Луг - природное сообщество. Животный мир лугов. Животные и растения лугов
Цепи питания луга. Какие животные и растения распространены на лугах?
Луга – тип растительности, широко распространенный в умеренном поясе нашей планеты. Они богаты травами и цветами, а также разнообразными видами животных. Какие представители флоры и фауны его населяют? Какие цепи питания луга бывают? Об этом читайте ниже.
Природа и цепи питания луга
В зависимости от того, как и где они образовались, луга делят на материковые, пойменные, горные и другие виды. Все они представляют собой местность, покрытую дернином и густым, преимущественно многолетним, травостоем.
Луга не образуют самостоятельной природной зоны и относятся скорее к азональной растительности, которая часто располагается возле лесов. В природе они возникают на регулярно затопляемой или сильно увлажненной территории - в низинах или поймах рек. Альпийские и субальпийские луга встречаются в горах, например, в Альпах, Карпатах, Кавказе, Андах и Гималаях. Там они начинаются выше пояса лесов.
Возникновению лугов нередко способствует человек. Так, многие из них образовались на месте расчищенных лесосек. Через некоторое время они снова могут превратиться в леса, но чаще всего им не дают этого сделать, так как используют их в качестве пастбищ для скота.
Обилие трав привлекает сюда огромное количество насекомых, птиц и мелких млекопитающих, которые и составляют основу местной природы. Вот несколько примеров цепи питания луга:
- Зеленая трава – саранча – ящерица – пустельга. Завязи цветков – гусеница – трясогузка – сокол. Нектар - бабочка - жаба – бекас. Зеленая трава – косуля – рысь. Злаки – мышь полевка – куница.
Растения
Первое звено цепи питания, характерной для луга (как и для любого другого биоценоза), занимают растения. Здесь они представляют собой травы высотой иногда до 1,5 метра. Деревьев и кустарников на них практически не бывает, зато много злаковых и бобовых видов.
Суходольные луга обычно покрыты мелкими травами, такими как овсяница, полевица, колокольчики, кульбаба шероховатая, ястребинка, кошачья лапка. Субальпийские горные территории покрывает ковыль, гвоздики, сложноцветы, лютики, маки, незабудки. В низинных лугах нередко встречается болотная растительность. Например, на сильно увлажненной местности появляются мхи, которые могут вытеснять другую растительность.
Животные
Животные мир лугов представляет собой что-то среднее между зоной болот и лесов. Здесь обитает много насекомых и земноводных, но также встречаются копытные и довольно крупные хищники.
Следующими после трав в цепи питания луга идут растительноядные животные. К ним относятся пчелы, бабочки, гусеницы, жуки, саранча, кузнечики, мыши, хомяки, зайцы, дикие бараны, козы, олени и различные птицы.
К третьему и четвертому звеньям цепи относятся животные, которые питаются другими животными (зоофаги). Они могут включать как исключительно плотоядные, так и всеядные виды. Сюда входят божьи коровки, пауки, клещи, кроты, мыши, ящерицы, жабы и змеи. Среди луговых птиц находится бекас, коростель, куропатка, полевой жаворонок, пустельга, перепел, трясогузка.
Часто цепь питания луга завершают небольшие хищники, например, сокол, ястреб, пустельга, сова, куница. Но в поисках пищи сюда могут приходить и более крупные представители фауны. Забредать на луг может лиса, волк, медведь. В горных районах здесь встречаются шакалы, рыси и даже тигры.
Источник
www.obovsyom.ru
Луг - природное сообщество. Животный мир лугов.
Цель: познакомить с разнообразием живых организмов луга; сформировать представления учащихся о луге, как о природном сообществе.
Задачи:
Обучающая: познакомить с разнообразием живых организмов луга.
Развивающая: развивать навыки самооценки, целеполагания; расширять кругозор, развивать психические процессы: внимание и восприятие через выслушивание речи учителя и одноклассников, память через повторение ранее изученного материала;
Воспитывающая: прививать интерес к предмету; бережное отношение к природе; чувство коллективизма, толерантности.
Тип урока: комбинированный
Методы, применяемые на уроке:
- проблемный,
- исследовательский,
- наглядный,
- рефлексивные методы.
Формы обучения:
- Коллективная
- Групповая и парная
- Индивидуальная
Оборудование: компьютер, программа PowerPoint, мультимедийный проектор, экран, презентация, книги о животных, энциклопедии, карточки для парной работы, цветы для рефлексии.
Ход урока.
I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
Стихотворение читает ученица:
Бежит тропинка через луг,
Ныряем влево, вправо.
Куда ни глянь - цветы вокруг,
Да по колено травы.
Зелёный луг, как чудный сад,
Пахуч и свеж в часы рассвета.
Красивых радужных цветов
На нём разбросаны букеты.
- Как вы думаете, почему мы начали наш урок этим стихотворением? (В этом стихотворении говорится о красоте луга, значит, мы сегодня будем говорить о луге).
ТЕМА урока …
Цель урока…
Что такое луг? (Луг - это природное сообщество, большие участки с травянистой растительностью).
- Посмотрите, каким пышным ковром из цветов смотрится луг. Давайте вспомним растения луга.
2. Проверка домашнего задания. (Работа в парах)
-Перед вами 2 задания. Рассмотрите их. Определитесь с каким из заданий вы будете работать.
Дифференцированные задания.
2уровень. На листках фото растений и их названия. Соединить их.
Ромашка
Клевер
Колокольчик
Подорожник
Васильки
1 уровень. Подчеркнуть только растения луга.
- Клевер, ромашка, малина, тимофеевка, ландыш, тысячелистник, осина, папоротник, подорожник, василёк, брусника, земляника.
Самопроверка по СЛАЙДУ: – Прочитать задание. Кто выполнил верно?
-Мы видим, что на лугу растут только травянистые растения, они невысокие. Тогда каким вы представляете животный мир луга? (Они маленькие должны быть, чтобы прятаться в траве или жить в земле).
- Подумайте, какую окраску могут иметь животные луга? (Трава и стебли цветов - зелёные, значит легко остаться незамеченными зелёным животным; цветы - разноцветные, пёстрые - значит и животным пёстрым и разноцветным можно спрятаться; на фоне земли могут скрываться животные близких оттенков.).
3. Изучение нового материала
-Давайте поближе познакомимся с животными луга. Сейчас вы работаете в группах:
- 1 группа: готовит сообщение о насекомых луга.
- 2 группа: готовит сообщение о насекомых луга под рубрикой «Это интересно!».
- 3 группа: готовит сообщение о птицах луга.
- 4 группа: готовит сообщение о животных луга.
(Ребята работают с учебником, энциклопедиями. В группах назначаются ответственные за работу всей группы. Они распределяют задания, назначают докладчиков, строят план защиты.)
1 группа «Насекомые луга»
Подготовить сообщение о насекомых живущих на лугу.
2 группа «Насекомые луга. Это интересно!»
Найти интересные факты из жизни насекомых луга и рассказать о них.
- Угадать, кто издаёт эти звуки?
IV. Физкультминутка
«Бабочка»
Утром бабочка проснулась, Улыбнулась, потянулась. Раз – росой она умылась, Два - изящно покружилась, Три – нагнулась и присела. На четыре – полетела. Ты летай, как бабочка, Крылышками помаши, Бабочка – порхалочка, Ты ко мне спеши!
3 группа «Птицы луга»
Подготовить сообщение о птицах живущих на лугу
4 группа «Животные луга»
Подготовить сообщение о животных живущих на лугу
-На лугу можно встретить жаб и ящериц… Также в луговой почве много червей…
На доске в процессе выступления групп
Растения – насекомые- птицы- хищники - Что получилось?
растение - слизни - коростель - другой хищник
растение – бабочка – кузнечик – птица, лягушка
растение - шмель (личинки) - мышь - хищник (ястреб, уж)
-Итак, луг богат разнообразием животных и все они связаны друг с другом. Пчёлы собирают пыльцу и в тоже время опыляют растения. Птицы следят за тем, чтобы насекомых и гусениц не было слишком много, иначе они погубят растения. А старые, мёртвые остатки растений и животных перерабатывают разрушители, живущие в почве - дождевые черви, различные почвенные животные, микроорганизмы.
- Как живут все обитатели луга? ( Живут сообща. Нет лишних. Все нужны)
- Какой из этого можно сделать вывод? (Луг- это природное сообщество.)
- Сформулируйте правила охраны лугов.
VII. Подведение итогов
- Сегодня на уроке мы с вами повторили, что такое луг, растения луга, и узнали какие животные обитают на наших лугах.
Составьте СИНКВЕЙН на тему «ЛУГ» (на картинках)
Домашнее задание:
- Стр.
- Составить 2-3 цепи питания.
- *Составить кроссворд «Жизнь луга»
IX. Рефлексия.
-У вас на партах лежат цветки.
Если вы считаете, что
- Работа на уроке вас не впечатлила, вам было неинтересно – возьмите красный цветок;
- Активно работали, расширили свои представления об окружающем мире – возьмите голубой цветок;
- Были исследователями, продуктивно поработали, получили удовлетворение от своей работы – ваш цветок жёлтый.
Прикрепите их на доску.
Просмотр содержимого документа «Луг - природное сообщество. Животный мир лугов. »
Открытый урок окружающего мира в 3 классе (система Занкова)
Тема: Луг - природное сообщество. Животный мир лугов.
Цель: познакомить с разнообразием живых организмов луга; сформировать представления учащихся о луге, как о природном сообществе.
Задачи:
Обучающая: познакомить с разнообразием живых организмов луга.
Развивающая: развивать навыки самооценки, целеполагания; расширять кругозор, развивать психические процессы: внимание и восприятие через выслушивание речи учителя и одноклассников, память через повторение ранее изученного материала;
Воспитывающая: прививать интерес к предмету; бережное отношение к природе; чувство коллективизма, толерантности.
Тип урока: комбинированный
Методы, применяемые на уроке:
проблемный,
исследовательский,
наглядный,
рефлексивные методы.
Формы обучения:
Коллективная
Групповая и парная
Индивидуальная
Оборудование: компьютер, программа PowerPoint, мультимедийный проектор, экран, презентация, книги о животных, энциклопедии, карточки для парной работы, цветы для рефлексии.
Ход урока.
I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
Стихотворение читает ученица:
Бежит тропинка через луг,
Ныряем влево, вправо.
Куда ни глянь - цветы вокруг,
Да по колено травы.
Зелёный луг, как чудный сад,
Пахуч и свеж в часы рассвета.
Красивых радужных цветов
На нём разбросаны букеты.
- Как вы думаете, почему мы начали наш урок этим стихотворением? (В этом стихотворении говорится о красоте луга, значит, мы сегодня будем говорить о луге).
ТЕМА урока …
Цель урока…
Что такое луг? (Луг - это природное сообщество, большие участки с травянистой растительностью).
- Посмотрите, каким пышным ковром из цветов смотрится луг. Давайте вспомним растения луга.
2. Проверка домашнего задания. (Работа в парах)
-Перед вами 2 задания. Рассмотрите их. Определитесь с каким из заданий вы будете работать.
Дифференцированные задания.
2ур. На листках фото растений и их названия. Соединить их.
Ромашка
Клевер
Колокольчик
Подорожник
Васильки
1 ур. Подчеркнуть только растения луга.
Клевер, ромашка, малина, тимофеевка, ландыш, тысячелистник, осина, папоротник, подорожник, василёк, брусника, земляника.
Самопроверка по СЛАЙДУ: – Прочитать задание. Кто выполнил верно?
-Мы видим, что на лугу растут только травянистые растения, они невысокие. Тогда каким вы представляете животный мир луга? (Они маленькие должны быть, чтобы прятаться в траве или жить в земле).
- Подумайте, какую окраску могут иметь животные луга? (Трава и стебли цветов - зелёные, значит легко остаться незамеченными зелёным животным; цветы - разноцветные, пёстрые - значит и животным пёстрым и разноцветным можно спрятаться; на фоне земли могут скрываться животные близких оттенков...).
3. Изучение нового материала
-Давайте поближе познакомимся с животными луга. Сейчас вы работаете в группах:
1 группа: готовит сообщение о насекомых луга.
2 группа: готовит сообщение о насекомых луга под рубрикой «Это интересно!».
3 группа: готовит сообщение о птицах луга.
4 группа: готовит сообщение о животных луга.
(Ребята работают с учебником, энциклопедиями. В группах назначаются ответственные за работу всей группы. Они распределяют задания, назначают докладчиков, строят план защиты.)
1 группа «Насекомые луга» Подготовить сообщение о насекомых живущих на лугу. |
2 группа «Насекомые луга. Это интересно!» Найти интересные факты из жизни насекомых луга и рассказать о них. |
- Угадать, кто издаёт эти звуки?
IV. Физкультминутка
«Бабочка»
Утром бабочка проснулась,Улыбнулась, потянулась.Раз – росой она умылась,Два - изящно покружилась,Три – нагнулась и присела.На четыре – полетела.Ты летай, как бабочка,Крылышками помаши,Бабочка – порхалочка,Ты ко мне спеши!
3 группа «Птицы луга» Подготовить сообщение о птицах живущих на лугу 4 группа «Животные луга» Подготовить сообщение о животных живущих на лугу |
-На лугу можно встретить жаб и ящериц… Также в луговой почве много червей…
На доске в процессе выступления групп
Растения – насекомые- птицы- хищники - Что получилось?
растение - слизни - коростель - другой хищник
растение – бабочка – кузнечик – птица, лягушка
растение - шмель (личинки) - мышь - хищник (ястреб, уж)
-Итак, луг богат разнообразием животных и все они связаны друг с другом. Пчёлы собирают пыльцу и в тоже время опыляют растения. Птицы следят за тем, чтобы насекомых и гусениц не было слишком много, иначе они погубят растения. А старые, мёртвые остатки растений и животных перерабатывают разрушители, живущие в почве - дождевые черви, различные почвенные животные, микроорганизмы.
- Как живут все обитатели луга? ( Живут сообща. Нет лишних. Все нужны)
- Какой из этого можно сделать вывод? (Луг- это природное сообщество.)
- Луга- стол и дом для насекомых, птиц, грызунов. Луга дают корм домашним животным, продукты питания, материалы для одежды человеку, места отдыха, лекарства. Луга нуждаются в уходе и охране.
- Сформулируйте правила охраны лугов.
VII. Подведение итогов
- Сегодня на уроке мы с вами повторили, что такое луг, растения луга, и узнали какие животные обитают на наших лугах.
Составьте СИНКВЕЙН на тему «ЛУГ» (на картинках)
Домашнее задание:
Стр.
Составить 2-3 цепи питания.
*Составить кроссворд «Жизнь луга»
IX. Рефлексия.
-У вас на партах лежат цветки.
Если вы считаете, что
Работа на уроке вас не впечатлила, вам было неинтересно – возьмите красный цветок;
Активно работали, расширили свои представления об окружающем мире – возьмите голубой цветок;
Были исследователями, продуктивно поработали, получили удовлетворение от своей работы – ваш цветок жёлтый.
Прикрепите их на доску.
Богат животный мир лугов. Всюду много насекомых. В траве стрекочут кузнечики. На цветущих растениях видны пчёлы, осы, шмели. Они собирают нектар и цветочную пыльцу, попутно опыляют растения, обеспечивая урожай семян. Особенно велика роль шмеля - опылителя клевера. Только он своим длинным хоботком может добраться до нектара и пыльцы. И цветам хорошо - опыляются, и насекомые голодными не останутся. Здесь же находят корм разноцветные бабочки. Среди них очень красивы зорька, пестрянка, махаон, голубянка. Махаон – одна из самых красивых наших бабочек. Сзади на крыльях у неё есть два отростка, которые во время полёта бабочки напоминают хвост летящей ласточки. За это сходство махаон в народе названа «ласточкин хвост». Красива и голубянка. Как голубые огоньки мелькают голубянки на лугах. Нижняя же сторона крыльев бабочки тёмно-серая. Сядет голубянка на траву, сложит крылышки – погаснет огонёк, трудно увидеть её в это время. Бабочки питаются нектаром цветов и способствуют опылению растений. А бабочками питаются птицы и некоторые хищные насекомые. На лугах гнездятся и находят себе корм некоторые птицы. Птицы следят за тем, чтобы насекомых и гусениц не было слишком много, иначе они погубят растения. В густой траве лугов в небольшой ямке устраивает своё гнездо перепел. Он похож на небольшую курочку. Неохотно летает, спасаясь от врагов быстрым бегом. Большую часть жизни проводит среди луговых трав коростель. Эта птица, как и перепел, быстро бегает, ловко пробирается среди травы, часто меняет направление. Поэтому её трудно внимательно рассмотреть, но зато можно услышать. Коростель издаёт скрипучий отрывистый крик: «дерг-дерг». За этот крик коростеля зовут ещё дергачом. На лугу находит себе корм белая трясогузка. Это очень стройная птичка. Стройность ей придают тонкие ноги и длинный хвост. В народе её называют «ледоломка», так как её прилёт в наши края совпадает с вскрытием рек. В отличие от перепела и коростеля быстро летает в погоне за насекомыми луговой чекан. Эта птичка не имеет яркой окраски. Встревоженная, она издаёт звук «чек-чек». Поэтому и назвали её чекан. Птицам луга и мелким животным могут угрожать хищные птицы, высоко парящие и наблюдающие за происходящим; и другие хищники, попавшие на луг. Крупные звери не живут на лугу. Луг – открытая местность. Здесь трудно укрыться от врагов. Но мелкие зверьки – мыши, кроты – постоянные жители лугов. Крота трудно увидеть в местах обитания, но сами эти места легко узнать по кротовинам - выбросам почвы. Крот устраивает в почве различные ходы, которые иногда располагаются в несколько этажей. Ходы он роет мощными лопатообразными лапами. В них крот добывает корм: дождевых червей, насекомых и их личинок, а также многоножек и слизней. Чтобы добыть достаточное количество еды, кроту приходится быть активным круглосуточно. Крот - обладатель небольшой, но красивой шкурки; кроме того, крот приносит пользу, истребляя насекомых-вредителей и изменяя структуру почвы.
kopilkaurokov.ru
Урок познания мира " Луга. Растения и животные луга. Охрана лугов"
Урок познания мира в 4 классе.
Тема: Луга. Растения и животные луга. Охрана лугов.
Цели: - познакомить учащихся с природной зоной – луг, с растениями и животными луга;
- развивать умения работать с понятиями, анализировать, развивать речь, память, умения давать самооценку;
- воспитывать любовь к природе родного края, стремление к сохранению природных богатств.
Тип урока: комбинированный.
Методы: наглядный, словесный, частично-поисковый.
Оборудование: рисунок тучки, снежинки, солнца, карта, диск.
Ход урока.
1.Организация класса.
На доске рисунки солнышка, снежинки и тучки. Выберите что вам нравится. (солнышко)
- Это значит, что у вас хорошее настроение. Надеюсь, что оно сохранится в
течении всего урока. У каждого из вас есть оценочный лист, куда вы будете выставлять заработанные на уроке баллы. Желаю всем успеха!
2. Проверка домашнего задания.
(за правильный ответ ученики ставят 1 балл в оценочный лист)
- Что называется воздушной оболочкой?
-Из каких слоев состоит атмосфера?
-Почему воздушную оболочку называют защитником Земли?
-Что означает звездопад на ночном небе?
- Какова взаимосвязь между воздухом и живыми существами?
- Что такое воздух?
- Что входит в состав воздуха? Сколько?
- Сколько озер в Казахстане?
- Назовите 2 крупных озера Казахстана.
- Расскажите об Аральском море.
- Расскажите о Балхаше.
3. Сообщение цели урока.
- Сегодня мы начнем изучать природные зоны Казахстана. Поверхность на шей республики разнообразна. Это и густые леса и высокие горы, пустыни и и луга, бескрайние степи.
- Речь пойдет о природной зоне – луге.
4. Изучение нового материала.
1) - Что такое Луг ?
Луг – это участок в пойме реки, покрытый травянистой растительностью.
- Какие бывают луга?
- Как наз. луг, если он заливается водой? (заливные- пойменные)
- Суходольные.
-А в горах есть луга?(альпийские)
- Чем отличается лужайка от луга?
Лужайка-это небольшой луг возле ручья.
Растения луга.
- Разнообразен растительный мир луга. Здесь растет клевер луговой, тимофеевка , розовая гвоздика, мышиный горошек, борец, лютик едкий и др.
На лугу растет ромашка,
Лютик едкий, клевер-кашка!
Что еще?
Гвоздика, смолка,
Колокольчик, хвощ-как елка.
А еще?
Кошачьи лапки,
Одуванчиковы шапки,
Подорожник, васильки,
Граммофончики – вьюнки,
Еще много разных травок
У тропинок, у канавок,
И красивых, и пушистых,
Разноцветных и душистых
- Что общего между всеми растениями? (влаголюбивые, низкорослые)
Животные луга.
- Богат луг и своими обитателями.
Это и представители насекомых: муравьи, бабочки ( махаон, зорька, голубые бабочки), пчелы, кузнечики, птицы( ПЕРЕПЕЛКИ -луговые курочки, жаворонки, в небе парит беркут, лунь), мелкие грызуны(суслики, полевки) , кроты.
-Почему нет крупных животных? (нет укрытия)
-Что общего между животными луга? ( маленькие, удобно прятаться в траве)
- Как вы думаете: животные и растения луга связаны между собой? Как?(беркут ловит мышей , которые поедают растения; насекомые опыляют цветы и дают возможность образоваться семенам)
физминутка
Игра «Что можно встретить на лугу?» Если встретишь – руки вверх; если нет- присесть.
Слова: крот, мышка полевка, джейран, сайгак, бабочка, волк, мышиный горошек, кузнечик, дуб, клевер, суслик, саксаул, песчаная акация, борец, шмель, скворец, медведь, тимофеевка луговая, перепелка, муравей.
5. Закрепление знаний.
1) работа по учебнику. (групповая работа)
1 гр. – о луге 2 гр. – растения луга. 3 гр. – животные луга.
2) Игра « Потребители»
1 гр.- потребители - Хорошо или плохо нарвать букет
2 гр.- юные хранители природы. цветов?
3 гр.- эксперты
« Потребители» : нарвать букет хорошо. Цветы красивые, их можно подарить, они хорошо пахнут, создают уют в доме.
«Юные хранители природы»: нарвать букет плохо. Цветы быстро завянут и их выбросят. Если рвать большие букеты- нанесешь вред природе. Они быстро исчезнут. Луга станут некрасивыми и пустыми.
«Эксперты»: луг- богатство нашего края. Их нужно беречь. Находясь на лугу нужно помнить правила поведения , чтобы не нанести вред природе.
- Какие правила нужно помнить?
6. Итог урока.
-Подведем итог урока. Продолжите предложение: « На уроке я узнал…»
-Оцените свою работу и покажите полоску:
«5»- красная «4»- зеленая «3»- белая
7. Домашнее заданее.
Стр. 67-71, пересказ
8. Контроль за качеством усвоения материала. Тест.
луг– это …
А) участок земли, на котором произрастают влаголюбивые, травянистые растения.
Б) это открытое пространство, покрытое травами.
В) это пространство, где из-за недостатка воды воздух и почва сухие.
2) Растения луга- это…
А) клевер, дуб, мышиный горошек,
Б) борец, клевер, тимофеевка луговая
В) саксаул, лютик, герань луговая.
3) Животные луга- это…
А) верблюд, барс, крот
Б) сайгак, волк, суслик
В) кузнечик, жаворонок, пчела
(взаимопроверка: за правильный ответ 1 балл)
-Посчитайте баллы.
От 8 – до 10 и выше –« 5»
От6 – до 8 – « 4»
От 4 – до 6 – «3»
videouroki.net