Классификация растений по продолжительности жизни. Растения по продолжительности жизни
Название растения жизненная форма продолжительность жизни
4. Продолжительность жизни растений
По продолжительности жизни растения подразделяют на многолетние, двулетние и однолетние.Многолетними являются деревья, кустарники и многие травянистые растения.У большинства многолетних травянистых растений надземная часть осенью отмирает.
Весной надземная часть растения развивается снова, так как в почве под снегом сохраняются корни этих растений и другие подземные органы с почками.Многолетние растения могут достигать значительного возраста. В мире встречаются дубы, возраст которых около \(2000\) лет. Двулетние растения живут почти два года. В первый год обычно у них развиваются только корни, стебель и листья. Во второй год у этих растений развиваются новые побеги, они цветут и дают плоды с семенами, а осенью засыхают. Двулетними растениями являются, например, капуста, свекла, редис, морковь.
Продолжительность жизни растений
Необычайным долголетием, исчисляемым веками и даже тысячелетиями, отличаются представители растительного мира. Так, магнолия живет до 100 лет; грушевые и вишневые деревья — 300; померанцевые — 500; ель, пихта, сосна, бук — 1000; дуб, кедр, каштан — 2 000; тисе — 3 000 лет. Под Москвой, в Горках, растет 800-летний дуб — современник Юрия Долгорукова.
Продолжительность жизни растений и животных — это длительность существования особи, а иногда также клона. Различают физиологическую, экологическую и среднюю продолжительность жизни.Физиологическая продолжительность жизни — максимальная для особей данного вида при оптимальных условиях существования, лимитируемая таким образом лишь генетически. Экологическая продолжительность жизни характеризует предельный возраст особей в естественных условиях и зависит от многих внешних факторов. Средняя продолжительность жизни — возраст, которого в среднем достигают особи данной выборки, т. е. частное от деления суммы возрастов на число особей. Средняя продолжительность жизни — переменная статистическая величина, колеблющаяся в разные моменты существования популяции.
Физиологическая и экологическая продолжительность жизни — константы в отношении соответствующего вида и популяции и практически трудно разграничиваемы; обычно говорят о максимальной видовой продолжительности жизни, независимо от того, наблюдают ли её в искусственных или естественных условиях. У древесных растений и некоторых животных, в том числе в ископаемом состоянии, продолжительность жизни точнее всего определяют по годичным кольцам. У растений продолжительность жизни определяют также, сопоставляя толщину или объём ствола с ежегодным приростом, учитывая число мутовок, цвет и строение коры, у животных — габитус, степень стирания зубов или зарастания костных швов на черепе, а также пользуясь мечением, кольцеванием и другими видами прямой регистрации.
Различия в продолжительности жизни имеют важное адаптивное значение. С этим связано то, что наибольшие возможности оставить потомство получают особи с длительным генеративным периодом. Случаи самой длительной продолжительность жизни наблюдаются среди растений. Секвойи, некоторые виды кипарисов и тиссов, а также некоторые инкрустируемые карбонатом кальция мхи доживают до 3000 лет и более; дубы, грецкие орехи и каштаны свыше 2000; сибирский кедр, липа, ель до 700 — 1000 лет.
Велика продолжительность жизни растительных клонов (например, для чёрного тополя и некоторых сортов тюльпана вегетативное размножение прослежено уже на протяжении свыше 300 лет), хотя продолжительность жизни отдельных особей в клонах обычно гораздо короче, чем у особей тех же видов, выращенных из семян. продолжительность жизни большинства деревьев не превышает 70 — 120 лет. Такая продолжительность жизни предельна и для водорослей (ламинарии), грибов (трутовики), папоротникообразных и других споровых, а также для многих семенных растений, обитающих в суровых экологических условиях, например в тундрах (арктическая ива) или пустынях (вельвичия, некоторые полыни и пижмы). В тех же условиях может наблюдаться и резкое снижение продолжительность жизни, позволяющее растению пройти жизненный цикл за краткий благоприятный сезон. Колониальные растительные организмы (слизевики, некоторые несовершенные грибы, водоросли) живут до 10 — 20 лет. Особый случай представляет анабиоз спор, семян и т. д., при котором резкое увеличение продолжительности жизни достигается благодаря почти полной остановке жизненных функций.
Травянистые растения подразделяются соответственно продолжительности их жизни и способу размножения на большие биологические группы: на растения однолетние, двулетние и многолетние.Однолетники живут всего один вегетационный период или часть его, они проходят полный цикл развития и погибают в одно лето. Корни их слабо развиты, идут в почву неглубоко, а потому однолетники легко вырываются из земли. Размножаются растения этого типа исключительно с помощью семян (марь, лебеда, качим, сушеница). Среди них различают эфемеры, яровые, зимующие и озимые растения.
Однолетники — эфемеры растут и развиваются в течение немногих недель, давая в лето несколько поколений (звездчатка-мокрица, мятлик однолетний). Яровые растения всходят весной, цветут и плодоносят в течение лета и осени, отмирая к зиме (овсюг, щирица). Зимующие растения при весенних всходах цветут и плодоносят в течение лета, а при более поздних осенних всходах развивают розетки листьев и уходят под снег; рост и развитие их заканчиваются весной или летом следующего года (пастушья сумка, фиалка трёхцветная). Озимые виды как при весенних, так и при более поздних всходах образуют розетки листьев и кустятся, но цветут и плодоносят лишь в следующем году (рыжик озимый, костёр ржаной).
Двулетники — группа растений, требующих для своего развития двух полных летних периодов, и зимующих дважды.
В первый вегетационный период они развивают прикорневые листья, а на второй год выгоняют стебель, плодоносят и отмирают. Главный (обычно стержневой) корень их сильно развивается и наполняется запасами питательных веществ в течение первого лета, почему и выдёргивание двулетников из почвы осуществляется труднее, чем однолетников. Размножение идёт при помощи семян (икотник, донник, болиголов, синяк, коровяк, лопух, чертополох).
Многолетники — растения, продолжительность жизни которых превышает два вегетационных периода и длится иногда в течение многих лет. В первый год своего развития из семян многолетние травянистые растения обычно не цветут, а затем цветут и плодоносят многократно. Размножаются многолетники как половым, так и бесполым путём. Подземные части представлены корневищами, клубнями или луковицами и более или менее мощно развитыми корнями. Корневища и корни, как правило, крепко держатся в почве, нередко идут на большую глубину, а поэтому при попытках выдёргивания многолетников из земли они обычно обрываются у основания стеблей.
Продолжительность жизни растений зависит от способов возделывания культуры, факторов внешней среды той зоны, в которой растения выращивают. Томат, перец, баклажан могут плодоносить в тропиках или в условиях защищенного грунта (в средней полосе) в течение нескольких лет. Воздействуя на семена свеклы и других корнеплодов низкими положительными температурами, можно получить семена в первый год.
Максимальная продолжительность жизни — это такая продолжительность жизни, до которой может дожить лишь малая доля особей в реальных условиях среды. Эта величина варьирует в широких пределах: от нескольких минут у бактерий до нескольких тысячелетий у древесных растений (секвойя). Обычно, чем крупнее растение, тем больше его продолжительность жизни, хотя бывают и исключения.
Продолжительность жизни растений (по Шеллу, Бушу и др.)
Водоросль Macrocystis pyrifera | До 100 – 200 лет |
Грибы | От нескольких дней до нескольких лет |
Трутовики | До 80 лет |
Мхи | До 10 лет |
Папоротники древовидные (Todea) | До 6000 лет |
Плаун | До 5 – 7 лет |
Мамонтово дерево | До 4000 лет |
Кипарис | До 3000 лет |
Тисс | До 3000 лет |
Кедр ливанский | До 2000 лет |
Можжевельник | До 2000 лет |
Ель обыкновенная | До 1200 лет |
Сосна кедровая | До 700 лет |
Пихта | До 700 лет |
Сосна обыкновенная | До 570 лет |
Драконово дерево | До 5000 – 6000 лет |
Баобаб | До 5000 лет |
Дуб черешчатый | До 2000 лет |
Липа крупнолистная | До 1000 лет |
Маслина | До 700 лет |
Роза, боярышник | До 400 лет |
Тополь, бук | До 300 лет |
Ясень | До 250 лет |
Акация | До 200 лет |
Береза, граб | До 100 – 150 лет |
Виноград | До 100 лет |
Клубни цикламена | До 60 лет |
Другие материалы: Виды плодов, Вирусы растений, Особенности степных растений, Полезные свойства и размножение, Однолетники, Адаптация растений, Ампельные, Злаковые, Вечнозеленые, Горные, Луговые, Луковичные, Древесно-кустарниковые, Полевые, Целебные, Древесные породырастений, Жизненные формы растений, Заповедники, защита от вредителей, Использование растений человеком, Карантин, классы растений, Опыление растений, Полезные свойства трав, Полив комнатных растений, болезни, Соцветия растений, Споры и усы растений, Экология растений, гуппы
Урок №2
Дата:
Тема урока: Культурные и дикорастущие; однолетние и многолетние; лекарственные и декоративные. Жизненные формы растений: деревья, кустарники, кустарнички, травы.
Тип урока комбинированный.
Цель урока организовать деятельность учащихся по усвоению знаний о растениях на территории учебно- опытного участка школы, указывая видовое название, ознакомить с осенними явлениями в жизни растений.
Задачи:
Образовательные: развивать у школьников понятия о древесных, кустарниковых и травянистых растениях, продолжительности их жизни, приспособленности растений к условиям окружающей среды; формировать общеучебное умение по оформлению письменного отчета об экскурсии;
Развивающие – развивать любознательность, познавательный интерес к сезонным изменениям природы и творческие способности детей;
Воспитательные: воспитывать у учащихся эстетическое восприятие природы и навыки поведения на пришкольном участке.
ХОД УРОКА
-
Орг.момент Физминутка
Говорит цветку цветок:
«Подними-ка свой листок. (поднимаем руки вверх-вниз)
Выйди на дорожку
Да притопни ножкой, (шагаем на месте, высоко поднимая колени)
Да головкой покачай
Утром солнышко встречай. (вращаем головой)
Стебель наклони слегка –
Вот зарядка для цветка (наклоняемся в разные стороны)
А теперь росой умойся, (имитация движений)
Отряхнись и успокойся…» (встряхиваем руками)
II. Проверка д/зФронтальный опрос:
1.Откуда растения получают питательные вещества?
2. Как отличить растение от других живых организмов?
3. Какова роль растений в природе?
4. Как называют растения, которые выращивает человек?
5. Какова роль растений в жизни человека?
6. Почему растения считают источником здоровья?
7. Как называют растения, растущие без участия человека?
Знаете ли вы, что такое Красная книга? Для чего она создана? Какие растения охраняются в Казахстане?
Какие части растений употребляют в пищу? – задание на слайде.
Ш. Введение в тему:
Рассказать:
1.Почему наука о растениях называется ботаникой?
Мир растений разнообразен и велик, поэтому трудно перечислить те из них, с которыми человек соприкасается.
-
2.
Какое значение имеют растения в жизни человека?
-
3. Какое значение имеют растения в природе?
“Осень — время подготовки и перехода растений к зимнему покою, ухода на зимовку всех холоднокровных животных, отлета перелетных птиц на юг. И основные наблюдения над осенней жизнью природы и заключаются в изучении тех изменений в жизни растений и животных, которые происходят в связи с приближением зимы, и тех приспособлений, которые вырабатываются у животных и растений в особых условиях предзимнего периода. Как и весной, осенью особенно ярко проявляются взаимосвязи растений и животных, зависимость всего живого от условий окружающей среды.
IV.
Изучение н/м:
Культурные и дикорастущие; однолетние и многолетние; лекарственные и декоративные.
Растительный мир планеты разнообразен.
Скажите, что вы себе представляете, когда вы говорите слово «растения»?
(Трава, цветы, кустарники, деревья и др.).
Таким образом, можно сделать вывод, что очень трудно перечислить все, что входит в понятие «растения».
Растения отличаются друг от друга окраской и формой листьев, стеблей, цветков и плодов, продолжительностью жизни и другими особенностями.
Работа в группах в ходе экскурсии по заданиям:
1 группа:
Чем культурные растения отличаются от дикорастущих?
Приведите примеры.
(Для роста и развития необходимы определенные условия:
— культурным растениям такие условия создает человек (садит, производит подкормку, вырывает сорняки, борется с вредителями и болезнями растений, собирает урожай),
— дикорастущие растения сами приспосабливаются к жизни в дикой природе.
Ребята, дикорастущие цветы прислали вам письмо:
«Дорогие ребята!
Пожалуйста, будьте добры, не обрывайте зря цветы на лугу, на лужайке, на поляне и в лесу. Сорванные и собранные цветы в букеты, мы быстро вянем и погибаем, не принеся потомства. Пожалейте, не губите нас».
— Как вы думаете, почему цветы просят не обрывать их?
Давайте с вами будем учиться любоваться красотой цветов в природе, а не в вазе потому что
Если я сорву цветок,Если ты сорвёшь цветок,Если все – и я, и ты,Если мы сорвём цветы –Опустеют все поляныИ не будет красоты!
2 группа:
Чем отличаются однолетние, двулетние и многолетние растения между собой?
(По срокам жизни растения делятся на три группы: однолетние, двулетние и многолетние.
— Многолетние живут в течение нескольких лет. К ним относятся все деревья и кустарники, некоторые травы(ландыш, одуванчик, крапива, мать-и-мачеха). Надземные части большинства травянистых многолетних травянистых растений отмирают осенью, а весной из почек, находящихся под землей, вырастают новые побеги.
— Двулетние растения живут почти два года. У них (свеклы, моркови, редьки, репы, капусты и др.) в первый год развиваются обычно только корни, стебли и листья, а на второй год развивают новые побеги, цветут и образуют плоды с семенами и осенью отмирают.
— Однолетние растения (лук, томат, фасоль, пшеница, астра) весной развиваются из семян, зацветают, образуют плоды с семенами и затем отмирают.
3 группа:
Что вам известно о лекарственных и декоративных растениях? Приведите примеры.
Лекарственные растения — обширная группа растений, применяемых в медицинской и ветеринарной практике при различного рода заболеваниях с лечебными или профилактическими целями. Лечебные свойства лекарственных растений обусловлены наличием в них определенных химических соединений — так называемых действующих веществ.Лекарственные растения используют в виде сборов, или чаев, порошков и прочих или же после обработки.
Большинство декоративных растений выращивают ради их цветения (петуния, роза, астра, цинния и др.).
-
Жизненные формы растений.
В ходе экскурсии конкретизирую следующие понятия: «дерево», «кустарник», «трава», обращаю внимание учащихся на их многообразие на территории школы, ввожу видовое название растений.
Ребята, когда мы приходим в лес, что мы там видим?
(Деревья, кустарники, травы).
Деревья – обычно крупные растения многолетними деревенистыми стеблями. (ель, лиственница, яблоня. (Самое высокое дерево на Земле 155 м высота и 6 м в диаметре эвкалипт царственный обитает в Австралии и Тасмании)) Каждое дерево имеет ствол, ветви деревьев образуют их кроны.
-
Кустарники имеют не один ствол, а несколько стволиков, отходящих от общего основания (малина, шиповник, сирень, смородина)
-
Кустарнички – низкорослые многолетние растения с одревесневшими стволиками, высота которых не превышает 10 – 60 см. (черника, брусника)
-
Травы имеют травянистые сочные зеленые стебли, ежегодно отмирающие ( пырей. Клевер, подсолнечник, банан до 7 м., ряска несколько мм.)
В ходе экскурсии объясняю школьникам:
•причины изменения окраски листьев, листопада;
• чем вызвано многообразие плодов;
• чем объяснить сравнительную тишину осеннего дендрария.
При объяснении можно использовать стихотворения об осени, например, отрывок стихотворения Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальной»
«Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…»
Перед выполнением заданий провожу инструктаж.
Задания предусматривают выполнение двух видов работ:
Первый вид работы (з.1-3) направлен на ознакомление учащихся с многообразием видов древесных растений, выявление признаков приспособленности растений к осенним условиям.
Второй вид работы направлен на формирование эстетических ценностей природы.
1. * Какие деревья, кустарники и травы растут на пришкольном участке школы.
* Соберите плоды, сравните их с плодами деревьев.
* Почему у кустарников преобладают сочные плоды.
* Как распространяются плоды и семена кустарников.
2. Пронаблюдайте за изменением окраски листьев.
3. Растения, растущие на территории школы занесите в таблицу
Название растения
Жизненная форма
По продолжительности жизни
V.Закрепление:
При подведении итогов в обобщающей беседе выясняю, как учащиеся усвоили материал по данной теме. Для этого использую следующие вопросы:
1. Чем кустарник отличается от дерева?
2. Какие осенние явления можно наблюдать в жизни цветковых растений?
3. Как объяснить смену осенью окраски листьев?
4. Какое значение имеет листопад в подготовке растений к зиме?
5. Какие плоды преобладают у кустарников?
6. Как они распространяются?
7. Какое значение имеет период покоя в жизни растений?
8. Какие деревья и кустарники раньше других переходят в состояние покоя?
9. У каких растений быстрее желтеют листья – у деревьев или кустарников?
10.Как зимуют многолетние травы?
В беседу включаю занимательные вопросы, пословицы, загадки, например:
Почему говорят: «Если лист ничком ложиться, когда опадает, – к урожаю на будущий год»;
«Если осенью листопад пройдет скоро, надо ждать крутой зимы».
Отгадайте: «Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает» (лес).
«Многорук, а нога одна» (дерево).
«Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а без волос» (береза)
«Сидит – зеленеет, летит – пожелтеет, упадет – почернеет» (лист).
«Летом одевается, зимой раздевается» (растения)
В конце беседы отмечаю смышленых, наблюдательных, организованных ребят.
Делаю вывод, придав материалу целостность.
Напоминаю о сроках письменного ответа.
Каждый из школьников представляет самостоятельно выполненный отчет об экскурсии, в которой кроме результатов наблюдений записывает личные впечатления, основанные на чувственном восприятии окружающей природы.
конспект, отчет об экскурсии
составление мини – альбома «Растения из школьного двора»
характеристика растения — на рекомендательную карточку:
название растения
рисунок или фотография растения
жизненная форма
VI. Д/З: конспект в тетради
magictemple.ru
КАК РАЗЛИЧАЮТСЯ РАСТЕНИЯ ПО ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ЖИЗНИ?
Дата проведения 12.11.15 2-В класс
ПРИРОДОВЕДЕНИЕ
Федорова Елена Владимировна,
учитель начальных классов
Тема: КАК РАЗЛИЧАЮТСЯ РАСТЕНИЯ ПО ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ЖИЗНИ?
Цель: ознакомить учащихся с понятиями «однолетние», «двулетние» и «многолетние» растения; учить различать однолетние, двулетние и многолетние растения своей местности и приводить примеры; формировать у учеников заинтересованность в сохранении природы и приобретении практических природоохранных навыков; развивать образное и логическое мышление, связную речь, внимание, память, умение сравнивать, выделять существенные признаки; воспитывать самостоятельность, старательность, трудолюбие, бережливое отношение к природе.
Оборудование: карточки с условными обозначениями для Минутки синоптиков; картинки с изображением лесовичка; маски с растениями; карточки со словами, с изображением растений; схемы для пояснения нового материала; фонограмма музыки П.И.Чайковского из цикла «Времена года» «Осенний танец листвы»; изображение ладошек.
Тип урока: комбинированный
Ход урока
I. Организация класса
II.Мотивация учебной деятельности
1.Минутка синоптиков
-Какой сейчас месяц осени?
- Какое сегодня число?
- Расскажите о погоде сегодня?
Какая температура воздуха?
Какое состояние неба? (Ясно, облачно, пасмурно).
Были ли осадки? Какие? (Дождь, роса, туман).
Что можете сказать о ветре? (Ветрено, безветренная погода).
- В какое время года обычно бывает такая погода?( Осенью).
Осень бывает ранней, золотой и предзимье ( поздняя осень).
А сейчас какая? (Поздняя осень - предзимье).
III. Актуализация опорных знаний
1. Проверка домашнего задания
а) Письменный опрос(тестирование)
Ф. И. ___________________________________________
Тест «Растения осенью»
1.Определи какое это время года:
«Солнце скрыто тучами. Идёт мелкий моросящий дождь. Косяк журавлей, курлыча, пролетает над лесом. Порывистый ветер срывает с деревьев последние листочки. Только ели да сосны радуются своему зелёному наряду.»
Ответ:________________________________________
2. Запиши по порядку следующие за осенью времена года.
Осень, ______________________________________________ .
3.Запиши цифрами в кружочках порядок осенних месяцев:
__ _ октябрь;
____ сентябрь;
____ ноябрь
4.Как осенью поднимается солнце над горизонтом по сравнению с летом?
выше, чем летом;
так же, как летом;
ниже, чем летом.
5 . Выбери примету, не относящуюся к осени:
воздух становится день ото дня холоднее;
возвращаются домой перелетные птицы;
солнце поднимается ниже;
трава увяла, пожелтела;
часто идут холодные моросящие дожди.
6 . Как изменяется продолжительность дня осенью?
уменьшается;
увеличивается;
остается неизменной
7 . Запиши названия трех лиственных деревьев твоей местности:
_______________________________________________________
8. Запиши названия известных тебе хвойных деревьев:
______________________________________________________
б) Фронтальная проверка
2. Задание «Закончите предложение»
а) «Растение, которое имеет один крепкий, деревянистый, толстый стебель
(ствол), – это ... Приведите примеры деревьев»
б) «Растение, которое имеет несколько крепких, деревянистых, но
значительно тоньше, чем в деревья стеблей, – это ... Приведите примеры
кустов»
в) «Растение, которое имеет мягкий сочный стебель, - это ... Приведите
примеры травянистых растений»
3. Физкультминутка «Дерево, куст, трава»
- Давайте поиграем в игру. Если я буду называть дерево, нужно руки поднять вверх и помахать, как ветви дерева. Если я название куст, руки поставить на пояс и сделать повороты в бока, как качается куст. Если я название травянистое растение, то нужно присесть.
Слова для игры: сосна, подорожник, дуб, смородина, тюльпан, шиповник, береза, редиска, рябина, роза.
IV. Мотивация учебной деятельности
1. Отгадывание загадки
Он не зверь, не человек,
А в лесу живет весь век.
Дружит с Бабушкой Ягой.
Кто, ребята, он такой?
(Лесовичок)
2. Слово учителя
- Лесовичок приглашает нас в лес. Он получил письмо от Солнышка Семиточек, где она спрашивала: «Как быстро после посадки растения начинают давать плоды?»
Как вы думаете долго ли живет Лесовичок? А может ли долго жить растения?
V. Сообщение темы и цели урока
Сегодня на уроке вы узнаете, какие растения принадлежат к однолетним, а которые — к многолетним.
VI. Первичное восприятие и осознание нового материала
1. Инсценировка «Рассказ растений»
- А вы знаете, одинаковое количество ли лет живут растения?
- Пригласим растений самим рассказать о себе.
2. Рассказ учителя с использованием презентации
Растения однолетние в течение одного года успевают вырасти, созреть и отмереть. Помидор, огурец, тыква, – это однолетние растения.
У двулетних растений в течение первого года созревают семена, а во второй год из семян появляются плоды и растения отмерают. Петрушка, морковь, свёкла – это двулетние растения.
Растения многолетние. Их развитие не заканчивается за один год. А весной каждый год они быстро возобновляются. Образуют плоды многократно при жизни.
К многолетним растениям относятся все деревья и кусты, а также некоторые травянистые растения.
Узнайте и запомните многолетние растения.
3. Работа за учебником (с. 48-49)
а) Чтение статьи
б) Обсуждение
в) Чтение «Запомни»
г) Заучивание текста «Запомни»
д) Работа в группе. «Задания для друга природы»
е) Фронтальная проверка
4. Практическая работа «Определите возраст дерева»
У вас на партах лежат фотографии спилов деревьев, вы можете предположить, для чего я их принесла?
По годичным кольцам на спилах ученые определяют точный возраст дерева. Измеряя возраст дерева, его не спиливают, а с помощью прибора (приростной бурав) достают столбик древесины. Отверстие в стволе, образовавшееся после такой операции, замазывают садовым варом, чтобы в рану не попали вредители.)
5. Для любознательных
Возраст многих деревьев очень длинный, намного длиннее, чем возраст животных и человека. Если конь или собака могут дожить до 15-20 лет, то для дерева — это только детство. Сосна считается взрослой в 70 лет, а дуб — не раньше, чем в 100 лет. Можно встретить дубы, которым сверх тысяча лет.
В Украине на Запорожье растет 800-летний дуб, под которым запорожские казаки писали письма турецкому султану. Высотой дубы иногда достигают 40 м. — Каких растений и однолетних, и многолетних?
VII. Закрепление изученного материала
1. Найдите лишнее и объясни свое мнение
- Арбуз, малина, крыжовник, земляника? ( Арбуз – однолетнее растение)
- Перец, помидор, земляника, пшеница? (Суниця – многолетнее растение.)
2. Работа в печатных тетрадях (с.22, №1,2)
VIII. Обобщение и сиcтематизация знаний
1. Отгадывание загадки
На припеке у пеньковМного тонких стебельков.Каждый тонкий стебелекДержит алый огонек.Разгибаем стебельки -Собираем огоньки. (Земляника)
Не зима сейчас, а лето,И не ёлка, кустик это.Хоть на вид совсем простой,Но колючий он и злой.На куст дружно навались,Но смотри — не наколись.Рукой ветки раздвигай,Витамины собирай. (Крыжовник)
Стоит Алена:Платок зеленый,Тонкий стан,Белый сарафан. (Береза)
Посадили зернышко —Вырастили солнышко. Это солнышко сорвем-Много зерен соберем.Их поджарим - погрызем.А придут гости-Им дадим по горсти. (Подсолнух)
Только тронь —Отдернешь ладонь:Обжигает трава,Как огонь. (Крапива)
Крепок, строен и силён, Ведь владыка леса он. Он для нас живой свидетель В лету канувших столетий. Из него добротен сруб.
Угадали? Это … (дуб)
Тонет куст в цветах махровых,
Словно в облачках лиловых.
В яркий теплый майский день
Глаз наш радует... (сирень)
На зеленом шнурочкеБелые звоночки. (Ландыши)
Стоит в лугах кудряшка –Белая ромашка,Сердечко золотое.Что это такое? (Ромашка)
2. Игра «Объединимся в группы»(фронтальная работа)
- Следовательно, по продолжительности жизни растения разделяются на..
ОДНОЛЕТНИЕ ДВУЛЕТНИЕ МНОГОЛЕТНИЕ
.. ... ...
Распределите предметные рисунки на три группы .
— Объясните, почему горох — однолетнее растение, морковь, — двулетняя, а подснежник, картофель — многолетние травянистые растения.
3. Самостоятельная работа (печатная тетрадь, с.22, №3)
IX. Подведение итогов урока
— Что нового о растениях вы узнали на уроке?
— Какие бывают растения по продолжительности жизни?
— Приведите примеры однолетних растений.
— Приведите примеры многолетних растений.
X. Рефлексия
У вас на столах есть ваша ладошка. Если у вас хорошее настроение нарисуйте на ней свою улыбку. У меня хорошее настроение – вот вам моя улыбка! А у вас какое настроение? Покажите мне свои ладошки! |
XI. Домашнее задание: с. 49, пересказ
kopilkaurokov.ru
Классификация растений по продолжительности жизни — iitu
1. Однолетние растения живут один год, в течение которого они вырастают из семян, зацветают, плодоносят и отмирают.
2. Двулетние растения живут два года. В первый год из семян развивается вегетативная часть растения, на второй год образуется цветоносный побег. После плодоношения растение отмирает.
3. Многолетние растения живут более двух лет. Достигнув определенного возраста, они могут цвести и плодоносить каждый год.
Однолетние и двулетние — травянистые растения, многолетними могут быть как травянистые, так и кустарниковые или древесные растения.
Классификация растений по жизненным формам
Жизненная форма — это внешний облик растительного организма, возникающий исторически при взаимодействии с окружающей средой (жизненная форма — понятие экологическое).
1. Деревья — многолетние растения с одревесневающими надземными частями, ярко выраженным одним стволом.
2. Кустарники — многолетние растения с одревесневающими надземными частями. В отличие от деревьев не имеют явно выраженного одного ствола; ветвление начинается от самой земли, поэтому образуется несколько равноценных стволов.
3. Кустарнички сходны с кустарниками, но низкорослы — не выше 50 см.
4. Полукустарники сходны с кустарничками, но отличаются от них тем, что одревесневают только нижние части побегов, верхние части отмирают.
5. Лианы — растения с лазающими, цепляющимися и вьющимися стеблями.
6. Суккуленты — многолетние растения с сочными стеблями или листьями, содержащими запас воды.
7. Травы — растения с сочными, зелеными и неодревесневающими полностью побегами.
Тест: «Растения. Общая характеристика. Растительные ткани»
По способу питания большинство покрытосеменных растений относят к группе
А. гетеротрофов Б. автотрофов В. сапротрофов Г.хемотрофов
2. В царство растений объединяют организмы, способные создавать органические вещества из неорганических с использованием энергии
А. тепловой Б. солнечной В. механической Г. химической
Какие клетки растений проводят воду и минеральные вещества?
А. замыкающие клетки Б. сосуды В. волокна Г. ситовидные трубки
К древесине относится
А. кожица Б. пробка В. флоэма Г. ксилема
Клетки растений отличаются от клеток животных
А. зеленым цветом Б. наличием клеточных включений
В. наличием целлюлозной оболочки Г. наличием сократительных вакуолей
Проводящая система растений состоит из
А. ситовидных трубок Б. сосудов
В. сосудов и волокон Г. флоэмы и ксилемы
Внимание, только СЕГОДНЯ!
iitu.ru
Классификация растений по продолжительности жизни
1. Однолетние растения живут один год, в течение которого они вырастают из семян, зацветают, плодоносят и отмирают.
2. Двулетние растения живут два года. В первый год из семян развивается вегетативная часть растения, на второй год образуется цветоносный побег. После плодоношения растение отмирает.
3. Многолетние растения живут более двух лет. Достигнув определенного возраста, они могут цвести и плодоносить каждый год.
Однолетние и двулетние — травянистые растения, многолетними могут быть как травянистые, так и кустарниковые или древесные растения.
Классификация растений по жизненным формам
Жизненная форма — это внешний облик растительного организма, возникающий исторически при взаимодействии с окружающей средой (жизненная форма — понятие экологическое).
1. Деревья — многолетние растения с одревесневающими надземными частями, ярко выраженным одним стволом.
2. Кустарники — многолетние растения с одревесневающими надземными частями. В отличие от деревьев не имеют явно выраженного одного ствола; ветвление начинается от самой земли, поэтому образуется несколько равноценных стволов.
3. Кустарнички сходны с кустарниками, но низкорослы — не выше 50 см.
4. Полукустарники сходны с кустарничками, но отличаются от них тем, что одревесневают только нижние части побегов, верхние части отмирают.
5. Лианы — растения с лазающими, цепляющимися и вьющимися стеблями.
6. Суккуленты — многолетние растения с сочными стеблями или листьями, содержащими запас воды.
7. Травы — растения с сочными, зелеными и неодревесневающими полностью побегами.
Тест: «Растения. Общая характеристика. Растительные ткани»
По способу питания большинство покрытосеменных растений относят к группе
А. гетеротрофов Б. автотрофов В. сапротрофов Г.хемотрофов
2. В царство растений объединяют организмы, способные создавать органические вещества из неорганических с использованием энергии
А. тепловой Б. солнечной В. механической Г. химической
3. Какие клетки растений проводят воду и минеральные вещества?
А. замыкающие клетки Б. сосуды В. волокна Г. ситовидные трубки
К древесине относится
А. кожица Б. пробка В. флоэма Г. ксилема
Клетки растений отличаются от клеток животных
А. зеленым цветом Б. наличием клеточных включений
В. наличием целлюлозной оболочки Г. наличием сократительных вакуолей
Проводящая система растений состоит из
А. ситовидных трубок Б. сосудов
В. сосудов и волокон Г. флоэмы и ксилемы
www.svaslavia.ru
Продолжительность жизни
древесных растений
длительность существования особи или клона. Регулируется комплексом фенотипических и генотипических факторов и является временной характеристикой взаимодействия повреждающих и восстанавливающих процессов в организме, приводящих его к старости и смерти. Для оценки продолжительности жизни используют следующие критерии: продолжительность жизни абсолютная -- время существования особи от момента рождения до смерти или от деления материнской особи до собственного деления. Продолжительность жизни средняя – средний возраст, которого достигают особи данной статистической выборочной совокупности. Показатель значительно колеблется в зависимости от внешних условий, поэтому для сопоставления продолжительности жизни разных видов чаще пользуются более генетически детерминированным показателем. Продолжительность жизни видовая -- средний максимальный возраст, достигаемый особями данного вида при наиболее благоприятных условиях существования, т. е. лимитируемый лишь генетическими особенностями особей. Продолжительность жизни экологическая -- средний предельный возраст особей вида в естественных условиях их обитания; обычно она в несколько раз меньше видовой продолжительности жизни. Продолжительность жизни ожидаемая – число лет, которые в среднем предстоит прожить представителю данного поколения при предположении, что смертность представителей этого поколения при переходе его из одной возрастной группы в др. будет равна современному уровню смертности в этих возрастных группах.
Наибольшей продолжительностью жизни среди растений отличаются деревья. Возраст секвойядендрона гигантского достигает 4000лет, в США на границе штатов Калифорния и Невада были обнаружены деревья сосны остистой (Pinus aristata) в возрасте 4300 и 4680 лет. Тис, кипарис вечнозеленый, каштан, платан, орех грецкий и дуб могут жить свыше 2000 лет, около 500 лет живут липа, сосна кедровая сибирская и др. Продолжительность жизни мелколиственных пород (осины, березы, граба и т. д.) редко превышает 80--100 (250) лет. Продолжительность жизни большинства кустарников, полукустарников и кустарничков сильно варьирует. Возраст некоторых полукустарников, произрастающих в высокогорьях, может превышать 300 и даже 800 лет (например терескен -- Ceratoides papposa, азорелла подушковидная -- Azorella selago).
Продолжительность жизни свыше 500 лет имеют некоторые кустарниковые можжевельники. Продолжительность жизни древесных растений определяют, сопоставляя толщину или объем ствола с ежегодным приростом, учитывая число мутовок, цвет и строение коры, но точнее всего -- по годичным кольцам.
Лит.: Советский энциклопедический словарь. -- М., 1985;Биологический энциклопедический словарь. -- М., 1989.
www.derev-grad.ru