Высшие растения подцарство. Урок 16. Общая характеристика подцарства высшие растения

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Подцарство Высшие растения. Особенности строения. Высшие растения подцарство


Занятие 1. ПОДЦАРСТВО ВЫСШИЕ РАСТЕНИЯ

Стр 1 из 5Следующая ⇒

Высшие растения объединяют наиболее специализированные формы автотрофных организмов. Зигота у них в отличие от низших растений дает начало многоклеточному зародышу, который затем развивается в спорофит. На этом основании высшие растения получили название зародышевых. В настоящее время и на протяжении многих геологических эпох они играли и играют ведущую роль в сложении растительного покрова суши нашей планеты и в круговороте веществ биосферы. В связи с тем, что их тело обычно расчленено на стебель, корень и лист, эту группу нередко еще называют листостебельными или побеговыми. В отличие от багрянок и настоящих водорослей они хорошо приспособлены к жизни в воздушной наземной среде. Для высших растений характерно закономерное чередование полового и бесполого поколений - гаметофита и спорофита.

Подцарство объединяет не менее 350 000 ныне существующих и огромное число вымерших видов, дошедших до нас лишь в ископаемом состоянии. Известные науке виды высших растений обычно делят на 9 отделов:

1. Риниевые

2. Зостерофилловые

3. Моховидные

4. Плауновидные

5. Псилотовидные

6. Хвощевидные

7. Папоротниковидные

8. Голосеменные

9. Покрытосеменные, или цветковые

Два первых отдела высших растений — риниевые и зостерофилловые давно и полностью вымерли. Остальные отделы высших наряду с вымершими включают и ныне существующие виды. Представители всех перечисленных отделов, исключая моховидных, характеризуются преобладанием спорофита, в органах которого имеются сосуды и трахеиды, поэтому их нередко называют сосудистыми растениями.

Высшие растения делят на две очень неравные по значению и величине группы - высшие споровые и семенные растения. У высших споровых процессы споро- и гаметогенеза разобщены во времени и пространстве; спорофиты, образующие споры, и гаметофиты, продуцирующие гаметы, являются самостоятельными организмами, ведущими раздельное существование. Размножаются эти растения спорами. К споровым относятся все отделы высших растений, кроме голосеменных и покрытосеменных, которые называют семенными растениями. У семенных растений споро- и гаметогенез тесно сопряжены: редуцированный женский гаметофит развивается на спорофите, не покидая спорофилла, а мужской гаметофит (функционально выполняющий роль гаметы) переносится к яйцеклетке целиком в виде пыльцевого зерна. Зигота у семенных растений развивается в зародыш, окруженный специальными покровами, - так называемое семя. Размножаются эти растения семенами.

По времени происхождения высшие споровые значительно древнее семенных растений. Они были первыми растениями, завоевавшими сушу. Семенные растения произошли от высших споровых в процессе эволюции.

 

Работа 1. Отдел Плауновидные – Lycopodiophyta

Отдел плауновидные – это очень древняя группа, возникшая в силуре палеозойской эры. В каменноугольном периоде, примерно 300 млн. лет назад, на Земле были широко распространены два вымерших рода плауновидных – лепидодендрон (Lepidodendron) и сигиллярия (Sigillaria) – древовидные растения со стволами высотой до 46 м при диаметре 0,9–1,8 м (рис. 1). Из них состояли обширные заболоченные леса. Ветвились стволы и ветви этих деревьев дихотомически, т.е. разделялись на вершине на два одинаковых побега следующего порядка. Некоторые виды образовывали шишки длиной до 90 см. Несмотря на огромные размеры, у них слабо была развиты проводящие и механические ткани и основную массу ствола составляла кора, покрытая остатками оснований листьев. Отсюда и название этих родов: лепидодендрон – «чешуедрев», сигиллярия – «печатное дерево».

 
 

Рис. 1.Лепидодендрон (Lepidodendron) и сигиллярия (Sigillaria)

 

Все современные представители плауновидных, а их около 1000 видов, многолетние травянистые растения, часто вечнозеленые. Побеги большинства растений этой группы покрыты спирально расположенными мелкими листьями – микрофиллами. Характерно для плауновидных также дихотомическое или вильчатое ветвление побегов. Подземные части этих растений обычно представлены корневищем с придаточными корнями и видоизмененными листьями. У некоторых видов подземные части побегов образуют своеобразный орган, несущий расположенные по спирали корни и называемый ризофором (от греч. rhiza – корень и phoros – несущий), или корненосцем. Надземные и подземные побеги плауновидных нарастают ограниченное время, поскольку со временем клетки верхушечных меристем теряют способность к делению.

Спороносные листочки (спорофиллы) плауновидных по форме, размерам и цвету могут быть похожи на вегетативные листья (трофофиллы) или в той или иной степени отличатьсяот них. Чередуясь со стерильными листьями, спорофиллы образуют на протяжении стебля спороносные зоны или собраны в расположенные на концах ветвей компактные образования – стробилы. У некоторых ископаемых форм плауновидных спорофиллы сидели на стебле вперемежку с вегетативными листьями, не образуя ни спороносных зон, ни стробилов.

Среди плауновидных есть равно- и разноспоровые растения, гаметофиты (заростки) которых, соответственно, либо обоеполые (т.е. на них образуются как мужские, так и женские половые клетки), либо однополые. Есть между ними и другие отличия. Заростки современных равноспоровых (представителей класса плауновых) созревают в течение 1–15 лет, достигая в длину от 2 до 20 мм. При этом они развиваются в подземных или полуподземных условиях, и питаются в значительной степени или исключительно за счет образования союза с почвенными грибами. Заростки разноспоровых плауновидных (к ним относятся все представители класса полушниковых) развиваются обычно в течение нескольких недель. Они вообще лишены хлорофилла и живут за счет питательных веществ, содержащихся в споре. Поэтому они очень мелкие и даже в зрелом виде лишь слегка выступают за пределы оболочки споры.

Половые органы, развивающиеся на заростках плауновидных, представлены антеридиями, в которых развиваются сперматозоиды с двумя или многими жгутиками, и архегониями, в которых развиваются яйцеклетки. Для того чтобы сперматозоид мог достичь яйцеклетки, необходимо наличие капельно-жидкой воды.

Оплодотворенная яйцеклетка у плауновидных сразу же, не впадая в состояние покоя, развивается в растение нового бесполого поколения – спорофит (рис. 2).

 

 

Рис. 2. Чередование поколений в жизненном цикле плауна: а – гаметофит; б – спорофит

В настоящее время на нашей планете встречаются представители двух классов отдела плауновидных – плауновых и полушниковых, или шильниковых.

Плауновые(Lycopodiolsida)представлены в современной флоре единственным одноименным порядком (Lycopodiales) и семейством. Все плауновые – вечнозеленые наземные или эпифитные (т.е. растущие на стволах и ветвях деревьев) растения с прямостоячими, полегающими, свисающими, ползучими или лазящими побегами. Высота прямостоячих побегов у наземных растений или свисающих (у эпифитов) обычно не превышает 1–1,5 м, но длина ползучих побегов может достигать 10 м и более.

Эпифитные формы плаунов характерны для тропических лесов. В нашей же стране плауны можно встретить в зеленомошных хвойных лесах. Это представители родовплаун (рис. 3–4), например, плаун годичный (Lycopodium annotinum)иплаун булавовидный (L.clavatum) и баранец – баранец обыкновенный (Huperzia selago).

У первых двух названных видов стебли ветвятся неравнодихотомически, образуя ползучий стебель (главную ось) и отходящие от него боковые полегающие побеги с ограниченным ростом. Спороносные листья у этих плаунов собраны в верхушечные стробилы - колоски.

У баранцов стебли ветвятся равнодихотомически – в побегах этих растений нельзя выделить главную ось и боковые ответвления. Кроме того, у баранцов, в отличие от собственно плаунов, спорофиллы не отличаются от обычных ассимиляционных листьев и не образуют выраженных спороносных колосков.

 

 

Рис. 3. Плаун булавовидный (Lycopodium clavatum) и плаун годичный (L. annotinum)

 

©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.

arhivinfo.ru

Подцарство Высшие растения (Telomophyta) - строительство

Подцарство Высшие растения (Telomophyta)

В отличие от низших растений, высшие, в основном, являются наземными и характеризуются четкой дифференциацией на корень, стебель, листья и органы размножения. У высших растений выделяется пять типов тканей: покровные, механические, проводящие, основные, образовательные. Особенностью высших растений является закономерное чередование полового и бесполого поколений. Высшие растения подразделяются на надотделы Споровые и Семенные (Приложение 2).

Надотдел Споровые растения (Sporophyta)

Споровые растения появились в середине силурийского периода и сохранились в настоящее время, уступая, однако, по степени разнообразия семенным растениям. Надотдел включает пять отделов: Моховидные, Риниофиты, Плауновидные, Хвощевидные и Папоротникообразные.

Отдел Моховидные (Bryophyta) характеризуется сочетанием признаков низших и высших растений. К нему относятся преимущественно наземные многолетние растения небольших размеров (1-2 см, редко до 60 см). Имеются данные о появлении моховидных в раннем палеозое и даже в протерозое. Другие исследователи считают мхи потомками риниофитов. Достоверно доказанные древнейшие представители моховидных известны с пермского периода. Моховидные продолжают развитие и в настоящее время, причем многие исследователи рассматривают их как тупиковую ветвь в развитии наземной растительности.

К отделу Проптеридофиты (Риниофиты), (Propteridophyta) (D) (рис.6) относятся первые наиболее примитивные наземные растения травянистого облика, имевшие сравнительно небольшие размеры (20-70 см). Стебель ветвился дихотомически (разделяясь на две части вилочкообразно). Настоящие корни и листья отсутствовали. Роль корней выполняли корневища – подземная часть стебля с тонкими отростками. Роль листьев в какой-то мере выполняли шиповидные выросты. Функцию фотосинтеза осуществляли стебли.

Риниофиты росли в прибрежных водоемах, находясь частично в воде, их размножение происходило

спорами, располагавшимися в спорангиях на концах побегов. После созревания спора попадала в воду и давала начало новому растению. Эти растения появились в силурийском периоде и вымерли в конце девона. За счет остатков проптеридофит на окраинах Кузбасса образовались первые угли. Риниофитовая флора разных континентов была представлена, практически, одинаковыми родами.

Отдел Птеридофиты (Pteridophyta) включает в себя три класса: плауновидные, хвощевидные и папоротниковидные. Это споровые древовидные растения с настоящими листьями.

Класс Плауновидные (Lycopodiopsida) – наземные растения, характеризующиеся наличием стебля, корнеподобного ризофора (корневища) и филлоидных листьев (рис.11, 1,2). В современной флоре известны только травянистые формы. Такими же размерами характеризовались и древнейшие представители (до 1 м в высоту), возникшие, по-видимому, в девоне за счет какой-то группы риниофитов. В позднем палеозое появились крупные древовидные формы. Подземная часть ствола, многократно дихотомирующая, в какой-то мере соответствует корневой системе. Листовые образования – узкие длинные филлоиды напоминают по облику иголки хвойных растений. Они росли прямо от стебля и опадали один раз за всю жизнь растения. Споры плауновидных находятся в спорангиях, на вершине растений. При разделении на порядки учитывается строение листа. Для стратиграфии наибольшее значение имеют порядки Дрепанофиковые, Протолепидодендровые и Лепидодендровые.

Порядок Дрепанофиковые (D ) был представлен небольшими кустарниками с дихотомически ветвящимся стеблем, по которому спирально располагались листовые выросты.

Порядок Протолепидодендровые (D1-2 ) включал небольшие травянистые растения (20-30 см), состоявшие из подземного горизонтального корневища (розофора) и вертикальных, дихотомически ветвящихся, побегов, на которых спирально располагались филлоиды. После их отмирания оставались небольшие возвышения – листовые подушки. Споры находились в спорангиях, располагавшихся на верхних поверхностях филлоидов. Порядок Лепидодендровые (C – T ) был представлен крупными древовидными растениями, достигавшими в поперечнике 2 м при высоте 30-40 м (рис.11, 2). Дихотомически ветвящийся ствол лепидодендровых имел толстую кору, составлявшую его основную часть, и узкий проводящий пучок. Такое соотношение характерно для тропических и субтропических растений. Филлоиды, достигавшие в длину 1 м, располагались на ромбовидных возвышениях – листовых подушках (рис.7). Значительная часть углей палеозоя образовалась за счет лепидодендровых.

Класс Хвощевидные (Членистостебельные.Equisetopsida ), в настоящее время представленный лишь небольшими травянистыми растениями, в позднем палеозое включал лианы и деревья. Стебель и подземное корневище имели членистое строение, подразделяясь на узлы и междоузлия. В составе стебля выделялась узкая сердцевина,

Все темы данного раздела:

Часть I. Палеонтология 1. Основные понятия и термины Палеонтология – наука, изучающая органический мир прошлых геологических эпох и закономерности его эволюции. Особенность палеонтологии, отличаю

Царство Цианобионты (Cyanobionta) Цианобионты – одиночные и колониальные организмы с постоянной формой клеток без обособленного ядра. Размеры одиночных форм не превышают 10 мкм, размеры колоний и продуктов их жизнедеятельности могу

Подцарство Низшие растения (Thallophyta) Низшие растения – одноклеточные и многоклеточные водоросли – имеют тело (таллом, слоевище) не разделяющееся на корень, стебель и листья. Размеры водорослей весьма разнообразны: от нескольких микрон

Надотдел Семенные растения Семенные растения отличаются от споровых размножением с помощью семян. Семя – это спора, заключенная в твердую водонепроницаемую оболочку, помогающую сохранить влагу и пережить неблагоприятный пери

Царство Грибы (Fungi) Грибы совмещают признаки растений и животных. Общими признаками с растениями являются неподвижность, верхушечный рост, размножение с помощью спор. С животными их сближает отсутствие фотосинтеза и н

Подцарство Одноклеточные (Простейшие) (Protozoa) Одноклеточные организмы имеют размеры от 10 мкм до 5-10 мм. Клетка простейших, состоящая из протоплазмы, одного или нескольких ядер, выполняет все жизненные функции (размножение, обмен веществ, дви

Б – отпечаток на песчанике отдельных нитей Тип Конодонты – микроскопические остатки зубного аппарата червеобразных животных размером до 4 см, вероятно, родственных щетинкочелюстным (беспозвоночным неясного систематического

Охотятся на аммонитов В состав завроптеригий входят группы Плезиозавры и Плиозавры. Плезиозавры (T2 – K) обладали длинной шеей, маленькой

Дриопитек (P3). Предок человека и человекообразных обезьян Человекообразные имеют длинные руки, короткие ноги и сравнительно развитый головной мозг. Около 9 млн. лет

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Историческая геология в системе естествознания Историческая геология ставит своей целью изучение истории развития планеты Земля. Схематически развитие Земли можно пред

Стратиграфия Стратиграфия – раздел исторической геологии, устанавливающий последовательность напластования толщ горных пород и их возраст в миллионах лет. Стратиграфия решает две задачи: а) расчленение осадочны

Фациальный анализ Понятие «фация» появилось в геологической литературе в XIX веке. В настоящее время это понятие используется и в географии, и в геологии. Географы рассматривают фацию как участок зем

Фации нормальноморских бассейнов Неритовая область, соответствующая шельфу (глубины до 200 м, иногда до 500 м), превышает по удельной биомассе абиссаль в 200 тысяч раз. Она подразделяется на литораль,

Переходные фации. К переходным фациям относят фации прибрежных аккумулятивных долин с дельтами, лиманами, эстуариями, а также заливы и лагуны. Дельты образуются там, где скорость накопления осадочного материа

Континентальные фации Континентальные фации накапливаются на континенте не повсеместно, а лишь в пониженных участках, поэтому их накопление тесно связано с рельефом местности. Особое значение имеет климат, так как при о

ТЕКТОНИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ Состав и строение Земного шара кардинально меняются с глубиной (от поверхности к центру). Оболочки Земли получили название геосфер. В какой-то мере состав и строение каждой геосферы

Внутренние геосферы Земли Ядро радиусом около 4000 км, составляет 16% объема Земного шара и 31% его массы. Оно, по-видимому, еще длительное время будет доступно для изучения лишь дистанционными методами исс

Земная кора континентального типа Наибольшим разнообразием состава и строения отличается твердая оболочка континентов (континентальный тип земной коры). В результате многолетних исследований, в том числе бурения Кольской сверхглубо

Земная кора геосинклинального типа В результате исследований Д. Холла и А.П. Карпинского во второй половине XIX века был описан третий тип земной коры – геосинклинальный, формирующийся на границе земной коры контине

Вопросы для самоконтроля 1. Дать определение геологической формации. Привести примеры формаций 2. Охарактеризовать специфические особенности континентальной и океанической земных кор. 3. Назвать основные

История развития планеты Земля По современным представлениям развитие Земли носит четко выраженный этапно-цикличный характер, то есть отличается сочетанием элементов необратимости и повторяемости. 5.1. Д

Архей (AR) Архейский акрон (акротема) подразделяется на ранний (нижний) и поздний (верхний). Физико-географические условия архея коренным образом отличались от современных. Климат ар

Протерозой (PR) Протерозойский акрон (акротема) подразделяется на ранне- и позднепротерозойский эоны (эонотемы). Поздний протерозой в свою очередь делится на рифей и венд, причем последний некоторы

Рифей (R) В качестве эталона рифея принят разрез в миогеосинклинальном прогибе на западном склоне Южного Урала (Башкирский антиклинорий). Толщи миогеосинклинальных прогибов, в отличие от эвгеосинклинальных,

Венд (V) Венд, продолжавшийся около 90 млн. лет, выделяется как особое подразделение позднепротерозойского эона, не имеющее определенной ранговой значимости. Накопление вендских отложений происходило в инте

Основные особенности развития Земли в докембрии В течение докембрия произошли важнейшие события геологической истории Земли: сформировались геосферы Земного шара, зародилась жизнь, появились одноклеточные и многоклеточные организ

Вопросы для самоконтроля 1. Указать особенности догеологической стадии развития Земли. 2. Осветить гипотезу образования нашей планеты. 3. Назвать причины жаркого климата раннего архея. 4. Перечис

Ранний палеозой Кембрийская система (период, €) выделена английским ученым А. Сэджвиком в середине XIX века и разделена им на три отдела (эпохи), которые делятся на ярусы. Российские ученые около

Основные особенности развития Земли в раннем палеозое Ранний палеозой (кембрий, ордовик, силур), продолжавшийся около 126 млн. лет, закончился 416 млн. лет назад. В течение этого хроноинтервала продолжалось развитие морской скелетной фауны беспозвоноч

Вопросы для самоконтроя 1. Назовите характерных представителей раннепалеозойской фауны беспозвоночных и позвоночных. 2. Укажите, какие особенности строения риниофитов свидетельствуют об их полуводном образе жизни

Поздний палеозой Поздний палеозой, охватывавший девонский, каменноугольный и пермский периоды, являлся в отличие от раннего палеозоя геократическим этапом развития Земли. Девонский период (система,

Геологическое развитие территории Кузбасса В качестве примера пермского угленакопления целесообразно рассмотреть геологическое развитие одного из крупнейших угольных бассейнов мира – Кузбасса. Первые сведения об углях Кузбасса сообщил крест

Особенности развитя Земли в позднем палеозое Поздний палеозой – девонский, каменноугольный и пермский периоды общей продолжительностью около 165 млн. лет (416-251 млн. лет) – представлял собой геократический этап истории Земли. Его главной ос

Мезозойская эра (эратема) Мезозойская эра длительностью 180 млн. лет состоит из трех периодов: триасового, юрского и мелового (табл. 5) Таблица 5

Особенности развития Земли в мезозойской эре Мезозойский этап развития Земли, продолжительностью около 186 млн. лет, характеризовался значительной специфичностью, отличаясь как от палеозойского, так и от кайнозойского. В течение этого интерва

Кайнозойская эра В соответствии с решениями Международных геологических конгрессов и Межведомственного стратиграфического комитета России кайнозойская эра делится на палеогеновый, неогеновый и четве

Особенности развития Земли в кайнозойской эре Кайнозойская эра – новый этап геологической истории Земли, начавшийся 65,5 млн. лет назад и продолжающийся в настоящее время. Кайнозойскому этапу предшествовало одно из крупнейших вымираний ораниче

Рекомендуем ознакомится: http://allrefs.net

fix-builder.ru

Урок 16. Общая характеристика подцарства высшие растения

ч. 1 Урок 16. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДЦАРСТВА ВЫСШИЕ РАСТЕНИЯ

Задачи урока:

  • познакомиться с особенностями организации высших растений;
  • рассмотреть общие признаки основных отделов высших растений;
  • показать усложнение организации высших растений по сравнению с водорослями;
  • продолжить формирование умений работать с микроскопом.
Оснащенность урока: живые растения; гербарные экземп­ляры высших растений; таблицы; рисунки учебника и других книг с изображением мхов, плаунов, хвощей, голосеменных и цветковых растений; микропрепараты растительных тканей и микроскопы.

Основные положения урока.

  • Наличие у высших растений хорошо выраженных тканей, строение которых соответствует выполняемым функциям (образовательная, покровная, проводящая, механическая, основная, запасающая и др.).
  • Характерной особенностью высших растений являются органы, которые подразделяются на вегетативные (корень, стебель, лист) и репродуктивные (спорангии, цветки, плоды).
* Индивидуальное развитие высших растений подразделяется на два периода: эмбриональный (зародышевый) и постэмбриональ­ный (послезародышевый).

* Подцарство высших растений включает две крупные группы -споровые и семенные растения.

* Основными отличительными чертами споровых являются слабая специализация тканей, бесполое размножение с помощью спор, зависимость полового размножения от воды.

* Семенные растения характеризуются размножением половым путем при помощи семян (вне зависимости от воды), более высокой специализацией тканей и вегетативным бесполым размножением.

* Обратите внимание учащихся на многообразие тканей у выс­ших растений, подчеркивающее сложность их строения и являю­щееся результатом приспособления растений в ходе эволюции к новым, более жестким, наземным условиям существования.

* Используя имеющиеся знания, предложите учащимся рас­смотреть особенности строения и функционирования вегетативных генеративных органов высших растений.

* Обратите внимание учащихся на то, что появление вегетатив­ных органов у высших растений происходило в ходе эволюции в результате ароморфозов: вначале это были небольшие, в виде вильчато-разветвленного стебелька, без листьев и корней растения, затем на стебельках появились тоненькие чешуйчатые выросты, напоминавшие листья, позднее развились настоящие корни и на­стоящие листья, состоящие из многих слоев клеток.

* Предложите учащимся вспомнить чередование полового и бесполого поколений у водорослей и подчеркните наличие у выс­ших растений также чередования поколений: диплоидного споро­фита и гаплоидного гаметофита.

* Организуйте работу учащихся с таблицами, рисунками, схе­мами и в ходе нее подчеркните основные отличительные черты споровых растений и семенных растений (особенности полового и бесполого размножений, специализацию тканей и т. д.).

Вопросы для обсуждения.

1.Дайте определение ткани и перечислите виды тканей высших растений.

2. Какие функции выполняют проводящая, механическая, по­кровная ткань? Почему они возникли в ходе эволюции растений?

3. Сравните внешнее строение тела водорослей и высших рас­тений. В чем отличия?

4. Какие органы называют вегетативными, а какие - репродук­тивными?

5. На какие периоды подразделяется индивидуальное развитие растений?

6. Перечислите основные отличительные черты споровых рас­тений.

7. Докажите, что специализация тканей семенных растений за­шла особенно далеко, по сравнению со споровыми.

Закрепление материала.

• Перечислите отличительные признаки высших растений.

• Перечислите отделы семенных и споро­вых растений.

Царство __________________

Подцарство Высшие растения_______________

____________Споровые_______________________Семенные______

Отделы:___________________ Отделы:___________________ • Составьте цепь питания с высшими растениями. Словарь. Образовательная ткань, покровная, проводящая, механическая, опорная, выделительная, секреторная, основная, за­пасающая, вегетативные органы, репродуктивные органы, споран­гии, эмбриональный период, постэмбриональный, споровые расте­ния, семенные растения.

Домашнее задание. Изучить материал учебника о высших рас­тениях, повторить общую характеристику низших растений. Твор­ческое задание. Подготовить инсценировку на тему «Водоросли и высшие растения». Подготовить три вопроса для игры в «Черный ящик».ч. 1

www.izumzum.ru

Подцарство Высшие растения. Особенности строения.

Примерно 320 тысяч видов. Отделы: Моховидные, Плауновидные, Хвощевидные, Папоротниковидные, Голосеменные и Покрытосеменные (Цветковые).

Их признаки: имеются ткани и органы; органы размножения – многоклеточные; в развитии есть эмбриональный и постэмбриональный периоды. Предками являются псилофиты – первые наземные растения.

Ткани – группа клеток, сходных по строению, происхождению и выполняющих одинаковые функции. Типы тканей у растений:

1.Образовательные – РОСТ, это мелкие, постоянно делящиеся клетки. На верхушках побегов и кончиков корней – рост в высоту, камбий – рост стебля в толщину, вставочные – в междоузлиях злаков, раневые – где повреждение.

2.Покровные – ЗАЩИТА, это эпидермис - покрывает молодые побеги, корни. Один слой плоских клеток, не выполняющих функцию фотосинтеза. Есть восковой налет и волоски. Содержат устьица. Пробка – у многолетних растений под эпидермисом. Не пропускают воду и воздух (только через чечевички – отверстия). Кора – слой мертвых клеток.

3.Основная ткань – паренхима. Это живая ткань. Бывает ассимиляционная (фотосинтез) и запасающая (плоды, эндосперм семян).

4.Проводящие ткани: нисходящие и восходящие токи в растениях. Восходящий: проходят вода и мин. соли от корней к листьям. По трахеидам и сосудам древесины. Нисходящий – органические вещества от листьев к корням. По ситовидным трубкам луба.

5.Механическая ткань – создает опору, сопротивление нагрузкам. Это волокна в лубе и древесине.

6.Выделительные ткани. Железы, нектарники, смоляные ходы. Например, млечный сок каучука у растения гевеи. Молочко одуванчика, чистотела.

Органы – это части тела, выполняющие определенные функции. Делятся на вегетативные (корень, стебель, лист) и генеративные (цветок, плод с семенами…).

А.Корень – осевой подземный орган. Функции: укрепление в почве, всасывание воды, запасание, образование гормонов. Корневая система – совокупность корней растения.

 

Микориза – симбиоз гриба с высшим растением. У голосеменных нет корневых волосков. Корнеподобные выросты – ризоиды – у мхов. Строение иное (проще, нет тканей!), функции те же.

Похожие статьи:

poznayka.org

"Подцарство Высшие растения». | Эволюция в учёбе

Скачать файл

ФГОС. Урок биологии в 7 классе по теме «Подцарство Высшие растения».

Планируемые результаты:

Предметные результаты:

— формировать умение характеризовать подцарство Высшие растения;

— формировать умение узнавать представителей подцарства Высшие растения в гербариях, рисунках, таблицах.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД

— формировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;

— формировать умение работать по плану.

Коммуникативные УУД

— формировать умение организовывать учебное взаимодействие в паре;

— формировать умение вести диалог, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Познавательные УУД

— продолжить формирование правил работы с микроскопом и микропрепаратами;

— формировать умение формулировать выводы по результатам работы.

Личностные результаты:

— формирование осознания необходимости ответственного отношения к природе.

Методы: словесные (беседа, диалог), наглядные (работа с гербариями), практические (поиск информации, заполнение таблицы, работа с микропрепаратами).

Средства обучения: учебник «Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс», микроскоп и готовые микропрепараты тканей растений, гербарные экземпляры представителей подцарства Высшие растения, раздаточный материал (инструктивные карточки, тесты).

УМК Н.И. Сонин

Этапы урока

(в соответствии со структурой учебной деятельности)

Планируемая деятельность учащихся

Деятельность учителя

Развиваемые (формируемые) учебные действия

предметные

универсальные

Организация мотивации, постановки учебной задачи, цели.

Актуализация знаний.

Целеполагание.

Отвечают на вопросы, определяют тему урока «Подцарство Высшие растения».

Вспоминают отделы высших растений.

Вспоминают, что у высших растений есть органы и ткани.

Заполняют таблицу, обсуждают в парах полученные результаты.

Высказывают свое мнение, сталкиваются с затруднениями при заполнении таблицы. Определяют границы знания и незнания.

Учащиеся вместе с учителем или самостоятельно формулируют цель урока и записывают ее на доске: изучить прогрессивные черты в строении и организации высших растений.

Организует мотивацию обучающихся на деятельность. Ведет беседу. Вопросы: представители этого подцарства первыми освоили наземно-воздушную среду, у них первых появились органы. О каком подцарстве пойдет речь на сегодняшнем уроке?

Какие отделы высших растений вы знаете?

Каковы прогрессивные отличия высших растений от низших?

Предлагает каждому индивидуально заполнить таблицу (приложение 1) и обсудить полученные результаты в парах.

Заслушивает ответы учащихся, заполняет таблицу на доске (все ответы без комментариев).

Организует поисковую беседу: с какими трудностями вы столкнулись при заполнении таблицы? Определяет проблемное поле. Предлагает сформулировать цель урока.

Фиксирует цель на доске рядом с таблицей.

Личностные связаны со смыслообразованием

Регулятивные связаны с целеполаганием: осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще неизвестно

Коммуникативные связаны с умением слушать и слышать, высказывать свою точку зрения, работать в парах

Познавательные: общеучебные связаны с умением строить речевое высказывание.

Планирование.

Предлагают пункты плана, опираясь на таблицу, которую заполняли вначале урока. Записывают в тетрадь:

  1. Ткани высших растений.

  2. Органы высших растений.

  3. Размножение и развитие высших растений.

  4. Представители.

Организует планирование путем постановки вопросов. Определяет последовательность пунктов плана. Фиксирует на доске.

Регулятивные связаны с планированием деятельности.

Коммуникативные связаны с умением вести диалог, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Реализация намеченного плана, поиск способа решения учебной задачи.

Работают в парах, выполняя задание по инструктивной карточке (приложение 2).

Дополняют записи в таблице.

Работают с текстом, отвечают на вопрос. Дополняют таблицу новыми сведениями или корректируют.

По ходу рассказа учителя фиксируют необходимую информацию в таблицу.

Раскладывают представителей высших растений по отделам.

Корректируются записи в таблице (графа «представители»).

Делают вывод.

Предлагает вспомнить особенности строения каждого вида тканей в связи с выполняемыми функциями.

Заслушивает отчеты о работе в парах.

Предлагает прочитать текст учебника на с.50, абзац 2 и ответить на вопрос: какие органы относятся к вегетативными, а какие к генеративными?

Рассказ учителя о способах размножения и развитии высших растений.

Предлагает поработать индивидуально с гербарным материалом представителей Высших растений, разложить их по отделам.

Анализирует работу учащихся. Рассказ с элементами беседы о споровых и семенных растениях, их отличительных признаках.

Предлагает сделать вывод о многообразии высших растений.

Углубление биологических понятий «вегетативные и репродуктивные органы», «эмбриональное и постэмбриональное развитие»; осознание прогрессивных отличий высших растений от низших.

Регулятивные связаны с принятием учебной задачи, адекватным восприятием информации учителя, осуществлением учебных действий- отвечать на вопросы, выполнять задания в соответствии с поставленной целью.

Познавательные: общеучебные связаны с поиском и выделением необходимой информации, соблюдением правил работы с микропрепаратами и микроскопом.

Коммуникативные связаны с умением обмениваться мнениями в паре, выстраивать свою работу.

Контроль и оценка.

Отвечают на вопрос, поставленный как проблемный еще в начале урока.

Выполняют тест.

Проводят самооценку.

Задает вопрос: каковы прогрессивные отличия высших растений от низших?

Предлагает закрепить изученный материал и выполнить тест (приложение 3)

Предлагает провести самооценку, используя ключ с правильными ответами.

Регулятивные связаны с оценкой- выделением и осознанием учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

Рефлексия.

Заполняют рефлексивную мишень, озвучивают по желанию.

Предлагает заполнить рефлексивную мишень с секторами: моя активность на уроке, моя удовлетворенность работой, мое настроение на уроке, понимание материала, уровень комфортности на уроке.

Домашнее задание.

Записывают домашнее задание.

Дает домашнее задание с пояснениями: текст учебника на с. 50-51 прочитать, повторить материал из таблицы в тетради; составить кроссворд, используя текст учебника.

Рекомендация: чтобы не загромождать таблицу, содержательное наполнение урока (тексты для объяснения материала, задания, рекомендации и т.д.) рекомендуется представить отдельными приложениями.

Приложение 1.

Признаки высших растений.

Таблица

Ткани

Вегетативные органы

Генеративные органы

Развитие

Представители

Приложение 2.

Инструктивная карточка.

Название ткани растения___________________________________

  1. Рассмотрите микропрепарат.

  2. Каковы особенности строения клеток в ткани?

  3. С выполнением каких функций связана такая особенность в строении?

  4. Заполните таблицу:

Особенности строения клеток

Функции ткани

Что образует

Подсказки: мелкие клетки, крупные, живые, мертвые, вытянутые, с толстыми оболочками; рост растения, дыхание, испарение, проведение веществ, опора, накопление питательных веществ; волокна, сосуды; мякоть листа и плодов, скорлупа орехов, кожица листа.

evostudy.ru


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта