Животные и растения севера. Природа Уссурийского края животные, растения Природа севера. Природа юга

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Приложение для детей к уроку "Животные и растения крайнего Севера". Животные и растения севера


Приложение для детей к уроку "Животные и растения крайнего Севера"

Приложение 1 / для детей/

Стерх - белый журавль.

Стерх гнездится только в России в двух местах - в Якутии и в Тюменской области на реке Обь. А зимует Стерх в далеком Китае на реке Янцзы. На зимовках много журавлей гибнет.

Крайне редкий, исчезающий вид.

Стерх - одна из красивейших самых крупных птиц Якутии. Оперение взрослой птицы чисто белое и только по краям крыльев черное оперение, клюв и ноги кирпично-красного цвета. Длина тела превышает 1 метр, размах крыльев больше двух метров.

Удивительно ранимая птица. При появлении человека, стада оленей птицы - родители покидают устроенное на земле гнездо, и его без труда разоряют хищники. Бывает птицы совсем к гнезду не возвращаются. В природе эти птицы откладывают только два яйца, но выживает только один птенец.

Журавли - всеядные птицы, они питаются ягодами, корневищами, мышевидными грызунами.

Дальнейшая судьба зависит от отношения людей к ним, а также благополучия на зимовках.

Беркут /хотой, тойон - якутск/

Редкий вид - очень крупная птица.

Ловит зайцев, сусликов, полевок мышей. Нападает на глухарей, уток, гусей.

Добыча беркутов запрещена круглый год. Беркут занесен в «Красную книгу».

Фламинго.

Редкая птица, шея и ноги очень длинные. В Якутии отмечен этот вид как залетный в поисках новых мест обитания

Олень.

Густой мех. Морда до самых ноздрей опущена, это позволяет ему доставать ягель - олений лишайник - из-под снега при больших морозах.

Раздвоенные копыта и два боковых копытца создают надежную опору при беге по болотам и рыхлому снегу. Ноги не скользят, так как зимой между копытами отрастают длинные волосы.

Лемминг

Если для всех животных тундра зимой является мачехой, то для этого грызуна - мать родная. Ведь под снегом огромные запасы: ягоды, грибы, лишайники - и все это прекрасно сохраняется. Поэтому не удивительно, что у лемминга под снегом даже рождается потомство.

Белый медведь

В Якутии белые медведи обитают на узкой прибрежной полосе арктической тундры и островах Северного Ледовитого океана.

В отличие от всех других медведей земного шара обитание белых медведей тесно связано с морем - они ведут полуводный образ жизни.

Основной пищей служат морские звери, главным образом тюлени, редко на моржей.

Характерная особенность белого медведя - способность долгое время жить без пищи.

Белый медведь при обилии корма способен очень быстро накапливать слой подкожного внутреннего жира, а при недостатке корма медленно расходовать эти накопления.

Зимний сон наблюдается у всех медведей. Берлоги устраивают под откосом берега, среди больших камней.

infourok.ru

"Животные и растения крайнего Севера." Цели

Тема: "Животные и растения крайнего Севера."

Цели:

  • формировать знания обучающихся об особенностях природы Севера, животном и растительном мире. Формировать умение определять природную зону по основным признакам.
  • познакомить с характерными особенностями тундры, её растительным и животным миром. Установить зависимость растительного и животного мира тундры от её природных условий.
  • развивать речь, логическое мышление обучающихся, умение сравнивать и делать выводы.
  • помочь детям задуматься о ранимости природы, необходимости её охраны. Формировать представление детей о единстве природы и человека.
Уметь: определять по основным признакам природную зону.

Знать: особенности природы Севера, её растительный и животный мир.

Оборудование: Карта природных зон. Атласы по природоведению. Гербарий растений Севера. Глобус. Модель самолета.

Таблички с названием птиц, растений, животных.

Животные Растения Птицы
Белый медведь Лишайники Белая куропатка
Песец Ягель Белая сова
Лемминг Водоросли Стерх
Олень Грибы Гусь
Таблички:
Положение зоны Климат Почва Растения Животные Условия жизни человека
Динамические картинки с изображением животных, птиц, растений.

Индивидуальные картинки “В Арктике”, “В тундре” с динамическими картинками растений и животных. Экологическая пирамида.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент. Самоопределение к деятельности.

Постановка учебных задач занятия.

- Сегодня на занятии мы познакомимся с новой природной зоной, с её положением на карте, климатом, животным и растительным миром, занятиями населения. А с какой природной зоной познакомимся, вы узнаете во время нашего путешествия.

К концу занятия вы должны будете: знать особенности природы и условия жизни человека на Севере, уметь определять по основным признакам природную зону, составить экологическую пирамиду и сделать вывод, как зависит живая природа от неживой.

2. Актуализация ранее усвоенных знаний, умений и навыков, мотивация, целеполагание.

На доске таблички с названиями природных зон:

Зона лесов Зона пустынь Зона тундры Ледяная зона Зона степей
- В правильной последовательности распределите природные зоны.

Индивидуальная деятельность учащихся по актуализации знаний.

Проверка. Самооценка Ледяная зона
  Зона тундры
  Зона лесов
  Зона степей
  Зона пустынь
- Почему природа нашей страны изменяется в направлении с севера на юг?

/Солнце неравномерно нагревает разные участки земли. В северный районах солнечные лучи скользят по поверхности земли и слабо нагревают её. Чем южнее, тем более отвесно падают на землю солнечные лучи, тем сильнее нагревают они земную поверхность. Значит, северные районы нашей страны получают от Солнца меньше тепла, а южные больше. Вот почему природа изменяется с севера./

3. Деятельность учащихся в группах по актуализации знаний.

Чтобы убедиться в этом мы отправляемся в путешествие на далекий Север на импровизированном самолете. Прежде чем отправиться, мы должны распределиться на группы:

1 группа - зоологи, 2 группа - ботаники, 3 группа - географы.

Зоология - наука о животных. Ботаника - наука о растениях. География - изучает поверхность земли, “гео” - земля, “графо” - описываю.

Работаем мы, как обычно, по памятке-плану характеристики природной зоны.

1. Расположение.2. Климат: продолжительность зимы и лета, осадки и т.д.3. Почва.4. Растения.5. Животные.6. Условия жизни человека

- Во время путешествия проверим, как каждая из групп знает природную зону, которую мы изучали на прошлом занятии. Итак, в путь - на Север! Приготовиться! Пять...Четыре...Три...Два...Один...Старт! Полетели...

- А скорость-то какая! Все внизу так и мелькает!

- Как вы думаете, что там под нами сейчас, белое-белое? /Океан./

- Но океан же синий. /Смотря какой океан. Северный Ледовитый океан почти весь скован толстым, крепким льдом./

- Почему здесь, на Крайнем Севере, в Арктике, лед никогда не тает?

/Коротким полярным летом солнце не поднимается высоко, его нежаркие лучи отражаются от снега и льда. Растопить здешнее солнце не может. Зимой здесь не бывает ни утра, ни дня, ни вечера: круглые сутки - ночь. Полярная ночь. И тянется она полгода. Зато летом солнце совсем не заходит - сплошной день. Полярный день. Летом и зимой Арктика бела от снега и льда. Вот поэтому макушку глобуса и окрасили в белый цвет./

- Итак, что же это за зона? /Ледяная зона/

Просмотр короткого отрывка из видеофильма «Арктика»

4. Работа с картой “Природные зоны” по группам.

- Покажите ее на карте и расскажите о её расположении.

Первым слово предоставляется географам. /Ученик показывает на карте и рассказывает. На островах Арктики расположена ледяная зона. Арктика – это все огромное пространство Северного Ледовитого океана вместе с морями и островами./

- Расскажите о климатических особенностях этой зоны.

/Лето короткое, холодное. Летом в Арктике - полярный день. Несколько месяцев круглые сутки светло. Но не тепло. Температура лишь на несколько градусов выше нуля. Зимой в Арктике полярная ночь. Несколько месяцев подряд солнце совсем не показывается - темнота! В небе светит луна, мерцают звезды. Иногда возникают удивительной красоты полярные сияния - словно разноцветный, переливающийся занавес колышется в темном небе. Очень суровое это время года. Дуют сильные ветры, часто бушует пурга, температура нередко понижается до -60°./

5. Организация поиска на проблемный вопрос.

-Какие живые существа могут приспособиться в условиях ледяной зоны?

/К жизни в трудных условиях ледяной зоны приспособились немногие живые существа./

Просмотр мультимедийной презентации о растениях крайнего Севера.

Группа ботаников покажет на динамической таблице растения, которые приспособились к трудным условиям ледяной зоны. /Группы работают с индивидуальными таблицами “В Арктике”./

Группа ботаников выходит к доске и по очереди учащиеся выполняют задание - выбирают только те растения, которые приспособились к условиям ледяной зоны. /На камнях островов встречаются лишайники, похожие на накипь. Кое-где встречаются мхи, полярный мак. Мхи растут во влажных местах. Мхи имеют стебли и листья, но у них не бывает корней./

- Рассмотрите гербарии и выберите гербарий мха.

- Там, среди льдов, немало интересных животных.

Просмотр мультимедийной презентации о животных крайнего Севера.

- Зоологи: назовите животных и населите ледяную зону на динамической таблице.

- Группа зоологов работает с динамической таблицей. Все выполняют тест по пройденной теме в тетради.

Тестовая проверка.

Вид теста 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Самооценка
т.с. 3 1 2 4             1
/т.с. - тест на усвоение содержания/

Взаимопроверка.

1. Полярный житель, не боится белого медведя, имеет могучие клыки, но при этом безобиден. 3. Морж
2. Птица, обитатель птичьих базаров, питается рыбой. Имеет обильное пуховое оперение. 1. Кайра
3. Представитель ластоногих, прекрасный пловец и ныряльщик. Вместо ног у него ласты. 2. Тюлень.
4. Огромный морской зверь, который живет в просторах океана, питается маленькими рачками. 4. Кит.
А теперь, давайте проследим цепочки питания наших животных.

Составление цепочек питания.

- Есть ли связь между водорослями в океане и белыми медведями?

Белые медведи Тюлени Рыбы Рачки Водоросли
- Какая связь между белыми медведями и водорослями? /Тюлень питается рыбой. Он прекрасный пловец и ныряльщик. Вместо ног у него - ласты. Вынырнет тюлень, наберет воздуху - и снова в воду, а зимой, когда вода быстро замерзает, тюленю приходится пробивать лед головой. Иначе задохнуться можно. Вот здесь-то, возле лунок, белый медведь и подстерегает тюленя./

- Каких животных больше всего в ледяной зоне? /Птиц/

- Что они образуют? /Птичьи базары/

- Может ли загрязнение моря повлиять на птиц, живущих на берегу?

Составьте цепь питания птиц.

Птицы Рыбы Рачки Водоросли
Проверка - 1 ученик выставляет таблички на доске,

2 ученик выставляет картинки с изображениями.

/Как только выглянет после полярной ночи солнце, на скалистые северные острова слетаются тучи птиц. Еду - мелких рачков, рыбок - они добывают в море. Многие птицы - прекрасные пловцы. Например, Чистик. Он лапами подгребает, крыльями помогает./

- Как природа позаботилась о внешности животных? /Животные малозаметны и на фоне белесого неба, и на фоне снежного покрова. Внешность, как-бы маскирующая, затрудняет их обнаружение врагами./

Приближаемся к следующей природной зоне...

- А как вы думаете, когда нам легче будет рассмотреть с воздуха эту природную зону - летом или зимой? /Летом, так как кое-где мы увидим зелень. Зимой, мы даже не заметили бы, где кончается

Северный Ледовитый океан и начинается следующая природная зона.../

6. Рефлексия по актуализации знаний.

7. Физкультминутка.

8. Формирование новых знаний и умений.

Мы продолжаем путешествие... Работа с картой.

- Покажите на карте остров, на котором находятся две природные зоны.

- Назовите его. /Остров Новая Земля/

- Как называется одна из природных зон?

Разгадывание кроссворда в тетради:

Вопросы к кроссворду:

Короткое название ледяной зоны. / Арктика /

Птица с необычным красным клювом. /Тупик /

Название острова, на котором расположен заповедник. /Врангеля /

Арктика — царство снега и …/Льда /

Растения, живущие в толще воды. /Водоросли /

Вид рыбы, обитающей в северных морях. /Сайка /

Ключевое слово: ТУНДРА

/На юге острова находится зона тундры/

Просмотр мультимедийной презентации.

1.Природные условия тундры:

  • Цель нашей экспедиции — тундра. Найдите эту природную зону на ваших картах. Что вы можете о ней рассказать, глядя на карту? (Тундра протянулась с запада на восток почти по всему побережью северных морей. Эта зона находится южнее арктических пустынь. Тундра расположена на материке Евразия. Это равнина, потому что часть зоны расположена на Восточно-Европейской равнине, а часть — на Западно-Сибирской.)
  • Тундра в переводе с финского языка означает «бесплодная» или «враждебная». В каком тепловом поясе находится эта природная зона? (Тундра находится за линией северного полярного круга.)
  • Подумайте и расскажите, какой вы представляете эту природную зону.

Просмотр слайдов сопровождается рассказом учителя:Суров климат тундры: зима продолжается дольше, чем учебный год в школе,

А лето очень короткое и прохладное. Круглый год дуют сильные ветры, а зимой свирепствует пурга. Ветер разбивает снежинки на мелкие иголочки и так уплотняет снежный покров, что по нему можно ходить, не проваливаясь. А под снегом — замерзшая земля. Даже летом она оттаивает только на 10-50 см, а ниже сохраняется вечная мерзлота. Еще говорят, что год тундры делится на две части: снежную и мокрою.

  • Что такое снежная часть года — это, я думаю, понятно всем. А почему же вторая часть года мокрая? Почему в тундре много озёр и болот?
  • Составим схему «Природные условия»
Тундра

равнина

вечная мерзлота

суровая зима (t до -500 )

Прохладное короткое лето

2. Растительный мир тундры:

  • Какие растения растут?
  • Как растения приспособились к жизни? (корни, стебли, листья)

Демонстрация слайдов (карликовая береза, карликовая ива, ягель)

В тундре растут: мох ягель, морошка, голубика, брусника, карликовая береза, карликовая ива. Растения низкорослые, стелющиеся, почти у всех небольшие корни и маленькие листья.3.Мир животных:

  • Какие животные и птицы обитают?
Постоянно живут в тундре: белая куропатка, белая сова, лемминги, песцы, кречет, дикий северный олень, волки. Летом прилетают журавли, гуси, лебеди, кулики, много комаров, мошек.
  • Белая куропатка — растениеядная птица, меняет оперение в зависимости от времени года, зимой покрывается перьями до самых когтей, защищаясь от холода.
  • Белая сова — хищная птица, оперение всегда белое, хорошо защищает от холода. Питается леммингами, куропатками.
  • Песец — хищник, имеет густой серый мех, питается леммингами, куропатками.
  • Лемминг — грызун, питается ягодами, грибами, лишайниками. Под снегом рождается потомство.
  • Дикий северный олень — низкорослое животное, травоядное — питается мхом-ягелем. Имеет густой мех, зимний подшерсток и подкожный слой жира. Копыта раздвоенные, чтобы не проваливаться в снегу и раскапывать мох из-под снега.
  • Как они приспособились к жизни? ( У птиц густое оперение и защитная белая окраска, у зверей — густой мех)
  • Сравним: песец — лисица

лапы короче

уши не выступают

морда короче

4. Построение экологической пирамиды— Проследим зависимость живой природы от неживой.

5. Составим цепи питания:

9. Итог занятия

Вот и закончилось наше путешествие по тундре. Что вам хочется сказать тундре, её обитателям?

10. Включение в систему знаний и повторение. Задания на обобщение, систематизацию, рефлексию.

- А сейчас проверим, как каждая из групп знает природные зоны.

Каждая группа получает лист с тестовым заданием и три минуты на его выполнение.

Индивидуальная работа в группах по комплексному повторению материала с взаимным консультированием.

1 группа - географы. Задание: установи соответствие.

Положение зоны Природная зона Климат
Вдоль берегов Северного Ледовитого океана Ледяная зона Короткое, прохладное лето, многолетняя мерзлота. Длинная морозная зима, глубокий снег зимой и сильные метели.
Северный Ледовитый океан и острова, расположенные в нем Зона тундры Лето короткое, холодно. Зима длинная, очень холодная. Полгода полярный день, полгода полярная ночь.
2 группа - ботаники.
Ледяная зона карликовая береза, полярная ива, морошка, брусника, голубика.
Зона тундры мхи, лишайники.
3 группа - зоологи
Животные Природная зона Птицы
Морж, тюлень, кит, белый медведь, касатка. Зона тундры Белая сова, гуси, белая куропатка, утки, лебеди.
Северный олень, песец, лемминг, волк. Ледяная зона Кайра, чайка, гагарка
Взаимопроверка по группам.

Проверка. Итоги тестирования.

Вывод детей по теме занятия. Причина разнообразия природных условий Земли: климат и почва определяют растительность данной местности, а также и ее животный мир.

11. Рефлексия деятельности. /Итог занятия/ Вот и подошло к концу наше путешествие.

- Что нового, необычного, интересного вы узнали?

-Каким способом? /С помощью научных групп мы провели исследование двух природных зон./

-Где используется ?

Путешествие закончилось. Занятие окончено. Всем большое спасибо.

Используемые ресурсы:

  • Тарасов Л.В. Новая модель средней школы «Экология и диалектика». - М: Авангард, 1992.
  • Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. -Ярославль: Академия развития, 1997.
  • Буковская Г.В. Игры. Занятия по формированию экологической культуры младших школьников, - М.: Гуманитарное издательство центр Владос, 2004.
  • Фадеева Г.А. Экологические сказки: Пособие для учителей 1-6 классов. - Волгоград: Учитель, 2005.
  • Шалаева Г.Т. Современная энциклопедия начальной школы. Природоведение. - М: Слово, Эксмо, 2006.
  • Ефремова А.В., Иванова С.А. Экология и охрана здоровья. -�Псков.: ПОИКПРО, 2000.
  • Экология. Н.М.Мамедов, И.Т.Суравегина. Изд. « Школа-Пресс»�103051, Москва, Цветной б-р, д.21.
  • Программы общеобразовательных учреждений.- Начальные классы (1 - 4) в двух частях. - М.: Просвещение, 2001.
  • Чижевский А.Е. Экология. - М.: Асмтрель, 2005.
  • Соловейчик М.В. Я иду на урок в начальную школу: Природоведение. Книга 1: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2002.

100-bal.ru

урок окружающего мира в 4 классе Растения и животные Севера

ЗАНЯТИЕ КРУЖКА «ЮНЫЙ НАТУРАЛИСТ»

ТЕМА: Природные зоны. Зоны Крайнего севера и тундры.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- Познакомить с природными зонами России.

- Показать разнообразный мир растений и животных Севера и тундры.

- Пронаблюдать, как изменяется жизнь растений и животных в суровых климатических условиях.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1) Дети рассматривают карту природных зон на слайде. Делают вывод, что существует пять основных природных зон (Ледяная,Тундра, Тайга, Смешанные леса, Степи).

Ледяная зона или зона Арктических пустынь занимает самый север нашей страны – острова Северного Ледовитого океана и узкую полоску его побережья. Отличительной чертой неживой природы этой зоны является то , что снег и лёд покрывают её территорию на протяжении почти всего года.

Зима в зоне арктических пустынь суровая и продолжительная. Температура воздуха иногда падает до -60. Очень часты сильные ветры, которые нередко переходят в пургу. Зимой здесь круглые сутки темно – стоит полярная ночь. Солнце совсем не показывается над горизонтом. В это время здесь наблюдается интереснейшее явление – полярное сияние.

Весна очень короткая. И это не «весна тепла», а «весна света». Всё длиннее дни и короче ночи, но температура продолжает держаться ниже 0, и снег и лёд по-прежнему покрывают всё вокруг.

Летом избыток света. Ночи совсем нет – стоит полярный день. Но солнечные лучи лишь скользят по поверхности земли, плохо нагревают её. Температура воздуха едва достигает 5 тепла. Снег тает только на отдельных участках. Земля оттаивает лишь сверху, а ниже лежит многолетняя мерзлота.

Осенью температура воздуха снова падает ниже 0, и некоторое время наблюдается смена дня и ночи. Весна, лето и осень вместе длятся всего два-три месяца.

2) На слайдах ребята рассматривают растения Севера и комментируют увиденное. Делают вывод, что растения Севера очень скудны, невысокие, неяркие.

3) Рассматривают животных Севера и комментарий к слайдам. Делают вывод о разнообразии зверей и птиц (животные крупные с большим запасом жире, в основном белого цвета)

4) По растениям и животным Крайнего Севера дети делают вывод, за тем для закрепления решают кроссворд, разделившись предварительно на две группы.

Кроссвод:

  1. Это растение представляет собой результат объединения грибов и водорослей (лишайники)

  2. У этих животных очень чувствительные усы, с помощью которых они ощупывают предметы под водой (тюлень)

  3. Эти птицы ныряют под воду, чтобы добыть пищу. Они могут находиться под водой в течении 90 секунд (гагары)

  4. Название этого растения произошло от двух слов камень ломать (каменоломка)

  5. Это животное близкий родственник тюленю. У них два длинных клыка (морж)

  6. Это самый крупный хищник Севера, на них никто не нападает (медведь)

  7. Эта рыба обитает в океане у берегов Арктических пустынь (треска)

5) Тундра получает тепла больше, чем зона арктических пустынь. Но и здесь низкие температуры преобладают над высокими. Зима тоже очень суровая. Она длится 8-9 месяцев. Чем дальше к востоку, тем холоднее. Морозы здесь бывают до -50. Как и в арктических пустынях зимой здесь полярная ночь. Только в тундре она несколько короче. Часто дуют сильные ветры, переходящие в бураны и метели. Весна очень короткая, проходит лишь в конце мая, а то и в июне. Температура воздуха едва поднимается выше 0. Зато много света. Вскрываются реки, сходит снег. Лето холодное и короткое. Всё же в отдельные летние дни температура поднимается до 25 тепла и даже выше. К лету долгота дня увеличивается и наступает полярный день. Но он здесь короче. Погода очень неустойчива, часто дуют сильные ветры и даже может выпасть снег. Оттаивает лишь самый верхний слой почвы, а ниже многолетняя мерзлота. Почвы в тундре малоплодородны. Уже в августе приходит осень. Быстро снижается температура воздуха, рано ложится снег. В конце сентября наступает зима. Осадки выпадают в основном в виде снега. Очень много пасмурных дней. Воздух обычно влажный. Многолетняя мерзлота задерживает на поверхности дождевую и талую воды. Из-за большой влажности воздуха почва не просыхает. Поэтому в тундре много болот. На территории тундры найдено немало полезных ископаемых: газ, нефть, каменный уголь.

6) Дети рассматривают слайды с изображением растений тундры.

Морошка. Ближайшая родственница малины. Однако это не кустарник, а многолетнее травянистое растение. Морошка во многом отличается от малины. Её стебли лишены колючек, цветки гораздо крупнее, отдельные частички ягоды больше и в полной зрелости ягоды имеют оранжевый цвет.

Голубика. Так называют один из невысоких тундровых кустарников (высота около 0,5 м). Отличительный признак этого растения – голубоватый оттенок листвы. По форме и размеру листья почти такие же, как у брусники, но сравнительно тонкие, нежные. Они появляются весной и к осени опадают. Голубика, в отличие от брусники, кустарник листопадный. Цветки её малозаметные, неяркие, беловатые. Плоды голубики - синеватые, округлые ягоды с сизым налётом.

Ягель. Это один из самых крупных лишайников, высота его достигает 10-15 см. Отдельное растение напоминает причудливое дерево. Ягель имеет беловатую окраску. Ягель, как и все лишайник, состоит из гиф гриба и клеток водоросли. Растёт он медленно. Он увеличивается в высоту лишь на несколько мм в год. Если олени в тундре съедают ягель, на восстановление его покрова требуется довольно много времени ( 10-15 лет).

Ребята подводят итог увиденного.

7) Дети рассматривают слайды с изображением животных тундры. По ходу просмотра делают свои доклады (д/з) о белом медведе и о песце.

Лемминг. Родственник морских свинок и полёвок. Ими питаются все полярные хищники, и даже травоядный северный олень в голодное время может съесть лемминга. При обилии пищи лемминги быстро размножаются.

Тундряная куропатка. Живёт в тундре постоянно и весь год находит корм, так же как и белая сова. Куропатка питается почками, концами веток растений. К зиме она меняет оперенье и становится белой, летом их оперение рыжевато-бурое. Пища совы – мыши и лемминги.

Весной тундра расцветает красочным ковром растений, появляются шмели, бабочки, а так же тучи комаров. На гнездование в тундру, на пресные озёра прилетают гуси, лебеди, гагары. С приходом весны на прибрежных скалах гнездятся морские птицы. Колонии морских птиц, насчитывающие десятки тысяч, называются птичьи базары.

8) Для обобщения знаний дети решают кроссворд на тему «Растения и животные тундры»

Кроссворд:

1.Пища этой птицы – мыши и лемминги. (сова)

2.Это единственное крупное травоядное животное в тундре. Они собираются в большие стада. (олень)

3.Это родственник морских свинок и полевок, Ими питаются все полярные хищники.(лемминг)

4.Это трава близкая родственница малины (морошка).

5. Это один из самых крупных лишайников. Он растёт очень медленно. (ягель)

6.Это животное небольшого роста и главный враг леммингов. Его ещё называют полярная лиса (песец)

7.Так называется один из тундровых кустарников. Отличительный признак – голубоватый оттенок листвы (голубика)

После отгадывания кроссворда дети, так же в командах, играют в игру «Найди лишнее слово».

Подводится итог занятия.

Председателю сельского совета

Кудрявцеву В.А.

Педагогического коллектива

Елисеевской основной общеобра-

зовательной школы.

Уважаемый Виктор Александрович, коллектив учителей нашей школы обращается к Вам с просьбой наладить работу нашего сельского клуба. Дело в том, что наши ученики лишены возможности в получении качественного образования, так как в нашей школьной библиотеке очень мало книг для внеклассного и дополнительного чтения, а сельская библиотека вот уже несколько месяцев закрыта на замок. Дети забыли, когда обращались в эту библиотеку последний раз. Мы относимся с пониманием к тому, что библиотекарь постоянно учится, но ведь нет незаменимых людей, в клубе работают ещё люди. Мы просим Вас, на время учёбы библиотекаря поставить кого-то из работников клуба, для того, что бы сельская библиотека работала постоянно и в удобное для детей время (примерно с 14 часов). Так же мы хотим, что бы с помощью сельской библиотеки проводились биб.уроки и различные мероприятия, как это было при Богдан О.В.

Ёще мы Вас просим поставить на вид режим работы клуба. А то получается, что клуб ни только не помогает, а даже мешает нашей работе.

С уважением коллектив учителей: Вохмянина Е.Н.

Богдан Е.И.

Парфёнова Л.Ф.

Шукай Г.А.

Прилука Н.М.

Федосенко И.В.

Попова И.В.

Прилука Е.В.

Саломатова Е.В.

05. 02. 07 г.

ЗАНЯТИЕ КРУЖКА «ЮНЫЙ НАТУРАЛИСТ» № 2

ТЕМА: Природные зоны. Растения и животные лесной полосы.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: Показать разнообразный растительный и животный мир лесной полосы. Пронаблюдать за изменениями в жизни растений и животных в данных климатических условиях.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1) Дети рассматривают карту природных зон на карте. Вспоминают названия всех природных зон и находят зону лесной полосы.

Зона лесов занимает большую часть территории России. В зоне лесов хорошо выражены четыре времени года. Продолжительность дня уменьшается от лета к зиме и увеличивается от зимы к лету. Но ни полярной ночи, ни полярного дня здесь не бывает. Зима короче и теплее, чем в тундре. И чем дальше юг, тем продолжительность её меньше. Больше и тепла. Осадков выпадает достаточное количество. Они выпадают в виде деждя и снега. Здесь много водоёмов: ручьёв, рек, озёр. Почвы в лесной зоне в основном подзолистые, в заболоченных местах торфяные. В восточной части лесной зоны сохранилась многолетняя мерзлота, но расположена она глубже, чем в тундре. Поэтому меньше препятствует росту корней вглубь. В зоне лесов добывают разнообразные полезные ископаемые: строительные, рудные, горючие.

Само название природной зоны говорит о том, что растения здесь образуют леса (показ слайдов). Росту высоких деревьев здесь способствует продолжительный безморозный период, достаточное количество света.

2) Преобладающие леса хвойные. Эти леса получили название тайга. Здесь растут сосна, ель, пихта и лиственница. В тайге растут папоротники, кислица, брусника, черника, голубика. Почва часто покрыта мхами, стволы деревьев – лишайниками.

Более южные леса – смешанные. В этих лесах растут не только хвойные, но и лиственные деревья: берёза, осина, рябина, липа, дуб, боярышник. Много здесь кустарников: орешник, малина, ежевика, шиповник. Под деревьями встречаются брусника, черника. Мхи уже не покрывают сплошь почву, как в тайге. Много различных травянистых растений: ландыш, ветреница, дудник. Богаты разнообразием растения лиственного леса (показ слайдов).

Лиственница. Отличается от всех остальных наших хвойных деревьев тем, что каждую осень полностью сбрасывает хвою. Перед опадением хвоя желтеет, и дерево становится очень красивым. Её хвоя мягкая и нежная.

Можжевельник. Хвойный кустарник. Ветви его покрыты колючими иголками. Небольшой куст можжевельника можно принять за небольшую ёлочку, но они различаются посадкой хвоинок. У ели хвоинки густо сидят на ветке одна за другой, а у можжевельника более редко и отходят от стебля сразу по три.

Крушина ломкая. Очень поздно распускается весной, когда другие деревья и кустарники уже оделись листвой. Цвести начинает сразу же после распускания листьев и цветёт долго – почти всё лето. Плоды крушины совершенно несъедобны. Они, хотя и сладковатые, но имеют сильные неприятный привкус. Однако птицы, в особенности дрозды, охотно их поедают.

Черника. Кустарник, который сбрасывает свою листву на зиму. Цветёт черника примерно так же, как и черёмуха. Ягоды её сочные, нежные, они имеют мягкий, чуть вяжущий сладковатый вкус.

Волчье лыко. Небольшой кустарник. Цветёт ранней весной. Нежные розовые цветки имеют приятный аромат. В середине лета на месте цветков созревают плоды – блестящие красные ягоды. Эти ягоды ядовиты. Ядовито и всё растение – его листья, ветви и корни.

Брусника. Кустарничек вечнозелёный. Листья брусники плотные, кожистые. Цветёт брусника в конце весны – начале лета. В конце лета на месте цветов появляются ягоды – красивые красные горошинки, у них освежающий и приятный кисло-сладкий вкус.

Кислица. Маленькое, хрупкое растение, которое едва возвышается над почвой. Листья кислицы имеют характерную форму: каждый из них состоит из трёх отдельных частей. Если пожевать листья, ощущается кислый вкус – как от щавеля. Отсюда происходит само название растения – «кислица».

Седмичник. В конце весны это небольшое растение всегда привлекает внимание своими цветами. Они похожи на снежно-белые звёздочки размером с копеечную монету. У каждого растения седмичника бывает только один цветок. В цветке седмичника, как правило, семь лепестков. Отсюда и произошло название.

Майник. Так называют маленькое лесное растение, которое очень изящно во время цветения. Цветёт майник в самом начале лета, в одно время с ландышами. Поздней осенью у майника созревают красивые плоды – маленькие ягодки, напоминающие сильно уменьшенные ягоды клюквы. Плоды майника хотя и сладковатые, но имеют неприятный вкус. Для человека они ядовиты.

Плаун булавовидный. Это растение вечнозелёное. Он всегда выглядит одинаково и зимой и летом. Плауны растут медленно, поэтому их надо оберегать.

Дуб. Это дерево теплолюбивое. Он не выносит суровых таёжных районов. Внешний облик дуба достаточно характерен: пышная, кудрявая крона, извилистые сучья, темно-серый ствол. Плоды дуба – жёлуди.

3) По растениям лесной полосы дети разгадывают кроссворд, при этом делятся на две команды:

1. Это хвойное дерево, растёт в тайге, но на зиму сбрасывает хвою (лиственница)

2. Листья этой травы имеют кисловатые вкус, от сюда её название (кислица)

3. Это вечнозелёный кустарник. Листья у него плотные, кожистые. Ягоды в виде красных горошин. (брусника)

4. Это маленькое лесное растение. Цветёт оно одновременно с ландышами. Плоды его напоминают маленькие ягоды клюквы, для людей они ядовиты (майник)

5. Это небольшое растение привлекает внимание своими цветами. У цветка этого растения семь лепестков – отсюда и название (седмичник)

6. Это теплолюбивое дерево, с пышной кудрявой кроной, плоды его – жёлуди (дуб)

7. Этот кустарник сбрасывает свою листву на зиму. Цветёт он, примерно как черёмуха. Ягоды сочные, нежные, сладковатые (черника)

4) В лесной зоне иные, чем в тундре условия жизни для животных. Весь год лес обеспечивает своих обитателей разнообразными кормами: листьями, почками, ветками, плодами, семенами растений, грибами, другими животными. В лесу животные меньше страдают от резких перепадов в погоде.(слайд) В теплое время года лес, поле, луг, болото буквально наполнены насекомыми. Это комары, бабочки, жуки, стрекозы. Обилие растительной пищи и множество насекомых привлекают сюда много птиц. Разнообразны и звери: мыши, зайцы, лисы, волки, лоси. (показ слайдов).

Кабан. Откапывает корни растений, грибы и мелких животных в лесной подстилке. Иногда своими клыками убивают небольших животных.

( Дети рассказывают о животных леса по докладам, которые они сделали дома)

В лесной полосе немало промысловых пушных зверей. Великолепен мех у соболя, норки, куницы, бобра, ондатры. Россия издавна славится пушниной. Соболь – национальная гордость России. Мех соболя во все времена ценился выше золота. Он почти невесомый, шелковистый, искрящийся на свету, удивительно красивый, к тому же очень тёплый и прочный. Основная пища соболя – мыши. Добывает он и белок, рябчиков, глухарей, вылавливает рыбу из ручьёв, не брезгует и растительной пищей – кедровыми орешками, брусникой, черникой.

Поскольку в зоне лесов теплее, чем в тундре, здесь живут змеи, ящерицы, лягушки. Многочисленные водоёмы населены водными животными, среди которых очень разнообразны рыбы. Из них немало промысловых. Это щука, окунь, карась, плотва .Есть и довольно ценные: форель, судак, белуга, стерлядь. Жизнь животных лесной зоны изменяется в зависимости от изменений в живой и неживой природе по временам года.

5) По животным лесной полосы ребята разгадывают кроссворд:

1. Главный враг мышей, хотя сам чуть больше мыши. Имеет ценный мех (горностай)

2. Маленький пятнистый олень (косуля)

3. Водяная торпеда – так говорят об этом животном (выдра)

4. Большое парнокопытное животное леса (олень)

5. Русский попугаи – так говорят об этих птицах (клёст)

6. Самое большое парнокопытное леса. Имеет не ветвистые рога , а рога похожие на лопату (лось)

7. Родственник домашней свинье (кабан)

6) Дети подводят итог занятия при помощи игры «Пятый лишний».

multiurok.ru

Природа Уссурийского края животные, растения Природа севера. Природа юга — domino22

Природа Уссурийского края животные, растения Природа севера. Природа юга

  1. да
  2. Природа Севера растения: Сибирская лиственница, Саянская ель, Амурский бархат, Липа, Клн. Животные Гималайский медведь, Леопард, Уссурийский тигр, Горностай. Кабарга. Природа Юга растения: Виноград, Грецкий орех, Лимон, Лилия, Груша. Животные Утки-Мандаринки, Мухоловки, Кедровки. Куропатки и Синяя Птица.
  3. марина спасибо
  4. Спасибки!!!
  5. а какие животные Уссурийского края на югеи севере
  6. спасибо всем
  7. Уссурийская тайга находится между побережья холодного Тихого океана и теплой широтой субтропиков. В этой природной зоне обитают доисторические тритоны, лотосы, тисы и охраняющие государством хищные животные, такие, как уссурийские тигры исчезающие виды семейства крупных кошачьих.Вэтом крае живут более ста этнических объединений. Это своеобразие края дополняется его географической уникальностью. Географический беспорядок придает погоде в Приморье капризность и неустойчивость. Климат здесь влажный, в большей степени с прохладными осадками в виде дождя в первой половине лета с небольшими тайфунами. Но и здесь существует баланс, вторая половина летнего сезона, в основном, теплая и солнечная (температура июльского лета +14 +20 градусов С) . Приморский край недаромназывают жемчужиной Дальнего Востока. Приморская осеньполна красками, разнообразие играющих оттенков от золота, пурпура до зелени. Она просто великолепна, несравнима ни с чем. Купальный сезон начинается здесь с начала июня и продолжается до середины октября.Приморскийкрай граничит с Хабаровской областью России, КНДР и КНР, восток и юг края омывается Японским морем. Территория Приморья составляет 165,9 тыс. кв. км, что превышает территорию таких стран, как Португалия, Греция, Голландия, Швейцария, Бельгия и Дания вместе взятых.Великолепиемвыделяется горная система Сихотэ-Алинь с доминированием невысоких гор (так называемых сопок) с коническими, а также округлыми куполообразными вершинами и пологими склонами (600 м 700 м) , заросшие безбрежными хвойными лесами, которые носят гордое название Уссурийская тайга. Реки, текущие в Сихотэ-Алинь на восток: Самарга, Тигровая, Максимовка, Милоградовка, Кема, Киевкадостаточно коротки, но быстротечны, с множеством порогов, встречаются поразительные и потрясающие по своей красе каскады водопадов.Растительныймир Приморья славиться богатейшими видами деревьев, кустарников, растений и цветков, многие виды даже неизведанны и не раскрыты. Только тут можно встретить: деревья семейства аралиевых эндемики, диморфант (белый орех) , аралия (дальневосточная пальма) , элеутерококк; множество лиан актинидий, винограда, лимонника;огромное разнообразие ягод и съедобных грибов; лекарственных растений, главный из которых знакомый многим корень женьшень. Огромный естественный лес напоминает тропические джунгли, расположенные на северестраны, где густо смешались елово-пихтовые северные леса и многоярусныелеса южного маньчжурского типа (аянская ель, корейский кедр, монгольский дуб, ильмы, желтая береза, липы, маньчжурский орех, ясень, амурский бархат, граб).
  8. Природа Севера растения: Сибирская лиственница, Саянская ель, Амурский бархат, Липа, Клн. Животные Гималайский медведь, Леопард, Уссурийский тигр, Горностай. Кабарга. Природа Юга растения: Виноград, Грецкий орех, Лимон, Лилия, Груша. Животные Утки-Мандаринки, Мухоловки, Кедровки. Куропатки и Синяя Птица.
  9. Природа Севера растения: Сибирская лиственница, Саянская ель, Амурский бархат, Липа, Клн. Животные Гималайский медведь, Леопард, Уссурийский тигр, Горностай. Кабарга. Природа Юга растения: Виноград, Грецкий орех, Лимон, Лилия, Груша. Животные Утки-Мандаринки, Мухоловки, Кедровки. Куропатки и Синяя Птица.
  10. п
  11. Спасибо всем
  12. В поисковике набери http://ru.wikipedia.org/wiki/Уссурийский_край#.D0.A4.D0.BB.D0.BE.D1.80.D0.B0_.D0.B8_.D0.A4.D0.B0.D1.83.D0.BD.D0.B0
Внимание, только СЕГОДНЯ!

www.domino22.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта