Конспект урока "Особенности строения растительной и животной клеток". Лекция сравнение строения клеток растений и животных
Конспект урока "Особенности строения растительной и животной клеток"
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 5 Усть-Кутского муниципального образования Иркутской области
Методическая разработка урока по биологии
«Особенности строения растительной и животной клеток»
(для учащихся 10 класса)
Автор: Садыкова Инна Павловна,
учитель биологии второй
квалификационной категории
МОУ СОШ № 5
Адрес школы: 666784 Иркутская
область, город Усть-Кут,
ул. Нефтяников, 12.
Тел. 6-14-77, 6-14-72.
E-mail: [email protected]
г. Усть-Кут, 2011 год.
Содержание
Рецензия
Пояснительная записка
Сценарий урока
Список литературы
Пояснительная записка к уроку
Методическая разработка урока по учебному предмету биология, учебнику Н.И. Сонина, В.Б. Захарова «Общая биология. 10 кл.», для учащихся 10 класса. Программа по биологии для 10 класса рассчитана на 1 час классных занятий, что соответствует 34 часам в год.
В 10 «А» классе обучается 19 человек: 8 мальчиков и 11 девочек.
Подавляющее большинство детей воспитываются в полных семьях, в доброжелательной атмосфере. Особого внимания требуют семьи, где иногда случаются конфликты, которые естественно отражаются на детях. В классе также есть неполные семьи, где детей воспитывает одна мать или отец. Есть 1 семья, где ребёнок живёт с опекунами.
Класс обладает высоким интеллектуальным потенциалом и большая часть ребят и родителей мотивировано на учебу.
Урок на тему: «Особенности строения растительной и животной клеток» является 10 уроком в разделе «Учение о клетке». По типу – урок обобщения материала, по виду – лабораторная работа.
Актуальность темы данного урока заключается в том, что, не смотря, на разнообразие растений и животных по внешнему виду, строению и сложности организации. Их объединяет единый план строения. Все живые организмы имеют клеточное строение, т.е. в основе любого живого организма лежит клетка.
Цели урока: обобщить полученные знания о структурной организации живых организмов; показать принципиальное единство их строения.
Для реализации данных целей перед уроком были поставлены следующие задачи:
Образовательные: 1) показать многообразие форм клеток;
2) рассмотреть строение растительной и животной клеток под
микроскопом.
Развивающие: 1) продолжать развивать навык работы с микроскопом;
2) продолжать развивать навык выполнения биологического рисунка.
Воспитательная: 1)воспитание интереса к познанию живой природы.
Методы: лабораторная работа, беседа, объяснение, самостоятельная работа, наглядно – демонстрационный, проблемно-поисковый.
Технологии: ИКТ, информационные, здоровье сберегающие.
Оборудование: таблицы «Строение растительной и животной клеток», «Строение хлоропласта»; микроскопы, готовые микропрепараты: « Кожица лука», «Инфузория – туфелька», «Амёба».
Результаты урока:
Цели поставленные перед уроком были полностью реализованы.
На уроке использовались различные методы и приёмы обучения, применение которых позволило разнообразить деятельность учащихся (объяснение учителя, самостоятельная работа учащихся с текстом и рисунками учебника, выполнение лабораторной работы, схематическое составление строения растительной и животной клеток, составление сниквейна).
После проведения лабораторной работы формулируется вывод: растительные и животные клетки имеют единый принцип строения, общее происхождение.
Задания подготовлены с учетом особенностей обучающихся.
Темп урока для данного класса – высокий.
Этапы урока взаимосвязаны.
Урок обобщения знаний. Соответствует планированию.
Учащиеся активно и с интересом работали на уроке.
ОТКРЫТЫЙ УРОК по теме «Особенности строения растительной и животной клеток» Учитель: Садыкова Инна Павловна Класс: 10А Цели урока: обобщить полученные знания о структурной организации живых организмов, показать принципиальное единство их строения. Задачи урока: I. Образовательные: 1) показать многообразие форм клеток; 2) рассмотреть строение растительной и животной клеток под микроскопом; II. Развивающая: 1) продолжать развивать навык работы с микроскопом; 2) продолжать развивать навык выполнения биологического рисунка. III. Воспитательная: 1) воспитание интереса к познанию живой природы. Тип урока: обобщающий. Вид урока: лабораторная работа. Методы: лабораторная работа, беседа, объяснение, самостоятельная работа, наглядно – демонстрационный, проблемно-поисковый. Оборудование: таблицы «Строение растительной и животной клеток», «Строение хлоропласта»; микроскопы, готовые микропрепараты: « Кожица лука», «Инфузория – туфелька», «Амёба». Технологии: ИКТ, информационные, здоровье сберегающие. Ход урока 1. Организационный момент 2. Опрос Задание: Сопоставить структуры клеточного ядра и с их характеристиками.
3. Обобщение с элементами углубления (ознакомление учащихся с внутренним строением хлоропласта) План урока: | Слайд 1. Слайд 2. Слайд 3. 3 мин. 5 мин. Фронтальный опрос. Слайд 4-5. 24 мин. Объяснение учителя, работа учащихся с таблицей и текстом учебника. Слайд 6. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Постановка проблемного вопроса.
Проблемный вопрос: растения и животные – организмы, которые имеют сложное строение, они разнообразны по внешнему виду и выполняемым функциям. Что объединяет их между собой? Что общего между ними? Все живые организмы имеют единый план строения клетки! Сл. 8 - Давайте сравним строение растительной и животной клеток.
Вывод: Растительная и животная клетки имеют принципиальное единство в строении, общее происхождение. Выполнение лабораторной работы (слайд 13) - А сейчас в процессе выполнения лабораторной работы мы подтвердим, что растительная и животная клетки имеют много общего. Цель работы: познакомиться с разнообразием клеток, их морфологическими особенностями, убедиться в принципиальном единстве их строения. Оборудование: микроскопы, готовые микропрепараты: « Кожица лука», «Инфузория – туфелька», «Амёба». Ход работы:
Вывод: особенностями строения растительной клетки, отличающей ее от животной являются: А) наличие прочной клеточной стенки, состоящей из целлюлозы; Б) наличие пластид, в которых происходит первичный синтез органических веществ; В) наличие развитой системы вакуолей, обусловливающих осмотические свойства клеток. 4. Закрепление материала 1) Двое учеников схематически собирают органоиды растительной и животной клеток. 2) Остальные составляют сниквейн (о клетке). Например: 1. Клетка. 2. Растительная и животная. 3. Растёт, делится, развивается. 4. Клетка – это единица строения и развития всех живых организмов. 5. Единица. 5. Подведение итогов урока Выставление оценок; Реализация поставленных целей. 6. Домашнее задание (слайд 19) Стр. 176 – 178. | Слайд 7. Учащиеся перечисляют общие черты. Одновременно заполняют вместе с учителем таблицу. Слайд 9. Повторяют строение и функции органоидов (изучают виды пластид и строение хлоропласта). Слайд 11-12. Слайд 10. Лабораторную работу выполняют в тетрадях. В качестве разминки учащиеся сами приносят себе микроскопы и готовые микропрепараты. Слайд 14-16. Слайд 17. 5 мин. Слайд 18. 2 мин. 1 мин. Записывают д/з. |
Список литературы
Биология. 10 класс: поурочные планы по учебнику В.Б. Захарова, С.Г. Мамонтова, Н.И. Сонина / авт.-сост. Т.И. Чайка. – Волгоград: Учитель, 2008.
Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. Пер с анг./ под ред. Сопера Р.- М.: Мир, 1990.
Иноземцева Н. А. Клетка – структурная единица живого. Модульное планирование темы.// Биология в школе.-2003-№2-5.
Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология. Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2008.
8
videouroki.net
Сравнения строения растительной и животной клетки
Клетка – это основной структурный, функциональный и воспроизводящий элемент живого организма, его элементарная биологическая система. В зависимости от строения и набору органоидов клетки все организмы разделены на царства – прокариоты и эукариоты. Клетки растений и животных отнесены к царству эукариот. Они имеют ряд сходств и различий.
Общие признаки:
1) мембранное строение органоидов; 2) наличие сформированного ядра, содержащего хромосомный набор; 3) похожий набор органоидов, характерный для всех эукариотов; 4) сходстве химического состава клеток; 5) сходство процессов непрямого деления клетки (митоз) ; 6) сходство функциональных свойств (биосинтез белка) , использование преобразования энергии; 7) участие в процессе размножения.
Органоиды Растительная клетка Животная клетка Целлюлозная клеточная стенка Расположена поверх клеточной мембраны Отсутствует Пластиды Хлоропласты, хромопласте, лейкопласты Отсутствуют Способ питания Автотрофный (фототрофный) Гетеротрофный (сапротрофный, паразитический) Клеточный центр У низших растений Во всех клетках Включения Запасные питательные вещества в виде зерен крахмала, белка, капель масла; вакуоли с клеточным соком; кристаллы солей Запасные питательные вещества в виде зерен и капель (белки, жиры, углевод гликоген) ; конечные продукты обмена, кристаллы солей; пигменты Вакуоли Крупные полости, заполненные клеточным соком – водным раствором различных веществ, являющихся запасными или конечными продуктами. Осмотические резервуары клетки. Сократительные, пищеварительные вакуоли. Конечно, мелкие. Синтез АТФ В хлоропластах, митохондриях В митохондриях Особенности обмена веществ Процессы синтеза имеют преимущество над процессами распада Процессы распада имеют преимущество над процессами синтеза
Вывод: сходство в структурно-функциональной организации растительной и животной клетки свидетельствует об их общем происхождении и принадлежности их к эукариотам. Их различия связаны с разным способом питания: растения – автотрофы, а животные – гетеротрофы.
Смотрите подробнее здесь:
http://www.examen.ru/add/School-Subjects/Natural-Sciences/Biology/7979/7991
[ссылка заблокирована по решению администрации проекта]
otvet.mail.ru
Особенности строения растительной клетки. Клеточная теорияЦель урока
Задачи урока:
Энергостанция
Окружена клеточной оболочкой из целлюлозы
Окружены двойной мембраной.
Что такое сравнение?
Сравнивать нужно лишь такие предметы,
Запишите на листе те ассоциации, которые возникают в связи с этим понятием.
ЭтапРоберт Гук
Антони ван Левенгук
II. ЭтапРоберт Броун
Маттиас Шлейден
Теодор Шванн
Клеточная теория Шванна - Шлейдена
Карл Максимович Бэр
Рудольф Вирхов
Современная клеточная теория
А теперь сравним то, что у нас получилось, с положениями современной клеточной теории
Домашнее задание
Отметки за урок |
rpp.nashaucheba.ru
Вывод строения клеток растений и животных
ПластидыХарактерны для клеток фотосинтезирующих организмов (растения фотосинтезирующие – организмы) . В зависимости от окраски различают три основных типа: хлоропласты, хромопласты и лейкопласты. нет ВакуолиКрупные полости, заполненные клеточным соком — водным раствором различных веществ, являющихся запасными или конечными продуктами. Осмотические резервуары клеткиСократительные, пищеварительные, выделительные вакуоли. Обычно мелкие ВключенияЗапасные питательные вещества в виде зерен крахмала, белка, капель масла; вакуоли с клеточным соком; кристаллы солейЗапасные питательные вещества в виде зерен и капель (белки, жиры, углевод гликоген) ; конечные продукты обмена, кристаллы солей; пигменты Способ деленияЦитокинез путем образования посередине клетки фрагмопласта. Деление путем образования перетяжки. Главный резервный питательный углеводКрахмалГликоген Способ питанияАвтотрофный (фототрофный, хемотрофный) Гетеротрофный Способность к фотосинтезуестьнет Синтез АТФВ хлоропластах, митохондрияхВ митохондриях
otvet.mail.ru