Взаимоотношение животных и растений как жилище. Презентация по экологии на тему Растения - укрытия и жилища для животных

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Биология. Взаимоотношения животных в природе. Взаимоотношение животных и растений как жилище


Биология. Взаимоотношения животных в природе

Взаимоотношения животных в природе

Взаимовыгодные отношения (симбиоз, муту­ализм) — это тип отношений, которые одинаково по­лезны для обоих видов животных. Примером взаи­мовыгодных отношений служат отношения Муравьёв с тлями: сладкие выделения тлей — пища для му­равьев, а муравьи защищают тлей от хищников.

Квартирантство (нахлебничество) — тип отноше­ний, полезных для одного вида животных и безвред­ных для другого вида. Например, отношения гнездо­вых птиц и мелких насекомых, живущих в гнезде и питающихся остатками пищи птиц.

Хищничество — тип отношений, при котором осо­би одного вида являются пищей для особей другого вида. Животных, которые питаются другими живот­ными, называют хищниками, а животных, служащих пищей хищникам — жертвами. Примером отноше­ний «хищник — жертва» служат лиса и заяц, паук и муха, кошка и мышь.

Паразитизм — тип отношений, при котором одно животное живёт за счёт другого. Животное, организм которого является средой обитания (иногда времен­ной) для паразита, называют хозяином. При этом, в отличие от хищника, паразит не убивает хозяина, поскольку гибель хозяина может вызвать гибель и са­мого паразита. Но паразит использует организм хозя­ина для питания или защиты (например, паразитиче­ские черви, блохи, вши, чесоточные клещи).

Конкуренция — тип отношений между животны­ми, которые имеют схожие потребности, но ограниче­ны в способах их удовлетворения, так как либо живут на одной территории (территориальная конкуренция), либо питаются похожей пищей (пищевая конкуренция), либо претендуют на одни и те же гнездовые участки (гнездовая конкуренция). Конкуренция ухудшает усло­вия существования конкурирующих видов. Примерами конкуренции могут служить отношения лебедя с други­ми водоплавающими птицами — лебедь прогоняет их со своего гнездового участка, или коралловых полипов, которые устраивают настоящие «тихие войны», стре­мясь вытеснить другой вид коралла с рифа.

Биология. Взаимоотношения животных в природе

4.4 (88.19%) 83 votes
На этой странице искали :
  • взаимосвязи животных в природе
  • взаимоотношения животных в природе
  • формы взаимоотношений животных в природе
  • примеры нахлебничества в природе
  • взаимоотношение животных в природе
Сохрани к себе на стену!

vsesochineniya.ru

Организм как среда обитания

Для животных и растений, которые поселяются на или внутри другого организма, последний является средой обитания или жизни. Взаимоотношения между ними называются симбиозом (symbiosis –совместная жизнь).

Использование одних организмов другими в качестве среды обитания - явление древнее и широко распространенное в природе. Существование внутриклеточных паразитов отмечено у большого числа одноклеточных форм - водорослей, амеб, инфузорий и др. Практически нет ни одного вида многоклеточных организмов, не имеющих внутренних обитателей. Усложнение организации организма-хозяина ведет к разнообразию предоставляемых им условий для существования паразитов. В природе в качестве паразитов чаще всего встречаются микроорганизмы и примитивные многоклеточные, поскольку способность одних организмов использовать другие как среду обитания уменьшается с усложнением организации первых.

Различают несколько форм симбиотических отношений:

Протокооперация — форма симбиоза, при которой совместное существование выгодно, но не обязательно для сожителей. (например, взаимоотношения краба и актинии: актиния защищает краба и использует его в качестве средства передвижения).

Сожительство — один организм использует другого (или его жилище) в качестве места проживания, не причиняя последнему вреда.

Нейтрализм — обе популяции никак не влияют друг на друга.

Нахлебничество — один организм питается остатками пищи другого.

Хищничество — явление, при котором один организм питается органами и тканями другого, при этом не наблюдается симбиотических отношений.

Конкуренция — обе популяции отрицательно влияют друг на друга.

Комменсализм – тесная связь между организмами, при которой хозяин не получает ни пользы, ни вреда. Пример – лишайники на деревьях.

Мутуализм – взаимоотношения, когда получают выгоду оба живых организма, или вида, т.е., когда в популяции одного из двух вида особи растут и (или) выживают и (или) размножаются в присутствии другого вида лучше, чем без него.

Виды получаемых преимуществ различны. Часто один из партнеров использует другого в качестве пищевого ресурса, взамен обеспечивает ему защиту от врагов или благоприятные условия для жизни (грибы-микоризообразователи и высшие растения). Вид, выигрывающий в пище, освобождает партнера от паразитов (рыбы-чистильщики), опыляет семена (клевер и шмели, пчелы и многие растения), или распространяет семена (птицы и ягодные растения, муравьи и джефферсония сомнительная, бурундуки и кедровый стланик, мелкие грызуны и аризема амурская, белка-летяга и орешки липы). В кишечнике очень большого количества животных, в том числе человека, содержится микрофлора, необходимая им для нормальной жизнедеятельности. При этом речь идет не об альтруизме между организмами, а о взаимной выгоде.

Примеры. Поведенческие взаимосвязи: обоюдная польза. Медоуказчик (птица) и капский медоед (зверь) в Африке. Медоуказчик легко разыскивает пчелиные гнезда и приводит к ним партнера. Медоед легко вскрывает гнезда, поедает мед и личинки пчел, а птице достаются остатки. Рыба-клоун и актиния. Рыба прячется в зарослях актинии, получая от нее защиту (у актинии ядовитые стрекающие нематоцисты), но и она защищает актинию, нападая на других рыб, в том числе врагов актинии. Рыбы-чистильщики и их клиенты. 45 видов рыб чистильщиков, поедающих с поверхности других рыб эктоаразитов, бактерий и отмершие ткани. Часто держатся на постоянных участках – "пунктах чистки". В Приморье – муравьи и джефферсония. Разведение растений или животных. Человек и культурные растения, домашние животные – не требуется пояснений. Муравьи и гусеницы бабочек-голубянок (классический пример). Первые две фазы личинки бабочек питаются цветками тимьяна. После третьей линьки личинку находит, муравей, питается сладкими выделениями из ее медоносной железы. Затем переносит гусеницу в муравейник, где она 11 м-цев пребывает в стадии куколки или спячке, а проснувшись питается личинками муравьев. Выйдя из куколки, бабочка покидает колонию муравьев. Грибы и муравьи, грибы и жуки. Грибы – источник пищи, насекомые – разносчики спор. Мутуализм и опыление. В простейших случаях одни и те же виды опыляются разными насекомыми, т.к. нектар и пыльца имеются в изобилии. У других растений нектар защищен от всех посетителей, только для определенных видов насекомых, имеющих специальные приспособления (длинные хоботки, другие особо устроенные ротовые органы и др.) имеется доступ к нектарникам. Или же совпадают циклы развития насекомых-опылителей и опыляемых растений (в Приморье, по-видимому, бабочка людорфия и эфемероиды). Мутуализм высших растений и грибов. У деревьев – грибокорень – микориза. Грибы помогают хозяевам получать минеральное питание, а сами берут у растения часть необходимого органического углерода. Лишь немногие семейства не имеют микоризу.

Паразитизм – самая распространенная форма симбиоза. Организм хозяина является стацией обитания, биотопом для организма-паразита. Паразитизм отличается от хищничества тем, что пищей хищнику служат много жертв, а паразит живет за счет одного или нескольких хозяев и редко убивает их сразу.

Различают паразитов облигатных (обязательных) и факультативных (необязательных). Облигатные паразиты абсолютно неспособны жить и размножаться без питания тканями или соками данного хозяина вне его организма. Примером могут служить многочисленные кишечные паразиты - аскариды, острицы, солитеры и др. Факультативные паразиты способны жить и размножаться самостоятельно, не обязательно питаясь тканями и соками хозяина. Например, миноги ведут как хищнический, так и паразитарный образ жизни.

Паразитизм известен на всех уровнях организации живого, начиная вирусами и кончая высшими растениями и многоклеточными животными. Можно сказать, что паразитизм - явление всеобщее и довольно распространенное. Почти все живые существа могут подвергаться нападению паразитов. Организмы, которые не поражены какими-либо паразитами, - большая редкость. Даже человек является средой обитания для многих паразитов. Паразиты представлены во всех группах растений и животных, однако чем ниже на эволюционной лестнице находится данная группа, тем больше она включает видов-паразитов. К примеру, плоские черви, нематоды и некоторые членистоногие почти целиком состоят из паразитических форм.

Паразиты пользуются особыми экологическими преимуществами в жизненных условиях по сравнению с другими животными. Прежде всего, главное их преимущество - обильное снабжение нищей за счет содержимого клеток, соков и тканей хозяина. Быстрый рост паразитов обеспечивается обильным и легкодоступным питанием.

Еще одно преимущество - защищенность паразитов от воздействия факторов среды и других организмов. Колебания условий внешней среды не сказываются на их жизнедеятельности. Паразиты защищены от врагов. Все это приводит к потере паразитами целых систем органов. У многих из них отсутствует пищеварительная система, редуцирована нервная.

Наконец, паразитам присуща громадная плодовитость по сравнению со свободно живущими формами. Такая особенность этих организмов получила название "закон большого числа яиц". Например, человеческая аскарида продуцирует в среднем 250 тыс. яиц за сутки, а за всю жизнь - свыше 50 млн. Масса яиц, отложенных одной самкой аскариды за год, в 1700 раз превышает ее собственную массу.

Пути проникновения паразитов в организм хозяина многообразны. Они могут попадать в пищеварительный тракт с пищей, могут активно внедряться через кожный покров, передаваться при посредстве переносчиков и т.п.

Взаимоотношения между человеком и различного рода паразитами установились с незапамятных времен. Ко многим паразитам человеческий организм приобрел невосприимчивость, но против некоторых, таких, как переносчики туберкулеза, сифилиса, гриппа еще не найдено эффективного противоядия. Следуя поговорке, что болезнь легче предупредить, чем лечить, человек наконец-то понял, что истинная причина большинства болезней - это нарушение экологической среды.

Болезни проникали и проникают в самые отдаленные уголки земного шара вместе с развитием цивилизации. Особенно опасны новые болезни для сравнительно небольших замкнутых экосистем островов. Туземцы многих плотно заселенных островов Тихого океана до появления европейцев были необыкновенно здоровыми, так как у них выработался стойкий иммунитет к местным заболеваниям. Однако они оказались совершенно беззащитными против болезней, принесенных на их острова белыми. То же касается и различных групп туземцев, обитающих в тропических лесах Африки и Южной Америки. Полукочевые племена охотников и собирателей обычно мало подвержены таким местным болезням, как малярия. А вот обыкновенные грипп, корь, свинка, краснуха являются причиной повышенной смертности, поскольку у аборигенов нет против них врожденной сопротивляемости. Туземцы уединенного острова Пасхи страдают от вспышек гриппа, возникающего регулярно через 1-2 месяца после посещения острова чилийским инспекционным судном.

Среди растений и грибов также известно много паразитических видов. Одни растения-паразиты содержат хлорофилл и могут вырабатывать органические вещества, т.е. являются, собственно говоря, полупаразитами.

Из типичных растительных паразитов можно указать растения, обитающие в наших лесах: петров крест, подъельник обыкновенный, гнездовка настоящая и др.

Много внутриклеточных паразитов среди низших грибов - это различные виды ржавчинных, головневых, мучнисторосяных грибов.

При исследовании явления паразитизма экологи пришли к выводу, что участвующие в таком сожительстве организмы как бы "равнодушны" к себе и используют друг друга только из эгоистических (если такой термин применим к миру растений и животных) побуждений. Строго говоря, организмы, убивающие своего хозяина, являются не паразитами, а паразитоидами. Паразитоиды - организмы, которые ведут паразитический образ жизни на личиночной (неполовозрелой) стадии, например некоторые насекомые, откладывающие яйца либо в тело других насекомых (на ранних стадиях развития последних), либо на его поверхность. Личинки паразитоидов, вылупившиеся из яиц, развиваются внутри или на теле хозяина, который обычно не достиг взрослого состояния. Паразитоид вызывает неизбежную гибель хозяина, так как по мере своего развития личинка паразитоида целиком съедает его. Считается, что к паразитоидам относятся около 25 % всех обитающих на земле видов.

Таким образом, отличие паразита от паразитоида состоит в том, что паразиты стараются большей частью не убивать своего хозяина, иначе они неминуемо погибнут сами. Паразитоиды же целенаправленно убивают хозяина, питаясь его тканями в процессе своего созревания (взросления).

В ходе эволюции между паразитами и их хозяевами выработались специфические взаимоотношения. Прежде всего, агрессивная изощренность паразитов постоянно наталкивалась на оборонительную изобретательность хозяев. Это заставляло последних постоянно прибегать к поиску новых разнообразных стратегий самообороны, в противном случае им грозило вымирание. По мнению биологов, соревнование за выживание между паразитами и их хозяевами имеет глубокий биологический смысл, поскольку в противостоянии паразитам у животных и растений возникали все новые генные вариации, что, в конечном счете, со временем приводило к возникновению новых видов.

Живые организмы зачастую энергично реагируют и успешно противостоят воздействию со стороны паразитов. Такое сопротивление паразитам получило название активного иммунитета. Например, в крови хозяина вырабатываются специфические белковые вещества, антитела, подавляющие действие паразитов. Зачастую организм хозяина реагирует на проникновение паразита разрастанием окружающих его тканей. Образуются своеобразные капсулы, изолирующие паразита. Такие образования у животных получили название зооцецидии, а у растений - галлы.

В свою очередь, паразиты часто демонстрируют удивительную изобретательность, чтобы преодолеть биохимические барьеры организма-хозяина и создать благоприятные условия для проживания своего потомства в теле жертвы. Например, личинки ланцетовидной печеночной двуустки - плоского червя из класса трематод - активно размножаются в печени овцы или другого травоядного животного. Для продолжения рода они всего лишь должны каким-то образом попасть в организм хозяина. Используют они для этого таких переносчиков, как трудолюбивые муравьи. Проникая в тело муравья, они внедряются в его нервную систему и, манипулируя ею, заставляют насекомое вскарабкиваться на стебли травы и намертво вгрызаться в них. Казалось бы, для муравьев это совершенно бессмысленное занятие. Но не для двуусток. У них появляется шанс попасть в организм овцы вместе с поедаемыми ею растениями.

Весьма оригинальную стратегию выживания разработала калифорнийская трематода (сосальщик) эвгаплорхис. Цикл ее развития недавно тщательно был изучен учеными. Во время морского прилива прибрежные луга заливаются соленой водой. Здесь обитают улитки, в организме которых часть жизни проводит эвгаплорхис. Для нее это всего лишь перевалочный пункт. Конечная цель - попадание в организм цапли. Для этого она использует принесенных приливом карповых рыб, которых с удовольствием поедают птицы. Однако карпы, чтобы не попасть на обед цапле, предпочитают держаться ближе ко дну, где шанс быть съеденными минимален. До чего же "додумалась" эвгаплорхис? Паразит инстинктивно прибегает к приему, который выработался у него в ходе эволюции. Проникая в организм рыбы, эвгаплорхис, продвигаясь по клеткам мозга, "программирует" так поведение карпа, чтобы тот всплывал на поверхность. Здесь и поджидает его цапля, в организме которой эвгаплорхис размножается. Затем потомство с пометом выводится наружу и снова попадает на заливные прибрежные луга к улиткам. Таким образом червь совершает свой жизненный цикл.

Зачастую средой обитания растений служат другие растения. Такое явление, при котором одни растения используют другие (в основном стволы и ветви) в качестве среды обитания, но не паразитируют на них, называется эпифитизм, а поселяющиеся организмы - эпифиты (от греч. "эпи" - на, над, сверх и "фитон" - растение). В данном случае растения-эпифиты получают питательные вещества из окружающей среды, а не из тела растения-хозяина, как паразиты. У эпифитов выработались приспособления для улавливания воды и минеральных солей из воздуха. К эпифитам относятся среди прочих растения из семейства орхидных и бромелиевых, а также папоротники, обитающие во влажнотропических лесах, мхи и лишайники, поселяющиеся на стволах наших древесных пород.

Паразитизм – древний образ жизни. Внутриклеточные паразиты обнаружены у простейших (бактерии, сине-зеленые водоросли) и одноклеточных эукариотов (диатомовые, красные и зеленые водоросли, амебы, радиолярии). А среди многоклеточных организмов нет ни одного, который не имел бы в своем теле (реже – на теле) паразитов. Чем сложнее строение организма и его органов, тем более разнообразнее условия, в которых могут проживать его сожители (и тем они многочисленнее).

Более половины всех видов на Земле относятся к паразитам. Все паразиты делятся на две группы:

Эктопаразиты – наружные паразиты, обитающие на поверхности тела хозяина и внедряющиеся в него органами питания, присосками (пиявки) или гаусториями (растения). Эктопаразиты животных: клещи, пиявки, блохи, клопы; эктопаразиты растений: повилики (Cuscuta), омела, Петров крест, и др.

Эндопаразиты – паразиты, живущие внутри тела хозяина (гельминты, бактерии, вирусы, простейшие). У растений-эндопаразитов только органы размножения выходят наружу, как у видов рода Rafflesia, или гнездовки клобучковой – Neottianthe cucullata (сем. Орхидные), пучкоцвета трубкоцветкового (Phacellanthus tubiflorus) и вертляницы одноцветковой (Monotropa uniflora) в приморских лесах. То же самое наблюдается у дереворазрушающих грибов (трутовики, кожист. губки, опенок и др.)

Многие паразиты полностью утратили связь с внешним миром, и вступают в отношения с ним через своего хозяина. Каковы эти условия для хозяина, таковы они в итоге и для паразитирующих на нем организмов. Но между паразитом и хозяином существуют сложные внутренние взаимоотношения. Реагируя на выделения паразитов, организм хозяина вырабатывает защитные реакции – активный иммунитет. В крови вырабатываются белковые антитела, подавляющие жизнедеятельность паразитов. Выработка их стимулируется токсинами паразита и препятствует повторному заражению (гуморальный иммунитет). Если организм здоров, то проникновение в его организм патогенным организмам затруднено.

Так, хвойные деревья вырабатывают смолу, розоцветные – камедь, затягивающую механические повреждения. Они заселяются стволовыми вредителями и поражаются гнилями только в ослабленном состоянии. У многих особей в месте вторжения вредителей, образуются капсулы, изолирующие паразитов: галлы, разрастания побегов ("ведьмины метлы") – у растений, зооцицидии – у животных. В свою очередь на реакцию хозяина паразит вырабатывает свою защитную реакцию. Они стимулируют образование галл с камерой внутри – для защиты самих паразитов. Известны примеры выработки ферментов, облегчающих проникновение в тело хозяина и получение и него нужного вещества (безболезненные укусы кровососов и долгая несвертываемость крови после него).

Преимущества паразитизма:

- у паразитов нет проблем с поиском пищи; это дает им возможность быстрого роста, достижения больших размеров и высокого потенциала размножения;

- организм хозяина служит надежной защитой от неблагоприятных условий среды; нет опасности высыхания, изменения температурного, солевого и осмотического режимов.

У всех паразитов в процессе эволюции произошли анатомо-морфологические и физиологические изменения, заключающиеся в упрощении, вплоть до полной редукции отдельных органов. У ряда растений (заразиха, Петров крест, пучкоцвет, вертляница) редуцирован фотосинтетический аппарат и корни, листья представлены прозрачными чешуйками, а корни напоминают гифы грибов. У паразитов-животных редуцируются органы передвижения (крылья – у вшей), у живущих внутри кишечника и тканей (гельминтов) нет органов дыхания, зрения, конечностей, нет пигментации.

Примеры крайнего упрощения организации эндопаразитов. У ленточных червей, живущих в кишечнике млекопитающих и всасывающих пищу всей поверхностью, нет органов пищеварения. У саккулины из ракообразных, паразитирующей на крабах, внутренние органы представлены мантией, половыми железами и неразвитой нервной системы; тело саккулины состоит из небольшого мешочка, тонкие выросты которого пронизывают все тело и органы краба. У раффлезии, растущей на корнях лианы циссус, из всех надземных органов только огромный цветок.

Различают стационарный паразитизм и временный. При стационарном паразитизме симбиоз между особями длится долго, иногда всю жизнь. Паразиты могут быть постоянными, связанными с одним хозяином, и не переходят на другие виды, и периодическими – для прохождения полного цикла развития им необходим и промежуточный хозяин, в котором паразит проходит личиночную стадию (ленточные черви: свиной и бычий цепни, рыбы-сосальщики, иксодовые клещи – переносчики вируса клещевого энцефалита). При временном паразитизме паразиты лишь часть жизни связывают с хозяином (комары, гнус, овода, постельные клопы).

Выход из тела хозяина наружу чреват гибелью изнеженного, неприспособленного паразита. Но он необходим для размножения, и связанного с этим поиска нового хозяина. "Ячейки" размножения – цисты, пережидают период нахождения вне тела хозяина за счет толстой оболочки.

Паразитируют не только растение на растении и животное на животном, но существует паразитизм и между растением и животным. Сосущие насекомые – все паразиты, вредители. Наносят большой ущерб сельскому (тли, белокрылки, паутинный клещ и др.) и лесному (пилильщики, тли, побеговьюны) хозяйству.



biofile.ru

Взаимосвязь организмов в природе

Ни один организм в природе не существует вне связей со средой и другими организмами. Эти связи - основное условие функционирования экосистем. Через них осуществляется образование цепей питания, регулирование численности организмов и их популяций, реализация механизмов устойчивости систем и другие явления. В процессе взаимосвязей происходит поглощение и рассеивание энергии и в конечном счете осуществляются средообразующие, средоохранные и средостабилизирующие функции систем. Подобные экосистемные связи обусловлены всем ходом эволюционного процесса. По этой причине и любое их нарушение не остается бесследным, требует длительного времени для восстановления. В связи с этим экологически обусловленное поведение человека в природе невозможно без знакомства с этими связями и последствиями их нарушения. Целесообразно выделять взаимосвязи и взаимоотношения организмов в природе (экосистемах) как различные понятия.

Взаимодействие живых организмов с компонентами биосферы ( литосферой, атмосферой, гидросферой) происходит путем обмена, питания, дыхания, выделения продуктов метаболизма. Все организмы неодинаковы с точки зрения ассимиляции ими веществ и энергии. Растения используют солнечную энергию, осуществляя процесс фотосинтеза, а животные потребляют органические вещества, созданные растениями - фотосинтетиками.

Область взаимодействия живых организмов с элементами неживой природы, как известно, называется биосферой. Следовательно / в результате многообразных процессов взаимодействия живого организма и окружающей среды последняя не остается по отношению к организму инертной и независимой от него. Закономерный направленный процесс изменения сообществ в результате взаимодействия живых организмов между собой и окружающей их абиотической средой называется сукцессией.

В природе каждый живой организм живёт не изолированно. Его окружает множество других представителей живой природы. И все они взаимодействуют друг с другом. Взаимодействия между организмами, а также влияния их на условия жизни представляют собой совокупность биотических факторов.

Биотические факторы – это совокупность влияний жизнедеятельности одних организмов на другие.

Среди них обычно выделяют:

1. Влияние животных организмов (зоогенные факторы)

2. Влияние растительных организмов (фитогенные факторы)

3. Влияние человека (антропогенные факторы)

Действие биотических факторов может рассматриваться как действие их на среду, на отдельные организмы, населяющие эту среду, или действие этих факторов на целые сообщества.

Экологические исследования о действии биотических факторов на организмы изначально носили прикладной характер — в целях борьбы с вредителями, паразитами, в выявлении пищи животных, хищничества. В настоящее время изучение действия биотических факторов на организмы идёт широким планом и проводится как в лабораториях, так и в природных условиях. Типы взаимодействий. В природе часто встречается сожительство двух или более видов, которое в ряде случаев становится необходимым для обоих партнёров. Такое сожительство называют симбиотическим взаимоотношением организмов (от сочетания сим — вместе, био — жизнь) или симбиозом. Симбиоз — неразделимые взаимополезные связи двух видов, предполагающие обязательное тесное сожительство организмов, иногда даже с элементами паразитизма. Термин «симбиоз» является общим, им обозначают сожительство, обязательным условием которого является совместная жизнь, определённая степень сожительства организмов.

Гетеротипические реакции — это взаимоотношения между особями разных видов. Влияние, которое оказывают друг на друга два вида, живущих вместе, может быть нейтральным, благоприятным или неблагоприятным. Отсюда типы взаимоотношений могут быть следующими:

Нейтрализм — оба вида независимы и не оказывают друг на друга никакого влияния.

Конкуренция — каждый из видов оказывает на другой неблагоприятное действие. Виды конкурируют в поисках пищи, укрытия, мест кладки яиц и т. п. Оба вида называют конкурирующими.

Мутуализм — симбиотические взаимоотношения, когда оба сожительствующих вида извлекают взаимную пользу.

Сотрудничество — оба вида образуют сообщество. Оно не является обязательным, так как каждый вид может существовать отдельно, изолированно, но жизнь в сообществе им обоим приносит пользу.

Комменсализм (дословно - "питание вместе за одним столом") — взаимоотношения видов, при которых один из партнеров получает пользу, не нанося ущерб другому.

Амменсализм — тип межвидовых взаимоотношений, при котором в совместной среде обитания один вид подавляет существование другого вида, не испытывая противодействия.

Паразитизм — это форма взаимоотношений между видами, при которой организмы одного вида (паразита, потребителя) живут за счет питательных веществ или тканей организма другого вида (хозяина) в течение определённого времени. Хозяевами, как и паразитами, могут быть и животные, и растения.

Хищничество — такой тип взаимоотношений, при котором представители одного вида поедают (уничтожают) представителей другого, т. е. организмы одного вида служат пищей для другого.

Хищник. Фото: Keven Law

Протокооперация (буквально: первичное сотрудничество) — простой тип симбиотических связей. При этой форме совместное существование выгодно для обоих видов, но не обязательно для них, т.е. не является непременным условием выживания видов (популяций).

Таким образом, взаимоотношения организмов не сводится только к отношениям хищник жертва, а они отличаются разнообразием, как внутри вида, так и между видами. На Земле обитает огромное количество организмов, которые формировалось не одну тысячу лет, и вместе с ними формировались и типы их взаимоотношений. Все эти типы возникли лишь потому, что организмами двигал инстинкт самосохранения. 

biofile.ru

Презентация по экологии на тему Растения

Инфоурок › Другое › Презентации › Презентация по экологии на тему Растения - укрытия и жилища для животных

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

«Растения-укрытия и жилища для животных.» Выполнил учитель экологии Бербер Мария Леонидовна МБОУ «Школа №3» г.Семенов

2 слайд Описание слайда:

Роль растений в жизни животных. Служит укрытием от хищников Служит жилищем Служит пищей Выделяют кислород для животных

3 слайд Описание слайда:

Жилище — сооружение, место, в котором обитают люди или животные. Обычно жилище служит для укрытия от неблагоприятной погоды, для сна, выращивания потомства, хранения припасов, отдыха.

4 слайд Описание слайда:

ЖИЛИЩЕ ЛЕЖБИЩЕ НОРА БЕРЛОГА ХАТКА ДУПЛО ПЕЩЕРА УЛЕЙ ГНЕЗДО

5 слайд Описание слайда:

Типы жилищ животных Постоянные Временные убежища Организм человека Организм животного Среда обитания Созданное руками человека

6 слайд Описание слайда:

Нора — тоннель под землей с одним или несколькими ходами наружу, выкопанный животными с целью создания пространства для проживания, временного убежища или просто побочного результата движения в земле. Норный образ жизни широко распространён среди: рыб, амфибий, рептилий, птиц, пауков, морских ежей, моллюсков, червей, кроликов, сусликов. Норы могут быть построены в самом разнообразном климате из различных материалов: из песка, снега, мягкой почвы. 

7 слайд Описание слайда:

Берлога — жилище медведя в естественных условиях. В редких случаях берлогами называют норы других млекопитающих. Может располагаться в специально вырытой норе, дупле, яме под корнем дерева, пещере, разрытом муравейнике. Берлога Изнутри выстилается травой, мхом, листьями, ветками и т. д. в виде гнезда, сверху её заваливает снегом.

8 слайд Описание слайда:

Гнездо — сооружение, строящееся различными видами животных и служащее как место для сна, жилья и высиживания яиц и вскармливания потомства. Гнездо Может располагаться на деревьях, под крышами и на земле. Гнёзда хищных птиц расположены в труднодоступных местах среди скал в горах.

9 слайд Описание слайда:

Дупло — это частично закрытая полость, сформировавшаяся естественным путём в стволе или ветви дерева. Чаще всего дупла встречаются на старых или мёртвых деревьях, являясь убежищем для множества позвоночных и беспозвоночных животных. Размер дупла зависит от возраста дерева. Дупло может служить местом дневного или ночного сна, выращивания или кормления потомства, убежищем в непогоду

10 слайд Описание слайда:

Хатки - вход в жилище располагается под водой. Жилая камера внутри норы устраивается на глубине не более 1 м. Весной в паводок бобры строят на вершинах кустов лёжки из веток и сучьев с подстилкой из сухой травы. Хатки строятся в местах, где рытьё норы невозможно, — на низких заболоченных берегах и на отмелях. Хатки имеют вид конусообразной кучи хвороста, скреплённого илом и землёй, высотой до 1-3 м и диаметром до 10-12 м. Стены хатки тщательно обмазывают илом и глиной, воздух поступает через потолок. Внутри хатки имеются лазы в воду и платформа, возвышающаяся над уровнем воды

11 слайд Описание слайда:

Улей — искусственное жилище, изготовленное человеком для содержания медоносных пчел. В зависимости от системы в одном улье может жить одна или несколько пчелосемей. Способы содержания пчёл в ульях различных систем также несколько различаются.

12 слайд Описание слайда:

Лежбище — береговые пляжи, на которых формируются большие скопления животных. Как правило, этот термин применяется к описанию биологии морских млекопитающих. Например, береговые лежбища формируют ушастые тюлени — северный морской котик, сивуч и др.

13 слайд Описание слайда:

Пещера — полость в верхней части земной коры, сообщающаяся с поверхностью одним или несколькими входными отверстиями. Главными особенностями жизни в гипогее являются: темнота; отсутствие сезонных и суточных колебаний и постоянство температуры; высокая влажность; своеобразие источников питания. Так как температура и влажность в пещерах часто остаются постоянными весь год, то постоянные обитатели пещер обходятся без зимней спячки и толстых покровов тела. Обмен веществ в этих условиях замедлен, жизненный цикл, как правило, растянут, характерна постоянная скорость роста, круглогодичное размножение.

14 слайд Описание слайда:

ВЫВОД: Независимо от типов и видов жилищ животных они выполняют функцию – укрытия от неблагоприятной погоды, выращивание потомства, хранения припасов, отдыха и сна

15 слайд Описание слайда:

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Как влияют колонии птиц на окружающую их растительность? Почему некоторые животные незаметны сред растений? Нарисуйте птицу, а рядом – домик, пригодный для обитания выбранной вами птицы.

Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсемирная историяВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеДругоеДругойЕстествознаниеИЗО, МХКИзобразительное искусствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИспанский языкИсторияИстория РоссииИстория Средних вековИтальянский языкКлассному руководителюКультурологияЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМировая художественная культураМузыкаМХКНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирОсновы безопасности жизнедеятельностиПриродоведениеРелигиоведениеРисованиеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФинский языкФранцузский языкХимияЧерчениеЧтениеШкольному психологуЭкология

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДБ-468635

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

infourok.ru

Экологическое занятие. Жилище животных

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда: 2 слайд Описание слайда:

Цель проекта Образовательная: расширить знания учащихся о жилищах животных, их многообразии, как форме эволюционных приспособлений организмов к различным условиям окружающей среды.

3 слайд Описание слайда:

Цель проекта Воспитательная: Воспитать бережное отношение к животным и их жилищам Продолжить формирование познавательного интереса к предмету.

4 слайд Описание слайда:

Цель проекта Развивающая Организовать деятельность учащихся по развитию учебно-интеллектуальных умений и навыков работать с текстом, анализировать информацию, способностью систематизировать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и делать выводы.

5 слайд Описание слайда:

1. Жилище – для одних – это в буквальном смысле дом, в котором тело всегда укрыто от врагов. (Например, у ручейников, рака-отшельника, раковинные моллюски.) 2.Жилище – для других – это временно или постоянно посещаемое убежище. (Например, белки, медведи, волки.)

6 слайд Описание слайда:

1. Жилище – это дупло – расщелина в дереве или скале, пещере, где может укрыться одно животное или много. В дуплах гнездятся многие лесные птицы – синицы, мухоловки, дятлы.

7 слайд Описание слайда:

2. Жилище – это нора или система нор, используемых ни одним животным, а семьями. В так живут мышевидные грызуны, бобры, барсуки, лисы. в пределах этого жилища проходит вся жизнь семьи: укрытие от врагов, отдых, рождение, кормление и воспитание потомства.

8 слайд Описание слайда:

3. Жилище – это логово – жилище ряда крупных млекопитающих. В отличие от норы оно расположено на поверхности земли в укромном месте. Такое жилище имеют волки, кабаны, тигры.

9 слайд Описание слайда:

4. Жилище – это лёжка – место отдыха и укрытия от врагов. Такое временное жилище имеют ежи, лоси, олени, зайцы.

10 слайд Описание слайда:

5. Жилище береговых или ледовых животных, живущих стадами называется – лёжбище – место отдыха и размножения. К таким животным относятся моржи, тюлени. 6. Жилище – среда обитания, в которой живут животные. Это вода или почва. Но и здесь животные требовательны к условиям среды. Например, многие рыбы при приближении периода нереста покидают свой дом и уходят за тысячи километров от него. К ним относятся осетровые, атлантическая сельдь и др. Такие рыбы называются проходными.

11 слайд Описание слайда:

7. Жилище – гнездо – самые удивительные сооружения птиц. Для большинства птиц они имеют временный характер, хотя для детей – это первый настоящий дом, где они вылупляются, где их выкармливают и охраняют родители. В отличие от мелких птиц крупные птицы-хищники используют свои гнезда постоянно в течение нескольких лет, так же ведут себя некоторые колониальные птицы – грачи и цапли. У каждого вида птиц свои требования к гнезду, своя манера постройки. В зависимости от характера среды, гнёзда птиц чрезвычайно разнообразны. Много интереснейших способов постройки, использования материалов, выбора места расположения гнёзд стали предметом изучения орнитологов.

12 слайд Описание слайда:

Береговые ласточки роют норки на обрывах. Зяблик, начиная строить гнездо, сначала оплетает его паутиной. Это каркас будущего гнезда. Убедившись в его прочности, птица строит чашу из мха, лишайников и травы, а затем выстилает его перьями и шерстью.

13 слайд Описание слайда:

Певчий дрозд из тонких прутьев и травы создаёт внешнюю часть чаши, потом обмазывает ее изнутри глиной, смешанной со своей слюной и пометом животных.

14 слайд Описание слайда:

Гнездо тростниковой камышовки укреплено между сухими стеблями в зарослях тростника.

15 слайд Описание слайда:

Рубиновая колибри Гнездо колибри сделано из лишайника, мха и паутины.

16 слайд Описание слайда:

Большой фламинго строит гнездо из грязи. Он собирает её в кучу (46 см. в высоту) и откладывает на вершину одно яйцо. При жаре вода испаряется из грязи и сохраняет яйцо прохладным.

17 слайд Описание слайда:

Белый аист строит гнездо из веток на крыше или дереве.

18 слайд Описание слайда:

Ткачик. Колониальное гнездо.

19 слайд Описание слайда:

Кукушки не строят гнездо, а подбрасывают свои яйца в гнезда других птиц, обычно – по одному. Всего кукушка откладывает 10-12 яиц. Яйцо кукушки обыкновенной в гнезде камышовки. Кукушонок первым появляется на свет и выбрасывает из гнезда яйца и птенцов.

Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсемирная историяВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеДругоеДругойЕстествознаниеИЗО, МХКИзобразительное искусствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИспанский языкИсторияИстория РоссииИстория Средних вековИтальянский языкКлассному руководителюКультурологияЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМировая художественная культураМузыкаМХКНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирОсновы безопасности жизнедеятельностиПриродоведениеРелигиоведениеРисованиеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФинский языкФранцузский языкХимияЧерчениеЧтениеШкольному психологуЭкология

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДВ-345387

Похожие материалы

infourok.ru

Урока экологии в 7-м классе на тему: “Жилища животных” - Мои файлы - Каталог файлов

 Урока экологии  в 7-м классе на тему:  "Жилища животных”.

Учитель: Горбунова Ольга Александровна.

Используемое оборудование: ТСО - компьютер, набор - различные жилища животных, карточки.

Цели урока.

Образовательные:

• Повторить, обобщить и расширить знания учащихся о жилищах животных, их многообразии, как форме эволюционных приспособлений организмов к различным условиям окружающей среды

Воспитательные:

• Воспитывать бережное отношение к животным и их жилищам.

• продолжить формирование познавательного интереса к предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха.

 Развивающие:

• организовать деятельность учащихся по развитию учебно-интеллектуальных умений и навыков: работать с текстом, критически анализировать информацию, способность её систематизировать, оценивать, использовать с целью создания прогноза, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и делать выводы;

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Ход урока.

 

Ключевой вопрос: "Природа – гениальный конструктор, инженер, художник и великий строитель !”

Без рук, без топоренка построена избенка.

 

1.Вступительное слово учителя.

А) Проверка домашнего задания:

Роль животных в образовании горных пород и почвы?

 

Б)Без рук, без топоренка построена избенка.

- Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке? О гнезде.

- А чем является гнездо для птицы? Домом. Жилищем.

Правильно, ребята.

2.Сообщение темы и цели урока. Откройте тетради, запишите число и тему урока.

- Что означает слово дом, жилище?

Слово "дом” произошло от латинского слова "домус”, что означает "жилище”, "хозяйство”.

Жилище — сооружение, место, в котором живут люди или животные.

- Какую функцию выполняют жилища?

- Обычно жилище служит для укрытия от неблагоприятной погоды, сна, выращивания потомства, хранения припасов, отдыха.

Живым существам очень трудно без дома.

Жилье нужно птицам, зверям, насекомым…

Для шустрых и быстрых лесных муравьев

В большом муравейнике пища и кров.

Лиса и барсук в темных норах живут,

А птицы уютные гнездышки вьют.

Живым существам без жилища - беда,

Но людям без дома – совсем никуда!

Экология, или ойкология — часть зоологии, обнимающая собой сведения касательно жилищ животных, т. е. нор, гнезд, логовищ и т. п.

3.  Этап урока "Вызов”.

 Сейчас каждый из вас может определить уровень своих знаний.

Работа в группах: «Узнай, чьи постройки?» Соедините линией: название животного и его жилище.

ласточка                              раковина

дятел                                    хатка

мышь                                   норка

корова                                дерево

бобр                                   муравейник

хомяк                                  улей

тюлень                                 озеро

волк                                    логово

моллюск                            гнездо

черепаха                           дупло

муравей                           скворечник

летучая мышь                  нора

скворец                           лежбище

аскарида                         панцирь

пчела                                пещера

карась                              берлога

ленивец                           организм человека

медведь                           сарай

 

4.  Этап урока: "Осмысление содержания”

Чтобы подтвердить или опровергнуть Ваши предположения, чтобы расширить знания по данной теме, Вам предлагается текст учебника § 14. Начинайте работу с текстом, проставляя пометки на полях:

" v” – знакомая информация,

" + ” – новая информация,

" ? ” – непонятная информация

5. .  Этап урока:  дополнение информации учителем.

Самое простое строение, которое сооружают, вернее, копают млекопитающие,— нора. Норы роют утконос и красная лиса, кролик и броненосец, сурок и тушканчик, хомяк и барсук и многие другие звери, обитатели всех континентов. Очень искусный мастер по прокладке подземных галерей среди зверей — европейский крот. Его норы — сложные лабиринты. О сети проложенных кротами подземных коридоров частично можно судить по всем нам известным кротовинам — холмикам выброшенной земли. Под одной из таких кротовин расположено жилье землекопа-крота. Обычно кротовина с жильем находится в более безопасном месте, например под корнями, под лежащим деревом и отдалена на довольно большое расстояние от места охоты крота. Жилье устроено очень искусно. Внутри кротовины — круглая камера, или гнездо, выстланное мхом, сухой травой, мягкими корешками. От гнезда ведет туннель сперва вниз, а затем к поверхности. Он используется в случае опасности для бегства. В разные стороны ответвляются многометровые ходы.

Довольно сложное строение имеет и барсучья нора с несколькими этажами и со многими входами и выходами. Главное помещение, в котором собирается вся барсучья семья, находится на глубине до 5 метров. Оно выстлано сухой травой, регулярно заменяемой новой. В норе царит порядок и чистота, свежий воздух.

Некоторые звери за многие миллионы лет приспособились строить гнезда на деревьях. Такого рода уютное гнездышко сооружает всем известная белка. Шаровидное ее гнездо помещается на ветках. Наружный слой гнезда сплетен из тонких веточек, внутренний — из сухой травы, мха, лишайника. В тех местах, где бывают более суровые зимы, белки утолщают стенки гнезда и выстилают его дополнительно пухом и перьями. Гнездо покрыто конусообразной кровлей из плотно сложенного хвороста и кусочков коры, чтобы дождь не проникал в жилье. А зимой снежную крышу достраивает сама природа. Гнездо имеет один или два входа. Отправляясь на охоту, белка закрывает вход в гнездо мхом или сухой травой.

Белка очень чувствительна к дождю и грозам. Уже за несколько часов до наступления грозы она беспокоится. А как только начинается дождь, она забирается в свое жилище и сидит там до тех пор, пока не наступит хорошая погода.

Искусное строение величиной со средний апельсин — шаровидное гнездышко мыши-малютки. Этот зверек — настоящий архитектор, а постройка его — оригинальное сооружение. Он строит гнездо из травинок и листьев. Обычно в стенки гнезда мышь вплетает живые листья растений: гнездо держится на них, а растения продолжают расти. Нередко мышь-малютка подвешивает гнездо к нескольким стеблям хлебных злаков, крапивы или к другим растениям на высоте от 20 до 80 сантиметров.

У гнезда мыши-малютки нет ни входа, ни выхода. Оно довольно рыхлое. Поэтому, когда мышь уходит на кормежку или возвращается с нее, она легко раздвигает стенку домика и забирается внутрь. Жилье мыши-малютки временное: она пользуется им только для вывода детенышей.

Улей - жилище пчел — Последние сами отыскивали себе места или в расщелинах скал, или в каких-либо дуплах бортях.

Наиболее примитивный тип убежища - логово. Оно устраивается в небольшом углублении почвы среди опавшей листвы, в яме, в буреломе, под вывернутыми из земли корнями деревьев, пнями. Зайцы и копытные вообще не устраивают постоянных жилищ, у них одноразовые лежки.

Самый выдающийся строитель среди млекопитающих — бобр. Многим известны знаменитые его хатки, плотины, запруды. Хатку бобр строит из ветвей, кусков стволов молодых деревьев, скрепленных илом. В потолке хатки имеется отверстие для доступа свежего воздуха. Хатку занимает единственное помещение шириной примерно в 1,5 метра и высотой около 1 метра. Наружу из хатки ведет подводный выход. Бобровые хатки достигают солидных размеров — они бывают диаметром до 10 метров и высотой до 3 метров. Обычно бобры устраивают их на неглубоком месте реки или озера.

6. Этап урока: просмотр презентации « Строители- мастера».

Кто научил их этому искусству? Все это поведение, похожее на разумное, объясняется сложнейшими инстинктами, которые сложились у животных в течение долгого исторического их развития. Однако важное значение имеет и то, что животные из поколения в поколение перенимая опыт старших, и постепенно закрепляя его, научились применять неизвестные им принципы и стали проявлять исключительный строительный талант, какой только известен в мире животных.

7. Этап урока: "Рефлексия”.

1. Вернитесь к тому, что Вы знали до прочтения текста. Какие знания подтвердились? Какие не подтвердились? Были ли ошибочные суждения? Посмотрите свои первичные пометки, вычеркните неправильную, ошибочную информацию.

2. Посмотрите на список "Хочу узнать”, проверьте, удалось ли получить ответы на все вопросы? Какие знаки вопроса можно снять? Вы можете вновь обратиться к тексту и посмотреть на свои пометки.  

3. Обсудите: какая часть полученной информации произвела на Вас наибольшее впечатление.

К концу беседы ученики должны сформулировать вывод: Независимо от типов и видов жилищ животных, они выполняют функции - укрытия от неблагоприятной погоды, для сна, выращивания потомства, хранения припасов, отдыха.

Возвращаемся к ключевому вопросу: Так почему же природа является гениальным конструктором, инженером и великим строителем?

(Все это поведение, похожее на разумное, объясняется сложнейшими инстинктами, которые сложились у животных в течение долгого исторического их развития. Однако важное значение имеет и то, что животные из поколения в поколение перенимая опыт старших, и постепенно закрепляя его, научились применять неизвестные им принципы и стали проявлять исключительный строительный талант, какой только известен в мире животных. )

Дополнительный материал

Норы — вырытые животными в земле ходы.

Гнездо - временное и даже часто кратковременное жилище, где размещается потомство птиц. Гнезда птиц чрезвычайно разнообразны по размерам, конструкции, материалу и месту расположения

Ле́жбище — береговые пляжи, на которых формируются большие скопления животных. Как правило, этот термин применяется к описанию биологии морских млекопитающих. Например, береговые лежбища формируют ушастые тюлени — северный морской котик, сивуч и др

Логово (логовище) место долговременного отдыха, спячки или выведения детенышей у некоторых млекопитающих.

Логова, используемые кратковременно, называют лежкой; устраивают их зайцы, грызуны и большинство копытных.

Раковина — укрытие, дом моллюска, являющийся частью его организма.

Панцирь для черепахи — настоящий переносной дом. Дело в том, что черепаха — это очень медлительное и неуклюжее создание. Любой хищник мог бы поймать и съесть ее. А панцирь помогает этого избежать.

Улей - жилище пчел

 

Итоги урока: "Помните, творения природы так удивительно хрупки, и оттого, насколько разумно и бережно мы будем сегодня к ним относиться, зависит не только развитие мысли человека, но и самой жизни”.

Подведение итогов.

Д/З § 14

Карточки

 Закончите предложения:

• Сегодня на уроке я впервые узнал (сделал открытие для себя)...

• "Я думаю, что...” (Над чем вы задумались?)

• Для меня этот учебный материал важен потому что...

 

.

olga-gorbunova7.ucoz.ru

"Жилища животных"

Жумашева Халися Вагизовна МКОУ « СОШ п.Орошаемый» учитель географии и экологии.

Методическая разработка урока экологии  в 7-м классе на тему:  “Жилища животных”  Используемое оборудование: ТСО - компьютер, мультимедийная приставка, экран, звуковые колонки.  Пособия (электронные образовательные ресурсы): энциклопедия «Кирилла и Мефодия», компьютерная презентация.  Набор - различные жилища животных: гнездо синицы - ремеза, раковины моллюсков 

Технологическая карта урока  Цели урока.  Образовательные:  • Повторить, обобщить и расширить знания учащихся о жилищах животных, их многообразии, как форме эволюционных приспособлений организмов к различным условиям окружающей среды  Воспитательные:  • Воспитывать бережное отношение к животным и их жилищам.  • продолжить формирование познавательного интереса к предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха  • Развивающие:  • организовать деятельность учащихся по развитию учебно-интеллектуальных умений и навыков: работать с текстом, критически анализировать информацию, способность её систематизировать, оценивать, использовать с целью создания прогноза, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и делать выводы;  • продолжить развитие учебно-познавательных умений: составлять тезисы, пользоваться предметным языком. 

Тип урока: урок усвоения новых знаний.  Методы и приёмы:  • составление списка “известной” информации: рассказ - предположение по ключевым словам; систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы; верные и неверные утверждения; перепутанные логические цепочки  • методы активного чтения: маркировка с использованием значков, ведение различных записей, поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы  • заполнение кластеров, таблиц, установление причинно - следственных связей между блоками информации, дисскусия, написание творческих работ, исследование.  • 

Ход урока. 

Ключевой вопрос: “Природа – гениальный конструктор, инженер, художник и великий строитель”  Без рук, без топоренка построена избенка. 

Вступительное слово учителя. Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке? О гнезде.  А чем является гнездо для птицы? Домом. Жилищем.  Правильно, ребята.  Сообщение темы и цели урока. Откройте тетради, запишите число и тему урока. 

Работа со словарем.  Что означает слово дом, жилище?  - - Слово “дом” произошло от латинского слова “домус”, что означает “жилище”, “хозяйство”.  - Жилище — сооружение, место, в котором живут люди или животные.  Какую функцию выполняют жилища?  - Обычно жилище служит для укрытия от неблагоприятной погоды, сна, выращивания потомства, хранения припасов, отдыха.  Живым существам очень трудно без дома.  Жилье нужно птицам, зверям, насекомым…  Для шустрых и быстрых лесных муравьев  В большом муравейнике пища и кров.  Лиса и барсук в темных норах живут,  А птицы уютные гнездышки вьют.  Живым существам без жилища - беда,  Но людям без дома – совсем никуда!  Ойкология — часть зоологии, обнимающая собой сведения касательно жилищ животных, т. е. нор, гнезд, логовищ и т. п.  Начертите маркировочную таблицу. 

Знаю - V  Хочу узнать - ? Узнал новое - + 

Первый этап урока “Вызов”. 

Работа с трафаретом  1.Разделите лист бумаги на две половины. На одной половине нарисуйте жилище человека, а на другой - жилища животных.  Производится представление групповых рисунков. Здесь и выясняется несовершенство знаний каждого о жилищах животных. 

2. Сейчас каждый из вас может определить уровень своих знаний.  Работа в группах: «Узнай, чьи постройки?» Соедините линией: название животного и его жилище. 

ласточка раковина  дятел хатка  мышь норка  корова дерево  бобр муравейник  хомяк улей  тюлень озеро  волк нора  моллюск гнездо  черепаха дупло 

муравей скворечник  летучая мышь нора 

скворец лежбище 

аскарида панцирь  пчела пещера  карась берлога  ленивец организм человека  медведь сарай 

«Знаю» Запишите в первой колонке всё, что вы знаете о жилищах животных. Записи должны быть ёмкими и краткими. Обсудите в парах свои списки, помогите друг другу вспомнить. Информацию с которой согласны оба - оставляйте, информацию с которой кто-то не согласен, помечайте вопросительным знаком.  «Хочу узнать» А что бы вы хотели узнать? Во 2-ой колонке запишите вопросы, на которые хотели бы получить ответ, но ваших знаний сейчас ещё не хватает. Обсудите в парах, в группах. Записываю все вопросы на доске. А, может - быть вы ещё что-то хотели бы узнать? Сделайте предположение, по каким смысловым блокам мы будем изучать эту тему.  – Учащиеся составляют предварительные кластеры.  Давайте обсудим, что у вас получилось.  Виды жилищ животных 

Классификация жилищ животных 

– Как вы считаете, это достаточная информация? Нет. Тогда давайте попробуем ее дополнить. 

Второй этап урока: “Осмысление содержания”  Чтобы подтвердить или опровергнуть Ваши предположения, чтобы расширить знания по данной теме, Вам предлагается текст. Начинайте работу с текстом, проставляя пометки на полях:  “ v” – знакомая информация,  “ + ” – новая информация,  “ ? ” – непонятная информация  1. Не забывайте продолжать работу с маркировочной таблицей. После чтения текста заполняйте 3-ю колонку “Узнал новое”. (Это не простое переписывание текста, а способность сформулировать мысль в 2-3 словах перевести её на свой язык, а, следовательно, понять).  Напоминаю, записи должны быть ёмкими, но краткими.  2.  Лабораторная работа  Текст для учащихся  Самое простое строение, которое сооружают, вернее, копают млекопитающие,— нора. Норы роют утконос и красная лиса, кролик и броненосец, сурок и тушканчик, хомяк и барсук и многие другие звери, обитатели всех континентов. Очень искусный мастер по прокладке подземных галерей среди зверей — европейский крот. Его норы — сложные лабиринты. О сети проложенных кротами подземных коридоров частично можно судить по всем нам известным кротовинам — холмикам выброшенной земли. Под одной из таких кротовин расположено жилье землекопа-крота. Обычно кротовина с жильем находится в более безопасном месте, например под корнями, под лежащим деревом и отдалена на довольно большое расстояние от места охоты крота. Жилье устроено очень искусно. Внутри кротовины — круглая камера, или гнездо, выстланное мхом, сухой травой, мягкими корешками. От гнезда ведет туннель сперва вниз, а затем к поверхности. Он используется в случае опасности для бегства. В разные стороны ответвляются многометровые ходы.  Довольно сложное строение имеет и барсучья нора с несколькими этажами и со многими входами и выходами. Главное помещение, в котором собирается вся барсучья семья, находится на глубине до 5 метров. Оно выстлано сухой травой, регулярно заменяемой новой. В норе царит порядок и чистота, свежий воздух.  Некоторые звери за многие миллионы лет приспособились строить гнезда на деревьях. Такого рода уютное гнездышко сооружает всем известная белка. Шаровидное ее гнездо помещается на ветках. Наружный слой гнезда сплетен из тонких веточек, внутренний — из сухой травы, мха, лишайника. В тех местах, где бывают более суровые зимы, белки утолщают стенки гнезда и выстилают его дополнительно пухом и перьями. Гнездо покрыто конусообразной кровлей из плотно сложенного хвороста и кусочков коры, чтобы дождь не проникал в жилье. А зимой снежную крышу достраивает сама природа. Гнездо имеет один или два входа. Отправляясь на охоту, белка закрывает вход в гнездо мхом или сухой травой.  Белка очень чувствительна к дождю и грозам. Уже за несколько часов до наступления грозы она беспокоится. А как только начинается дождь, она забирается в свое жилище и сидит там до тех пор, пока не наступит хорошая погода.  Искусное строение величиной со средний апельсин — шаровидное гнездышко мыши-малютки. Этот зверек — настоящий архитектор, а постройка его — оригинальное сооружение. Он строит гнездо из травинок и листьев. Обычно в стенки гнезда мышь вплетает живые листья растений: гнездо держится на них, а растения продолжают расти. Нередко мышь-малютка подвешивает гнездо к нескольким стеблям хлебных злаков, крапивы или к другим растениям на высоте от 20 до 80 сантиметров.  У гнезда мыши-малютки нет ни входа, ни выхода. Оно довольно рыхлое. Поэтому, когда мышь уходит на кормежку или возвращается с нее, она легко раздвигает стенку домика и забирается внутрь. Жилье мыши-малютки временное: она пользуется им только для вывода детенышей.  Самый выдающийся строитель среди млекопитающих — бобр. Многим известны знаменитые его хатки, плотины, запруды. Хатку бобр строит из ветвей, кусков стволов молодых деревьев, скрепленных илом. В потолке хатки имеется отверстие для доступа свежего воздуха. Хатку занимает единственное помещение шириной примерно в 1,5 метра и высотой около 1 метра. Наружу из хатки ведет подводный выход. Бобровые хатки достигают солидных размеров — они бывают диаметром до 10 метров и высотой до 3 метров. Обычно бобры устраивают их на неглубоком месте реки или озера.  Улей - жилище пчел — Последние сами отыскивали себе места или в расщелинах скал, или в каких-либо дуплах бортях.  Наиболее примитивный тип убежища - логово. Оно устраивается в небольшом углублении почвы среди опавшей листвы, в яме, в буреломе, под вывернутыми из земли корнями деревьев, пнями. Зайцы и копытные вообще не устраивают постоянных жилищ, у них одноразовые лежки.  Кто научил их этому искусству? Все это поведение, похожее на разумное, объясняется сложнейшими инстинктами, которые сложились у животных в течение долгого исторического их развития. Однако важное значение имеет и то, что животные из поколения в поколение перенимая опыт старших, и постепенно закрепляя его, научились применять неизвестные им принципы и стали проявлять исключительный строительный талант, какой только известен в мире животных.  Третий этап урока: “Рефлексия”.  1. Вернитесь к тому, что Вы знали до прочтения текста. Какие знания подтвердились? Какие не подтвердились? Были ли ошибочные суждения? Посмотрите свои первичные списки, вычеркните неправильную, ошибочную информацию. 

2. Посмотрите на список “Хочу узнать”, проверьте, удалось ли получить ответы на все вопросы? Какие знаки вопроса можно снять? Вы можете вновь обратиться к тексту и посмотреть на свои пометки. Какие вопросы у вас появились по ходу чтения? Есть ли в классе люди, которые могут дать ответ на этот вопрос? Записываю на доске вопросы, оставшиеся без ответа. (Остались вопросы)  3. Обсудите: какая часть полученной информации произвела на Вас наибольшее впечатление.  4. Попробуйте сгруппировать эти новые знания и составить структурно-логическую схему. (Окончательные кластеры). Проверяем схему у доски.  К концу беседы ученики должны сформулировать вывод: Независимо от типов и видов жилищ животных, они выполняют функции - укрытия от неблагоприятной погоды, для сна, выращивания потомства, хранения припасов, отдыха.  Возвращаемся к ключевому вопросу: Так почему же природа является гениальным конструктором, инженером и великим строителем? 

Дополнительный материал  Норы — вырытые животными в земле ходы.  Гнездо - временное и даже часто кратковременное жилище, где размещается потомство птиц. Гнезда птиц чрезвычайно разнообразны по размерам, конструкции, материалу и месту расположения  Ле́жбище — береговые пляжи, на которых формируются большие скопления животных. Как правило, этот термин применяется к описанию биологии морских млекопитающих. Например, береговые лежбища формируют ушастые тюлени — северный морской котик, сивуч и др  Логово (логовище) место долговременного отдыха, спячки или выведения детенышей у некоторых млекопитающих.  Логова, используемые кратковременно, называют лежкой; устраивают их зайцы, грызуны и большинство копытных.  Раковина — укрытие, дом моллюска, являющийся частью его организма.  Панцирь для черепахи — настоящий переносной дом. Дело в том, что черепаха — это очень медлительное и неуклюжее создание. Любой хищник мог бы поймать и съесть ее. А панцирь помогает этого избежать.  Улей - жилище пчел 

Итоги урока: “Помните, творения природы так удивительно хрупки, и оттого, насколько разумно и бережно мы будем сегодня к ним относиться, зависит не только развитие мысли человека, но и самой жизни”. 

Просмотр презентации «Искусные строители» 

Подведение итогов.  Рефлексия. Закончите предложения:  • Сегодня на уроке я впервые узнал (сделал открытие для себя)...  • “Я думаю, что...” (Над чем вы задумались?)  • Для меня этот учебный материал важен потому что... 

Домашнее задание  1. Составить более полную структурно-логическую схему (кластеры), подготовить устный развёрнутый ответ.  2. Продумайте и предложите небольшую исследовательскую работу (Составить план эксперимента). 

Список литературы.  А. Брем “Жизнь животных”  Экология животных. Учебное пособие под редакцией Н.М. Черновой. М. «Вентано-Граф» 2007.  Биология. Животные. Учебник для общеобразовательных учреждений. В.В. Латюшин, В.А. Шапкин. М. Дрофа. 2008.  Используемая методическая литература: Биология. Справочник. Т.Л. Богданова, Е.А. Солодова. М. «АСТ-ПРЕСС ШКОЛА» 2004.  .

mognovse.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта