Высшие растения биология 7 класс. Урок с использованием икт «Высшие споровые растения», 7 класс Учитель биологии Яговкина вера Федоровна, маоу гимназия №176

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Тест по биологии в 7 классе «Общие признаки высших растений». Высшие растения биология 7 класс


Мохообразные - ВЫСШИЕ СПОРОВЫЕ РАСТЕНИЯ - РАЗНООБРАЗИЕ РАСТЕНИЙ - Биология 7 класс

Раздел 2. РАЗНООБРАЗИЕ РАСТЕНИЙ

 

Тема 4. ВЫСШИЕ СПОРОВЫЕ РАСТЕНИЯ

 

34. Мохообразные

 

А. Бардунов

Мхи — это растения, у которых все наоборот.

Ил. 34.1. Разнообразие мохообразных: 1 — маршанція переменная: 2 — гілокоміум блестящий; 3 — плеврозіум Шребера; 4 — фунарія гігрометрична; 5 — сплах - нум; 6 — плагохіла; 7 — риччия сизая; 8 — дикранум

Дайте определение понятиям «спорофит», «гаметофіт».

Посудите «Дно долины набухло от воды, пропитанной густой мох. Она цвіркала из-под мокасин, и каждый раз, когда он одривав ногу, мокрый мох чвакав, неохотно отпуская свою добычу. Он шел по следам товарища от болотца до болотца, пытаясь становиться на камни, что витикались островками среди зеленого мха» (Джек Лондон. Любовь к жизни). Какие главные особенности мхов отражены автором в этом фрагменте?

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Мохообразные — это невысокие, преимущественно многолетние, редко однолетние растения, которые по своей организации близки к водорослям. Как и водоросли, они не имеют проводящих тканей и корней. Взрослое растение, которое представляет половое поколение, имеет пластинчатую или листкостеблову строение и прикрепляется к грунту с помощью выростов в нижней части растения — ризоїдів. Неполовое поколение формируется на верхушке материнского растения. Состоит из стопы, ножки и коробочки, в которой образуются споры. Мохообразные — высшие споровые растения, в цикле воспроизведения которых преобладает половое поколение.

К мохообразных относят около 35 000 видов, которые распространены по всему земному шару. Для существования на суше у мохообразных есть много приспособлений. Они могут впитывать влагу всей поверхностью тела, осуществлять фотосинтез при любых условиях освещения, высыхать, оставаясь при этом живыми, тому подобное. Мохообразные очень чувствительны к недостатку воды, поэтому больше всего видов обитает в хорошо увлажненных местах — влажных лесах, на лугах и тому подобное. Больше всего мохообразных живет в умеренном и холодном поясах обоих полушарий. Случаются они и в тропиках, в степях и пустынях. Есть среди них и водные растения (аквариумный мох фонтіналіс).

Большинство мохообразных не имеет практического значения для человека. Но все они являются составной частью растительного мира и играют заметную роль в природе. Они являются основой растительного покрова болот, в которых накапливается вода и которые питают реки. Для человека большое значение имеет торф, который образуется из торфяных мхов. Его используют как топливо, удобрение, сырье и тому подобное.

Ил. 34.2. Строение и размножение кукушкиного льна:

1 — ризоїди; 2 - листья; 3 — стебель; 4 — верхушка женского растения с половыми органами; 5 — верхушка мужского растения с половыми органами; 6 — коробочка со спорами; 7 — зеленая багатоклітинна нить, выросшей из споры

Ил. 34.3. Маршанція переменная

Какие общие признаки строения и развития мохообразных?

Мохообразные — это наиболее примитивные высшие растения, свидетельством чего является их сходство с водорослями. Признаками, которые сближают их с водорослями, являются: зависимость оплодотворения от воды, отсутствие тканевой строения, наличие ризоїдів, сланева строение тела и тому подобное. При прорастании спор у мхов сначала развивается зеленая нить (прото-нет), что напоминает нитчасту водоросль. В то же время мохообразные являются высшими споровими растениями, которые имеют приспособления к жизни на суше. У них появились покровные и основные ткани, листкостеблова строение тела. Для мохообразных характерно чередование поколений, но, в отличие от других высших споровых растений, у них в цикле воспроизводства гаметофіт преобладает над спорофітом. Спорофит развивается на гаметофіті, он не живет самостоятельно (ил. 34.2). Именно в связи с этим мохообразные рассматриваются как тупиковая ветвь в историческом развитии растений. Предками мохообразных, скорее всего, древние зеленые водоросли. Итак, наиболее характерными признаками мохообразных есть простая строение тим растений и преобладание в цикле воспроизведения гаметофіта — полового поколения.

Как мохообразные приспособлены к жизни на суше?

Среди Мохообразных есть таломні пластинчатые (например маршанція переменная) и письмо - костеблові (кукушкин лен, торфяные мхи и тому подобное) растения. Маршанція переменная случается там, где тень и никогда не бывает сухо: на берегу рек, в болотистых местах, на влажных скалах, старых срубах колодцев, стенах сельских домов, сараев и тому подобное. Эти растения имеют пластинчатую слоевище темно-зеленого цвета до 10 см длиной. На поверхности талом маршанції можно увидеть вырасти-подставки, предназначенные для полового размножения, и выводковые корзинки — для вегетативного размножения (ил. 34.3). Политрих обыкновенный, или кукушкин лен — многолетнее растение, которое живет

в сырых местах лесов, на лугах, болотах и тому подобное. Гаметофіт имеет неветвистый, прямостоячий стебель до 40 см высотой, густо покрыто мелкими зелеными листьями. В нижней части растения есть многоклеточные ризоїди, с помощью которых растение прикрепляется к грунту. Кукушкин лен — двудомное растение. На верхушках одних растений расположены антеридії (мужские половые органы), что окружены розеткой красноватых листьев, а на верхушках других растений, в окружении зеленых листьев, — архегонії (женские половые органы). Двудомные растения — это растения, у которых мужские и женские органы размножения расположены на разных растениях. Спорофит состоит из стопы, ножки и коробочки. Коробочка сверху покрыта колпачком, что по форме напоминает кукушку (ил. 34.4). Коробочка имеет зубчики по краю, что является приспособлением для рассеивания спор. В сухую погоду они отгибаются и открывают коробочку, способствуя висіванню спор. Сфагновые мхи, или белые мхи, которые также называют торфяными мхами, распространены на болотах и других очень увлажненных местах произрастания. Стебель у них прямостоячий, на верхушке разветвленный, до 50 см высотой. Листья не имеют жилок и состоят из двух типов клеток: мелких живых зеленых (фотосинтезирующих) и больших мертвых бесцветных (водоносных). Благодаря водоносным клеткам цвет сфагновых мхов никогда не бывает ярко-зеленым, за что их и называют белыми мхами. Водоносные клетки способны накапливать и долго удерживать такое количество воды, которая в 30-40 раз превышает массу самого мха. Ризоїди в них во взрослом возрасте отсутствуют и вода поступает через водоносные клетки. Сфагновые мхи — однодомные растения. Антеридії развиваются в пазухах листьев на боковых веточках, архегонії — на верхушке. Эти мхи нарастают верхушкой, а нижняя часть стебля постепенно отмирает. Отмершие части погружаются в воду, но не перегнивают, поскольку сфагновые мхи выделяют кислоты, которые убивают микроорганизмы, которые разлагают органические остатки. Накапливаясь, отмершие остатки образуют торф. Итак, мохообразные растут преимущественно в хорошо увлажненных местах, где поселяются на поверхности почвы, стволах деревьев, камнях, скалах и тому подобное.

Какие особенности мохообразных обуславливают их значение в природе и в жизни человека?

Мохообразные играют важную роль в природе. Благодаря неприхотливости к условиям окружающей среды они могут первыми поселяться там, где нет растений, выступая в роли растений-пионеров. Сплошной слой живых мхов и их отмерших остатков препятствует испарению воды и способствует ее сохранению в почве. Однако часто такое разрастание мха может привести к заболачиванию и образованию болот на местах лесов, озер, лугов. Мохообразные являются основой растительного покрова болот, которые играют исключительную роль в формировании и сохранении рек, впитывая в себя дождевые и гали воды. Интересно, что животные почти не питаются мхами. Но не только позвоночные животные не питаются мхами: их не повреждают ни насекомые, ни бактерии. Значение мхов в хозяйственной деятельности человека определяется прежде всего сфагновыми мхами. Торф используют в промышленности (химическое сырье для получения карболовой и уксусной кислот, парафина, спиртов, пластмасс, лаков, красок), в медицине и ветеринарии, в сельском хозяйстве (например как подстилка для скота, как органическое удобрение, как строительный материал, топливо) и другие. Некоторые виды мхов стали исчезающими и поэтому занесены на страницы Красной книги Украины. Следовательно, значение мохообразных в природе определяется их способностью впитывать и удерживать воду, а для человека первостепенное значение имеют сфагновые мхи и торф, в образовании которого они играют главную роль.

 

Ил. 34.5. Сфагновые мхи:

1 — сфагнум Магеллана; 2 — сфагнум бурый; 3 — сфагнум болотный

schooled.ru

Урок с использованием икт «Высшие споровые растения», 7 класс Учитель биологии Яговкина вера Федоровна, маоу гимназия №176

Урок с использованием ИКТ «Высшие споровые растения», 7 класс

Учитель биологии Яговкина вера Федоровна, МАОУ гимназия №176

г. Екатеринбург

Тип урока: комбинированный

Цель: Обобщить знания о Высших споровых растениях

Задачи урока:

Образовательные: 1. Систематизировать знания о высших споровых растениях.

2. Закрепить умения, навыки : узнавать и определять мхи. Хвощи. Плауны. Папоротники.

3. Продолжить формирование специальных биологических умений и навыков исследовать природный и гербарный материал и общеучебных умений (работа с учебником, тетрадью).

4. Создать постер «Высшие споровые»

Воспитательные:1. Привлечь внимание учеников к проблемам охраны природы

( экологическое воспитание).

2.Помочь ощутить красоту природы России (эстетическое воспитание, патриотическое).

3.В целях профилактики утомления учащихся на уроке –проведение физкультпаузы

( физическое воспитание).

Оборудование: Интерактивная доска; гербарии мхов, плаунов, хвощей, папоротников; природный материал мхов, плаунов, хвощей, папоротников; карточки.

Используемые педагогические технологии: 1. Интерактивное обучение.

2. Развивающее обучение.

3 Дифференцированное обучение.

4. Продуктивное обучение.

План урока

  1. Организационный момент.
  2. Подготовка к основному этапу. (Мотивация, целеполагание)
  3. Основной этап: 1. Выделение общебиологических понятий по теме: Высшие споровые растения».
  4. 2. На основе общебиологических понятий группируем частные биологические понятия, отрабатываем в данной теме.
3. Физкультпауза.

4. Тест в игровой форме.

5. Создание постера.

  1. Подведение итогов.
Основные этапы урока
№ п/п Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Результат
1 Подготовка к основному этапу

( мотивация, целеполагание)

Задает вопросы Отвечают на вопросы Совместными усилиями формируются цели и задачи.
2 Выделение общебиологических понятий по теме: Высшие споровые растения» Задает вопросы (задания с интерактивной доской) Отвечают на вопросы, работают с итерактивной доской Выделение основополагающих положений по теме.
3 Группируем частные биологические понятия Раздает карточки. Дает задание Работают, обобщают Отработка выделять главное, отработка умений работать с гербарным материалом, природным материалом
4 Тест в игровой форме Дает задание Решают, проверяют Проверка знаний, проверка материала.
5 Создание постера Вызывает к интерактивной доске, нацеливает Работают с интерактивной доской

( картинки, надписи), обобщают

Создание постера «Высшие споровые»
1 этап (3 минуты) Учитель: Растительный мир нашей планеты очень разнообразен , все растения удивительны и неповторимы. Некоторые из них когда-то были гигантских размеров и оставили нам величайшее наследие. Кто они?

Учащиеся: Папоротники, хвощи..

Учитель: Высшие споровые растения. Сегодня на уроке речь пойдет, в целом, о них. Какую мы поставим цель?

Учащиеся: Обобщить понятия о Высших споровых растениях.

2 этап ( 5 минут) Работа с ИКТ Учитель: На доске за «Шторкой» панорама экологической ниши, где отражено важное условие жизни Высших споровых. Что это за экологическая ниша? Учащиеся: Болотистая местность. Смешанный лес.. ( Открывается «шторка» на доске)

Учитель: Верно, высшим споровым растениям нужна вода для размножения.

Учащиеся: Их гаметы- сперматозоиды переносятся к яйцеклеткам только в капельно-жидкой среде, а заростки могут расти только во влажной почве.

Учитель: Жизнь в трудных условиях суши вела отбор в процессе эволюции на такие приспособительные признаки. Как происходит формирование вегетативных органов? Каких?

Учащиеся: Корень, стебель, лист.

Работа с ИКТ Учитель: Задание. «Перетащить» в правую сторону доски растения, не относящиеся к Высшим споровым. ( Убрать лишнее)

Учитель: Права ли легенда, что, если в Ночь на Ивана Купала увидишь цветущий папоротник, то выйдешь замуж?

Учащиеся: Нет, так как это не цветковые растения.

Учитель: тогда почему они Высшие?

Учащиеся: Потому, что тело их подразделяется на вегетативные органы.

3 этап (17 минут) Учитель: Сейчас мы работаем в группах. Каждая группа получает задание по Отделам Высших споровых растений. На каждом из четырех столов надписи Отделов:

Первая группа – Отдел Мохообразные.

Вторая группа – Отдел Плаунообразные .

Третья группа – Отдел Хвощеобразные.

Четвертая группа – Отдел Папоротникообразные.

Каждой группе выдается одинаковое задание с вопросами ( комплекты карточек по группам и общий перечень вопросов с бланком ответов)

  1. Чем представлен спорофит растения? Место образования спор?
  2. Чем представлено половое поколение?
  3. Расположение спорофита и гаметофита? Продолжительность жизни гаметофита?
  4. Перечислить вегетативные органы.
  5. Значение в природе и жизни человека.
Учитель: ребята, внимание! В каждой группе индивидуальные ответы записываются в общий бланк после предварительного обсуждения.

Работа с ИКТ На доске фотографии мхов, хвощей плаунов. Папоротников. Представители от каждой группы выходят к доске.

Учитель: Оценивание по группе, по количеству правильных ответов : 5 верных- оценка –« 5», четыре верных- оценка –« 4», и т.д. Учитель зачитывает вопрос- учащиеся поочередно отвечают.

Работа с ИКТ Задание: Узнать растение, подписать. (Вызываются из класса желающие)

Работа с ИКТ Задание: «Перетащить» корень ( нарисованный) к тем растениям , высшим споровым, у которых он имеется.

Физкультминутка*( 2 минуты)

4 этап ( 6 минут) Учитель: Ребята, давайте немного поиграем, я предлагаю вам игру «Веселая ботаника» . По вариантам – карточки. По вариантам: первый и второй стол решают первые 7 вопросов. Второй и третий - вторые 7 вопросов.

На обычной школьной доске кроссворд.

1 в ода
2 спор ы
3 с порофит
4 зароды ш
5 гаметоф и т
6 б е лые мхи
7 мега с поры
1 п силофиты
2 т о рф
3 р изоиды
4 пок о ление
5 в егетативные
6 плаун ы
7 сфагновы е
Учитель: Проверяем у у доски. Дописываем на доске. ( 3 минуты)

5 этап работа с ИКТ ( 4 минуты)Учитель: ребята. Давайте составим постер. ( Предлагается по желанию выходить к доске и аргументировано выбирать надписи и картинки. Касающиеся среды обитания, размножения, строения и значения высших споровых растений ). Делаем вывод:

Учитель: Систематическое положение всех отделов отражает последовательность их появления на прекрасной планете земля. Учащиеся: Усложнение их организации связано с изменениями условий жизни. В размножении – чередование половой и бесполой фаз. В настоящее время результат жизнедеятельности Высших споровых имеет большое хозяйственное значение.

Подведение итогов: ( 2 минуты)Учитель озвучивает отметки по группам.

Домашнее задание: ( 1 минута) Повторить материал в учебнике и конспекты в тетради (материалы предыдущих уроков), подготовиться к тесту.

Благодарю всех, кто готовил дополнительные задания к уроку, а также тех, кто активно работал на уроке.

bio.na5bal.ru

Хвощеподібні - ВЫСШИЕ СПОРОВЫЕ РАСТЕНИЯ - РАЗНООБРАЗИЕ РАСТЕНИЙ - Биология 7 класс

Раздел 2. РАЗНООБРАЗИЕ РАСТЕНИЙ

 

Тема 4. ВЫСШИЕ СПОРОВЫЕ РАСТЕНИЯ

 

36. Хвощеподібні

 

Хвощеподібні является остатком большой группы вымерших растений, которые взяли свое начало от риніофітів и составляют тупиковую линию исторического развития членистых - стебельковых форм.

Д. Зеров

ВСПОМНИТЕ!

Что такое корневище, вегетативное размножение?

Латинское название хвоща — Equi- setum, которую предложил еще Пли - ний Старший, происходит от латинских слов «equus» — лошадь и «seta» — щетина. Интересно, что и в переводе со многих европейских языков название хвоща звучит как «хвост лошади»: horse tail (англ.), gueue-de-cheval (франц.) др. Народные названия хвоща в Украине звучат по-разному: сосенка полевая, ель, елка, кобильник, земляные орехи, свиные орехи, хвойка (ил. 36.1). Какие особенности хвощеподібних обусловливают их латинский и народные названия?

Ил. 36.1. Хвощ лесной

Ил. 36.2. Хвощеподібні: 1 — хвощ зимующий; 2 — хвощ болотный

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Характерной особенностью хвощеподібних есть членистість строения, то есть расчленение тела на узлы и междоузлия, и преобладание в цикле воспроизводства спорофита, который как раз и имеет почленовани побеги и придаточные корни, отходящие от многолетнего корневища. Листья в хвощеподібних - в виде зубцов, поэтому фотосинтез происходит в зеленых стеблях. Стебли ребристые, пропитаны кремнеземом. В стебле много полостей. На верхушках побегов располагаются спорангии собраны в спороносные зоны (ил. 36.2). Гаметофіти у хвощей мелкие, зеленые, однополые, живут самостоятельно.

Современные хвощеподібні — все травянистые растения, которых насчитывают чуть более 30 видов. Самыми распространенными видами в Украине является хвощ полевой, хвощ луговой, хвощ лесной. Хвощи растут на всех континентах, кроме Австралии и Новой Зеландии. Случаются преимущественно во влажных лесах, на болотах и лугах.

Роль хвощей как в природе, так и в практической деятельности человека незначительна. Хвощ полевой является злостным сорняком. Однако его используют в медицине. Есть среди хвощей и ядовитые растения. Вымершие хвощеподібні сыграли важную роль в образовании каменного угля.

Характерные черты строения и цикла воспроизведения хвощеподібних?

Для хвощеподібних характерны побеги, составленные из четко выраженных члеников — междоузлий и узлов с кольчато расположенными боковыми побегами; в узлах образуются зубчатые влагалища из остатков листьев, поскольку листья у хвощей недоразвитые. Современные хвощеподібні — это многолетние травянистые растения с хорошо развитым разветвленным подземным корневищем, от которого отходят надземные прямостоячие побеги. Надземные побеги большинства хвощей однолетние, на зиму отмирают. Только у отдельных видов они являются вечнозелеными (например у хвоща зимующего). Побеги у некоторых видов хвощей (например у хвоща полевого) бывают двух типов; спороносные и вегетативные. Спороносные побеги бурого цвета, лишенные хлорофилла. Они появляются рано весной и развиваются благодаря питательным веществам корневища. В узлах хвощей есть образовательная ткань, благодаря которой они растут в высоту, но могут расти и верхушкой. На корневище развиваются придаточные корни и подземные клубеньки, в которых накапливается крахмал. Еще одной характерной особенностью хвощей является наличие на верхушках побегов своеобразных спороносных зон со спорангіями, которые называют стробилы. Гаметофіти очень маленькие, зеленые, пластинчатые, недолговечны, размером в несколько миллиметров (ил. 36.3). Итак, наиболее характерными чертами хвощеподібних является расчленение тела на узлы и междоузлия, отсутствие листьев и преобладание в цикле воспроизводства спорофита.

Ил. 36.3. Цикл воспроизведения хвоща полевого:

1 корневище; 2 - вегетативный побег; 3 спороносный побег; 4 — спороносная зона; 5 - щиток; в — споры; 7 — женский гематофіт; 8 — мужской гематофіт; 9 - сперматозоид; 10 — зигота

Какие особенности распространения хвощеподібних?

К хвощеподібних относят вымершие и современные растения. Вымершие хвощеподібні были преимущественно деревьями или кустами. Из общего количества около ЗО видов хвощей нашей планеты в Украине растут 9, которые случаются при условиях достаточной или избыточной влаги в лесах, на полях, лугах, болотах, берегах водоемов и тому подобное. Они могут образовывать заросли в тех местах, где другие растения жить не могут. Неблагоприятные условия среды и конкуренции с другими видами они выдерживают благодаря хорошо развитой системе корневищ и вегетативному размножению. В тенистых лесах Полесья, Карпат и Крыма случается хвощ большой (ил. 36.4), который нередко образует густые заросли. Это крупнейший среди распространенных на территории Украины вид хвощей, высота которого достигает 1 метра. Самым распространенным видом в Украине является хвощ полевой.

Хвощ полевой — многолетнее травянистое растение высотой 15-40 см, что является нестатевим поколением. В почве зимует буровато-черное корневище с шаровидными бульбочками. Весной благодаря питательным веществам этих клубеньков появляются бурые неразветвленные весенние спороносные побеги, которые имеют на верхушках собрание спорангиев. После образования и созревания спор эти побеги отмирают, а им на смену вырастают летние зеленые ветвящиеся вегетативные побеги, в которых осуществляется фотосинтез. От каждого узла на этих побегах отходят боковые побеги, которые образуют кольцо. В стебле есть полости, заполненные водой или воздухом, что обусловлено приспособлением к жизни на переувлажненных и кислых почвах. Из спор в хорошо увлажненной почве на незначительной глубине образуются гаметофіти, которые имеют вид зеленых пластинок. Растет по всей территории Украины как сорняк на полях, лугах, огородах, у канав. Спороносить в апреле-мае. Хорошо размножается вегетативно (частями корневища). Итак, хвощи встречаются в разных местах, но всегда близко от воды или в местах с достаточной влажностью почвы. их распространение в значительной степени обусловлен также наличием корневищ, которые, разветвляясь, глубоко проникают в почву и обеспечивают вегетативное размножение.

Ил. 34.4. Хвощ большой

Какое значение хвощеподібних в природе и в жизни человека?

Участие хвощей в современном растительном покрове незначительна, хотя их предки были гигантскими растениями (например ископаемые каламиты достигали 10-20 м высоты) и образовывали обширные леса. Остатки этих растений превратились в каменный уголь. Большинство видов хвощей несъедобные для животных, поскольку они жесткие, потому что пропитаны кремнеземом или содержат ядовитые вещества (например хвощ болотный). Практическое значение хвощей для человека невелико. Некоторые из них являются злостными сорняками (например, хвощ полевой), потому легко размножаются вегетативно. Однако одновременно тот же хвощ полевой является лекарственным растением (летние побеги используют как кровоостанавливающее и мочегонное средство), съедобной (молодые летние побеги и клубеньки в отварном виде) и окрасочной (для окраски меха в серо-желтый цвет). Его применяют и в ветеринарии для заживления ран. Хвощи являются рослинамй-индикаторами, то есть растениями, которые характеризуют определенные условия среды. Например, хвощ полевой является индикатором кислых почв. Там, где его очень много, надо проводить известкование. На такой почве культурные растения, когда внести извести, растут плохо. Побеги некоторых хвощей (например хвоща зимующего) очень жесткие, поэтому их используют вместо шлифовальной бумаги для чистки кухонной посуды, полировки металлических и столярных изделий. Следовательно, значение современных хвощеподібних, как и плаунообразные, в природе и в жизни человека можно считать незначительным.

 

schooled.ru

Тест по биологии в 7 классе «Общие признаки высших растений»

Тест по биологии в 7 классе

«Общие признаки высших растений»

По линии учебников Н. И.Сонина, В. Б.Захарова

Подготовила: учитель биологии

Филиала МБОУ Мурзицкой СОШ – Кочетовская ООШ

С. Кочетовка Мокеева Светлана Николаевна

Тестовые задания с выбором одного правильного ответа

1. Главным признаком всех высших растений является наличие …

А) Цветков

Б) Семян

В) Тканей

Г) Плодов

2. Семенами Не размножается …

А) Береза

Б) Огурец

В) Баклажан

Г) Мох

3. За счет, какой ткани осуществляется рост растительного организма?

А) Образовательной

Б) Проводящей

В) Покровной

Г) Запасающей

4. Генеративным органом у растений является…

А) Лист

Б) Цветок

В) Корень

Г) Стебель

5. Все Высшие растения делятся на две большие группы:

А) Семенные и Плодовые

Б) Семенные и споровые

В) Споровые и голосеменные

Г) Споровые и покрытосеменные

6. Транспорт питательных веществ, воды и продуктов фотосинтеза обеспечивает в растительном организме?

А) Образовательная ткань

Б) Проводящая ткань

В) Покровная ткань

Г) Запасающая ткань

7. Вегетативным органом у растений Не является…

А) Лист

Б) Стебель

В) Корень

Г) Плод

8. Опорную функцию в растительном организме выполняет …

А) Образовательная ткань

Б) Проводящая ткань

В) Механическая ткань

Г) Запасающая ткань

9. Спорами размножается …

А) Томат

Б) Тыква

В) Папоротник

Г) Ель

10. Какого образования нет в растительной клетке ?

А) Ядра

Б) Хлоропластов

В) Гликогена

Г) Рибосом

11. К споровым растениям не относят …

А) Мох

Б) Папоротник

В) Хвощ

Г) Сосна

12. Из приведенного ниже списка выберите организм, который не относится к Царству Растения

А) Кишечная палочка

Б) Хламидомонада обыкновенная

В) Береза бородавчатая

Г) Береза повислая

Правильные ответы:

1-В

2-Г

3-А

4-Б

5-Б

6-Б

7-Г

8-В

9-В

10-В

11-Г

12-А

www.testsoch.info

Высшие растения. Отдел Папоротниковидные. Биология 7 класс Захаров



1. Каковы внешние особенности папоротниковидных? Какие вы знаете жизненные формы папоротников? Сравните папоротники и другие споровые растения.

В настоящее время папоротники представлены большим числом видов, распространены очень широко и встречаются от лесов севера средней полосы до тропиков, населяя самые разные местообитания — начиная с пустынь и кончая болотами. Размеры их колеблются от нескольких миллиметров до 25 м (у тропических древовидных форм). Широко известны древовидные формы папоротников. Также встречаются лиановидные папоротники. Очень много во влажном тропическом лесу и разнообразных эпифитных папоротников, т. е. поселяющихся на других растениях. Существует также несколько видов плавающих многолетних папоротников, обитающих в водоёмах. Папоротники стран умеренного климата в большинстве своём — многолетние наземные травянистые растения.

2. Объясните, как осуществляется процесс размножения папоротников. Цикл развития папоротников. Какие физические факторы среды необходимы для осуществления полового и бесполого размножения папоротников?

На нижней поверхности листа развиваются спорангии, в которых образуются споры. В благоприятных условиях спора прорастает, и из неё формируется небольшая зелёная пластинка — заросток. Это гаметофит, на нём формируются женские и мужские половые органы, где образуются яйцеклетки и сперматозоиды. Оплодотворение происходит в капле воды. Из зиготы развивается зародыш, после его укоренения заросток отмирает. Зародыш развивается в спорофит. Папоротникам свойственно также вегетативное размножение посредством специальных почек, образующихся на корневище. Обязательным фактором внешней среды для полового размножения служит наличие воды. В жизненном цикле папоротников чередуются бесполое и половое поколения — спорофит и гаметофит. Преобладает фаза спорофита.

3. Подготовьте рассказ на тему «Почему люди так и не нашли цветок папоротника» и «О жизненном цикле папоротникообразных» для младших школьников и родителей.

Цветок папоротника — это мифический цветок, который согласно славянским поверьям, цветёт лишь один миг, в ночь накануне Ивана Купалы. Согласно поверью тот, кто совал цветок приобретает необычные возможности. Он может понимать язык животных, видеть все клады, как бы глубоко в земле они ни находились, входить беспрепятственно в сокровищницы, становиться невидимым и принимать любое обличье. По поверью, в полночь из куста папоротника «показывается цветочная почка. Наконец, ровно в 12 часов, развертывается цвет, который своим пламенем освещает все около себя. В реальности папоротник никогда не цветёт — он размножается спорами. Поэтому люди до сих пор так и не нашли это то цветок.

4. Где обитают хвощи, плауны и папоротники?

Плауны, хвощи и папоротники чаще всего встречаются в хвойных и смешанных лесах с достаточной увлажнённостью.

5. Как человек использует хвощи, плауны и папоротники?

Перечисленные растения используются человеком в лекарственных целях, в промышленности (при окраске тканей натуральными красителями, шлифовке). Некоторые виды папоротников используются в пищу. Также эти растения используются в сельском хозяйстве.

6. Составьте развернутый план параграфа.

- происхождение папоротников;

- строение папоротников;

- размножение папоротников;

- жизненный цикл папоротников;

- распространение папоротников;

- значение папоротников.

resheba.com

"Высшие споровые растения" - Биология

МКОУ «Эрпелинская СОШ им. Апашева М.Д»

на тему:

Провела: Абдулаева З.Т

Урок в 7 классе с использованием информационно-коммуникативных технологий (ИКТ)

Предмет: биология, урок – изучение нового материала

Тема: «Высшие споровые растения. Мхи»

Продолжительность: 1 урок - 45 минут

Класс: 7 класс

Технологии: презентация

Аннотация:

  1. Организационный момент (приветствие учащихся, отметка отсутствующих установочная беседа, психологический настрой на урок).

  2. Актуализация прежних знаний (комбинированный опрос по теме «Водоросли»):

- фронтальный опрос,

- конкурс «Ответь на вопросы»,

- конкурс «Слова-перевертыши»,

- конкурс «Кроссворд Водоросли»,

- конкурс «Эрудитов».

- фронтальная беседа «Значение водорослей»

  1. Изучение нового материала:

- вступительное слово учителя (общие сведения о моховидных как представителей высших растений).

- знакомство учащихся с целями, задачами урока.

-строение мхов,

- размножение мхов,

- значение мхов.

  1. Закрепление (фронтальная беседа, тест, биологические задачи, биологическое лото).

  2. Домашнее задание.

Оборудование: компьютер, экран, мультимедиа, таблицы по биологии, микроскоп, предметное стекло, покровное стекло, стакан с водой, весы, мох сфагнум, коллекция торфа, географическая карта, гербарий.

Раздаточный материал: листы знаний (для каждого ученика), гербарий (кукушкин лен, сфагнум (на каждого ученика)

I Организационный момент

Приветствие учащихся, отметка отсутствующих установочная беседа, психологический настрой на урок.

II Актуализация прежних знаний:

Итак, сегодня мы должны обобщить материал о водорослях, а также в ходе изучения новой темы проследить усложнение организации растений отдела моховидные по сравнению с растениями отдела водоросли.

Фронтальный опрос:

- Какое царство живых организмов мы начали изучать на прошлом уроке? (Водоросли)

- Какие растения относятся к низшим споровым? А к высшим споровым? А к семенным?

- Почему низшие споровые так названы?

- Какие признаки характеризуют низшие споровые? Чем отличаются низшие споровые и высшие споровые? А семенные растения?

Итак, сегодня мы повторяем весь изученный материал о низших споровых, а именно водорослях. И в ходе опроса должны подтвердить отсутствие у последних тканей и органов, а также их тягу к воде и размножение спорами.

Цель: обобщить знания учащихся о водорослях, роли и значении их в природе и жизни человека

Ответы в заданиях даны курсивом.

Задание 1: «Ответь на вопросы» Слайд 1

 

1. Низшие растения

 1

7. Одноклеточные водоросли

 3

2. Автотрофы

 6

8. Зооспоры

 

3. Таллом

 8

9. Гаметы

 2

4. Хроматофоры

 7

10. Зеленые водоросли

 4

5. Бурые водоросли

 

11. Зигота

 5

6. Ризоиды

 

12. Спорофит

Учитель читает вопросы, а учащиеся на листе знаний записывают номер вопроса и рядом – соответствующую правильному ответу цифру.

1. Как называются водоросли, тело которых представлено единственной клеткой?

2. В чем у водоросли содержится хлорофилл?

3. По способу питания водоросли относятся к какой группе?

4. К какой группе водорослей относится ламинария?

5. По внешнему виду морские водоросли похожи на растения суши, однако, они не имеют органы, а что они имеют?

6. При благоприятных условиях одноклеточные водоросли быстро размножаются. Что образуется в результате размножения?

7. К каким водорослям относятся: спирогира, улотрикс, хлорелла?

8. С помощью каких клеток размножаются одноклеточные водоросли при неблагоприятных условиях?

9. Чем бурые водоросли прикрепляются ко дну?

10. Как называется клетка, покрытая толстой оболочкой и находящаяся долгое время в состоянии покоя?

11. Какие растения не имеют органы?

12. Орган, в котором формируются споры?

Ответы: Слайд 2

11

1. Низшие растения

1

7. Одноклеточные водоросли

3

2. Автотрофы

6

8. Зооспоры

5

3. Таллом

8

9. Гаметы

2

4. Хроматофоры

7

10. Зеленые водоросли

4

5. Бурые водоросли

10

11. Зигота

9

6. Ризоиды

12

12. Спорофит

II задание Слова-“перевертыши” Слайд 3

Составьте названия известных вам терминов из слогов и объяснить, что обозначают термины?

1. сло-ще-е-ви

2. ме-га-ты

3. зо-ды-и-ри

4. ос-зо-о-ры-по

5. го-та-зи

Ответы: Слайд 4

1. слоевище

2. гаметы

3. ризоиды

4. зооспоры

5. зигота

Кто первый дает правильные ответы получает “5” баллов, другие – “4”.

III конкурс Кроссворд “Водоросли” Слайд 5

Решить кроссворд: учитель задает вопросы, ребята поднимают руку, отвечают и на экране появляется правильное слово. В выделенной строке в конце получается слово «отлично». Именно так учитель оценивает работу ребят в этом задании.

1

з

и

г

о

т

а

2

г

а

м

е

т

а

3

в

о

д

о

р

о

с

л

и

4

с

п

и

р

о

г

и

р

а

5

ч

6

н

7

о

Вопросы:

  1. Оплодотворенная клетка.

  2. Половая клетка.

  3. Самые древние растения на нашей планете.

  4. Многоклеточная нитчатая зеленая водоросль.

  5. Водоросли, тело которых состоит из одной клетки.

  6. Морская капуста.

  7. Способ питания водорослей.

Ответы:

  1. Зигота

  2. Гамета

  3. Водоросли

  4. Спирогира

  5. Одноклеточные

  6. Ламинария

  7. Автотрофы

VI конкурс “Эрудитов” Слайд 8

Учитель задает вопросы, а учащиеся отвечают, набирая очки , за каждый правильный ответ.

1. Большинство водорослей зеленого цвета, однако глубоководные водоросли – красные. Дайте объяснение этому явлению.

2. Одноклеточным водорослям нужен солнечный свет. При t = + 4 °C они погибают, так как при отрицательных температурах невозможны процессы жизнедеятельности. Как объяснить, что среди льдов на снегу живут водоросли.

3. Ряска и спирогира растут в одном водоеме. Однако, их нельзя отнести к одной группе растений. Почему?

4. Ученые давно заметили, что в северных морях водоросли растут значительно лучше, чем в морях южных широт. Почему?

5. Оказывается, многие водоросли используют для очистки загрязненных сточных вод. Почему?

6. При сильном освещении аквариума вода имеет изумрудный оттенок. Но если зачерпнуть этой воды, то она окажется прозрачной. Почему?

Ответы

1. Глубоководные водоросли поглощают коротковолновую (сине-фиолетовую) часть солнечного спектра, которая проникает на большие глубины. Поэтому они имеют красную или коричневую окраски.

2. На снегу водоросли живут колониями. На темные пятна падает солнечный свет, и они нагреваются активнее, чем снег, он подтаивает, и водоросли оказываются в ямке, затянутые ледяным стеклышком, получается парничок с постоянной температурой.

3. Ряска – высшее растение. Спирогира – водоросль.

4. В холодной воде содержится больше кислорода, необходимого для жизни водорослей.

5. Водоросли способны всасывать всей поверхностью тела растворенные в воде органические вещества, что способствует очищению воды.

6. “Биологически активная” вода в аквариуме содержит различные живые организмы, в том числе множество одноклеточных зеленых водорослей, которые придают изумрудный оттенок воде. Они видны только в микроскоп.

Фронтальная беседа «Значение водорослей»

Вопросы:

- значение одноклеточных водорослей в природе и жизни человека;

- значение зеленых водорослей;

- значение бурых водорослей;

- значение красных водорослей.

Ответы

Значение одноклеточных водорослей:

  1. Очистка водоемов,

  2. Корм для животных.

Значение зеленых водорослей:

  1. Обогащение воды кислородом,

  2. Питание для рыб.

Значение бурых водорослей:

  1. Корм для скота,

  2. Удобрение для почвы,

  3. Получение йода,

  4. Использование в кондитерской промышленности, Изготовление красок, пластмасс, непромокаемых тканей,

  5. Морская капуста, ламинария, употребляется в пищу как диетический продукт,

  6. Грязелечение – сапропель.

Значение красных водорослей:

  1. Используются в пищевой промышленности – агар-агар,

  2. Получение йода, биодобавка, чтобы хлеб не быстро черствел.

Подведение итогов

Игра «Пианино»

Поставить все пальцы на парту и под счет учителя «раз и два» имитируется игра на пианино, пальцы перебираются по порядку, начиная от большого до мизинца.

III. Изучение нового материала

Вступительное слово учителя

Представьте себе, что мы находимся в летнем лесу. Тепло, ласково светит солнышко, пробиваясь сквозь деревья. Мы идем по тропинке мимо стройных сосен и величественных елей. Кругом цветут травянистые растения. Мы видим, как летают бабочки, пчелы, шмели. Слышим птичий гомон. Нам хорошо и радостно. С хорошим и радостным настроением мы переходим к изучению следующего отдела Царства Растения – отдела Моховидные.

Слайд 9 (Отдел Моховидные)

Еще раз вспомним, к какой группе относят мхи -  к низшим или высшим растения?

(к высшим) Почему к высшим споровым? Значит у них должны быть ткани, органы и размножение спорами.

Итак, растения отдела моховидные называют первыми земноводными растениями. Как вы думаете, почему? (Потому что они являются первыми растениями, живущими на земле), но почему водными? У животных тоже есть класс Земноводных, к ним относят лягушек. Живут лягушки на земле, но для размножения им нужна вода. Также и мхам. Хоть и живут на земле, но без воды размножаться не могут. И мы сегодня постараемся в этом убедиться.

Из отдела моховидные мы будем изучать две группы мхов – зеленый мох кукушкин лен и белый мох сфагнум.

Моховидные – обширная группа растений, очень разнообразных по внешнему строению. Во всем мире их насчитывается около 27 тысяч видов. Среди высших растений по количеству видов они занимают второе место после цветковых.

Наука, изучающая мхи, называется бриология.

Моховидные представляют собой очень древнюю группу в царстве растений. Почти все они - многолетние растения.

Среди других растений мохообразные, пожалуй, наименее известны большинству людей. Обычно их замечают как зеленый ковер, покрывающий почву или камни. И это не удивительно. Ведь мхи – наиболее мелкие из наземных растений: их высота колеблется от 3 мм до 5-7 см, у них нет ни ярких цветов, ни вкусных плодов. Зато они играют очень важную экологическую роль.

Цель урока: Слайд 10

- изучить отдел Моховидные, их среду обитания, питание, размножение, значение;

- познакомить с особенностями строения;

- сравнить между собой отдел Моховидные и Водоросли.    1             

Задачи:

Обучающие:

- раскрыть особенности организации моховидных (распространение, места обитания, питание, размножение) на примере представителей зеленых и сфагновых мхов,

- рассмотреть признаки усложнения в их строении по сравнению с водорослями;

Развивающие:

- продолжить формирование умений узнавать представителей моховидных, сравнивать их между собой и с водорослями,

- уметь обосновывать более сложную организацию мхов по сравнению с водорослями;

- развивать навыки работы с компьютером, тестами, умение составлять схемы;

Воспитывающие:

- воспитывать у учащихся бережное отношение  к природе,

- воспитывать чувство взаимовыручки.

Мхи - одеяло тундры, хранители вечной мерзлоты и почвенной влаги. Сохраняя холод, мхи мешают деревьям укореняться и являются как бы сторожами, не пускающими с юга лесную растительность. Мхи берегут поверхность тундры от разрушений под действием тепла, препятствуют образованию и разрастанию оврагов. Оголенные участки тундры после тяжёлых гусениц тракторов и длительного выпаса оленей зарастают именно мхами. Постепенно нарастая, мхи образуют толстую мягкую дернину, которая, отмирая снизу, постепенно превращается в торф и захватывается подступающей мерзлотой. В моховой толще обитает множество всяких беспозвоночных животных: черви, клещи, пауки, насекомые. В толще дернины мха прогрызают свои ходы и устраивают свои гнёзда лемминги и полёвки. Здесь находят хорошие условия для произрастания разные травы, кустарники и кустарнички.

Задание 1

  1. Используя гербарии, живые экземпляры, текст учебника и рисунки в учебнике изучить внешнее строение мхов: кукушкина льна и сфагнума.

  2. Выяснить на какие группы делятся мхи. Закончить схему.

Слайд 11 (Классификация мхов) (4)

МХИ

Печеночники Листостебельные мхи

Среди моховидных выделяют два больших класса – Печеночники и Листостебельные мхи.

Слайд 12

У печеночников тело представлено разветвленным зеленым плоским слоевищем. Одни из распространенных видов печеночников – маршанция, обитающая во влажных местах, не занятых травой. У нее стелющееся листовидное слоевище, ризоидами прикрепленное к почве. В слоевище наблюдается разделение ткани на основную (в нижней части тела) и фотосинтезирующую (в верхней части тела) и риччия. У листостебельных мхов хорошо видны стебли и мелкие зеленые листья, т.е. побеги. Есть ризоиды, которые поглощают воду из почвы и закрепляют растения.

Слайд 13

Кукушкин лен часто встречается в хвойных лесах, около сфагновых болот, в сырых местах. Многолетние крупные растения этого вида (9-15 см в длину), имеют коричневые стебельки, покрытые темно-зелеными листьями, растущие группами, нередко покрывают обширные площади в лесной зоне и в тундре. Появление на почве кукушкина льна – сигнал, предупреждающий о возможном заболачивании почвы. Кукушкин лен может создавать большие и плотные покровы почвы, что способствует накоплению воды. В местах поселения кукушкина льна, накапливающего влагу, вскоре может поселиться мох-сфагнум, который в отличие от кукушкина льна иногда называют в народе белым мхом.

Слайд14

На болотах встречается другой мох — сфагнум, который называют торфяным мхом. Сфагнум — многолетнее растение с сильно ветвящимся стеблем. В отличие от кукушкина льна и других зеленых мхов сфагнум не имеет ризоидов. Стебель и ветви покрыты мелкими светло-зелеными листьями. Каждый лист состоит из одного слоя клеток двух разных типов. Различие клеток хорошо заметно под микроскопом.

Задание 2: провести опыт

Методика постановки опыта:

– Определите на весах массу сухого мха сфагнума.

– Опустите взвешенный мох в стакан с водой на 2-3 минуты.

– Вынуть мох и дать стечь воде.

– Взвесить мох на весах.

Пока мох насыщается водой, необходимо выполнить лабораторную работу:

1.Взять лист мха, положить на предметное стекло.

2.Капнуть каплю воды.

3.Закрыть покровным стеклом.

4.Рассмотреть препарат под микроскопом. Сравнить с рисунком в учебнике, сделать вывод.

Рассказать, о клеточном строение мха. Сказать, как изменилась масса мха. И почему это произошло.

Слайд 15 (Клеточное строение сфагнума)

Одни из этих клеток зеленые, поскольку их цитоплазма содержит хлоропласты. Зеленые клетки узкие. Они соединены друг с другом концами и образуют сплошную сеть. В этих клетках происходит фотосинтез, они же проводят из листьев к стеблю органические вещества. Другие, более крупные клетки находятся между зелеными клетками. Они прозрачные, мертвые, так как их цитоплазма разрушена, а сохранились только оболочки, в которых появляются отверстия. Снаружи стебли также покрыты прозрачными мертвыми клетками. Мертвые клетки листьев и стеблей сфагнума способны поглощать воду и долго ее удерживать, постепенно отдавая живым клеткам. Благодаря этому сфагнум поглощает очень много воды (в 20—25 раз больше своей массы). В теле есть основная и фотосинтезирующая ткани, но проводящие, механические, запасающие и покровные ткани отсутствуют.

Задание 3

Используя карту и текст учебника, выяснить, где можно встретить мхи, какие условия нужны для их произрастания?

Учащимся показать на карте районы произрастания мха. Рассказать об условиях, необходимых для произрастания мха.

Слайд 16 (Многообразие мхов)

Если вооружиться простой лупой, можно обнаружить огромное разнообразие облика этих растений – одни из них напоминают миниатюрную сосенку, другие елочку, третьи похожи на травы и даже на папоротники. Часто это можно сделать и без лупы – достаточно лишь наклониться пониже.

Среди бриологов существует даже такое негласное правило: невозможно изучить флору мхов какого-либо места, не измазавши штаны на коленках. А для того, чтобы обнаружить некоторые наиболее мелкие виды бриолог должен на четвереньках обползать десятки и сотни квадратных метров. Мхи растут в тех местах, где много влаги. Таким образом, там, где поселяются мхи, почва заболачивается.

На избыточно влажной почве деревья растут плохо, становятся угнетенными, а сфагнум, напротив, разрастается пышным ковром и постепенно заболачивает лес.

К местам произрастания мхов относятся Белоруссия, Прибалтика, Север европейской части, Урал, Западная Сибирь (показывает на карте).

Задание 4

1. Найти в параграфе материал об образование торфа.

2.. Рассмотреть внимательно коллекцию применения торфа.

3. Закончить оформление схемы.

Слайд 18 (Торфяные болота)

Слайд 19 (Продукты переработки торфа)

ПРОДУКТЫ ПЕРЕРАБОТКИ

ТОРФА

Топливо древесный спирт

Удобрение сырье для промышленности

Рассказать, где и как образуется торф? В каких отраслях народного хозяйства нашел применение торф? Демонстрация схемы.

Сфагнум ежегодно верхней частью побега нарастает на 3-5 см. В нижней части побег также ежегодно отмирает, но не перегнивает. Благодаря этому свойству сфагнум образует со временем мощные залежи торфа и накопления воды.

Торфяные болота занимают у нас в стране свыше 150 миллионов гектаров — больше, чем в любой другой стране мира. На торфяных болотах добывают торф, широко используемый как топливо.

Торф применяют как удобрение и как сырье для промышленности. Из торфа получают древесный спирт, карбоновую кислоту, пластмассы, изоляционные плиты, смолу и многие другие ценные материалы.

Задание 5

  1. Дайте научное объяснение тому факту, что в торфяных болотах находят неразложившиеся труппы животных.

  2. О чём могут рассказать останки растений и животных, найденные в толще старых торфяниках?

Образование торфа происходит из-за переувлажнения среды, создания сфагнумом кислой среды, отсутствия достаточного количества кислорода в толще омертвевших побегов мха. Кроме того, сфагнум обладает бактерицидными свойствами, что защищает его от бактерий и поедания животными и оказывается неблагоприятным для развития грибов. Вот почему разложение отмерших тканей сфагнового мха почти не происходит. Это обуславливает создание мощных пластов торфа там, где поселился сфагнум.В слоях торфа сохраняются пни и корни деревьев, листья и пыльца растений, живших тысячелетия назад. Полностью они не разрушаются, так как в торфяной толще мало кислорода, кроме того, сфагнум выделяет вещества, препятствующие развитию бактерий.

При осушении и разработке болот в толще торфа иногда находят хорошо сохранившиеся старинные лодки, останки погибших в болоте животных и людей.

Слово учителя (рассказ с элементами беседы):

Мхи размножаются бесполым и половым способом.

Слайд 20 (Размножение мхов) показ видео

Вопросы к классу:

- что такое бесполое размножение?

- что такое половое размножение?

Бесполое размножение осуществляется вегетативным путем и спорами, поэтому мхи относят к споровым растениям.

Для полового размножения у мхов развиваются специальные органы, в которых образуются мужские гаметы – сперматозоиды и женские – яйцеклетки. В водной среде с помощью жгутиков сперматозоиды продвигаются к яйцеклетке и оплодотворяют ее. Без воды сперматозоиды не могут достигнуть яйцеклетки. После оплодотворения из появившейся зиготы развивается особый орган – коробочка, или спорофит, т.е. «выращивающий споры» (от греч. спора – «семя», а фитон – «растение»). В коробочке формируются споры, которыми размножаются и расселяются моховидные растения. Их споры вначале развивается тонкая зеленая нить – протонема, на ней вскоре из почек появляются зеленые облиственные побеги.

Зеленое растение, развивающееся из споры, у моховидных называют гаметофитом, потому что на нем в верхушечной части, в особых органах, образуются гаметы. На одном зеленом гаметофите образуются мужские гаметы (сперматозоиды), а на другом - женские гаметы (яйцеклетки).

Вопросы к классу:

- давайте вспомним, как называются растения, у которых женские и мужские гаметы формируются на разных особях? (двудомными).

- а как называются растения, у которых они формируются на одной особи? (однодомными).

Именно гаметофитная двудомная форма мхов встречается в лесах, на болотах, лугах, например, мох, сфагнум. Вопрос к классу: на что влияет длина ножки коробочки? (чем она длиньше, тем дальше рассыпаются споры).

Слайд 21

Значение мохообразных (положительное)

Слайд 22

Значение мохообразных (отрицательное)

В наше время, когда человек наконец понял все значение поддержания разнообразия окружающей нас природы, необходимо сохранять и изучать не только экзотические и редкие виды фауны и флоры, но и более обычные, часто даже не сразу заметные глазом.

Экологическая роль мохообразных часто заключается в закреплении почвы, препятствии ее эрозии. Они занимают уникальную экологическую нишу, недоступную многим сосудистым растениям. Они служат пищей и домом для почвенных беспозвоночных и грибов, без которых невозможны разложение отмершей органики и круговорот веществ. Влагоемкая подстилка из мхов в сухих местообитаниях выполняет функцию «промокашки», задерживающей некоторое количество влаги, не дающей ей просочиться сквозь почву, как сквозь сито, и способствующей, таким образом, прорастанию семян других растений. Мхи способны переживать неблагоприятные условия в состоянии анабиоза и восстанавливать свои жизненные функции через месяцы и даже годы. Эту их способность можно и нужно использовать, в частности, для восстановления в местообитания, из которых они исчезли по тем или иным причинам.

IV Закрепление:

Слайд 23

Тест:

1.Кукушкин лен – это:

а) многолетнее растение;

б) двулетнее растение;

в) однолетнее растение.

Слайд 24

2.По какому из указанных признаков мхи относятся к высшим растениям?

а) есть ризоиды;

б) есть хлорофилл;

в) есть органы растения;

г) по всем указанным признакам.

Слайд 25

3.В торфе хорошо сохраняются остатки растений потому, что:

а) в торфяном пласте много кислорода;

б) в торфяном пласте нет бактерий;

в) в торфяном пласте мало кислорода;

г) в торфяном пласте много бактерий.

Слайд 26

4.Сфагнум отличается от кукушкина льна:

а) отсутствием листьев;

б) отсутствием стебля;

в) отсутствием ризоидов.

Слайд 27

5.Благодаря мертвым клеткам сфагнум:

а) фотосинтезирует;

б) проводит питательные вещества;

в) впитывает воду;

г) вегетативно размножается.

Слайд 28

6.Укажите пункты, в которых названы признаки сходства кукушкина льна и сфагнума:

а) есть ризоиды;

б) есть фотосинтезирующие клетки;

в) есть спорангии;

г) образует гаметы.

Вопросы для фронтальной беседы:

1. На какие группы делятся мхи? (печёночные, листостебельные)

2. Каково строение мха кукушкин лён? (коричневые стебельки, покрыты тёмно-зелёными листиками; мужское и женское растение).

3. Почему сфагнум называют болотным мхом и каково строение клеток мха сфагнума?

4. Значение мхов в природе и жизни человека?

(сплошной ковёр – затрудняет поступление воздуха; образование торфа, который человек использует как топливо, удобрение и сырьё и т.д.)

5. Какое значение для жизни кукушкина льна имеет то, что он растёт густыми дернинками? (покрывая почву сплошным ковром, он часто вытесняет другие зелёные мхи)

6. Высушенный мох, особенно сфагнум, широко применяется в сельской местности, при строительстве домов, скотных дворов и других построек в качестве утеплителя стен и потолков. Почему мох нашёл такое применение? (гигроскопичность мха: как изолирующий материал при постройке сельского жилья; влагоемкая подстилка изо мхов выполняет организацию «промокашки»).

7. В военные годы при перевязке ран врачи использовали вместо ваты сухой сфагновый мох. Какие свойства этого растения учитывались? (гигроскопичность, и бактерицидность мха издревле использовались для лечения ран).

Послушаем стихотворение, посвященное мхам В.Рождественского «Мох».

Меж клюквы и морошки,

Среди лесных болот,

На кочке мох без ножки

Куда не глянь, растет.

Он снизу беловатый.

Повыше он зеленый.

Коль нужно будет ваты-

Нарви его скорей.

На кустиках поляны

Подсушен в летний зной.

Он партизанам раны

Лечил в глуши лесной.

Вопрос к классу

  1. Почему мхи называют внешними споровыми растениями? (тело мхов расчленено на стебель и листья, а размножаются спорами, построены из различных тканей)

Биологические задачи

  • Взрослые растения мха-сфагнума не имеют ризоидов. Каким же образом они удерживаются в вертикальном положении и при помощи чего они всасывают воду?

  • У мха-сфагнума, в отличие от мха - кукушкина льна, листья имеют белесоватый цвет. С чем это связано?

  • В трудные военные годы при отсутствии ваты при перевязке ран врачи использовали сухой сфагновый мох. Какие свойства этого растения учитывались при этом?

  • Бывали случаи, когда в болотах находили остатки бревенчатых дорог, проложенных еще древними людьми, останки доисторических людей, средневековых рыцарей в доспехах. Как можно объяснить сохранность этих и других находок?

  • Сфагнум и кукушкин лен относятся к лиственным мхам. Однако их листья имеют существенные отличия от листьев цветковых растений. В чем они проявляются?

К какому классу относится маршанция?

К какому классу относится кукушкин лен и сфагнум?

Как называется орган, в котором формируются споры?

Тонкая зеленая нить, развивающаяся из споры?

Тонкая зеленая нить, развивающаяся из споры?

К какому отделу относится кукушкин лен и сфагнум?

Зеленое растение, развившееся из споры?

Способы размножения мхов?

Растения, тело которых состоит из органов?

Слайд 29 Биологическое лото

Моховидные

Гаметофит

Высшие

Коробочка

(или спорофит)

Печеночники

Бесполый и половой

Листостебельные мхи

Протонема

Сфагнум

Карточки, которые нужно переворачивать, закрывая ответ. С обратной стороны должно получиться слово «Молодцы».

Вопросы:

  1. К какому классу относится маршанция? (Печеночники)

  2. К какому классу относится кукушкин лен и сфагнум? (Листостебельные мхи)

  3. Как называется особый орган, в котором формируются споры? (Коробочка или спорофит)

  4. Тонкая зеленая нить, развивающаяся из споры? (Протонема)

  5. Кого иногда в народе называют белым мхом? (Сфагнум)

  6. К какому отделу относятся кукушкин лен, сфагнум? (Моховидные)

  7. Зеленое растение, развившееся из споры? (Гаметофит)

  8. Способы размножения мхов? (Бесполый и половой)

  9. Растения, тело которых состоит из органов? (Высшие)

Слайд 30

Домашнее задание

п. 40 пересказ.

Слайд 31 (Спасибо за внимание)

19

multiurok.ru

Тест по биологии в 7 классе «Общие признаки высших растений»

Тест по биологии в 7 классе

«Общие признаки высших растений»

По линии учебников Н.И.Сонина, В.Б.Захарова

Подготовила: учитель биологии

филиала МБОУ Мурзицкой СОШ – Кочетовская ООШ

с. Кочетовка Мокеева Светлана Николаевна

Тестовые задания с выбором одного правильного ответа

1. Главным признаком всех высших растений является наличие …

А) Цветков

Б) Семян

В) Тканей

Г) Плодов

2. Семенами не размножается …

А) Береза

Б) Огурец

В) Баклажан

Г) Мох

3. За счет, какой ткани осуществляется рост растительного организма?

А) Образовательной

Б) Проводящей

В) Покровной

Г) Запасающей

4. Генеративным органом у растений является…

А) Лист

Б) Цветок

В) Корень

Г) Стебель

5. Все Высшие растения делятся на две большие группы:

А) Семенные и Плодовые

Б) Семенные и споровые

В) Споровые и голосеменные

Г) Споровые и покрытосеменные

6. Транспорт питательных веществ, воды и продуктов фотосинтеза обеспечивает в растительном организме?

А) Образовательная ткань

Б) Проводящая ткань

В) Покровная ткань

Г) Запасающая ткань

7. Вегетативным органом у растений не является…

А) Лист

Б) Стебель

В) Корень

Г) Плод

8. Опорную функцию в растительном организме выполняет …

А) Образовательная ткань

Б) Проводящая ткань

В) Механическая ткань

Г) Запасающая ткань

9. Спорами размножается …

А) Томат

Б) Тыква

В) Папоротник

Г) Ель

10. Какого образования нет в растительной клетке ?

А) Ядра

Б) Хлоропластов

В) Гликогена

Г) Рибосом

11. К споровым растениям не относят …

А) Мох

Б) Папоротник

В) Хвощ

Г) Сосна

12. Из приведенного ниже списка выберите организм, который не относится к Царству Растения

А) Кишечная палочка

Б) Хламидомонада обыкновенная

В) Береза бородавчатая

Г) Береза повислая

Правильные ответы:

1-В

2-Г

3-А

4-Б

5-Б

6-Б

7-Г

8-В

9-В

10-В

11-Г

12-А

www.alllessons.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта