Воспитание растений. Формирование знаний о растениях посредством ухода за ними у детей пятого года жизни (стр. 1 из 11)

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

«Формирование у старших дошкольников представлений о росте и развитии растений». Воспитание растений


№ 1197 Консультация для родителей на тему: "Как воспитывать интерес у детей к таинственному миру растений" - Воспитателю.ру

Лобанова Мария НиколаевнаМОУ СОШ №13г.Комсомольск - на - Амуредолжность: воспитательКонсультация для родителей на тему: "Как воспитывать интерес у детей к таинственному миру растений"

СКАЧАТЬ

 

Воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно обращаться с живыми существами может быть полноценно осуществлено в дошкольный период лишь в том случае, если система работы в дошкольном учреждении сочетается с воздействием на ребят в семье.

Растения окружают людей на протяжении всей жизни, являются элементом их нормального существования и здоровья. Понимание их специфики как живых существ, закономерностей жизни, восприятие красоты растений формируется у детей под влиянием взрослых.

Зеленое царство горшечных растений, расположенное чаще всего, на окне, начнет вызывать к себе интерес ребенка, если взрослые члены семьи постепенно вовлекут его в наблюдения за таинственным миром комнатной флоры.

 

Растения статичны и, на неопытный взгляд малыша, безжизненны. Задача взрослых показать своеобразие и тайну их жизни, их красоту, ради которой они и содержатся в доме.

Приучая дошкольника к регулярным наблюдениям, взрослые показывают ему окраску и рисунок на листьях декоративных растений, изящные линии ниспадающих стеблей у амельных и замысловатые изгибы и разветвления у прямостоящих их видов. Даже чисто зеленый цвет и тот бывает неодинаков у разных растений. Какое же богатство цветовых оттенков, симметричных и несимметричных рисунков имеется на листьях декоративных растений! Декоративность растений образуется богатством и разнообразием их внешних признаков: размером стеблей и листьев, их формой и окраской.

Особенно чудесное зрелище представляет собой цветущее растение: несколько крупных или множество мелких, рассыпанных по всему кустику цветов обычно имеют яркую окраску разных и чистых тонов. Контраст зелени растения и его цветов, как магнитом, притягивает взор. На цветущее растение хочется смотреть не отрывая взгляда. Каждый цветок - это удивительное явление. Надо научить ребенка с малых лет не только замечать, но и чувствовать, переживать красоту цветущих растений.

Умение рассматривать растение, видеть замечать различные его признаки и состояния – это задача не только эстетического, но и умственного и нравственного воспитания ребенка. 

Наблюдая за растениями, ребенок учится распознавать совершенно иную, чем человеческая, форму жизни, начинает видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь и состояние которого целиком зависят от того, полили его или нет, много или мало, холодной водой или комнатной, чистой водой или с добавлением удобрений. Только с помощью взрослых дошкольник может понять, как жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы.

Приобщаясь к зеленому саду на окне, ребенок постигает тайны жизни и ее проявления. 

Научившись понимать состояние растений, ребенок будет им «сочувствовать» и помогать. Поливая, пересаживая, очищая их от пыли сначала вместе со взрослым, а затем и самостоятельно, дошкольник сможет оказать действенную помощь зеленым друзьям. Таким образом, знакомя детей с комнатными растениями, можно одновременно решать задачи их умственного, нравственного и эстетического воспитания.

Наблюдение за комнатными растениями и их периодическое рассматривание необходимо сочетать с практической деятельностью ребенка.

  • рисование. Дошкольники любят рисовать, и поэтому каждый из них охотно откликается на предложение рисовать вместе со взрослым. Для рисования лучше выбрать цветущее растение, которое нравится ребенку. Важно, чтобы взрослый умел отчетливо видеть отдельные детали предмета, их форму, расположение, пропорции и доступно показал бы малышу, как можно изобразить красивое явление на бумаге. Впервые садясь с ребенком за рисование с натуры, взрослый учит его, как расположить рисунок на бумаге, с чего начать.
  • участие в непосредственном уходе за растениями.  Надо, чтобы ребенок занимался этим трудом более или менее регулярно и осваивал различные операции. Путь здесь такой: от действий, производимых совместно со взрослыми, и действиям самостоятельным; от примитивных ко все более усложняющимся трудовым операциям; от разовых, эпизодических поручений к систематическим и целенаправленным делам, требующим регулярного, а неслучайного участия, понимания смысла и своевременности своих действий.
  • Чтобы труд был в радость и поручения охотно исполнялись, взрослые, окружающие ребенка, должны вести себя гибко, неназойливо, разнообразно. Следует помнить, что трудовая деятельность для дошкольника еще не основная. Взрослые лишь приобщают его к посильному соучастию в семейном труде. В дошкольном возрасте труд - это прежде всего средство воспитания таких важных качеств, как ответственность за выполнение поручения, за получаемый результат, обязательность, целеустремленность. Уход за растениями чрезвычайно важен и имеет гуманистический смысл: от него зависит жизнь и состояние живых существ.

Мать или отец периодически дает поручения сыну или дочери: «Осмотри землю в горшках и реши, надо ли поливать растения. Полей цветы, наполни лейки водой и поставь их на место, помой поддоны». Ребенок выполняет их самостоятельно, а взрослый через некоторое время проверяет его действия. При этом дошкольник должен услышать от него о результатах контроля, т.е. получить оценку своего труда. Время от времени взрослый и дошкольник трудятся вместе. В эти моменты следует показать новые приемы, способы, операции.

    

Например, как и какие растения надо мыть под душем, у каких следует протирать листья мокрой тряпкой, а какие надо очищать от пыли кисточкой, как палочкой рыхлить землю в горшках, как опрыскивать растения из пульверизатора. В такие моменты из разговоров со взрослым ребенок приобретает новые знания.

Поручения следует все время разнообразить по содержанию и по форме, чтобы они не надоедали ребенку. Чаще и регулярнее ему можно поручать то, к чему он сам тяготеет и в чем приобрел уже навыки самостоятельности. Поручениям, которые получает старший дошкольник, готовящийся к поступлению в школу, можно придать характер регулярного исполнения.

  • выращивание растений. Его могут практиковать и те семьи, которые не содержат комнатных растений. Выращивать следует то, что растет быстро, «прямо на глазах» у ребенка: лук, корнеплоды, картофель. Роль взрослого здесь не только в том, чтобы дать малышу луковицу и показать, каким концом и как посадить ее в банку, но и в том; чтобы приохотить его к систематическим наблюдениям и помочь ему осмыслить их.

          

Успешнее всего это получается, если взрослый регулярно проводит вместе с ребенком наблюдения один раз в неделю. Недельный интервал позволяет обнаружить очевидные изменения луковицы. Каждый раз следует не только наблюдать, но и зарисовывать луковицу такой, какай она есть в данный момент. Рисунки дают возможность сравнить предыдущее состояние растения с настоящим и тем самым установить, что и как изменилось. Важно, чтобы взрослый, разговаривая с ребенком, заставил бы его задуматься на тем, какие условия способствовали появлению зеленого лука.

 

Дошкольнику интересно проращивать не только лук. В зимнее время на окне в ящике можно сделать настоящую грядку, посадив на нее корнеплоды свеклы, петрушки, моркови, несколько долек чеснока. Старшего дошкольника можно увлечь выращиванием растений из семян.

Выращивать новые растения можно и из черенков комнатных растений. Особенно интересно понаблюдать с ребенком, как распускаются в вазе ветки деревьев или кустов, срезанные в конце зимы и поставленные в воду.

Дошкольник, прошедший домашнюю школу «зеленого» воспитания, сможет самостоятельно увидеть прелесть букета в вазе, красоту клумбы, газона, очарование пейзажа. В лесу, на лугу, в парке он проявит наблюдательность, пытливость ума. Это и понятно, ведь он уже имеет первые и серьезные знания о таинственной жизни зеленых друзей, умеет их беречь и радоваться им.

 

 

 

 

2016.vospitately.ru

Использование комнатных растений для воспитания детей

Одной из интересных и эффективных методик воспитания детей является вовлечение их в процесс выращивания комнатных растений. Являясь аналогом содержания домашних животных, данное занятие не требует такого же пристального и постоянного ухода, ежедневных прогулок, уборок, кормления и лечения. Разрешив детям принять участие в посадке и уходе за растениями, Вы не только открываете им новые увлекательные возможности для развлечения и развития, но и способствуете вырабатыванию у ребёнка понимания жизненных циклов природы и ответственности за её сохранение и сбережение. Становление у ребёнка таких положительных черт характера в дальнейшем благоприятно отразится на формировании его личности и правил поведения в обществе.

Использование комнатных растений для воспитания детей

Если погода не позволяет заниматься садоводством и огородничеством с ребёнком на открытом воздухе, либо если Вы проживаете в квартире и у Вас нет возможности выращивать растения на улице, есть ряд замечательных растений, которые Вы и Ваш ребёнок могут легко и без приложения особых затрат и усилий выращивать в помещении.

Помидоры: по своим свойствам все виды томатов изначально должны выращиваться в помещении. Благоприятной для них средой являются обычные, комнатные влажность и температура. И уже после того, как помидоры взойдут, их пересаживают на огороды и поля, то есть используют в качестве так называемой рассады. В свою очередь, если комнатные условия являются благоприятными для выращивания рассады помидоров, дальнейшее их выращивание также пройдёт с успехом в помещении, а это делает их хорошим выбором для выращивания дома. Кроме того, помидоры являются растением с достаточно низкими эксплуатационными расходами, хотя и требуют много света и воды.

Бобовые: За бобовыми растениями очень легко ухаживать, а также у них очень высока плодовитость. Бобовые лучше растут при ярком свете, поэтому идеально их размещение на окнах и лоджиях. Посадите с ребёнком одно-два семени, например фасоли, в несколько красивых и ярких горшочков, поставьте на окно и регулярно поливайте. Через некоторое время у Вас будет великолепные ростки, а в последствии и урожай фасоли или другого бобового растения. Дети очень любят наблюдать за появившимися ростками, слегка выглядывающими из почвы, следить за развитием и укреплением растения, видеть процесс его формирования и завязку плодов, собирать урожай и чувствовать себя творцом всей этой красоты.

Очень интересным выбором для выращивания дома вместе с ребёнком является кактус. Естественно, колючие сорта не подходят для детей младшего возраста. Популярными видами можно назвать: крытый рождественский кактус и колючие кактусы груши. Пустынные кактусы также очень популярны, но они могут достигать очень больших размеров, поэтому не всегда приемлемы в домашних условиях.

Ну и конечно, же главными и наиболее распространенными являются комнатные цветы всех видов, форм, расцветок и размеров. Выбирайте, что нравится Вам, наблюдайте, что нравится Вашему ребёнку, экспериментируйте, фантазируйте, ухаживайте и заботьтесь.

Читайте также:

  • Ноготки лекарственные. Цветы украшения и исцеленияНоготки лекарственные. Цветы украшения и исцеления Этот цветок стал для нас настолько привычным, что вовсе и не заподоз­ришь его «иностранное» происхождение. Везде и всюду: в огороде, на […]
  • Ампельные или вьющиеся комнатные растенияАмпельные или вьющиеся комнатные растения Каждой хозяйке нравится украшать свои дома, и помимо красивого, ухоженного лужка, мини-огородика перед домом, женщины обожают вешать […]
  • Выбираем декоративные растения для спальниВыбираем декоративные растения для спальни Зеленый оазис в городской квартире — всегда приятное место для отдыха и релаксации. Но не стоит забывать, что любое доброе дело может […]
  • Домашняя хризантема в горшке. Уход и особенности выращиванияДомашняя хризантема в горшке. Уход и особенности выращивания В последние время выращивание хризантем в горшках получило большое распространение, и даже можно сказать «пошла мода» на культуру […]
  • Хатиора уход в домашних условиях, выращивание, фотоХатиора уход в домашних условиях, выращивание, фото Цветок хатиора (лат. Hatiora) относится к роду эпифитных кактусов произрастающих в экзотической Бразилии. Насчитывают до восьми видов […]
  • Кротон как ухаживать в домашних условияхКротон как ухаживать в домашних условиях Казалось бы, крепкий на вид кротон - цветок на самом деле хрупкий и требует непрерывного ухода и внимания. К тому же, зачастую, проблемы […]
[Всего голосов: 1    Средний: 5/5]

komnatnue-rastenija.com

Дети как цветы – природосообразное воспитание — Всё самое интересное!

Всем известно высказывание «Дети – цветы жизни». Как ни странно, сравнение с цветами не случайно.  Хоть оно и не совсем удачное – дети, скорее, плоды цветов, а не цветы 🙂

Дети как растения – сходство в подходах к воспитанию цветов и выращиванию детей. Вернее, в воспитании детей и выращивании цветов 🙂 О чём мы и поговорим в разделе «Лучший ребёнок» и подразделе «Альтернатива«. Мы уже пытались говорить об этом в статье «Дети — источник позитива«, но сейчас — альтернативный подход.

Один из наших читателей предложил интересную идею – сравнить детей и растения. Вернее, подходы к их выращиванию. На сравнение натолкнулись новаторские и мега-производительные моменты огородного творчества Бориса Бублика из книги «Меланжевый огород». Итак, принципы природосообразного земледелия:

Дети как цветы – природосообразное воспитание

  • отказ от глубокой обработки почвы,
  • обилие разлагающейся органики в верхнем слое почвы,
  • отказ от минеральных удобрений и химических средств защиты растений,
  • обеспечение благоденствия растительного сообщества,
  • отказ от тяжкого труда.

Результат такого интересного подхода, помимо роста КПД и значительного облегчения труда – большее количество полезных и экологически чистых продуктов.

Само собой, то, что делается с растениями сейчас – полная противоположность:

  • насильственная глубокая перепашка земли, которая убивает почвенную микрофлору (результат – обеднение почв)
  • голая земля, которая, как насос, от солнечной жары, испаряет тонны ценной для растений влаги (результат – засоление почв из-за излишних поливов)
  • полно минеральных удобрений и пестицидов (о результатах вы знаете – нитраты и пестициды в нашей с вами еде)
  • отсутствие растительного сообщества как класса, только отдельные непересекающиеся посадки (результат – растения не могут помочь друг другу : большие не затеняют маленькие, обеспечивая защиту от жары, одни не противодействуют вредителям других и так далее)
  • общий результат – тяжелейший труд огородника, на жаре, согнувшись крючком, следствием капризов природы.

Как ни странно, стандартный подход к воспитанию детей очень похож на стандартный подход к выращиванию растений.

Дети как цветы – природосообразное воспитание

Стандартный подход к воспитанию детей включает:

  1. Насильственное, под одну гребёнку, лишение собственности, своих желаний и потребностей, в том числе – лишение грудного вскармливания по желанию (дети не распоряжаются ни своими вещами (не ломай, не пачкай), ни своим временем (идём со мной я сказала), ни своими желаниями (нельзя, стой, запрещаю, нет, нет, нет)).
  2. Вакуум общения, когда с ребёнком не общаются как с полноценным человеком (такой вакуум высасывает общительность и жизнерадостность ребёнка, превращая его или в пустопорожнего болтуна, или в замкнутого молчальника).
  3. Насильственные и ненужные добавки всякого рода – от запрета на грудное антибактериальное молоко и прикормов якобы полезными смесями, до банальной шапки в разгар жаркого мая, подавляющей естественную систему терморегуляции ребёнка.
  4. Отсутствие полноценного сообщества детей. Есть только разделение по возрасту – садик, школа. Тогда как полноценное сообщество предполагает совместные действия людей совершенно разных возрастов. Результат – неприспособленность к реальной жизни, несамостоятельность, нерешительность и прочие комплексы.
  5. Результат – каторжный труд родителей по подавлению естественных и безопасных действий ребёнка и по искоренению последствий не-подавления действительно опасных действий.
Итак: современные подходы к выращиванию растений и к воспитанию детей аналогичны

Теперь посмотрим, что будет, если и к воспитанию, и к выращиванию мы применим древний принцип из медицины – «Не навреди».

Дети как цветы – природосообразное воспитание

Альтернативный природосообразный подход к воспитанию детей
  1. Индивидуальный подход к анализу потребностей ребёнка. Потребности безопасные и полезные – удовлетворять в полной мере. А вредных потребностей у ребёнка обычно нет 🙂 Даже сование в рот «вредных» мелких предметов – это развитие мелкой моторики ротовой полости и скорейшее овладение звуками.
  2. Общение с ребёнком – как с полноценным человеком со всеми правами и привелегиями мыслящего разумного существа. Правило просто – общайтесь с ребёнком, как с лучшим другом.
  3. Убрать насильственные и ненужные добавки. Одежда не по погоде – в шкаф, естественной закалке – да, питание – по желанию (чипсы и кока-кола – это то, чем ребёнок пытается заменить нехватку полезных продуктов, которые он не получает), коляску – в мусор (иначе – гипо-активность ребёнка) и так далее. Чаще всего любое действие, принятое не на основе наблюдений за конкретным ребёнком, а на основе «советов» или «все так делают» — не к добру.
  4. Ребёнка – в полноценное сообщество, где представлены дети всех возрастов и взрослые всех возрастов. Попробуйте хоть разочек такой подход – и вы поразитесь положительной разнице в ребёнке.
  5. Результат – отсутствие тяжкого труда и каторги. Результат – отзывчивый, вежливый, способный человек, хороший друг – и с минимумом усилий.

Вывод – относитесь к детям как к растениям – но не как всегда, а по-уму 🙂

То есть, корректируйте то, что навредит детям в будущем (когда они станут взрослыми), а не то, что мешает вам сейчас.

Удачного воспитания детей!

Дети как цветы – природосообразное воспитание

interesko.info

Формирование растений на FloralWorld.ru

Формирование растения используют для придания ему более декоративного вида, также оно благотворно влияет на внешний облик растения. К основным приемам формирования внешнего вида растения относят обрезку, прищипку, пасынкование и подвязывание.

Формирование комнатных растений применяют для следующих целей:

  • Придать растениям желаемую форму — кустовую, шаровидную, штамбовую – и привлекательный вид.
  • Вызвать у некоторых видов развитие побегов, способных дать цветочные почки.
  • Ограничить пространство разрастания растений.
  • Изменить естественное формирование кроны, добиваясь ветвления растений или образования только единственного ствола. Путем прищипывания можно получить растение, образующее во время цветения настоящий букет (лавр, азалия).
  • Приостановить чрезмерное развитие одних побегов в ущерб другим, более слабым, плохо ориентированным в пространстве. Этот метод содействует равномерному распределению питательных веществ между побегами.
  • Удалить слабые, некрасивые ветви, обеспечить растению свободный доступ воздуха и света.
  • Обеспечить регулярное цветение, уменьшая растительную массу, которая истощает растение и задерживает образование цветков.

К основным приемам формирования внешнего вида растения относят обрезку, прищипку, пасынкование и подвязывание.

Обрезка растений

Обрезка очень важна для растений, т.к. она позволяет сохранить равновесие между надземной частью растения и его корневой системой. При формировании кроны обрезкой, нужно не только придать растению красивый вид, но и добиться равномерного поступления питательных веществ во все веточки растения, кроме того, растение со всех сторон должно быть доступно свету и воздуху.

Некоторые растения (лавр, мирт, самшит и др.) выдерживают обрезку, для придания им самых разнообразных форм, например, шара, пирамиды и т.п.

Для получения штамбовой формы у растения удаляют все боковые побеги, а когда побег, предназначенный для выведения штамба, достигнет желаемой высоты, его верхушку прищипывают. Это вызовет появление из пазух листьев боковых побегов, верхушки которых также прищипывают, и так делают 2-3 раза, пока крона не разветвится достаточно хорошо. В штамбовой форме выращивают розы, пеларгонии, фуксии и др.

Обрезку проводят ежегодно весной, после пересадки. Побеги обрезаются над почкой, обращенной наружу. При этом черенка над почкой не должно оставаться, но почка должна быть не поврежденной. Обрезку проводят секатором, острыми ножницами или ножом.

Сильную обрезку применяют для омоложения растения (пеларгонии, фуксии, гортензии и др.). При этом удаляется практически вся крона, оставляются только короткие побеги с 2-3 почками. При проведении обрезки следует учитывать, где должны образовываться бутоны — на старых или молодых побегах. Растения, у которых цветки образуются на новых летних побегах, обрезают весной, до начала роста.

Многие растения обрезают после цветения (акацию, гортензию и др.). Растения, теряющие на зиму листья (фуксии и др.) обрезают весной с началом нового роста. При этом обрезают сухие, слабые и лишние ветки. Хорошие сильные ветки укорачивают примерно на половину.

Прищипка растений

Прищипка, или пиницировка, заключается в удалении верхушечной почки, или почки с конца побега, почка удаляется руками или обрезается ножницами или ножом. Это вызывает развитие боковых побегов. Растения прищипывают после пересадки, когда они укоренятся и начнут рост. Следует учитывать, что прищипка и обрезка затягивают начало цветения, поэтому после того, как растения получат желаемую форму или кустистость, прищипку прекращают. Прищипка или небольшая обрезка в августе сильных веток с цветочными почками, улучшает качество цветков.

У пассифлоры после цветения обрезают все цветоносные побеги практически до основания, а осенью кроме этого обрезают все не одревесневшие побеги. Весной у пассифлоры обрезают нижние побеги, чтобы все соки направить в верхние, зацветающие побеги. А вот у хойи (воскового плюща), наоборот, цветоносные побеги не обрезают, т.к. они способны давать новые цветки.

Для формирования куста у молодого растения, достигшего высоты 5-6 см., отщипывают верхушку главного побега, чтобы вызвать развитие боковых побегов из нижележащих почек. Боковые побеги по достижении высоты 10-15 см. тоже прищипывают. Когда из молодого растения образуется густой кудрявый куст, нужно периодически вырезать слабые побеги, а направленные внутрь кроны веточки выщипывать в самом начале их появления.

Чтобы придать форму кронистого деревца, например, паслену, поступают следующим образом: сперва у молодого растения удаляют все боковые ростки; когда главный побег (ствол будущего деревца) достигнет высоты 20-30 см., его верхушку прищипывают. После прищипки появляются боковые ветки — для того, чтобы они развивались равномерно вокруг стволика, растение поворачивают к свету то одной, то другой стороной. Когда ветки достигнут примерно 20см. длины каждая, их тоже прищипывают; по мере появления новых разветвлений этот прием повторяют еще 2-3 раза.

Пасынкование

Пасынкование — прием, заключающийся в удалении лишних боковых побегов (пасынков). Применяется в основном для декоративно-цветущих растений. Удаляются не цветущие или плохо цветущие боковые побеги. Этот прием способствует более обильному цветению и получению более крупных цветков.

Подвязка растений

Подвязка растений предназначена для придания растению устойчивости и более красивому виду. Подвязка должна быть обязательна для растений, вынесенных в сад на открытый воздух, чтобы растение не пострадало от ветра. Подвязывают растения шерстяной ниткой, мягкой тесьмой, ленточкой мочала, крупные растения в виде деревьев подвязывают проволокой (в обмотке). Нитки или тесьму лучше брать зеленого или коричневого цвета. При подвязывании важно, чтобы у растения не повредилась кожица стеблей.

Растения, имеющие длинный ствол подвязывают в нескольких местах. У кустистых растений подвязывают один или несколько главных стеблей.

Чтобы подвязать ветви аспарагуса, растущего в кашпо на стене под потолком, в горшок с растением аккуратно втыкается палочка (можно использовать старую акварельную кисточку или карандаш), на противоположной растению стене вбиваются небольшие гвоздики. От палочки к этим гвоздикам натягиваются нитки, лучше белого цвета, вокруг которых обвиваются ветки аспарагуса, желательно, чтобы каждой ветке досталась своя нитка. Таким образом, можно устроить зеленый занавес под потолком. Некоторые подвязывают нитки прямо за ветки растения, но так делать нельзя, т.к. можно пережать ниткой сосуды в стебле, и ветка со временем отомрет или будет болеть.

 

 

В статье были использованы материалы:

"1000 + 1 совет по уходу за комнатными растениями"/ Автор — сост. Е.Манжос. — М.: АСТ; Мн.: Харвест, 2005. — 432с.

 

Вам нужна помощь?

Если у вас возникли сложности при формировании вашего растения, вы не можете самостоятельно решить как лучше прищипнуть, обрезать или сформировать ваше растение, то вы всегда можете обратиться к нам за помощью на наш цветочный форум.

 

floralworld.ru

Формирование знаний о растениях посредством ухода за ними у детей пятого года жизни (стр. 1 из 11)

Выпускная квалификационная работа

Тема: «Формирование знаний о растениях посредством ухода за ними у детей пятого года жизни»

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы формирования знаний о комнатных растениях в процессе ухода за ними у детей среднего дошкольного возраста.

1.1 Психолого-педагогические подходы к проблеме формирования знаний о растениях у детей среднего дошкольного возраста.

1.2 Пути и средства формирования знаний о комнатных растениях у детей среднего дошкольного возраста.

1.3 Содержание и методика формирования знаний о комнатных растениях в процессе ухода за ними у детей среднего дошкольного возраста.

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию знаний о комнатных растениях в процессе ухода за ними.

2.1 Констатирующий этап эксперимента.

2.2 Методика формирования знаний о комнатных растениях в процессе ухода за ними у детей пятого года жизни.

2.3 Контрольный этап эксперимента

Заключение

Приложение

Список литературы

Введение

В современном мире проблемы окружающей среды приобрели первостепенное значение. Насущной задачей стало принятие мер по защите окружающей среды от загрязнения, разрушения, сохранения всего разнообразия живых существ, сбережения генофонда планеты.

В нашей стране это Закон РФ «Об охране окружающей природной среды» и Постановление «Об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации» (30.03. 1998. №4/1-6). Таким образом, экологическое образование постепенно становится важнейшим направлением в работе дошкольного учреждения. В этих документах подчеркивается роль знаний, как основы будущего мировоззрения личности.

И.П.Подласый дал такое определение знаниям – это отражение человеком объективной деятельности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки; коллективный опыт человечества, результат познания объективной деятельности.

Проблема формирования знаний рассматривается в трудах таких педагогов как: А.В.Запорожец, Д.Б.Эльконин, Н.Н.Поддьяков, А.П.Усова, Л.А.Венгер.

В педагогической литературе раскрываются различные подходы к формированию знаний в дошкольном возрасте. Так, например, в работах А.П.Усовой представлена роль знаний как основной формы обучения дошкольников и пути формирования знаний.

Л.В.Венгер рассматривал знания, как средство развития подсознательных способностей. Н.Н.Поддьяков подчеркивал необходимость формирования системы знаний. В целом, все ученые сходятся в одном, знания- это необходимый компонент в формировании полноценной личности ребенка.

Исходным звеном воспитания осознанного правильного отношения дошкольников к природе, являются конкретные знания, отражающие ведущие закономерности живой природы: многообразие видов, их приспособленность к среде обитания, изменения роста и развития. Возможность усвоения таких знаний детьми среднего возраста раскрыты такими психолого-педагогическими исследователями как П.Г.Саморукова, И.А.Федотова, Н.Н.Кондратьева, С.Н.Николаева. Спецификой системы знаний является ее построение на конкретном ограниченном по объему материале, который доступен наблюдению детей, познанию посредством наглядно-образного мышления. Возможность таких знаний обоснована работами детских психологов А.Е.Запорожца, Н.Н.Поддьякова.

Экологические знания – это знания, которые помогают сформировать у детей определенное отношение к природе, экологически грамотное и безопасное поведение, активную позицию, познавательный опыт в целом. Экологические знания становятся основой экологического воспитания.

Знания рассматриваются как аспект умственного воспитания. По мнению С.К.Козловой, умственное воспитание – это планомерное, целенаправленное воздействие взрослых на умственное развитие детей с целью сообщения знаний, необходимых для разностороннего развития, для адаптации к окружающей жизни, формирование на этой основе познавательных процессов, умение принять усвоение знаний в деятельности.

По мнению Л.С. Выготского, у дошкольников формируются знания только в процессе активной деятельности, которым является труд. В энциклопедическом словаре понятие «труд» трактуется как «целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов для удовлетворения своих потребностей».

Необходимость трудового воспитания обосновали следующие педагоги: Р.С. Буре в книге «Учите детей трудиться», где рассматриваются разновидности коллективного труда; В.И.Логинова разработала методику моделирования трудовых процессов для детей; В.Г.Нечаева рассматривала основные направления в трудовом воспитании детей дошкольного возраста, раскрыла некоторые особенности труда, определила методы руководства трудом дошкольников. М.М.Марковская выделила знания о комнатных растениях, которые должны быть сформированы у детей пятого года жизни: « дети должны знать название 4-5 растений, называть их части (стебель, ветки, листья, цветы), уметь более точно и подробно описывать растения, отмечать форму листьев»; детей нужно научить выполнять следующие операции по уходу за комнатными растениями: поливать их водой комнатной температуры, знать какое растение нуждается в поливе, а какое нет, протирать пыль; дать понятие о факторах развития растений: свет, тепло, влага, уход за ними человека.

С.Н.Николаева выделяет экологическое значение труда, определяет условия активного взаимодействия с природой. Все это позволяет приобрести детям необходимые знания об окружающем мире и, в том числе, о комнатных растениях.

Дошкольный возраст – это период, когда ребенок хочет трудиться и с удовольствием включается в труд взрослых. Поэтому именно этот возраст является наиболее благоприятным для приучения детей к труду и формированию знаний о комнатных растениях.

В последние годы в практике пользуются новыми программами, где определен круг знаний детей о природе. Подраздел «Мир природы» программы «Радуга» является составляющей познавательного развития детей, в рамках которого им дают информацию, развивают познавательные процессы, формируют отношение к окружающему миру; в программе «Детство», раздел «Ребенок открывает для себя мир природы» представляет знакомство детей с самыми разными явлениями из жизни растений; «Программа воспитания и обучения детей в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой определяет объем, содержание и требование к знаниям детей о природе (растительном и животном мире).

Однако, наблюдения показывают, что дети пятого года жизни в достаточной мере имеют лишь знания о животных, тогда как знания о растениях поверхностны, недостаточно осознаны. Это происходит из-за фрагментарности, отсутствия системного подхода к формированию у детей знаний о растениях, что подтверждается анализом планов воспитательно-образовательной работой в ДОУ, где занятия по экологическому образованию планируются в среднем 1-2 раза в месяц, причем из них занятие по ознакомлению с растениями всего одно в 2 месяца.

Комнатные растения: из них надо выбрать растения, похожие на дерево, траву или куст. Неприхотливые, цветущие, желательно с одноцветными цветами (примула, бегония, герань, бальзамин, кливия), с широкими плоскими листьями (фикус), контрастными листьями (традесканция, драцена).

Эти виды комнатных растений украшают детский сад и в то же время очень удобны для осуществления образовательных и воспитательных задач. С помощью комнатных растений проводятся занятия по ознакомлению детей с растениями, прививают трудовые навыки по уходу за ними.

В результате полипрограммирования и возникает практика отбора содержания знаний, поэтому данная проблема является актуальной. Исходя из актуальности, был выделен методологический аппарат.

Методологический аппарат:

Тема: «Формирование знаний о растениях посредством ухода за ними у детей пятого года жизни».

Объект исследования : умственное воспитание детей пятого года жизни.

Предмет исследования : педагогические условия формирования знаний о комнатных растениях в процессе ухода за ними у детей пятого года жизни.

Цель исследования : выделить и опытно-экспериментальным путем проверить условия, способствующие формированию знаний о комнатных растениях в процессе ухода за ними у детей пятого года жизни.

Задачи исследования:

1. На основе анализа психолого-педагогической литературы выявить условия формирования знаний о комнатных растениях в процессе ухода за ними у детей пятого года жизни.

2. Подобрать диагностический инструментарий для выявления уровня знаний о комнатных растениях в процессе ухода за ними у детей пятого года жизни.

3. Раскрыть и опытно-экспериментальным путем апробировать методику формирования знаний о комнатных растениях в процессе ухода за ними у детей пятого года жизни.

4. Провести количественный и качественный анализ полученных результатов.

Методика исследования : наблюдения, беседы, педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ полученных результатов.

Глава 1. Теоретические основы формирования знаний о комнатных растениях в процессе ухода за ними у детей среднего дошкольного возраста

1.1 Психолого-педагогические подходы к проблеме формирования знаний о растениях у детей дошкольного возраста

Дети пятого года жизни получают знания в общении со взрослыми и сверстниками, через книги и телевидение, в формирующейся учебной деятельности. Знания формируются как в стихийном познании природы, так и в процессе направленного умственного воспитания. Знания являются результатом умственного воспитания. Знания - это отражение человеком объективной деятельности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки; коллективный опыт человечества, результат познания объекта и деятельности (И.П.Подласый). Знания - результат познания, научные познания, научные сведенья; совокупность сведений в какой-нибудь области (С.И.Ожигов).

mirznanii.com

«Формирование у старших дошкольников представлений о росте и развитии растений»

«Формирование у старших дошкольников представлений о росте и развитии растений»

Выполнил слушатель:

Курсов 219, Воспитатель МКДОУ ДС «Семицветик»

г. Краснослободска»

Волгоградской области

Голота Алевтина Николаевна

Волгоград

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………...3

1.Экологическое воспитание, его роль в процессе обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста..................................................................5

2.Методы и формы развития представлений об объектах растительного мира у детей старшего дошкольного возраста……………………………………..….8

3.Практическая часть. Разработка конспекта НОД по формированию у старших дошкольников представлений о росте и развитии растений в МКДОУ ДС ««Семицветик» Краснослободска»…..…….…………….….…..15

Заключение…………………………………………………………………….…22

Список использованной литературы……………………………………...……23

Приложения……………………………………………………………….……..24

Введение

Именно на этапе дошкольного детства складывается началь­ное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональ­ные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Именно в дошкольный период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.

Необходимость экологического воспитания в условиях детского сада обуславливается тем обстоятельством, что дошкольное детство - ответственный период жизни человека, когда формируются представления, являющиеся начальной формой знаний.

Формирование представлений у старших дошкольников о росте и развитии растений - необходимое условие воспитания бережного отношения к природе, к людям, к материалам природного происхождения. А именно, дошкольник, зная о своих потребностях, лучше понимает потребности других живых существ, может практически сохранить, поддержать или создать для них нужные условия; может сочувствовать, сопереживать живому миру. Дошкольник способен адекватно оценивать свое отношение и отношение людей к окружающей среде.

Таким образом, проблема формирования экологической культуры в процессе обучения и воспитания является одной из обсуждаемых и актуальных на сегодняшний день.

Идеи формирования представлений о росте и развитии живых существ имеют глубокие корни в педагогической науке, внимание данному вопросу уделяли в своих трудах деятели педагогики - Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, Н.К. Крупская, В.Г. Белинский и др.,

Психолого – педагогические аспекты проблемы ознакомления дошкольников с ростом и развитием в живой природе раскрываются в работах Поддъякова Н.Н., Саморуковой П.Г., Кондратьевой И.Н., Николаевой С.Н.

Цель данной курсовой работы – изучить теоретические аспекты формирования у старших дошкольников представлений о росте и развитии растений.

Для достижения поставленной цели были определены задачи:

- изучить понятие экологического воспитания, его значение в процессе воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста;

- изучить основные виды и формы развития представлений у старших дошкольников о росте и развитии растений;

- разработать конспект НОД по формированию у старших дошкольников представлений о росте и развитии растений.

Экспериментальная проверка реализации формирования представлений о росте и развитии растений была реализована в МКДОУ ДС «Семицветик» Краснослободска» в старшей группе.

1. Экологическое воспитание, его роль в процессе обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста

Экологическое образование предусматривает формирование научного мировоззрения, так как оно является ядром сознания, придает единство духовному облику человека, вооружает его социально-значимым и экологически приемлемыми принципами подхода к окружающей среде.

Экологическими следует считать только те представления, которые отражают объективно существующие в природе связи и зависимости. В ряде педагогических исследований показана способность дошкольников к усвоению связей, зависимостей, существующих в природе. Наиболее изученными являются вопросы усвоения детьми зависимостей, существующих в растительном мире.

Этими исследователями была доказана доступность детям старшего дошкольного возраста знаний о зависимости роста и развития растений от наличия внешних факторов среды.

Рост и развитие - различные и вместе с тем взаимосвязанные биологические процессы. Развитие представляет собой количественные и качественные изменения в организме животного на протяжении его жизни. Рост – это увеличение размеров развивающегося организма в целом и отдельных его органов.

Экологическое образование старших дошкольников базируется на двух главных основаниях:

- первое заключается в том, что у детей следует формировать осмысленные представления и отношения к окружающему миру;

- второе заключается в том, что положительные взаимодействия с окружающим миром являются важной составляющей здорового развития ребенка, они расширяют сферу изучения мира и качество жизни ребенка в течение широкого диапазона времени.

Необходимость экологического образования дошкольников уже не вызывает сомнений. Более важными становятся вопросы разработки содержания, методов, форм, технологий экологического образования, его специфика.

Идеи формирования представлений о росте и развитии живых существ имеют глубокие корни в педагогической науке.

В трудах Н.К. Крупской, Е.И. Тихеевой, Э.И. Зелкинд, С.А. Веретенниковой, Д.В. Сергеевой, В.Г. Нечаевой, С.Н. Николаевой, Л.С. Игнаткиной, Т.В. Христовской доказано, что взаимосвязь с природой, труд в природе заключает в себе большие возможности для всестороннего развития личности дошкольника и формирования системы знаний о природе.

Великий педагог Я.А.Коменский изложил программу знаний, положив в ее основание принцип энциклопедичности. Это значит, что нельзя ограничивать познания ребенка дошкольного возраста какими-либо сторонами действительности. Малыш воспринимает мир целостно, поэтому и знания должны быть разнообразными. Я.А.Коменский определил еще одно требования к знаниям для маленьких детей: они должны служить воспитанию. Оба эти принципа учтены при определении содержания знаний дошкольников, в том числе и природоведческих знаний.

Передовые педагоги XIX века считали, что знакомство с родной природой должно занять ведущее место в воспитании и обучении детей. Эта идея нашла свое отражение во взглядах В.Ф. Одоевского и К.Д. Ушинского.

В.Ф. Одоевский указывал, что в умственном и нравственном воспитании дошкольников, в подготовке их к школе большое значение имеет сообщение им систематических знаний о жизни природы. Получение знаний должно быть тесно связано с трудом, с активной деятельностью ребенка. Одоевский рекомендовал педагогам использовать рациональные методы воспитания, которые способствуют овладению знаниями о природе и применению их в практической деятельности детей.

К.Д. Ушинский считал природу великой воспитательницей, которая оказывает существенное влияние на формирование патриотизма, эстетических чувств.

А.И. Герцен, В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов считали, что познание окружающего мира способствует не только умственному воспитанию детей, формированию у них материалистического мировоззрения, но и оказывает большое влияние на нравственное и эстетическое развитие. Особое значение они придавали формированию у детей правильных, реалистических представлений о природе, необходимости приучать их рассматривать природные явления в тесной взаимосвязи и взаимообусловленности.

Итак, именно в дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру, а детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического воспитания и образования.

2. Методы и формы развития представлений об объектах растительного мира у детей старшего дошкольного возраста

Специфической чертой формирования представлений об объектах живого мира у дошкольников являются непосредственный контакт ребенка с объектами природы, «живое» общение с растениями, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними, осмысление увиденною в процессе обсуждения.

Значимый момент при формировании представлений о жизни растений связан с выработкой отношения детей к растениям, которое в рамках экологического воспитания является конечным результатом.

- «огород на окне», выращивание двух луковиц в стеклянных сосудах (в разных условиях), еженедельные наблюдения за ними и зарисовки в календаре. Это развивает наблюдательность детей, их способность замечать изменения растущих растений, понимать значение неодинаковых условий для их роста;

- наблюдение и уход за комнатными растениями;

- чтение на протяжении всего учебного года коротких рассказов писателей о растениях, рассматривание книг с иллюстрациями, изучение стихотворений позволяют формировать у детей устойчивый интерес к наблюдению природы, понимание того, что впечатления можно творчески представить другим людям - в форме рассказов и рисунков;

- проведение экологических досугов, развивающих положительное эмоциональное отношение к природе;

- организация экологических тропинок по территории детского сада, с рассказами воспитателя о растениях, произрастающих на территории детского учреждения, или походы на близлежащие зеленые зоны.

- отгадывание загадок о растениях;

- изготовление поделок из природных материалов, аппликаций;

- организация праздников, посвященных временам года, где подробно рассказывается о сезонных явлениях в жизни растений.

- совместная деятельность взрослых и детей в зеленой зоне детского сада.

Так, создание стационарной развивающей экологической среды в дошкольном учреждении - это непрерывный педагогический процесс, который включает организацию «экологических пространств», их совершенствование и коррекцию, ежедневное поддержание условий, необходимых для жизни всех живых существ.

Такая постоянная деятельность является методом экологического воспитания: она приучает детей систематически думать и заботиться о «братьях меньших» - растениях и животных, находящихся в одном жизненном пространстве с ними. Но методом эта деятельность становится лишь в том случае, если она выполняется совместно взрослыми и детьми.

Наблюдение - это  специально  организованное  воспитателем,  целенаправленное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы.

Цель наблюдения за жизнью растений - это усвоение разных знаний, установление свойств и качеств, внешнего строения, причин изменения и развития объектов растительного мира, сезонных явлений в жизни растений.

Для успешного достижения  поставленной  цели воспитатель продумывает и  использует специальные приемы, организующие, активное восприятие детей: задает вопросы, предлагает обследовать, сравнивать объекты между собой, устанавливать связи между отдельными объектами и явлениями природы.

Наблюдение позволяет показать детям природу в естественных условиях во всем ее многообразии, в простейших, наглядно представленных взаимосвязях. Многие связи и отношения природных явлений доступны непосредственному наблюдению, зримы.

Систематическое использование наблюдения в ознакомлении с растениями приучает детей подмечать их особенности и приводит к развитию наблюдательности, а значит, решению одной из важнейших задач умственного воспитания.

Наблюдение за жизнью растений является неисчерпаемым источником эстетических впечатлений и эмоционального воздействия на детей.

Метод наблюдения в ознакомлении детей с жизнью растений является основным. Основной запас накопленных ребенком в дошкольном возрасте знаний - это представления, т. е. образы воспринятых им ранее объектов, явлений. Чем конкретнее, ярче представление, тем легче ребенку использовать его в практической и познавательной деятельности. А для этого необходимы частые непосредственные встречи с природой, наблюдение за ее объектами.

Для формирования у детей представлений о росте и развитии растений, о разнообразии растений и животных, распознавания особенностей тех или иных объектов, их свойств, признаков, качеств используется распознающее наблюдение. Оно обеспечивает накопление у детей ярких, живых знаний о природе. Используется и наблюдение, способствующее формированию представлений о росте и развитии растений и животных, сезонных изменениях в природе.

Часто в процессе наблюдения бывает необходимо установить целое явление по отдельным его признакам. Например, определить по цвету, зрелый или незрелый плод; узнать по упавшему семени, какому дереву оно принадлежит, по следу — какое животное прошло, и т. д.

Наблюдение может проводиться как с отдельными детьми, с небольшими группами (в 3—6 человек), так и со всей группой воспитанников. Это зависит от цели и содержания наблюдения, а также задач, стоящих перед воспитателем. Так, на занятии можно наблюдать за животными и растениями, трудом взрослых. Работа с детьми в этом случае организуется фронтально. На экскурсии наблюдение организуется со всеми детьми, с маленькими подгруппами и с отдельными воспитанниками. В уголке природы целесообразно проводить наблюдение с отдельными детьми или с небольшими подгруппами.

В зависимости от количества детей, участвующих в наблюдении, оно может быть:

- индивидуальным,

- групповым;

- фронтальным.

В зависимости от поставленных воспитателем целей наблюдение бывает:

- эпизодическим,

- длительным;

- итоговым (обобщающим).

Предварительный этап - подготовка к наблюдению. Прежде всего воспитатель определяет место наблюдения в системе предстоящей работы по ознакомлению детей с природой, задачи (содержание знаний, умений и навыков в соответствии с программой), которые с наибольшей полнотой могут быть решены с помощью этого вида деятельности, затем выбирает объект для наблюдения, который должен быть для детей интересным и в то же время доступным для восприятия.

Воспитателю следует подготовить все необходимые в ходе наблюдения предметы. Так, наблюдение может проходить с использованием специальных приборов (термометр, лупа и т. д.). Необходимо продумать и организацию детей: как разместить их, чтобы объект хорошо был виден всем, чтобы можно было свободно подойти к нему. Следует предусмотреть и хорошее освещение объекта.

Общие требования к организации наблюдения. Каждый вид наблюдений требует своеобразного руководства со стороны воспитателя. Вместе с тем есть общие требования для проведения всех видов наблюдений.

1. Цель и задача наблюдения должны быть поставлены четко и конкретно. Во всех случаях задача должна иметь познавательный характер, заставлять ребенка думать, вспоминать, искать ответ на поставленный вопрос.

2. Для каждого наблюдения воспитателю необходимо отбирать небольшой круг знаний. Представления об объектах природы формируются у детей постепенно, в результате многократных встреч с ними. Каждое наблюдение должно давать детям новые знания, постепенно расширяя и углубляя первоначальные представления.

3. В организации наблюдений следует предусматривать системность, что обеспечит их взаимосвязь. В результате у детей сформируется полное, глубокое представление об окружающей природе.

4. Наблюдение должно способствовать развитию умственной и речевой активности детей. Активизация умственной деятельности достигается разнообразными приемами: постановка конкретной и доступной задачи наблюдения, использование обследовательских действий как способа наблюдения, привлечение детского опыта, проговаривание результатов наблюдения, сравнение одного объекта с другим, предъявление вопросов разной степени сложности (вопросы должны будить мысль ребенка).

5. Наблюдение должно возбудить интерес детей к природе, желание как можно больше узнать о ней.

6. Знания, полученные детьми в процессе наблюдений, должны закрепляться, уточняться, обобщаться и систематизироваться с помощью других методов и форм работы. Такими способами могут быть рассказ воспитателя, чтение книги о природе, рисование и лепка, ведение календарей природы, беседы об увиденном.

7. В результате каждого наблюдения у детей должно быть сформировано представление или элементарное понятие о том или ином объекте природы.

При организации наблюдения необходимо учитывать уровень развития наблюдательности у воспитанников данной группы. В выборе объектов воспитатель руководствуется и сроками наступления различных явлений в природе местного края. Далее педагог конкретизирует объем знаний, которые необходимо сформировать у детей в результате предстоящего, а также последующих (повторных) наблюдений. Важно продумать, как будет организовано наблюдение: со всеми детьми или с подгруппой, у всех ли детей будет раздаточный материал (ветки, семена, овощи, фрукты) или только у воспитателя. Не менее важна подготовка объектов наблюдения. Проводя наблюдение, воспитатель строит свою деятельность, учитывая три основных этапа.

На первом этапе необходимо, чтобы воспитанники получили общее представление об объекте. Детям дается время для его подробного осмотра. Воспитанники должны удовлетворить свое любопытство, узнать, что это такое, выразить к нему свое отношение.

На втором этапе воспитатель, учитывая возрастные возможности детей, использует разнообразные приемы для выявления свойств, качеств, признаков объекта, особенностей образа жизни, состояния растения и т. д.,

Воспитатель задает детям вопросы, загадывает загадки, предлагает обследовать предмет, сравнить один с другим. Широко используются трудовые действия, игровые приемы, а также стихи, отрывки из художественных произведений. Это вызывает у детей эмоциональное отношение к наблюдаемому объекту.

Так, например, рассматривание растения начинается с выделения наиболее ярких его частей (цветок, стебель, листья). Затем по порядку рассматриваются особенности их внешнего строения (величина, форма, характер поверхности и т. д.). Воспитатель таким образом приучает детей вести наблюдение планомерно.

На третьем этапе подводится итог наблюдения, обобщаются полученные знания.

Каждое последующее наблюдение должно быть связано с предыдущим. Таким образом, формируется система знаний, умений и навыков детей.

3. Практическая часть. Разработка конспекта НОД по формированию у старших дошкольников представлений о росте и развитии растений в МКДОУ ДС ««Семицветик» Краснослободска»

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад Семицветик г. Краснослободска функционирует с 1987 года.

МКДОУ ДС Семицветик г. Краснослободска обеспечивает:- воспитание, обучение, оздоровление детей в возрасте от полутора до семи лет;- оказание психологической помощи и коррекцию ФФНР у детей дошкольного возраста;

- взаимодействие с семьей, общеобразовательной школой, школой искусств, центром детского творчества для обеспечения полноценного развития ребенка.

Цель работы МКДОУ ДС «Семицветик» - это всестороннее, гармоничное развитие личности дошкольника. А одними из приоритетных направлений в деятельности являются развитие эмоционального мировосприятия и воспитание социально нравственных качеств личности дошкольника. Очевидно, что немаловажное воздействие в данных направлениях оказывает формирование представлений о живой природе, о необходимости бережного отношения к ней.

В данной контрольной работе приводится разработка – конспект непосредственно - образовательной деятельности по формированию у старших дошкольников представлений о росте и развитии растений.

Непосредственно - образовательная деятельность

Тема: Секреты Лесовичка

Образовательная область: познание

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация.

Вид деятельности: познавательно – исследовательская

Возраст: 5-6 лет

Цель: сформировать представление о росте и развитии растений, развитие бережного отношения к природе.

Задачи:

1.Образовательные:

- расширить знания детей о растениях, их особенностях, классификации (деревья, кустарники, травы), основных жизненных функциях;

- научить сравнивать объекты по общим признакам, обобщать;

2.Развивающие:

- развивать навыки описания;

- развивать наблюдательность;

- развивать любознательность.

3.Воспитательные:

- воспитывать интерес и бережное отношение к растениям;

- воспитывать умение работать в коллективе.

Форма организации: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Материал и оборудование:

Проектор, презентация, поделки из природного материала, гербарии листьев, наборы цветных карточек, разноцветные осенние листья, наборы цветной бумаги, кисть, клей, ножницы, карандаши, салфетки.

Ход непосредственно – образовательной деятельности:

Создание мотивации и эмоционального настроя на деятельность.

На столах расставлены поделки из природного материала. Перед началом занятия появляется клоун Кузя, знакомится с детьми. Звучит музыка, заходит Лесовичок. (слайд с изображением леса)

Лесовичок. День добрый, ребята! Сегодня я хочу пригласить вас в гости в волшебный лес. В нем много растений, каждое из которых имеет свои загадки…

Сосны, елки, березы, клены…

Это лес - он наш друг зеленый!

Добрый друг, он шумит, поет

И в прохладную тень зовет.

А вы знаете, что для вас

Он загадки свои припас.

Лесовичок. Отгадайте-ка мои загадки!

1)Вроде сосен, вроде елок, А зимою без иголок. (Лиственница)2) Весной зеленела, летом загорела, Осенью надела красные кораллы. (Рябина)

3) Кудри в речку опустила, и о чем-то загрустила,А о чем она грустит никому не говорит. (Ива)4) Ее в лесу найдешь, пойдем гулять и встретим.Стоит колючая, как еж, зимою в платье летнем.(Ель)5) Летом - снег! Просто смех! Снег по городу летает,Почему же он не тает? (Пух с тополя)

Открытие нового знания или умения.

Лесовичок. А еще нас в лесу встречают стройные белоствольные красавицы. (Слайд)

Кузя. Да ведь это самые обыкновенные березы!

Разбежались по опушке

В белых платьицах подружки.

Лесовичок. Березы не зря считаются первыми красавицами наших лесов. Молодые березы имеют бурую окраску, а белеть они начинают лишь с пяти лет. В их клетках есть особое вещество, которое и придает березе белый цвет. А особенно красивы березы во время цветения. Наряжается березка в листву и желтые сережки.

Не заботясь о погоде, В сарафане белом ходит, А в один из теплых дней Май сережки дарит ей.

Кузя. Сережки? Ха-ха-ха! Это только у женщин в ушах сережки. А еще у папуасов…

Лесовичок. У березы весной одновременно с листьями распускаются цветки. Крупные соцветия называются сережки.

Кузя. А еще люди собирают березовый сок.

Лесовичок. Да, Кузя, если весной поранить ствол березы, то из надреза по каплям сочится сок. Но это очень вредно для растения! Не делайте надрезов и не позволяйте это делать другим!

Кузя. А что это за дерево – невысокое, с тонким и кривым стволом? (Слайд)

Лесовичок. Это ольха. Кора у неё всегда гладкая, даже если дерево старое. У ольхи необычная древесина, а вернее её цвет – оранжевый. Свежий ольховый пенек оранжевый, как апельсин.

Кузя. Пойду-ка я поближе, рассмотрю листья. Ай-ай-ай! Тут что-то кусается.(Слайд с изображением крапивы)

Лесовичок. Кусается? Знаю, знаю эту кусачку. А вы ребята знаете?

Растет зеленый кустик,

Дотронешься-укусит.

Что же это за трава такая, кусачая? (Ответы детей). Это крапива.Название «крапива» произошло от слов кропить, крапчатый и связано с главным признаком крапивы – обжигать, оставляя на коже красные крапины.Народные названия: жгучка, жигалка, стрекучка). Как вы думаете, отчего крапива получила такие названия? (Ответы детей). За свою способность обжигать.

Лесовичок. Крапива – это лекарственное растение.

Кузя. Лекарственное? А где у неё таблетки спрятаны?

Лесовичок. А таблетки у крапивы спрятаны в листьях и стеблях. Именно в них содержится много витаминов.

Кузя. А сколько в лесу одуванчиков!

Воспитатель (слайд с изображением одуванчика)

В пышной шапке,С длинной ножкой.Я нашла его в лесу,Одуванчик у дорожки,Но с собой не унесу:Лишь возьму его в букет,Дунет ветер – шапки нет!

Кузя. А как легко дышится в лесу! Наверное, потому, что там тень и солнце не палит.

Воспитатель. Ребята, прав ли Кузя? Как вы думаете, почему в лесу легко дышится? (Дети отвечают)

Лесовичок. Правильно, в лесу дышится легко, потому что растения выделяют кислород. Прошу вас помнить о том, что растения: деревья, травы, кусты – это живые существа.

Кузя. Значит, если у растения не будет, например, пищи, оно может заболеть или даже погибнуть?

Лесовичок. Конечно, для жизни растениям необходим солнечный свет, достаточное количество влаги, минеральных веществ. Все растения имеют сходные приспособления для питания – корни. Чем больше ветвятся и растут корни, тем лучше они обеспечивают растение питанием.

(Слайд с изображением дерева, кустарника, травы).

В лесу растут деревья, кустарники, травы. У дерева только один твердый стебель – ствол, а от него во все стороны отходят ветки, у куста несколько твердых стеблей, а у травянистых растений стебли мягкие.

Воспроизведение нового в типовой ситуации (первичное закрепление):

Детям предлагается игра, в которой необходимо отобрать иллюстрации деревьев, кустарников, трав.

Открытие нового знания или умения.

Лесовичок. У всех растений есть листья. Только листья бывают разные. Так, у ели, сосны листья похожи на иголочки.

Девочка из группы читает стихотворение А. Барто (На слайде изображение ели и сосны)

Я у мальчиков спросила: - Что это за деревце?

Говорят они: - Осина. – Только мне не верится…

Даже елки мы в начале от сосны не отличали:

Раз торчат иголочки, значит, это елочки.

А когда на ветку ели мы получше поглядели,

Оказалось, что она не такая как сосна

Воспитатель. Молодец! А давайте сравним ветку ели и сосны.

Кузя. Ветка ели колючая, и ветка сосны зеленая.

Воспитатель. Сравнивать предметы можно только по одному и тому же признаку.

Воспроизведение нового в типовой ситуации (первичное закрепление):

Игра «Кто внимательный» (на слайдах парные изображения растений: дуб-ландыш, тополь-береза, ландыш-мак, апельсин-мандарин)

Найдите ошибки в высказываниях:

1.Дуб высокий, а ландыш красивый.

2.Лист тополя зеленый, а лист березы маленький.

3.Цветы ландыша белые, а цветы мака крупные.

4.Апельсин оранжевый, а мандарин круглый.

(Дети дают правильные ответы)

Открытие нового знания или умения.

(Слайд с изображениями разных форм листьев)

Лесовичок. Листья бывают очень разными по форме. Их пластинки могут быть похожими на круг, яйцо, ромб, руку с пальцами. А края пластинки украшены зубчиками, ресничками.

А теперь давайте поиграем в игру «Угадай дерево»

Воспроизведение нового в типовой ситуации (игра по новым правилам).

Ребята делятся на несколько команд. Каждой команде даются гербарии листьев растений, необходимо отгадать деревья, которым они принадлежат (рябина, ива, каштан, клен, береза, ольха).

Физкультминутка

(Проходит под музыку «Аленький цветочек)

Индивидуальное задание:

Игра «Собери растение». Ребятам раздаются наборы цветных карточек с изображениями растений. Необходимо собрать целую картинку из частей.

И рассказать что это за растение, где можно увидеть это растение.

Дополнительное индивидуальное задание

Воспитатель. А теперь мы с вами приготовим для Лесовичка украшения-аппликации из листьев. (Приложение 2)

(Из аппликаций впоследствии формируется выставка)

Итог НОД.

Воспитатель читает стихотворение «Дикарь в лесу»

Хозяйка белочка в лесу орехи собирала

Она в лесу том каждый сук и каждый кустик знала

Однажды в лес противный тип пришел с большой котомкой.

Небрежно сбил ногою гриб и выругался громко.

Стал гнуть орешину – сломал, зажал под мышкой ветви;

Нашел один орех – сорвал, сорвал второй и третий…

Отбросил куст и, как медведь, пошел себе довольный,

А бедной белке и смотреть на это было больно.

Лесовичок. Ребята, какие правила были нарушены в лесу?

(Дети отвечают на вопрос, прощаются с Лесовичком, обещают в лесу вести себя тихо и аккуратно).

Заключение

Итак, именно в дошкольный период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии - если взрослые, воспи­тывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир при­роды, помогают наладить взаимоотношения с ним. Представления о росте и развитии растений и животных, успешно складываются в условиях, когда дошкольники могут регулярно наблюдать за живыми существами.

Формирование динамических представлений о природе, позволяющих дошкольникам видеть за статистикой конкретного состояния динамику предшествующих  преобразований и прогнозировать дальнейшие изменения,  способствует  умственному развитию.

Безусловно, что специфической чертой формирования представлений об объектах живого мира у дошкольников являются непосредственный контакт ребенка с объектами природы, «живое» общение с растениями, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними, осмысление увиденною в процессе обсуждения.

Значимый момент при формировании представлений о жизни растений связан с выработкой отношения детей к растениям, которое в рамках экологического воспитания является конечным результатом.

Таким образом, формирование представлений у старших дошкольников о росте и развитии растений - необходимое условие воспитания бережного отношения к природе, к людям, к материалам природного происхождения. А именно, дошкольник, зная о своих потребностях, лучше понимает потребности других живых существ, может практически сохранить, поддержать или создать для них нужные условия; может сочувствовать, сопереживать живому миру.

Список использованной литературы

  1. Дмитриев Ю.О. О природе для больших и маленьких. М.: 1984

  2. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. М.: Просвещение, 1985.

  3. Методика ознакомления с природой в детском саду/под ред. П.Г.Саморуковой.- М.: Просвещение,1992.

  4. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. М., 2002.

  5. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. М.: Академия, 1999

  6. Зебзеева В.А., Палагина Н.В., Даминова Г.А. Формирование представлений о росте и развитии живых организмов у детей старшего дошкольного возраста. ОГПУ, 2011.

  7. Прохорова Л.Н. Экологическое воспитание дошкольников. М., 2004.

  8. WWW.window.edu.ru/resource/

Приложение 1

hello_html_m43918c86.jpg

hello_html_m42226eba.jpg

hello_html_m35197a38.jpg

hello_html_m274d3699.jpg

hello_html_m578eab23.jpg

hello_html_mf0881c.jpg

hello_html_m55c78dee.jpg

hello_html_m5dc19ccf.jpg

hello_html_25ac8ebd.jpg

Приложение 2

hello_html_75b631f4.jpg

hello_html_m65ed8a6e.jpg

hello_html_78f2cc03.jpg

infourok.ru

Воспитание человека Культуры

 Воспитание человека Культуры

Быть грамотным

еще не значит быть культурным

В наше время немало обсуждается проблем, связанных с духовной деградацией общества – войны, насилие, терроризм, религиозная и этническая нетерпимость. Пути решения этих и других проблем, а также всевозможных разногласий и споров ищут в юридической и экономической областях, умножая и без того бесчисленное количество правовых документов, тщетно пытаясь прописать все случаи жизни в законодательных актах и нормативах и надеясь на их исполнение. О самом же реальном, важном и неотложном обычно не говорится, и главная причина всех конфликтов – этико-психологическая – остается без внимания. Ученые пытаются искать ответы и в психологии, но безуспешно, поскольку в поиске решений по оздоровлению общества не выходят за пределы житейских проблем, бытового взгляда на жизнь. И перекраиваются старые методики, в основе которых давно отжившие представления о жизни – предрассудки.

Но утверждающийся новый век приносит новое мировоззрение и новое решение проблем. Решение заложено в самой основе человека, в основе его внутреннего мира, в развитии его сознания и в осознании тех преимуществ, которые дает идея сослужения Общему Благу, ведущая к необходимости работы каждого по самосовершенствованию, к преобразованию собственной духовно-нравственной сферы.

«Способен ли человек, ощутив себя частицей Вселенной, преобразить собственную природу, внешний мир и обрести бессмертие?». Этот вековечный вопрос-мечта землян был в центре внимания представителей космического направления философской и научной мысли России. Творчество этих мыслителей основывалось на глубоком знании, вытекающем из целей и задач природной, космической эволюции.

Преобразить природу человека возможно лишь его неутомимой и упорной работой над собой. И начать такую деятельность – НАЧАТЬ С СЕБЯ – нужно с осознания цели и смысла существования, законов взаимосвязи всего сущего, тех особенностей, которые заключают в себе характер человека и его поведение, значения привычек в нашей жизни. И главное в такой работе – освобождение от старых представлений о мире, углубление и утончение сознания, изменение взглядов на жизнь, что вызвано объективной необходимостью – развитием самой жизни, утверждением новой научной парадигмы и нового подхода к изучению человека – как целостного космопланетарного явления.

«Через миропонимание и самопознание – к преобразованию себя и мира» – такова эволюционная задача человека, таков путь развития личности.

И путь этот – путь Культуры.

Культура – это исторически накопленный духовный опыт человечества, используемый в качестве инструмента беспрерывных преобразований – как человека, так и окружающей среды, – обеспечивающий человеку и человечеству перспективы социального и духовного развития в его наиболее благоприятных и наименее кризисных направлениях,– такое определение культуры дают отечественные ученые-культурологи, обозначая тем самым ее миссию. Однако, в обществе эта Миссия еще далеко не осознана, несмотря на то, что культура пронизывает все без исключения области и состояния социальной жизни, отражая общественное коллективное сознание [1] и, вместе с тем, формируя его. Влияя через ценностные ориентации, общее коллективное сознание является мощным духовным фактором общественного развития, а ориентиром в этом процессе является культура.

Наверное, вряд ли найдется среди нормальных людей такой человек, который не хотел бы быть культурным. Однако, под этим часто подразумевают лишь знание приличий и умение быть обходительным. Несомненно, вежливость – одно из условий, составляющих многокомпонентное качество культурности, характеризующее человека, по духу соответствующего высокому понятию Культуры. Однако вежливость еще не есть культурность, и этикет еще не Этика.

На протяжении многовековой истории развития человеческой мысли этические положения исходили из тезиса о единстве Сущего и Должного. Положения этики, нравственные нормы выводились непосредственно из природы мироздания, всего живого, в т.ч. человека, что связано с космическим характером существования самого человека, как это отмечалось в восточной и античной философии. Понятие должного (этического, нравственного) существовало всегда и везде как основа жизни, и та «свобода», которую установило для себя «цивилизованное» человечество от нравственных, духовных законов бытия, давно уже переступила границы дозволенного, перешла в распущенность; это пошатнуло опору, нарушило равновесие, прекратило поступательное развитие общества. Все это заставляет самым серьезным образом обратиться к Основам жизни, глубоко вникая и пересматривая свое отношение к привычным понятиям: долгу, чести, совести, достоинству, составляющим этическую основу человеческого бытия и формирующим культуру личности.

Чем дальше развивается цивилизация, тем более актуальным становится вопрос о формировании культуры личности, поскольку и управление сложными техническими средствами, и использование высоких технологий требуют так же и высокого уровня развития человека, осознания им своей ответственности перед обществом.

Безответственный человек не может быть культурным.

Но разве может быть культурным эгоист? Себялюбивому нет дела до других, и чувство самоотверженной любви ему незнакомо, так же как и понятие Общего Блага. Но без этого нет Культуры. Недаром в Лицее, где воспитывался А.С. Пушкин и откуда вышли многие выдающиеся личности, был девиз: «На пользу общую».

Умение самоотверженно трудиться на благо Общее отличает культурного человека в ряду других людей, и такое желание возникает лишь у того, кому свойственно сердечное устремление к совершенствованию. Без самосовершенствования нет Культуры, как и без качества сердечности нет культурности. Внешняя, показная вежливость не скроет жестокосердия, и не зря говорится: бессердечие есть ничто иное, как а-культурное состояние сердца. Особенность заключается в том, что сердце нужно воспитывать. Не будем принимать эти слова как отвлеченное поучение, но отметим для себя, что нельзя образовать мозг без утончения сердца.

Быть культурным, значит быть способным к сотрудничеству, а это есть самый быстрый путь к совершенствованию. Без этого качества человечеству не переступить порог Новой эпохи, в которой сотрудничество будет основой творчества.

Однако, умение ладить с людьми вовсе не означает беспринципности, так же как и великодушие, атрибут культурности, не означает попустительства всякой пошлости и безнравственности. Именно пошлость, эгоизм, лицемерие являются противниками Культуры, и управляет ими все та же невежественность.

Невежество недаром считается причиной всех бед, поскольку благодаря ему расцветает эгоизм и основанные на нем нетерпимость, зависть, обидчивость, ложь и многие другие отвратительные свойства человеческой натуры, препятствующие культурному развитию не только человека, но и всего общества.

О том, что «невежество есть тягчайшее преступление», люди знают давно, и многие из великих указывали человечеству на этот недуг. Однако, до сих пор даже те, кто считают себя культурным, позволяют себе враждебно относиться ко всему, что выходит за пределы установленного уровня мышления.

Отрицательное отношение к новому не может являться принадлежностью развитого сознания. Именно, стремление к Знаниям и открытость ко всему новому, эволюционно-строительному – в этом еще одна особенность и характерная черта культурного человека.

 Ступени развития человека культуры

От невежества до высокого качества культурности человеку надо пройти, как известно, немало ступеней и для начала надо стать цивилизованным – овладеть так называемой функциональной грамотностью, уметь пользоваться основными современными техническими средствами. Можно сказать, что культурный человек всегда цивилизован, но, как известно, не каждого цивилизованного человека можно назвать культурным.

Продвигаясь к вратам Культуры, мы получаем образование, но, становясь образованными, становимся ли при этом (автоматически) культурными?

Образованность, безусловно, внушает уважение общества, ибо много труда и старания надо вложить, чтобы овладеть, как это подобает современному культурному человеку, большими знаниями, ориентируясь в различных сферах Культуры: не только в искусстве, но в науке – быть в курсе последних научных достижений, а также быть знакомым с особенностями мировых религий, проявляя при этом особый интерес к отечественной Культуре, ибо небрежение к Родине было бы прежде всего некультурностью.

Однако многим известно, что не каждого образованного, просвещенного человека можно назвать интеллигентным – что же свойственно этому понятию? Кроме интеллектуальности, это: честность и порядочность, достоинство личности и умение уважать человеческое достоинство в других, отзывчивость, сдержанность и многое другое. Все качества, характерные для интеллигентного человека, содержат нравственный, духовный аспект, и их охотно перечислят и назовут сами учащиеся на диспуте, посвященном теме культурности и интеллигентности в человеке.

Но и интеллигентному человеку еще много над чем остается работать в стремлении овладеть ключами, которыми открываются двери входа, ведущего к высокой Культуре. Нужен постоянный рост и утонченность духа.

Расширение и утончение мышления , а также чувство красоты дают ту утонченность, то благородство духа, которым и отличается культурный человек. Ограниченное отрицание не имеет места в его кругозоре, и все, что может облегчать эволюцию, приветствуется им.

Тема формирования качеств культурного человека заставляет задуматься над многими вопросами, в том числе и над такими: может ли культурный человек быть равнодушным к историческому прошлому своей Родины и ее будущему? Может он ли он относиться без уважения к понятию Учитель и не быть благодарным ко всем, научившим его? Может ли он позволить себе быть неискренним или нетерпимым?

Эти и многие другие вопросы не раз поставит перед собой человек мыслящий, человек культурный.

Так что же отличает культурного человека?

– цивилизованность и образованность,

– интеллигентность и ответственность,

– умение ценить высокие достижения и почитание Высшего начала,

– любовь к Природе и Родине,

– признательность и умение быть благодарным,

– преклонение перед Прекрасным и утонченность вкуса,

– почитание Знания, творческий труд и стремление к высокому качеству,

– истинное понимание сотрудничества и доброжелательство,

– сердечная преданность ко всему новому, созидательному,

– утонченность и культура сердца...

Без этих качеств нет культурности, но более всего отличает человека высокой культуры то, что:

– он никогда не солжет,

– сохранит самообладание и достоинство в любых обстоятельствах и поможет другому,

– и каждый день он учится чему-нибудь, а красота – критерий этих знаний.

Пусть дети помнят, что не словами, но поступками определяется истинная культура человека.

Сколько бы ни говорилось о Культуре, но «только по делам познается человек», поэтому, обязанность каждого, для кого просвещение и культура не пустой звук, по мере сил бороться в своей области с невежеством и бескультурьем, проявляя волю в действии.

________________________________________

[1] Коллективное сознание – понятие, введенное Дюркгеймом, и изучаемое социологами; о значении коллективного сознания см.: Давыдов А.А. Системный подход в социологии: Законы социальных систем – М.: Едиториал УРСС, 2004. –С. 66-67.

​ 

culturaspb.ru


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта