Задание двойное оплодотворение цветковых растений. Домашнее задание для учащихся 10 класса Английский язык (Буренко)

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Самостоятельная работа 7 класс по теме "Двойное оплодотворение". Задание двойное оплодотворение цветковых растений


Задание 4 20 Двойное оплодотворение цветковых растений

***Задание 4.20. Двойное оплодотворение цветковых растений

Укажите правильные варианты ответов:

Тест 1. Сколько семязачатков может быть в пестике?

  1. Всегда один.

  2. Обычно равно количеству семян.

  3. Обычно равно количеству плодов.

  4. Равно количеству пестиков.

Тест 2. Цветок орган бесполого и полового размножения. В чем проявляется бесполое размножение?

  1. В образовании семян.

  2. В образовании плодов.

  3. В образовании спор.

  4. В образовании гамет.

Тест 3. Какие части цветка образуют околоцветник?

  1. Чашечка из чашелистиков.

  2. Венчик из лепестков.

  3. Чашечка и венчик.

  4. Чашечка, венчик, андроцей и гинецей.

Тест 4. Чем представлен мужской гаметофит цветковых растений?

  1. Совокупностью тычинок.

  2. Пыльцевым мешком.

  3. Микроспорой.

  4. Пыльцевым зерном.

Тест 5. Чем представлен женский гаметофит цветковых растений?

  1. Пестиком.

  2. Завязью пестика.

  3. Семязачатком.

  4. Зародышевым мешком.

Тест 6. Что образуется из оплодотворенной яйцеклетки?

  1. Семя.

  2. Плод.

  3. Зародыш семени.

  4. Эндосперм.

Тест 7. Что образуется из оплодотворенной центральной клетки?

  1. Плод.

  2. Семя.

  3. Зародыш семени.

  4. Эндосперм.

Тест 8. Что образуется из интегументов?

  1. Околоплодник.

  2. Семенная кожура.

  3. Эндосперм.

  4. Семядоли.

Тест 9. Из чего образуется околоплодник

  1. Из интегументов.

  2. Из стенок завязи.

  3. Из пестика.

  4. Из цветоложа.

Тест 10. Кто открыл двойное оплодотворение

  1. С.Г.Навашин.

  2. И.В.Мичурин.

  3. Н.И.Вавилов.

  4. Г.Мендель.

Задание 4.21. Двойное оплодотворение цветковых растений

Дайте ответы на вопросы:

  1. Какой набор хромосом в соматических клетках цветкового растения?

  2. Чем представлен мужской гаметофит цветковых растений?

  3. Сколько клеток в зрелом мужском гаметофите, как они называются?

  4. Чем представлен женский гаметофит цветковых растений?

  5. Сколько клеток в зрелом женском гаметофите, как они называются?

  6. Что образуется из оплодотворенной яйцеклетки?

  7. Что образуется из оплодотворенной центральной клетки?

  8. Что образуется из интегументов (покровов семязачатка)?

  9. Что образуется из стенок завязи?

  10. Что образуется из семязачатка?

  11. Что образуется из завязи пестика?

  12. Кто открыл двойное оплодотворение у цветковых растений?

Задание 4.22. Дайте определения или раскройте понятия:

1. Спорофит цветковых растений. 2. Цветок. ***3. Андроцей. ***4. Гинецей. ***5. Мужской гаметофит цветковых растений. ***6. Женский гаметофит цветковых растений. 7. Двойное оплодотворение цветковых растений. 8. Эндосперм. 9. Зародыш семени. 10. Спермии. ***11. Интегументы. 12. Микропиле. ***13. Нуцеллус. 14. Семязачаток.

Тема: Индивидуальное развитие организмов

Задание 4.23. Основные этапы эмбриогенеза

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:

  1. ***Что обозначено на рисунке цифрами 1 — 10?

  2. Что образуется в результате дробления зиготы?

  3. ***Что в дальнейшем образуется из бластоцели?

  4. Как называется отверстие в гаструле?

  5. Из какого зародышевого листка образуется нервная трубка?

  6. Как называется зародыш со сформированным осевым комплексом?

  7. Что произойдет, если из одной гаструлы взять участок эктодермы, из которого формируется нервная система, и пересадить под брюшную эктодерму другой гаструлы?

Задание 4.24. Производные зародышевых листков

Заполните таблицу:

Зародышевые листки

Производные зародышевых листков

Эктодерма

Энтодерма

Мезодерма

Задание 4.25. Онтогенез

Укажите правильные варианты ответов:

Тест 1.Что образуется в результате полного дробления зиготы?

  1. Нейрула.

  2. Бластула.

  3. Гаструла.

  4. Морула.

Тест 2. Как называется полость внутри бластулы?

  1. Бластоцель.

  2. Гастроцель.

  3. Вторичная полость тела.

  4. Смешанная полость тела (миксоцель).

Тест 3. Как называется двухслойный зародыш с зародышевыми листками: эктодермой и энтодермой?

  1. Гаструла.

  2. Бластула.

  3. Нейрула.

  4. Морула.

Тест 4. Как называется полость, в которую ведет первичный рот?

  1. Бластоцель.

  2. Гастроцель.

  3. Вторичная полость тела.

  4. Смешанная полость тела (миксоцель).

Тест 5. Какие организмы относятся к вторичноротым?

  1. Кишечнополостные и губки.

  2. Плоские и круглые черви.

  3. Моллюски и членистоногие.

  4. Иглокожие и хордовые.

Тест 6. Как называется зародыш с осевым комплексом органов?

  1. Гаструла.

  2. Бластула.

  3. Нейрула.

  4. Морула.

Тест 7. Укажите производные эктодермы:

  1. Эпидермис кожи. 6. Пищеварительная система.

  2. Эпителий пищеварительной системы. 7. Пищеварительные железы.

  3. Кровеносная система. 8. Дыхательная система.

  4. Выделительная система. 9. Половая система.

  5. Нервная система. 10. Органы чувств.

Тест 8. Укажите производные энтодермы:

  1. Эпидермис кожи. 6. Пищеварительная система.

  2. Эпителий пищеварительной системы. 7. Пищеварительные железы.

  3. Кровеносная система. 8. Дыхательная система.

  4. Выделительная система. 9. Половая система.

  5. Нервная система. 10. Органы чувств.

Тест 9. Укажите производные мезодермы:

  1. Эпидермис кожи. 6. Пищеварительная система.

  2. Эпителий пищеварительной системы. 7. Пищеварительные железы.

  3. Кровеносная система. 8. Дыхательная система.

  4. Выделительная система. 9. Половая система.

  5. Нервная система. 10. Органы чувств.

Тест 10. Укажите животных с непрямым постэмбриональным развитием:

  1. Млекопитающие. 5. Бабочки.

  2. Птицы. 6. Саранча.

  3. Пресмыкающиеся. 7. Пауки.

  4. Земноводные. 8. Тараканы.

Задание 4.26. Онтогенез

Биологический диктант:

  1. Как называется индивидуального развития организма от образования зиготы до конца жизни?

  2. Как называется развитие организма от зиготы до рождения или до выхода из яйцевых оболочек?

  3. Как называется период от рождения до конца жизни?

  4. Чем заканчивается период дробления?

  5. Как называется зародыш с тремя зародышевыми листками: эктодермой, энтодермой и мезодермой?

  6. Какие организмы относятся к вторичноротым?

  7. Как называется зародыш, у которого сформировался осевой комплекс органов?

  8. Какие системы органов образуются из эктодермы?

  9. Укажите производные энтодермы.

  10. Запишите по два вида животных с прямым и непрямым типом постэмбрионального развития.

Задание 4.27. Дайте определения или раскройте понятия:

1. Оплодотворение. 2. Зигота. 3. Бластомеры. 4. Бластула. 5. Бластоцель (первичная полость). 6. Гаструла. 7. Мезодерма. 8. Вторичный рот. 9. Нейрула. 10. Непрямое постэмбриональное развитие.

Задание 4.28. Вопросы к зачету:
  1. Как называется набор хромосом, характерный для вида?

  2. Какой набор хромосом в соматических и половых клетках?

  3. Сколько хромосом и ДНК в различных периодах интерфазы?

  4. Как называются парные, одинаковые хромосомы соматической клетки?

  5. Как называется первичная перетяжка и концы хромосомы?

  6. Сколько хромосом и ДНК в клетке перед митозом и в конце митоза?

  7. Сколько хромосом и ДНК в профазу, метафазу и анафазу митоза?

  8. Каков смысл мейоза?

  9. Как называются первое и второе деления мейоза?

  10. Какие процессы происходят в клетке в профазу 1 мейоза?

  11. Сколько хромосом и ДНК перед мейозом, после первого и второго деления?

  12. Какой набор хромосом и ДНК в метафазу 1 и анафазу 1 мейоза?

  13. Что характерно для интерфазы между первым и вторым делениями мейоза?

  14. Какой набор хромосом и ДНК в метафазу 2 и анафазу 2 мейоза?

  15. Когда в мейозе происходит перекомбинация генетического материала?

  16. Перечислите фазы мейоза, во время которых хромосомы – двухроматидные.

  17. Что характерно для бесполого размножения?

  18. Как называется деление, при котором происходит множественное деление ядра и образуется несколько особей (у трипаносом, малярийного плазмодия)?

  19. Что характерно для генотипов дочерних особей по сравнению с материнской при бесполом размножении?

  20. Какой набор хромосом имеют споры?

  21. Как называются оболочки яйцеклетки млекопитающих?

  22. Когда начинается овогенез у человека?

  23. Как называется размножение, при котором развитие нового организма происходит из неоплодотворенной яйцеклетки?

  24. Каков набор хромосом гаметогониев? Гаметоцитов 1-го порядка? Гаметоцитов 2-порядка?

  25. Что образуется после сперматогенеза из одного сперматоцита?

  26. Что образуется после овогенеза из 1 овоцита?

  27. У каких организмов внешнее оплодотворение?

  28. Чем представлены мужской и женский гаметофиты цветковых растений?

  29. Что образуется из интегументов и центральной клетки зародышевого мешка?

  30. Из чего образуется околоплодник?

  31. Кто открыл двойное оплодотворение?

  32. Из каких периодов складывается онтогенез животных?

  33. Из каких периодов складывается эмбриогенез животных?

  34. Что образуется в результате дробления зиготы?

  35. Как называется двухслойный зародыш ланцетника?

  36. Что образуется из эктодермы, энтодермы и мезодермы нейрулы?

  37. Из каких зародышевых листков образуется позвоночник, эпидермис и легкие?

  38. Какие животные относятся к вторичноротым?

  39. Напишите трех животных с прямым постэмбриональным развитием.

  40. Напишите трех животных с непрямым постэмбриональным развитием.

gigabaza.ru

Двойное оплодотворение у цветковых растений (6 класс)

Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.Текстовое содержимое слайдов презентации: Биологическая разминка Цветок к стеблю прикрепляется… цветоножкойЕсли ее нет, то такой цветок называется… сидячимВерхняя расширенная часть цветоножки называется… цветоложеК ней прикрепляются видоизмененные листья… и ярко окрашенные… чашелистики и лепестки венчикаВместе они составляют двойной… околоцветник Если все части цветка состоят из одинаковых по форме и окраске листочков, то такой околоцветник называют… простымГлавными частями цветка являются… пестик и тычинкиГруппу цветков, расположенных в определенном порядке на побеге, называют… соцветияПеренос пыльцы с тычинки на пестик называют… опылениеРастение или его часть, образующая гаметы, называется… гаметофит Тема урока: Оплодотворение у цветковых растений. Строение семени. Работа с учебником §30, стр. 118Составление ОК В зародышевом мешке семязачатка главными клетками являются – яйцеклетка (n) и центральная клетка (2n) В пыльцевых зернах формируется 2 спермия (n) Оплодотворение – процесс слияния женских и мужских половых клеток:♀ яйцеклетки (n) х ♂ спермия (n) ♀ яйцеклетка (n)х ♂сперматозоид → зигота → зародыш. Процесс двойного оплодотворения был открыт украинским ученым ботаником Сергеем Гавриловичем Навашиным в 1898 году. Видеофильм о двойном оплодотворении Результат двойного оплодотворения Из зиготы (2n) → зародыш семени (2n)Из центральной клетки (2n) → энд

weburok.com

Самостоятельная работа 7 класс по теме "Двойное оплодотворение"

Оплодотворение у цветковых растений
  1. Расшифруйте обозначения

hello_html_7358435e.png

2. Вставьте вместо цифр пропущенные слова (см. слова для справки)В ___1____мешке конец ___2___трубки лопается и оба ____3___ попадают внутрь ____4____ ____5____. Внутри зародышевого мешка происходит процесс ___6____. Один из ___7___ спермиев сливается с ____8___, другой ____9___ сливается с ____10____ клеткой ____11___ мешка. Таким образом, ___12___ спермия принимают участие в ___13___. Такое оплодотворение является особенностью ____14_____ растений и называется ____15____ _____16_____.

Слова для справки: оплодотворении, двух, центральной, зародышевого мешка, покры­тосеменных, спермии, двойным оплодотворением, зародышевом, яйцеклеткой, зародышево­го, спермия, пыльцевой, оплодотворения, оба.

Оплодотворение у цветковых растений

  1. Расшифруйте обозначения

hello_html_7358435e.png

2. Вставьте вместо цифр пропущенные слова (см. слова для справки)В ___1___ мешке конец ___2___трубки лопается и оба ____3___ попадают внутрь ____4____ ____5____. Внутри зародышевого мешка происходит процесс ___6____. Один из ___7___ спермиев сливается с ____8___, другой ____9___ сливается с ____10____ клеткой ____11___ мешка. Таким образом, ___12___ спермия принимают участие в ___13___. Такое оплодотворение является особенностью ____14_____ растений и называется ____15____ _____16_____.

Слова для справки: оплодотворении, двух, центральной, зародышевого мешка, покры­тосеменных, спермии, двойным оплодотворением, зародышевом, яйцеклеткой, зародышево­го, спермия, пыльцевой, оплодотворения, оба.

infourok.ru

"ДВОЙНОЕ ОПЛОДОТВОРЕНИЕ У ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ" страница 2

Познавательные:

Регулятивные:

Основной вид учеб. деятельности

Активные действия, самостоятельный поиск решения поставленной задачи

Методы обучения

Репродуктивный. Активизация творческого мышления

Проблемный. Преобразовательный - творческое применение умений и навыков при решении проблемных заданий.

Систематизирующий - обобщающая беседа

Средства ИКТ

Аппаратные, программные

Краткое описание хода этапа

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

Начало урока

Преподаватель предлагает посмотреть видео – фрагмент и подумать над чувствами, которые возникают у учащихся при просмотре фрагмента.

Предлагает перейти к работе, ставя проблемный вопрос «Для чего природа создала такую красоту, как цветы?».

В результате такой работы преподаватель подводит учащихся к четкому формулированию темы, цели и задач урока

Учитель предлагает оценить данный этап урока.

- Какую форму размножения мы уже изучили? (бесполую)

- Пожалуйста, сформулируйте тему сегодняшнего урока? (двойное оплодотворение цветковых растений)

- На примере, каких царств мы будем изучать половое размножение? (царства растений и животных). На данном пункте может возникнуть дискуссионный момент, т.к. могут прозвучать ответы с перечислением всех царств живой природы. Следовательно, преподаватель проводит коррекционную беседу, в результате которой взвод получает правильный ответ.

- А теперь сформулируйте более подробно тему урока. (Половое размножение в растительном мире).

Организовывает задания на повторение:

использование сравнительной таблицы и отработка терминологии необходимой для работы на основном этапе урока.

Суммирует результаты беседы и переводит в общие задачи необходимые для решения их на уроке: как протекают процессы оплодотворения у растений, на примере цветковых растений, и у животных; установить преимущества полового размножения в растительном и животном мире; каково эволюционное значение полового размножения.

Учитель предлагает оценить данный этап урока.

Рассказывают о чувствах, вызванных просмотром видео – фрагмента.

Начинают высказывать мнение по проблеме.

Отвечают на обобщающие вопросы.

В ходе аналитической беседы выводят тему урока и предполагаемые задачи, решаемые на уроке.

Самооценка в форме написания букв на полях тетрадей.

Тема: «Двойное размножение цветковых растений», а следовательно и задачи (изучить процессы оплодотворения у растений)

Выражают собственное отношение к изучаемой теме «Для чего эти знания мне нужны?».

Объясняют значение ключевых терминов, решая интерактивное задание «Найди соответствие», «Исправь ошибку», «Составь вопросы» группами.

Используют ранее полученные знания при анализе двух форм размножения в органическом мире, используя таблицу «Гаметогенеза» (презентация урока).

Самооценка в форме написания букв на полях тетрадей, т.е. продолжение слова.

Этап 3. Получение новых знаний - организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи.

infourok.ru

"ДВОЙНОЕ ОПЛОДОТВОРЕНИЕ У ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ"

Технологическая карта урока

Преподаватель ЧОУ ВНСОШ Гасиева Алла Январбековна

Предмет Биология Класс - 10

Тема урока: «Двойное оплодотворение у цветковых растений»

Формирование ответственности за результаты своего труда

Бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих

Понимания важности изучения живого для будущего (наука бионика-формы гамет)

  • Умение работать с текстовой информацией

  • Умение интерпретировать информацию в виде схем, таблиц, рисунков, кратких отчетов (устных и письменных)

  • Планировать свои действия, в соответствии с поставленной задачей

  • Учиться совместно, договариваться о правилах поведения при работе в группе

  • Знать строение и функции гамет, их особенности

  • Углубляют знания о сущности процесса оплодотворения в растительном и животном мире

  • Устанавливают эволюционное значение полового размножения

  • Умение сравнивать объекты (гаметы) и процессы (оплодотворения в растительном мире, на примере отдела покрытосеменные)

Основные понятия, изучаемые на уроке

Половое размножение, половые железы, гаплоидный и диплоидный набор хромосом, оплодотворение, зигота, кроссинговер, митоз, мейоз, гаметы, завязь, пыльцевая трубка, пыльца, вегетативная трубка, эндосперм

Используемые на уроке технологии

Проблемная, технология группового взаимодействия, дидактические, модель межпредметных связей, здоровьесберегающая, социально-воспитательная

Вид, используемых на уроке информационных и коммуникативных технологий (ИКТ)

Аппаратные средства: компьютер с интерактивной доской, устройства для ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами, управляемые компьютером устройства (стилус)

Программные средства:), презентация урока преподавателя А.А.Гасановой, источники информации на диске «Кирилл и Мефодий»: рисунки на листах ватмана, модель цветка, модель пыльцы цветковых растений.

Методическое назначение средств ИКТ

Использование ИКТ позволяет реализовать концепции развивающего обучения, деятельностного подхода и технологию исследовательской деятельности на уроке.

Источники информации

Учебники: С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И. Сонин Биология «Общие закономерности» 10 класс; презентации преподавателя; пакет документов для групповой и индивидуальной работы, рисунки, модели пыльцы

Межпред. связи

Химия, мировая культура

Продолжительность

40 минут

Структура урока

Этап 1. Организационный момент

Время этапа

1 минута

Задача этапа

мобилизующее начало урока

Формирование конкретного образовательного результата

знания моральных норм, умения выделять нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами

Приветствие.

Этап 2. Актуализация знаний учащихся - вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Время этапа

7 минут

Задачи этапа

Подготовить почву для активного усвоения нового материала.

Отработка умения пользоваться специальной терминологией

Создать психологический настрой учащихся

Формирование конкретного образовательного результата

Личностные:

  • активизировать ранее полученные знания, с целью активного погружения в тему

  • обеспечить осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению

infourok.ru

ДВОЙНОЕ ОПЛОДОТВОРЕНИЕ У ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ - РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ - РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ - УРОКИ БИОЛОГИИ В 10(11) КЛАССЕ РАЗВЕРНУТОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ - Поурочное планирование по биологии - разработки уроков - авторские уроки - план-конспект урока

Раздел 2. РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ

 

Главы 5, 6. РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ

 

Урок 5. ДВОЙНОЕ ОПЛОДОТВОРЕНИЕ У ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ

 

Задачи. Вспомнить строение цветка, сформировать знания об особенностях спорогенеза и гаметогенеза, двойном оплодотворении и образовании плодов и семян у покрытосеменных растений.

Оборудование. Демонстрационный материал: таблицы по общей биологии, кодограмма. Возможно использование фильма «Двойное оплодотворение цветковых растений».

Ход урока:

Повторение. Письменная работа с карточками на 10 мин.

1. Характеристика сперматогенеза.

2. Характеристика овогенеза.

3. Особенности оплодотворения у животных.

Работа с карточкой у доски: приложение 2.

Компьютерное тестирование: приложение 3.

Устное повторение.

Изучение нового материала. Объяснение с помощью таблиц и фильма «Двойное оплодотворение цветковых растений».

Образование гаметофитов. Важнейшими преимуществами цветковых являются появление цветка и плода. Цветок способствует опылению, а плод защищает семена и способствует их распространению. Гаметофит цветковых крайне редуцирован, мужской представлен пыльцевым зерном, женский — зародышевым мешком.

У цветка различают цветоножку, цветоложе, околоцветник, образованный чашечкой из чашелистиков и лепестками венчика, тычинки и пестики. У некоторых цветков отдельные части могут отсутствовать. Тычинки и пестики образовались из особых листьев — спорофиллов. Микроспорофиллы (микроспоролистики) — специализированные спороносные листья, на которых образуются микроспорангии. Представлены тычинками, совокупность которых образует андроцей («дом для мужчин»). Мегаспорофиллы (мегаспоролистики) — видоизмененные листья, несущие мегаспорангии. У покрытосеменных мегаспорофиллы образуют один или несколько пестиков, совокупность которых называют гинецеем («дом для женщин»).

Основная масса цветков имеет и тычинки, и пестики (свыше 70%). Их называют обоеполыми (вишня, горох). Некоторые цветки — однополые, мужские содержат только тычинки, женские — только пестики. У однодомных растений тычиночные и пестичные цветки располагаются на одном растении (арбуз, тыква, огурец). У двудомных растений мужские цветки на одном растении, женские — на другом (ива, тополь, конопля).

Половое размножение связано с образованием спор (спорогенез) и формированием гаметофитов с гаметами (гаметогенез). Цветковые — разноспоровые растения, мужские гаметофиты развиваются из микроспор, женские из мегаспор.

Микроспорогенез — процесс образования микроспор в микроспорангиях (гнездах пыльника). Микроспоры формируются из материнских клеток — микроспороцитов, имеющих диплоидный набор хромосом. В результате мейоза каждая материнская клетка образует четыре гаплоидных микроспоры. Сформированная микроспора представляет собой тонкостенную клетку с одним гаплоидным ядром.

Микрогаметогенез — процесс образования мужского гаметофита из микроспор. Развитие мужского гаметофита также происходит в пыльнике и сводится к одному митотическому делению, которое заканчивается образованием пыльцевого зерна, или пылинки. К моменту прорастания пыльцевого зерна ядро споры митотически делится, что приводит к возникновению двух клеток: генеративной, из нее впоследствии образуются два спермия, и вегетативной, принимающей впоследствии участие в образовании пыльцевой трубки. Таким образом, пылинка представляет собой незрелый мужской гаметофит. Оболочка пыльцевого зерна состоит из двух главных слоев: интины — внутреннего и экзины — наружного слоя.

Гинецей — совокупность плодолистиков в цветке, образующих один или несколько пестиков. Обычно пестик состоит из трех частей: завязи, столбика и рыльца. Завязь — наиболее важная часть пестика (замкнутая, нижняя, полая), несущая и защищающая семязачатки. В завязи может располагаться от одного (пшеница, вишня) до нескольких тысяч (мак) семязачатков. Стенки завязи выполняют функцию защиты семязачатков от неблагоприятных факторов среды (высыхание, колебание температур, поедание насекомыми и т. д.), в них происходит мегаспорогенез и мегагаметогенез, они принимают участие в образовании околоплодника.

Мегаспорогенез — процесс формирования мегаспор. Он происходит в нуцеллусе семязачатка. В области микропиле начинает разрастаться одна клетка — мегаспороцит, или материнская клетка мегаспор. Материнская клетка мегаспор имеет диплоидный набор хромосом. Из нее путем мейоза формируются 4 гаплоидных мегаспоры, из которых лишь одна дает начало женскому гаметофиту — зародышевому майку. Остальные мегаспоры разрушаются. Мегагаметогенез — формирование женского гаметофита. Начинается с того, что ядро мегаспоры подвергается трехкратному митотическому делению. В результате первого деления образуются два ядра, которые расходятся к полюсам разросшейся клетки. Каждое из этих ядер еще дважды делится, и у каждого полюса образуется по 4 ядра (8- ядерная стадия развития зародышевого мешка). С каждого полюса к центру зародышевого мешка отходит по одному ядру, которые называются полярными. Оставшиеся ядра обособляются. На микропилярном полюсе одна из клеток отличается большими размерами и преобразуется в яйцеклетку. Две рядом расположенные клетки являются вспомогательными. Их называют синергидами. На противоположном полюсе образуется группа из трех клеток, называемых антиподами. Два полярных ядра в центре зародышевого мешка сливаются, образуя вторичное (центральное) ядро зародышевого мешка. Таким образом, сформированный женский гаметофит включает 6 гаплоидных клеток (яйцеклетка, 2 клетки-синергиды и 3 клетки-антиподы) и диплоидное вторичное ядро.

 

Двойное оплодотворение. Попав на рыльце пестика, пыльца начинает прорастать. Вегетативная клетка отвечает за образование пыльцевой трубки, по которой движется генеративная клетка, которая дает начало двум спермиям. Пыльцевая трубка продвигается по столбику пестика и через микрополе врастает в зародышевый мешок. После проникновения в зародышевый мешок кончик пыльцевой трубки разрывается, и спермии попадают внутрь зародышевого мешка. Один из спермиев сливается с яйцеклеткой, образуя диплоидную зиготу, а второй — с центральным ядром зародышевого мешка, образуя триплоидное ядро, из которого формируется эндосперм — питательная ткань зародыша. Синергиды и антиподы дегенерируют. Этот процесс получил название двойного оплодотворения.

Таким образом, после двойного оплодотворения из яйцеклетки формируется зародыш семени, из центрального ядра зародышевого мешка — эндосперм, из интегументов — семенная кожура, из всего семязачатка — семя, а из стенок завязи — околоплодник. В целом из завязи пестика формируется плод с семенами. Двойное оплодотворение у цветковых растений было открыто в 1898 году русским ботаником С. Г. Навашиным.

Закрепление. Беседа. Работа учащихся с тетрадью и кодограммой.

Задание на дом. Изучить текст параграфа, ответить на вопросы.

 

Приложение 1. Кодограмма к уроку

Тема: Размножение цветковых. § 20

 

Образование спор,  и  гаметофитов

 

 

Цветок — видоизмененный укороченный побег спорофита (2n), орган семенного размножения.

1 — цветоножка, 2 — цветоложе, 3 — чашечка из чашелистиков, 4 — венчик из лепестков, 5 — гинецей (пестики), 6 — андроцей (тычинки).

Цветок — орган бесполого (образование спор) и полового размножения (образование и слияние гамет).

Микроспорогенез. В четырех микроспорангиях тычинки происходит мейоз микроспороцитов (2n), и образуются микроспоры (n).

Микрогаметогенез. Ядро микроспоры претерпевает митоз, и образуется генеративная и вегетативная клетки. Генеративная клетка митотически делится, и образуются два спермия. Так формируется мужской гаметофит — пыльцевое зерно.

 

 

Мегаспорогенез. В семязачатке мегаспороцит (2n) претерпевает мейоз, и образуются 4 мегаспоры (n), 3 из которых отмирают.

Мегагаметогенез. Ядро мегаспоры претерпевает три митотических деления, образуется восьмиядерная клетка. Два ядра в центре сливаются — образуется центральная клетка (2n), яйцеклетка с синергидами и антиподы. Формируется зрелый женский гаметофит — зародышевый мешок.

 

 

Двойное оплодотворение (С. Г. Навашин)

1 спермий + яйцеклетка → зигота, затем зародыш семени;

2 спермия + центральная клетка → эндосперм (3n).

Интегументы → кожура семени.

Стенки завязи → околоплодник.

 

 

 

Приложение 2. Карточка для работы у доски

 

Запишите номера вопросов, против них — правильные ответы.

1. Когда начинается сперматогенез у человека?

2. Когда начинается овогенез у человека?

3. Какие зоны различают в гонадах?

4. Что образуется из овоцита после мейоза?

5. Какой набор хромосом в гаметоцитах 2-го порядка после первого деления созревания?

6. Какой набор хромосом в гаметах?

7. Как называются оболочки яйцеклетки?

8. Где располагаются митохондрии в сперматозоидах? Центриоли?

9. У каких организмов внешнее оплодотворение?

10. Каковы размеры яйцеклетки?

Записав ответы, садитесь на место.

 

Приложение 3. Компьютерное тестирование

Задание 17. «Гаметогенез. Оплодотворение»

 

Тест 1. Какой набор хромосом имеют гаметогонии в зоне размножения?

1. Диплоидный.

2. Гаплоидный.

3. Сперматогонии — диплоидный, овогонии — гаплоидный.

4. Сперматогонии — гаплоидный, овогонии—диплоидный.

Тест 2. Какой набор хромосом имеют гаметоциты 2-го порядка после первого деления мейоза?

1. 2n4с.       

2. 2n2с.       

3. 1n2с.       

4. 1n1c.

Тест 3. Какой набор хромосом имеют гаметы?

1. 2n4с.       

2. 2n2с.       

3. 1n2с.       

4. 1n1c.

Тест 4. Сколько нормальных яйцеклеток образуется из одного овоцита после двух делений мейоза?

1. 1.

2. 2.

3. 3.

4. 4.

Тест 5. Сколько нормальных сперматозоидов образуется из одного сперматоцита после двух делений мейоза?

1. 1.

2. 2.

3. 3.

4. 4.

Тест 6. Где расположен комплекс Гольджи в сперматозоиде?

1. В головке.

2. В шейке. 

3. В промежуточном отделе.

4. В хвостике.

Тест 7. Где расположены митохондрии в сперматозоиде?

1. В головке.

2. В шейке. 

3. В промежуточном отделе.

4. В хвостике

Тест 8. Где расположены центриоли в сперматозоиде?

1. В головке.

2. В шейке. 

3. В промежуточном отделе.

4. В хвостике

**Тест 9. Укажите верные суждения.

1. В зоне роста хромосомный набор 2n.

2. В зоне созревания происходят два деления мейоза — редукционное и эквационное.

3. При овогенезе из одного овоцита образуется четыре нормальные яйцеклетки.

4. При овогенезе из одного овоцита образуется одна нормальная яйцеклетка и четыре направительных (полярных) тельца.

**Тест 10. Укажите верные суждения.

1. Яйцеклетка человека имеет размеры около 0,1 мм.

2. Яйцеклетки у человека начинают формироваться еще на эмбриональной стадии, начинается первое деление мейоза.

3. Яйцеклетка человека имеет две оболочки — блестящую и лучистую.

4. В яйцеклетке человека отсутствуют рибосомы и митохондрии.

www.compendium.su


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта