доклад о природной зоне пустыне. Растения и животные пустыни 4 класс доклад
Животные пустыни - Начальные классы
Проект учебного занятия по окружающему миру.
УМК: «Начальная школа 21 века»
Класс: 4-й
Тема учебного занятия: Животные пустыни.
Место урока в теме: 2-й урок по теме «Пустыня».
Тип урока: открытие новых знаний.
Цель: создать условия для формирования представления об особенностях приспособленности животных к природной зоне пустыни.
Задачи урока:
1.предметные
- усвоение и актуализация знаний о природной зоне пустыни;
- формирование целостного взгляда о зависимости растительного и животного мира от тепла и влаги;
- овладение основами экологической грамотности;
2. метапредметные:
- способность регулировать свою учебную деятельность, овладение навыками работы в группах;
3.личностные:
- осознание себя как личности, которая может воздействовать на природу, у которой есть чувство ответственности за ее сохранение.
Оборудование к уроку: карта, проекционная система (проектор, экран), компьютер, энциклопедии, учебники, электронная презентация урока.
Содержание и технология урока:
1. Актуализация знаний обучающихся.
Звучит музыка.
- о какой природной зоне поется в песне? ( о пустыне).
- какие пустыни вы знаете, покажите на карте.(Каракумы, Сахара, Гоби)
Слайд 2.
Мы сегодня продолжим наше путешествие по пустыне.
- вы можете определить природную зону пустыни по характерным особенностям?
Слайд 3. Задание : убрать лишние словосочетания, не характерные для пустыни. (убираются со слайда по щелчку).
словосочетания: горячий песок, влажно, жарко, мало воды, барханы, изобилие растений, много воды, бедность видов растений.
Слайд 4. Вывод: Пустыня- это природная зона, где мало воды, много солнца, бедность видов растений. Солнце – хозяин, потому что там всегда жарко. Вода – это жизнь, хоть будет ее очень мало, даже капелька. Значит, есть в пустыне жизнь.
- Как вы думаете, трудно ли жить в пустыне?
- Да, надо уметь приспосабливаться к трудным условиям этой природной зоны.
- Теперь мы должны убедиться, что вы хорошо усвоили особенности приспособленности растений к условиям пустыни.
Работа в группах. Детям раздаются иллюстрации растений. Задание: выбрать растения пустыни, рассказать об их приспособленности к условиям пустыни, прикрепить иллюстрации к карте.
(Саксаул, верблюжья колючка, кактусы).
Слайд 5.Вывод: у растений сильно развитые корни; вместо листьев колючки, чешуйки; растения низкорослые).
2.Целеполагание.
Продолжается наше путешествие по пустыне. Можно сказать, что вы все знаете о природной зоне пустыни? О чем вы еще не узнали?
( о животном мире, об их приспособленности к условиям пустыни).
- вы догадались, о ком будут исследования на уроке?
- какова цель нашего урока? (узнать особенности приспособленности животных к природной зоне пустыни).
- Давайте наметим план наших действий по достижению цели урока.
План исследования:
1. питание животных;
2. образ жизни;
3. способ передвижения;
4. особые приспособления к жизни в пустыне.
Начнем исследование животного мира пустыни, будем работать в группах.
- Какими источниками будете пользоваться?
Ответы детей: учебником, рабочей тетрадью, энциклопедиями, своими знаниями.
Звучит музыка. На чем можно путешествовать по пустыне? (верблюд)
- Кто живет по принципу: «Тише едешь, дальше будешь». (черепаха)
- Угадайте, кто это? Называюсь на «я», жалю опасно, исчезаю мгновенно. (ящерица)
Группы выбирают одно животное по желанию из трех угаданных (верблюд, черепаха, ящерица), о котором они будут вести исследование.
3. Открытие новых знаний.
Работа в группах, нахождение нужной информации из разных источников, установление логических связей.
Презентация групп по своим исследованиям.
Слайд 6-7. Верблюд. Приспособленность: жир в горбах, мозолистые
подошвы ног, умение долго обходиться без воды.
Слайд 8. Черепаха. Приспособленность: ночной образ жизни, панцирь,
долгое время может обходиться без воды.
Слайд 9. Ящерица. Приспособленность: тело покрыто чешуйками,
умение быстро зарываться в песок.
Слайд10. Вывод: Как приспособились к жизни в пустыне животные?
Некоторые ведут ночной образ жизни, много насекомых, пресмыкающихся и небольшое количество млекопитающихся, долгое время обходятся без воды, могут переносить жару, впадают в спячку, имеют защитные функции (окраска, панцирь, чешуйки), быстро передвигаются, могут быстро зарываться в песок.
Давайте заселим нашу пустыню. Каких животных вы еще сюда заселили бы?
(детям предлагаются иллюстрации жука, скорпиона, пауков, змей).
Звучит музыка. Скажите, какие же цветы посадил герой песни в пустыне?
(Маки). Слайд11.
- Где же могли вырасти такие маки в пустыне?
Ответы детей: Оазис. (информацию можно найти в учебнике).
- Давайте познакомимся с оазисом. Как могли появиться оазисы среди бескрайней пустыни?
Ответы детей: Близость к экватору оказывает свое влияние на климат пустыни. (если дети затрудняются, предложить обратить внимание на карту).
Слайд 12-13. Оазис – это участки вблизи водоемов , богатые растительностью , где растут финиковые пальмы, живут люди.
Чем занимаются люди в пустыне?
- орошением земель;
- разведением животных, охотой;
Самостоятельная работа учащихся по учебнику.
Беседа по содержанию:
- Назовите причины возникновения экологических проблем в пустыне. Из-за деятельности человека мелеют реки(неумелое орошение), катастрофически мелеет Аральское море.
Неумелое орошение приводит к другой беде: в почвах накапливается много соли. Страдают культурные растения. Другая проблема – браконьерство. Скот подолгу пасут на одном месте – растения полностью съедаются и пески не закрепляются – стало больше подвижных песков). орошение – много соли в почве
Проблемы пустынь неумеренный выпас скота – подвижность песков
браконьерство – исчезновение животных
Вывод по уроку: (совместно с детьми)
Люди осваивают пустыню. Но нужно делать так, чтобы не нанести вред природе.
Самая главная особенность пустыни – недостаток влаги и жара. Но мы узнали, что растения и животные приспособились к жизни в таких условиях.
4.Формирование первичных умений на основе самоконтроля.
Детям предлагаются тесты по изученной теме. Обратная связь: сигнальные карточки с цифрами 1,2.
Домашнее задание:
Слайд 14. Как называется природная зона, где много-много солнца и много-много воды? (тропики)
Найдите информацию о тропиках, попробуйте провести свое расследование о тропиках.
Приложение 1.
Почему у верблюда горбы становятся мягкими и свисают на бок?
В них кончается жир.
В них кончается вода.
(ответ: 1)
Как животные приспособились к жизни в пустыне?
Долгое время могут обходиться без пищи.
Долгое время могут обходиться без жира.
(ответ: 2)
Оазис – это
Место в пустыне, где есть вода.
Место в пустыне, где много солнца.
(ответ: 1)
К чему приводит неумеренный выпас скота?
Исчезают виды растений.
Подвижность песков.
(ответ: 2)
Чем служат уши-локаторы для лисицы-фенька?
1.Улавливают звуки.
2.Улавливают звуки и спасают от жары.
3. спасают от жары.
(ответ: 2)
multiurok.ru
Животные и растения пустыни
Просмотр содержимого документа «Животные и растения пустыни»
ПРЕЗЕНТАЦИЯ УЧЕНИКА 2 «г» КЛАССА
Школы №27
ИОНИНА АРТЕМА
Животные и растения тропических пустынь
РАСТЕНИЯ ТРОПИЧЕСКИХ ПУСТЫНЬ
ВЕЛЬВИЧИЯ- живет до 1000 лет
янтак или верблюжья колючка – корни уходят в глубь до 20 метров
КАКТУСЫ- «кладовые» воды
КОЛЧАННОЕ ДЕРЕВО - высота до 7 метров с острыми концами веток
Нара –источник влаги и питательных веществ для жителей пустыни
ЖИВОТНЫЕ ТРОПИЧЕСКИХ ПУСТЫНЬ
Обитают ближе к воде
носороги
антилопы
зебры
слоны
ВЕРБЛЮДЫ -могут обходиться без воды несколько дней
ЖИВОТНЫЕ ТРОПИЧЕСКИХ ПУСТЫНЬ
Ящерица круглоголовка
способна быстро
закапываться в песок
ЖИВОТНЫЕ ТРОПИЧЕСКИХ ПУСТЫНЬ
Песчанный удавчик –
проникает в глубь песка
ЖИВОТНЫЕ ПУСТЫНЬ
Фенек - маленькая ночная лиса, днем спит в норе, а ночью охотится на насекомых и ящериц
Скорпионы и пауки
тропических пустынь
Скорпион – хищник, убивает жертву ядовитым жалом на конце хвоста
Шестиглазый песочный паук-
способен длительное время обходится без воды (почти 1 год)
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
multiurok.ru
доклад о природной зоне пустыне
Пустыня — природная зона, характеризующаяся практическим отсутствием флоры и фауны. Различают песчаные, каменистые, глинистые, солончаковые пустыни. Арктические и антарктические ландшафты называют снежными пустынями. Самая большая песчаная пустыня Земли – Сахара (от древнего арабского ас-сахра - "пустыня, пустынная степь") – занимает площадь более 8 млн. кв. км.
Пустыни расположены в умеренном поясе Северного полушария, субтропических и тропических поясах Северного и Южного полушарий. За год в пустыне выпадает меньше 200 мм, a в некоторых районах — менее 50 мм. Почвы пустынь развиты слабо, содержание в них водно-растворимых солей превышает содержание органических веществ. Растительный покров занимает обычно менее 50% поверхности почвы, причём может совсем отсутствовать на протяжении нескольких километров.
Из-за неплодородности почв и отсутствия влаги животный и растительный миры пустынь достаточно бедны. В таких условиях выживают лишь самые стойкие представители флоры и фауны. Из растений распространены в основном безлистные колючие кустарники, из животных — пресмыкающиеся (змеи, ящерицы) и мелкие грызуны. Растительный покров субтропических пустынь Северной Америки и Австралии более разнообразен, а участков, лишённых растительности, здесь почти нет. Здесь нередки низкорослая акация и эвкалипты.
Жизнь в пустынях сосредотачивается в основном около оазисов – мест с густой растительностью и водоёмами, а также в долинах рек. В оазисах распространены лиственные деревья: туранговые тополя, джиды, ивы, карагача, а в долинах рек — пальмы, олеандры.
Арктические и антарктические пустыни располагаются за полярными кругами. Растительный и животный миры там также достаточно бедны, отсюда и сравнение с песчаными пустынями тропиков. Из растений встречаются мхи и лишайники, а из животных устойчивые к холоду северные олени, песцы, лемминги и другие грызуны. В полярных пустынях господствует вечная мерзлота, снежный покров не сходит обычно в течение всего года.
otvet.mail.ru
Доклад Животные и растения пустыни
Просмотр содержимого документа «Доклад Животные и растения пустыни»
Доклад Ионина Артема
Животные и растения тропических пустынь
Сухой континентальный климат тропических широт формирует такие природные зоны, как пустыни и полупустыни.
Не смотря на жестокие условия, в пустыне можно встретить растения, которые удивляют и восхищают.
Среди таких растение вельвичия. Жизнь ее может длиться до 1000 лет, и за все это время она отращивает лишь два огромных листа, корни этого растения - 3 метра.
Янтак или верблюжья колючка, ее корни уходят в глубь до 20 метров.
Различные виды кактусов. Эти растения накапливают воду в своих мясистых стеблях, защищенных острыми иглами и колючками. Особенность этих пустынных растений заключается в том, что они приспособились не только запасать в стебле воду, но и защищать ее от животных. Семена некоторых кактусов могут пролежать в спячке не одну сотню лет.
Колчанное дерево –вырастает высотой до 7 метров с острыми концами веток.
Еще одно из растений пустыни –это нара, источник влаги и необходимых веществ для всех жителей пустыни.
У многих растений пустыни листья покрыты либо пушком, либо восковым налетом, что уменьшает площадь испарения листьев, а иногда они даже изменяют свою форму.
Песчаные пустыни заселены и множеством животных, которые тоже столкнулись здесь с рядом проблем.
Для пустынь характерны быстро передвигающиеся животные. Это связано с поисками воды и корма , a также с защитой от преследования хищниками. Отсутствие влаги, особенно питьевой воды, — одна из главных трудностей в жизни животных и растений пустыни. Одни из них пьют регулярно и много и в связи с этим передвигаются в поисках воды или обитают ближе к воде. Такие как антилопы, носороги, слоны, шакалы, гиены, зебры. Другие пользуются водопоем редко или совсем не пьют, ограничиваясь влагой, получаемой из пищи. Например Верблюд может обходиться без воды несколько дней, а без пищи даже несколько недель. В горбах верблюдов находятся жировые запасы, а густая шерсть позволяет избежать большой потери воды.
В связи с необходимостью укрытия от врагов и жары многие животные выработали свои условия жизни в пустыне. Например ящерица круглоголовка, песчаный удавчик и некоторые насекомые способны закапываться в рыхлый песок. Еще ящерицы и змеи очень быстро передвигаются по песку. Например гекон может перемещаться по песку, разогретому до температуры 60 градусов. Также в пустынях обитает ночная лисичка Фенек - днем она спит в норе, а после захода солнца охотится на насекомых и ящериц.
Пресмыкающиеся закапываются в песок не только для маскировки, но и для того, чтобы греться по вечерам, когда воздух уже остыл, а песок еще хранит тепло. Жарким днем они зарываются поглубже, где не так жарко, как на поверхности.
В тропических пустынях обитает много насекомых, пауков и скорпионов. Днем скорпионы прячутся от жары под камнями, а ночью охотятся.
multiurok.ru