Условие жизни растений. Условия жизни растений. Основные экологические факторы, влияющие на жизнедеятельность растений. Среды жизни растений. Многообразие растений. Изменения у растений в природных условиях. Их значение в жизни растений. Роль растений в природе и жизни человека.

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Условия жизни растений. Основные экологические факторы, влияющие на жизнедеятельность растений. Среды жизни растений. Многообразие растений. Изменения у растений в природных условиях. Их значение в жизни растений. Роль растений в природе и жизни человека. Условие жизни растений


Условия жизни растений. Основные экологические факторы, влияющие на жизнедеятельность растений.

Класс: 6

Дата проведения:

Тема: Условия жизни растений. Основные экологические факторы, влияющие на жизнедеятельность растений. Среды жизни растений. Многообразие растений. Изменения у растений в природных условиях. Их значение в жизни растений. Роль растений в природе и жизни человека.

Цель урока: продолжить знакомство с растительными сообществами, выделить отличительные особенности леса, как растительного сообщества.

Задачи:

1.образовательные: развивать у школьников понятия о признаках растений;

2.воспитательная: продолжить формирование бережного отношения к природе;

3. развивающие: повторить материал по жизненным формам растений, растительным сообществам,

ознакомиться с понятиями: ярусность, светолюбивые, теневые, теневыносливые, холодостойкие, теплолюбивые, ксерофитные, мезофитные, гидрофитные растения,

научиться выделять ярусы в лесу и распределять растения по группам по отношению к воде, свету, температуре

Учащиеся должны знать:

  1. Условия жизни растений.

  2. Уметь применять ботанические знания.

  3. Знать об экологических факторах, влияющих на жизнь растений.

Тип урока: Комбинированный урок

Оборудование: компьютер с мультимедийным проектором.

Учебник: §4

Методы обучения: беседа, словесные, объяснительно-иллюстративные, работа с учебником, практическая работа, лабораторная работа.

Формы организации учебной деятельности (УД): фронтальная, индивидуальная.

Проблемный вопрос урока: Условия жизни растений.

Технологическая карта урока

1.Наука о растениях ботаника.

2.Значение растений в жизни человека.

3.Распространенные растения в Казахстане

Объясняет новую тему с использованием интерактивной доски.

Записывают основные положения в тетрадь.

25 мин

4.Заключение

Формирование собственной позиции.

Формулировка выводов

Задает вопросы. Просит сформулировать выводы.

Отвечают на вопросы. Делают выводы по пройденной теме.

1 мин

5.Домашнее задание

Дать установку на подготовку к следующему уроку

Делают записи домашнего задания в дневниках

Озвучивает домашнее задание

Записывают домашнее задание

1 мин

6.Рефлексия

Целостно обобщить полученную информацию

Опрос детей.

Задает вопросы: Итак, что же мы узнали нового по этой теме и что мы умеем? Что могу я и что умею?

Отвечают на вопросы. Делятся впечатлением

1 мин

Этапы проведения

Время

Действия преподавателя и действия учеников

Приветствие

Разминка

Учащиеся встают и приветствуют друг друга комплиментами (в парах)

Проверка домашнего задания

Фронтальный опрос:

1.Что такое биология?

2.Кто ввел понятие биология?

3.Какие разделы биологии вы знаете?

4.Какие разделы изучает биология?

5. Что изучает ботаника?

6.Что такое жизненная форма растений?

7.Какие виды форм растений существуют в природе?

Работа у доски:

Соотнесите:

(правильные ответы)

1.Фотосинтез- это процесс образования органического вещества из углекислого газа и воды на свету при участии фотосинтетических пигментов (хлорофилл у растений)

2.К лекарственным растениям относятся: шиповник, малина, подорожник, одуванчик.

3.К дикорастущим растениям относятся: крапива, рябина, мать-и-мачеха.

4.Биология-наука о всем живом.

infourok.ru

Свет как условие жизни растений и животных

Свет в жизни животных

Свет регулирует процессы жизнедеятельности практически всех живых на планете. И нужно знать и придавать значение этому воздействию света на природу.

Уже давным давно подмечено, что для курицы освещенность обладает чуть ли не первичный смысл. Глаза птиц, и не только куриц, очень чувствителены к солнечному свету и длительности светового дня. Свет влияет на глаза куриц, попадает сигнал в мозг – о том, что световой день вырос, а значит, близко весна, и можно вывести и без стараний выкормить потомство. Формируется большее число половых гормонов – и как следствие — большее число яиц.

Все адаптируются под продолжительность светового дня. Встречают виды короткого и длинного дня. Например — коза. Повышение формирования гонадотропных гормонов, т.е.половых, начинаются только при понижении светового дня, во второй часте лета.

Очень интересные опыты по воздействию света на половые циклы коров. Даже наличествует понятие, как климатические бесплодия. Наилучшее соотношение 8 часов – ночь, 16 часов день. Особо чувствительны к продолжительности светового дня буренки в первые два месяца следом за отелом. В подходящее по свету время гормоны развиваются по-полной, а далее, по мере понижения светового дня, их величина понемногу уменьшается.

Реакция на трансформацию светового режима вызывает такие циклические процессы, как:

Нужна курсовая?

Напишем недорого и точно в срок! Более 50 000 проверенных специалистов

Акция! Дарим 100 руб. на первый заказ!

  • смена пера у птиц,
  • линька,
  • зимняя спячка,
  • миграция некоторых животных.

И сезонные видоизменения цветов шкуры у зайца-беляка не есть результат снижения температуры, а именно уменьшения продолжительности светового дня.

Замечание 1

Свет воздействует и на внешний вид человека и животного. Как правило, живущее на открытой месте животное имеет светозащитную пигментацию, которая защищает их от избыточного облучения. Если рассмотреть влияние света на птиц и животных в целом, то собственно свет -важнейшей фактор и двигатель размножения и не только размножения всего живого.

Свет в жизни растений

Видимый свет нужен зеленым растениям для формирования хлорофилла, сказывается на газообмене, стимулирует синтез белка, возбуждает разделение клеток, убыстряет ростовой процесс. Собственно, свет регулирует сроки плодоношения и цветения. В зависимости от световосприимчивости выделяют три группы растений:

  1. Светолюбивые, наилучшее развитее растений из данной группы вероятно только при хорошем освещение в тени они слабеют и не развивают достаточную вегетативную массу. Большинство из огородных культур относятся именно к светолюбивой подгруппе.

  2. Теневыносливые растения из данной группы смогут жить и в полутени, но лучше все-таки себя ощущают на свету. Как, к примеру, клен, может захватывать нижний ярус в лесу, но для естественного развития, полноценного, свет все же необходим в достаточном числе. У теневыносливого растения не столь сильно проходит фотосинтез.

    Многие известные нам огородные культуры причисляют как раз к группе теневыносливых растений. Например, кабачок, огурец, салат. Данные, и подобные им культуры, потребуют дозированного света, прямой свет солнца может породить ожоги.

  3. Тенелюбивым растениям для естественного развития присутствие хорошего освещения не обязательное условие, это даже вредно. При солнечном свете они ощущают себя подавленно. К данной группе относят все мхи, лишайники, водоросли, папоротники.

Нужна курсовая?

Напишем недорого и точно в срок! Более 50 000 проверенных специалистов

Акция! Дарим 100 руб. на первый заказ!

Замечание 2

Кроме того, по продолжительности светового дня растения ориентируются, переключаться им в фазу цветения, или еще рано. Так называемая фотопериодическая реакция.

Распознают:

  1. непродолжительного светового дня, растению из этой группы для перевода к цветению нужен 12 часовой световой день и меньше.
  2. Нейтрального светового дня, растению не столь важна длительность светового дня для того, чтобы перейти к цветению.
  3. Чувствительные к световому дню- при малом отстранении в ту или иную сторону — цветение не наступает.

spravochnick.ru

Условия жизни растений. Основные экологические факторы, влияющие на жизнедеятельность растений. Среды жизни растений. Многообразие растений. Изменения у растений в природных условиях. Их значение в жизни растений. Роль растений в природе и жизни человека.

Биология 6 классТема. Условия жизни растений. Основные экологические факторы, влияющие на жизнедеятельность растений. Среды жизни растений. Многообразие растений. Изменения у растений в природных условиях. Их значение в жизни растений. Роль растений в природе и жизни человека.

Экскурсии: 1. «Мир растений вокруг нас». 2. «Осенние явления в жизни растений».

Практическая работа. Осенние работы по уходу за растениями в комнатных условиях, в саду, в парке, огороде и на школьном участке.

Цель: продолжить знакомство с растительными сообществами, выделить отличительные особенности леса, как растительного сообщества

Задачи:

воспитательные - продолжить формирование бережного отношения к природе;

образовательные – повторить материал по жизненным формам растений, растительным сообществам,

ознакомиться с понятиями: ярусность, светолюбивые, теневые, теневыносливые, холодостойкие, теплолюбивые, ксерофитные, мезофитные, гидрофитные растения,

научиться выделять ярусы в лесу и распределять растения по группам по отношению к воде, свету, температуре;

развивающие - продолжить знакомство с растениями своего региона.

Термины урока: ярусность, факторы среды, светолюбивые, теневые, теневыносливые, теплолюбивые, холодостойкие, ксерофиты, мезофиты, гидрофиты, жизненные формы, растительное сообщество.

Ход урока.

Организационный момент.

Контрольная работа по теме лишайники.

Изучение нового материала

Ученик

Мы с Вами изучали разные Царства живой природы. Какие?

Растения, Бактерии, Грибы

Какое Царство нами еще не изучено?

животные

Скажите, а в природе все организмы распределены по царствам и обитают изолированно?

Нет, совместно

Как называется явление, когда Папоротники, Мхи, Лишайники, Покрытосеменные обитают совместно

Растительное сообщество

Давайте вспомним определение

Растительное сообщество- совместно произрастающие растения

Какие типы растительных сообществ вы знаете?

Луг, болото, лес и т.д.

Сегодня на уроке мы изучим особенности леса, как растительного сообщества

Тема записывается на доске:

Условия жизни растений. Лес как растительное сообщество

Запись темы в тетрадь

Когда Вы приходите в лес, на что в первую очередь обращается ваше внимание?

Деревья

А в следующий момент?

Кустарники, травы

Как правильно называется, то что мы перечислили

Жизненные формы

Если приглядеться, можно обнаружить мхи и лишайники. Распределение растений по высоте называется - ярусностью.

Ярусы:

Деревья

Низкие деревья

Кустарники

Травы

Мхи и лишайники

Запись определения в тетрадь.

Учитель показывает ярусы на таблице.

Пользуясь учебником, назовите растения каждого яруса и покажите их на плакате

Ученик после прочтения книги отвечает, пользуясь таблицей и материалами учебника, у доски

Куда следует отнести мхи и лишайники растущие на деревьях?

Отвечают с корректировкой учителя- межярусный слой

А если мы сделаем вертикальный разрез почвы и посмотрим что там внутри. Показывает на плакате

Учащиеся комментируют и приходят к выводу, что есть и подземная ярусность

А всем ли растениям одинаково живется в лесу? Давайте подумаем.

infourok.ru

Условия жизни растений. Основные экологические факторы, влияющие на жизнедеятельность растений. Среды жизни растений. Многообразие растений. Изменения у растений в природных условиях. Их значение в жизни растений. Роль растений в природе и жизни человека.

Биология 6 классТема. Условия жизни растений. Основные экологические факторы, влияющие на жизнедеятельность растений. Среды жизни растений. Многообразие растений. Изменения у растений в природных условиях. Их значение в жизни растений. Роль растений в природе и жизни человека. Экскурсии: 1. «Мир растений вокруг нас». 2. «Осенние явления в жизни растений». Практическая работа. Осенние работы по уходу за растениями в комнатных условиях, в саду, в парке, огороде и на школьном участке. Цель: продолжить знакомство с растительными сообществами, выделить отличительные особенности леса, как растительного сообщества Задачи: воспитательные - продолжить формирование бережного отношения к природе;образовательные – повторить материал по жизненным формам растений, растительным сообществам, ознакомиться с понятиями: ярусность, светолюбивые, теневые, теневыносливые, холодостойкие, теплолюбивые, ксерофитные, мезофитные, гидрофитные растения,научиться выделять ярусы в лесу и распределять растения по группам по отношению к воде, свету, температуре; развивающие - продолжить знакомство с растениями своего региона. Термины урока: ярусность, факторы среды, светолюбивые, теневые, теневыносливые, теплолюбивые, холодостойкие, ксерофиты, мезофиты, гидрофиты, жизненные формы, растительное сообщество.Ход урока. Организационный момент. Контрольная работа по теме лишайники. Изучение нового материала Ученик Мы с Вами изучали разные Царства живой природы. Какие? Растения, Бактерии, Грибы Какое Царство нами еще не изучено? животные Скажите, а в природе все организмы распределены по царствам и обитают изолированно? Нет, совместно Как называется явление, когда Папоротники, Мхи, Лишайники, Покрытосеменные обитают совместно Растительное сообщество Давайте вспомним определение Растительное сообщество- совместно произрастающие растения Какие типы растительных сообществ вы знаете? Луг, болото, лес и т.д. Сегодня на уроке мы изучим особенности леса, как растительного сообщества Тема записывается на доске: Условия жизни растений. Лес как растительное сообщество Запись темы в тетрадь Когда Вы приходите в лес, на что в первую очередь обращается ваше внимание? Деревья А в следующий момент? Кустарники, травы Как правильно называется, то что мы перечислили Жизненные формы Если приглядеться, можно обнаружить мхи и лишайники. Распределение растений по высоте называется - ярусностью. Ярусы: Деревья Низкие деревья Кустарники Травы Мхи и лишайники Запись определения в тетрадь. Учитель показывает ярусы на таблице. Пользуясь учебником, назовите растения каждого яруса и покажите их на плакате Ученик после прочтения книги отвечает, пользуясь таблицей и материалами учебника, у доски Куда следует отнести мхи и лишайники растущие на деревьях? Отвечают с корректировкой учителя- межярусный слой А если мы сделаем вертикальный разрез почвы и посмотрим что там внутри. Показывает на плакате Учащиеся комментируют и приходят к выводу, что есть и подземная ярусностьА всем ли р

schoolfiles.net

Условий жизни растений

1. Плодородие почвы и его категории

2. Факторы и условия плодородия. Пути регулирования

3. Общие физические свойства

4. Физико-механические свойства почвы

5. Режимы почвы и пути их регулирования

 

Плодородие почвы и его категории.Учение о плодородии пахотных земель – это теоретическая основа научного земледелия. Плодородие формируется в результате развития почвообразовательного процесса, на который налагается процесс окультуривания.Под плодородием следует понимать способность почвы обеспечивать рост и развитие растений элементами питания, водой, воздухом. Это значить, что почва служит растениям средой обитания и факторами жизни для них. Сохранение и воспроизводство плодородия почв главная задача земледелия. Воспроизводство – это програмированное повышения плодородия. Различают простоевоспроизводство – восстановление плодородия до исходного уровня и расширенное воспроизводство – повышение плодородия по сравнению с исходным.

В почве происходит постоянные процессы превращения, что ведет к изменению отдельных ее составных частей, разложению, а наряду с тем и накопление питательных веществ. В настоящее время существует много терминов и понятий различных видов плодородия. Целесообразнее пользоваться такими категориями плодородия.

Естественное плодородие – формируется в процессе развития почв под влиянием природных факторов почвообразования. Оно может быть сравнительно высоким, или наоборот, низким.

Эффективное (искусственное) плодородие – результат совокупного влияния природных факторов и агротехнических мероприятий по его улучшению. В результате природное плодородие может увеличиваться равно, как и урожай полевых культур, сенокосов, пастбищ, садов, овощей.

В настоящее время уровень эффективного плодородия почвы позволяет в целом по республике получить урожайность зерновых на уровне 19–22 ц/га.

Относительное плодородие – плодородие по отношению к самому растению. Так, на кислых почвах нельзя надеяться на получение высоких урожаев пшеницы, в то время как биологические особенности люпина и овса позволяют разместить на подобных участках. На основе относительного плодородия составляется структура посевных площадей, и проектируются эколого-контурные севообороты.

Выделяют категорию и потенциального плодородия – суммарное плодородие почвы, определяемое как ее природными свойствами, так и в процессе улучшения.

Экономическое плодородие связано с оценкой участков почв в зависимости от их расположения, удаленности и удобства пользования.

Факторы и условия плодородия. Пути регулирования.Плодородие почвы – это обеспечение растений всеми факторами жизни. Выделяют три группы факторов плодородия: физические, биологические и химические. Условия плодородия – это совокупность почвенных свойств и режимов, действие которых влияет на продуктивность растений.

Биологические показатели. К биологическим показателям относятся органическое вещество, микрофлора почвы и фитосанитарное состояние – чистота почвы от сорняков, вредителей и болезней.

Агрохимические показатели. Это содержание и режим питательных веществ. Важным показателем плодородия является наличие в ней доступных для растений питательных веществ. Содержание их в почве служит одним из оснований для разработки системы удобрений.

В группу физическихфакторов плодородия относят гранулометрический состав почвы, строение и мощность пахотного слоя, структура почвы.

Пути регулирования. Основные пути окультуриванияагрофизических свойств почвы состоят в физико-механическом воздействии на почву. Сюда относят способы обработки почвы (отвальная, безотвальная), физико-химические методы создания агрономически ценной структуры, приемы регулирования режимов почвы.

Положительное влияние научно-обоснованной мелиорации улучшает качество почв. Балл (бонитет) торфяно-болотных почв после мелиорации возрастает с 30 до 80 баллов. На избыточно переувлажненных дерново-подзолистых почвах после мелиорации и первичного освоения бал возрастает на 20-25 баллов бонитета Обработка почвы способствует ее аэрации. С увеличением рыхлости почвы повышается ее общая пористость, а, следовательно, и воздухоемкость, улучшается при этом и водный режим. Однако чем чаще почву обрабатывают, тем больше минерализуется гумуса. На основании обширных научных исследований рекомендована разноглубинная система обработки почвы, сочетающая глубокие обработки со средними, мелкими и поверхностными..

В настоящее время уже на многих старопахотных почвах мощность пахотного слоя достигает 20–22 см, а иногда и выше. Однако окультуренность его большей частью недостаточна. Поэтому первостепенная задача состоит в том, чтобы окультурить существующий пахотный слой.

Пути регулированиябиологических показателей плодородия почвы основываются на обогащении почвы гумусом и биологическим азотом. Одним из основных источников пополнение гумуса в почве являются органические удобрения. При внесении в почву свежего органического вещества 70–80% его массы минерализуется в течение двух лет. Остальные 20–30% подвергаются гумификации. В свою очередь собственно гумус также минерализуется. Поэтому необходимо применение приемов уменьшающих минерализацию органического вещества.

Значительное место в пополнении гумуса в почве занимают послеуборочные остатки. С урожаем зерновых культур и однолетних трав отчуждается 60–65% биомассы, кукурузы и картофеля –70–73%, сена многолетних трав – 40%. Остальная часть растений остается на поле.

Особое влияние на баланс органического вещества и питательных элементов оказывает посев многолетних бобовых трав и их травосмесей обеспечивающий не только восстановление, но и увеличение гумусовых веществ. Баланс гумуса в значительной мере зависит от структуры посевных площадей. В севообороте, включающем 25% зерновых, 50% – пропашных и 25% клевера, ежегодно убыль почвенного гумуса составляет в среднем 12,8 ц/га. В зернотравяном севообороте с 40 процентным участием многолетних бобовых трав, растительные остатки культур полностью восполняют потери минирализованного гумуса.

Повышение агрохимических показателей плодородия включает в основном химические приемы воздействия на почву. Одностороннее применение минеральных удобрений не может стабилизировать гумусовый режим почвы, и только сочетание органических и минеральных удобрений обеспечивают устойчивый баланс гумуса.

Одним из источников пополнения органического вещества является солома. Её можно непосредственно запахивать в почву. Для повышения коэффициента гумификации при запахивании на удобрение необходимо дополнительно вносить в почву 8–12 кг минерального азота в расчете на каждую тонну соломы.

Агрохимические показатели можно улучшить сидерацией. Влияние их на плодородие почвы определяется не только количеством (массой), но и химическим составом. На зеленое удобрение используют бобовые культуры (люпин, горох, сераделлу, донники) и крестоцветные (рапс яровой и озимый, горчицу, редьку масличную). Их высевают как основные культуры, так и в качестве промежуточных. Самостоятельные посевы люпина весьма эффективны на легких почвах. Под влиянием запаханной массы в пахотном слое улучшаются показатели азота и гумуса, увеличивается поглотительная способность и связность. Промежуточные бобовые сидераты за счет накопленного биологического азота обеспечивают прибавку урожая первой культуры в среднем: картофеля – 60–90 ц/га, силосных – 50–150, зерна гречихи – 5–8, ячменя, овса, озимой ржи – 6–10ц/га. (К.И. Довбан, 1987). Установлено также и высокое последействие сидератов на вторую культуру.

Известкование почвы способствует накоплению в ней азота и гумуса, улучшает условия развития клубеньковых бактерий бобовых трав, улучшает структурные показатели почвы.

Заслуживает внимания при окультуривании связных минеральных земель послойная (разноглубинная, поочередная) обработка почвы (разработана в БелНИИМиЛ, а.с. СССР № 967313) которая предусматривает использование субстрата растительных остатков с применением системы разноглубинной обработки. В итоге создается однородный по плодородию пахотный слой мощностью 25–35 см, с биомелиоративной прослойкой между ним и нижележащим слоем. Прослойка регулирует влажность, а также создает условия для увеличения запасов элементов плодородия почвы

Окультуривание почвы. При сельскохозяйственном использовании почв происходит изменение их природных процессов почвообразования и свойств почвы. Этот процесс изменения природных свойств почвы благоприятную сторону называется процессом окультуривания.

Окультуривание – это комплекс мероприятий по регулированию почвенных процессов путем направленного производственного воздействия, включая коренную переделку структуры почвы и расширенное воспроизводство почвенного плодородия. Под окультуренностью почвы понимается совокупность таких изменений ее свойств, которые обеспечивают максимальный урожай. В зависимости от интенсивности культурного почвообразовательного процесса почвы подразделяет на слабо-, средне-, и хорошо окультуренные. По диагностическим показателям степени окультуренности дерново-подзолистые почвы считаются почвы освоенными при наличии 1,5–2,5% гумуса, рН до 5, с емкостью поглощения до 60%; окультуренными – 2,5 – 3,5% гумуса, рН до 5,5 с емкостью поглощения до 80%; сильноокультуренными – 3,0–3,5% гумуса, рН до 6,5 с емкостью поглощения более 80%.

Т а б л и ц а 2.1. Оптимальные показатели окультуренности связных

Минеральных почв

Показатели окультуренности Оптимальные значения
Переувлажнение пахотного слоя в вегетационный период, дни. Отсутствует или для многолетних трав – не более 20, зерновых – не более 3
Мощность пахотного слоя 25–30
Выравненность поверхности Замкнутые микрозападины и микроповышения на отрезке 5м – не более 5см.
Плотность сложения пахотного слоя, г/см3 Для яровых зерновых – 1,1–1,3; однолетних трав – 1,0–1,3; свеклы и картофеля – 1,0–1,2; многолетних трав –1,1–1,25
Влажность почвы в слое 0–50 см, % от ПВ 50–70 – под зерновые, 55–75 – под многолетние травы, 55–70 – под корнеплоды и технические культуры
Коэффициент структурности Более 3,0
Гумус, % 2,5–3,0
Азот (NO3+ Nh5) мг/кг почвы. 80–100
Фосфор подвижный по Кирсанову, мг/кг почвы 250–300
Калий обменный, мг/кг почвы 230–250
рНКСl 6,5–7,0
Обменный основания, мг-экв/кг почвы Не менее 150–200, отсутствия подвижного алюминия

 

Эти показатели имеют динамичный характер, что связано с погодными условиями, степенью увлажнения и почвенным покровом, способом использования земли.

Мощность пахотного слоя. Основная задача при создании глубокого однородного пахотного слоя это улучшение его физических свойств и повышение эффективного плодородия почвы.

Исследования научных учреждений и опыт хозяйств по созданию и окультуриванию минеральных почв различного гранулометрического состава подтверждают, что чем глубже пахотный слой, тем выше и устойчивее урожаи. Пахотный слой в 30–40 см может поглотить и удерживать без переувлажнения 30–50% талых вод и полностью ливневые осадки – 50–60 мм. С увеличением мощности пахотного слоя только на один сантиметр масса возрастает на 120–130 т/га с увеличением органического вещества до трех тонн. При глубокой обработке быстрее и больше проникает влаги в нижележащие слои, повышается температура взрыхленного слоя, лучше происходит газообмен. На тяжелых дерново-подзолистых глееватых почвах при глубокой обработке оптимальное содержание воздуха в весенний период устанавливалось на 20–22 дня раньше, по отношению к обычной вспашке, что особенно важно для озимых культур. Рыхление подпахотного слоя способствует большему выделению углекислого газа. С увеличением мощности пахотного слоя на один сантиметр объем общей пористости увеличивается на 50–55 м3/га.

Мощный окультуренный пахотный слой имеет большое гидромелиоративное значение. С повышением коэффициента фильтрации и влагоемкости почвы сокращается объём стока и тем самым повысить действие осушительных систем и уменьшить вынос питательных веществ. Увеличение мощности пахотного слоя с 15–20 до 25–30 см коэффициент фильтрации на суглинистых почвах повышается с 1,0–1,5 до 2,0–3,0, глинистых – от 0,5 до 2–3 метра в сутки. В мощном пахотном слое создаются и более благоприятные условия для развития микроорганизмов и корневой системы полевых культур. Семена сорняков заделанных на большую глубину медленно прорастают, а значительная часть их погибает. При глубокой подрезке корней сорных растений они быстрее отмирают. Глубокая заделка пожнивных остатков при хорошем оборачивании пласта исключается возможность появления вредителей и болезней на последующей культуре.

Растения по-разному реагируют на глубину пахотного слоя и глубину основной обработки. Хорошо отзываются на глубокую основную обработку почвы свекла, кукуруза, картофель, люцерна и клевер, вика, кормовые бобы, овощные культуры. Озимые зерновые, горох, ячмень, овес, гречиха культуры, средне отзывающие на глубокую обработку. К слабо отзывающимся или совсем не реагирующие не глубокую обработку относятся лен, яровая пшеница, люпин.

В связи с особым значением глубокого окультуривания пахотного слоя разработаны приемы углубления и окультуривания пахотного слоя. Мелиоративной вспашкой с интенсивным окультуриванием подзолистых почв можно создать однородный пахотный слой с глубиной около 30см. вместе с этим этот прием и особенно плантажная вспашка требует много времени и затрат. Поднятый на дневную поверхность иллювиальный горизонт водопрочен только во влажном состоянии. После многократного подсыхания и увлажнения осадками его структура разрушается, образуется бесструктурная заплывающая глина и при высыхании покрывается коркой, ухудшающей режимы почвы.

Применение двух- или трехярусной вспашки, как приема коренной переделки профиля, невозможно создать однородный по плодородию пахотный слой. В связи с большими затратами ярусной вспашки вряд ли этот прием может быть применен в широких масштабах.

Углубление пахотного горизонта путем постепенного припахивания нижнего слоя к пахотному заметно проявляется на фоне внесения достаточно высоких доз удобрений и извести. Лучше углублять пахотный слой во время зяблевой вспашки под культуры отзывчивые на углубление. Припаханную оподзоленную часть горизонта к пахотному следует перемешивать весной, перепашкой до 16 см с внесением органики.

Улучшение почвенного профиля мелкозалежных торфяников проводят с помощью нормативной вспашки совмещенной с образованием под вспаханным горизонтом взрыхленных полос. Это обеспечивает разуплотнение подплужной подошвы, водоудерживающей прослойки и создает временные щели и кротовины.

Технология создания мощного однородного по плодородию пахотного слоя тяжелых почв состоит из системы проведения послойной вспашки с ликвидацией подзолистого горизонта. Она предусматривает использование растительных остатков, которые служат биомелиоративной прослойкой по регулированию водного режима, с применением мелиоративной и обычной вспашки, рыхления, дискования, выравнивания поверхности.

Каждый из вышеописанных приемов имеет как положительные, так и отрицательные стороны. При проектировании систем приема по созданию мощного пахотного слоя всецело зависит от типа почвы.

Общие физические свойства почвы.Плотность твердой фазы почвы (удельная масса) – отношение массы ее твердой фазы к массе воды в том же объеме при +40С. Величина постоянная. Значение ее изменяется в зависимости от величины гумуса и состава минеральной части почвы. Для дерново-подзолистых почв республики этот показатель колеблется от 2,40 до 2,65 г/см3 для торфяно-болотных – от 0,5 до 1,4 г/см3.

Плотностьпочвы (объемная масса) – масса единицы объема абсолютно сухой почвы, взятой в естественном сложении, выражают в г/см3. Плотность влияет на режимы почвы и является величиной переменной, как в процессе окультуривания почвы, так и за сезонный период. После рыхления плотность почвы снижается, затем под влиянием осадков, своего веса она увеличивается и достигает равновесной плотности. Наилучшие условия для культур по плотности складываются тогда, когда значение оптимальной и равновесной плотности совпадают.

Повышенная плотность отрицательно влияет на водный режим, газообмен и биологическую активность почвы. От излишней плотности снижается полевая всхожесть семян, уменьшается глубина проникновение корней и их форма. Рост корневой системы при плотности почвы 1,4–1,55 г/см3 затруднен, более 1,60 г/см3 невозможен. Неблагоприятно и очень рыхлое сложение.

Пахотный слой считается рыхлым при плотности – 1,15, плотным – 1,15–1,35 и очень плотным – выше 1,35 г/см3. Полевые культуры по разному относятся к уплотнению почвы. Картофель, кормовые корнеплоды, сахарная и столовая свекла хорошо растут и дают высокие урожаи только на рыхлых почвах. Отношение многолетних трав к плотности почвы зависит от возраста растений. Молодые растения бобовых и злаковых трав, особенно клевера красного, очень плохо переносят уплотнение верхнего слоя почвы. На второй и последующий годы жизни они могут произрастать и на сравнительно уплотненной почве. На рост растений влияет и плотность подпахотного горизонта

Оптимальные значения объемной массы на легкосуглинистых почвах для культур севооборота составляет для ячменя 1,15–1,25, для озимой ржи 1,20–1,30, овса 1,15–1,25, кормовых бобов 1,02–1,30, картофеля 1,00–1,20, кукурузы 1,10–1,40 г/см 3.

Пористость (скважность) почвы. Промежутки между почвенными комочками, из которых состоит твердая фаза почвы, называются порами. Общий объем пор в процентах по отношению ко всему объему почвы называется пористостью или скважностью почвы. Различают некапиллярную и капиллярную пористость. Засчет некапиллярных пор происходит водопроницаемость и воздухообмен. Капиллярные поры определяют запас доступной для растений влаги. Если некапилярная пористость меньше 50%, то резко уменьшается воздухообмен, если она выше 65% снижается водоудерживающая способность почвы.

Соотношение объемов занимавших твердой фазой почвы и различными видами пор называется строением пахотного слоя почвы. Оптимальное соотношение объема твердой фазы почвы и общей скважности для почв тяжелого гранулометрического состава 40–35 и 60–65%, а легкого по объему твердой фазы почвы 50–55% и 45–50% общей скважности.

Строение почвы регулируют улучшением структуры и обработкой почвы. Приемы обработки повышают общую пористость, увеличивая объем некапилярных пор, что улучшает водно-воздушный режим почвы. Однако чрезмерная рыхлость почвы ведет к потере влаги, быстрой минерализации органического вещества. Возникает трудность заделки мелкосемянных культур, требующих неглубокой заделки семян – это лен, клевер, овощные, просо, многолетние травы, поэтому почву уплотняю катками.

Структура почвы.Основным фактором, определяющим сложение почв среднего и тяжелого гранулометрического состава и его устойчивость во времени, является механически прочная и водопрочная структура.

Способность почвы распадаться на агрегаты называется структурностью. Совокупность агрегатов различной величины, формы и качественного состава называется почвенной структурой. В зависимости от диаметра частиц различают глыбистую структуру – комки более 10 мм, макроструктура – от 0,25 до 10 мм, микроструктура – мене 0,25 мм. Наиболее встречаемые формы агрегатов – это зернистая, комковатая, глыбистая, пылеватая структура. В агрономическом отношении для пахотных земель наиболее ценной считается зернистая и комковатая с диаметром агрегатов от 0,25 до 10 мм.

Структурные почвы имеют развитые капиллярные поры, которые впитывают влагу, а промежутки между ними заполнены воздухом. Это усиливает развитие корней растений, работу микроорганизмов по разложению органических веществ до азотного и зольного питания. Структурные почвы не заплывают, имеют слабый поверхностный сток, не требуют больших усилий по обработке. Испарение из структурной почвы происходит медленно из-за широких промежутков между комочками, а отсюда и запас воды.

В бесструктурную почву влага впитывается медленно, а значительная её часть теряется вследствие поверхностного стока. Поверхность бесструктурной почвы при увлажнении заплывает, а при подсыхании уплотняется, образуя корку, газообмен между почвой и атмосферным воздухом нарушается.

Агрономически ценная структура характеризуется такими показателями как размер частиц, водопрочностью и позорностью агрегатов.

Водопрочность структуры называется ее способность противостоять размывающему действию воды. Почвы с высокой водопрочностью структуры длительное время сохраняют благоприятное сложение, достигнутое первое же обработкой. Опыты показали, что пахотный слой имеет устойчивое сложение, если содержит не менее 40–45% водопрочных агрегатов более 0,25 мм. При меньшем содержании водопрочных агрегатов почва быстро уплотняется под влиянием осадков. Структурная почва имеет рыхлое сложение, меньшую плотность и большую пористость, более 45%, размер агрегатов составляет 0,25–10 мм, внутри комков преобладают капиллярные промежутки, а между комками – крупные некапилярные. Даже при обильном увлажнении в структурной почве в порах между агрегатами сохраняется воздух, корни растений и аэробные микроорганизмы не ощущают его недостатка.

Структура почвы разрушается главным образом под влиянием механических, физико-химическим и биологических факторов. Механическое разрушение структуры происходит в самых верхних слоях, вызывается оно преимущественно почвообрабатывающими машинами; физико-химическое разрушения могут быть вызваны одновалентными катионами, попадающими в почву с осадками, удобрениями; биологические причины разрушения структуры связаны с микробиологическими процессами, при которых происходит разложение гумуса в агрегатах и их разрушениях.

Для создания агрономически ценной структуры и поддержания ее в водопрочном состоянии используют различные агротехнические приемы – посев много летних трав, внесение органических удобрений и известкование, осушение переувлажненных почв, способы обработки почв.

Возделываемые культуры также оказывают определенное влияние на структуру почвы, так на третьем году монокультуры ячменя коэффициент структурности пахотного слоя был равен 1,57, тимофеевки – 1,54 и кормовой свеклы 1,10. Чем выше общая масса корней в единицы объема, тем сильнее она влияет на расчленение слитной почвы на макроструктурные отдельности, действия которых можно сравнить с функцией клиньев. Так на почву многолетние травы существенно влияют только при урожае сена 40–50ц/га и выше, поскольку масса оставляемых корней пропорционально (или равна) массе надземной части. На характер накопления корневой массы большое влияние оказывает глубина заделки удобрений и способы обработки почвы. Гумусовые вещества, особенно свежеобразованные, обладая склеивающей способностью, оказывают большое влияние на образование агрономически ценной связной водопрочной и пористой структуры почвы.

Физико-механические свойства почвы.Пластичность – способность почвы под действием внешних сил сохранять форму. Проявляется при сильном увлажнении особенно на глинистых почвах.

Связность – способность почвы противостоять направленным на нее силам. Невысокую связность имеют песчаные и структурные почвы. Гумус в тяжелых суглинистых и глинистых почвах уменьшает их связность, в легких песчаных – несколько увеличивает.

Набухание – увеличение объема почвы при увлажнении, а усадка – сокращение объема почвы при высыхании. Песчаные почвы не набухают, глинистые и суглинистые в значительной степени. При изменении этих объемов поверхность почвы трескается, теряется влага, возможен разрыв корневой системы растений.

Спелость. Состояние почвы пригодной для обработки, т. е. когда связность мала и почва не прилипает к орудиям, хорошо крошится.

Твердость – это сопротивление почвы проникновению в нее на определенную глубину твердого тела. Высокая твердость признак плохих физико-химических и агрофизических свойств.

Удельное сопротивление – это усилие потраченное на подрезание пласта, оборот и трение о рабочую поверхность орудия, кг/см2.По величине удельного сопротивления почвы делят:

– легкие с удельным сопротивлением 0,2–0,35 кг/см2 это песчаные, супесчаные и некоторые торфяные;

– суглинистые с удельным сопротивлением 0,35–0,55 кг/см2;

– тяжелые почвы (глинистые) имеют удельное сопротивление 0,55–0,80 кг/см2.

 

Т а б л и ц а 2.2. Влияние механического состава почвы на удельное сопротивление

Похожие статьи:

www.poznayka.org

Условия необходимые для жизни растений

Урок познания мира по теме: « Условия необходимые для жизни растений».

Задачи: - ознакомить учащихся с условиями жизни растений

Цель: продолжить формирование представлений учащихся об условиях, необходимых для жизни растений.

: вода, свет, воздух, тепло, почва;

- развивать у учащихся навыки умственного труда, умения анализировать, обобщать и делать выводы;

- воспитывать бережное отношение к природе.

Планируемые результаты:

- будут выделять свойства растений, которые позволяют отнести их к живой природе;

- определят условия, необходимые для жизни растений.

Методы и методические приемы: наблюдение, беседа, использование художественного слова ( стихотворения ) .

Оборудование : карточки, интерактивная доска, учебники, ватман, стикеры, маркеры, листы А-4,оценочные листы.

Ход урока:

  1. 1. Организационный момент. Создание коллаборативной среды.

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуйте, мои друзья!

Всех вас рада видеть я.

2. Деление на группы. Карточки со словами: свет, тепло, влага, воздух.

II. Проверка домашнего задания. Тесты. Обведи кружочком правильный ответ. Проверка . Самооценивание.

  1. Постановка целей и задач:

Ребята! Сегодня на уроке я предлагаю вам стать исследователями. Это значит надо внимательно слушать, думать, размышлять, вспоминать, высказываться, и тогда выполним все поставленные задачи. Работать будем в группах. Давайте повторим правила (слайд 1)

- уважать мнение товарища;

- не обижать и не обижаться;

- быть внимательным;

- соблюдать тишину;

- слушать и слышать друг друга;

- участвовать всем.

Ребята! Вы образовали 4 группы. Назовите свои группы. Как вы думаете, какова тема нашего урока?

Тема: Что нужно растениям для жизни?

Учитель: Назовите и запишите на листах, какие условия необходимы для жизни растений. Составление ассоциативной карты.

Презентация работ. Физминутка для глаз.

  1. – Составьте в группах короткое рассуждение – доказательство, что это условие необходимо для жизни растений. Приложение 2. Чтение текста учебника. Презентация проектов. Оценивание в группе.

Физминутка « Бурундуки».

  1. Игра «Да – нет»

  1. К живой природе относятся земля, воздух, горы. (-)

  2. Живая природа это растения, животные. (+)

  3. Сосна, дуб, ель – это кустарники. (-)

  4. Без воды не могут жить растения.(+)

  5. Часть дерева, которая находится в почве, это корень (+)

  6. Для жизни растений необходимы только тепло и свет.(-)

  7. Растения дышат воздухом.(+)

  8. Почва питает растения.(+)

  9. Питательные вещества растения получают от солнца.(-)

  10. Растения делятся на 3 группы.(+)

Проверка . Оценивание в группе.

  1. Написать пятистишие к слову « растения».

  2. Рефлексия.

На доске вы видите изображения солнышка, солнца с тучкой и тучки.

Все кто в течение урока испытывал радость общения, уверенность в своих силах – поместите свой стикер на солнышко.

Те, кому было плохо, грустно или скучно на уроке – поместите свой стикер на картинку солнца с тучкой.

А те ребята, кто не уверен в своих силах, кому надо еще раз ознакомиться с материалом – на картинку с тучкой.

Лидер дает оценку группе.

  1. Домашнее задание. Подобрать стихотворение о природе и выразительно прочитать (для слабомотивированных). Подобрать и выучить (для высокомотивированных).

Спасибо за урок!

Приложение 1.

Тесты по проверке домашнего задания:

  1. Хороший урожай ждет того, кто:

а) хорошо спит

б) много ест

в) ухаживает за растениями

г) долго думает

2. Плоды появляются, когда:

а) сойдет первый снег

б) появится листок

в) дети придут в сад

г) растение отцветет

3. Плоды бывают:

а) сухие и сочные

б) сухие и мокрые

в) мокрые и высохшие

г) сочные и сладкие

4. Назовите группы растений: а)___________, _б)___________ , в)_____________

Приложение 2.

Для группы № 1

Как растения получают воду? Что произойдет , если растение лишить воды?

Ответ: Растения получают воду через корни. Если растение получает воду, оно будет расти, а если его оставить без воды – засохнет.

Для группы № 2

Как растения получают воздух?

Ответ: Листья поглощают из воздуха углекислый газ , который выдыхают люди и животные, а вместо него выделяют кислород. Так растения дышат.

Корень находится в почве. Ему тоже нужен воздух. Поэтому важно, чтобы почва была рыхлой, и в нее поступал воздух.

Для группы № 3

Как растения получают питательные вещества?

Ответ: Чтобы растение росло , ему нужны питательные вещества. Питательные вещества находятся в почве. Растения получают их через корни вместе с водой.

Для группы № 4

Что происходит с растениями осенью?

Ответ: Осенью солнце все чаще прячется за тучами. Его лучи не дают того количества света и тепла. Без тепла питание растений замедляется. Листья становятся желтыми, красными, а затем опадают.

Рефлексивный отчет к уроку познания мира по теме: Условия необходимые для жизни растений.

На уроке решались следующие задачи: Образовательные: ознакомить учащихся с условиями жизни растений: вода, свет, воздух, тепло, почва;

Развивающие: развивать у учащихся навыки умственного труда, умения анализировать, обобщать и делать выводы;

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе.

  Урок – это часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершиться на уровне высокой общественной культуры. Класс, с которым я работаю, является классом возрастной нормы. Большинство имеет положительную мотивацию к учебной деятельности. В классе есть ребята с неустойчивым, рассеянным вниманием, низкой работоспособностью, они быстро утомляются и поэтому испытывают трудности в обучении. Урок построен с учётом индивидуальных особенностей детей.    На протяжении всего урока осуществлялась  взаимосвязь всех его этапов через организацию мотивации в начале урока, создание игровой ситуации для актуализации знаний учащихся, плавного перехода одного этапа урока в другой, соблюдая принцип от простого к сложному, сочетая индивидуальную работу и групповую работу. После организационного момента, создания коллаборативной среды, провела деление на группы. Делились на группы по карточкам: свет, тепло, влага , воздух. Повторили правила работы в группах. По названиям созданных групп предложила определить тему урока. Была сложность в формулировке темы. При создании ассоциативной карты старались назвать условия, необходимые для жизни растений. Навыки работы в группах развиваю в детях с 1 класса. При составлении рассуждения – доказательства ребята продемонстрировали умение работать в группе. Оценивание провели лидеры групп. Игра « Да – нет» позволила определить уровень полученных знаний.  Оценки выставлялись ребятами в таблицу оценочного листа.  Оценки объективные. При написании пятистишия не все учащиеся справились с заданием. Планирую дальнейшую работу над словарным запасом. Рефлексия помогла определить результат работы каждого ученика. Домашнее задание ребята получили на карточках :для слабомотивированных и высокомотивированных. Работая в группах, смогли включиться в работу как  учащиеся с высоким уровнем развития, так и «слабые» дети. На уроке использовался мультимедийный проектор (для экономии времени на уроке, развития интереса к обучению, обобщения знаний). Применение ИКТ на  этом уроке, показало, что наглядное видение облегчает понимание, активизирует мыслительную  деятельность, повышает внутреннюю и внешнюю мотивацию.     Применение модулей   обучения на уроке позволило сделать его интересным, насыщенным, плотным по структуре.   На каждом этапе урока учитывались индивидуальные особенности и интересы учащихся, уровень  их подготовленности, осуществлялась  индивидуализация обучения и дифференцированный  подход.   Использовала различные виды контроля  на уроке: ученик- ученик , самоконтроль, ученик – учитель .  План урока выполнен : урок об­разовательной, воспитывающей и развивающей целей достиг.               

kopilkaurokov.ru

Условия жизни растений. Лес как растительное сообщество

Условия жизни растений. Как вы уже знаете, для нормальной жизнедеятельности растений разных видов необходимы не одинаковые условия освещенности, влажности, температуры. Одни растения, например коровяк медвежье ухо, шалфей луговой, нивяник обыкновенный, пустырник пятилопастной растут только при хорошей освещенности. Их относят к группе светолюбивых растений. Кислица обыкновенная, майник двулистный, вороний глаз четырехлистный, барвинок малый, зеленчук желтый растут в тени деревьев — это теневые растения. Колокольчик скученный, купальница европейская встречаются обычно на открытых участках, но иногда их можно встретить и при некотором затенении — это теневыносливые растения.

Светолюбивые растенияСветолюбивые растенияТеневые растенияТеневые растения

Не одинаковые потребности растений и в воде. Так, саксаул, верблюжья колючка и ковыль приспособились к обитанию в сухих условиях с бережным расходом воды. Их относят к группе ксерофитов (от греч. «ксерокс» — сухой, «фитон» — растение). Колокольчики и гвоздики произрастают обычно в условиях средней влажности воздуха и почвы. Они принадлежат к группе мезофитов (от греч. «мезос» — средний, «фитон» — растение). Некоторые растения могут расти только в условиях повышенной влажности воздуха (осока, череда), их относят к гидрофитам (от греч. «гидро» — вода, «фитон» — растение). Кроме того, встречаются растения частично погруженные в воду (рогоз, стрелолист, частуха), или обитающие полностью в толще воды — это гигрофиты (элодея, рдесты).

Разные потребности у растений в температуре окружающей среды. Пальмы, кактусы, кипарисы, апельсины, дыни растут только в теплых областях. Наоборот полярные ивы, морошка, куропаточья трава, карликовая береза, линнея северная встречаются только на территориях с холодным климатом.

Теплолюбивые растенияТеплолюбивые растенияРастения холодного климатаРастения холодного климата

Кроме света, влажности и температуры на растения влияют и другие факторы среды: засоленность, механический состав и плодородие почвы. Все они определяют возможность обитания в данном месте того или другого вида растений. Эти факторы называют факторами среды обитания.

Существенное влияние на растения оказывает человек, особенно в последнее время. Строительство дорог, расширение городов, увеличение числа дачных участков, свалки, вырубки лесов приводят к изменению условий обитания. Следовательно, происходит исчезновение произрастающих на данной территории растений большинства видов. Для того, чтобы уменьшить отрицательное влияние среды, человек должен хорошо знать особенности жизни разных растений и их взаимосвязи.

Лес. Разнообразие лесов. Лес, как вам уже известно, характеризуется господством деревьев. Под их пологом произрастают кустарники, кустарнички и травянистые растения.

Леса, в зависимости от преобладающей древесной породы, делят на две большие группы: лиственные и хвойные. Если леса образованы дубом, липой, буком, кленом, ясенем, то их называют широколиственными, а если березой, осиной, ольхой, то — мелколиственными. Хвойные леса бывают темнохвойные (ель, пихта, сосна сибирская) и светлохвойные (сосна обыкновенная, лиственница сибирская). Кроме того, выделяют смешанные леса, в которых произрастают вместе хвойные, широколиственные и мелколиственные породы. Тип леса определяется условиями окружающей среды, а сами деревья влияют на видовой состав сообщества.

Березовая рощаБерезовая рощаСосновый лесСосновый лесЯрусность расположения растений в лесу. В зависимости от жизненной формы и высоты растений в лесу можно выделить несколько ярусов. Наиболее четко ярусность выражена в широколиственном лесу. Там самые высокие деревья (дуб, липа, ясень) образуют первый (верхний) ярус. Их кроны находятся в наилучших условиях освещенности. Более низкорослые деревья (рябина, яблоня, клен) формируют второй ярус. Под ними расположены кустарники (лещина, жимолость, крушина, бересклет) и молодые деревья, которые образуют третий ярус. Разнообразные травы и кустарнички относят к четвертому ярусу. В пятом (самом нижнем) ярусе расположены мхи и лишайники.

Ярусность леса. СхемаЯрусность леса. Схема

Почву покрывает лесная подстилка. Она состоит из опавших листьев, отмерших побегов и сухих веток. Многочисленные бактерии и грибы, содержащиеся в лесной подстилке, разлагают ее и преобразуют в перегной и минеральные вещества.

Травянистые растения и кустарнички лесов. Растения, образующие травянистый ярус в разных типах леса, находятся в неодинаковых условиях освещенности, минерального и водного обеспечения, а также температурного фактора. От этого зависит видовой состав сообщества.

Лесные растенияЛесные растения

В хвойных лесах уровень освещенности в течение года остается примерно одинаковым. Растения нижнего яруса, произрастающие в светлохвойных лесах, получают больше света, по сравнению с обитающими в темнохвойных. В светлохвойных лесах поселяются более светолюбивые растения (вереск, прострел, кошачья лапка двудомная). Под кронами темнохвойных пород могут расти только теневые и теневыносливые растения (черника, брусника, воронец, кислица обыкновенная, майник двулистный, грушанки). Многие из растений, произрастающие в хвойных лесах — вечнозеленые (брусника, грушанка, линнея северная). Иногда хвойные леса могут быть почти полностью лишены травянистого яруса. Например, высокая сухость и бедность почвы некоторых сосновых лесов непозволяет расти в них травам. В этом случае почва сплошь покрыта хвоей и лишайником («белым мхом»).

В лиственных лесах световой режим различается в течение года. Особенно ярко это проявляется в широколиственных лесах, где летом создаются сильное затенение и повышенная влажность воздуха. В широколиственных лесах произрастают: осока волосистая, сныть обыкновенная, зеленчук желтый, медуница неясная. Особенно красиво в широколиственном лесу весной, когда деревья еще не покрылись листвой. В это время цветут ветреница, пролеска, хохлатка, чистяк весенний, гусиный лук. Через 2–3 недели после цветения у них созревают семена и надземные побеги отмирают. Их относят к группе эфемероидов (от греч. «эфемерос» — быстроразвивающиеся, скоропроходящие развитие).

ЭфемероидыЭфемероиды

Светолюбивые, теневые и теневыносливые растения; ксерофиты, мезофиты и гидрофиты; ярусность, ярус, эфемероиды; лесная подстилка.

blgy.ru


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта