Презентация по биологии в 6 классе по теме "Воздушное питание растений. Фотосинтез". Воздушное питание растений фотосинтез презентация 6 класс
Почему учителям и воспитателям следует проходить курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки в учебном центре «Инфоурок» ?• Огромный каталог: 677 курсов профессиональной переподготовки и повышения квалификации;• Очень низкая цена, при этом доступна оплата обучения в рассрочку – первый взнос всего 10%, оставшуюся часть необходимо оплатить до конца обучения; • Курсы проходят полностью в дистанционном режиме (форма обучения в документах не указывается); • Возможность оплаты курса за счёт Вашей организации. • Дипломы и Удостоверения от проекта «Инфоурок» соответствуют всем установленным законодательству РФ требованиям. (Согласно ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 2012 года). |
infourok.ru
Почему учителям и воспитателям следует проходить курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки в учебном центре «Инфоурок» ?• Огромный каталог: 677 курсов профессиональной переподготовки и повышения квалификации;• Очень низкая цена, при этом доступна оплата обучения в рассрочку – первый взнос всего 10%, оставшуюся часть необходимо оплатить до конца обучения; • Курсы проходят полностью в дистанционном режиме (форма обучения в документах не указывается); • Возможность оплаты курса за счёт Вашей организации. • Дипломы и Удостоверения от проекта «Инфоурок» соответствуют всем установленным законодательству РФ требованиям. (Согласно ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 2012 года). |
infourok.ru
Презентация на тему "Воздушное питание растений 6 класс"
53335531463039513235404944384142294843374734365045565452
XСкопируйте код и вставьте его на свой сайт.
Воздушное питание растений 6 класс
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайдБиология 6 класс Пеньковская Е.М. МБОУ СОШ № 7 г. Сальск
2 слайдУметь объяснять процесс фотосинтеза, раскрыть стадии этого процесса. Научиться понимать взаимосвязь воздушного и корневого питания. Познакомиться с понятиями: автотрофные и гетеротрофные организмы.
Актуализация знаний. Изучение нового материала. Виртуальная лаборатория. Закрепление материала (работа с рабочей тетрадью) Выводы.
4 слайдОрганы цветкового растения Стебель Лист Цветок Плод Корень Повторение темы:
5 слайдПочему лист имеет плоскую форму?
6 слайдПластиды Придают окраску клеткам и органам растения Бесцветные, участвуют в запасании веществ, находятся в неосвященных частях растения Зеленые, участвуют в образовании органических веществ.
7 слайдΙ – расщепление воды до водорода и кислорода. II – водород соединяется с углекислым газом и образуется сахар.
10 слайдФотосинтез- синтез органических соединений из неорганических, идущий с использованием энергии света в зеленых растениях
11 слайдАвтотрофы – организмы, способные самостоятельно синтезировать органические вещества, запасая в них солнечную энергию и делая ее доступной для других организмов. Гетеротрофы – организмы, питающиеся готовыми органическими веществами, созданными автотрофами.
12 слайдлист - орган воздушного питания; в хлоропластах на свету протекает процесс фотосинтеза - образования из углекислого газа и воды органических веществ; при фотосинтезе выделяется кислород; органические вещества расходуются на рост и развитие органов; особенность питания растений - создание органических веществ, а затем их расходование.
13 слайдД/з: § 28
Чтобы скачать материал, введите свой email, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку
Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас email-рассылку
Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз "Скачать материал".
716972237278730473397413742329297
340763407734131341443415234212342453425634333343443435234405
У вас есть презентация, загружайте:
Для того чтобы загрузить презентацию на сайт, необходимо зарегистрироваться.
uslide.ru
Урок "Воздушное питание растений - фотосинтез" 6 класс
Тема урока: Воздушное питание растений – фотосинтез.Тип урока: изучения нового материала
Цель урока: формирование у обучающихся представлений о воздушном питании – фотосинтезе; об условиях необходимых для этого процесса, его значении в природе и жизни человека, способах питания живых организмов
образовательная: дать понятие «Фотосинтез», «Способы питания организмов», доказать, что листья являются органами воздушного питания, выяснить условия протекания процесса фотосинтеза;
развивающая: продолжить развивать кратковременную память и навыки самостоятельной учебной работы составление опорных конспектов, схем, взаимоконтроль, работа в парах)
воспитательная: воспитывать бережное отношение к зеленым растениям - «легким» планеты Земля.
Оборудование: таблица «Внутреннее строение листа», лабораторное оборудование: комнатное растение пеларгония (или примула), горячая вода, ванночка, пинцет, водный раствор йода, черная бумага, не пропускающая свет, рабочие листы (Приложение № 1), текст (Приложение № 2), заготовленные заранее составляющие (опорных схем), учебник.
Ход урока.
Задание 1.Прочитайте эпиграф к уроку и выясните о чем идет речь?
Чтение отрывка из басни И.А. Крылова «Листы и корни»
3. «Открытие» нового знания.
Время шло и наука доказала, что без зеленого листа не только не может жить растение, но и не было бы вообще жизни на Земле, т.к. практически весь кислород земной атмосферы, которым дышат все живые существа, был наработан зелеными листьями растений, а колоссальное количество органического вещества планеты – это тоже продукты фотосинтеза.
3.1. История открытия фотосинтеза.
Фотосинтез был открыт в конце XVIII столетия. В 1771 г. английский химик Джозеф Пристли проделал такой опыт. Он заключал мышь под стеклянный колпак. Через пять часов мышь погибала. Однако при наличии под колпаком ветки мяты она оставалась живой (рис. 1). Отсюда Пристли сделал вывод, что животные своим дыханием делают воздух непригодным для жизнедеятельности организма, а растения своим дыханием восстанавливают его, т. е. делают пригодным для жизнедеятельности. Однако опыт с мышью не всегда удавался. Голландец Ингенхуз (1779 г.) показал, что непременным условием удачного опыта является наличие солнечного света. (Работа по рис.1 (опыт Д. Пристли))
Рисунок 1.
3.2. Определение понятия «фотосинтез».
Работа с текстом (Часть1)
Задание 2. Внимательно прочитайте текст (Часть1). Попытайтесь из выделенных опорных слов сформулировать понятие «Фотосинтез». Запишите определение в рабочий лист.
Органические вещества и заключенную в них энергию растения получают в процессе фотосинтеза (от греческого «фотос» - свет, «синтезис» - соединение). Этот процесс протекает в хлоропластах. В ходе этого процесса за счет энергии солнечного света с помощью зеленого хлорофилла листьев образуется необходимые ему органические вещества (углеводы) из неорганических - углекислого газа и воды, а также при этом выделяется кислород. Так как основным поставщиком углекислого газа для фотосинтеза является воздух, то этот способ получения растением органических веществ называют воздушным питанием.
(опорные слова можно записать на доске)
После истечения времени работы с текстом несколько учащихся формулируют определение, мы его корректируем вместе и дети записывают его в рабочий лист.
(Фотосинтез – это процесс образования органических веществ (углеводов) из неорганических веществ (углек. газа и воды) в зеленых частях растения (хлоропластах) идущий за счет энергии солнечного света с выделением кислорода)
Это определение было дано еще в 70-е годы прошлого столетия К.А. Тимирязевым русским ученым физиологом и ботаником. Зеленый лист он назвал «фабрикой жизни».
С точки зрения современной науки процесс фотосинтеза – это совокупность процессов поглощения, превращения и использования энергии световых квантов в различных реакциях с затратой энергии. Это определение показывает, насколько на самом деле сложен данный процесс. Наша с вами задача – разобраться как работает «фабрика», какие условия необходимы для нормальной ее работы. А поможет нам в этом научная статья части второй вашего текста.
3.3. Стадии фотосинтеза.
Задание 3. Внимательно прочитайте Часть 2 текста. Заполните кластер «Этапы (стадии) фотосинтеза». Подготовьте устный ответ на вопрос «Как происходит фотосинтез?»
?1 ?2
? 3 ?4 ?5 ?6 ?7
вода
углекислый газ
вещество, способное транспортировать водород
молекулярный кислород
водород
вещество, богатое энергией (АТФ)
углеводы - глюкоза (крахмал)
Часть 2 текста
Фотосинтез – очень сложный многоступенчатый процесс. В общих чертах он состоит из двух этапов (фаз). Начало процессу задает свет. Свет активирует хлорофилл. Активированный хлорофилл разлагает (разрушает ) молекулу воды. При этом освобождается водород и часть кислорода выделяется в воздух. Одновременно в хлоропласте образуется два активных компонента: вещество, заряженное энергией (АТФ), и вещество, способное транспортировать водород. Этим оканчивается первый этап фотосинтеза. Так как участие энергии солнечного света является обязательным условием, то этот этап фотосинтеза называют световым. Затем в ходе химических рекций с участием углекислого газа и активных компонентов, полученных на первом этапе фотосинтеза (вещества, заряженного энергией (АТФ), и вещества, транспортирующего образовавшейся водород), образуется органическое соединение, из которого в дальнейшем синтезируются различные углеводы (сахара), богатые энергией. Это этап фотосинтеза называют темновым потому, что здесь все процессы идут без участия света. Фотосинтез всегда поддерживается корневым питанием – поглощением из почвы воды и минеральных солей. Полученные органические вещества по ситовидным трубкам луба оттекают из листьев ко всем органам растения, питают их, а могут и откладываться про запас.
(после работы со второй частью текста обучающиеся друг другу рассказывают о протекании соответствующей стадии фотосинтеза, один из обучающихся на доске заполняет кластер)
- Как доказать, что орг.в-ва (крахмал) образуются в зеленых листьях растений и только при наличии света?
-Провести исследование.
Доказательства наличия органического вещества (крахмала) в зеленых листьях растения, который образуется только при наличии света. (демонстр.опыт) (можно провести ряд опытов, используя витруальную лабораторию)
Ход опыта:
Возьмем комнатное растение (пеларгонию или примулу), выдержанное предварительно в темноте несколько дней и прикрепим с обеих сторон на лист этого растения полоску, не пропускающую свет черной бумаги.
Выставим растение на яркий свет.
На следующий день аккуратно срежем этот лист и опустим его сначала в ванночку с кипятком, а затем в горячий спирт. Пигменты хлоропластов при этом разрушатся, и лист обесцветится.
Промоем лист водой, положим в ванночку и зальем слабым раствором йода.
Итог: та часть листа, которая была закрыта черной бумагой, не изменила цвета, а та, которая получала солнечный свет, окрасилась в сине-фиолетовый цвет.
Вывод: в той части листа, которая была освещена, образовался крахмал, а в той части листа, на которую солнечный свет не попадал, крахмал не образовался.
Т.О. процесс фотосинтеза идет только на свету и при этом действительно образуются органические вещества.
3.4. Схема уравнения фотосинтеза.
Задание № 4 Используя опорные слова и обозначения составьте схему уравнения фотосинтеза. (углек.газ, вода, кислород, энергия, хлоропласт, крахмал, =,+,+,+,+. Оформите запись в рабочем листе.
хлоропласт
Угл.газ + вода+ энергия =========== крахмал+ кислород.
3.5. Условия повышения урожайности растений.
Задание № 5 На основе второй части текста подумайте, какие условия необходимы для повышения урожайности растений. Запишите «недописанные» утверждения в рабочий лист.
Условия повышения урожайности:
1 Оптимальный __________ режим. (световой)
2.Благоприятный __________ режим. (температурный)
3.Достаточное количество ____ в почве. (воды)
4.Нормальное содержание ________ газа в атмосфере. (углекислого)
5.Достаточное содержание __________ в почве. (минеральных солей)
4.Первичное закрепление. (Решение с комментированием)
Задание№ 6. Решите в парах головоломку «Фотосинтез»
1. Вещество, которое содержится в хлоропластах.2.Вещество, с помощью которого можно обнаружить крахмал в листьях.
3. Организмы, которые способны образовывать органические вещества из неорганических.
4.Органоиды клетки, в которых происходит процесс фотосинтеза.
5. Газ, который образуется в процессе фотосинтеза.
6. Русский ученый, который внес большой вклад в изучении процесса фотосинтеза.
7. Что дает солнце для протекания процесса фотосинтеза.
8. Организмы, которые используют готовые органические вещества.
9. Условие, необходимое для процесса фотосинтеза.
10. Органическое вещество, которое образуется в процессе фотосинтеза.
5.Самостоятельная работа с самооценкой.
Задание № 7 Работа по вариантам. I вариант - выбирает правильные утверждения под нечетными цифрами, II вариант – под четными. Проверьте правильность выбранных ответов.
Выберите номера правильных суждений.
Питание у растений бывает почвенным и воздушным.
Зеленые растения, поглощая солнечную энергию, образуют органические вещества.
Фотосинтез происходит только в зеленых органах растения.
В результате фотосинтеза образуется углекислый газ.
Зеленые листья – специализированные органы воздушного питания.
Кислород образуется в световой фазе фотосинтеза.
В световой фазе фотосинтеза образуются органические вещества.
Процесс фотосинтеза идет в хлоропластах всегда бесперебойно.
Процесс фотосинтеза состоит из 3-х стадий.
Образующиеся в ходе фотосинтеза органические соединения используются клетками растения в качестве питательных веществ.
Углекислый газ поступает в лист с воздухом через устьица.
Вода, необходимая для фотосинтеза, поступает по сосудам древесины из корня.
Автотрофный способ питания - главная особенность растительного организма.
Все животные, грибы, большинство бактерий и человек – гетеротрофные организмы.
( У каждого варианта пять правильных ответов, если ребенок правильно выбрал все пять суждений, он получает оценку -5)
6.Повторение и закрепление.
Познавательные задачи:
Известно, что 50 м2 зеленого леса поглощает за 1 ч углекислого газа столько же, сколько его выделяет при дыхании за 1 ч один человек, т.е. 40 г. Сколько углекислого газа поглощает 1 га зеленого леса за 1 ч? Сколько человек смогут выдыхать этот углекислый газ за тот же час? (ответ: 8 кг углекислого газа. 200 человек)
Корневая масса небольшого дерева 5 кг. Один кг корневой массы потребляет в сутки 1 г кислорода. Какую массу кислорода потребляют корни дерева за месяц и год? (ответ: за 30 дней – 150 г; за 365 дне – 1825 г)
Какое растение осаждает больше пыли на поверхности листьев: вяз или тополь? Почему? (ответ: у вяза лист шероховатый, он будет в 6 раз больше осаждать пыль, чем гладкой поверхностью листа тополь)
Существует ли взаимосвязь между сбором листовых овощей ( укроп, шпинат, салат, и т.д.) и временем суток? Почему? (ответ: вечером т.к. в это время накапливается максимум органических веществ, образованных днем в процессе фотосинтеза, а ночью происходит отток этих веществ в другие органы.)
Хозяйка на дачном участке оборвала зеленые листья капусты на корм кроликам. Правильно ли она поступила? Почему? (ответ: нет, неправильно. Органические вещества, образованные в зеленых листьях в процессе фотосинтеза, оттекают в белые листья кочана, где и накапливаются)
В сутки человек потребляет 430 г кислорода. Один гектар леса вырабатывает за час столько кислорода, сколько нужно для дыхания двухсот человек. Какую массу кислорода выделяет гектар леса за один час? (ответ: 3580 г)
В процессе фотосинтеза огурцы, выращиваемые в теплицах, поглощают 1 кг углекислого газа при образовании 7 кг плодов. Сколько кг углекислого гала потребуется, чтобы получить 300 кг огурцов? Как можно увеличить содержание углекислого газа в воздухе теплиц? (ответ: 42,85 кг; внесение в почву навоза, торфа обогащает надземный слой воздуха углекислым газом, который выделяется из почвы при разложении микроорганизмами органических веществ)
К.А. Тимирязев писал: «В сущности, что бы ни производил сельский хозяин, - он прежде всего производит хлорофилл и уже посредством хлорофилла получает зерно, волокно, древесину и т.д.». какие агротехнические приемы способствуют накоплению хлорофилла и усилению процессов фотосинтеза в мякоти листа? (ответ: внесение в почву органических удобрений, соблюдение правил при посадке растений, хорошая освещенность, соблюдение правил полива растений и т.п.)
7. Рефлексия (итог урока)
Возвращаю ребят к проблеме урока.
- Кто же прав в споре, корни или листья?
- Как Вы пришли к такому мнению?
- Смогли вы достичь цели урока?
Оцените степень усвоения материала по 10 бальной системе.
Проанализируйте результаты вашей деятельности на уроке и запишите их на рабочих листах:
Я знаю, как……
Я научился ……
Я испытываю затруднения ……
8. Домашнее задание.
Для тех, кто испытывает затруднения: параграф 37, вопросы , выучить определения основных понятий.
Рабочий лист
Тема урока____________________________________________.
Задание 1.Прочитайте эпиграф к уроку и выясните, о чем идет речь?
Отрывок из басни И.А. Крылова «Листы и корни»:
« В прекрасный летний день, бросая по долине тень,
Листы на дереве с земфирами шептали,
Хвалились густотой, зеленостью своей
И вот как о себе земфирам толковали:
«Не правда ли, что мы краса долины всей?
Что нами дерево так пышно и кудряво,
Раскидисто и величаво?
Чтоб было в нем без нас? Ну, право,
Хвалить себя мы можем без греха!»
______________//____________________
«Мы те, которые здесь, роясь в темноте,
Питаем вас. Ужель не узнаете?
Мы корни дерева, на коем вы цветете.
Красуйтесь в добрый час!
Да только помните ту разницу меж нас,
Что с новою весной лист новый народится,
А если корень иссушится –
Не станет дерева, ни вас».
Задание 2. Внимательно прочитайте текст (Часть1). Попытайтесь из выделенных опорных слов сформулировать понятие «Фотосинтез». Запишите определение в рабочий лист.
Фотосинтез -_____________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________.
Задание 3. Внимательно прочитайте Часть 2 текста. Заполните кластер «Фотосинтез». Подготовьте устный ответ на вопрос « Как происходит процесс фотосинтеза»?
?1 ?2
? 3 ?4 ?5 ?6 ?7
1-…….. 4-……… 7-………
2-……… 5-………
3-………. 6-……..
Задание № 4 Используя опорные слова и обозначения составьте схему уравнения фотосинтеза. (углек.газ, вода, кислород, энергия, хлоропласт, крахмал, =,+,+,+,+. Оформите запись в рабочем листе.
________________________________________________________________.
Задание № 5 На основе второй части текста подумайте, какие условия необходимы для повышения урожайности растений. Запишите «недописанные» утверждения в рабочий лист.
Условия повышения урожайности:
1 Оптимальный __________ режим.
2.Благоприятный __________ режим.
3.Достаточное количество ____ в почве.
4.Нормальное содержание ________ газа в атмосфере.
5.Достаточное содержание __________ в почве.
Задание № 6 Используя текст учебника на стр. 104-105 выясните какие типы питания живых организмов существуют. Составьте схему «Типы питания».
Задание№ 7 Решите в парах головоломку «Фотоситнез»
Задание № 8 Работа по вариантам. I вариант выбирает правильные утверждения под нечетными цифрами, II вариант – под четными.
Выберите номера правильных суждений.
1.Питание у растений бывает почвенным и воздушным.
2.Зеленые растения, поглощая солнечную энергию, образуют органические вещества.
3.Фотосинтез происходит только в зеленых органах растения.
4.В результате фотосинтеза образуется углекислый газ.
5.Зеленые листья – специализированные органы воздушного питания.
6.Кислород образуется в световой фазе фотосинтеза.
7.В световой фазе фотосинтеза образуются органические вещества.
8.Процесс фотосинтеза идет в хлоропластах всегда бесперебойно.
9.Процесс фотосинтеза состоит из 3-х стадий.
10.Образующиеся в ходе фотосинтеза органические соединения используются клетками растения в качестве питательных веществ.
11.Углекислый газ поступает в лист с воздухом через устьица.
12. Вода, необходимая для фотосинтеза, поступает по сосудам древесины из корня.
13.Автотрофный способ питания - главная особенность растительного организма.
14.Все животные, грибы, большинство бактерий и человек – гетеротрофные организмы.
___________________________________________ Оценка «____»
Рефлексия (итог урока)
Оцените степень усвоения материала по 10 бальной системе. Проанализируйте результаты вашей деятельности на уроке и запишите их на рабочих листах:
Я знаю, как……
Я научился ……
Я испытываю затруднения ……
Текст Часть 1.
Органические вещества и заключенную в них энергию растения получают в процессе фотосинтеза (от греческого «фотос» - свет, «синтезис» - соединение). Этот процесс протекает в хлоропластах. В ходе этого процесса за счет энергии солнечного света с помощью зеленого хлорофилла листьев образуется необходимые ему органические вещества (углеводы) из неорганических - углекислого газа и воды, а также при этом выделяется кислород. Так как основным поставщиком углекислого газа для фотосинтеза является воздух, то этот способ получения растением органических веществ называют воздушным питанием.
Текст часть 2.
Фотосинтез – очень сложный многоступенчатый процесс. В общих чертах он состоит из двух этапов (фаз). Начало процессу задает свет. Свет активирует хлорофилл. Активированный хлорофилл разлагает (разрушает) молекулу воды. При этом освобождается водород и часть кислорода выделяется в воздух. Одновременно в хлоропласте образуется два активных компонента: вещество, заряженное энергией (АТФ), и вещество, способное транспортировать водород. Этим оканчивается первый этап фотосинтеза. Так как участие энергии солнечного света является обязательным условием, то этот этап фотосинтеза называют световым. Затем в ходе химических рекций с участием углекислого газа и активных компонентов, полученных на первом этапе фотосинтеза (вещества, заряженного энергией (АТФ), и вещества, транспортирующего образовавшейся водород), образуется органическое соединение, из которого в дальнейшем синтезируются различные углеводы (сахара), богатые энергией. Это этап фотосинтеза называют темновым потому, что здесь все процессы идут без участия света. Фотосинтез всегда поддерживается корневым питанием – поглощением из почвы воды и минеральных солей. Полученные органические вещества по ситовидным трубкам луба оттекают из листьев ко всем органам растения, питают их, а могут и откладываться про запас.
infourok.ru
Урок биологии в 6-ом классе "Воздушное питание растений. Фотосинтез".
Тема: «Воздушное питание растений. Фотосинтез». (6 класс)
Цели и задачи урока:
Образовательная цель: Раскрыть сущность процесса фотосинтеза и его значения для жизни на Земле.
Задачи урока: углублять и расширять представления о питании растений; рассказать об истории открытия фотосинтеза, об условиях необходимых для этого процесса; показать роль света как необходимого условия протекания фотосинтеза; прививать практические умения и навыки закладки и проведения опытов и наблюдений; на основе опытов доказать поглощение углекислого газа и выделение кислорода листьями на свету; подчеркнуть значение фотосинтеза в природе и жизни человека; обратить внимание учащихся на проблему загрязнения воздушной среды.
Педагогические технологии: проблемно- развивающее обучение, метод эвристических вопросов – «кто? -что? -где? -чем? -зачем? -как? -когда?» (словесная формула Цицерона), элементы эвристической беседы.
Формы работы: вступительное слово учителя, групповая работа по решению познавательных заданий, выступления представителей групп с результатами своей познавательной деятельности, заполнение таблицы, общее обсуждение проблемных заданий, проверка усвоения новых знаний с помощью теста.
Методы обучения: репродуктивные (вступительные слова учителя), частично-поисковые (самостоятельная работа в группах с познавательными материалами), проблемный метод (при решении проблемных заданий).
Оборудование: медиапроектор, компьютер, экран, таблица «Внутреннее строение листа», презентация по теме «Фотосинтез», Электронное пособие «Кирилла и Мефодия.6 класс», видеофильм «Значение фотосинтеза», задания для индивидуальной проверки, карточки с познавательными материалами и заданиями, кинофрагмент “Фотосинтез”, таблица “Клеточное строение листа”, тестовый раздаточный материал.
Тип урока: изучение новой темы.
Планируемые результаты обучения:
Ученик должен знать:
- что фотосинтез – воздушное питание;
- что способность к фотосинтезу – важнейшее свойство зеленых растений;
- условия необходимые для протекания фотосинтеза;
- что в результате фотосинтеза в растениях образуются органические вещества;
- что атмосферный кислород – побочный продукт фотосинтеза.
Учебно-методическая литература: Пономорёва И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс» М.: вентана-Граф, 2009.
Ход урока:
I. Проверка знаний, умений и повторение изученного.
На рошлом уроке мы изучили тему «Корневое питание растений». Закрываем учебники, тетради. Положите на край стола.
1 слайд
Работа у доски, нарисовать схему, которую ученики начали заполнять на предыдущем уроке. (1 Ученик):
Работа с классом. Фронтальный опрос:
С каким важным свойством живых организмов мы познакомились на предыдущем уроке?
Что такое питание?
Какое значение этот процесс имеет для живых организмов?
Какой орган растения обеспечивает почвенное питание?
Какие клетки корня принимают участие в поглощении этих веществ из почвы?
Какие вещества поглощает корень из почвы?
Оценки за домашнее задание.
Актуализация знаний. Определение темы урока.
Учитель: Природа любит загадывать загадки. Вот обычный лист растения. Что в нём интересного?
400 лет учёные изучают процессы в нём происходящие, и до сих пор не всё ясно.
Что такое корень, каково его значение понятно. А какова роль листа?
Листья называли по-разному: «дети солнца», покорившие солнце», «утеха взора». Человек пытался понять, почему они тянутся к солнцу, их обрывали, и растение погибало. Но значение листа так и не удавалось выявить.
Уже в Древней Греции ученые пытались ответить на вопрос: как питаются растения? Они видели, что человек и животные существуют за счет потребляемой пищи. Но какую пищу поглощает растение и как оно это делает?
Ещё в 6 веке встал вопрос о том, как питается растение. Казалось бы просто: растение корнями из земли берёт всё, что ему необходимо.
Голландский учёный Ван-Гельмонт решил проверить это на практике. (Ребята получили опережающее задание, используя интернет-ссылки подготовить в кратце сообщение. Какой опыт поставил учёный?)
2 слайд: Ученик знакомит учащихся с историческим фактом (создание проблемной ситуации): Более четырехсот лет назад бельгийский естествоиспытатель Ян Ван – Гельмонт поставил опыт – поместил в горшок 80 килограмм земли и посадил в него ветку ивы, предварительно взвесив ее. Растущему в горшке растению в течении пяти лет не давали ни какого питания, а только поливали дождевой водой, не содержащей минеральных солей. Взвесив иву, через пять лет, ученый обнаружил, что ее вес увеличился на 65 килограмм, а вес земли в горшке уменьшился всего на 50 граммов. Откуда растение добыло 64 кг 950 гр питательных веществ для Ван – Гельмонта осталось загадкой. За пять лет масса выращенной в бочке ивы увеличилась примерно в 30 раз, а масса почвы уменьшилась всего на 57 г.
Вывод: учёный думал, что растение растение растёт и развивается с помощью воды. Растение строит своё тело с участием воды.
Учитель: Гельмонт не знал откуда берётся пища для растения. Сегодня мы ответим на вопрос, на который в свое время не смог ответить известный ученый.
Вывод: листья – это своеобразные лаборатории, в которых на свету образуются органические вещества. Благодаря этому биологическому явлению существует всё живое на Земле. На сегодняшнем уроке нам предстоит расскрыть механизмы этого биологического процесса. Как вы догадались, речь пойдёт о фотосинтезе.
Тема сегодняшнего урока «Воздушное питание растений. Фотосинтез».
Цель урока: расскрыть сущность фотосинтеза. Проблемный вопрос: Где, из каких веществ, при каких условиях образуются органические вещества?
3 слайд:
Учитель: А что вы знаете об этом процессе? (Ответы учащихся: 1) хлорофиллоносной ткани – в мякоти осуществляется воздушное питание – фотосинтез; 2) образуются органические вещества; 3) ткань, составляющая мякоть листа часто называют фотосинтезирующей.)4) Лист – спец орган для фотосинтеза.
4 слайд: «Фотосинтез»
Используя получившуюся схему, попробуйте дать определение процесса фотосинтеза.
Расшифровку термина, определение записываем в рабочих тетрадях, используя учебник стр. 103. Фотосинтез – процесс образования органических веществ из углекислого газа и воды при участии энергии солнечного света. ( от греч. «фото» - свет, «синтез» - образование).
Учитель: Зелёный лист – специализированный орган воздушного питания. Какое вещество поступает в листья при воздушном питании? Как же происходит воздушное питание?
Проверим ваше предположение: Давайте мы с вами откроем дверь в нашу воображаемую лабораторию и посмотрим опыты, которые впервые поставил немецкий учёный Юлиус Сакс в 1864 году. На экране демонстрируется видео «Воздушное питание растений». После просмотра видео с учениками ведётся беседа.
Какое вещество образовалось в листьях? Какое вещество при обработке раствором йода даёт синий окрас?(крахмал)
При каком условии образуется крахмал в листьях? (солнечный свет)
Какие вещества необходимы для образования крахмала? (углекислый газ и вода)
Как углекислый газ проникает в лист? (через устьица).
Образуется ли крахмал в листьях растений, находящегося 3 дня в тёмном помещении? (в темноте крахмал не образуется).
Учитель: ваши предположения подтвердились. Задание№3 РТстр.54.
Учитель: Какие клеточные структуры окрасились в синий цвет? (Хлоропласты)
Учитель: Что содержат хлоропласты? (Хлорофилл) Фрагмент виртуальная лаборатория.
6 слайд:
Учитель: Как назвал К.А. Тимирязев хлорофилловое зерно? («Ловушка солнечных лучей». Зелёная окраска специально приспособлена для поглащения солнечных лучей.)
Растение: зебровидная традескация. На зелёном листе имеет белые полосы.
Учитель ставит проблемный вопрос: все ли клетки листа образуют крахмал?
Вывод: органические вещества образуются в зелёных листьях, содержащих хлорофилл, при наличии света.
Учитель: Получается, что растение питается только крахмалом и минеральными солями почвы? Но это так не вкусно! Вовсе нет, крахмал, образовавшись в клетках листа, здесь же превращается в сахар. Раствор сахара по ситовидным трубкам луба передвигается от листьев ко всем частям растения.
На экран выводится 7 слайд «Превращения веществ в растении».
Так, например, в семенах подсолнечника накапливаются жиры, в семенах фасоли или чечевицы – белки, а вот в клубнях картофеля сахар вновь превращается в крахмал и откладывается в лейкопластах.
На экран выводится 8слайд «Превращения веществ в растении».
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (Наши алые цветки)
Работа в группахУченые называют лист – лабораторией растения.
Представим себя в лаборатории растения.
На ваших столах – зеленые листы с изображением листа. Ваша задача – выбрать карточки с нужными словами на лотках и приклеить на правую часть схемы условия фотосинтеза, а на левую продукты.
Проверка.
- У вас осталась чистая карточка. Может быть она лишняя? А может еще какое- то вещество образуется при фотосинтезе?- Давайте выясним. Вспомним опыт английского химика Джозефа Пристли. Проделал опыт: посадил мышь под стеклянный колпак, и через пять часов животное погибло. При введении же под колпак веточки мяты, мышь осталась живой. Ученый пришел к выводу, что зеленые растения способны осуществлять реакции противоположные дыхательным процессам.
- Какое вещество, кроме названных, образуется при фотосинтезе? (кислород)
Напишите это слово на пустых карточках.
- Как вы думаете, через что выделяется кислород? (через устьица)
Задание 1 в РТ выполняем письменно стр.55
Просмотр видеофрагмента. Вывод. 2 типа питания у растений.
Ученики заканчивают в тетрадях схему:
Мы ответили на все вопросы, а теперь проверим сами себя, как пригодятся нам полученные знания при решении биологических задач.
Осмысление нового материала (рефлексия).
1. Учитель предлагает ребятам решить познавательные задачи.
Сегодня у нас работают группы “математиков”, “фантазеров”, “натуралистов”, “историков”. У каждой группы – свое задание. Надеюсь, что вы справитесь с ним. После выполнения – 1 человек от команды оглашает результат вашей работы.
Работа в группахНа ваших партах лежат карточки. На них задания различного содержания
Фантазеры”.
1.Вспомните сказку. К Чуковского “ Как крокодил солнце проглотил”. Представьте, что так случилось. К чему это может привести? (Энергию растение получает от Солнца. Вот почему фотосинтез возможен только на свету. Свет - это один из видов энергии, или одна из её форм существования. Ни человек, ни животное, ни грибы, ни растения, лишенные хлорофилла не могут усвоить энергию от солнца, хотя для жизни энергия необходима. Это может сделать только зеленое растение. На Земле благодаря зеленому растению накапливается энергия, которая поступила из космоса от Солнца.
2. “Математики” Решите задачу: Корневая масса небольшого дерева 5 кг. Один кг корневой массы потребляет в сутки 1 г кислорода. Какую массу кислорода потребляют корни дерева за месяц и год? (ответ: за 30 дней – 150 г; за 365 дне – 1825 г)
3. “Натуралисты” На Крайнем Севере, в условиях полярной ночи и вечной мерзлоты, в теплицах выращивают огурцы и помидоры. Кругом снег, а в теплице зреют плоды. Каким образом создаются необходимые условия для выращивания данных овощей?
(Для более быстрого роста и развития растений, образования плодов и семян.
В теплицах и парниках человек создает определенные условия – освещенность, температурный режим, минеральное питание растений, концентрация углекислого газа. Все эти условия увеличивают скорость фотосинтеза. )
4. “Историки”
В опыте лист растения смазали вазелином. Несмотря на то, что этот лист хорошо освещался солнцем, органические вещества в нём не образовались. Объясните результаты опыта. (Органические вещества не образовались, так как вазелин затрудняет газообмен через устьица, закупоривает устьица. Значит поступление углекислого газа не может произойти, что не позволяет протеканию фотосинтезу.)
5. «Экологи»
Как сказывается загрязнённость воздуха пылью и газами на интенсивности процесса фотосинтеза? (Затрудняется газообмен через устьица). Поэтому при озеленении городов широко используются растения, устойчивые к загрязнению: тополь, жёлтая акация, черёмуха, спирея.
Все молодцы справились с очень непростыми задачами.
- А что вы можете сделать для поддержания в воздухе кислорода? ( посадить дерево), а в комнате?(Посадить растение).
Сегодня на уроке вы хорошо работали. Оценки за урок.
Вы очаровали меня своими знаниями, умением работать в команде, мыслить, рассуждать
Домашнее задание.
Ваше домашнее задание на цветных карточках, вы их сможете выбрать сами по своему желанию.
“Желтые” - прочитать текст в учебнике “Воздушное питание растений”. Ответить на вопросы 1-4 стр.105
“Синие” - надо подумать, догадаться: “Происходит ли фотосинтез у красных водорослей ?” Ответ поясните”. Придумать способы борьбы с загрязнением воздуха. Выписать термины по теме «Фотосинтез» и дать им определение.
“Красные” - выполнив его, вы сможете всех удивить на следующем уроке. Подумать: Во всех ли клетках листа образуются органические вещества? Привести доказательства своих выводов? Составить рассказ об особенностях строения листа, связанных с осуществлением процесса фотосинтеза. “Происходит ли фотосинтез у красных водорослей ?”
В заключение урока я приведу слова русского поэта Ф. Тютчева: “Учись у них, у дуба, у березы…” Чему бы вы хотели поучиться у дерева?
Я желаю вам научиться дарить радость друг другу, тепло своих сердец. Спасибо всем за урок.
8
kopilkaurokov.ru
Урок по биологии "Воздушное питание фотосинтез. (6 класс)
Урок по биологии в 6 классе
Тема: "Воздушное питание растений. Фотосинтез"
Цель: Изучить особенности воздушного питания, процесс фотосинтеза. Его значения для жизни на Земле.
Задачи: 1. Обучающие: углубить и расширить представления о питании растений; рассказать об истории открытия фотосинтеза, об условиях необходимых для протекания процесса фотосинтеза.
2. Развивающие: умение логически мыслить, делать выводы, обобщать полученные знания; развивать умение работать в группе.
3. Воспитательные: воспитание бережного отношения к природе, осознание учащимися необходимости охраны растений; помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.
Формы и методы: фронтальные, индивидуальные, работа в группах.
Ожидаемый результат: ученик должен знать - процесс и условия протекания фотосинтеза;
Оборудование: интерактивная доска, презентация, учебники, рабочие тетради, карточки с диктантом.
Ход урока
Организационный момент
Проверка домашнего задания:(слайд 1)(учащиеся получают индивидуальные карточки, на которых они дописывают определения)
1.Клетка- это Функциональная и структурная единица всего живого
2. Питание-это Получение питательных веществ и энергии
3. Какой орган растений обеспечивает почвенное питание? Корень
4. К органическим веществам относятся- Белки ,жиры, углеводы и нуклеиновые кислоты
5. К неорганическим веществам относятся- Вода и минеральные соли
6. Чем живое отличается от неживого? - Питается, дышит, размножается, рост и развитие, раздражение, обмен веществ, выделение
7. Вставьте пропущенные слова:
Через корневую систему происходит поступление _______ и _________.
8. Минеральные вещества необходимы для нормального _________ растения
9. Какие вещества растение получает из почвы? (азот, калий, фосфор, микроэлементы)
10. Какой газ поглощается при дыхании растений? – кислород.
Ученики проводят взаимопроверку (слайд 2) (ответы высвечиваются на доске)
Критерии оценок (слайд 3)
0 ошибок – «5»
1-2 ошибки – «4»
3-6 ошибки – «3»
7 и более – «2»
III. Изучение нового материала:
1. Актуализация знаний: (слайд 4) Определите, о чем будет идти речь на уроке, по выражению:
"Дайте самому лучшему повару сколько угодно свежего воздуха, сколько угодно солнечного света и целую речку чистой воды и попросите, чтобы из всего этого он приготовил вам сахар, крахмал, жиры и зерно, - он решит, что вы над ним смеетесь.
Но то, что кажется совершенно фантастическим человеку, беспрепятственно совершается в зеленых листьях"
К. А. Тимирязев.
2. Объяснение нового материала:
400 лет учёные изучают процессы в нём происходящие, и до сих пор не всё ясно.
Что такое корень, каково его значение понятно. А какова роль листа?
Человек пытался понять, почему они тянутся к солнцу, их обрывали, и растение погибало. Но значение листа так и не удавалось выявить.
Еще в 6 веке встал вопрос о том, как питается растение? В то время казалось все просто: растение корнями из земли берет все, что ему необходимо. Более 300 лет назад голландский ученый Ян Ван - Гельмонт решил проверить это на практике.
Он взял глиняный сосуд, насыпал в него 80 кг. почвы, предварительно высушенной, и посадил ивовую ветку, весом 2, 25 кг. В течении 5 лет, растение поливали только дождевой водой. Взвесив иву через 5 лет, выяснили, что вес увеличился на 65 кг, а вес земли в горшке уменьшился всего на 50 гр. Каким образом ива добыла 65 кг питательных веществ?
Я. Гельмонт решил, что растение растет и развивается за счет воды.
Ученый смутно догадывался, что растения играют какую- то роль в очищении испорченного воздуха. Но это надо было показать. И Пристли проделал такой опыт.
Он посадил мышь под стеклянный колпак, куда не попадала ни одна капля свежего воздуха. Сначала мышь дышала нормально. Потом она начала широко открывать рот и судорожно корчиться. Наконец она задохнулась и погибла.
Почему, ребята? (ответ учащихся).
Мышь израсходовала весь чистый воздух под колпаком. А тот, который она выдохнула, больше не пригоден для дыхания.
Тогда Пристли изменил условия опыта. Вместе с мышью он поместил под колпак ветку мяты. На этот раз мышь чувствовала себя превосходно. Она свободно дышала и даже пыталась бегать в маленьком пространстве.
Вот как сам Пристли пишет об этом:
"Это было сделано в начале августа 1871 года. Через восемь - девять дней я нашел, что мышь прекрасно могла жить в той части воздуха, в которой росла ветка мяты: и побег мяты вырос почти на три дюйма (7,5 см.) на старых ветвях, и, кроме того, образовалось несколько новых"
Люди толковали по разному результаты этого опыта: одни утверждали, что это загадка природы, другие искали ответ в религии.
Вывод: листья – это своеобразные лаборатории, в которых на свету образуются органические вещества. Благодаря этому биологическому явлению существует всё живое на Земле.
На сегодняшнем уроке нам предстоит раскрыть механизмы этого биологического процесса. Как вы догадались, речь пойдёт о фотосинтезе.
(слайд 7)
Тема урока «Воздушное питание растений. Фотосинтез».
Проблемный вопрос: Где, из каких веществ, при каких условиях образуются органические вещества?
(слайд 8)
ЧТО ЖЕ ПРОИСХОДИТ В ЛИСТЕ НА САМОМ ДЕЛЕ?
От корневой системы поступает вода и минеральные соли
Солнечный свет попадает на хлоропласты
Через устьица поступает углекислый газ
В хлоропластах образуется глюкоза
Глюкоза превращается в крахмал
По ситовидным трубкам органические вещества из листьев транспортируются в другие органы.
Этот процесс называется фотосинтез.
9 слайд: «Фотосинтез»
Используя получившуюся схему, попробуйте дать определение процесса фотосинтеза.(запишите в тетрадь)
ФОТОСИНТЕЗ - процесс образования в хлоропластах органических веществ из углекислого газа и воды
Вода + углекислый газ = глюкоза +кислород
Раз мы говорим о воздушном питании.
Как вы думаете, можно ли питаться воздухом? (нет)
Чем питаются живые организмы? (органическими веществами)
Итак, растения – живые организмы, значит, они тоже питаются органическими веществами, но они их образуют сами, в процессе воздушного питания.
Таким образом: Зелёный лист – специализированный орган воздушного питания.
IV.Закрепление. (работа в группах)
Каждой группе разложили лист бумаги, на которой ученики должны обсудить и представить свое видение процесса «Фотосинтез».
Защита своих работ. После выполнения – 1 человек от команды оглашает результат вашей работы.
V. Подведение итогов.
VI. Домашнее задание.
infourok.ru
Воздушное питание растений-фотосинтез - Биология
Тема: «Воздушное питание растений. Фотосинтез». (6 класс)
Цели и задачи урока:
Образовательная цель: Раскрыть сущность процесса фотосинтеза и его значения для жизни на Земле.
Задачи урока: углублять и расширять представления о питании растений; рассказать об истории открытия фотосинтеза, об условиях необходимых для этого процесса; показать роль света как необходимого условия протекания фотосинтеза; прививать практические умения и навыки закладки и проведения опытов и наблюдений; на основе опытов доказать поглощение углекислого газа и выделение кислорода листьями на свету; подчеркнуть значение фотосинтеза в природе и жизни человека; обратить внимание учащихся на проблему загрязнения воздушной среды.
Педагогические технологии: проблемно- развивающее обучение, метод эвристических вопросов – «кто? -что? -где? -чем? -зачем? -как? -когда?» (словесная формула Цицерона), элементы эвристической беседы.
Формы работы: вступительное слово учителя, групповая работа по решению познавательных заданий, выступления представителей групп с результатами своей познавательной деятельности, заполнение таблицы, общее обсуждение проблемных заданий, проверка усвоения новых знаний с помощью теста.
Методы обучения: репродуктивные (вступительные слова учителя), частично-поисковые (самостоятельная работа в группах с познавательными материалами), проблемный метод (при решении проблемных заданий).
Оборудование: медиапроектор, компьютер, экран, таблица «Внутреннее строение листа», презентация по теме «Фотосинтез», Электронное пособие «Кирилла и Мефодия.6 класс», видеофильм «Значение фотосинтеза», задания для индивидуальной проверки, карточки с познавательными материалами и заданиями, кинофрагмент “Фотосинтез”, таблица “Клеточное строение листа”, тестовый раздаточный материал.
Тип урока: изучение новой темы.
Планируемые результаты обучения:
Ученик должен знать:
- что фотосинтез – воздушное питание;
- что способность к фотосинтезу – важнейшее свойство зеленых растений;
- условия необходимые для протекания фотосинтеза;
- что в результате фотосинтеза в растениях образуются органические вещества;
- что атмосферный кислород – побочный продукт фотосинтеза.
Учебно-методическая литература: Пономорёва И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс» М.: вентана-Граф, 2009.
Ход урока:
I. Проверка знаний, умений и повторение изученного.
На прошлом уроке мы изучили тему «Корневое питание растений». Закрываем учебники, тетради. Положите на край стола.
1 слайд
Работа у доски, нарисовать схему, которую ученики начали заполнять на предыдущем уроке. (1 Ученик):
Работа с классом. Фронтальный опрос:
С каким важным свойством живых организмов мы познакомились на предыдущем уроке?
Что такое питание?
Какое значение этот процесс имеет для живых организмов?
Какой орган растения обеспечивает почвенное питание?
Какие клетки корня принимают участие в поглощении этих веществ из почвы?
Какие вещества поглощает корень из почвы?
Оценки за домашнее задание.
Актуализация знаний. Определение темы урока.
Учитель: Природа любит загадывать загадки. Вот обычный лист растения. Что в нём интересного?
400 лет учёные изучают процессы в нём происходящие, и до сих пор не всё ясно.
Что такое корень, каково его значение понятно. А какова роль листа?
Листья называли по-разному: «дети солнца», покорившие солнце», «утеха взора». Человек пытался понять, почему они тянутся к солнцу, их обрывали, и растение погибало. Но значение листа так и не удавалось выявить.
Уже в Древней Греции ученые пытались ответить на вопрос: как питаются растения? Они видели, что человек и животные существуют за счет потребляемой пищи. Но какую пищу поглощает растение и как оно это делает?
Ещё в 6 веке встал вопрос о том, как питается растение. Казалось бы просто: растение корнями из земли берёт всё, что ему необходимо.
Голландский учёный Ван-Гельмонт решил проверить это на практике. (Ребята получили опережающее задание, используя интернет-ссылки подготовить в кратце сообщение. Какой опыт поставил учёный?)
2 слайд: Ученик знакомит учащихся с историческим фактом (создание проблемной ситуации): Более четырехсот лет назад бельгийский естествоиспытатель Ян Ван – Гельмонт поставил опыт – поместил в горшок 80 килограмм земли и посадил в него ветку ивы, предварительно взвесив ее. Растущему в горшке растению в течении пяти лет не давали ни какого питания, а только поливали дождевой водой, не содержащей минеральных солей. Взвесив иву, через пять лет, ученый обнаружил, что ее вес увеличился на 65 килограмм, а вес земли в горшке уменьшился всего на 50 граммов. Откуда растение добыло 64 кг 950 гр питательных веществ для Ван – Гельмонта осталось загадкой.
Вывод: учёный думал, что растение растение растёт и развивается с помощью воды. Растение строит своё тело с участием воды.
Учитель: Гельмонт не знал откуда берётся пища для растения. Сегодня мы ответим на вопрос, на который в свое время не смог ответить известный ученый.
Вывод: листья – это своеобразные лаборатории, в которых на свету образуются органические вещества. Благодаря этому биологическому явлению существует всё живое на Земле. На сегодняшнем уроке нам предстоит расскрыть механизмы этого биологического процесса. Как вы догадались, речь пойдёт о фотосинтезе.
Тема сегодняшнего урока «Воздушное питание растений. Фотосинтез».
Цель урока: расскрыть сущность фотосинтеза. Проблемный вопрос: Где, из каких веществ, при каких условиях образуются органические вещества?
3 слайд:
Учитель: А что вы знаете об этом процессе? (Ответы учащихся: 1) хлорофиллоносной ткани – в мякоти осуществляется воздушное питание – фотосинтез; 2) образуются органические вещества; 3) ткань, составляющая мякоть листа часто называют фотосинтезирующей.)4) Лист – спец орган для фотосинтеза.
4 слайд: «Фотосинтез»
Используя получившуюся схему, попробуйте дать определение процесса фотосинтеза.
Расшифровку термина, определение записываем в рабочих тетрадях, используя учебник стр. 103. Фотосинтез – процесс образования органических веществ из углекислого газа и воды при участии энергии солнечного света. ( от греч. «фото» - свет, «синтез» - образование).
Раз мы разговариваем о воздушном питании. Как вы думаете, можно ли питаться воздухом? Чем питаются живые организмы? (органическими веществами)
Учитель: по типу питания различают организмы: афтотрофы и гетеротрофы.
5 слайд:
Така растения – живые организмы, значит тоже питаются органическими веществами, но они их образуют сами, в процессе воздушного питания. Все животные, грибы, большинство бактерий и человек являются гетеротрофми, т.е. питаются готовыми орг веществами.
Учитель: найдите в учебнике определения. Задание2 в РТ пункт 3 заполнить пропуски в тексте.
Учитель: Зелёный лист – специализированный орган воздушного питания. Какое вещество поступает в листья при воздушном питании? Как же происходит воздушное питание?
Проверим ваше предположение: Давайте мы с вами откроем дверь в нашу воображаемую лабораторию и посмотрим опыты, которые впервые поставил немецкий учёный Юлиус Сакс в 1864 году. На экране демонстрируется видео «Воздушное питание растений». После просмотра видео с учениками ведётся беседа.
Какое вещество образовалось в листьях? Какое вещество при обработке раствором йода даёт синий окрас?(крахмал)
При каком условии образуется крахмал в листьях? (солнечный свет)
Какие вещества необходимы для образования крахмала? (углекислый газ и вода)
Как углекислый газ проникает в лист? (через устьица).
Образуется ли крахмал в листьях растений, находящегося 3 дня в тёмном помещении? (в темноте крахмал не образуется).
Учитель: ваши предположения подтвердились. Задание№3 РТстр.54.
Учитель: Какие клеточные структуры окрасились в синий цвет? (Хлоропласты)
Учитель: Что содержат хлоропласты? (Хлорофилл) Фрагмент виртуальная лаборатория.
6 слайд:
Учитель: Как назвал К.А. Тимирязев хлорофилловое зерно? («Ловушка солнечных лучей». Зелёная окраска специально приспособлена для поглащения солнечных лучей.)
Растение: зебровидная традескация. На зелёном листе имеет белые полосы.
Учитель ставит проблемный вопрос: все ли клетки листа образуют крахмал?
Вывод: органические вещества образуются в зелёных листьях, содержащих хлорофилл, при наличии света.
Учитель: Получается, что растение питается только крахмалом и минеральными солями почвы? Но это так не вкусно! Вовсе нет, крахмал, образовавшись в клетках листа, здесь же превращается в сахар. Раствор сахара по ситовидным трубкам луба передвигается от листьев ко всем частям растения.
На экран выводится 7 слайд «Превращения веществ в растении».
Так, например, в семенах подсолнечника накапливаются жиры, в семенах фасоли или чечевицы – белки, а вот в клубнях картофеля сахар вновь превращается в крахмал и откладывается в лейкопластах.
На экран выводится 8слайд «Превращения веществ в растении».
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (Наши алые цветки)
Работа в группахУченые называют лист – лабораторией растения.
Представим себя в лаборатории растения.
На ваших столах – зеленые листы с изображением листа. Ваша задача – выбрать карточки с нужными словами на лотках и приклеить на правую часть схемы условия фотосинтеза, а на левую продукты.
Проверка.
- У вас осталась чистая карточка. Может быть она лишняя? А может еще какое- то вещество образуется при фотосинтезе?- Давайте выясним. Вспомним опыт английского химика Джозефа Пристли. Проделал опыт: посадил мышь под стеклянный колпак, и через пять часов животное погибло. При введении же под колпак веточки мяты, мышь осталась живой. Ученый пришел к выводу, что зеленые растения способны осуществлять реакции противоположные дыхательным процессам.
- Какое вещество, кроме названных, образуется при фотосинтезе? (кислород)
Напишите это слово на пустых карточках.
- Как вы думаете, через что выделяется кислород? (через устьица)
Задание 1 в РТ выполняем письменно стр.55
Просмотр видеофрагмента. Вывод. 2 типа питания у растений.
Ученики заканчивают в тетрадях схему:
Мы ответили на все вопросы, а теперь проверим сами себя, как пригодятся нам полученные знания при решении биологических задач.
Осмысление нового материала (рефлексия).
1. Учитель предлагает ребятам решить познавательные задачи.
Сегодня у нас работают группы “математиков”, “фантазеров”, “натуралистов”, “историков”. У каждой группы – свое задание. Надеюсь, что вы справитесь с ним. После выполнения – 1 человек от команды оглашает результат вашей работы.
Работа в группахНа ваших партах лежат карточки. На них задания различного содержания
Фантазеры”.
1.Вспомните сказку. К Чуковского “ Как крокодил солнце проглотил”. Представьте, что так случилось. К чему это может привести? (Энергию растение получает от Солнца. Вот почему фотосинтез возможен только на свету. Свет - это один из видов энергии, или одна из её форм существования. Ни человек, ни животное, ни грибы, ни растения, лишенные хлорофилла не могут усвоить энергию от солнца, хотя для жизни энергия необходима. Это может сделать только зеленое растение. На Земле благодаря зеленому растению накапливается энергия, которая поступила из космоса от Солнца.
2. “Математики” Решите задачу: Корневая масса небольшого дерева 5 кг. Один кг корневой массы потребляет в сутки 1 г кислорода. Какую массу кислорода потребляют корни дерева за месяц и год?
(ответ: за 30 дней – 150 г; за 365 дне – 1825 г)
3. “Натуралисты” На Крайнем Севере, в условиях полярной ночи и вечной мерзлоты, в теплицах выращивают огурцы и помидоры. Кругом снег, а в теплице зреют плоды. Каким образом создаются необходимые условия для выращивания данных овощей?
(Для более быстрого роста и развития растений, образования плодов и семян.
В теплицах и парниках человек создает определенные условия – освещенность, температурный режим, минеральное питание растений, концентрация углекислого газа. Все эти условия увеличивают скорость фотосинтеза. )
4. “Историки”
В опыте лист растения смазали вазелином. Несмотря на то, что этот лист хорошо освещался солнцем, органические вещества в нём не образовались. Объясните результаты опыта. (Органические вещества не образовались, так как вазелин затрудняет газообмен через устьица, закупоривает устьица. Значит поступление углекислого газа не может произойти, что не позволяет протеканию фотосинтезу.)
Все молодцы справились с очень непростыми задачами.
- А что вы можете сделать для поддержания в воздухе кислорода? ( посадить дерево), а в комнате?(Посадить растение).
Сегодня на уроке вы хорошо работали. Оценки за урок.
Вы очаровали меня своими знаниями, умением работать в команде, мыслить, рассуждать
Домашнее задание.
Ваше домашнее задание на цветных карточках, вы их сможете выбрать сами по своему желанию.
“Желтые” - прочитать текст в учебнике “Воздушное питание растений”. Ответить на вопросы 1-4 стр.105
“Синие” - надо подумать, догадаться: “Происходит ли фотосинтез у красных водорослей ?” Ответ поясните”. Придумать способы борьбы с загрязнением воздуха. Выписать термины по теме «Фотосинтез» и дать им определение.
“Красные” - выполнив его, вы сможете всех удивить на следующем уроке. Подумать: Во всех ли клетках листа образуются органические вещества? Привести доказательства своих выводов? Составить рассказ об особенностях строения листа, связанных с осуществлением процесса фотосинтеза. “Происходит ли фотосинтез у красных водорослей ?”
В заключение урока я приведу слова русского поэта Ф. Тютчева: “Учись у них, у дуба, у березы…” Чему бы вы хотели поучиться у дерева?
Я желаю вам научиться дарить радость друг другу, тепло своих сердец. Спасибо всем за урок.
8
multiurok.ru