Всероссийской олимпиады школьников по биологии 2015 года. В систематике растений отсутствует отдел
Всероссийской олимпиады школьников по биологии 2015 года
для 8 класса
Ф. И. обучающегося____________________________________________________
Школа________________________________________________________________
Учитель_______________________________________________________________
Задание 1. Выберите правильный ответ. Внесите его в матрицу ответов. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл.
1. Родственные виды растений и животных объединяют в:
а) царства;
б) роды;
в) семейства;
г) классы.
2. В систематике растений отсутствует отдел:
а) моховидные;
б) двудольные;
в) цветковые;
г) голосеменные.
3. Растения объединяют в семейство на основе:
а) строения корневой системы;
в) строения цветка и плода;
г) строения стебля.
4. Одним из достоинств работы К. Линнея было:
а) соответствие его системы современным представлениям о систематике;
б) научное доказательство родства между многими видами;
в) признание эволюционного развития органического мира;
г) введение бинарной номенклатуры.
5. В современной систематике для отнесения организма к той или иной систематической категории исследуют:
а) признаки родства и морфофизиологического сходства;
б) признаки внешнего сходства организмов;
в) только уровень организации;
г) только генетический анализ родственников.
6. Рожь и подсолнечник относят к разным классам покрытосеменных растений на основании различий в:
а) типах корневых систем;
б) строении семени, цветка и корневой системы;
в) строении клеток и тканей;
г) строении цветка ржи.
7. Кишечник отсутствует у:а) печёночного сосальщика; б) широкого лентеца; в) острицы; г) аскариды.
8. В основе деления организмов на надцарства лежит:
а) наличие или отсутствие ядра в клетках;
б) способность к размножению спорами или семенами;
в) принадлежность организма к растениям, грибам или животным;
г) принадлежность организмов к вирусам или бактериям.
9. Растения от животных отличаются, прежде всего:
а) клеточным строением организма;
б) способом питания;
в) различиями в химическом составе клеток;
г) наличием вакуолей
10. В отличие от круглых червей, у кольчатых червей появилась:а) пищеварительная система; б) выделительная система;в) кровеносная система; г) нервная система.
11.Физиология – это наука, изучающая
а) жизнедеятельность организма, органов и их систем; б) строение тканей;
в) условия сохранения здоровья;
г) химический состав клетол
12.Основной хозяин малярийного плазмодия:
а) человек;
б) личинка малярийного комара;
в) малярийный комар;
г) отсутствует, т. к. малярийный плазмодий не является паразитом.
13. К насекомым с неполным превращением относятся:
а) двукрылые;
б) жесткокрылые;
в) чешуекрылые;
г) прямокрылые.
14. Усложнение кровеносной системы соответствует эволюции хордовых в ряду следующих животных:а) жаба – кролик – крокодил – акула;б) акула – лягушка – крокодил – кролик; в) акула – крокодил – лягушка – кролик;г) крокодил – акула – жаба – собака.
15.Кровеносная система кольчатых червей:
а) незамкнутая;
б) замкнутая, пульсирует спинной сосуд;
в) замкнутая, пульсирует брюшной сосуд;
г) замкнутая, пульсируют кольцевые сосуды в передней части тела.
16. Хрящевые рыбы отличаются от костных рыб:
а) отсутствием чешуи;
б) отсутствием плавательного пузыря;
в) наличием жаберных крышек;
г) двухкамерным сердцем.
17. Раздел зоологии, изучающий поведение животных:
а) морфология;
б) этология;
в) герпетология;
г) арахнология.
18. Человек в отличие от других млекопитающих:
а) не имеет когтей, б) имеет более развитые легкие,
в) способен к трудовой деятельности, г) не имеет волосяного покрова.19. Мантией у моллюсков называется:
а) наружная часть раковины;
б) кожная складка, покрывающая тело;
в) часть системы органов размножения;
г) часть пищеварительной системы.
20. Центральная нервная система хордовых имеет форму:
а) лестницы; б) струны; в) жгута; г) трубки.
21. Орган, расположенный под диафрагмой с правой стороны:
а) сердце, б) поджелудочная железа, в) желудок, г) печень.
mykonspekts.ru
Бактерии относят к прокариотам, так как они
МНОГООБРАЗИЕ ОРГАНИЗМОВ, ИХ СТРОЕНИЕ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
РОЛЬ В ПРИРОДЕ И В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА. КЛАССИФИКАЦИЯ
Систематика. Основные систематические категории
1. Какая систематическая группа организмов реально существует в природе?
1)вид
2) род
3) семейство
4) класс
2. Правильная схема классификации растений:
1) вид—род—семейство—порядок—класс—отдел
2) вид—семейство — порядок —род—класс—отдел
3) вид—отдел---класс—порядок ---род—семейство
4) вид— класс—отдел—порядок—род—семейство
3. Правильная схема классификации животных:
1) вид----класс----тип----отряд-----род------семейство
2) вид----тип---класс---отряд ---род----семейство
3) вид-----род-----семейство--------порядок ------класс--------тип
4) вид-----род-----семейство--------отряд------класс--------тип
4. Способность растений скрещиваться и давать плодовитое потомство — это основной признак
1) рода
2) отдела
3) класса
4) вида
Родственные виды растений и животных объединяют в
1) царства
2) роды
3) семейства
4) классы
Наибольшая группа в систематике животных - это
1) вид
2) отряд
3) тип
4) класс
В систематике растений отсутствует отдел
1) моховидные
2) двудольные
3) цветковые
4) голосеменные
8. В системе органического мира позвоночные животные – это
2) подтип
3) класс
4) отряд
Бактерии, грибы, растения, животные в системе органического мира рассматриваются как
1) типы
2) подцарства
3) царства
4) классы
Растения объединяют в семейство на основе
1) строения корневой системы
2) жилкования листьев
3) строения цветка и плода
4) строения стебля
В систематике животных отсутствуют
1) классы
2)порядки
3)семейства
4) подклассы
Цветковые растения объединяют в классы на основе
1) строения семян
2) строения побега
3) строения цветка и плода
4) строения почек
В систематике животных хордовые рассматриваются как
1) тип
2) подтип
3) надцарство
4) подцарство
В систематике растений крестоцветные рассматриваются как
1) класс
2) порядок
3) семейство
4) род
В систематике животных насекомые рассматриваются как
1) тип
2) подтип
3) класс
4) отряд
Бактерии
1. Царство бактерий объединяет организмы, тело которых состоит из
1) одной клетки с оформленным ядром и многими органоидами
2) одной или множества ядерных клеток, но без оболочки из клетчатки и хлоропластов
3) одной или множества ядерных клеток с оболочкой из хитиноподобного вещества, но без хлоропластов
4) одной безъядерной клетки, не имеющей органоидов
К царству бактерий относится
1) малярийный паразит
2) хлорелла
3) кишечная палочка
4) инфузория-туфелька
Бактерии, в отличие от растений, имеют
1) специализированные половые клетки
2) расположенную в цитоплазме молекулу ДНК
3) ядро, обособленное от цитоплазмы ядерной оболочкой
4) две и более хромосом
Бактерии относят к прокариотам, так как они
1) имеют одну хромосому, расположенную в ядре
2) имеют одну кольцевую ДНК
4) питаются только готовыми органическими веществами
mykonspekts.ru
Систематика растений | Образовательный портал EduContest.Net — библиотека учебно-методических материалов
Тест егэ а 12 Систематика. Отделы растений
Тест ЕГЭ А 12 Систематика. Отделы растений.
1. Укажите наиболее крупную систематическую категорию
1) царство 2) отдел 3) класс 4) семейство
2. Почему водоросли относят к царству растений
1) в их клетках происходит дыхание 2) в их клетках происходит фотостинтез3) они размножаются 4) они имеют клеточное строение
3. Растения, имеющие одну семядолю в семени, мочковатую корневую систему, параллельное жилкование листьев, относят к отделу
1) голосеменных, классу хвойных 2) голосеменных, классу хвойниковых3) покрытосеменных, классу однодольных 4) покрытосеменных, классу двудольных
4. Водоросли, в отличие от других растений,
1) состоят из дифференцированных клеток 2) не имеют клеточного строения3) не имеют тканей и органов 4) содержат хлорофилл
5. У покрытосеменных растений, в отличие от голосеменных,
1) из семязачатка образуется семя 2) оплодотворение не зависит от воды3) происходит двойное оплодотворение 4) в семенах имеется запас питательных веществ - эндосперм
6. Отличие двудольных растений от однодольных состоит в том, что они имеют
1) одну семядолю в семени, мочковатую корневую систему, листья с параллельным жилкованием2) две семядоли в семени, стержневую корневую систему, сетчатое жилкование листьев3) корень, побег, цветок и плоды4) соцветие метелку, сложное строение листьев
7. В процессе эволюции у голосеменных растений в отличие от споровых
1) появился корень 2) сформировался цветок 3) образовались семена 4) появились плоды
8. В отличие от папоротников, у голосеменных растений НЕ происходит
1) оплодотворение 2) образование семян 3) размножение спорами 4) развитие зародыша из зиготы
9. По какому признаку можно узнать растения класса однодольных
1) в зародыше семени две семядоли 2) корневая система - стержневая3) листья сложные, с сетчатым жилкованием 4) корневая система - мочковатая
10. Как называется группа растений, объединяющая родственные виды
1) семейство 2) род 3) класс 4) популяция
11. Папоротниковидные, в отличие от покрытосеменных, не имеют
1) проводящей системы 2) цветков и плодов 3) хлоропластов в клетках 4) эпидермиса с устьицами
12. Для класса однодольных растений в отличие от двудольных характерно
1) наличие плода, защищающего семена от неблагоприятных условий2) наличие цветков 3-членного типа с простым околоцветником или без околоцветника3) двойное оплодотворение и развитие семян из семязачатка4) разнообразие способов распространения плодов, семян
13. Усложнение в строении папоротников по сравнению с мхами состоит в появлении у них
1) стеблей 2) листьев 3) корней 4) ризоидов
14. Наиболее простое строение среди высших растений имеют мхи, так как у них
1) нет корней 2) неветвящийся стебель с узкими листьями
3) образуется много спор 4) есть воздухоносные клетки
15. У каких растений отсутствуют ткани
1) папоротников 2) водорослей 3) покрытосеменных 4) голосеменных
16. Какое размножение характерно для хвойных растений
1) спорами 2) семенами 3) почками 4) черенками
17. Что позволило покрытосеменным растениям занять господствующее положение на Земле
1) сожительство корней растений с грибами (микориза) 2) расположение семян внутри плода3) наличие в листьях устьиц, обеспечивающих газообмен 4) наличие в клетках листьев хлоропластов
18. Организмы, клетки которых имеют хлоропласты, относят к царству
1) животных 2) растений 3) грибов 4) бактерий
19. Для голосеменных растений в отличие от покрытосеменных характерно
1) размножение семенами 2) автотрофное питание3) наличие вегетативных органов 4) отсутствие цветка и плода
20. Растения отдела покрытосеменных в отличие от голосеменных
1) имеют корень, стебель, листья 2) имеют цветок и плод3) размножаются семенами 4) выделяют в атмосферу кислород в процессе фотосинтеза
21. Высшие растения отличаются от низших
1) расчленением тела на органы 2) наличием таллома3) вегетативным размножением 4) размножением спорами
22. Какая схема используется при классификации растений
1) вид --> род --> семейство --> порядок --> класс --> отдел2) вид --> семейство --> порядок --> род --> класс --> отдел3) вид --> отдел --> класс --> порядок --> род --> семейство4) вид --> класс --> отдел --> порядок --> род --> семейство
23. Способность растений скрещиваться и давать плодовитое потомство - это основной признак
1) рода 2) отдела 3) класса 4) вида
24. Найдите название класса среди перечисленных групп растений
1) моховидные 2) двудольные 3) цветковые 4) голосеменные
25. В царство растений объединяют организмы, способные создавать органические вещества из неорганических с использованием энергии
1) тепловой 2) солнечной 3) механической 4) химической
26. Все растения от водорослей до покрытосеменных имеют
1) клеточное строение 2) ткани 3) стебель с листьями 4) проводящую систему
27. Чем характеризуется группа моховидных по сравнению с другими группами растений
1) в процессе развития происходит чередование поколений 2) размножаются спорами3) имеют листья, стебель и ризоиды 4) образуют органические вещества в процессе фотосинтеза
28. Растения какого отдела занимают в настоящее время господствующее положение на Земле
1) папоротниковидные 2) водоросли 3) голосеменные 4) покрытосеменные
29. Главный признак, по которому покрытосеменные растения делятся на классы, - это строение
1) цветка 2) плода 3) семени 4) стебля
30.Покрытосеменные растения, которые имеют стержневую корневую систему, сетчатое жилкование листьев, две семядоли в зародыше семени, относят к классу
1) однодольных 2) двудольных 3) голосеменных 4) лилейных
31. Для всех хвойных и цветковых растений характерно размножение с помощью
1) спор 2) семян 3) плодов 4) корневища
32. Укажите признак, характерный только для царства растений
1) имеют клеточное строение 2) дышат, питаются, растут, размножаются3) имеют фотосинтезирующую ткань 4) питаются готовыми органическими веществами
33. К водорослям относят
1) сфагнум 2) улотрикс 3) элодею 4) ряску
34. Для голосеменных растений, в отличие от покрытосеменных, характерно
1) размножение семенами 2) автотрофное питание3) наличие вегетативных органов 4) отсутствие вокруг семян плодовых оболочек
35. Только голосеменные растения имеют
1) хлоропласты в клетках 2) стержневую корневую систему3) мужские и женские шишки 4) клеточную стенку из клетчатки
36. У папоротников, в отличие от мхов,
1) из проросшей споры развивается заросток2) происходит чередование полового и бесполого поколений3) бесполое размножение происходит с помощью спор4) оплодотворение невозможно без воды
37. К систематическому признаку классов цветковых растений относят
1) форму стебля 2) количество хромосом в клетках3) строение корневой системы 4) длину листьев
38. Высшие растения отличаются от низших
1) расчленением тела на органы 2) наличием таллома3) вегетативным размножением 4) размножением спорами
39. Растения, состоящие из одной клетки или множества клеток, не дифференцированных на ткани, относят к группе
1) мхов 2) водорослей 3) лишайников 4) хвощей
40. Генеративный орган — цветок — имеется у
1) голосеменных 2) папоротниковидных 3) покрытосеменных 4) плауновидных
41. Почему хлореллу и спирогиру относят к низшим растениям?
1) они обитают в водной среде2) в процессе жизнедеятельности они взаимодействуют со средой обитания3) в их клетках происходит фотосинтез4) их тело не дифференцировано на ткани и органы
42. Какое растение относят к водорослям
1) хламидомонаду 2) элодею 3) стрелолист 4) лотос
43. К каким растениям относятся водоросли
1) к низшим 2) к высшим 3) к покрытосеменным 4) к голосеменным
44. Тело водорослей хламидомонады и хлореллы представлено:
1) слоевищем, не разделённым на поглощающую и фотосинтезирующую части2) слоевищем, имеющим ризоиды3) слоевищем, не имеющим ризоидов4) одной клеткой
45. Какие из перечисленных групп растений не относятся к высшим
1) красные водоросли 2) мхи 3) хвощи 4) голосеменные
46. Растения, состоящие из одной клетки или множества клеток, не дифференцированных на ткани, относят к группе
1) мхов 2) водорослей 3) лишайников 4) хвощей
47. У зелёных водорослей хлорофилл находится в:
1) цитоплазме 2) хлоропластах 3) хроматофоре 4) вакуолях
48. Многоклеточные водоросли прикрепляются ко дну с помощью:
1) корней 2) корневища 3) ризоидов 4) слоевища
49. Тело водорослей состоит из:
1) корня и побега 2) слоевища и ризоидов 3) стебля и листьев 4) мицелия
50. Реакция на свет у хламидомонады осуществляется с помощью:
1) ядра 2) вакуоли 3) хроматофора 4) стигмы
51. Водоросли поглощают воду и минеральные вещества:
1) ризоидами 2) листьями 3) корнями 4) всем телом
52.В хроматофорах на свету образуется:
1) хлорофилл 2) сахар 3) агар-агар 4) йод
53. Из названных растений водорослью является:
1) ряска 2) элодея 3) морская капуста 4) кувшинка
54. Какое растение относят к двудольным
1) пастушью сумку 2) тюльпан 3) лилию 4) ландыш майский
55. К какому классу покрытосеменных растений относится чеснок, у которого параллельное жилкование листьев и мочковатая корневая система:
1) двудольные 2) лилейные 3) сложноцветные 4) однодольные
56. Растения, у которых нет цветка и семена располагаются, открыто на семенных чешуях, относятся к отделу
1) моховидных 2) хвощевидных 3) голосеменных 4) покрытосеменных
57. По каким признакам можно узнать голосеменные растения?
1) имеют плоды и семена 2) половые клетки созревают в шишке3) питаются, дышат, растут, размножаются 4) оплодотворение происходит в семязачатке и зависит от воды
58. Какое растение относят к голосеменным
1) гинкго двулопастный 2) хвощ полевой 3) живокость полевую 4) миндаль обыкновенный
59. процессе эволюции растений независимость оплодотворения от воды появилась с возникновением:
1) покрытосеменных 2) голосеменных 3) папоротников 4) мхов
60. Семенами размножается:
1) хвощ полевой 2) плаун булавовидный 3) папоротник орляк 4) лиственница сибирская
61. Мхи:
1) имеют мочковатую корневую систему 2) имеют стержневую корневую систему3) не имеют корня 4) лишены корневого чехлика
62. Впервые в процессе эволюции проводящие ткани появились у:
1) водорослей 2) папоротников 3) псилофитов 4) хвощей
63. Спорами размножается:
1) кипарис 2) ольха 3) ромашка 4) сфагнум
64. Мхи относятся к высшим растениям, потому что:
1) они размножаются спорами 2) у них есть хлорофилл3) их тело состоит из стебля и листьев 4) они хорошо приспособлены к жизни на суше
65. Из споры мха вырастает:
1) коробочка со спорами 2) зелёное растение с листьями и стеблем3) предросток (зелёная нить) 4) заросток
66. Что развивается из споры папоротника
1) слоевище 2) корневище 3) стебель 4) заросток
67. Для оплодотворения папоротникам, хвощам и плаунам необходимо:
1) участие насекомых-опылителей 2) наличие ветра3) присутствие воды 4) образование пыльцевой трубки
68. О возникновении папоротников в истории природы Земли свидетельствует
1) существование травянистых и древесных форм 2) наличие их отпечатков и окаменелостей3) их способы размножения 4) их современное многообразие
69.Название вида образуется из двух названий
1) рода и видового эпитета 2) семейства и рода 3) класса и семейства 4) типа и класса
70. Гаметофит доминирует в цикле развития
1) мха 2) папоротника 3) сосны 4) тополя
71. У какого из перечисленных растений споры образуются в коробочке на ножке?
1) у сосны крымской 2) у мха кукушкина льна
3) у папоротника орляка 4) у мака-самосейки
72. Представитель какого отдела растений показан на рисунке?
1) водоросли
2) папоротникообразные3) покрытосеменные
4) мохообразные
73. Для какого отдела растений характерен орган, изображенный на рисунке? Для
1) покрытосеменных2) плауновидных3) голосеменных4) хвощевидных
74.Почему папоротники относят к высшим растениям?
1) они обитают в наземно-воздушной среде2) их организм состоит из тканей и органов3) их организм — скопление клеток — слоевище4) в их цикле развития бесполое поколение сменяется половым
75. Семенами размножается
1) ламинария 2) хвощ 3) мох кукушкин лен 4) ель
76. К споровым растениям относится
1) плаун булавовидный 2) сосна крымская 3) клен остролистный 4) мак самосейка
77. Гаметофит доминирует в жизненном цикле у
1) папоротникообразных 2) мохообразных 3) покрытосеменных 4) голосеменных
78. Спорофит паразитирует на гаметофите у
1) голосеменных 2) папоротникообразных 3) покрытосеменных 4) мохообразных
79. Спирогира, в отличие от сфагнума,
1) является одноклеточным организмом 2) использует кислород для дыхания3) не размножается половым путём 4) не имеет органов и тканей
80. Гаметофитом папоротника является
1) сорус (спорангии) 2) спора 3) зелёное растение 4) заросток
81. В цикле развития сфагнума преобладает
1) листостебельное растение 2) коробочка со спорами 3) заросток 4) зелёная нить (протонема)
82.. В цикле развития папоротника орляка преобладает
1) спорофит 2) гаметофит 3) зелёная нить 4) спорангии
83. К какому способу опыления приспособлен цветок пшеницы?
1) водой 2) мелкими птицами 3) насекомыми 4) ветром
84. Из чего образуется эндосперм у покрытосеменных?
1) из зиготы 2) из всех клеток зародышевого мешка3) из оплодотворённой центральной клетки 4) из пыльцевого мешка
85. Об усложнении папоротников по сравнению со мхами свидетельствует развитие у папоротников
1) гаметофита 2) листьев 3) спор 4) корней
86. Мхи — более высокоорганизованные растения, чем водоросли, так как
1) размножаются бесполым путём 2) имеют клеточное строение3) состоят из тканей и органов 4) содержат хлорофилл в клетках
87. Почему мхи считают примитивными высшими растениями?
1) прикрепляются к почве ризоидами2) в цикле развития отсутствует половое поколение3) выделяют в атмосферу кислород в процессе фотосинтеза4) размножаются вегетативными органами
88.Наличие у папоротников корня свидетельствует об их усложнении по сравнению с
1) голосеменными 2) мхами 3) плаунами 4) хвощами
89. У голосеменных растений, в отличие от папоротников, отсутствует
1) размножение спорами 2) образование гамет 3) развитие зародыша из зиготы 4) оплодотворение
90. «Салат из морской капусты» представляет собой продукт переработки
1) морского планктона 2) растений семейства Капустные3) зелёных водорослей 4) бурых водорослей
91. В чём проявляется зависимость папоротников от водной среды?
1) отсутствие устьиц в листьях 2) созревание спор в воде3) необходимость воды для оплодотворения 4) отсутствие корня
92. Семена хвойных растений, в отличие от цветковых,
1) содержат зародыш с запасом питательных веществ 2) не имеют семенной кожуры3) развиваются на чешуйках шишек 4) образуются в плодах
93. Плоды образуются у растений отдела
1) Голосеменные 2) Папоротниковидные 3) Плауновидные 4) Покрытосеменные
94. Что свидетельствует о более высокой организации папоротников по сравнению с мхами?
1) клеточное строение 2) размножение спорами3) наличие у них корней 4) чередование полового и бесполого поколений
95. По какому признаку водоросли можно отличить от других групп растений?
1) содержат различные пластиды 2) не имеют тканей и органов3) не имеют клеточного строения 4) обитают в водной и наземной средах
96. Древние древовидные папоротники способствовали
1) образованию болот 2) созданию первичной атмосферы3) формированию современного ландшафта 4) образованию залежей каменного угля
97. Какие из растений, изображённых на рисунке, относятся к классу Двудольные?
1) 12) 23) 34) 4
gigabaza.ru
Cols=2 gutter=48> многообразие организмов, их строение и жизнедеятельность. Роль в природе и в жизни человека. Классификация - Документ
4. МНОГООБРАЗИЕ ОРГАНИЗМОВ, ИХ СТРОЕНИЕ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
РОЛЬ В ПРИРОДЕ И В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА. КЛАССИФИКАЦИЯ
4.1. Систематика. Основные систематические категории
Какая систематическая группа организмов реально существует в природе?
1)вид
род
семейство
класс
Правильная схема классификации растений:
вид—род—семейство—порядок—класс—отдел
вид—семейство — порядок —род—класс—отдел
вид—отдел---класс—порядок ---род—семейство
вид— класс—отдел—порядок—род—семейство
Правильная схема классификации животных:
вид----класс----тип----отряд-----род------семейство
вид----тип---класс---отряд ---род----семейство
вид-----род-----семейство--------порядок ------класс--------тип
вид-----род-----семейство--------отряд------класс--------тип
Способность растений скрещиваться и давать плодовитое потомство — это основной признак
1) рода
отдела
класса
4) вида
Родственные виды растений и животных объединяют в
царства
роды
семейства
классы
Наибольшая группа в систематике животных - это
вид
отряд
тип
класс
В систематике растений отсутствует отдел
моховидные
двудольные
цветковые
голосеменные
В системе органического мира позвоночные животные – это
1) тип
подтип
класс
отряд
Бактерии, грибы, растения, животные в системе органического мира рассматриваются как
типы
подцарства
царства
классы
Растения объединяют в семейство на основе
строения корневой системы
жилкования листьев
строения цветка и плода
строения стебля
В систематике животных отсутствуют
классы
порядки
семейства
подклассы
Цветковые растения объединяют в классы на основе
строения семян
строения побега
строения цветка и плода
строения почек
В систематике животных хордовые рассматриваются как
тип
подтип
надцарство
подцарство
В систематике растений крестоцветные рассматриваются как
класс
порядок
семейство
род
В систематике животных насекомые рассматриваются как
тип
подтип
класс
отряд
4.2. Бактерии
Царство бактерий объединяет организмы, тело которых состоит из
одной клетки с оформленным ядром и многими органоидами
одной или множества ядерных клеток, но без оболочки из клетчатки и хлоропластов
одной или множества ядерных клеток с оболочкой из хитиноподобного вещества, но без хлоропластов
одной безъядерной клетки, не имеющей органоидов
К царству бактерий относится
малярийный паразит
хлорелла
кишечная палочка
инфузория-туфелька
Бактерии, в отличие от растений, имеют
специализированные половые клетки
расположенную в цитоплазме молекулу ДНК
ядро, обособленное от цитоплазмы ядерной оболочкой
две и более хромосом
Бактерии относят к прокариотам, так как они
имеют одну хромосому, расположенную в ядре
имеют одну кольцевую ДНК
размножаются делением надвое
питаются только готовыми органическими веществами
Бактерии переносят неблагоприятные условия в состоянии
зиготы
споры
цисты
активного организма
Бактерии размножаются путем
слияния половых клеток
образования спор
деления надвое
митоза
Бактерии сапротрофы питаются
органическими веществами, которые сами создают из неорганических
органическими веществами мертвых растений и животных
неорганическими веществами, содержащимися в почве
неорганическими веществами, поглощаемыми из воздуха
Туберкулезную палочку по способу питания относят к
сапротрофам
паразитам
хемотрофам
автотрофам
Улучшают азотное питание растений бактерии
брожения
клубеньковые
уксуснокислые
сапротрофные
Группа бактерий, живущих в содружестве с другими организмами, -
паразиты
симбионты
консументы
сапротрофы
Заболевание туберкулезом легких у человека вызывает
1) вирус
плесневый гриб
бактерия-паразит
бактерия-сапротроф
Бактерии и грибы в круговороте веществ выполняют функции
производителей органических веществ
потребителей органических веществ
разрушителей органических веществ
разрушителей неорганических веществ
Бактерии в отличие от грибов
не размножаются спорами
образуют специализированные половые клетки
состоят из разнообразных тканей
имеют клеточную стенку
Споры бактерий, в отличие от спор грибов,
состоят из одной клетки
покрыты плотной оболочкой
выполняют функцию размножения
служат приспособлением к перенесению неблагоприятных условий жизни
Человек для получения продуктов питания использует бактерии
гнилостные
сенную палочку3) молочнокислые4) клубеньковые
4.3. Грибы.
Главное отличие грибов от растений состоит в том, что они
имеют клеточное строение
поглощают из почвы воду и минеральные соли
бывают как одноклеточными, так и многоклеточными
не содержат в клетках хлоропластов и хлорофилла
Какие особенности жизнедеятельности грибов указывают на их сходство с растениями?
накопление в оболочках клеток хитина
неограниченный рост в течение всей жизни
потребление готовых органических веществ
минерализация органических остатков
Сходство в жизнедеятельности грибов и животных проявляется, в том что они
всасывают минеральные вещества поверхностью гиф
питаются готовыми органическими веществами
ведут неподвижный образ жизни и расселяются при помощи спор
растут в течение всей жизни
Грибы, по сравнению с бактериями, имеют более высокий уровень организации, так как
по способу питания они являются гетеротрофными организмами
их можно встретить в разных средах обитания
они выполняют роль разрушителей в экосистеме
их клетки имеют оформленное ядро
Какие органоиды отсутствуют в клетках грибов?
пластиды
ядро
рибосомы
митохондрии
Оболочка грибной клетки в отличие от растительной состоит из
клетчатки
хитиноподобного вещества
сократительных белков
4)липидов
Клетки гриба, в отличие от клеток животных, имеют
1) оболочку из хитиноподобного вещества
2)ядро
митохондрии
аппарат Гольджи
Каково значение дыхания в жизни грибов?
способствует образованию органических веществ в теле гриба
ускоряет процесс биосинтеза белка
при окислении органических веществ освобождается энергия и используется на процессы жизнедеятельности
обеспечивает поглощение углекислого газа, необходимого для образования органических веществ из неорганических
Готовыми органическими веществами питаются
1) мхи
2)папоротники
3)водоросли
4) грибы
Для питания грибы -сапротрофы используют
азот воздуха
углекислый газ и кислород
органические вещества отмерших тел
органические вещества, создаваемые ими в процессе фотосинтеза
Грибы -сапротрофы, в отличие от грибов-паразитов, питаются органическими веществами
мертвых организмов, всасывая их всей поверхностью тела
синтезированными из неорганических
живых организмов, принося им вред
разлагая их до неорганических
В симбиоз с деревьями вступают
трутовики
бактерии гниения
плесневые грибы
шляпочные грибы
Микориза гриба представляет собой
грибницу, на которой развиваются плодовые тела
совокупность клеток, выполняющих сходные функции
сложные переплетения гифов между собой
сожительство гриба и корней растений
Головня и спорынья поражают
деревья
злаковые культуры
картофель
животных
К плесневым грибам НЕ относится
пеницилл
мукор
аспергилл
головня
Гриб трутовик, поселяясь на дереве:
улучшает всасывание деревом воды и минеральных солей;
разрушает ткани ствола, используя для питания его органические вещества;
улучшает азотное питание дерева;
обеспечивает дерево органическими веществами
Грибы выделяют в
род
семейство
царство
порядок
Признаком грибов, сближающим их с царством растений, является
гетеротрофный способ питания
наличие гликогена
наличие хитина в клеточных стенках
прикрепление к субстрату
Плодовое тело шляпочного гриба образовано
шляпкой и мицелием
ножкой и мицелием
шляпкой и ножкой
микоризой и спорангием
Какого способа добывания пищи среди грибов не встречается?
сапрофиты
паразиты
хищные
фотосинтезирующие
К грибам получающим органические вещества из корней деревьев, относятся
мукор
дрожжи
пеницилл
подберезовик
Среди перечисленных грибов шляпочными не являются:
сыроежка и подберезовик
мукор и пеницилл
белый и груздь
мухомор и бледная поганка
К грибам паразитам относят:
бледная поганка и мухомор
пеницилл и мукор
гриб трутовик и головня
шампиньоны и вешенки
Грибы не могут размножаться:
семенами
спорами
вегетативно
половым путем
Прочность клеточной оболочки грибам придает:
пектин
хитин
целлюлоза
гликоген
Среди перечисленных грибов пластинчатыми являются:
сыроежка и лисичка
подберезовик и груздь
подосиновик и лисичка.
масленок и шампиньон
Признаком грибов, сближающим их с царством животных, является
автотрофный способ питания
неограниченный рост
прикрепление к субстрату
наличие хитина в клеточных стенках
Характерным признаком только грибов является
гетеротрофное питание
наличие хитина в клеточной оболочке
прикрепление к субстрату
наличие грибницы
Признаком грибов, сближающим их с царством животных, является
автотрофный способ питания
неограниченный рост
прикрепление к субстрату
наличие запасного углевода –гликогена
Признаком грибов, сближающим их с царством растений , является
автотрофный способ питания
наличие хитина в клеточных стенках
прикрепление к субстрату
наличие мицелия
4.4. Лишайники
Симбиозом каких организмов являются лишайники?
гриба и корнями дерева
двух грибов различных видов
гриба и водоросли
водоросли и бактерий
Ягель или олений мох по своей сути является:
зеленым мхом
торфяным мхом
листовым лишайником
кустистым лишайником
Лишайники, обитающие на камнях, относятся к
кустистым лишайникам
листовым лишайникам
накипным лишайникам
торфяным мхам
Тело лишайника называют
слоевищем
стеблем
листом
побегом
По форме слоевища лишайники делятся на
листовые, кустистые и древесные
листовые, стеблевые и кустистые
плоские, кустовые и листовые
листовые, кустовые и накипные
К лишайникам относится
кукушкин лен
ягель
сфагнум
хлорелла
Лишайники редко встречаются в городах, потому что
очень чувствительны к загрязнению воздуха
очень чувствительны к недостатку света
им не хватает влаги
для посадки обычно выбирают деревья без лишайников
Роль лишайников в природе в том, что они
основным видом пищи для некоторых птиц
являются пионерами в сообществах
защищают стволы от переохлаждения
являются природными красителями
Лишайники размножаются
спорами
кусочками слоевища
особыми клетками, состоящими из водоросли и гриба;
всеми перечисленными способами
Лишайники не относят ни к одному из царств живой природы, так как они
совмещают в себе признаки растений и животных
по типу питания сходны с бактериями и животными
симбиотические организмы, состоящие из гриба и водоросли
поглощают воду всей поверхностью тела
4.5. Растения
В царство растений объединяют организмы, способные создавать органические вещества из неорганических с использованием энергии
тепловой
солнечной
механической
химической
Все растения от водорослей до покрытосеменных имеют
клеточное строение
ткани
стебель с листьями
проводящую систему
Организмы, клетки которых имеют хлоропласты, относят к царству
животных
растений
грибов
бактерий
Хлоропласты играют важную роль в жизни большинства
бактерий
беспозвоночных животных
шляпочных грибов
растений
Хлоропласты в растительной клетке выполняют функцию
хранения и передачи наследственной информации дочерним клеткам
транспорта органических и неорганических веществ в клетке
окисления органических веществ до неорганических с освобождением энергии
4)образования органических веществ из неорганических с использованием энергии света
Какие структуры отсутствуют в клетках кожицы чешуи лука?
хлоропласты
ядро
цитоплазма
вакуоли с клеточным соком
В процессе жизнедеятельности растения используют органические вещества, которые они
поглощают из воздуха
всасывают из почвы
получают от других организмов
создают сами в процессе фотосинтеза
Растения в процессе дыхания
выделяют кислород и поглощают углекислый газ
поглощают кислород и выделяют углекислый газ
накапливают энергию в образующихся органических веществах
синтезируют органические вещества из неорганических
Корневые волоски обеспечивают
рост корня в толщину
рост корня в длину
защиту корня от соприкосновения с почвой
поглощение корнем из почвы воды и минеральных солей
Рост растений происходит благодаря делению, росту и дифференциации клеток ткани
покровной
механической
фотосинтезирующей
образовательной
refdb.ru
Задания школьного этапа
всероссийской олимпиады школьников по биологии 2015 года
для 9 класса
Ф. И. обучающегося____________________________________________________
Школа________________________________________________________________
Учитель_______________________________________________________________
Задание 1.Задание включает 30 вопросов, к каждому вопросу предложено 4 варианта ответа. Необходимо выбрать только один ответ, который является наиболее полным и правильным. Впишите его в матрицу ответов. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл.
1. Изучением воспроизведения новых особей из одной или нескольких клеток занимается наука:
а) генная инженерия; б) клеточная инженерия; в) микробиология; г) биохимия.
2. Изучением многообразия организмов, их классификацией занимается наука:
а) генетика; б) систематика; в) физиология; г) экология.
3. В систематике растений отсутствует отдел:
а) моховидные; б) двудольные; в) цветковые; г) голосеменные.
4. Растения объединяют в семейство на основе:
а) строения корневой системы; б) жилкования листьев; в) строения цветка и плода; г) строения стебля.
5. Одним из достоинств работы К. Линнея было:
а) соответствие его системы современным представлениям о систематике; б) научное доказательство родства между многими видами; в) признание эволюционного развития органического мира; г) введение бинарной номенклатуры.
6. В современной систематике для отнесения организма к той или иной систематической категории исследуют:
а) признаки родства и морфофизиологического сходства; б) признаки внешнего сходства организмов; в) только уровень организации; г) только генетический анализ родственников.
7. Рожь и подсолнечник относят к разным классам покрытосеменных растений на основании различий в:
а) типах корневых систем; б) строении семени, цветка и корневой системы; в) строении клеток и тканей; г) строении цветка ржи.
8. Циста – это:
а) пищеварительная органелла одноклеточных организмов; б) светочувствительная органелла одноклеточных организмов; в) временная форма существования одноклеточных организмов; г) органелла выведения вредных веществ у одноклеточных организмов.
9. Фораминиферы относятся к:
а) амебам; б инфузориям; в) жгутиконосцам; г) кишечнополостным.
10. Раздельнополы:
а) белая планария; б) печеночный сосальщик; в) бычий цепень; г) человеческая аскарида.
11. К насекомым с неполным превращением относятся:
а) двукрылые; б) жесткокрылые; в) чешуекрылые; г) прямокрылые.
12. К какому типу костей относят позвонки?
а) губчатым длинным; б) губчатым коротким; в) плоским; г) трубчатым коротким.
13. Четырехглавая мышца бедра:
а) поворачивает бедро наружу; б) поддерживает тело в вертикальном положении; в) разгибает тазобедренный сустав; г) сгибает колено и голеностопный сустав.
14. Вкусовая зона расположена в … доле больших полушарий.
а) височной; б) затылочной; в) лобной; г) теменной.
15. У пациента увеличены нос, губы, язык, кисти, стопы; голос грубый, так как голосовые связки утолщены. Какой диагноз поставит врач-эндокринолог?
а) акромегалия; б) базедова болезнь; в) бронзовая болезнь; г) гигантизм.
16. Микрофлорой кишечника синтезируется витамин:
а) А; б) В12; в) К; г) РР.
17. Плацента не обеспечивает:
а) выведение продуктов обмена; б) поступление кислорода; в) поступление питательных веществ; г) синтез гормонов и антител.
18. Основным гуморальным регулятором дыхания является:
а) адреналин; б) кислород; в) норадреналин; г) углекислый газ.
19. Почки синтезируют белок ренин, который участвует в регуляции:
а) артериального давления; б) белкового обмена; в) синтеза витамина Д; г) уровня глюкозы в крови.
20. Соленость воды – это:
а) абиотический фактор; б) биотический фактор; в) антропогенный фактор; г) психологический фактор.
21. Бактерицидное действие обеспечивают:
а) ультрафиолетовые лучи; б) лучи видимого света; в) инфракрасные лучи; г) электромагнитные радиоволны.
22. Выберите пару организмов, взаимодействующих как паразит и хозяин:
а) повилика – клевер; б) муравей – тля; в) осина – подосиновик; г) мангуст – крыса.
23. В чем состоит сходство процессов дыхания и горения?
а) упорядоченные процессы, идущие при физиологических температурах; б) хаотические процессы, идущие при высоких температурах; в) в результате выделяются СО2 и Н2О; г) КПД процессов составляет 55%.
24. Лечебная сыворотка - это: а) препарат антител б) ослабленные бактерии в) взвесь лейкоцитов г) раствор антибиотика.
25. Сера содержится в: а) белках; б) жирах; в) углеводах; г) нуклеиновых кислотах.
26. Растения рода Росянка (Drosera) получает из пойманных насекомых: а) воду, которая необходима для жизненных процессов при произрастании на сухой почве; б) фосфор, который необходим для синтеза белка;
в) углеводы, так как они не могут образовываться в достаточном количестве при фотосинтезе;
г) азот, который необходим для синтеза белка;
27. Возможность развития пресмыкающихся без метаморфоза обусловлено: а) большим запасом питательного вещества в яйце; б) распространением в тропической зоне; в) преимущественно наземным образом жизни; г) строением половых желёз.
28. Глюкоза не является мономером следующих полимерных молекул: а) целлюлозы; б) хитина; в) крахмала; г) гликогена.
studfiles.net