Растения и животные пустыни 4 класс доклад. Доклад Животные и растения пустыни

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

доклад о природной зоне пустыне. Растения и животные пустыни 4 класс доклад


Животные пустыни - Начальные классы

Проект учебного занятия по окружающему миру.

УМК: «Начальная школа 21 века»

Класс: 4-й

Тема учебного занятия: Животные пустыни.

Место урока в теме: 2-й урок по теме «Пустыня».

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель: создать условия для формирования представления об особенностях приспособленности животных к природной зоне пустыни.

Задачи урока:

1.предметные

- усвоение и актуализация знаний о природной зоне пустыни;

- формирование целостного взгляда о зависимости растительного и животного мира от тепла и влаги;

- овладение основами экологической грамотности;

2. метапредметные:

- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

- способность регулировать свою учебную деятельность, овладение навыками работы в группах;

3.личностные:

- осознание себя как личности, которая может воздействовать на природу, у которой есть чувство ответственности за ее сохранение.

Оборудование к уроку: карта, проекционная система (проектор, экран), компьютер, энциклопедии, учебники, электронная презентация урока.

Содержание и технология урока:

1. Актуализация знаний обучающихся.

Звучит музыка.

- о какой природной зоне поется в песне? ( о пустыне).

- какие пустыни вы знаете, покажите на карте.(Каракумы, Сахара, Гоби)

Слайд 2.

Мы сегодня продолжим наше путешествие по пустыне.

- вы можете определить природную зону пустыни по характерным особенностям?

Слайд 3. Задание : убрать лишние словосочетания, не характерные для пустыни. (убираются со слайда по щелчку).

словосочетания: горячий песок, влажно, жарко, мало воды, барханы, изобилие растений, много воды, бедность видов растений.

Слайд 4. Вывод: Пустыня- это природная зона, где мало воды, много солнца, бедность видов растений. Солнце – хозяин, потому что там всегда жарко. Вода – это жизнь, хоть будет ее очень мало, даже капелька. Значит, есть в пустыне жизнь.

- Как вы думаете, трудно ли жить в пустыне?

- Да, надо уметь приспосабливаться к трудным условиям этой природной зоны.

- Теперь мы должны убедиться, что вы хорошо усвоили особенности приспособленности растений к условиям пустыни.

Работа в группах. Детям раздаются иллюстрации растений. Задание: выбрать растения пустыни, рассказать об их приспособленности к условиям пустыни, прикрепить иллюстрации к карте.

(Саксаул, верблюжья колючка, кактусы).

Слайд 5.Вывод: у растений сильно развитые корни; вместо листьев колючки, чешуйки; растения низкорослые).

2.Целеполагание.

Продолжается наше путешествие по пустыне. Можно сказать, что вы все знаете о природной зоне пустыни? О чем вы еще не узнали?

( о животном мире, об их приспособленности к условиям пустыни).

- вы догадались, о ком будут исследования на уроке?

- какова цель нашего урока? (узнать особенности приспособленности животных к природной зоне пустыни).

- Давайте наметим план наших действий по достижению цели урока.

План исследования:

1. питание животных;

2. образ жизни;

3. способ передвижения;

4. особые приспособления к жизни в пустыне.

Начнем исследование животного мира пустыни, будем работать в группах.

- Какими источниками будете пользоваться?

Ответы детей: учебником, рабочей тетрадью, энциклопедиями, своими знаниями.

Звучит музыка. На чем можно путешествовать по пустыне? (верблюд)

- Кто живет по принципу: «Тише едешь, дальше будешь». (черепаха)

- Угадайте, кто это? Называюсь на «я», жалю опасно, исчезаю мгновенно. (ящерица)

Группы выбирают одно животное по желанию из трех угаданных (верблюд, черепаха, ящерица), о котором они будут вести исследование.

3. Открытие новых знаний.

Работа в группах, нахождение нужной информации из разных источников, установление логических связей.

Презентация групп по своим исследованиям.

Слайд 6-7. Верблюд. Приспособленность: жир в горбах, мозолистые

подошвы ног, умение долго обходиться без воды.

Слайд 8. Черепаха. Приспособленность: ночной образ жизни, панцирь,

долгое время может обходиться без воды.

Слайд 9. Ящерица. Приспособленность: тело покрыто чешуйками,

умение быстро зарываться в песок.

Слайд10. Вывод: Как приспособились к жизни в пустыне животные?

Некоторые ведут ночной образ жизни, много насекомых, пресмыкающихся и небольшое количество млекопитающихся, долгое время обходятся без воды, могут переносить жару, впадают в спячку, имеют защитные функции (окраска, панцирь, чешуйки), быстро передвигаются, могут быстро зарываться в песок.

Давайте заселим нашу пустыню. Каких животных вы еще сюда заселили бы?

(детям предлагаются иллюстрации жука, скорпиона, пауков, змей).

Звучит музыка. Скажите, какие же цветы посадил герой песни в пустыне?

(Маки). Слайд11.

- Где же могли вырасти такие маки в пустыне?

Ответы детей: Оазис. (информацию можно найти в учебнике).

- Давайте познакомимся с оазисом. Как могли появиться оазисы среди бескрайней пустыни?

Ответы детей: Близость к экватору оказывает свое влияние на климат пустыни. (если дети затрудняются, предложить обратить внимание на карту).

Слайд 12-13. Оазис – это участки вблизи водоемов , богатые растительностью , где растут финиковые пальмы, живут люди.

Чем занимаются люди в пустыне?

- орошением земель;

- разведением животных, охотой;

Самостоятельная работа учащихся по учебнику.

Беседа по содержанию:

- Назовите причины возникновения экологических проблем в пустыне. Из-за деятельности человека мелеют реки(неумелое орошение), катастрофически мелеет Аральское море.

Неумелое орошение приводит к другой беде: в почвах накапливается много соли. Страдают культурные растения. Другая проблема – браконьерство. Скот подолгу пасут на одном месте – растения полностью съедаются и пески не закрепляются – стало больше подвижных песков). орошение – много соли в почве

Проблемы пустынь неумеренный выпас скота – подвижность песков

браконьерство – исчезновение животных

Вывод по уроку: (совместно с детьми)

  1. Люди осваивают пустыню. Но нужно делать так, чтобы не нанести вред природе.

  2. Самая главная особенность пустыни – недостаток влаги и жара. Но мы узнали, что растения и животные приспособились к жизни в таких условиях.

4.Формирование первичных умений на основе самоконтроля.

Детям предлагаются тесты по изученной теме. Обратная связь: сигнальные карточки с цифрами 1,2.

Домашнее задание:

Слайд 14. Как называется природная зона, где много-много солнца и много-много воды? (тропики)

Найдите информацию о тропиках, попробуйте провести свое расследование о тропиках.

Приложение 1.

Почему у верблюда горбы становятся мягкими и свисают на бок?

  1. В них кончается жир.

  2. В них кончается вода.

(ответ: 1)

Как животные приспособились к жизни в пустыне?

  1. Долгое время могут обходиться без пищи.

  2. Долгое время могут обходиться без воды.

  3. Долгое время могут обходиться без жира.

(ответ: 2)

Оазис – это

  1. Место в пустыне, где есть вода.

  2. Место в пустыне, где много солнца.

(ответ: 1)

К чему приводит неумеренный выпас скота?

  1. Исчезают виды растений.

  2. Подвижность песков.

(ответ: 2)

Чем служат уши-локаторы для лисицы-фенька?

1.Улавливают звуки.

2.Улавливают звуки и спасают от жары.

3. спасают от жары.

(ответ: 2)

multiurok.ru

Животные и растения пустыни

Просмотр содержимого документа «Животные и растения пустыни»

ПРЕЗЕНТАЦИЯ УЧЕНИКА 2 «г» КЛАССА

Школы №27

ИОНИНА АРТЕМА

Животные и растения тропических пустынь

РАСТЕНИЯ ТРОПИЧЕСКИХ ПУСТЫНЬ

ВЕЛЬВИЧИЯ- живет до 1000 лет

янтак или верблюжья колючка – корни уходят в глубь до 20 метров

КАКТУСЫ- «кладовые» воды

КОЛЧАННОЕ ДЕРЕВО - высота до 7 метров с острыми концами веток

Нара –источник влаги и питательных веществ для жителей пустыни

ЖИВОТНЫЕ ТРОПИЧЕСКИХ ПУСТЫНЬ

Обитают ближе к воде

носороги

антилопы

зебры

слоны

ВЕРБЛЮДЫ -могут обходиться без воды несколько дней

ЖИВОТНЫЕ ТРОПИЧЕСКИХ ПУСТЫНЬ

Ящерица круглоголовка

способна быстро

закапываться в песок

ЖИВОТНЫЕ ТРОПИЧЕСКИХ ПУСТЫНЬ

Песчанный удавчик –

проникает в глубь песка

ЖИВОТНЫЕ ПУСТЫНЬ

Фенек - маленькая ночная лиса, днем спит в норе, а ночью охотится на насекомых и ящериц

Скорпионы и пауки

тропических пустынь

Скорпион – хищник, убивает жертву ядовитым жалом на конце хвоста

Шестиглазый песочный паук-

способен длительное время обходится без воды (почти 1 год)

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

multiurok.ru

доклад о природной зоне пустыне

Пустыня

Пустыня — природная зона, характеризующаяся практическим отсутствием флоры и фауны. Различают песчаные, каменистые, глинистые, солончаковые пустыни. Арктические и антарктические ландшафты называют снежными пустынями. Самая большая песчаная пустыня Земли – Сахара (от древнего арабского ас-сахра - "пустыня, пустынная степь") – занимает площадь более 8 млн. кв. км.

Пустыни расположены в умеренном поясе Северного полушария, субтропических и тропических поясах Северного и Южного полушарий. За год в пустыне выпадает меньше 200 мм, a в некоторых районах — менее 50 мм. Почвы пустынь развиты слабо, содержание в них водно-растворимых солей превышает содержание органических веществ. Растительный покров занимает обычно менее 50% поверхности почвы, причём может совсем отсутствовать на протяжении нескольких километров.

Из-за неплодородности почв и отсутствия влаги животный и растительный миры пустынь достаточно бедны. В таких условиях выживают лишь самые стойкие представители флоры и фауны. Из растений распространены в основном безлистные колючие кустарники, из животных — пресмыкающиеся (змеи, ящерицы) и мелкие грызуны. Растительный покров субтропических пустынь Северной Америки и Австралии более разнообразен, а участков, лишённых растительности, здесь почти нет. Здесь нередки низкорослая акация и эвкалипты.

Жизнь в пустынях сосредотачивается в основном около оазисов – мест с густой растительностью и водоёмами, а также в долинах рек. В оазисах распространены лиственные деревья: туранговые тополя, джиды, ивы, карагача, а в долинах рек — пальмы, олеандры.

Арктические и антарктические пустыни располагаются за полярными кругами. Растительный и животный миры там также достаточно бедны, отсюда и сравнение с песчаными пустынями тропиков. Из растений встречаются мхи и лишайники, а из животных устойчивые к холоду северные олени, песцы, лемминги и другие грызуны. В полярных пустынях господствует вечная мерзлота, снежный покров не сходит обычно в течение всего года.

otvet.mail.ru

Доклад Животные и растения пустыни

Просмотр содержимого документа «Доклад Животные и растения пустыни»

Доклад Ионина Артема

Животные и растения тропических пустынь

Сухой континентальный климат тропических широт формирует такие природные зоны, как пустыни и полупустыни.

Не смотря на жестокие условия, в пустыне можно встретить растения, которые удивляют и восхищают.

Среди таких растение вельвичия. Жизнь ее может длиться до 1000 лет, и за все это время она отращивает лишь два огромных листа, корни этого растения - 3 метра.

Янтак или верблюжья колючка, ее корни уходят в глубь до 20 метров.

Различные виды кактусов. Эти растения накапливают воду в своих мясистых стеблях, защищенных острыми иглами и колючками. Особенность этих пустынных растений заключается в том, что они приспособились не только запасать в стебле воду, но и защищать ее от животных. Семена некоторых кактусов могут пролежать в спячке не одну сотню лет.

Колчанное дерево –вырастает высотой до 7 метров с острыми концами веток.

Еще одно из растений пустыни –это нара, источник влаги и необходимых веществ для всех жителей пустыни.

У многих растений пустыни листья покрыты либо пушком, либо восковым налетом, что уменьшает площадь испарения листьев, а иногда они даже изменяют свою форму.

Песчаные пустыни заселены и множеством животных, которые тоже столкнулись здесь с рядом проблем.

Для пустынь характерны быстро передвигающиеся животные. Это связано с поисками воды и корма , a также с защитой от преследования хищниками. Отсутствие влаги, особенно питьевой воды, — одна из главных трудностей в жизни животных и растений пустыни. Одни из них пьют регулярно и много и в связи с этим передвигаются в поисках воды или обитают ближе к воде. Такие как антилопы, носороги, слоны, шакалы, гиены, зебры. Другие пользуются водопоем редко или совсем не пьют, ограничиваясь влагой, получаемой из пищи. Например Верблюд может обходиться без воды несколько дней, а без пищи даже несколько недель. В горбах верблюдов находятся жировые запасы, а густая шерсть позволяет избежать большой потери воды.

В связи с необходимостью укрытия от врагов и жары многие животные выработали свои условия жизни в пустыне. Например ящерица круглоголовка, песчаный удавчик и некоторые насекомые способны закапываться в рыхлый песок. Еще ящерицы и змеи очень быстро передвигаются по песку. Например гекон может перемещаться по песку, разогретому до температуры 60 градусов. Также в пустынях обитает ночная лисичка Фенек - днем она спит в норе, а после захода солнца охотится на насекомых и ящериц.

Пресмыкающиеся закапываются в песок не только для маскировки, но и для того, чтобы греться по вечерам, когда воздух уже остыл, а песок еще хранит тепло. Жарким днем они зарываются поглубже, где не так жарко, как на поверхности.

В тропических пустынях обитает много насекомых, пауков и скорпионов. Днем скорпионы прячутся от жары под камнями, а ночью охотятся.

multiurok.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта