Картотека наблюдений осенью в детском саду. Наблюдение за растениями осенью
Наблюдения осенью. Старший дошкольный возраст - «Дошколенок.ру»
Наблюдение № 1
Наблюдение за изменениями в природе. Предложить детям самостоятельно найти признаки осени в окружающей природе.
Продолжать наблюдение за признаками осени. Обсудить народные приметы и пословицы:
Загадка: Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен
И елочек. Я - … (осень)
Дидактическая игра «Осенние слова» (упражнять в подборе прилагательных).
Какими словами можно сказать об осени? Осень какая? (золотая, красивая, солнечная, разноцветная, ласковая, задумчивая, печальная, тихая, поздняя, ранняя, ненастная, хмурая, грустная, дождливая, расписная, пестрая).
Ø Сентябрь без плодов не бывает.
Ø В сентябре прохладно, да сытно.
Ø С сентября и лист на дереве не держится.
Ø Сентябрь – золотой месяц грибников.
Ø Осень студит воду.
Наблюдение № 2
Наблюдение за температурой и осадками. После длительных наблюдений за показаниями термометра на метеоплощадке, подвести детей к выводу, что в сентябре холоднее, чем в августе в среднем на 5 градусов. Установить связь между понижением температуры воздуха и замерзанием почвы, зафиксировать в альбоме наблюдений.
Стихотворение А.С.Пушкина: Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
Характер осадков в сентябре – дождь и туман. Дети находят различия между затяжным и кратковременным дождями.
Что можно сказать о дожде осенью? (моросит, накрапывает, льет, идет, капает, хлещет, шумит, стучит по крыше).
Стихотворение С.Егорова «Осень»:
Все тучи, тучи. Дождик.
Холодный, словно лед,
Колючий, словно ёжик,
По осени бредет.
Наблюдение № 3
Наблюдение за ветром на метеоплощадке. Дети самостоятельно дают характеристику ветру: сильный, порывистый, слабый, кратковременный, ураганный. С помощью флюгера определить, откуда и куда дует ветер. Остается ли положение флюгера постоянным или оно меняется? Подвести детей к пониманию, что ветер может дуть с разных сторон.
Загадка: Неизвестно, где живет.
Налетит – деревья гнет.
Засвистит – по речке дрожь.
Озорник, а не уймешь! (ветер)
Дидактическая игра «Ветер, ветер, ты какой?» (упражнять в подборе прилагательных). Ветер осенью какой? (сильный, слабый, легкий, приятный, ласковый, резкий, порывистый, ураганный, прохладный, свежий, холодный, ледяной, теплый, влажный, встречный, попутный, северный, южный, западный, восточный, утренний, осенний).
Наблюдение № 4
Наблюдение за продолжительностью дня. Наблюдение проводится с одного и того же места на участке детского сада. Дети постепенно подводятся к пониманию того, что долгота дня связана с движением солнца, с высотой его стояния.
Также зафиксировать уменьшение долготы дня. С этой целью один раз в неделю отмечать время выключения света утром и время включения света вечером. Сравнить полученные данные в течение месяца. Установить связь между долготой дня и состоянием погоды.
Чтение потешки: Солнышко-ведрышко,
Выгляни в окошечко,
Солнышко, нарядись,
Красное, покажись!
Солнышко-ведрышко,
Выйди из-за облачка,
Сядь на пенек,
Погуляй весь денек.
Наблюдение № 5
Наблюдение за растениями. Обратить внимание на изменения цвета листьев березы, тополя. Дать характеристику поверхности листьев. Показать плоды шиповника, рябины. Рассмотреть семена у некоторых цветов (бархатцы, настурция), уточнить назначение семян и обратить внимание на разное количество семян у разных растений.
Длительные наблюдения за созреванием плодов и семян деревьев и кустарников. Подвести детей к выводу, что созревание плодов и семян – это признак осени. В результате наблюдений сделать вывод, что у растений нет молодых побегов и свежей зелени, так как осенью прекращается рост растений.
Загадка: Будто снежный шар бела,
По весне она цвела,
Нежный запах источала.
А когда пора настала,
Разом сделалась она
Вся от ягоды черна. (Черемуха).
Наблюдение № 6
Наблюдение за распространением семян и плодов. Рассмотреть вместе с детьми разнообразные плоды деревьев и кустарников и определить, с помощью чего семена разносятся по земле (крылышки, пух, колючки, парашютики). Обсудить, почему у семян толстая кожура, что помогает семенам перезимовать (снег). У многолетних растений отмирают наземные части, но живыми остаются клубни, луковицы, корневище. В ветреные дни понаблюдать, как семена разносятся по участку. Определить роль ветра в распространении семян. Предложить детям отыскать на участке растения, для которых ветер – желанный гость.
Наблюдение № 7
Наблюдение за насекомыми. Усиленно питаются и прячутся от холодов; некоторые из них засыпают до весны, часть насекомых погибает, завершив жизненный цикл; бабочки-крапивницы залетают осенью в дома и там зимуют; бабочки- лимонницы забираются в щели коры деревьев и спят до весны; муравьи собираются в глубине муравейника и закрывают в него вход.
Загадки:
Не птичка, а с крыльями. (Бабочка)
Шли плотнички без топоров,
Срубили избу без углов. (Муравейник)
Голос тонок, нос долог,
Кто его убьет, тот свою кровь прольет. (Комар)
Вокруг носа вьется,
А в руки не дается. (Муха)
Наблюдение №8
Наблюдение за листопадом. Обратить внимание на красоту золотой осени.
Стихотворение Ю.Капустиной «Осень»:
В золотой карете, что с конем игривым,
Проскакала осень по лесам и нивам.
Добрая волшебница все переиначила,
Ярко-желтым цветом землю разукрасила.
С неба сонный месяц чуду удивляется,
Все кругом искрится, все переливается.
Предложить походить по опавшим листьям, послушать как они шуршат. Обсудить, почему листья шуршат (Новая вода в листья не поступает, а та, которую они получили от своего растения, постепенно испарилась. Листья высохли и стали ломкими. Если пойдет дождь, они опять намокнут и перестанут шуршать).
Дидактическая игра «Кто больше назовет действий?» Что можно сказать о листьях осенью? (желтеют, увядают, опадают, кружатся, засыхают, осыпаются, замерзают, можно собирать, шелестят, шуршат).
Наблюдение№9
Наблюдение за птицами. Обсудить с детьми, почему птицы улетают. Вспомнить птиц, которые собираются улетать. Рассказать детям, что с приходом холодного времени года — осени — пищи для птиц стало мало, температура воды понизилась, поэтому они улетают туда, где тепло и много еды. Обсудить с детьми, почему водоплавающие птицы улетают позднее остальных.
Стихотворение В.А.Жуковского «Птичка»:
Птичка летает,
Птичка играет,
Птичка поет;
Птичка летала,
Птичка играла,
Птички уж нет!
Где же ты, птичка?
Где ты, певичка?
В дальнем краю
Гнездышко вьешь ты;
Там и поешь ты
Песню свою.
Наблюдение №10
Продолжать устанавливать связь между высотой стояния солнца и температурой воздуха. С этой целью провести длительные наблюдения (в начале, середине и конце месяца). Выбрать определенное место, время и ориентир (солнце находится над определенным домом: фиксируем дату и время в альбоме наблюдений и измеряем температуру воздуха). Подвести детей к выводу, что чем ниже находится солнце, тем ниже температура воздуха (фиксация в дневнике наблюдений).
Наблюдение№11
Наблюдение за изморозью и первым снегом. Понаблюдать за изморозью и первым снегом. Вспомнить, чем различаются изморозь, иней, снег. Отметить переход дождя в мокрый снег, связать это с изменением температуры воздуха.
Стихотворение Е.Трутневой «Первый снег»:
Что такое за окном? Сразу в доме посветлело –
Это снег лежит ковром, самый первый, самый белый.
Вот о чем всю ночь свистел за моим окошком ветер,
Он про снег сказать хотел и про то, что зиму встретил.
Наблюдение за осенними цветами
Карточка №1
Осень (живая природа)
Сентябрь
Интеграция областей:социально – коммуникативное, познавательное, речевое, художественно – эстетическое, физическое развитие.
Наблюдение за осенними цветами
Цель: познакомить детей с названиями цветов – ноготки (календула), космея, настурция. Закрепить понятия « высокий - низкий» (цветок), «короткий – длинный» (стебель).
Ход наблюдения: обратить внимание детей на осенние цветы, растущие на клумбах, какие знакомы? Познакомить с новыми. Спросить, как надо относиться к растениям? Закрепить понятия «цвет», «высота», «длина».
Художественное слово: разучивание пальчиковой гимнастики «Цветы»
Наши алые цветы Локти прижаты друг к другу,
Кисти сомкнуты в виде лодочки.
Распускают лепестки. Перед лицом раскрывают в виде чаши.
Ветерок чуть дышит, Кисти делают движения по часовой и
Лепестки колышет. против часовой стрелки.
Наши алые цветки Кисти рук наклоняются вправо и
Закрывают лепестки, влево.
Тихо засыпают, головой качают. В.Волина.
Подвижная игра: «По ровненькой дорожке» (карточка № 3П)
Дидактическая игра: «Составь цветок».
Цель: учить детей составлять цветок на песке из разноцветных пробочек. Развивать фантазию.
Индивидуальная работа по физическому воспитанию: прыжки на двух ногах с продвижением вокруг клумбы.
Цель: учить детей прыгать на двух ногах.
Труд: собрать семена растений.
Цель: воспитывать трудолюбие, желание помогать взрослым
Самостоятельная деятельность детей.
Карточка №2
Осень (живая природа)
Сентябрь
Интеграция областей:социально – коммуникативное, познавательное, речевое, художественно – эстетическое, физическое развитие.
Наблюдение за природой (Что нам осень подарила?)
Цель:Познакомить детей с изменениями в природе. Учить различать, что где растет. Развивать память, мышление.
Ход наблюдения: Воспитатель предлагает детям посмотреть вокруг и сказать, что нам осень подарила? (Солнышко, небо, облака, цветы, овощи, фрукты и т. д.). Назвать 3-4 плода, их величину и цвет.
Художественное слово:
Здравствуй, осень! Здравствуй, осень!
Хорошо, что ты пришла.
У тебя мы, осень, спросим:
Что в подарок принесла?
Е. Благинина.
Подвижная игра: «Огуречик, огуречик».
Цель:научить детей ходить стайкой на цыпочках, соотносить слова и действия, бегать не толкаясь.
Дидактическая игра: «Урожай».
Цель: развить координацию слов с движениями, закрепить в речи глаголы: «соберем», «натаскаем», «накопаем», «срежем», «нарвем».
(Н.Нищева «Система коррекционной работы в средней группе с ОНР стр.39).
Индивидуальная работа по физическому воспитанию: пройти по листикам, четко наступая на выложенную дорожку.
Цель: учить выполнять конкретное задание, сохранять равновесие.
Труд: Собрать красивые листья для поделок, засушить.
Цель: развивать у детей чувство прекрасного, желание помогать взрослым.
Самостоятельная деятельность детей
Карточка №3
Сентябрь
Интеграция областей:социально – коммуникативное, познавательное, речевое, художественно – эстетическое, физическое развитие.
Наблюдение за солнцем
Цель: познакомить детей с изменениями, происходящими с солнцем.
Ход наблюдения: поддержать у детей радостное настроение перед прогулкой в солнечный день, отметить, что солнышко совсем не горячее, не так сильно греет как летом. Где солнышко? Какое оно? Предложить подставить ладошки солнечным лучам, поиграть с солнечным зайчиком.
Художественное слово:
Смотрит солнышко в окошко,
Смотрит в нашу комнатку.
Мы захлопали в ладошки,
Очень рады солнышку.
А.Барто.
Подвижная игра: «Найди что спрятано» (карточка № 2П)
Дидактическая игра: «Ласковые слова»
Цель: учить придумывать слова с уменьшительно- ласкательными суффиксами.
Упражнение на развитие мелкой моторики рук: «Выложи сам»
Цель: Учить из камушков, выкладывать солнышко.
Индивидуальная работа по физическому воспитанию: бросить мяч вверх к солнышку и поймать его.
Цель: учить подбрасывать и ловить мяч.
Труд: собрать на участке сухие веточки, палочки
Цель: прививать желание поддерживать порядок на участке, помогать взрослым.
Самостоятельная деятельность детей
Карточка №4
Осень (неживая природа)
Сентябрь
Интеграция областей:социально – коммуникативное, познавательное, речевое, художественно – эстетическое, физическое развитие.
Наблюдение за тучей
Цель: продолжать знакомить детей с явлениями неживой природы. Уточнить понятие «туча». Развивать наблюдательность, память.
Ход наблюдения: предложить детям понаблюдать за тучей.
- Какая туча? (большая, тяжелая).
Рассказать, что в туче собираются капельки воды и когда их становится много, идет дождь.
Художественное слово:
Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит… (А.Плещеев).
Подвижная игра: «Через ручеек» (карточка № 6 П )
Дидактическая игра: «Один, много».
Цель: учить детей называть один предмет и много предметов на участке; развивать внимание, память.
Индивидуальная работа по физическому воспитанию: ходьба в колонне, врассыпную.
Цель: учить выполнять команду воспитателя, строиться в колонну.
Труд: собирать игрушки, очищать их от песка.
Цель:воспитывать желание помогать друг другу, выполнять поручение воспитателя.
Самостоятельная деятельность детей
Карточка №5
Осень (живая природа)
Сентябрь
Интеграция областей:социально – коммуникативное, познавательное, речевое, художественно – эстетическое, физическое развитие.
Наблюдение за насекомыми осенью
Цель: учить находить и называть насекомых: муравей, мухи.
Ход наблюдения: предложить детям обследовать участок, найти насекомых (вспомнить каких насекомых они знают). Почему так мало стало насекомых, нет бабочек? Рассказать, что насекомые осенью готовятся к зиме, прячутся в щели домов, норки и будут там спать до весны.
Художественное слово: загадать загадку
Мы в работе поминутно
От зари и до зари,
Нас в лесу найти нетрудно –
Лишь под ноги посмотри.
Назови меня скорей –
Я рабочий … (муравей).
Подвижная игра: «По ровненькой дорожке» (карточка № 3П)
Дидактическая игра: «Что умеет делать насекомые?»
Цель: обогащать знания детей, учить детей выражать свои мысли, развивать память, связную речь.
Индивидуальная работа по физическому воспитанию: пройти по листикам, четко наступая на выложенную дорожку
Цель: развивать ловкость, внимание, удерживать равновесие.
Труд:собрать сухие листья.
Цель: поддерживать чистоту на участке, доводить порученное дело до конца.
Самостоятельная деятельность детей
Карточка №6
Осень (живая природа)
Сентябрь
Интеграция областей:социально – коммуникативное, познавательное, речевое, художественно – эстетическое, физическое развитие.
Наблюдение за собакой
Цель:научить различать характерные признаки внешнего вида животных. Познакомить с особенностями поведения этих животных. Уточнить, как называют их детенышей.
Ход наблюдения: понаблюдать за проходящими животными. Закрепит названия частей тела животного, как называют детенышей. Обратить внимание на шерсть животных, стала гуще, животные покрываются более теплой и густой шерстью. Можно ли близко подходить к ним, почему? Почему нельзя дразнить собак?
Художественное слово:
Вот собачка Жучка,
Хвостик закорючкой,
Зубы острые – ай- ай!
Шерстка пестрая. Гав! Гав!
С.Федорченко.
Подвижная игра: «Лохматый пес» (карточка № 10 П)
Дидактическая игра: «Назови собачку» - подбирать кличку для животного.
Цель: активизировать в речи клички животного.
Индивидуальная работа по физическому воспитанию: прыжки на двух ногах с продвижением вперед.
Цель: развивать ловкость, учить прыгать легко на носках.
Труд: полить цветы в клумбах, собрать сухую траву.
Цель: прививать желание помогать взрослым, любовь к природе.
Самостоятельная деятельность детей
Карточка №7
Сентябрь
Интеграция областей:социально – коммуникативное, познавательное, речевое, художественно – эстетическое, физическое развитие.
Самостоятельная деятельность детей
Карточка №8
Сентябрь
Интеграция областей:
социально – коммуникативное, познавательное, речевое, художественно – эстетическое, физическое развитие.
Наблюдение за транспортом
Цель: учить различать грузовой и легковой транспорт; называть его назначение. Развивать внимание, память.
Ход наблюдения: рассмотреть стоящий поблизости транспорт. Определить цвет, посчитать колеса. Рассказать транспорт бывает грузовой и легковой, его назначение.
Художественное слово:
Шуршат по дорогам веселые шины,
Спешат по дорогам машины, машины.
А в кузове – важные, срочные грузы:
Цемент и железо, изюм и арбузы.
Работа шоферов трудна и сложна.
Но как она людям повсюду нужна!
К.Чолиев
Подвижная игра «Самолеты» » (карточка № 1)
Дидактическая игра:«Как гудит машина?» - по заданию воспитателя дети изображают гудение машины, произносят согласные звуки.
Цель: учить произносить согласные звуки. Отработка силы, громкости голоса.
Индивидуальная работа по физическому воспитанию: пройти по дорожке (ходьба по ограниченной поверхности)
Цель: развивать внимание, сохранять равновесие.
Труд: собрать игрушки
Цель:учить очищать игрушки от песка, аккуратно складывать их.
Самостоятельная деятельность детей
Карточка №9
Осень (живая природа)
Сентябрь
Интеграция областей: социально – коммуникативное, познавательное, речевое, художественно – эстетическое, физическое развитие.
Наблюдение за березой
Цель:рассмотреть с детьми березу, отметить строение дерева, ствол, листья. Учить находить березу среди других деревьев по характерным особенностям.
Ход наблюдения: предложить рассмотреть березу, обратить внимание, что только береза имеет белый ствол. Какие ветки у березы? Рассмотреть листья, отметить их размер, форму, сравнить с другими листьями.
Художественное слово:
Береза моя, березонька, На тебе, березонька,
Береза моя белая, Посередь долинушки,
Береза раскудрявая! На тебе, березонька,
Стоишь ты, березонька, Листья зеленые,
Посередь долинушки, Под тобой, березонька,
Трава шелковая…
(Русская народная песня.)
Подвижная игра: «Самолеты» (карточка № 1)
Дидактическая игра: «Найди такой листок»
Цель:учить ориентироваться в пространстве, находить нужный лист на участке. Развивать внимание.
Индивидуальная работа по физическому воспитанию: метание шишек в дерево.
Цель: развивать меткость, ловкость.
Труд:собрать сухие семена клена для поделок
Цель: воспитывать желание трудиться, помогать взрослым
Самостоятельная деятельность детей
Карточка №10
Осень (живая природа)
Сентябрь
Интеграция областей:социально – коммуникативное, познавательное, речевое, художественно – эстетическое, физическое развитие.
Самостоятельная деятельность детей
Карточка №11
Осень (неживая природа)
Сентябрь
Интеграция областей:социально – коммуникативное, познавательное, речевое, художественно – эстетическое, физическое развитие.
Наблюдение за ветром
Цель:Учить детей понимать понятие «ветер». Научить определять силу ветра.
Ход наблюдения:Послушать с детьми, как шуршат на ветру листья, бумажные ленточки, кружатся вертушки. Почему они шуршат? Можно подбросить опавшие листья и посмотреть, как они кружатся и летят.
Художественное слово:
Ветер, ветерок, ветрище,
Ты чего по свету рыщешь?
Лучше улицы мети
Или мельницы крути!
Я.Аким
Подвижная игра: «Наседка и цыплята» (карточка № 4П)
Дидактическая игра: «Найди такой листок»
Цель: учить детей находить по образцу листок. Закрепить название цвета, дерева.
Индивидуальная работа по физическому воспитанию: запрыгивание в круг и выпрыгивание из круга, выложенного из осенних листьев.
Цель:развивать ловкость, внимание.
Труд: собрать веточки и палочки на участке.
Цель: прививать детям желание трудиться, уважать труд дворника.
Самостоятельная деятельность детей
Карточка № 12
Осень (неживая природа)
Сентябрь
Интеграция областей:социально – коммуникативное, познавательное, речевое, художественно – эстетическое, физическое развитие.
Наблюдение за песком
Цель: познакомитьдетей с особенностями песка. Развивать любознательность, память.
Ход наблюдения:рассматривание небольшой горстки сухого песка. Предложить потрогать его, рассмотреть через лупу, потрогать на ощупь. Какой песок? Из чего состоит? (Из мелких песчинок) Легко ли сыплется? Что можно построить из него?
Художественное слово:
Песочница, песочница, Склонился повар беленький
В песке вся детвора. Над формочкой своей.
Построить домик хочется, А вот Андрюша с Васенькой -
Забавная игра. Ребята хоть куда.
Речной песочек, меленький – Везут в машинах красненьких
Хорош для куличей. Песок туда – сюда.
Подвижная игра: «Пузырь».
Цель: научить детей становиться в круг, делать его то шире, то уже, приучать согласовывать свои движения с произносимыми словами.
Дидактическая игра: «Что я построю из песка»
Цель: учить детей составлять простые предложения на заданную тему.
Индивидуальная работа по физическому воспитанию:прыжки на двух ногах вокруг песочницы.
Цель: развивать ловкость, внимание.
Труд:очистить песок от мусора.
Цель: прививать трудолюбие, учить работать вместе.
Самостоятельная деятельность детей
Карточка № 13
Осень (живая природа)
Сентябрь
Интеграция областей:социально – коммуникативное, познавательное, речевое, художественно – эстетическое, физическое развитие.
Наблюдение за отлетом птиц
Цель: Учить замечать изменения в природе: отлет птиц. Установить причину. Развивать память, мышление.
Ход наблюдения: Обратить внимание на насекомых. Почему их нет? Где они? (Они спрятались, потому что стало холодно). Насекомыми питаются птицы, им сейчас нахватает корма, поэтому они улетают в теплые края. Как они себя ведут? Понаблюдать, как птицы собираются в стаи, кружат над городом. Через несколько дней мы их не увидим.
Художественное слово:
Журавлики – журавли
Оторвались от земли,
Крылья к небу вскинули,
Милый край покинули.
Закурлыкали вдали
Журавлики – журавли.
М. Шпак
Подвижная игра: «Птички летают».
Цель: научить детей спрыгивать с невысоких предметов, бегать врассыпную, действовать по сигналу.
Дидактическая игра: «Где сидит птица?»
Цель: учить ориентироваться в пространстве, различать направление справа, слева. Упражнять в употреблении предлогов: на, под.
Индивидуальная работа по физическому воспитанию: подбрасывание мяча вверх и ловля его двумя руками.
Цель:развивать ловкость, учить ловить мяч двумя руками.
Труд: собрать веточки и палочки на участке.
Цель: прививать детям желание трудиться, уважать труд дворника.
Самостоятельная деятельность детей
Карточка №14
Осень (живая природа)
Сентябрь
Интеграция областей:социально – коммуникативное, познавательное, речевое, художественно – эстетическое, физическое развитие.
Наблюдение за кошкой
Цель:учить различать характерные признаки внешнего вида животного. Понаблюдать за поведением кошки, называть ее детенышей.
Ход наблюдения: предложить детям рассмотреть кошку. Описать ее внешний вид, части тела. Выяснить, что делает кошка, как называются ее детеныши. Можно ли трогать кошку на улице? Почему нельзя?
Художественное слово:
Целый день у нас работа:
Ищем мы кота Федота.
Не пришел к обеду кот.
Где ты прячешься, Федот?
Г.Лагздынь
Загадать загадку:
Глазище, усище, хвостище,
Когтищи, а моется всех чище. (Кошка)
Подвижная игра: «Мыши и кот» (карточка № 8П)
Дидактическая игра: «Как кричат?» (животные)
Цель: научить регулировать силу голоса, громкость голоса, проговаривать отдельные слова.
Индивидуальная работа по физическому воспитанию:прыжки на двух ногах с продвижением вперед.
Цель: упражнять в умение прыгать на двух ногах.
Труд: полив растений в цветнике.
Цель: прививать детям желание помогать взрослым, ухаживать за растениями.
Самостоятельная деятельность детей
Карточка №15
Сентябрь
Интеграция областей:социально – коммуникативное, познавательное, речевое, художественно – эстетическое, физическое развитие.
Самостоятельная деятельность детей
Карточка №16
Осень (явления общественной жизни)
Сентябрь
Интеграция областей:социально – коммуникативное, познавательное, речевое, художественно – эстетическое, физическое развитие.
Наблюдение за пешеходом
Цель: познакомить детей с пешеходной дорогой, научить правильно, переходить дорогу, соблюдать правила дорожного движения.
Ход наблюдения: рассказать детям, что пешеходная дорога называется, тротуаром. Напомнить, что переходить дорогу надо по правой стороне, чтобы не наталкиваться на людей, перебегать дорогу нельзя! Понаблюдать, где ходят пешеходы, нарушают ли они правила?
Художественное слово:
Должен помнить пешеход:Зеленый свет открыл дорогу:
Есть сигналы светофора–Переходить ребята могут!
Подчиняйся им без спора! Красный свет нам говорит: -
Желтый свет – предупреждаем: Стой! Опасно! Путь закрыт!
Жди сигнала для движения
Подвижная игра: « Поезд».
Цель: научить детей ходить и бегать друг за другом небольшими группами. Приучать начинать движение и останавливаться по сигналу.
Дидактическая игра: «Запомни, повтори»
Цель:учить детей запоминать 4-5 слов. Развивать слуховую память.
Индивидуальная работа по физическому воспитанию: допрыгни до листика (прыжки в высоту)
Цель: упражнять детей прыгать вверх с силой отталкиваясь от земли.
Труд: сбор семян растений.
Цель: рассмотреть семена растений, учить детей правильно их собирать.
Самостоятельная деятельность детей
Карточка №17
Осень (живая природа)
Сентябрь
Интеграция областей:социально – коммуникативное, познавательное, речевое, художественно – эстетическое, физическое развитие.
Самостоятельная деятельность детей
Карточка №18
Осень (живая природа)
Сентябрь
Интеграция областей:социально – коммуникативное, познавательное, речевое, художественно – эстетическое, физическое развитие.
Самостоятельная деятельность детей
Карточка №19
Осень (неживая природа)
Сентябрь
Интеграция областей:социально – коммуникативное, познавательное, речевое, художественно – эстетическое, физическое развитие.
Наблюдение за почвой
Цель:развивать способность к целенаправленному наблюдению. Приучать детей видеть зависимость состояния почвы от природы.
Ход наблюдения: предложить детям потрогать рукой почву.
- Какая она? (теплая)
- Почему земля теплая? (ее нагрело солнце)
- А еще, какая почва? (Сухая, рассыпается в руке)
- Какого цвета? (коричневого)
- посмотрите, что растет в почве? (трава, деревья, цветы)
Художественное слово:Пальчиковая гимнастика «Цветок»
Вырос высокий цветок на поляне,
Утром весенним раскрыл лепестки.
Всем лепесткам красоту и питанье
Дружно дают под землей корешки.
Руки вертикально, ладони друг к другу. Развести пальцы и слегка округлить. Ритмичное движение вместе - врозь.
Подвижная игра: «Самолеты»(карточка № 1)
Дидактическая игра: «Угадай, кто позвал?».
Цель: учить узнавать детей по голосам, называть их по именам.
Индивидуальная работа по физическому воспитанию:«Перепрыгни ручеек» (через шнурок, рейку)
Цель: упражнять в прыжках на дух ногах через препятствие
Труд: срезать сухие листья цветов, траву в клумбах.
Цель: прививать желание трудиться.
Самостоятельная деятельность детей
Карточка №20
Осень (неживая природа)
Сентябрь
Интеграция областей:социально – коммуникативное, познавательное, речевое, художественно – эстетическое, физическое развитие.
Самостоятельная деятельность детей
Карточка №21
Осень (живая природа)
Сентябрь
Интеграция областей:социально – коммуникативное, познавательное, речевое, художественно – эстетическое, физическое развитие.
Наблюдение за воробьями
Цель: продолжать знакомить детей с повадками воробьев. Отметить внешний вид. Ввести в активный словарь слова: стайка, щебечут.
Ход наблюдения: рассмотреть с детьми воробья, назвать части тела. Понаблюдать за воробьями. Рассказать, что воробьи живут стайкой, очень веселые, шумные. Предложить покормить их и рассказать, что они делают.
Художественное слово:загадать загадку
Чик– чирик!
К зернышку прыг,
Клюй, не робей,
Кто это? (Воробей)
Подвижная игра: «Птичка, раз! Птичка, два!»(см. Уланова Л.А. «Методические рекомендации по организации и проведению прогулок» стр.96)
Дидактическая игра: «Один, много»
Цель: учить употреблять существительные в единственном и множественном числе.
Индивидуальная работа по физическому воспитанию:прокатывание мяча «Прокати и не задень»
Цель:учить прокатывать мяч между предметами, не задевая их.
Труд: полив растений в клумбах.
Цель: продолжать учить детей помогать взрослым, прививать любовь к природе.
Самостоятельная деятельность детей
Карточка №22
Осень (живая природа)
Сентябрь
Интеграция областей:социально – коммуникативное, познавательное, речевое, художественно – эстетическое, физическое развитие.
Наблюдение за насекомыми
Цель: познакомить детей с жизнью насекомых осенью. Развивать любознательность, память.
Ход наблюдения: предложить детям обследовать участок, найти насекомых (вспомнить каких насекомых они знают). Куда они исчезли? Напомнить детям, что насекомые осенью прячутся в щели домов, в норки, под опавшими листьями, потому, что на улице стало холодно. Они там спят до весны, тревожить их нельзя, они могут погибнуть.
Художественное слово:
На вид, конечно, мелковаты,
Но все, что можно, тащат в дом.
Ребята наши – муравьята,
Вся жизнь их связана с трудом.
Л.Гулыга.
Подвижная игра: «Проползи в тоннель»(карточка № 4)
Дидактическая игра: «Угадай насекомое по описанию».
Цель: развивать внимание, память, обогащать словарь детей.
Индивидуальная работа по физическому воспитанию:прыжки на двух ногах между кубиками, поставленными в один ряд.
Цель: развивать ловкость, выносливость, внимание.
Труд: собрать веточки и палочки на участке.
Цель: прививать детям желание трудиться, уважать труд дворника
Самостоятельная деятельность детей
Карточка №23
Осень (явления общественной жизни)
Сентябрь
Интеграция областей:социально – коммуникативное, познавательное, речевое, художественно – эстетическое, физическое развитие.
Самостоятельная деятельность детей
Карточка №24
Осень (явления общественной жизни)
Сентябрь
Интеграция областей:социально – коммуникативное, познавательное, речевое, художественно – эстетическое, физическое развитие.
Самостоятельная деятельность детей
Карточка №25
Осень (живая природа)
Сентябрь
Интеграция областей:социально – коммуникативное, познавательное, речевое, художественно – эстетическое, физическое развитие.
Наблюдение за кленом
Цель: учить детей запоминать строение дерева, его отличительные особенности (листья). Активизировать в речи слово: кленовые.
Ход наблюдения: рассматривание веток, листьев, коры клена. Обратить внимание детей, что листья клена самые большие на нашем участке, сравнить с листьями березы.
Художественное слово: загадать загадки:
Падают с ветки золотые монетки. (Листья)
Дождик с самого утра,
Птицам в дальний путь пора,
Громко ветер завывает.
Это когда бывает? (Осенью)
Подвижная игра: «Листья»
Листья осенние тихо кружаться, Кружатся на цыпочках
Листья нам под ноги тихо ложаться Приседают
И под ногами шуршат, шелестят, Движение руками в стороны
Будто опять закружиться хотят. Поднимаются, кружатся.
Пальчиковая гимнастика: «Осенние листья». (Н.В.Нищева «Система коррекционной работы» стр.35)
Цель: учить согласовывать слова с движениями пальцев рук.
Индивидуальная работа по физическому воспитанию:прокатывание мяча друг другу.
Цель: упражнять в прокатывание мяча друг другу.
Труд: собрать красивые листья для аппликации
Цель: учить доводить начатое дело до конца.
Самостоятельная деятельность детей
Карточка №26
Осень (живая природа)
Сентябрь
Интеграция областей:социально – коммуникативное, познавательное, речевое, художественно – эстетическое, физическое развитие.
Самостоятельная деятельность детей
Карточка №27
Осень (неживая природа)
Сентябрь
Интеграция областей:социально – коммуникативное, познавательное, речевое, художественно – эстетическое, физическое развитие.
Самостоятельная деятельность детей
Карточка №28
Осень (неживая природа)
Сентябрь
Интеграция областей:социально – коммуникативное, познавательное, речевое, художественно – эстетическое, физическое развитие.
Наблюдение за погодой
Цель:учить детей различать погоду: солнечная, пасмурная, дождливая
Ход наблюдения:Предложить детям понаблюдать за погодой. Есть ли на улице солнце? Какое небо? Закрепить понятия, когда светит солнце какая погода? (солнечная). На небе облака и тучи? (пасмурная). Идет дождь? (дождливая).
Художественное слово:
Скучная картина! Дождик так и льется,
Тучи без конца, Лужи у крыльца… А.Плещеев
загадать загадку:
Золотое яблочко А в улыбке лучи
По небу катается, Очень горячи.
С утра улыбается, (солнце)
Подвижная игра: Пузырь».
Цель: научить детей становиться в круг, делать его то шире, то уже, приучать согласовывать свои движения с произносимыми словами.
Дидактическая игра: «Назови, что справа (слева) от тебя ».
Цель: учить детей ориентироваться в направлениях справа, слева
Индивидуальная работа по физическому воспитанию: бросание мяча о землю и ловля его двумя руками
Цель: учить детей бросать мяч о землю и ловить его двумя руками
Труд:собрать и очистить игрушки от песка после прогулки
Цель: учить очищать игрушки от песка после прогулки, прививать желание трудиться.
Самостоятельная деятельность детей
Карточка №29
Осень (живая природа)
Сентябрь
Интеграция областей:социально – коммуникативное, познавательное, речевое, художественно – эстетическое, физическое развитие.
Наблюдение за вороной
Цель: расширять знания о вороне. Воспитывать любознательность, интерес к жизни птиц.
Ход наблюдения:рассмотреть ворону, отметить ее части тела, поведение. Ворона хитрая, ловкая птица. Живет рядом с человеком, пищу находит на свалках, мусорных контейнерах, она всеядная. Ворона кричит «кар – кар».
Художественное слово:
Хромая старая ворона
Давно живет в саду моем.
В густых зеленых ветках клена
Она построила свой дом.
Загадка:
На голом суку сидит,
На весь двор кричит:
«Кар – кар – кар!» (Ворона)
Подвижная игра: «Воробушки и кот» (карточка № 9П)
Дидактическая игра: «Закончи предложение».
Цель:учить понимать смысл предложения, заканчивать его по смыслу.
Индивидуальная работа по физическому воспитанию:прыжки на двух ногах между кубиками, поставленными в один ряд.
Цель: развивать ловкость, внимание.
Труд: сбор семян растений.
Цель: рассмотреть семена растений, учить детей правильно их собирать.
Самостоятельная деятельность детей
Карточка №30
Осень (живая природа)
Сентябрь
Интеграция областей:социально – коммуникативное, познавательное, речевое, художественно – эстетическое, физическое развитие.
Наблюдение за листопадом
Цель:продолжать наблюдать за листопадом, учить описывать листья: цвет, форму. Называть с какого дерева листья. Активизировать в речи слова: кленовые, березовые.
Ход наблюдения:Обратить внимание, что на деревьях стало больше желтых листьев, понаблюдать как они летят в ветреную погоду. Что такое листопад? Почему осень называется золотой?
Художественное слово:
Утром мы во двор идем –
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят… летят…летят
Е.Трутнева.
Подвижная игра: «Найди что спрятано»(карточка № 2П)
Дидактическая игра:«Найди такой листок».
Цель: учить находить по образцу листок, называть с какого он дерева.
Индивидуальная работа по физическому воспитанию: ходьба на носках по доске, лежащей на земле.
Цель: учить ходить по доске, сохранять равновесие, осанку.
Труд:собрать веточки, камешки на участке.
Цель: воспитывать трудолюбие, взаимопомощь.
Самостоятельная деятельность детей
Карточка №31
Осень (явления общественной жизни)
Сентябрь
Интеграция областей:социально – коммуникативное, познавательное, речевое, художественно – эстетическое, физическое развитие.
Самостоятельная деятельность детей
Карточка №32
Сентябрь
Интеграция областей:социально – коммуникативное, познавательное, речевое, художественно – эстетическое, физическое развитие.
Самостоятельная деятельность детей
Сентябрь
Карточка № 1 « Наблюдение за осенними цветами».
Карточка № 2 «Наблюдение за природой (Что нам осень подарила?)
Карточка № 3 «Наблюдение за солнцем».
Карточка № 4 «Наблюдение за тучей».
Карточка № 5 «Наблюдение за насекомыми осенью».
Карточка № 6 «Наблюдение за собакой».
Карточка № 7 «Наблюдение за работой дворника».
Карточка № 8 «Наблюдение за транспортом».
Карточка № 9 «Наблюдение за березой».
Карточка № 10 «Наблюдение за осенними листьями».
Карточка № 11 «Наблюдение за ветром».
Карточка № 12 «Наблюдение за песком».
Карточка № 13 «Наблюдение за отлетом птиц».
Карточка № 14 «Наблюдение за кошкой».
Карточка № 15 «Наблюдение за старшими детьми».
Карточка № 16 «Наблюдение за пешеходом».
Карточка № 17 «Наблюдение за увядающими растениями».
Карточка № 18 «Наблюдение за георгинами, ноготками».
Карточка № 19 «Наблюдение за почвой».
Карточка № 20 «Наблюдение за при
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
zdamsam.ru
Серия наблюдений за объектами природы для воспитателей "Осенние изменения в природе"
Государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Нижегородский институт развития образования»
(ГБОУ ДПО НИРО)
Кафедра теории и методики дошкольного образования
«Актуальные проблемы дошкольного образования в условиях введения ФГОС ДО»
Разработка серии наблюдений за объектами живой и неживой природы в старшей группе.
Тема «Осенние изменения в природе».
Выполнила: Тихова Анна Игоревна
Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ детский сад «Тополёк»
Район: Борский
2015 г.
Вид проекта: познавательный.
Цель проекта: учить детей замечать изменения в природе и любоваться ими. Продолжать учить детей наблюдать за осенними явлениями в живой и в неживой природе.
Форма работы: наблюдение.
Участники проекта: дети старшей группы.
Срок: в течение месяца (сентябрь).
Реализация проекта:
1. Целевая экскурсия. Тема «Встреча с осенью» (экскурсия в парк)
Задачи: Учить детей замечать изменения в природе и любоваться ими. Продолжать учить детей наблюдать за явлениями неживой природы: солнце греет уже не так сильно, как летом, небо еще голубое, яркое, но уже все чаще и чаще появляются облака. Познакомить с новым деревом – липой, отметить ее характерные особенности (строение ствола, расположение веток, форму листьев; липа – медоносное дерево), систематизировать знания детей о деревьях. Продолжать формировать знания детей о парке как искусственно созданном сообществе растений, месте отдыха взрослых и детей (почему необходимо знать и выполнять правила поведения в парке). Полюбоваться красотой парка в осеннем наряде: на деревьях и кустарниках листья сменили свою окраску (они стали яркими, разноцветными и только на сирени остались зеленые листья).
2. Наблюдение «Что цветет на нашем участке в начале сентября?»
Цель: Учить детей находить и правильно называть цветущие растения на участке.
Вопросы и описание: Что цветет на нашем участке? Какие цветы мы с вами посадили весной? Для чего мы посадили на участке цветы? Какие цветы вам больше нравятся? Почему?
Осмотр участка, нахождение цветущих растений, определение их названий. Отмечается, как красив участок с цветущими растениями. Дети любуются цветами, называют, что красиво в каждом растении.
Художественное слово:
«Цветы»
Колокольчик и левкой,
Георгин, шар золотой,
Василек, ромашка, астры,
Ландыш с запахом прекрасным,
Мак, тюльпан, табак душистый,
Одуванчик золотистый,
Роза, мальва и ирис.
Незабудка и нарцисс,
Хорошо запомни ты,
Как называются цветы.
Труд в природе: Сбор ранних семян в цветнике.
3.Наблюдение за насекомыми осенью.
Цель: Систематизация представлений о поведении насекомых осенью.
Вопросы: Куда исчезли кузнечики, которые стрекотали в траве? Почему не видно божьих коровок? Где все жуки и бабочки? (Они спрятались). От кого или чего они спрятались? (Им стало холодно). Куда они спрятались? (В трещины стволов деревьев, в щели домов). Что они там делают? (Они засыпают).
Опыт: Найти места, где спрятались насекомые, чтобы не погибнуть в течение долгой холодной зимы (Под корой деревьев, в опавших листьях). Собрать сухие листья с земли и просеять. Вывод: В листьях много разных живых существ. Рассмотреть их.
Труд в природе: Уборка участка от листьев.
4. Наблюдение. Осмотр участка детского сада
(игра «Разведчики»)
Цель: Обратить внимание детей на изменения, которые произошли в природе с известными им цветами, деревьями, кустарниками.
Вопросы: Много ли на участке зелени? Цветов? Найдите. Является ли участок для кого-нибудь домом? Для кого? Что есть в этом доме для живых обитателей участка? (Участок – дом для многих растений и они растут, хорошо себя чувствуют, потому что для их жизни есть все: питательная почва, много влаги, солнечного света и тепла.) И для детей приятно и полезно для здоровья гулять на чистом красивом участке. Поэтому об участке надо заботиться. Теперь поищем и посмотрим, сколько насекомых у нас на участке? Сколько их было летом? Как они ведут себя сейчас (осенью)? Сравнение с летом.
Художественное слово:
«Осень – Художница».
Повязала Осень пестрый фартук
И ведерки с красками взяла.
Ранним утром, проходя по парку,
Листья позолотой обвела.
Труд в природе: Заготовка и сушка листьев растений для гербария.
5. Наблюдение за отлетом насекомоядных птиц
Цель: Обратить внимание, что птиц стало меньше. Установить причину.
Вопросы и описание: Есть ли сейчас мухи, комары, бабочки? Где они? Ими кто-нибудь питается? (Птицы) Чем эти птицы питаются сейчас? (Этим птицам сейчас питаться нечем). Как им быть без пищи? Что же они делают? (Они собираются к отлету в теплые края) Как они ведут себя? Как вы это замечаете? (Собираясь в большие стаи, они то - стремительно носятся в воздухе, упражняясь перед полетом, то садятся на провода и щебечут, кА бы разговаривая друг с другом о дальней дороге) Через несколько дней мы их увидим? (Через несколько дней мы их уже не увидим, они улетят).
Художественное слово:
- Птичка, нам жаль твоих песенок звонких!
Не улетай от нас прочь, подожди.
- Милые крошки! Из вашей сторонки
Гонят меня холода и дожди.
Вон на деревьях, на крыше беседки
Сколько меня поджидает подруг!
Завтра вы спать еще будете, детки,
А уж мы все понесемся на юг.
Нет там ни стужи теперь, ни дождей,
Ветер листы не срывает с ветвей,
Солнышко в тучи не прячется там…
Труд в природе: Заготовка листьев и семян растений для кормления птиц.
6. Наблюдение за листопадом.
Цель: Показать детям, что природа прекрасна во все времена года.
Вопросы: Разноцветный парк,
Разноцветный сад.
Листопад начался!
Начался листопад!
Под ногами у ребят
Листья весело шуршат!
О каком природном явлении говорится в стихотворении? Что означает слово «листопад»? Почему осенью листья опадают? (Осенью листьям недостаточно солнечного света и тепла). Как деревья готовятся к зимним холодам? (Сбрасывая листву) Одинаков ли цвет листьев у разных пород деревьев? (Расцветка листьев у разных деревьев неодинакова) Нравятся ли вам цветные листочки? Нравится ли вам их собирать? Почему?
Художественное слово:
Загадки:
Летом вырастают, а осенью опадают.
(Листья)
Падают с ветки золотые монетки.
(Листья осенью)
Труд в природе: Заготовка и сушка листьев для аппликаций.
7.Наблюдение за растительностью участка, за ее сезонным состоянием.
Цель: Подвести к сравнению, поиску сходства и различия явлений в природе и сезонных изменений.
Вопросы и описание: Рассматривают одно из деревьев. Как называется дерево? Какого цвета у него листья? Каких листьев больше – желтых или зеленых? Где расположены желтые листья и где зеленые? Есть ли под деревом опавшие листья и какого они цвета? Где листьев больше – на дереве или под ним? Красиво ли выглядит дерево с разноцветными листьями?
Затем обсуждаются другие деревья и кустарники участка и отыскиваются признаки осени. Полюбуйтесь деревьями и скажите, кому какое нравится и почему? Что вы заметили прекрасного?
Художественное слово: «Как обидно…»
Осень длинной тонкой кистью
Перекрашивает листья.
Красный, желтый, золотой –
Как хорош ты, лист цветной!
А ветер щеки толстые надул, надул, надул.
И на деревья пестрые подул, подул, подул!
Красный, желтый, золотой…
Облетел весь лист цветной!
Как обидно, как обидно:
Листьев нет – Лишь ветки видно.
Труд в природе: Обрезка кустарников
8.Наблюдение за берёзой.
Цель: Обратить внимание детей на сезонные изменения, которые произошли с березой с момента предыдущего наблюдения.
Вопросы: Как выглядит береза в сентябре – в начале осени? Какая наша береза? Какой у нее ствол? (Березонька очень красивая, мелкие кудрявые листья, белый ствол, она стройная). Какого цвета листья? Каких листьев больше, зеленых или желтых? Есть ли листья под деревом, на земле? Какого они цвета? Где листьев больше: на дереве или под ним?
Художественное слово:
Осень. По утрам морозы.
В рощах желтый листопад.
Листья около березы
Золотым ковром лежат.
В лужах лед прозрачно-синий.
На листочках белый иней.
Труд в природе: Перекопка земли вокруг кустарников.
9. Наблюдение. Труд дворника.
Цель: Познакомить детей с трудовыми действиями дворника осенью.
Вопросы и описание: Кто подметает наш участок? Для чего он это делает? Что он убирает? Много ли опавшей листвы? Почему мало? (начало осени) Сколько ее будет через неделю или две? Куда он вывозит листву? Листву можно назвать мусором? Можно ее сжигать? Почему?
Художественное слово:
Загадка:
Зубы имеют,
А зубной боли не знают?
(Грабли)
Труд в природе: Помощь дворнику (садовнику) – рыхление и перекопка земли у плодовых деревьев.
10. Наблюдение. Первые заморозки.
Цель: Развивать умение устанавливать зависимость появления заморозков и понижением температуры.
Вопросы и описание: Вы знаете, что такое заморозки? Отчего это бывает? (От понижения температуры) Что появляется во время заморозков? (Изморозь) Что это такое? Как вы объясните? (Это появление ледяных корок на деревьях, земле, и на всех предметах) Какая она – изморозь? (Иногда игольчатая) С чем можно сравнивать изморозь? (С инеем) Посмотрите на термометр, где находится столбик: выше или ниже нуля? Значит, какая сегодня температура?
Опыт: Первые заморозки.
Цель: Показать зависимость состояния воды от температуры воздуха.
Содержание: В две банки налить одинаковое количество воды. Одна банка в холодный день выносится на улицу, другая – остается в группе. Вместе с детьми измерить температуру воздуха на улице, в группе. Определить причину замерзания воды.
Труд в природе: Посадка чеснока под зиму.
Обобщение результатов наблюдений по проекту:
- организация игр, чтение стихов об осени;
- обогащение представлений детей о живой природе и неживой природе, за осенними изменениями ;
-формирование бережного отношения к природе;
- повышение уровня коммуникативного общения.
infourok.ru
Картотека наблюдений осенью в детском саду
Картотека наблюдений осенью в детском саду
Карточка №1
Наблюдение за деревьями.
Цель: Напомнить о деревьях растущих на участке. Учить различать их по внешнему виду ствола, кроны, листьев. Уточнить приметы осени, её признаки. Развивать логическое мышление
Словарная работа : активизация: рябина, береза, осина, тополь, ягоды, семена, плоды, сладкая. Обогащение: хина, хитрая, пошутить, не дозрела.
Художественное слово : «Рябина» И. Токмакова.
Красную ягодку мне дала рябина
Думал я, что сладкая, а она как хина.
Толи эта ягодка просто не дозрела,
Толь рябина хитрая пошутить хотела?
Беседа по содержанию стихотворения .
Исследовательская деятельность : рассматривание листьев разного цвета с одного дерева (обратить внимание на то, как лист постепенно меняет цвет)
Карточка №2
Наблюдение за дождем
Цель: Пополнить знания детей о сезонных изменениях в природе, развивать речь, согласовывая глаголы с существительными.
Словарная работа : активизация: дождь, лужи, тучи, зонт;
обогащение: моросит, барабанит, проливной, затяжной, грибной.
Художественное слово : «Дождик»
Дождик, дождик, капелька,
Водяная сабелька,
Лужу резал, лужу резал,
И устал, и перестал.И. Токмакова.
Беседа по содержанию стихотворения .
Исследовательская деятельность : Исследование свойств воды: вода жидкая, прозрачная, без запаха, она льётся, пропитывает предметы, (испаряется на солнце и от ветра).
Карточка №3
Наблюдение за птицами
Цель : Расширять знания детей об особенностях внешнего вида и повадках птиц, приспособление к среде обитания. Уточнить понятия «перелетные и зимующие».
Словарная работа : активизация: птицы, кормушка, обогащение: перелетные, зимующие, оперение, повадки, экологическая тропа, объект, клин, косяк.
Художественное слово : Птицы на юг улетают
Гуси, грачи, журавли,
Вот уж последняя стая,
Крыльями машет в дали.
Беседа по содержанию стихотворения .
Исследовательская деятельность : «солнце высушивает предметы и песок»
Карточка №4
Наблюдение за листопадом .
Цель: Углубить и обобщить знания детей о деревьях, о характерных признаках изменения природы. Учить устанавливать связи между условиями жизни и средой обитания, развивать доказательную речь.
Словарная работа : активизация: листопад, облетают, кружат; обогащение: шуршат
Художественное слово: «Парк».
Разноцветный парк,
Разноцветный сад
Листопад начался,
Начался листопад
Под ногами у ребят
Листья весело шуршат М.Авдеева
Беседа по содержанию стихотворения
Исследовательская деятельность : Определить, на каких деревьях листья начинают быстрей желтеть?
Карточка №5
Наблюдение за транспортом
Цель: Закреплять название улиц села, продолжать знакомить с разными видами транспорта, напомнить о его частях. воспитывать уважение к труду водителя, закрепить ПДД.
Словарная работа : активизация: шина, дорога, кузов, мотор, кабина, груз, дрова, пешеходный переход, Набережная, Кандалакша, Нива; обогащение: шины шуршат, водитель, проезжая часть, двухстороннее движение.
Художественное слово : Шуршат по дорогам веселые шины-
Спешат по дорогам машины, машины…
А в кузове важные, срочные грузы:
Кирпич и железо, дрова и арбузы.
Работа шофера трудна и важна
А как она людям повсюду нужна.
Беседа по содержанию прогулки.
Исследовательская деятельность : рассматривание радужных разводов в лужах после проезда по ним машины.
Карточка №6
Наблюдение за ветром
Цель: Развивать наблюдательность и интерес к природе, закрепить понятия «живая – неживая» природа. При помощи исследовательской деятельности объяснить значение ветра, учить определять его силу, направление.
Словарная работа: активизация: листопад, листья. опадают, осень, сентябрь, природа, север, юг; обогащение: сильный, задувает, пронизывающий, ветреная.
Методический прием : Наблюдение за листопадом, за тем, как осыпаются семена с травы, кустарников; за сохнувшим бельем на веревке, за высыхающими лужами.
Художественное слово : «Одинокий пастух»– релаксация
Ярко светит солнце,
Дует легкий ветерок.
Мы вдыхаем его чистый и
Свежий воздух.
Нам хорошо и приятно.
Мы хотим жить в мире с природой,
Будем ее друзьями,
Будем ее любить и защищать. Д Лолей
Исследовательская деятельность : при помощи султанчиков, лент, шарика определить направление и силу ветра.
Карточка №7
Наблюдение за инеем.
Цель : Научить чувствовать детей предвестники зимы, учить различать снег от инея, устанавливать связи, Наблюдать за замерзанием луж, их таянием при нагревании солнцем.
Словарная работа: активизация: травы, лужи, утро; обогащение: серебро, блюдца, иней, заморозки, блещут, заря.
Художественное слово : В сентябре, в сентябре
Утром травы в серебре.
Как серебряные блюдца
Блещут лужи на заре.
Беседа по содержанию стихотворения.
Исследовательская деятельность: определить опытным путем скорость таяние льда на лужах в тени и на солнце.
Карточка №8
Наблюдение за гроздями рябины
Цель : Развивать наблюдательность, закреплять знания о лекарственных деревьях, плодах, учить объяснять их предназначение, способы приготовления отваров. Поддерживать и развивать желание узнавать о деревьях больше.
Словарная работа : активизация: рябина, дерево, осень, листопад; обогащение: гроздья, лекарственное растение, витамины, отвар, целебный.
Методические приемы : загадка, беседа внешнем виде и пользе дерева
Стройная и прекрасная,
На ней ягодка красная.
Исследовательская деятельность : выкапывание цветов с клумбы для выращивания в группе. Учить детей устанавливать связи между похолоданием и отмиранием растений.
Карточка №9
Наблюдение за насекомыми
Цель: Развивать интерес к живому миру, наблюдательность, учить устанавливать связи между погодой и поведением насекомых. Закреплять названия насекомых, их пользу для природы. Рассказать, что при наступлении осени все насекомые прячутся от холода (в стволы старых деревьев, в пни, в землю и т.д.) Напомнить, что паук не является насекомым.
Словарная работа : активизация: мухи, пауки, пчелы, шмели; обогащение; убежище, зимовать.
Художественное слово : загадки о насекомых.
Исследовательская деятельность : обратить внимание на то, что насекомых стало меньше. Показать детям, куда и как прячутся насекомые.
Карточка №10
Прогулка по экологической тропе.
Цель : Учить различать деревья по форме листов и их окраске. Отметить, на каких деревьях есть плоды, с каких деревьев опало больше листьев, есть ли деревья с зеленой листвой. Какие?
Словарная работа : активизация: березка, золотая, роща; обогащение: багряная
Художественное слово: Как хорошо в гостях у осени
Среди березок золотых…
Подольше б золото не сбросили
Стоял бы лес багрян и тих.
Беседа по содержанию стихотворения .
Исследовательская деятельность : определить, с какого дерева листья самые большие, сделать вывод, у самых больших деревьев листья крупнее.
Карточка №11
Наблюдение за туманом
Цель : Познакомить с природным явлением, напомнить о разных агрегатных состояниях воды, развивать любознательность. Закрепить названия осенних месяцев.
Словарная работа : активизация слов: туман, пенек, куст, опыт. обогащение слов: испарение, впитать, высушить.
Методический прием: наблюдение за утренним туманом: во время тумана предметы становятся плохо видны. На что похож туман? (на пар, дым, облако) Что такое туман? (дыхание земли). Земля, почва, растения дышат накопленным пеплом, а холодный воздух опускается на землю. Они смешиваются и получается туман – мельчайшие частицы воды. Их очень – очень много, они быстро двигаются, и воздух становится не прозрачным.
Художественное слово : Кто - то ночью утащил лес.
Был он вечером, а утром - исчез!
Не осталось не пенька, ни куста,
Только белая кругом пустота. И. Такмакова.
Беседа по содержанию стихотворения .
В народе шуточно говорят «Воры украли горы!».
Исследовательская деятельность : «Воздух осенью влажный» :на скамейку положить лист сухой бумаги. В конце прогулки дети обнаружат, что он влажный. Почему это произошло? Как его можно высушить? (батарея, солнце, утюг, теплое помещение и т. д.) Где быстрей высохнет? Закрепить знания о намокании и просушивании. Можно разорвать лист пополам. Одну половину поместить на батарею, другую на стол. Дети наблюдают, делают выводы.
Карточка №27
Наблюдение за листопадом.
Цель : закреплять знания о сезонных изменениях, учить устанавливать связи между живой и неживой природой.
Словарная работа : активизация: осень, сад, пожелтевшие, вянущих; обогащение: вдали, краснеются, - березняк, ольховник, дубрава,
осинник.
Художественное слово:
Осень. Обсыпается весь наш бедный сад.
Листья пожелтевшие по ветру летят.
Лишь вдали, краснеются там, на дне долин,
Кисти ярко- красные вянущих рябин.
Беседа по содержанию стихотворения.
Исследовательская деятельность : опавшие листья на земле гниют, превращаясь в удобрение.
Карточка №12
Наблюдения за изменениями в лужах.
Цель : напомнить детям, что летом лужи были теплые, быстро испарялись. Осенью вода в них холодная, долго не испаряется, на поверхности плавают желтые листья. Поздней осенью кромка лужи замерзает, тая днем под солнцем, а в морозный день промерзает полностью.
Словарная работа : активизация: серая лужа, расхлюпалась,
моросило; обогащение: хрустит, дрожит.
Художественное слово :
Мне серая лужа простудой грозила
Расхлюпалась грязь
И весь день моросило.
И не было в мире скучнее двора
Чем тот, где пытались гулять мы вчера.
Сегодня на ветках не капли, а льдинки,
По грязи идем, не испачкав ботинки,
А бывшая лужа с водой ледяной
Дрожит и трещит, и хрустит подо мной. С. Махорин
Беседа по содержанию стихотворения.
Исследовательская деятельность : определить опытным путем и доказать, что лед на лужах тает медленнее, чем в помещении.
Карточка№13
Наблюдение за небом
Цель : развивать наблюдательность, умение различать изменения в характере туч, облаков. Уточнить знания об осадках.
Словарная работа : активизация: синий, голубой, серый, седой, черный, грозный; обогащение: шатер, стремится.
Художественное слово : (загадка)
Шатер огромный над землей
Так часто цвет меняет свой.
Бывает синий, голубой,
Бывает серый и седой.
Бывает черный, звездный,
Бывает очень грозный.
Он посылает дождь и снег,
К нему стремится человек
Он радугой порой играет.
И нет ему конца и края.
Беседа по содержанию стихотворения
Исследовательская деятельность : «Разноцветное небо». Доказать, что небо меняет цвет, если на него смотреть в разноцветные стекла.
Карточка №14
Наблюдение за дождем
Цель : закреплять знания детей о дожде, его пользе и вреде, его значении для жизни растений осенью. Развивать доказательную речь.
Словарная работа : активизация: капля, туча, высота, прятаться, намочу; обогащение: осадки, поспевать, подгонять.
Художественное слово : загадка Из маленьких капель я состою,
А домик мой - туча, я в нем живу.
С большой высоты я на землю лечу-
Скорее все прячьтесь, а то намочу!
Беседа по содержанию стихотворения .
Исследовательская деятельность : учить детей слышать стук капель дождя и подбирать разные поверхности для ударов капель.
Карточка №15
Прогулка по экологической тропе.
Цель : Продолжать знакомить детей с объектами экологической тропы, закреплять понятия «живая - не живая» природа. Развивать наблюдательность, чувство ответственности за растения, желание их оберегать.
Словарная работа : активизация: утро, лепестки, тропа; обогащение: полдень, венчик, птенчик, цветник, фитоогород, мята, валериана.
Художественное слово : (пальчиковая гимнастика проводится около цветника)
Утром рано он закрыт,
Но к полудню ближе
Раскрывает лепестки
Красоту их вижу.
К вечеру цветок опять
Закрывает венчик-
И теперь он будет спать
До утра как птенчик.
Беседа по содержанию стихотворения .
Воспитатель обращает внимание детей на то, что цветник, это объект природы. Он находится на экологической тропе. Его надо охранять, ухаживать за ним. Дети с воспитателем посещают объект «камень» и обнаруживают, что он не изменился, потому, что не является живым (признаки живого). Следующая остановка - «фитоогород». Дети закрепляют названия лекарственных растений, рассказывают об их пользе. Собирают несколько веточек валерианы и мяты с целью заваривания с чаем на ужин.
Исследовательская деятельность : развивать обанятельную память детей (нюхание мяты, валерианы, веток тополя, листьев и почек березы)
Карточка №16
Наблюдение за погодой.
Цель : Учить детей самостоятельно определять погоду. Отметить, что в октябре – середине осени, часто идет холодный дождь, небо заволакивают серые, тяжелые облака, травы от влаги побурели, деревья стоят голые. Все чаще по утрам морозы, заморозки. Идет сырой снег. Снег быстро тает, лужи затягиваются льдом, но он тонкий, не прочный, не прочный – днем тает. Развивать знание фольклора.
Словарная работа : активизация: мертва трава, частый дождик; обогащение: заволакивают облака, травы буреют, заморозки.
Художественное слово : В октябре, в октябре
Частый дождик на дворе
На лугах мертва трава,
Замолчал кузнечик.
Беседа по содержанию стихотворения.
Исследовательская деятельность : наблюдение за песком: он стал твердым, замерзшим, его нельзя копать (потому, что земля остыла, готовиться к зиме).
Карточка №17
Осмотр участка
Цель: Отметить, что листьев на деревьях и кустах практически нет. Продолжать закреплять характерные признаки осени.
Учить применять народные приметы в жизни.
Методический прием : беседа с целью закрепления и пополнения знаний об осенних приметах.
Вопросы:
-Какое время года?
-Докажите, что осень.
-Какая осень?
-Какая сегодня погода? (небо, солнце, ветер, осадки).
Издавна народ внимательно наблюдает за погодой, примечает народные явления, по ним можно угадать, предвидеть осадки, какой будет погода в следующем сезоне.
Знания передаются из поколения в поколение. Они дошли и до наших дней . - В октябре и лист на дереве не держится.
- Осиновые листья ложатся «лицом» вверх – к студеной заме, изнанкой вверх – зима будет теплая.
- Солнце садится красное – погода будет ясная.
Карточка №18
Наблюдение за ветром
Цель : Пополнять знания о ветре, его силе, направлении, поддерживать интерес к неживым объектам природы Поддерживать познавательный интерес, развивать речь.
Словарная работа: активизация: ветер- ветерок, задувает, подтолкнуть; обогащение: штормовой, пронизывающий.
Художественное слово: Я березку качну, я тебя подтолкну.
Налечу, засвищу, даже шапку утащу.
А меня не видать. Кто я?
Можешь отгадать? (ветер).
Беседа по содержанию загадки .
Исследовательская деятельность . С помощью султанчиков дети определяют силу ветра, его направление.
Карточка №19
Наблюдение за небом и дождем.
Цель: Наблюдение за тем, как черные, тяжелые тучи медленно передвигаются по небу, потому, что их гонит ветер. Развивать интерес к любой погоде.
Словарная работа : активизация: туча, небо, облака, дождь; обогащение: кроет, моросит, хмурое, голые, обнаженные, ветер воет увядание.
Художественное слово : Туча небо кроет- небо не блестит,
Ветер в поле воет, дождик моросит .
Беседа по содержанию стихотворения.
Исследовательская деятельность : дождь смывает грязь и песок с предметов.(под дождь положить несколько формочек, мяч, лопату и наблюдать, как песок и грязь стекают вместе с водой.
Карточка №21
Наблюдение за утренними заморозками
Цель: Наблюдать за изменениями в природе (живой и не живой) с наступлением холодов, заморозков.
Словарная работа : активизация: лужица, тоненький ледок, солнечный зайчик, босиком; обогащение: искрится, ломкий, прозрачный, светло-синий.
Художественное слово : Утром лужица искрится
Синим, тоненьким ледком…
Зайчик солнечный боится
Нынче бегать босиком.
Беседа по содержанию стихотворения .
Исследовательская деятельность : наблюдение за льдом на лужах: сначала он твердый, к обеду его можно проткнуть палочкой, он тает, становится тонкими ломким.
Карточка №22
Октябрь
Цель : Продолжать закреплять названия осенних месяцев. Познакомить с народным названием октября. Учить сравнивать погоду начала сентября и начала октября.
Словарная работа : активизация: октябрь, пожелтел, середина осени; обогащение: золотом горят, «грязник»
Художественное слово : Наступил октябрь,
Пожелтел наш сад.
Листья на березе
Золотом горят.
Беседа по содержанию стихотворения .
Методический прием: беседа с целью сообщения знаний:
Октябрь- второй осенний месяц, середина осени.
Октябрь- «листопад», «грязник». Наступила пора «золотой» осени.
Исследовательская деятельность : определить опытным путем, что песок утром замерзший - не копается, не пересыпается, а к обеду оттаивает верхний слой, к вечеру, при теплой погоде, его можно копать и пересыпать.
Карточка №23
Наблюдение за погодой.
Цель : Учить детей самостоятельно определять погоду. Отметить, что в октябре – середине осени, часто идет холодный дождь, небо заволакивают серые, тяжелые облака, травы от влаги побурели, деревья стоят голые. Все чаще по утрам морозы, заморозки. Идет сырой снег. Снег быстро тает, лужи затягиваются льдом, но он тонкий, не прочный, не прочный – днем тает. Развивать знание фольклора.
Словарная работа : активизация: мертва трава, частый дождик; обогащение: заволакивают облака, травы буреют, заморозки.
Художественное слово : В октябре, в октябре
Частый дождик на дворе
На лугах мертва трава,
Замолчал кузнечик.
Беседа по содержанию стихотворения.
Исследовательская деятельность : наблюдение за песком: он стал твердым, замерзшим, его нельзя копать (потому, что земля остыла, готовиться к зиме).
Карточка №24
Наблюдение за дождем, мокрым снегом .
Цель : Отметить, что часто идут дожди со снегом. Лужи не высыхают. Учить сравнивать. Отмечать схожесть и различия. Практиковать детей в чтении стихов об осени.
Словарная работа : активизация: дождик, обогащение: проливной, затяжной.
Методический прием Воспитатель предлагает детям прочесть стихотворение об осени.
Беседа по содержанию стихотворений
Исследовательская деятельность : « Музыка дождя»
Дети кладут под дождь дном кверху: аллюминивую кастрюльку, пластмассовую, лист бумаги и слушают, как стучат капли по различной поверхности.
Карточка №25
Наблюдение за дождем, мокрыми лужами.
Цель: Отметить, что поздней осенью часто идут дожди с мокрым снегом, рассказать, что они нужны растениям и земле.
Словарная работа : активизация: осень, дорожка, лужи; обогащение: просвет, затерялось, накапливает, впитывать.
Художественное слово : Уходит осень по дорожке,
Промочила в лужах ножки.
Льют дожди
И нет просвета.
Затерялось лето где-то.
Беседа по содержанию стихотворения .
Исследовательская деятельность : отметить состояние песка.
Почему песок твердый?
Подбор прилагательных к существительному «песок» (твердый, холодный, сыпучий, заледенелый, блестящий…)
Карточка №26
Наблюдение за птицами, их повадками.
Цель : Продолжать наблюдение за птицами на участке. Рассказывать о перелетных птицах, как она собираются в стаи, готовятся к отлету.
Обратить внимание на воробьев и синиц, послушать, как поют эти птицы, наблюдать за быстротой их движений.
Рассказать о том, что во время полета птицы придерживаются определенного порядка. Так им удобнее и легче лететь. (Молодняк летит посередине). Журавли летят клином. Цапли и гуси –шеренгой, утки летят линией, скворцы и дрозды летят скученной стаей. У птиц длинный, долгий путь. Редкие остановки на подкрепление и отдых.
Словарная работа: активизация: льет, журавли, перелет ; обогащение: клин, шеренга, стая.
Художественное слово : Льет дождь холодный, словно лед.
Кружатся листья по полянам,
И гуси длинным караваном
Над лесом держат перелет.
Беседа по содержанию стихотворения .
Исследовательская деятельность : проверить опытным путем, что воробьи пугливые птицы, при кормлении отлетают в сторону
Карточка №28
Экскурсия на огород
Цель : закреплять знания об экосистеме «огород», названия овощей. Вспомнить, как собирают овощи, как и где их хранят, (овощехранилище) какие заготовки делают на зиму.
Словарная работа : активизация: поздняя, грачи, поля, опустели овощехранилище; обогащение: заготовки, овощехранилище, консервировать, квасить, закатывать
Художественное слово :
Поздняя осень,
Грачи улетели.
Автор: Пшиченко Светлана Викторовна
pedportal.net