Фенологические наблюдения за растениями осенью. Проект по биологии на тему "Фенологические наблюдения за весной в деревне Большое Седельниково"

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Лабораторная работа "Фенологические наблюдения за изменениями в природе" 5-6 класс. Фенологические наблюдения за растениями осенью


Фенологические наблюдения - Документ

Фенологические наблюдения

Осень — это закат года после яркого лета, поэтому фенологические наблюдения осенью обычно заканчивают летом. Однако в школе — учебный год начинается осенью, поэтому наблюдения за природой были организованы с тем, чтобы через зиму и весну прийти к выявлению закономерностей.

Осень — весьма сложный период в природе, как в живой, так и в неживой. Обращает на себя внимание тот факт, что календарная осень ( с 1-го сентября по 30 ноября) никогда не совпадает с осенью в природе. Это происходит потому, что существует бесконечное множество сменных сезонов — для каждого вида, для каждого организма он свой. Например для однолетнего растения осень начинается с созревания плодов и распространением семян, заканчивается полным отмиранием растения. До зимы однолетнее растение не доживает..

В русском календаре осень занимала всегда особое место. Об этом говорит тот факт, что до петровской реформы календаря 700 года, новый год начинался на Руси с 1-го сентября. Кроме того в православной церкви новолетие отмечается с 14 сентября, т.е. Первого сентября по старому стилю. Согласно гражданскому календарю осень включает 3 месяца — сентябрь, октябрь, ноябрь. Названия этих месяцев в русском языке появились после принятия христианства на Руси. У русских крестьян сентябрь назывался рюинь, т.е. Ревущий из- за рева зверей (оленей), сильных осенних ветров, Октябрь -листопад, ноябрь — грудень. За осень принимают продолжительность времени со средней датой температур воздуха через 15 градусов в сторону понижения и до 0. В условиях нашей области первыми признаками осени является сбор стрижей в стаи, которые носятся в воздухе с пронзительным криком ( уже в этом году это произошло позже обычного ( с 20 августа вместо 5-9). Признаками начинающей осени являются первые отдельные, а потому хорошо заметные пожелтевшие листья березы.

Начало фенологических наблюдений пришлось на окончание подсезона «начало осени» и начало подсезона «золотая осень». Объектом наблюдений в результате исследований явились листопадные деревья: клен остролистный, клен ясеневидный, ива козья, ольха черная, ольха серая,, береза повислая,липа мелколистная, тополь, РЯБИНА, из кустарников — орешник, шиповник. Прочие виды древесных пород проявляют активные, хорошо заметные неподготовленному наблюдателю изменения лишь в отдельные промежутки времени. Опыты показали, что у древесных растений, одиноко произрастающих на открытых пространствах, площадь расположения поверхностной корневой системы совпадает с площадью опадания листьев во время листопада. Феномен листопада состоит в том, что он создает благоприятные условия для продолжения жизнедеятельности дерева в будущем сезоне, поскольку именно приповерхностная корневая система поставляет основную часть минеральных солей, необходимых растению для жизнедеятельности. Есть сведения о зависимости между средним размером листьев на основных листопадных деревьях и продолжительностью «Бабьего лета». Размер листьев напрямую зависит от количества воды, которое было доступно растению в период вегетации. Интересно, что многие народные приметы связывают между собой метеорологические и биологические эффекты разных сезонов: например, в лесу много рябины — осень будет дождливая, мало — сухая основывается на многовековой практике наблюдения за наиболее заметными природными объектами. Передается из поколения в поколение и верна из четырех случаев — три. Это можно объяснить тем, что рябина цветет в мае, происходит опыление насекомыми растения. Если погода была благоприятная, то опылилось много цветов и как следствие большой урожай плодов. Таким образом не рябина определяет состояние осени, а погода в середине мая.

Таким образом, листопад, «бабье лето» и другие метеорологические и биологические объекты могут сообщить много информации о климатических особенностях своей местности, если за ними вести регулярные наблюдения. Методика фенологических наблюдений за растениями имеет своей целью обеспечить максимально возможную сопоставимость фенологических наблюдений. Установить сроки листопада у какой-нибудь древесной породы бывает затруднительно, поскольку у разных экземпляров одного и того же вида, даже произрастающих недалеко друг от друга, он начинается и заканчивается одновременно. Осенняя раскраска листьев, которая считается основным признаком листопада, наблюдается не у всех деревьев и кустарников. У ольхи листья во время листопада зеленые и чернеют лишь только после заморозков. И точно так же не изменяют свой цвет листья сирени, они остаются зелеными на ветвях до выпадения снега, несмотря на то, что они уже давно уже погибли. У осины листопад начинается, кргда листья еще зеленые, осенняя раскраска наступает позднее, когда часть дерева уже обнажилась.

Наблюдение процесса листопада приводит нас к выводам о приспособительном характере этого процесса. Листопад является приспособлением растений к условиям зимы, как не столько холодного, как более сухого времени года. Как известно, что вода, температура которой ниже +7 градусов, не доступна для всасывания корневыми волосками растения. Поэтому растение сталкивается с проблемой водоснабжения. Избавляясь от листвы, деревья прекращают непрерывный процесс испарения с листа, другой - защита деревьев от обламывания во время зимних снегопадов. примером этого может быть нынешняя зима (обвал деревьев в Подмосковье из-за сильных снегопадов)

В результате работы с литературой было установлено, что запахи некоторых растений влияют на определенные функции организма

Влияние запахов растений на некоторые функции организма, связанные с поддержанием работоспособности

Функции

Стимулирующие действия

Угнетающие действия

Сердечно-сосудистая система (частота пульса, артериальное давление)

Боярышник, тополь, сосна, ель (летом)

Дуб,береза (гниющая листва)

сосна, ель (зимой)

Дыхательная система (жизненная емкость легких, проходимость бронхов)

Береза, липа

Тополь, сирень (осень)

В результате исследований было выявлено, что осень явилась продолжением очень жаркого аномального лета.

Средняя температура сентября составила + 15,5 градуса,

октября - +14,

ноября - + 2,5

Дневник фенологических наблюдений (осень)

Сезон года

Период сезона

дата

Наблюдения за растениями

Наблюдения за гидрометеорологическими явлениями

осень

1. Начало осени

(сен-

тябрь)

С 15-

20 сентября

Начало раскраски листвы на:

-черемухе

-рябине

-тополе

-осине

начало созревания плодов рябины

количество листьев примерно равное : желтых и зеленых

Среднесуточных температур ниже +15 градусов установлено не было

2 сентября — последняя гроза,

радуга

2. золотая осень

20-

25

сентября

10 октября -

25 октября

День опадения первых листьев (начало листопада)

желтые листья на черемухе, рябине день опадания первых листьев

(листья сильно пожелтели, начали опадать)

Полная раскраска листьев:

-рябина

липа

черемуха

тополь

береза

осина

Первые заморозки на почве , на лужах ледяная корка отсутствует

3. Глубокая осень (голая осень)

1 ноября

Окончание листопада-

рябина

липа

черемуха

тополь

береза

(закончился листопад у осины, березы)

Последние кучевые облака , средняя температура ноября2.5 градуса

4. Пред

зимье

15-

30 ноября

Окончание листопада у сирени

Наблюдается большой урожай рябины

Установление среднесуточной температуры ниже 0

Список использованной литературы

  1. Куприянова М.к. Шенникова З.Г. «сезонные наблюдения в природе» Учебное пособие, Свердловск, Уральский рабочий 1985

  2. Скворцова М.П. «Народный календарь природы, как отражение сезонных климатических изменений Вестник, МГОУ, 2009

  3. Стрижев А.К. «Календарь русской природы, М. Московский рабочий, 1972

Фенологические наблюдения в природе в осенний период.

Работу выполнила:

Свиридова Лилия

МОУ СОШ № 43 5-А класс

Руководитель:

Колесникова Татьяна Николаевна

г. Белгород

gigabaza.ru

Лабораторная работа "Фенологические наблюдения за изменениями в природе" 5-6 класс

hello_html_ma792324.gifhello_html_6fdd46b8.gifКалендарь природы для обучающихся 5-6 классов.

Пояснительная записка

 

Прекрасна и разнообразна природа нашей Родины. На ее просторах одновременно можно наблюдать не только различные периоды какого-либо сезона, но и разные сезоны года. К сезонным явлениям относятся и весенний прилет птиц, и отлет их осенью, кладка яиц и вывод птенцов, появление и исчезновение насекомых, развертывание листьев у деревьев и кустарников. Весь этот комплекс сезонных явлений изучает фенология (от греч. fenomen - явление и logos - учение) - наука о явлениях, учитывающая, систематизирующая закономерности порядка и сроков наступления сезонных явлений, т.е. изучающая закономерности сезонного развития природы. Фактическую основу фенологических знаний составляют фенологические наблюдения, содержащие сведения о сроках (календарных датах) наступления конкретных сезонных явлений.

Трудность организации натуралистической работы с учащимися заключается в том, что этот раздел тесно связан с наблюдениями и опытами непосредственно в природе, со сбором натуральных объектов и изготовлением учебно-наглядных пособий.

Формирование у людей высокой экологической культуры невозможно без экологического образования школьников. Экологическое образование и воспитание должно быть основным направлением в работе как на уроках естественно-научного цикла, так и во внеурочной деятельности. Но воспитать у ребят ответственное отношение ко всему живому на земле можно лишь при регулярных контактах с природой. В своей работе я использую одну форм, позволяющих приобщить учащихся к непосредственным наблюдениям в природе.

Задачи фенологии

Во всех случаях фенология имеет дело с годичными циклами развития. Если это касается растений, то у однолетних берется весь период их жизненного цикла - ежегодно повторяющийся, от прорастания семени и до момента отмирания.

Процессы развития в фенологии описываются датами наступления определенных стадий и фаз, устанавливаемых по внешнему их проявлению. Так, на фенологическом языке развитие пшеницы будет характеризоваться датами появления всходов, начала колошения, цветения и созревания.

Главное в фенологическом освещении развития природных объектов - это точная привязка как развития в целом, так и каждого из его этапов к определенной календарной дате (календарному времени). Сведения о поэтапном календаре развития растений и животных составляют существенную часть их общей характеристики. Так, каждый биологический вид отличается присущей только ему привязкой развития к календарному времени. Занимаясь календарем развития биологических видов, фенология исследует, таким образом, одну из присущих всему живому форму их адаптации к среде обитания.

В зависимости от изменений условий существования календарь развития биологических видов может существенно изменяться. При этом очень часто влияние среды становится доминирующим. Внешне это проявляется в том, что одно и то же сезонное явление наступает по годам в несовпадающие сроки. Причем это присуще всем сезонным явлениям. Изменчивость сроков наступления сезонных явлений, ее закономерности составляют главный предмет изучения фенологии, а каждое из сезонных явлений может считаться изученным в фенологическом плане, если известно, в каких пределах изменяются сроки его наступления по годам и чем обусловлена изменчивость этих сроков. Для получения таких сведений необходимы многолетние наблюдения, поэтому многолетняя повторяемость наблюдений и составляет основу метода фенологических наблюдений. Однако сроки наступления сезонных явлений изменчивы не только во времени (по годам в одном пункте), но и в пространстве. Вот почему для того, чтобы получить ясную картину сезонного развития природы в широком географическом плане, требуется проведение многолетних параллельных наблюдений в большом числе пунктов.

Сопоставляя наблюдение, установили, что между сроками наступления сезонных явлений существует определенная очередность и что временной промежуток между двумя интересующими нас явлениями довольно постоянен. Поэтому по сроку наступления одного явления можно предсказать вероятный срок наступления другого.

Наблюдения за сезонным развитием объектов живой и неживой природы в течение нескольких лет дают возможность составить естественный календарь природы своего района. На основании данных многолетних фенологических наблюдений учащиеся могут получить представление о синхронизации развития растений, их реакциях на условия окружающей среды, установить причины, обуславливающие темпы развития, выявить надежные фенологические указатели сроков проведения различных сезонных работ. Располагая данными фенологических наблюдений, школьники могут научиться вычислять сроки наступления того или иного явления и связанных с ними работ, например по борьбе с вредителями и болезнями, уходом за садом, сбором лекарственных растений и т.д. Фенологические наблюдения дают педагогам ценнейший материал для конкретизации и закрепления знаний, полученных учащимися на уроках.

Правила регистрации фенологических наблюдений

в целом должны обеспечивать накопление безошибочных фенологических данных, хорошо сопоставимых по годам и четко оформленных, чтобы в дальнейшем не возникло трудностей при их использовании. При регистрации фенологических наблюдений необходимо соблюдать следующие правила:

1. Не следует вести записи на отдельных листочках, потому что их легко потерять, необходимо завести специальную тетрадь.

2. Регистрация наблюдения должна проводиться непосредственно в ходе их наблюдения . Откладывая записи, полагаясь на память, всегда рискуешь что-то упустить или ошибиться.

3. Форма дневниковых записей выбирается по усмотрению учителя, при этом важно, чтобы, однажды принятая, она регулярно соблюдалась из года в год.

4. В дневнике ежедневно после указания даты наблюдения следует отмечать:

состояние погоды и явления в неживой природе;

изменения (явления) в растительном.

5. В дневник следует заносить не только необходимые данные, но и сведения о других явлениях, которые привлекли к себе внимание.

6. Записи должны быть как можно более полными, с необходимыми пояснениями, для того чтобы не только по свежей памяти, но и много лет спустя их можно было легко прочесть и понять.

Учащимся рекомендуется завести календарь природы в виде альбома для рисования или обычной тетради. На первых страницах записывают краткие сведения о месте наблюдения: местоположение, рельеф, характер почвы, общая характеристика растительного и животного мира. Сюда же вклеивают карту-схему маршрута. На последующих страницах записывают в хронологическом порядке явления, над которыми будут вестись наблюдения (лучше отдельно: метеорологические, гидрологические, ботанические, зоологические).

Фенологические наблюдения за ___сентябрь___ месяц.

Дата

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

Температура

Облачность

Осадки

Явления

Ветер

Давление

Состояние луны

У С Л О В Н Ы Е О Б О З Н А Ч Е Н И Я :

ОБЛАЧНОСТЬ

ОСАДКИ

НАПРАВЛЕНИЕ ВЕТРА

ЯВЛЕНИЯ

http://www.5rik.ru/better/images/4706963.png

Снег *

Туман ≡

Дождь ::

Град ∆

Роса Ω

Иней ˽

http://www.5rik.ru/better/images/4706963.png

Гололед ~

Гроза Ϟ

Радуга ∩

НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ПРИРОДОЙ ОСЕНЬЮ.

НАЗВАНИЕ РАСТЕНИЙ

О с е н ь

Изменение цвета листьев

Начало листопада

Активный листопад

Окончание листопада

Опадение шишек

Береза

Тополь

Осина

Рябина

Лиственница

Шиповник

Ива

Клён

Сосна

Дуб

Сирень

Ель

Мать и мачеха

Одуванчик

Калина

Черемуха

Яблоня

НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ПРИРОДОЙ ВЕСНОЙ И ЛЕТОМ.

НАЗВАНИЕ РАСТЕНИЙ

В е с н а

Л е т о

Набухание почек

Начало распускания почек

Появление листочков

Начало цветения

Окончание цветения

Начало плодоношения

Массовое плодоношение

Сбор плодов

Береза

Тополь

Осина

Рябина

Лиственница

Шиповник

Ива

Клён

Сосна

Дуб

Сирень

Ель

Мать и мачеха

Одуванчик

Ландыш

Калина

Черемуха

Яблоня

Лабораторная работа

«Описание погоды за месяц и сезон»

Пользуясь данными календаря погоды, составьте описание погоды за месяц по плану:

1.Количество ясных и пасмурных дней;

  1. Количество дней с осадками и без осадков, какие виды осадков преобладали;

  2. Количество дней с температурой выше 0° С и ниже 0° С;

  3. Средняя температура месяца;

  4. День с самой высокой температурой и день с самой низкой температурой воздуха;

  5. Сколько дней дул северный, южный, западный и другие ветры; какие ветры преобладали, дни без ветра.

infourok.ru

Фенологические наблюдения

Фенологические наблюденияОсень — это закат года после яркого лета, поэтому фенологические наблюдения осенью обычно заканчивают летом. Однако в школе — учебный год начинается осенью, поэтому наблюдения за природой были организованы с тем, чтобы через зиму и весну прийти к выявлению закономерностей.

Осень — весьма сложный период в природе, как в живой, так и в неживой. Обращает на себя внимание тот факт, что календарная осень ( с 1-го сентября по 30 ноября) никогда не совпадает с осенью в природе. Это происходит потому, что существует бесконечное множество сменных сезонов — для каждого вида, для каждого организма он свой. Например для однолетнего растения осень начинается с созревания плодов и распространением семян, заканчивается полным отмиранием растения. До зимы однолетнее растение не доживает..

В русском календаре осень занимала всегда особое место. Об этом говорит тот факт, что до петровской реформы календаря 700 года, новый год начинался на Руси с 1-го сентября. Кроме того в православной церкви новолетие отмечается с 14 сентября, т.е. Первого сентября по старому стилю. Согласно гражданскому календарю осень включает 3 месяца — сентябрь, октябрь, ноябрь. Названия этих месяцев в русском языке появились после принятия христианства на Руси. У русских крестьян сентябрь назывался рюинь, т.е. Ревущий из- за рева зверей (оленей), сильных осенних ветров, Октябрь -листопад, ноябрь — грудень. За осень принимают продолжительность времени со средней датой температур воздуха через 15 градусов в сторону понижения и до 0. В условиях нашей области первыми признаками осени является сбор стрижей в стаи, которые носятся в воздухе с пронзительным криком ( уже в этом году это произошло позже обычного ( с 20 августа вместо 5-9). Признаками начинающей осени являются первые отдельные, а потому хорошо заметные пожелтевшие листья березы.

Начало фенологических наблюдений пришлось на окончание подсезона «начало осени» и начало подсезона «золотая осень». Объектом наблюдений в результате исследований явились листопадные деревья: клен остролистный, клен ясеневидный, ива козья, ольха черная, ольха серая,, береза повислая,липа мелколистная, тополь, РЯБИНА, из кустарников — орешник, шиповник. Прочие виды древесных пород проявляют активные, хорошо заметные неподготовленному наблюдателю изменения лишь в отдельные промежутки времени. Опыты показали, что у древесных растений, одиноко произрастающих на открытых пространствах, площадь расположения поверхностной корневой системы совпадает с площадью опадания листьев во время листопада. Феномен листопада состоит в том, что он создает благоприятные условия для продолжения жизнедеятельности дерева в будущем сезоне, поскольку именно приповерхностная корневая система поставляет основную часть минеральных солей, необходимых растению для жизнедеятельности. Есть сведения о зависимости между средним размером листьев на основных листопадных деревьях и продолжительностью «Бабьего лета». Размер листьев напрямую зависит от количества воды, которое было доступно растению в период вегетации. Интересно, что многие народные приметы связывают между собой метеорологические и биологические эффекты разных сезонов: например, в лесу много рябины — осень будет дождливая, мало — сухая основывается на многовековой практике наблюдения за наиболее заметными природными объектами. Передается из поколения в поколение и верна из четырех случаев — три. Это можно объяснить тем, что рябина цветет в мае, происходит опыление насекомыми растения. Если погода была благоприятная, то опылилось много цветов и как следствие большой урожай плодов. Таким образом не рябина определяет состояние осени, а погода в середине мая.

Таким образом, листопад, «бабье лето» и другие метеорологические и биологические объекты могут сообщить много информации о климатических особенностях своей местности, если за ними вести регулярные наблюдения. Методика фенологических наблюдений за растениями имеет своей целью обеспечить максимально возможную сопоставимость фенологических наблюдений. Установить сроки листопада у какой-нибудь древесной породы бывает затруднительно, поскольку у разных экземпляров одного и того же вида, даже произрастающих недалеко друг от друга, он начинается и заканчивается одновременно. Осенняя раскраска листьев, которая считается основным признаком листопада, наблюдается не у всех деревьев и кустарников. У ольхи листья во время листопада зеленые и чернеют лишь только после заморозков. И точно так же не изменяют свой цвет листья сирени, они остаются зелеными на ветвях до выпадения снега, несмотря на то, что они уже давно уже погибли. У осины листопад начинается, кргда листья еще зеленые, осенняя раскраска наступает позднее, когда часть дерева уже обнажилась.

Наблюдение процесса листопада приводит нас к выводам о приспособительном характере этого процесса. Листопад является приспособлением растений к условиям зимы, как не столько холодного, как более сухого времени года. Как известно, что вода, температура которой ниже +7 градусов, не доступна для всасывания корневыми волосками растения. Поэтому растение сталкивается с проблемой водоснабжения. Избавляясь от листвы, деревья прекращают непрерывный процесс испарения с листа, другой - защита деревьев от обламывания во время зимних снегопадов. примером этого может быть нынешняя зима (обвал деревьев в Подмосковье из-за сильных снегопадов)

В результате работы с литературой было установлено, что запахи некоторых растений влияют на определенные функции организмаВлияние запахов растений на некоторые функции организма, связанные с поддержанием работоспособности

Функции Стимулирующие действия Угнетающие действия
Сердечно-сосудистая система (частота пульса, артериальное давление) Боярышник, тополь, сосна, ель (летом) Дуб,береза (гниющая листва)

сосна, ель (зимой)

Дыхательная система (жизненная емкость легких, проходимость бронхов) Береза, липа Тополь, сирень (осень)

В результате исследований было выявлено, что осень явилась продолжением очень жаркого аномального лета.

Средняя температура сентября составила + 15,5 градуса,

октября - +14,

ноября - + 2,5Дневник фенологических наблюдений (осень)

Сезон года Период сезона дата Наблюдения за растениями Наблюдения за гидрометеорологическими явлениями
осень 1. Начало осени

(сен-

тябрь)

С 15-

20 сентября

Начало раскраски листвы на:

-черемухе

-рябине

-тополе

-осине

начало созревания плодов рябины

количество листьев примерно равное : желтых и зеленых

Среднесуточных температур ниже +15 градусов установлено не было2 сентября — последняя гроза,

радуга

2. золотая осень 20-

25

сентября

10 октября -

25 октября

День опадения первых листьев (начало листопада)

желтые листья на черемухе, рябине день опадания первых листьев

(листья сильно пожелтели, начали опадать)

Полная раскраска листьев:

-рябина

липа

черемуха

тополь

береза

осина

Первые заморозки на почве , на лужах ледяная корка отсутствует

3. Глубокая осень (голая осень) 1 ноября Окончание листопада-

рябина

липа

черемуха

тополь

береза

(закончился листопад у осины, березы)

Последние кучевые облака , средняя температура ноября2.5 градуса
4. Пред

зимье

15-

30 ноября

Окончание листопада у сирени

Наблюдается большой урожай рябины

Установление среднесуточной температуры ниже 0

Список использованной литературы

  1. Куприянова М.к. Шенникова З.Г. «сезонные наблюдения в природе» Учебное пособие, Свердловск, Уральский рабочий 1985
  2. Скворцова М.П. «Народный календарь природы, как отражение сезонных климатических изменений Вестник, МГОУ, 2009
  3. Стрижев А.К. «Календарь русской природы, М. Московский рабочий, 1972

Фенологические наблюдения в природе в осенний период.

Работу выполнила:

Свиридова Лилия

МОУ СОШ № 43 5-А класс

Руководитель:

Колесникова Татьяна Николаевна

г. Белгород

5-bal.ru

Фенологические наблюдения

Фенологические наблюдения Осень — это закат года после яркого лета, поэтому фенологические наблюдения осенью обычно заканчивают летом. Однако в школе — учебный год начинается осенью, поэтому наблюдения за природой были организованы с тем, чтобы через зиму и весну прийти к выявлению закономерностей.

Осень — весьма сложный период в природе, как в живой, так и в неживой. Обращает на себя внимание тот факт, что календарная осень ( с 1-го сентября по 30 ноября) никогда не совпадает с осенью в природе. Это происходит потому, что существует бесконечное множество сменных сезонов — для каждого вида, для каждого организма он свой. Например для однолетнего растения осень начинается с созревания плодов и распространением семян, заканчивается полным отмиранием растения. До зимы однолетнее растение не доживает..

В русском календаре осень занимала всегда особое место. Об этом говорит тот факт, что до петровской реформы календаря 700 года, новый год начинался на Руси с 1-го сентября. Кроме того в православной церкви новолетие отмечается с 14 сентября, т.е. Первого сентября по старому стилю. Согласно гражданскому календарю осень включает 3 месяца — сентябрь, октябрь, ноябрь. Названия этих месяцев в русском языке появились после принятия христианства на Руси. У русских крестьян сентябрь назывался рюинь, т.е. Ревущий из- за рева зверей (оленей), сильных осенних ветров, Октябрь -листопад, ноябрь — грудень. За осень принимают продолжительность времени со средней датой температур воздуха через 15 градусов в сторону понижения и до 0. В условиях нашей области первыми признаками осени является сбор стрижей в стаи, которые носятся в воздухе с пронзительным криком ( уже в этом году это произошло позже обычного ( с 20 августа вместо 5-9). Признаками начинающей осени являются первые отдельные, а потому хорошо заметные пожелтевшие листья березы.

Начало фенологических наблюдений пришлось на окончание подсезона «начало осени» и начало подсезона «золотая осень». Объектом наблюдений в результате исследований явились листопадные деревья: клен остролистный, клен ясеневидный, ива козья, ольха черная, ольха серая,, береза повислая,липа мелколистная, тополь, РЯБИНА, из кустарников — орешник, шиповник. Прочие виды древесных пород проявляют активные, хорошо заметные неподготовленному наблюдателю изменения лишь в отдельные промежутки времени. Опыты показали, что у древесных растений, одиноко произрастающих на открытых пространствах, площадь расположения поверхностной корневой системы совпадает с площадью опадания листьев во время листопада. Феномен листопада состоит в том, что он создает благоприятные условия для продолжения жизнедеятельности дерева в будущем сезоне, поскольку именно приповерхностная корневая система поставляет основную часть минеральных солей, необходимых растению для жизнедеятельности. Есть сведения о зависимости между средним размером листьев на основных листопадных деревьях и продолжительностью «Бабьего лета». Размер листьев напрямую зависит от количества воды, которое было доступно растению в период вегетации. Интересно, что многие народные приметы связывают между собой метеорологические и биологические эффекты разных сезонов: например, в лесу много рябины — осень будет дождливая, мало — сухая основывается на многовековой практике наблюдения за наиболее заметными природными объектами. Передается из поколения в поколение и верна из четырех случаев — три. Это можно объяснить тем, что рябина цветет в мае, происходит опыление насекомыми растения. Если погода была благоприятная, то опылилось много цветов и как следствие большой урожай плодов. Таким образом не рябина определяет состояние осени, а погода в середине мая.

Таким образом, листопад, «бабье лето» и другие метеорологические и биологические объекты могут сообщить много информации о климатических особенностях своей местности, если за ними вести регулярные наблюдения. Методика фенологических наблюдений за растениями имеет своей целью обеспечить максимально возможную сопоставимость фенологических наблюдений. Установить сроки листопада у какой-нибудь древесной породы бывает затруднительно, поскольку у разных экземпляров одного и того же вида, даже произрастающих недалеко друг от друга, он начинается и заканчивается одновременно. Осенняя раскраска листьев, которая считается основным признаком листопада, наблюдается не у всех деревьев и кустарников. У ольхи листья во время листопада зеленые и чернеют лишь только после заморозков. И точно так же не изменяют свой цвет листья сирени, они остаются зелеными на ветвях до выпадения снега, несмотря на то, что они уже давно уже погибли. У осины листопад начинается, кргда листья еще зеленые, осенняя раскраска наступает позднее, когда часть дерева уже обнажилась.

Наблюдение процесса листопада приводит нас к выводам о приспособительном характере этого процесса. Листопад является приспособлением растений к условиям зимы, как не столько холодного, как более сухого времени года. Как известно, что вода, температура которой ниже +7 градусов, не доступна для всасывания корневыми волосками растения. Поэтому растение сталкивается с проблемой водоснабжения. Избавляясь от листвы, деревья прекращают непрерывный процесс испарения с листа, другой - защита деревьев от обламывания во время зимних снегопадов. примером этого может быть нынешняя зима (обвал деревьев в Подмосковье из-за сильных снегопадов)

В результате работы с литературой было установлено, что запахи некоторых растений влияют на определенные функции организма Влияние запахов растений на некоторые функции организма, связанные с поддержанием работоспособности

Функции Стимулирующие действия Угнетающие действия
Сердечно-сосудистая система (частота пульса, артериальное давление) Боярышник, тополь, сосна, ель (летом) Дуб,береза (гниющая листва)

сосна, ель (зимой)

Дыхательная система (жизненная емкость легких, проходимость бронхов) Береза, липа Тополь, сирень (осень)

В результате исследований было выявлено, что осень явилась продолжением очень жаркого аномального лета.

Средняя температура сентября составила + 15,5 градуса,

октября - +14,

ноября - + 2,5 Дневник фенологических наблюдений (осень)

Сезон года Период сезона дата Наблюдения за растениями Наблюдения за гидрометеорологическими явлениями
осень 1. Начало осени

(сен-

тябрь)
С 15-

20 сентября

Начало раскраски листвы на:

-черемухе

-рябине

-тополе

-осине

начало созревания плодов рябины

количество листьев примерно равное : желтых и зеленых

Среднесуточных температур ниже +15 градусов установлено не было 2 сентября — последняя гроза,

радуга

2. золотая осень 20-

25

сентября

10 октября -

25 октября

День опадения первых листьев (начало листопада)

желтые листья на черемухе, рябине день опадания первых листьев

(листья сильно пожелтели, начали опадать)

Полная раскраска листьев:

-рябина

липа

черемуха

тополь

береза

осина

Первые заморозки на почве , на лужах ледяная корка отсутствует

3. Глубокая осень (голая осень) 1 ноября Окончание листопада-

рябина

липа

черемуха

тополь

береза

(закончился листопад у осины, березы)
Последние кучевые облака , средняя температура ноября2.5 градуса
4. Пред

зимье

15-

30 ноября

Окончание листопада у сирени

Наблюдается большой урожай рябины

Установление среднесуточной температуры ниже 0

Список использованной литературы

  1. Куприянова М.к. Шенникова З.Г. «сезонные наблюдения в природе» Учебное пособие, Свердловск, Уральский рабочий 1985
  2. Скворцова М.П. «Народный календарь природы, как отражение сезонных климатических изменений Вестник, МГОУ, 2009
  3. Стрижев А.К. «Календарь русской природы, М. Московский рабочий, 1972

Фенологические наблюдения в природе в осенний период.

Работу выполнила:

Свиридова Лилия

МОУ СОШ № 43 5-А класс

Руководитель:

Колесникова Татьяна Николаевна

г. Белгород

reftop.ru

Давайте интересоваться биологией!: Фенологические наблюдения за растениями.

«Лес, точно терем расписной:

  Лиловый, золотой, багряный,             

Стоит над солнечной  поляной,               

Завороженный  тишиной»                            

И.А.Бунин.

Осень – увядание растений, листопад, подготовка к зиме. Все доступно для наблюдения, в осенние месяцы: от первых желтых листьев березы до установления снежного покрова.Осень – переломное время года: за короткий срок с сентября по ноябрь в природе совершается переход от тепла к морозам, от зелени к снегу, от лета к зиме. Нужно всего 3 месяца, чтобы одетый зеленой листвой лес с пышным травяным покровом, принял вполне зимний вид - безлистные, голые деревья на белом фоне снега. Множество перемен происходит в природе осенью. И самые заметные из них – осеннее раскрашивание листвы, листопад, первый снег. Осень в наших широтах необычайно красочное время года. Сколько разных тонов и оттенков видим мы в это время у деревьев и кустарников. Золото и багрянец листвы – вот главная примета осени. В растительном мире на протяжении осени происходит переход от летнего активного состояния к зимнему периоду покоя. Теряют зеленый цвет листья берез и кленов, осин и лип. Они перестают выполнять свою обычную летнюю работу, а затем отрываются от веток и падают на землю. Это явление называется – листопад. Обнажаются кроны деревьев, оголяются их побеги. Останавливаются в росте корни. Все готовится к зиме, словно цепенеет. Однако есть и такие растения, у которых осенью наблюдается активный рост.

И мы начинаем новый проект!!

Время реализации проекта - сентябрь - ноябрь. 

Защита проекта - ноябрь (дата уточняется).

В проекте принимают участие 3 учителя, 3 школьных предмета. Поэтому и проект подразделён на 3 предметных блока:
  • биология,
  • литература,
  • география.
По каждому из блоков вам будут даны задания, обязательные для выполнения. В моем блоге размещаются задания по биологии. Вы вместе с родителями должны выбрать место, куда вы совершите как минимум 3 экскурсии в течение трёх месяцев. Это может быть дача, парк в городе или его окрестностях. В общем, место, где есть деревья, кустарники, и где вам приятно будет находиться и выполнять мои задания. Совершая "вылазки" на природу, не забудьте сфотографироваться (как минимум 3 раза) на фоне  изменяющей свою окраску природы. Фотографии - неотъемлимая часть проекта! Наиболее удачные будут оформлены в фоторыставку!

 Надеюсь, что каждый из вас получит не только удовольствие от времени проведенном на природе вместе с родителями, не только знания по биологии, но и, как минимум, 3 отличных отметки в журнал!!

Удачи!!!

biology085.blogspot.com

Дополнительные методы фенологические (сезонные) наблюдения.

Дополнительные методы

Фенологические (сезонные) наблюдения.

Фенологические (сезонные) наблюдения жизнедеятельности живых организмов и природной среды - одна из существенных составных частей мониторинга.

Фенология - это система знаний о закономерностях сезонного развития природы. Изменчивость сроков наступления сезонных явлений, ее закономерности составляют главный предмет изучения фенологии. Многолетняя повторяемость наблюдений определяет основу метода фенологии. Сроки наступления сезонных явлений зависят от физико-географических условий.

Для получения объективного представления об особенностях сезонного развития природы отдельных территорий составляются общие программы фенологических наблюдений, учитывающие их географическую специфику. Такие программы состоят из 4 разделов: гидрометеорологические явления; явления в мире растений; явления в мире животных; сельскохозяйственная фенология.

Существуют программы наблюдений, имеющих специализированный характер. Они включают лишь тс объекты и явления, учет которых должен обеспечить решение конкретной задачи. Например, составление программы, а затем по многолетним наблюдениям по ней календаря лесовода, грибника, рыбовода, пчеловода и т. д.

Наблюдения за гидрометеорологическими явлениями

Для получения общих представлений о гидрометеорологических явлениях можно пользоваться данными метеостанций и метеоплощадок при школах. Рекомендуется отмечать даты устойчивого перехода среднесуточной температуры воздуха в весеннее время через -5, 0, 5, 10 градусов.

При наблюдениях необходимо отмечать сроки следующих метеоявлений.

Замерзание реки (название). Отмечается день, когда движение льда полностью прекратилось.

Установление постоянного снежного покрова. Отмечается день, когда выпал снег и до весны не растаял. Отметить этот день можно лишь путем систематических наблюдений за предзимними снегопадами.

Появление первых проталин на полях. Отмечается дата, когда впервые на открытых участках среди снежного покрова стали хорошо заметны пятна обнаженной земли.

Начало интенсивного таяния снега.

Вскрытие реки (название). Записывается день обнаружения крупных трещин на льду.

Начало ледохода. Впервые замечают, что измельченные льдины сплошным потоком идут по реке (на крупных реках).

Конец ледохода. Река полностью освободилась ото льда.

Исчезновение сплошного снежного покрова. Полный сход снежного покрова на открытом месте.

Первая гроза. Электрические разряды в атмосфере в виде молний, сопровождающиеся громом. Указывается, была ли гроза близкой или отдаленной. От сильно удаленных гроз могут доноситься только приглушенные раскаты грома.

Первый заморозок в воздухе. Определяется в утренние часы по наличию инея или по появлению ледяной корки на мелких лужах.

Первый снежный покров. Отмечается дата снегопада, образовавшего сплошной снежный покров хотя бы на несколько часов. Мокрый снег или снег с дождем, не образующие сплошного покрова, в расчет не принимаются.

Наблюдения за растениями

Деревья и кустарники. Выбирают наиболее часто встречающиеся в данной местности виды. Они должны быть указаны в программе.

На постоянно наблюдаемые деревья или кустарники рекомендуется повесить заметные этикетки. Деревья должны быть здоровыми и нормально

развивающимися. Наблюдения будут только тогда иметь определенную научную и практическую ценность, если будут проводиться из года в год на одних и тех же экземплярах растений, по единой программе и методике. Не менее ценны они будут и в том случае, если их проводить на правильной основе во время экскурсий и турпоходов. В этом случае на протяжении маршрута отмечается состояние растений и животных. Изменения состояния деревьев и кустарников хорошо заметны по сезонам года.

Весной и летом рекомендуется наблюдать следующие явления.

Сокодвижение у березы. Начало сокодвижения отмечается по появ­лению из раны капельки сока. Оно начинается у березы бородавчатой, когда дневная температура перейдет через 5 градусов. Необходимо обращать внимание школьников на недопустимость глубоких порезов стволов, так как обильное течение сока ослабляет растение.

Набухание почек - появление на почечных чешуйках в результате их роста более светлых полосок, уголков, пятнышек.

Распускание почек - появление кончиков листьев между чешуйками.

Развертывание первых листьев - почки раскрылись, листочки стали разворачиваться, но листовые пластинки еще не разгладились. Лиственные леса в этот период издали кажутся подернутыми «зеленой дымкой».

Начало цветения - высыпание пыльцы из лопнувших пыльников при дуновении ветра или встряхивании ветки у ветроопыляемых растений (ольха, лещина, тополь, осина, ясень, береза, ель, сосна, лиственница, дуб, облепиха и др.). У растений с хорошо выраженным околоцветником (вишня, груша, яблоня, черемуха, боярышник, рябина, липа и др.) началом цвете­ния считается появление на 2-3 экземплярах нескольких первых цветков с вполне раскрывшимся венчиком.

Конец цветения - на растениях не осталось раскрытых цветков, лепестки завяли и осыпаются; у ветроопыляемых растений соцветия переста­ли выделять пыльцу и в массе опадают.

Плодоношение. У растений с сочными плодами (вишня, смородина, малина, черемуха, рябина, груша, яблоня и др.) плоды считаются созревшими, если они становятся мягкими, приобретают определенную окраску, являются съедобными. У пород с сухими несъедобными плодами определить на глаз созревание трудно. Поэтому наблюдают их рассеивание. Появление, например, семян ели на снегу и является признаком их рассеивания.

Массовое плодоношение - момент, когда возможен сбор плодов и семян для хозяйственных целей.

Деревья и кустарники осенью отличаются следующими явлениями. Начало раскраски листвы - дата, когда были замечены первые по-осеннему раскрашенные листочки (хвоинки) или целые веточки (прядки).

Начало листопада - день опадения первых по-осеннему окрашенных листьев или хвои.

Полная раскраска листвы отмечается датой, когда все листья приобрели осеннюю окраску

Небольшое количество зеленоватых листьев во внимание не принимается.

Конец листопада - день, когда крона дерева или кустарника полностью обнажилась. Небольшая часть листьев на вершинах крон в расчет не принимается.

Наблюдения за сельскохозяйственными культурами

Отмечают сроки прохождения основных фенофаз, а также таких сельскохозяйственных работ, как начало пахоты, начало сева зерновых культур и их уборки, сроки посадки и уборки картофеля, дату начала сенокоса.

Минимальное количество растений, которое требуется осмотреть для определения процента вступивших в ожидаемую фазу, - 40. Подсчеты проводят так: в четырех местах участка просматриваются подряд 10 растений, не отличающихся от окружающих по своему общему состоянию, и отмечается, сколько из них вступило в ожидаемую фазу. Количество вступивших в фазу из каждого десятка суммируется, после чего вычис­ляется процент этой суммы от 40. Началом фазы считается ее появление у 10% растений.

Отмечают следующие фазы сезонного развития.

Появление первых всходов. На поверхности почвы наблюдаемого участка поля появляются первые развернувшиеся листочки, ростки или семядоли культуры.

Массовое появление всходов - появление всходов на большей части участка.

Начало колошения. Отмечается в день, когда у 10% растений колосья наполовину выдвинулись из влагалищ верхних листьев.

Массовое колошение - появление колосьев на большинстве развитых стеблей.

Начало цветения у паков - снаружи колосьев на отдельных растениях в разных концах поля появляются лопнувшие пыльники.

Начало созревания и массовое созревание семян: молочная спелость - зерно достигает размеров спелого, зеленой окраски, легко раздавливается пальцами; восковая спелость - зерно становится желтым, со­держимое его при раздавливании извлекается с трудом, легко скатывается в шарик и почти не прилипает к коже, режется ножом, как воск, и при сгибании сначала дает изгиб, а затем ломается; полная спелость - зерно твердое, не изгибается, а содержимое оболочки не выдавливается. Ниже приводим шкалы глазомерных количественных оценок.

а) Шкала глазомерной оценки обилия цветения:

0 - означает, что в год наблюдений данное растение не цвело;

1 - цветение очень слабое. Цветки имеются лишь у отдельных растений данного вида;

2 - цветение слабое. Небольшое количество цветков у многих растений данного вида;

3 - цветение среднее. Умеренное количество цветков у многих растений данного вида;

4 - цветение хорошее. У большинства растений много цветков;

5 - цветение очень хорошее. Очень большое количество цветков у подавляющего большинства растений данного вида.

б) Шкала глазомерной оценки плодоношения ягодников (оценка производится до начала массового созревания ягод):

0 - неурожай. Ягод практически нет;

1 - очень плохой урожай. Единичные ягоды встречаются очень редко. Большая часть ягодников без ягод;

2 - слабый урожай. Единичные ягоды или их небольшие группы встречаются довольно часто, но большинство участков ягод не имеет;

3 - средний урожай. Местами имеется значительное количество ягод, но большинство участков имеет единичные ягоды или вовсе лишены их;

4 - хороший урожай. Участки с большим количеством ягод занимают не менее половины встречающихся площадей ягодников, участки с неурожаем или слабым урожаем редки;

5 - очень хороший урожай. Повсеместно обильное плодоношение.

в) Шкала глазомерной оценки урожая шишек, плодов и семян деревьев и кустарников. Эту шкалу можно применить для глазомерной оценки урожая шишек, плодов и семян деревьев и кустарников:

0- полный неурожай. Шишек, плодов и семян нет;

1 - очень плохой урожай. Шишки, плоды и семена в очень небольшом количестве на единичных экземплярах растений;

2 -слабый урожай. Равномерное и удовлетворительное плодоношение на большинстве экземпляров растений;

3 - средний урожай. Плоды и семена в значительных количествах на свободно живущих растениях и в удовлетворительных количествах на растениях в насаждениях;

4 - хороший урожай. Хорошее плодоношение у большинства растений;

5 - отличный урожай. Обильное плодоношение почти у всех растений,

г) Шкала глазомерной оценки урожая съедобных грибов (оценка производится по окончании грибного сезона):

1 - полный неурожай. Грибов данного вида не было;

2 - плохой урожай. Сбор грибов очень мал. Встречались только в исключительно благоприятных для них местах;

3 - средний урожай. Грибы встречались всюду, но в небольшом количестве;

4 - хороший урожай. Грибы встречались в большом количестве. Наблюдались повторные «слои»;

5 - очень хороший урожай. Большой и продолжительный сбор грибов. Массовое их появление наблюдалось неоднократно в течение лета и осени.

Наблюдения за животным миром

Насекомые. Прямой практический интерес вызывают наблюдения за насекомыми медоносами и опылителями, а также насекомыми вредителями сельскохозяйственных растений. Наблюдения насекомых ведутся параллельно с наблюдениями растений. Необходимо фиксировать следующие периодические явления.

Появление взрослых особей (имаго). Первое появление (начало активности имаго) - замечены первые подвижные особи данного вида в местах его обычного пребывания. Массовое появление - резкое увеличение численности особей вида.

Начало откладки яиц - день обнаружения первого яйца или кладки яиц.

Начало отрождения личинок - день обнаружения личинок.

Начало окукливания - дата первого обнаружения куколок данного вида насекомых.

Птицы. В рамках рекомендуемой программы требуется в основном установление дат прилета (пролета) и отлета птиц.

Для наблюдения за птицами выбираются специальные маршруты, ежегодно посещаемые в нужные периоды (во время перелетов, зимних наблюдений). Для рано прилетающих птиц - это речные долины, поля, опушки леса, сады, парки. Наблюдения лучше всего вести в утренние часы (птицы активны и поют чаще). Первых рано прилетающих птиц надо ждать с появлением первых признаков весны- потеплением воздуха и появлением первых проталин на южных склонах. Наблюдения за отлетом и осен­ним пролетом птиц надо начинать с августа.

Начало прилета или отлета - замечены первые единичные особи или первая пролетная группа (стая) данного вида. Отмечать можно и по голосу (песня жаворонка, кукование кукушки, песня соловья). Массовый при­лет или пролет - численность птиц данного вида резко увеличилась.

Отлет (пролет). Для стайных пролетных птиц (гуси, журавли и др.) отмечаются даты начала (первая пролетная стая), массового пролета (день наибольшего количества пролетных стай) и его окончание (день, после которого пролетные стаи больше не встречались).

Основные фенологические даты по сезонам

Сезоны и периоды фенологического года

Сезонные явления

Дата

Предвесенье

1. Первая капель

Весна

2. Начало интенсивного таяния снега

Пестрая весна

3. Появление проталин на ровных местах

Голая весна

4. Полное освобождение полей от снега и вскрытие крупной реки

Зеленая весна

5. Зеленение черемухи

Лето

6. Установление среднесуточной температуры воздуха выше 15°С

Перволетье

7. Зацветание шиповника

Краснолетье

8. Зацветание липы

Спад лета

9. Начало созревания ягод брусники 10. Появление первых желтых листьев у лип и берез

Осень

Начальная осень

11. Установление среднесуточной температуры воздуха ниже 15°С. 12. Появление желтых листьев у большинства деревьев и кустарников

Золотая осень

13. Образование полной осенней окраски у большин­ства деревьев и кустарников

Глубокая осень

14. Окончание листопада у большинства деревьев и кустарников

Сезоны и периоды фенологического года

Сезонные явления

Дата

Предзимье

15. Установление среднесуточной температуры воздуха ниже 0°С

Зима

Первозимье

16. Образование ледостава на крупной реке. Устойчивый снежный покров

Среднезимье

17. Установление ледовой переправы через реку

Определение встречаемости растительных видов в изучаемом сообществе

Для сравнения ключевых участков и выяснения, на какие компоненты экосистем влияет изучаемый антропогенный фактор, применяют методы качественного и количественного сравнения видов. Встречаемость растительных видов характеризует качественное различие сравниваемых фитоценозов и определяется следующим образом.

  1. На ключевом участке заложить 10 пробных площадок размером 1 м2 для подсчета травянистых или кустарничковых видов, всходов деревьев или кустарников.

  2. Определить на каждой из десяти площадок наличие интересующих видов (например, липа, дуб, клен, береза, сосна, черемуха, орешник). Полученные данные по каждой площадке занести в полевой дневник.

  3. Вычислить в процентах встречаемость изученных видов в обследуемом природном сообществе. Для этого разлиновать большой лист бумаги (а если нужно, склеить несколько листов), где в горизонтальных строчках написать названия отдельных видов растений, а в вертикальных рядах обозначить площадки, на которых проводились подсчеты (табл. 5.5).

  4. Переписать все виды, отмеченные на первой площадке, и в первом вертикальном ряду крестиками отметить против каждого вида его присутствие на площадке. Если на второй площадке встретятся те же виды, что и на предыдущей, отметить их крестиками во втором вертикальном ряду. Если попадется новый вид, дописать его ниже в горизонтальном ряду и поставить крестик только на второй вертикали (на первой останется про­пуск, поскольку вид не встречается на первой площадке).

Таблица Встречаемость видов на ключевом участке

refdb.ru

Проект по биологии на тему "Фенологические наблюдения за весной в деревне Большое Седельниково"

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №10»

деревня Большое Седельниково

Фенологические наблюдения

за весной в деревне Большое Седельниково.

Выполнила:

Могильникова А.

Ученица 5 класса

Руководитель:

Глазырина Е.А.

Учитель

химии и биологии

2013 г

2

Глава 1. Фенология………………………………………………………………………

3

1.1 История фенологии…………………………………………………………………

3

1.2 Наблюдения и методы фенологии…………………………………………………

3

1.3 Характеристика подсезонов весны……………………………………………

4

Глава 2. Народное творчество о природе………………………………………………

6

Глава 3. Календарь природы Сысертского района деревни Большое Седельникого......................................................................................................................

7

3.1 Фенологические наблюдения: метеонаблюдения, наблюдения за растениями и животными………………………………………………………………………………

7

3.2 Наблюдение за погодой, фиксация и обработка собранных материалов………..

8

3.3 Наблюдения и измерения высоты снежного покрова…………………………….

11

Заключение………………………………………………………………………………

12

Список используемой литературы…………………………………………………….

13

Приложение………………………………………………………………………………

14

Введение

Прекрасна и разнообразна природа нашей Родины. На ее просторах одновременно можно наблюдать не только различные периоды какого-либо сезона, но и разные сезоны года. Весна и лето, осень и зима неизменно дают знать о себе специфическим комплексом сезонных явлений, которые следуют друг за другом в определенной последовательности и через определенные промежутки времени. К сезонным явлениям относятся и весенний прилет птиц, и отлет их осенью, кладка яиц и вывод птенцов, появление и исчезновение насекомых, развертывание листьев у деревьев и кустарников. Весь этот комплекс сезонных явлений изучает фенология (от греч. fenomen - явление и logos - учение) - наука о явлениях, учитывающая, систематизирующая закономерности порядка и сроков наступления сезонных явлений, т.е. изучающая закономерности сезонного развития природы. Фактическую основу фенологических знаний составляют фенологические наблюдения, содержащие сведения о сроках (календарных датах) наступления конкретных сезонных явлений. Развитие фенологии как отрасли знаний было вызвано запросами практики, а истоки фенологических знаний лежат на заре человеческой культуры. Как только человек обрел способность отмечать в своей памяти явления окружающей его природы, он стал собирателем фенологических наблюдений. Увязывая их с производственным опытом, человек получал представление о лучших сроках проведения полевых работ и учился определять их. Однако прийти к этому он мог лишь путем сопоставления наблюдений за широким кругом сезонных явлений природы.

Особое значение имеют  фенологические наблюдения для воспитания экологически грамотных людей, знающих и понимающих  родную природу. Может быть, это самое значимое предназначение  фенологических наблюдений, так как наблюдение за природой могут проводить школьники разного возраста. Результаты таких наблюдений очень важны для понимания глобальных и региональных событий, которые развиваются в природе.

Проблема: Наличие отрывочных сведений о сезонном развитии природы в Сысертском районе в деревне Большое Седельниково.

Цель работы: изучение сезонного развития природы окрестностей деревни Большое Седельниково и составление фенологического календаря за март и апрель 2013 г.

Задачи:

1.определить методы и формы  фенологических наблюдений природы;

2. обобщить сведения о народных приметах погоды.

3. создать дневник наблюдений за природой окрестности деревни Большое Седельниково.

Глава 1. Фенология.

    1. История фенологии

Начало наблюдений над сезонными явлениями в связи с собирательством, охотой и примитивным сельское хозяйством восходит к глубокой древности. Становление современной научной фенологии относится к 18 веку Петр первый, заботясь о выборе мест для паркового строительства в окрестностях Петербурга, в 1721 писал А. Д. Меншикову: «Когда деревья станут раскидываться, тогда велите присылать нам листочки одних по недельно наклеивших на бумагу, с надписанием чисел, дабы узнать, где ранее началась весна».

К середине 19 века фенологическими наблюдениями были охвачены все крупные страны Западной Европы и Россия. В 20 веке фенологические наблюдения и исследования распространились на все страны Центральной Европы и США, а в дальнейшем и на другие страны (Индия и другие). Фундаментальную базу под все фенологические исследования подвел Г.Э Шульц, первый руководитель фенологического сектора: в 1981 году вышла его книга «Общая фенология», где были освещены все теоретические, методические и прикладные аспекты  фенологии. Фенологические наблюдения - одно из древнейших занятий человека. Чтобы успешно хозяйствовать, нужно было следить за сезонным развитием природы, особенно в земледельческой практике.

1.2 .Наблюдения и методы фенологии

Гидрометеорологические (сезонные) наблюдения

1. Образование наста, или твердой ледяной корки на поверхности снега.

2. Появление первых проталин на полях.

3. Появление первых кольцевых проталин в лесу (указывать молодой лес или старый, хвойный или лиственный).

4. Таяние снежного покрова на полях.

5. Таяние снежного покрова в лесу.

6. Оттаивание почвы на глубину 10 см.

7. Полное оттаивание почвы.

8. Поздние весенние снегопады.

9. Поздние весенние заморозки.

Наблюдения над растениями

1. Времясокодвижения у кленов, берез.

2. Набухание почек (указывать название породы деревьев, кустарников, их местоположение, возраст).

3. Распускание почек (указывать название породы деревьев, кустарников, их местоположение, возраст).

4. Развертывание листьев.

5. Полное развитие листьев.

6. Появление бутонов, соцветий (указать у каких растений и в каких угодьях).

7. Цветение (начало, массовое, конец).

8. Созревание семян, плодов (хорошо сделать оценку урожая).

9. Осенняя раскраска листьев (начало, массовая; указать название породы деревьев, кустарников, их местоположение, возраст).

Традиционный метод фенологической информации – визуальные наблюдения, т. е. регистрация сроков наступления сезонных явлений. Фенологические наблюдения - одна из наиболее доступных форм массовой краеведческой работы. Эти наблюдения не требуют специальных приборов и оборудования, могут быть легко организованы во многих уголках природы по всему миру. Всюду, где есть люди, интересующиеся изучением природы - и горожане и жители сельской местности, и юные натуралисты и пенсионеры, могут проводиться фенологические наблюдения.

1.3 Характеристика подсезонов весны.

Весенний сезон состоит из четырёх подсезонов, каждый из который характеризуется собственными феноиндикаторами.

1-й подсезон (таяние снега), по Михаилу Пришвину — «весна света», — начинается с появления первых проталин в поле, а заканчивается с началом цветения ольхи серой иорешника-лещины. В течение этого подсезона прилетают грачи, чайки, скворцы и жаворонки. Начинается сокодвижение и набухание почек клёнов и берёз. Сходит и совсем исчезает снежный покров на полях, водоёмы начинают очищаться ото льда.

В этот же период заканчивается рыбалка по последнему льду и начинается ловля рыб по открытой воде. В течение этого подсезона некоторые виды рыб (щука, язь, елец, подуст,жерех, ёрш) готовятся и кое-где приступают к нересту. В некоторых местах уже неплохо ловятся плотва, язь и лещ.

2-й подсезон (оживление весны) — начинается с зацветания серой ольхи. Хороший индикатор начала этого подсезона для городских жителей — желтеющая на глинистых пустырях мать-и-мачеха. В Центральном районе, как правило, начало этих явлений приходится на 15—20 апреля.

Происходит окончательное освобождение водоёмов ото льда, подсыхает сверху почва, многие просёлочные дороги становятся проходимыми и доступными для транспорта, открывается путь рыболовам в самые малодоступные и глухие места.

В этом подсезоне прилетают журавли и вальдшнепы, вылетают шмели (комары-толкунцы, мухи и первые бабочки появляются раньше), уже порою раздаются «песни» лягушек. Оживляются дождевые черви. Заканчивают нерест щука и язь, продолжают ёрш и жерех и начинают окунь и лещ (старшие возрастные группы, самые крупные, так называемые «берёзовики»). Заканчивается период с облиствением берёзы и «пылением» вяза.

3-й подсезон (разгар весны) — начинается с момента, когда зазеленела берёза. В это время, в течение примерно двух декад, продолжается нарастание тепла. Всё жарче дни и теплее ночи. «Идёт, гудёт зелёный шум», как сказал поэт. Гуще зеленеют деревья и кустарники, цветёт черёмуха, зацветают фруктовые сады. Всё больше становится насекомых, прилетают певчие птицы, питающиеся ими.

Завершается период зацветанием рябины и лиловой сирени, и эти же явления позволяют начать отсчёт времени последнего подсезона весны, длящегося, как и предыдущий, тоже около двух декад.

4-й подсезон (предлетье, «весна зелёной травы») — во время него обычно заканчивается цветение фруктовых садов, выколашиваются озимая рожь и луговые злаки, в сырых местах зацветает незабудка, а на суходолах — нивяник-поповник (называемый в просторечии ромашкой, «любит-не-любит»). Все эти явления совпадают по времени с вылетомстрекоз.

Гhello_html_m46711527.pngлава 2. Народное творчество о природе.

Если во время грозы раскат грома слышатся долго и не резко – жди затяжного ненастья, если отрывисто - будет ясно.

В марте облака плывут быстро и высоко – к хорошей погоде.

Синие облака в апреле – к теплу и дождю.

Если темные облака движутся быстро – к затяжному дождю.

Кучевые облака ходят низко – к ненастью, высоко – к погожему деньку.

Если птицы вьют гнезда на солнечной стороне деревьев или домов, то будет холодное лето и наоборот.

Вороны каркают стаей – к ненастью.

Снегири под окном чирикают – к оттепели.

Воробьи купаются ранней весной – к теплу.

Перелетная птица течет стаями - к дружной весне.

Жаворонок поет к теплу, зяблик – к стуже.

Муравьи спешно среди дня заделывают входы – будет дождь.hello_html_a4a41f8.png

Глава 3. Календарь природы Сысертского района деревни Большое Седельникого

3.1 Фенологические наблюдения: метеонаблюдения, за растениями, за животными.

Каждый наблюдатель ведет наблюдения самостоятельно. Наблюдатель должен знать об этом и относиться к результатам собственных наблюдений с ответственностью. Это относится не только к самим наблюдениям, к методике, но и к обработке собираемых материалов.

По результатам наблюдений необходимо составлять хронологическую таблицу сезонных явлений. Такая таблица, которую часто называют Календарем природы, является основным научным документом - результатом фенологических наблюдений на данном участке. Календарь природы, составленный за несколько лет наблюдений, может быть использован для прогнозирования природных явлений и совпадающих с ними по срокам хозяйственных мероприятий.

Таблица 1

Фенологические наблюдения

3.2 Наблюдение за погодой, фиксация и обработка собранных материалов

Приборы и материалы: часы, термометр.

Указания к работе:

1. В течение месяца наблюдайте за погодой, отмечайте температуру воздуха, измеряя ее в одно и то же время дня, облачность и осадки.

2. Полученные данные записывайте в таблицу 4, пользуясь предложенными условными обозначениями:

Условные обозначения

* - снег

- дождь

Ο - ясно

Ο - облачно

Ο - пасмурно

Таблица 2

Фиксация результатов наблюдения за погодой в марте 2013 г.

Дата

Температура воздуха

Облачность

Вид осадков

17.03.

11

Ο

18.03

5

Ο

19.03

-5

Ο

*

20.03

-13

Ο

*

21.03

-9

Ο

*

22.03

-4

Ο

*

23.03

-10

Ο

*

24.03

-8

Ο

25.03

-6

Ο

*

26.03

-6,5

Ο

*

27.03

-3

Ο

*

28.03

-3

Ο

*

29.03

-6

Ο

30.03

-7,5

Ο

31.03

-6,5

Ο

Таблица 3

Фиксация результатов наблюдения за погодой в апреле 2013 г.

Дата

Температура воздуха

Облачность

Вид осадков

1.04

-1

Ο

*

2.04

1

Ο

*

3.04

7

Ο

4.04

1

Ο

5.04

-1

Ο

6.04

9

Ο

7.04

13

Ο

8.04

8

Ο

9.04

13

Ο

10.04

3

Ο

11.04

-1

Ο

*

12.04

-1

Ο

13.04

0

Ο

14.04

0

Ο

15.04

4

Ο

Обработка результатов наблюдений

1. По полученным данным построена температурная кривуая, т.е. график зависимости температуры от даты.

2. Средняя температура воздуха за данный месяц Тср = 0,5оС. За март Тср = -5 оС. За апрель Тср = 4 оС.

3. Наибольшая и наименьшая температура, наблюдавшаяся в этом месяце:

Март Тmax = -13. Тmin = 11. Апрель Тmax = 13. Тmin = -1.

4. Изменения температуры в течение месяца наблюдали из-за резкого перепада температуры, быстрого таяние снега, различные виды осадков.

Диаграмма 1.

Изменение температуры за март – апрель 2013 г.

hello_html_2c83c7c7.png

3.3 Наблюдения и измерения высоты снежного покрова

Оборудование: метр, карандаш, тетрадь

Таблица 4

Высота снежного покрова

39

01.04

40

22.03

45

02.04

35

23.03

48

03.04

30

24.03

43

04.04

27

25.03

49

05.04

26

26.03

53

06.04

20

27.03

59

07.04

13

28.03

53

08.04

5

29.03

49

09.04

3

30.03

45

10.04

0

31.03

43

11.04

0,8

Диаграмма 2.

hello_html_22d5f0eb.png

Вывод: высота снежного покрова изменяется от количества и видов осадков, которые выпадают и от температуры окружающей среды.

Заключение

     По материалам таблиц фенологического календаря построены диаграммы фенологических календарей за март – апрель 2013 год. Подготовлены иллюстрации календаря природы за 2013 год.

На основе проделанной работы приходим к следующим выводам:

1.  Для окрестностей деревни Большое Седельниково разработана схема фенологической периодизации весны.

2. Полученная фенологическая информация использована для составления календаря природы деревни Большое Седельниково; для углубления знаний учащихся по биологии, географии, экологии;

3. Природные приметы способствуют формированию представления о предстоящей погоде.

4. Высота снежного покрова меняется в зависимости от температуры воздуха и от количества осадков.

5. В деревне Большое Седельниково проходит 2-й подсезон весны.

6. Разработан дневник фенологических наблюдений за весной в деревне Большое Седельниково.

7. Данные исследования будут продолжены с целью сбора материала за летний – осенний период.     

8. Мне хочется отметить, что много интересных встреч принесли нам фенологические наблюдения. В 2013 году наблюдения продолжаются. И совершенно верно сказал Петр Ильич Чайковский: "Восторги от созерцания природы выше, чем от искусства".

 

Список используемой литературы

  1. ru.wikipedia.org/wiki/Фенология

  2. edudic.ru/she/891

  3. timuriego.com/fenologicheskie-n...

  4. rudocs.exdat.com/docs/index-441750....

  5. Большаков В.Н., Таршис Г.И., Безель В.С. Региональная экология: Учебник. 10-11-х кл. – Екатеринбург: «Сократ», 2000. – 224 с.: ил.

  6. Криксунов Е.А. и др. Экология: 9 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений / Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник, А.П. Сидорин. – М.: Дрофа, 1995. – 240 с.: ил.

ПРИЛОЖЕНИЕ

hello_html_5771add5.jpg

hello_html_m34d028dd.jpg

Первые проталины.

hello_html_ed826f1.jpg

hello_html_1896d932.jpg

Измерение снежного покрова

hello_html_m5ce7d550.jpg

Март 2013 г.

hello_html_471a8805.jpg

Апрель 2013 г.

hello_html_669115ba.jpg

Проталины на полях.

hello_html_m39a17385.jpg

Мать-и-мачеха.

hello_html_2f8b5b9.jpg

Вскрытие реки Арамилка.

hello_html_35832646.jpg

Верба.

hello_html_m57122194.jpg

Снег в лесу.

hello_html_m4c843fff.jpg

«Средняя общеобразовательная школа №10»

деревня Большое Седельниково

ДНЕВНИК

фенологических наблюдений

___________________________

___________________________

___________________________

2013 г.

Правила фенологических наблюдений.

1. Проводить наблюдения только над теми объектами (видами животных и растений), которые хорошо знаешь. В случае, если название того или иного вида зверя, птицы, растения неизвестно, следует дать его подробное описание.

2. Точно указать место наблюдения, район, населенный пункт, угодье (какой лес, луг, поле и т. д.), на каком расстоянии оно расположено от данного населенного пункта.

3. Записывать наблюдения НУЖНО подробно и в тот же день, когда они проводились.

4. Вести наблюдения регулярно.

5.  Выбор участка для наблюдений. Он должен быть типичным по возможности для местности. На нем можно пронаблюдать большинство, если не все явления, принятой наблюдателем Программы наблюдений. Естественно учитываются возможности наблюдателя. Участком для наблюдений может стать в городе места прогулок, скверы, парки, маршрут следования на работу. В сельской местности есть возможность включить в участок ближний лес, луг, болото.

6.Весной и осенью, когда явления сменяются быстро, наблюдения проводятся ежедневно. Летом - через два-три дня, зимой - реже.

Наблюдения за растениями и животными, метеонаблюдения.

Измерение высоты снежного покрова

Дата

Высота снега, см

Дата

Высота снега, см

Характеристика населенного пункта

  1. Район ________________________________________________

  2. Населенный пункт _____________________________________

  3. Угодья (лес, луг, поле, болото) ___________________________

  4. Время проведения наблюдений __________________________

hello_html_m46711527.png

infourok.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта