Вопросы по лекарственным растениям. Викторина «что? Где? Когда» по теме «лекарственные растения» Цель: знакомство с целебными свойствами некоторых растений. Задачи

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Методический материал по лекарственным свойствам растений. Вопросы по лекарственным растениям


Викторина по лекарственным растениям

1. Назовите всем известное растение, ягоды которого в XIX веке были чуть ли не единственным средством для лечения туберкулеза. Что вы о нем знаете?Крыжовник обыкновенныйМноголетний кустарник высотой до 1,5 м семейства крыжовниковых. Впервые культура крыжовника зароди¬лась в XI в. в Древней Руси в монастырских садах, где он был известен под названиями «берсень» и «агрыз». В Мо¬скве при Иване III в XVв. были заложены плодовые сады с крыжовником; широкая культура растения начата с XVI в.Плод—шаровидная или широкоэллиптическая ягода, зеленая, желтая или пурпуровая, голая или усаженная же¬лезистыми щетинками. Крыжовник — одна из ценных ско¬роспелых ягодных культур; нередко его называют север¬ным виноградом. Плоды содержат до 14 % Сахаров (боль¬шая часть их представлена легкоусвояемыми моносахара-ми глюкозой и фруктозой), более 1 % пектиновых веществ, до 2 % органических кислот (в основном лимонной и яб¬лочной), до 60 мг% аскорбиновой кислоты, каротин, вита¬мины Bi, PP, минеральные вещества (соли железа, меди, калия, натрия, кальция, магния, много фосфора).Спелые ягоды едят свежими, сушат и консервируют с сахаром впрок, из недозрелых плодов делают варенье, ки¬сели, компоты, мармелад, вина, наливки. Крыжовник— диетический продукт, рекомендуемый детям и пожилым людям при нарушении обмена веществ и ожирении, хоро¬шее освежающее, тонизирующее, желчегонное и мочегон¬ное средство. В народной медицине отвар ягод применяли и как легкое слабительное при хронических запорах, и как вяжущее при поносах, как кроветворное, болеутоляющее при желудочных коликах, витаминное, противотуберкулез¬ное средства, а также для нормализации функций желудочно-кишечного тракта. 2. Древнегреческий врач Диоскорид оставил немало рецептов по использованию лекарственных свойств этого кустарника, вследствие чего его назвали "панацея Диоскорида". Как называется этот кустарник и что вы можете о нем рассказать?Боярышник кроваво-красныйДревовидный кустарник семейства розовых. Плоды боярышника кроваво-красного содержат сахара (до 10 %), органические кислоты (яблочную, кратегусовую, лимонную, виннокаменную и др.), дубильные вещества, фитостерины, флавоноиды, сапонины, гликозиды, каротин (по 0,5 мг°/о), холин, витамин С (до 30 мг%), жирные масла. Плоды засахаривают, используют для приготовле¬ния варенья, киселей, суррогатов кофе и чая. Муку из су¬шеных плодов иногда добавляют в тесто — получается хлеб с фруктовым привкусом. Цветки содержат флавоноиды (гиперозид, кверцетин, витексин), эфирное масло, органи¬ческие кислоты. С лекарственной целью используют настойку цветков, жидкий экстракт плодов (входит в состав комплексного сердечного препарата кардиовален и других) для усиления сокращения сердечной мышцы, нормализации ритма сер¬дечной деятельности, усиления кровообращения.Препараты рас¬тения применяют при функциональных расстройствах сер¬дечной деятельности, сердечной слабости, ангионеврозах, в начальной форме гипертонической болезни, при бессон¬нице, при повышенной функции щитовидной железы.В народной медицине преимущественно использовали боярышник колючий. О его употреблении с лекарственными целями известно со времен Диоскорида. В прошлом цветки и плоды боярышника колючего применяли при бессоннице, головокружении, одышке, болезнях сердца, ревматизме, отеках, атеросклерозе, мигрени, психических расстройствах в климактерическом периоде, эпилепсии; кору молодых веток — как противолихорадочное и вяжущее средства.  3. Раньше считали, что это растение "вооружено" острыми и длинными колючками для того, чтобы отпугивать чертей. Сейчас в это никто не верит, хотя название за растением сохранилось. Растение это часто используется с лечебной целью в народной медицине. Что же это за растение и как его можно использовать?ЧертополохЭто растение из рода колючих растений семейства сложноцветных. Существует около 120 видов. Встречается в Евразии, Северной Африке. Многие виды чертополоха - сорные растения, растут в полях, по обочинам дорог. Но некоторые виды чертополоха - медоносы.Чертополохом называют также и другие виды колючих растений этого семейства. Виды рода чертополох часто называют репейником. Используют это растение как мочегонное, потогонное средство, а также для роста и лечения волос. Используют  чертополох и в пищу. 4. В Болгарии, Белоруссии и на Украине это растение именуется здравницей. Известны его сорта с запахом лимона, мяты и даже перца. Оно является не только украшением окон, балконов и газонов, но служит прекрасным лекарственным средством. Что вы знаете об этом растении и его использовании в народной медицине?Фиалка трехцветнаяВсе народы считают ее символом пробуждения жизни в природе. Она очень рано зацветает, задолго до вездесущего одуванчика появляются ее круглые со шпорцем цветки, а ухо¬дят лишь с летом. Пожалуй, трудно найти так умело подобранную гамму цветов, как у этой фиал¬ки: два верхних лепестка темно-фиолетовые, боко¬вые два — голубые, пятый — светло-голубой с по¬лосками, а сам зев венчика — желтый. У нас фиал¬ка трехцветная известна как анютины глазки. И дикие, и выведенные утонченные ее виды прекрасно чувствуют себя в квартире, радуя глаз своими необыкновенными красками.Трехцветная фиалка, где бы она ни росла — то ли на лугу, то ли в помещении,— везде сохраняет свои целебные свойства. В ней содержатся рутин, сапонины, гликозид виоланин, алкалоид виолазметин, аскорбиновая, виннокаменная, салициловая кислоты, каротин. При катарах верхних дыхатель¬ных путей, хронических пневмониях, бронхитах на¬стой фиалки усиливает секрецию бронхиальных желез, разжижает мокроту, облегчает ее выделе¬ние. Такой настой пьют как моче¬гонное средство при заболеваниях почек и мочевого пузыря, ревматизме, подагре, как «кровоочиститель¬ное» средство при различных заболеваниях кожи. Трава фиалки трехцветной входит в состав аптеч¬ных отхаркивающих и мочегонных сборов, противо-золотушного сбора и Аверина чая.Фиалка трехцветная украшает городские парки и скверы, жилые ква-ртиры и заводские цехи. 5. Это растение индейцы Бразилии издавна используют в случае укуса ядовитой змеи, а у нас из него приготавливают большое количество блюд и кулинарных изделий. Что это за растение?Фасоль обыкновеннаяРодина фасоли Южная Америка, где она с древних времен возделывалась индейцами. По своей форме фасоль делится на вьющиеся и кустовые виды, а по строе¬нию боба — на лущильную, которая выращивает¬ся для получения семян, и сахарную (спаржевую), дающую зеленые бобы. Семена фасоли содержат до 20 процентов бел¬ка, 50 процентов углеводов, 2 процента жира, в два раза больше, чем в других овощах, солей калия (0,54 процента) и фосфора (0,53 процента), витамины А, В;, С. В них больше усвояемого бел¬ка, чем в говядине, баранине или свинине, по кало¬рийности они превышают их почта в 3 раза, по качеству белка приравниваются к диетическим ку¬риным яйцам.Лучшими считаются сахарные сорта фасоли. Свежие недозревшие бобы употребляют в пищу в вареном и жареном виде, замораживают и консер¬вируют, готовят из них разнообразные блюда. Установлено, что фасоль усиливает секрецию желудочного сока и эвакуацию желчи. Пюре из нее можно давать как диетическое блюдо при гастритах с пониженной кислотностью желудочно¬го сока, заболевании печени и желчного пузыря. При камнях в почках рекомендуется 5-процентный отвар сухих цветков фасоли (по четверти стака¬на 3—4 раза в день). Отвар из створок сухих бо¬бов обладает мочегонным, антибактериальным и снижающим сахар крови действием. В народной медицине отвар створок используют при легкой форме диабета, по¬чечнокаменной болезни, заболеваниях мочевого пузыря, подагре, ревматизме, гипертонической болезни, ишиасе. Мукой из семян присыпают свежие раны и ожоги, лепешки из нее с медом при¬кладывают к нарывам и фурункулам, чтобы уско¬рить их созревание. Фасоль содержит особые вещества, которые повышают устойчивость челове¬ческого организма к некоторым инфекционным за¬болеваниям. 6. Это лекарственное растение цветет ранней весной. Листья появляются лишь после цветения. А латинское название его происходит от слова "кашель" - "туссис". О каком растении идет речь?Мать-и-мачеха обыкновеннаяTussilago farfara L.Мать-и-мачеха — многолетнее травянистое рас¬тение семейства сложноцветных. Корневище длинное, ползучее. Цве¬тоносные стебли высотой 10—25 см покрыты чешуевидными при¬жатыми, яйцевидно-ланцетовидными, часто красноватыми листьями. Прикорневые листья появляются после цветения. Они длинночерешковые, округло-сердцевидные, 10—25 см в поперечнике, угловатые, неравнозубчатые, кожистые, сначала с обеих сторон покрытые войлочком, затем сверху голые, снизу с белым мягким войлочным опушением. Корзинки одиночные, 2—2,5 см в поперечнике, после цветения поникающие. Цветки золотисто-желтые. Семянки длиной 3,5—4 мм с летучкой из белых волосков.Цветет мать-и-мачеха в апреле — мае; плодоносит в мае — июне. В качестве лекарственного сырья используют листья. Применение в медицине. Листья мать-и-мачехи применяют как отхаркивающее и мягчительное средство. Употребляют внутрь в виде отваров, а также в составе грудных и потогонных чаев при бронхитах, ларингитах и бронхоэктазах. Применяют также при абсцессах и гангрене легких. Наружно употребляют в виде припарок как мягчительное, дезинфицирующее и противовоспалительное сред¬ство. 7. Какой цветок за свои лекарственные свойства назван в честь греческого врача? Что это за растение и как его используют в народных целях?ВасилекКоль заходит речь о полевых цветах, сразу вспоминают синий василек, и никто даже мысли не допускает, что он может иметь другой цвет. Но, скажем, у шероховатого, или лугового, василька цветки красно-лиловые, а среди извест¬ных в мире более 500 видов их есть самые различ¬ные цвета, вплоть до черного.Свое научное название «кентавр» василек полу¬чил благодаря древнегреческой легенде. Как она гласит, с его помощью мудрый кентавр Хирон из¬лечил раненного отравленной стрелой Геракла.Зная эту легенду, великий шведский ботаник Карл Линней дал название васильку «кентавр».В народной медицине известен более других ва¬силек шероховатый, или луговой, он обладает мо¬чегонным, желчегонным, вяжущим, противовоспа¬лительным, обезболивающим, ранозаживляющим действием. С лечебной целью используют всю его надземную часть при желтухе, расстройствах пи¬щеварения, зудящих сыпях, как обезболивающее при болях в пояснице. Свежую измельченную тра¬ву прикладывают к ранам, воспаленным местам, зудящим сыпям. 8. Весной среди больших остроконечных листьев появляются гирлянды белых ароматных маленьких колокольчиков. Летом на месте цветов - красная ягода, но не бери ее в рот, она содержит яд. Это растение ядовито для кроликов, хотя для пятнистого оленя - любимый корм. Человек применяет это растение для лечения многих болезней. О каком растении идет речь и где его применяют?Ландыш майскийМноголетнее травянистое растение семейства лилейных. Цветет в мае—июне, плоды созревают в июне—июле. Плод—дву-шестисемянная оранжево-красная ягода, не¬съедобная.Все части растения содержат гликозиды, активно действу¬ющие на сердце. Кроме того, есть алкалоид маялин, крах¬мал, в небольшом количестве эфирное масло, лимонная и яблочная кислоты. Растение ядовито.Препараты растения прочно вошли в меди¬цинскую практику как ценнейшее сердечное средство.Препараты ландыша майского применяют при невро¬зах, пороках сердца, кардиосклерозе. В отечественной народной медицине растение применя¬ли внутрь как успокаивающее и диуретическое средства, при болезнях сердца, особенно при тахикардии, для регуля¬ции сердечного ритма, при отеках, болезнях щитовидной железы, эпилепсии, лихорадке, болезнях горла; наружно— при глазных болезнях, ревматизме.  9. Это очень популярное лекарственное растение. Его в народе называют "Иванове зелье", "Кровник", считают средством от 99 болезней. Назовите это растение.Зверобой проды¬рявленныйЗверобой— многолетнее травя¬нистое растение. Достигает в высоту 30— 100 см, стебель прямостоячий, в верхней части ветвистый, цилиндри¬ческий, с двумя продольными выдающимися ребрами. Листья супро¬тивные, эллиптические или продолговато-яйцевидные, цельнокрайные, сидячие, тупые, с многочисленными просвечивающимися светлыми и черными железками. Цветки многочисленные, собраны в широко-метельчатое или щитковидное соцветие. Венчик золотисто-желтый; лепестки продолговато-эллиптические, большей частью неравнобокие, наверху кососрезанные, по краям покрытые желёзками, у вер¬хушки зубчатые. Плод — продолговато-яйцевидная коробочка. Семе¬на мелкие, продолговатые, коричневые, мелкоячеистые.Цветет с июня до августа, плоды созревают с июля.В медицине используют надземную часть (траву) зверобоя проды¬рявленного. Настой травы зверобоя применяют в ви¬де полоскании для лечения и профилактики гингивитов и стоматитов, а в виде компрессов — при кровоточащих и инфицированных ранах. Настойкой травы полощут полость рта для устранения дурного запа¬ха, смазывают десны для их укрепления. Препараты зве¬робоя применяют при дискинезиях желчных путей и желчного пузы¬ря, гепатитах, холециститах, при начальных симптомах желчнокамен-ной болезни, гастритах с секреторной недостаточностью, метеоризме, при болезнях почек, сопровождающихся задержкой жидкости и эле¬ктролитов в организме, а также как вспомогательное средство при мочекаменной болезни, при нарушениях периферического кровообращения. 10. Какое растение является близким родственником женьшеня и имеет подобные лечебные свойства?Элеутерококк колючийДекоративный высокий кустарник семейства аралиевых, густо усаженный тонкими ломкими шипами. Цветки двуполые в простых зонтиках на концах ветвей, тычи¬ночные — фиолетовые, а  пестичные — бледно-желтые. Плоды — шаровидные, блестящие, черные костянки с 5 косточками. Цветет в июле — августе, плодоносит в сентябре.Растет в изобилии в лесах Приморского края. Собира¬ют корневища и корни осенью. Жидкий экстракт корневища предложен как замени¬тель женьшеня. Препарат стимулирует работоспособность, функцию половых желез, понижает уровень сахара в крови. Его применяют при общей слабости, переутомлении, после изнуряющих тяжелых заболеваний. Препараты элеутерококка повышают остроту зрения, улучшают слух, нормали¬зуют сон, улучшают общее состояние организма, повышают сопротивляемость его отрицательным факторам внешней среды (перегрев, переохлаждение, простудные заболева¬ния, кислородное голодание и т. д.). Американцы называют элеутерококк сибирским женьшенем. 11. Препаратами из него лечат туберкулез, ревматизм. Им лечатся лоси. Ядовит. В лесу его ни с чем нельзя спутать даже издалека. О каком растении идет речь? Опишите его лекарственные свойства.МухоморВ народной медицине достаточно широко используют мухомор. На первый взгляд это может показаться удивительным (ведь мухоморы —очень ядовитые грибы), но медици¬на уже давно использует много ядовитых  растений в очень малых дозах. Исследования показали, что красный мухомор содержит ядовитые вещества мускарин и мускаридин и антибиотик мускаруфин. В небольшом количестве мускаруфин усиливает деятельность желез внутренней секреции и поднимает общий тонус организма. Красный мухомор и сейчас используют в гомеопатии.Водные и спиртовые настои мухомора также являются лечебним способом народной медицины. Их используют как внешний способ для лечения ревматиз¬ма.

 

kitaphana.kz

Экологическая игра "Зеленая аптека" - ДомТворчества.Ру: сайт о дополнительном образовании

 

Цель  игры-конкурса: закрепить  знания  учащихся  о  лекарственных растениях   и об их  целебных  свойствах.

Оборудование: вывеска  с  названием  темы  игры-конкурса, таблица  с  названием  номинаций  и  количеством  очков,  иллюстрации о   лекарственных растениях, информация  на темы: «Лекарственные растения в годы Великой Отечественной войны»; «Народные приметы и поговорки о лекарственных растениях», домик с вывеской «Аптека», кресло, столик, пузырьки с лекарствами, костюмы участников сказки.

Подготовительная  работа: За  1  месяц  до  проведения  мероприятия  участникам  дается  задание:  прочитать  книги  о  растениях  леса,  подготовить  эмблему команды, её объяснение  и    вспомнить  как  можно  больше  песен,  в  которых  упоминаются  растения. Заранее готовится и конкурс актёрского мастерства.  Эти конкурсы  проводятся   в  перерыве  между  вопросами и их  итоги   подводятся  отдельно.

 

ПРАВИЛА  ИГРЫ

В игре участвуют  две  команды.  Каждая  команда  выбирает  себе  название.  По  жребию  определяется,  какая  команда  будет  отвечать  первой.   Перед  каждым  ответом  команда  сама  выбирает  название  этапа  и  цену  вопроса.  Команда,  ответившая  правильно,  имеет  право  выбирать  следующий  вопрос.  При  неправильном  ответе  право  выбора  вопроса  переходит  к  другой  команде.

 

ПРИВЕТСТВИЕ  КОМАНДЫ  «ЛАНДЫШ»

 

Мы  взяли название «Ландыш»!

Нам нравится этот цветок!

Весной украшает он землю,

Так  нежен его лепесток!

Он запах свежести лесной

Приносит позднею весной

Цветок душистый, нежный

Из кисти белоснежной!

Болезни сердца лечит он

И с детства каждому знаком!

 

ПРИВЕТСТВИЕ  КОМАНДЫ  «ПОДОРОЖНИК»

 

Чтоб в этом конкурсе участие принять,

Мы стали думать, как команду нам назвать.

Решили назвать «Подорожник»

В природе такой он хороший!

Путник  часто ранит ноги –

Вот и лекарь у дороги!

Может кашель оно лечить,

Раны заживляет,

От укусов насекомых

Нас он защищает!

Есть множество цветов:

Красивых, осторожных,

Но нам приятней всех обычный подорожник!

 

1 этап - «Викторина»

Вопросы:

На  5  баллов: Дерево  получило  своё  название  из-за  липкого  сока  и  клейкости  молодых  листочков. В  научной  медицине  используются  цветки  этого  дерева  вместе  с  прицветником  от  простуды  и  жара. (Липа).

На  10  баллов: В  старину  год  у  славян  начинался  не  зимой,  а  весной,  поэтому  встречали  его  не  елью,  а  этим  деревом.  Это  дерево – символ  света,  сияния,  чистоты,  женственности.  На  Троицу  из  этого  дерева  плели  венки  и  вокруг  него  водили  хороводы. В медицине  его почки применяют при отеках сердечного происхождения, при заболеваниях печени, от простуды в качестве отхаркивающего средства. Молодые листья этого дерева прикладывают к спине от радикулита.  (Берёза).

На  20  баллов: В старину это растение применяли от 99 болезней. Сейчас его используют против длительно незаживающих ран и язв и в стоматологии. Название этого растения связано с тем, что оно способно вызывать заболевания у животных. (Зверобой)

На  30  баллов: Крупное  дерево  до  30-40  м. высотой.  Кора  желтовато-розовая.  Это  дерево  любят  за  красоту,  неприхотливость  и  за  неизмеримую  пользу,  которую  приносит оно  человеку.  Писатель  Пришвин  назвал  это  дерево  самым  прекрасным  и  свободным  деревом  России. Из  него  делают  скипидар,  канифоль,  дёготь.  Древесина  этого  дерева  используется  для  строительства. Почки этого дерева используют при заболеваниях горла и лёгких, как успокаивающее средство применяют ванны из этого дерева.(Сосна).

На  40  баллов: Это  белый цветок, латинское название которого в латинском переводе означает «лилия долин, цветущая в мае».Многие поэты и композиторы посвятили этому цветку свои произведения. Все части этого растения ядовиты. В медицине он применяется при болезнях сердца и как успокоительное средство. (Ландыш).

 

2 этап - Легенды  о  растениях

Вопросы:

На  5  баллов: Земля  была  богатой  и  прекрасной. Удивительной  красоты  луга  цвели  многоцветными  коврами. И  среди  множества  трав  рос  на  краю  леса  скромный  цветок. Был  он  не  самым  заметным,  но  люди  любили  его,  так  как  он  приносил  им  великую  пользу.  Ранней  весной  давал  он  свой  нектар  пчёлам,  девушки  плели  из  него  венки  и  водили  хороводы,  корни  его  лечили  больных,  а  ночью  золотистые  цветки  освещали  путь  запоздалому  спутнику.  Сам  он  мечтал  побывать  в  дальних  странах,  но  корни  его  были  крепко  связаны  с  землёй.  Тогда  этот  цветок  сделал  своим  детям  пушистые  парашютики  и  разослал  их  во  все  концы  света  с  наказом  творить  добро (Одуванчик).

На  10  баллов: Жили  как-то  муж  с  женой  и  было  у  них  двое  детей. Старшая, нелюбимая  дочь,  и  имя  имела  неласковое, звали  её Восьмуха. Была она злой, своенравной и завистливой. Зато меньшого сынка родители звали ласково Романушкой. Был он добрым и приветливым, родители в нём души не чаяли. Невзлюбила Восьмуха Романушку и задумала его погубить. Завела как-то ребёнка в гнилое болото и утопила. Но не удалось ей сгубить Романушку совсем. Выросло на том месте приветливое и кудрявое деревце, растёт с тех пор по всей русской земле и название его похоже на  имя  Романушка.  Красные грозди этого дерева привлекают птиц. (Рябина).

На  20  баллов: Молодого  парня  Садко  полюбила  водяная  царевна  Волхова. Узнав о его верной любви к простой девушке Любаве, она вышла на берег, чтобы в последний раз послушать песни и игру на гуслях своего любимого. Долго она искала его, но потом увидела влюбленных  среди стройных берёз. Заплакала с горя гордая царевна, горькие слёзы покатились из её синих, как море, глаз. Жемчужинами падали они в траву и превращались в ароматные белые цветы – символ верности, любви и нежности (Ландыш).

На 30 баллов: Жила в дальней станице бедная девушка-казачка. Единственным  её  богатством  была  необычайная  красота. Полюбила  она  молодого  казака, к несчастью,  тоже  бедного. Поклялись  молодые  люди  в  верной  любви  друг  другу,  но  нависла  над  ними  беда. Приметил  красивую  девушку  станичный  атаман  и  стал  преследовать  её, а молодому казаку пришла пора идти на военную службу. Ненавистью  отвечала  девушка  атаману,  но  однажды  ночью  слуги  атамана  выкрали  девушку  из  дома. Долго  держал  он  её  в  темнице, но в день свадьбы ей удалось сбежать в лес, где она лишила себя жизни. А на месте её гибели вырос пышный куст с нежно-розовыми душистыми цветами. Увидел атаман куст, хотел сломать цветущую ветку, но все они мгновенно покрылись колючими шипами. А осенью на этих ветках появились ярко-красные, похожие на капли крови плоды. Добрые люди собирают эти плоды, пьют из них чай, и этот чай возвращает им бодрость и здоровье. (Шиповник).

На  40  баллов: Однажды  в  жаркий  день Венера решила искупаться. Выбрала самый отдалённый грот, чтобы  никто  не  мог  посмотреть,  долго  и  с  удовольствием  купалась. И  вдруг  услышала  шорох. Повернулась и увидела, что несколько смертных смотрят  на  неё. Разгневалась богиня и решила наказать слишком любопытных. Воззвала она  к  Юпитеру  и  тот  превратил  людей  в  цветы,  которые  похож  на  широко  открытые, удивленные  и  любопытные  глаза  людей (Фиалка,  анютины  глазки).

 

3  этап - Загадки  о  растениях

На  5  баллов:

С  молоком,  а  не  коровушка;

Летает,  а  не  совушка (одуванчик).

 

На  10  баллов:

«Кошачья  травка» –

Больным  поправка.

Корешок  в  аптечку,

Чтоб  помочь  сердечку (валериана).

 

На  20  баллов:

Цветок  -  как  бубенчик,

Беленький  венчик…

Цветёт  он  не  пышно,

Звенит  ли  -  не  слышно (ландыш).

 

На  30  баллов:

Цветок жёлтенький, лучистый,

Тело делает он чистым (чистотел)

 

На  40  баллов:

Найду  синенький  цветок,

Найду  стебель,  как  пруток,

Брошу  корень  на  поджарку

Да  в  кофейник,  на  заварку (цикорий)

 

4  этап - Угадай  растение  по  картинке

Командам  предлагаются  несколько  иллюстраций  лекарственных  растений,  по  которым  нужно  угадать  название  растения.

На  5  баллов: василёк

На  10  баллов: ромашка  аптечная

На  20  баллов: пижма

На  30  баллов: цикорий

На  40  баллов: белена

 

5  этап - Доктор  Айболит

На этом этапе нужно угадать, от каких болезней применяется лекарственное растение.

На  5  баллов: подорожник

На  10  баллов: ромашка  аптечная

На  20  баллов: липа

На  30  баллов: шиповник

На  40  баллов: крапива

 

Конкурс  актёрского мастерства

Участники игры показывают инсценировку, а  жюри ставит оценку по пятибалльной системе каждому  участнику, учитывая  его костюм  и актёрское мастерство.

 

ИНСЦЕНИРОВКА.

 

Ведущий: 

Вьётся тропка в тёмной чаще

Под листвою шелестящей.

Скрыт от взора человека

Домик с вывеской «АПТЕКА».

В домике одна, без страха,

Проживает черепаха.

Заболеет зверь иль птица,

Он сюда скорее мчится…

(Выбегает, озираясь, заяц. Черепаха размешивает ложечкой в чашке лекарство).

 

Черепаха:      

Здравствуй, зайчик длинноухий!

Что ты хочешь от старухи?

 

Ведущий:      

Бедный зайчик чуть не плачет.

 

Заяц:

Ой, скорей лекарство дай!

Сердце прямо так и скачет,

Слышал я собачий лай!

 

Черепаха:

Дам  лекарство, как не дать!

Это, зайчик мой, пустяк,

Но оно, ты должен знать –

Не спасает от собак.

Выпей, брат, из этой склянки

Две, три капли валерьянки.

(Капает  из пипетки в стаканчик)

 

Ведущий:

Зайчик выпил, ободрился

И спокойно удалился.

 

(Идёт медведица с палкой)

 

Медведица:

Что со мною? Ай-ай-ай!

Черепаха отворяй!

Вся горю я как в огне,

Помоги скорее мне.

 

Черепаха:

На, малины, липы цвет

И температуры нет!

 

Ведущий:

Вдруг лиса бежит, кричит:

 

Лиса:

Открывай скорее дверь!

 

Ведущий:

Черепаха говорит:

 

Черепаха:

Кто там – птица или зверь?

 

(В домик заходит лиса)

 

Лиса:

Пострадала я, бедняжка,

Пострадала очень тяжко.

Вся в ужасных синяках,

Чуть держусь я на ногах.

 

Черепаха:

Сделаешь компресс из лука,

Вот и минет скоро мука!

 

Ведущий:

В огород она пошла

Лука с грядок принесла,

А лисицу голод гложет.

 

Лиса:

Мясо может мне поможет?

 

Черепаха:

Мясо тоже можно дать,

Коль желаешь, я не прочь,

Рада всем тебе помочь.

Вместе с луком мясо тоже

К синякам твоим приложим.

 

Ведущий:

Но лиса, всё мясо съев,

И на лук не посмотрев,

Вдруг куда-то быстро скрылась,

Черепаха удивилась…

(Входят белка с ёжиком)

 

Ведущий:

Белка беленьким платочком

Подвязала обе щёчки.

 

Белка:

Твёрдый жёлудь мне попался,

Хрустнул зуб и зашатался,

Так болит, нет сил терпеть,

Может, зуб мой посмотреть?

 

Ведущий:

Бедный ёжик заявил:

 

Ёжик:

Я вот лапку занозил.

И теперь на костыле

Ковыляю по земле.

 

Ведущий:

Черепаха им сказала:

 

Черепаха:

Ну, кого лечить сначала?

Первым делом для зубов

Дам шалфея и грибов.

А потом уж не спеша,

Лапку вылечу ежа.

 

Ведущий:

Вдруг в окно  влетает птица,

в кресло старое садится.

 

Филин:

Узнаёшь? Я твой сосед,

Очень нужен твой совет.

 

Черепаха:

Здравствуй, филин, друг ушастый,

Расскажи мне, что с тобой?

 

Филин:

Днём и ночью кашель частый

Нарушает мой покой!

 

Ведущий:

Черепаха в тот же миг,

Взяв одну из толстых книг,

В ней находит предписанье:

 

Черепаха:

Нужно делать полосканье,

Пить ромашковый настой.

Будет вновь здоров больной.

 

Филин:

Вот спасибо за совет!

 

Ведущий:

Прохрипел старик в ответ.

 

Черепаха:

Уж сегодня я устала,

Поработала немало.

Очень хочется мне спать,

Лягу я теперь в кровать.

 

(Сильный стук в дверь)

 

Волк:

Волку отворяй, старуха!

У меня распухло брюхо!

 

Черепаха:

Пей настой их горицвета.

 

Волк:

Нет, мне не подходит это.

 

Черепаха:

Ну, возьми напиток мятный!

 

Волк:

Нет, он тоже неприятный!

 

(Щелкает зубами)

 

Волк:

Лишь когда тебя я съем,

Буду вновь здоров совсем!

 

(Черепаха всхлипывает, трёт глаза кулаком. Прилетает Филин)

 

Филин:

Что ты делаешь, злодей,

Здесь у запертых дверей?

 

Волк:

Эту дверь хочу разбить,

Черепахой закусить!

 

(Филин кружит вокруг домика, размахивает крыльями)

 

Филин:

Птицы, звери, выходите,

Черепаху защитите!

Выходите все, кто смел!

 

Ведущий:

Лес тревожно загудел.

Смотрит филин – там и тут

Звери к домику бегут.

 

Белка:

Все её мы защитим!

 

Ёжик:

На тебя мы налетим!

 

Лиса:

Будем грызть тебя зубами!

 

Медведица:

Будем рвать тебя когтями!

 

Ведущий:

Волк от страха задрожал

И куда-то убежал.

Снова тётя черепаха

В домике живёт без страха

И встречает всех с приветом,

Помогает всем советом.

 

В  конце  игры-конкурса  жюри  подсчитывает  общее  количество  баллов,  подводит  итоги  и  награждает  победителей.

neobionika.ru

знакомство с целебными свойствами некоторых растений. Задачи

ИГРА ВИКТОРИНА «ЧТО? ГДЕ? КОГДА»

ПО ТЕМЕ « ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ»

Цель: знакомство с целебными свойствами некоторых растений.

Задачи:

  1. Закрепить и пополнить знания учащихся о лекарственных растениях
  2. Воспитывать интерес и любовь к северному краю
  3. Научить заботиться о своем здоровье и близких людей
  4. Развивать умение быстро и логически мыслить
Предварительная работа:

Выставка творческих работ учащихся по данной теме, знакомство команд с материалом о лекарственных растениях.

Реквизиты:

  • Музыкальный центр
  • Компьютер
  • Слайды с изображением растений
  • Сборы лекарственных трав
  • Стол с 10 секторами, в центре юла со стрелкой
ХОД ИГРЫ:

Дети ходят по залу, знакомясь с оформлением. Звучат коми народные мелодии. По окончании ребята рассаживаются по местам. Представление членов жюри.

Ведущий:

Открываем наш «клуб знатоков». Вы заметили, что зал оформлен по одной теме. Давайте дружно назовём нашу тему «Лекарственные растения». А по коми «Бурдöдчан быдмöгъяс».

Напомню правила игры. Вы коллективно обдумываете вопрос, выбираете одного человека, который даст ответ. Для подготовки 9 заданий будет дано по 2 минуты и 1 задание на 5 минут. При правильном ответе звучит музыка, команда получает фишку. Команда, набравшая больше фишек, становится победителем.

Начинаем игру. Внимание, раскручивает волчок представитель одной из команд. Стрелка указала на сектор №… . Показываем № конверта с цифрой.

В конвертах вопросы со следующим содержанием:

Вопрос №1 Вопрос от Пастуховой Ирины. На карте республики найдите растения. Назовите лекарственные. Ребята совещаются 2 минуты, отвечают.

Вопрос №2 Уважаемые знатоки, это письмо из Усть-Ухты от Антонины Каневой. Антонине бабушка рассказывала, что при сборе лекарственных трав следует быть в добром расположении духа. Сборщик целебных трав должен:

  1. Не злословить
  2. Не подвергаться гневу и злобе
  3. Быть спокойным, сдержанным
  4. Быть аккуратным, чистым, ухоженным
  5. Быть милосердным, любящим, сочувствующим
Какова цель непременного соблюдения этих правил? Ответ: лишь при соблюдении этих правил можно надеяться на успех в лечении травами.

Вопрос №3 Уважаемые знатоки, задание «Кот в мешке» нам прислала Клавдия Изъюрова из Малой Перы. В мешочках названия различных растений на коми языке. У каждого из этих растений есть своё целебное свойство. Вам нужно их разделить на 4 столбика. Ответ: кыдз, коз, пожöм, пелысь; öмидз, лежнöг, сэтöр; пув, мырпом, турипув,чöд; бобöнянь, петшöр, вижъюр.

Вопрос №4 Следующий вопрос из Поляны прислал Рочев Валентин. У коми народа есть пословица: «Пывсяныд висигад бальзам моз лöсялö. – Баня для больного всё равно что бальзам.» Какие растения использовали коми в бане в лечебных целях? Ответ: берёзовый веник; веточку рябины и купальницу в берёзовом венике; веники из можжевельника и еловых веток; настои трав лопуха, крапивы, ромашки; и т.д)

Вопрос №5 Задание от жителя Сосногорска Терентьева Серафима музыкальное. Он просит вас внимательно прослушать его любимую песню на слова С.Попова, музыка А.Осипова в исполнении В.Рочева. Какое лекарственное растение упоминается в песне? Назовите на коми и русском языках. Какими целебными свойствами обладает это растение? Ответ: катшасин-ромашка. Применяется в виде настоев и отваров как потогонное, противосудорожное, при болезнях кишечника. Для полосканий при стоматите, ангине, язвах, кожных заболеваниях, для промывания глаз, для мытья головы.

Вопрос №6 Игровое задание из Виса от Галины Сметаниной. При помощи букв слова КАТШАСИН+Р придумайте как можно больше слов.

Вопрос №7 «Чёрный ящик», а у нас «Чуман». Отгадайте что спрятала в чумане жительница села Керки Екатерина Вокуева.

Кöть и курыд, уна бурыс,

Турун быдмö сылöн юрын.

Курччан – синва пычкас друг.

Тайö, дерт жö лоö … .

Ответ: лук.

Познавательный материал представляется старшеклассниками в виде презентации. Лук – овощная культура. Помимо пищевого назначения имеет лекарственное значение. В народной медицине печеный лук прикладывается к нарывам для ускорения созревания. Пропитанную марлю с луковым соком прикладывают на раны, язвы, ожоги, обмороженные участки тела. Эти же тампоны хороши от насморка, призуде кожи, для выведения угрей, веснушек, бородавок. При лечении гриппа вдыхают вещества со свежего разреза репчатого лука в течение 2-3 минут несколько раз в день. Луковица содержит эфирное масло, витамины С И В, сахар, провитамин А.

Вопрос №8 Житель с. Ираель Василий Попов прислал сложное задание. Даны слова с пропущенными гласными буквами. Отгадайте их, как можно назвать одним словом, что это? Карточки висят по всей стене класса: к…шм…н, к…ч…н, св…кл…, к…рт…п…ль, м…рк…в, с…ркн… . Ответ: кушман, кöчан, свеклö, картупель, морков, сёркни. Град выв пуктас.

Вопрос №9 Житель п. Войвож Василиса Истомина в своём письме рассказывает: «В детстве нам мама всегда готовила коми блюдо «Паренча». Попробуйте по названию и рецету рассказать о полезных свойствах этого блюда.

Паренча.

Босьт косьтöм морков либö сёркни. Пукты гырничö, кисьт ва да сюй пачö. Пöжöм бöрти сёян дась.

Как же правильно питались наши предки!

Вопрос №10 на это задание вам дается 5 минут. Индивидуальный предприниматель из Пожни господин Васютов желает, чтобы вы при помощи этой литературы(на стол игрокам даётся книга В.В.Липин, В.В Нагаев Лекарственные растения Севера: Сыктывкар, 1993, с.36, 37.) придумали рекламу болотным ягодам морошка, клюква. Вытягиваем названия ягод на карточках.

Рефлексия: после тяжелой битвы отдохнем. Я хочу узнать довольны ли вы игрой. Под песню «Маръямоль» выявляем, насколько вы удовлетворены, выбираем лучших танцоров. Аттьö!

Перед волнительным моментом несколько вопросов:

  • Чему научила вас игра?
  • Какие новые знания получили?
  • Какая информация для вас оказалась полезной в жизни?
Награждение команд: Слово предоставляем членам жюри.

zubstom.ru

Методический материал по лекарственным свойствам растений

п/п

Название растений

Вдоль р. Черная Калитва

Вдоль р. Сухая Россошь

Лекарственное свойство. Семейство

1.

Тысячелистник обыкновенный

+

Сложноцветные. кровоостанавливающее

2.

Алтей лекарственный

+

Мальвовые. противовоспалительное

3.

Подорожник большой

+

Подорожниковые. ранозаживляющее

4.

Душица обыкновенная

+

Яснотковые. Потогонное, укренпляющее

5.

Зверобой продырявленный

+

Зверобойные. антисептик

6.

Истод обыкновенный

+

Истодовые. мочегонное

7.

Иссоп лекарственный

+

Яснотковые. противоглистное

8.

Бодяк

+

Сложноцветные. ранозаживляющее

9.

Цикорий

+

Сложноцветные. противомикробное

10.

Чертополох

+

Сложноцветные. бактерицидное

11.

Ромашка лекарственная

+

Сложноцветные. Потогонное, противовоспалительное

12.

Одуванчик

+

Сложноцветные. противоцинготное

13.

Осот

+

Сложноцветные. Противоглистное

14.

Купена

+

Иглицевые. Противовоспалительное

15.

Календула

+

Сложноцветные. седативное

16.

Дурнишник лекарственный

+

Сложноцветные. Жаропонижающее

17.

Пырей ползучий

+

Злаковые. противовоспалительное

18.

Ромашка душистая

+

Сложноцветные. противовоспалительное

19.

Таволга вязолистная

+

Розоцветные. сосудоукрепляющее

20.

Сушеница топяная

+

Сложноцветные. сосудорасширяющее

21.

Тмин обыкновенный

+

Зонтичные. спазмолитик

22.

Торфяной мох

+

Сфагновые. бактерицидное

23.

Хвощ полевой

+

Хвощевые. мочегонное

24.

Хмель обыкновенный

+

Коноплевые. успокоительное

п/п

Название растений

Вдоль р. Черная Калитва

Вдоль р. Сухая Россошь

Лекарственное свойство. Семейство

1.

Чабрец

+

Яснотковые. дезинфицирующее

2.

Астрагал белостебельный

+

Бобовые. кровоостанавливающее

3.

Лен украинский

+

Льновые. противовоспалительное

4.

Дурман

+

Пасленовые. успокаивающее

5.

Василек Маршала

+

Сложноцветные. ранозаживляющее

6.

Скополия

+

Пасленовые. успокаивающее

7.

Красавка

+

Пасленовые. спазмолитик

8.

Оносма простейшая

+

Бурачниковые. бактерицидное

9.

Левкой душистый

+

Капустные. дезинфицирующее

10.

Дрок

+

Бобовые. желчегонное

11.

Льнянка меловая

+

Подорожниковые. протовомикробное

12.

Полынь беловойлочная

+

Сложноцветные. кардиостимулирующее

13.

Валериана лекарственная

+

Валериановые. успокаивающее

14.

Переступень белый

+

Тыквенные. ранозаживляющее

15.

Паслен черный

+

Пасленовые. противовоспалительное

16.

Белена черная

+

Пасленовые. обезбаливающее

17.

Полынь

+

Сложноцветные. Противовоспалительное

18.

Череда трехраздельная

+

Сложноцветные. потогонные

19.

Чистотел

+

Маковые. желчегонное

20.

Аир обыкновенный

+

Ароидные. противовоспалительное

21.

Мать-и-мачеха

+

Сложноцветные. противопростудное

infourok.ru

Викторина "Лекарственные растения" - Михайлова Галина Николаевна - География, биология, химия - Персональная страница педагога

Викторина. Тема: «Лекарственные растения».1. Какие народы впервые начали использовать лекарственные растения? (вавилоняне, шумеры)2. Сколько существует видов лекарственных растений? (12тыс.)3. Сколько видов лекарственных растений используются в медицинской практике? (250)4. В каких растениях содержится большое количество витамина Р? (шиповник, черноплодная рябина, листья чая)5. Для лечения используют различные части растений:А) У каких растений собирают почки? (берёза, тополь, сосна)Б) У каких растений собирают кору? (дуб, калина, крушина)В) У каких растений собирают листья? (смородина, брусника)Г) У каких растений собирают цветки и соцветия? (липа, ромашка, календула)Д) У каких растений собирают семена и плоды? (шиповник, боярышник, лён)Е) У каких растений собирают корни, корневища и луковицы? (аир, солодка, лук)

6. Все знают о полезных свойствах календулы, а кто знает где её Родина? (Центральная и Южная Европа, Средняя Азия)7. Какие растения применяют при болезнях сердечно-сосудистой системы? (ромашка, ландыш, мята, женьшень, бузина)8. Какие лекарственные растения собирают на огородах? (капуста, пастернак, чеснок, лук)9. В какой период собирают лекарственные растения? (май-сентябрь)10. Какие растения, обладающие противомикробными свойствами вы знаете? (шиповник, душица, зверобой, ромашка, календула)11. Какое дерево способно вылечить больного малярией? (хинное дерево)12. Какое растение живет до 300 лет? (брусника)13. При отваре коры какого растения на Ямале получают аспирин? (ива)14. Какое северное дерево обладает самыми полезными орешками? (кедр)15. В каком городе нашей страны существовал Аптекарский остров? (Санкт-Петербург)16. Старейшим ботаническим садом России является …? (Ботанический сад МГУ «Аптекарский огород»)17. Корень какого лекарственного растения по форме напоминает человечка? (женьшень, «жень» на языке китайцев означает человек, а «шень» — корень)18. Какое северное лекарственное растение используется в лечебных целях полностью (листья, ягоды, корни)? (морошка)Источники:1. Справочник по лекарственным растениям (С.Я. Соколов, И.П. Замотаев)2. Большая энциклопедия школьников (издание «Махаон»)3. Википедия (http://ru.wikipedia.org)

45minut.info

Викторина "Лесная аптека" - Викторины - Разное - Методические разработки

Цель: 1) вспомнить о лекарственных растениях, об их значении в жизни человека и животных;2) показать многообразие лекарственных растений своей местности

1-й тур

1.Какая ягода заменяет лимон?(Клюква, содержит лимонную кислоту).

2.Плоды  каких кустарников богаты витамином С?(Черная смородина, шиповник).

3. Какие болезни лечит красавица берёза?(Почки берёзы используют как мочегонное и желчегонное средство).

4.Назовите самое распространенное лекарственное дерево?

5.Цветение, каких местных лекарственных растений предвещает кратковременное похолодание?( Шиповник и черёмуха.)

6.Какие лекарственные растения носят "звериные” названия?(Волчьи ягоды, роза собачья (шиповник).

7.Какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты?(Торфяной мох.  Он хорошо впитывает кровь и гной, содержит дезинфицирующее вещество сфагнол)

8.Ты натер ногу, как помочь себе облегчить боль?(Приложить лист подорожника)

9.Какую траву очень любят кошки? При каких болезнях она помогает?(Валериану. Валериановые капли применяют при нервных расстройствах).

Краткая информация для детей.Считалось ,что название «валериана» было дано растению в честь  римского императора Валериана, правящего в I веке до н.э. В переводе с латинского означает «быть здоровым».В лечебных целях используют корневище валерианы. Отвары и настои применяют в медицине при желудочно-кишечных, сердечных заболеваниях, а также как отличное успокаивающее средство.2-й тур называется «Узнай растение».

а) Один из самых ранних цветков в нашем лесу. Часто называют его подснежником, ведь появляется он, когда кое-где еще лежит снег, когда ветрено,холодно.  И как будто дрожит цветок на ветру.                      (Ответ: ветреница).

б) Гирлянда белых колокольчиков висят весной между остроконечными листьями. А летом на месте цветков- красная ягода. Но не бери ее в рот- она ядовита.(Ответ: ландыш)

в) Вся поляна покрыта голубыми, синими, розовыми цветами. Все чуть склонили головки, и кажется: вот-вот пробежит ветерок- над поляной послышится тихий серебряный  перезвон.        (Ответ: колокольчик)

 3-й тур называется «Отгадайка».

Обозначь цифрами последовательность стадий развития растений:Семя; Взрослое растение с плодами и семенами;Проросток с развивающим корешком;Взрослое растение с цветками;Проросток с развивающимися стеблем и листочком

(Ответ: 1. Семя; 2. Проросток с развивающим корешком; 3. Проросток с развивающимися стеблем и листочком; 4. Взрослое растение с цветками;5. Взрослое растение с плодами и семенами.) 4-й тур называется «Отгадай загадки».1.На пустырях и по дорогамС соцветьем беленьким сорняк.Но изучите его свойства-Быть может, взглянете не так:Кровотеченье остановит,В Китае он – салат к столу.Сорняк живуч:Семян так много в плоде,Похожим на суму.(Пастушья сумка).

2. На кустах цветыПросто чудо красоты!Шипы - коготочкиСтерегут цветочки. (Шиповник)

3.Есть корень кривой и рогатый,Целебною силой богатый.И может, два века Он ждет человекаВ чащобе леснойПод кедровой сосной. (Женьшень)

4.Кисть ягоды прекрасная, Жёлтая иль красная, Я достать её боюсь - О шипы уколюсь. Но уважаю с детства Сердечное средство. (боярышник)Подведение итога.

samarapedsovet.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта