Ядовитые растения конспект. Конспект урока Тема урока: Ядовитые растения леса. Цель урока: Познакомить с ядовитыми растениями, которые можно встретить в нашем лесу

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Конспект урока по окружающему миру "Ядовитые растения различных природных зон.". Ядовитые растения конспект


Конспект занятия "Ядовитые растения" - внеурочная работа, прочее

Тема: «Ядовитые растения»

Цель: Познакомить детей с наиболее распространенными ядовитыми растениями нашего края, средой их обитания. Учить узнавать их по внешнему виду, названию.

Задачи:

1.      Закрепить с детьми правила поведения в природе.

2.     Формировать осознанное отношение к правилу «нельзя».

3.      Воспитывать цивилизованное отношение к природе.

Оборудование :  конверты с загадками, иллюстрации растений: ландыш, крушина ( волчья ягода), вороний глаз, лютик, кувшинка, болиголов, вех ядовитый (цикута), аконит, наперстянка, рисунки - раскраски с ядовитыми растениями, слайд-презентация.

Ход занятия.

·          Ребята, что мы представляем, когда говорим о природе?

·          Правильно, природа - это растения, деревья, животные, вода, воздух, почва, горы... Это всё, что нас окружает, что не создано руками человека.

Сегодня мы с вами отправимся в научную экспедицию. Как вы понимаете это слово?

·          Правильно, экспедиция - это поездка, поход группы лиц с какой-нибудь специальной целью, специальным заданием.

-Какие слова-синонимы мы можем подобрать к слову экспедиция {прогулка, поход, путешествие, поездка)?

-Все правильно, молодцы! А узнать, куда мы отправимся, нам поможет загадка:

Они бывают разные:

Полезные, опасные,

Красивые, пахучие,

С листьями, колючие.

Лекарства заменяют

И лакомством бывают,

И чаем нас напоят,

И даже дом построят.

Земли они творенья,

Зовём мы их .... (растения).

·          И так, мы отправляемся в царство растений. Нашим специальным заданием будет изучение особых растений.  И сначала, мы отправимся в лес. Что же нам здесь искать? Я вижу подсказку.

Вскрывает конверт.

·          Слушайте загадку:

Цветёт он майскою порой,

Его найдёшь в тени лесной:

На стебельке, как бусы вряд,

Цветы душистые висят.

( Ландыш)

Дети среди растений леса находят ландыш (слайд 1).

·          Слушайте следующую загадку:

Ягоды бешеные

На кусту развешанные,

Зовут к себе, краснеют,

Да взять никто не смеет.

(Волчья ягода - крушина)

·          Как думаете, что же это за ягоды такие бешеные? Как их в народе называют?

·          Правильно, волчьи ягоды - Волчье лыко. Почему волчьи? Наверно, потому, что в народе волки издавна были олицетворением коварства, жестокости и зла. Красивые ягоды, но смертельно опасны.

Дети среди растений леса находят крушину (слайд2).

Слушайте следующую загадку леса:

Расту в лесу под кустиком

На длинном стебельке.

Кругом четыре листика,

А в самой глубине

Чернее ночи – ягода

 Да сильный яд во мне.

( вороний глаз)

·          Покажите эту странную ягоду, похожую на большую чернику, сидящую посредине четырех листьев, как в центре зеленого креста. На что она похожа?

( бусину, пуговку, на глаз птицы).

 Это растение называется « вороний глаз». Эта ягода-глаз всегда одна растёт.

 Легенда о вороньем глазе.По старинному преданию многие годы в дупле могучего дерева жил старик-кудесник со своим верным другом – чёрным вороном, которого он выучил предсказывать будущее. Когда старик умер, стал ворон летать каждый день над лесом, оплакивая волшебника, и там, где роняла птица на землю свои слёзы, каждую весну вырастал цветок. (слайд3)

·          Загадки леса закончились. А дальше наш путь лежит на луг.

На лугу растут ромашка,

Лютик едкий, клевер-кашка.

Что ешё?

Гвоздика, смолка, колокольчик,

Хвощ - как ёлка.

А ещё?

Подорожник, васильки,

Граммофончики - вьюнки.

Ещё много разных травок

У тропинок, у канавок.

И красивых, и пушистых!

Разноцветных и душистых!

-Какое же растение нам нужно найти на лугу? (слайд 4)

Или вправду верят люди,

Или делают лишь вид,

Говоря, что лютик лютый,

Говоря, что ядовит.

Огорчённо никнет лютик,

Разливая жёлтый свет –

 С давних пор поныне люди

Не берут его в букет.

-Что ж, лютик, мы берем тебя с собой

Следующее растение чистотел - содержащий млечный сок, попадая на кожу или слизистые оболочки, вызывает покраснение кожи, и даже ожог.

Дурман Обыкновенный - Тоже, что и при белене.

Белладона или красавка - Особо опасен плод. Часто дети путают её с вишней. Сильнейшее отравление.

-Вот и подошла к концу наша экспедиция в мир растений. Давайте посмотрим, с какими же особыми растениями мы сегодня познакомились.

·          Называйте растения, которые вы запомнили.

(Ландыш, волчьи ягоды, вороний глаз, лютик едкий, чистотел, белладонна, дурман).

·          Как вы думаете, почему мы собрали эти растения вместе?

·          Даю подсказку. В разговоре о них очень часто упоминается одно слово  какое?

(ядовитый).

- Значит, что можно сказать про эти растения? (ядовитые растения). Правильно, эти растения содержат вещества смертельно опасные для жизни человека.

Но это совсем не значит, что мы должны уничтожить эти растения. Вредных растений не существует. То, что вредно и опасно для человека, нередко полезно для некоторых животных. В природе всё целесообразно. Большинство растений, которые мы называем лекарственными, могут быть ядовитыми, если не знать, как их использовать.

Просто мы должны с вами соблюдать простые правила. Давайте подумаем какие.

Дети формулируют правила

Правило 1: Не торопись срывать и пробовать на вкус незнакомые ягоды.

Правило 2: Не торопись срывать и брать в рот незнакомые и знакомые растения.

(например лютик, ландыш,)

Правило 3: Не торопись брать руками незнакомое тебе растение, ведь некоторые из них могут быть ядовитыми, могут уколоть или обжечь, (лютик)

Правило 4: Во время прогулок нужно наблюдать за растениями, а не рвать их.

Давайте закрепим то, о чем мы сегодня говорили. Игра - растение ядовитое, не ядовитое.

Я называю названия растений. На ядовитые - стоим, на лекарственные или обычные растения - приседаем и нюхаем цветы (имитируем).

Мать-и-мачеха Белладона Одуванчик Дурман Крапива Белена черная Осока Наперстница пурпурная Ромашка Лютик едкий Фиалка Вороний глаз Подорожник Чистотел Роза Борщевик Нарциссы Ландыш Гвоздика

 

-Сейчас я раздам вам листки-памятки с изображениями ядовитых растений. Раскрасьте их. Вместе с мамой или папой придумаете значок, который будет отличать ядовитые растения от других растений.

 

 

Просмотр содержимого документа «Конспект занятия "Ядовитые растения" »

Тема: «Ядовитые растения»

Цель: Познакомить детей с наиболее распространенными ядовитыми растениями нашего края, средой их обитания. Учить узнавать их по внешнему виду, названию.

Задачи:

  1.  Закрепить с детьми правила поведения в природе.

  2. Формировать осознанное отношение к правилу «нельзя».

  3.  Воспитывать цивилизованное отношение к природе.

Оборудование :  конверты с загадками, иллюстрации растений: ландыш, крушина ( волчья ягода), вороний глаз, лютик, кувшинка, болиголов, вех ядовитый (цикута), аконит, наперстянка, рисунки - раскраски с ядовитыми растениями, слайд-презентация.

Ход занятия.

  •  Ребята, что мы представляем, когда говорим о природе?

  •  Правильно, природа - это растения, деревья, животные, вода, воздух, почва, горы... Это всё, что нас окружает, что не создано руками человека.

Сегодня мы с вами отправимся в научную экспедицию. Как вы понимаете это слово?

  •  Правильно, экспедиция - это поездка, поход группы лиц с какой-нибудь специальной целью, специальным заданием.

-Какие слова-синонимы мы можем подобрать к слову экспедиция {прогулка, поход, путешествие, поездка)?

-Все правильно, молодцы! А узнать, куда мы отправимся, нам поможет загадка:

Они бывают разные:

Полезные, опасные,

Красивые, пахучие,

С листьями, колючие.

Лекарства заменяют

И лакомством бывают,

И чаем нас напоят,

И даже дом построят.

Земли они творенья,

Зовём мы их .... (растения).

  •  И так, мы отправляемся в царство растений. Нашим специальным заданием будет изучение особых растений.  И сначала, мы отправимся в лес. Что же нам здесь искать? Я вижу подсказку.

Вскрывает конверт.

Цветёт он майскою порой,

Его найдёшь в тени лесной:

На стебельке, как бусы вряд,

Цветы душистые висят.

( Ландыш)

Дети среди растений леса находят ландыш (слайд 1).

Ягоды бешеные

На кусту развешанные,

Зовут к себе, краснеют,

Да взять никто не смеет.

(Волчья ягода - крушина)

  •  Как думаете, что же это за ягоды такие бешеные? Как их в народе называют?

  •  Правильно, волчьи ягоды - Волчье лыко. Почему волчьи? Наверно, потому, что в народе волки издавна были олицетворением коварства, жестокости и зла. Красивые ягоды, но смертельно опасны.

Дети среди растений леса находят крушину (слайд2).

Слушайте следующую загадку леса:

Расту в лесу под кустиком

На длинном стебельке.

Кругом четыре листика,

А в самой глубине

Чернее ночи – ягода

Да сильный яд во мне.

( вороний глаз)

  •  Покажите эту странную ягоду, похожую на большую чернику, сидящую посредине четырех листьев, как в центре зеленого креста. На что она похожа?

( бусину, пуговку, на глаз птицы).

 Это растение называется « вороний глаз». Эта ягода-глаз всегда одна растёт.

Легенда о вороньем глазе.По старинному преданию многие годы в дупле могучего дерева жил старик-кудесник со своим верным другом – чёрным вороном, которого он выучил предсказывать будущее. Когда старик умер, стал ворон летать каждый день над лесом, оплакивая волшебника, и там, где роняла птица на землю свои слёзы, каждую весну вырастал цветок. (слайд3)

На лугу растут ромашка,

Лютик едкий, клевер-кашка.

Что ешё?

Гвоздика, смолка, колокольчик,

Хвощ - как ёлка.

А ещё?

Подорожник, васильки,

Граммофончики - вьюнки.

Ещё много разных травок

У тропинок, у канавок.

И красивых, и пушистых!

Разноцветных и душистых!

-Какое же растение нам нужно найти на лугу? (слайд 4)

Или вправду верят люди,

Или делают лишь вид,

Говоря, что лютик лютый,

Говоря, что ядовит.

Огорчённо никнет лютик,

Разливая жёлтый свет –

С давних пор поныне люди

Не берут его в букет.

-Что ж, лютик, мы берем тебя с собой

Следующее растение чистотел - содержащий млечный сок, попадая на кожу или слизистые оболочки, вызывает покраснение кожи, и даже ожог.

Дурман Обыкновенный - Тоже, что и при белене.

Белладона или красавка - Особо опасен плод. Часто дети путают её с вишней. Сильнейшее отравление.

-Вот и подошла к концу наша экспедиция в мир растений. Давайте посмотрим, с какими же особыми растениями мы сегодня познакомились.

(Ландыш, волчьи ягоды, вороний глаз, лютик едкий, чистотел, белладонна, дурман).

  •  Как вы думаете, почему мы собрали эти растения вместе?

  •  Даю подсказку. В разговоре о них очень часто упоминается одно слово  какое?

(ядовитый).

- Значит, что можно сказать про эти растения? (ядовитые растения). Правильно, эти растения содержат вещества смертельно опасные для жизни человека.

Но это совсем не значит, что мы должны уничтожить эти растения. Вредных растений не существует. То, что вредно и опасно для человека, нередко полезно для некоторых животных. В природе всё целесообразно. Большинство растений, которые мы называем лекарственными, могут быть ядовитыми, если не знать, как их использовать.

Просто мы должны с вами соблюдать простые правила. Давайте подумаем какие.

Дети формулируют правила

Правило 1: Не торопись срывать и пробовать на вкус незнакомые ягоды.

Правило 2: Не торопись срывать и брать в рот незнакомые и знакомые растения.

(например лютик, ландыш,)

Правило 3: Не торопись брать руками незнакомое тебе растение, ведь некоторые из них могут быть ядовитыми, могут уколоть или обжечь, (лютик)

Правило 4: Во время прогулок нужно наблюдать за растениями, а не рвать их.

Давайте закрепим то, о чем мы сегодня говорили. Игра - растение ядовитое, не ядовитое.

Я называю названия растений. На ядовитые - стоим, на лекарственные или обычные растения - приседаем и нюхаем цветы (имитируем).

Мать-и-мачеха Белладона Одуванчик Дурман Крапива Белена черная Осока Наперстница пурпурная Ромашка Лютик едкий Фиалка Вороний глаз Подорожник Чистотел Роза Борщевик Нарциссы Ландыш Гвоздика

-Сейчас я раздам вам листки-памятки с изображениями ядовитых растений. Раскрасьте их. Вместе с мамой или папой придумаете значок, который будет отличать ядовитые растения от других растений.

kopilkaurokov.ru

Конспект занятия на тему "Ядовитые растения"

Конспект занятия по дополнительному образованию

Тема: Лето в природе. Ядовитые растения

Цель: Сформировать знания учащихся о ядовитых растениях, особенностях их строения; развивать умения учащихся отличать ядовитые растения; Сформировать навыки профилактики отравлений ядовитыми растениями и оказания первой помощи в случае отравления

Оборудование: картинки (ядовитые растения)

Ход занятий.

  1. Организационный  момент.

Наши  ушки на  макушке,

Глазки  широко  открыты.

Слушаем,  запоминаем, 

Ни минуты  не  теряем.

  1. Беседа по теории прошлого занятия.

Ребята, а давайте вспомним что такое природа.

 Природа – это растения, деревья, животные, вода, воздух, почва, горы. Это все, что нас окружает, что не создано руками человека.

И вот сегодня мы отправимся с вами в царство растений. Вы уже много знаете о растениях, о ягодах.

Какие ягоды вы занете?

Как вы думаете, зачем нам нужны растения? (ответы детей)

 Без растений жизнь на земле не существовала бы. Растения не только помогают всем живым существам дышать, но так же они помогают им лечиться от болезней.

Послушайте стихотворение:

Они бывают разные:Полезные, опасные,Красивые, пахучие,С листьями, колючие.Лекарства заменяютИ лакомством бывают,И чаем нас напоят,И даже дом построят.Земли они творенья,Зовем мы их… (растения)

3. Объявление темы.

Сегодня мы с вами поговорим об ядовитых растениях. Научимся обходить их стороной, распознавать их по характерным для них признакам.

  1. Объяснение нового материала.

Ядовитые растения - это растения, вырабатывающие и накапливающие в процессе жизнедеятельности яды, вызывающие отравления животных и человека. В мировой флоре известно более 10 тыс. видов таких растений. Многие растительные яды в небольших дозах являются ценными лечебными средствами. 

«Обидчиков» наших детей - ядовитых растений-, пусть и невольных, лучше знать в лицо. Давайте рассмотрим часто встречающиеся и наиболее опасные ядовитые растения, которые растут на наших дачных участках, у дорог и в лесу. 

Физминутка.Вместе по лесу идем, не спешим, не отстаем.Вот выходим мы на луг………………… (ходьба на месте)Тысяча цветов вокруг!........ (протягиваем руки в стороны)Вот ромашка, василек,Медуница, кашка, клевер.Расстилается ковер И направо, и налево….(наклоны с поочередным касанием правой рукой левую ступню, левой – правую.)К небу руки протянули,Позвоночник растянули…...... ( потягивание – руки вверх)Отдохнуть едва успели,За столы мы снова сели……… (дети садятся на свои места

.

Ядовитые растения

В лесу, на лугу можно встретить ядовитые растения. Одно растение опасно целиком, у другого – только корни, у третьего – листья. Многие из них нельзя даже брать в руки: ядовитые вещества, содержащиеся в их соке, могут проникнуть через кожу в кровь и вызвать отравление. Ядовитыми могут быть хорошо знакомые нам растения, а также те, которые привлекают нас своей красотой и ароматом. Не следует собирать неизвестные вам растения. Нельзя, ни в коем случае, брать их в рот.

Наиболее опасны из часто встречающихся растений следующие:

Аконит (борец, голубой лютик, Иссык-Кульский корень). До 1-1,5 м высотой.. Цветки желтые или голубые, собраны в крупную кисть на верхушке стебля.. Ядовито все растение, особенно клубни. Признаки отравления: обильное слюнотечение, рвота, понос, онемение губ, языка, кожи. Жжение и боль в груди. При тяжелом отравлении смерть может наступить в течение 3-4 часов.

Белена. . Цветки крупные до 2 см в длину, грязно-желтого цвета (в середине лиловые) с сетью фиолетовых жилок. Листья широкие с крупными зубцами, Запах у растения неприятный.

Признаки легкого отравления (появляются через 10-20 минут): сухость и жжение во рту и глотке, затрудненное глотание. Голос становится хриплым. Зрачки расширены, не реагируют на свет. Нарушено ближнее видение. Светобоязнь. Сухость и покраснение кожи. Возбуждение, иногда бред и галлюцинации.

Купальница европейская. Цветет в мае – июле. Окрашивает одежду в желтый цвет. Ядовит особенно корневище.

Белокрыльник болотный. До 30 см высотой. Листья широкие, сердцевидные с дуговидно расходящимися жилками. Черешки листьев выходят из ползучего толстого корневища. Цветы и плоды собраны в продолговато-цилиндрический початок, у основания которого находится крупный кроющий лист зеленый снаружи, изнутри белый. Плоды ярко-красные, тесно скученные, мясистые.

Растение ядовито в свежем виде. Богатое крахмалом корневище после тщательного кипячения становится съедобным. Из прокипяченного, высушенного корневища готовится мука.

Чистяк весенний. Семейство лютиковых. Содержит ядовитые вещества,. Но не смотря на это скандинавские народы употребляют это растение в пищу ранней весной. Значит ядовитость его невелика.

.Волчье лыко (волчеягодник обыкновенный, лавруша). Кустарник со стволом, разветвленным в верхней части, с морщинистой серой корой. Листья кожистые, продолговато-ланцетные, собранные в пучок. Цветки лилово-розовые, душистые, напоминающие по внешнему виду и запаху сирень. Плоды - красные, сочные, величиной с горошину, с одной косточкой внутри. Плоды расположены тесными кучками, имеют жгучий сок, обжигающий рот.Все растение ядовито, особенно плоды (смертельная доза - 3-5 штук) и сухие листья (30 г достаточно для смертельного отравления лошади).

Вороний глаз. Прямой ствол высотой 30-40 см. На верхушке голого стебля кружком расположены четыре листа (редко бывает 3 или 5), а между ними на невысокой цветоножке, единственный зеленовато-желтый цветок. Из цветка развивается плод - синевато-черная блестящая ягода.Ядовито все растение, особенно корневище и ягода.

Признаки отравления: тошнота, рвота, коликообразные боли, понос, судороги, паралич.

Дурман. Крупное растение с прямостоящим, обильно разветвленным голым стеблем. Цветы крупные до 10 см, расположены поодиночке в пазухах листьев. Плод - крупная, до 4-5 см в диаметре коробочка, усаженная снаружи зеленоватыми шипами. Ядовито все растение. Признаки отравления, что и беленой.

 Все эти растения ядовиты, хотя и очень красивы, поэтому надо быть осторожными в общении с природой. Но мы познакомились лишь с некоторыми растениями, кроме того, многие из них уже стали очень редкими, поэтому при встрече с ними уничтожать их нельзя.

Запомни эти правила:

1. Если увидишь красивое незнакомое растение с яркими плодами, не спеши его срывать: оно может быть ядовито.

2. Нельзя жевать первую попавшуюся травинку, она может быть ядовита.

3. Придя с прогулки, обязательно вымой руки.

4. К ядовитым растениям относятся: волчье лыко, вороний глаз, ландыш, бузина, красавка, паслен, чемерица, лютик ядовитый.

Первая помощь при отравлении ядовитыми растениями:

  1. Прежде всего следует вызвать рвоту и для этого дать пострадавшему выпить 4 -5 стаканов тёплой подсоленной воды.

  2. Промыть желудок.

  3. Принять внутрь активированный уголь.

  4. Немедленно обратиться к врачу.

  1. Практическая часть.

6. Итог занятия:

Главное, что надо запомнить: Ничто в природе не существует просто так. И даже ядовитые растения кому-то нужны: ими лечатся животные, поэтому уничтожать их не следует. Все свои сокровища природа отдает человеку и за это просит только одного – беречь ее. Так давайте будем беречь и охранять нашу природу!

Какие вы запомнил ядовитые растения?

Какие правила существуют в лесу?

multiurok.ru

Конспект занятия "Ядовитые растения"

«Ядовитые растения»

ЦЕЛЬ:

  • Сформировать знания учащихся о ядовитых растениях, особенностях их строения;

  • Развивать умения детей отличать ядовитые растения;

  • Сформировать навыки профилактики отравлений ядовитыми растениями и оказания первой помощи в случае отравления

Выполнила: Феденева О.К.

Ход занятия:

Ребята знаете ли вы что-нибудь о ядовитых растениях? Какие последствия могут возникнуть у человека при контакте с ядовитыми растениями? И так тема нашего сегодняшнего занятия, как вы догадались это ядовитые растения.

Из 30 000 растений, встречающихся в нашей стране около 1000 являются ядовитыми. ЧАСТО В ГАЗЕТАХ ПОЯВЛЯЮТСЯ СООБЩЕНИЯ ОБ ОТРАВЛЕНИИ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ ТРАВАМИ ИЛИ ЯГОДАМИ, ПРИЧЁМ ИНОГДА ЭТО КОНЧАЕТСЯ ВЕСЬМА ПЕЧАЛЬНО … 

Волчье лыко:

Это самое популярное ядовитое растение, причем, его можно встретить повсеместно. Отравиться можно его ярко-красными ягодами или корой веток, которые обрывают ради красивых, напоминающих сирень, цветов. При попадании сока растения на кожу появляется боль, краснота, отек, затем пузыри и язвы. При отравлении ягодами - жжение во рту и глотке, затруднение глотания, слюнотечение, боли в желудке, понос, рвота, в тяжелых случаях - остановка сердца. 

Паслен сладко-горький:

С середины лета до сентября на растениях паслена сладко-горького и черного висят ягоды. Сначала они зеленые, потом красные и черные. Страдают чаще всего дети, поедая неспелые ягоды. Симптомы отравления пасленом: боли в животе, тошнота, рвота, угнетение двигательной и психической активности. 

Дурман:

Эти ядовитые растения так же принадлежат к семейству пасленовых. Они содержат вещества атропин и скополамин. Попробовав молодые сладкие ростки, семена или ягоды, человек ощущает сухость во рту, расстройство речи и глотания. У него расширяются зрачки и нарушение зрения, учащается пульс, возможно бред и галлюцинации, в тяжелых случаях – потеря сознания.

Белена. Беладонна: По болотистым местам во многих местах можно встретить это высокое зонтичное растение с запахом петрушки. В нем ядовиты все части. Практически сразу после попадания яда в организм человека начинаются головная боль, рвота, боли в животе. 

Вех ядовитый: Это и лекарственное, и ядовитое растение. Опасны недозрелые плоды бузины, которые одержат синильную кислоту и в сыром виде в больших дозах смертельно ядовиты. 

Бузина чёрная:Это растения содержат опасный алкалоид цитизин. Если наесться плодов акации (горошины бобов) или перестараться в лечении кашля с помощью настоев травы термопсиса, могут появиться тошнота, рвота, головокружение, слабость, холодный пот, понос. При тяжелом отравлении - помрачение сознания, возбуждение, галлюцинации, судороги, остановка дыхания. 

Акация жёлтая: Термопсис Всего одно семечко, съеденное ребёнком, приводит к летальному исходу. А для взрослого человека смертельная доза – 8 – 10 семечек

Ребята те растения про которые мы с вами сегодня проговорили это всего лишь маленькая часть. И вы заметили, что побочные действия на организм человека, очень опасные. Но что же делать если все же человек отравился растениям? Какие меры нужно предпринять? (Ответы детей)

 Если по каким -то причинам вы или ваши близкие все же подверглись опасности отравления, надо как можно быстрее доставить человека к врачу. Прежде всего, нужно вызвать рвоту, раздражая корень языка и дать пострадавшему внутрь большое количество (4—5 стаканов) теплой подсоленной воды

Но если это невозможно сделать быстро, в качестве первой помощи необходимо промыть желудок, дать слабительное, адсорбирующие вещества (активированный уголь), осаждающие (танины), окисляющие (1%-й раствор марганцовки), нейтрализующие (сода, кислое питье) и обволакивающие (яичный белок, молоко). 

Поэтому ребята будьте осторожны, и не знакомые растения вы никогда не трогайте, какими бы они красивыми и вкусными не были.

Волчье лыкоhttp://www.ayzdorov.ru/images/Travi/volche-liko2.jpg

Картинки по запросу паслен сладко-горький

Паслен сладко горький.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/a/af/Datura_stramonium_-_K%C3%B6hler%E2%80%93s_Medizinal-Pflanzen-051.jpg/200px-Datura_stramonium_-_K%C3%B6hler%E2%80%93s_Medizinal-Pflanzen-051.jpg

Вех ядовитый

http://ltravi.ru/wp-content/uploads/2014/04/0a0a03de2b85bd6fc0e7e9ed458c088d-300x207.jpg

Дурман

http://medicalplant.ru/images/114.jpg

Беладонна

http://dotzkimamy.ru/wp-content/uploads/2012/03/asds.jpg

Акация желтая

http://www.leksvoy.co.ua/trees/buzina.jpg

Бузина черная

infourok.ru

Познакомить с ядовитыми растениями, которые можно встретить в нашем лесу

Окружающий мир

Конспект урока

Тема урока: Ядовитые растения леса.

Цель урока: Познакомить с ядовитыми растениями, которые можно встретить в нашем лесу.

Задачи урока:

1. Познакомить с правилами безопасного обращения с ядовитыми растениями леса

2. Учить видеть в окружающем мире растения, которые могут быть опасными для жизни человека.

3. Развивать наблюдательность, внимание.

4.Воспитывать любовь к природе, желание быть здоровым, не навредить своему организму.

Оборудование: 1.Коробочки с сухими лекарственными травами: багульник болотный, пижма обыкновенная;

2. презентация « Ядовитые растения леса»;

3.фотографии растений: багульник болотный, борщевик сибирский, вех ядовитый, пижма обыкновенная;

4.полосочки-надписи: вред , польза, памятка обращения с растениями

5. КАРТОЧКА: (для группы)

1.Травянистое растение

2.Растение с резким запахом

3.Дерево со светлым стволом

4.На изломе веточки появился жёлтый сок

5.Хвойное дерево

6.На листьях густой ворс

7.Растения растут, образовав густые заросли

8.На ветках растения шипы

9.Растение растёт возле речки

10.Растение с толстым стволом ХОД УРОКА:

I. Организационный момент

II. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний

1.Постановка учебной задачи:

ЗАГАДКА (о растении)

Дышит, растёт, а ходить не может…….летом зелёное, осенью жёлтое…..бывает на зиму пропадает ……. а бывает стоит голое, что ЭТО?

( на доске пишу: РАСТЕНИЯ)

2. Сообщение темы урока

- Сегодня будем говорить о растениях, а о каких разберёмся с вами в течение урока.

III. Работа над темой: Этап усвоения новых знаний. ( Работа над темой)

Уч. Дома каждая группа готовила сообщение о каком-то растении. Сегодня вы расскажете классу какой материал вы приготовили.

1.Сообщение группы №1 Пижма обыкновенная

Слайд №1……………………………………………………………..Рисунок№1

2.Сообщение группы №2 Багульник болотный

Слайд №2…………………………………………………... Рисунок№2

3.Сообщение группы №3 Борщевик сибирский

Слайд №3, №4………………………………………………фото№3……………

4.Сообщение группы №4 Вех ядовитый………………….. Слайд №5……………………………………………………… фото№4

-Уч. Все эти растения растут на одной территории, КАКОЙ?

( на доске пишу: ЛЕСА)

-Уч. У этих растений есть общее свойство, признак, КАКИЕ ОНИ?

( на доске пишу: ЯДОВИТЫЕ)

-5. Сообщение темы урока.

Уч. Кто сообщит нам тему нашего урока?

ЯДОВИТЫЕ РАСТЕНИЯ ЛЕСА (дети)

Слайд6

6. Выделение вредных свойств ядовитых растений.

Уч. Если это ядовитые растения, то они хранят, ЧТО?

ВРЕД (опасность ) (дети)

(прикрепляю на доске ВРЕД: ) КАКОЙ?

………… ожог

…………. Аллергию

………….сердечный приступ

отравление

Уч. Если это ядовитые растения, они приносят вред людям, то что надо сделать с такими растениями, как вы думаете? Может надо их уничтожить, вырубить?

НЕТ, т. к. они ПОЛЕЗНЫЕ (дети)

7. Выделение полезных свойств ядовитых растений.

Уч. Если эти растения полезны, то они приносят, ЧТО?

ПОЛЬЗУ (дети)

(прикрепляю на доске ПОЛЬЗУ: ) КАКУЮ?

…………. Отгоняют комаров, мелких насекомых

…………. Хорошие медоносы

…………. лечат диких животных

…………. Красота

………….. используются в медицине

8. Ознакомление с лечебными свойствами данных растений

Уч. Если эти растения полезны, то ими можно ЧТО ДЕЛАТЬ?

ЛЕЧИТЬСЯ (дети)

Уч. Дома вы готовили материал, может вы прочитали и о лекарственных свойствах этих растений?

(дети)

(Учитель показывает коробочки с лекарственными растениями, особенно обратить внимание на ЛЕЧИТЬСЯ ПОД НАБЛЮДЕНИЕМ ВРАЧА!!!

9. Массаж активных точек

Уч. Ребята, представьте, а если мы пошли в лес ДЫХАТЕЛЬНАЯ МЕДИТАЦИЯ и попали в заросли багульника, ЧТО С НАМИ МОЖЕТ СЛУЧИТЬСЯ?

ЗАБОЛИТ ГОЛОВА (дети)

Уч. А как СНЯТЬ головную боль?

Массаж активных точек головы. 10. Работа по учебнику

Уч. Откройте учебник на стр. 115 и прочитайте названия других ядовитых растений….

- о каких растениях вы прочитали?

11. Домашнее задание

1.Стр. 115-116 учебник, прочитаете о ядовитых грибах.

2. Подготовить семейный рецепт с использованием данных растений;

3.Сочинить рассказ, сказку, стихотворение о растении над которым работали

IVэтап. Закрепление новых знаний

Уч. Ребята, как вы думаете, кроме этих растений с которыми мы с вами познакомились, есть ещё другие ядовитые растения?

Уч. На территории Российской Федерации произрастает около 400 видов ядовитых растений.

Уч. Давайте подумаем, по каким-то общим признакам мы сможем с вами определить ОПАСНО растение для нашего организма? Может оно ядовито?

Дети

1. Определение опасности растений по внешним признакам

( работа в группе и параллельно такую же работу выполняет 1-2чел у доски по желанию )

Работа по карточкам

(каждой группе даётся карточка с признаками растений, ЗАДАНИЕ:

- выбрать те растения, которые по данным признакам могут принести Опасность человеку)

КАРТОЧКА: (в группу) 1-2чел у доски

1. Травянистое растение

2.Растение с резким запахом

3.Дерево со светлым стволом

4.На изломе веточки появился жёлтый сок

5.Хвойное дерево

6.На листьях густой ворс

7.Растения растут, образовав густые заросли

8.На ветках растения шипы

9.Растение растёт возле речки

10.Растение с толстым стволом

2. проверка (работы в группе и у доски) 3. Составление памятки.

1.Уч. А чтобы не болела людям голова, чтобы не получили ожоги, ЧТО НАДО ЗНАТЬ?

ПРАВИЛА ОБРАЩЕНИЯ С РАСТЕНИЯМИ (дети) I вариант: II вариант: 2.Работа в группе. Я раздаю готовые памятки

Записать по одному полезному правилу обращения с растениями, учитывая то, что могут быть и ядовитые растения.

Уч. Прикрепляю правила на доске = ПАМЯТКА

4. Работа с памяткой (резервное задание) V. Итог урока.

Уч. Ребята, чья работа вам на уроке понравилась?

Кого вы бы поблагодарили, сказали «Спасибо». (ответы детей)

СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ:

2группа

1.Багульник болотный - вечнозелёный, сильно пахнущий кустарник. Высота багульника — 50—120 см. Сверху листья темно-зеленые, блестящие, снизу буро-войлочные. Цветет багульник в мае — июне белыми колокольчатыми цветками. Белые цветки собраны в соцветия. Семена светло-жёлтые, очень мелкие.

2.Растёт багульник болотный в лесах на Дальнем Востоке, в Сибири и в наших местных лесах. Багульник болотный растёт в основном на моховых болотах, обычно образуя заросли.

3. Багульник болотный -Ядовитое растение, особенно листья. Багульник имеет резкий запах, вызывающий головную боль. Багульник может вызвать отравление при соприкосновении с кожей и слизистыми, при вдыхании запаха.

4. Все части багульника, кроме корней, содержат эфирное масло. Эфирное масло багульника испаряется и оседает на поверхности черники, голубики, которые растут под кустом или поблизости. Такие ягоды становятся ядовитыми.

5. Есть четыре вида багульника, но только один из них багульник болотный официально признан лекарственным растением. Листочки багульника помогают бороться с гриппом и простудными заболеваниями. Лекарства из багульника лечат желтуху. Мазь из масла багульника назначают для лечения ран, ожогов, она успокаивает также зуд кожи при укусах насекомых. Настойка из молодых побегов багульника помогает при обработке ссадин, мелких порезов и обморожений.

1группа

1.Пижма обыкновенная- многолетнее травянистое растение высотой до 100 см. соцветия растения напоминают гроздь рябиновых ягод и листья пижмы внешне похожи на листья рябинки, поэтому её называют ещё ДИКАЯ РЯБИНКА, отдельные цветочки напоминают пуговки, поэтому растение в народе ещё называют пуговочник. Листья сверху темно-зеленые, снизу серовато-зеленые. Цветки желтые, мелкие, соцветие. Плод — продолговатая ребристая семянка без хохолка, плоды созревают в августе—октябре.

Цветет растение с конца июня по август. Высушенные цветки долгое время сохраняют окраску, поэтому пижму ещё называют ТРАВОЙ БЕССМЕРТИЯ.

2. Пижма обыкновенная встречается в лесах, кустарниках, по берегам рек, по краям канав, у дорог по всей европейской части России, на севере Казахстана, в Западной Сибири. Пижму можно встретить в наших лесах, ещё она растёт возле нашей школы.

3. Пижма ядовита, она относится к противопаразитным средствам. Во время исследований отмечено, что цветки и листья этого растения в течение 15 мин парализуют мух на 100% . В народе пижма довольно известна как средство против насекомых (мухи, блохи, клопы, моль). В больших количествах она вызывает отравление у животных; даже незначительное ее количество в сене придает молоку горький вкус.

4. В средней полосе России в прошлом травой пижмы обкладывали туши забитого скота для сохранения мяса. Листья пижмы заменяют корицу и мускатный орех и используются в консервации мяса.

5. В медицине чаще используют цветки пижмы. Листья и цветки пижмы используют при головной боли, желтухе, вывихах и ранах. По старинным рецептам цветки пижмы применялись для лечения ячменя. Пижмой промывают гноящиеся раны, долго незаживающие раны, язвы, делают компрессы.

3группа

1. 1.Борщевик – гигантский многолетник, достигающий в высоту двух метров. Борщевик - высокорослое травянистое растение Оно известно с глубокой древности. Это растение морозо- и холодостойкое (под снегом выдерживает морозы до -40 градусов С), влаголюбивое, требовательное к влаге, растет на одном месте до 8-12 лет. Одно растение производит до 60-100 г семян, покрытых плотной кожурой. После цветения и плодоношения борщевик отмирает.

2. Учёные насчитывают около 40 видов борщевика, больше половины из них встречается на Кавказе. Борщевик даже заходит на Крайний Север за Полярный круг. В Западной Сибири широко распространён борщевик сибирский. Борщевик сибирский, ещё его называют пучка- двулетняя трава, распространена по всей Тюменской области. Борщевик сибирский можно встретить на полянах, в лесах, в зарослях кустарников, вдоль дорог, у жилья.

3. Сок борщевика содержит особые вещества, которые борщевик накапливает на ворсинках и листьях. На изломе стебли борщевика выделяют светло-желтую жидкость (с резким запахом эфирного масла), которая обладает сильной жгучестью.

При попадании сока на кожу возникает самый настоящий и иногда очень серьезный ожог. Обожженные участки кожи следует обильно промыть водой, желательно с добавлением небольшого количества соды.

  • Если погода не солнечная, то растения и сок при контакте с кожей сначала никаких болевых ощущений не вызывают. Симптомы могут проявиться спустя несколько часов и даже суток. Если сок растения попал на кожу, необходимо побыстрее помыть ее водой с мылом и затем обязательно обратиться к врачу.
  • .Молодые стебли, листья борщевика сибирского неядовитые . С давних времен в питание употребляются молодые стебли, листья, корневища борщевика.
Молодые побеги, стебли и листья в небольшом количестве кладут в салат, используют при солении, мариновании, сушении.

Стебли по вкусу напоминают огурцы, их используют сырыми в салат, а также вареными, жареными в масле с луком, солеными, маринованными. Борщевик - прекрасный медонос.

4.В лечебных целях используются корни и листья борщевика. Настой травы в сборе используется при зубной боли, как противовоспалительное, Свежие листья прикладывают наружно при ушибах, завернутые в марлю.

4группа

1.Вех ядовитый, или цикута. Многолетнее травянистое растение высотой 50 - 150 см. Корневище у него толстое, внутри полое, с перегородками. Белые цветки собраны в соцветия — зонтики. На срезе корневища выступают капли желтовато-оранжевой смолы. Цветет вех с июня до сентября.

2. Вех ядовитый в народе ещё называют омег ядовитый. Встречается он почти по всей стране на влажных и сырых лесных лугах, по болотам и даже в воде. Растение сильно ядовито, особенно корневище!

3 Вех — очень опасное ядовитое растение. Яд действует на мозг и может наступить даже смерть. От него чаще всего страдают дети, так как корневище веха сладкое и дети принимают его за сельдерей.

4. В русской медицине корни и корневища цикуты применяли наружно (в виде мазей, настоек) при некоторых кожных заболеваниях, ревматизме.

Поскольку вех ядовитый – одно из наиболее ядовитых растений, заниматься самолечением не стоит.

Ядовитые растения очень часто можно спутать с неядовитыми по схожести

Бытует мнение, что в Средней полосе и многих других регионах России растение появилось в прошлом веке, после Отечественной войны. Виновником в распространении борщевика является Иосиф Сталин. Однажды, узнав, что в Северной Америке борщевик является ценной кормовой культурой, товарищ Сталин лично приказал разводить его повсеместно. Из сорняка борщевик превратился в культивируемое растение. Дело Сталина по разведению борщевика продолжил Никита Хрущев, а затем Леонид Брежнев. В 70-х годах борщевик посоветовали выращивать полякам, однако местным животноводам это не понравилось, поскольку молоко коров, потребляющих борщевик, отдавало горечью. К тому же выяснилось, что растение ядовито. И хотя выращивать борщевик перестали, там его все еще называют «месть Сталина».

Сельскохозяйственное разведение борщевика сегодня почти повсеместно забросили. Но уже поздно. Гигант вырвался на свободу и начал завоевывать территории, размножаясь сам по себе, безо всякого контроля. В естественных условиях борщевик Сосновского распространен повсеместно в России и странах СНГ, даже заходит на Крайний Север за Полярный круг. Он встречается на опушках и полянах, на защищенных склонах гор, по долинам рек, среди кустарников и по обочинам дорог. Большие «лопухи» - листья борщевика Сосновского появились уже в черте города.

У фурокумаринов есть способность так называемой фотосенсибилизации, т.е. сильного повышения чувствительности организма к свету. Даже если контакт с соком или растением произошел в темное время суток, то при облучении кожи естественным светом на следующий день проявляются те же клинические симптомы, как и при поражении кожи днем с одновременным облучением. В вечернее или ночное время, случайно пробираясь через лесные заросли с борщевиком, можно не заметить попадания сока поврежденных случайно листьев или стеблей борщевика на кожу, но потом это вызовет неприятные симптомы, непонятные для «путешественника». Маленькие дети и даже подростки, случайно и неосторожно обращаясь с борщевиком, могут серьезно пострадать.

В зависимости от продолжительности контакта сока с кожей человека и светового облучения на теле могут возникнуть дерматиты, протекающие по типу ожогов I, II и III степени. При I типе ожога участки тела, куда попал сок, вскоре начинают зудеть и становятся красными; ощущение жжения и зуда достигает максимума через 2-3 дня. Наблюдают отечность кожи, через две недели кожа начинает шелушиться, после чего остаются темные пигментные пятна, сохраняющиеся до 2-6 месяцев и более.

II тип ожога сопровождается часто общим ухудшением здоровья: повышением температуры, появлением озноба, слабости и головных болей. В течение 5-6 суток образуются пузыри с серозным содержимым, которое через неделю всасывается. Пузыри опадают, и образуется коричневая корка. На теле остаются пигментные пятна.

III тип ожога - наиболее тяжелая форма дерматита, когда на теле появляются изъязвления, образующиеся при вскрытии пузырей. Такое поражение может оставить после себя красновато-бурые или беловатые рубцы, которые в течение многих месяцев не рассасываются.

Существует несколько способов предварительной обработки - ошпаривание кипятком, отваривание в соленой воде, вымачивание в рассоле и получасовое отваривание.

Из молодых и нежных листьев и стеблей готовят салаты, начинку для пирожков, отвары, по вкусу напоминающие куриный бульон. На зимний период заготовляют, как правило, только листья - их солят, заквашивают и сушат. Корни борщевика используют в свежем и сушеном виде как пряность.

Изысканное блюдо - обжаренные стебли борщевика. Сначала их обдают кипятком, потом жарят в масле с луком.

Вареные побеги и листья заменяют огородную зелень.

В мировой флоре известно более 10 тысяч видов ядовитых растений, что составляет всего 2% от числа всех остальных, но вероятность встречи их достаточно велика.

Чтобы встретить ядовитые растения, не обязательно отправляться на экзотические острова – с ними легко столкнуться и у нас. Они растут не только в лесах, полях и на лугах, но и возле жилых домов, на огородах и даже в нас дома.

Отправляясь с друзьями или с семьёй в лес или в парк, люди хотят отдохнуть от бытовых проблем, повеселиться, насладиться свежим воздухом, устроить пикник, поиграть в различные игры.

Поделитесь с Вашими друзьями:

zodorov.ru

Конспект занятия по технике безопасности "Лекарственные и ядовитые растения"

«Лекарственные и ядовитые растения».

Сформировать навыки правил поведения и мерам безопасности в природе.

Способствовать расширению и углублению знаний детей о лекарственных и ядовитых растениях;

Развивать любознательность, познавательный интерес.

Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении

Методические приемы: рассказ воспитателя, презентация,  беседа с детьми, художественное слово,  анализ занятия.

Предварительная работа:

Занятия познавательного характера   "Растения живые существа", "Первые цветы на участке".

Познавательные беседы : "Правила поведения в лесу".

Труд в природе на участке: (поливка, рыхление, опрыскивание, удаление сорняков).

Чтение художественной литературы:  Г. Паустовский "Заботливый цветок", А Пришвин "Иван-чай", "Фиалка".

Художественно-творческая деятельность: Аппликация  "Подснежник", "Букет нарциссов". Лепка и природный материал "Осенние цветы ". Рисование "Комнатное растение", "Одуванчики". Оригами "Тюльпаны ".

Словарная работа:

Обогащение словаря: настой , воспалительный процесс.

Активизация словаря: ядовитое, лекарственное растение.

Ход занятия:

- Ребята, сегодня мы продолжим  свое путешествие.  Вы уже много знаете о разнообразных растениях. Без растений не существовало бы жизни на планете Земля. Растения не только дают красоту, помогают всем живым существам дышать, но также помогают им лечиться от разнообразных болезней. И сегодня  мы  поговорим о  лекарственных и ядовитых  растениях.

Природа предлагает человеку огромное разнообразие даров, среди них – лекарства от многих болезней. Надо только знать и уметь ими пользоваться. Еще давным-давно люди заметили, что все звери лечатся травами. Разные растения помогают от разных болезней. Много лет подряд люди передавали своим потомкам знания о лечебных растениях.   В аптеках можно увидеть разнообразные травы, настойки, таблетки и микстуры из трав. Часто люди сами собирают травы и готовят себя лекарства, только нужно знать как правильно это делать. Кого из вас лечили с помощью трав? От каких болезней? Какими травами?

(ответы детей)

А сейчас, ребята, давайте посмотрим  на экран.

- Отгадайте загадку: В поле сестрички стоят, 

Желтые глазки на солнце глядят, 

У каждой сестрички – 

Белые реснички (ромашка)

Ромашка аптечная - одно из самых популярных лекарственных растений. Цветы ромашки входят в состав успокоительных сборов, свежими отварами из цветков ромашки пользуются для промывания ран. Ромашка поможет больному животику и   полощут рот и горло при воспалениях в полости рта.

Следующая загадка:

Семена, как коготки,

Желто-красные цветки.

От горла помогают,

Кто же их не знает (календула)

Календула лекарственная кроме того, что используется в лекарственных целях так же хорошо известна как декоративное растение, его выращивают на клумбах и цветниках. С лекарственной целью используются цветочные корзинки и цветки. Препараты календулы успокаивают нервы, снижают давление, улучшают работу сердца, ее используют для лечения ран, ожогов, настоем календулы полощут рот и горло при ангине, так же лечат желудок и печень. Из календулы лекарственной готовят настои, настойки и мази.

 А кто угадает это растение?

Тонкий стебель у дорожки

На конце его – сережки.

Лечит ранки и ожоги

Этот лекарь у дороги (подорожник)

Попробуйте догадаться, почему оно так называется? Приходилось ли кому ни будь из вас   пользовался подорожником? (Ответы детей).Подорожник люди используют с давних пор для заживления ран.

 - А это что за растение?

 Носит этот мальчик

 Желтый сарафанчик.

 Подрастет – нарядится

 В беленькое платьице.

 Легкое, воздушное.

 Ветерку послушное (одуванчик)

 - Одуванчик также лекарственное растение, служит для улучшения аппетита. Из листьев одуванчика делают салат, потому что в листьях много витаминов, при болезнях кожи, соком одуванчика смазывают мозоли и бородавки.

Повсюду животные, птицы, люди могут найти помощь у природы, это самая лучшая аптека. На каждую болезнь есть свое лекарственное растение. Но необходимо знать, что лекарственные растения могут заготавливать и делать из них лекарства только взрослые. Для того чтобы получить от растений больше пользы нужно соблюдать определенные правила.

А сейчас предлагаю поиграть в игру: «Зелёная аптека»

Дети приходят к столу, где лежат карточки лекарственными растениями и картинки с симптомами болезней:

Ангина – мать-и-мачеха;

Ожог – зверобой;

Пятна на теле – чистотел;

Плохой аппетит – корень одуванчика;

Заболел желудок – тысячелистник;

Простуда – душица;

Рана на руке – подорожник.

Физ- минутка "Полевые цветы".

- Ребята, посмотрите, какая чудесная поляна. Давайте мы с вами превратимся в семена полевых цветов. Вот полил дождь, и семена сейчас начнут расти. Появился маленький росток, сейчас появится первый листок, на лепестке созрел бутон, который раскроется вот-вот и распустится красивый полевой цветок. (Дети движениями рук и пластикой изображают цветы).

Дидактическая игра "Ядовитые и лекарственные растения".

- Давайте на лекарственные растения будем класть зеленые кружки, а на ядовитые - красные. Но прежде чем мы будет отмечать, где какое растения. Я вам предлагаю разделиться на команды, кто-то будет искать лекарственные растения, а кто-то ядовитые, чтобы нам не запутаться, давайте наклеим себе вот такие зеленые и красные кружки. (Дети по желанию делятся на подгруппы).

- Почему одуванчик отметили зеленым кружком? (Потому что это лекарственное растение).

- В чем же его польза? Как человек использует одуванчик в своей жизни? ( его используют для аппетита, при болезнях кожи, соком одуванчика смазывают мозоли и бородавки).

(Аналогично обсуждаем другие лекарственные растения.)

- Ромашка. Настой из ромашки используют для полоскания горла, для промывания гнойных ран, можно пить как чай.

- Незабудка. Трава Незабудки снимает воспалительные процессы, останавливает кровь.

- Подорожник прикладывают на раны, останавливает кровотечение.

- Календула . Препараты календулы успокаивают нервы, снижают давление, улучшают работу сердца, ее используют для лечения ран, ожогов

 - Колокольчик. Листья растения употребляют при головной боли, при кашле, ангине. Настоем травы поласкают горло при охриплости голоса.

- Почему на ландыш вы положили красный кружочек? (Потому что ландыш после цветения образует красные ягоды, они ядовиты).

- Какие цветы вы еще отметили красными кружками? (Воронец, волчье лыко, дурман, вороний глаз).

Итог занятия: Ребята, все свои сокровища природа щедро отдает человеку и за все просит только одного: беречь ее!

Наше занятие закончилось, расскажите, что нового для себя вы сегодня узнали? (ответы детей)

Ребята, наше путешествие закончилось. Сегодня вы узнали много нового и интересного, постарайтесь это запомнить.

infourok.ru

Конспект занятия "Съедобные ягоды и ядовитые растения"

Конспект занятия.

«Съедобные ягоды и ядовитые растения»

Цель. Познакомить детей со съедобными ягодами и ядовитыми растениями, а также научить различать их и правильно называть.

Материал. Цветные карандаши (фломастеры)

НОД

Рассказать детям про съедобные и ядовитые растения, растущие в лесу, на поляне, на лугу. Полезные растения — это земляника, малина, черника, брусника. Эти ягоды съедобные и вкусные, их можно собирать и есть. Из них варят варенье и компоты.

Беседа

Спросите детей, кто из них собирал лесную землянику, малину, чернику, бруснику. Где растут эти растения, как они выглядят: высокий ли стебель, какой формы листики, какого цвета ягоды? Покажите детям соответствующие цветные изображения и обсудите, по каким признакам можно отличить каждое из растений (высота растения, цвет и форма ягод).

Спросите детей, какие ядовитые растения они знают. Можно ли пробовать? К каким последствиям это может привести?

Это надо запомнить

Педагог показывает детям изображения ядовитых растений и называет их: это — вороний глаз, волчье лыко, ландыш.

Вороний глаз — очень запоминающееся растение, его можно узнать, даже если никогда ранее его не видел. На его высоком стебле прикреплены близко друг к другу четыре широких листика, а из середины выступает один цветок, превращающийся затем в черную ягоду, очень похожую на черный блестящий глаз вороны. Это растение потому так и называется «вороний глаз». У него ядовиты и ягода, и стебель, и листья, и корневище.

Волчье лыко — кустарник, который цветет мелкими душистыми розово-красными цветками, прикрепленными прямо к коре. Поэтому его еще называют «лесная сирень». Позже на месте цветков появляются ярко-красные ягоды. Это опасное растение. В его ягодах содержатся сильные яды. Даже несколько ягод могут оказаться смертельными для человека.

Ландыш — очень красивый всем известный лесной цветок. Однако не все знают, что его ягоды - красно-оранжевые горошины — очень ядовиты.

Дети должны запомнить, что лучшее средство защиты от ядовитых растений — не трогать ни один цветок, ни один кустарник, если они тебе не знакомы, потому что опасным может быть даже прикосновение к ядовитым растениям: вызвать ожог кожи с пузырями и трудно заживающими ранами.

У некоторых детей есть привычка — покусывать и жевать любую травинку. Это очень вредная привычка, и дети должны запомнить, что стебли, листья и цветы многих растений ядовиты и могут нанести непоправимый вред здоровью.

. Предложите детям раскрасить съедобные и ядовитые ягоды, ориентируясь на красочный образец. Поинтересуйтесь, почему одни ягоды нарисованы на черной странице, а другие — на зеленой и почему. Попросите еще раз назвать эти растения и указать, какие из них вредные, ядовитые, а какие полезные, съедобные.

Игра

Организуйте с детьми игру в «Съедобные — несъедобные ягоды». Варьируйте игры. Для этого можно использовать мячик, можно при назывании водящим (которым может быть и педагог) полезной ягоды поднимать вверх руку или хлопать в ладоши. Главное — чтобы дети хорошо запомнили названия съедобных и ядовитых ягод.

infourok.ru

Конспект урока по окружающему миру "Ядовитые растения различных природных зон."

ТЕМА: "Ядовитые растения различных природных зон."

Т и п у р о к а : Выработка умений и навыков.

Ц е л е в а я у с т а н о в к а : Выработка умений и навыков безопасного поведения в природе при встрече с ядовитыми растениями.

О с н о в н ы е п о н я т и я : Ядовитые растения, безопасное поведение, оказание первой помощи.

Планируемые результаты

Предметные: распознавать ядовитые растения, знать и соблюдать правила безопасного поведения в природе при встрече с ядовитыми растениями, знать способы оказания первой помощи при лёгких поражениях (обратить особое внимание на то, что в таблице учебника знаком «*» отмечены те растения, от которых чаще всего страдают дети).

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные: распознавать природные объекты по существенному признаку, устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные: формулировать собственную позицию и мнение; приходить к общему решению при работе в паре и/или группе.

Личностные: интерес к новому учебному материалу и способам решения новых познавательных задачи. Элементы экологической культуры и безопасного поведения в природе.

Знать и соблюдать правила безопасного поведения в природе при встрече с ядовитыми растениями.

Знать способы оказания первой помощи.

Различать ядовитые растения ( на примере своей местности).

ХОД УРОКА.

I.Организационный момент. Проверка д/з.

-Что такое «природная зона»?

-Покажите на карте природные зоны нашей страны?

-Какие интересные сведения о различных природных зонах вы еще узнали? (Почему в пустынях ночью холодно? Почему зона Арктических пустынь так называется? и т.д.)

-Дома вы должны были обобщить знания по пройденным темам и подготовить работу. Кто хочет рассказать о ней?

II.Новая тема.

1.Подготовка к восприятию.

-Надеюсь, наше путешествие по природным зонам было для вас увлекательным. А каким должно быть любое путешествие?

-Я загадаю вам загадку, а вам нужно ее отгадать и догадаться чему посвящено наше дальнейшее путешествие по природным зонам.

Это растение –украшение субтропиков. Его ценную и прочную древесину по приданию использовал для своих стрел Робин Гуд. Но держаться от этого растения следует подальше. Почему? О чем речь?

(Тис. Ядовитые растения.)

2.Просмотр видео "Ядовитые растения".

-Какие растения перечислены в ролике?

3.Чтение текста в учебнике (стр.84-87)

-Почему авторы учебника попросили обратить внимание на растения, от которых чаще всего страдают дети?

4.Беседа о ядовитых растениях Северной Осетии.

-Наше с вами путешествие по природным зонам закончено.Мы возвращаемся домой в Осетию.

ФИЗМИНУТКА. (ВИДЕО «Осетия с высоты птичьего полета»)

-(Картинка на экране -Цей) Посмотрите ,какая красота! В своих впечатлениях об Осетии один путешественник, описывая ее просторы, писал о стадах, пасущихся на сочных лугах. И он отметил, что животные обходили стороной на вид очень красивые растения. Как вы думаете, почему? (Это ядовитые растения.)

-Я хочу вас познакомить с ядовитыми растениями нашей Родины.(СЛАЙДЫ)

1. Борщевик

Довольно распространен на Кавказе. Если вы случайно прикоснетесь рукой к его листьям, то получите фотосинтетический ожог.

2. Дурман

Одно из самых распространенных и опасных растений Кавказа — дурман. Он особенно опасен тем, что любит расти на почве, за которой ухаживают, любит открытые пространства и солнечный свет.

Поэтому его чаще всего можно встретить на газонах, в декоративных палисадниках, в скверах, на берегах водоемов. Кроме того, у него красивые цветы, которые могут вызвать серьезнейшее отравление у маленьких детей, которые решат попробовать их на вкус либо вдохнут пыльцу этого растения. Причем такие отравления могут быть и с летальным исходом. Многие удивятся, ведь дурман может использоваться в лекарственных целях. Но тут нужно учитывать, что хоть это и так, но живой цветок лучше обходить стороной и не трогать руками, ни при каких случаях, а тем более не вдыхать его запах.

3. Горный пион

На Кавказе можно встретить и очень опасный галлюциноген — мандрагон или по-другому пион горный. Все конечно видели в садах декоративные пионы, так вот пион горный является их родственником, но при этом диким, красивым и смертельно опасным. Свое экзотическое «индийское» второе название — мандрагон цветок получил из-за свойств корня. Корень этого растения даже в малых количествах может вызвать стойкие психические расстройства. Такие расстройства могут длиться от 1 дня и до 3 дней. А в тяжелых случаях, съевшие кусочек корня мандрагона, теряли полностью память.

4.Вороний глаз

Растет в лесах Центральной Европы и Сибири. Ядовитым является все растение, особенно корневище и ягода. Вещество, содержащееся в нем, вызывает тошноту, рвоту, судороги, а иногда и паралич дыхательных путей.

5.Аронник. Его ближайшие родственники – обитатели жарких стран. Необычен у этого ядовитого растительного чуда облик, не характерный для растений Северной Осетии. Над ярусами цветков бесплодный стержень до 10 см длиной. Светло-лиловый кроющий лист внизу раздут в камеру, где помещаются цветки. Летом появляется початок красных ягод. Щетинки у цветков в теплом чехле задерживают опыляющих насекомых. Имеет достаточно неприятный запах.

6.Белена . Растение из семейства пасленовых имеет ядовитое вещество. При легком отравлении оно вызывает расстройство речи, галлюцинации и бред; при тяжелом – судороги с потерей сознания, иногда развитие коматозного состояния и паралич дыхательных путей.

7.Ландыш майский. Все части растения ЯДОВИТЫ, при выращивании и размножении следует соблюдать осторожность.Яд содержится даже в вазе с водой. Отравление проявляется тошнотой, рвотой, поносом, сильной головной болью и болью в подложечной области. В тяжелых случаях нарушаются ритм и частота сердечных сокращений, при этом пульс, как правило, становится редким. Иногда поражается и нервная система. Об этом свидетельствуют возбуждение, расстройство зрения, судороги, потеря сознания.

5.Знакомство с ядовитыми комнатными растениями.

- К сожалению, чтобы растения причинили вред, не обязательно выходить из дома. Сейчас наши ребята расскажут о комнатных растениях, которые тоже ядовиты и могут навредить.(Уч-ся рассказывают о домашних цветах, изображение крепиятся на доску)

 Плющ вечнозеленыйУ этого растения ядовиты ягоды и листья. Последствия — бред, остановка сердца.

 ДиффенбахияСок многих диффенбахий ядовит для кожи – контакт с ним грозит дерматитом; при попадании в глаза поражает роговицу и вызывает конъюнктивит, а при попадании в рот – боль в слизистой и отёки. Хотя и дети, и животные обычно долго не жуют это растение, всё может закончиться трагедией, так что доступ к диффенбахиям необходимо ограничить. Из животных особенно уязвимы кошки – их этот сок может убить, попав в рот даже в малом количестве.

 Рододендрон СимсаВсе части рододендрона ядовиты, он может вызвать судороги.

 Монстера В природе это лиана с крупными листьями, а у нас она растёт в горшках; популярна как раз из-за листьев, блестящих и очень красиво изрезанных – из-за них её ещё называют филодендроном дырявым. В этих больших – до 0,5 м – листьях содержатся токсины, вызывающие жжение в слизистых оболочках, воспаление, сильное выделение слюны, рвоту и расстройства пищеварения.

 Цикламен персидскийСамые ядовитые части – семена и корни. Могут появиться судороги.

Спатифиллум

Это растение даже рекомендуется держать в помещениях с загрязнённым воздухом – оно быстро поглощает токсины, но и само является токсичным: если сок попадёт на кожу, то может появиться нарыв, который долго не будет заживать.

 ДиоскореяЯдовиты все части растения, а особенно клубни. Грозит остановкой дыхания и смертью.

 ГранатВсе части растения ядовиты, за исключением его плодов. Вызывает желудочное кровотечение, судороги, коллапс.

 Котиледон округлыйЯдовито всё растение, наиболее ядовиты листья. Вызывает судороги и паралич.

 Олеандр обыкновенныйЯдовиты все части растения. В одном листке олеандра содержится смертельная для человека доза яда. Грозит остановкой дыхания, судорогами.

 Амариллис беладоннаОсобенно ядовиты луковицы, туземцы используют это растение как яд для стрел.

 Кливия киноварнаяЯдовиты листья, могут вызвать коллапс.

Азалия. Их насыщенный аромат вызывает головокружение, а в плохо проветриваемом помещении может вызвать потерю сознания – это растение содержит наркотические вещества.

 Аглаонема переменчиваяЯдовито всё растение. Поражает ЦНС.

 Паслён ложноперечныйИм часто травятся дети, привлечённые красивыми красно-оранжевыми ягодками, вызывающими боли в желудке, тошноту и рвоту; сок листьев паслёна тоже ядовит - он вызывает раздражение кожи.

 Глориоза роскошнаяЯдовиты все части растения, особенно клубни. Яд вызывает судороги, может вызвать остановку дыхания

 Фикус

При склонности к аллергии лучше вообще не держать его в доме. Сок фикуса ядовит – кожа от него воспаляется, а в дыхательных путях возникает раздражение – может случиться даже приступ астмы.

6.Беседа о правилах безопасности и первой помощи.(СЛАЙДЫ)

-Как же себя вести, чтобы поход был безопасным? (Учебник стр. 87)

Первая помощь при отравлении ядовитыми растениями.При подозрении на случайное употребление ядовитого растения, надо немедленно, не дожидаясь признаков отравления:1. Вызвать скорую помощь,

2. Выпить 4-5 стаканов тёплой воды (вместо воды хорошо использовать 1% раствор перманганата калия (марганцовки), детям из расчёта полстакана на каждый год жизни.

3. Вызвать рвоту (надавить на корень языка чайной ложкой или пальцем, если человек находится в бессознательном состоянии, рвоту вызывать нельзя).

4. Принять вещества, препятствующие всасыванию яда в кровь: несколько таблеток активированного угля,, два-три яичных белка, размешанных в стакане воды, молоко.

5. После контакта с растениями, вызывающими ожоги, поражённые участки кожи надо обмывать водой с мылом, образовавшиеся пузыри протереть одеколоном или спиртом, наложить чистую повязку.

III. Закрепление. Работа в группах.

-Каждой группе я предлагаю отгадать загадку. Затем один делегат из группы должен найти на доске название отгадки и соединить его с изображением

ЗАГАДКИ

Вороний глаз

Это что за чёрный глаз Смотрит из травы на нас? Удивительное дело - Вот он, глаз, а где же тело?

Белена чёрная.У тропы стоит неряха,на ней липкая рубаха,на плече кувшин узорныйдо краев с отравой черной.

Волчье лыко.Ягоды бешеные На кусту развешанные, Зовут к себе, краснеют, Да взять никто не смеет.

ЛандышБелые горошкиНа зеленой ножке.На зеленом шнурочкеБелые звоночки.

БолиголовВышли дети на поляну,Там высокий рос укроп.Ты не тронь его руками – Это страшный …

IV. Итог урока. Рефлексия .

-Что вы на уроке усвоили? Пригодятся ли вам эти знания?

-Оцените свою работу на уроке.

-Какой вывод для себя вы сделали?(СЛАЙД)

Никогда не берите в руки или рот незнакомое растение.Ядовитые растения приносят пользу. Нужно просто уметь их использовать.

Берегите вы природу,Берегите для себя,Чтобы радовались дети,Чтоб жила, цвела земля.

V. Д/З: подготовить сообщение о ядовитом растении.

ПЛЮЩ

ВЕЧНОЗЕЛЁНЫЙ

ДИФФЕНБАХИЯ

РОДОДЕНДРОН СИМСА

МОНСТЕРА

ЦИКЛАМЕН

ПЕРСИДСКИЙ

СПАТИФИЛЛУМ

ДИОСКОРЕЯ

ГРАНАТ

КОТИЛЕДОН

ОКРУГЛЫЙ

ОЛЕАНДР

ОБЫКНОВЕННЫЙ

АМАРИЛЛИС

БЕЛАДОННА

КЛИВИЯ

КИНОВАРНАЯ

АЗАЛИЯ

АГЛАОНЕМА

ПЕРЕМЕНЧИВАЯ

ПАСЛЁН

ЛОЖНОПЕРЕЧНЫЙ

ГЛОРИОЗА

РОСКОШНАЯ

ФИКУС

 Плющ вечнозеленыйУ этого растения ядовиты ягоды и листья. Последствия — бред, остановка сердца.

 ДиффенбахияСок многих диффенбахий ядовит для кожи – контакт с ним грозит дерматитом; при попадании в глаза поражает роговицу и вызывает конъюнктивит, а при попадании в рот – боль в слизистой и отёки. Хотя и дети, и животные обычно долго не жуют это растение, всё может закончиться трагедией, так что доступ к диффенбахиям необходимо ограничить. Из животных особенно уязвимы кошки – их этот сок может убить, попав в рот даже в малом количестве.

 Рододендрон СимсаВсе части рододендрона ядовиты, он может вызвать судороги.

 Монстера В природе это лиана с крупными листьями, а у нас она растёт в горшках; популярна как раз из-за листьев, блестящих и очень красиво изрезанных – из-за них её ещё называют филодендроном дырявым. В этих больших – до 0,5 м – листьях содержатся токсины, вызывающие жжение в слизистых оболочках, воспаление, сильное выделение слюны, рвоту и расстройства пищеварения.

 Цикламен персидскийСамые ядовитые части – семена и корни. Могут появиться судороги.

Спатифиллум

Это растение даже рекомендуется держать в помещениях с загрязнённым воздухом – оно быстро поглощает токсины, но и само является токсичным: если сок попадёт на кожу, то может появиться нарыв, который долго не будет заживать.

 ДиоскореяЯдовиты все части растения, а особенно клубни. Грозит остановкой дыхания и смертью.

 ГранатВсе части растения ядовиты, за исключением его плодов. Вызывает желудочное кровотечение, судороги, коллапс.

 Котиледон округлыйЯдовито всё растение, наиболее ядовиты листья. Вызывает судороги и паралич.

 Олеандр обыкновенныйЯдовиты все части растения. В одном листке олеандра содержится смертельная для человека доза яда. Грозит остановкой дыхания, судорогами.

 Амариллис беладоннаОсобенно ядовиты луковицы, туземцы используют это растение как яд для стрел.

 Кливия киноварнаяЯдовиты листья, могут вызвать коллапс.

Азалия.

Их насыщенный аромат вызывает головокружение, а в плохо проветриваемом помещении может вызвать потерю сознания – это растение содержит наркотические вещества.

 Аглаонема переменчиваяЯдовито всё растение. Поражает ЦНС.

 Паслён ложноперечныйИм часто травятся дети, привлечённые красивыми красно-оранжевыми ягодками, вызывающими боли в желудке, тошноту и рвоту; сок листьев паслёна тоже ядовит - он вызывает раздражение кожи.

 Глориоза роскошнаяЯдовиты все части растения, особенно клубни. Яд вызывает судороги, может вызвать остановку дыхания

 Фикус

При склонности к аллергии лучше вообще не держать его в доме. Сок фикуса ядовит – кожа от него воспаляется, а в дыхательных путях возникает раздражение – может случиться даже приступ астмы.

compedu.ru


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта