Корень. Внешнее и внутреннее строение корня как вегетативного органа растения. Внешнее строение корня растения
внешнее и внутреннее строение, функции , видоизменения.
Функции корня. Корень - основной орган высшего растения. Функции корней следующие:
Всасывают из почвы воду и растворенные в ней минеральные соли, транспортирует их вверх по стеблю, листьям и репродуктивным органам. Функцию всасывания выполняют корневые волоски (или микоризы), расположенные в зоне всасывания.
Благодаря большой прочности закрепляют растение в почве.
При взаимодействии воды, ионов минеральных солей и продуктов фотосинтеза синтезируют продукты первичного и вторичного метаболизма.
Под действием корневого давления и транспирации ионы водных растворов минеральных веществ и органические вещества по сосудам ксилемы корня передвигаются по восходящему току в стебель и листья.
В корнях откладываются в запас питательные вещества (крахмал, инулин и др.).
В корнях осуществляется биосинтез вторичных метаболитов (алкалоиды, гормоны и другие БАВ).
Синтезированные в меристематических зонах корней ростовые вещества (гиббереллины и др.) необходимы для роста и развития надземных частей растения.
За счет корней осуществляется симбиоз с почвенными микроорганизмами -бактериями и грибами.
С помощью корней происходит вегетативное размножение многих растений.
Некоторые корни выполняют функцию дыхательного органа (монстера, филодендрон и др.).
Корни ряда растений выполняют функцию "ходульных" корней (фикус баньян, панданус и др.).
Корень способен к метаморфозам (утолщения главного корня образуют "корнеплоды" у моркови, петрушки и др.; утолщения боковых или придаточных корней образуют корневые клубни у георгин, земляных орешков, чистяка и др., укорачивание корней у луковичных растений).
Корень - осевой орган, обычно цилиндрической формы, с радиальной симметрией, обладающий геотропизмом. Растет до тех пор, пока сохраняется верхушечная меристема, покрытая корневым чехликом. На корне в отличие от побега никогда не образуются листья, зато, как и побег, корень ветвится, образуя корневую систему.
Корневая система - это совокупность корней одного растения. Характер корневой системы зависит от соотношения роста главного, боковых и придаточных корней.
Типы корней и корневых систем. В зародыше семени все органы растения находятся в зачаточном состоянии. Главный, или первый, корень развивается из зародышевого корешка. Главный корень расположен в центре всей корневой системы, стебель служит продолжением корня, и вместе они составляют ось первого порядка. Участок на границе между главным корнем и стеблем называется корневой шейкой. Этот переход от стебля к корню заметен по разной толщине стебля и корня: стебель более толстый, чем корень. Участок стебля от корневой шейки до первых зародышевых листьев - семядолей называют подсемядольным коленом или гипокотилем (рис. 46). От главного корня в стороны отходят боковые корни очередных порядков. Такая корневая система называется стержневой (рис. 47, А, Б), у многих двудольных растений она способна к ветвлению. Ветвистая корневая система - разновидность стержневой корневой системы. Боковое ветвление корня характеризуется тем, что новые корни закладываются на некотором расстоянии от верхушки и образуются эндогенно - во внутренних тканях материнского корня предшествующего порядка за счет активности перицикла. Чем больше отходит боковых корней от главного корня, тем больше площадь питания растения, поэтому существуют специальные агротехнические приемы, усиливающие способность главного корня образовывать боковые, например прищипывание или пикирование главного корня на l/3 его длины. После пикирования некоторое время главный корень перестает расти в длину, в то время как боковые корни интенсивно растут.
У двудольных растений главный корень, как правило, сохраняется всю жизнь, у однодольных зародышевый корешок быстро отмирает, главный корень не развивается, а от основания побега образуются придаточные корни (рис. 47, Г), которые также имеют ответвления первого, второго и т.д. порядков. Такая корневая система называется мочковатой (рис. 47, В, Г). Придаточные корни, как и боковые, закладываются эндогенно. Они могут образовываться на стеблях и листьях. Способность растений развивать придаточные корни широко используется в растениеводстве при вегетативном размножении растений (размножение стеблевыми и листовыми черенками). Надземными стеблевыми черенками размножают иву, тополь, клен, смородину черную и др.; листовыми черенками - фиалку узамбарскую, или сенполию, некоторые виды бегоний. Подземными черенками видоизмененных побегов (корневищ) размножают многие лекарственные растения, например, ландыш майский, купену лекарственную и др. Некоторые растения образуют много придаточных корней при окучивании нижней части стебля (картофель, капуста, кукуруза и др.), создавая тем самым дополнительное питание.
У высших споровых растений (плауны, хвощи, папоротники) главный корень вообще не возникает, у них формируются только придаточные корни, отходящие от корневища. У многих двудольных травянистых корневищных растений главный корень часто отмирает и преобладает система придаточных корней, отходящих от корневищ (сныть, крапива, лютик ползучий и др.).
По глубине проникновения в почву первое место принадлежит стержневой корневой системе: рекордная глубина проникновения корней, по некоторым сведениям, достигает 120 м! Однако мочковатая корневая система, обладая в основном поверхностным расположением корней, способствует созданию дернового покрова и предупреждает эрозию почвы.
Общая длина корней в корневой системе различна, некоторые корни достигают нескольких десятков и даже сотен километров. Например, у пшеницы длина всех корневых волосков достигает 20 км, а у озимой ржи общая длина корней первого, второго и третьего порядков свыше 180 км, а с присоединением корней четвертого порядка - 623 км. Несмотря на то что корень растет всю жизнь, рост его ограничен влиянием корней других растений.
Степень развития корневых систем на разных почвах в разных природных зонах неодинакова. Так, в песчаных пустынях, где глубоко залегают грунтовые воды, корни некоторых растений уходят на глубину 40 м и более (злак селин, просопис сережкоцветный из семейства Бобовые и др.). Растения-эфемеры полупустынь имеют поверхностную корневую систему, которая приспособлена к быстрому впитыванию ранневесенней влаги, вполне достаточной для быстрого прохождения всех фаз вегетации растений. На глинистых, плохо аэрируемых подзолах таежной лесной зоны корневая система растений на 90 % сосредоточена в поверхностном слое почвы (10- 15 см), растения имеют "питающие корни" (ель европейская). Например, у саксаула корни в разное время года используют влагу разных горизонтов.
Очень важный фактор в распределении корневой системы - влажность. Направление корней идет в сторону большей влажности, однако в воде и в переувлажненной почве корни ветвятся намного слабее.
Степень развития корневых систем, глубина проникновения корней и другие пластические характеристики корня зависят от внешних условий и в то же время наследственно закреплены за каждым видом растений.
Корни некоторых строений имеют склонность к метаморфозу.
Видоизменения корней:
Корнеплод — утолщённый придаточный корень. В образовании корнеплода участвуют главный корень и нижняя часть стебля. Большинство корнеплодных растений двулетние. Корнеплоды состоят в основном из запасающей основной ткани (репа, морковь, петрушка).
Корневые клубни (корневые шишки) образуются в результате утолщения боковых и придаточных корней.
Корни-зацепки — своеобразные придаточные корни. При помощи этих корней растение «приклеивается» к любой опоре.
Ходульные корни — выполняют роль опоры.
Воздушные корни — боковые корни, растут в надземной части. Поглощают дождевую воду и кислород из воздуха. Образуются у многих тропических растений в условиях повышенной влажности.
Микориза — сожительство корней высших растений с гифами грибов. При таком взаимовыгодном сожительстве, называемом симбиозом, растение получает от гриба воду с растворёнными в ней питательными веществами, а гриб — органические вещества. Микориза характерна для корней многих высших растений, особенно древесных. Грибные гифы, оплетающие толстые одревесневшие корни деревьев и кустарников, выполняют функции корневых волосков.
Бактериальные клубеньки на корнях высших растений — сожительство высших растений с азотфиксирующими бактериями — представляют собой видоизменённые боковые корни, приспособленные к симбиозу с бактериями. Бактерии проникают через корневые волоски внутрь молодых корней и вызывают у них образование клубеньков. При таком симбиотическом сожительстве бактерии переводят азот, содержащийся в воздухе, в минеральную форму, доступную для растений. А растения, в свою очередь, предоставляют бактериям особое местообитание, в котором отсутствует конкуренция с другими видами почвенных бактерий. Бактерии также используют вещества, находящиеся в корнях высшего растения. Чаще других бактериальные клубеньки образуются на корнях растений семейства Бобовые. В связи с этой особенностью семена бобовых богаты белком, а представителей семейства широко используют в севообороте для обогащения почвы азотом.
Дыхательные корни — у тропических растений — выполняют функцию дополнительного дыхания.
Особенности строения корней
Совокупность корней одного растения называют корневой системой.
В состав корневых систем входят корни различной природы.
Различают:
главный корень,
боковые корни,
придаточные корни.
Главный корень развивается из зародышевого корешка. Боковые корни возникают на любом корне в качестве бокового ответвления. Придаточные корни образованы побегом и его частями.
Части корня
Точка роста. Участок непосредственно за кончиком корня, где клетки делятся, обеспечивая новый рост.
Зона растяжения. Участок новых клеток, образованных в точке роста и расположенных непосредственно за ней. Клетки, пока их клеточные стенки не станут жёсткими, растягиваются в длину при всасывании воды. Это растяжение толкает кончик корня дальше в почву.
Слой корневых волосков. Наиболее молодая часть эпидермиса или внешней кожицы корня. Это зона, где образуются корневые волоски. Она расположена непосредственно за зоной растяжения. Как только стенки вытянувшихся клеток становятся жёстче, самые крайние из них превращаются в слой корневых волосков. Более старая часть этого слоя (выше по корню) медленно отделяется, замещаясь слоем жёстких клеток, входящих в экзодерму (самый наружный слой коры).
Корневые волоски. Длинные выросты клеток слоя корневых волосков. Они всасывают воду и минеральные вещества.
Корневой чехлик. Слой клеток, защищающих кончик корня при росте.
Внутреннее и внешнее строение корня
Внутреннее и внешнее строение корня
“ Как ни тонок, неприметенПод землёю корешок,Но не может жить на светеБез него любой цветок!”
1. Ответьте на вопросы
1. Какие функции выполняет корень?
2. Какой корень называется главным, какие корни называются боковыми и придаточными?
3. Что такое корневая система?
4. Какая корневая система называется стержневой, а какая мочковатой?
5. Соотнесите название растений с типами их корневых систем: стержневой и мочковатой?
2. Решите, правильно или неправильно то или иное утверждение.
1. Главный корень развивается из корешка зародыша
2. Придаточные корни образуются не только на стеблях, но и на листьях некоторых растений.
3. Всё, что у растения находится в почве, - это корни.
4. Боковые корни развиваются на нижней части стебля.
5. Придаточные корни образуются только на главном корне.
6. У одуванчика корневая система стержневая.
7. У пшеницы корневая система мочковатая.
8. На черенке тополя, поставленном в воду, развиваются придаточные корни.
9. Боковые корни, в отличие от главного, не ветвятся.
10. Главный корень хорошо заметен в корневой системе фасоли.
3. Закончите предложения.
1. Через корень растение получает из почвы … и ….
2. Если главный корень не развивается или не отличается от многочисленных других корней, то корневая система называется….
3. Все корни растения составляют его ….
4. На главном корне и придаточных корнях развиваются … корни.
5. Корень растёт в длину своей ….
3. Корневая система пшеницы называется….
4. Боковые корни развиваются как на … корне, так и на … корнях.
5. Главный корень развивается из…….
Внешнее строение корня
1. Какие участки (зоны) можно различить, рассматривая молодой корень?
2. Каково значение корневого чехлика?
3. Где располагается зона делящихся клеток? Чем ее клетки отличаются от клеток других зон?
4. Где располагается зона роста (растяжения) корня? Каково ее значение?
5. Что такое корневой волосок? Какое строение он имеет?
6. Почему одну из зон корня называют всасывающей?
7. Где расположена зона проведения корня? Почему ее так называют?
8. Что такое ткань?
9. Какие ткани различают в корнях растений?
Таблица Клеточное строение корня
Зоны корняТкани
Особенности строения клеток
Функции
1. Корневой чехлик
Покровная
Клетки мелкие с толстой оболочкой
Защита от повреждения
2. Зона деления
Образовательная
Клетки мелкие с тонкой оболочкой
Рост корня
3. Зона растяжения
Образовательная
Вытянутые клетки с тонкой оболочкой
Рост корня
4. Зона всасывания
Всасывающая
Корневой волосок
Всасывание растворенных веществ
5. Зона проведения
Проводящая
Клетки вытянутые (сосуды, ситовидные трубки)
Перемещение веществ
Все зоны
Механическая
Клетки с толстой оболочкой
Опора органа
Внутреннее строение корня
Вопросы для закрепления нового материала.
1. Сколько всего зон имеет корень? Назовите их.
2. Сколько разных видов тканей входит в состав корня? Назовите и покажите по таблице.
3. Дайте определение ткани. Каких тканей нет в корне?
4. Почему растения при пересадке болеют?
5. У семени фасоли, которое проращивалось на свету, части побега вскоре стали зелеными, корень сохранил свою первоначальную окраску. Почему так произошло? Выскажите свои предположения.
infourok.ru
Внутреннее и внешнее строение корня
Внутреннее и внешнее строение корня
“ Как ни тонок, неприметен Под землёю корешок,Но не может жить на свете Без него любой цветок!”
1. Ответьте на вопросы
1. Какие функции выполняет корень?
2. Какой корень называется главным, какие корни называются боковыми и придаточными?
3. Что такое корневая система?
4. Какая корневая система называется стержневой, а какая мочковатой?
5. Соотнесите название растений с типами их корневых систем: стержневой и мочковатой?
2. Решите, правильно или неправильно то или иное утверждение.
1. Главный корень развивается из корешка зародыша
2. Придаточные корни образуются не только на стеблях, но и на листьях некоторых растений.
3. Всё, что у растения находится в почве, - это корни.
4. Боковые корни развиваются на нижней части стебля.
5. Придаточные корни образуются только на главном корне.
6. У одуванчика корневая система стержневая.
7. У пшеницы корневая система мочковатая.
8. На черенке тополя, поставленном в воду, развиваются придаточные корни.
9. Боковые корни, в отличие от главного, не ветвятся.
10. Главный корень хорошо заметен в корневой системе фасоли.
3. Закончите предложения.
1. Через корень растение получает из почвы … и ….
2. Если главный корень не развивается или не отличается от многочисленных других корней, то корневая система называется….
3. Все корни растения составляют его ….
4. На главном корне и придаточных корнях развиваются … корни.
5. Корень растёт в длину своей ….
3. Корневая система пшеницы называется….
4. Боковые корни развиваются как на … корне, так и на … корнях.
5. Главный корень развивается из…….
Внешнее строение корня
1. Какие участки (зоны) можно различить, рассматривая молодой корень?
2. Каково значение корневого чехлика?
3. Где располагается зона делящихся клеток? Чем ее клетки отличаются от клеток других зон?
4. Где располагается зона роста (растяжения) корня? Каково ее значение?
5. Что такое корневой волосок? Какое строение он имеет?
6. Почему одну из зон корня называют всасывающей?
7. Где расположена зона проведения корня? Почему ее так называют?
8. Что такое ткань?
9. Какие ткани различают в корнях растений?
Таблица Клеточное строение корня
Зоны корня | Ткани | Особенности строения клеток | Функции |
1. Корневой чехлик | Покровная | Клетки мелкие с толстой оболочкой | Защита от повреждения |
2. Зона деления | Образовательная | Клетки мелкие с тонкой оболочкой | Рост корня |
3. Зона растяжения | Образовательная | Вытянутые клетки с тонкой оболочкой | Рост корня |
4. Зона всасывания | Всасывающая | Корневой волосок | Всасывание растворенных веществ |
5. Зона проведения | Проводящая | Клетки вытянутые (сосуды, ситовидные трубки) | Перемещение веществ |
Все зоны | Механическая | Клетки с толстой оболочкой | Опора органа |
Внутреннее строение корня
Вопросы для закрепления нового материала.
1. Сколько всего зон имеет корень? Назовите их.
2. Сколько разных видов тканей входит в состав корня? Назовите и покажите по таблице.
3. Дайте определение ткани. Каких тканей нет в корне?
4. Почему растения при пересадке болеют?
5. У семени фасоли, которое проращивалось на свету, части побега вскоре стали зелеными, корень сохранил свою первоначальную окраску. Почему так произошло? Выскажите свои предположения.
Выберите правильный ответ:
1. Главный корень образуется: а - из зародышевого корешка б - на придаточных корнях в - из нижней части стебля г - на боковых корнях
2. Корневая система образована: а - только главным корнем б - только придаточными корнями
в - только боковыми корнями г - корнями растения
3. Корневой волосок: а - боковой корень б - придаточный корень в - вытянутая клетка кожицы, участвующая в поглощении воды и минеральных веществ г - группа клеток, участвующих в поглощении воды и минеральных веществ
4. В поглощении воды из почвы участвует зона а – деления б - растяжения в - всасывания г - проведения
5. Рост корня происходит за счет клетока - образовательной ткани б - покровной ткани в - механической ткани г - проводящей ткани
6. Клетки корневого чехлика обеспечивают а - рост корня б - поглощение воды в - защиту корня от повреждений г - передвижение воды и питательных веществ
videouroki.net
Корень. Внешнее и внутреннее строение корня как вегетативного органа растения
КГУ « Средняя школа имени Сайлау Серикова города Есиль с пришкольным интернатом
«Корень. Внешнее и внутреннее строение корня как вегетативного органа растения».
Методы: проблемное изучение, самостоятельная работа
Цель: Углубление знаний о строении растения, изучение функций, строение корня и корневых систем и их значение в жизни растений.
Продолжить знакомство учащихся с органами растения.Познакомить школьников с функциями корня, сформировать у школьников представление о многофункциональности этого органа,Показать, что каждое растение имеет не один корень, а корневую систему,Показать, что корни различны по происхождению, а корневые системы разнообразны по форме.
Развивающие: Развивать умение работать с лабораторными экземплярами растений- гербариями,живым биологическим материалом- проросшими семенами растений. Овладевать навыками смыслового чтения, умение анализировать, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, делать выводы и заключения.Формировать у детей умение пользоваться знаниями, полученными на других уроках, связывать во- единое целое предметы естественного и гуманитарного цикла.
Воспитательные: Показать значимость корневой системы для растения. Воспитывать дисциплинированность, ответственность, любовь к природе.
Демонстрация гербарных материалов, презентация .
Оборудование:Демонстрационное – комнатные растения, плакат “Строение корня”, “Типы корневых систем”; презентация «Внешнее и внутреннее строение стебля»
Лабораторное - проростки фасоли, гороха, тыквы с развитыми корнями (на каждый стол), луковицы с корнями, гербарий “Типы корневых систем”. Гербарий растений со стержневой 1
Ход урока.
-Какой опыт доказывает, что для прорастания семян необходим воздух?( Две банки с семенами и в одной семена полностью залиты водой).
- Какой опыт демонстрирует необходимость для семян тепла? ( Одну из банок с семенами поставит в холодильник).
-Как доазать необходимость влаги для прорастания семян? ( В одной банке семена сухие, а во второй на смоченной салфетке).
2. Тесты
Вариант 1.
в) в сосуд с семенами налить немного воды.
в) морковь.
в) пшеница.
в) салат.
в) 4-5 см.
в) сосуд с семенами оставить без воды.
в) томат.
в) огурец.
в) мак.
в) 4-5 см.
Самопроверка теста по таблице ответов.
Таблица 4.
Ответы на тест по теме «Прорастание семян».
3
Изучение нового материала.
1.Ззначение и функции корня- беседа поиск ответа на вопрос «Какое значение имеет корень в жизни растения?»
-Каково главное назначение корня?
- Почему растения во время бури не уносит вместе с грунтом?
-Почему у моркови такой толстый корень?
Демонстрация 1-4 слайдов презентации .Запись в тетрадь значение корня растения использовать текст параграфа 12, Стр.42, 1й абзац.
2.Строение корня- самостоятельное чтение 2го абзаца параграфа на СТР.42, беседа с использованием презентации -кадр 5 и плаката «Строение корня»
-Как отличаются кони одного и того же растения по расположению? ( главные и боковые)
-Как отличаются корни одного растения по происхождению? ( главный корень развивается из зародышевого корешка, а придаточный отрастает от стебля)
-Бывают ли боковые корни у придаточных корней? (Да)
3.Корневая система- Проблемный вопрос : Что такое корневая система? Какие типы корневых систем различают у растений? Какую роль играет тип корневой системы при классификации? Объяснение учителя, использование рисунков учебника 26 на Стр.42 и 27 на Стр.43; таблиц, 6 -12 кадр презентации.
Совокупность всех корней растения образует корневую систему. Корневая система формируется в течение всей жизни растения. Ее формирование обеспечивают преимущественно боковые корни. Различают два типа корневой системы: стержневую и мочковатую.
Стержневая система имеет хорошо развитый главный корень, который развивается из зародышевого и ветвится за счет боковых корней. Главный корень способен проникать на значительную глубину.
Мочковатая корневая система образована совокупностью придаточных корней, растущих от стебля, и боковых корней. Главный корень в ней отсутствует. Формируется мочковатая корневая система во время кущения. На подземной части стебля при этом образуется узел кущения, из которого развиваются дополнительные побеги, то есть происходит подземное ветвление стебля, с многочисленными дополнительными корнями.
Тип корневой системы является таксономическим признаком: для двудольных характерна преимущественно стержневая корневая система, для однодольных и некоторых
4
травянистых двудольных - мочковатаяУ однодольных растений при прорастании семени главный корень отмирает или развивается слабо, а из тканей стебля прорастают дополнительные, которые образуют мочковатую корневую систему. Мочковатую корневую систему имеют растения семейства злаковых(1.овсяница. 2. житняк 3.канареечное семя. 4.пахучий колосок 5.перловник 6.Белоус 7 8.плевел 9. трясунка 10.рис 11.лисехвостник 12.полевица 13.Бамбук 14.манник. 15.ковыль) и лилейных (ирисы, гусиный лук- подснежник, гладиолусы, лилии, нарциссы), из комнатных: алоэ, хлорофитум, гиппеаструм, зефирантес -выскочка,геацинт.
Поверхность корневой системы значительно больше, чем поверхность надземной части. У разных видов растений различаются число и длина корней. Особенно глубоко проникает в почву стержневая корневая система. Например, корни осота проникают в почву на глубину 6 м, у люцерны посевной - на 10-12 м, у деревьев - еще глубже (свыше 20 м).
Человек использует знания по формированию корневых систем при пересаживании рассады овощных и декоративных культур. Чем лучше развита корневая система у растений, тем больше площадь питания, надземная часть растения, то есть можно получить больший урожай. У проростка отщепляется кончик главного корня, чтобы усилить ветвление за счет образования новых, разрастания боковых корней. Этот способ получил название пикирования (от франц. пика, пикетка- копье).
Свойство растений - разрастание корневых систем в почве - используют для закрепления оврагов, подвижных песков.
Беседа по проблемным вопросам
Запись в тетрадь групп растений с корневой и мочковатой системой по диктовку учителя «Стержневая корневая система развита у растений класса двудольных: деревьев, кустарников, травянистых растений
Мочковатая корневая система у однодольных растений: лилейных, злаковых.»
4.Внутреннее строение корня. Проблемный вопрос : Каково строение корня? Какие особенности его строения позволяют выполнять главную функцию корня- обеспечение водой всего организма? Объяснение учителя с использованием кадров презентации 13-15
Если посмотреть на поперечный разрез корня можно увидеть слои, отличающиеся по размерам и форме клеток . У двудольных растений на поверхности находится перидерма, защищающая корень от повреждений. Ее клетки постоянно отмирают и слущиваются . Под перидермой находится кора- еще один защитный слой. Под корой находятся проводящие воду ко всем частям растения сосуды – флоэма, за ней камбий- клетки его делятся и
5
способствуют росту корня в толщину. За камбием располагается ксилема- проводящие
пучки из ситовидных клеток, которые проводят питательные вещества ко всем клеткам корня, в центре находится сердцевина, запасающая питательные вещества. У травянистых растений вместо слоев ксилемы и флоэмы есть проводящие пучки как у фасоли( слайд 14).
Если разрезать корень вдоль то можно увидеть зоны корня ( слайд 15), клетки которых выполняют однородную функцию. С их строением познакомимся на следующем уроке.
Беседа по проблемным вопросам.
Лабораторная работа №6 Стр. 43.
Выводы 4 вопрос о различии стержневой и мочковатой корневой системы
Закрепление
Игра «Угадайка» с комнатными растениями. По строению листа растения ребята определяют тип корневой системы.
Мочковатая: алоэ, хлорофитум, гиппеаструм, зефирантес -выскочка, геацинт.
Стержневая: каланхоэ, толстянка, герань, глоксиния,фиалка.
Домашнее задание. Параграф 12. Сообщения о растениях, имеющих необычные корни.
Технические средства обучения. Компьютер, интерактивная доска.
Методическая литература.
Учебник «Биология» Р.Алимкулова,А.Аметов, Ж.Кожантаева, К.Кайым, К.Жумагулова- 4-е издание, перераб.- Алматы:АТАМҰРА,2015год
Ботаника. Анатомия и морфология растений Б86 Учебное пособие для студентов биол. Спец.пед.ин-тов.М. «Просвещение»1978
Интернет ресурсы
Корень ,часть растений.Статья - Российские универсальные энциклопедии
Брокгауз-Ефрон и Большая Советская Энциклопедия
объединенный словник. http://gatchina3000.ru/big/054/54608_brockhaus-efron.htm
Энциклопедия http://alcala.ru/brokgauz-slovari/izbrannoe/slovar-Z/Z2690.shtml
Урок биологии в 6 классе.Прорастание семян.Учитель БОУ «Репинская СОШ»ИльинаТатьянаАлександровнаhttp://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2014/02/02/prorastanie-semyan
Лилейные http://go.mail.ru/search_images?sbmt=1476021337107&fm=1&q=%D0%BB%D0%B8%D0%BB
6
%D0%B5%D0%B9%D0%BD%D1%8B%D0%B5+%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F+%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE+%D0%B8+%D0%BD%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F#urlhash=1487236967465611166
Злаковые.http://blgy.ru/biology6/root
http://nenuda.ru/%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA-%D0%BF%D0%BE-%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B5-%D1%83%D0%B4%D0%B8%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D0%BC%D0%B8%D1%80-%D1%86%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B2.
http://biofile.ru/bio/4314.html
http://nsportal.ru/sites/default/files/2012/01/27/koren._vneshnee_i_vnutrennee_stroenie_kornya.ppt
7
infourok.ru
КОРЕНЬ ВНЕШНЕЕ И ВНУТРЕННЕЕ СТРОЕНИЕ КОРНЯ КОРЕНЬ
КОРЕНЬ ВНЕШНЕЕ И ВНУТРЕННЕЕ СТРОЕНИЕ КОРНЯ
КОРЕНЬ - осевой, подземный вегетативный орган высших растений, обладающий неограниченным ростом в длину и положительным геотропизмом.
ФУНКЦИИ КОРНЯ 1. Закрепляет и удерживает растение в вертикальном положении
ФУНКЦИИ КОРНЯ 2. Питает растение, всасывая воду и минеральные вещества
ФУНКЦИИ КОРНЯ 3. Накапливает и откладывает питательные вещества
ФУНКЦИИ КОРНЯ 4. Выполняет роль вегетативного размножения (корнеотпрысковые растения)
ФУНКЦИИ КОРНЯ 5. Взаимодействие с корнями других растений, грибами, микроорганизмами, обитающими в почве (микориза, клубеньки бобовых).
ТИПЫ КОРНЕЙ 1. Главный корень 2. Боковые корни 3. Придаточные корни
ТИПЫ КОРНЕВЫХ СИСТЕМ СТЕРЖНЕВАЯ МОЧКОВАТАЯ
ПИКИРОВКА – ПРОЦЕСС ОТЩИПЫВАНИЯ ВЕРХУШКИ КОРНЯ ПРИ ПОМОЩИ ПИКИ
ЗОНЫ КОРНЯ IV. ПРОВЕДЕНИЯ III. ВСАСЫВАНИЯ II. РОСТА I. ДЕЛЕНИЯ
КОРЕНЬ – ЭТО СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ОРГАН РАСТЕНИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЙ ЕГО ПОЧВЕННОЕ ПИТАНИЕ. Тесное взаимодействие всех зон корня обеспечивает его нормальную работу, важную для жизнедеятельности всего организма.
ГЛУБИНА ПРОНИКНОВЕНИЯ В ПОЧВУ КОРНЕЙ РАСТЕНИЙ ЗАВИСИТ ОТ УСЛОВИЙ, В КОТОРЫХ ОНИ ПРОИЗРАСТАЮТ Картофель 1, 6 м Горох 1, 7 м Рожь 2, 25 м Подсолнечник 2, 8 м Сахарная свёкла 3, 2 м
ИЗ – ЗА ВЕЧНОЙ МЕРЗЛОТЫ В ТУНДРЕ КОРНИ РАСТЕНИЙ РАСПОЛОЖЕНЫ У ПОВЕРХНОСТИ, А САМИ РАСТЕНИЯ НИЗКОРОСЛЫЕ. ТАК, У КАРЛИКОВОЙ БЕРЁЗЫ КОРНИ ПРОНИКАЮТ В ПОЧВУ НА ГЛУБИНУ НЕ БОЛЕЕ 20 СМ. РАСТЕНИЯ ПУСТЫНЬ ИМЕЮТ ОЧЕНЬ ДЛИННЫЕ КОРНИ, Т. К. ГРУНТОВЫЕ ВОДЫ УХОДЯТ ГЛУБОКО. 15 м Тундра
• В процессе приспособления к условиям существования корни некоторых растений видоизменились и стали выполнять дополнительные функции
КЛУБЕНЬКОВЫЕ КОРНИ. ВЫ ПОМНИТЕ, ЧТО СУЩЕСТВУЮТ АЗОТФИКСИРУЮЩИЕ БАКТЕРИИ. ОНИ ПОСЕЛЯЮТСЯ НА КОРНЯХ БОБОВЫХ РАСТЕНИЙ И ОТ ЭТОГО КОРНИ ПОКРЫТЫ КЛУБЕНЬКАМИ. ЭТО СИМБИОЗ БАКТЕРИЙ И РАСТЕНИЙ.
• Корнеплоды образуются как из главного корня, так и из нижних участков стебля. В этих частях накапливается большой запас органических веществ. Корнеплоды моркови, свёклы, редьки, редиса, репы – важные овощные культуры.
Большинство растений, образующих корнеплоды, - двулетники. В первый год из семян развиваются растения, имеющие только корни, стебли и листья. К осени каждое из таких растений в главном корне и нижней части стебля накапливает питательные вещества. Осенью надземные органы отмирают, а корнеплод сохраняется и зимует. На второй год жизни из почек развиваются новые надземные органы. Растение цветет и плодоносит. После того как в плодах созреют семена, двулетние растения отмирают.
• Корневые клубни образуются на боковых и придаточных корнях. Георгина Батат
• Корни могут служить и для запасания воды. Особенно хорошо эта функция выражена у некоторых тропических эпифитных (растущих на деревьях) орхидей. Наружная часть коры свисающих вниз придаточных воздушных корней этих растений состоит из крупных и пустых клеток, которые могут впитывать воду подобно губке. Во время дождя эти клетки наполняются водой, которая затем расходуется на нужды растения. • У целого ряда эпифитных орхидей плоские, зелёные и весьма длинные корни являются основными фотосинтезирующими органами.
У ПЛЮЩА И НЕКОТОРЫХ ДРУГИХ ЛАЗАЮЩИХ РАСТЕНИЙ ИМЕЮТСЯ ПРИДАТОЧНЫЕ КОРНИ – ПРИЩЕПКИ, ОБРАЗУЮЩИЕСЯ НА СТОРОНЕ СТЕБЛЯ. ОБРАЩЁННОЙ К ДЕРЕВУ, СКАЛЕ ИЛИ ДРУГОЙ ОПОРЕ. ПРОНИКАЯ В ТРЕЩИНЫ. ОНИ УТОЛЩАЮТСЯ, ЗАКУПОРИВАЯ ОТВЕРСТИЯ, ПОДОБНО ХОРОШО ПРИГНАННОЙ ПРОБКЕ, И ТАКИМ ОБРАЗОМ КРЕПКО УДЕРЖИВАЕТ РАСТЕНИЕ НА ОПОРЕ. ЕСЛИ ЖЕ КОРЕШКИ ПЛЮЩА НАТАЛКИВАЮТСЯ НА СОВЕРШЕННО ГЛАДКУЮ ПОВЕРХНОСТЬ, КОНЕЦ КОРЕШКА РАСШИРЯЕТСЯ, И ИЗ НЕГО ВЫДЕЛЯЕТСЯ КЛЕЙКИЙ СОК, С ПОМОЩЬЮ КОТОРОГО КОРЕШОК МАКСИМАЛЬНО ПЛОТНО ПРИКРЕПЛЯЕТСЯ К ПОВЕРХНОСТИ. КОРЕШКИ В НИЖНЕЙ ЧАСТИ СТЕБЛЯ КРЕПКО ПРИРАСТАЮТ К СТЕНЕ, А МОЛОДЫЕ, ОБРАЗУЮЩИЕСЯ НА ВЫРАСТАЮЩИХ ПОБЕГАХ, ИЩУТ НОВОЙ ОПОРЫ.
У РАСТЕНИЙ, ЖИВУЩИХ КАК ОРХИДЕИ, НА СТВОЛАХ И ВЕТКАХ ДЕРЕВЬЕВ ВЛАЖНЫХ ТРОПИЧЕСКИХ ЛЕСОВ, ОБРАЗУЮТСЯ ВОЗДУШНЫЕ КОРНИ, СВОБОДНО СВИСАЮЩИЕ ВНИЗ. ТАКИЕ КОРНИ ПОГЛОЩАЮТ ДОЖДЕВУЮ ВОДУ И ПОМОГАЮТ РАСТЕНИЯМ ЖИТЬ В ЭТИХ СВОЕОБРАЗНЫХ УСЛОВИЯХ.
• Формирование баньяна начинается с образования на крупных горизонтальных ветвях взрослого дерева воздушных корней, обычно не несущих корневых волосков. В определённые моменты жизни дерева их появляется очень много, и они гирляндами свисают с горизонтальных ветвей. Воздушные корни растут очень медленно, и через некоторое время большая часть их засыхает, так и не достигнув почвы. Единичные воздушные корни дорастают до земли и укореняются, после чего надземная их часть интенсивно утолщается, приобретая облик и проводящую функцию стволов. • О священном баньяне, произрастающем на Шри – Ланке в местечке Алурадхануре, известно, что ещё молодым деревцем от был привезён сюда из Индии в 288 г до н. э. Это самое древнее из посаженных человеком деревьев, возраст которого имеет документальное подтверждение.
• Душители — изначально эпифитные фикусы, воздушные корни которых дорастают до земли и укореняются, а затем, все больше ветвясь, постепенно оплетают ствол дерева-хозяина, используя его в качестве опоры. Корни утолщаются, переплетаются и срастаются между собой. Происходит механическое сдавливание дерева-хозяина, что препятствует его развитию и росту и вызывает через несколько десятилетий его гибель. В итоге остается плотный и полый стволкаркас из корней фикуса. • В некоторых местностях фикусы-душители являются настоящим бедствием, так как «нападают» на ценные культурные растения (пальмы, цитрусовые). На более поздних стадиях своего развития фикусы -душители могут стать баньянами.
• Очень своеобразны ходульные корни растений. Наиболее часто они встречаются у видов рода панданус и являются важным приспособлением к обитанию в условиях сильных, а иногда и ураганных ветров на тропических океанических островах. Ходульные корни нередко встречаются также у тропических растений, произрастающих на мягкой почве, например, у мангровых деревьев, некоторых пальм и даже трав тропического дождевого леса.
Панданус
• У ряда тропических деревьев, живущих на бедных кислородом почвах, например, у мангровых, а также видов, произрастающих на пресноводных тропических болотах, развиваются специальные дыхательные корни. Развиваются они из подземных боковых корней и растут вертикально вверх, поднимаясь над водой или почвой. Около поверхности почвы на дыхательных корнях образуются целые «бороды» из тонких корешков, которые и составляют основную всасывающую силу корневой системы мангровых растений. При каждом новом повышении уровня воды на дыхательных корнях образуются новые группы корешков.
ДЫХАТЕЛЬНЫЕ КОРНИ – МАНГРЫ. ПРИЛИВ И ОТЛИВ
• Очень впечатляющими являются досковидные корни, которые в основном характерны для крупных деревьев дождевого тропического леса. Эти образования представляют собой боковые корни, выступающие над поверхностью почвы. Вначале они имеют округлое сечение, но со временем на их верхней стороне происходит сильный односторонний вторичный рост, и в итоге корни начинают напоминать прислонённые к дереву плоские доски. Иногда слабо выраженные досковидные корни встречаются у растений умеренной зоны, например, у бука, вяза, тополя.
У НЕКОТОРЫХ ПАРАЗИТИЧЕСКИХ РАСТЕНИЙ (ЗАРАЗИХА, ПЕТРОВ КРЕСТ) КОРНИ ПРЕВРАТИЛИСЬ В ПРИСОСКИ. Петров крест Заразиха
Сократительные, или втягивающие корни способны сокращаться в продольном направлении. При этом они втягивают клубень или луковицу глубоко в почву и обеспечивают растению , перенесение неблагоприятного холодного периода.
ДОПИШИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ… § § § § § Через корень растение получает из почвы воду и … Все корни растения составляют его … В корневой системе одуванчика хорошо выражен его … Корневую систему одуванчика называют … Корни, отрастающие от стебля называют … На главном корне и придаточных корнях развиваются … Корневую систему, где не развивается главный корень или он не отличается от многочисленных других корней растения, называют … У георгина, чистяка некоторые боковые и придаточные корни превращаются в … У моркови, свеклы, репы главный корень и нижние участки стебля превращаются в …
ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ • Какое растение умеет «шагать» по стенам? • У каких растений корень появляется на листьях? • У Ивы ломкой и у некоторых других растений, произрастающих на топких берегах рек, образуются корни, которые растут вертикально вверх, пока не достигнут поверхности почвы. Как называют такие корни? Какую функцию они выполняют?
• Как вы думаете, есть ли корневые волоски у корней водных растений? Свой ответ аргументируйте. • У каких растений - болотных, луговых или пустынных корневая система должна уходить в землю на большую глубину? Почему вы так думаете? • Одна из функций корня - поглощение воды из почвы. Но известно, что если в почве воды очень много, то растение может погибнуть. Объясните этот факт.
• При выращивании сельскохозяйственных растений, человек удобряет и рыхлит почву. За лесными растениями люди не ухаживают, а они растут неплохо. Что позволяет им хорошо расти без ухода со стороны человека? • С куста черной смородины срезали веточку и поставили в банку с водой. Через некоторое время на нижней части ветки образовались корни. Как их называют? • Некоторые огородные растения, например, капуста, томаты, перец при выращивании окучивают (присыпают почву холмиком к стеблю). С какой целью это делают?
Тест 1. У некоторых растений, например редиса, моркови и свеклы в главном корне находится: А)плод в)почки Б)запас питательных веществ г)придаточные корни 2. Корень некоторых растений : А)связывает между собой все его части Б) хранит запас питательных веществ В)является органом полового размножения 3. У моркови мы едим: А)стебель в) корень Б)плод г)клубень 4. У георгина питательные вещества откладываются : А) в главном корне в) в придаточных корнях Б) в боковых корнях г) в основании побега 5. Корни с клубеньками имеют: А) горох в) розы Б) петуния г) малина
present5.com
Тема: «Корень. Внешнее и внутреннее строение корня». (6 класс)
Урок биологии в 6-м классе
</ Тема: «Корень. Внешнее и внутреннее строение корня».
Тип урока: изучения нового материала
Форма: проблемное изучение.
Вид урока: смешанный
Цель: Углубление знаний о строении растения, изучение новой информации о корне, как необходимой составляющей растения, его строении и функциях.
Задачи урока:
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
1. Показать значимость корневой системы для растения.
2. Воспитывать дисциплинированность, ответственность, любовь к природе.
Личностные
Регулятивные:
1.Сформировать познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение живой природы
Познавательные:
2. Сформировать интеллектуальные умения (анализировать, сравнивать, делать выводы)
Метапредметные:
1.Овладение навыками смыслового чтения, умение анализировать, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, делать выводы и заключения.
2. Формировать у детей умение пользоваться знаниями, полученными на других уроках, связывать во- единое целое предметы естественного и гуманитарного цикла.
Методические приемы:
Демонстрация гербарных материалов, презентация .
Оборудование:
Демонстрационное — комнатные растения, таблица «Строение корня», «Типы корневых систем»
Лабораторное — проростки фасоли, гороха, тыквы с развитыми корнями (на каждый стол), луковицы с корнями, гербарий «Типы корневых систем».
Раздаточное:
Гербарий растений со стержневой и мочковатой корневой системой;
Таблица с понятиями и определениями. Бланки критериального оценивания.
Формы работы учащихся: работа в парах, фронтальная, индивидуальная, работа в группах.
Литература:
1.Биология: Ботаника: 6 класс: Книга для учителя. — М.: Издательство «Первое сентября», 2002. (Я иду на урок).
2. Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии. 6(7) класс.- М.: Вако, 2005.- 352 с.- (В помощь учителю).
3. Кузнецова В.И. Уроки биологии: 6-7 кл.: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: Кн. Для учителя. — 2-е изд., перераб.-М.: Просвещение, 1991.
4.Пономарёва И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: Учебник для 6 класса общеобразовательной школы / Под ред. проф. И.Н.Пономарёвой. — М.: Вентана-Графф, 2004.-224 с.: ил.
Структура урока5 мин
5. Практическое закрепление
6 . Подведение итога и закрепление материала в устной форме.
7.Домашнее задание:
8.Рефлексия.
(Координирует рассадку учащихся.)
Девиз урока: «Поменьше учителя — побольше ученика». Как вы понимаете эти слова?
Посадка учащихся, подготовка к уроку
2 . Постановка цели и задач урока. Составление плана урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
(Использует прием работы с недостаточностью информации для подведения к определению объекта изучения на уроке.
Подводит к формулировке цели урока, согласно которой, учащимся необходимо будет составить план работы.)
Стихотворение В.Жака.
Мы в букет собрали маки жаркие,
Много незабудок голубых.
А потом цветов нам стало жалко,
Снова в землю посадили их.
Только ничего не получается:
От любого ветерка качаются!
Почему осыпались и вянут?
Без корней расти и жить не станут!
Как ни тонок, неприметен
Под землёю корешок,
Но не может жить на свете
Без него любой цветок!
Анализ стихотворения по вопросам:
(Руководит процессом построения плана урока).
Давайте предварительно ответим на часть вопроса. Что нужно знать о корне? Отвечая на вопрос, мы составили план, согласно которому будет построена работа сегодня (план выводится на экран).
Оценивание деятельности
(Показывают карточки, реагируя на достаточность / недостаточность информации. Отвечают на вопросы учителя. Формулируют цель.)
Дети приходят к выводу: корень удерживает растение в почве, всасывает воду с минеральными веществами, в них откладывается в запас питательные вещества.
Для формирования вывода о функции корня, они знакомятся с разделом «Функции корня» параграфа 19 учебника. Учащиеся заполняют логико- смысловую модель (индивидуальная работа)
Предполагают сумму знаний, которую удастся получить составляют план урока:
— функции корня
— внешнее строение корня,
-Рост корня.
-Движение корня.
— виды корней и корневых систем
— способы влияния человека на корень
3.Изучения новых знаний.
4.Первичное усвоение знаний
(Рассказывает, использует таблицы, задает вопросы. Координирует работу учащихся.)
Беседа с классом о прочности корня, силе корня, корнях больших и маленьких.
Подземная часть растения называется корнем. Это осевой орган высшего растения (в отличие от побега на корне никогда не возникает листьев). С помощью этого органа происходит минеральное питание. Корень необходим для закрепления растения в почве, для хранения питательных веществ и вегетативного размножения. От побега корень отличается отсутствием листьев и почек. Поглощение воды, воздуха и минеральных веществ осуществляется не всей поверхностью корня.
Кончик корня покрыт корневым чехликом, защищающим его от механических повреждений. Далее расположена зона деления клеток. Возникающие при этом новые клетки составляют зону роста. За ней находится зона всасывания или зона корневых волосков. Корневые волоски — это сильно удлинённые выросты наружных клеток кожицы корня. Существуют корневые волоски несколько дней. По мере роста корня образуются новые корневые волоски.
Совокупность всех корней растения образует единую корневую систему. В состав корневой системы входят корни разной морфологической природы: главный, боковые и придаточные. Главный корень развивается из корешка зародыша. В течение жизни от главного корня отходят боковые корни, приблизительно сходные между собой по строению.
В состав корневой системы входят также придаточные корни, развивающиеся из основания побега, они тоже могут давать боковые корни. Если главный корень развит больше остальных, то такую корневую систему называют стержневой (ОДУВАНЧИК, БЕРЁЗА, ФАСОЛЬ,МОРКОВЬ) . Если корневая система представлена придаточными и боковыми корнями, а главный корень не выделяется, то её называют мочковатой (ЛУК, ПШЕНИЦА, ТЮЛЬПАН).
Корни растут в течение всей жизни растения. Рост корня осуществляется посредством деления и растяжения клеток, находящихся на верхушке (кончике) корня. Все корни нарастают верхушкой. Рост корня всегда направлен вниз. В этом выражается чувствительность растения к земному притяжению. Такое явление получило название геотропизм — «тяга, поворот к земле». Поворот корня в сторону нужных ему минеральных веществ называется хемотропизмом.
Оценивание деятельности
Вопросы для первичного усвоения знаний
-Когда дует сильный ветер, попробуйте удержать за ручку открытый зонтик. Трудно? Какую функцию корня мы можем выделить, представив в роли зонтика, например, яблоню? . Правильно.
-Бабушки каждый день твердят: «Будешь хорошо кушать — вырастишь большим и здоровым». Проводя аналогию с растениями, какую функцию корня можно выделить?
-Народная мудрость гласит: «Кто хочет победить сорняки, должен воевать с корнями». Почему так говорят? (как вегетативный орган растения корень способствует вегетативному размножению растения; поэтому, если мы перерубим корень или не вырвем его полностью, вместо одного растения может появиться несколько). Следовательно, следующая функция корня…
Вспомните известные всем корнеплоды морковь и свёклу. Какую функцию корня они хорошо демонстрируют?
Оценивание знаний
Фиксируют ключевые моменты, на протяжении всей работы на данном этапе.
Отвечают на вопросы учителя.
Изучают предоставленный текст, выбирают информацию, согласно заданию, переводят текст в другую знаковую форму.
Озвучивают результат, перепроверяют правильность выполнения.
Отвечают на вопросы учителя.
-Закрепление растения в почве
-Питание
-Вегетативное размножение
-Запасание питательных веществ
5. Практическое закрепление
Беседа с классом: где вы ещё могли слышать слово «корень»?
основная часть слова-
корень уравнения-
часть волоса, зуба, ногтя-
Как вы понимаете выражение: «Пустить корни», «Смотреть в корень», «Покраснеть до корней волос», «Уезжать нам некуда, наши корни здесь!»?
Для формирования знаний о видах корней, они знакомятся с разделом «Виды корней» параграфа 19 учебника
Учителем приводятся сведения: у одного куста ржи, выращенной в теплице, общая длина всех корней составила 623 км. Географы определили, что это расстояние от Москвы до Санкт — Петербурга. Рассказывает о корнях баньяна, мангрового дерева.
Лабораторная работа: «Стержневая и мочковатая корневая системы» (групповая работа). Цель: исследовать строение и развитие стержневых и мочковатых корневых систем.
Оборудование: проростки семян фасоли, гороха, гербарии растений со стержневой и мочковатой корневыми системами, луковицы с корнями.
Задания.
Оценивание деятельности
Ответы детей:
Русский язык
Математика
Биология
Фронтальная беседа
Виды корней (работа по таблице и рисунку № 59 учебника, стр. 89) (парная работа).
Дети самостоятельно формируют вывод: существует 3 вида корней: главный, боковой и придаточный. Объясняют, из каких органов они развиваются.
6 . Подведение итога и закрепление материала в устной форме.
(Задает вопросы. Корректирует ответы учащихся, фронтальный опрос)
Отвечают на вопросы:
Чему научились? Какие личностные результаты, сформированные в ходе встречи, вы для себя отмечаете? Была ли достигнута цель, поставленная в начале встречи?
Оценивание деятельности
(Дают ответы на вопросы, при необходимости, обосновывая их.)
-При прорастании семени первым из семенной кожуры появляется корешок зародыша.
-У пшеницы много корней, почти все они одинаковой длины и толщины и растут пучком
Первыми при прорастании семени появляется корень
7.Домашнее задание:
До следующей встречи поработайте дома: составьте синквейн с понятием «Корень»,
параграф №19, вопросы к параграфу
Запись домашней работы
8 Рефлексия.
(Объясняет задание рефлексии.)
Это лестница продвижения в изученной нами теме (открывается доска с прикрепленной на ней лестницей), это вы (внимание учащихся фиксируется на смайликах разных цветов и настроений). Определите, какие вы сегодня и на какую ступень успешности смогли подняться во время нашей встречи. Покидая класс, не забудьте прикрепить свой смайлик к лесенке. Спасибо за плодотворное сотрудничество. До новых встреч.
(Выбирают смайлики и размещают их на лесенке, в зависимости от удовлетворенности уроком и оценки собственной деятельности на нем.)
Источник: botan.cc
teora-holding.ru
"Внешнее строение корня как вегетативного органа растений"
Тема урока:
«Внешнее строение корня как вегетативного органа растений».
Подготовила: Сванова Маншук Алибековна
КГУ «Средняя школа №1 имени М.В. Инюшина
г. Серебрянска»
- Почему мы тему «Корень» изучаем одним из первых?
- И почему мы ее изучаем сразу после темы «Семя»?
- Как эти темы связаны друг с другом?
Планируемые результаты урока:
- Значение корня
- Виды корней
- Типы корневых систем.
- Распознавать у растений типы корневых систем и виды корней.
- Применять знания при выполнении лабораторных работ
Мы в букет собрали маки жаркие, Много незабудок голубых. А потом цветов нам стало жалко, Снова в землю посадили их. Только ничего не получается: От любого ветерка качаются! Почему осыпались и вянут? …. (В. Жак)
Без корней расти и жить не станут
Как ни тонок, неприметен
Под землёю корешок, Но не может жить на свете Без него любой цветок!
Функции корня:
- 1. Поглощает из почвы воду и полезные вещества.
Высота секвойи достигает более 110 метров
Диаметр ствола – 6 метров
Вес ствола доходит до
1000 тонн
Максимальный возраст – более 3,5 тысяч лет
Почему такие огромные, массивные деревья растут и не падают?
2. Корень- удерживает растение в почве.
Корнеплоды- видоизмененные корни
3. 3апасает питательные вещества .
Корнеплоды - видоизмененные корни
Виды корней
боковые
Образуется из зародышевого корешка семени
Виды корней
главный
боковые
придаточный
Отходит от стебля
Отходит от главного корня
Образуется из зародышевого корешка семени
12
12
12
Распределите растения по типу корневых систем
1
2
5
7
4
6
3
Лабораторная работа № 6 «Изучение внешнего строения корня»
- Цель : Изучить внешнее строение корня. Научиться определять типы корневых систем и виды корней.
Задание:
- 1. Изучить строение корня, найти виды корней, определить типы корневых систем.
- 2. Заполнить таблицу:
Название растений
Тип корневой системы
1.
Класс к которому относится растение
Рисунок с обозначением видов корней
2.
1. Какую функцию не выполняет корень ?
- Защитную
- Проводящую
- Всасывающую
- Запасную
2 .Первым при прорастании семени появляется корень:
1) главный;
2) боковой;
3) придаточный;
4) главный или боковой.
3.Мочковатая корневая система характерна для растений:
1) одуванчика и подорожника
2) ржи и лопуха;
3) лопуха и одуванчика;
4) пшеницы и ржи;
4. Стержневая корневая система характерна для растений:
1) подорожника и лопуха;
2) одуванчика и подорожника;
3) лопуха и одуванчика;
4) все ответы верны.
5. Боковые корни отходят от
- Придаточного корня
- Главного корня
- Стебля
- Листьев
ОТВЕТЫ:
- 1 - 1
- 2 - 1
- 3 - 4
- 4 - 3
- 5 - 2
videouroki.net