10 культурных растений. Конспект урока биологии для 10 класса «Центры происхождения культурных растений»

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

10. Центры происхождения культурных растений. 10 культурных растений


Конспект урока биологии для 10 класса «Центры происхождения культурных растений»

Тема урока: «Центры происхождения культурных растений».

Дисциплина: Биология.

Класс:10 «А».

Преподаватель: Бондарева Г.Ф.

Дидактическая степень: 1 категория.

Учебное заведение: Николаевская средняя школа.

Базовый учебник: / Общая биология: Учебник для 10 классов естественно- математического направления общеобразовательных школ / Т.Касымбаева, К.Мухамбетжанов – Алматы «Мектеп» 2006.

Классификация.

Учебные задания.

Рабочий лист урока биологии по теме: «Центры происхождения культурных растений» (10кл)

1.Вспомни понятия «селекция», «сорт», «порода», « центры происхождения», записав пропущенные слова:

Селе́кция (лат. selectio - выбирать) — наука о создании _______ и улучшении существующих ________ животных, ________ растений.

Селекцией называют также отрасль ___________ хозяйства, занимающуюся выведением новых _________  и _________ сельскохозяйственных культур и _______животных.

Сорт - совокупность ______ растений одного вида, _____ созданная человеком и характеризующаяся определенными ______особенностями.

Порода - совокупность _____ животных одного вида, ______ созданная человеком и характеризующаяся определенными _______ особенностями.

Центры______ культурных растений - районы Земли, где _____ и были ________

в культуру определенные _____ полезных для человека _____ и где сосредоточено их наибольшее генетическое разнообразие.

Учение о центрах многообразия и происхождения культурных растений создал ....

Информационный лист.

Центры происхождения культурных растений (по Н.И. Вавилову)

Название центра

Хлебные зерновые культуры, хлеба́ — группа растений некоторых ботанических семейств (в частности, злаковых, гречишных и амарантовых), возделываемых ради зерна, которое употребляется в пищу Принято делить все зерновые культуры на хлебные и зернобобовые. В число хлебных зерновых культур входят и крупяные культуры.Зерно хлебных зерновых культур богато углеводами (60—80 % на сухое вещество), а также содержит белки (7—20 % на сухое вещество), ферменты, витамины B (B1, B2, B6), PP и провитамин А (каротин).Зерновые культуры культивируются на всех континентах, кроме Антарктиды. Наиболее распространены посевы пшеницы, риса, ячменя,кукурузы, ржи, овса, проса. Из зерновых производят муку, кондитерские изделия, корма; применяют в приготовлении напитков, получении спирта

 Список хлебных зерновых культур

1 Амарант

2 Гречиха

3 Дагусса - в некоторых районах Северной Африки и Индии является важной зерновой культурой. Из зерна получают муку, крупу. Засухоустойчива, нетребовательна к почве, высокоурожайна.

4 Кукуруза

5 Могар

6 Овёс

7 Пайза

8 Полба — широко распространённая на заре человеческой цивилизации зерновая культура.

9 Просо

10 Пшеница

11 Рис

12 Рожь

13 Сорго

14 Чумиза

15 Ячмень

Джут — род кустарников, полукустарников и трав семейства мальвовые, прядильная культура. Около 100 видов, в тропиках Азии, Африки, Америки, Австралии.Возделывают однолетние короткоплодный и длинноплодный джут; в сухих стеблях 20—25 % волокна для технических, упаковочных, мебельных тканей, ковров. Волокна растения широко используют в текстильной промышленности.

Чечевица относятся к семейству бобовых. Блюда из чечевицы питательны, поскольку содержат растительный белок и большое количество сложных углеводов, но при этом в них в них практически не содержится жира.Люпи́н — род растений из семейства Бобовые. Представлен однолетними и многолетними травянистыми растениями, полукустарничками,

кустарниками.

Нут — продукт питания, распространённый в странах западной и средней Азии, северной Африки, северной Америки. Из него готовят закуски. Нут активно используется в вегетарианской кухне и в индийской кулинарии. Традиционно употребление нута также в средиземноморском регионе.

Бата́т, сла́дкий карто́фель — вид клубнеплодных растений рода Ипомея семейства Вьюнковые. Ценная пищевая и кормовая культура.

Хи́нное дерево, цинхона — род растений семейства мареновых. Хинное дерево стало знаменитым благодаря своей коре — южноамериканские туземцы издавна лечили ею малярию. Европейцы узнали о его целебных свойствах ещё в XVI веке; по совету испанских иезуитов «красной водой» из хинной корки была излечена малярия.

Учащиеся получают список с названиями культурных растений, которые они должны распределить по центрам происхождения в соответствии с заданным вариантом.

 1-й вариант

Южноазиатский тропический;Абиссинский;Южноамериканский.

Лист ответов.

Селе́кция (лат. selectio - выбирать) — наука о создании новых и улучшении существующих пород животных, сортов растений, штаммов микроорганизмов. Селекцией называют также отрасль сельского хозяйства, занимающуюся выведением новых сортов и гибридов сельскохозяйственных культур и пород животных.

Сорт - совокупность культурных растений одного вида, искусственно созданная человеком и характеризующаяся определенными наследственными особенностями.

Порода - совокупность домашних животных одного вида, искусственно созданная человеком и характеризующаяся определенными наследственными особенностями.

Центры происхождения культурных растений - районы Земли, где возникли и были введены в культуру определенные виды полезных для человека растений и где сосредоточено их наибольшее генетическое разнообразие.

Учение о центрах многообразия и происхождения культурных растений создал

Н. И. Вавилов.

2.Установи соответствие между терминами и их определениями, указав стрелками.

Каталог компетенций:

Г- Уметь Учиться.

У - представление информации в виде схем и образов.

Д (Ц) - представление информации в виде схемы «Рыбная кость»

Ключевые слова, формулы, законы, принципы:

1.Селекция

2.Сорт

3.Порода

4.Центры происхождения

5.Н.И.Вавилов.

Содержание урока:

1.Календарно- тематический план:

Раздел: Селекция растений, животных и микроорганизмов.

Урок: Центры происхождения культурных растений.

2. Учебник: Вклад Н.И.Вавилова в определение центров происхождения культурных растений. Исследование более 1600 видов культурных растений и создание богатейшей коллекции. Распространены культурные растения во всех географических районах неодинаково и каждая культура имеет свой центр происхождения.

Уровни.

Примечания.

1.Вспомни понятия «селекция», «сорт», «порода», « центры происхождения», записав пропущенные слова:

Селе́кция (лат. selectio - выбирать) — наука о создании _______ и улучшении существующих ________животных, ________ растений.

Селекцией называют также отрасль ___________ хозяйства, занимающуюся выведением новых _________ и _________сельскохозяйственных культур и _______животных.

Сорт - совокупность ______ растений одного вида, _____ созданная человеком и характеризующаяся определенными ______особенностями.

Порода - совокупность _____животных одного вида, ______ созданная человеком и характеризующаяся определенными _______особенностями.

Центры______ культурных растений - районы Земли, где _____и были ________

в культуру определенные _____ полезных для человека _____ и где сосредоточено их наибольшее генетическое разнообразие.

Учение о центрах многообразия и происхождения культурных растений создал ....

1

Индивидуальная работа.

2.Установи соответствие между терминами и их определениями, указав стрелками.

2

Индивидуальная работа

1.Селе́кция.

1.совокупность домашних животных одного вида, искусственно созданная человеком и характеризующаяся определенными наследственными особенностями.

2. Сорт.

2.учение о центрах многообразия и происхождения культурных растений создал

3. Порода

3.районы Земли, где возникли и были введены в культуру определенные виды полезных для человека растений и где сосредоточено их наибольшее генетическое разнообразие.

4. Центры происхождения

культурных растений.

4.наука о создании новых и улучшении существующих пород животных, сортов растений, штаммов микроорганизмов. Селекцией называют также отрасль сельского хозяйства, занимающуюся выведением новых сортов и гибридов сельскохозяйственных культур и пород животных.

5.Н.И.Вавилов.

5.совокупность культурных растений одного вида, искусственно созданная человеком и характеризующаяся определенными наследственными особенностями.

3.Установи связи, используя информационный лист, между центрами происхождения культурных растений и их географическим положением. Запиши их в виде схемы «Рыбная кость».

3

Индивидуальная работа

4.Установи связи, используя информационный лист, между центрами происхождения и видами окультуренных растений (на примере 4 растений для каждого центра) Запиши их в виде схемы «Рыбная кость».

3

Индивидуальная работа

5.Установи, используя информационный лист, процентное соотношение между центрами происхождения и видами окультуренных растений. Запиши их в виде схемы «Рыбная кость».

3

Индивидуальная работа

6.Выбери, используя информационный лист, центры, в которых были окультурены зерновые. Запиши их в виде схемы «Рыбная кость».

3

Индивидуальная работа

7.Выбери, используя информационный лист, центры, в которых были окультурены овощные растения. Запиши их в виде схемы «Рыбная кость».

3

Индивидуальная работа

8.Проанализируй и составь меню из продуктов, полученных на основе растений из Юго-Западноазиатского центра происхождения.

4

Работа в паре.

9. Напиши, почему исходный материал местного происхождения представляет большую ценность для селекционной работы.

5

Индивидуальная работа

10.Аргументируй, соседство, каких культурных растений благоприятно влияет друг на друга.

Составь схему их посадки на твоем приусадебном участке.

6

Индивидуальная работа

2.Установи соответствие между терминами и их определениями, указав стрелками.

1.Селе́кция.

1.совокупность домашних животных одного вида, искусственно созданная человеком и характеризующаяся определенными наследственными особенностями.

2. Сорт.

2.учение о центрах многообразия и происхождения культурных растений создал

3. Порода

3.районы Земли, где возникли и были введены в культуру определенные виды полезных для человека растений и где сосредоточено их наибольшее генетическое разнообразие.

4. Центры происхождения

культурных растений.

4.наука о создании новых и улучшении существующих пород животных, сортов растений, штаммов микроорганизмов. Селекцией называют также отрасль сельского хозяйства, занимающуюся выведением новых сортов и гибридов сельскохозяйственных культур и пород животных.

5.Н.И.Вавилов.

5.совокупность культурных растений одного вида, искусственно созданная человеком и характеризующаяся определенными наследственными особенностями.

3.Установи связи, используя информационный лист, между центрами происхождения культурных растений и их географическим положением. Запиши их в виде схемы «Рыбная кость».

4.Установи связи, используя информационный лист, между центрами происхождения и видами окультуренных растений (на примере 4 растений для каждого центра) Запиши их в виде схемы «Рыбная кость».

5.Установи, используя информационный лист, процентное соотношение между центрами происхождения и видами окультуренных растений. Запиши их в виде схемы «Рыбная кость».

6.Выбери, используя информационный лист, центры, в которых были окультурены зерновые. Запиши их в виде схемы «Рыбная кость».

7.Выбери, используя информационный лист, центры, в которых были окультурены овощные растения. Запиши их в виде схемы «Рыбная кость».

8.Проанализируй и составь меню из продуктов, полученных на основе растений из Юго-Западноазиатского центра происхождения.

9. Напиши, почему исходный материал местного происхождения представляет большую ценность для селекционной работы.

10.Аргументируй, соседство, каких культурных растений благоприятно влияет друг на друга.

Составь схему их посадки на твоем приусадебном участке.

Географическое положение

Окультуренные растения

Южноазиатский тропический

Тропическая Индия, Индокитай, Южный Китай, острова Юго-Восточной Азии

Рис, сахарный тростник, огурец, баклажан, черный перец, банан, сахарная пальма, саговая пальма, хлебное дерево, чай, лимон, апельсин, манго, джут и др. (33% культурных растений)

Восточноазиатский

Центральный и Восточный Китай, Япония, Корея, Тайвань

Соя, просо, гречиха, слива, вишня, редька, шелковица, гаолян, конопля, хурма, китайские яблоки, опийный мак, ревень, корица, олива и др. (20% культурных растений)

Юго-Западноазиатский

Малая Азия, Средняя Азия, Иран, Афганистан, Юго-Западная Индия

Мягкая пшеница, рожь, лен, конопля, репа, морковь, чеснок, виноград, абрикос, груша, горох, бобы, дыня, ячмень, овес, черешня, шпинат, базилик, грецкий орех и др. (4% культурных растений)

Средиземноморский

Страны по берегам Средиземного моря

Капуста, сахарная свекла, маслина (олива), клевер, одноцветковая чечевица, люпин, лук, горчица, брюква, спаржа, сельдерей, укроп, щавель, тмин и др. (11% культурных растений)

Абиссинский

Эфиопское нагорье Африки

Твердая пшеница, ячмень, кофейное дерево, зерновое сорго, бананы, нут, арбуз, клещевина и др

(4% культурных растений)

Центральноамериканский

Южная Мексика

Кукуруза, длинноволокнистый хлопчатник, какао, тыква, табак, фасоль, красный перец, подсолнечник, батат и др.

(10% культурных растений)

Южноамериканский

Южная Америка вдоль западного побережья

Картофель, ананас, хинное дерево, маниок, томаты, арахис, кокаиновый куст, садовая земляника и др.

(10% культурных растений)

2-й вариант

Восточноазиатский;Средиземноморский;Центральноамериканский.

3-й вариант

Юго-Западноазиатский;Южноамериканский;Абиссинский.

Названия растений:

1) подсолнечник;2) капуста;3) ананас;4) рожь;5) просо;6) чай;7) твердая пшеница;8) арахис;9) арбуз;10) лимон;11) сорго;12) гаолян;13) какао;14) дыня;15) апельсин;16) баклажан;

17) конопля;18) батат;19) клещевина;20) фасоль;21) ячмень;22) манго;23) овес;24) хурма;25) черешня;26) кофе;27) томат;28) виноград;29) соя;30) маслина;31) картофель;32) лук;

33) горох;34) рис;35) огурец;36) редька;37) хлопчатник;38) кукуруза;39) китайские яблоки;40) сахарный тростник;41) банан;42) табак;43) сахарная свекла;44) тыква;45) лен;46) морковь;47) джут;48) мягкая пшеница.

Ответы:

1-й вариант

Южноазиатский тропический: 6; 10; 15; 16; 22; 34; 35; 40; 41; 47.Средиземноморский: 2; 30; 32; 43.Южноамериканский: 3; 8; 27; 31.

2-й вариант

Восточноазиатский: 5; 12; 17; 24; 29; 36; 39.Абиссинский: 7; 9; 11; 19; 26.Центральноамериканский: 1; 13; 18; 20; 37; 38; 42.

3-й вариант

Юго-Западноазиатский: 4; 14; 21; 23; 25; 28; 33; 45; 46; 48.Южноамериканский: 3; 8; 27; 31.Абиссинский: 7; 9; 11; 19; 26.

1.Селе́кция.

1.совокупность домашних животных одного вида, искусственно созданная человеком и характеризующаяся определенными наследственными особенностями.

2. Сорт.

2.учение о центрах многообразия и происхождения культурных растений создал

3. Порода.

3.районы Земли, где возникли и были введены в культуру определенные виды полезных для человека растений и где сосредоточено их наибольшее генетическое разнообразие.

4. Центры происхождения

культурных растений.

4.наука о создании новых и улучшении существующих пород животных, сортов растений, штаммов микроорганизмов. Селекцией называют также отрасль сельского хозяйства, занимающуюся выведением новых сортов и гибридов сельскохозяйственных культур и пород животных.

5.Н.И.Вавилов.

5.совокупность культурных растений одного вида, искусственно созданная человеком и характеризующаяся определенными наследственными особенностями.

doc4web.ru

10. Центры происхождения культурных растений. Характеристика растительного и животного мира Австралии

Похожие главы из других работ:

Административно-территориальное устройство России

2.4 География размещения легкой промышленности и основные центры производства

Главный район производства тканей - где исторически сформировался один из крупнейших в мире центров текстильной промышленности. Здесь перерабатываются свыше 4/5 всех тканей в России, в том числе преобладающая часть хлопчатобумажных (Иваново...

Географическая и историко-культурная характеристика Латвии

Характеристика наиболее примечательных исторических и культурных центров

Латвия - небольшая страна с богатой историей. На терриитори современной Латвии побывали немецкие рыцари, Польские и шведские завоеватели...

Географические идеи ученых Древнего мира

1.2 История происхождения географии как науки

Среди географических идей древнего мира, унаследованных современной географией, особое значение имеют взгляды ученых античности. Античная (греко-римская) география достигла своего расцвета в Древней Греции и Риме в период с XII в. до н.э. по 146 г. н...

Гидросфера Земли: ледники (сущность, происхождение, виды): возможности и риски для развития различных видов туризма

1. Сущность, происхождения, виды ледников

...

Италия

3.2 Исторические центры Италии

Исторический центр Пьенцы История Пьяченцы похожа на сказку. Один из ее уроженцев, Энэа Сильвио Пикколомини, выдающийся деятель XV века, стал папой римским под именем Пия II. Вернувшись в свой родной город...

Культурно-исторические ресурсы Италии

2.1 Развитие культурных основ Италии

Многие из современных проблем Италии коренятся именно в её истории как страны множества отдельных воюющих между собой городов государств, позднее подпавшей под власть других европейских держав. История Рима насчитывает 2500 лет...

Минеральные ресурсы Мирового океана

3.3 Глубоководные рудные осадки гидротермального происхождения

Если добыча золота из морской воды - дело далекого будущего , то получение его из донных осадков уже технически возможно. Речь идет о своеобразном морском или на дне Красного моря, обогащенном соединениями золота,серебра, свинца, цинка и миди...

Поволжский экономический район

8. Промышленные центры

Лидер -- от автопрома «Костяк» рейтинга «Эксперт Волга-200» составляют предприятия машиностроения, нефтяной и нефтехимической промышленности. Шире всех представлено машиностроение -- 42 предприятиями...

Реки умеренного климата. Годовая амплитуда температур

5. Теории происхождения подземных вод

Подземной водой называют всякую воду, находящуюся под земной поверхностью независимо от того, циркулирует ли она в рыхлых поверхностных проницаемых породах, или залегает под изолирующим непроницаемым слоем, или, наконец...

Страна озер - Финляндия

Глава 8.Центры туризма Финляндии

...

Территориальная организация новейших отраслей промышленности

Центры электронной промышленности

В США сложились наиболее благоприятные научные, производ-ственные, рыночные и другие предпосылки создания электронной промышленности...

Характеристика Ирландии и Индии

11.Главные туристические центры страны

12.Транспортная доступность страны для российских туристов из Москвы и Санкт-Петербурга 13.Средства размещения 14.Предприятия питания 15.Особенности получения туристической визы 16.Таможенные формальности 17...

Характеристика Ирландии и Индии

11. Главные туристические центры страны

Главный туристический центр - Дели. Дели, столица Индии - третий по величине город мира с населением около 16 млн. человек. Ее стратегическое положение на пересечении путей сыграло ключевую роль в истории страны; здесь возникло множество империй...

Характеристика растительного и животного мира Австралии

8. Использование дикорастущих растений

В мировой торговле большим спросом пользуются разнообразные окрашенные древесины, употребляющиеся для получения мебельной и декоративной фанеры. Это красное дерево, например, махагони. Из древесин, обладающих высокой твердостью...

Экономико-географическая характеристика и экологические проблемы развития экономических районов России

1.4 Отрасли специализации. Важнейшие промышленные центры

В структуре хозяйства Дальнего Востока ведущее место принадлежит промышленности. Вклад промышленности района в общий объем промышленного производства России составляет 4,3 %, при этом добывающая и обрабатывающая промышленности - по 7,6%...

geo.bobrodobro.ru

Топ-10 сельскохозяйственных культур России

Какая сельхозкультура занимает в России рекордные площади?

Что выращивают у нас в стране? Какая культура лидирует по занимаемым посевным площадям? Площади, естественно, меняются год от года, но пропорции примерно сохраняются.

10. Соя

Это бобовое растение – одно из самых древних окультуренных. Соевые бобы, как продукт питания, известны с III тысячелетия до нашей эры. Сою часто называют «чудорастением». Этого престижного титула она удостоена и за высокую урожайность и, главное, за высокое содержание белка – до 40 % и даже до 50 % у отдельных сортов. Соя – основной источник белка для вегатерианцев. Соей в России занято 12,3 тысячи гектаров.

 

9. Сахарная свекла

 В XVIII веке любители сладенького получили новый источник сахара – сахарную свеклу. Усилиями селекционеров к концу XX века удалось поднять сахаристость корнеплодов до 20 %. Сахарная свекла не требует, подобно сахарному тростнику, жары, прекрасно растет и в средних широтах. Вот и в России под нее используют 21 тысячу гектаров. Зато и урожай иногда такой, что много свекловичного сахара идет на экспорт

8. Картофель

 Картофель завезли в Европу из Америки в середине XVI века, да и то сначала использовали как декоративное растение. Заморский продукт с трудом приживался на европейских кухнях. В России дело обстояло еще хуже: ни усилия Петра I, ни указы Екатерины II не привили россиянам вкуса к «чертову яблоку». Только после череды «картофельных бунтов» в середине XIX века население смирилось, и картофель стали сажать повсеместно. А потом и во вкус вошли. Сейчас невозможно представить себе семейное меню без картофеля. А сажают его на площади в 24,1 тысячу гектаров. Но это без приусадебных и прочих участков, а сколько «соток» занимает там основной продукт питания, подсчитать никто не возьмется.

 7. Кукуруза

 Почитатель кукурузы Никита Хрущев добился того, чтобы в общественном сознании «Королева полей» перешла в разряд анекдотических персонажей (вместе с Хрущевым). А зря. Дитя Нового Света (как и картофель) – кукуруза весьма ценный и высокоурожайный продукт. Не случайно ведь у майя был отдельный кукурузный бог Кетцалькоатль. Из нее получается не один поп-корн. Кукурузная мука, хлопья, знаменитая мамалыга, много еще чего у разных стран и народов делают кукурузу вторым по продаваемости продуктом в мире. Недозревшая кукуруза, стебли и листья тоже идут в дело, то есть на корм скоту. Кормовой кукурузы в России сажают больше (21,1 тысячу га). Оно и понятно: кукуруза, несмотря на старания Хрущева, предпочитает для вызревания климат потеплее. Но и под зерновую занимают достаточно: с показателем 12,5 тысяч гектаров зерновая кукуруза вошла бы в Топ-10 самостоятельно. Ну а общие кукурузные 33,6 тысяч гектаров ставят ее на седьмую позицию в рейтинге.

 6. Овес

 Когда-то футурологи предсказывали, что в будущем транспортные перевозки будут серьезно ограничены: просто не удастся вырастить такое количество овса, чтобы прокормить необходимое число лошадей. Изобретение автомобиля решило эту проблему, овес перестал быть источником питания транспорта, но свои позиции среди сельскохозяйственных культур полностью не утратил. Овес все еще остается важной кормовой культурой для разнообразного домашнего скота. Да и люди с удовольствием и с пользой для здоровья употребляют не только овсяную кашу, но и толокно, и овсяную муку. Кстати, другие растения для приготовления популярных каш – гречиха и просо – в рейтинг не вошли: скот ими не кормят, а людские потребности невелики. Зато овес в России занимает 34,5 тысяч гектаров.

 5. Рожь

 Выведенные к нынешнему времени сорта ржи предпочитают климат похолоднее. Поэтому страны с наибольшими урожаями – это Германия, Польша и, естественно, Россия. Невозможно представить себе Россию без ржаного хлеба или без кваса. Да и спирт из ржи получается отменный. И хлеб, и квас не просто любимые продукты питания, они еще и лечебными свойствами обладают. 39 тысяч гектаров под посевы ржи обеспечивают ей достойное место в рейтинге.

 

4. Ячмень

 Под ячмень в России отведены 87,2 тысячи гектаров земли. Почему посевы ячменя больше, чем ржи и овса вместе взятых? Да потому, что ячмень – отличный корм для скота, под кормовой ячмень занято 70 % площадей. Ну, и про пиво не забывайте. Без ячменя «жидкого хлеба» не сварить.

 

3. Кормовые травы

 Зерно – зерном, но и без сена или травяной муки многочисленные головы крупного и мелкого скота не вырастить. Многолетние и однолетние травы, все эти клевер, люцерна, тимофеевка, овсяница и прочие и прочие занимают аж 148,6 тысячи гектаров сельскохозяйственных земель. А без травы – ни молока, ни мяса.

 

 

  2. Подсолнечник

 Площади под подсолнечником – 151,9 тысяч га. Самое распространенное растительное масло в России – именно подсолнечное. До появления этого гостя с дальних американских берегов обходились льняным, конопляным или завозным деревянным, то есть оливковым. Делать из подсолнечных семечек масло первыми додумались англичане. А вот промышленное производство подсолнечного масла первой освоила Россия. Отсюда технология и разошлась по всему миру. Как и распространение этой сельхозкультуры.

 1. Пшеница

 Вот кто настоящая «Королева полей», так это пшеница. Одной только озимой, то есть посеянной под зиму, осенью – 252,8 тысяч гектаров. А если прибавить 137,2 тысячи га яровой, то есть весенней посадки, получатся 390 тысяч гектаров. И как же иначе, ведь «хлеб – всему голова». А еще – макаронные изделия, всякие печенья-пряники-торты, лучший этиловый спирт...  И необходимое фуражное зерно. Пшеница – одно из древнейших окультуренных растений. Лет 10000 назад пшеницу одомашнили, как показывают исследования, в Леванте, в районе восточного побережья Средиземного моря. Отсюда она и распространилась по всему миру.

scientificrussia.ru

Конспект урока биологии для 10 класса «Центры происхождения культурных растений»

Тема урока: «Центры происхождения культурных растений».

Дисциплина: Биология.

Класс:10 «А».

Преподаватель: Бондарева Г.Ф.

Дидактическая степень: 1 категория.

Учебное заведение: Николаевская средняя школа.

Базовый учебник: / Общая биология: Учебник для 10 классов естественно- математического направления общеобразовательных школ / Т.Касымбаева, К.Мухамбетжанов – Алматы «Мектеп» 2006.

Каталог компетенций:

Г- Уметь Учиться.

У - представление информации в виде схем и образов.

Д (Ц) - представление информации в виде схемы «Рыбная кость»

Ключевые слова, формулы, законы, принципы:

1.Селекция

2.Сорт

3.Порода

4.Центры происхождения

5.Н.И.Вавилов.

Содержание урока:

1.Календарно- тематический план:

Раздел: Селекция растений, животных и микроорганизмов.

Урок: Центры происхождения культурных растений.

2. Учебник: Вклад Н.И.Вавилова в определение центров происхождения культурных растений. Исследование более 1600 видов культурных растений и создание богатейшей коллекции. Распространены культурные растения во всех географических районах неодинаково и каждая культура имеет свой центр происхождения.

Классификация.

Учебные задания.

Уровни.

Примечания.

1.Вспомни понятия «селекция», «сорт», «порода», « центры происхождения», записав пропущенные слова:

Селе́кция (лат. selectio - выбирать) — наука о создании _______ и улучшении существующих ________животных, ________ растений.

Селекцией называют также отрасль ___________ хозяйства, занимающуюся выведением новых _________ и _________сельскохозяйственных культур и _______животных.

Сорт - совокупность ______ растений одного вида, _____ созданная человеком и характеризующаяся определенными ______особенностями.

Порода - совокупность _____животных одного вида, ______ созданная человеком и характеризующаяся определенными _______особенностями.

Центры______ культурных растений - районы Земли, где _____и были ________

в культуру определенные _____ полезных для человека _____ и где сосредоточено их наибольшее генетическое разнообразие.

Учение о центрах многообразия и происхождения культурных растений создал ....

1

Индивидуальная работа.

2.Установи соответствие между терминами и их определениями, указав стрелками.

2

Индивидуальная работа

1.Селе́кция.

1.совокупность домашних животных одного вида, искусственно созданная человеком и характеризующаяся определенными наследственными особенностями.

2. Сорт.

2.учение о центрах многообразия и происхождения культурных растений создал

3. Порода

3.районы Земли, где возникли и были введены в культуру определенные виды полезных для человека растений и где сосредоточено их наибольшее генетическое разнообразие.

4. Центры происхождения

культурных растений.

4.наука о создании новых и улучшении существующих пород животных, сортов растений, штаммов микроорганизмов. Селекцией называют также отрасль сельского хозяйства, занимающуюся выведением новых сортов и гибридов сельскохозяйственных культур и пород животных.

5.Н.И.Вавилов.

5.совокупность культурных растений одного вида, искусственно созданная человеком и характеризующаяся определенными наследственными особенностями.

3.Установи связи, используя информационный лист, между центрами происхождения культурных растений и их географическим положением. Запиши их в виде схемы «Рыбная кость».

3

Индивидуальная работа

4.Установи связи, используя информационный лист, между центрами происхождения и видами окультуренных растений (на примере 4 растений для каждого центра) Запиши их в виде схемы «Рыбная кость».

3

Индивидуальная работа

5.Установи, используя информационный лист, процентное соотношение между центрами происхождения и видами окультуренных растений. Запиши их в виде схемы «Рыбная кость».

3

Индивидуальная работа

6.Выбери, используя информационный лист, центры, в которых были окультурены зерновые. Запиши их в виде схемы «Рыбная кость».

3

Индивидуальная работа

7.Выбери, используя информационный лист, центры, в которых были окультурены овощные растения. Запиши их в виде схемы «Рыбная кость».

3

Индивидуальная работа

8.Проанализируй и составь меню из продуктов, полученных на основе растений из Юго-Западноазиатского центра происхождения.

4

Работа в паре.

9. Напиши, почему исходный материал местного происхождения представляет большую ценность для селекционной работы.

5

Индивидуальная работа

10.Аргументируй, соседство, каких культурных растений благоприятно влияет друг на друга.

Составь схему их посадки на твоем приусадебном участке.

6

Индивидуальная работа

Рабочий лист урока биологии по теме: «Центры происхождения культурных растений» (10кл)

1.Вспомни понятия «селекция», «сорт», «порода», « центры происхождения», записав пропущенные слова:

Селе́кция (лат. selectio - выбирать) — наука о создании _______ и улучшении существующих ________ животных, ________ растений.

Селекцией называют также отрасль ___________ хозяйства, занимающуюся выведением новых _________  и _________ сельскохозяйственных культур и _______животных.

Сорт - совокупность ______ растений одного вида, _____ созданная человеком и характеризующаяся определенными ______особенностями.

Порода - совокупность _____ животных одного вида, ______ созданная человеком и характеризующаяся определенными _______ особенностями.

Центры______ культурных растений - районы Земли, где _____ и были ________

в культуру определенные _____ полезных для человека _____ и где сосредоточено их наибольшее генетическое разнообразие.

Учение о центрах многообразия и происхождения культурных растений создал ....

2.Установи соответствие между терминами и их определениями, указав стрелками.

1.Селе́кция.

1.совокупность домашних животных одного вида, искусственно созданная человеком и характеризующаяся определенными наследственными особенностями.

2. Сорт.

2.учение о центрах многообразия и происхождения культурных растений создал

3. Порода

3.районы Земли, где возникли и были введены в культуру определенные виды полезных для человека растений и где сосредоточено их наибольшее генетическое разнообразие.

4. Центры происхождения

культурных растений.

4.наука о создании новых и улучшении существующих пород животных, сортов растений, штаммов микроорганизмов. Селекцией называют также отрасль сельского хозяйства, занимающуюся выведением новых сортов и гибридов сельскохозяйственных культур и пород животных.

5.Н.И.Вавилов.

5.совокупность культурных растений одного вида, искусственно созданная человеком и характеризующаяся определенными наследственными особенностями.

3.Установи связи, используя информационный лист, между центрами происхождения культурных растений и их географическим положением. Запиши их в виде схемы «Рыбная кость».

4.Установи связи, используя информационный лист, между центрами происхождения и видами окультуренных растений (на примере 4 растений для каждого центра) Запиши их в виде схемы «Рыбная кость».

5.Установи, используя информационный лист, процентное соотношение между центрами происхождения и видами окультуренных растений. Запиши их в виде схемы «Рыбная кость».

6.Выбери, используя информационный лист, центры, в которых были окультурены зерновые. Запиши их в виде схемы «Рыбная кость».

7.Выбери, используя информационный лист, центры, в которых были окультурены овощные растения. Запиши их в виде схемы «Рыбная кость».

8.Проанализируй и составь меню из продуктов, полученных на основе растений из Юго-Западноазиатского центра происхождения.

9. Напиши, почему исходный материал местного происхождения представляет большую ценность для селекционной работы.

10.Аргументируй, соседство, каких культурных растений благоприятно влияет друг на друга.

Составь схему их посадки на твоем приусадебном участке.

Информационный лист.

Центры происхождения культурных растений (по Н.И. Вавилову)

Название центра

Географическое положение

Окультуренные растения

Южноазиатский тропический

Тропическая Индия, Индокитай, Южный Китай, острова Юго-Восточной Азии

Рис, сахарный тростник, огурец, баклажан, черный перец, банан, сахарная пальма, саговая пальма, хлебное дерево, чай, лимон, апельсин, манго, джут и др. (33% культурных растений)

Восточноазиатский

Центральный и Восточный Китай, Япония, Корея, Тайвань

Соя, просо, гречиха, слива, вишня, редька, шелковица, гаолян, конопля, хурма, китайские яблоки, опийный мак, ревень, корица, олива и др. (20% культурных растений)

Юго-Западноазиатский

Малая Азия, Средняя Азия, Иран, Афганистан, Юго-Западная Индия

Мягкая пшеница, рожь, лен, конопля, репа, морковь, чеснок, виноград, абрикос, груша, горох, бобы, дыня, ячмень, овес, черешня, шпинат, базилик, грецкий орех и др. (4% культурных растений)

Средиземноморский

Страны по берегам Средиземного моря

Капуста, сахарная свекла, маслина (олива), клевер, одноцветковая чечевица, люпин, лук, горчица, брюква, спаржа, сельдерей, укроп, щавель, тмин и др. (11% культурных растений)

Абиссинский

Эфиопское нагорье Африки

Твердая пшеница, ячмень, кофейное дерево, зерновое сорго, бананы, нут, арбуз, клещевина и др

(4% культурных растений)

Центральноамериканский

Южная Мексика

Кукуруза, длинноволокнистый хлопчатник, какао, тыква, табак, фасоль, красный перец, подсолнечник, батат и др.

(10% культурных растений)

Южноамериканский

Южная Америка вдоль западного побережья

Картофель, ананас, хинное дерево, маниок, томаты, арахис, кокаиновый куст, садовая земляника и др.

(10% культурных растений)

Хлебные зерновые культуры, хлеба́ — группа растений некоторых ботанических семейств (в частности, злаковых, гречишных и амарантовых), возделываемых ради зерна, которое употребляется в пищу Принято делить все зерновые культуры на хлебные и зернобобовые. В число хлебных зерновых культур входят и крупяные культуры.Зерно хлебных зерновых культур богато углеводами (60—80 % на сухое вещество), а также содержит белки (7—20 % на сухое вещество), ферменты, витамины B (B1, B2, B6), PP и провитамин А (каротин).Зерновые культуры культивируются на всех континентах, кроме Антарктиды. Наиболее распространены посевы пшеницы, риса, ячменя,кукурузы, ржи, овса, проса. Из зерновых производят муку, кондитерские изделия, корма; применяют в приготовлении напитков, получении спирта

 Список хлебных зерновых культур

1 Амарант

2 Гречиха

3 Дагусса - в некоторых районах Северной Африки и Индии является важной зерновой культурой. Из зерна получают муку, крупу. Засухоустойчива, нетребовательна к почве, высокоурожайна.

4 Кукуруза

5 Могар

6 Овёс

7 Пайза

8 Полба — широко распространённая на заре человеческой цивилизации зерновая культура.

9 Просо

10 Пшеница

11 Рис

12 Рожь

13 Сорго

14 Чумиза

15 Ячмень

Джут — род кустарников, полукустарников и трав семейства мальвовые, прядильная культура. Около 100 видов, в тропиках Азии, Африки, Америки, Австралии.Возделывают однолетние короткоплодный и длинноплодный джут; в сухих стеблях 20—25 % волокна для технических, упаковочных, мебельных тканей, ковров. Волокна растения широко используют в текстильной промышленности.

Чечевица относятся к семейству бобовых. Блюда из чечевицы питательны, поскольку содержат растительный белок и большое количество сложных углеводов, но при этом в них в них практически не содержится жира.Люпи́н — род растений из семейства Бобовые. Представлен однолетними и многолетними травянистыми растениями, полукустарничками,

кустарниками.

Нут — продукт питания, распространённый в странах западной и средней Азии, северной Африки, северной Америки. Из него готовят закуски. Нут активно используется в вегетарианской кухне и в индийской кулинарии. Традиционно употребление нута также в средиземноморском регионе.

Бата́т, сла́дкий карто́фель — вид клубнеплодных растений рода Ипомея семейства Вьюнковые. Ценная пищевая и кормовая культура.

Хи́нное дерево, цинхона — род растений семейства мареновых. Хинное дерево стало знаменитым благодаря своей коре — южноамериканские туземцы издавна лечили ею малярию. Европейцы узнали о его целебных свойствах ещё в XVI веке; по совету испанских иезуитов «красной водой» из хинной корки была излечена малярия.

Учащиеся получают список с названиями культурных растений, которые они должны распределить по центрам происхождения в соответствии с заданным вариантом.

 1-й вариант

Южноазиатский тропический;Абиссинский;Южноамериканский.

2-й вариант

Восточноазиатский;Средиземноморский;Центральноамериканский.

3-й вариант

Юго-Западноазиатский;Южноамериканский;Абиссинский.

Названия растений:

1) подсолнечник;2) капуста;3) ананас;4) рожь;5) просо;6) чай;7) твердая пшеница;8) арахис;9) арбуз;10) лимон;11) сорго;12) гаолян;13) какао;14) дыня;15) апельсин;16) баклажан;

17) конопля;18) батат;19) клещевина;20) фасоль;21) ячмень;22) манго;23) овес;24) хурма;25) черешня;26) кофе;27) томат;28) виноград;29) соя;30) маслина;31) картофель;32) лук;

33) горох;34) рис;35) огурец;36) редька;37) хлопчатник;38) кукуруза;39) китайские яблоки;40) сахарный тростник;41) банан;42) табак;43) сахарная свекла;44) тыква;45) лен;46) морковь;47) джут;48) мягкая пшеница.

Ответы:

1-й вариант

Южноазиатский тропический: 6; 10; 15; 16; 22; 34; 35; 40; 41; 47.Средиземноморский: 2; 30; 32; 43.Южноамериканский: 3; 8; 27; 31.

2-й вариант

Восточноазиатский: 5; 12; 17; 24; 29; 36; 39.Абиссинский: 7; 9; 11; 19; 26.Центральноамериканский: 1; 13; 18; 20; 37; 38; 42.

3-й вариант

Юго-Западноазиатский: 4; 14; 21; 23; 25; 28; 33; 45; 46; 48.Южноамериканский: 3; 8; 27; 31.Абиссинский: 7; 9; 11; 19; 26.

Лист ответов.

Селе́кция (лат. selectio - выбирать) — наука о создании новых и улучшении существующих пород животных, сортов растений, штаммов микроорганизмов. Селекцией называют также отрасль сельского хозяйства, занимающуюся выведением новых сортов и гибридов сельскохозяйственных культур и пород животных.

Сорт - совокупность культурных растений одного вида, искусственно созданная человеком и характеризующаяся определенными наследственными особенностями.

Порода - совокупность домашних животных одного вида, искусственно созданная человеком и характеризующаяся определенными наследственными особенностями.

Центры происхождения культурных растений - районы Земли, где возникли и были введены в культуру определенные виды полезных для человека растений и где сосредоточено их наибольшее генетическое разнообразие.

Учение о центрах многообразия и происхождения культурных растений создал

Н. И. Вавилов.

2.Установи соответствие между терминами и их определениями, указав стрелками.

1.Селе́кция.

1.совокупность домашних животных одного вида, искусственно созданная человеком и характеризующаяся определенными наследственными особенностями.

2. Сорт.

2.учение о центрах многообразия и происхождения культурных растений создал

3. Порода.

3.районы Земли, где возникли и были введены в культуру определенные виды полезных для человека растений и где сосредоточено их наибольшее генетическое разнообразие.

4. Центры происхождения

культурных растений.

4.наука о создании новых и улучшении существующих пород животных, сортов растений, штаммов микроорганизмов. Селекцией называют также отрасль сельского хозяйства, занимающуюся выведением новых сортов и гибридов сельскохозяйственных культур и пород животных.

5.Н.И.Вавилов.

5.совокупность культурных растений одного вида, искусственно созданная человеком и характеризующаяся определенными наследственными особенностями.

globuss24.ru

Презентация - Центры происхождения культурных растений

Слайд №2
ВавиловНиколай ИвановичС целью изучения многообразия и географического распространения культурных растений Н. И. Вавилов организовал многочисленные экспедиции как в пределах территории на шей страны, так и во многие зарубежные страны. В результате этих экспедиций был собран огромный семенной материал, который был использован для селекционной работы.
Слайд №3
Н. И. Вавилов выделил 7 центров происхождения культурных растений.
Слайд №4
Южноазиатский тропическийТропическая Индия, Индокитай, Южный Китай,о-ва Юго-Восточной Азии.
Слайд №5
Южноазиатский тропическийРис, сахарный тростник, цитрусовые, огурец, баклажан, черный перец и др. (50% культурных растений).РисОгурецЦитрусовые
Слайд №6
Саговая пальмаСахарная пальмаКокосовая пальмаХлебное дерево, банан, восковаятыква, чина, помело, бергамот,лайм, померанец, гвоздичноедерево, мускатный орех.
Слайд №7
Гвоздичное деревоПомелоПомеранец
Слайд №8
ВосточноазиатскийЦентральный и Восточный Китай, Япония, Корея, Тайвань.
Слайд №9
ВосточноазиатскийРис, просо, овёс, хлопчатник гречиха, слива, вишня, редька и др. (20% культурных растений).

СливаРедькаСоя

Слайд №10
АпельсинМандаринГорькая тыкваСахарный тростникСалат спаржевой пекинская капустаЛук- батун, душистыйГрецкий орехБамбукЛавр камфорныйХурмаЯблоняАбрикосПерсик
Слайд №11
Юго-Западно — азиатскийМалая Азия, Средняя Азия, Афганистан, Юго-Западная Индия.
Слайд №12
Юго-Западно — азиатскийПшеница, рожь, бобовые культуры, чечевица, люцерна, лен, конопля, репа, морковь, чеснок, лук, виноград, дыня и др. (14% культурных растений).РожьЛёнМорковь
Слайд №13
СредиземноморскийСтраны по берегам Средиземного моря.
Слайд №14
СредиземноморскийКапустаМаслиныКапуста, сахарная свёкла, маслины, клевер, чечевица, кормовые травы (11% культурных растений).Сахарная свекла
Слайд №15
Овёс, люпин, чина, лён, клевер, оливковое дерево, лавр благородный, виноград, кориандр, тмин, горох, мята, хрен,Морковь, петрушка, пастернак, сельдерей,Свекла, редька, редис, цикорий, щавель, укроп.
Слайд №16
АбиссинскийАбиссинское нагорье Африки.
Слайд №17
АбиссинскийТвёрдая пшеница, ячмень, кофейное дерево, сорго, бананы, арбуз, клещевина,масленичная пальма, хлопчатник, лук- шалот.ПшеницаЯчменьКофейное дерево
Слайд №18
ЦентральноамериканскийЮжная Мексика.
Слайд №19
ЦентральноамериканскийКукуруза, длинноволокнистый хлопчатник, какао, тыква, табак.Какао Хлопчатник Кукуруза
Слайд №20
Фасоль обыкновенная,Тыква, батат, перец овощной, подсолнечник, топинамбур, авокадо,Агава, махорка, физалис.
Слайд №21
Южно-американскийЮжная Америка вдоль западного побережья.
Слайд №22
Южно-американскийКартофель, ананас, хинное дерево.КартофельАнанасХинное дерево
Слайд №23
Томат, арахис, хлопчатник перуанский, бразильский орех, тыква мускатная.
Слайд №24
Начатая Н. И. Вавиловым работа была продолжена другими ботаниками; после ряда уточнений в настоящее время насчитывается 12 первичных центров происхождения культурных растений.
Слайд №25
Австралийскийэвкалиптакацияшпинат новозеландский, лён новозеландский.Австралийский орех
Слайд №26
ИндийскийбаклажаногурецбазиликгречихалимонРис, фасоль золотистая,Хлопчатник, сахарный тростник,Мак, сахарная пальма.манго
Слайд №27
Слива канадская и американскаяКрыжовник американскийКлюква крупноплоднаяЗемляника виргинскаяМалина чёрнаяЕжевикаЛюпинИргаСевероамериканский
Слайд №28
БузинаШиповник сахарная свеклаКрасная смородина чёрная смородинаБрусника крыжовникРябина домашняя облепихаРепа вишняЛук алтайский клеверЖимолость лещинаЗемляника садовая и мускатнаяЛещина

Европейско- Сибирский

Слайд №29
Пшеница АлычаЯчмень ИнжирРожь КаштанГорох ВиноградЛён ЧерёмухаЛюцерна ФисташкаСлива Лук – порейАйва ШпинатФундук Кресс — салатКизил Барбарис

Переднеазиатский

Слайд №30
Центры происхождения культурных растений, как показывают археологические исследования, тесно связаны с районами одомашнивания животных. Такие регионы получили название центров доместикации. Многочисленные зоологические исследования подтвердили, что для каждого вида домашних животных, несмотря на обилие пород, существует, как правило, один дикий предок.

volna.org


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта