Соцветия растений таблица. Урок биологии по теме "Соцветия". 6-й класс

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Цветок и его строение. Соцветие. Соцветия растений таблица


Соцветие

Есть растения, у которых цветки развиваются по одно­му на концах побегов или в пазухах листьев. Это одиночные цветки. А у других растений цветки собраны в соцветия.

Соцветие - это побег растения, несущий цветки и не несущий листьев.

Соцветия бывают простыми и сложными. В соцветия обычно собраны мелкие цветки, что делает их хорошо заметными для насекомых-опылителей.

Капуста, ландыш, черемуха имеют соцветие кисть. В таком соцветии отдельные цветки расположены один за другим на хорошо заметных цветоножках, отходящих от длинной общей оси.

Соцветие кисть. Пример - ландыш

Соцветие кисть. Пример - ландыш

 

Простой колос образуют не имеющие цветоножек (то есть сидячие) цветки, расположенные на общей оси соцве­тия, как у подорожника. Соцветия пшеницы, ржи, ячменя называют сложным колосом. В этом соцветии на общей оси сидят несколько колосков, каждый из которых образован несколькими цветками (у ржи, например, двумя).

 

Соцветие простой колос. Пример - подорожник

Соцветие простой колос. Пример - подорожник

 Соцветие сложный колос. Пример - рожь

Соцветие сложный колос. Пример - рожь

 

Початок отличается от колоса толстой, обычно мяси­стой осью соцветия.

 Соцветие початок. Пример - аир

Соцветие початок. Пример - аир

 

Простой зонтик - соцветие, в котором цветоножки выходят от вершины оси соцветия. Такое соцветие имеют примула, вишня.

 Соцветие простой зонтик. Пример - вишня

Соцветие простой зонтик. Пример - вишня

 

Простые соцветия могут быть сгруппированы в слож­ные соцветия. Морковь и петрушка имеют соцветия-зон­тики, состоящие из нескольких простых зонтиков. Такое соцветие называют сложным зонтиком. 

 

Соцветие сложный зонтик. Пример - морковь

Соцветие сложный зонтик. Пример - морковь

 

Корзинка - это соцветие подсолнечника, астры, оду­ванчика, осота, бодяка и многих других растений. В таком соцветии обычно многочисленные мелкие сидячие цветки расположены на утолщенном и расширенном ложе соцве­тия. Снаружи это соцветие защищено зелеными листья­ми - обверткой.

Соцветие корзинка. Пример - одуванчик

Соцветие корзинка. Пример - одуванчик

www.bioaa.info

Соцветия. Сложные и простые соцветия

Всего соцветия в мире имеет талипотовая пальма, которая растет в северной части Индии. Она цветет всего один раз в жизни в возрасте 30-35 лет и после созревания плодов погибает.

При этом па ее верхушке образуется огромное соцветие из нескольких тысяч цветов. Его длина составляет 14 м, диаметр - 10-12 м. Самые цветки в раффлезии, они бывают до 1 м в диаметре (ил. 19.1). Как вы думаете, что лучше для растения: один большой цветок много мелких цветков в большом соцветии? Соцветия это совокупность цветков, расположенных на общей оси в определенном порядке. По ветвлением оси соцветия и расположением цветков различают простые и сложные соцветия. Соцветия обеспечивают лучшее приспособление к опылению и приводят к образованию большего количества плодов и семян.

 

Простые соцветия это соцветия с одной осью, которая может быть удлиненной и укороченной. К простым соцветий относятся кисть, колос, щиток, зонтик, начало, головка, корзина.

 

Сложные соцветия соцветия, образуются из простых вследствие разветвления главной оси. К ним относят метелку (сложная кисть), сложный колос, сложный щиток, сложный зонтик, серьгу и т.д.. Какое значение имеют соцветия для растений?

 

Соцветие - это побег или система побегов, имеющих цветки. В соцветиях разных растений является разное количество цветков - от нескольких штук (например вишня) до нескольких тысяч (пальмы и др.). Образование соцветий, их строение, порядок распускания цветков имеют приспособительный характер в различных факторов опыления. В комахозапильних растений цветки собраны в соцветия, хорошо заметные на расстоянии (например корзину подсолнечника). В ветроопыляемых наличие соцветий повышает возможность попадания пыльцы на пестик (например "рожь, лещина). Кроме того, в соцветиях основном образуется большее количество плодов, чем в отдельных цветках, что способствует росту численности вида и его распространению. Итак, соцветия обеспечивают более эффективное опыление и образования большего количества пчодив и семян.

 

Какие простые соцветия?

 

Древнейшим типом соцветий считают кисть, от которой происходят все другие типы (ил. 19.3).

 

Кисть - соцветие, в котором на удлиненной главной оси расположены цветки на цветоножках (например смородина, черемуха, белая акация, иван-чай).

 

Колос - соцветие, в котором на удлиненной главной оси расположены цветки без цветоножек (подорожник, осока, вербена и др.).

 

Щиток - соцветие, на главной оси которого расположены цветки на цветоножках разной длины (груша, пижма и др.).

 

Зонтик - соцветие, в котором цветки сидят на верхушке укороченной главной оси на цветоножках одинаковой длины (например вишня, первоцвет весенний).

 

Начало - соцветие с утолщенной осью, на которой расположены цветки без цветоножек (например кала, рогоз).

 

Головка - соцветие с утолщенной укороченной осью, на которой сидят цветки на укороченных цветоножках (например клевер).

 

Корзина - соцветия из сидящих цветков, расположенных на расширенной тарелкообразные главной оси (например подсолнечник, ромашка, хризантема).

 

Какие сложные соцветия?

 

В сложных соцветиях на главной оси расположены не отдельные цветки, а простые соцветия (ил. 19.4).

 

Сложный колос - соцветие, у которого на главной оси расположены простые колоски (например пшеница, рожь, ячмень).

 

Метелка (сложная кисть) - соцветия, состоящего из простых кистей или колосьев, расположенных на боковых ответвлениях главной оси (овес, сирень, виноград, полынь, тычиночных соцветия кукурузы и др.).

 

Сложный зонтик - соцветие, боковые оси которого заканчиваются простыми зонтиками (например морковь, петрушка, укроп).

 

Сложный щиток - соцветие, которое состоит из простых щитков (например рябина, бузина) или корзин (тысячелистник и т.д.).

 

Серьга - соцветия, в котором на свисающей вытянутой главной оси расположены группы однополых цветков без цветоножек (например береза, лещина).

 

Знание строения соцветий дает возможность лучше разобраться в разнообразии растений и помогает в систематизации их.

worldofscience.ru

Соцветия | Биология

Рассмотрите рисунок (рис. 72). Выясните, чем различаются между собой простые соцветия.

Что называют соцветием. У тюльпана, нарцисса, вороньего глаза цветки располагаются по одному на верхушке побега. Это одиночные цветки. Однако у большинства растений цветки собраны в группы. Совокупность цветков, близко расположенных один к другому, называют соцветием (рис. 72). Соцветия, у которых цветки располагаются на главной оси, называют простыми. Соцветия с цветками, находящимися на боковых осях, отходящих от главной, называют сложными.Простые соцветияРис. 72. Простые соцветияПростые соцветия. Простые соцветия (рис. 72) очень разнообразны. Их различают в основном по длине и толщине главной оси, а также наличию или отсутствию цветоножек у цветков.

К простым соцветиям относят кисть, колос, початок, головку, корзинку, зонтик, щиток (рис. 72).

В соцветии кисть на удлиненной главной оси расположены цветки на цветоножках. В кисть собраны цветки черемухи, колокольчика, ландыша, капусты.

Колосом называют соцветие, в котором на удлиненной главной оси находятся сидячие цветки. Такое соцветие имеют подорожник, ятрышник (рис. 72).

У початка, в отличие от колоса, главная ось толстая и мясистая. К растениям, имеющим такое соцветие, относят кукурузу и белокрыльник.

У соцветия головка сидячие цветки находятся на несколько утолщенной укороченной главной оси. Такое шаровидное соцветие образуется у клевера.

В соцветии корзинка сидячие цветки плотно располагаются на утолщенной и блюдцевидно расширенной оси. Такое соцветие имеют многие растения, например подсолнечник, топинамбур, ромашка, одуванчик, космея, бодяк (рис. 72).

Цветки с цветоножками одинаковой длины, отходящими от верхушки главной оси, образуют соцветие зонтик (у примулы).

Цветки в соцветии щиток, отличаются от зонтика тем, что имеют цветоножки разной длины и от верхушки оси обычно отходят на некотором расстоянии друг от друга (ниже расположенные цветки имеют более длинные цветоножки). Соцветие щиток образуют груша, спирея (рис. 72).

Сложные соцветия. К сложным соцветиям относят сложный зонтик, сложный колос, метелку и другие (рис. 73).Сложные соцветияРис. 73. Сложные соцветияСложный зонтик у моркови, укропа, дудника. Он состоит из простых зонтиков, отходящих от верхней части главной оси побега.

Сложный колос у ржи, пшеницы, ячменя, пырея образован отдельными колосками, сидящими на главной оси побега.

Соцветие метелка состоит из главной оси, от которой отходят боковые ветвящиеся оси, а уже на них располагаются у одних растений — цветки (сирень), у других — колоски (овес).

Величина соцветий и число цветков в них могут быть различны. Некоторые пальмы имеют соцветия, достигающие длины 14 м, и состоят из десятков тысяч цветков (рис. 74).Соцветия пальмыРис. 74. Соцветия пальмы

Соцветие; простые соцветия: кисть, колос, початок, головка, корзинка, зонтик, щиток; сложные соцветия: сложный зонтик, сложный колос, метелка.

1. Что такое соцветие? 2. Чем простые соцветия отличаются от сложных? 3. Какое строение имеет кисть? Приведите примеры растений с соцветием кисть. 4. Чем по строению колос отличается от кисти? 5. Что характерно для початка и головки? 6. Какие различия имеются в строении зонтика и щитка? 7. Чем метелка отличается от сложного колоса?

Перечертите в тетрадь и заполните таблицу.

Соцветия

blgy.ru

Тема урока: "Соцветия"

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (765,4 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: Раскрытие роли соцветий в жизни растений.

Задачи:

  • Дать представление о простых и сложных соцветиях;
  • Показать разнообразие типов соцветий и их условными обозначениями;
  • Развивать умения различать и называть соцветия, определять простые и сложные соцветия.
  • Показать биологическое значение соцветий и продолжить работу по развитию чувства прекрасного.

Оборудование: слайд-презентация, мультимедийный проектор, компьютерная презентация “Соцветия”, учебник.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация опорных знаний.
  3. Формирование новых понятий.
  4. Подведение итогов урока.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация опорных знаний.

А) Фронтальный опрос.

Какие части цветка находятся в его центре и каково их строение? (пестик: рыльце, столбик, завязь с семязачатками; тычинка: тычиночная нить, пыльник с пыльцой).

Чем простой околоцветник отличается от двойного? (Двойной состоит из венчика и чашечки, а простой – только из венчика).

Чем обоеполые цветки отличаются от однополых? (В обоеполых цветках находятся и пестик и тычинки, а в однополых – либо пестик, либо тычинки).

Растения с однополыми цветками могут быть двудомными и однодомными. Какие растения называются однодомными? Приведите примеры. (это растения, с однополыми цветками, располагающимися на одном растении. Береза, огурец, кукуруза: пестичные и тычиночные цветки находятся на одном растении.)

Какие растения называются двудомными? (Это растения с однополыми цветками, располагающимися на разных растениях: тычиночные на одном, а пестичные – на другом. Крапива двудомная, облепиха, ива, тополь).

Б) Рассказ учащегося.

Таблица "Строение цветка" – учащийся рассказывает о строении цветка.

В) Индивидуальные ответы учащихся.

Модели цветов - учащиеся описывают строение цветов и на доске записывают формулы этих цветов.

Г) Описание цветка по его формуле.

Формулы цветов на экране через проектор - учащиеся описывают цветок глядя на формулу.

Д) Закончите предложение:

1. Укороченный побег, служащий для семенного размножения – (цветок).

2. Цветки растений размещаются на тонких стебельках – (цветоножках).

3. Совокупность лепестков образуют – (венчик).

4. Главные части цветка – это (тычинки и пестик).

5. Пестик состоит из – (завязи, столбика и рыльца).

6. Тычинка состоит из – (тычиночной нити и пыльника).

7. Внутри пыльника развивается – (пыльца).

8. Совокупность чашелистиков образуют – (венчик).

3. Формирование новых понятий.

- Ребята! Посмотрите на рисунок и ответьте на вопрос. (слайд №2)

Цветки собраны в группы беспорядочно или в определенной последовательности?

- Тема урока – “Соцветия” (слайд №1). Запишите в тетрадь.

- Что такое соцветие? Запишите понятие в тетрадь. (Слайд №3)

Из чего же состоит соцветие? В соцветии есть главная ось, на которой расположены цветки или на цветоножках, или сидячие.

- Строение соцветий. (Слайд №4)

- Типы соцветий.

Если в образовании соцветия – только главная ось, то соцветие образуется простое, если главная ось и отходящие от неё боковые оси, то соцветие образуется сложное. (Слайд №5)

- Зарисуйте в тетрадь таблицу.

Соцветие Строение Рисунок Примеры растений
I. Сложные соцветия

1. Кисть

     
2. Колос      
3. Початик      
4. Зонтик      
5. Корзинка      
6. Головка      
II. Простые соцветия

1. Сложная кисть (метёлка)

     
2. Сложный колос      
3. Сложный зонтик      

- Рассмотрим сначала простые соцветия

1. Кисть и колос (слайд№6)

2. Початок и зонтик (слайд №7)

3. Корзинка и головка (слайд №8)

- Работа с учебником (найти растения, имеющие названные соцветия).

- Теперь рассмотрим сложные соцветия:

1. Сложная кисть (метёлка) и сложный колос (слайд №9)

2. Сложный зонтик (слайд №10)

- Работа с учебником (найти растения, имеющие названные соцветия).

Лабораторная работа “Соцветия”.

- Вопрос к классу: Какова биологическая роль соцветий? (слайд №11).

- Биологическая роль соцветий. (слайд №12)

4. Подведение итогов урока.

А. Закрепление.

Тест.

1. Соцветия кисть характерно для:

а) кукурузы

б) пшеницы

в) ландыша

г) клевера

2. К сложным соцветиям относятся:

а) кисть

б) метелка

в) корзинка

г) головка

3.У большинства цветков в первую очередь замечаешь:

а) пыльцу

б) тычинку

в) венчик

4. Неправильные цветки у растений:

а) гороха

б) ромашки

в) одуванчика

5. Установите соответствие

А) Орган растения, на месте которого 1 – цветок развивается плод

2 – венчик цветка

Б) Пестик и тычинки цветка 3 – главные части цветка
В) Чашечка и венчик 4 – околоцветник

Г) Внутренние листочки цветка

6. Соцветие – это:

А) группы цветков, расположенных близко один к другому в определенной последовательности

Б) видоизмененный побег

В) видоизмененный цветок

7. Простым называется соцветие, у которого:

а) цветки располагаются непосредственно на главной оси

б) цветки располагаются на боковых побегах

в) цветки располагаются на верхушках побегов

Задание “Первая буква”

Нужно называть соцветия, название которых начинаются на ту же букву, что и названия животных. Например:

кабан – колос

голубь – головка

муха – метелка

заяц – зонтик

попугай – початок

щука – щиток

Задание: “Сквозная буква”

Вместо черточек поставьте буквы и получите названия соцветий:

– и – – –

– и – – –

– – – и – – –

– – – – и – – –

– – – – и –

и – – и – и – –

Б. Рефлексия

- С какой темой вы познакомились на уроке?

- Вам было интересно на уроке?

- Что вы узнали нового на уроке?

- Как вы считаете, вам пригодятся знания о соцветиях в вашей жизни?

- Как бы вы оценили свое участие на уроке?

В. Домашнее задание.

Параграф 29, задания на карточках.

Зарисуйте соцветия, отгадав, о каком из них идёт речь

1) ...прибавьте две буквы в конце к названию навеса над палубой, и вы узнаете соцветие, у которого все цветки расположены почти в одной плоскости. (Зонт – зонтик.)

2) ...вставьте две буквы в название стремительно текущей водной массы, и вы получите соцветие с утолщенной осью, на которой плотно сидят цветки. (Поток – початок.)

3) ...прибавьте две буквы к названию низшей школьной оценки, и вы получите соцветие злака, в котором цветки расположены вдоль конца стебля. (Кол – колос.)

4) ...вставьте 4 буквы в название наружной многослойной ткани ствола, и вы узнаете расширенное соцветие в форме блюдца. (Кора – корзинка.)

5) ... если убрать в моем названии предпоследнюю букву, я превращусь в часть тела человека, состоящую из черепной коробки и лица. (Головка – голова.)

6) ... при добавлении в конце одной буквы превращаюсь в сооружение громадных размеров. (Колос – колосс.)

7) ... если отбросить три первые буквы в моем названии, я превращусь в хвойное дерево. (Метелка – елка.)

8) Если убрать три последние буквы в моем названии, я превращусь в суп из капусты. (Щиток – щи.)

9) ...превратите вьюгу в соцветие сложная кисть. (Метель – метелка.)

Дополнительная информация к уроку

Самое большое соцветие имеет пуйя Раймонда, редкое растение семейства бромелиевых, из Боливии. Прямая метелка этого растение диаметром 2,4 м и поднимается на высоту 10,7 м. Каждое соцветие состоит примерно из 8 000 белых цветков. Растение зацветает только после 80-150 лет жизни. После цветения растение погибает. (слайд №13)

Самое маленькое соцветие имеет растение ряска австралийская.

Соцветия свойственны громадному большинству цветковых растений. Обычно соцветия группируются близ верхней части растения на концах ветвей, но иногда, особенно у тропических деревьев, возникают на стволах и толстых ветвях. Такое явление известно под названием каулифлории. В качестве примера можно привести шоколадное дерево (Theobroma cacao). (слайд №14)

Считается, что в условиях тропического леса каулифлория делает цветки более доступными для насекомых-опылителей. Другой пример каулифлории - у широко культивируемого в Крыму и на Кавказе бобового растения - церциса рожкового (Cercis siliquastrum). (слайд №15)

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Урок биологии по теме "Соцветия". 6-й класс

Разделы: Биология

Цель: сформировать у учащихся представление о соцветиях, их значении в природе, ознакомить с разными видами  соцветий.

Задачи:

  • Образовательные: познакомить учащихся с соцветиями растений, рассмотреть их строение, показать их биологическое значение в жизни растений.
  • Развивающие:  развитие умений выявлять приспособленность строения органов растения к выполняемым функциям;  развитие умений работать с рисунками и таблицей, выявлять сходство и различие, анализировать, обобщать и делать выводы.
  • Воспитательные: воспитывать организованность и  аккуратность в работе, при выполнении лабораторной работы.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: компьютерная презентация

Презентация

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Новая тема. Актуализация темы

Учитель: Тема нашего урока  – «Соцветия», мы рассмотрим их особенности,  виды соцветий, приведем примеры растений, относящихся к разным видам соцветий. Так же поговорим о цветочных часах, созданных шведским биологом Карлом Линнеем. (Слайд 1, 2) Великий сказочник Ханс Кристиан Андерсон говорил: «Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок». (Слайд 3) Действительно, цветы сопровождают нас всю жизнь: встречают при рождении, утешают в старости, радуют на свадьбе  и праздниках, приходят в памятные даты. И дома, и на работе, весной и в лютый холод, жарким летом и осенью цветы необходимы, без их красоты беднее жизнь. Каждый из нас имеет любимый цветок. Это может быть роза, хризантема, незабудка, ромашка. И у каждого из нас возникают различные ассоциации, вопросы, когда мы смотрим на цветы. Цветы могут быть крупные,  ярко окрашены, с сильным приятным запахом, а могут быть невзрачными, мало заметными и в этом случае они собраны в соцветия для того чтобы быть замеченными насекомыми и быть опыленными. Соцветие – это группы цветков, расположенных близко один к другому в определенном порядке. (Слайд 4) Соцветие может быть частью побега, побегом или системой видоизмененных побегов. Биологическая эволюция шла в направлении увеличения  числа цветков, уменьшение  размеров и образование плотной группы. Основная функция соцветий – служит для привлечения насекомых-опылителей. Соцветия различаются большим разнообразием.  Число цветков в соцветиях разных растений различаются, от 1 – 3 у гороха до 1000 у пальмы и могут достигать до 12 метров  в размере (пальма).

Учитель:  Каково биологическое значение соцветий?

(Предполагаемые ответы учащихся)

– Приспособление к опылению; – Крупными соцветиями  и запахом привлекают насекомых; – Приспособления растений к различным условиям жизни; – Создают красоту в природе.

Учитель:  Биологическая роль соцветий.

1) Способствуют большей вероятности опыления насекомыми и ветром; 2) Соцветия делают цветки более заметными, нежели одиночные цветки среди листвы; 3) Обеспечивают рассеивание пыльцы   (Слайд 5)

По расположению цветков на цветоносном побеге определяют виды соцветий и  разнообразие соцветий – это результат приспособлений растений к различным условиям среды. Рассмотрим некоторые виды соцветий. (Слайд 6)

Примеры растений, имеющих разные соцветия. Кисть: капуста, ландыш, черемуха. Зонтик: примула, вишня, первоцвет. Початок: кукуруза, каллы, антуриум, аир. Головка: клевер, мордовник. Колос: подорожник, ятрышник. Корзинка: подсолнечник, астра, одуванчик, ромашка. Сложный зонтик: морковь, петрушка, укроп. Сложный колос: пшеница, рожь, ячмень. Щиток: боярышник, груша, рябина, черешня. Завиток: окопник, незабудка. Метелка: сирень, виноград, спирея. (Слайды 7-17)

3. Закрепление нового материала. (Учащиеся получают листы – задания с лабораторной работой и выполняют ее в тетради, используя рисунки в параграфе 29)

Лабораторная работа «Соцветия»

Задача: развивать знания о строении и многообразии цветков, познакомиться с наиболее распространенными соцветиями на практическом задании.

Оборудование:  листы с заданиями.

Задание.  Рассмотрите  рисунки растений, определите виды соцветий  и заполните таблицу. (Слайд 18)

Приложение 1

Выполнить задания, сдать тетради для проверки.

Учитель: Цветы и соцветия чувствительны к изменениям природных условий, особенно к длине светового дня, эту особенность можно использовать при создании, например солнечных часов.

Слушаем сообщения учеников.

Ученик 1: В 20-х годах XVIII века в городе Упсала, были «пущены в ход» цветочные часы. В создании их помогло учение знаменитого шведского ботаника Карла Линнея, мага – травника  высшей категории. Этот выдающийся маг написал научный трактат «Somnus plantarum», что в переводе означает  «Сон растений».   (Слайд 19) Карл Линней всю жизнь посвятил систематизации растений. Много лет наблюдал за растениями и обратил внимание на то, что растения можно сгруппировать по особому признаку – времени раскрытия и закрытия цветков. Долго следил Линней за растениями, устанавливая сроки «пробуждения» и «засыпания». И вот однажды в его саду появилась необыкновенная клумба. На ней росли самые разнообразные растения, ни по родственным признакам не подходящие друг другу, ни по внешним. Линней посадил такие растения, которые закрывались и открывались в разное время. Причем поочередно и в строгой последовательности. У него на клумбе росли «часы». Полюбоваться на это чудо приходили и приезжали люди из дальних мест. А чуда-то, по сути дела, никакого не было. Просто Линней был терпеливым наблюдателем, и ему удалось составить таблицу раскрытия и закрытия цветов. А потом он подобрал цветы так, чтобы  часы «шли» без перерыва. (Слайд 20)

Ученик 2: Взглянув на такой цветник, Карл Линней мог сказать время любому прохожему с точностью до 30 минут. Но первооткрывателем был не он. Первые цветочные часы были известны еще в Древней Греции. И в Древнем Риме на цветниках высаживали растения, цветки которых открывали и закрывали свои венчики в разное время суток. По таким «биологическим часам» можно определять время. Конечно, точность работы «биологических часов» определяется многими факторами. Время цветочные часы показывают только в ясный солнечный день, в дождливую же или пасмурную погоду цветы обычно не раскрываются вовсе или открываются в другое время.

Учитель:  Часы  были несовершенны. И не только по тому, что у них не было секундных или минутных стрелок. Главное неудобство цветочных часов в том, что «ходили» они только в солнечную погоду. Ведь в пасмурную (мы теперь это знаем) у многих растений даже днем цветы остаются закрытыми. Зато у этих часов имелись и достоинства: 1. их не надо было заводить; 2. показывают и погоду (растения-барометры) и страны света (компасы). С легкой руки К.Линнея такие  клумбы-часы стали появляться во многих городах. Дело в том, что у цветочных часов есть одно любопытное свойство: в разных местах они ходят по-разному. Так, например, соцветия осота огородного в Московской области открываются в то же время, что и у Линнея в таблице,  в 6-7 часов утра, но закрываются позже,  не в 12, а в 1-2 часа дня. У Линнея цикорий раскрывался в 4-5 часов утра. А у нас он открывается в 6-7 утра. Разница на два часа. А разница в закрывании, почему то  на 5-6 часов. У Линнея цикорий закрывался в 10 утра, а у нас в 3-4 часа дня. Таких несовпадений много. Но где бы цветы не росли, в какое бы время ни открывались и ни закрывались – существует строгая очередность. Никогда, например, соцветия цикория не раскроются позже соцветия ястребинки зонтичной, а цветы мака позже бессмертника. Эта строгая очередность в цветочных часах имеет не меньшее значение, чем само раскрытие или закрытие цветка или соцветия.  (Слайд 21) Цветочные часы-клумбы, о которых мы рассказали, следует отличать от клумб встречающихся в некоторых садах и парках, сделанные в форме циферблата, они представляют только разновидность решений дизайнера и не учитывают ритмы растений.

Ученик 3:  Самое большое соцветие имеет пуйя Раймонда, редкое растение семейства бромелиевых, из Перу и  Боливии. Прямая метелка этого растение диаметром 2,4 м и поднимается на высоту 10,7 м. Каждое соцветие состоит примерно из 8 000 белых цветков. Растение зацветает только после 80-150 лет жизни. После цветения растение погибает. (Слайд 22) Соцветия свойственны громадному большинству цветковых растений. Обычно соцветия группируются близ верхней части растения на концах ветвей, но иногда, особенно у тропических деревьев, возникают на стволах и толстых ветвях. Такое явление известно под названием каулифлории. Можно привести пример шоколадного дерева. Считается, что в условиях тропического леса каулифлория делает цветки более доступными для насекомых – опылителей.  (Слайд 23)

4. Подведение итогов

Вопросы для закрепления:

– Что называется соцветием? Чем отличается простое соцветие от сложного? – Почему у многих растений цветки располагаются не одиночно, а собраны в соцветия? – В чем биологическое значение соцветий?

Домашнее задание: параграф 29.

(Слайд 24)

Используемые источники:

  1. Пасечник В.В. Биология. 6 кл. Бактерии, грибы, растения: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2010.
  2. Биология: Ботаника: 6 класс: Книга для учителя. – М.: Издательство "Первое сентября", 2002.
  3. Никишов А.И., Косорукова Л.А. Ботаника. Дидактический материал. Методическое пособие для учителей и учащихся. – М.: "РАУБ" – "Илекса", 1998.
  4. http://moulic23p.ucoz.ru/news/nashi_cvetochnye_chasy/2009-03-10-8

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Цветок и его строение. Соцветие

Разделы: Биология

Задачи урока:

Формировать у учащихся знания о цветке, как органе семенного размножения покрытосеменных растений; изучить особенности строения и многообразие цветков, познакомить с наиболее распространенными видами соцветий и их биологической роль.

Продолжить формировать умения работать со схемами, опорными сигналами, текстом учебника, выделять главное, сравнивать.

Формирование эстетического отношения к окружающему.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, парно-групповая, групповая.

Методы: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Ход урока

I. Орг.момент.

II. Проверка знаний.

Биологический диктант по теме “Стебель”.

  1. Под кожицей стебля находится слой клеток … (пробки).
  2. Стебель дерева состоит из коры, древесины и … (сердцевины).
  3. Ситовидные трубки входят в состав … (луба).
  4. Вода и минеральные соли передвигаются в стебле по сосудам … (древесины).
  5. Усики гороха – это видоизменённые … (листья).
  6. Дыхание стебля с развитым пробковым слоем происходит при помощи … (чечевичек).
  7. Между корой и древесиной находится … (камбий).
  8. Образовательная ткань в стебле деревьев называется … (камбием).
  9. Кожица стебля и пробка – это … (покровная ткань).
  10. Ток растворов минеральных веществ по древесине направлен … (от корней к листьям).

Взаимопроверка в парах. Оценки выставляют в табель (Приложение 1). По окончании урока выборочно собрать 5-6 тетрадей для проверки работы. Оценки выставляются в журнал 10-12 ученикам.

III. Изучение нового материала. Приложение 2.

Задача урока изучить особенности строения и функции цветка, познакомиться с многообразием цветков и видами соцветий. Слайд 1, 2.

Светлеет грусть, когда цветут цветы Когда брожу я первоцветным лугом Один или с хорошим давним другом Который сам не любит суеты. За нами шум и пыльные хвосты Все улеглось! Одно осталось ясно Что мир устроен грозно и прекрасно. Что легче там, где поле и цветы. Н. Рубцов. Слайд 3.

- Как вы ребята понимаете эти строки стихотворения Николая Рубцова?

- Правильно, цветы поднимают нам настроение, делают нашу жизнь ярче, светлее. Именно цветы мы дарим человеку, если хотим показать ему свою любовь.

Сегодня мы с вами поговорим о красоте и значении цветов с биологически точки зрения.

Цветок – это видоизменённый укороченный побег, служащий для семенного размножения.

Слайд 4.

Основное предназначение цветов это привлечение насекомых, которые участвуют в опылении. После опыления из цветов развиваются плоды с семенами, с помощью которых размножаются покрытосеменные растения.

/800/600/http/xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1aiimg3.gif (13958 bytes)

Строение цветка: Слайд 5.

  1. Цветоножка.
  2. Цветоложе.
  3. Тычинка= пыльник + тычиночная нить.
  4. Пестик = рыльце + столбик + завязь.
  5. Лепестки – венчик.
  6. Чашелистики – чашечка.
  7. Околоцветник = чашечка + венчик.

Цветы растений очень разнообразны по форме. На основе этого принято делить цветы и сами растения на группы. Слайд 6.

  

Используя учебник, учащиеся должны выписать определения понятий, разобрать их и привести примеры растений, имеющих такие цветы. Данная работа проводится в группах - первая группа работает по первой схеме, вторая по второй и т.д.

Обсуждение работы. Слайды 7, 8, 9, 10, 11.

- Растений на Земле очень много, все они разнообразны, и чтобы их изучить необходимо знать к какому отделу ,классу, семейству относится данное растение. Так вот при изучении семейств растений необходимо знать, как устроен цветок. Для этого используют формулу цветка.

Формула цветка – это краткая запись строения цветка. Слайд 12.

Условные обозначения:

О – простой околоцветник. Ч – чашелистики. Л – лепестки. Т – тычинки. П – пестик.

Например, так будет выглядеть формула цветка тюльпана – О6Т 3+3 П1

Слайд 13.

Формула цветка капусты - * Ч4 Л4 Т4+2 П1

Формула цветка яблони - * Ч5 Л5 Т? П1 Слайд 14.

- Перед вами цветки тюльпана, нарцисса, кисть сирени ( продемонстрировать искусственные цветы).

- Как вы думаете, почему мелкие цветки на стебле собраны в группы, а крупные, как правило, расположены по одному?

- Группы цветков, расположенных близко друг к другу в определенном порядке называют соцветием. Слайд 15.

Многообразие соцветий – результат приспособления растений к различным условиям жизни.

Соцветия бывают простые и сложные.

Простые соцветия: Слайд 16,17.

1. Кисть (смородина, черемуха)

2. Колос (подорожник)

3. Зонтик (вишня, лук)

4. Початок (кукуруза)

5. Головка (клевер)

/800/600/http/xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1aiImage1566.jpg (3218 bytes)

Сложные соцветия: Слайд 18, 19.

1.Сложный колос (рожь, пшеница)

/800/600/http/xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1aiimg00.jpg (2542 bytes)

2. Метелка (сирень, виноград)

/800/600/http/xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1aiImage1567.jpg (7615 bytes)

3. Сложный зонтик ( укроп, петрушка)

4. Корзинка ( подсолнечник, ромашка)

Соцветие корзинка может быть образована тремя типами цветков: воронковидными (васильки), трубчатыми (ромашка) и ложноязычковыми (подсолнечник).

IV. Закрепление.

1. Задание выполняется по рядам: Слайд 20.

1 ряд – указывает основные части в строении цветка (по рисунку).

2 ряд – расшифровывает формулы цветка

3 ряд – определяет по гербарию виды соцветий у предложенных растений (пшеница, ромашка, клевер, подорожник).

2. Фронтальная беседа.

А) Что сегодня узнали на уроке?

Б) Что такое цветок, какова его роль в жизни растения?

В) В чем заключается биологическая роль соцветий?

V.

Домашнее задание.

§28-29, работа с доп. литературой: какие растения имеют самые большие и маленькие цветы и соцветия, найти загадки о цветах.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта