Урок по познанию мира "Влаголюбивые и засухоустойчивые растения" (3 класс). Засухоустойчивые и влаголюбивые растения
урок по познанию мира "Влаголюбивые и засухоустойчивые растения" (3 класс)
Открытый урок по познанию мира в 3 классе
Тема: Влаголюбивые и водные растения . Засухоустойчивые растения.
Цели:
1) познакомить учащихся с разнообразием растений, их особенностями; формировать у учащихся понятий « влаголюбивые», «водные», «засухоустойчивые» растения. Научить распознавать деревья, кустарники и травянистые растения.
2) показать красоту родной природы, воспитывать уважение и любовь к ней, показать, почему её судьба в наших руках.
3) развивать речь у учащихся, повышать познавательную активность, закрепить полученные знания о природе.
Тип урока: объяснение нового материала
Оборудование: картинки с растениями, куб с вопросами, учебник, тетрадь, ноутбук.
Ход урока
1. Организационный момент.
-Ребята, давайте произнесём слова, которые будут девизом нашего урока. Повернитесь лицом друг к другу, повторяйте за мной:
- Я желаю тебе добра,
- Ты желаешь мне добра.
- Если тебе будет трудно, я помогу.
А теперь, повернитесь ко мне лицом:
- Если вам будет трудно, то я вам помогу.
2. Проверка домашнего задания
Игра « Х О»
- Если согласны с моим утверждением ставите-Х
- Если не согласны-О
1.Почва- это верхний плодородный слой земли.-Х
2. Почва состоит из песка, глины, воздуха. -О
3.Плодородие- основное свойство почвы.- Х
4. Почва приобретает коричневый цвет за счёт остатков погибших растений и животный –перегноя.-Х
5. Больше всего перегноя в солончаковых почвах.- О
6. Чернозёмы занимают северные районы нашей области. – О
7. Рыхление почвы помогает сохранить воздух и влагу.- Х
8. Солончаки образуются там, где выпадает много осадков, прохладно.- О
9. Травянистые растения, деревья защищают почву от размывания.-Х
10 Для получения хорошего урожая нужно вносить в почву навоз и минеральные удобрения.-Х
3.Тема урока.
На доске дана следующая запись. ( Буква соответствует порядковому номеру в алфавите)
18, 1, 19 ,20, 6, 15,10 ,33
Р А С Т Е Н И Я
План.
Разнообразие растений.
Необходимые условия для жизни растений.
Приспособленность растений к условиям окружающей среды. Влаголюбивые и водные растения Засухоустойчивые растения.
4.Составление кластера.
- Что вам известно о растениях?
Корень листья плоды
Деревья
Стебель травы
Ствол кустарники выделяют кислород
Дополнение кластера.- Чем отличаются деревья от кустарников?
А сейчас отгадайте загадки.
В белом сарафане
Стала на поляне.
Летели синицы,
Сели на косицы. ( Берёза)
-Рассказ о берёзе.
2) Что же это за девица
Не швея, не мастерица
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год. ( Ель)
- Рассказ о ели.
3) Какое дерево, как и берёза, лает сладкий сок? ( клён)
-Рассказ о клёне.
4) Какие дрова самые жаркие? ( дубовые, берёзовые)
-Рассказ о дубе.
5) Вроде сосен, вроде ёлок.
А зимою без иголок. ( лиственница)
- Ель, дуб, клён, берёза, лиственница. Что это?
- На какие две группы мы можем разделить эти деревья? ( хвойные и лиственные)
- Чем отличаются хвойные деревья от лиственных? ( дополним кластер)
6. Игра» Что лишнее?» ( картинки)
1) мухомор, белый, лисички, сыроежки ( служат лекарством для лося)
2) берёза, дуб, ель, клён (лист)
3) смородина, земляника, шишки, малина ( Ягоды)
4) пшеница, горох, арбуз, жёлудь ( сухие плоды)
Дополним кластер
7. Второй пункт плана.
- Какие условия необходимы для жизни растений?
Условия
свет вода воздух тепло питательные вещества
- А сейчас мы докажем, что эти условия необходимы для жизни растений.
8. Физминутка. (Презентация)
9. Работа над новым материалом.
Работа с учебником.
Чтение текста. Обсуждение прочитанного. Составление таблицы.
Название растения
Среда произрастание
Особенности строения
Обсуждение данных таблицы. Формирование вывода.
Рассматривания различных частей растений от среды их произрастания.
10. Работа в группах.
Задание: обсудите, нарисуйте и объясните среду обитания растения:
1-я группа – влаголюбивые и водные растения.
2-я группа – засухоустойчивые растения.
Время на работу 4-5 минут. Презентация.
11. Игра « Кубик»
- На гранях кубика написаны вопросы. Вы на них должны ответить.
1. Докажи, что растение - живой организм.
2. Расскажите о необходимости воды для жизни растений.
3. Расскажите, какую роль играет почва в жизни растений.
4. Откуда получают растения воду? ( через почву, корни)
5. Для чего нужно разрыхлять почву? ( воздух и влага)
6. Назови части растений, которые принимают участие в его дыхании.
12. Рефлексия.
- Как вы думаете, выживет ли растение, если его перенести из одной среды в другую?
- Каким растениям тяжелее приспосабливаться к окружающей среде?
- Могут ли расти рядом саксаул и верблюжья колючка?
13. Итог урока. Выставление оценок.
Д/з стр. 112 – 113 читать, отвечать на вопросы.
Название растения
Среда произрастание
Особенности строения
Название растения
Среда произрастание
Особенности строения
Название растения
Среда произрастание
Особенности строения
Название растения
Среда произрастание
Особенности строения
Урок познания мира "Влаголюбивые и засухоустойчивые растения" часть 7
План урока № 2
познание мираКласс: 3
Дата:
Тема:
Реакция растений на тепло и свет. Теплолюбивые растения. Светолюбивые и теневыносливые растения.
знания и навыки учащихся по различению светолюбивых и теневыносливых растений.Задачи
Назовут светолюбивые и теневыносливые растения, определят условия произрастания данных видов растений, докажут влияние среды на рост и развитие растений.
развивающая
Развитие исследовательских навыков, умение аргументировать ответ
воспитательная
Воспитание бережного отношения к растительности
Дифференциация
Оценивание
Ресурсы, оборудование, обстановка класса
Эмоциональный настрой
Деление на группы
Актуализация знаний по теме: «Влаголюбивые и засухоустойчивые растения»
5 мин.
Проводит игру «Фруктовый салат»
Делит на пары или на группы по 3-ое учащихся
Играют в игру.
Распределяются на группы
Опрос домашнего задания по стратегии «Верю-не верю»
Верители вы, что….
-
Кактус – влаголюбивое растение?
-
Верблюжья колючка – засухоустойчивое?
-
Солнце не влияет на рост и развитие растений?
-
У водных растений есть корень?
-
У засухоустойчивых растений – короткий корень и толстые листья?
-
Влаголюбивые растения произрастают в пустыне?
-
Тюльпан – это растение степи?
Учащиеся отвечают письменно на вопросы учителя утвердительно и неутвердительно (да – нет)
Формативное
Листы бумаги
Определение темы урока. Формирование новых знаний.
Физминутка
8 мин.
- Назовите условия произрастания растения. (Записывает на доске)
Как вы думаете, все ли растения любят солнышко? Подумайте хорошо.
Как можно назвать растения, которые очень любят свет и тепло?
А где ещё могут расти растения? Почему они там растут?
А как же тогда называются растения, которые произрастают в тени?
Значит, мы сегодня поговорим о ……?
Перечисляют условия.
Отвечают на вопросы.
Определяют тему урока.
15 мин.
Раздаёт каждой группе текст и инструкцию.
Даёт задание: «Обсудить в группе и составить исследовательский проект по темам «Теплолюбивые и холодостойкие растения» и «Светолюбивые и тенелюбивые растения».
Проводит физминутку
Читают текст. Составляют проект, согласно инструкции. Затем группы меняются работами и дополняют работы друг друга (Стратегия «Карусель»)
Защита работ группами.
А. В. С.
Формативное,
Листы бумаги, маркеры, текст, инструкция, рубрикатор
Рефлексия. Обратная связь.
Дом. Задание.
5 мин.
- Как можете оценить свою работу? Вы сегодня на уроке были муравьём или стрекозой?
Дают обратную связь «Сэндвич с похвалой»
Картинка «Стрекоза и муравей», стикеры
2 мин
Дом.задание: прочитать и зарисовать несколько растений
Записывают дом. задание
infourok.ru
Занятие «Влаголюбивые и засухоустойчивые комнатные растения» - КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ - ЗАНЯТИЯ ПО ЭКОЛОГИИ - Каталог файлов
Поливать комнатные растения надо по-разному, в соответствии с их потребностями во влаге. Учить детей рассматривать особенности внешнего строения растений и на основе этого относить их к засухоустойчивым или влаголюбивым.
Материал. Два растения – типичные представители влаголюбивой и засухоустойчивой групп (например, бальзамин и алое, традесканция и агава, циперус и красула и др.), глобус.
Ход занятия
Воспитатель обращает внимание детей на то, что в помещении много красивых комнатных растений, которые благодаря заботе дежурных хорошо себя чувствуют. В беседе дети вспоминают, какие условия необходимы всем растениям, чтобы они хорошо росли, называют их общие потребности в воде, свете, тепле, питательной почве.
Далее воспитатель рассказывает о том, что комнатные растения имеют разную потребность в воде: одним нужно ее много, другим – поменьше, третьим – совсем мало, потому что все растения родом из разных мест. Некоторые растения у себя на родине растут в сырых, заболоченных местах, там всегда влажные почва и воздух. Растения привыкли, что воды всегда в достатке, ее можно не запасать впрок. У них чаще всего тонкие, мягкие листья, и их очень много.
Есть растения, которые у себя на родине живут в сухих, солнечных, иногда очень жарких местах на бедных песчаных или даже каменистых почвах. В этих местах дожди идут редко, поэтому влаги в почве совсем нет. Растения, которые живут в этих местах, привыкли терпеть засуху и приспособились запасать воду – накапливать ее в стеблях, листьях и потом понемногу расходовать. Такие растения имеют толстые стебли, мясистые, сочные листья, покрытые плотной (иногда жесткой) кожицей. Тонких листьев, которые отдают (испаряют) много влаги, у них нет. Есть даже такие растения, которые совсем не имеют листьев: вместо них – колючки.
Затем воспитатель ставит перед детьми два растения, например, алоэ и традесканцию. Спрашивает у детей названия растений, если они знакомы с ними, или называет их сам, если ребятам эти растения неизвестны. Предлагает их рассмотреть и рассказать про них: описать сначала одно, потом другое растение. Следит за тем, чтобы дети назвали все особенности стеблей, листьев. Когда описание кончится, задает вопросы: какое из этих двух растений может запасать воду? Какое не может? Как узнали, что алоэ запасает влагу? Почему решили, что традесканция не делает запасов? Почему алоэ должно запасать воду? В каких местах оно растет на родине? В каких местах растет традесканция на родине? Как же мы должны ухаживать за ними: одинаково поливать или по-разному? Как по-разному?
Воспитатель продолжает: «Теперь я расскажу вам про эти растения. Родина алоэ – Южная Африка, где много сухих степей (показывает на глобусе). В этих местах жарко и сухо. Там алоэ цветет оранжево-красными цветами. Местное население ценит это растение и использует его как лекарство от ожогов, простуды и др. В комнатных условиях алоэ цветет очень редко. Из листьев этого растения изготовляют ковры, морские канаты.
Традесканция растет в болотистых местах южной части Северной Америки (показывает на глобусе). Свое название это растение получило по фамилии английского садовода Джона Традесканта, который жил в Англии триста лет назад (показывает Англию на глобусе). Он очень любил растения, ездил по разным странам, собирал их, затем выращивал в своих садах. С тех пор традесканция распространилась по всему миру как комнатное растение. Она растет легко, быстро, ее только надо много поливать, так как она родом из болотистых мест».
В последней части занятия дети обходят групповое помещение, рассматривают растения, находят среди них засухоустойчивые и влаголюбивые, решают, как их надо поливать.
В последующие дни дети вместе с воспитателем совершают экскурсию по детскому саду, осматривают растения в холле, уголке природы, кабинетах, определяют, какие из них засухоустойчивые, какие – влаголюбивые. Заходят в младшую или среднюю группу, дают рекомендации малышам, как поливать влаголюбивые растения.
xn----7sbb3aaldicno5bm3eh.xn--p1ai
Проектно-исследовательская работа на тему Влаголюбивые и засухоустойчивые комнатные растения
weburok.com