Вода в жизни животных человека растений. Конспект урока по познанию мира на тему: "Значение воды в жизни человека, растений и животных. Свойства воды"

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Конспект урока познание мира "Значение воды в жизни человека, растений, животных". Вода в жизни животных человека растений


Вода в жизни животных

Большую часть времени в африканской саванне жарко и сухо. Лишь пару недель в году идут дожди и реки наполняются водой. Затем снова наступает долгий период засухи. Озера и реки высыхают, и остаются только небольшие водоемы, которые словно магнитом притягивают к себе разных животных. Первыми приходят те, кому чаще всего требуется вода, -антилопы и зебры.

Жирафам и носорогам засуха сначала не страшна, потому что они питаются зелеными сочными листьями. Искать воду они начнут гораздо позже. Животные, собирающиеся вокруг водоема, выделяют огромное количество экскрементов. К ним устремляются стаи насекомых, которые, в свою очередь, привлекают массу птиц.

Значение воды для животных

Без воды пища не может перевариваться и усваиваться организмом. Кроме того, все остальные процессы жизнедеятельности организма также не могут обходиться без воды. С ее помощью из организма выводятся продукты обмена веществ; у млекопитающих с помощью воды посредством потоотделения регулируется температура тела. В организм плотоядных животных вода попадает вместе с животной пищей, а растительноядные животные обеспечивают себя водой за счет растительных соков поедаемых ими растений.

Однако ни тем ни другим этого количества воды было бы недостаточно. Особенно необходима вода новорожденным животным. Детеныши млекопитающих получают воду вместе с молоком матери, а большинство птенцов обеспечиваются водой благодаря насекомым, которыми их кормят родители. Живущие в пустынях рябки пролетают многие километры, чтобы в своих губчатых перьях принести воду для птенцов. Лишь очень немногие животные могут обходиться без воды в течение нескольких дней. Есть даже жуки и скорпионы, которые никогда не пьют. Их организм приспособился к такой экономии воды, что им хватает той, которую они получают с пищей.

Аисты

Аисты относятся к отряду голенастых птиц. У них длинные ноги и клювы. Разные виды аистов обитают во многих регионах земли, причем большинство из них живет в Азии и Африке. У них большие широкие крылья, и они прекрасные летуны. В отличие от большинства других птиц, отыскивающих добычу глазами, у аистов хорошо развито чувство осязания, которым они и пользуются, добывая пишу. Они неторопливо вышагивают по воде, погрузив в нее приоткрытый клюв. Как-только его чувствительные органы «сообщают» о соприкосновении с добычей, клюв моментально захлопывается. Эта методика особенно эффективна, когда аист ищет пищу ночью или в мутной воде.

 

Душ для птенца

Китоглав, или королевская цапля, живет на обширных болотистых пространствах Центральной Африки. Большой загнутый клюв облегчает ему рыбы, маленьких крокодилов и других животных и защищает его от повреждений острыми краями листьев. В клюве он 4-5 раз в день приносит воду и поливает ею яйца и новорожденных птенцов, защищая их от африканской жары. Вскоре птенцы уже умеют пить воду, которой их обливают родители.

 

Бакланы

Бакланы - водные птицы, которых можно встретить на побережье и внутренних водах по всему миру. Широко распространенный в Европе и Азии большой баклан - самый крупный представитель семейства. Бакланы гнездятся на скальных выступах или верхушках деревьев. Поскольку птенцы еще не могут сами добраться до воды, родители приносят ее своим питомцам в горле и поливают ею птенцов, чтобы им не было жарко. Если малыши хотят пить, взрослая птица открывает клюв, и вода льется оттуда в маленькие клювики.

 

Жуки, создающие запасы воды

Некоторые виды жуков-чернотелок в юго-восточной африканской пустыне Намиб выработали удивительную способность добывать воду из воздуха. Когда количество воды в теле насекомого уменьшается, жук поднимает нижнюю часть тела вверх по направлению ветра, чтобы использовать единственный существующий в этой чрезвычайно засушливой пустыне источник влаги - плотный туман, надвигающийся по утрам с моря. Влага конденсируется на задней части тела жука, стекает вниз и попадает ему в рот. Таким способом жук может повысить содержание воды в своем теле на 34%. Для человека весом в 70 кг это все равно что выпить 24 л воды.

 

Слоновые водоемы

Некоторые небольшие водоемы возникают благодаря слонам, которые раскапывают ямы там, где есть грунтовые воды, обнаруживая их своими чувствительными хоботами. Вскоре ямы с водой становятся грязными, заполняясь экскрементами слонов. Однако они намного безопаснее других водоемов, потому что в такой воде не прячутся крокодилы и другие хищники.

mirfaunas.ru

Вода и ее значение для растений, животных и человека. Бережное отношение к воде

Разделы: Начальная школа

Тема урока: «Вода и её значение для растений, животных и человека. Бережное отношение к воде».

Цели урока: 

  • Познакомить с богатством природы – водой, со значением чистой воды для жизни всего живого на Земле.
  • Рассмотреть причины загрязнения водоёмов.
  • Учить бережно относиться к воде и экономить её.

Оборудование: глобус, ПК для просмотра презентации, изображение капельки, плакаты.

Ход урока

I. Организационный момент.

(Звучит песня Ю. Антонова «Море»).

(Выходят дети, читают стихи).

– Вы слыхали о воде? Говорят, она везде! В луже, в море, в океане, И в водопроводном кране. Как сосулька, замерзает, В лес туманом заползает. Ледником в горах зовётся, Лентой серебристой вьётся. Средь высоких стройных елей Рушится потоком селей. На плите у вас кипит, Паром чайника шипит, Растворяет сахар в чае. Мы её не замечаем, мы привыкли, что вода – Наша спутница всегда. Смею вам я доложить: Без воды нам не прожить.

II. Знакомство с темой.

– О чём мы сегодня будем говорить?

Отгадайте, кто пришёл к нам в гости:

В морях и реках обитает И часто по небу летает. А как наскучит ей летать, На землю падает опять. (Капелька)

К нам пришла капелька Капитошка. Она хочет нам много рассказать об уникальном веществе – о воде. Нам тоже предлагает превратиться в капелек.

Капитошка предлагает отгадать как называют воду.

Как вы думаете почему её так называют?

(Царь – государь, властитель. Так говорят о том, кто является первым, лучшим).

Сегодня на уроке мы с вами поговорим о воде, о её значении, о бережном отношении.

– Давайте посмотрим одну историю, которая произошла из-за одного мальчика. Посмотрите и скажите кому нужна вода!

– Старший брат открыл тетрадь: «Как мне лучше написать, Для чего нужна вола?» Младший молвил: «Ерунда! Ведь её не вкусно пить, Без воды легко прожить». Вот встаёт наш Саша рано, Не течёт вода из крана. Саше глазки не умыть, Что же делать, как же быть? Мама в кухне громко плачет: «Невозможная задача – Без воды сварить компот». Недоволен серый кот: «Не напиться молоком». И ушёл, вильнув хвостом. Без воды нельзя стирать, И детей нельзя купать. Как порядок наводить, Даже пол нельзя помыть! Загрустили в речке рыбы: «Без воды вы плыть смогли бы?» На поля не льётся дождь – Засыхает в поле рожь. Все деревья и цветы погибают без воды. Без воды не будет снега, Как же нам по снегу бегать? И конькам нужна вода – Без воды не будет льда. Людям всем  вода нужна, Потому она важна – Есть и пить, расти, друзья, Без неё никак нельзя! Саша наш сказал тогда: «Ой, прости меня, вода! Знаю я теперь ответ – Без воды нам жизни нет!»

– Кому нужна вода?

Вода – это важнейшее условие существования  жизни растений, животных и человека.

Все живые существа нуждаются в воде. Растения всасывают воду из почвы и воздуха. Животные ищут открытые пространства воды – водопои. Ими могут быть ручьи, родники, реки, озёра. Каждый день мы тоже употребляем воду: едим суп, пьём чай, компот.

Без воды нельзя построить дом. Не будут работать фабрики и заводы. Не вырастить без неё культурные растения. Не будет на столе ни хлеба, ни овощей и фруктов, ни масла и сахара, ни других продуктов питания. Без воды погибнут животные.

– Как вы думаете много или мало воды на Земле?

Воды на Земле одновременно и много и мало.

Если взглянуть на глобус, то можно увидеть, что синего цвета больше. А если быстро раскрутить глобус, покажется, будто он одного цвета – голубого. А вы знаете, насколько глубоки моря и океаны?

Если бы на дно можно было спуститься на лифте, то пришлось бы ехать 5 часов, а с 10-этажного дома – всего за 1 минуту!  (диаграмма)

Но оказывается, морская солёная вода непригодна для питья и для многих технических производств и сельского хозяйства.

А пресной воды существует мало. (диаграмма)

Многие государства мира  испытывают недостаток в питьевой воде. Учёные подсчитали, что её количество настолько мало, что на каждые сто литров солёной воды приходится всего лишь один литр пресной.

– Капелька  хочет нам ещё рассказать о своих проблемах. 

2 проблема. Загрязнения воды.

В водоёмы сливают отработанную и загрязнённую воду фабрики и заводы. Дожди смывают удобрения с полей. Попадают в них бытовые отходы. Иногда даже случается так, что обитатели водоёмов погибают.  

Учёные подсчитали, что каждый год во всём мире в водоёмы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тысяч товарных поездов.

Однажды ученые исследовали участок речного дна длиной 5 км и обнаружили:

  • 14 крупных железобетонных плит,
  • 16 больших труб,
  • 34 куска рельсов,
  • 9 мотков колючей проволоки,
  • 27 изогнутых железных листов,
  • 43 огнетушителя,
  • 18 пил,
  • 31 топор,
  • 112 санок,
  • 36 сковородок,
  • 108 котелков, чайников и кастрюль,
  • 27 утюгов,
  • 2486 разбитых бутылок,
  • 814 разбитых стеклянных банок,
  • 2214 консервных банок и много другого мусора.

Неслучайно с началом купального сезона в больницы обращается много людей с травмами, полученными при купании.

Выводы из этого сделайте самостоятельно!

Капитошка предлагает нам отдохнуть.

III. Физминутка. (Танец под песенку «Виноватая тучка»)

IV. Продолжение темы.

3 проблема. Мы порой тратим воду напрасно.

Послушайте стихотворение Б. Заходера. О чём оно?

Течёт река издалека… Течёт река… Течёт река… Как хорошо, когда река И широка, и глубока! Над ней – пышнее облака, Свежей дыханье ветерка, Стройней и выше лес над ней, И луг прибрежный зеленей! Течёт река… Течёт река… Поит поля и города, Несёт и лодки, и суда, И рыбы ходят в глубине, И раки ползают на дне… Ты хороша, река, весной, И осенью, и в летний зной! Купанье! Что за благодать! Кому, попробуй, передать! Приятней плыть в живой волне Ребятам или ребятне? Вся живность счастлива вполне! Но что такое? Караул! Нет, нет, никто не утонул, Нет, нет, как раз наоборот, На мель садится пароход Средь бела дня, какой скандал! Наверно, лоцман маху дал! Да нет, далеко до буйка, Тут глубока была река. Была. Вот именно – была. Была, да видимо, сплыла. Ах, реку мы не узнаём… Река становится ручьём! Уже и лодки на мели… Пловцы вдруг посуху пошли. А рыбы? В горе и тоске Бедняжки бьются на песке. Так что же с ней стряслось, с рекой? Увы, друзья, ответ такой: Дошкольник Сидоров Иван Забыл закрыть на кухне кран. Вы скажете: какой пустяк. Пустяк. Добро б ручей иссяк, А то вон из-за пустяка Пропала целая река!

О чём это стихотворение?

Представьте себе сразу 500 литровых банок, наполненных водой. Они, наверное, даже не поместились бы в этом классе. Вот столько воды пропадает зря, если из плохо закрытого крана в течение суток будет течь струйка толщиной всего лишь со спичку.

– У нас в гостях ещё Мойдодыр. Как вы думаете, о чём он нас предупреждает? 

V. Домашнее задание.

Нарисуйте плакат-памятку об охране воды.

VI. Закрепление пройденного на уроке.

Капитошка хочет проверить как поняли то, о чём она хотела вам рассказать.

Работа по карточкам. (Дополнительное задание – кроссворд по теме «Вода»).

Вставь пропущенные слова.

Всему живому ______________________________ вода.

Пресной воды на Земле _________________________________.

Необходимо ___________________________ расходовать воду.

Краны в доме должны быть ________________________________.

Нельзя _________________________ водоёмы.

Капельке понравились учащиеся, которые готовились к уроку, отметки после того, как проверим карточки.

VII. Подведение итогов.

– Мы сегодня говорили о том, что вода – это важнейшее условие существования  жизни растений, животных и человека. А ещё вода – это красота!

Чистая вода – это богатство, которое ничем не заменишь. Тихие пруды и озёра, заводи и речки ласкают взоры, умиротворяют душу, несут нам живительную прохладу. Моря и океаны вбирают в себя многоцветие неба, сверкание звёзд и сияние Луны. Можно часами любоваться их изменчивой живописной палитрой. Воды не только видимы, но и слышимы нами: в журчании ручья, в мерных всплесках моря, в штормовом гуле океана и в шуме дождя чудится музыка планеты.

Словно крыша над землёю, Голубые небеса. А под крышей голубою – Реки, горы и леса. Вместе мы с тобой в ответе За чудесное жильё. Потому, что на планете Всё твоё и всё моё. И пушистые снежинки, И река, и облака, И тропинки, и травинки, И вода из родника.

Закончим урок песней «Живи, родник!».

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Вода. Значение воды в жизни человека, животных, растений

Тема: Вода. Значение воды. Значение воды в жизни человека, растений, животных.

Цель урока: дать понятие «вода».

ЗАДАЧИ:

Образовательная: познакомить учащихся со свойствами воды;

Развивающая: при выполнении практической работы учить наблюдать, сравнивать, делать выводы; развивать навык осознанного чтения, мышление, речь учащихся, умение мыслить критически;

Воспитательная: повторить значение экологически чистой воды для жизни всего живого на Земле, учить бережно относится к воде, объяснить ценность воды для всего живого на Земле.

ОБОРУДОВАНИЕ: схема, слайды о воде, карточки с индивидуальными заданиями для практической работы.

Ход работы.

  1. Организационный момент.

Отгадав загадку, узнаем, о чём пойдет речь на уроке.

В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять. (вода)

  1. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня на уроке мы будем говорить о воде и ее значении в жизни человека, растений и животных.

1. Ассоциативный ряд.

Что ты знаешь о воде? Какое значение она имеет в жизни растений, животных и людей? Запиши свои идеи.

Вода

2. Просмотр видеоролика.

- Кто сегодня пользовался водой? КАК? (умывались, зубы чистили)А вчера? А позавчера? Значит, каждый день мы пользуемся водой, и даже не замечаем, какую роль она играет в нашей повседневной жизни.

Сейчас предлагаю вашему вниманию видео, которое подготовили учащиеся 2 «Е» класса. Значение воды в жизни человека, растений и животных.

3. Состояния воды

Если вода застывает, во что она превращается? (лёд) Какое это будет вещество? (твёрдое).

Когда вода становится летучей? (когда превращается в пар) Какое это вещество? (газообразное).

А когда вода бежит?

Сделайте вывод: Вода имеет три состояния: твердое, газообразное, жидкое.

Задание.

Выберите правильный ответ и подчеркните его.

____________________ _____________________ ___________________

жидкое жидкое жидкое

твердое твердое твердое

газообразное газообразное газообразное

4. Исследовательская деятельность.

Сейчас мы с вами узнаем, какими свойствами обладает вода. А для этого проведем опыты.

Свойства воды

Прозрачность

Цвет

Запах

Форма

Текучесть

Опыт 1.

Как можно проверить прозрачность воды?

в стакан с водой опустить какой-нибудь предмет, ложку. Ложка видна. Вывод: вода прозрачна. В таблицу заносят данные – ПРОЗРАЧНА.

Опыт 2.

Какого цвета вода?

Для определения цвета воды. Налейте в один стакан молоко, а в другой- воду. Сравни. Вывод: вода бесцветна. Вы увидите , что молоко белое а вода…

В таблицу заносят данные – БЕСЦВЕТНА.

Опыт 3.

Каков запах воды?

Чем пахнет чистая вода?

Понюхай чистую воду, и мандарин, и сделай вывод. Вывод: вода не имеет запаха.

В таблицу заносят данные – НЕ ИМЕЕТ ЗАПАХА.

Она принимает запах того вещества, которое в нее положили или налили.

Опыт 4.

Имеет ли вода форму?

Вода налита в разные сосуды: стакан, ваза.

Какую форму принимает вода? Вывод: у воды нет определенной формы.

В таблицу заносят данные – У ВОДЫ НЕТ ОПРЕДЕЛЕННОЙ ФОРМЫ.

Она принимает форму того сосуда, в которого ее налили.

Опыт 5

Одно из свойств воды- текучесть.

Что произойдет с водой, если вылить её из посуды?

Можно ли воду из одного стакана перелить в другой? Вывод: вода текуча.

В таблицу заносят данные – ВОДА ТЕКУЧА.

Ученик говорит свойства воды.

6. Систематизация и углубление знаний о свойстве воды.

1) Учитель: Вода еще хороший растворитель . Но не все вещества растворяются в воде.

-Сейчас я стаканы с водой я насыплю соль.

Наблюдайте, что будет происходить.

- Какого цвета была вода в ваших стаканах сначала? (Бесцветной).

- А какого цвета стала теперь?

- О чём это говорит?

(вода растворила соль).

- А теперь я добавлю в другой стакан мел. Размешайте. Что вы заметили?

- Что твердые вещества в воде не растворяются.

(Вода - хороший растворитель).

5. Работа с учебником.

Чтение текста учащимися.

Как вы понимаете выражение? Вода- это жизнь!

Вода - одно из главных богатств на Земле. Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. А такая угроза существует.

Берегите воду!

От загрязнения воды страдает всё живое. Если она грязная, то она вредна для жизни человека. Поэтому воду - наше главное богатство, надо беречь!

  1. Итог урока

-Что нового узнали на уроке?

-Может ли человек прожить без воды?

-Что было особенно интересно?

-Назовите свойства воды.

kopilkaurokov.ru

"Значение воды в жизни человека, растений и животных. Свойства воды"

Тема: "Значение воды в жизни человека, растений и животных. Свойства воды"

Цели: способствовать расширению  знаний о воде и её значении в жизни человека, растений, животных,  развивать логику мышления; анализировать суждения о том, что вода - это жизнь; учить детей экономно расходовать воду.

развивать наблюдательность, познавательный интерес;

содействовать воспитанию любознательности, бережного отношения к воде, любви к природе.

 

Тип урока: изучение нового материала.

Вид  урока: урок – исследование.

Форма организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая

Методы: словесный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, практический

Оборудование:  ИКТ, учебник,  смайлики, раздаточный материал, иллюстрации,  презентация

 

Для учащихся:  учебник, тетрадь

 

Организация учебной деятельности

 

Содержание учебного материала и деятельности учителя.

Вид

примеч

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

1.      Организационный момент.

 Прозвенел звонок,  начинается урок.

Эмоциональный настрой      (Солнышко,тучки)

Ребята, у нас сегодня в классе гости. Давайте повернемся к гостям и поприветствуем.

 

А сейчас я приглашаю вас в круг радости – Возьмёмся за руки, закроем глаза и попытаемся опуститься на дно морское. Представим красоту и разнообразие подводного мира, он наполнит нас спокойствием, радостью, умиротворением. 

Открываем глаза и через тепло ладошек рук передали друг другу чувства, поделились своим теплом. И стараемся сохранить эти чувства на протяжении всего урока. 

Берём картинки со стола и садимся на соответствующие  места по группам.

Покажем, с каким настроением мы пришли на урок Эмоциональный настрой      (Солнышко, тучки)

 Нацеливание на оценивание: работаем активно, оценивать будете себя сами в оценочных листах.

 

- Каким бы вы хотели видеть урок? (интересным, плодотворным, хорошо потрудиться с пользой, разнообразным)

Настрой на успех

От кого и от чего это зависит?   Значит,  вы должны быть внимательны, находчивы, активны, любознательны. Помогут в этом ваши знания и умения, смекалка, внимание.

Работать будем в группах.  Правила работы в группе.  Рассмотрите внимательно свои картинки, обменяйтесь мнением в группе и постарайтесь высказать свои предположения,  о чём пойдёт речь.  На какую тему картинки в каждой группе.

Все вместе сформулируем тему урока.

Посмотрите на экран. Что случилось с цветком? Почему это произошло? Без какого вещества ничто живое на земле не может существовать?

 

- Какая работа по данной теме нам предстоит?

 

Какую цель поставим? ( Как пользуются водой люди, растения и животные. 

Узнать могут ли жить без воды люди, животные и растения)

Чего должны достичь? Что  необходимо знать? Уметь?

-Что мы должны знать?    (жидкая, бесцветная, мы её пьём)Свойства воды.

Можем узнать?(для чего вода? Как мы пользуемся водой? Почему надо беречь воду? Кто сможет прожить без воды?

-Уметь? (Делать выводы, наблюдать, думать, анализировать. сравнивать)

– Сегодня мы с вами узнаем о значении воды в жизни человека, растений и животных. . Наша совместная работа раскроет тему о значении воды в жизни человека, растений и животных.

 

Рассмотрим проблему: Возможна ли жизнь без воды?  Роль воды (картинку на доску) Слайд (цветок)

 

 

Настрой на урок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

4

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

-Что вам известно по теме ВОДА

 Ассоциативный ряд.                                                                                                     

- Какие ассоциации у вас возникают, когда вы произносите слово «вода»?

Подумайте и запишите их. (Ручей, море, жизнь, капля река, озеро, снег, град, иней, дождь  и т.д.).

 

-Где содержится вода на земле? (Верно, в океанах, морях, озёрах, реках, ручьях)

ЗАГАДКА:  Что умеет застывать, летать и бегать? Правильно. В этой загадке отражены три состояния воды. Найдите слова, которые отражают эти состояния.

Учитель: Если вода застывает, во что она превращается? (лёд) Какое это будет вещество? (твёрдое). Слайд Когда вода становится летучей? (когда превращается в пар) Какое это вещество? (газообразное).А когда вода бежит?

Ответы детей.

Учитель: Когда возможны эти процессы? (Превращения воды происходят при изменении температуры воды.)

 

Работа в группах –  Правила работы в группах

 (время -1-2мин.    Спикер,  готовность показать возьмёмся за руки, руки вверх)

Приём «Корзина» идей  (картинка на доске)

 

ЗАДАНИЕ –КАРТИНКИ (распределить по группам:  вода в жидком состоянии-1гр, твёрдом- 2 гр, газообразном -3 гр)

4 группа работает с пословицей: Много снега- много хлеба, много воды – много травы.

 

Работа над заданием

 

Вставь пропущенные слова.  Основная жидкость в нашем теле –( вода. )

Всему живому  (нужна, необходима)  вода.

Пресной воды на Земле (мало)

Необходимо  (экономно) расходовать воду.

Краны в доме должны быть (закрыты)

Нельзя  (загрязнять водоёмы) водоёмы.

Вода для человека  – это (Жизнь)

 

 Когда королева Вода была в жидком, когда - в твёрдом, а когда - в газообразном состоянии. Заполним таблицу:

Тест

Физминутка ВИДЕО

Работа в группах по теме урока

Кто сегодня пользовался водой? КАК? (умывались, зубы чистили)А вчера? А позавчера? Значит,  каждый день мы пользуемся водой и даже не замечаем какую роль она играет в нашей повседневной жизни

При производстве одного учебника потрачено 10 л. ( ведро) воды. А сколько этих учебников в нашем классе, школе?

Поэтому очень бережно открываем познание мира на стр , обращаемся к учебнику стр 51-52

Задание: 1. Знакомимся с материалом учебника

2.      Обсуждение содержания текста  в группе. Задаём вопросы друг другу по содержанию.

3.      Используем дополнительный материал, знания из собственного опыта.

4.      Решаем экологическую задачу

5.      Представляем свои выводы по теме в виде проекта.

Не забываем о правилах работы в группе- работать сообща. Время на выполнение работы – 15 мин

1гр-   рассматривает роль в жизни человека, повседневном быт

2 гр-  исследует значении воды в жизни животных

3 гр – выясняет значение воды в жизни растений

4 гр- создадут памятку по охране воды

 Выявить уже существующие способы охраны воды и предложить свои собственные.

Выступление детей по группам

 

 

Выработать критерии оценивания работ  оценивания устного ответа: Верность  высказываний. Доказательность суждений. Последовательность изложения.  Полнота ответа. Краткость. Доступность. Сам постер- красочный, эстетически оформлен.

Роли в группе распределить. Выбрать спикера, редактора. Не забывайте следить за временем.

Готовность группы  показываем- возьмёмся  за руки и руки вверх.  Время работы – 15 минут

Схема вывод:  (на доске картинки)

Выступает 1 группа.                   Учитель дополняет                         Слайд

Обобщение:

Теперь мы знаем, что вода играет большую роль в  жизни людей.

Она нас поит и кормит. Без воды не замесить тесто для хлеба, без воды не попьете чаю, не приготовить бетон для стройки, не сделать ни бумагу, ни ткань для одежды, ни резину, ни конфеты, ни лекарства, - ничего не сделать без воды.

 Воду мы используем в быту,  как средство гигиены. Вода моет всех людей, животных, города, машины, дороги.  Одним словом вода необходима для поддержания чистоты. 

Еще вода — это самая большая и удобная дорога. По воде человек передвигается. По ней днем и ночью плывут суда, везут разные грузы, пассажиров.  Реки дают воду для орошения засушливых земель. Для полива насаждений садов и огородов.

Вода входит в состав крови, слез, пота, слюны и других жидкостей организма

В теле животных и человека тоже есть вода

Способность воды изменять своё состояние, люди используют в своей жизни.

Посмотрите об этом сайды: (Скульптуры изо льда) Лёд – прекрасное средство для закаливания, омоложения, лечения многих заболеваний Лёд используют для заморозки продуктов. Замороженные продукты могут долго храниться.

 

 Для получения электрического тока Вода моет всех людей, животных, города, машины, дороги). Одним словом вода необходима для поддержания чистоты. 

Вода – это красота, познание и отдых. Люди стремятся изучить подводный мир, они наслаждаются красотой водных просторов, отдыхают около водоёмов.

 

2 группа (животные)

Обобщение: Нужна ли вода животным? Пьют, купаются.

Многие животные живут в воде- Кит, рыбы, бобёр.

Бобр строит себе дом посреди водоема с подводным входом - защита от хищников.

Кит - на воздухе был бы раздавлен собственной массой. Только в воде может он найти столько пищи.

Лягушки - рождаются в воде и живут возле нее и в ней.

 Многие из них имеют различные приспособления для жизни в воде – плавники, ласты, перепонки между пальцами, плавательные ножки, похожие на весла.

 А речной рак и вовсе является индикатором загрязненности. Он обитает только в чистой воде. 

 

3 группа (растения)

А растениям нужна вода? Они пьют? Конечно,  пьют.

У воды очень важная роль в питании растения.

Многие растения живут в воде и на воде: водоросли, кувшинки.

Важная роль в очистке воды принадлежит некоторым растениям , так называемым санитары водоемов, живые  фильтры.  К ним относятся камыш, рогоз, осока, хвощ болотный, водный гиацинт.

В  листьях, стеблях, плодах растений тоже содержится вода.

 В помидоре - 95%, в огурце - 98% воды.

Экология : (Экология – наука, которая исследует, как живые существа связаны со всем тем, что их окружает)

Что такое экология?

Экология – универсальная, комплексная, бурно развивающаяся наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой.              Что означает?        Дословно – наука о местообитании.

 

Экологические задачи по группам.

 

 Посмотрите на экран. Что случилось с цветком? Почему это произошло? Без какого вещества ничто живое на земле не может существовать?

 

В нашей повседневной жизни вода настолько привычна, что мы не задумываемся о ней.

Посмотрим на глобус. Если быстро вращать глобус, то он покажется одноцветным – голубым. А все потому, что этой краски на нем больше, чем зеленой, коричневой, белой. Голубым цветом изображены океаны, моря, реки, озера нашей планеты.

Вода занимает 3/4 площади нашей планеты. И, наверное, правильнее было назвать планету «Вода», а не «Земля».

Вода краса всей природы. Эту красоту мы видим повсюду и в тихой заводи рек. Реки придают особую красоту местности, по которой они протекают. Красоту воды мы видим в глубине озер. Озера называют голубыми глазами Земли. Красоту воды мы видим в морях, Назовите известные вам  озера и моря Казахстана

 

«Кругом вода — с питьём — беда». Что это значит?

 

Когда люди полетели в космос, то наблюдая из космических кораблей за нашей планетой, они увидели, что она голубая. Действительно, Земля голубая. Дело в том, что большая часть земной поверхности покрыта водой. А если бы на Земле вдруг пропала бы вся вода?! Вот как бы это выглядело!

 Что изменилось?

Изменился цвет, нет голубого и зелёного.

Да, зелёный цвет тоже пропал. Почему это произошло?

Ничто на свете не может жить без воды!

Учитель: Давайте вернём воду на Землю и подумаем, где содержится вода на земле?

Выявить причины загрязнения воды.

В Казахстане насчитывается почти пять тысяч озёр. Кроме таких крупных, как Каспийское и Аральское моря, имеется немало озёр: это озеро Балхаш, Зайсан, Алаколь, Тенгиз.

 

К крупнейшим рекам Казахстана относятся: Иртыш, Ишим, Тобол, Урал, Или, Чу.   Река Иртыш – крупнейшая водная магистраль Казахстана и мощный источник гидроэнергии.

Каспий – крупный нефтяной район. Здесь сосредоточены предприятия нефтеперерабатывающей, газоперерабатывающей и химической промышленности.                                                                    

Аральское море - второе по величине озеро Казахстана. Жемчужина казахстанской природы - озеро Боровое. Сюда приезжают отдыхать и поправить здоровье многие казахстанцы.

 

Неразумное использование воды приводит к тяжелым последствиям. Например, неэкономное использование в хозяйстве вод Сырдарьи и Амударьи привело к уменьшению уровня Аральского моря. Возросла соленость его воды. На Земле 6 миллиардов человек, из них 2 миллиарда не имеют возможности пить чистую питьевую воду.

ПОГОВОРКИ О ВОДЕ

 « Книга жалоб». Работа в группах.

 

Просмотрим на экран и готовимся сделать вывод МУЛЬТФИЛЬМ

Предлагаю ряд охранных мероприятий:  

1.  Не сбрасывать в реку и не складировать в городе и на берегу   бытовой мусор, отходы промышленных, сельскохозяйственных предприятий;

2.  Запретить вырубку деревьев и кустарников по долинам рек;

3.  Не мыть автотранспортные средства у реки;

4.  Проводить регулярные мероприятия по очистке берегов рек и улиц  от бытового мусора;

5.  Необходимо охранять водные богатства, рационально и бережно их использовать.

Вода окружает нас всюду, где бы мы ни были. Она присутствует в воздухе в почве, в телах живых организмов.

 

Ответ на проблемный вопрос.

« Возможна ли жизнь на нашей планете без воды?»  - Какая вода всем нужна? Чистая.

- От кого зависит , чистая вода или грязная?

 

Зачем беречь воду если её так много?

- Какая вода всем нужна? Чистая  пресная.

- От кого зависит , чистая вода или грязная?

 

Я надеюсь, сегодня на уроке каждый из вас прочувствовал личную ответственность за будущее водных источников нашего города, нашей страны и всей планеты.

А сейчас я предлагаю посмотреть отрывок из мультфильма «Над нами не каплет» подумайте что вы можете сделать для того чтобы сберечь воду?

- Настало время ответить на главный вопрос нашего урока: «Почему надо беречь и охранять воду?». Поможет ответить заполненный нами 3 столбик таблицы.

 

 IV              Физминутка ВИДЕО

Тест

Может ли вода изменять свои свойства? (+)

Имеет ли чистая вода запах и вкус? (-)

Вода прозрачна (+)

Вода растекается в разные стороны, потому что она обладает свойством текучести (+)

При замерзании вода превращается в лёд (+)

Чтобы вода стала водяным паром, нужно её нагреть  до 100%(+)

Лёд и снег – это вода в жидком состоянии (-)

 Основная жидкость в нашем теле – это вода (+)

Без воды человек может прожить 3 недели (-)

 

Оцените свою работу в листах оценивания.

 Критерии оценивания на доске. 5- всё верно. 4- 1 ошибка.

3- 2 ошибки.                                                 Слайд

Результаты тестирования. Выведите общую оценку. Итоговую.

 

- Кто получил 5? 4? 3?

 

Рефлексия. Д/ задание: эссе о воде                    Настроение Солнышко-тучка

 

Продолжи фразу:

 

Сегодня  я для себя сделал (а) открытие, что…

-Я сегодня понял, что……(всем нужна вода)

Мне было интересно (оценивать себя, познавать мир, работать в группе)

Всем спасибо за урок.

1.      -Представьте. Что ваш товарищ заболел и не был сегодня в школе.

2.      - Что вы ему расскажите об уроке ?

 Оцените свою работу на уроке: на уроке было всё понятно, со всеми заданиями справлялся уверенно — зеленый кружок; затруднялся при выполнении заданий - желтый; было трудно работать – красный.

Заполните большой светофор своими кружочками

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

www.metod-kopilka.ru

Конспект урока познание мира "Значение воды в жизни человека, растений, животных"

Тема: Значение воды в жизни человека, растений, животных. Правила поведения на воде.

Цель: Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды. Цель:

  • Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;

  • Уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в природе, о значении воды;

  • Развивать речь, мышление, любознательность, наблюдательность;

  • Обобщать, устанавливать причинно – следственные зависимости, умение делать выводы;

  • Воспитывать аккуратность при работе, умение работать сообща.

Ход занятия: 

1. Орг момент

2. Проверка домашнего задания.

Тест

1.Без воздуха и воды не могут жить животные, растения, люди.

2.Воздух бывает тёплым, жарким, морозным.

3. Воздух голубого цвета.

4. Воздух прозрачный, бесцветный, не имеет запаха, формы, упруг.

5. Вода – это жидкость.

6. Лёд и снег – это вода в твёрдом состоянии.

7. Вода текуча, не имеет формы, вкуса, запаха, цвета.

8. Водяной пар – это вода в газообразном состоянии.

9. В воде растворяется вещество. Значит вода – растворитель.

3. Работа по теме урока.

а) - Так выглядит наша планета Земля из космоса. На снимке видно, что нашу планету недаром зовут голубой путешественницей космоса. Вот как много воды у нас на земле. О ней мы и будем сегодня с вами разговаривать. - Скажите, пожалуйста, ребята, а где мы можем встретить воду на земле? Правильно, есть различные водоемы, в которых содержится вода.

 Много воды на планете. Идут дожди, тают снега, льды. Образуются ручейки. Они впадают в реки. Реки несут свои воды в моря. Почему же моря не переполняются и не выходят из берегов?

- На нашей планете живет очень много людей, животных, растений и воды всем требуется тоже очень много. Как вы считаете, почему вода на нашей планете не кончается? б) Прочитайте сказку и схематично нарисуйте путешествие капли.На лесной поляне рос колокольчик. На ночь он закрывался, а на рассвете поднимал свои бутончики к солнцу и в их глубине скапливались капельки росы. В один из бутончиков забрался полакомиться пыльцой большой шмель. От такой тряски капелька росы слетела с цветка, упала на землю и впиталась в нее.- Как же здесь темно и грязно, я вся испачкаюсь! - возмутилась капелька. Надо срочно отсюда выбираться! И она потекла туда, где по ее мнению могло быть лучше. Через некоторое время она попала в реку, там ей тоже не понравилось.- Фи-и, нас здесь так много, я просто сливаюсь со всей этой массой, и потом, куда это мы так несемся!? Река впала в море, течение унесло капельку севернее, там, где вода превратилась в лед. - Ну наконец-то, покой… А поговорить то не с кем, сонное царство какое-то! Все спят, и меня что-то в сон клонит, и думать совсем не хочется… И она уснула.Проспала она довольно долго, пока не наступила оттепель. Солнце стало пригревать, лед таять и от тепла капелька испарилась. Она стала подниматься вверх, долетела до белоснежного облака и поудобнее в нем устроилась. Далеко внизу проплывала земля, стемнело, на небе зажглись звезды. Капелька радовалась, она была очень довольна, что выбралась с этой неудобной Земли и так хорошо устроилась. Она глядела на звезды, некоторые из них падали. - Интересно, почему, когда звезды падают на Землю, их никто не находит?И тут она заметила, что поблескивает при свете Луны. Невероятная догадка озарила ее: - Ах! Я – звезда! Вот это да! Ее всю распирало от гордости! Она стала вертеться и перекатываться по облаку, любуясь своим блеском, и неожиданно сорвалась… Падая, она думала:- Вот теперь я падающая звезда!Капелька упала на большой красный цветок и свесилась с его лепестка, чтобы ее блеск был лучше виден…Мимо пролетал жук. Он искал место для ночлега и не обратил внимания на капельку. Капелька не удержалась, слетела с лепестка и упала на землю. - Ну вот, все опять сначала! Теперь понятно, куда деваются падающие звезды! И капелька снова пустилась в путь, но теперь она знала, куда ей стремится – обратно на небо…

4. Физминутка

- Я предлагаю вам побывать капельками и попутешествовать. Подвижная игра "Ходят капельки по кругу" Я – мама Тучка, вы мои детки Капельки. Вам пора отправляться в путь (звучит музыка дождя) Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Скучно стало капелькам по одиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками.(по двое за руки) Встретились ручейки и стали одной большой рекой. (вместе друг за другом) Текла – текла речка и попала в большой океан (большой хоровод) солнышко стало сильно пригревать. Стали капельки легкими, потянулись к верху (поднялись на носочки, руки вверх) Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке. -Устали капельки путешествовать, давайте отдохнем 5. Правила поведения на воде

Правила:• Нельзя купаться в неизвестных и непредназначенных для этого водоёмах

• Купайтесь только под присмотром взрослых. Избегайте одиночных купаний.• Не заплывайте за ограничительные знаки мест, отведённых для купания, не взбирайтесь на технические и предупредительные знаки, буйки и прочие предметы.

• Не подплывайте к моторным, парусным судам, вёсельным лодкам, баржам и другим плавательным средствам – это опасно.• Не толкайте товарищей с берега, вышек, трамплинов в воду.• Не купайтесь в очень холодной воде. От холода может свести судорогой ногу. При появлении озноба или сильной усталости выйдите из воды, отдохните и согрейтесь.• Во время купания не хватайте друг друга за руки и за ногиДыхательная гимнастика. Упражнение "Ныряльщики" Дети, разводя руки в стороны, делают вдох ртом. Обхватывая себя руками и приседая («опускаясь под воду»), делают выдох носом. 6. Закрепление- Ребята, как вы думаете, кому нужна вода? Правильно вода нужна всем: и растениям, и животным, и птицам, и человеку.- Итак, мы уже сказали, что на Земле очень много воды, но не вся она пригодна растительному, животному миру и человеку. А какая вода нужна для употребления? Правильно пресная. Это вода без солей. В морях, в океанах соленая вода, жить в которой могут только морские жители. Откуда мы берем пресную воду? Пресной воды меньше, чем соленой. Воду нужно беречь, потому что запас пресной воды на нашей планете уменьшается, т.к. реки загрязняются, высыхают, мелкие речушки исчезают. 

Почему так важен в природе процесс круговорота воды? 

Сохраняется цепочка осадки-ручей-река-озёро-море-океан-облако и опять дождь или снег.

7.Релаксация. Игра «вода не вода»

Основные вопросы мы рассмотрели и у нас есть возможность расслабиться немного.

Правая рука – если называю слово, означающее воду в различных её проявлениях, например, океан.

Левая рука – если предмет (или явление) связаны с водой, но сами водой не являются, например, полотенце.

Ничего не поднимаете – если не связаны с водой.

Лужа, снег, река, водопад, волна, роса, ручей, радуга, корабль, водопровод, рыба, катер, спасательный круг, утка, зонт, ветер, камень, дверь, шапочка, тумбочка, линейка.

8. Итог Д.з

infourok.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта