, третьи еще ниже и т. д. исходя из этих внешних отличий, можно выделить жизненные формы растений.

Жизненная форма растений - внешний облик растительного организма, возникающий исторически при воздействии окружающей среды (СЛАЙД 5)

Термин предложен датским ботаником Э. Вармингом (1884), понимавшим под ним «форму, в которой вегетативное тело растения находится в гармонии с внешней средой в течение всей жизни, от семени до отмирания»

Жизненные формы растений (работа со слайдом, рассказ с элементами беседы) (СЛАЙД 6)

  • Деревья

  • Кустарники

  • Кустарнички

  • Травы

Значение растений. (СЛАЙД 7)

- Как вы думаете, какова роль растений в природе? (ответы учащихся)

  • Декоративное

  • Получение лекарств

  • Использование в пищу

  • Для кормления скота

  • Источник витаминов

  • Строительный материал

  • Сырье для промышленности

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ

  • Какие растения называют однолетними?

  • Какие растения называют двухлетними?

  • Какие растения называют многолетними?

  • Какие жизненные формы встречаются у растений?

  • Назовите известные вам лекарственные растения

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

§ 1, вопросы после параграфа

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ:

  1. Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология: справочник для старшеклассников и поступающих в вузы/Т.А. Богданова, Е.А.Солодова. – 3-е изд. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2009. – 816с

  2. Калинина А.А. поурочные разработки по биологии 6 класс. - 3-е изд. - М.: ВАКО, 2011. - с.13-21

  3. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений/Под ред. проф. И.Н.Пономаревой. - 2-е изд., перераб. - М.:Вентана-Граф, 2009. - с. 8-11

  4. Третьяков П. В. Ежедневник учителя биологии: 6 класс: к учебнику И. Н. Пономаревой, О. А. Корниловой, В. С. Кучменко «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс» - М.: Издательство «Экзамен», 2008. – с.10

globuss24.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта