Водные растения марченко. Популярно-научные публикации А. М. Марченко о растениях и их использовании в ландшафтном дизайне

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Производство винограда девичьего пятилисточкового. Водные растения марченко


Водный сад Александра Марченко

Этот удивительный сад расположен недалеко от Москвы. Он занимает площадь почти 3 га и находится в долине реки Клязьма. Раньше здесь была свалка… Александр Марченко купил участок и организовал фермерское хозяйство. Сначала он выращивал овощи и вскоре смог заняться тем, что стало делом всей его жизни. Он организовал уникальный питомник водных и болотных растений, который всего за несколько лет стал без преувеличения одним из лучших в мире.

Александр Марченко много путешествовал по разным странам и собрал все водные растения, которые пригодны для выращивания в нашем климате. Он предлагает покупателям как небольшие растения, так и крупномеры, способные в одночасье преобразить любой садовый водоем.

Чтобы показать возможности использования водных и болотных растений, Александр устроил водные сады в различных стилях и каждый год добавляет что-то новое. Водный сад – это не сад, где есть водоем, а водоем, в котором растут водные растения. На сегодняшний день есть сад в регулярном стиле, природный сад на берегах старицы Клязьмы, водопад, беседка, окруженная водой, болото, садик Робинзона Крузо, в котором стоит беседка с камышовой крышей и голубятня. Центром композиции является рукотворный холм с белоснежной ротондой на вершине. В ротонду ведет дорожка, слева и справа от нее расположены водоемы. Если смотреть от подножия холма вверх, то водоемов не видно, а видна только белая отсыпка из мраморной крошки. А когда смотришь сверху, то наоборот, видны водоемы.

Необычный уголок сада – рукотворное верховое болото. Это особая экосистема, где растут ацидофилы (растения, произрастающие на кислых почвах): растение-хищник росянка, верески, побделы, эрики, рододендроны, клюква, голубика и другие растения верховых болот. Тут всегда можно полакомиться какой-нибудь ягодкой…

Все композиции сделаны с потрясающим чувством вкуса и во всем чувствуется неординарная харизматичная личность хозяина. Я бываю у Саши Марченко несколько раз в год и каждый раз не устаю удивляться его прекрасному саду. Здесь красиво в любое время года. Вы можете убедиться в этом, посмотрев фотографии. Александр Марченко всегда подчеркивает, что, создавая сад, надо думать о том, как он будет выглядеть зимой.

Новое увлечение Александра – ивы. Конечно, это же самые «сухопутные» деревья для украшения водоемов. Он собрал внушительную коллекцию различных видов и гибридов ив, размножает их, заложил ивовый сад.

А еще в хозяйстве у Марченко есть зимний сад, но не такой, как мы привыкли видеть. В его зимнем саду – тоже водоемы! Там зимуют теплолюбивые растения и некоторые рыбки.

Александр Марченко очень известная личность в ландшафтном мире. Каждый садовый журнал мечтает заполучить его как автора, телеканалы снимают о нем передачи, на его лекциях всегда аншлаг, в его сад постоянно приезжают люди, и никто не остается равнодушным. Каждый испытывает восторг и уезжает с желанием вернуться сюда снова.

C 2011 года вход в питомник и сад Александра Марченко разрешен только покупателям и по предварительной договоренности экскурсионным группам.

 

Интервью с Александром Марченко

 

Питомник Александра Марченко

 

Рано утром 6-го октября 2010 года мне повезло застать сад Александра Марченко в совершенно сказочном виде. В тот день под утро был небольшой мороз, и все растения, каждый листочек, каждая травинка покрылись инеем. Было потрясающе красиво! Осенние краски в утренней седине инея... А уже часам к девяти солнце растопило лед. В этот момент я находилась в питомнике ив. Иней таял и падал каплями на землю, создавая необычный шорох...

Фотографии того сказочного утра размещаю ниже.

www.landy-art.ru

Популярно-научные публикации А. М. Марченко о растениях и их использовании в ландшафтном дизайне - Публикации

№ п/п Название публикации Номер, страницы Год выхода Название журнала
1 Питомник водных растений в Подмосковье №2,стр. 74-77 2000 г. Журнал «Ландшафтный дизайн» 
2 И лилий отраженье в зеркале воды №3,стр. 49-56 2001 г. Журнал «Ландшафтный дизайн»
3 Метаморфозы водного сада  №4,стр. 60-71
4 Растения водных садов  №6,стр. 18-21  2001 г.   Журнал «В мире растений»
5  №7, стр.20-23
6  №9,стр. 22-29
7 И мелькала там, в пруду рыбка золотая  №8, стр.18-23  2001 г.  Журнал «Сад своими руками»
8 Не забудьте про водный сад  №1,стр.138-141  2002 г.  Журнал «Современный дом», спец. вып «Ландшафт»
9 Цветы на воде  №4,стр. 53-57  2003 г.  Журнал «Ландшафтный дизайн»
10 Водный сад без формальностей  №2, стр. 182-185  2003 г.  Журнал «Современный дом», спец. вып. «Ландшафт»
11 Среди цветочных островов  №4,стр. 70-75  2004 г.  Журнал «Ландшафтный дизайн»
12 Разноцветные нимфеи, или на воде листочки как цветочки  №7,стр.18-23  2004 г.  Журнал «В мире растений»
13 Японский гарден-цирюльник  №8, стр.90-93  2004 г.  Журнал «Новый дом»
14 Солнце, воздух и вода  №4,стр. 48-52  2005 г.  Журнал «Ландшафтный дизайн»
15 На берегу растут цветы, любуясь в зеркало воды  №6,стр. 10-15  2005 г.  Журнал «В мире растений»
16 &Оазисы Токио  №1, стр.80-85  2005 г.  Журнал «Новый дом»
17 Построив дом, устройте рядом водоем  №5,стр.94-102
18 Может у меня английские корни?  №5, стр. 105
19 Тайны стрел Амура  №6,стр. 38-41  2005 г.  Журнал «Вестник цветовода»
20 Царица пруда   №7,стр.102-103  2005 г.  Журнал «Цветы»
21 Это всё лотосы?   №10,стр.48-49
22 Яблоко от яблони или о селекции зимостойких кувшинок  №5,стр. 30-33  2006 г.  Журнал «В мире растений»
23  №6,стр.24-27
24
 №7, стр. 8-11
25  №8, стр.14-17
26 Мое божество и вдохновенье  №5, стр.45-51  2006 г.  Журнал «Цветы»
27 Кувшинковые цветники  №6, стр.13-15   2006 г.  Журнал «Цветники»
28 Озерные нимфы  №6,стр.132-133  2006 г.   Журнал «Загородный дом»
29 В прохладных сумерках…  №6,стр.99-103  2007 г.  Журнал «Ландшафтный дизайн»
30 В царстве чахоточных сосен  №5, стр. 2-7  2007 г.  Журнал «В мире растений»
31  №6 стр. 6-11
32 Нимфея и божество и вдохновенье  №18,стр.15-18  2007 г.   Журнал «Вестник цветовода»
33 Отверженный фаворит  №16,стр.22-24  2008 г.
34 По осени увядшие трава, цветы  №19, стр. 30-33
35 Виноградная поэма  №1, стр. 66-68  2009 г.  Журнал «Ландшафтный дизайн
36 9 секретов правильного водоёма  №6, стр. 43  2009 г.  Журнал «Вестник цветовода»
37 Жизнелюбивая ива многолика и красива  №13, стр.7-11
38 Хреновые цветники  №15, стр. 17
39 Мой олимпийский огонь  №22, стр. 4-6
40 Листопад и фонари  №23-24, стр. 35
41 Как я открыл тайну болота  №1, стр. 30-35  2010  Журнал «Вестник цветовода»
42 Как я открыл тайну болота 2  №2, стр. 28-32
43 Хотите голубики-станьте грибоводом  №5, стр. 30-31  2010  Журнал «Садовник»
44 Гибридным ивам В.И.Шабурова полвека  №1, стр. 24-31  2011  Журнал «Питомник и частный сад»
45 Зимняя ива  №3, стр. 48-50  2011   Журнал «Садовник»
46 Кувшинки  весна, стр. 70-93  2010  Журнал «Ихтиосфера»
47 Ивовый сад от Шабурова  №5, стр. 52-56  2011  Журнал «Вестник садовода»
48 Водные канны.Зимовка  №3, стр. 66-67  2011  Журнал «Дом и сад»

www.mam1.ru

О нас - Mam1.ru

Марченко Александр Михайлович

Предлагаемый Вашему вниманию сайт создан нами не столько с коммерческой сколько с образовательной целью так как деятельность питомника базируется на оригинальных технологиях разработанных нами. Наш питомник образован в 1992 году. За все годы его существования мы никогда не занимались перепродажей или доращиванием, с целью последующей продажи, растений. Однажды получив посадочный материал, мы изучаем его и, если он отвечает нашим требованиям, переводим в разряд маточника. Затем начинаем его размножать и выращивать для собственных нужд и реализации.

Так из более 300 сортов кувшинок (нимфей), собранных нами со всего мира, по декоративным качествам, проявляющимся в условиях Подмосковья, а также устойчивости к болезням, зимостойкости, сложности технологии культивирования, для дальнейшего выращивания с целью реализации отобрано только 40 сортов.

При этом за много лет кропотливой работы мы смогли повысить, методом отбора, зимостойкость и устойчивость к болезням высокодекоративных сортов кувшинок. В этой связи для зон с рискованным земледелием наш посадочный материал приобрел огромное преимущество над такими же сортами кувшинок от других поставщиков, которые базируются в основном в местности с более теплым климатом или выращивают их в теплицах.

На ХV11 международной выставке “ Цветы 2011“ в номинации на лучшее качество продукции мы награждены высшей наградой выставки – ГРАН ПРИ. Мы мало участвуем в выставках, но всегда занимаем призовые места.

В интересах покупателей, чтобы они были уверены в приобретаемом материале, а не покупали “кота в мешке” реализацию водных растений начинаем с 10 июня. К этому времени большинство кувшинок зацветает, и другие растения достигают полной декоративности. Мы производим в основном крупномерную продукцию, так как она более востребована и позволяет в считанные часы превратить пустой водоем в прекрасный водный сад. При этом может показаться, что у нее высокая цена. На самом деле, если продаваемый нами куст поделить на посадочные единицы, подобные реализуемым другими производителями, то окажется, что ее стоимость в составе нашего куста будет значительно дешевле. При этом покупатель экономит самое дорогое – время. Время необходимое для выращивания рассады до декоративного растения. Ведь цель покупки заключается в возможности получить как можно быстрее и как можно больше эстетического удовольствия от декоративных качеств приобретенного материала.

Помимо кувшинок трудно представить водоем без ивы, особенно плакучей. Попытки с введением в наше производство плакучих ив из Европы и южных районов не увенчались успехом. В холодные зимы они сильно подмерзали. Поэтому мы собрали и изучили коллекцию гибридных ив В.И. Шабурова, выведенных в условиях Урала с суровыми зимами.

Некоторые его красивые гибриды, например, “Памяти Миндовского”, “Плакучий Гном” плохо переносят пересадку, поэтому мы все ивы выращиваем от черенка до 7-метровых деревьев только в контейнерах, что позволяет пересаживать их почти круглый год. Пока не замерзнет земля. Кроме того, что растения мы выращиваем только в контейнерах, этот процесс мы еще проводим без теплиц. Поэтому наш материал легко приживается на новом месте при условии обильного полива на всю глубину корневого кома в первые 1,5 - 2 месяца пока корни не врастут в окружающую почву.

Из экономических и моральных соображений мы не можем себе позволить такую «роскошь», как выращивание неустойчивых к неблагоприятным условиям внешней среды и мало декоративных растений.

 

www.mam1.ru

Русский парк водных садов Александра Марченко

Изучая зарубежный опыт строительства водных ландшафтов по литературе и в поездках, я старался понять, что лично мне нравится более всего. В каком стиле, по каким законам проектировать собственный водный сад? После долгих размышлений решил: мне нравятся все стили, ни одному из них не могу отдать предпочтения. А значит, в моем саду должно найтись место для каждого!

Жизнь показывает, что чем большему прессингу мы подвергаемся, сталкиваясь с повседневными городскими заботами, тем острее желание компенсировать этот стресс общением с природой. Отсюда – высокий интерес современного заказчика к пейзажным ландшафтам, мода на сады стиля натургарден. В то же время немалой части заказчиков, руководствующихся соображениями высокой эстетики, по-прежнему милы сады, спланированные по всем правилам геометрии - с четко очерченными контурами цветников, дорожек и водоемов, с посадками, выполненными по законам регулярного жанра. Иногда сама архитектура дома, спроектированного в классическом стиле, диктует нам довольно "чопорное" обустройство пространства. Так что и пейзажный, и регулярный стили в современном ландшафтном строительстве востребованы наравне. У каждого свои преимущества, оба по-своему хороши - это я понимал и мечтал построить свой водный сад, различные части которого были бы выполнены в разных стилях. Предстояло создать настоящий парк водных садов!  

Осуществление поставленной задачи было делом нелегким с точки зрения построения ландшафтной композиции - в одном пространстве должны органично сочетаться два основных стиля - регулярный (он же формальный) и пейзажный. Участок в пойме реки Клязьма как нельзя лучше подходил для реализации задуманного проекта, как из соображений планировки будущего сада, так и его размеров. (Парк должен быть самоокупаемым, а значит, необходимо предусмотреть устройство производственных и торгово-выставочных площадей).

Из мусора, собранного с вычищенного участка, сложили холм, который затем засыпали плодородным грунтом. Холм, маскирующий производственный комплекс, получился внушительных размеров, поэтому его декорирование растениями требует много времени и средств. В дальнейшем я соорудил на холме водопад и ручей, впадающий в залив, расположенный у подножья другого холма, о котором речь пойдет ниже. Несмотря на то, что работы по оформлению холма еще не закончены, пейзаж участка стал гораздо привлекательней. Расчищенная старица, декорированная водными и околоводными растениями, рукотворные заливы, остров и мостки - так выглядит сегодня водный сад в пейзажном стиле, построенный на месте бывшей свалки.

Создание ландшафтной композиции, где каждый из водных садов обособлен от других и в то же время является частью единого архитектурно-природного ансамбля, который я задумал, начали с формирования еще одного холма в форме усеченной пирамиды (высота 2,2 м, длина основания 40 м) вдоль берега старого русла. У подножия северного склона холма соорудили водоем в неформальном стиле. Водоем, построенный с применением пленки ПВХ, имеет изрезанную береговую линию и другие черты, придающие ему сходство с естественными водоемами. В него впадает искусственный ручей, берущий начало под холмом. С противоположной стороны водоема - торфяное болотце с коллекцией растений семейства вересковых. А рядом сплавина - искусственно сформированный торфяной островок, держащийся на плаву и заселенный растениями местной флоры. Впрочем, здесь высажены не только растения-аборигены, но и сортовой материал, позволяющий создавать выразительные с точки зрения цвета и фактуры декоративные композиции.

 

 

 

Немного о болоте...

Болото моего детства, а я вырос в лесостепной зоне Алтайского края, представляло собой осоковый кочкарник с высотой кочек до полуметра с холодной жижей между ними. Сорвался с кочки — и ты в неглубокой, но всё-таки трясине — вот тебе и адреналин! Кроме предательских кочек — непролазный тальник (ивняк), цепляющийся за одежду и удочки, тростник с больно режущими листьями да комары со слепнями. Утешало одно: всё-таки это не камчатский гнус, от которого мою родню спасали москитные сетки да рукавицы. Из ягод на моём болоте положить в рот можно было разве что калину красную да очень редко костянику с чёрной смородиной. Несмотря на скудость даров, я любил его особую таинственность, порождавшую любопытство и страх, его особый аромат, любил за то, что оно просто был и разнообразило мою жизнь. Но я не переставал мечтать о болотах, покрытых мхами и ягодниками.

Уже обучаясь в аспирантуре в Москве, я побывал на болотах и реках острова Сахалин, где на болотах мурманского Заполярья я впервые увидел растения верховых болот и стал их поклонником. Растительный мир Сахалина и Заполярья поражал то своим жизнелюбием и стойкостью, то изящной миниатюрностью, уязвимостью и щедростью, удовлетворяющей духовный и физиологический голод. Моя, по-видимому, генетически обусловленная привязанность к водным экосистемам нашла отражение и в трудовой книжке: 3 года — Алтайская рыбоводно-мелиоративная станция, 14 лет — Всесоюзные НИИ прудового рыбного хозяйства и морского рыбного хозяйства, а с 1992 года по сей день я создатель и владелец питомника растений для водоёмов.

Такая привязанность не могла не перерасти в любовь. Воплощением её стал созданный мной парк водных садов, в котором я не смог обойтись без ещё одной водной стихии — болота.

 

 

Западный склон холма сформирован с уклоном в 9 градусов. Центральной части склона придали ступенчатую форму: длина нижней ступени - 11 м, а каждая последующая, вышележащая, на 2 м короче предыдущей. Последняя, шестая ступень - плоская вершина холма. По центру склона проложена дорожка, слева и справа от нее симметрично располагаются бассейны разной длины (от 1 до 5 м), но одинаковые по ширине (1,5 м) и

глубине (0,6 м). Так был создан каскад бассейнов, который полностью открывается взору лишь с вершины холма. С равнинных участков парка виден только правильный геометрический рисунок, образованный белыми узорами засыпки из мраморной крошки, декорирующей свободные пространства между бассейнами.

Каскад бассейнов на западном склоне и бассейны на горизонтальном пространстве у подножья холма стали основой водного сада в регулярном (формальном) стиле.

Среди ландшафтников распространено заблуждение, будто только водоемы природного и пейзажного стилей можно декорировать водными растениями. Однако в регулярных водоемах растительные композиции выглядят не менее стильно: в бассейн можно высадить кувшинки разной окраски, которые образуют на водной поверхности красивые орнаменты, а с помощью таких травянистых растений, как рогоз, тростник, ирисы, схеноплектусы, расставить вертикальные акценты.

Помимо шести круглых, диаметром 3 м, и двух шестиугольных бассейнов, выделяющихся на белом фоне мраморной крошки, были построены два прямоугольных бассейна, обрамленных газоном. На стыке газона и инертного материала (отсыпки из мраморной крошки) лентами высажен высокий злак с голубоватой листвой - колосняк гигантский (Elymus giganteus). Регулярный сад изолирован от других водных садов: с одной стороны он граничит с насыпью холма, с трех других - его укрывают шпалеры, плотно увитые виноградом девичьим. Подсадка клематисов разных сортов придает этой вертикальной композиции некоторое разнообразие.

Итак, водный ландшафт в целом был готов, однако я явственно ощущал, что для композиционной завершенности в моем саду не хватает некого звена, доминанты. Я понимал, что этот искомый элемент должен находиться на вершине холма. Идей было много, но, посоветовавшись с Виктором Панкратовым, решил остановиться на ротонде. Ротонда, как известно, представляет собой круглое или полукруглое небольшое строение с куполом. И некоторые строительные фирмы предлагают их в готовом виде. Однако мне не нравился купол, поэтому я придумал свой вариант - без крыши.

Получившееся сооружение я условно назвал "храмом воздуха и солнца" и с удовольствием любуюсь отсюда не только видом на парк, но и облаками, солнцем - днем, звездами, луной - ночью. Приятно ощущать иногда ласковое, иногда обжигающее дуновение ветра. Люди с архитектурным образованием, возможно, назовут мое творение "фолли". В любом случае отсюда открывается прекрасный вид - не только на цветущий парк водных садов, но и на манящие к себе небеса.

 

Текст: Александр Марченко Фото: Михаил Щеглов,

GARDENER.ru

 

 

Проезд:

Московская обл, г. Пушкино, мкр. Клязьма, ул. Полевая, д. 12. Проезд на индивидуальном транспорте по Ярославскому шоссе согласно схеме:http://mam1.ru/s2.gif На общественном транспорте: автобусом или электричкой. Время в пути 35 - 40 минут, Автобусы от метро ВДНХ следующие до Пушкино, Ивантеевки, Красноармейска, Сергиева-Посада. Остановка по требованию - "Тарасовский сельскохозяйственный рынок", далее пешком примерно 1000 метров, Электричками с Ярославского вокзала до платформы Клязьма, далее пешком (25-30 мин.) или на маршрутном такси до улицы Желябовская.

Тел./факс: (495) 993-5248

E-mail: [email protected]

Вход в сад свободный. Торговая площадка работает с 10 июня с 9-00 до 19-00 ежедневно, кроме воскресенья с перерывом на обед с 14-00 до 15-00.

  Официальный сайт >>>

gardener.ru

Русский парк водных садов А. Марченко (Россия)

Имя Александра Марченко известно многим. Он - обладатель уникального сада, сочетающего в себе питомник и ландшафтную экспозицию. Сосредоточившись на водных и прибрежных растениях – интереснейшей в ботаническом плане группе, внимание к которой проявилось у нас совсем недавно, А. Марченко взял на себя ту роль, с которой сегодня плохо справляются ботанические сады – интродукции растений, испытания их в нашем климате, подбора условий для их выращивания. Не будет преувеличением сказать, что многие водоемы появились у нас вслед за водным садом А. Марченко, благодаря выращенным им растениям и его популяризаторской работе. Эта любовь к водной стихии стала для меня понятна, когда при подготовке статьи о зарыблении водоемов я натолкнулась на научные работы, касавшиеся заболеваний форели, принесшие автору степень кандидата биологических наук.

Русский парк водных садов А. Марченко расположен на берегу реки Клязьма и занимает относительно небольшую территорию - 3 га, начало освоению которой было положено в 1992 году. До того, как администрация Пушкинского района выделила эту землю, здесь находилась совхозная свалка. Сад в целом довольно молодой, пополнялся постепенно, и многие древесные посадки еще не вступили в пору зрелости. Он сочетает в себе участки в пейзажном и регулярном стиле, отделенные друг от друга живыми изгородями из девичьего винограда.

Читатели садовых журналов наверняка знакомы с публикациями А. Марченко о девичьем винограде и сочетании его с клематисами. Он единственный, кто производит готовые шпалерные изгороди из партеноциссуса в контейнерах для вертикального озеленения. Это  «полотно» из 4-летних лиан на капроновой сетке, которое снимают с опоры, сворачивают и доставляют заказчику. Достаточно посадить и развесить растение, чтобы получить готовую живую изгородь.

Однако главную скрипку в саду играют, конечно, водные растения. А средства, вырученные от производства девичьего винограда, лишь пополняют бюджет для расширения их коллекции. Подобное буйство водной флоры я наблюдала только в дельте Волги, но и оно куда скромнее – только бедноватые красками природные виды, без ярких и пышных сортов. Перечень растений хозяйства А. Марченко, доступных для покупателя, включает сегодня 250 наименований декоративных водных и болотных растений, среди них более 60 аристократичных нимфей самых разных размеров и окрасок, многие из которых прибыли сюда из Северной Америки впервые. Их мы увидели почти сразу, войдя в сад, на самом пике цветения. В длинных грядках-резервуарах кувшинки расположились по сортам, в сопровождении сопутствующей растительности. Здесь же – синие понтедерии сердцелистные и несколько видов кубышек: помимо привычной кубышки желтой – редкие виды японская, иноземная, малая «Variegata».

Эти посадки Александр называет прудами-прилавками. Они хоть и призваны в первую очередь демонстрировать растения, являются частью парка водных садов, и потому, как считает хозяин, должны быть красивыми. Ничем не напоминая типичные торговые площадки садовых центров, где горшки строятся в линейку по сортам, они показывают растения в самых выигрышных сочетаниях. Размер резервуаров – 1,5х6 м, глубина для разных растений – 20, 40, 60 см. Пруды пленочные, ПВХ-пленка в них безотказно служит уже более 10 лет.

Хозяйство ориентировано на производство крупномерных растений, а не рассады, чтобы продукция выглядела наиболее эффектно. Однако от этого неизбежно страдает рентабельность. Охотно верится, что такого высокого качества водных растений нет ни в одном питомнике Европы или Америки (как говорит хозяин, посетивший многие из них).  

Рядом, справа, спряталось небольшое болотце, сейчас сплошь покрытое желтыми цветками пузырчатки – такое в природе увидишь редко, ведь большую часть времени это растение погружено в воду и занято своим основным делом - поимкой дафний и инфузорий.

Дальше тропинка делает небольшой изгиб вокруг древесно-кустарниковой группы, окружающей водопадик, спускающийся с пригорка, и ведет вниз, к другой экспозиции, приближенной к природным условиям. Пройдя по деревянным мосткам  вдоль берега обширной заводи, можно ознакомиться с разнообразием тростников, камышей, рогозов, хвощей, стрелолистов. Сусак зонтичный как раз пышно цвел, и поразил нас своим благополучием и диаметром соцветий – такого в природе видеть не приходилось. За тростником южным «Variegata» (очень красив своей пестрой желто-зеленой листвой!) притаилась жирная вахта трехлистная – жаль, что уже отцвела. 

Под шелест тростников (день был ветреный), мы продвинулись дальше, на участок разнообразной крупной и мелкой растительности – злаков, дербенников, мимулюсов, канн, и снова кувшинок и кубышек – помельче. Нам посчастливилось застать цветение японских ирисов собственной селекции Александра Марченко. А если свернуть направо и пройти вдоль изгороди, встречая по пути то пасущуюся лошадь, то корову, пощипывающую сено из стожка, то притаившегося в траве олененка (все в натуральную величину, но из природных материалов), приходишь к укромному уголку. Под нависающими над водой деревьями есть две скамейки на помоcте, откуда открывается чудный вид на водную гладь, сплошь покрытую желтыми снежинками болотноцветника и цветущими нимфеями и кубышками. В жаркий день в этом тенистом уголке было особенно приятно передохнуть.

Отсюда, слева, видна белая беседка-ротонда, напоминающая Эолову арфу в Пятигорске. Знаем, что ее хозяин построил сам, методом проб и ошибок, многократно меняя проект. А чтобы приблизиться к ней, нужно пройти еще один интересный ландшафтный объект – беседку «четырех картин». Она задумана так, чтобы изнутри в каждом из четырех световых проемов, оставшихся свободными от разросшегося винограда амурского и древогубцев, открывался свой, неповторимаый пейзаж. С одной стороны это иной ракурс любования кувшинками и болотноцветниками, с трех остальных – виды на «сухие» миксбордеры, окружающие беседку. Но и здесь не обошлось без маленького прудика с мостиком.

Ну, а дальше, за стеной винограда девичьего – регулярная часть. Каскады террасных водоемов слева и справа окружают подъем к той самой высокой точке сада – романтической ротонде, из которой можно увидеть почти все владение. Сверху как нельзя лучше смотрятся «поляны» нимфей и «фонтаны» камыша, которые размещены в геометричных водоемах, разделенных белой гравийной отсыпкой, при взгляде сверху почти сливающихся в единую  акваторию. Слева и справа – яркие пятна канн в окружении злаков и кувшинок (канны тоже есть собственной селекции). Сразу вспомнились строки из лермонтовской «Княжны Мэри»: «На крутой скале, где построен павильон, называемый Эоловой арфой, торчали любители видов и наводили телескоп на Эльбрус». Так и мы стояли здесь, обдуваемые ветерком, и наводили объективы своих фотоаппаратов.

Проем в живой изгороди возвращает нас к исходной точке путешествия по водному царству, к увитому зеленью маленькому садовому офису хозяина. Остается только небольшой приватный садик с журчащим ручейком и возвышающимся домиком под соломенной крышей – такие очень любят в Англии, покрывают ими даже жилые дома – недорого и экологично.

Сознательно не упомянув о самой дальней части сада, сейчас хотим к ней вернуться. Там расположилась коллекция ив – нет лучшего дерева для соседства с водоемом. Начав с культивирования алтайских ив, Александр Марченко собрал и идентифицировал наследие свердловского селекционера Вениамина Ивановича Шабурова. Для этого пришлось неоднократно посетить Екатеринбург, заняться поисками шабуровских гибридов, а затем их ботанической идентификацией. Эта настоящая научно-исследовательская работа вернула к жизни одно из наших национальных достояний – самые красивые и зимостойкие сорта ив.

Данное направление работы становится сейчас одним из основных, в коллекции уже более 200 видов и сортов ив, за которыми теперь постоянно наведываются ландшафтные дизайнеры. По мнению А. Марченко, из одних только ив можно создавать сады. Каждая из них поражает своей красотой – графикой ветвей и окраской коры, весенним цветением. Они разнообразны в зависимости от сезона, в отличие от елей и других популярных сегодня хвойных растений. Поэтому он видит необходимость в разработке специальной Программы ивовых садов.

Ивы даже несколько потеснили водные растения, и сейчас речь идет о сокращении некоторых видов из коллекции, что очень жаль. Уверена, что какие-то из них приобрести потом будет негде. Где еще, например, найдется столько злаков и осок? Однако с точки зрения трудозатрат это, вероятно, оправдано. Помощников у Александра совсем немного, большую часть своего замысла он осуществил благодаря собственному трудолюбию. Найдут ли таких же увлеченных последователей другие сокровища отечественной селекции, ведь в этом нуждаются не только шабуровские ивы...

Уходишь из относительно небольшого владения Александра Марченко с ощущением чего-то великолепного и грандиозного, которое вызывает одна из самых уважаемых стихий планеты – вода (ее здесь почти гектар), и научная основательность хозяина. Словами поэта Леонида Мартынова хочется пожелать только одного – чтобы «вода благоволила литься!», залогом счастливой жизни всей флоры сада и ее повелителя.

Фото: Рита Бриллиантова, Максим Минин

www.greencom.ru

Производство винограда девичьего пятилисточкового - Фотогалерея

Виноград девичий пятилисточковый (Parthenocissus quinquefolia), как декоративная лиана, незаменимое жизнестойкое растение для любых садов и других присутственных пространств особенно в зонах с рискованным земледелием. Исходя из большого числа положительных качеств, я выбрал его объектом культивирования, для чего разработал технологию производства посадочного материала, пользующегося спросом у садоводов и ландшафтных дизайнеров. Результаты работы с виноградом я изложил в статье для журнала "Вестник цветовода", которую и предлагаю вашему вниманию.

Виноград девичий пятилисточковый (Parthenocissus quinquefolia)

Я не знаток городской архитектуры. Однако, это не значит, что я телесно не ощущаю и духовно не чувствую своего окружения, порой архитектура оказывает на меня воздействие даже большее, чем хотелось бы.

Волею судьбы мне удалось побывать во многих знаменитых городах мира (Париж, Рим, Лондон, Токио, Пекин, Атланта и др.). В каждом из них я старался посетить как можно больше разнообразных мест, где всегда задавал себе вопрос – хотел бы я здесь жить? Насколько комфортна для меня та или иная среда обитания? Мне не комфортно в пустыне, среди лишенных растительности скал, в пустой квартире и на улицах городов без зеленых насаждений, такие улицы и составляющие их строения с архитектурными изысками вызывают интерес, но кажутся голыми. Здесь, по-видимому, чувство первородного стыда лишает меня спокойствия, а значит - комфорта. Моё душевное состояние на таких улицах подобно состоянию, возникающему при встрече с голым человеком в неподобающем для этого месте, когда первоначальное любопытство сменяется желанием уйти или прикрыть его наготу хотя бы фиговым листом. А вот в городах, где хорошо поработали кутюрье – озеленители, рождается живительный комфорт, являющийся, по-моему мнению, одним из основополагающих элементов космополитизма. Мне не нравится слово «озеленители». Оно звучит как маляр, всегда пользующийся зеленой краской, а не живописец. Портной, одевает людей, и если он делает это изысканно красиво, то он уже - кутюрье. Озеленители - живописцы, кутюрье и экологи в одном лице. С помощью растений они украшают жизнь в городах, расписывают улицы и площади орнаментами из цветов всех красок радуги, природной красотой растений скрывают архитектурные недостатки и подчеркивают их достоинства. Нас, большинство жителей России, неизбалованных теплом, поражает зеленая пышность южных городов. Особенно завораживают своей экзотичностью различные лианы – вьющиеся растения, используемые южанами повсюду. Живые растения вьются по водосточным трубам, специальным решеткам, по ограждениям балконов, карнизам. Забираются даже на фонарные столбы и ползут по проводам, свисая то тут, то там волшебными плетями. Это очаровательно, если бы не горечь досады, а почему этого нет в наших северных городах.

Еще древние греки и римляне украшали лианами колоннады, а на Востоке стены дворцов пышно увивали зеленью. Во Франции и Италии в эпоху Ренессанса увитые лианами арки являлись обязательным архитектурным элементом.

Наибольшую популярность в городском озеленении лианы приобрели в конце Х1Х века, когда в архитектуре появился стиль модерн, тогда прогрессивные архитекторы строили под девизом «Вперед с природой» и увитые вьющимися растениями фасады домов символизировали объединение городов с природой. Однако, развитию данного направления помешала первая мировая война. Затем с зарождением модернизма лианы даже стали считать бесполезной деталью, нарушающей облик новой архитектуры. По эстетическим причинам строгую форму зданий недопустимо было маскировать зеленью. Зато почему-то лоскутные занавески из рекламы архитекторам и ответственным чиновникам пришлись по вкусу. Лишь усиление критики урбанизации городской застройки привели к возрождению интереса к вьющимся растениям в оформлении городских территорий архитекторами на Западе, но, как мне видится, в России лианам уделяется мало внимания. А вот в Китае для озеленения городов их с успехом применяют. Если в Шанхае это глицинии, древогубцы и другие теплолюбы, то в более холодном Пекине заметно выделяется виноград девичий пятилисточковый. Здесь его используют в классических посадках как вертикаль снизу вверх (стены домов, заборы), так и сверху вниз при въездах в тоннели и по вертикальным каменным набережным. В центре Пекина им украсили и закрепили откосы как хорошим почвопокровником. В Москве же виноград можно встретить крайне редко, а жаль, ведь с его помощью можно было бы без особых затрат изменить в лучшую сторону облик и экологию города.

Главным аргументом чиновников при отказе в применении лиан в озеленении города служит предположение о разрушении ими стен строений. На самом же деле листья лиан защищают стены домов от прямых солнечных лучей и дождя, от резких перепадов температуры, а значит, от образования трещин кирпичей и штукатурки. Виноград, увивая фасады домов, уменьшает запыленность и регулирует влажность воздуха. Лианы снижают стрессовую ситуацию, приглушая уличный шум. Делают город привлекательным не только для нашего взора, но и для певчих птиц.

В детстве меня завораживал вид лиан, которые показывали в фильмах «Тарзан», «Маугли» и других. В лесах Алтая, где я жил, мне нравились таинственные заросли хмеля и паслена. В том, что хмель - настоящий сибиряк, я убедился весной 2008 года, когда возвратные заморозки в очередной раз и надолго испортили декоративность многих лиан из моей коллекции (актинидии, древогубцы, настоящие винограды и т.д.) Хмель же, не смотря на то, что вся его вегетативная часть каждую осень отмирает, а весной отрастает вновь, не только не подмерз, но и выгнал к середине мая полутораметровые плети. Я выращиваю и продаю сорта хмеля с зеленой и желтой листвой. Подстать хмелю по устойчивости к возвратным заморозкам и большинство видов и сортов клематисов, которые мы не выращиваем с коммерческой целью, а с удовольствием используем в парке и всегда в смешанных посадках с девичьим виноградом, где они растут практически без ухода. Моим главным любимцем и кормильцем остается виноград девичий пятилисточковый (Parthenocissus quinquefolia), который хоть и страдает от возвратных заморозков, но благодаря спящим почкам быстро восстанавливает свою декоративность. У меня их несколько сортов, однако, в производственных целях я использую только видовой. Почему именно его? Потому что он абсолютно зимостоек, может расти в кашпо даже на крышах домов (сейчас это модно). Им не только можно маскировать неприглядные строения (ангары, технические сооружения, бетонные заборы и вертикальные набережные, въезды в тоннели), но и украшать фасады домов. При этом можно начать с балкона любого этажа. Его живописная естественность, образуемая пышной ярко зеленой роскошью резных листьев летом, изменяющейся в ярко красную осенью, никого не оставит равнодушными. Кстати, ярко красными листья у этого растения могут быть в течение всего лета, если создать для винограда дефицит азота. Он почти не подвержен болезням и не имеет вредителей, кроме того, непритязателен к почвам и освещенности, что позволяет оживить им самые неожиданные места. Достигая в высоту 25 метров, украшает уголки, недоступные для других растений. Девичий виноград увеличивает площадь зеленых насаждений при минимальном занятии поверхности почвы. Он толерантен к городским факторам загрязнения и не опасен для аллергиков. Привлекает птиц густой листвой как укрытие и место гнездования, а зимой дает им пищу в виде усохших ягод. Пластичность зеленой массы винограда позволяет на жестком каркасе создавать различной сложности формы. Если у южан для разграничения пространства есть большой выбор различных растений, в том числе и вечнозеленых переносящих обрезку, то для ландшафтных дизайнеров в зонах с холодным климатом выбор ограничен. Визуальное структурирование и разграничение садов в своем парке с минимальным занятием площадей я осуществил с помощью девичьего винограда в виде шпалер, которые разделили и красиво обрамили пространство. Для этой и других целей мной разработана и интенсивно используется технология по выращиванию крупномеров девичьего винограда в 30-литровых контейнерах.

Несмотря на то, что девичий виноград относят к быстрорастущим растениям, вырастить крупномер нужного качества дело небыстрое и трудоемкое. Этот виноград, как и большинство лиан, в первые 3 года разрастается медленно, формируя в основном корневую систему. Затем действительно начинается буйный рост и тогда это буйство нужно направить в нужное «русло» - сформировать задуманную композицию. Для тех, кто живет по принципу – «Нет, нет, мы хотим сегодня. Нет, нет, мы хотим сейчас» перечисленные выше сложности в применении девичьего винограда позволяют преодолеть наша технология и наш труд.

Весной виноград в виде черенков не менее 50 штук высаживаем в 30-литровые контейнеры овальной формы, первое лето выращиваем их на притенённой площадке. Затем контейнеры с растениями переносим в лунки в почве между шпалерами, где они находятся около двух лет. Вырастающие здесь плети винограда стелются по земле, укрытой мульчирующей тканью. Кусты с достаточным количеством побегов переустанавливаются в лунки в шпалере, которая представляет собой ряд вертикальных стоек высотой 2 метра, вкопанных на расстоянии двух метров друг от друга и соединенных между собой по верхним концам металлическим профилем. Обрамленное пространство 2х2 метра затянуто сеткой из капроновой нитки. Виноградные плети куста, стоящего в центре между стойками, равномерно вплетаются в сетку, образуя зеленое полотно 2х2 метра. При необходимости, в нашем случае при продаже, его можно снять со стоек, свернуть, уложить на контейнер, из которого растет виноград и в таком виде транспортировать.

Когда полотно винограда снимаем со стоек, через верхние петли сетки полотна пропускаем шнур, что позволит легко его расправить на новом месте. При этом шнур можно заменить на палку, проволоку или другие направляющие и, растянув по ним верх полотна, начать растягивать его боковые стороны, закрепляя крайние ячейки сетки различными приспособлениями (гвозди, крючки, и т.д.)

По желанию, растение из контейнера пересаживают в почву или переваливают в большую по размеру емкость, или же оставляют, как есть. Полотно из сетки с плетями винограда расправляют по стенке, шпалере или обвивают им колоннаду, кладут на почву как почвопокровник и т.д. Перемещать и пересаживать выращиваемый нами виноград можно весь теплый сезон с ранней весны (сразу после оттаивания почвы) до поздней осени (пока почва не замерзнет). Наша технология позволяет сэкономить три - четыре года и в течение всего теплого периода быстро и качественно декорировать любые объекты или разграничить пространство. Например, создать уличное кафе или ограничить выставочную площадку в выставочном павильоне, украсить балкон или применить при устройстве сада на крыше как вертикаль или как газон, высадить в почву сада или улицы. Прирост такого винограда при регулярном поливе и подкормках полными удобрениями может достичь 2 метров и более. Прищипывание верхушек побегов усиливает боковое ветвление и значит рост вширь. Перед посадкой нужно хорошо промочить корневой ком и пролить посадочную яму. При выращивании в кашпо или других емкостях нужно не пересушивать почву и в тоже время помнить, что виноград не терпит длительного замокания и поэтому в кашпо нужно устроить дренаж и сливное отверстие.

Схема посадки винограда пятилисточкового (девичьего) в кашпо и другие ёмкости

Успех выращивания винограда, особенно в ограниченном для корней пространстве, зависит от регулярного полива (лучше капельного) и подкормок. При посадке на несколько лет корневой ком можно извлечь из горшка, а пространство между комом и стенкой кашпо засыпать питательным грунтом. Виноград не терпит замокания, поэтому нужно устраивать дренаж и отток избытка влаги.

Схема посадки винограда пятилисточкового (девичьего) в почву

При ограниченном объеме почвы под посадку, траншею можно сделать чуть больше корневого кома - 60х50 см, h-35 cм, и нижние ветки почвой не присыпать. После того как сетку расправили, шнур или палку можно убрать, закрепив сетку на приспособлениях для крепления.

Внимание! Перед посадкой корневой ком нужно хорошо промочить, а после посадки хорошо пролить грунт в траншее. В первые 1,5 - 2 месяца, т.е. в период разрастания корней из корневого кома и образования корней у присыпанных плетей необходим регулярный полив.

www.mam1.ru

Морозоустойчивые ивы - Фотогалерея - Mam1.ru

Поддоны с ивами в контейнерах.В первом: ива белая ...

Ива ломкая "Пузырчатая" среди вербейника реснитчатого...

Ниваки ивы "Шаровидный Карлик"

Наш питомник ив

Ива белая шелковистая (серебристые листья), ива ломкая...

Наш питомник ив и винограда девичьего

Ива белая шелковистая (серебристые листья) и ива...

Ниваки ивы "Шаровидный Карлик" среди деревьев ивы "Шверина...

Ниваки ивы "Шаровидный Карлик" среди деревьев ивы "Шверина...

Наш питомник ив

Наш питомник ив

Наш питомник ив

Ива "Водопад"

Ива "Памяти Миндовского"

Ива "Памяти Миндовского"

Ива "Памяти Миндовского"

Ива "Шаровидный Карлик".и ива "Памяти...

Ива "Памяти Миндовского" и ива...

Ива "Свердловская Плакучая"

Ива "Подарок Судьбы"

Ниваки ивы "Шаровидный Карлик"

Ниваки ивы "Шаровидный Карлик"

Ива "Памяти Бажова"

Ива "Памяти Бажова"

Ива"Уральская Извилистая Овальная"

Ива "Маяк", ива "Шверина Улучшенная", ива "Памяти...

Ива цельнолистная "Pendula", ива "Маяк, ива " Плакучий...

Ива "Маяк", ива белая шелковистая, ива "Шверина...

Ива "Шверина Улучшенная" - дерево

Ива "Шверина Улучшенная" - дерево

Ива "Шверина Улучшенная" - бамбук имитирующий...

Ива "Шверина Улучшенная" - бамбук имитирующий...

Ива "Шверина Улучшенная" - бамбук имитирующий...

Ива " Плакучий Гном"

Ива " Плакучий Гном"

Ива "Маяк"

Ива "Маяк", ива "Памяти Миндовского", ива "Шаровидный...

Ива "Маяк", ива "Памяти Миндовского", ива "Шаровидный...

Погрузка ив

Погрузка ив

Погрузка ив

Погрузка ив

Погрузка ив

Погрузка ив

Погрузка ив

Погрузка ив

Погрузка ив

Погрузка ив

www.mam1.ru


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта