Сайт для воспитателей детских садов. Животные и растения луга
Цепи питания луга. Какие животные и растения распространены на лугах?
Луга – тип растительности, широко распространенный в умеренном поясе нашей планеты. Они богаты травами и цветами, а также разнообразными видами животных. Какие представители флоры и фауны его населяют? Какие цепи питания луга бывают? Об этом читайте ниже.
Природа и цепи питания луга
В зависимости от того, как и где они образовались, луга делят на материковые, пойменные, горные и другие виды. Все они представляют собой местность, покрытую дернином и густым, преимущественно многолетним, травостоем.
Луга не образуют самостоятельной природной зоны и относятся скорее к азональной растительности, которая часто располагается возле лесов. В природе они возникают на регулярно затопляемой или сильно увлажненной территории - в низинах или поймах рек. Альпийские и субальпийские луга встречаются в горах, например, в Альпах, Карпатах, Кавказе, Андах и Гималаях. Там они начинаются выше пояса лесов.
Возникновению лугов нередко способствует человек. Так, многие из них образовались на месте расчищенных лесосек. Через некоторое время они снова могут превратиться в леса, но чаще всего им не дают этого сделать, так как используют их в качестве пастбищ для скота.
Обилие трав привлекает сюда огромное количество насекомых, птиц и мелких млекопитающих, которые и составляют основу местной природы. Вот несколько примеров цепи питания луга:
- Зеленая трава – саранча – ящерица – пустельга. Завязи цветков – гусеница – трясогузка – сокол. Нектар - бабочка - жаба – бекас. Зеленая трава – косуля – рысь. Злаки – мышь полевка – куница.
Растения
Первое звено цепи питания, характерной для луга (как и для любого другого биоценоза), занимают растения. Здесь они представляют собой травы высотой иногда до 1,5 метра. Деревьев и кустарников на них практически не бывает, зато много злаковых и бобовых видов.
Суходольные луга обычно покрыты мелкими травами, такими как овсяница, полевица, колокольчики, кульбаба шероховатая, ястребинка, кошачья лапка. Субальпийские горные территории покрывает ковыль, гвоздики, сложноцветы, лютики, маки, незабудки. В низинных лугах нередко встречается болотная растительность. Например, на сильно увлажненной местности появляются мхи, которые могут вытеснять другую растительность.
Животные
Животные мир лугов представляет собой что-то среднее между зоной болот и лесов. Здесь обитает много насекомых и земноводных, но также встречаются копытные и довольно крупные хищники.
Следующими после трав в цепи питания луга идут растительноядные животные. К ним относятся пчелы, бабочки, гусеницы, жуки, саранча, кузнечики, мыши, хомяки, зайцы, дикие бараны, козы, олени и различные птицы.
К третьему и четвертому звеньям цепи относятся животные, которые питаются другими животными (зоофаги). Они могут включать как исключительно плотоядные, так и всеядные виды. Сюда входят божьи коровки, пауки, клещи, кроты, мыши, ящерицы, жабы и змеи. Среди луговых птиц находится бекас, коростель, куропатка, полевой жаворонок, пустельга, перепел, трясогузка.
Часто цепь питания луга завершают небольшие хищники, например, сокол, ястреб, пустельга, сова, куница. Но в поисках пищи сюда могут приходить и более крупные представители фауны. Забредать на луг может лиса, волк, медведь. В горных районах здесь встречаются шакалы, рыси и даже тигры.
www.aktivno.net
Урок на тему: «Луга. Растения и животные луга»
Куртебанская Ольга Владимировна, учитель начальных классов второй категории, стаж 20 лет, СШ№ 26 г. Актобе |
Раздел «Растительный и животный мир Казахстана»
Урок 10 «Луга. Растения и животные луга»
Класс: 4
Тема: Луга. Растения и животные луга
Цели урока:
1. Сформировать представления учащихся о луге, как природном сообществе
2. Развивать познавательную активность детей, интерес к уроку познания мира, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы; познакомить с животными и растениями лугов и их особенностью; показать связь между природой и деятельностью человек.3. Воспитывать бережное отношение к природе.
Тип урока: комбинированный урок.
Оборудование: презентация, модели лугов, картинки к уроку, аудиозаписи.
Ход урока
1. Организационный момент
Психологический настрой
— Улыбнитесь друг другу.
Сядьте удобно.
— Давайте представим, что мы на цветущей поляне, ярко светит солнце. Весело щебечут птицы. Лёгкий ветерок развевает ваши волосы. У вас прекрасное настроение. Вы можете выполнить любое трудное задание.
2. Проверка домашнего задания
А мы сейчас повторим, что вы изучали на прошлых уроках. 4 человека работают по карточкам.
Карточка № 1
1. Какие вещества входят в состав воздуха?
A. водород, медь, цинкB. кислород, азот, углекислый газC. хлор, фтор, йод
2. Какой газ воздуха необходим для дыхания?
A. азотB. кислородC. углекислый газ
3. Какими свойствами обладает воздух?
A. Прозрачен, бесцветен, без запаха, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается, плохо проводит теплоВ. Голубого цвета, как небо, проводит звуки, пропускает солнечные лучи, не имеет запаха
4. В окнах для сохранения тепла устанавливают двойные рамы. Какое свойство используется?
А. При нагревании воздух расширяетсяБ. При охлаждении воздух сжимаетсяВ. Воздух плохо проводит тепло
5. Как нужно охранять воздух от загрязнения?
А. Остановить все фабрики и заводы, прекратить заготовку древесины. Запретить пользоваться автотранспортом. Превратить Землю в один огромный заповедник.Б. Фабрики и заводы должны иметь уловители пыли и вредных веществ. Транспорт необходимо сделать экологически безопасным. В городах и вокруг них создавать пояса садов, парков и лесов.
Карточка № 2
1. Переход воды из одного состояния в другое.
а) водоворотб) круговоротв) фильтрование
2. Очищение воды
а) испарениеб) круговоротв) фильтрование
3. Что происходит с воздухом при нагревании?
а) Расширяетсяб) сжимаетсяв) охлаждается
4. Наука, изучающая состояние атмосферы и изменение погоды.
а) геологияб) метеорологияв) спелеология
Карточка № 3
1. Самый распространенный газ в воздухе:
A) азотB) кислородC) углекислый газD) инертные газы
2. Каково значение воздушного слоя Земли?
A) образует облакаB) образует ветерC) является защитником ЗемлиD) Воздушный слой не нужен.
3. Что называют погодой?
A) изменение атмосферного давления.B) прогнозC) ежегодное повторение погоды в какой-либо местности.D) состояние нижнего слоя атмосферы в определенной местности в определенное время.
4. Перемещение воздуха над поверхностью Земли называется...
A) ветер B) атмосфера C) атмосферное давлениеD) погода
6. Прибор для измерения температуры воздуха:
A) флюгер B) термометр C) барометрD) компас
7. При подъеме в горы температура воздуха:
A) остается неизменной B) повышается C) понижаетсяD) исчезает
Карточка № 4
1. Каким свойством обладает вода?
A) ТекучаяB) Голубая или зеленаяC) Поддерживает горениеD) Магнитное
2. Непрерывный процесс перемещения воды из океана на сушу через атмосферу и с суши в океан называют...
A) перемещением воды в природе B) осадками C) круговоротом воды в природеD) воронкой
3. Вода переходит их одного состояния в другое под воздействием...
A) смены времен года B) смены дня и ночи C) сильного ветраD) охлаждения и нагревания.
4. Какую воду называют грунтовыми водами?
A) воду рек и озер B) воды, которые находятся по землей C) осадкиD) облака
5. Что образует водоупорный слой?
A) глина и гранитB) галька и песокC) полезные ископаемыеD) асфальт
6. Способ доказательства способности воды переходить в пар:
A) нагреть воду до кипенияB) охладить воду до 0◦.C) опустить в воду сахарD) опустить в воду цветную полоску бумаги.
Остальные поиграют со мной в х о
Игра Х О. Если вы согласны с моим утверждением поднимаете, х если нет то о
1.Вода занимает 2-3 поверхности земли.2. Вода бывает в 4 состояниях.3.Поверхносные воды это реки, озёра и моря.4.Миниральная вода бывает лечебная, столовая и купальная.5.Один из источников пресной воды это моря.6.Воздух — это азот, кислород и другие газы.7.Самый распространённый газ это углекислый.8.Воздушный слой защитник земли.9.Прогноз погоды особенно важен для водителей дальних рейсов и лётчиков.10.Холодные потоки воздуха приходят к нам из Африки.11.Самый эффективный путь очистки воздуха это озеленение.
Х 0 х х 0×0 х х 0 х
3. Сообщение целей и задач урока
Узнать о чём пойдёт речь на уроке поможет нам кроссворд.
Слайд презентацияСегодня на уроке познания мира мы познакомимся с сообществом луг, с представителями растительного и животного мира данного сообщества.
— Ребята, а что такое луг в вашем представлении? (Это много цветов, травы летают бабочки, пчёлы, шмели. Растут травянистые растения, совсем нет деревьев и кустарников, поверхность земли достаточно ровная).
Нам предстоит выяснить так ли это?
4. Новый материал
Работать на уроке будем по группам
Попробуем разобраться — что такое луг?
— Перед вами 4 картинки.
— Исключите картинки, которые, по вашему мнению, не относятся к сообществу луг. Почему?
Сегодня мы побываем на лугу, узнаем, какие растения, и животные там обитают, как они связаны между собой, какое значения имеет луг для человека.
Вывод: Лугами называют безлесные площади, занятые травянистыми растениями. Эти растения любят свет и тепло, поэтому растут на открытой местности.
— Как вы думаете, где располагаются луга?
Обычно луга располагаются по берегам рек и озер. Эти луга — одни из самых лучших. Во время весеннего половодья вода заливает прибрежные территории и выносит на них много ила. Ил обогащает почву перегноем. Поэтому травы здесь особенно быстро разрастаются. Эти луга так и называются — заливные. Слайд пойменный (заливного) луга. Поэтому здесь нет деревьев. Они не выживут — вымокнут. Деревья на лугах можно увидеть небольшими группами только на возвышенностях, где в почве меньше влаги. Люди никогда не селятся на лугах, т. к. в половодье зальёт жильё.
Слайд цветочного луга.
А эти луга можно встретить как на равнинах, так и в горах. Называют такие луга — цветочные. Красивы луга в летнюю пору, высоко стоят травы. Росистым, сверкающим всеми цветами радуги бывает луг ранним утром. Жарким днем наполнен он густым ароматом и яркой пестротой цветущих трав, над которыми порхают бабочки, жужжат пчёлы, гудят шмели. Эти луга, расположенные на равнинах вне пойм.
— Можно ли проследить ярусность среди растений луга?
— Почему одни растения выше, а другие — ниже?
Вывод: луговые травы растут ярусами — этажами; выше всех светолюбивые, ниже — теневыносливые.
— Назовите основные признаки луга.
— Основной признак луга — многолетняя трава, разнотравье.
— Попробуйте сами дать определение луга.
— Вывод: Луг — это природное сообщество, большая территория с многолетними травами.
— Откройте учебники на странице 70. Прочитайте первый абзац. Про себя, и найдите определение луга.
— Прочитайте определение вслух.
Итак, что такое луг с научной точки зрения?
Вывод (Делают учащиеся)
Луг — это участки земли с достаточным количеством влаги, на которых растут влаголюбивые травянистые растения.
Работа по карте Казахстана.
— Рассмотрим карту нашей страны. Как вы считаете, где в Казахстане расположены луга?
— Какие виды лугов характерны для нашей страны?
— Где могут располагаться заливные и цветочные луга?
В Джунгарском Алатау, альпийские луга Заилийского Алатау, АксуДжабаглы старейший заповедник в Казахстане, имеющий мировую известность, организован в 1926 году. Расположен на границе Чимкентской и Джамбульской области и занимает площадь 74.7 тысячи га. Сюда входят живописные высокогорные ландшафты северозападных хребтов Таласского Алатау и Уральского хребта. Горные вершины (высота достигает 4000 м.) с вечными снегами, крутые склоны со скалами и осыпями часто не имеют растительности. В среднем ярусе характерны субальпийские и альпийские низкотравные луга, арчевое редколесье. Нижняя часть горных склонов высотой 12002000 м. покрыта изреженным лесом и имеет наиболее разнообразную луговую растительность и богатый животный мир. В поймах рек Иртыш, Есил и Тобол. Павлодарская область знаменита своим замечательным Национальным Природным Парком Баянаул, одним из самых живописных уголков страны. Он находится в ста километрах от Экибастуза, города с развитой индустрией. В этом Национальном Парке представлены четыре вида растительности: лес, лесостепь, степь и луг.
Растения луга.
— Как вы думаете, какие животные и растения обитают на лугах?
— Чем растения и животные луга отличаются от обитателей других сообществ?
Цвет, размер, форма тела (небольшого размера, пестрой окраски, которая сливается с прошлогодней травой. Форма тела птиц — обтекаемая, чтобы легче пробираться в траве)
Более подробно вы узнаете о животных и растениях из текста учебника.1 группа читает текст на 72-73 странице. Заполняете кластер. Затем поделитесь своими выводамиКакие животные живут на лугах? (Животные должны быть маленькими, чтобы прятаться в траве или жить в земле. Большинство животных — травоядные. Много насекомых и птиц)
Какую окраску могут иметь животные луга? (Трава и стебли цветов -зелёные, значит: легко остаться незамеченными зелёным жи-вотным; цветы — разноцветные пёстрые — значит: и животным пёстрым и разноцветным можно спрятаться; на фоне земли могут скрываться животные близких оттенков)
— На лугу должны быть хищники или нет? (Должны, чтобы не развелось слишком много животных, питающихся растительной пищей, чтобы не была уничтожена вся растительность)
— Какой основной корм могут найти травоядные животные на лугу? (Пыльца и нектар цветов, листья и корни растений, семена растений)
— Какие приспособления должны иметь животные, которые питаются нектаром и пыльцой растений? (Они должны иметь крылья, чтобы добраться до цветка, и специальный хоботок, при по-мощи которого нектар добывается)
2 группа прорабатывает текст на 71-72 странице, составляет кластер и делится выводами.
— Что объединяет растения луга? (Растут на открытой местности. Любят свет и тепло)
— Какие растения растут на лугу? (Есть растения, которые любят и едят живот¬ные. Их называют кормовые травы. На лугу много цветущих растений. Есть на лугу и ядовитые растения. (сон-трава, лютик, чисто-тел, дурман). Многие из этих растений являются лекарственными.
Показ гербария.
— Какое луговое растение поможет при простуде? (ромашка лекарственная)
— Какое луговое растение поможет при болезни желудка? (тысячелистник)
— Отвар, из какого растения освежит и успокоит? (мята)
— Какое луговое растение от 99 болезней? (зверобой)
(Растения в пачках заварить травку для укрепления иммунитета угостить гостей)
— Как растут луговые растения? — Видите, какие разнообразные живые существа обитают на лугу. Они связаны друг другом. Пчёлы собирают пыльцу и в тоже время опыляют растения. Птицы следят за тем, чтобы насекомых и гусениц не было слишком много. Иначе они погубят растения.
5. Отработка материала
Мы убедились в разнообразии животного и растительного мира луга.
— Попробуем составить цепь питания
— растение — насекомые — птицы
— растение — насекомые — животные — птицы
— Что произойдет, если мы уберем насекомых?
— Уберем птиц.
— Теперь, попробуем ответить на главный вопрос, является ли луг природным сообществом и почему?
— Бабочка, пчелы, шмели, мухи.
— Насекомые.
— Чтобы опылять и размножать потомство цветов.
— Для птиц.
— Перепел, трясогузка, коростель.
— Птицы.
Уничтожать излишки насекомых.
Полевки, мыши
Уничтожать излишки насекомых, корм хищников
— Дождевые черви, жук-навозник, кузнечики, крот.
— Пользу: рыхлят землю, удобряют почву, корм птицам.
Вывод делают дети
На лугу живет много насекомых, т. к. много растений; много птиц, т. к. много насекомых; много грызунов, т. к. много злаковых растений.
Взаимосвязь существует, т. к. растения опыляются насекомыми, которыми питаются птицы, чтобы их было немного и погубит пищу.
— Сообща.
— Не будут опыляться растения, погибнут птицы.
— Погибнут растения, т. к. их съедят гусеницы.
— Да, т. к. все взаимосвязано.
Работа в группах. АСО
Давайте вместе выберем, какие растения и животные обитают на лугу.
(у детей карточки с различными растениям и животными надо отобрать растения и животных луга создать свой луг 1 группа и 2 группа)
Защита модулей
1 группа — Растительный мир.
Вывод: Мы видим, как богат растительный мир луга. Летом в их почве много влаги. Поэтому здесь нет деревьев. Луговые травы растут ярусами — выше — светолюбивые, ниже — теневыносливые. Растения приспособились к условиям: перепадам температуры зимой и летом, снежная зима, смена дождливых и засушливых дней.
2 группа — Животный мир
Вывод: Оказывается Луг, это не только участок суши, покрытый растительностью, это еще и внутри живой организм — дом и стол для насекомых, птиц, грызунов. Объекты неживой природы солнце и вода способствуют развитию живой природы. Объекты внутри природы также связаны между собой цепочкой взаимодействия.
Значение луга в жизни животных.
Как вы думаете, какое значение в жизни человека играет луг
6. Подведение итогов. Рефлексия
Над какой темой мы с вами работали?
— Почему луг называется природным сообществом?
— Интересна ли вам была эта тема?
— Если интересна, то чем?
Оценивание.
Самые красивые обитатели лугов это бабочки. Оцените свою работу на уроке.
Если вы работали, на 5 на модель луга прикрепите бабочку махаон, если на 4 то прикрепите бабочку адмирал, если на 3, то прикрепите бабочку луговой мотылёк.
— А я в свою очередь хочу вам сказать, ребята, спасибо за активную работу на уроке, за ваш интерес и улыбки.
Информация о домашнем задании.
Работа по учебнику. Стр. 70 —73.
Спасибо за урок!
www.azbyka.kz
Животные и растения луга | Образовательный портал EduContest.Net — библиотека учебно-методических материалов
educontest.net
Занятие по экологии"Животные и растения луга" - «Дошколенок.ру»
Цель: знакомство с луговым сообществом.
Задачи: познакомить с условиями обитания луга, с растениями и животными, показать зависимость состава животного сообщества от растительного, а растительного – от условий неживой природы.
Материал и оборудование: иллюстрация луга, луговых растений и животных, мультимедийная система.
Ключевые слова: луговые растения, насекомые.
Ход занятия
Под тихую музыку педагог читает стихотворение:
В. Степанов
Что такое луг?
Ковёр травы вокруг.
Цветов нарядных венчики,
Звонкие кузнечики.
Мотыльки игривые,
Жуки неторопливые
С мёдом сладким пчелки,
Песня перепёлки.
Мяты аромат,
Лета нежный взгляд
И до белых мух
С дудочкой пастух.
Красивое стихотворение, правда? Посмотрите на картинку луга. Чем он отличается от леса. (Ответы детей).
Луг – это покрытое травянистой растительностью открытое пространство. Обычно луга бывают около рек и заливаются во время половодья водой. На лугах произрастает огромное разнообразие травянистых растений: тысячелистник, колокольчик, ромашка, валериана, мята, вербенник, горицвет, алтей, авран, мышиный горошек, чина, лисохвост, тимофеевка, мятлик, щавель, подмаренник, зопник и многие другие.
Луга – это открытые пространства в нашем крае, где нет совсем или растут одиночные деревья. Это раздолье для трав. Здесь очень много света Деревьев нет, тени от них нет, поэтому света много. Много травы, значит почва здесь какая? (Богатая). Воды и тепла для растений достаточно, так же как и в тайге. На лугу много цветов (показать и назвать луговые растения: тысячелистник, зверобой, колокольчик, ромашка, одуванчик, клубника, вьюнок). Сейчас я вам загадаю загадки про некоторые растения:
То фиолетовый, то голубой, Он на опушке встречался с тобой. Названье ему очень звонкое дали, Но только звенеть он сумеет едва ли.
Ответ: Колокольчик
На лужайке, возле леса,Расцвели цветочки.Желтые, как солнышко.На зеленой ножке.А как только подрастутШапочки наденут-Мягкие, воздушные-Ветерку послушные!
(Одуванчик)
Страшен на вид —
Кольнуть норовит.
В одежду вопьется —
С трудом оторвется.
(Репейник)
Скажите, если на лугу много цветущих трав, то каких животных там много? (Насекомых).
Теперь про них я буду загадывать загадки.
Не мычит коровка та, Нет рогов, копыт, хвоста,Молока нам не дает,Под листочками живет.В чёрных точках красный плащносит жук. Растеньям - страж.С вредной тлёй воюет ловко эта... (божия коровка.)
Полетала над цветами,Полетала над полями.Весело жужжала.Набрала нектара. И добычу понесла Прямо в дом к себе ..(пчела)
Шевелятся у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел –
Он вспорхнул и улетел.
(Бабочка)
Большеглазый самолет,
Длинный тоненький живот.
Над лугом летает,
Мошкару хватает.
(Стрекоза)
Со стрекозой провели такой опыт: кормили мухами досыта. Стрекоза съела 40 мух, это все равно, если бы человек за один раз съел 60-80 буханок хлеба. Вот какая прожорливая красавица. Зато сколько она может съесть вредных насекомых!
Во фраке зелёном маэстроВзлетает над лугом в цвету.Он — гордость местного оркестраИ лучший прыгун в высоту.
(Кузнечик)
Летела птица,Не крылата,Не перната,Носик долгий,Голос тонкий.Кто её убьет,Человечью кровь прольёт
Комар
Кто нектар цветочный пьёт,
Полосатый, а не кот?
(Шмель)
Утро... Весь в цветах лужочек...Но смотри: один цветочекВдруг вспорхнул – и полетел,И опять на кустик сел!Удивительный цветок:Ножки, глазки, стебелёк,Между крыльев – складочкаДа ведь это ж...(Бабочка).
Волосата, зелена
В листьях прячется она.
Хоть и много ножек,
Бегать всё равно не может.
(Гусеница)
Физкультминутка.
Вот стою я на лугу,
И качаюсь на ветру.
Влево, вправо накланяюсь,
А потом земли касаюсь.
Дождь прошёл, встряхну листами,
Потянусь со всеми вами.
(имитация соответствующих движений)
А теперь послушайте загадки про других мелких животных, которые живут на лугу.
Толстушка – поползушка,
Дом – завитушка.
Ползи по дорожке,
Ползи по ладошке.
Ползи, не с пеши,
Рога покажи.(Улитка
Этот маленький ловец
Сетку прочную плетёт,
Если муха попадет,
Тут бедняжке и конец
(Паук)
-Паук и улитка насекомые? (Нет).
-А почему? (У насекомых 6 ног и три части тела: голова, грудь и брюшко). --Посмотрите, кто еще живет на лугу (демонстрируются иллюстрации суслика и крота).
Суслики живут колониями, т.е. на небольшом участке земли могут жить вместе 10-50 животных. Питаются травой, а зимой спят в своих норах. Кроты тоже живут в норах, однако зимой не спят. Эти зверьки питаются дождевыми червями и разными личинками насекомых.
Живут на лугу и птицы. Летом на лугу можно слышать такой крик: “Поть-полоть, спать пора”. Это кричит самая маленькая дикая курочка – перепёлка (перепел). Посмотрите картинку. Она серого цвета и величиной всего 15 см. (показать пальцами). Яйца у неё маленькие (желательно показать настоящие перепелиные яйца). А представляете, какие у неё цыплята! Очень
хочется на них, малюток, посмотреть.
Еще одна интересная птица живет на лугу – это жаворонок. Он похож на воробья. У жаворонка оперение такого же серого цвета, только ножки длинные и есть хохолок на голове. Взлетит птичка и поет свою незатейливую переливчатую песенку высоко в небе. Кажется, что пение льется с небес. Люди издавна любили эту птицу за её песню: поэты в своих стихах часто упоминают жаворонка, а композиторы даже сочиняли музыку (в свободное время можно послушать музыку “Жаворонок” М.И. Глинки). Послушайте очень красивое стихотворение.
В. Жуковский
На солнце тёмный лес зардел;
В долине пар белее тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
Он голосисто с вышины
Поёт, на солнышке сверкая:
Весна пришла к нам молодая!
И здесь пою приход весны.
Здесь так легко мне, так радушно,
Так беспредельно, так воздушно
Весь Божий мир здесь вижу я
И славит Бога песнь моя.
Литература.
1.Т.А. СКАЛОН. ЭКОЛОГИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
2.интернет ресурсы
blog.dohcolonoc.ru
Растения и животные лугов
Тема: Растения и животные лугов.
Цели: 1. Сформировать представление учащихся о луге.
2. Познакомить с разнообразием живых организмов луга, с экологическими
проблемами лугов нашей местности, со значением лугов для человека.
Развивать внимание, память, логическое мышление и воображение уч-ся.
Развивать познавательную активность уч-ся, расширять кругозор.
Развивать коммуникативные навыки.
Воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к природе своей местности.
Форма организации урока: урок – научная экспедиция
Оборудование: учебник «Познание мира» (4 кл.), рабочие тетради, аудиозапись «Голоса луга», презентация « Растения и животные луга», оценочный лист, лестница успеха
План.
Ход урока
примечание
1.Оргмомент.
- Прежде чем начать урок, создадим себе и друг другу хорошее настроение. А хорошее настроение начинается с улыбки. Улыбнёмся друг другу.
Мы начать урок готовы,
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
. 2.Актуализация знаний «Горячий стул»
- Сегодня, ребята, мы отправляемся в научно-исследовательскую экспедицию по родному краю. Отправиться в новую экспедицию сможет лишь тот, кто хорошо усвоил материал прошлого урока
- Ребята, кто желает проверить свои знания по пройденной теме, приглашаю на «горячий стул». Остальные задавайте вопросы, составленные вами дома. Задаем по пять вопросов. Если вы ответите на все вопросы правильно, получаете – «5», если ошибетесь один раз – «4», если два раза – «3».
Оценки выставляет оценщик группы
3.Формирование новых знаний
- Итак, знания проверены, можно отправляться в научно-исследовательскую экспедицию по родному краю.
- Давайте попробуем определить тему нашего урока, что же мы будем исследовать?
Бежит тропинка через луг,
Ныряем влево, вправо.
Куда ни глянь, цветы вокруг,
Да по колено травы.
Зелёный луг, как чудный сад,
Пахуч и свеж в часы рассвета.
Красивых радужных цветов
На нём разбросаны букеты. (И. Суриков.)
Ваши ассоциации к слову «Луг»
- Ребята, а что бы вам еще хотелось узнать о луге? Обсудите это в группе.
- Ответить на некоторые из этих вопросов вам поможет текст учебника.
В нашей научно-исследовательской экспедиции будут работать ботаники, зоологи, экологи (объяснить значение слов)
Желаю вам успехов и новых интересных открытий!
4.Групповая работа. 1 группа Ботаники: Знакомство с растениями луга.(работа по учебнику)
Защита проекта
Просмотр презентации «Растения луга»
-просмотрев внимательно презентацию, что вы нового узнали о растениях луга. (есть ядовитые и лекарственные растения)
-Какие лекарственные растения вы знаете?
Выставление оценок в лист оценивания
5.Викторина «Лекарственные растения наших лугов»
- Луг – это настоящая аптека.
* Какое луговое растение поможет при простуде?
(ромашка лекарственная)
* Какое луговое растение поможет при болезнях
желудка? (тысячелистник)
* Отвар из какого растения освежит и успокоит? (мята)
* Какое луговое растение от 99 болезней? (зверобой)
6.Групповая работа. 2 группа: Зоологи. Знакомство с животными луга. (работа по учебнику)
Защита проекта
- Мы выяснили, что на лугу растут только травянистые растения. Они невысокие. Каким же вы представляете животный мир луга? (животные маленькие)
Просмотр презентации «Животные луга»
Выставление оценок в лист оценивания
7. Игра «Узнай меня».
- Богат луг разнообразием животных. Сейчас вы сами назовете их. Какое животное могло бы о себе так сказать?
* «Пою» крыльями, «слушаю» ногами. (кузнечик)
* Я самое прожорливое животное на планете. (стрекоза)
* Черен, да не ворон, рогат, да не бык, лечу - вою,
сяду – землю рою. (жук)
* Сок из цветов я наберу и в сотах сладкий мед коплю. (пчела)
* Я трижды меняю облик, когда рождаюсь, прежде, чем стать взрослой. (бабочка)
* Я крупнее пчелы, тело покрыто длинными густыми
волосками. Кажется, что на мне полосатая шуба. (шмель)
* Спинка в веснушках, ах, как неловко, и покраснела …
(божья коровка)
* Осенью в щель забьюсь, а весной проснусь. (муха)
* Лечу – говорю, сяду – молчу. (оса)
- Как одним словом назвать всех этих животных наших лугов? (Насекомые) Какую помощь они оказывают растениям луга? Какое насекомое является настоящим украшением наших лугов? (Бабочка)
Физкультминутка «Бабочка».
Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась,
Раз – водой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – полетела,
На цветочек тихо села
- Дополнительную информацию о жизни этих удивительных насекомых можно найти в книгах «Насекомые», «Бабочки» и др.
(Учитель демонстрирует литературу по данной теме.)
- К сожалению, эти прекрасные беззащитные животные часто становятся жертвами невоспитанных мальчишек и девчонок. Так, например, редкая бабочка – махаон занесена в Красную книгу. (Учитель демонстрирует картинку с ее изображением.)
б) Доклад ученика о махаоне, оформленный в виде страницы для Красной книги нашего края.
8.Групповая работа.3 группа: Экологи. Охрана лугов
Защита проекта
- Все перечисленные нами растения луга являются ценными кормовыми культурами, поэтому человек использует луга как пастбища для домашних животных, на других заготавливает сено. Чтобы эти растения не исчезли с лугов, работники сельского хозяйства подсевают их семена или оставляют нескошенными часть трав. Вреден для лугов и неумеренный выпас скота. Из-за него исчезают многие растения. Те же участки, где особенно много редких растений, люди берут под охрану.
- У нас стали редкими такие луговые цветковые растения как колокольчик луговой, нивяник.
Выставление оценок в лист успеваемости оценивания
9.Экологическая игра «Найди ошибку в рассказе».
- Этим летом группа ребят ходила на экскурсию на луг. Они написали рассказ о своих впечатлениях. Прослушайте его. Все ли вам понравилось в их поведении? Сколько ошибок в поведении ребят вы заметили?
* Июньским воскресным днем мы отправились на луг.
Погода была хорошая. Как красиво кругом! Луг похож на пестрый ковер. Девочки нарвали большие букеты цветов. Мальчики наловили бабочек и кузнечиков. Будет, что показать друзьям в городе. В траве мы нашли гнездо какой-то птицы. В нем лежали маленькие голубоватые яйца. Мы подержали их в руках и положили обратно. Раздавили несколько гусениц – все равно они вредные. Потом мы перекусили. Пластиковые бутылки оставили – микробы их разрушат. Домой вернулись довольные. Весело прошел день!
- Сколько ошибок в поведении ребят вы нашли? Какие?
Вывод: Человек не имеет права вмешиваться в жизнь природного сообщества нашего края, чтобы не нарушить природного равновесия. Луга – украшение родного края.
Выставление оценок в лист оценивания
10. Самостоятельная работа в тетрадях.
- Выпишите в тетрадь названия животных луга
по группам ( насекомые, птицы, звери).
Взаимопроверка сам. работы
Формативное оценивание: 2 звезды и 1 пожелание
11. Творческая работа в группах.
- Наша экспедиция по лугам родного края подходит к концу. На память о ней давайте сочиним синквей о луге.
Например: Луг!
Яркий, пестрый.
Цветет, жужжит, поет.
Как красивы наши луга!
Сообщество!
10.Рефлексия. АМО «Лестница успеха»- Определите свою ступень, которую вы достигли на уроке.
- Поделитесь своими впечатлениями об уроке.
11. Домашнее задание.
пересказ с.50-51, доклады о лекарственных растениях лугов нашего края. Составить синквейн о любом растении или животном.Наша экспедиция подошла к концу. Урок окончен.
Создание коллаборативной среды
- организация урока в форме экспедиции
по родному краю;
Выставление оценок в лист успеваемости
аудиозапись «Голоса луга»
саморегуляция: определение темы и цели урока
Работа в группах
просмотр презентации «Растения луга»
Выставление оценок в лист
оценивания
викторина
-упражнение на развитие познаватель-
ных способностей;
Просмотр презентации «Животные луга»
Выставление оценок в лист оценивания
-дидактическая игра
«Узнай меня»;
Физкультминутка «Бабочка».
- выставка книг по теме;
книги «Насекомые», «Бабочки» и др.
Доклад ученика о махаоне
Выставление оценок в лист оценивания
Экологическая игра «Найди ошибку в рассказе».
Формативное оценивание: 2 звезды и 1 пожелание
творческая работа; Творческий стул
АМО «Лестница успеха»
Прием РКМ «Рефлексивный экран»
infourok.ru