Лекция сравнение строения клеток растений и животных. Лабораторная работа по биологии: Сравнения строения растительной и животной клетки

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Конспект урока "Особенности строения растительной и животной клеток". Лекция сравнение строения клеток растений и животных


Конспект урока "Особенности строения растительной и животной клеток"

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 5 Усть-Кутского муниципального образования Иркутской области

Методическая разработка урока по биологии

«Особенности строения растительной и животной клеток»

(для учащихся 10 класса)

Автор: Садыкова Инна Павловна,

учитель биологии второй

квалификационной категории

МОУ СОШ № 5

Адрес школы: 666784 Иркутская

область, город Усть-Кут,

ул. Нефтяников, 12.

Тел. 6-14-77, 6-14-72.

E-mail: [email protected]

г. Усть-Кут, 2011 год.

Содержание

  1. Рецензия

  2. Пояснительная записка

  3. Сценарий урока

  4. Список литературы

Пояснительная записка к уроку

Методическая разработка урока по учебному предмету биология, учебнику Н.И. Сонина, В.Б. Захарова «Общая биология. 10 кл.», для учащихся 10 класса. Программа по биологии для 10 класса рассчитана на 1 час классных занятий, что соответствует 34 часам в год.

В 10 «А» классе обучается 19 человек: 8 мальчиков и 11 девочек.

Подавляющее большинство детей воспитываются в полных семьях, в доброжелательной атмосфере. Особого внимания требуют семьи, где иногда случаются конфликты, которые естественно отражаются на детях. В классе также есть неполные семьи, где детей воспитывает одна мать или отец. Есть 1 семья, где ребёнок живёт с опекунами.

Класс обладает высоким интеллектуальным потенциалом и большая часть ребят и родителей мотивировано на учебу.

Урок на тему: «Особенности строения растительной и животной клеток» является 10 уроком в разделе «Учение о клетке». По типу – урок обобщения материала, по виду – лабораторная работа.

Актуальность темы данного урока заключается в том, что, не смотря, на разнообразие растений и животных по внешнему виду, строению и сложности организации. Их объединяет единый план строения. Все живые организмы имеют клеточное строение, т.е. в основе любого живого организма лежит клетка.

Цели урока: обобщить полученные знания о структурной организации живых организмов; показать принципиальное единство их строения.

Для реализации данных целей перед уроком были поставлены следующие задачи:

Образовательные: 1) показать многообразие форм клеток;

2) рассмотреть строение растительной и животной клеток под

микроскопом.

Развивающие: 1) продолжать развивать навык работы с микроскопом;

2) продолжать развивать навык выполнения биологического рисунка.

Воспитательная: 1)воспитание интереса к познанию живой природы.

Методы: лабораторная работа, беседа, объяснение, самостоятельная работа, наглядно – демонстрационный, проблемно-поисковый.

Технологии: ИКТ, информационные, здоровье сберегающие.

Оборудование: таблицы «Строение растительной и животной клеток», «Строение хлоропласта»; микроскопы, готовые микропрепараты: « Кожица лука», «Инфузория – туфелька», «Амёба».

Результаты урока:

  1. Цели поставленные перед уроком были полностью реализованы.

  2. На уроке использовались различные методы и приёмы обучения, применение которых позволило разнообразить деятельность учащихся (объяснение учителя, самостоятельная работа учащихся с текстом и рисунками учебника, выполнение лабораторной работы, схематическое составление строения растительной и животной клеток, составление сниквейна).

  3. После проведения лабораторной работы формулируется вывод: растительные и животные клетки имеют единый принцип строения, общее происхождение.

  4. Задания подготовлены с учетом особенностей обучающихся.

  5. Темп урока для данного класса – высокий.

  6. Этапы урока взаимосвязаны.

  7. Урок обобщения знаний. Соответствует планированию.

  8. Учащиеся активно и с интересом работали на уроке.

ОТКРЫТЫЙ УРОК

по теме «Особенности строения растительной и животной клеток»

Учитель: Садыкова Инна Павловна

Класс: 10А

Цели урока: обобщить полученные знания о структурной организации живых организмов, показать принципиальное единство их строения.

Задачи урока:

I. Образовательные: 1) показать многообразие форм клеток;

2) рассмотреть строение растительной и

животной клеток под микроскопом;

II. Развивающая: 1) продолжать развивать навык работы с

микроскопом;

2) продолжать развивать навык выполнения

биологического рисунка.

III. Воспитательная: 1) воспитание интереса к познанию живой природы.

Тип урока: обобщающий.

Вид урока: лабораторная работа.

Методы: лабораторная работа, беседа, объяснение, самостоятельная работа, наглядно – демонстрационный, проблемно-поисковый.

Оборудование: таблицы «Строение растительной и животной клеток», «Строение хлоропласта»; микроскопы, готовые микропрепараты: « Кожица лука», «Инфузория – туфелька», «Амёба».

Технологии: ИКТ, информационные, здоровье сберегающие.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Опрос

Задание: Сопоставить структуры клеточного ядра и с их характеристиками.

1. Ядерная оболочка

А) самостоятельная ядерная структура, имеющая плечи и центромеру, состоящая из 2 хроматид

2. Ядрышко

Б) жидкая фаза ядра, в которой в растворенном виде находятся продукты жизнедеятельности ядерных структур

3. Хромосома

В) структура клетки, образованная 2-мя мембранами

4. Ядерный сок

Г) скопление белков, р-РНК и субъединиц рибосом, в основе которого лежит участок хромосомы, несущий ген ядрышковый организатор

3. Обобщение с элементами углубления (ознакомление учащихся с внутренним строением хлоропласта)

План урока:

Слайд 1.

Слайд 2.

Слайд 3.

3 мин.

5 мин.

Фронтальный опрос.

Слайд 4-5.

24 мин.

Объяснение учителя, работа учащихся с таблицей и текстом учебника.

Слайд 6.

1. Постановка проблемного вопроса.

  1. Повторение органоидов эукариотической клетки (строение хлоропласта).

  2. Практическая часть.

  3. Закрепление (сниквейн).

  4. Подведение итогов урока.

  5. Домашнее задание.

Проблемный вопрос: растения и животные – организмы, которые имеют сложное строение, они разнообразны по внешнему виду и выполняемым функциям. Что объединяет их между собой? Что общего между ними?

Все живые организмы имеют единый план строения клетки! Сл. 8

- Давайте сравним строение растительной и животной клеток.

Органоиды (основные части клетки)

Растения

Животные

1. Ядро

+

+

2. Цитоплазма

+

+

3. Клеточная стенка

+

-

4. Цитоплазматическая мембрана

+

+

5. Вакуоль

+

-

6. ЭПС

+

+

7. АГ

+

+

8. Рибосомы

+

+

9. Митохондрии

+

+

10. Лизосомы

+

+

11. Клеточный центр

- (есть у некоторых мхов и папоротников)

+

12. Пластиды

+

-

Вывод: Растительная и животная клетки имеют принципиальное единство в строении, общее происхождение.

Выполнение лабораторной работы (слайд 13)

- А сейчас в процессе выполнения лабораторной работы мы подтвердим, что растительная и животная клетки имеют много общего.

Цель работы: познакомиться с разнообразием клеток, их морфологическими особенностями, убедиться в принципиальном единстве их строения.

Оборудование: микроскопы, готовые микропрепараты: « Кожица лука», «Инфузория – туфелька», «Амёба».

Ход работы:

  1. Определить черты сходства и различия данных организмов.

  2. Зарисовать растительную и животную клетки.

  3. Сделать вывод.

Вывод: особенностями строения растительной клетки, отличающей ее от животной являются:

А) наличие прочной клеточной стенки, состоящей из целлюлозы;

Б) наличие пластид, в которых происходит первичный синтез органических веществ;

В) наличие развитой системы вакуолей, обусловливающих осмотические свойства клеток.

Обсуждение результатов работы. Отвечают на вопрос поставленный в начале урока.

4. Закрепление материала

1) Двое учеников схематически собирают органоиды растительной и животной клеток.

2) Остальные составляют сниквейн (о клетке).

Например:

1. Клетка.

2. Растительная и животная.

3. Растёт, делится, развивается.

4. Клетка – это единица строения и развития всех живых организмов.

5. Единица.

5. Подведение итогов урока

Выставление оценок;

Реализация поставленных целей.

6. Домашнее задание (слайд 19)

Стр. 176 – 178.

Слайд 7.

Учащиеся перечисляют общие черты.

Одновременно заполняют вместе с учителем таблицу.

Слайд 9.

Повторяют строение и функции органоидов (изучают виды пластид и строение хлоропласта). Слайд 11-12.

Слайд 10.

Лабораторную работу выполняют в тетрадях.

В качестве разминки учащиеся сами приносят себе микроскопы и готовые микропрепараты.

Слайд 14-16.

Слайд 17.

5 мин.

Слайд 18.

2 мин.

1 мин.

Записывают д/з.

Список литературы

  1. Биология. 10 класс: поурочные планы по учебнику В.Б. Захарова, С.Г. Мамонтова, Н.И. Сонина / авт.-сост. Т.И. Чайка. – Волгоград: Учитель, 2008.

  2. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. Пер с анг./ под ред. Сопера Р.- М.: Мир, 1990.

  3. Иноземцева Н. А. Клетка – структурная единица живого. Модульное планирование темы.// Биология в школе.-2003-№2-5.

  4. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология. Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2008.

8

videouroki.net

Сравнения строения растительной и животной клетки

Лабораторная работа по биологии: Сравнение строения растительной и животной клетки

Задание: сравнить строение растительной и животной клетки, и узнать о чем свидетельствует их сходство.

Клетка – это основной структурный, функциональный и воспроизводящий элемент живого организма, его элементарная биологическая система. В зависимости от строения и набору органоидов клетки все организмы разделены на царства – прокариоты и эукариоты. Клетки растений и животных отнесены к царству эукариот. Они имеют ряд сходств и различий.

Общие признаки:

1) мембранное строение органоидов; 2) наличие сформированного ядра, содержащего хромосомный набор; 3) похожий набор органоидов, характерный для всех эукариотов; 4) сходстве химического состава клеток; 5) сходство процессов непрямого деления клетки (митоз) ; 6) сходство функциональных свойств (биосинтез белка) , использование преобразования энергии; 7) участие в процессе размножения.

Органоиды Растительная клетка Животная клетка Целлюлозная клеточная стенка Расположена поверх клеточной мембраны Отсутствует Пластиды Хлоропласты, хромопласте, лейкопласты Отсутствуют Способ питания Автотрофный (фототрофный) Гетеротрофный (сапротрофный, паразитический) Клеточный центр У низших растений Во всех клетках Включения Запасные питательные вещества в виде зерен крахмала, белка, капель масла; вакуоли с клеточным соком; кристаллы солей Запасные питательные вещества в виде зерен и капель (белки, жиры, углевод гликоген) ; конечные продукты обмена, кристаллы солей; пигменты Вакуоли Крупные полости, заполненные клеточным соком – водным раствором различных веществ, являющихся запасными или конечными продуктами. Осмотические резервуары клетки. Сократительные, пищеварительные вакуоли. Конечно, мелкие. Синтез АТФ В хлоропластах, митохондриях В митохондриях Особенности обмена веществ Процессы синтеза имеют преимущество над процессами распада Процессы распада имеют преимущество над процессами синтеза

Вывод: сходство в структурно-функциональной организации растительной и животной клетки свидетельствует об их общем происхождении и принадлежности их к эукариотам. Их различия связаны с разным способом питания: растения – автотрофы, а животные – гетеротрофы.

Смотрите подробнее здесь:

http://www.examen.ru/add/School-Subjects/Natural-Sciences/Biology/7979/7991

[ссылка заблокирована по решению администрации проекта]

otvet.mail.ru

Особенности строения растительной клетки. Клеточная теория 10 класс

Особенности строения растительной клетки. Клеточная теория

Цель урока

  • Узнать особенности строения растительной клетки

  • Сформировать знания об истории создания клеточной теории, её современных положениях

Задачи урока:

  • Узнать, в чем особенности строения растительной клетки,

  • Найти черты сходства и различия клеток растений и животных.

  • Пройти путем открытий и попытаться сформулировать положения клеточной теории.

  • Сравнить полученный результат с положениями современной клеточной теории

Энергостанция

  • Энергостанция

  • Трубопровод

  • Склад и упаковка

  • Ограда

  • Желудок

  • Командный пункт

  • Центральный

  • компьютер

  • Станок по

  • производству белка

  • Территория

Окружена клеточной оболочкой из целлюлозы

  • Окружена клеточной оболочкой из целлюлозы

  • Живое содержимое называется протопластом

  • Центральную часть клеток занимает большая вакуоль, заполненная клеточным соком

  • Имеются пластиды

Окружены двойной мембраной.

  • Окружены двойной мембраной.

  • Виды пластид:

  • -хлоропласты, осуществляющие фотосинтез,

  • -хромопласты, окрашивающие отдельные части растений в красные, оранжевые и жёлтые тона,

  • - лейкопласты, приспособленные для хранения питательных веществ: белков, жиров и крахмала .

  • Пластиды рождаются только из родительских пластид, потому что эти органеллы содержат небольшое количество собственной ДНК.

  • Станок по производству глюкозы, работающий на фотоэлементах

Что такое сравнение?

  • Что такое сравнение?

Сравнивать нужно лишь такие предметы,

  • Сравнивать нужно лишь такие предметы,

  • явления, которые в действительности имеют

  • какие-то связи друг с другом.

  • Сравнение двух или нескольких предметов надо

  • производить по одному и тому же признаку.

  • Всякое сравнение нужно осуществлять

  • по таким признакам, которые имеют наиболее

  • важное, существенное значение для

  • сравниваемых предметов.

Запишите на листе те ассоциации, которые возникают в связи с этим понятием.

  • Запишите на листе те ассоциации, которые возникают в связи с этим понятием.

Этап

Роберт Гук

  • 1665 год  

  • Рассматривая под микроскопом срез пробки, обнаружил, что она состоит из ячеек, разделенных перегородками. Эти ячейки он назвал клетками

Антони ван Левенгук

  • 1680 год

  • Описал с большой точностью, наблюдаемые под микроскопом микроорганизмы. Он назвал их "микроскопическими животными", однако не отмечал их клеточного строения.

II. Этап

Роберт Броун

  • 1831 год

  • Впервые описал ядро в растительной клетке.

Маттиас Шлейден

  • 1838 год

  • Сделал первые шаги к раскрытию и пониманию роли ядра.

Теодор Шванн

  • 1839 год

  • Используя свои собственные данные и результаты

  • М. Шлейдена, обобщил знания о клетке и сформулировал клеточную теорию.

Клеточная теория Шванна - Шлейдена

  • 1. Всем животным и растениям свойственно клеточное строение.

  • 2. Растут и развиваются растения и животные путем возникновения новых клеток.

  • 3. Клетка является самой маленькой единицей живого, а целый организм – совокупность клеток.

Карл Максимович Бэр

  • 1827 год

  • Открыл яйцеклетку млекопитающих. Сформулировал положение, что клетка не только единица строения, но и единица развития живых организмов.

Рудольф Вирхов

  • 1855 год

  • Обосновал принцип преемственности клеток

  • ("каждая клетка из клетки").

Современная клеточная теория

  • 1) Клетка – единица строения и развития всех живых организмов. Наименьшая единица живого.

  • 2) Новые клетки образуются при делении исходных, материнских

  • 3) Клетки всех организмов гомологичны - сходны по химическому составу, строению и обмену веществ

  • 4) В сложных многоклеточных организмах клетки специализируются и образуют ткани. Органы, которые подчинены нервным и гуморальным системам регуляции..

  • 5) Клеточное строение живых организмов — свидетельство единства их происхождения.

А теперь сравним то, что у нас получилось, с положениями современной клеточной теории

  • А теперь сравним то, что у нас получилось, с положениями современной клеточной теории

Домашнее задание

  • Параграф 5.5.

  • Выучить положения клеточной теории

Отметки за урок

rpp.nashaucheba.ru

Вывод строения клеток растений и животных

Сравнение животной и растительной клеток: Общие признаки: 1. Единство структурных систем — цитоплазмы и ядра. 2. Сходство процессов обмена веществ и энергии. 3. Единство принципа наследственного кода. 4. Универсальное мембранное строение. 5. Единство химического состава. 6. Сходство процесса деления клеток. Сравнение животной и растительной клетки. Таблица №2. Растительная клеткаЖивотная клетка Размер (ширина) 10 – 100 мкм10 – 30 мкм ФормаОднообразная – кубическая или плазматическая. Форма разнообразная Клеточная стенкаХарактерно наличие толстой целлюлозной клеточной стенки, углеводный компонент клеточной оболочки сильно выражен и представлен целлюлозной клеточной оболочной. Имеют, как правило тонкую клеточную стенку, углеводный компонент относительно тонок (толщина 10 – 20 нм) , представлен олигосахаридными группами гликопротеинов и гликолипидов и называется гликокаликсом. Клеточный центрУ низших растений. Во всех клетках Центриолинетесть Положение ядраЯдра у высокодифференцированных растительных клеток, как правило, оттеснены клеточным соком к периферии и лежат пристеночно. У животных клеток они чаще всего занимают центральное положение.

ПластидыХарактерны для клеток фотосинтезирующих организмов (растения фотосинтезирующие – организмы) . В зависимости от окраски различают три основных типа: хлоропласты, хромопласты и лейкопласты. нет ВакуолиКрупные полости, заполненные клеточным соком — водным раствором различных веществ, являющихся запасными или конечными продуктами. Осмотические резервуары клеткиСократительные, пищеварительные, выделительные вакуоли. Обычно мелкие ВключенияЗапасные питательные вещества в виде зерен крахмала, белка, капель масла; вакуоли с клеточным соком; кристаллы солейЗапасные питательные вещества в виде зерен и капель (белки, жиры, углевод гликоген) ; конечные продукты обмена, кристаллы солей; пигменты Способ деленияЦитокинез путем образования посередине клетки фрагмопласта. Деление путем образования перетяжки. Главный резервный питательный углеводКрахмалГликоген Способ питанияАвтотрофный (фототрофный, хемотрофный) Гетеротрофный Способность к фотосинтезуестьнет Синтез АТФВ хлоропластах, митохондрияхВ митохондриях

otvet.mail.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта